Низорал от перхоти аналоги дешевле. Четыре посетителя сообщили о частоте приема в день. Взаимодействие с другими лекарствами

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Однако под влиянием эмоционального возбуждения дошкольник может проявить большую силу и выносливость двигательного аппарата, не свойственную ему в обычных условиях, что нередко отрицательно сказываются на общем состоянии организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой, необходимо строго дозировать, соблюдая правило постепенного увеличения нагрузок.

Уровень развития основных движений и физических качеств зависит от постановки физического воспитания, проводимых на основе возрастных функциональных возможностей ребенка.

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечнососудистой системы

Развитие дыхательной системы характеризуются увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, что происходит в результате развития дыхательной мускулатуры. Увеличивается глубина дыхания и, следовательно, насыщаемость крови кислородом. Нарастает жизненная емкость легких: с 400-500мл – в 3-4 года до 1500-2200мл – в 7 лет.

В 6-7- лет показатели функции внешнего дыхания (ЖЕЛ, частота дыхания, минутный объем дыхания) у мальчиков выше чем у девочек. При более редкой частоте дыхания большая величина минутного объема дыхания (как в состоянии покоя, так и при нагрузке) обеспечивается у мальчиков за счет глубины дыхания, т.е. более экономичного, чем у сверстниц.

Положительная динамика функции дыхания в большой мере связана с влиянием физических упражнений.

В первые годы жизни наблюдается особенно интенсивное развитие всей сердечно-сосудистой системы.

В период от 5 до 6 лет значительно ускоряется увеличение массы (до 80г) и объема сердца (до 90см 3).

С возрастом, при увеличении размеров сердца и выбрасываемого объема крови при каждом его сокращении, частота сердечных сокращений становится реже (до 80 ударов в минуту в старшем дошкольном возрасте).

Отличительной особенностью деятельности сердечно-сосудистой системы является неравномерность частоты и силы сердечных сокращений даже в состоянии покоя.

Эта неравномерность проявляется сильнее при воздействии физических нагрузок, возбуждении ребенка.

Артериальное давление у детей в связи с большой шириной сосудистого русла, большей эластичности сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему: под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется: работа сердца становиться более экономичной, энергетические потребности обеспечиваются не частотой его сокращений, а увеличенным объемом выбрасываемой при этом крови.

В дошкольном возрасте особенно от 3 к 4 и от 6 к 7 годам, совершенствуется регуляция кровообращения. Более экономичным становиться кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровераспределение между работающими мышцами и различными тканями работающего организма.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (особенно статических) в режиме деятельности детей 6 лет.

В первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка. Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10 месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на психологическую поддержку...

Младенцев; ¨ во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни; В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику: Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной. В...

В каждом возрастном периоде организма человека имеет свои анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности. Эти особенности определяют жизненные процессы, физическую и умственную деятельность. В частности, дети младшего школьного возраста резко отличаются от детей среднего и старшего школьного возраста .

Развитие организма ребенка в младшем школьном возрасте происходит интенсивно. При этом анатомо-физиологические аспекты изменений относительно спокойные и гармоничные.

Длина и масса тела. В младшем школьном возрасте дети продолжают расти. Однако после периода первого физиологического вытяжения (ростового скачка), приходящиеся на возраст 5-7 лет, и до начала пубертатного скачка в 11 – 13 лет отмечают самые низкие показатели увеличения длины и массы тела ребенка, соответственно на 3-4см и на 2-3 кг в год. Длина тела увеличивается в этот период быстрее, чем масса. Меняется пропорция тела ребенка .

У детей начинают появляться индивидуально-типологические особенности телосложения. Пропорции тела ребенка приближается к пропорциям тела взрослого.

Опорно-двигательная система. Рост и развитие костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата в младшем школьном возрасте происходит достаточно равномерно.

В возрасте 7 до 12 лет продолжает формироваться скелет ребенка. В костя у детей больше органического вещества оссеина, поэтому они более упругие редко ломаются. Рост костей ускоряется и становится максимальным после 11 лет. В этом возрасте формируется окончательный рельеф кости и костномозговая полностью. Окостенение эпифизов завершается 8 - 10 годам .

С 7 до 13 лет отмечается медленный рост черепа зачет мозгового отдела. абсолютные размеры черепа соответствует таковым у взрослого.

Существенно увеличивается окружность грудной клетки. Например, мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 сантиметров. Красная клетка приобретает форму конуса, обращенного основанием вверх.

Малый таз климат цилиндрическую форму. Половые различия таза начинают проявляться в 8 - 10 лет. У девочек по форме он более широкий, заметна тенденция к расширению бедер.

Младший школьном возрасте продолжается формирование суставов и суставных поверхностей костей, сухожильная структур. Соединительно-тканные структуры аппарата движения (фасции, апоневрозы, связки) в данном возрасте не имеют черты морфологического зрелости. Например, прочность ахиллова сухожилия на разрыв у детей 7 - 9 лет составляет около 200 килограмм, а 17 - 18 лет уже в два раза больше. В возрасте 6 - 10 лет происходит усложнение всех составных частей сустава .



