Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства? Согласны ли вы с утверждением массовому производству

К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Пояснение.

В ответе должно быть отмечено, что:

1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;

Создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой;

Воспринимается не всеми, а ценителями;

Для основной массы непонятен и скучен.

Ответ: None

Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

Пояснение.

В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры);

2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества;

3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;

4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.

Могут быть даны иные подтверждения.

Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Пояснение.

В ответе указаны глобальные проблемы:

Демографическая;

Экологическая;

Разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения, например:

1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения);

2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Могут быть названы и другие виды деятельности и/или даны другие пояснения.

Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Приведите три аргумента в обоснование данной позиции.

Пояснение.

Возможные аргументы, например:

1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);

2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

Могут быть приведены другие аргументы в защиту данной позиции.

Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Пояснение.

1) В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации.

2) В качестве аргументов приводятся следующие положения:

Именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);

Лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты - орудия труда.

Известный психолог, читая сту­ден­там лекцию о спо­соб­но­стях человека, сказал, что спо­соб­но­сти не могут воз­ник­нуть в от­ры­ве от кон­крет­ной деятельности. Объ­яс­ни­те этот тезис психолога. Предположите, от­ри­ца­ет ли дан­ный тезис роль при­род­ных задатков в раз­ви­тии способностей человека. Как со­вре­мен­ные учёные ре­ша­ют вопрос о роли при­род­ных и со­ци­аль­ных факторов в раз­ви­тии способностей человека?

Пояснение.

1) объ­яс­не­ние мысли психолога, например: спо­соб­но­сти обуславливают успеш­ность человека в определённом виде деятельности, т.е. про­явить­ся и раз­вить­ся они могут толь­ко в деятельности.

Может быть при­ве­де­но иное объ­яс­не­ние мысли психолога.

2) предположение, например: дан­ный тезис не от­ри­ца­ет роль при­род­ных задатков в раз­ви­тии способностей человека, но ак­цен­ти­ру­ет внимание на со­ци­аль­ных факторах раз­ви­тия способностей. Может быть вы­ска­за­но иное предположение.

3) ответ на вопрос, например: со­вре­мен­ные учёные полагают, что при­род­ные и со­ци­аль­ные факторы вза­и­мо­свя­за­ны - при­род­ные задатки яв­ля­ют­ся основой раз­ви­тия способностей, но опре­де­ля­ю­щи­ми являются всё же со­ци­аль­ные факторы. Ответ на во­прос может быть сфор­му­ли­ро­ван иначе.

В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) элементы структуры деятельности в данном примере:

субъект - старшеклассник;

объект - знания и учения в области математики и физики;

цель - поступление в технический вуз;

средства - учебники и пособия;

2) вид деятельности : учебная или познавательная;

3) пояснение, например: происходит сознательное освоение систематизированной предметной информации, развитие умений и навыков. Может быть дано другое пояснение.

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

Египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;

Прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;

Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрес¬сы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса

Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера.

Пояснение.

В ответе могут быть приведены факторы и примеры:

Рост науки и техники (появление новых сельскохозяйственных машин и технологий способствует более качественному возделыванию почвы, выращиванию разнообразных культур);

Становление научного понимания развития мира (осознание связей и закономерностей развития мира позволяет предотвращать исчезновение от¬дельных лесных массивов, озер и т.п.; решать экологические проблемы);

Развитие практико-преобразующей деятельности, социального труда чело-вечества (трудом людей созданы новые сорта растений и породы животных).

Могут быть приведены иные факторы и примеры.

Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения, например:

1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.

Могут быть приведены другие суждения-объяснения.

Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника - могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.

Пояснение.

1. отрицательный ответ на вопрос о целенаправленном характере действий птиц.

2. обоснование ответа, например:

Целенаправленное действие характеризуется сознательно поставленной и продуманной целью и она присуще только человеку, и связана с возможностью предвидеть результаты, придумывать наиболее целесообразные способы ее достижения, ясно осознавать образ желаемого результата; действия птиц связаны с инстинктами, то есть изначально запрограммированы;

3. принципиальное отличие действий животных от действий человека при защите своих детей, например:

Животные используют при защите только органы тела, данные природой, в данном случае, это крылья, лапы; а человек может применять орудия труда, усиливающие его физические способности - оружие, специально созданные социальные институты, органы безопасности, суд и т.д.

Могут быть приведены другие примеры и отличия.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1)ответ на вопрос, например:

искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

2) две особенности искусства как формы познания, например:

–образное отображение мира и человека в мире;

–опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;

–условный характер создаваемых произведений.

Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.

На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).

Пояснение.

Могут быть приведены следующие проявления, например:

Человеческие возможности физически ограничены, поэтому только с развитием технического прогресса появляются инструменты, позволяющие человеку ставить определенные опыты и и эксперименты и познавать мир;

Широта объектов познания, сложность большинства познаваемых объектов, бесконечность человеческой мысли породила огромное количество теорий и картин мира;

Человек постоянно находится под действием эмоций, убеждений, мешающих объективному познанию мира;

Могут быть приведены другие проявления сложности объективного познания мира.

Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать указание на одну из двух точек зрения и её обоснование, например,

в случае выбора первой точки зрения:

1) современная техника резко повышает производительность труда;

2) научные приборы расширяют познавательные возможности человека;

3) техника сегодня существенно облегчает коммуникацию людей;

в случае выбора второй точки зрения:

1) современный человек без технических приспособлений беспомощен (к примеру, без средств связи, транспорта, бытовых приборов);

2) многие технические процессы как бы подчиняют себе человека, так как из-за особенностей технологии их нельзя останавливать (например, строительство буровых скважин);

3) переход к конвейерному производству оставлял за работником в основном рутинные исполнительские функции.

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) выводы, например:

− страны Южной и Юго-Восточной Азии лидируют по числу детей, не посещающих школу;

− уровень образованности населения в странах «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;

2) возможная причина, допустим:

− низкий уровень экономического развития не позволяет некоторым государствам создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;

− значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.

Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2013 по обществознанию.

Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любые ценности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

2. Определен основной вектор общественного развития, например:

Развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей

3. Указаны две ценности современного общества:

Инициативность человека, свободная реализация его свободы;

Динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации;

Рационализм, научность, технологичность

Могут быть указаны и иные адекватные ценности.

Многие вид­ные учёные и об­ще­ствен­ные деятели полагают, что ве­ду­щей ценностью со­вре­мен­но­го общества яв­ля­ет­ся инновация. Ос­но­ва­тель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация де­ла­ет лидера». При­ве­ди­те любые три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние приведённой точки зрения.

Пояснение.

1) ведущую роль в со­вре­мен­ном мире иг­ра­ют те страны, ко­то­рые наиболее успеш­но осваивают инновации, пер­вое место в мире за­ни­ма­ет экономика США, про­из­во­дя­щая около 80% новых тех­но­ло­гий в ми­ро­вой экономике;

2) быстрое уста­ре­ва­ние информации и всё воз­рас­та­ю­щие объёмы про­из­вод­ства новых зна­ний предъявили за­прос системе об­ра­зо­ва­ния на фор­ми­ро­ва­ние инновационного типа личности, спо­соб­ной не толь­ко успешно осво­ить новое, но и создавать, тво­рить новое самой;

3) в ли­де­рах на рынке толь­ко те фирмы и компании, ко­то­рые постоянно внед­ря­ют инновации на своих пред­при­я­ти­ях и со­зда­ют новые продукты, как, допустим, та же «Эппл», ко­то­рая ежегодно пред­став­ля­ет потребителям новые мо­ди­фи­ка­ции своих продуктов.

Современный мир не из­бав­лен от ряда ло­каль­ных войн, вооружённых конфликтов. Мно­гие мыслители от­но­сят локальные войны со­вре­мен­но­сти к гло­баль­ным проблемам, угрозам, сто­я­щим перед всем человечеством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние приведённой позиции.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Приведены аргументы, допустим:

1) любой ло­каль­ный конфликт, ло­каль­ная война могут стать аре­ной применения ору­жия массового по­ра­же­ния (химического, бактериологического, ядерного);

2) в ло­каль­ный конфликт могут втя­нуть­ся третьи страны, и тогда он пе­ре­рас­тет в ре­ги­о­наль­ный или даже мировой;

3) любой ло­каль­ный конфликт яв­ля­ет­ся почвой для фи­нан­со­вой подпитки тер­ро­ри­сти­че­ских организаций, ла­ге­рей подготовки боевиков, уси­ле­ния опасности де­я­тель­но­сти международных тер­ро­ри­стов и т. д.

Могут быть при­ве­де­ны другие пра­виль­ные аргументы.

Школы стра­ны Z дают стар­ше­класс­ни­кам право опре­де­лять про­грам­му соб­ствен­но­го обучения, при этом вни­ма­тель­но следя, чтобы вы­бран­ный объём на­груз­ки не вре­дил здо­ро­вью учеников. Уча­щи­е­ся также могут обу­чать­ся по­сред­ством со­вре­мен­ных ком­пью­тер­ных технологий. Какие тен­ден­ции в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния про­сле­жи­ва­ют­ся в стра­не Z? На­зо­ви­те две тен­ден­ции и под­твер­ди­те их наличие, опи­ра­ясь на текст усло­вия задачи.

Пояснение.

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие тен­ден­ции в раз­ви­тии образования:

1. Компьютеризация;

2. Гуманизация.

Находят подтверждение:

Компьютеризация: "Учащиеся также могут обу­чать­ся по­сред­ством со­вре­мен­ных ком­пью­тер­ных технологий."

