Ларингит у детей лечение. Ребенок страдает от ларингита? Узнайте, как ему помочь. Лечение вирусной формы недуга

Выработка хорошего почерка у учащихся - одна из основных задач школы при обучении письму.

Для осуществления этой задачи программы рекомендуют строить обучение письму на систематически подобранном материале, доступном возрасту учащихся, соблюдать последовательность в развитии навыков написания букв, входящих в состав слов и путем специальных упражнений устранять индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие четкость и разборчивость письма.

Для занятий чистописанием выделяется из уроков русского языка один урок в шестидневку. В первом классе в первом полугодии эти занятия происходят в связи с занятиями по букварю 3-4 раза в шестидневку в пределах до 10 минут в первой четверти и до 15 минут - во второй. Во втором полугодии I класса и во II классе занятия чистописанием ведутся два раза в шестидневку, для чего выделяется половина урока на каждое занятие из уроков русского языка * .

__________
* Программа начальной школы, изд. 1935 г.

В первом полугодии учащиеся овладевают письмом всех строчных букв: пишут элементы букв и буквы, затем слова и короткие предложения.

Во втором полугодии дети овладевают письмом заглавных букв, упражняясь главным образом в письме имен. Заглавные буквы пишутся простым шрифтом, как и строчные, за исключением Б, Е, В, Д, Р.

Во II классе продолжается и закрепляется работа I класса. Учащиеся учатся писать более ускоренно (сравнительно с первым годом), четко и красиво, по двум линейкам и изучают начертание заглавных букв общепринятым шрифтом . Индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие разборчивость письма, устраняются путем постановки специальных упражнений для отдельных учащихся в виде переписывания целых слов, слогов, букв или их элементов.

Обучение письму чернилами следует начинать в неграмотных классах в конце сентября, а в грамотных - со второй недели пребывания детей в школе. Надо завести каждому ученику перочистку, сделанную из фланелевых или суконных кусочков материи.

В целях воспитания наилучшего отношения ученика к тетради следует выставлять в классе образцы лучших детских работ, чтобы стимулировать учащихся на правильный, красивый, четкий и ровный почерк и на опрятность тетради.

Предлагаемые прописи дают учителю образцы правильного письма, а ученику помогают научиться правильно писать на систематически и целесообразно подобранном материале. Материал для чистописания расположен от легкого к трудному. Начиная с упражнений на букву К, материал дан параллельно обучению грамоте по букварю. Этот материал дает образцы правильного начертания букв, правильного соединения букв в слова и правильной организации странички.

Прописи обслуживают учащихся I и II классов, но они могут быть полезны в целях исправления почерка и для учащихся III и IV классов.

Для первого класса прописи содержат все виды работ по чистописанию соответственно программе, изд. 1935 г.

Для второго класса даются:

а) предварительные упражнения с переходом на более мелкий шрифт;

б) начертание строчных и прописных букв, расположенных в порядке трудности, а также слова с этими буквами;

в) образец урока на заглавные буквы П и Т, раскрывающий систему работы; подобным же образом строятся и другие уроки на ту или иную букву;

г) связный текст на различные способы соединения букв в словах.

Если учитель найдет нужным число упражнений по каждому виду работ увеличить, то это он может сделать на специально -подобранных упражнениях, согласованных как с задачами чистописания, так и правописания.

Каждый урок чистописания строится по следующему плану:

  1. Постановка цели работы сегодняшнего урока.
  2. Приготовление к письму тетради и ручки.
  3. Проверка уменья держать тетрадь и ручку; наблюдение за правильностью посадки.
  4. Показ учителем на доске слов письменным шрифтом с анализом букв на составные элементы.
  5. Разбор написанного с точки зрения начертания: откуда начать и где кончить, как соединить один штрих с другим, как соединить одну букву с другой и т. д.
  6. Письмо одной строчки самостоятельно и под счет.
Работа с прописями. Учащиеся самостоятельно рассматривают и прочитывают текст прописи, который они будут писать, находят знакомые буквы, выделяют новую букву, сравнивают свое письмо с написанным в прописи. После такой подготовки дети пишут в прописи самостоятельно, а учитель может работать с другим классом, если их у него два.

Учет работы. В процессе работы или по окончании занятий чистописанием учитель просматривает тетради учащихся, указывая общие недочеты и недочеты каждого ученика, исправляя их путем написания образца на классной доске или в тетрадях учащихся.

В деле обучения письму огромную роль играет письмо самого учителя. Показ здесь- лучший способ обучения. Вот почему учителю нужно позаботиться о техническом совершенстве письма на доске и в тетради ученика. Письмо учителя должно быть просто, четко и красиво, с соблюдением нормальных форм букв, без употребления всяких лишних или условных штрихов и излишних украшений (зигзаги, хвостики, росчерки и пр.).

Каждый учитель, прежде чем писать на доске, должен хорошо ознакомиться с текстом и начертанием букв в прописи. Если учитель этого не сделает, может получиться большое расхождение в начертания букв в прописи и в его образце на доске, а тогда и прописи, как наглядное пособие, потеряют свое значение.

Боголюбов Н.Н. Методика чистописания

Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Учпедгиз, 1955


Уникальное издание. Очень подробно описана методика обучения красивому письму. Сегодня, обычные школьные прописи 1955 года, кажутся каллиграфией. Прописи прилагаются.


Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство «Круг Самообразования» оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания - дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво-оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий «Курса каллиграфии».

Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотнаго человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артельщиков, торговцев и т. д.-словом, в очень многих занятиях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материальнаго неустройства тех лиц, которым приходится на службе или в своем деле заниматься корреспондированием.

Нет такого уродливого почерка, которого нельзя было-бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболее коротким путем.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обеспечивает успех в занятиях.

Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах:

1) Предварительныя упражнения;

2) Каллиграфический почерк;

3) Конторская скоропись;

4) Прямое письмо;

5) Рондо и готик;

6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянский.

Для удобства практических занятий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.

Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.

На самых древних египетских, вавилонских и ассирийских памятниках встречаются надписи, которые показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в те далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.

Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикиян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готический шрифт. На русский алфавит латинский шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв нашего алфавита заимствована из греческого.

Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этот способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.

Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.

С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился,- и в развитии каллиграфии наступил новый период расцвета еще более пышного, чем в средние века.

Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развитие книгопечатания, неслыханный рост газетнаго дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейшие фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносит нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типографских шрифтов, каллиграфия в настоящее время призвана к новой жизни дальнейшим развитием того же типографского дела.

Изобретение книгопечатания совершило огромный переворот в книжном деле и впервые создало возможность широкого распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особого искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфические шрифты совершенно не годились для этой цели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежние каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.

Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украшений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писание. Наше деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в наше время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.

Введение всеобщего обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслед за педагогами, вопросом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физиологической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечевого сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писательные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемого тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).

Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизменения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшего большое исследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последния 20 лет устранили из обучения письму немало предрассудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.

При составлении настоящего «Курса каллиграфии и конторской скорописи» мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.

При писании совершается целый ряд движений,- пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободным и твердым писательным движениям, т. е. к таким движениям, которые при наименьшем усилии или напряжения мускулов давали наибольший результат. Свободные и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободные движения. Поэтому развитие свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму .

С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почерке, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречит свободе писательных движений, так,как буквы, наклоненные влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление.

К вопросу о прямом и наклонном письме мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, - и там мы разовьем свои взгляды полнее.

Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободных писательных движениях.

Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.

В этом-то и заключается основа нашей системы.

Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнений, цель которых заключается в развитии свободы писательных движений. Учащийся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгого выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и какие движения оно развивает.

Курс наш рассчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанные или же неуравновешенные движения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.

Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Приобрести красивый, беглый почерк каким-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать - значит аккуратно выполнять все упражнения и не торопиться вперед. В течение всего курса мы неустанно будем повторять: не торопитесь вперед, в противном случае вам придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чем меньше вы будете торопиться вперед, тем скорее и успешнее доберетесь до конца.

Мы почли необходимым не только привести образцы упражнений в нашем курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтении курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо большие удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнений.


Прописи старого образца по русскому, украинскому и белорусскому языкам (узкая линейка, на каждую букву).

Но довольно предисловий! На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.

Во-первых, я вернулся к частой косой линейке , которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.

Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше .

В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено . Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».

Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.

Файлы для скачивания:

  • Чистый лист с линовкой;
  • Пример страницы (для быстрого ознакомления);
  • Образцы написания букв (алфавит);
  • Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы);
  • Украинские и белорусские буквы ґ, є, і, ї, ў, Ґ, Є, І.

Каждый день желаю здоровья автору когда занимаюсь письмом с дочкой -первоклассницей! Кончились слезы,истерики и нервотрепка! Посадить заниматься теперь не проблема, у ребенка все получается и это прибавляет энтузиазма.Когда отработаем букву в этих прописях-в школьной уже пишет все правильно и красиво.(по прописям программы Гармония писать научиться нереально).Еще раз большое спасибо. Теперь всем знакомым рекомендую.

Огромное спасибо за Ваш сайт! Я нашла то,что долго искала-мои родные детские прописи, которые позволили мне иметь хороший почерк. Не могу видеть спокойно почерк своей дочери, она учится в 5 классе. Разрушена целостная система обучения детей, которая оттачивалась десятилетиями, взамен созданы программы-уроды, и это,к сожалению касается не только чистописания.

Подскажите, пожалуйста, а в каком количестве Вы рекомендуете распечатывать каждый лист? Достаточно ли в одном экземпляре? Я имею в виду, что некоторые буквы (элементы) не очень получаются, следует ли переходить к другим или стоит отрабатывать написание буквы до получения удовлетворительного результата?

Тренироваться писать каждый элемент, каждую букву надо до тех пор, пока не будет получаться более или менее прилично (хотя перфекционизм тоже не к чему). Эти прописи, на мой взгляд, тем и хороши, что всякую страницу можно распечатать любое число раз - столько, сколько нужно. По моему опыту, больше всего экземпляров требуется для самых первых страниц - с палочками и крючочками. Еще одно любопытное наблюдение: даже если ребенок научился идеально выводить "базовый" крючок, это еще совсем не значит, что у него сразу начнет хорошо получаться буква "и", которая состоит из двух таких одинаковых крючков.

Вы рекомендуете для прописей особую ручку (её мы нашли и купили) и ламинированную бумагу, а вот её мы найти в продаже не можем. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь самую распространённую марку такой бумаги, возможно, я что-то не так поняла...

Леонид Некин
Я не то, чтобы что-то рекомендую, а рассказываю о своих собственных предпочтениях, которые у Вас могут оказаться другими - с учетом Вашей конкретной ситуации, о которой мне ничего неизвестно. Я как-то упомянул, что мне нравится капиллярная ручка "Stabilo point 88". Что же касается бумаги, то я использую обычную бумагу для струйных и лазерных принтеров плотностью 80 грамм на квадратный метр, распечатывая на ней файлы прописей. У малышей, которые только начинают учиться писать, капиллярная ручка может на этой бумаге немного расплываться, потому что малыши выводят буквы очень медленно и часто давят изо всех сил. На мой взгляд, это не является недостатком такой бумаги. Наоборот - у ребенка появляется дополнительная обратная связь, благодаря которой он быстрее учится писать правильно - так, чтобы капиллярные чернила не расплывались. Ламинированную бумагу я никогда не пробовал - я думаю, что она не нужна, хотя, наверное, чернила не будут на ней расплываться даже у маленького ребенка.

Но возник вопрос по написанию маленькой буквы г. Неужели она пишется именно так? Мне всегда казалось что она просто вписывается в одну наклонную клетку, а у Вас вписана в две.

Леонид Некин
Может быть, Вы и правы насчет одной клетки. Но согласно идее, которая заложена в основу прописей, буква "г" - это не просто буква "г", но еще и базовый элемент, который встречается в написании букв "п", "р" и "т" и сам, в свою очередь, базируется на букве-крючочке "i".

Забавное открытие! На экране просто пропуски для написания букв, а на распечатке страницы тонкие контурные буковки для их последующего обведения. Очень приятно и полезно, спасибо Вам за заботу!!

Леонид. Спасибо большое за Ваш сайт, надеюсь, что мне очень помогут ваши прописи исправить почерк. Я распечатала чистый лист и попробовала написать алфавит, это просто супер, никогда такие красивые буквы не получались, в тетрадки просто в линейку (как сейчас продают), в такой разлиновке, всё просто и понятно, как вести ручку. Прочитала Вашу статью про ручки, купила себе по Вашим рекомендациям, теперь буду стараться. Может показаться странным, что я взрослая девушка, пишу прописи, но мне очень срочно нужно исправить почерк. В детстве мне его не поставили, мучаюсь до сих пор. Я специалист с красным дипломом, прочитала не одну научную статью про постановку почерка в начальной школе. Но Ваши прописи внесли самый большой вклад. Спасибо большое!

я не смог понять как из ваших прописей сделать тетрадь.

В частности если рассматривать полную пропись (где 73 листа), у Вас каждый лист разделен красной линией, я так понимаю это линия сгиба, а сгибая по ней сделать нормальную тетрадь не получается. Также если просто прошить все листы по левой стороне то не очень смотриться красная линия по центру. Может быть у Вас есть вариант где правая и левая часть разнесены на отдельные листы, или файл без красной полосы по центру.

Леонид Некин
Я совсем не предполагал, что из этих листов будут делать тетрадь. Для начала, нет более верного способа испугать ребенка, как предъявить ему сразу весь объем предстоящей работы. Далее, вовсе не факт, что ребенку понадобится ровно один экземпляр каждого листа. По моему опыту, для того чтобы научиться писать более или менее прилично самые первые палочки и крючочки, требуется по нескольку листов. И вообще, весь смысл этих прописей состоит в том, что листы допечатываются по мере надобности. Наконец, писать на одном листочке просто удобнее, чем в толстой тетради (из 73 листов). Красная линия посередине проведена для того, чтобы строчки не казались слишком длинными, а не для того, чтобы по ней сгибать. Хотя, пожалуй, можно и согнуть, но не в ту сторону, чтобы получалась тетрадь, а в другую - чтобы получился как бы один маленький двусторонний лист.

