Как ремонтировать катушку для спиннинга. Как смазывать рыболовные катушки

Все виды рыболовных снастей и приспособлений в обязательном порядке нуждаются в периодическом проведении технического обслуживания, именно от этого зависит качество их работы, надежности и эксплуатационный срок. В первую очередь это касается безынерционных катушек, поскольку именно они принимают на себя наибольшую нагрузку.

В зависимости от частоты использования они нуждаются в 1-2 смазываниях за сезон, но для этого потребуется постичь технологию данного процесса, чтобы не навредить снасти. Все особенности, связанные с подобным обслуживанием, будут подробно рассмотрены в предлагаемой статье.

Когда, чем и что смазывать

Безынерционные катушки нуждаются в периодическом осмотре, который покажет, требуется ли смазка. Обычно необходимость в осуществлении данной процедуры возникает в следующих случаях:

  1. Падение приспособления в воду и его промокание.
  2. Попадание внутрь конструкции частиц песка.
  3. Наличие грязного масла на оси, которое можно определить по его потемневшему оттенку.
  4. Начало нового рыболовного сезона.
  5. Середина рыболовного сезона, если катушка находится в активном использовании на протяжении круглого года.

Осмотры и смазывания проводятся в профилактических целых 1-2 раза за сезон, не стоит дожидаться момента, когда катушка выйдет из строя из-за недостаточного ухода, поскольку в подобных ситуациях далеко не всегда получается починить ее.

Иногда рыболовы для подобных целей используют солидол или обычно машинное масло, но подобное обслуживание способно только усугубить состояние снасти.

Гораздо более безопасным вариантом является задействование специальных смазок, основные виды которых приведены ниже:

  1. Густые специализированные смазки предназначены для ухода за подшипниками и шестернями , поскольку они не стекают с них.
  2. Жидкие специализированные смазки , которые подходят для ухода за валом с ротором.
  3. Универсальные смеси, которые можно получить путем смешивания жидких и густых смазок в равных пропорциях.

Применение густых смазок обычно востребовано при возникновении значительного трения в деталях, но при этом необходимо помнить, что средства со слишком густой консистенцией запрещены для использования. Они могут усугубить ситуацию, сделав ход катушки чрезмерно тугим, что усложнит или сделает невозможным ее эксплуатацию.

Подготовительный этап

Перед началом любых работ с безынерционными катушками необходимо должным образом подготовить свое рабочее место. Потребуется обеспечить качественное освещение, при этом желательно выбрать светлую поверхность, поскольку это минимизирует риск потери мельчайших деталей.

Также нужно удостовериться в наличии следующих инструментов и материалов:

  1. Хлопчатобумажные салфетки или отрезок мягкой ткани.
  2. Крестовые и плоские отвертки.
  3. Гаечный ключ.
  4. Пинцет.
  5. Набор зубочисток.
  6. Бензин, который используется для заправки зажигалок. Можно воспользоваться и автомобильным топливом, но процесс будет гораздо сложнее, к тому же оно обладает более выраженным запахом.
  7. Выбранная разновидность специальной смазки для катушек.
  8. Универсальный маркер, который способен писать на любых поверхностях.
  9. Тонкая кисть с мягкой щетиной.
  10. Небольшая стеклянная банка или иная подходящая емкость.

Главная пара катушки и подшипники

Как выполнить смазку

В процессе смазки безынерционной катушки нет ничего сложного, но для начинающих рыболовов была составлена пошаговая инструкция, которая подробно описывает алгоритм действий от подготовки и разборки приспособления до его финальной сборки:

Как правило, новая безынерционная катушка имеет приятный бархатный ход, плавное и бесшумное вращение. Но после длительной эксплуатации, в механизме появляется некоторый хруст, шелест и вибрация. Чтобы избавиться или предотвратить такое, необходимо периодически производить разборку катушки, чистить ее от грязи и менять смазку.

Разборка и смазка катушек своими руками

Качественная смазка катушки делает работу катушки плавной и приятной, более того, новая смазка продлевает срок службы всех механизмов.

Профилактику катушки нужно делать периодически, несколько раз за сезон, в зависимости от частоты использования. И раз в год нужно делать полную разборку катушки с заменой смазки.

Естественно, что за катушкой нужно постоянно следить, не ронять ее на твердые поверхности, стараться избегать попадания воды в механизм и стараться избегать всевозможных загрязнений.