Подвижность суставов максимально 3 – 8 - летнем возрасте, у детей младшего школьного возраста они тоже достаточно подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Этот возрастной период наиболее благоприятен для направленного роста подвижности во всех основных суставов.

Позвоночник также сохраняет большую подвижность до 9 лет, отличается гибкостью и неустойчивостью основной изгибов грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7 году жизни, а позднее 12.

Мышцы у детей младшего школьного возраста слабые, не способна к длительному напряжению (особенно мышцы спины), имеет тонкий волокна, эластичные и богатые водой. При этом содержание белковых веществ, жиров и неорганических соединений ниже, чем у взрослых .

Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски, слаборазвиты мышцы спины и брюшного пресса не в состояние долго поддерживать тело ребенка младшего школьного возраста в правильном положении. Это может вызвать ассиметричное положение тела, развитие деформации позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие расстройства.

В данном возрасте продолжается рост мышц, в том числе в длину. Так, масса множество мальчиков 8 лет составляет 27% масса тела, в возрасте 12 лет составляет 29,4%. одновременно с увеличением массы мышц совершенствуют их функциональное свойство, увеличивается иннервация .

Мышечная система у детей младшего школьного возраста способны к интенсивному развитию, что выражается увеличение объема мышц и мышечной силы, обеспечивая высокую подвижность и неутомимость детей, длительная поддержание и быстрое восстановление работоспособности. Объем выполняемой работы у детей 70 лет увеличивается в 4 раза, поэтому данные возраст сенситивен для формирования физической целенаправленности деятельности. На возраст 8 - 9 лет приходится максимум игровой двигательной активности.



Дети владеешь всеми видами естественных движений, в том числе обеспечивающих письмо, лепку, двигательную активность, но довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Отчасти связанные с несовершенством нервных механизмов регуляции движений, из-за чего движение детей и достаточно легкий, экономно, сопровождается повышенным расходом энергии .

Мышцы в младшем школьном возрасте развивается неравномерно: быстрее развиваются груди это одна из причин того, что дети не всегда справляются с упражнениями на точность.

У большинства детей младшего школьного возраста сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей высшие силы соответствующих мышц левой стороны.

Развитие мышц происходит в связи с достаточным количеством движения и мышечной работы. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность высокой двигательной активности. Двигательная активность определяется как суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 70 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Размер подобной активности девочек на 16:30 процентов ниже, чем у мальчиков. Девочки меньшей мере проявляет двигательную активность самостоятельно, поэтому необходимо привлекать к участию в подвижных играх, других организованных формах физического воспитания .

Зимой двигательная активность детей снижается на 30 45%, а у живущих в северных широтах и Крайнем Севере на 50 70%.

Под физическими качествами понимают социально обусловленная системно-структурированные психобиологические свойство человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности.

К числу основных физических качеств относятся силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач посредством выполнения соответствующих двигательных действий.

Двигательные действия это дома для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. От них отличаются более высокий темп выполнения, у других более высокая точность воспроизведения параметров движение и т. п. Например, в ходе эстафеты с ведением мяча одни ученики добиваются положительного результата за счет высокой скорости передвижения, а другие - за счет техники ведения. Наблюдаемые различия объясняются индивидуальными возможностями учеников и отражаются по своей сути уровень развития тех или иных физических способностей.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивое, врождённые и приобретённые психофизические особенности моторных функций человека, определяющие качественные характеристики выполнения движения и двигательных действий .

Врождённые особенности детерминируются соответствующими задатками, а приобретенная - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физические способность развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражают характер и уровень развитие функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющиеся совокупность физических способностей определяется уровень развития того или иного физического качества. Например, выносливости человека, только основываясь на его результаты в беге на дистанцию 800 метров. Данное качество можно охарактеризовать лишь тогда, когда человек способен длительно поддерживать работу при всем многообразии ее выполнения (например, в беге на дистанцию и 1500 м, и 5000 м, при многоразовом поднимание тяжестей различного веса и т. д.) .

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственные программы индивидуального развития организма и социально-экологическая его адаптация (приспособления к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогических направляемого изменения функциональных свойств и возможности органов и структур организма. Изложение представления о сути физических качеств и физических способностей позволяет заключить следующее:

а) возрастное воспитания физических качеств лежит через развития физических способностей. Чем более развитые способности, выражающее данное физическое качество, тем более устойчиво она проявляется в предметной деятельности при решении соответствующих двигательных задач;

б) развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальными возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражены соответствующие физические способности в двигательных действия;

в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, развитие физических способностей через выполнение двигательных заданий.

Возможность решения многообразных задач, характеризуемые всесторонностью развития физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активности организма и структуры организма говорит о гармоничное развитие физических качеств .