Все 4 файла распечатываются неправильно.

Леонид Некин
Тогда проблема, похоже, в Вашем принтере (возможно, ошибка в программе, его обслуживающей). Вы можете попробовать перед тем, как печатать, зайти из окошка печати в "свойства принтера" и что-нибудь там поменять, например, изменить качество печати на самое лучшее из всех возможных (может быть, сейчас у Вас выбран вариант "Черновик"?). В "расширенных свойствах" (доступных из окошка печати Adobe Reader) можно попробовать выбрать "печать как картинку". Если это ошибка программирования, то может помочь даже небольшое изменение масштаба (например, 99% или 101%). В порядке эксперимента, можно также попробовать изменить ориентацию бумаги с портретной на альбомную.

Если ничто это не поможет, остается радикальное средство - конвертировать PDF-файл в какой-нибудь растровый формат, например, TIFF или BMP (только не JPG, так как этот формат "теряет" качество).

Елена
Принтер Canon. С качеством печати в свойствах принтера я уже экспериментировала - толку мало. Мне помогло изменение масштаба и изменение ориентации бумаги на альбомную, как Вы мне подсказали. (сама бы точно не догадалась). Я изменила сразу две настройки (вполне возможно, достаточно было бы настроить что-то одно). Качеством печати очень довольна. СПАСИБО ВАМ!!!

на экране все отлично, но при печати косые линии отсутствуют. Распечатывала на лазерном принтере.
проблема, как оказалось, в цвете. При цветной печати все отлично(!), при черно-белой печати косые линии практически не видны(еле заметны).

В готовых "Прописях для начинающих" очень плохо пропечатываются фоновые линии,- и косые, и горизонтальные.
(Никакой "экономии тонера" и выставлено "Наилучшее качество печати").

Леонид Некин
Судя по тому, что Вы упомянули про тонер, речь идет о черно-белом лазерном принтере. Он передает голубую линию серым цветом, точнее отдельными черными точками на белом фоне. В толщину линии попадает не слишком много таких точек, отчего линия видна очень плохо. Пока мне пришло в голову вот что. У всякого (особенно черно-белого) принтера где-то в установках должна быть предусмотрена возможность отображать любой цвет (в том числе голубой) чисто черным. Если этой возможностью воспользоваться, то проблема будет решена.

Это лучший сайт по правописанию!

Наш товарищ Игорь Ильин из Ленинграда прислал разлиновки для занятий каллиграфией и чистописанием.

Для работы с прописью был сгенерирован pdf файл, который позволяет печатать разные типы разлиновки. Пропись, как известно, используется как образец, а писать можно на листах А4 с распечатанной разлиновкой. 5 типов разлиновки - 5 уровней сложности.

Теги: ,

Ребенка находится на стадии формирования, поэтому ему сложно противостоять различным вирусам и бактериям, которые ежедневно атакуют человека. Именно поэтому так распространен у детей, симптомы и лечение которого будут описаны в этой статье.

Что представляет собой ларингит

– вирусное заболевание, которое является результатом реакции ослабленного на внешние агрессивные факторы. Иногда он может быть самостоятельным заболеванием, но чаще всего дополняет картину ОРВИ и других простудных заболеваний. Ларингит – это воспаление гортани, которое может перерасти в и . Для взрослого человека данное заболевание не слишком опасно, но у ребенка оно может вызвать множество осложнений, и чем младше пациент, тем выше риск.

Острый ларингит у детей, которым еще не исполнилось 3 года, может привести сужению гортани (синдром крупа), что способно вызвать у ребенка затруднение дыхания вплоть до удушья. Чаще всего на фоне заболевания встречается ложный круп, при котором гортань отекает вследствие действия инфекции или аллергии. Истинный круп вызывается гортани, при которой дыхательный просвет забивается пленкам. Как только возникают первые признаки болезни, необходимо сразу же обратиться к врачу, чтобы избежать тяжелых последствий.

Больше половины случаев ларингита диагностируется у малышей, не достигших двухлетнего возраста. Лечение должен назначать исключительно врач, избегая при этом препаратов, способных вызывать аллергию, и мазей с эфирными маслами, которые могут увеличить отек гортани.

Классификация воспаления гортани

Ларингит имеет несколько клинических форм в зависимости от течения болезни:

  • Катаральная форма. Она встречается наиболее часто у малышей и является наименее опасной. Признаки ларингита у детей в данном случае очень похожи на стандартные симптомы простудного заболевания. У больного наблюдается осиплость голова, зуд и в горле, субфебрильная температура и сухой . В некоторых случаях встречается сильный отек слизистой, который приводит к потере голоса и затруднению дыхания (часто встречается у детей до 3 лет).
  • Геморрагическая форма. Наблюдается у детей, имеющих проблемы с сердечно-сосудистой системой, печенью или кроветворением. При такой форме ларингита в гортани наблюдаются небольшие кровоизлияния, во время отделяется мокрота со следами крови, а ребенку кажется, что в горле есть инородный предмет. Фото гортани при такой форме болезни можно найти в интернете.
  • Гипертрофическая форма. Достаточно часто встречающийся ларингит у детей до года, который характеризуется разрастанием клеток слизистой гортани.
  • Подскладочный ларингит (ларинготрахеит). Это форма болезни, при которой поражается не только гортань, но и верхние отделы трахеи. Больной ребенок кашляет, ощущает царапанье в горле и груди.
  • гортани (фиброзный ларингит). Палочка Лефлера поражает миндалины, на них возникает серовато-белый налет, который часто распространяется и на гортань. Это стенозирующий ларингит. Пленки, образуемые налетом, могут привести к уменьшению просвета гортани и истинному стенозу.
  • Атрофическая форма. Характеризуется быстрым истончением слизистой гортани. У детей такая форма встречается крайне редко, поражая в основном взрослых.
  • Флегмонозный ларингит. Эта форма является редкостью, встречается у детей, перенесших тяжелое заболевание, снизившее иммунитет, или травму гортани. Характеризуется поражением связок, надхрящницы, слизистой и мышц гортани, в результате чего больной при глотании испытывает сильную боль. Диагностируется по отеку и воспалению гортани с наличием омертвевших участков, высокой температурой, воспалением лимфоузлов и дыхательной недостаточностью.

Причины ларингита у детей

Как уже говорилось выше, основной причиной болезни является сниженный иммунитет, но есть и дополнительные факторы, которые могут привести к появлению заболевания:

  • различные простудные и вирусные заболевания: , грипп, аденовирусы, ОРВИ и т.д.;
  • аллергическая реакция на летучие агрессивные вещества. Часто ими являются лаки, краски, а также подобные им субстанции. Ларингит часто развивается у детей, живущих в квартирах, где была недавно поменяна мебель (покрытая лаком) или сделан ремонт. Также прокуренный, слишком сухой или запыленный воздух могут стать причиной заболевания;
  • переохлаждение, нахождение на сквозняке;
  • механические причины, такие как долгий крик, очень долгий разговор или пение;
  • болезни желудка, при которых желудочный сок поднимается по пищеводу, достигая горла и вызывая его ожог. Неоднократная рвота также может вызывать ларингит;
  • инфекционные болезни полости рта.