Гу­ма­ни­за­ция:"Школы стра­ны Z дают стар­ше­класс­ни­кам право опре­де­лять про­грам­му соб­ствен­но­го обучения"

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.

Отец ве­ли­ко­го Мо­цар­та был от­лич­ным скри­па­чом и органистом. К нему часто при­хо­ди­ли друзья-музыканты, и в доме зву­ча­ла музыка. Му­зы­кой очень увлёкся сын и уже в ран­нем воз­расте стал на путь му­зы­кан­та и композитора. На­зо­ви­те фактор, по­вли­яв­ший на раз­ви­тие лич­но­сти юного Моцарта. Ука­жи­те любые два дру­гих фактора, опре­де­ля­ю­щих раз­ви­тие личности.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те дол­жен быть ука­зан сле­ду­ю­щий фактор:

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие факторы:

Со­ци­аль­ная среда или окружение;

Церковь.

Могут быть ука­за­ны и иные факторы, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.

Пояснение.

Форма куль­ту­ры элитарная

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1.

Зритель на­ча­ла про­шло­го века так рас­ска­зал дру­зьям о вы­став­ке художников-импрессионистов: «Я услы­шал вос­тор­жен­ные от­зы­вы о вы­став­ке ху­до­же­ствен­ных кри­ти­ков и от­пра­вил­ся её посмотреть. По­се­ти­те­лей было мало, мно­гие быст­ро уходили, боль­шин­ству по­ло­тен была при­су­ща раз­мы­тость изображения. Я решил, что это от не­до­стат­ка вла­де­ния ри­сун­ком и кистью. Ре­а­ли­сти­че­ское ис­кус­ство мне ближе. Дома я прочёл об этом ху­до­же­ствен­ном направлении, но мно­гое оста­лось неясным». Предположите, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные произведения. При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния этого предположения, опи­ра­ясь на текст задания.

Пояснение.

Форма куль­ту­ры элитарная

2. Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие обоснования:

Сложна по содержанию. Цитата: "большинству по­ло­тен была при­су­ща раз­мы­тость изображения."

Труд­на для вос­при­я­тия не­под­го­тов­лен­но­го че­ло­ве­ка - Цитата:"но мно­гое оста­лось неясным";

Не имеет ком­мер­че­ской выгоды. Цитата:"Посетителей было мало, мно­гие быст­ро уходили."

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 4.

Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кружева, ткани, одеж­ду - для праздников, будней, тор­же­ствен­ных событий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде свистулек. Предположите, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные произведения, и укажите, по ка­ко­му при­зна­ку это можно определить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы культуры.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

Это на­род­ная форма культуры

Доказательство: "изготовленные крестьянами....., в до­маш­них условиях"

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие признаки:

Со­зда­на ано­ним­ны­ми творцами, не име­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ной подготовки.

Может быть индивидуальной, групповой, массовой.

Свя­за­на с ре­ли­ги­оз­ной субкультурой.

Яв­ля­ет­ся ча­стью ми­ро­вой культуры.

При­ме­ром на­род­ной куль­ту­ры яв­ля­ет­ся фольклор.

Могут быть ука­за­ны и иные признаки, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 2.

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это пред­став­ле­ние яв­ля­ет­ся с точки зре­ния со­вре­мен­ных на­уч­ных взглядов: от­но­си­тель­ной ис­ти­ной или заблуждением? По­яс­ни­те свой ответ и при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру за­блуж­де­ния и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны в по­зна­нии мира.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

1. Это вы­ска­зы­ва­ние яв­ля­ет­ся заблуждением. Объяснение: сегодня точно известна ошибочность таких представлений.

2. Могут при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие примеры:

Заблуждения: Ко­лумб считал, что за­пад­ный путь в Индию был короче.

От­но­си­тель­ная истина: Че­ло­век яв­ля­ет­ся выс­шей сту­пе­нью эволюции.

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Индийский экс­перт по про­бле­мам ни­ще­ты и го­ло­да Амар­тия Сен, быв­ший ранее про­фес­со­ром Гар­вард­ско­го университета, стал ла­у­ре­а­том Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти эко­но­ми­ки за вклад в раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской тео­рии благосостояния. Учёный изу­чал рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов в обществе. Какую функ­цию науки ил­лю­стри­ру­ет его деятельность? На­зо­ви­те любые иные две функ­ции науки и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть сле­ду­ю­щие элементы:

1) названа со­ци­аль­ная функция науки;

2) другие функ­ции науки:

Про­из­вод­ствен­ная (наука как про­из­во­ди­тель­ная сила), на­при­мер - учёные изоб­ре­ли новый препарат, поз­во­ля­ю­щий заменить тра­ди­ци­он­ные удобрения и уве­ли­чить урожай;

Мировоззренческая, на­при­мер - от­кры­тая Ч. Дар­ви­ном теория эво­лю­ции и про­ис­хож­де­ния человека спо­соб­ство­ва­ла установлению новых взгля­дов на про­ис­хож­де­ние человека и его связь как жи­во­го существа с дру­ги­ми биологическими ви­да­ми.

