Причины нарушения фонематического слуха и способы лечения. Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. Как упражнениями развивать фонематический слух

Фонематический слух (фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

Искусственный звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь.

Д.Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины - «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие» [Эльконин, 2006].

Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Всего в русском языке 42 фонемы, мы их храним в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух - это врождённая способность, позволяющая:

* узнавать наличие данного звука в слове;

* различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (БАНКА-КАБАН, НОС-СОН);

* различать слова, отличающиеся только одной фонемой (СЫР - СОР, БОЧКА - ПОЧКА).

Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью [Архипова, 2006].

Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

1) определение наличия или отсутствия звуков в слове;

2) местоположение звуков в слове;

3) определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.

Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора.

В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М.Ф. Фомичёва подчёркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука [Фомичёва, 1989].

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, шелест листьев, щебетанье птиц, шум ветра и дождя, лай собак, сигналы машин, музыка. Слух является непременным условием формирования речи. Из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослым. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Воспринимая речь, ребёнок сталкивается с многообразием звучащей в её потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по постоянным различительным признакам. Если ребёнок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого. В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух.

Фонематический слух - это способность ребёнка выделять и дифференцировать фонемы родного языка.

Фонематический слух формируется с шестимесячного возраста и проверяется на уровне слова. Уже к году ребёнок должен понимать, где игрушка «мишка», а где игрушка «мышка».

На основе фонематического слуха формируется восприятие - умение:

Определять наличие или отсутствие звука в слове;

Определять позицию звука в слове;

Определять линейную последовательность звуков и их количество.

Фонематическое восприятие, по мнению Р.И. Лалаевой, определяется процесс узнавания и различия, как отдельных фонем, так и фонематических рядов слов. При сформированном фонематическом восприятии слова дифференцируются по значению и слухопроизносительным образам звуков [Лалаева, 2004]. Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определённые стадии своего развития. Так Р.Е. Левина выделяет следующие стадии:

Первая стадия - полное отсутствие дифференциации звуков речи. При этом у ребёнка нет понимания речи. Эта стадия определяется как дофонематическая.

На второй стадии становится возможным различие акустически далёких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребёнок слышит звуки иными, чем взрослый. Искажённое произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются.

На третьей стадии ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

На четвёртой стадии при восприятии речи ребёнка преобладают новые образы. Активная речь достигает почти полной правильности, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

На пятой стадии происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие и экспрессивная речь ребёнка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребёнок различает правильное и неправильное произношение [Левина, 1958].

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Как проявление сформированности фонематического восприятия выступает умение ребёнка осуществлять фонематический анализ слова.

В процессе онтогенеза развитие фонематического анализа осуществляется постепенно. Простые формы фонематического анализа узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнегозвука из слова возникают спонтанно в процессе развития речи в дошкольном возрасте.

Сложные формы, определение количественного ипоследовательного звукового слова, формируется лишь в процессе специального обучения, в ходе обучения грамоте.

Длительный путь овладения ребёнком произносительной системой обусловлено сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить [Колесникова, 2007].

Систематическая работа над звукопроизношением помогает ребёнку в совершенстве овладевать фонематическойстороной речи. Следовательно, развитие фонематического восприятия - одно из направлений работы с детьми.

Слух помогает человеку воспринимать речь окружающих. В 8 месяцев малыш уже пытается подражать звукам, которые слышит. Развитие фонематического восприятия и воспроизведения звуков в норме для ребенка является основой в освоении навыков чтения и письма, а также помогает гармоничному развитию.

Что такое фонематический слух? Каждый звук человеческой речи содержит фонему, одну или несколько. Фонематический слух – способность воспринимать и узнавать произнесенные или услышанные звуки. Благодаря этому человек может сопоставить звук и букву.

В норме фонематическое восприятие формируется постепенно. Важным этапом развития многих навыков, а также фонематического слуха, является сензитивный период жизни ребенка (до 2 лет). Если малыш от рождения слышит правильную родную речь, и родители регулярно читают ему литературу для детей, в 4 года он будет уметь различить на слух все фонемы, а со временем овладеет способностью правильного произношения.

