От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Внутренняя картина болезни. Эффективность терапии соматических заболеваний во многом зависит от психического состояния больного

Если вы столкнулись с головными болями, вам, в первую очередь, следует обратиться к врачу. Не откладывайте поход в больницу. Причина болей может быть самой различной. И только специалист может поставить точный диагноз.

Когда оценивают возраст человека, то в первую очередь внимание уделяют лицу и фигуре. Но внешний облик - это не только красивая и сияющая кожа, недостатки которой можно скрыть под макияжем. Пропорция лица, состояние шеи, осанка и походка меняются, когда начинаются проблемы с позвоночником.

Если страдает шейный отдел позвоночника, то происходит смещение или сжатие межпозвоночных дисков. Это становится причиной нарушений в нервных окончаниях, кровеносной системе и лимфоузлах. Под удар попадают все части головы - мозг, кожа, мышцы… У меня, например, именно такой случай. По утрам просыпаюсь с головными болями, лицо отекшее. И кремом и массажем лица эту ситуацию не исправить.

Врачи предупреждают, что уплощение межпозвоночных дисков часто появляется с возрастом. При этом шея становится короткой, а гипертрофированный шейный прогиб довольно сильно портит естественные очертания человека.

С потерей эластичности диски теряют амортизирующие способности и начинают сжимать кровеносные сосуды, которые подходят к голове. Даже при малом нарушении кровоснабжения мозга появляются головные боли, раздражительность, слабость и нарушение сна. Нарушается обмен веществ, и, как результат, возникают глубокие морщины.

От состояния шейного отдела зависит около 70 лицевых мышц! Если они спазмированы, это может привести к сжатию нервных волокон и деформации пропорций лица, провисанию кожи и другим признакам старения.

Молодость лица таится в позвоночнике! Поэтому примите несколько полезных советов.

Не сутультесь. Это нужно соблюдать и при ходьбе, и при сидении.

Занимайтесь физическими упражнениями.

Периодически посещайте массажиста.

Для меня эта статья, найденная на одном из порталов Интернета, оказалась полезной. Я постоянно мучаюсь головными болями. Обследовалась у специалистов, и они поставили диагноз: «Искривление и деформация шейных позвонков». Посоветовали делать зарядку - укреплять мышцы шеи и спины. Показали ряд упражнений. Впрочем, при желании их можно найти в Интернете. Пересиливая себя, начала делать утреннюю гимнастику. Честно признаюсь, иногда ленюсь, а потом корю себя за это.

А как вы боретесь со своими болезнями. Хватает ли у вас силы воли на ежедневную зарядку и спортивные упражнения? Делитесь своим опытом. Он может кому-то помочь.


ВВЕДЕНИЕ.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов к решению вопросов формирования здоровья детей с раннего возраста.

Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является гуманизация целей и деятельности образовательной работы с детьми.

Гуманизация педагогического процесса современного ДОУ находит свое отражение в принципе соответствия задач, содержания, методов, форм, технологий воспитания и обучения дошкольников их возрастным потребностям: с одной стороны, необходимо обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка (биологических и социальных), а с другой – создать условие для их личностного развития.

Гуманизация педагогического процесса прежде всего предполагает здоровьесберегающее воспитание и обучение дошкольников, которое позволяет сохранить и укрепить здоровье ребенка в процессе его пребывания в стенах ДОУ, а также способствует выработке у ребенка потребности и привычки беречь и укреплять свое здоровье и здоровье других людей.

По результатам медицинского обследования дошкольников сегодня среди детей ДОУ наиболее часто отмечаются такие нарушения физического здоровья, как стоматологические заболевания, заболевания дыхательной системы, носоглотки, аллергические заболевания.

Некоторые из них с возрастом имеют тенденцию к увеличению распространенности и степени нарушения, т.к. во многом связаны с условиями жизнедеятельности ребенка и характером физического воспитания. Однако при условии реализации оздоровительно - профилактических мер и соблюдения правил ЗОЖ состояние здоровья дошкольников хорошо поддается коррекции.

По мнению Н.А.Ноткиной, М.М.Антроповой, С.В.Попова, Г.Л.Билич, Л.В.Назаровой и др., в понятие «ЗОЖ» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности получения положительных эмоций от соблюдения правил поведения, способствующих укреплению здоровья. Все это обеспечивает укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка; позволяет ему успешно входить в новые режимы жизнедеятельности и адаптироваться к условиям пребывания его в ДОУ.

Для решения этих проблем и задач в МДОУ «Бардымский детский сад №1» реализуются следующие программы: (стр. № 5).

Система работы по физическому развитию и здоровью



Основные направления коррекционной работы с детьми


Реализуемые программы деятельности ОУ по оздоровлению и

пропаганде ЗОЖ.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» - под редакцией М.А.Васильевой.

ЦЕЛЬ: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание

в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе.


«Радуга»- комплексная программа и методическое руководство для ДОУ.

