Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе. Конспект фронтального занятия для детей с онр

Разработала учитель - логопед

Налетова Екатерина Анатольевна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 17

города Подольска Московской области

Цели:

  • закрепить навык правильного произношения звуков [г] - [г`];
  • продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [г] - [г`];
  • развивать фонематическое восприятие;
  • продолжить работу над закреплением навыка определения позиции заданного звука в слове;
  • закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
  • учить согласовывать прилагательное с существительными в прямом и косвенном падежах;
  • учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
  • закрепить образ буквы Г;
  • развивать общую и тонкую моторику;
  • развивать высшие психические функции.

Оборудование: схема для характеристики гласных и согласных звуков, спички, карточки игры «Наложенные буквы», флажок, карточки в виде теннисных ракеток с квадратами синего и зеленого цвета, предметные картинки (виноград, сапоги, гитара, голубь, груша, попугай, георгин, герань, лягушка, снегирь), схемы для звукового анализа и синтеза, наборные полотна, предметные картинки (гуси, голуби, уши, синица, игрушки; предметные картинки (варежки, карандаши, майка, тетрадь, шарф, платок, блюдце, ведро; карточки со схематичным изображением предлогов.

Ход занятия:

Введение в занятие .

«Игра «4-й лишний».

Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».

Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.

ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ГУСЬ, ЗАЯЦ

ПОМИДОР, ГВОЗДИКА , СВЕКЛА, КАПУСТА

ГЕРАНЬ , МУХА, ОСА, ПАУК

САПОГИ, КОФТА, МАЙКА, БРЮКИ

Оставшиеся дети называют по одному предмету из предложенного им обобщающего понятия:

Назови любой фрукт. (Апельсин) и т.д.

1. Знакомство с темой:

Какой общий звук мы слышим в словах гусь, гвоздика ?

  • В словах гусь, гвоздика общий звук [г].
  • Дайте его характеристику?
  • Это согласный, твердый, звонкий, звук.
  • Какой общий звук мы слышим в словах герань, сапоги ?
  • В словах герань, сапоги общий звук [г`]
  • Охарактеризуйте этот звук?
  • Это согласный, мягкий, звонкий, звук.

2. Развитие фонематического восприятия:

А. Игра «Телефон».

Я буду звонить кому-то из вас, а вы точно передайте другим ребятам, что услышите по телефону.

Сначала я позвоню Роме.

Га - га - гя, гя - гя - га

го - ге - го, гэ- гэ - ге

гю - гю - гу ги - гы - гы

Ребенок повторяет громко и четко услышанную цепочку.

Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

Слоговая цепочка оговаривается заранее:

Например, га - гя и гу - гу - гю.

га - гя - га - гя…

гу- гу - гю - гу - гу - гю…

В. Игра «Теннисисты».

У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.

ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».

На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] - [г`].

«Голуби - гости города».

Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.

Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.

Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

Вас спасем от голода ! Вы же гости города !

(Е. Налетова)

3. Звуковой анализ - синтез обратных и прямых слогов.

Игра «Угадайка».

Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

Сколько звуков ты услышал(а)?

Назови первый звук?

Какой это звук?

Назови второй звук.

Какой это звук?

Определи количество звуков в слоге?

Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

АГ, УГ, ЭГ и т.д.

ГЕ, ГЮ, ГЯ и т.д.

ГО, ГУ, ГЫ и т.д.

ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

5. Звуковой анализ - синтез слов.

Игра «Отгадай картинку».

Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»

Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки - сами картинки выставляются на наборное полотно.)

Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах г олубь, у ши, с иница, и грушки и соединить их в 1 слово.

Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».

Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.

Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь - [г]).

Какой он?

Это согласный, твердый, звонкий звук.

Какой квадрат положим?

Положим синий квадрат.

Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши - [у]).

Какой он?

Это гласный звук.

Какой квадрат положим?

Положим красный квадрат.

Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица - [с`]).

Какой он?

Это согласный, мягкий, глухой звук.

Какой квадрат положим?

Положим зеленый квадрат.

Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы - [и]).

Какой он?

Это гласный звук.

Какой квадрат положим?

Положим красный квадрат.

Фронтальный опрос:

Сколько всего звуков в слове «гуси»?

Сколько согласных твердых звуков?

Какой?

Сколько согласных мягких звуков?

Какой?

Сколько гласных звуков?

Какие?

Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).

6. Согласование прилагательных с существительными.

Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

Игра «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д.

8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).

Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.

(Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

9. Работа с буквой Г.

А. Выкладывание буквы Г из спичек.

Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.