4-летний ребенок должен четко проговаривать звуки (кроме [р] и [л]), а 5-летний – чисто произносить фонемы.

Малыши часто искаженно понимают слова и отдельные звуки, в связи с чем могут плохо воспринимать и чужую речь. Если детям что-то непонятно, они взаимозаменяют незнакомую фонему – знакомой, а также неправильно произносят некоторые звуки (с-ш, к-т, р-л, ж-ш и т. п.).

Во многих случаях даже по истечении времени описанное явление становится стойким и трудно поддающимся коррекции.

Симптомы нарушений

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием, как правило, произносят все звуки правильно, т. к. их мозг четко воспринимает все фонемы. Но при нарушении этой функции ребенок не в состоянии различить близкие по звучанию фонемы, они слышатся ему (и произносятся им) одинаково: ложки-рожки, дочка-точка, крыша-крыса и т. п.

Во многих случаях предпосылки нарушения фонематического слуха проявляются еще в младенчестве.

Родителей должны насторожить такие особенности:

  • Отсутствие гуления и лепета у полугодовалого малыша.
  • Отсутствие реакции ребенка на свое имя (в возрасте 7–8 месяцев) и на слова, наиболее часто повторяющиеся в речи взрослых (в 12 месяцев).

Чем раньше будут приняты необходимые меры, тем большая вероятность того, что дефект будет устранен.

О нарушении фонематического слуха говорят, когда малыш:

  • Смешивает звуки и заменяет одни фонемы другими.
  • Пропускает в своей речи согласные или гласные звуки, слоги, переставляет их, вставляет другие и т. д.
  • Неспособен различить звуки, схожие в звучании и артикуляции.
  • Смешивает в речи звуки, а во время письма – буквы.
  • Речь ребенка существенно отстает от нормы, согласно его возрасту.

А ведь многие родители даже не догадываются, что ребенок плохо учится из-за того, что у него нарушение фонематического слуха. Данное отклонение не позволяет малышу развивать и обогащать свой словарный запас, поэтому происходит задержка развития речи.

В школе такие дети, как правило, плохо справляются с освоением учебной программы: при чтении они, сами того не замечая, путают названия букв, пропускают их. Это может привести к психологическим проблемам: ребенок становится нервозным и замкнутым.

Предпосылки нарушений

Нарушение фонематического слуха у детей могут вызвать определенные причины. Рассмотрим их более подробно.

Функциональные

Включают:

  • Недостаток общения родителей с младенцем.
  • «Сюсюканье».
  • Тесное общение с людьми, у которых неправильная речь.
  • Длительный период сосания соски, который приводит к неправильной работе органов артикуляционного аппарата (нижняя челюсть, язык).
  • Ухудшение слуха.

Функциональные причины нарушения фонематического слуха у ребенка в большинстве случаев поддаются коррекции, которой занимается специалист-логопед. Однако, если упущено ценное время – первые месяцы и годы ребенка, работа предстоит нелегкая и длительная.

Механические (или органические)

Включают:

  • Короткую уздечку языка.
  • Узкую форму и маленький размер языка.
  • Вялость языковых мышц.
  • Дефекты развития челюсти.
  • Заболевания слухового органа.

При рассмотрении причин нарушений фонематического слуха становится понятно, почему необходимо обращать внимание на проблему как можно раньше. Большинство органических нарушений поддаются лечению (хирургическому, ортодонтическому), а затем исправляются специальными упражнениями.

Важно, чтобы родители вовремя обратились к специалисту. Тогда будет больше шансов исправить ситуацию, ведь с развитием речи у ребенка формируются другие навыки и психические процессы.

Способы развития

Фонетический слух у ребенка следует развивать с самого раннего возраста. Это не значит, что нужно без конца четко и правильно повторять ему одни и те же слова. Некоторые взрослые интуитивно занимаются развитием слуха своего малыша, не подозревая об этом.