ЦЕЛЬ: обеспечение всестороннего развития ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, охрана и укрепление здоровья детей, приобщением их к миру общечеловеческих ценностей.
Дополняя следующими программами:

Л.Н.Пустынникова «Система» - региональная программа физического воспитания детей 3-7лет. Пермь, 1997

Программа составлена с учетом требований документов, разработанных

и действующих в Российской федерации.

В целом программа « Система» направлена на решение следующих вопросов:

Комплексное использование разнообразных форм воспитания, обучения и оздоровления детей 3-7 лет в быту, в игровой, самостоятельной, учебной деятельности;

Воспитание положительно – эмоционального отношения и устойчивых интересов к разнообразным физическим упражнениям и играм, ориентация на ЗОЖ, соблюдение правил личной гигиены и режима дня, закаливание;

Формирование умения ориентироваться в пространстве, в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках, досугах и др.), проявляя культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Инновационными компонентами программы «Система» являются:

Направленность на непрерывное физкультурное образование на всех ступенях образования от дошкольного до вузовского, где физическая культура личности последовательно обогащается новым содержанием и отношениями, приобретает новые качественные изменения, сохраняя основные элементы целого. В связи с этим в программе «Система» осуществлен общепедагогический принцип преемственности развития и становления физической культуры личности от одного возраста к другому

в дошкольном периоде, что способствует более эффективной подготовке детей к жизни, безболезненной адаптации их к учебе в начальной школе;

Приобщение детей к основам ЗОЖ всеми средствами физического воспитания;

Системный подход по всем разделам физического воспитания в ДОУ.

Программа Л.А.Меньшикова, Н.Л.Попова. «Здоровейка в гостях у малышей» Пермь, 2005

На наш взгляд эта программа является весьма актуальной и практико-ориентированной, способной помочь воспитателю в осуществлении необходимого гигиенического воспитания и формирования полезных для здоровья привычек.

Основным назначением данной программы является содействие дошкольнику в полноценном психическом и физическом развитии в детском

саду, семье; создание условий для укрепления индивидуального здоровья; обучение ребенка элементарным навыкам сохранения и укрепления здоровья, поскольку в этот период у детей легко формируются новые условные рефлексы, лежащие в основе привычек, в том числе полезных для здоровья. Кроме того, в дошкольном периоде детства отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, поэтому через дошкольника появляется возможность воздействовать и на членов семьи.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»- программа для ДОУ и методический комплект.

ЦЕЛЬ программы: научить ребенка правильно себя вести в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению у детей дошкольного возраста ценностей ЗОЖ.

В программе содержится тематический план и соответствующие ему шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок и дом», и др., а также рекомендации по работе с родителями.

К программе подготовлен учебно-методический комплект для работы с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателя и четыре альбома с развивающими заданиями, рассчитанную на активную деятельность самих детей. Представленные материалы могут интегрироваться с комплексной программой детского сада.

Анализ деятельности МДОУ «Бардымский детский сад №1»

за последние 3 года.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
В 2004 - 2005 учебном году работали над задачей:

Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью

в разных видах деятельности.

Работа по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью проводилась в течении учебного года в разных формах и в разных видах деятельности. Задача решалась на педсовете, где рассматривались вопросы о комплексном подходе к формировании ЗОЖ и начал правильного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста в повседневной жизни, об организации самостоятельной двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста.

Проведен семинар на тему: «Закаливание – составная часть ЗОЖ». (Приложение №11 ).

В группах проведены родительские собрания по формированию у детей ЗОЖ, об особенностях психофизического развития детей, о значении физического воспитания детей в семье.

Оформлены стенды : «Режим дня дошкольника», «Формирование правильной осанки».

Для физкультурного зала приобретены : мягкие модули, мячи, обручи.

В каждой группе педагогами разработано перспективное планирование по подвижной игре.
В 2005 - 2006 учебном году работали над задачей:

- Формирование правильного отношения к своему здоровью и оздоровление детей через валеологические игры, досуги, занятия.

Вопросы по формированию правильного отношения к своему здоровью и оздоровлению детей через валеологические игры, досуги, занятия рассматривались на педсовете , где обсуждались темы: «Как воспитать своего ребенка валеологические культурным?», «Образовательное учреждение как носитель физического здоровья детей».

Прошли семинары и консультации: «Работоспособность детей, утомление и усталость» и др.

Физинструктор детского сада Азмагулова Г.Г. работает над проблемной темой «Связь физического развития детей с основами валеологической культуры», «Применение физкультминуток и подвижных игр на занятиях по конструированию»- Сарманаева А.Х. (Приложение №12) .

Просмотрены открытые занятия внутри сада.

Э Степаненкова «Методика физического воспитания»;

«Здоровейка в гостях у малышей»-обучение здоровому образу жизни детей в возрасте с3 до 7 лет;

Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве, 5-6 лет, 7 лет.