Могут быть на­зва­ны иные функ­ции и при­ве­де­ны другие примеры.

Мальчик пяти лет на про­гул­ке по­де­лил­ся сво­и­ми на­блю­де­ни­я­ми с мамой: если смот­реть на солнце, а потом за­крыть глаза, то уви­дишь чёрные точки. Какой вид по­зна­ния про­явил­ся в этом наблюдении? На­зо­ви­те три от­ли­чи­тель­ные черты этой формы познания.

Пояснение.

1. Вид познания: обы­ден­ное познание.

2. Приведём три от­ли­чи­тель­ные черты, например:

– обы­ден­ное по­зна­ние опи­ра­ет­ся в ос­нов­ном на эм­пи­ри­че­ские наблюдения.

– по­лу­чен­ные зна­ния не систематизированы.

– обы­ден­ное по­зна­ние ос­но­ва­но на здра­вом смыс­ле и жи­тей­ском опыте.

Могут быть на­зва­ны иные от­ли­чи­тель­ные черты.

Назовите любые три вида ду­хов­ных цен­но­стей и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие виды ду­хов­ных ценностей:

1) Ху­до­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния. (Например, картина И.Е. Ре­пи­на «Не ждали», поэма А.С. Пуш­ки­на «Руслан и Людмила»).

2) Мо­раль­ные нормы. (Например, следует уступать место пожилым людям в общественном транспорте).

3) На­уч­ное от­кры­тие. (Например, открытие периодического закона Д.И. Менделеевым).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие примеры.

В стра­не Z уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ, растёт число учащихся. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит установить, что в стра­не Z про­ис­хо­дит про­цесс гу­ма­ни­за­ции образования?

Сформулируйте три во­про­са для по­лу­че­ния до­пол­ни­тель­ной информации.

Пояснение.

1) какие со­зда­ют­ся усло­вия для обу­че­ния уча­щих­ся с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здоровья?

2) пред­ла­га­ют­ся ли уча­щим­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные про­грам­мы обучения, учи­ты­ва­ю­щие осо­бен­но­сти их по­зна­ва­тель­ных интересов?

3) ис­поль­зу­ют­ся ли в обу­че­нии здо­ро­вье­с­бе­ре­га­ю­щие технологии?

Могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны дру­гие вопросы.

В ходе пар­ла­мент­ских дебатов рас­смат­ри­вал­ся вопрос о раз­ра­бот­ке мер, на­прав­лен­ных на огра­ни­че­ние монополизма в экономике, сти­му­ли­ро­ва­ние конкуренции производителей. На­зо­ви­те сферу общества, связь ко­то­рой с эко­но­ми­кой иллюстрируется этим примером. При­ве­ди­те собственные примеры, ил­лю­стри­ру­ю­щие связь эко­но­ми­ки с дру­ги­ми двумя сфе­ра­ми общественной жизни (сначала ука­жи­те сферу, а потом при­ве­ди­те соответствующий пример.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Названа сфера общества, связь которой с экономикой проиллюстрирована этим примером

Политическая

2. Приведены собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с двумя другими сферами.

Социальная.

В Средневековье феодалы, господствующее сословие, владели землей, главной ценностью того времени.

Духовная.

Многие состоятельные люди, получающие доходы из различных источников, покупают произведения искусства, помогая тем самым творческим людям.

В средневековой России бояре жертвовали монастырям значительные земли на помин души, что превратило монастыри в крупнейших землевладельцев.

Издательство выпустило к юбилею известного поэты новый сборник стихов, пользующейся большой популярностью.

Могут быть приведены иные примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

В стра­не Z про­во­дит­ся ре­фор­ма образования. Уча­щим­ся была предо­став­ле­на воз­мож­ность вы­бо­ра спец­кур­сов и про­фи­лей с учётом их ин­те­ре­сов и способностей. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет этот пример? При­ве­ди­те любые два соб­ствен­ных примера, ил­лю­стри­ру­ю­щих эту тенденцию.

Пояснение.

1) Указана тен­ден­ция образования − гуманизация.

2) Приведено два примера.

1. В стра­не Z. боль­шое внимание в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе уде­ля­ет­ся здоровьесберегающим технологиям, учеб­ные заведения обо­ру­ду­ют­ся бассейнами, уче­ни­ки активно при­вле­ка­ют­ся к спор­тив­ным соревнованиям.

2. В стране Z. был взят курс на создание для лиц с ограниченными возможностями безбарьерной среды,проявляющейся в строительстве пандусов и подъемников, покупке специализированного оборудования, развитии дистанционного обучения.

3. В государстве был принят новый закон об образовании, в рамках которого для защиты прав, чести и достоинства всех участников образовательного процесса, была детально прописана процедура разрешения возможных конфликтов.