Разборка и смазка безынерционных катушек

Что необходимо для разборки и смазки катушки:

  • Плоскогубцы
  • Отвертка
  • Кисточка
  • Бензин
  • Ключ на 12 мм
  • Жидкая смазка
  • Густая смазка

Как разобрать безынерционную катушку

Разбирая безынерционную катушку, раскладывайте все ее детали по порядку справа налево, это позволит быстро и правильно собрать катушку.


Внимательно запоминайте положение и порядок установки всех деталей, следуйте следующей инструкции.

Этапы разборки катушки:

  1. Снимаем гайку фрикционного тормоза;
  2. Снимаем шпулю;
  3. Снимаем шайбы и шестеренки на штоке;
  4. Откручиваем ручку;
  5. Разбираем механизм катушки: откручиваем болтик, фиксирующий гайку.
  6. Аккуратно откручиваем ключом или плоскогубцами зажимную гайку ротора;
  7. Снимаем ротор
  8. Снимаем с ротора дужку лесоукладывателя и механизм, защелкивающий ее.
  9. Разбираем ролик лесоукладывателя (откручиваем отверткой);
  10. Откручиваем болты и заглушки на крышке и снимаем крышку.
  11. Внутри катушки вы увидите две шестерни и бегунок - это главный механизм.
  12. Далее нужно снять шток, предварительно выкрутив болтик, который его крепит.
  13. Снимаем основную шестерню, маленькую шестерню и остальные детали.
  14. Для снятия пальчиковой шестерни откручиваем три болта.
  15. Снимаем подшипник с пальчиковой шестерни.
  16. Снимаем цилиндр с пальчиковой шестерни.

Разборка катушки завершена!


Сборка катушки проводится в обратном порядке.

Смазка безынерционной катушки

  1. Очищаете поверхность катушки.
  2. Разбираете катушку.
  3. Чистите детали в бензине.
  4. Смазываете детали и подшипники.
  5. Собираете катушку.

Для смазки шестеренок и деталей используется густая смазка. Для смазки подшипников используется жидкая смазка.

Зубцы всех шестеренок нужно смазывать таким образом, чтобы смазка полностью заполнила пространство между зубцами. Излишки смазки нужно убрать. Густой смазкой смазываете большую шестерню, пальчиковую шестерню, маленькую шестерню, внутреннюю деталь на маленькой шестерне и шток.


Тонким слоем густой смазки можно покрыть другие металлические детали, чтобы те не коррозировали. Подшипники открытого типа смазываете жидкой смазкой, а подшипники закрытого типа смазывать не нужно.

При сборке, штырек маленькой шестерни должен попасть в паз накрывающей его детали. Основную шестерню нужно смазать в нескольких местах и установить в корпус катушки. Далее смазываете шток по всей длине густой смазкой и устанавливаете на место. Основной механизм катушки смазан.

Шестеренки катушки


Не стоит злоупотреблять смазкой, так как ее излишек может сделать ход катушки тугим, а в некоторых случая это может привести к заклиниванию.

Разборка ролика лесоукладывателя


Строение безынерционных катушек


Смазка для катушек

Не стоит применять солидол в качестве густой смазки.

Используйте специализированные густые и жидкие смазки для катушек. В продаже можно отыскать смазки для катушек от специализированных рыболовных компаний: Abu Garcia, Daiwa, Shimano, Ryobi, Tica, Mikado, SFT и т.п.



Лучше использовать смазку той же компании, что произвела катушку.

К примеру, компания Shimano выпускает специальную консистентную смазку, предназначенную для главной пары, механизмов и подшипников. Ее вязкая структура уменьшает трение, увеличивает срок службы и делает работу катушки более плавной.

Цена смазок для катушек варьируется от 2 до 100 долларов, в зависимости от фирмы и объема.