Пополнена развивающая среда: картотеки игр, утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений, пособия «Здоровый клоун»- настенное пособие с кармашками для физкультурного оборудования, пособие-модуль строения человеческого тела, приобретены: мячи, ходунки, островки, кольцеброс, стойка для прыжков.

Приобретены развивающие настольно-печатные игры: «Любит- не любит», «Валеология», Здоровый малыш», «Если малыш поранился?», «Как избежать неприятностей?», «Учим дорожные знаки», «Съедобно – несъедобно».


Задача на 2006-2007 учебный год:

Продолжать формировать правильное отношение к своему здоровью и обеспечить психофизическое развитие каждого ребенка через создание комфортно- целенаправленной развивающей среды.

Проведен педсовет, где рассматривались следующие вопросы: «Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурных занятий», «Состояние оздоровительной работы в детском саду, «Образовательное учреждение как носитель физического здоровья детей», «Подвижные игры, гимнастика, физкультминутки – как средство и метод физического воспитания».

Пополнена методическая литература: Т.А.Шорыгина. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. ТЦ «Сфера», Москва, 2006.

Андрей Усачев. Программа развития и обучения дошкольника. Этикет 5-7 лет. Правила дорожного движения и уважения. Москва, 2002.

Г.П. Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г. Сазонова. Правила поведения для воспитанных детей. Москва, 2006.

Проведена консультация: « Работоспособность детей, утомление и усталость. (Неутомимость при многообразии занятий и мгновенное утомление от монотонности), « Тихий час, как помочь ребенку заснуть?».(Приложение № 6 ).

В летний оздоровительный период продолжается работа по охране жизни и укрепления здоровья детей, используя закаливающие процедуры, природные факторы, через валеологические игры, досуги, занятия, обеспечение двигательной активности детей.

Планируются и проводятся следующие мероприятия.

Работа с педагогами.

Консультации:

Санитарно-гигиенические условия и одежда детей. (медсестра)


- Подвижные игры, закаливающие процедуры, валеологические игры,

досуги - как средство и метод воспитания ребенка и обеспечение

двигательной активности. (физинструктор)

- Практическое занятие по оказанию первой помощи у воды, при травмах.

(медсестра)

Работа с детьми.
1. Трудовая деятельность.
- посадка и пересаживание рассады цветов и овощей

Уход за растениями, прополка сорняков

Наблюдения за трудом взрослых (повара, медсестры, воспитателей, прачки,

младших воспитателей, милиционера, шофера, продавца).


2. Ознакомление с окружающим.
- целевая прогулка в лес

Целевая прогулка на водоем

Целевая прогулка на поле

Сбор лекарственных трав


3. ОБЖ
- Д/и «Съедобно-несъедобно»
- Беседа с элементами проблемности «Мыло».

Беседа с элементами игры «Могут ли овощи навредить нашему здоровью».

Физкультурный досуг «В гости к Мишутке»; «На поиски Красной Шапочки».

(Методическое сопровождение к программе «Система» Л.М.Пустынниковой.

Беседы: «Советы доктора Воды»;

«Уход за руками и ногами»; «Правила безопасности на воде».

(Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Тридцать уроков здоровья».

Чтение произведений:


-«Мойдодыр» К.Чуковский

- «Микроб» Х.Беллок

- «Я мою руки» М.Яснов

- «Обжора» М.Яснов

(Н.И.Бочарева «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста» Стр.80)

- «Три чудесных света» А.Северный

- «Постовой» Я.Пишумов

- «Скорая помощь» Я.Пишумов

- «Пожарная машина» Я.Пишумов

- «Шагая осторожно» С.Михалков

Работа с родителями.
- оформление передвижки: «Здоровая пища для всей семьи»(Приложение №9 )

«Безопасность на воде»

- консультация:

«Правила безопасности в доме»

«Осторожно- незнакомец!»

- Беседы:

«Безопасное общение с домашними животными».

Привлечение родителей к субботнику по благоустройству территории,

к ремонтным работам.


Лечебно-профилактическая работа:
- утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливающие процедуры

Фитотерапия

Витаминизация пищи


Административно-хозяйственая работа.
- проведение инструктажа с сотрудниками на летний период

Анализ питания, посещаемости


Инструктор по физвоспитанию Сарманаева А.Х. прошла К П К в г.Перми по теме « Инновационные подходы к организации физкультурных занятий в ДОУ». Оформила проектную работу на тему: «Творим, создаем»(Приложение № 7).
Организация рационального п и т а н и я является одним из условий ЗОЖ , средством укрепления здоровья.

Поскольку в ДОУ в течение дня очень высока двигательная активность ребенка, выполняющего разные физические упражнения, энергозатраты организма должны компенсироваться полноценным питанием. Пища принципиально отличается от других факторов внешней среды тем, что в процессе пищеварения она превращается во внутренний фактор, который вызывает болезни или, наоборот, способствует хорошему здоровью. Питание в дошкольном возрасте должно быть адекватным: не избыточным, разнообразным, с достаточным количеством витаминов, минеральных солей.