Школьный возраст - это период жизни и развития детей, продолжительностью 9-10 – 11- 12 лет, охватывающие время обучения и общеобразовательном учреждении. Этот период подразделяет на три возрастных этапа:

Младший школьный возраст: 6 - 11 лет (образовательный стандарт I степени -начальная общее образование 3-4 года);

Средний школьный возраст или подростковый: 11 - 15 лет (образовательный стандарт II степень – основным общее образование 4-5 лет);

Школьный возраст или возраст юности: 15 - 18 лет (образовательный стандарт III степень – среднее (полное) общее образование 2-3 года).

Система использования средств физической культуры исключительно важно, так как именно в этот период продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям и физическом развитии детей, ослабленных защитных сил организма снижение умственных способности, к падению работоспособность целом. Учет возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств. Соответствие педагогических воздействий возрастных особенностей скачать хорошие плоды и воспитания и развития. В каждом возрастном периоде имеются свои отличительные особенности, и, если что лучше обучение и воспитание идет неверно, может нанести существенный вред развитию и формированию личности .

Младший школьный возраст является благоприятным для развития многих физических способностей. Антропометрические данные мальчиков и девочек в этом период практически одинаковые. Как мальчики, так и девочки 10 - 11 годом достигают относительно высоких возможностей аэробного энергообеспечения мышечной работы. Именно в этом возрасте дети способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, но в результате высокой подвижности нервной системы преобладают эмоциональные порывы, поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняем упражнения в этом период должна быть разнообразны, и строится от простого к сложному, через игру и развитие естественных форм движений. Наиболее интенсивно к 10 - 11 годам развиваются скорость одиночного движения, скоростные способности, взрывной эмоциональностью, и координационные способности, связанные с естественными движениями. Этому способствует сбалансированная и согласованная работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы. В младшем школьном возрасте легче развивать такие качества, как гибкость и ловкость. Величие гибкости связано с хорошей подвижностью суставов и эластичности связок. Известно, что качество ловкость окончательно формируется в возрасте от 7 до 12 лет. Для ребенка характерно овладение частными движением последующим их объединениям в целостное движение, поэтому нельзя применять раздельное обучение движения. Развитие непосредственно качества ловкости зависит от обучения с учетом возраста, от развития физических качеств и объема умений и навыков младшего школьника .

Силовые возможности в 7 - 12 лет у мальчиков и девочек одинаковые, они обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые особенности изотермические (статистические) не выражают у детей быстрое утомление. Эти дети приспособлены к кратковременному скоростно-силовым упражнением динамического характера. Однако младших школьников следует постепенно приучать к сохранению статических поз для формирования скелета, при этом большое значение имеет развитие мышц туловища. Упражнения на силу, как правило, нужно выполнить с использованием собственного веса тела: прыжки, лазание, перелезание, ползание, висы, упоры, приседания. Можно использовать отягощение в виде набивных мячей 1 кг, гантели 1 кг. После выполнения упражнений тяги высших мячей, сходимость сделать упражнения в висе или на растяжку позвоночника. Развитие всех физических качеств должно строго фиксироваться, даже незначительное улучшение должно быть отмечено: у ребенка вырабатывается стимул стремление вперед, а равнодушие учителя тормозит процесс развития .

Быстрота или скоростные способности – это способности человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Выделяют три формы проявления быстроты

Латентное (скрытое) время двигательной реакции

Скорость одиночного движения

Частота движения

Между этими формами прямой зависимости не существует, так, например, ученик с хорошей двигательной реакцией не обязательно выполнит движение с максимальной частотой .

У младших школьников для воспитания скоростных способностей наиболее благоприятным является период с 8 до 11 лет: развивается быстрота реакции, частота движений. По данным В.Ф. Ломейко, В.И. Ляха, скоростные способности у мальчиков в этом возрасте улучшается на 14-17%. Развитие быстроты у детей младшего школьного возраста происходит не изолированно, а зависит от уровня развития других физических качеств.

Упражнения скоростной направленности целесообразно применять в конце подготовительной ли в начале основной части урока, пока у учащихся не наступило утомление.

Выносливость – это способность человека противостоять утомлению в физической работе. Различают два вида выносливости – общую и специальную. Общая выносливость – способность к длительному выполнению работы умеренной интенсивности, включающие функционирование большей части мышечного аппарата (бег, ходьба, передвижение на лыжах, езда на велосипеде). По-другому ее называют аэробной выносливостью .

Специальная выносливость – это выносливость, проявляющаяся в определенной двигательной деятельности (скоростная или анаэробная, силовая, координационно-двигательная).

Нагрузка на развитие выносливости должно строго соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников. Интенсивность нагрузки регулируется по показателям пульса. Рекомендуемый пульс для развития общей выносливости – 130 – 160 уд./мин.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают два в основных вида гибкости – активную и пассивную .