По материалам fisher-book.ru

Также Интересно

Постоянный контакт рыболовных катушек с песком, водой и грязью часто приводит к их поломке. Ремонт рыболовных катушек своими руками возможен и эта статья тому доказательство. Например, после падения катушки в воду ее необходимо смазать, чтобы нивелировать действие абразивных веществ воды. Из статьи вы узнаете о способах разбора катушки, о типичных поломках и профилактических мерах предосторожности.
Чтобы лучше ориентироваться в ремонте катушки, читатели должны знать о типах устройств. Катушки бывают:
1. Инерционные. То есть, механизм катушки работает от инерционного движения руки. У инерционных катушек есть один недостаток, а именно – образование так называемой бороды из лески. После броска леска запутывается в один клубок, развязать который практически невозможно.
2. Мультипликаторные катушки. Они используются в спиннинговой ловле. Мультипликаторы сконструированы таким образом, что плотно прилегают к спиннингу, за счет чего уменьшается нагрузка на ручку и леска проще наматывается.
3. Безынерционные катушки – любимая модель почти всех рыбаков. Он делятся на три класса: большие, средние и маленькие. В зависимости от размеров их используют для охоты на разные типы рыб. Чем крупнее объект охоты, тем больше берется катушка.
Причин поломок катушек может быть много. Однако самой распространенной является сам рыбак, а точнее его отношение к устройству. Молодые и неопытные рыболовы часто допускают распространенную ошибку – тянут рыбу к берегу при помощи одной катушки. Сильные перегрузки приводят к быстрому изнашиванию механизма и поломке хрупких деталей.
Вторую позицию по количеству поломок катушек занимает песок. На его долю припадает почти 24% всех поломок устройства. Мелкие камешки могут просачиваться сквозь незащищенные отверстия катушки и попадать в рабочие механизмы. Особенно опасным песок является для подшипников. Если ему удается добраться до шариков, то подшипник уже можно выбросить.
Никогда не храните катушки для удилища в холодных и сырых помещениях. Постоянное воздействие низких температур и влажности приводит к разрыву резины и электролитической коррозии металлических частей. Опытные рыболовы советуют хранить катушки в специальных чехлах в теплых помещениях (дом или гараж).
Процедура разбора катушки
Если рыбак никогда не разбирал катушку самостоятельно, то первую разборку лучше делать медленно, запоминая расположение механизмов. Складывайте все детали в строгой последовательности одна за другой слева направо или наоборот. Делается это для того, чтобы облегчить процесс сбора катушки после ее ремонта.
Процесс разбора катушки начинается с подготовительного этапа. Сначала катушку необходимо очистить от грязи, пыли и песка. Не используйте чистящие вещества, для чистки катушки подойдет обычная теплая вода с мылом. От сильных загрязнений также нельзя избавлять при помощи химически средств, лучше потратьте больше времени на монотонное натирание одного места, чтобы не допустить попадания агрессивных веществ внутрь катушки.
В изгибах и труднодоступных местах грязь можно удалить при помощи пинцета или другого приспособления. Въевшиеся загрязнения рекомендуется удалять спиртом или бензином. Практика показала, что пренебрежение подготовительным этапом приводит к усложнению разбора катушки или попаданию грязи внутрь.
Последовательность разборки катушки:
1. Первым делом снимаются пластмассовые детали, затем можно приступать к откручиванию гайки фрикциона и сниманию шпуля.
2. Под пластмассой вы увидите крутящий механизм катушки, состоящий из небольших шайб и шестеренок. Аккуратно снимайте их и раскладывайте в строгой последовательности так, как они соединялись в катушке.
3. Дальше снимается ручка. Открутить ее можно двумя способами: руками или при помощи отвертки, в зависимости от типа модели.
4. Возьмите в руки плоскогубцы и при их помощи загните зажимную пружину в катушке. Держите пружину одной рукой, а другой аккуратно снимайте катушечный механизм.
5. После съема катушечного механизма снимается ротор.
6. Под ротором находится ролик накручивания лески. Просто снимите с него дужку и оставьте в таком виде.
7. Только после этого можно приступать к разбору корпуса катушки. Открутите при помощи отвертки небольшой болтик, который находится недалеко от рычага, и снимите тумблер.
8. Открутите еще одни болт и вытяните заглушку (она стоит здесь для того, чтобы вода и песок не попадали внутрь катушки).
9. Дальше снимается стенка катушки. Стоит отметить, что она держится на фиксаторах, поэтому не бойтесь и сильнее тяните ее в сторону от катушки, при необходимости можете воспользоваться отверткой или пинцетом.
10. Под стенкой катушки находится главный механизм катушки, состоящий из бегунка и двух шестеренок. Не забывайте чистить механизм катушки при каждом ее разборе даже в том случае, если он работает нормально. Для очистки механизма рекомендуется использовать палочку с ваткой для удаления старой смазки.
11. После разборки катушки внимательно осмотрите все детали и очистите каждую при необходимости.