Симптомы ларингита

Это заболевание начинается обычно внезапно и сразу в острой форме. Но родители заболевшего ребенка могут заметить первые признаки ларингита у детей, чтобы вовремя начать лечение. Начальными симптомами, на которое родители должны обратить внимание, является изменение тембра голоса у ребенка, сухой кашель, затрудненное или учащенное дыхание, пониженный аппетит (из-за того, что больно глотать). Под утро и ночью кашель может усиливаться, возможны приступы удушья. Также наблюдаются такие явления:

  • кровянистые выделения в воспаленной области, которые обнаруживаются при кашле;
  • охрипший голос или его потеря;
  • отечность горла, его покраснение;
  • сухость во рту, в горле;
  • затрудненное дыхание из-за отека горла. Возможны спазмы и приступы;
  • лающий кашель, который первое время сухой, а затем постепенно появляется мокрота;
  • температура при ларингите у детей обычно субфебрильная, в редких случаях она бывает очень высокой.

Ларингит у грудничков диагностировать немного сложнее, так как малыш не может описать свои ощущения. Больной ребенок раздражительный, вялый, капризный, кашляет, у него появляются выделения из носа. Сиплый голос ребенка также свидетельствует о ларингите, если исключено . Если болезнь быстро прогрессирует, то ребенок кричит, в криках отчетливо различаются хрипы и свисты, а носогубный треугольник начинает синеть.

Частые ларингиты у детей не редкость, и в некоторых случаях дети не получают должного лечения. Родители стараются убрать симптомы болезни, такие как насморк, температура, кашель, но при этом не уделяют внимания именно горлу. Болезнь подавляется и уходит «в тыл». Так появляется хронический ларингит у детей. О нем свидетельствует постоянная, но не сильная боль в горле, более низкий тембр голоса, так как связки утолщаются и начинают вибрировать с другой частотой.

Важно! Хотя ларингит предусматривает лечение в домашних условиях, в некоторых случаях необходимо вызывать скорую помощь. Это нужно делать, если ребенок задыхается, просвет гортани стал слишком узким из-за сильного отека, грудничок пугается при кашле, повышенная температура длится более суток.


Лечение ларингита у детей

Перед тем, как лечить ларингит у детей, нужно обязательно посетить лечащего педиатра, чтобы он поставил верный диагноз и определил тяжесть болезни. Вылечить ларингит максимально быстро поможет соблюдение таких правил:

  • правильное, диетическое питание, не содержащее никаких раздражающих продуктов. Вся еда и питье должны быть теплыми, напитки – не газированными. Показан прием витаминов;
  • снижение нагрузки на голосовые связки. Самым маленьким больным желательно вовсе молчать, чтобы не деформировать воспаленные голосовые связки, которые находятся в стадии роста;
  • постельный режим обязателен. Детям можно «гулять» разве что на балконе, чтобы подышать свежем воздухом, но при условии, что на улице лето, а такая «прогулка» будет прекращена при первых признаках утомления;
  • строгий контроль состояния воздуха, который заключается в регулярном увлажнении и проветривании. Оптимально, если в комнате есть очиститель и увлажнитель воздуха, функция ионизации будет очень кстати;
  • необходимо большое количество жидкости. Если горло болит очень сильно, то ребенку нужно давать молоко, бульоны, крем-супы, чтобы твердая пище не травмировала горло и не причиняла боль. Обильное питье поможет избежать интоксикации и быстро избавит от сухого кашля.

Медикаментозное лечение

Перед приемом медикаментов нужно проконсультироваться с врачом, особенно, если ребенок еще совсем маленький.

Если у малыша ильный кашель, который мешает заснуть, то необходимо противокашлевое средств. Детям в один-два года можно давать Стоптусин (от 6 месяцев), детям от двух лет – , от трех – Либексин. Также показаны грудные сборы, алтейка, амброксол.

Важно! Соблюдайте указанную дозировку, чтобы лечением не причинить ребенку вред!

Препараты также нужны при отеке гортани. Для детей до двух лет подойдут средства в виде капель и сиропа: Зиртек, Фенистил, Цетрин, Кларисенс, для детей старше – в таблетках: Кларотадин, Кларитин и др.

Если у ребенка жар, то необходим прием жаропонижающих и противовоспалительных препаратов, таких как Ибуфен, Парацетамол, Панадол и т.д.

Как только появились первые симптомы болезни, лечим ребенка полосканиями горла Фурацилином или любым другим средством от ларингита. Таблетки для рассасывания нельзя использовать, если у ребенка наблюдается сухой кашель, так как есть вероятность подавиться.

Антибиотики при ларингите у детей назначают редко, принимать их следует только по рекомендации врача.

Лечение ингаляциями

Ингаляции при ларингите способны быстро улучшить состояние ребенка, облегчить дыхание, снять отек. Также они оказывают противомикробное, антибактериальное и успокаивающее действие. Делать ингаляции советует и народная медицина, и Доктор Комаровский, тем более что показаны они при первых же симптомах болезни. В отличие от медикаментозных препаратов, ингаляции могут быть профилактическими. Используются как современные ингаляторы небулайзеры, так и обычные паровые. Ингаляции будут полезными и безвредными, если придерживаться следующих правил:

  • паровая ингаляция допустима для детей от 5 лет, так как дети младше могут получить ожог слизистой;
  • за полчаса до и после процедуры нельзя ни есть, ни пить;
  • ингаляции делают 2 раза в день, во время процедуры и после нее в течении 30 минут ребенку не следует говорить;
  • во время ингаляции вдыхать нужно через рот, а выдыхать через нос.

Небулайзеры более предпочтительны, так как полностью безопасны для ребенка, не вызывают ожогов, удобны в использовании и подходят для самых маленьких. Если вы выбрали паровую ванночку, то необходимо находиться рядом с ребенком во время всей процедуры, чтобы он не перевернул на себя емкость с кипятком.

Для ингаляций можно использовать как медикаментозные, так и народные средства. Хорошо себя зарекомендовал пульмикорт при ларингите, которые не только лечит воспаление гортани, но и снимает воспаление в трахеи и бронхах, если болезнь была запущена. Дозировка препарата определяется врачом.

Из народных средств хорошие результаты показывают:

  • отвар чеснока;
  • минеральная вода;
  • раствор соды:
  • отвары различных лекарственных трав;
  • эфирные масла.

Важно! Эфирные масла стоит использовать только разведенными с эмульгаторами, чтобы избежать ожога слизистой.

Лечение ларингита всегда должно быть комплексным, тогда удастся избежать осложнений и перехода болезни в хроническую форму. Если домашнее лечение в начале заболевания не дает результатов, необходимо сразу же обратиться педиатру.

С воспалительными заболеваниями верхних дыхательных путей не понаслышке знаком каждый родитель. Наиболее часто данными патологиями заболевают дети.

Что это такое?