Активная гибкость – это максимальная амплитуда движения, которую человек может проявлять самостоятельно, без посторонней помощи, а пассивная гибкость проявляется с помощью внешних сил (отягощение, снаряд, усилия партнера).

Наиболее часто для развития гибкости используют следующие упражнения: маховые движения, пружинистые движения с выпадами, приседания, наклоны, движения с опорой снаряда, упражнения с помощью партнера. Целесообразно проводить эти упражнения в конце основной или в заключительной части урока. Кроме уроков физической культуры упражнения для развития гибкости следует включать в утреннею гимнастику, физкультминуты и другие формы физического воспитания младших школьников .

Младший школьный возраст - хороший период для формирования черт личности. В игре ребенок растет и развивается, у него появляются время для творчество и общение в коллективе, идет бурный всплеск эмоций, создается возможность применения полученные навыки и умения на практике, происходит направленная реализация природных ресурсов.

Младший возраст - прекрасная почва для развития организма и формирования психологических черт личности при усвоении качественной организации занятий с наличием четкого планирования, с учетом роста способностей индивидуально, в правильной дозировка нагрузки и своевременное ее коррекция .

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, способность выполнять двигательные действия необходимы амплитуда (подвижностью в суставах). Ловкость развивает посредством обучения действия и решения двигательной задачи, требующие постоянного изменения структуры действий. При обучение обязательное требования - новизна разучиваемого упражнения и условия его применения. Элемент новизны поддерживается координационной сложности действия и создания внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решения двигательных задач предполагает выполнение основных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Координационные способности связаны с качеством управление движениями в пространстве и времени. Среди этих способностей выделяют:

а) пространственную ориентировку;

б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

в) статистические и динамические равновесия.

Пространственная ориентировка подразумевает: 1) сохранение представление о параметрах измерения, в которых выполняется двигательного действия и 2) умение перестраивать двигательные действия в соответствии с этими изменениями. Человек непросто реагирует на внешнюю ситуацию: он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий в связи с этим действует для достижения положительного результата.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием чувствительный механизмов регуляции движений .

Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которые задают заранее (например, по команде учителя удержать равновесие в позе ласточка). Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательных действия характеризуется способностью дифференцировать о создании или необходимости связанной с условиями данного упражнения.

Точность пространственных перемещений суставов прогрессивно увеличивается у детей с 7 до 12 лет. Средствами ее развития служат упражнения на воспроизведение под человека, когда параметры расположения тела задается учителям.

Развитие пространственных ощущений происходит в несколько этапов. На первом этапе с помощью простых упражнений у детей развиваются способность оценивать пространственное расположение своего тела (например, отведение руки на 45 градусов или на контуре под углом 90 градусов). На втором этапе предполагается принять различные позы по заданию. Сложность выполнения этих заданий можно увеличить путем сочетания в статических поз с передвижениями, например, во время ходьбы по сигналу учителя школьники останавливаются и воспроизводятся заданную позу. На третьем этапе развития точности достигается посредством самостоятельного выбора поз и словесного описания учеником выполненного действия. Сложность выполнения точных движений повышается при "выключении" зрения, а также при использовании отягощений .

Точность воспроизведения мышечных усилий при выполнении упражнений интенсивно нарастает у детей с 8 летнего возраста. При этом способность оценивать вес предмета развивается в основном в 8 - 10 лет, а способность воспроизводить задаваемое величину мышечного усилия - после 11 лет. Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощениями, причем предметов строго дозируется. Кроме того, используют прыжки в высоту и в длину, а также метания спортивных снарядов на разные расстояния, что обусловливает приложение различных мышечных усилий.

Для развития данной способности у младших школьников используют упражнения с предметами, схожими по форме, но разные по весу. Начало ученику предполагают попробовать все предметы расположены по возрастанию их веса. Затем последовательность расположение предметов меняют, и школьник, взяв любой предмет, отыскивает другой (например, в 2 раза тяжелее). Закрепление приобретенные способности осуществляется при усложнения заданий (например, выбрать мяч заданного веса во время эстафеты). По такой же схеме организует методику развития точность мышечных усилий при выполнении прыжковых упражнений. Вначале ученику предполагают выполнить прыжок (например, в длину, с максимальным результатом). Устанавливают ориентиры, соответствующие 25- 50-70% максимального результата, и школьники выполнять прыжки по заданию учителя (на заданное расстояние). Затем прыжки по задания выполнять без ориентиров, и, наконец, школьники выполняет прыжки самостоятельно на выбранное расстояние, сообщая свой результат учителю. Для развития точности усилий мышц плечевого пояса эффективные упражнения в метании спортивных снарядов .

Развитие точности временных параметров движений направлена на совершенствование так называемого чувства времени, то есть умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развития обеспечиваются упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием механических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Точность определения времени выполнения двигательного действия интенсивно развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитию этого качества содействуют упражнения, изменять продолжительность движения в большом диапазоне. На начальном этапе ученики выполняют упражнения за лидером: учитель бежит с определенной скоростью, а дети бегут за ним, выдерживая необходимо дистанцию. Затем ученики бегут самостоятельно заданной скоростью, а учитель с помощью секундомера корректирует ее.