Перечень типичных поломок и способы их устранения
Проблемы с катушкой могут возникнуть на любом этапе ее эксплуатации. Независимо от модели катушки и фирмы-производителя, большая часть проблем с устройством решается одинаково. Ремонт спиннинговых катушек своими руками возможен при:
Потере ручки. Вообще, потеря ручки считается одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются рыбаки. Ручки отпадают при выуживании, транспортировке и перестановке с места на место. Новая ручка вставляется очень просто – накрутите ее на железный штырь и все. На будущее – старайтесь покупать модели катушек с дополнительными крепежами ручки в виде втулок или шайб.
Ремонт лесоукладывателя. По разным причинам (неправильная техника броска, загрязненность) лесоукладователь перестает правильно укладывать леску. При неправильной работе лесоукладователя рыбаки отмечают два типа проблем: плохая точность броска и поломку удилища. Внимательно осмотрите крепежи лесоукладователя и подкрутите их при необходимости. В большинстве случаев нескольких движений отвертки бывает достаточно для ремонта устройства. Если подтягивание болтов не помогло, то причина поломки кроется глубже – в пружине. Снимите крышку с катушки и найдите пружину лесоукладывателя, аккуратно открутите ее и замените другой. Чтобы в недалеком будущем избежать повторной замены пружины, подложите под нее прокладку из резины. Это нехитрое приспособление позволит увеличить срок службы пружины в несколько раз.
Частые обрывы лески связаны с фиксирующей гайкой. В некоторых моделях катушек производитель выпускает катушки с выступающей фиксирующей гайкой на 2 мм над шпулей. При забросе леска часто цепляется за гайку и попадет под пластиковую прокладку, где и происходит обрыв. Стоит отметить, что чаще всего обрывается только плетеная леска, у монофильной лески такой предрасположенности нет. Проблема решается просто: снимите фиксирующую гайку и подложите тонкую пластиковую прокладку вместо фетровой прокладки. Эта хитрость позволяет опустить фиксирующую шайбу на 2 миллиметра вниз.
Подача лески спиралью. В 99% случаев эта проблема связана с забиванием грязи в ролик катушки. Устройство катушки устроено таким образом, что при попадании грязи подшипник забивается и начинает подавать леску неправильно – волнами. Если удаление грязи не помогло, то катушку необходимо разобрать до подшипников и вычистить старую смазку с них. После очистки детали необходимо смазать новым маслом.
Неестественный шум катушки. С этой проблемой сталкивались многие рыбаки. Чтобы выяснить причины поломки, необходимо полностью разобрать катушку. От себя отметим, что необычные звуки катушки могут вызывать на попадание грязи в механизм или нарушении работы подшипников. Итак, услышав необычные потрескивания или шум из катушки, немедленно прекратите рыбалку и займитесь ее разбором устройства. Если при разборе вы увидели загрязненные участки – вычистите детали и соберите катушку назад. Если это не помогло, то катушку придется снова разобрать и внимательно осмотреть каждую деталь на целостность. При поломке деталей их необходимо заменить.
Некачественное наматывание лески связано с расстановкой шайб на основном валу. Существует два типа плохого наматывания лески на катушку: конусом вверх или вниз. В зависимости от того, как катушка наматывает леску необходимо выполнить такие действия: при наматывании вниз убирается одна шайба, а при наматывании вверх – добавляется.
Уход за катушкой
Как бы странно не звучало, но профилактические меры начинаются с бережного отношения к катушке. Ее нельзя бросать на пол, мочить, часто переставлять с одной удочки на другую и т.д. Также катушки необходимо правильно транспортировать, их нельзя перевозить в багажнике среди инструментов. Транспортировка катушки осуществляется только в специальных противоударных чехлах. Тряска в машине часто наносит непоправимый вред катушке – у нее могут слетать подшипники, раскрутиться болты или нарушаться работа лесоукладчика. Не храните катушки на открытом солнце, ультрафиолет разрушает леску и смазку внутри устройства.
Производитель рекомендует беречь катушки от воды. Если в нее попадет жидкость, то катушке необходимо дать просохнуть в течение нескольких дней под солнцем, после чего смазать новым маслом. Всегда следите за уровнем масла на подшипниках, поскольку их замена обходится очень дорого (новый подшипник стоит около 30% стоимости катушки). Не забывайте отдавать дорогие катушки в обслуживание сервисных центров после закрытия рыболовного сезона или проводить самостоятельный ремонт недорогих моделей.
Если вы приобрели фирменную катушку, то не выбрасывайте инструкцию сборки и эксплуатации устройства. Производители часто пишут там полезные советы по уходу за данной моделью катушки. Для своевременного ремонта катушки вам понадобятся такие инструменты: отвертка, кисточки, бензин, вата и пинцет. Кроме этого, в арсенале каждого рыбака должны быть смазочные материалы – жидкое и машинное масло. Опытные рыболовы советуют смазывать катушки каждые полгода. Перед очередной смазкой рекомендуется удалять старое масло.
После закрытия сезона дорогие катушки отдаются в сервисный центр, а обычные обслуживаются самостоятельно. При самостоятельном обслуживании катушки необходимо придерживаться такой схемы работы с устройством: очистить от грязи внешний корпус катушки. Дальше можно заняться очисткой внутренних элементов от старого масла. Дело в том, что старые смазочные материалы имеют свойство коксоваться – затвердевать. Большие скопления затвердевших смазочных материалов могут создавать проблемы в работе катушки. Кроме этого, затвердевшие смазочные материалы оказывают разрушающее действие на алюминий (из этого металла состоит почти вся катушка).
Опытные рыболовы советуют применять обычное бытовое масло для смазывания внутренних механизмов. Производители же не рекомендует применять бытовое масло в качестве смазывающего элемента, поскольку оно плохо подходит для этих целей. В общем, решать вам, дорогие читатели, чем смазывать. От себя добавим, что принципиальной разницы между этими двумя смазочными материалами нет.
Для смазывания цельных конструкций рекомендуется использовать смазочные материалы на основе силикона. В отдельных случаях можно использовать спреи на основе силикона. Силиконовая смазка выполняет две функции: защищает механизмы от воды и смазывает даже самые труднодоступные участки механизма.
Практика показала, что срок службы катушки зависит от бережного отношения к ней. Запомните формулу долгого срока службы катушки: аккуратность + регулярный ремонт = долгий эксплуатационный срок. Если не предпринимать никаких действий по ремонту катушки, то в скором времени она просто сломается. Практика показала, что катушку можно вытащить из «того света» даже на грани ее полной поломки.