Заболевание, при котором воспаляются слизистые оболочки гортани, называется ларингитом. К развитию данной патологии у малышей приводит воздействие многообразных факторов. Ларингит одинаково часто регистрируется как у мальчиков, так и у девочек. Существует огромное количество различных клинических вариантов болезни. Такое многообразие повлияло на создание классификации, в которую внесены основные нозологические формы.

Обычно врачи отмечают некоторую сезонность в заражении ларингитом. Большинство случаев приходится на холодное время года. Ежегодно в это время к педиатрам обращаются мамочки, у которых заболевают малыши. Дети подвержены ларингиту несколько чаще, чем взрослые. Такая закономерность обусловлена особенностями их физиологического развития.



Глоточные миндалины (местные иммунные образования) в детском возрасте еще недостаточно эффективно способны бороться с различными микробами. Это способствует быстрому проникновению любых болезнетворных микроорганизмов в дыхательные пути.

Несовершенство иммунитета или сниженная работа иммунной системы способствует быстрому распространению микробов внутри тела, что провоцирует усиление воспалительного процесса.

Гортань - это орган, ответственный за проведение воздуха из внешней среды внутрь организма. Она соединяет глотку с трахеей. У ребенка просвет гортани несколько меньше, чем у взрослых. По мере его взросления увеличивается и размер всех органов дыхательной системы. Гортань также участвует в голосообразовании. При возникновении в ней воспаления у ребенка появляются многочисленные неблагоприятные симптомы.



Частые причины

Вызывать ларингит могут различные причинные факторы. На сегодняшний день ученые выделяют более 50 различных причин возникновения болезни. Все факторы можно разделить по сходным признакам на несколько больших групп.

К развитию воспаления гортани могут привести:

  • Бактериальные инфекции. В детской практике виновниками болезни часто становятся стрептококки и стафилококки. Анаэробная флора вызывает заболевание чуть реже. Протекают бактериальные ларингиты обычно достаточно ярко и бурно. В некоторых случаях требуется оказание медицинской помощи в условиях стационара.
  • Вирусные заболевания. Мельчайшие размеры вирусов позволяют им легко абсорбироваться на слизистых оболочках верхних дыхательных путей. Попадая в кровоток, они легко достигают гортани. Уже спустя несколько часов с момента проникновения в детский организм, запускается воспалительный процесс. Протекают вирусные ларингиты несколько легче, чем бактериальные.


  • Инфицирование грибковой флорой. Часто к развитию ларингита приводит избыточный рост гриба Candida. Грибковые формы заболевания чаще встречаются у часто болеющих и ослабленных малышей. Нередки случаи появления избыточного роста кандиды у детей, страдающих иммунодефицитами или имеющих сахарный диабет. Лечение грибкового ларингита обычно длительное с обязательным назначением противогрибковых и иммуностимулирующих средств.
  • Местное переохлаждение. Злоупотребление мороженым или охлажденными напитками, особенно в холодное время года, существенно способствует повреждению слизистых оболочек. Клеточки, которые создают внутреннюю выстилку гортани, очень чувствительны к любым перепадам температуры. Также спровоцировать заболевание может и чрезмерно горячая еда.
  • Вдыхание загрязненного воздуха. Внешняя среда оказывает колоссальное воздействие на состояние и функционирование органов дыхания. Если во вдыхаемом воздухе содержатся токсичные химические вещества, то это может способствовать повреждению слизистых оболочек дыхательных путей.


Малыши, проживающие в крупных промышленных городах или живущие рядом с магистралями, обычно более подвержены данному заболеванию.

  • Больные зубы. Полость рта довольно часто становится источником инфицирования для органов дыхания. Вовремя не пролеченные зубы являются первопричиной воспалительных заболеваний гортани. Инфекция очень легко проникает в этот орган дыхания вместе с током крови. Наличие хронического ларингита у малыша часто является следствием присутствия кариозных зубов.
  • Слишком громкое пение или крик могут способствовать повреждению голосовых связок и гортани. В этом случае происходит выраженное механическое воздействие. Чрезмерные нагрузки на голосовой аппарат приводят к развитию хронических форм ларингита.
  • Последствия операций. Довольно часто после проведения хирургического лечения на щитовидной железе появляются признаки ларингита. В этом случае происходит повреждение органа вследствие механического воздействия. Обычно ларингит в такой ситуации является хроническим. Для устранения неблагоприятных симптомов требуется регулярное применение различных лекарственных средств.


  • Чрезмерное использование спреев или аэрозолей от кашля. При длительном приеме многие лекарственные средства приводят к развитию хронического фарингита или ларингита. Для устранения неблагоприятных симптомов, возникших после такого использования, требуется полная отмена использования препаратов.
  • Последствия сильного стресса или психоэмоционального потрясения. Малыши обладают очень сенситивной и чувствительной нервной системой. Гортань - это очень хорошо иннервируемый орган. При воздействии сильного стресса у ребенка могут появиться различные симптомы ларингита. Обычно они преходящие.
  • Аллергические состояния. Встречаются в детской практике достаточно часто. К развитию дискомфортных симптомов приводят воздействия различных видов аллергенов. Аллергический ларингит может возникнуть внезапно и даже вызвать острый обструктивный вариант.


Все острые формы лечатся в условиях стационара. В некоторых случаях требуется назначение гормональных препаратов.

  • Особенности конституции. Дети, страдающие лимфатико-гипопластическим диатезом, по статистике, имеют большие шансы заболеть ларингитом, чем их сверстники. Такая особенность связана с физиологическими особенностями малыша, имеющего данное заболевание. Обычно эти детки выглядят похоже: у них мягкие и обтекаемые черты лица, довольно бледные кожные покровы, подкожная клетка рыхлая, присутствует склонность к отекам.
  • Хронические заболевания внутренних органов. Так, симптомы ларингита часто встречаются при снижении работы щитовидной железы - гипотиреозе. У малышей, страдающих хроническим гастритом с повышенной секреторной функцией, может возникнуть рефлюкс желудочного содержимого в гортань. Это приводит к появлению признаков ларингита.


Как передается?

Большинство ларингитов имеет инфекционное происхождение. Бактерии и вирусы вызывают повреждения гортани примерно в 80% случаев. Источником заболевания может стать любой человек (взрослый и ребенок), имеющий в своем организме патогенных микроорганизмов. Он заразен для окружающих на протяжении всей болезни.

Обычно все инфекционные заболевания передаются воздушно-капельным путем. Малыши, посещающие образовательные учреждения, чаще подвержены инфицированию. Для инфекционных вариантов ларингитов характерен также контактно-бытовой способ передачи. В этом случае заражение происходит через грязные руки. Данный вариант инфицирования наиболее часто встречается у деток, посещающих детский сад или ясли.


В холодное время года распространены «семейные» вспышки. В этом случае ларингитом заболевают все члены семьи.

Пребывание в любых скученных коллективах лишь способствует распространению вируса. Важно отметить, что микроорганизмы могут находиться в неблагоприятных условиях внешней среды достаточно долго. Лишь применение бактерицидных средств способно уменьшить их концентрацию.

Если в семье проживают несколько малышей, то они начинают болеть «по цепочке». Это обусловлено тем, что вирусы и бактерии легко передаются при дыхании от больного ребенка к здоровому. Степень выраженности симптомов у каждого малыша будет разной. Это зависит от его возраста, особенностей физиологического развития, а также наличия хронических сопутствующих заболеваний.