В целом двигательном действии все три ведущие координационные способности: точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнения) позволяет акцентуированная воздействовать на одну из них. Осуществляя такое воздействие, необходимо помнить, поставить насчёт наиболее эффективно развиваться у школьников в фазе повышенной работоспособности. Нарастание утомление ведёт к резкому повышение числа ошибок в воспроизведение, если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок .

Сохранение устойчивости тела (равновесия) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статистическое и динамическое равновесия. Первая проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - происхождение направленности перемещение человека при непрерывно меняющихся позах (например, ходьба на лыжах). Статистическое равновесие развивают посредством усложнение упражнения изменение психофункционального состояния школьников (например, выполнение упражнения на подвижной опоре или закрытыми глазами). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют рождение с поворотами положение, кувырки, вращения например, ходьба по гимнастической скамейке после серия кувырком .

Чувство равновесия развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Навыки в статистическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности декоративного действия, в динамическом - постепенным изменение условия выполнения упражнений. Например, при развитие статистического равновесия начал выполнять упражнения из исходного положения, затем - стоя на носках или стоя на гимнастической скамейке. Упражнения могут быть осложнены посредством вариативности их выполнение (например, стоя поочередно на правой или левой ноге и т. д.). Выполнение вызывают необходимость сохранения заданной позы (например, и. п.- о. с., руки в стороны - держать на три счета, подняться на носки - держать на три счета и т. д.). Динамическое равновесие характеризуется удержание тела в пространстве при выполнение двигательных действий. Здесь используют разнообразные упражнения школьной программы. При их выполнение необходимо точное воспроизведение амплитуды движения, сохранения направленности двигательных действий .

В разные возрастные периоды естественное, обусловленное созреванием организма развитие ловкости протекает неравномерно. Наиболее интенсивно показатели ловкости нарастают с 7 до 9 лет и с 9 до 12 лет. Поэтому в рамках этих возрастных периодов существуют весьма благоприятные социальные, психологически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования ловкости.

Влияние половых различий на показатели ловкости имеет свои особенности. Так, в показателях способности к воспроизведению, дифференцированию и отмериванию параметров движений, отдельных признаков способности к ориентированию в пространстве и статического равновесия это влияние незначительно и несущественно.

Во все периоды школьной жизни мальчики и девочки имеют выраженные индивидуальные особенности в уровне развития ловкости. Особо впечатляют в этой связи дети, показатели которых резко отличаются от средних показателей ловкости. Их сверстников и близки к таковым у взрослых и спортсменов, а иногда и превосходят их. Это говорит о значительной обусловленности ловкости наследственными факторами, с возрастом и под влиянием целенаправленных воздействий индивидуальные различия хотя и несколько уменьшаются, но могут быть весьма существенными.

Показатели ловкости в возрасте 8-9 лет зависят от характера и объема мышечной нагрузки, от стадии полового созревания, успеваемости и от других факторов.

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно-двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани (см. Рис.50). У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3-4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Рис.50.Костный скелет ребенка

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органичес-ких веществ и меньшее - минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у детей происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неонатальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где соединяются кости, в определенных местах образуются роднички (см. Рис. 51):

1) большой - между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2) малый - между затылочными и теменными костями;

3) боковые - по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и заращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Рис.51. Череп и роднички у ребенка: большой, малый и боковые

Особенности позвоночника ребенка

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений развиваются и изгибы позвоночника (см. Рис. 52):

1) шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2) грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок самостоятельно садится;

3) поясничный лордоз появляется после 9-12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6-7 лет, поясничный лордоз - в школьном возрасте. В возрасте 5-6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет - ниже уровня гребешков подвздошных костей.


Рис.52. Физиологические изгибы позвоночника ребенка (вид сбоку)

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочкообразную форму: широкая, ребра расположены горизонтально (см. Рис.53). Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка легко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Рис.53. Грудная клетка новорожденного

Особенности трубчатых костей ребенка

Кости конечностей новорожденного отличаются эластичностью, относительно малым содержанием минеральных солей, высоким содержанием воды и хорошей васкуляризацией. Костномозговая полость длинных трубчатых костей почти отсутствует и ее формирование происходит постепенно в процессе роста ребенка. Вплоть до окончания роста тела ребенка между диафизом и эпифизом кости располагается прослойка росткового хряща, так называемая метаэпифизарная зона. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и замедленный ток крови, что обеспечивает рост трубчатых костей.

Рост трубчатых костей в длину при наличии двух ростковых зон происходит неравномерно с обоих концов. Так, плечевая, лучевая и локтевая кости в основном растут за счет проксимального эпифиза, при этом лучевая кость растет интенсивнее локтевой. Рост костей нижней конечности наиболее интенсивно происходит в области концов, образующих коленный сустав: бедренной кости - преимущественно за счет дистального, большеберцовой и малоберцовой - преимущественно за счет проксимального эпифиза. При этом малоберцовая кость в своем развитии значительно опережает большеберцовую.