Каждый настоящий рыбак знает, сколько времени и сил тратится на выбор и покупку подходящего спиннинга. Поэтому не удивительно, что при не предвиденной поломке теряется настроение. В таких ситуациях выручает умение провести ремонт спиннинга своими руками. Вид ремонта и материалов, которые для этого используются, зависят от вида спиннинга и характера поломки.

Виды спиннингов и катушек

Спиннинги бывают двух основных видов:



Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще.

Виды катушек на спиннинг:



Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно - запутывание лески.

Виды поломок спиннинга

Спиннинг ломается по двум причинам:

  • Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
  • Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.

Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.



Виды повреждений катушек:

Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.

  1. Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
  2. Катушка туго вращается и заедает.
  3. Трансформация дужки.
  4. Потеря колпачка редуктора.

Ремонтируем удилище

Для того чтобы провести успешный ремонт спиннингового удилища могут понадобиться следующие материалы:

  1. Трубка подходящего диаметра. Она будет вставляться в поломанное удилище, поэтому трубка должна входить плотно, но не ломать удилище.
  2. Плоская нить (капроновая) либо спиннинговый шнур.
  3. Эпоксидная двухкомпонентная смола.
  4. Наждачная бумага.
  5. Скотч.
  6. Углеткань.



Теперь можно начать ремонт спиннинга:

  1. Подобранная трубка шлифуется, обезжиривается растворителем и смазывается эпоксидной смолой.
  2. Одну сторону трубки вставляют в поломанное удилище. На другую сторону трубки плотно надевают сломанную часть спиннинга. Обе части удилища соединяются, трубка оказывается внутри.
  3. Место перелома спиннинга заматывается углетканью, вымоченной в эпоксидной смоле, и выжатой.
  4. Для того чтобы убрать лишнюю смолу, на ткань плотно наматывается скотч.
  5. Для большей прочности на углеткань наматывают плоскую капроновую нить.
  6. Лишняя смола удаляется тряпочкой.
  7. Место ремонта сушится феном для быстрейшего высыхания эпоксидной смолы.
  8. Отремонтированное удилище на сутки ставится возле батареи.
  9. Скотч или капроновая нить разматывается и проводится косметический ремонт.

Если ремонтируется легкий спиннинг, то ткань не используется.


Проводим ремонт вершинки

Для этого нужны:

  • наждачная бумага для зачистки;
  • супер клей;
  • нитка.

Сам ремонт кончика спиннинга достаточно прост и много времени не займёт. Главное в этом деле — внимательность. Начинаем ремонтировать:

  1. Кончик удилища лучше брать без колец. Если кольца есть, то их следует аккуратно удалить.
  2. Обе части поломанного удилища зачищаются так, чтобы вершинку можно было вставить в удилище (подходила по объёму).
  3. В поломанный край, вставляется кончик удилища.
  4. Место поломки плотно обматывается ниткой.
  5. Нитка заливается клеем.
  6. Высушивается.

Минус такого ремонта вершинки, удилище становится короче. Можно вершинки ремонтировать так же, как и удилища. Этот способ описан выше.