Могут быть приведены другие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

В своде обыч­но­го права сред­не­ве­ко­вой Фран­ции указывалось: «Следует знать, что людям на­ше­го века из­вест­ны три состояния. Пер­вое - это знатное. Вто­рое - со­сто­я­ние сво­бод­ных по про­ис­хож­де­нию людей, рождённых сво­бод­ной матерью. Тре­тье - кре­пост­ное со­сто­я­ние людей. Между пра­ва­ми дво­рян и дру­гих людей су­ще­ству­ет боль­шая разница». Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в этих пра­во­вых установлениях? Какой ис­то­ри­че­ский тип стра­ти­фи­ка­ции за­фик­си­ро­ван этими нормами? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те любые три кри­те­рия стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го общества.

Пояснение.

1) сфера об­ще­ствен­ной жизни - социальная;

2) ис­то­ри­че­ский тип стра­ти­фи­ка­ции - сословная;

3) кри­те­рии стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го общества:

– объём власти;

– уро­вень доходов;

– уро­вень образования;

– пре­стиж профессии.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ-2015 по обществознанию.

Группа школь­ни­ков ре­гу­ляр­но по­се­ща­ет до­пол­ни­тель­ные за­ня­тия в Ис­то­ри­че­ском музее. На за­ня­ти­ях школь­ни­ки зна­ко­мят­ся с сек­ре­та­ми кре­стьян­ских ремёсел, ре­ги­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми гли­ня­ных иг­ру­шек и дру­гих пред­ме­тов кре­стьян­ско­го быта. К какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся дан­ные предметы? На­зо­ви­те три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка этой формы культуры.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) на­зва­на форма культуры: народная;

2) при­ве­де­ны три от­ли­чи­тель­ных признака на­род­ной культуры:

− создаётся ано­ним­ны­ми творцами без про­фес­си­о­наль­ной подго-товки;

− опора на тра­ди­цию и вос­про­из­ве­де­ние традиционных образцов;

− часто передаётся в бес­пись­мен­ной форме.

(Могут быть на­зва­ны другие признаки.)

Известный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся картой, где был ука­зан пролив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий океаны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не обнаружил. Тогда он, изу­чив описания, со­став­лен­ные предшественниками, предположил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.

О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном отрывке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них. Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да на­уч­но­го познания, ис­поль­зу­е­мые Магелланом.

Пояснение.

1) уров­ни на­уч­но­го по­зна­ния - эмпирический, теоретический;

2) формы на­уч­но­го по­зна­ния - эмпирический: научный факт и эмпирический закон; теоретический: проблема, гипотеза и теория;

3) Ме­то­ды на­уч­но­го познания, ис­поль­зу­е­мые Магелланом:

– анализ;

– выдвижение гипотезы;

– наблюдение.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных близ­ких по смыс­лу формулировках.

Известный кон­струк­тор же­лез­но­до­рож­ных мо­стов Брант долго искал ре­ше­ние за­да­чи - пе­ре­бро­сить мост через до­ста­точ­но ши­ро­кую и чрез­вы­чай­но глу­бо­кую пропасть. О воз­ве­де­нии опор на дне про­па­сти или по её краям не могло быть и речи. Из­му­чен­ный тщет­ны­ми по­ис­ка­ми решения, он вышел во двор по­ды­шать све­жим воздухом. Была осень, и в воз­ду­хе но­си­лись тон­кие осен­ние паутинки. Одна из них при­лип­ла на лицо изобретателя. Не пе­ре­ста­вая ду­мать о своей задаче, он ма­ши­наль­но стал сни­мать проч­но за­це­пив­шу­ю­ся и при­лип­шую к щеке паутинку. И тут вне­зап­но мельк­ну­ла мысль: если паук спо­со­бен пе­ре­ки­нуть паутинку-мост через глу­бо­кую и ши­ро­кую для него пропасть, то по­сред­ством по­доб­ных же тон­ких нитей, не­из­ме­ри­мо более проч­ных (стальных), че­ло­век мог бы пе­ре­бро­сить мост через пропасть?

О каком уров­не на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном отрывке? Какие формы на­уч­но­го по­зна­ния опи­са­ны в тексте? Пе­ре­чис­ли­те два ме­то­да на­уч­но­го познания, ис­поль­зу­е­мые Брантом.

Пояснение.

1) уро­вень на­уч­но­го по­зна­ния - теоретический;

2) формы на­уч­но­го по­зна­ния - по­ста­нов­ка про­бле­мы и вы­дви­же­ние гипотезы;

3) ме­то­ды на­уч­но­го познания, ис­поль­зу­е­мые Брантом:

– аналогия;

– моделирование.