Б. Игра «Узнай букву»

Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

10. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

Мы учились различать звуки [г]-[г`] .

Звук г - какой?

Звук [г] - это согласный, твердый, звонкий звук.

Звук г - какой?

Звук [г] - это согласный, мягкий, звонкий звук.

Какой буквой обозначаем звуки [г] - [г`]?

Звуки [г] - [г`] обозначаем буквой Г.

Оценка деятельности детей.

Задание на коррекционный час.

Ещё по данной теме:

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной форме в виде "путешествия" в весенний сад, так как оно проводилось в апреле. На материале лексической темы "Весенние цветы" решались различные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели занятия.

Коррекционно - образовательные:

Активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме;

Упражнять в подборе родственных слов;

Закреплять умение правильного согласования прилагательного c cуществительным в косвенных падежах;

Развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;

Совершенствовать умение составлять предложения по схемам с предлогами пространственного значения «из - за», «из - под»; Коррекционно - развивающие:

Развивать мышление, память, тактильные ощущения, общеречевые навыки.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать активность и самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование: игрушка «цыпленок», коврограф с предметными картинками, демонстрационная графическая схема предложения, схемы пространственных предлогов «из - за», «из - под», демонстрационная касса букв, звуковые линейки, мешочек с буквами, совок, ребус «нарцисс», план схема для составления рассказов - описаний цветов, индивидуальные карточки с изографами, тетради, синие и красные карандаши.

Ход занятия.

1 .Организационный момент.

Дети входят в группу.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними:

Мы рады, рады, рады вам,

Мы очень рады всем гостям.

А теперь повернитесь ко мне:

Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Все правильно, все внятно,

Чтоб было всем понятно.

Теперь пройдите к своим столам и сядьте на стулья.

2. Объявление темы занятия.

а) Раздается стук.

Кто-то к нам пришел в гости. Отгадайте:

Был белый дом, чудесный дом,

И что - то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо (цыпленок).

Из - за стола логопед достает игрушечного цыпленка.

Правильно, к нам в гости пришел цыпленок. Ребята, на улице стоит прекрасная погода, и цыпленок приглашает нас прогуляться в весенний сад.

3. Беседа о цветах.

Выставляемся коврограф с предметными картинками.

Вот мы и в саду. Посмотрите, что это? (клумба с цветами). Ребята, цыпленок еще совсем маленький, и он не знает названий цветов. Давайте их назовем (тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш, подснежник). Ребята, а все ли эти цветы - садовые? (нет, подснежник и ландыш - лесные цветы). Расскажите, что вы знаете о подснежнике и ландыше? (их нельзя срывать, потому что это редкие цветы и они занесены в Красную книгу). Поэтому мы с вами возьмем совочек, аккуратно их выкопаем и пересадим в лес.

4. Выделение звука «Ц» и его характеристика.

Посмотрите, среди цветов появились первые насекомые. Чтобы их не испугать, давайте попросим друг друга вести себя потише (ц - ц - ц). Какой звук мы сейчас произнесли? (Ц)

Что вы знаете о звуке «Ц»? Какой он? (звук «Ц» - coгласный глухой всегда твердый).

Мы сегодня будем говорить о звуке и букве Ц и о весенних цветах.

5. Закрепление тактильного образа буквы «Ц».

Что это за мешочек лежит среди стеблей? (логопед показывает детям «Волшебный мешочек», заглядывает в него). В нем лежат разные буквы. Давайте найдем и покажем цыпленку букву «Ц»(проходит по рядам, дети на ощупь отыскивают в мешочке букву «Ц»).

6. Выделение слов со звуком «Ц» и определение его места в слове.

Я предлагаю показать цыпленку, как мы работаем со звуковыми линейками. Подвиньте их к себе. Найдите в весеннем саду предметы со звуком «Ц» и определите его место в этих словах.

Дети называют слова «цепь», «гусеница», «огурец» и другие; работают с линейками.

7. Работа со словом «цветочки».

А) Игра «Найди слова в слове».

Логопед открывает демонстрационную кассу букв, на которой выложено слово «ЦВЕТОЧКИ».

Пока мы с вами играли, цыпленок выложил на доске слово. Давайте его прочитаем. Какие слова спрятались в этом слове? (веточки, точки, очки, цветок, цветки, кит, кот.....)

Б) Подбор родственных слов.

Посчитайте, сколько в нем слогов (3). Назовите 1слог, 2 слог, 3 слог. Измените это слово так, чтобы в нем стало два слога (цветок, цветик, цветы.....)

В) Звуковой анализ слова.

