Детские инфекционные болезни кратко. Инфекции у детей (детские инфекции). Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте

При первом же недомогании малыша, родители начинают бить тревогу, и это понятно, ведь маленький организм очень подвержен инфекциям, а чтобы вылечить такое заболевание, необходима помощь врача.

Инфекции у детей вызывают достаточно сложные последствия, поэтому ранняя диагностика недуга очень важна.

Рассматривая ряд факторов, чаще всего провоцирующих инфекционные заболевания в раннем возрасте, можно отметить следующие – резкий рост и формирование организма, включая умственное развитие, наращивание скелетной и мышечной массы, . В этот период организм отдает все силы на развитие, поэтому внешние бактерии и инфекции легко проникают в организм, что нередко приводит к ослаблению иммунитета.

Виды инфекционных заболеваний

В России с целью своевременного выявления и лечения инфекционных болезней среди маленьких детей проводится всеобщая диспансеризация. Рассмотрим несколько часто встречающихся заболеваний и определим основные симптомы и методы борьбы с ними.

Инфекция мочевыводящих путей

Этот недуг встречается у маленьких детей дольно часто и уступает в первенстве разве только ОРВИ. В первые годы жизни заболеванию больше подвержены мальчики, а в возрасте от 7-8 лет инфекция чаще атакует девочек. Симптомы мочеполовой инфекции у детей следующие:

  • Во время мочеиспускания ребенок ощущает жжение, а на поздних стадиях – болевые ощущения;
  • Малыш просится в туалет чаще обычного, при этом испуская мочу небольшими дозами;
  • Возникают ситуации бесконтрольного мочеиспускания;
  • Моча имеет нехарактерный мутный цвет и неприятный запах;
  • Кроха ослаблен, капризен, позывы сопровождаются болевыми ощущениями в области поясницы, внизу живота.

Причинами возникновения инфекции мочевых путей у ребенка становятся бактерии, которые появляются и начинают активно размножаться в почках, мочеиспускательном канале и мочевом пузыре. Этому предшествует простуда, переохлаждение организма, несвоевременное питание или неверно подобранный рацион, включающий острую и соленую пищу.

Мочеполовая инфекция у детей у новорожденных иногда является следствием врожденной аномалии. В этих случаях родителям может быть предложено устранить патологию путем хирургического вмешательства.

Лечение инфекций мочевыводящих путей у детей проводится при помощи антибиотиков, причем необходимый для этого препарат подбирается только специалистом после обследования и сдачи анализов на индивидуальную чувствительность. Кроме того, ребенку может быть назначена диета и обильное питье. Если заболевание выявлено на начальной стадии, все мероприятия по лечению малыша могут быть проведены дома, однако если процесс запущен и инфекция достигла острой стадии, скорее всего вам предложат госпитализацию.

Пневмококковая инфекция у детей

Этому виду инфекционных заболеваний подвержены дети с ослабленными бронхами и легкими, склонными к простудным заболеваниям и пневмониям. Пневмококки – это патогенный организм, обитающий в микрофлоре легких каждого человека. Инфекция попадает в организм ребенка при контакте с носителем вируса или вследствие активного размножения собственных кокковых палочек. Болезнь может сопровождаться такими тяжелыми недугами, как менингит, сепсис и пневмония.

Основной защитой от этого заболевания служит прививка от пневмококковой инфекции детям. Причем, сама вакцина не содержит вирусов, возбуждающих болезнь в детском организме. Очищенные полисахариды вводятся малышу в виде инъекций Превенар, в зависимости от возраста.

Доктор Комаровский в своих видео консультациях дает развернутую картину причин инфицирования и необходимости вакцинации. Прививка от пневмококковой инфекции детям, по Комаровскому, крайне необходима хотя бы потому, что в России до сих пор отсутствует поголовная диагностика детей на все респираторные заболевании, связанные с воспалением органов дыхания.

Менингококковая инфекция у детей

Еще одно острое инфекционное заболевание, вызванное приобретенными диплококками от больного человека или носителя бактерии. Заболевание быстро распространяется воздушно-капельным путем, преимущественно в местах большого скопления детей. Признаками минингитовой инфекции у ребенка служит резкое повышение температура до 38-39С, головная боль, заложенность носоглотки, набухание шейных лимфоузлов.