Все продукты должны быть доброкачественными и свежими, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копченые колбасы, мясные и рыбные консервы и др.) могут быть опасны для ребенка. Следует широко использовать все виды круп, овощей, фруктов, плодов, мясо, рыбу и все виды молочных продуктов, как считает Ю.Ф.Змановский.

Учитывая все эти рекомендации, в своей работе по формированию ЗОЖ ввели разделы о культуре питания, в котором даем сведения о продуктах питания (полезных и вредных), о культуре еды (правильное пережевывание пищи), предусматривается педагогическая система формирования культуры питания.

С детьми планируются и проводятся следующие мероприятия:

Занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи : «Питание» - средняя группа, «Как следует питаться?» - старшая группа, «Витаминная семья» - подготовительная группа. (Л.А.Меньшикова Здоровейка в гостях у малышей); «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?», «Где найти витамины?», «Кто живет в молочной стране?» (Ребенок в детском саду, №1, 2007г.)

Занятия по лепке: «Витаминчики» - 2 младшая и средняя группы,

Занятия по рисованию: «В нашем саду растут витамины»- 2 младшая и средняя группы,

Дидактические игры : «Полезно-вредно», «Съедобно-несъедобно»- настольная игра, «Из чего мы сделаны?»- настольная игра, «Съедобные и несъедобные грибы», «Магазин полезных продуктов питания»- сюжетно-ролевая; «Отгадай и назови», «Курочки и петушки», «Продолжи пословицу»и т.д.

Беседы с детьми: «Что такое здоровье и как его преумножать?», « Овощи. Фрукты. В них содержатся витамины, полезные для организма человека», «Здоровье человека зависит от его правильного питания», «Органы пищеварения», «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?».

Чтение художественных произведений. Ш.Галиев Витаминные буквы. Находка с загадкой.; С.Михалков Про девочку, которая плохо кушала.; В.Суслов Тощий Тимка.; Г.Юдин Главное чудо света. И т.д.

Беседы с родителями: « Польза чеснока и картофеля. Рецепт лечения ангины». Оформление стенда для родителей: «Здоровая пища для всей семьи». (Приложение № 9 .)

Медицинской сестрой детского сада составляется примерное десятидневное меню. (Приложение №10 ).

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА имеет прямое отношение к воспитанию у детей основ ЗОЖ. При подготовке занятий по физической культуре, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений обеспечиваются гигиенические условия (кварцевание, влажная уборка, лампа Чижевского), регулируется количество одежды соответственно температуре воздуха на улице или в помещении.

В ДОУ даются знания в области гигиены, формируются практические умения по уходу за волосами, за полостью рта, содержать в чистоте руки и ноги. Дети после занятий осуществляют гигиеническую обработку физкультурных пособий (мячей, кеглей, кубов и т. д.), приводят в порядок после занятий лыжи.

По привитию культурно – гигиенических навыков планируются и проводятся следующие мероприятия:

Занятия. « В гостях у Мойдодыра» - 2 младшая группа, «Какой я?»-ср.гр., «Части тела человека и уход за ними» - старшая группа, « Откуда берутся болезни» - подготовительная группа (Л.А.Меньшикова. «Здоровейка в гостях у малышей».и т.д.

Чтение художественных произведений. Беседа по прочитанному.

« Перед едой мой руки с мылом», « После туалета обязательно мой руки» -(Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г.Сазонова.) и т.д.

Разработана схема «Правила мытья рук». (Приложение № 15 ).

Медицинский работник и инструктор по физкультуре детского сада осуществляют диагностику физического развития. Отслеживаются темпы продвижения в развитии движений детей. Также ведется оценка состояния осанки, стопы. все эти показатели снимаются 2 раза в год (осенью и весной). Медицинский работник осуществляет лечебно- профилактическую работу совместно с инструктором по физической культуре и воспитателями. На основе диагностических данных и результатов анализа определяются индивидуальный и дифференцированный подходы в работе по развитию движений отдельных детей. Для детей, нуждающихся по состоянию здоровья в лечебной физкультуре, разработан комплекс корригирующей гимнастики, проводится фитотерапия. (Заполняется «Паспорт здоровья дошкольника») приложение № 13 .

При ДОУ работает кружок ЛФК. Кружок посещают 12 детей, 3 - с плоскостопием,9 - с уплощенной стопой. (Приложение № 8 ).

В МДОУ « Бардымский детский сад № 1» учитываются огромные потенциальные возможности детей дошкольного возраста, для их реализации создаются оптимальные условия, гармонично сочетающиеся с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Физическое воспитание детей гуманизируется: дети чувствуют уважение, доверие к себе, заботу о них и защищенность со стороны взрослого. Ребенок со взрослым, с детьми общается как партнер. Педагог становится воспитателем, партнером, создателем развивающей среды.(Приложение № 14 и видеокассета ).