Знаменитый ху­дож­ник Вин­сент Ван Гог при жизни не был признан, его кар­ти­ны не продавались, он тер­пел нужду и насмешки. После смер­ти его твор­че­ство оценили. В на­сто­я­щее время кар­ти­на Ван Гога «Подсолнухи» яв­ля­ет­ся одной из самых дорогих, была куп­ле­на на аук­ци­о­не «Кристи» в Лон­до­не за 22 млн 500 тыс. фун­тов стерлингов. К какой куль­ту­ре можно от­не­сти твор­че­ство Ван Гога? Ис­поль­зуя текст, на­зо­ви­те два при­зна­ка этой культуры. Пе­ре­чис­ли­те два при­зна­ка этой культуры, не упо­мя­ну­тые в тексте.

О каких пунк­тах из пе­ре­чис­лен­ных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое усло­вие необходимо, чтобы со­став­лен­ный в пись­мен­ной форме и удо­сто­ве­рен­ный у но­та­ри­уса брач­ный до­го­вор всту­пил в силу?

Пояснение.

В от­ве­те долж­ны быть пред­став­ле­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) два пункта:

− о раз­де­ле­нии до­маш­них бы­то­вых обязанностей;

− о не­об­хо­ди­мо­сти для су­пру­ги обя­за­тель­но со­гла­со­вы­вать с су­пру­гом все вопросы, свя­зан­ные с её пе­ре­дви­же­ни­ем по

территории России;

2) объяснение, например: брач­ный до­го­вор ре­гу­ли­ру­ет толь­ко иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния супругов. (Может быть дано иное вер­ное объяснение);

3) ответ на тре­тий вопрос: го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция брака.

Элементы от­ве­та могут быть даны в дру­гих близ­ких по смыс­лу формулировках.

2) дру­гая тен­ден­ция с со­от­вет­ству­ю­щей характеристикой, допустим:

− ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция об­ра­зо­ва­ния (интеграция на­ци­о­наль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных систем);

− ин­фор­ма­ти­за­ция об­ра­зо­ва­ния (развитие ди­стан­ци­он­но­го обучения, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние в обу­че­нии ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и циф­ро­вых ресурсов, на­прав­лен­ность на раз­ви­тие у уча­щих­ся на­вы­ков по­ис­ка и ана­ли­за раз­но­об­раз­ной информации).

Могут быть на­зва­ны дру­гие тен­ден­ции (не по усло­вию задания), при­ве­де­ны дру­гие характеристики.

В га­зе­те была опуб­ли­ко­ва­на за­мет­ка о том, что груп­па рос­сий­ских учёных – химиков, по­лу­чив грант на исследование, в ре­зуль­та­те слож­ной ра­бо­ты под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го ака­де­ми­ка син­те­зи­ро­ва­ла в ла­бо­ра­то­рии вак­ци­ну от опас­но­го вируса.

Назовите и под­твер­ди­те ссыл­ка­ми на информацию, со­дер­жа­щу­ю­ся в публикации, три при­зна­ка науки как со­ци­аль­но­го института.

Пояснение.

Приведены три при­зна­ка науки как со­ци­аль­но­го института, каж­дый из ко­то­рых подтверждён ссыл­кой на информацию, со­дер­жа­щу­ю­ся в публикации.

1) Вклю­ча­ет в себя си­сте­му ста­ту­сов и ролей (исследование про­хо­дит под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го академика).

2) Удо­вле­тво­ря­ет важ­ней­шие со­ци­аль­ные по­треб­но­сти об­ще­ства (учёные син­те­зи­ро­ва­ли вакцину).

3) Рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми для вы­пол­не­ния своих функ­ций (учёные ра­бо­та­ют на вы­де­лен­ный грант в спе­ци­аль­ной лаборатории).

В при­ня­том в 1903 г. уста­ве РСДРП указывалось: «Членом Рос­сий­ской социал-демократической ра­бо­чей пар­тии счи­та­ет­ся всякий, при­ни­ма­ю­щий её программу, под­дер­жи­ва­ю­щий пар­тию ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми и ока­зы­ва­ю­щий ей ре­гу­ляр­ное лич­ное со­дей­ствие под ру­ко­вод­ством одной из её организаций… Каж­дый член пар­тии и вся­кое лицо, име­ю­щее какое-либо дело с партией, впра­ве требовать, чтобы его за­яв­ле­ние в под­лин­ном виде было до­став­ле­но в ЦК или в ре­дак­цию Цен­траль­но­го Органа, или пар­тий­но­му съезду».

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в дан­ном документе?

К ка­ко­му типу со­ци­аль­ных норм от­но­сят­ся по­ло­же­ния документа?

Какие сферы об­ще­ствен­ной жизни нашли от­ра­же­ние в этих данных?

К ка­ко­му ис­то­ри­че­ско­му типу об­ще­ства можно от­не­сти СССР со­глас­но этим ста­ти­сти­че­ским данным?

Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те любые три кри­те­рия вы­де­ле­ния ис­то­ри­че­ских типов общества.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) сферы об­ще­ствен­ной жизни – со­ци­аль­ная и экономическая;

2) ис­то­ри­че­ский тип об­ще­ства – индустриальное;

3) кри­те­рии вы­де­ле­ния ис­то­ри­че­ских типов общества:

Со­от­но­ше­ние го­род­ско­го и сель­ско­го населения;

Струк­ту­ра эко­но­ми­ки или струк­ту­ра ВВП;

Уро­вень со­ци­аль­ной мобильности;

Си­сте­ма ценностей.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Сочинение по направлению «Цели и средства».

Данное мне утверждение достаточно противоречиво и двусмысленно, как и любой другой вопрос, подразумевающий долгие рассуждения. Всегда ли цель оправдывает средства? И оправдывает ли вообще? Должно ли одно соответствовать другому, и какой должна быть цель, чтобы для неё все средства были хороши?

С одной стороны, вся жизнь человека представляет собой движение с какой-либо целью, её в большинстве случаев принимают за «смысл жизни». Дом, семья, хорошая работа, машина, квартира, сад с крыжовником, свой маленький бизнес, мир во всем мире – все это может стать смыслом существования каждого. Если ли при этом смысл задумываться над средствами достижения своей цели? Безусловно, да, ведь в нашей жизни любая навязчивая мысль может разбиться о реальность и сам факт того, что человек постоянно меняется, взрослеет и совершенствуется. И если сегодня мне, к примеру, кажется, что ради жизни в столице стоит идти по головам, то завтра, вполне возможно, я буду целовать руки своей бабуле в маленькой деревне на самой окраине нашей страны, стремиться к чему-то совершенно иному и осуждать себя за содеянное ранее. Так, например, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» долгое время считал своей целью доказать самому себе и окружающим, что с помощью злых поступков можно прийти к добру. Другими словами, он считал, что при достижении благородной цели допустимы преступные средства. По теории Раскольникова существовало два типа людей: достойные и недостойнее жизни, и герой считал, что с помощью убийства вторых можно создать идеальный, добрый мир. Однако, совершив убийство старушки, герой понял, что его идея является антигуманной, и сам он, пойдя на этот шаг, не стал лучше тех мерзавцев, которые его окружали. К ним относился, например, Свидригайлов, подлая и низкая личности, которая не брезговала любыми средствами ради достижения своих грязных целей. Раскаяние Раскольникова и самоубийство Свидригайлова в очередной раз доказали, что цель не всегда оправдывает средства.

Другим примером служит герой романа Н.В. Гоголя «Мертвые души». Целью Чичикова были высокий социальный статус и самообогащение. Герой решил пойти на достаточно отчаянный шаг: выкупив у различных помещиков множество «мертвых душ», он без особого труда одновременно приобрел бы статус крупного помещика, а, получив под своих крестьян большой кредит, герой к тому же получил бы возможность обладать крупным капиталом. С этой целью Чичиков начал свой нелегкий путь и прибегнул к самым различным средствам, однако сам характер героя не позволил ему опуститься слишком низко и вести себя, к примеру, так же, как те помещики, к коим он обращался со своей сделкой. Конечно, окончательный финал романа остался во втором томе, однако, как мне кажется, достаточно уже того факта, что Чичиков, сумев найти подход к каждому помещику, все же добился своего и собрал нужное количество мёртвых душ, при этом не совершив ничего такого, за что ему самому могло бы быть совестно. Таким образом, цель Чичикова оправдал средства, к ней приложенные.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что на вопрос, поставленный в тесте, нет и не может быть конкретного ответа. Цель может оправдывать средства лишь в том случае, если при этом не страдают честь и достоинство человека.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвиде нию»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?

1. Глобалъные проблемы - это совокупность проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего разрешения согласованных действий всего мирового сообщества.

Важнейшей из глобальных проблем является пре одоление экологического кризиса и его послед ствий. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.

Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, прежде всего энергетических. Человечество обеспокоено и проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей - нефти, газа, торфа, угля, - то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. А потому человечество, видимо, должно прислу шаться к мнению, что ему необходимо добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии.

Вторым аспектом данной проблемы является за грязнение окружающей среды (атмосферы, воды, почвы и др.)- Мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых озоновых дыр, что оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты и ведет к глобальному потеплению климата.

Возникает проблема общей деградации окружающей среды. Решить ее человечество может только сообща. В 1982г. ООН приняла документ- Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН, болыную роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др.

Еще одной глобальной проблемой является рост населения земного шара (демографическая проблема). Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. Эта проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Однако, очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. Решать демографическую проблему следует уже сейчас, ибо наша планета не в состоянии обеспечить подобное количество людей необхо-димым для выживания продовольствием.

С демографической проблемой тесно переплетается и проблема сокращения разрыва в уровне эко номического развитпия между развитыми страна-ми Запада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема «Север-Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство из освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, преодолеть разрыв с разви-тыми странами по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВВП на душу населения).