К основным симптомам менингококковой инфекции у детей можно так же отнести и симптом Керинга, который проявляется при тяжелых формах болезни. Малыш не может распрямить согнутую руку или ногу, мышцы шеи и спины скованы. Такая симптоматика свидетельствует о том, что ребенка необходимо срочно госпитализировать.

Стафилококковая инфекция у детей

Этот вид заболевания характерен тем, что инфекция может поразить абсолютно каждый орган или ткань детского организма. Такие распространенные заболевания, как артрит, отит, ларингит – все это недуги, связанные с развитием в определенной части организма стафилококковой инфекции. И хоть болезни выделены в различные группы, все они имеют общую природу, патогенные связи и этиологическое начало. Перед лечением необходимо точно определить какой именно возбудитель стафилококка находится в организме, а уж затем приниматься за его устранение.

Стрептококковая инфекция у ребенка

Этот вид заболевания протекает в виде фарингитов, скарлатины или рожистых воспалений. У детей младшего возраста такой инфекционный недуг очень распространен. На фоне инфекционного заражения появляется повышение температуры, боль в очагах поражения органов бактериями, гнойный отит, абсцессы, пневмонии и менингит. Инфекционное заболевание у новорожденных ярко выражено в характерных кровоизлияниях и выделениях из носоглотки, увеличениях внутренних органов – селезенки, печени, легких.

Доктор Комаровский: об инфекциях

Какого бы рода инфекцию не приобрел ваш малыш, необходимо помнить о том, что без помощи специалиста не обойтись. В данном случае, бактериальная инфекция у детей или кокковая, промедление в правильно поставленном диагнозе и назначенном лечении недопустимо!

Инфекционные заболевания не проходят сами по себе, и это важно помнить. При малейшем недомогании срочно обращайтесь в клинику и начинайте проходить обследование. Только от вас зависит то, насколько быстро малыш поправится и обретет здоровье.

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха , ветряная оспа , коклюш , дифтерия , корь , скарлатина , эпидемический паротит , полиомиелит , пневмококковая инфекция , гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция , инфекционный мононуклеоз , острые респираторные заболевания , острые кишечные инфекции , острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Заболевание Начало заразного периода Заразен ли ребенок во время болезни Заразен ли ребенок после исчезновения жалоб (выздоровления)
Период в котором можно заразить других (заразный период)
Краснуха за 3-4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Корь за 4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Ветрянка с первых симптомов болезни весь период сыпи + 5 дней
Скарлатина с первых симптомов болезни первые дни болезни не заразен
Коклюш за день до появления симптомов болезни 1 неделя болезни = 90-100% «заразности», 2 нед.=65%, 3 нед. = 35%,
4 нед. = 10%
более 4 недель
Дифтерия с началом болезни – первыми симптомами 2 недели более 4 недель, «носительство» более 6 месяцев
Эпидемический паротит (свинка) за 1 – 2 дня до первых симптомов до 9 дней болезни не заразен
Полиомиелит за 1-2 дня до первых жалоб 3-6 недель
Гепатит А с 3 – 23 дня весь период желтухи, 1 месяц месяцы
Дизентерия с первых симптомов болезни весь период болезни 1 – 4 недели, месяцы
Сальмонеллез с первых симптомов болезни весь период болезни 3 недели, далее более года у 1 – 5% пациентов

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения : воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Инкубационный период при детских инфекциях

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный , что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

Однако, одним из частых проявлений детских инфекций является сыпь (инфекционная экзантема) . Именно сыпь является «пугающей визитной карточкой» инфекций у детей и требует правильной расшифровки. Сыпь может возникать одномоментно или поэтапно.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).


Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Менингококковая инфекция (менингококцемия) характеризуется появлением геморрагической сыпи сначала мелкой, а затем сливного характера в виде «звезд». Сыпь чаще появляется на ягодицах, голенях, руках, веках.

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Врач инфекционист Быкова Н.И.

Детские инфекционные болезни - это группа инфекций, которыми люди обычно болеют в детском возрасте, а после заболевания остается стойкий иммунитет, поэтому повторные случаи заражения крайне редки.

В этой статье будут рассмотрены такие распространенные детские инфекции, как: ветряная оспа (ветрянка), корь, краснуха, паротит (свинка), коклюш и парвовирусная инфекция. Многие из них протекают с сыпью на коже, повышением температуры тела и ухудшением общего состояния ребенка, однако, в большинстве случаев заканчиваются благополучно. Только в редких случаях возможны тяжелые формы болезни и осложнения. У взрослых «детские инфекции» чаще протекают тяжело и с осложнениями.