Для реализации задач физического развития и оздоровления детей в ДОУ имеется оборудованный физкультурный зал. (Приложение № 20 .)

В группах оборудованы физкультурные уголки. (видеокассета)

Уровень взаимодействия с ОУ и межведомственным сотрудничеством по укреплению и сохранению здоровья.

Работа с детскими и юношескими и общественными организациями.

- Участие в районном конкурсе «Старты надежд» по плану РУО –поощрительный приз.

Выступление на родительской конференции «Роль семьи, образовательного учреждения и общественности по сохранению и укреплению здоровья» 31 февраля, 2007г. (Приложение № 16 ).

Интервью по местному телевидению 7 февраля 2007 года «Меры по профилактике ОРВИ и гриппа» медсестра Воронкова Н.Ю.

Участие в районном конкурсе рисунков по пожарной безопасности:

«Сумей справиться с огнем» - заметка в районной газете, поощрительный приз, 2006г.

«Чтобы с пожаром бороться смело, надо знать пожарное дело» - 2007г.

Участие в районном конкурсе рисунков по правилам дорожного движения: «Умная книжка грузовик» - 2006г.,1 место. (Приложение № 17 ).

Заметка в районной газете «Рассвет» «Форт Боярд» в детском саду»- 8 декабря 2006 года. (Приложение № 18 )

Катание детей на пони- лошадке по договору с СЮТ (Приложение № 19. )

Обследование состояния здоровья детей специалистами районной больницы

Опыт проведения массовых, тематических досуговых мероприятий с детьми и родителями и их эффективность.

«Неделя Здоровья». «Папа, мама, я – спортивная семья».

Задача: систематизировать работу с родителями по привлечению их к совместной деятельности. Расширение понятия «валеологические образование» в системе ДОУ: формирование у детей доминирующих потребностей сохранения здоровья, воспитание навыков ЗОЖ, формирование культуры здоровья. Показать родителям, что без их помощи у ребенка не сформируются требуемые навыки, умения.

«Форт Боярд»

Задача: Развивать выносливость, сообразительность и находчивость, умение действовать сообща, единым коллективом, стремиться к намеченной цели. Воспитывать честность, упорство. Создать хорошее настроение. Показать взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурных занятий, спортивных досугов, развлечений. Стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Инструктивно-методические материалы по дошкольному воспитанию МО и МО РФ, РУО (из журналов «Дошкольное воспитание», «Вестник образования», «Управление».

2. Толковые словари, этимологический словарь.

3. Литература по психологии и педагогике (теоретическая), по методикам, аннотации к новинкам методической литературы.

4. Библиотека детской художественной литературы:

Произведения по программе воспитания

Произведения зарубежной, русской и советской классики

Произведения устного народного и татарского творчества

5. Передовой педагогический опыт (Азмагуловой Г.Г.)

6. Программы и технологии

7. Годовые планы

8. Перспективные планы по направлениям государственного стандарта, образцы, планы работы с родителями.

9. Диагностические тесты, карты.

10. Материалы конкурсов, смотров, выставок.

11. Наглядный материал для занятий, демонстрационный, раздаточный материал.

12. Материалы по направлениям развития ребенка, конспекты-тезисы последовательных занятий, картотеки, видео и грамзаписи, ТСО.

13. Картотека материалов методического кабинета.

14. Картотека материалов по журналам «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Детский сад со всех сторон», «Дошкольная педагогика», «Управление»

15. Материалы тематических выставок, папок- передвижок, стендов для родителей.

16. Альбомы, ширмы, фотовыставки из опыта работы детского сада.

Работа с семьей.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Эффективность терапии соматических заболеваний во многом зависит от психического состояния больного, его настроя, желания вылечиться.

Одно из решающих значений имеет так называемая «внутренняя картина болезни», сложившаяся у больного в ходе заболевания. Впервые понятие внутренней картины болезни ввел А.Р. Лурия.

Внутренняя картина болезни - отражение в психике человека, вольное или невольное, осознанноеили неосознанное, его физического состояния.

С точки зрения медицинской психологии одним из важнейших элементов в личностной структуре больного является его отноше­ние к болезни.

В концепции личности В.Н. Мясищева психологичес­кий анализ предполагает рассмотрение этого отношения с учетом трех компонентов: эмоционального, поведенческого и когнитив­ного.

Эмоциональный компонент отношения к болезни отражает весь спектр чувств, обусловленных нездоровьем, а также те эмоцио­нальные переживания, которые возникают в ситуациях, связан­ных с заболеванием.

Мотивационно-поведенческий компонент подразумевает выработ­ку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование заболевания, пессимистические уста­новки и др.), а также связанные с болезнью реакции, способ­ствующие адаптации или ведущие к дезадаптации.

Когнитивный компонент - это знание о болезни, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование, предпола­гаемый прогноз.