Надкостница представлена относительно толстым, хорошо кровоснабженным и прочным образованием, чем обусловлена возможность у детей первых лет жизни поднадкостничных переломов костей (переломы по типу «зеленой ветви»).

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей раннего возраста относительно малы. Форма таза напоминает воронку. Наиболее интенсивно кости таза растут в течение первых 6 лет, а у девочек, кроме того, в пубертатном периоде. Изменение формы и размеров таза происходит под влиянием веса тела, органов брюшной полости, под воздействием мышц и влиянием половых гормонов. Разница в форме таза у мальчиков и девочек становится заметной после 9 лет: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

До 12-14 лет тазовая кость состоит из 3 отдельных соединённых хрящом костей (см. Рис.54), сращённые тела которых образуют вертлужную впадину. Вертлужная впадина у новорождённого овальная, глубина её значительно меньше, чем у взрослого, вследствие чего большая часть головки бедренной кости расположена вне её. Суставная капсула тонкая, седалищно-бедренная связка не сформирована. Постепенно с ростом тазовой кости в толщину и формированием края вертлужной впадины головка бедренной кости глубже погружается в полость сустава.

Рис. 54. Кости таза

Зубы . Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. Рис.55). Как правило, при рождении у ребенка зубов нет, хотя бывают редкие исключения. Прорезывание зубов у малышей начинается только с 6 - 8 месяцев. К 8 - 12 месяцам ваше чадо становится обладателем еще и боковых резцов. Первые премоляры (задние зубы) прорезаются к полутора годам, а к 10 - 16 месяцам появляются клыки. Клыки прорезываются в 16 – 20 месяцев.

Вторые премоляры появляются 22-26 месяцев.

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит становление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стертости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего резцов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние резцы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5-6 лет возникают межзубные щели, зубы стираются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

Рис.55. Молочные зубы Рис.56. Постоянные зубы

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые постоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет прорезываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17- 20 лет (см. Рис.56).

Существует формула прорезывания зубов:

где n - возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внимание на форму и симметричность, участие грудной клетки в акте дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника - сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной последователь-ности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

9.1. Особенности развития мышечной системы ребенка

До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20- 25 % массы тела, к 8 годам - 27 %, к 15 годам – 15- 44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим (Рис.57,58), в более старшем возрасте- занятия спортом.

Рис.57. Массаж ребенка грудного возраста

Рис.58. Двигательная активность ребенка первого года жизни

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волокна увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17-18 лет. Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5-6 лет развиваются двигательные умения, после 6-7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8-9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10-12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема. При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегето-сосудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий в детской спортивной школе с участием в соревнованиях.

В 7-8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем.

В 12 лет - бокс, велосипед.

В 13 лет - тяжелая атлетика.

В 14 лет - стендовая стрельба.

9.2 . Формирование правильной осанки

Гигиена опорно-двигательного аппарата

Известно, что для хорошего физического развития и крепкого здоровья необходимо формирование правильной осанки. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение: она обеспечивает правильное положение внутренних органов и нормальную деятельность всего организма, особенно сердца и легких. Осанка - привычное положение тела в покое и движении. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночного столба, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. При характеристике осанки необходимо учитывать возраст ребенка, так как в процессе развития и в связи с расширением возможностей опорно-двигательной системы, управляемой ЦНС, происходят возрастные изменения осанки. Формирование начинается с первых месяцев жизни ребенка.

Осанка подразделяется на правильную, или нормальную, и неправильную.

Правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма.
У детей дошкольного возраста правильную осанку характеризуют следующие признаки: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 -2 см, угол наклона таза невелик. При правильной осанке глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей дошкольного возраста в пределах 3-4 см.(см. Рис.59).


Рис.59. Определение осанки у детей

Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею (см. Рис.60).

Рис. 60. Правильная посадка школьников

Сидя за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед. Чтобы уменьшить напряжение шейных и спинных мышц, возникающее при наклонном положении туловища, ребенок должен стремиться опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро утомляет, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, следовательно, и поступление кислорода в ткани и органы уменьшается. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, появлению сутулости и близорукости.
Прямая посадка более устойчива и менее утомительна, так как центр тяжести тела при этом положении находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быстро утомить ребенка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться.
Статическое напряжение мышц при посадке можно уменьшить, равномернее распределив напряжение мышц (см. Рис. 61). Для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сиденье, глубина которого должна быть не менее 2/3 длины бедра сидящего, а ширина превышать ширину таза на 10 см. Опираться необходимо ногами о пол, спиной - о спинку стула, предплечьями - на крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола. Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной выемки, прибавляя 5-10 мм на высоту каблука).