Все детские инфекции имеют инкубационный период - интервал времени между заражением и появлением первых симптомов. Инфекционным периодом называют срок, на протяжении которого ребенок остается заразным для окружающих.

Ветряная оспа (ветрянка)

Инкубационный период: 1-3 недели.

Инфекционный период: больной наиболее заразен за 1-2 дня до появления сыпи, но инфекционный период продолжается до тех пор, пока не отпадут корочки с последних пузырьков на коже.

Симптомы. Первые признаки ветрянки: сыпь на коже, общее недомогание и небольшое повышение температуры. Сыпь выглядит, как красные пятна, которые в течение одного-двух дней превратятся в пузырьки, наполненные жидкостью. Постепенно они высыхают, покрываясь корочками, которые затем отпадают. Сначала пятна появляются на груди, спине, голове или шее, а затем распространяются по всему телу. На их месте могут остаться рубчики, но лишь в случае сильной инфекции. Элементы сыпи добавляются на теле ребенка в течение нескольких дней.

Что делать?

Как правило, лечение ребенка, заболевшего ветряной оспой, проводится в домашних условиях. Стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Давайте вашему ребенку обильное питье.
  • Для облегчения жара и дискомфорта примите парацетамол или ибупрофен.
  • Зуд можно облегчить, приняв ванну, надев свободную одежду или с помощью каламинового лосьона.
  • Постарайтесь не давать ребенку расчесывать или сковыривать пузырьки, так как это увеличивает риск образования шрамов. Это очень тяжело для ребенка, так что почаще хвалите и поддерживайте его. Постарайтесь отвлечь ребенка от зуда, например, просмотром телевизора. Сообщите в школу или детский сад, что ваш ребенок заболел, если есть угроза заражения для других детей.
  • Не давайте вашему ребенку вступать в контакт с беременными или пытающимися забеременеть женщинами. Если ваш ребенок вступал в контакт с беременной женщиной, которой вскоре стало плохо, сообщите ей о ветрянке (и посоветуйте обратиться к врачу). Для женщин, никогда не болевших ветрянкой, заражение этим заболеванием во время беременности может привести к выкидышу, или ребенок может родиться с ветрянкой.

Корь

Инкубационный период: 7 - 12 суток, в среднем 10 дней.

Инфекционный период: начинается примерно за 4 дня до появления сыпи и заканчивается спустя 4 дня после ее исчезновения.

Симптомы. Вначале корь похожа на простуду в тяжелой форме, с кашлем, слезящимися глазами,болью в глазах.

Постепенно ребенку будет становиться хуже, начнет подниматься температура. Сыпь появляется на третий или четвертый день. Пятна слегка выпуклые и имеют красный цвет. Пятна могут сливаться, но не вызывают зуда. Сыпь начинается за ушами и распространяется на лицо и шею, а затем по всему телу. Болезнь, как правило, длится около недели.

Корь гораздо серьезнее, чем ветряная оспа, краснуха или свинка. Для того чтобы предотвратить болезнь, существует вакцина. К серьезным осложнениям относятся пневмония и смерть.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости (теплые напитки облегчат кашель).
  • Для облегчения жара и дискомфорта используйте парацетамол или ибупрофен.
  • Нанесите вазелин вокруг губ, чтобы защитить кожу.
  • Если веки ребенка покрылись корочкой, аккуратно обмойте их теплой водой.
  • Если вашему ребенку тяжело дышать, он много кашляет или выглядит сонным, немедленно обратитесь к врачу.

Свинка (эпидемический паротит)

Инкубационный период: 14 - 25 суток, в среднем - 17 дней.

Инфекционный период: начинается за несколько дней до первых симптомов болезни и продолжается, пока не спадет припухлость, обычно в течение 9-10 дней.

Симптомы .Общее недомогание и повышение температуры тела. Боль и припухлость слюнных желез, что приводит к округлению лица, появлению видимой опухоли перед ухом и под подбородком. Как правило, опухание начинается с одной стороны, переходя (но не всегда) на другую. Возникает боль при жевании пищи.

Припухлость на лице должна пройти примерно через неделю. В редких случаях у мальчиков свинка может поразить яички. Чаще это случается у взрослых мужчин, заболевших свинкой. Если вам кажется, что яички вашего сына стали опухшими или болезненными, обратитесь к врачу.

Что делать?