Сегодня во внутренней картине болезни (ВКБ) рассматривают четыре уровня:

непосредственно-чувственное отражение болезни - обусловленные заболеванием ощущения и состояния;

эмоциональный - эмоциональные реакции на вызванные болезнью ощущения и на последствия болезни в жизни человека;

интеллектуальный - знания о болезни и ее рациональная уценка;

мотивационный - возникновение новых мотивов и перестройки преморбидной - мотивационной структуры.

Внутренняя картина болезни зависит от ряда причин.

Стадия течения болезни:

1. начальная (в ВКБ преобладает чувственный компонент; возникает реакция стресса, запускаются механизмы адаптации);

2. разгар (взаимодействие с болезнью; формируются когнитивные компоненты; некоторое привыкание к болезни; острые / подострые / хронические состояния);

3. исход (выздоровление или смерть; выздоровление - болезнь уходит, а ВКБ остается).

Возрастные особенности .Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести забо­левания, своеобразное распределение болезней по их социально-психологической значимости для пациентов.

Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в пси­хологическом отношении оказываются болезни, которые изме­няют внешний вид человека, делают его непривлекательным (например, кожные, аллергические заболевания), калечащие травмы (ожога) и операции. Лица зрелого возраста психологически более тяжело реагиру­ют на хронические и инвалидизирующие заболевания. Кроме того, для данно­го возрастного периода особо значимыми являются ряд болезней (например, геморрой). Это связано с переживаниями как изменится мнение окружающих, его социальный статус и авторитет, в случае если о болезни станет известно. Для пожилых людей наиболее значимыми являются заболевания, которые име­ют высокий летальный риск, ассоциирующиеся со смертью.



Профессиональный статус. Он определяет, насколько существен­но симптомы болезни влияют на исполнение субъектом профес­сиональных обязанностей. Значимой становится профессиональ­но обусловленная ценность того или иного органа. К примеру, оперный певец может психологически более тяжело восприни­мать ангину или бронхит, чем гастрит и язву желудка.

Особенности темперамента. С темпераментом связаны переносимость боли. Особенности восприятия боли у разных людей зависят от их «болевых порогов». В рамках классических типов темперамента более низкие болевые пороги отмечаются у холериков и меланхоликов по сравнению с сангвиниками и флегматиками. Экстраверты и интроверты по-разному реагируют на боль. Так, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интроверты.

Особенности воспитания. Существуют две противоположные семейные тенденции воспитания субъективного отношения к болезням - «стоическая» и «ипохондрическая».

1. «Стоическая» традиция характеризуется тем, что в рамках этого стиля воспитания ребенок постоянно поощряется за пове­дение, направленное на самостоятельное преодоление недугов и плохого самочувствия. Его хвалят, когда он, игнорируя боль, про­должает заниматься тем, чем занимался до ее возникновения.

2. «Ипохондрическая» традиция противоположна первой и за­ключается в воспитании трепетного отношения к здоровью. При этом ребенок начинает при малейшем изменении самочувствия обращать соб­ственное внимание и внимание окружающих на болезненные проявления. Затем внимание воспитателей, учителей, а в дальнейшем - собственного супруга и прочих лиц) на болезненные проявления.

Семейные традиции определяют своеобразное ранжирование болезней по степени их тяжести. При этом к наиболее тяжелым могут относиться не «объективно» тяжелые заболевания, а те, от которых чаще всего умирали или которыми в основном болели члены семьи (влияние «семейного опыта»). В семье, где есть пре­цеденты длительной и устойчивой ремиссии после лечения онко­логического заболевания, подобная болезнь может оказаться пси­хологически менее тяжелой, чем в семье, не обладающей подоб­ным опытом.

Особенности личности. Выделяется не­сколько мировоззренческих установок в отношении происхожде­ния заболеваний.

Первая - болезнь может восприниматься:

Как кара;

Как испытание;

Как назидание другим;

Как расплата за грехи предков.

Второй группой мировоззренческих установок является пред­ставление о болезнях как о явлениях, вызванных наследственны­ми или средовыми причинами. В этом случае заболевание расце­нивается:

Как неизбежность;

Как стечение обстоятельств;

Как результат собственных ошибок.

Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения заболеваний базируется на мистицизме:

Болезнь, вызванная завистью окружающих;

Болезнь вследствие чужой ревности.

К личностным особенностям, значимым для понимания механизмов психологического реагирования на заболевание, также относится антиципационная состоятельность - способность предвосхищать ход событий, предвидеть поведение окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации. Она включает способность построения программы собственных действий в случае появления болезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести к инвалидности или смерти. В эту программу входит готовность к любому исходу болезни (плохому, нежелательному или хорошему, желательному). В отсутствие этой способности человек предвосхищает только один - желательный – исход. Реальный факт болезни может стать серьезной психологической травмой.