Рис. 61. Положение тела ребенка при сидении в зависимости от дифференциации:

1. дифференциация достаточная; 2-дифференциация малая;

3- дифференциация большая

Это важно для того, чтобы при посадке можно было опираться ногами о пол, держа бедра по отношению к голеням под прямым углом. Если сиденье излишне высокое, положение тела сидящего не будет устойчивым, так как он не сможет опереться ногами о пол. При слишком низком сиденье ребенку придется либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может вызвать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосуды, проходящие в подколенной ямке, будут зажаты. Высота стола над сиденьем (дифференция ) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При слишком большой дифференции , работая за столом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой - сгибается, сутулится, слишком низко наклоняет голову, чтобы рассмотреть предмет.

Во время занятий надо опираться спиной о спинку стула, хорошо видеть предметы (см.Рис.62). Если отсутствует расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция ) или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

Рис.62. Дистанция сидения

неправильно правильно

Воспитатели во время занятий должны следить за посадкой каждого ребенка. Требовать от детей правильной посадки за столом можно лишь при условии соответствия мебели росту и пропорциям тела ребенка. Непродолжительное отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны становиться привычными, так как это вызывает нарушение осанки. Некоторые части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с длиной всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размеров мебели.

9.3. Нарушение осанки
Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки (см. Рис.). Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Нарушение осанки и деформации позвоночника выражаются в отклонениях от нормальных форм тела и правильного взаимоотношения отдельных его частей: головы, туловища, таза и конечностей анфас и в профиль (см. Рис.63).

Рис.63. Нормальная осанка и её нарушения

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз - боковое искривление позвоночника.
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины, при этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены впереди, живот несколько выпячен.
При кифотической осанке все перечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. Чрезмерное искривление грудного отдела позвоночника сзади вызывает компенсаторное развитие поясничного лордоза и уплощение грудной клетки.
Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.
Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.

Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы - сколиозу (см. Рис.64). Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки.
Рис.64 Сколиоз

Дети дошкольного возраста не должны стоять и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели долго на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками.

Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке.

Не следует разрешать им долго стоять с опорой на одну ногу. В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.
В настоящее время при проведении медицинского контроля над здоровьем дошкольников (скрининг-тесты) оценку осанки и выявление сколиоза проводят с помощью тестовой карты, включающей 10 вопросов. В зависимости от ответов осанку оценивают по трем градациям: нормальная осанка, незначительные нарушения осанки, выраженные нарушения осанки.

9.4. Плоскостопие и его профилактика
Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод (см. Рис.65). Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

У детей до 4-4,5 года на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стоны невозможно. При внешнем осмотре стопы можно выделить несколько вариантов положения 2 пальца, когда он длиннее первого (греческий тип стоны), или короче (египетский вариант стопы). Такое положение пальцев, по некоторым данным, может свидетельствовать о предрасположенности к поперечному плоскостопию.

Рис.65. Форма стопы:

1 – полая; 2 – нормальная; 3 – Уплощенная; 4 – плоская

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, динамические возможности стопы значительно снижаются, так как объем движений в суставах понижен, в результате чего появляются боли в области стопы, голени и бедра.

Вследствие нарушения амортизационной функции стопы дети к концу дня могут предъявлять жалобы и на головные боли. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.
При внешнем осмотре стопы обращают на себя внимание ее удлинение, расширение в средней части, уплощение продольного свода, а также пронирование стопы с отходом пяток кнаружи (см. Рис.65). На стопе можно увидеть так называемые натоптыши, напоминающие мозоли.
Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Выявляют плоскостопие с помощью специального метода - плантографии . Плоскостопие редко бывает врожденным.

Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега могут наблюдаться головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.
При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.
Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь отвечала всем гигеническим требованиям.

Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10-20 мин в зависимости от возраста ребенка.
Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.
При начальной форме плоскостопия и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы, которые должен подбирать только врач-ортопед.


Похожая информация.


Какой самый дешевый аналог «Низорала» можно приобрести в аптеке? Ответ на этот вопрос вы найдете в материале представленной статьи.

Общие сведения

Практически у каждого аптечного препарата имеется свой аналог. «Низорал» в этом аспекте - не исключение. Как известно, данное средство предназначается для лечения грибковых заболеваний. Оно выпускается в виде таблеток, крема, свечей и шампуня.

Фармакологическое действие

Как приобрести самый эффективный аналог? «Низорал» - это действие которого основано на веществе кетоконазол. И, чтобы купить аналогичный препарат, следует выбирать тот шампунь, крем или таблетки, которые обладают фунгистатическим и фунгицидным эффектами. Ведь именно такие свойства необходимы для пагубного воздействия на дрожжевые и диморфные грибы, дерматофиты, эумицеты, стрептококки, трихофитоны, криптококки, эпидермофиты и стафилококки.

«Низорал» - шампунь (аналоги будут представлены ниже), который очень часто применяется для вызванной микроорганизмами Pityrosporum ovate. При использовании такого наружного средства оно не всасывается в кровоток.