  • Дайте ребенку парацетамол или ибупрофен для облегчения боли. Прочитайте нужную дозировку на упаковке.
  • Давайте ребенку обильное питье, но не фруктовые соки, так как они вызывают слюноотделение, что может усилить боль.
  • Обратитесь к врачу, если ваш ребенок страдает от боли в животе и рвоты, или если он покроется сыпью, похожей на мелкие лиловые или красные пятна, или синяки.

Инфекция парвовирусом В19 (инфекционная эритема)

Инкубационный период: 1 - 20 дней.

Инфекционный период: несколько дней до появления сыпи (после появления сыпи дети не заразны).

Симптомы. Болезнь начинает проявляться с жара и выделений из носа. На щеках появляется ярко-красная сыпь, как след от пощечины. В течение следующих двух-четырех дней сыпь распространяется на туловище и конечности. Дети с заболеваниями крови, например, сфероцитозом или серповидно-клеточной болезнью, могут стать более анемичны (малокровны). В этом случае следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости.
  • Для облегчения жара и дискомфорта принимайте парацетамол или ибупрофен.
  • Беременные женщины или женщины, пытающиеся забеременеть, должны обратиться к врачу как можно скорее, если они вступили в контакт с инфекцией или обнаружили у себя сыпь.

Краснуха (коревая краснуха)

Инкубационный период: 15 - 20 дней.

Инфекционный период: начинается за одну неделю до высыпаний на коже и длится в течение 5 дней с момента появления сыпи.

Симптомы. Поначалу симптомы похожи на простуду в легкой форме. Через 1-2 дня появляется сыпь, сначала на лице, затем на теле. Пятна плоские (на бледной коже они бледно-розовые). Лимфоузлы в задней части шеи могут опухать. Как правило, ваш ребенок не будет чувствовать недомогания. Иногда диагностировать краснуху может быть сложно.

Что делать? Давайте вашему ребенку обильное питье. Исключите возможность контакта вашего ребенка с беременной женщиной. Если такое произошло, сообщите ей об этом, так как ей требуется обратиться к врачу.

Коклюш

Инкубационный период: 6 - 20 дней.

Инфекционный период: примерно в течение 25-30 дней с момента заболевания, особенно заразными больные являются в начале болезни. Если с ранней стадии болезни назначаются антибиотики, это помогает устранить симптомы и ограничить заразный период до 5 дней.

Симптомы как при простуде, а также кашель, который постепенно усиливается. Спустя 2 недели начинаются сильные приступы кашля. Из-за этих приступов ребенок обессиливает, во время приступа ему сложно дышать.

Маленькие дети (до шести месяцев) переносят болезнь гораздо тяжелее, у них может появиться апноэ - временная остановка дыхания. Во время приступов наблюдается цианоз губ и лица . Ваш ребенок может задыхаться, страдать рвотой. Приступы кашля могут длиться несколько недель и вплоть до трех месяцев.

В связи с тяжестью проявлений, очень важна профилактика коклюша, для чего существует вакцина.

Что делать?

  • Обратитесь к врачу, если у вашего ребенка кашель , и он не проходит, а лишь усиливается, приступы кашля становятся продолжительнее и учащаются.
  • В интересах других детей важно знать, есть ли у вашего ребенка коклюш. Проконсультируйтесь со своим врачом по поводу того, как ухаживать за вашим ребенком. Избегайте контакта с маленькими детьми, так как они наиболее подвержены тяжелым осложнениям.

К какому врачу обратиться при подозрении на детские инфекции?

В первую очередь следует вызвать на дом врача-педиатра, чтобы он поставил правильный диагноз, а также зафиксировал случай заболевания в медицинской карте ребенка и передал сообщение в эпидемическую службу. В тяжелых случаях вам может потребоваться помощь инфекциониста. Если врач предложит госпитализацию, вы можете самостоятельно найти инфекционную больницу, ознакомившись с отзывами о ней.

Инфекционные болезни составляют большую часть от всех детских заболеваний. В первую очередь это связано с тем, что иммунитет у малышей неокрепший.

Многие инфекционные заболевания имеют определенную сезонность и периодичность. Это объясняется наступлением более благоприятных условий для размножения микроорганизмов и развития болезни ( летом, ОРИ в период межсезонья) или увеличением неиммунизированной прослойки населения ( , столбняк).

информация Все возбудители имеют свою контагиозность - восприимчивость к ним человека.