Инкубационный период для ларингита может быть разным. При вирусных инфекциях первые клинические признаки заболевания появляются обычно через несколько суток с момента попадания вирусов в организм. Пик заболеваемости вирусными ларингитами приходится на возраст 2 года - 12 лет. Однако, у новорожденного и годовалого малыша также может развиться данное заболевание.

Для бактериального ларингита инкубационный период составляет 6-7 дней. Обычно в это время болезнь никак не проявляется. Только по прошествии недели можно распознать ларингит у заболевшего малыша. Бактериальные формы ларингитов обычно протекают с повышением температуры до фебрильных цифр. Эти заболевания также вызывают массовые вспышки.

Виды

Для удобства выставления диагноза врачи используют различные классификации. Они помогают установить все варианты заболевания с указанием основных критериев патологии.

Все клинические формы ларингита можно разделить на несколько вариантов:

  • Острые. Возникают обычно после перенесенных респираторных вирусных или бактериальных инфекций. Как правило, не являются изолированными. Также могут появляться в результате воздействия токсических веществ и пыли. При острых ларингитах неблагоприятные симптомы, как правило, проходят полностью за две недели и наступает полное выздоровление.
  • Хронические. В большинстве случаев развитию данных форм предшествуют те же причины, что и при острых. Заболевание характеризуется сменой периодов обострения и ремиссии. У ослабленных малышей ларингит может обостряться до нескольких раз в год. Для устранения неблагоприятных симптомов требуется назначение комплексного лечения.


  • Стенозирующие. Характеризуются выраженным нарушением дыхания. Это происходит в результате сужения просвета гортани, вследствие сильного воспалительного процесса и отека поврежденных тканей. В раннем возрасте стенозирующий ларингит часто встречается, как последствие ОРВИ или после респираторных вирусных заболеваний. У малышей первых лет жизни болезнь протекает наиболее тяжело.
  • Аллергические. Развитию данных форм способствуют различные аллергены, которые попадают в организм. Аллергический ларингит возникает только у малышей, имеющих индивидуальную гиперчувствительность к какому-либо чужеродному компоненту. Характеризуются хроническим течением.


Для устранения неблагоприятных симптомов требуется назначение антигистаминных средств, а при тяжелом течении болезни - даже гормонов.

Симптоматика

После окончания инкубационного периода у заболевшего малыша появляются различные неблагоприятные проявления болезни. Степень их выраженности может быть разной. У малышей первых месяцев жизни заболевание протекает наиболее тяжело. Заподозрить болезнь можно и в домашних условиях. При появлении первых признаков заболевания следует обязательно показать малыша врачу.

Воспалительный процесс в гортани проявляется:

  • Изменением голоса. Малыш начинает хрипеть или разговаривать более низким тембром. В тяжелых случаях ребенок не может выговорить слова, говоря только несколько слогов. У некоторых малышей бывает полная потеря голоса.
  • Появлением кашля. Он может быть как сухим, так и с мокротой. Интенсивность кашля может быть разной: от небольшого покашливания до надсадного. Он беспокоит малыша преимущественно в дневное время, однако, может возникать и по ночам. Бактериальные ларингиты сопровождаются появлением продуктивного кашля.



  • Выраженной слабостью. Самочувствие ребенка сильно нарушается. Он становится вялым, усиливается сонливость. Малыш часто отказывается от любимых лакомств, груднички плохо прикладываются к материнской груди. В течение ночи ребенок часто просыпается. Если присутствует надсадный кашель, то самочувствие малыша только ухудшается.
  • Повышением температуры. Легкие формы ларингита протекают с субфебрилитетом. При более тяжелом течении болезни температура тела может подниматься до 38-39 градусов. На фоне такого повышения у ребенка часто возникает озноб или лихорадка. Обычно повышенная температура очень хорошо снижается с помощью жаропонижающих средств.
  • Отечностью горла. Воспалительный процесс в гортани приводит к выраженному нарушению дыхания. Слизистые оболочки становятся рыхлыми и отечными. Сильный отек способствует нарушению голосообразования и дыхания.


  • Болезненностью при глотании. Часто появляется при наличии у ребенка признаков фарингита или тонзиллита. Употребление твердой пищи усиливает болезненность и снижает аппетит. Чрезмерно холодные или горячие напитки также могут усилить болевой синдром при глотании.
  • Першением в горле. Этот симптом может быть разной интенсивности, однако, всегда приносит дискомфорт малышу. Употребление слишком кислой или пряной пищи может способствовать усилению першения.
  • Появлением свиста при дыхании. Встречается при стенозирующей форме ларингита. Чем более выражено сужение, тем ярче проявляется данный клинический признак.


Этот симптом является крайне неблагоприятным. При появлении свиста при дыхании обязательно срочно покажите малыша педиатру.

  • Нарушением поведения. Выраженные дефекты дыхания приводят к тканевой кислородной гипоксии. При длительном течении болезни это оказывает воздействие на поведение малыша. Ребенок становится более капризным и часто раздражается по мелочам. Многие привычные действия становятся для него неинтересными.
  • Приступом удушья. Встречается при выраженном стенозе (сужении) гортани. Обычно появляется внезапно, среди полного благополучия. Данное состояние требует оказания экстренной медицинской помощи. В некоторых случаях состояние малыша становится критическим: он может потерять сознание и даже впасть во временную кому.


Диагностика

При обнаружении первых признаков затрудненного дыхания обязательно покажите малыша врачу. Если у ребенка высокая температура, то не следует идти с ним самостоятельно в поликлинику. Лучше в этом случае вызвать врача на дом. Доктор проведет полный клинический осмотр и сможет установить предположительный диагноз.

Для верификации и подтверждения ларингита требуется проведение дополнительных анализов. Они помогают установить причину заболевания, а также позволяют определить степень выраженности функциональных нарушений. Большинство анализов можно сделать в поликлинике совершенно бесплатно. Список исследований составляет лечащий врач после осмотра ребенка.

Для диагностики различных форм ларингита используют:

  • Общий анализ крови. Повышение количества лейкоцитов говорит о наличии в детском организме инфекции. Для установления вирусной или бактериальной причины заболевания проводится анализ лейкоцитарной формулы. Повышение нейтрофилов свидетельствует о наличии бактериального инфицирования. Практически все формы ларингитов протекают с ускоренным СОЭ.
  • Бактериологический посев мокроты с установлением чувствительности к антибиотикам и бактериофагам. Исследование назначается только в том случае, если у ребенка присутствует продуктивный кашель с мокротой. Данный лабораторный тест довольно точно позволяет уточнить источник инфекции. Минус исследования – длительность проведения. Для уточнения причинных микроорганизмов требуется 10-14 дней.
  • Рентгенография. Исследование носит вспомогательный характер и применяется для исключения осложнений основного заболевания. Рентгенография легких выполняется только у малышей старше двух лет.
  • Ларингоскопия. Исследование проводит детский отоларинголог. Доктор с помощью специального инструмента - ларингоскопа осматривает гортань изнутри. Это визуальное исследование позволяет специалисту выявить все воспалительные изменения и патологии, имеющиеся в данном органе дыхания. Обычно ларингоскопия не вызывает у ребенка болезненности или выраженного дискомфорта.