Показания к применению

В каких случаях применяют представленное противогрибковое средство и его аналог? «Низорал» в виде таблеток используют для лечения следующих отклонений:

  • хроническая молочница;
  • грибковые инфекции слизистых органов ЖКТ;
  • системные микозы;
  • микозы ногтей, кожных покровов и мягких тканей;
  • в качестве профилактики грибковых инфекций у пациентов со слабым иммунитетом (например, после химиотерапии).

Существует еще одна форма средства «Низорал» - крем (аналоги данного медикамента обладают такими же свойствами), который помогает в следующих случаях:

  • отрубевидный лишай (использовать только наружно);
  • себорея;
  • кожный микоз;
  • эпидермофития стоп и кистей;
  • дерматомикоз, который вызван грибком Candida.

«Низорал»-шампунь (аналоги, цена средства представлены далее) особенно эффективен при:

  • разноцветном лишае;
  • себорейном дерматите (или так называемой перхоти).

Что касается свечей «Низорал», то их следует применять строго по инструкции для лечения молочницы.

Противопоказания к применению

«Низорал» - шампунь (аналоги данного средства могут быть как дороже, так и дешевле), который имеет минимум противопоказаний. Его нельзя использовать лишь при открытых ранах и язвочках на коже головы. Что касается таблеток, то их не рекомендуется применять во время беременности, при тяжелых патологиях почек и в период лактации. Помимо этого, такой препарат на основе кетоконазола следует с особой осторожностью принимать женщинам старше 55-ти лет, а также пациентам с нарушенным гормональным фоном и тем, кто проходит лечение гепатотоксичными средствами.

Взаимодействие с другими лекарствами

Лекарственные средства, содержащие в себе рифампицин и изониазид, могут значительно понижать уровень кетоконазола. В свою очередь, таблетки и свечи «Низорал» способны провоцировать увеличение концентрации действующих веществ циклоспорина, метилпреднизолона, варфарина, фенилина и аценокумарола. Следует также отметить, что одновременный прием данного препарата с низкогормональными контрацептивами очень часто вызывает кровотечение. Крайне нежелательно сочетать это средство, принимаемое вовнутрь, с этанолом. Помимо этого, установлено, что действующее вещество кетоконазол способно повышать токсичность препарата «Дифенин».

Инструкция по применению

Дозировки и способы применения данного средства зависят полностью от того, какую форму препарата вы используете:

  • Таблетки «Низорал» рекомендуется принимать во время еды. Взрослым - 200 мг в сутки (иногда повышают до 400 мг). Длительность терапии зависит от болезни. должно длиться не менее 10-ти дней, дерматомикоза - 1-го месяца, системного микоза - 1 или 2-х месяцев, онихомикоза - 6-12 месяцев, кандидоза рта и кожи - 2-3 недели, а молочницы - 5 дней. Следует особо отметить, что препарат «Низорал» можно давать ребенку с 5-ти лет. Дозировка в этом случае рассчитывается по весу: от 15-30 кг - 100 мг в сутки, в качестве профилактики грибка - 4-8 мг/кг в сутки. Цена таблеток - около 250 рублей.
  • Крем «Низорал» следует наносить на пораженную грибком кожу несколько раз в день. Длительность лечения зависит от поставленного диагноза. При паховой эпидермофитии - 2-6 недель, при дерматомикозе - 3-4 недели, а при лишае отрубевидном и кандидозе - 2-3 недели. Перхоть кремом следует лечить 2-4 недели. Цена крема - около 350 рублей.
  • Шампунь «Низорал» применяют один-два раза в неделю. Для профилактики себореи можно использовать один раз в 7 дней, а для лечения разноцветного лишая - раз в пять дней. Для максимального терапевтического эффекта после нанесения шампунь рекомендуется выдержать на волосах около 5-ти минут. Цена 60 мл шампуня варьируется в пределах 450-500 рублей.
  • Свечи вагинальные «Низорал» применяют раз в сутки на протяжении 3-5 дней. При молочнице специалисты рекомендуют одновременно использовать и таблетки, и свечи. Цена вагинальных свечей - около 210 рублей.

Самый эффективный и лучший аналог

«Низорал» имеет довольно много аналогов. В зависимости от формы выпуска среди них можно выделить следующие:

Особенности аналогов

Использовать тот или иной противогрибковый аналог «Низорала» следует лишь по назначению врача. Ведь только опытный специалист способен определить, какое именно средство окажется наиболее эффективным в борьбе с вашим недугом.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что, несмотря на схожие свойства всех перечисленных средств, каждое из них имеет свои противопоказания и побочные явления. Именно поэтому перед использованием шампуня, мази, вагинальных свечей и таблеток «Низорал», а также их аналогов, следует обязательно ознакомиться с прилагаемой инструкцией. Ведь только так вы сможете полностью избавиться от имеющегося заболевания, не причинив при этом никакого вреда здоровью.





error: Контент защищен !!