Так, например, вирус кори имеет контагиозность, близкую к 100%, что означает, что при встрече с ним у непривитого и не болевшего человека заболевание возникнет с вероятностью практически 100%.

Основные виды

Среди всех инфекционных заболеваний можно выделить следующие группы, сходные по механизму заражения, клиническим проявлениям, локализации:

  • инфекции дыхательных путей (ОРЗ, );
  • кишечные инфекции (сальмонеллез , дизентерия);
  • инфекции кожных покровов (трахома, рожа);
  • инфекции крови (малярия, сыпной тиф, риккетсиозы, ВИЧ).

Также для характеристики каждой инфекции в детской практике используют деление конкретной инфекции по типу (типичное, атипичное), тяжести (легкое, среднетяжелое, тяжелое) и течению (острое, хроническое, затяжное; гладкое, негладкое).

Причины инфекционных заболеваний у детей

Для развития того или иного инфекционного заболевания необходимы две составляющие:

  • Возбудитель (болезнетворные вирусы, бактерии, грибы, простейшие и другие микроорганизмы). Вызовет ли он заболевание, зависит от его свойств: токсичности, способности проникнуть к человеку, вирулентности (необходимое количество частиц данного возбудителя), патогенности (способности заразить).
  • Человек, восприимчивый к данному возбудителю . Разовьется ли у него данная болезнь, зависит как от местных факторов защиты, так и от общих.

важно Чаще всего источником инфекции является больной человек или животное. Носитель часто даже не подозревает о том, что выделяет болезнетворные микроорганизмы. Ведущие механизмы заражения: капельный, фекально-оральный, контактный, гемо-контактный.

  • Для первого (капельного ) передача инфекции происходит при чихании, кашле, разговоре, плаче. Возбудитель попадает во внешнюю среду и может далеко распространяться и долго оставаться активным. Так чаще всего передаются острые респираторные заболевания (ОРЗ), некоторые детские инфекции (корь, и другие).
  • Кишечные инфекции передаются фекально-оральным механизмом . Микроорганизм выделяется с испражнениями. Далее с загрязненной водой, при переносе возбудителя мухами, через грязные руки и т.д. инфекция попадает к другому человеку.
  • Контактный путь передачи возможен при непосредственном контакте больного и здорового или через предметы обихода (игрушки, предметы личной гигиены). Основными путями передачи являются половой, при поцелуях, через кожу, а также контактно-бытовой. Таким способом происходит заражение ВИЧ-инфекцией, хламидиозом, гепатитом В, дифтерией, бруцеллезом, сальмонеллезом и проч.
  • Гемо-контактный путь передачи характерен для ВИЧ-инфекции, гепатита C и В, малярии. Здесь можно выделить гемотрансфузионный путь (при переливании крови), с нестерильными инструментами, трансмиссивный (при укусе насекомыми) и вертикальный (от матери к ребенку во время беременности, родов и кормления грудью) пути передачи.

Признаки

информация Для всех инфекционных заболеваний характерна определенная цикличность развития патологического процесса и выздоровления.

Выделяют следующие этапы распространения и развития инфекции:

  • Инкубационный период - время от проникновения возбудителя до появления первых симптомов болезни. В зависимости от конкретной инфекции инкубационный период может длиться от нескольких часов (ОРИ, пищевые инфекции) до нескольких месяцев (ВИЧ, ), а порой и лет (проказа, цитомегаловирусная инфекция).
  • Продромальный период - характерным является появление симптомов общей интоксикации (вялость, снижение аппетита, слабость, недомогание), повышение температуры тела, появляются изменения в тех местах, через которые возбудитель попал в организм. Продолжительность данного периода составляет от нескольких часов (пищевые инфекции) до нескольких дней (корь, ).
  • Период разгара – помимо общих изменений, появляются характерные для конкретного заболевания симптомы и синдромы (сыпь и , рвота и при , при и т.д.).
  • Период выздоровления - к этому времени происходит спад клинических проявлений, иммунная система вырабатывает специфические факторы защиты (иммуноглобулины), приходят в норму показатели крови и другие, характерные для данного заболевания, симптомы. В зависимости от конкретного заболевания этот период может длиться до нескольких месяцев.

Профилактика инфекционных заболеваний у ребенка

информация С развитием медицины все большее место в профилактике инфекционных заболеваний занимает вакцинация.

Прививки создаются против определенного возбудителя. При встрече с микроорганизмом, против которого человек вакцинирован, у него заболевание не развивается или проходит в легкой форме.