Назовите в этом слове только гласные (Е, О, И). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда твердый (Ц). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда мягкий (Ч). Назовите в этом слове только согласный глухой твердый, который может в другом слове быть мягким (Т). Назовите в этом слове только согласные мягкие, которые могут в другом слове быть твердыми (ВЬ, КЬ).

Г) Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах.

Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

На клумбе выросли (что?).....красивые цветы.

Скоро будет еще больше (чего?).....красивых цветов.

Мы очень рады (чему?).....красивым цветам.

Везде мы видим (что?).... красивые цветы.

Мы любуемся (чем?).....красивыми цветами.

Мы будем рассказывать друзьям (о чем?).....о красивых цветах.

Ну, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

На лужайке поутру (Дети встают в тесный круг,

Мы затеяли игру. ходьба на месте,

Я - подснежник, ты - вьюнок. показывают друг на друга,

Становитесь в наш венок. берутся за руки)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад,

Раздвигайте круг пошире. расширяют круг)

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, (Дети встают в тесный круг, за руки,

Станет озеро большим. раздвигают круг)

Стали в пары мы опять, (Становятся попарно.

Будем в солнышко играть. описывают руками круг)

Мы - веселые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх.

Мы - резвы и горячи. Прыгают на носочках, руки на поясе)

8. Составление описательного рассказа нарцисса.

Логопед показывает ребус «нарцисс».

Цыпленок хочет загадать вам загадку. На этой картинке зашифровано название его самого любимого садового цветка (нарцисс). А теперь составим о нем рассказ по этому плану (логопед вывешивает план – схему и один из детей рассказывает о нарциссе, затем другой повторяет).

9. Составление предложений с предлогами «из - за», «из - под» (с помощью схем предлогов).

На наборном полотне графическая схема предложения (три домика и схема предлога «из - за»).

Покажем цыпленку, как мы умеем составлять предложения. Давайте придумаем предложения про весенний сад. Сколько слов должно быть в вашем предложении? (четыре). Назовите «маленькое» слово (из - за). Какое оно по счету? (третье).

Дети придумывают предложения типа «Бабочка вылетает из - зa цветка». Затем логопед изменяет схему, меняя домики местами, добавляя их и вместо схемы «из - за» вставляя схему предлога «из - под». Дети придумывают предложения типа «Из - под листка вылезает большая гусеница» и др.

10. Работа в тетрадях.

Цыпленку так понравились ваши предложения, что он тоже придумал предложение и записал его на доске. Давайте его прочитаем.

На доске из букв демонстрационной кассы выложено предложение:

весноймного цветов

Ай – ай, сколько ошибок ты наделал! Но ничего, наши ребята мигом помогут их исправить. Какие ошибки вы здесь видите?

Дети выходят по очереди к доске, называют и исправляют ошибки.

Сейчас вы напечатаете это предложение в тетрадях, а перед этим разомнем пальчики.

Пальчиковое упражнение.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Затем дети работают в тетрадях; закончившим раньше других логопед предлагает индивидуальные карточки с изографом «курица» (узнать, для кого цыпленок нарвет большой букет нарциссов).

11. Итог занятия.

Вот и закончилась наша прогулка к весенней клумбе. Вам понравилось путешествие с цыпленком? Что вам понравилось? (ответы детей)

А сейчас цыпленок с вами попрощается на ваших ладошках и если кто - то ему понравился, то он споет песенку (логопед сажает цыпленка к каждому из детей на ладонь и тот пищит ).


Ольга Владимировна Савкина
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук»

«Согласный звук » .

Цель : Формирование целостного представления о согласных звуках .

Задачи :

1. Развивать фонематический слух.

2. Учить различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости.

3. Учить работать со словом : определять позицию звука в слове , образовывать новые слова.

4. Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.

5. Развивать психические процессы : память, внимание, воображение, мышление.

Оборудование :

Зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем , предметные картинки, макеты домиков (синий и зеленый, карточки с печатными буквами, карточки для чтения слогов , слов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : Ребята! Пришла прекрасная осенняя пора! Давайте с вами отправимся в лес. По дороге будем с вами играть.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1.1. Общее расслабление.

Утром мы во двор идем, Шаги на месте.

Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.

И летят, летят, летят… Взмахи руками, разведенными в стороны.

Все уж спать они хотят. Имитация сна.

1.2. Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает. Энергичные взмахи руками.

Желтые листочки

С дерева срывает. Имитация срывания листьев.

Падают листочки

Прямо нам под ножки. Наклон вперед, руки касаются ног.