Вот примеры игр и занятий, которые способствуют этому на начальном, так называемом неречевом, этапе (от 1 до 3 лет):

  • Подражание звукам животных.
  • Слушать и угадывать, какой музыкальный инструмент звучит.
  • Прислушиваться и различать звуки домашней бытовой техники и других предметов (двери, кран и т. п.).
  • Играть с ребенком в «жмурки», чтобы он учился определять направления звука.
  • Слушать звуки улицы (шум ветра, гул машин, дождь, гром и т. п.).
  • Обращаться к малышу шепотом с разного расстояния. Например, попросить что-то сделать или принести.
  • Показывать попарно изображения предметов, названия которых отличаются одной буквой (гора – кора, рот – кот).
  • Больше читать малышу сказки и стишки, развивая тем самым умение вслушиваться в чужую речь.

Любящие родители, проявив фантазию, могут придумать свои упражнения. Важно, чтобы занятия не носили строгий и обязательный характер, а проводились в игровой форме.

Логопедические примеры

В возрасте после 3–4 лет, когда ребенок уже умеет разговаривать, для формирования фонематического слуха можно выполнять специальные задания.

Проводить такие занятия с ребенком можно не только дома, но и гуляя в парке, ожидая в очереди, во время поездок в транспорте и т. п.

Игровые занятия, развивающие фонематический слух, следует проводить 2–3 раза в неделю. Регулярное выполнение упражнений улучшит понимание речи окружающих, произношение отдельных звуков, увеличит словарный запас малыша, поможет будущему школьнику успевать в учебе.

Если же самостоятельные занятия не дадут должного результата, необходимо обратиться к логопеду, который владеет специальными методиками по исправлению данного дефекта.

Данная консультация будет интересна как родителям детей дошкольного возраста, так и воспитателям. В ней рассказывается о значении развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста, а так же представлены упражнения на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развивать фонематический слух?

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат слова похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): маска-Машка, точка-дочка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

Как происходит

Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с окружающими близкими. Поэтому с самого рождения старайтесь как можно чаще разговаривать со своим ребенком, читать ему стихи и сказки, петь колыбельные и детские песенки. Сенситивным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5 - 7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.

Развитие фонематического слуха на первом году жизни

В норме с третьей недели жизни ребенок реагирует на резкие звуки, а в два месяца начинает прислушиваться к более тихим звукам. Трехмесячный малыш поворачивает голову в сторону источника звука, реагирует на него улыбкой. Вы можете заметить, что малышу нравится музыка. С трёх-четырех месяцев малыш начинает подражать звукам (появляется гуление, затем лепет), к полугоду малыш различает свое имя. К концу первого года жизни кроха различает и произносит часто употребляемые слова.

Развитие фонематического слуха на втором году жизни

На втором году жизни фонематический слух ребенка развивается очень активно. Ребенок уже различает все фонемы родного языка, хотя сама его речь далека от совершенства. К концу второго года малыш может на слух определить неверно произнесенный звук в речи взрослых или других детей и удивиться, почему мимо пролетел не «жук», а «лук».

Развитие фонематического слуха на третьем-четвертом годах жизни

К концу третьего года жизни ребенок различает на слух сходные фонемы и слова, близкие по звучанию. При произношении ребенок пытается сохранить слоговую структуру слов, хотя и выговаривает не все звуки, например, «ти-ти-та» вместо «кар-ти-на» или «до-до-дил» вместо «кро-ко-дил». Очень важно, что в этот период ребенок начинает слышать собственную речь: он может заметить неправильно произнесенный звук и исправить себя.

Развитие фонематического слуха на пятом-шестом годах жизни

На пятом году жизни ребенок учится определять последовательность и количество звуков в слове (этот процесс называется фонематическим анализом), может собрать слово из звуков (этот процесс называется фонематическим синтезом). Эти навыки являются необходимыми для овладения чтением и письмом. Многие дети в этом возрасте сами начинают проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками: придумывают слова на определённый звук, называют первый и последний звуки в слове. Некоторые дети просят научить их читать, пытаются сами что-то писать. Пяти – шестилетний ребенок также уже хорошо различает повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение ее темпа.