В каждой стране существует свой и ревакцинаций (повторной вакцинации для сохранения устойчивости против определенного возбудителя). Если ребенок здоровый, родился доношенным и не имеет противопоказаний, то он вакцинируется соответственно этому календарю. В противном случае для него составляется индивидуальный план проведения прививок.

Основные мероприятия для предотвращения заражения инфекционными заболеваниями, против которых не существует вакцины:

  • Изоляция больного проводится на дому или в медицинских учреждениях. Для контактных лиц вводится карантин. Его длительность определяется инкубационным периодом конкретной инфекции.
  • Дезинфекционные мероприятия делятся на текущие и заключительные. Текущие проводятся до выздоровления больного, а заключительные - после. Также важную роль в предупреждении развития инфекционных болезней играет профилактическая дезинфекция, которая должна проводиться регулярно, независимо от эпидемической обстановки (влажная уборка помещения с использованием специальных средств в местах общественного скопления). Не стоит забывать и о дератизации - борьбе с грызунами, и дезинсекции - борьбе с насекомыми.
  • Для профилактики развития болезни после контакта с заболевшим используют пассивную иммунизацию - введение специфических иммуноглобулинов.

Не стоит забывать и о правилах личной гигиены. Важно с самого раннего детства своим примером обучать этому детей. С подростками стоит беседовать об инфекциях, передаваемых половым путем. Рассказать, что это такое, как происходит заражение и как от них уберечься.

Инфекционными болезнями называют те, которые обусловлены взаимодействием патогенного микроорганизма и макроорганизма, происходящим в условиях влияния внешней среды.

Различают острые и хронические инфекционные заболевания, при этом учитывают не только их длительность. Острая инфекция отличается тем, что, развиваясь на определенном отрезке времени, проявления ее исчезают (корь, ветряная оспа, скарлатина и др.). Для хронической инфекции характерно чередование периодов затихания болезни, иногда кажущегося излечения, с периодами обострения, вспышками острых заболеваний (туберкулез, сифилис и др.).

Основными источниками большинства инфекций являются больной человек и его выделения. Большую опасность в отношении заражения представляют больные с атипичными и стертыми формами заболевания, которые встречаются наиболее часто у детей раннего возраста.

Помимо больных, источником инфекции при многих болезнях могут быть носители, выделяющие патогенные возбудители. Носительство может отмечаться в инкубационном периоде, в периоде выздоровления (реконвалесценции) и у здоровых людей (дизентерия, менингококковый менингит, дифтерия, вирусный гепатит и др.).

Животные (больные или носители) , особенно домашние (кошки, собаки, крупный и мелкий рогатый скот), с которыми дети часто соприкасаются, также могут стать источником инфекции (токсоплазмоз, бруцеллез и др.).

При инфекциях, возбудители которых выделяются из организма главным образом с секретом слизистых оболочек носа, зева, глотки, верхних дыхательных путей, заражение происходит воздушно-капельным путем (корь, краснуха, грипп, ветряная оспа, коклюш, менингококковый менингит, дифтерия, скарлатина и др.). Реже возбудитель может передаваться при общении здорового человека с больным (дифтерия, скарлатина и др.).

Инфекции могут передаваться через зараженные объекты внешней среды (различные предметы обихода, ухода, пищевые продукты, вода). Особенно большую роль они играют в распространении кишечных инфекций (дизентерия, вирусный гепатит, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллезы и др.). Механическими переносчиками кишечных инфекций являются комнатные мухи.

И, наконец, возможна внутриутробная передача возбудителя через плаценту от больной матери плоду (сифилис, корь, грипп, оспа, вирусный гепатит, цитомегалия, токсоплазмоз, листериоз и др.).

В течении острых инфекционных болезней различают следующие периоды: инкубационный, или скрытый, продромаль-ный (период предвестников), период развития, период угасания и период реконвалесценции (выздоровления).

Клинические проявления инфекционных болезней у детей весьма разнообразны, что зависит как от свойств возбудителя (его вирулентности), так и от индивидуальных особенностей реактивности организма, от возраста, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний.