1.3. Развитие мелкой моторики.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал : Плавные волнообразные движения ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на травинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

1.4. Массаж лица.

С воображаемыми струйками дождя (поглаживание, капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание) .

1.5. Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.

Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

1.6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения :

- для челюсти : рот открыть (удержать под счет до 10) ; попеременно открывать и закрывать рот;

- для губ : губы в улыбке – «трубочка» ;

- для языка : «лопаточка» (удержать под счет до 10) .

1.7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

Постановка нижнедиафрагмального дыхания. Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме :

Стоя выдох вдох пауза шумный выдох

2. Знакомство с темой.

Логопед : - Ребята! Давайте по очереди споем наши имена и прохлопаем, выделим первый звук в слове .

Логопед : - Ребята, мы произнесли первые звуки в именах , так много прозвучало звуков . А какие это звуки ? Как они произносятся – свободно или с преградой? (С преградой) . Воздух встречает препятствие (преграду) .

Как мы называем такие звуки ? (Согласные ) .

Логопед : - Правильно, ребята. Кто же назовет тему нашего занятия ?

Дети : - Согласные звуки .

Логопед : - Ребята! Почему я поставила для вас два домика – синий и зеленый? Что они обозначают? (В синем домике живут все согласные твердые звуки , а в зеленом – живут согласные мягкие ). А еще согласные звуки могут быть звонкими и глухими.

Поднимите руку те, чье имя начинается со звонкого согласного звука . А теперь поднимите руку те, чье имя начинается с глухого согласного звука . Молодцы!

3. Упражнение «Поймай согласный звук » .

Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки , которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав согласный звук .

Педагог произносит звуки : а, о, с, у, т, к, и, ы, п.

4. Упражнение «Четвертый лишний» .

Логопед : - Следующее задание такое : вам нужно прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука ) : Дым, дом, ком, дача; сом, сок, мак, сын; вата, вода, ведро, фата; шар, пар, шок, шум.

5. Дидактическая игра «Посели картинку в домик» .

Логопед : Ребята! Перед вами разложены разные картинки. Вы должны выбрать любую из них и назвать первый звук в слове , определить на какой согласный звук (твердый или мягкий) начинается это слово. Если на мягкий согласный – значит нужно поселить в зеленый домик, а если на твердый согласный – значит в синий .

6. Динамическая пауза.

Логопед : - Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.

7. Определение места звука в слове .

Логопед : - Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук в слове : в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть синий или зеленый кружок в соответствующее окно в звуковой дорожке . Гора, гитара, кот, кит, мак, мел.

8. Упражнение «Звонкий – глухой» .

Логопед : - Я вам буду называть разные слоги. Если слог начинается с согласного звонкого , значит вы хлопаете в ладоши. А если с согласного глухого – поднимаете руку.

КА – ГА, СА – ЗА, ЦА – ЗА, ЛА – РА, ША – ЖА – ША, ПА – ПА – БА, ТЫ – ДЫ – ТЫ.

Затем логопед называет слова : ГОРА – КОРА, ЖУК – СУК, РОЗА – КОЗА, ШОВ – РОВ, ДОЧКА – ТОЧКА, ПОП – БОБ.

9. Определение заданного звука в слове .

Логопед : - Я буду вам называть слова, а вы на слух должны определить, где слышите заданный звук в слове (в начале, в середине, в конце слова) . [К] – КОТ (в начале, МУКА (в середине, ТОК (в конце) .

10. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Логопед предлагает детям назвать любое из слов, которое бы начиналось на согласный звук и определить - какой это звук (твердый – мягкий, звонкий – глухой) .

11. Итог занятия . Оценка деятельности детей .

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие «Звук [Р]» Фронтальное логопедическое занятие. Звук [Р]. Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р]. Оборудование: Картинки, фишки,.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук [Т]. Буква «Т». Цель: Познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе «Познакомьтесь - Звук Р (буква Р)» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ПОЗНАКОМЬТЕСЬ.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звук [г], знакомство с буквой Г» Программное содержание: закреплять.

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна» ; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развиваюцие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен» .

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(Весна) .

(дети договаривают хором: весна) .

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

{Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима) . Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы,... дети надели весеннюю одежду и т.д.) .

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» , - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Раздели слово на слоги"

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги» . Разделим на слоги приметы весны, которые изображены на картинках прикрепленных к магнитной доске (туча, подснежник, трава, солнце, ручей, облако, дерево, скворечник, почка, проталина.)

6. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

7. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки -рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают) .

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)

БУ ХМАО Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Весна»

Выполнила логопед Давлетова Г.Р.