Загрязнение окружающей природной среды отрицательно сказывается на здоровье. Загрязнённый атмосферный воздух может стать источником проникновения в организм вредных веществ через органы дыхания. Загрязнённая вода может содержать болезнетворные микроорганизмы и опасные для здоровья вещества. Загрязнённая почва и грунтовые воды ухудшают качество сельскохозяйственных продуктов питания. Человек издавна рассматривал окружающую природную среду в основном как источник сырьевых запасов (ресурсов), необходимых для удовлетворения своих потребностей. При этом большая часть взятых от природы ресурсов возвращается в природу в виде отходов. Основная часть этих отходов и загрязнений образуется в городах.

В настоящее время более половины людей планеты живут в городах (в Российской Федерации около 74%). Города - это не только место проживания людей, но и промышленные центры, в которых размещаются крупные фабрики и заводы, загрязняющие окружающую природную среду.

В городах по железным и шоссейным дорогам непрерывно перевозят грузы и людей. Все виды транспорта сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами, содержащими вещества, вредные для здоровья человека.

В каждом современном городе в результате жизнедеятельности людей образуется много промышленных и бытовых отходов.

От свалок, расположенных вблизи городов, на большое расстояние распространяется неприятный запах. На свалках размножается большое количество мух, мышей и крыс, которые являются переносчиками различных болезнетворных бактерий.

Деятельность человека приводит к постоянному загрязнению окружающей природной среды: атмосферного воздуха, природных вод и почв.

Загрязнение воздуха. В одних случаях загрязнение воздуха обусловлено газообразными веществами, в других - присутствием взвешенных частиц. Газообразные примеси включают различные соединения углерода, азота, серы и углеводородов. Наиболее распространённые твёрдые примеси - это частицы пыли и сажи.

К основным источникам загрязнения воздуха относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт и промышленные предприятия.



Загрязнение вод. Основные загрязнители природных вод - нефть и нефтепродукты, которые поступают в воду в результате естественных выходов нефти в районах её залегания, нефтедобычи, транспортировки, переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья.

Загрязнение водной среды происходит при поступлении в водоёмы жидкости, стекающей с обработанных химикатами сельскохозяйственных и лесных земель, и при сбросе в водоёмы отходов предприятий. Всё это ухудшает санитарно-гигиенические показатели качества воды.

Загрязнение почв. Основными загрязнителями почв являются металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды (химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками).

Известно, что под воздействием окружающей среды в организме человека могут происходить передаваемые по наследству изменения (мутации). Постоянное ухудшение окружающей среды в конечном счёте может привести к снижению защитных свойств организма, который перестанет сопротивляться различным заболеваниям.

Общество осознаёт необходимость закрепления законодательным путём прав человека на чистоту окружающей среды. Так, в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., определено: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Люди во всём мире принимают определённые меры по уменьшению вредных промышленных выбросов в окружающую природную среду, но этого пока недостаточно. Каждый человек должен и сам заботиться об окружающей природной среде и своём здоровье. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка и т. д. Необходимо изменить своё потребительское, агрессивное отношение к природе, заменить его заботой о сохранении всего живого, участвовать в озеленении родного города или населённого пункта. Как повысить устойчивость организма к неблагоприятному воздействию внешней среды?

В последнее время активно изучаются вещества, которые повышают сопротивляемость организма вредному воздействию окружающей среды. Такими веществами признаны витамины А (ретинол), Е (тоферол), С (аскорбиновая кислота). Все витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе.

Отметим, что указанные витамины и необходимые организму человека микроэлементы в значительных количествах содержатся в продуктах растительного происхождения. Перечислим наиболее доступные из них.

Капуста белокочанная содержит целый комплекс витаминов, ферментов и микроэлементов, которые делают её одним из важнейших продуктов лечебного и диетического питания. Полезна и свежая, и квашеная капуста, при квашении капусты в ней сохраняется значительное количество витамина С.

Морковь является ценным пищевым продуктом. В моркови имеются все необходимые организму витамины (В, В2, В6, С, Е, К, РР). Ежедневное употребление свежей моркови, значительно укрепляет организм, повышает его сопротивляемость инфекционным заболеваниям и неблагоприятному воздействию внешней среды.

Много полезных для здоровья веществ содержат и другие известные вам овощи: картофель, репчатый лук, сладкий перец, свёкла, помидоры, петрушка. Установлено, что богаты витамином Е растительные масла (подсолнечное, кукурузное и др.). Салаты и винегреты из овощей, заправленные растительным маслом, содержат весь комплекс необходимых вашему организму витаминов и микроэлементов. Никогда не отказывайтесь от свежих овощей и фруктов, а также от свежих салатов. Для сохранения здоровья специалисты рекомендуют, чтобы дневной рацион питания человека на 2/3 состоял из свежих овощей и фруктов.