Новорожденные и дети первых месяцев жизни не болеют корью, полиомиелитом, скарлатиной, эпидемическим паротитом. Эта устойчивость объясняется, с одной стороны, передачей антител (пассивный иммунитет) от матери через плаценту или молоко, с другой стороны - недостаточной зрелостью организма, недифференцированностью иннервационных механизмов и нервной регуляции, что сопровождается несовершенством иммуно-логических реакций. Вследствие этого заболевания у детей этого возраста склонны к генерализации, к вовлечению в патологический процесс всего организма и протекают атипично. При этом чем моложе ребенок, тем атипичнее проявления заболевания.

С возрастом постепенно развивается способность дифференцирование реагировать на воздействие различных патогенных агентов, однако у детей грудного возраста и в меньшей степени у детей 2-3 лет ответные дифференцированные реакции остаются еще несовершенными.

Профилактика инфекционных болезней у детей основана на проведении и выполнении сложного комплекса разнообразных мероприятий.

Непременным условием успешной противоэпидемической борьбы является точный учет инфекционных больных и своевременная сигнализация в санитарно-эпидемиологическую станцию (СЭС) и во все заинтересованные лечебные и профилактические учреждения. С этой целью на каждого инфекционного больного должна быть заполнена и отослана в СЭС карта экстренного извещения. Затем проводят эпидемиологическое обследование по месту жительства выявленного инфекционного больного, а также в посещаемом им детском учреждении, что позволяет наметить конкретные меры по локализации и ликвидации эпидемического очага.

Ранняя диагностика инфекционных болезней и своевременная изоляция больных - основное условие эффективности противоэпидемической борьбы. Госпитализация инфекционных больных является наиболее совершенной изоляцией. Больные гриппом, коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, корью, краснухой подлежат изоляции на дому, но при особой тяжести течения и появлении осложнений подлежат госпитализации. Ясельных детей, больных корью, неосложненным коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, можно изолировать в специальные группы - временные стационары, организованные в яслях.

Больных скарлатиной и дизентерией можно оставить д&ма по эпидемиологическим и клиническим показателям.

Для детей, бывших в общении с заразным больным, устанавливают карантин, во время которого соблюдается соответствующий режим и обеспечивается постоянное наблюдение.

Длительность изоляций и карантина определяются сроками, установленными Министерством здравоохранения СССР.

Пассивную иммунизацию детей, бывших в контакте с инфекционным больным, проводят гамма-глобулином, приготовленкы-м из человеческой сыворотки и содержащим иммунные тела. Применяют его для профилактики эпидемического гепатита и кори, а также в эпидемических очагах ветряной оспы и паротита. Специфическим является противооспенный, противостолбнячный, противогриппозный и противококлюшный гамма-глобулин. Последние два препарата назначают ослабленным детям и детям раннего возраста.

В последние годы для профилактики вирусных инфекций применяют интерферон (низкомолекулярный белок).

Дезинфекция входит в число противоэпидемических мероприятий, ее проводят при инфекционных болезнях, вызываемых более или менее стойкими возбудителями (при дифтерии, скарлатине, полиомиелите, кишечных инфекциях, вирусном гепатите и др.). При заболеваниях, вызываемых нестойкими возбудителями (корь, коклюш, ветряная оспа, свинка, краснуха и др.), применяют только влажную уборку и проветривание.

Различают текущую и заключительную дезинфекцию.

При текущей дезинфекции заразный материал обезвреживают тотчас после выделения его из организма. Ее осуществляют до изоляции больного или, если он не изолирован, до конца срока его заразительности.

Заключительную дезинфекцию проводят в очаге после изоляции больного или, если он не госпитализирован, после окончания срока изоляции.

Объекты, методы, средства дезинфекции зависят от характера инфекции, механизма передачи и особенностей очага.

Мероприятия, направленные на предупреждение заноса инфекции в детские учреждения, сводятся к следующему.

При ежедневном приеме ребенка в ясли-сад необходимо подробно расспросить родителей о состоянии его здоровья, а также о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей, в подъезде). Затем медицинская сестра тщательно осматривает кожу и зев ребенка, при подозрении на заболевание его немедленно отправляют домой.

У каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка и детей, выписанных из больницы или санатория, должны быть справки об отсутствии инфекционных заболеваний.

Если в детском коллективе обнаруживают инфекционного больного, то его изолируют от коллектива, направляя или домой, или в инфекционную больницу в зависимости от тяжести и характера заболевания. Затем накладывают карантин, проводят в случае надобности дезинфекцию и прививки, осуществляют наблюдение за детьми, бывшими в контакте с заболевшим.

Медицинский работник, обнаруживший в семье, где есть дети, посещающие детские учреждения, то или иное инфекционное заболевание, обязан немедленно известить это учреждение.