1. Сообщение темы занятия

ЛОГОПЕД: Сегодня к нам на занятие пришел шалунишка Саша и принес интересные игры (Презентация).

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть картинки, а в конце занятия вы сможете из этих частей собрать целую картину.

Какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

2.Дыхательная гимнастика «Поможем Саше надуть шарик»

Вдох носом, на выдохе произносим с-с-с (шарик сдувается)

Вдох носом, на выдохе произносим ш-ш-ш (надуваем шарик)

ЛОГОПЕД: Итак, с какими звуками мы будем сегодня работать?

3.Сравнительная характеристика звуков

Первое задание Саши – сравнить звуки [С] и [Ш]

ЛОГОПЕД: -Вспомните, какие по характеру звуки [С] и [Ш]. Чем они похожи, чем отличаются?

Звуки [с] и [ш] согласные - когда мы их произносим воздух встречает преграду (язычок). Они оба твёрдые, глухие.

Отличаются тем, что при произнесении звука [с]- кончик языка опускается за нижние зубки (↓), а когда мы произносим звук [ш]- кончик языка за верхними зубками ()

У звука [С] есть мягкий братик – [С’], а звук [Ш] всегда твердый.

Живут эти звуки в разных буквах. Звук [с] в букве С, а звук [ш] в букве Ш.

Молодцы ребята.

На доске появляется первый фрагмент картинки.

4.Дифференциация изолированных звуков.

Саша очень любит играть в Шифровальшиков – это профессия людей, которые читают зашифрованные письма.

Игра «Шифровальщики»

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка: ↓↓, ↓, ↓, ↓, ↓↓, ↓↓

На доске появляется второй фрагмент картины.

5. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Эхо»

Третье задание – повторить в правильном порядке слоги.

са-ша-са ас-аш-ас шо-со-шо

ош-ос-ош су-су-шу ус-ус-уш

На доске появляется третий фрагмент картины.

6.Пальчиковая гимнастика «Строители»

8.Дифференциация звуков в словах.

Четвертое задание – «Произнеси новое слово»

а) Замена звука С на звук Ш (слова-паронимы)

сок - ... басня - ... миска - ...

сутки -... каска - ... усы - ...

На доске появляется четвертый фрагмент картины.

Б) Раскладывание картинок

Пятое задание – «Разложи инструменты по полочкам»

ЛОГОПЕД: -Ребята, вы не забыли, что Саша-то у нас шалунишка – очень любит поиграть, пошалить. Вот и сейчас он зашел в гараж к папе и так получилось, что Саша раскидал все инструменты. Давайте поможем Саше разложить инструменты на свои полочки.

На доске появляются две полочки __________

___________↓

Скажите, какие инструменты мы положим на верхнюю полочку, а какие на нижнюю? Почему?

На доске появляется пятый фрагмент картины.

9.Физкультминутка «Разные профессии»

Я - шофер - помыл машину,

Левая рука на поясе, круговые движения правой рукой («Моют стекло»)

Сел за руль и выгнул спину.

« Крутят» руль

Загудел мотор, и шины

Зашуршали у машины.

Движение «моталочка»

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор.

Имитация работы с метлой

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.

«Смотрят» из-под ладони

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги

Маршируют на месте

К сапогам прибьет подковки

Кулачок правой руки стучит по ладони левой

И – пляши без остановки.

Руки на поясе, по очереди выставляют правую и левую ноги на пятку

10. Чтение слогов (Презентация)

Шестое задание – прочитай слоги и слова.

ЛОГОПЕД: Когда вы сравнивали звуки, вы сказали, что звук [С] живет в букве С, а звук [Ш] в букве Ш. Сейчас прочитаем слоги и слова с этими буквами.

11.Звуковой анализ слова

А) Звуковой анализ слова СУШКИ

б) Составление слова СУШКИ из букв разрезной азбуки.

На доске появляется шестой фрагмент картины.

12.Дифференциация звуков в предложении. Заучивание скороговорки по мнемосхеме, с глазодвигательной гимнастикой.

Седьмое задание – выучить скороговорку

Сапожник сшил сапожки,

сапожки для сороконожки.

На экране в презентации появляется мнемосхема.

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

На доске появляется седьмой фрагмент картины.

13.Дифференциация звуков в тексте (Посчитать сколько предложений в тексте)

У Саши мама швея. Маму зовут Светлана. У неё дома есть швейная машинка. Мама Саши настоящая мастерица! То шорты сошьет, то рубашку.

Для первого предложения составляем схему.

На доске появляется восьмой фрагмент картины.





error: Контент защищен !!