Как определить уровень развития фонематического слуха

Что должно вас насторожить:

  1. отсутствие гуления и лепета у малыша в возрасте 4 – 6 месяцев;
  2. отсутствие реакции на свое имя в возрасте 6-7 месяцев, на часто употребляемые слова – в возрасте одного года;
  3. замена звука на сходный с ним в своей речи и неразличение слов, близких по звучанию, в речи окружающих в возрасте 4 – 5 лет;
  4. сильное отставание речевого развития ребенка от общепринятых норм развития речи .

Еще раз хочется отметить, что виною многих речевых нарушений (неправильного звукопроизношения, задержки формирования связной речи ) очень часто является неразвитость фонематического слуха (различения звуков на слух) и фонематического восприятия (определения звукового состава слова).

Для того чтобы проверить готовность ребенка к обучению грамоте и, соответственно, уровень развития фонематического слуха и восприятия, используют такой прием: ребенку говорят скороговорку - не быстро, а в обычном темпе, и просят повторить ее. Если ребенок путает буквы в словах, переставляет местами слоги, над развитием его фонематического слуха придется потрудиться.

Если у вас есть опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, сначала нужно проверить физический слух ребенка. Если с ним все в порядке, можно заниматься развитием фонематического слуха в виде игры дома. Однако помните, что в особо трудных случаях задержки фонематического восприятия вам может потребоваться помощь специалиста – логопеда.

Как заниматься развитием фонематического слуха

Так как фонематический слух развивается постепенно, специальные упражнения на его развитие также можно разделить на несколько этапов. Начните с самого первого этапа, если ребенок хорошо справляется, переходите к следующему.

1 этап – узнавание неречевых звуков

Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

«Слушаем тишину »: предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Объясните ребёнку, что звук – это то, что мы слышим. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне - каждый раз вы услышите разные звуки.

«Найди звук »: вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите ребенка его найти. Эта игра очень нравится маленьким детям, которые уже уверенно ползают или ходят. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

«Угадай, что звучало »: послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Можно играть в эту игру с музыкальными инструментами: металлофоном, бубном, барабаном, маракасами, флейтой и так далее.

«Шумелки »: вам понадобятся несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер–сюрпризов. Наполните их крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросите малыша найти каждому контейнеру пару по звуку.

«Извлекаем звуки из всего »: покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки. Ребенка постарше можно попросить угадать, что звучало, с закрытыми глазами.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса

Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

«Угадай, кто »: по телефону или в записи голос звучит немного по-другому, чем в реальной жизни. Попросите ребенка угадать, кто звонит по телефону, или запишите голоса ваших близких на магнитофон или компьютер и попросите ребенка угадать, кто говорит.

«Громко – тихо »: договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.

«Читаем с выражением »: читая ребенку сказки, например, « Колобок », «Три медведя», «Бычок - смоляной бочок» и другие старайтесь говорить за персонажей сказки, изменяя тембр голоса: высоко и низко, грубо и пискляво и так далее. Пусть малыш сначала угадывает, за кого вы говорите, а потом попробует сам говорить за персонажей сказки.

«Скажи как я»: взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а потом просит ребёнка повторить за ним: «А – а – а» - девочка плачет, мама качает малыша, поёт певица, мальчик удивился.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу

С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха .

«Выбери нужное »: подготовьте картинки со сходными по звучанию словами: крыша – крыса; тачка – точка;

Удочка – уточка; коза – коса;

Ком – дом; лак – рак;

Ложки – рожки; мука – рука;

Тень – день; башня – пашня и так далее.

Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми, можно добавить элемент соревнования: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.

«Хлопни, когда верно »: вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первый звук (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

«Исправь ошибки »: попросите ребенка помочь навести порядок в предложения – исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи».