Замена тюльпана

Это самый лёгкий вид ремонта. Его можно проводить даже непосредственно на рыбалке.

Для это нужны:

  • наждачная бумага;
  • супер клей;
  • булавка.

Первое что важно, это освободить тюльпан от кончика удилища. Тюльпан слегка нагревают и разогнутой канцелярской скрепкой снимают.

Затем проводят следующие манипуляции:

  1. Кончик зачищают наждачной бумагой.
  2. Супер клеем намазывают место прикрепления (посадки) тюльпана.
  3. Тюльпан выравнивают по остальным кольцам (строго над ними).
  4. Клеят на верхушку спиннинга.

Не сложный ремонт тюльпана завершён.

Ремонтируем безынерционные катушки

Ремонт рыболовных катушек своими руками осуществить сложно, но возможно, главное иметь всё нужное под рукой:

  • смазку;
  • маленькие отвёртки (крестовую и плоскую);
  • изоленту;
  • пластырь;
  • надфиль;
  • наждачную бумагу;
  • маленькие пассатижи;
  • двухкомпонентный клей;
  • булавку.

Приступаем к ремонту рыболовной катушки. Перед тем как её разобрать, очищаем от грязи. Проводя ремонт будьте аккуратны и внимательны. Катушка является самым сложным механизмом в спиннинге.


Основные поломки и способы устранения:

  1. Леска задерживается между роликом лескоукладывателя и рычагом, в месте образования щели. Этот узел разбирается и надфилем подпиливается изъян на роликовой головке.
  2. Если сломалась пружина дужки лескоукладывателя, её вполне возможно заменить булавкой. Прослужит она не долго, но на первое время выручит.
  3. Когда катушка туго вращается и заедает нужно добавить смазку в редуктор. Для этого слегка откручиваются болты на крышке. Крышка приоткрывается, и смазка закапывается в эту щель.
  4. При не правильном обращении со спиннингом (его падение) может деформироваться дужка. Если это случилось, её снимают и выравнивают. Возможно, это придётся делать не один раз.
  5. При потере колпачка редуктора место, где находился колпачок, заклеивают изолентой или скотчем. Если этого не сделать вовремя, попадание песка в катушку приведёт к серьёзной поломке, которую самому исправить не получится.

С более сложными поломками спиннинговых катушек лучше обратится к специалистам.

Как правильно разобрать катушку


При разборе рыболовной катушки важно чтобы все детали были разложены в правильной последовательности. Это понадобится для того чтобы правильно её собрать. Последовательность разборки:

  1. Снимается гайка тормоза и шпуля.
  2. Снимаются шестеренка и шайбы находящиеся под шпулей.
  3. Отвинчивается ручка.
  4. Откручивается зажимная гайка в механизме катушки.
  5. Снимается ротор.
  6. Снимается дужка лескоукладывателя.
  7. Снимается механизм защелкивания лескоукладывателя.
  8. Разбирается ролик для прохождения лески.
  9. Откручивается болт стопора обратного хода.
  10. Снимается переключатель.
  11. Откручивается болт заглушки.
  12. Вытягивается заглушка.
  13. Снимается стенка катушки.

Предохраняем спиннинг от поломок

  • Аккуратно и бережно обращаться со спиннингом. Быть внимательным при транспортировке.
  • После каждой активной рыбалки разбирать и чистить катушку.
  • После чистки обязательно проводить смазку.


Безынерционная катушка представляет собой весьма сложный механизм. Как и любой другой механизм, он может загрязняться и ломаться.

Для того, чтобы максимально уменьшить возможный ущерб от этого, нужно делать две вещи:

  • Регулярно выполнять обслуживание и профилактику имеющихся у вас катушек;
  • При поломке знать, как правильно выполнить ремонт.

Что касается первого пункта, то здесь речь идёт о разборке механизма, снятии отработавшей (почерневшей) смазки и наложение свежей смазки. Кроме этого, можно визуально определить, если деталь поражена ржавчиной и, если потребуется, заменить её.

Наша статья посвящена обоим вопросам. Во втором вопросе можно говорить не только о самих поломках, но и о таких ситуациях, когда данная модель имеет недостатки при работе в каких-либо конкретных условиях. Примером может служить безупречная работа с одним типом лески и возможность обрыва при использовании другого типа.

Для того, чтобы качественно провести ремонт, нужно хорошо знать и понимать то, как устроена и как работает катушка. В частности, нужно уметь разобрать её и, затем правильно собрать. Разберёмся в том, как это нужно правильно делать.