Первая помощь

При возникновении острого кашля - прежде всего, следует снять приступ. Для этого подойдут противокашлевые средства. Если возникло удушье, то прежде всего следует обеспечить приток свежего воздуха в помещение. Для этого можно приоткрыть форточку или окно. Свежий воздух поможет снять симптом затрудненного дыхания.

Обычно во время приступа ребенок становится очень беспокойным. Обязательно постарайтесь успокоить малыша. Грудного ребенка можно взять на руки.

Ни в коем случае родители не должны паниковать! Это только затруднит ситуацию и не даст им принимать решения адекватно.



Для устранения затрудненного дыхания используются различные бронходилатирующие средства. К ним относятся бронхолитики короткого действия. Например, ингаляционные препараты на основе сальбутамола. Также для улучшения дыхания подойдут комбинированные лекарственные средства. Использование «Беродуала » через небулайзер поможет нормализовать дыхание и будет способствовать хорошей бронхиальной проводимости.

Если у ребенка присутствуют признаки аллергического ларингита, то зачастую для устранения приступа удушья могут потребоваться гормональные препараты. В детской практике используются лекарственные средства на основе преднизолона или дексаметазона. Иногда быстро вылечить приступ сильного кашля в домашних условиях достаточно трудно. В этих случаях требуется обязательная консультация врача.

Терапия

Лечение ларингита у детей - обычно комплексное. Для устранения неблагоприятных симптомов требуется назначение нескольких групп лекарств. Вирусные ларингиты обычно можно вылечить за 5-7 дней. Бактериальные формы требуют назначения более длительных схем лекарственной терапии. В среднем, такие варианты заболевания можно вылечить за 2 недели.

Выбор лечения остается за лечащим врачом. Схема терапии зависит от причины заболевания, а также возраста ребенка и наличия у него хронических заболеваний. Выбор дозировки, кратности и сроков использования лекарственных средств производится с учетом возрастных показаний. Контроль эффективности за назначенной терапией проводится в середине назначенного цикла лечения и по его завершении.



Для лечения ларингита у малышей применяются:

  • Противокашлевые средства. Помогают устранять надсадный кашель. Могут применяться в виде ингаляций, спреев, сиропов или таблеток. Обычно производители препаратов стараются предлагать лекарства с различными фруктовыми вкусами. Такие сладкие добавки приходятся по душе малышам.
  • Антисептики для горла. Помогают устранять першение и «царапание» в горлышке у малыша. Выписываются на 7-10 дней по 3-4 пастилки в сутки. Обычно применяются у малышей старше трех лет, которые могут держать препарат во рту до полного рассасывания. Длительный прием данных препаратов может вызывать у ребенка неблагоприятные побочные действия. Обработка миндалин «Люголем » у малыша с ларингитом зачастую не приносит положительного результата.
  • Жаропонижающие. Назначаются врачом при повышении температуры тела выше 38 градусов. В детской практике применяются лекарственные средства на основе парацетамола или ибупрофена.


Использование аспирина у малышей раннего возраста крайне нежелательно, так как может вызывать различные побочные действия. Эффект от использования препаратов обычно оценивается через 4-6 часов после приема.

  • Антигистаминные. Применяются при аллергических формах ларингита. Назначаются преимущественно в виде таблеток или сладких сиропов. Хорошо переносятся детьми, практически не вызывая побочных действий. В качестве антигистаминных средств подойдут: «Лоратадин », «Супрастин», «Кларитин » и другие.
  • Иммуностимулирующие. Могут быть системного и местного действия. При легких формах заболевания назначаются пастилки, оказывающие стимулирующее действие на клетки иммунной системы. Если у малыша есть иммунодефицитное состояние, то тогда данные препараты выписываются в виде уколов на курсовой прием. Решение о назначении подобного лечения принимает врач-иммунолог.
  • Бронхолитики. Применяются при нарушениях бронхиальной проводимости и выраженном дефиците дыхания. Для достижения лучшего эффекта от лечения врачи предлагают пользоваться небулайзером. С помощью него мельчайшие частички лекарства быстро попадают в дыхательные пути. Бронхолитики применяются у малышей, имеющих признаки бронхиальной обструкции.


  • Лечебно-охранительный режим. Для быстрого выздоровления ребенку следует соблюдать правильный распорядок дня. На весь острый период болезни ему назначается лечебное щадящее питание. Регламентирована также длительность дневного и ночного сна, а также ограничены активные игры.
  • Антибактериальные средства. Назначаются для лечения бактериальных форм ларингитов. Обычно выписываются на 7-14 дней. Для устранения микроорганизмов из организма используются современные антибиотики широкого спектра действия. Контроль эффективности назначенной терапии оценивается на 3-4 день с момента первого приема препаратов.
  • Противовирусные и противогрибковые препараты. Назначаются для лечения соответствующих клинических форм. При легком течении болезни выписываются в виде таблеток. Ларингиты, протекающие достаточно тяжело с многочисленными неблагоприятными симптомами, требуют назначения инъекционных форм лекарственных средств.


  • Физиотерапевтические методы. Применяются в период стихания обострения и для лечения хронических форм ларингита. Ультразвук, магнитотерапия, электро- и светолечение показаны для устранения неблагоприятных симптомов заболевания. Физиотерапия позволяет также заметно улучшить самочувствие ребенка и укрепляет иммунитет.
  • Гормональные препараты. Выписываются крайне редко. Применяются в основном для лечения стойких форм аллергического ларингита. При длительном приеме способны вызывать многочисленные побочные действия. Использование препаратов без соответствующих назначений врача недопустимо.
  • Спазмолитики. Применяются для устранения спазмов с внутренних органов. Помогают нормализовать дыхание у малышей, имеющих спастический компонент в дыхании. В качестве спазмолитика в детской практике часто используется «Но-шпа » или «Дротаверин » .

Препараты

В настоящее время существует огромное множество различных лекарственных средств, помогающих устранять неблагоприятные симптомы ларингита. Большинство из них обладают хорошим спектром переносимости и разрешены для применения у детей.

При использовании лекарств следует помнить, что они могут вызвать у ребенка аллергические реакции! Чтобы этого не допустить, перед употреблением препарата следует обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.

Для устранения неблагоприятных симптомов болезни будут полезны следующие лекарственные средства:

  • Амбробене. Помогает справляться с продуктивным кашлем. Устраняет мокроту и улучшает дыхание. Часто назначается в виде сиропа. Самостоятельно может применяться до 4- 5 дней. Более длительный прием обсуждается с лечащим врачом.
  • Мирамистин . Используется в качестве местного антисептика для полости рта и глотки. Справляется с различными болезнетворными микроорганизмами. Препарат безопасен и используется у малышей самого раннего возраста. Мирамистин выписывается для лечения как острого, так и хронического ларингита.