  • К нам в окно залетел лук (правильно – жук).
  • У дедушки на груди педаль (медаль)
  • Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
  • На асфальт упала лень (тень)
  • Из трубы идет дом (дым)
  • В океане живет кит (кот)
  • Спит на заборе кит (кот)
  • Дедушка с пасеки принес лед (мед)
  • Над чайником шар (пар)
  • Любит кушать шубу соль (моль)
  • Моряки зашли в торт (порт)
  • У слона вместо носа робот (хобот)
  • Наступил новый пень (день)
  • В лесу течет печка (речка)
  • Жучка доедает будку (булку)
  • Орехи в дупло несет булка (белка)
  • Папа в трамвае взял жилет (билет)
  • На пальме растут бараны (бананы)

4 этап – различение слогов

«Прохлопаем слова »: расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет делить слова на слоги.

«Стоп–слоги »: договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».

5 этап – различение звуков (фонем)

Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы «создаём» звуки. Значит звуки – это то, что слышим и произносим.

«Поймай звук»: несколько раз произнесите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть в ладоши или стукнуть по столу). Далее медленно, четко произносите звуковой ряд «А-У-А-А-М-З-А-Т». Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «Э» (не «ТЭ», а «Т»).

«Отгадай, кто»: взрослый говорит ребенку: жук жужжит («жжж») , тигр рычит («ррр»), дует сильный ветер («ууу»), пулемет строчит («ддд») и так далее. Затем взрослый произносит звук, а ребёнок говорит – кто или что может издавать такие звуки: «ннн», «кккк», «иии» и так далее.

«Собери слово»: взрослый произносит «рассыпанные» звуки, а ребёнок - слово: с, о, к – сок; р, ы, б, а – рыба и так далее.

6 этап – освоение элементарного звукового анализа

Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

«Произнеси первый звук»: несколько раз произнесите звук, который ребёнок должен запомнить. Называйте ребёнку слова, в которых этот звук первый вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопнет, когда услышит слово, которое начинается на заданный звук

«Придумай слово: а теперь наоборот – взрослый произносит звук, а ребёнок придумывает слово, начинающееся на заданный звук.

«Магазин»: скажите ребенку, что сегодня м магазине ы будите покупать только предметы в названиях которых названиях есть определённые звуки (в начале слов, в середине или в конце слов), например звуки «С, Ш, Л, Р». На звук «Ш» можно купить кувшин, шляпу, рубашку, а на звук «С» - стакан, миску.

«Чей домик? »: расскажите ребенку историю о том, как звери (уж, сом, кот, лиса, волк, крот, кабан, мышка и так далее) заблудились. Попросите ребенка помочь отыскать зверям свои домики: сколько звуков в слове, столько окошек в домике. Если ребенок еще не пишет, запишите звуки в подходящие домики под его диктовку.

«Непослушные звуки »: попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежал звук. Например, звук «М»: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.

«Зоопарк» : (различение мягкости - твердости согласных). Взрослый рассказывает, что в зоопарк привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть звук «Ль». Ослику можно войти в зоопарк? - почему? Льву, леопарду, лисице - готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

«Заблудились в лесу» (первоначальный навык выделения ударного звука). В лесу заблудились зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного: М-и-и-ша- И, Р-ы-ы-бка- Ы, К-о-о-тик- О и т.д.

Регулярность – ваш главный помощник

Старайтесь проводить игры на развитие фонематического слуха регулярно, через 1 – 2 дня. Они не займут у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий: у малыша улучшится произношение, и даже если он пока выговаривает не все звуки, в своей речи он будет выдерживать слоговую структуру слова, начнет говорить больше слов.

Игры на развитие фонематического слуха прекрасно подойдут для поездки на машине, ожидания в очереди, длинной прогулки в парке.

Успехов Вам!


Нарушение фонематического слуха — весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении.