Самое первое правило, которое нужно усвоить - это то, что если вы делаете разборку, детали нужно выкладывать по-порядку. Удобно это делать слева направо. Механизм содержит немало разнообразных деталей и при сборке очень легко будет ошибиться вследствие невнимательности.

  • Перед началом процесса разборки возьмите ватку , смоченную в воде и удалите видимые следы грязи на поверхности катушки. При постоянном сматывании и разматывании лески, там останутся высохшие капли воды, следы грязи и слизи от рыбы. Там, где это сделать трудно, удобно будет воспользоваться ватной палочкой или чем-нибудь аналогичным. Если с помощью воды грязь удалить не получается, можно воспользоваться для этой цели бензином или спиртом. Если выполнить такую очистку неаккуратно, то это может существенно осложнить выполнение работы.
  • Далее необходимо снять все внешние части этого механизма . Самой первой откручивают гайку фрикциона. Затем нужно будет снять шпулю.
  • После её снятия , с этой оси нужно снять различные шайбы и шестерёнки. Они участвуют в работе фрикционного тормоза. Впоследствии их нужно будет одеть обратно в точности в том же порядке, в каком они находились первоначально.
  • Следующей снимается ручка фрикциона . Для этого откручиваются крепёжные шурупы. На этом заканчивается первоначальный этап разборки катушки.
  • Теперь приступаем к катушечному механизму . Для этого необходимо отвернуть зажимную гайку. Это можно сделать при помощи гаечного ключа или воспользоваться для этого плоскогубцами. Гайку нужно будет снять вместе с прокладкой.
  • Снимаем ротор .
  • Теперь приступаем к снятию лескоукладывателя . Для этого снимаем дужку, открутив крепёжные винты, затем вынимаем механизм лескоукладывателя.
  • Следующий этап состоит в размонтировании корпуса катушки . Сначала нужно открутить болт, которым крепится рычажок, который переключает катушку на обратный ход. Затем снимаем сам рычажок.
  • Затем, удалив болт , снимаем заглушку.
  • Теперь осталось снять стенки катушки . Обычно, в этом месте требуется приложить определённое усилие и будет удобно здесь воспользоваться пинцетом.
  • Сейчас мы приблизились к главной части , которая обеспечивает её вращение во время рыбной ловли. Конструктивно этот узел состоит из бегунка и двух шестерёнок. Сняв крышку механизма, вы можете не производить разборку самих шестерёнок. Достаточно их почистить ватной палочкой, удалив грязь и отработанную (почерневшую) замазку и, затем, смазать свежей замазкой. Однако, не исключена и такая ситуация, когда при разборке выяснится, что здесь всё в порядке: грязи нет и замазка вполне свежая. В таком случае, в этом месте делать ничего не придётся. Если же загрязнение сильное, то этот узел лучше будет разобрать, почистить и, затем, собрать заново.

Устройство катушки наглядно показано на этом рисунке:


  • Также нужно остановиться на том, в каких случаях нужно делать профилактическую чистку и смазку безынерционной катушки.
    • Если её уронили в воду или она промокла во время непогоды, профилактическое обслуживание, в этом случае нужно выполнить обязательно.
    • После закрытия рыболовного сезона , для того, чтобы обеспечить правильное её хранение, необходимо выполнить её профилактическое обслуживание.
  • Не нужно забывать, что при покупке такой катушки , к ней обычно прилагается инструкция по сборке, воспользоваться которой будет полезно в данном случае.
  • Также заметим, что изнашивание подшипников часто происходит из-за того, что они работают без смазки. Если вы заботитесь о своём рыболовном снаряжении, то постарайтесь, чтобы этого с вашей катушкой не произошло.
  • При использовании некачественных видов машинного масла может оказаться, что оно будет коксоваться. Это особенно опасно для деталей, сделанных из алюминия. Поэтому старайтесь правильно выбирать масло для этой процедуры.
  • Если вы запустите катушку , то повреждения могут приобрести такой характер, что придётся искать деталям замену или покупать новую. С другой стороны, если вы внимательно будете относиться к её обслуживанию, она вас не подведёт и прослужит достаточно долго.

Самые популярные проблемы и их ремонт

Поскольку механизм работы катушки достаточно сложен, возможные поломки могут быть в различных местах. В одних случаях нужно провести ремонт, в других - нужно правильно выбрать саму катушку при её покупке.