Домашнее задание
■ Какое влияние на здоровье человека оказывает окружающая природная среда?
■ Почему, на ваш взгляд, происходит загрязнение окружающей природной среды? Обоснуйте свой ответ.
■ Почему каждый человек должен беречь и сохранять окружающую природную среду?
■ Можно ли повысить устойчивость организма человека к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды?
■ Почему регулярное употребление в пищу свежих овощей и фруктов полезно для здоровья человека?

После уроков

Употребление в пищу свежих овощей и фруктов полезно. Попробуйте подтвердить это, опираясь на опыт организации питания в вашей семье и материалы в сети Интернет и в различных печатных изданиях (книгах, журналах).

В пустые клеточки таблицы запишите, чем, на ваш взгляд, отравляют природную среду (воздух, воды, почву) промышленность, транспорт и свалки. Используйте при этом знания, полученные при изучении параграфа, и ваши собственные наблюдения за загрязнением окружающей среды в вашем регионе.

Здоровье всего организма во многом зависит от состояния сосудов. Узнайте, как не допустить развитие такого серьезного недуга, как атеросклероз.

По сути

Общая длина кровеносных сосудов человека составляет более 100 тысяч километров! Кровеносная система – это разветвленная сеть, состоящая из крупных артерий, вен и капилляров. По сосудам с кровью доставляются все необходимые компоненты для нормальной жизнедеятельности клеток, тканей и органов. Поэтому именно от состояния сердечно-сосудистой системы во многом зависит здоровье человека.

Одним из самых распространенных заболеваний сосудов является атеросклероз, при котором артерии становятся плотнее и теряют свою эластичность. Развивается данное заболевание при сужении просвета артерий, что в свою очередь может привести к ряду сердечных заболеваний, в частности к ишемической болезни сердца, инфаркту миокарда, гипертонии, стенокардии и прочим недугам.

Что вредит сосудам?

Причиной атеросклеротических изменений в сосудах является отложение жиров (в основном, «плохого» холестерина) на их стенках. Подобные жировые скопления формируют так называемые холестериновые бляшки и атеромы (образования с кашицеобразным содержимым). Из-за образования жировых отложений сужается просвет сосудов, что приводит к ухудшению кровотока. В итоге, к тканям и органам поступает меньше насыщенной кислородом крови, вследствие чего организм испытывает настоящее кислородное голодание.

«Плохой» и «хороший» холестерин

На самом деле, холестерин – это очень важное вещество, необходимое для поддержания нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. Холестерин входит в состав клеточных мембран, а также принимает участие в синтезе , половых гормонов и холиевых кислот.

В крови холестерин не находится в свободном состоянии, а связан с другими жирами и белками. Такие комплексы называются липопротеинами. Различают липопротеины низкой плотности (высокое содержание насыщенных жирных кислот и низкое содержание белков) и липопротеины высокой плотности, в которых содержится большое количество протеинов. Холестерин в составе липопротеинов низкой плотности принято называть «плохим холестерином», а холестерин в составе липопротеинов высокой плотности – «хорошим». Из-за высокого содержания насыщенных жирных кислот на стенках сосудов и органов и образуются холестериновые бляшки, которые со временем увеличиваются в размерах, деля просвет в сосудах все меньшим.

Лечение и профилактика

Для того чтобы предотвратить тяжелые последствия атеросклероза, в первую очередь нужно изменить свой образ жизни. Если у вас есть лишний вес, нужно приложить все усилия для того, чтобы его нормализовать. Умеренные физические нагрузки позволят вам улучшить обмен веществ, а также помогут при борьбе с лишними килограммами. Рацион питание должен включать как можно меньше животных жиров, в котором содержится большое количество холестерина и триглицеридов. Из питания нужно исключить продукты с высоким содержанием насыщенных жирных кислот: маргарин, пальмовое масло, кондитерские изделия. Для нормализации обмена липидов необходимо употреблять продукты, в которых содержатся , например, оливковое масло или морская рыба жирных сортов. Для того чтобы организм получал достаточное количество полиненасыщенных жирных кислот, нужно ежедневно съедать вышеуказанные продукты и в немалых количествах. Согласитесь, сделать это довольно трудно, учитывая и тот факт, что качественная жирная рыба и другие источники омега-3 жирных кислот – продукты недешевые, и далеко не каждый потребитель может себе позволить частое их употребление.

К счастью, существуют специальные препараты, с помощью которых можно обеспечить свой организм необходимым количеством , что предотвращает развитие атеросклероза. Таким препаратомявляется ВИТРУМ КАРДИО ОМЕГА-3, в котором содержится именно та дозировка ПНЖК, которая необходимая для борьбы с «плохим холестерином».

Таким образом, ВИТРУМ КАРДИО ОМЕГА-3 снижает уровень липопротеинов низкой плотности в крови, оказывает антиагрегантный эффект, обладает противовоспалительным действием, а также снижает риск развития аритмий, способствует вторичной профилактике инфаркта миокарда и позволяет избежать проблем с сосудами.





error: Контент защищен !!