  • Лазолван. Противокашлевое средство, улучшающее отхождение мокроты. Назначается для лечения кашля, возникающего при различных заболеваниях дыхательных путей. Хорошо переносится и не вызывает побочных действий у малышей.
  • Синекод. Относится к противокашлевым средствам центрального действия. Оказывает действие непосредственно на кашлевой центр, расположенный в головном мозге. Препарат не вызывает привыкания. Прием данного средства способствует улучшению дыхания и нормализации показателей спирометрии (исследования внешней функции легких).



  • Эреспал . Обладает бронхолитическим и противовоспалительным действием. Применяется при спастических и обструктивных вариантах ларингита. Не используется у малышей младше двух лет. Прием препарата позволяет устранять даже выраженный кашель.
  • Тонзилгон. Комплексное средство, содержащее в своем составе несколько активных биологических веществ: корень алтея, ромашку, хвощ полевой, листья ореха грецкого, траву тысячелистника и другие. Такой природный состав помогает препарату оказывать выраженное терапевтическое действие. Применение средства помогает справиться с неблагоприятными симптомами ларингита и оказывает стимулирующее действие на работу иммунной системы.



Лечение в домашних условиях

Лечить ларингит можно и самостоятельно дома. Однако такая терапия подойдет только для заболеваний, протекающих в довольно легкой форме. Ларингиты с выраженными интоксикационными симптомами или протекающие с осложнениями, следует лечить в стационаре под контролем медицинского персонала. Принимать решение о необходимости госпитализации малыша в больницу должен педиатр, наблюдающий малыша.

Если доктор разрешает ребенку остаться дома, то можно воспользоваться некоторыми способами народной медицины. Обычно они основаны на использовании различных лекарственных трав. Такие домашние средства помогают эффективно справляться с различными неблагоприятными симптомами ларингита в довольно короткие сроки. Они способствуют устранения кашля, а также нормализуют дыхание.


Для лечения ларингита в домашних условиях подойдут следующие домашние средства:

  • Отвар шалфея. Используется как для проведения полосканий, так и внутрь. Для приготовления лекарства возьмите 1 столовую ложку измельченного сырья и залейте 1.5 стаканами кипятка. Настаивайте на водяной бане в течение 10-15 минут. Используйте отвар для полосканий горла 3-4 раза в сутки.
  • Отвар ромашки аптечной. Помогает устранять першение в горле. Ромашка обладает отличным антисептическим действием. Использовать данное средство можно 3-4 раза в сутки на протяжении пары недель. Также отвар ромашки может использоваться при хроническом ларингите в период ремиссии для предотвращения новых обострений.



  • Полоскания с отваром календулы. Это замечательное бюджетное лекарство из домашней аптечки поможет справиться с воспалительными изменениями в полости рта. Календула обладает мощным противовоспалительным действием, а также оказывает губительное действие на различные виды болезнетворных микроорганизмов. Проводить полоскания с отваром календулы следует через 30-40 минут после еды.
  • Фитосборы. Содержат в своем составе различные комбинации лекарственных трав, обладающие противовоспалительным и отхаркивающим действием. Могут применяться у малышей даже самого раннего возраста. Чаще всего используются в виде фитопакетов. Для усиления иммуностимулирующего эффекта в готовый чай можно добавить чайную ложку меда (при отсутствии у малыша аллергии на этот продукт).
  • Гулять с малышом можно после стабилизации его самочувствия. Во время высокой температуры тела посещать улицу недопустимо. Если в семье проживает несколько малышей, то по возможности следует поместить их в разных комнатах. Эта вынужденная мера поможет снизить вероятность заражения здорового ребенка от заболевшего.

    Во время острого периода болезни всем малышам выписывается специальная диета. В ней отсутствуют все жирные и жареные продукты. Употребляемая пища должна быть приготовлена щадящим способом. Для этого отлично подойдет приготовление в пароварке и мультиварке, а также тушение.


    Мясные и рыбные продукты в острый период болезни лучше употреблять в измельченном виде (котлеты, биточки, кнели и суфле). Такая щадящая обработка поможет предотвратить дополнительную травматизацию воспаленных слизистых оболочек.

    Питание малыша должно быть калорийно. Большая доля в питании приходится на качественные белковые продукты.

    Для устранения бактериальных и вирусных токсинов из организма требуется обильное теплое питье. В качестве напитков хорошо подходят различные плодово-ягодные морсы, соки и взвары. Также подойдут компоты, приготовленные из высушенных фруктов. В среднем, в сутки заболевший ребенок должен выпивать не менее 1.5 литров жидкости. Грудных малышей можно допаивать кипяченой водой.

    В качестве дополнительных источников полезных веществ во время острого периода болезни подойдут различные поливитамины. Они содержат в своем составе все необходимые микро- и макроэлементы, нужные для быстрого выздоровления. Использование данных препаратов помогает также укрепить иммунитет и улучшить самочувствие ребенка.


    Когда можно купать?

    В острый период заболевания лучше ограничить длительные водные процедуры. У малышей с высокой температурой тела они могут значительно усугубить течение заболевания. После нормализации показателей можно возвращаться к привычному образу жизни. В период стихания обострения лучше отдать предпочтение гигиеническому душу, а не длительному сидению в ванне.


    Проводить гигиенические процедуры следует ежедневно. Для этого малышам следует использовать обычные подмывания. Можно добавлять в воду отвар ромашки или календулы. Эти лекарственные травы обладают выраженным антисептическим действием и помогают укреплять иммунитет.

    Последствия

    Врачи считают, что ларингит не опасен. Однако это убеждение справедливо только для легких форм заболевания. Даже простая болезнь может вызывать различные неблагоприятные последствия. Если заболевание протекает в тяжелой форме или возникло у ребенка в первые месяцы жизни, то часто формируются осложнения.

    К неблагоприятным последствиям ларингита относят:

    • Изменение тембра или громкости голоса. Часто он становится хриплым или достаточно тихим. Данное состояние может быть преходящим. Для устранения хрипоты в голосе хорошо подходят различные физиотерапевтические процедуры.


    • Переход из острого процесса в хронический. Обычно наблюдается после некачественно проведенного лечения или вследствие поздней диагностики заболевания.
    • Развитие гнойных образований в области шеи. Наиболее опасные из них - абсцесс и флегмона. При прорыве гнойных образований могут возникнуть критические для здоровья осложнения. В некоторых случаях это приводит к развитию сепсиса.

    Профилактика

    Для того чтобы предотвратить заболевание воспользуйтесь следующими рекомендациями:

    • Следите за течением любых инфекционных заболеваний у ребенка. Часто болеющие простудами дети находятся в зоне риска. Таким малышам обязательно проводятся профилактические меры по укреплению иммунитета.
    • Все кариозные зубы - обязательно должны быть пролечены вовремя! Наличие инфекции в ротовой полости часто является первопричиной развития ларингита у детей. Регулярное посещение детского стоматолога должно стать полезной привычкой для каждого ребенка.
    • Не разрешайте ребенку пить очень холодные или горячие напитки. Вся жидкость, поступающая в организм, должна быть комнатной или комфортной температуры. Это поможет предотвратить многие заболевания гортани и глотки, а также будет отличной профилактикой ангины.




error: Контент защищен !!