Рассмотрим наиболее типичные поломки, которые происходят в процессе эксплуатации:

  • Поломка ручки - это довольно частая проблема. В этом случае может помочь правильный выбор марки. Нужно ориентироваться на такие модели, в которых предусмотрено крепление ручки с использованием шайбы и втулки.
  • Необычный шум при работе . Как правило, сходу установить конкретную проблему не получается. Для того, чтобы не испортить катушку окончательно, надо прекратить работу с ней, разобрать, тщательно прочистить и аккуратно смазать. Затем нужно её собрать. Если всё сделано правильно, посторонний шум исчезнет.
  • Возможно неравномерное наматывание лески . Может оказаться так, что линия её намотки не будет ровной (например, будет восходящим или нисходящим конусом). Конечно, существуют такие варианты катушек, когда это сделано сознательно. Но мы говорим о такой ситуации, когда это не планировалось. Обычно на оси шпули находятся специальные шайбы, которые влияют на линию наматывания лески. Их можно просто передвинуть вдоль оси для того, чтобы скорректировать намотку нужным образом.

Ремонт фрикциона катушки спиннинга

С фрикционом связана одна часто встречающаяся досадная неполадка. Некоторые безынерционные катушки прекрасно работают с монофильной леской. И вот, когда рыбаки хотят их попробовать с плетёнкой, возникает неожиданная, но, очень неприятная проблема. При забросе крючка леска попадает в щель фрикциона и застревает там., что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу .

  • Более чувствительные снасти. О бзоры и инструкции по другим типам снастстей вы можете найти на страницах моего сайта .
  • Приманки с использованием феромонов.
  • Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте.

    С монофильной леской такого не происходит. Связано это с некоторой упругостью такой лески, которая не позволяет ей застрять в щели между между шпулей и фиксирующей гайкой фрикциона.

    Плетёнка обладает другими физическими свойствами и это может привести даже к обрыву лески. Несмотря на кажущуюся сложность, отремонтировать катушку несложно.

    Для этого нужно сделать следующее:

    • Открутить и снять фиксирующую гайку.
    • Снять шпулю.
    • Снять фрикционные шайбы.
    • На стержне в самом конце находится специальная прокладка. Она сделана из фетра. Её также нужно снять.
    • Вместо фетровой прокладки нужно поставить более тонкую, сделанную из пластика.
    • Затем нужно поместить фрикционные шайбы на их место , поставить шпулю и закрепить фиксирующую гайку. Из-за того, что пластиковая прокладка гораздо тоньше сделанной из фетра, гайка будет слегка утоплена в отверстии. Это исключит попадание плетёнки в щель в процессе рыбной ловли.

    Ремонт лескоукладывателя катушек для спиннинга


    Одной из возможных проблем является ситуация, когда скидывается дужка лесоукладывателя. Такая проблема может привести к сбросу приманки или обрыву лески. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно сильнее прикрутить те болты, с помощью которых крепится дуга лескоукладывателя. К сожалению, не во всех случаях этот способ способен помочь.

    Если возникла такая ситуация, то можно снять крышку, под которой находится пружина лескоукладывателя, и поставить прокладку на тот стержень, который крепит эту пружину. Если и в этом случае проблема не устранена, то лучшего всего просто заменить пружину на более тугую .

    С лескоукладывателем может быть связана ещё одна проблема. В некоторых случаях при забросе лески, она подаётся спиралью. Причиной в данном случае является плохая работа подшипника лескоукладывателя. Часто это бывает связано просто с отсутствием смазки на нём.

    Для ремонта такой неисправности нужно разобрать лескоукладыватель, затем прочистить и смазать этот подшипник.

    Ремонт ручки катушки спиннинга

    Если при работе ручку заедает, а в том случае, когда имеется нагрузка — клинит, то речь идёт о серьёзной поломке . В таком случае необходимо заменить ведущую шестерню и ведомую на новую пару.

    Где можно отремонтировать?

    Для того, чтобы сделать качественный ремонт лучше всего обратиться к профессионалам своего дела. Обычно, в той или иной мастерской ремонтируют определённые марки безынерционных катушек и для того, чтобы найти подходящего мастера, нужно разыскать именно того, кто занимается вашим типом поломок.

    Обращение к нему имеет ряд важных преимуществ:

    • Опыт в проведении аналогичного ремонта.
    • Богатый ассортимент фирменных высококачественных деталей.
    • Проведение высокоточной регулировки механизма катушки.
    • Использование качественных видов масел.

    Но, в некоторых случаях, ремонт вполне можно провести самостоятельно. Если всё сделать точно и аккуратно, то это будет качественно и недорого.

    Теперь клюет только у меня!

    Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Больше никаких рыбалок без улова и поисков оправданий своему невезению! Настало время все изменить!!! Лучший активатор клева года! Сделано в Италии...





    error: Контент защищен !!