Признаки нарушений фонематического слуха

У человека имеется неречевой и речевой слух. Первый отвечает за восприятие музыки или различных шумов, а второй обеспечивает способность воспринимать фонемы и проводить их анализ. Речевой слух состоит из фонематического слуха — умения анализировать различные речевые звуки, и фонетического слуха — способности идентифицировать слово.В нашем языке фонемы — это гласные звуки, а также согласные, которые имеют очень важные характеристики: твердость и мягкость, звонкость и глухость. Замена гласных звуков (петь-пить), замена согласных по их глухости-звонкости или твердости-мягкости (тень-день, кон-конь) могут менять смысл слова целиком.

Фонематический слух позволяет ребенку улавливать различные вариации звуков в словах, а затем на основании их анализа воспроизводить звуки так, чтобы получалось правильное слово, то есть контролировать свою речь тоже. Конечно, детям это удается не сразу, и первое время они не совсем правильно пользуются своим речевым аппаратом для воспроизведения звуков. Так что совершенно нормально, когда у ребенка поначалу возникают проблемы с правильным произношением слов.

Однако при нормальной работе фонематического слуха малыш самостоятельно обнаруживает эти ошибки и в конечном итоге полностью овладевает речевым аппаратом — начинает правильно ставить язык при произношении. Таким образом, к четырем годам он уже должен уметь правильно воспроизводить все фонемы, кроме звуков [л] и [р], а к пятилетнему возрасту не должно остаться совсем никаких ошибок в произношении. Поэтому обнаружить нарушения фонематического слуха у малыша несложно, главным их проявлением является дислалия — неверное произношение звуков при нормальной нервной регуляции речевого аппарата. Итак, имеет смысл обратиться к логопеду, если родители заметили у ребенка следующие ошибки в произношении слов:

  • путает звуки [л] и [р] (произносит «калтошка» вместо «картошка»);
  • путает звуки [с], [з] и [ш],[ж](произносит «крыса» вместо «крыша», «книска» вместо «книжка» или «зук» вместо «жук»);
  • оглушает звонкие согласные звуки (произносит «кора» вместо «гора»);
  • смягчает твердые согласные звуки (произносит «садь» вместо «сад» или «люк» вместо «лук»);
  • путает взрывные шумные переднеязычные и заднеязычные согласные звуки [т] и [к], [д] и [г] (произносит «Коля» вместо «Толя» или «гол» вместо «дол»).

Собственно, перечисленные проявления считаются основными и встречаются наиболее часто. Но существуют и другие признаки дислалий.

Кажется, что нет ничего страшного в том, что ребенок путает какие-то звуки или неправильно выбирает фонемы, произнося слово. Но в действительности ошибочное произношение серьезно затрудняет восприятие речи для окружающих людей.

Иногда родители настолько привыкают к произношению ребенка, что без труда могут «расшифровать», что он имел в виду, однако сверстникам, воспитателям или учителям сделать это очень сложно. Из-за этого ребенок будет испытывать трудности в общении и чувствовать себя отстраненным, а это порождает уже более серьезные социальные проблемы в будущем. Кроме того, неправильное произношение легче скорректировать, когда ребенок только учиться говорить, то есть во время дошкольного возраста. По мере взросления он привыкает пользоваться речевым аппаратом определенным образом, и ликвидировать эти привычки у малыша, который уже пошел в школу, логопеду будет намного сложнее.

Почему возникают такие нарушения

Звуки речи — это достаточно сложные образования, которые присущи исключительно людям. У ребенка они начинают вырабатываться практически сразу после появления на свет. В этом процессе принимают участие как центральная, так и периферическая нервная система, поэтому, если на них воздействуют какие-то негативные факторы, это сказывается на фонематическом восприятии и впоследствии на произношении. В связи с этим можно выделить несколько главных причин, приводящих к нарушению фонематического слуха.

Ослабление организма из-за соматических патологий. Любая более или менее серьезная болезнь может оказать неблагоприятное воздействие на развитие речевого слуха. Например, если у ребенка имеются проблемы с пищеварительной системой, он недополучает питательные вещества, становится вялым, замкнутым и необщительным. Кроме того, некоторые из заболеваний влияют непосредственно на функционирование нервной системы, замедляя психическое развитие (например, нарушения в работе щитовидной железы).