Необходимо проводить большую санитарно-воспитательную работу с родителями, добиваясь того, чтобы они своевременно сообщали о заболеваниях в семье, квартире, доме и др.

В консультации и поликлинике особое внимание при приеме детей уделяют организации фильтра. Здесь медицинская сестра осматривает кожу, зев ребенка, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное заболевание ребенка немедленно переводят в закрытый бокс и после осмотра через отдельный выход направляют в инфекционное отделение или домой.

Заболевших детей с повышенной температурой тела необходимо осматривать только на дому.

Профилактика заразных заболеваний в соматических и инфекционных детских больницах имеет особенно важное значение. Инфекционные заболевания могут возникнуть в результате внебольничного и внутрибольничного заражения. В первом случае заражение происходит, когда больные поступают в стационар в инкубационном или продромальном периоде болезни (заносы инфекции). Заражения, происшедшие в больничном отделении, называют внутрибольничными, среди них первое место занимают воздушно-капельные инфекции (грипп, респираторные заболевания, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, коклюш и др.).

Для того чтобы предупредить занос инфекционных заболеваний в детские стационары, в направлении после диагноза на основании первичного эпидемиологического обследования необходимо сделать отметку об отсутствии контакта с инфекционным больным.

В приемном отделении стационара должны быть изолированные боксы для размещения детей с сомнительными диагнозами, со смешанной инфекцией. Изолированные боксы системы Мельцера имеют отдельный вход с тамбуром и предбоксник, сообщающийся со служебным помещением. В каждом боксе есть санитарный узел, ванна и все необходимое для обслуживания больного.

В каждом боксе должен находиться только одни больной, одновременное пребывание в нем нескольких поступающих больных не допускается.

В приемном отделении стационара непременно уточняют эпидемиологический анамнез и дополнительные сведения из СЭС и детских учреждений.

В соматических больницах для детей грудного возраста должны быть боксированные палаты. Это палаты, разделенные на части отдельными застекленными перегородками, достигающими или недостигающими потолка, с застекленной дверью. Эти полубоксы предназначены для профилактики внутриболь-ничных заражений при таких заболеваниях, как пневмония, осложненный грипп, острые респираторные инфекции и др. Эффективность таких полубоксов при профилактике внутрибольнич-ных инфекций в значительной степени зависит от обученности, дисциплинированности и сознательности персонала.

При выявлении в стационаре инфекционного больного его немедленно переводят из отделения, производят дезинфекцию, устанавливают карантин в палате или отделении, обследуют персонал (при дифтерии, дизентерии) . Каждый случай инфекционного заболевания необходимо проанализировать и зарегистрировать в специальном журнале внутрибольничных инфекций.

Необходимо тщательно соблюдать противоэпидемический режим в палатах, отделениях (гигиена больных, чистота помещения, систематическое проветривание, кипячение посуды и др.). Обслуживающий медицинский персонал периодически осматривают и обследуют на носительство.

При встрече с патогенным возбудителем одни дети заболевают, а другие - нет. Невосприимчивость к инфекциям обусловлена общим неспецифическим иммунитетом организма ребенка. Этот иммунитет повышается при правильном полноценном, обогащенном витаминами питании, хороших условиях жизни, правильном режиме дня, широком пользовании воздухом, закаливании организма, разумной воспитательной работе.

Наряду с этим большую роль играет и специфический иммунитет, который создается предохранительными прививками. В нашей стране проводят прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори. Прививки против брюшного тифа, туляремии, бруцеллеза, лептоспироза производят детям лишь по эпидемиологическим показаниям.

Для прививок применяют убитые или живые ослабленные микробы либо их обезвреженные яды, в ответ на которые организм активно отвечает выработкой специфического иммунитета. Прививки проводят в определенные возрастные периоды и обязательно с учетом состояния здоровья каждого ребенка.

Эффективность прививок зависит от качества вакцин, правильного их хранения, от качества техники вакцинации, а также от состояния реактивности организма. Непосредственно предшествующие заболевания, протекающие во время и после проведения прививок, неполноценное питание (недостаток белка, витаминов) и другие отрицательные моменты могут сопровождаться ослаблением иммунитета. Вследствие этого привитые дети при встрече с инфекционным началом, могут заболеть, но болезнь у них, как правило, протекает сравнительно легко и почти не дает осложнений.





error: Контент защищен !!