Еще одной глобальной проблемой, которая долгое время считалась важнейшей, является проблема предотпвращения новой - тпретпъей - мирдвой войны. На сегодняшний день вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в распоряжение авторитарных режимов или в руки международных террористических организаций. Велика опасность перерастания отдельных локальных конфликтов в региональные и даже международные (с возможным использованием одной стороной ядерного оружия).

Угроза мирового тперроризма стала глобальной проблемой современности относительно недавно. Террор (лат. tоггог - ужас, страх) - применение насилия, включая физическое уничтожение людей, для достижения каких-либо политических целей. Насильственные акции должны вселять в людей чувство страха. Терроризм представляет собой одну из крайних форм политического экстремизма Неотъемлемое свойство терроризма - систематическое применение насилия, используемого при соответствующем социально-политическом и идеологическом обосновании.

К глобальным проблемам относят и принявшую угрожающие размеры эпидемию СПИДа и разви тие наркоманииблезн, алкоголизма, табакокурния,а также болезни – рак, сердечно-сосудистые заболевания.

Все глобальные пробдемы объединяет ряд общих п ризнаков:

1) они возникли во второй половине XX в. и являются следствием негативных последствий научно-технической революции;

2) глобальные проблемы создают угрозу существованию человечества в целом;

3) все они взаимосвязаны - невозможно решить каждую из них по отдельности;

4) наличие глобальных проблем является показателем единства и целостности современного мира;

5) их решение требует объединения усилий всего человечества, побуждает к поиску взаимопонимания и согласованию интересов различных стран и народов, способствует становлению единой цивилизации.

2. Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление, представляющее собой сложную систему.

Ее элементами являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и т. д.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности какого-то положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека к природе и обществу;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеалыго предвосхищая результаты своей деяте л ьности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социалъные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действителыюсти и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое (о нем говорят скорее как о це-ли, чем как о реальности), объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

3 . С утверждением Ф. Р. Шатобриана можно согласиться. Политика, по своей сути, является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средства и результат - основные компоненты политической и любой другой деятельности. Целъ представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. В политической деятелыюсти она выполняет организующую и мотивационную функции. Средства политики - это инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия.

Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом споров.

Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основных:

1) нравственный характер политики определяется ее целью;

2) приоритетное влияиие на нравственную значимость политики оказывают используемые средства;

3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друт с другом и с конкретной ситуацией.

С мнением Берне нельзя не согласиться. Свою трусость человек может показать, как и в домашних ситуациях, так и в более глобальных, когда речь идёт о человеческих жизнях. Больше всего нужно бояться труса, потому что ты не знаешь, как поведёт себя человек, и не ожидаешь, что, идя на ответственное дело, он может убежать или вовсе предать. Трусы были и раньше, особенно на войне, предавали своих и уходили на сторону врага. Их называли дезертирами и предателями. Наша жизнь наполнена не только мужественными поступками.

Как в жизни, так и в литературе, есть герои-трусы. Их добавляли в сюжет с целью показать обществу, как не нужно поступать и к чему это может привести. Яркий образ предателя Швабрина раскрывается в произведении «Капитанская дочка». Он полная противоположность , лжец и заискивающий человек. Кто бы мог ожидать, что когда во время мятежа «наши» начали проигрывать, то перейдет на сторону ? От такого труса нельзя ожидать чего-то хорошего, невозможно предугадать его действия.

К сожалению, и в наше время есть такие личности, которых действительно стоит бояться. Ведь, каждому человеку хочется, чтобы с ним был надёжный товарищ, но если вы заметили трусость в характере своего приятеля, то поспешите прекратить общение, пока он не показал своё истинное лицо. Возможно, такой момент станет ключевым в вашей жизни.

К. Ваншенкин в своём стихотворении «Трус притворился храбрым на войне», показал всю натуру трусливого человека. В строках произведения он описал, как бледнеет и робеет трус, боится, и что самое страшное, лицемерит, притворяясь, что он не боится. Такие люди - хамелеоны, пытаются скрыть своё истинное лицо под маской. Они могут долго так скрываться, но обязательно проявят себя, только не в положительных моментах. Трус хорошо вживается в новую роль, но в душе он остаётся таким же подлым человеком. Иногда, становится совсем непонятно храбрый ли он человек или притворяется.

Таким образом, Берне совершенно прав в своём утверждении, к нему нужно прислушаться и сделать вывод: остерегайтесь людей, которые рядом с вами, присматривайтесь и совершайте совместные дела только с теми, кто прошёл проверку временем и поступками. Также трус опасен тем, что если вам будет угрожать опасность, то от него «и след простыл». Вы останетесь одни, а он найдёт отговорки, оправдывающие его трусость. И в следующий раз ситуация повторится, только вы должны сделать вывод: нужен ли вам такой человек в вашем окружении?





error: Контент защищен !!