Далеко не всегда к проблемам с фонематическим восприятием приводят серьезные заболевания. У некоторых детей просто имеются определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему очень трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем. В таком случае возникает потребность уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.

Отдельно следует сказать о . Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести. Поэтому в некоторых случаях причиной нарушения фонематического слуха становится тугоухость. Все осложняется тем, что выявить такую патологию у маленьких детей бывает не так-то просто. Ребенок может в общих чертах понимать, что ему рассказывают, и выполнять просьбы, но при этом не слышать четко все звуки. К отоларингологу следует обратиться, если у ребенка были или имеются симптомы отита: беспокойство, боль в ухе или височной области, гнойные выделения из наружного слухового отверстия.

Неблагоприятная речевая среда, конечно же, с высокой долей вероятности может стать причиной нарушения фонематического слуха и дислалии. Например, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах. Причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями.

Как устранить нарушения фонематического слуха

Решением этой проблемы занимаются логопеды, работающие в садах, центрах обучения детей и школах. Используя специальные методики, они учат ребенка:

  • идентифицировать фонемы и не смешивать их в процессе восприятия;
  • отличать правильное произношение в каком-либо слове от неправильного;
  • контролировать собственное произношение и давать ему оценку;
  • правильно ставить язык при произношении того или иного звука.

При правильно поставленной работе с логопедом положительного эффекта можно добиться практически всегда и ликвидировать самые разные виды дислалий.

Для устранения нарушений фонематического слуха логопедические занятия у дошкольников должны проводиться регулярно и не менее трех раз в неделю.

Очень важно проводить коротенькие домашние занятия с ребенком по заданию логопеда (обычно достаточно уделять этому по 5-15 минут 2-3 раза в день). Такие занятия могут проходиться в форме игры. Например, договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши каждый раз, когда услышит в слове звук [ш]. Произносите с оптимальной скоростью сначала отдельные звуки, потом короткие слова («мышь», «кость», «вошь», «суп», «шум»), а затем более длинные («кошечка», «косичка», «кошмар», «маскарад»).

Сроки преодоления нарушений восприятия звуков и недостатков их произношения зависят от сложности речевого дефекта, индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей и, конечно, от того, насколько рано они обратились к логопеду при обнаружении первых признаков проблемы.

Фонематический слух (фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.

Как звучит слово

Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.

В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

Проводить эти занятия можно таким образом.

1. Взрослый говорит:

Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послышится «ку-ку».

Затем взрослый продолжает:

Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.

2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).

Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.

А это кто? (на картинке нарисован медведь).

Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.

Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.

— Машина.

— Ванна…

Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…

— Свечка…

— Кузнец…

— Молодец.

4. - А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

Книга – сом.

Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

— Жук - хлеб.

5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…

6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?

Зайка-побегайка.

Хорошо звучит: зайка-побегайка.

Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Паучок!

— Иголки!

— Петрушка!

— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!

8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!

— Промок!

9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?

Хорошо, продолжаем: мак…

Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие - мало звуков в слове, длинные – звуков много).

С ребенком можно провести такие занятия.

1 . – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?

2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.

3 . – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.

4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

Затем взрослый меняется ролями с ребенком.

5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Котенок.

Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?

Рак, лак, мак, бак, так, как …

Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.

Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

Все правильно. А к слову стол?

Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?

Цыпленок, жеребенок, козленок…

Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:

1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:

Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.

Ммиишшккаа, ммаашшииннаа.

Назови слова, похожие по звучанию.

Галка-палка, шина-машина.

Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?

— Пышка-шишка.

К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, - пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).

Какие слова звучат так же, как слово галка?

Палка, скакалка.

Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.

Шина, палка.

Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?

2. Осознание слоговой стороны слова:

Произнеси слово галка по частям.

Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.

Назови вторую.

Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?

Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

Палочка.

Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

Пти-ца, птич-ка.

А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»

Чер-на-я, боль-ша-я.

А шина какая?

Кру-гла-я.

Напоследок литературная игра: - Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».





error: Контент защищен !!