Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства? Согласны ли вы с утверждением массовому производству
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.
Пояснение.
В ответе должно быть отмечено, что:
1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;
Создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой;
Воспринимается не всеми, а ценителями;
Для основной массы непонятен и скучен.
Ответ: None
Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
Пояснение.
В ответе могут быть даны следующие подтверждения:
1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры);
2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества;
3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;
4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.
Могут быть даны иные подтверждения.
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
Пояснение.
В ответе указаны глобальные проблемы:
Демографическая;
Экологическая;
Разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».
Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
Пояснение.
В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения, например:
1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения);
2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).
Могут быть названы и другие виды деятельности и/или даны другие пояснения.
Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Приведите три аргумента в обоснование данной позиции.
Пояснение.
Возможные аргументы, например:
1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);
2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;
3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.
Могут быть приведены другие аргументы в защиту данной позиции.
Сравните три ситуации:
1) ураганный ветер валит в лесу деревья,
2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,
3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.
К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
Пояснение.
1) В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации.
2) В качестве аргументов приводятся следующие положения:
Именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);
Лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты - орудия труда.
Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?
Пояснение.
1) объяснение мысли психолога, например: способности обуславливают успешность человека в определённом виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности.
Может быть приведено иное объяснение мысли психолога.
2) предположение, например: данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей. Может быть высказано иное предположение.
3) ответ на вопрос, например: современные учёные полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны - природные задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются всё же социальные факторы. Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.
В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) элементы структуры деятельности в данном примере:
субъект - старшеклассник;
объект - знания и учения в области математики и физики;
цель - поступление в технический вуз;
средства - учебники и пособия;
2) вид деятельности : учебная или познавательная;
3) пояснение, например: происходит сознательное освоение систематизированной предметной информации, развитие умений и навыков. Может быть дано другое пояснение.
Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;
2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:
Египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
Прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрес¬сы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.
Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса
Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера.
Пояснение.
В ответе могут быть приведены факторы и примеры:
Рост науки и техники (появление новых сельскохозяйственных машин и технологий способствует более качественному возделыванию почвы, выращиванию разнообразных культур);
Становление научного понимания развития мира (осознание связей и закономерностей развития мира позволяет предотвращать исчезновение от¬дельных лесных массивов, озер и т.п.; решать экологические проблемы);
Развитие практико-преобразующей деятельности, социального труда чело-вечества (трудом людей созданы новые сорта растений и породы животных).
Могут быть приведены иные факторы и примеры.
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения, например:
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.
Могут быть приведены другие суждения-объяснения.
Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника - могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.
Пояснение.
1. отрицательный ответ на вопрос о целенаправленном характере действий птиц.
2. обоснование ответа, например:
Целенаправленное действие характеризуется сознательно поставленной и продуманной целью и она присуще только человеку, и связана с возможностью предвидеть результаты, придумывать наиболее целесообразные способы ее достижения, ясно осознавать образ желаемого результата; действия птиц связаны с инстинктами, то есть изначально запрограммированы;
3. принципиальное отличие действий животных от действий человека при защите своих детей, например:
Животные используют при защите только органы тела, данные природой, в данном случае, это крылья, лапы; а человек может применять орудия труда, усиливающие его физические способности - оружие, специально созданные социальные институты, органы безопасности, суд и т.д.
Могут быть приведены другие примеры и отличия.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?
Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
Пояснение.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1)ответ на вопрос, например:
искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;
2) две особенности искусства как формы познания, например:
–образное отображение мира и человека в мире;
–опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;
–условный характер создаваемых произведений.
Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.
На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).
Пояснение.
Могут быть приведены следующие проявления, например:
Человеческие возможности физически ограничены, поэтому только с развитием технического прогресса появляются инструменты, позволяющие человеку ставить определенные опыты и и эксперименты и познавать мир;
Широта объектов познания, сложность большинства познаваемых объектов, бесконечность человеческой мысли породила огромное количество теорий и картин мира;
Человек постоянно находится под действием эмоций, убеждений, мешающих объективному познанию мира;
Могут быть приведены другие проявления сложности объективного познания мира.
Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать указание на одну из двух точек зрения и её обоснование, например,
в случае выбора первой точки зрения:
1) современная техника резко повышает производительность труда;
2) научные приборы расширяют познавательные возможности человека;
3) техника сегодня существенно облегчает коммуникацию людей;
в случае выбора второй точки зрения:
1) современный человек без технических приспособлений беспомощен (к примеру, без средств связи, транспорта, бытовых приборов);
2) многие технические процессы как бы подчиняют себе человека, так как из-за особенностей технологии их нельзя останавливать (например, строительство буровых скважин);
3) переход к конвейерному производству оставлял за работником в основном рутинные исполнительские функции.
По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) выводы, например:
− страны Южной и Юго-Восточной Азии лидируют по числу детей, не посещающих школу;
− уровень образованности населения в странах «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;
2) возможная причина, допустим:
− низкий уровень экономического развития не позволяет некоторым государствам создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;
− значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.
Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2013 по обществознанию.
Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любые ценности.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
2. Определен основной вектор общественного развития, например:
Развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей
3. Указаны две ценности современного общества:
Инициативность человека, свободная реализация его свободы;
Динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации;
Рационализм, научность, технологичность
Могут быть указаны и иные адекватные ценности.
Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.
Пояснение.
1) ведущую роль в современном мире играют те страны, которые наиболее успешно осваивают инновации, первое место в мире занимает экономика США, производящая около 80% новых технологий в мировой экономике;
2) быстрое устаревание информации и всё возрастающие объёмы производства новых знаний предъявили запрос системе образования на формирование инновационного типа личности, способной не только успешно освоить новое, но и создавать, творить новое самой;
3) в лидерах на рынке только те фирмы и компании, которые постоянно внедряют инновации на своих предприятиях и создают новые продукты, как, допустим, та же «Эппл», которая ежегодно представляет потребителям новые модификации своих продуктов.
Современный мир не избавлен от ряда локальных войн, вооружённых конфликтов. Многие мыслители относят локальные войны современности к глобальным проблемам, угрозам, стоящим перед всем человечеством. Приведите три аргумента в обоснование приведённой позиции.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Приведены аргументы, допустим:
1) любой локальный конфликт, локальная война могут стать ареной применения оружия массового поражения (химического, бактериологического, ядерного);
2) в локальный конфликт могут втянуться третьи страны, и тогда он перерастет в региональный или даже мировой;
3) любой локальный конфликт является почвой для финансовой подпитки террористических организаций, лагерей подготовки боевиков, усиления опасности деятельности международных террористов и т. д.
Могут быть приведены другие правильные аргументы.
Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи.
Пояснение.
Могут быть указаны следующие тенденции в развитии образования:
1. Компьютеризация;
2. Гуманизация.
Находят подтверждение:
Компьютеризация: "Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий."
Гуманизация:"Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения"
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.
Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите любые два других фактора, определяющих развитие личности.
Пояснение.
В правильном ответе должен быть указан следующий фактор:
Могут быть указаны следующие факторы:
Социальная среда или окружение;
Церковь.
Могут быть указаны и иные факторы, не искажающие смысл.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.
Пояснение.
Форма культуры элитарная
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.
Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания.
Пояснение.
Форма культуры элитарная
2. Могут быть названы следующие обоснования:
Сложна по содержанию. Цитата: "большинству полотен была присуща размытость изображения."
Трудна для восприятия неподготовленного человека - Цитата:"но многое осталось неясным";
Не имеет коммерческой выгоды. Цитата:"Посетителей было мало, многие быстро уходили."
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4.
Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны:
Это народная форма культуры
Доказательство: "изготовленные крестьянами....., в домашних условиях"
Могут быть приведены следующие признаки:
Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Может быть индивидуальной, групповой, массовой.
Связана с религиозной субкультурой.
Является частью мировой культуры.
Примером народной культуры является фольклор.
Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.
Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны:
1. Это высказывание является заблуждением. Объяснение: сегодня точно известна ошибочность таких представлений.
2. Могут приведены следующие примеры:
Заблуждения: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче.
Относительная истина: Человек является высшей ступенью эволюции.
Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартия Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за вклад в развитие экономической теории благосостояния. Учёный изучал распределение ресурсов в обществе. Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Назовите любые иные две функции науки и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть следующие элементы:
1) названа социальная функция науки;
2) другие функции науки:
Производственная (наука как производительная сила), например - учёные изобрели новый препарат, позволяющий заменить традиционные удобрения и увеличить урожай;
Мировоззренческая, например - открытая Ч. Дарвином теория эволюции и происхождения человека способствовала установлению новых взглядов на происхождение человека и его связь как живого существа с другими биологическими видами.
Могут быть названы иные функции и приведены другие примеры.
Мальчик пяти лет на прогулке поделился своими наблюдениями с мамой: если смотреть на солнце, а потом закрыть глаза, то увидишь чёрные точки. Какой вид познания проявился в этом наблюдении? Назовите три отличительные черты этой формы познания.
Пояснение.
1. Вид познания: обыденное познание.
2. Приведём три отличительные черты, например:
– обыденное познание опирается в основном на эмпирические наблюдения.
– полученные знания не систематизированы.
– обыденное познание основано на здравом смысле и житейском опыте.
Могут быть названы иные отличительные черты.
Назовите любые три вида духовных ценностей и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды духовных ценностей:
1) Художественные произведения. (Например, картина И.Е. Репина «Не ждали», поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).
2) Моральные нормы. (Например, следует уступать место пожилым людям в общественном транспорте).
3) Научное открытие. (Например, открытие периодического закона Д.И. Менделеевым).
Могут быть приведены другие примеры.
В стране Z увеличивается количество общеобразовательных школ, растёт число учащихся. Какая дополнительная информация позволит установить, что в стране Z происходит процесс гуманизации образования?
Сформулируйте три вопроса для получения дополнительной информации.
Пояснение.
1) какие создаются условия для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья?
2) предлагаются ли учащимся индивидуальные программы обучения, учитывающие особенности их познавательных интересов?
3) используются ли в обучении здоровьесберегающие технологии?
Могут быть сформулированы другие вопросы.
В ходе парламентских дебатов рассматривался вопрос о разработке мер, направленных на ограничение монополизма в экономике, стимулирование конкуренции производителей. Назовите сферу общества, связь которой с экономикой иллюстрируется этим примером. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с другими двумя сферами общественной жизни (сначала укажите сферу, а потом приведите соответствующий пример.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Названа сфера общества, связь которой с экономикой проиллюстрирована этим примером
Политическая
2. Приведены собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с двумя другими сферами.
Социальная.
В Средневековье феодалы, господствующее сословие, владели землей, главной ценностью того времени.
Духовная.
Многие состоятельные люди, получающие доходы из различных источников, покупают произведения искусства, помогая тем самым творческим людям.
В средневековой России бояре жертвовали монастырям значительные земли на помин души, что превратило монастыри в крупнейших землевладельцев.
Издательство выпустило к юбилею известного поэты новый сборник стихов, пользующейся большой популярностью.
Могут быть приведены иные примеры.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
В стране Z проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора спецкурсов и профилей с учётом их интересов и способностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию.
Пояснение.
1) Указана тенденция образования − гуманизация.
2) Приведено два примера.
1. В стране Z. большое внимание в образовательном процессе уделяется здоровьесберегающим технологиям, учебные заведения оборудуются бассейнами, ученики активно привлекаются к спортивным соревнованиям.
2. В стране Z. был взят курс на создание для лиц с ограниченными возможностями безбарьерной среды,проявляющейся в строительстве пандусов и подъемников, покупке специализированного оборудования, развитии дистанционного обучения.
3. В государстве был принят новый закон об образовании, в рамках которого для защиты прав, чести и достоинства всех участников образовательного процесса, была детально прописана процедура разрешения возможных конфликтов.
Могут быть приведены другие примеры.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 3.
В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - это знатное. Второе - состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье - крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
Пояснение.
1) сфера общественной жизни - социальная;
2) исторический тип стратификации - сословная;
3) критерии стратификации современного общества:
– объём власти;
– уровень доходов;
– уровень образования;
– престиж профессии.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2015 по обществознанию.
Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа форма культуры: народная;
2) приведены три отличительных признака народной культуры:
− создаётся анонимными творцами без профессиональной подго-товки;
− опора на традицию и воспроизведение традиционных образцов;
− часто передаётся в бесписьменной форме.
(Могут быть названы другие признаки.)
Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.
О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.
Пояснение.
1) уровни научного познания - эмпирический, теоретический;
2) формы научного познания - эмпирический: научный факт и эмпирический закон; теоретический: проблема, гипотеза и теория;
3) Методы научного познания, используемые Магелланом:
– анализ;
– выдвижение гипотезы;
– наблюдение.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.
Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи - перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть?
О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом.
Пояснение.
1) уровень научного познания - теоретический;
2) формы научного познания - постановка проблемы и выдвижение гипотезы;
3) методы научного познания, используемые Брантом:
– аналогия;
– моделирование.
Знаменитый художник Винсент Ван Гог при жизни не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и насмешки. После смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога «Подсолнухи» является одной из самых дорогих, была куплена на аукционе «Кристи» в Лондоне за 22 млн 500 тыс. фунтов стерлингов. К какой культуре можно отнести творчество Ван Гога? Используя текст, назовите два признака этой культуры. Перечислите два признака этой культуры, не упомянутые в тексте.
О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу?
Пояснение.
В ответе должны быть представлены следующие элементы:
1) два пункта:
− о разделении домашних бытовых обязанностей;
− о необходимости для супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по
территории России;
2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов. (Может быть дано иное верное объяснение);
3) ответ на третий вопрос: государственная регистрация брака.
Элементы ответа могут быть даны в других близких по смыслу формулировках.
2) другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим:
− интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);
− информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).
Могут быть названы другие тенденции (не по условию задания), приведены другие характеристики.
В газете была опубликована заметка о том, что группа российских учёных – химиков, получив грант на исследование, в результате сложной работы под руководством известного академика синтезировала в лаборатории вакцину от опасного вируса.
Назовите и подтвердите ссылками на информацию, содержащуюся в публикации, три признака науки как социального института.
Пояснение.
Приведены три признака науки как социального института, каждый из которых подтверждён ссылкой на информацию, содержащуюся в публикации.
1) Включает в себя систему статусов и ролей (исследование проходит под руководством известного академика).
2) Удовлетворяет важнейшие социальные потребности общества (учёные синтезировали вакцину).
3) Располагает материальными ресурсами для выполнения своих функций (учёные работают на выделенный грант в специальной лаборатории).
В принятом в 1903 г. уставе РСДРП указывалось: «Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций… Каждый член партии и всякое лицо, имеющее какое-либо дело с партией, вправе требовать, чтобы его заявление в подлинном виде было доставлено в ЦК или в редакцию Центрального Органа, или партийному съезду».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Какие сферы общественной жизни нашли отражение в этих данных?
К какому историческому типу общества можно отнести СССР согласно этим статистическим данным?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия выделения исторических типов общества.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сферы общественной жизни – социальная и экономическая;
2) исторический тип общества – индустриальное;
3) критерии выделения исторических типов общества:
Соотношение городского и сельского населения;
Структура экономики или структура ВВП;
Уровень социальной мобильности;
Система ценностей.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Сочинение по направлению «Цели и средства».
Данное мне утверждение достаточно противоречиво и двусмысленно, как и любой другой вопрос, подразумевающий долгие рассуждения. Всегда ли цель оправдывает средства? И оправдывает ли вообще? Должно ли одно соответствовать другому, и какой должна быть цель, чтобы для неё все средства были хороши?
С одной стороны, вся жизнь человека представляет собой движение с какой-либо целью, её в большинстве случаев принимают за «смысл жизни». Дом, семья, хорошая работа, машина, квартира, сад с крыжовником, свой маленький бизнес, мир во всем мире – все это может стать смыслом существования каждого. Если ли при этом смысл задумываться над средствами достижения своей цели? Безусловно, да, ведь в нашей жизни любая навязчивая мысль может разбиться о реальность и сам факт того, что человек постоянно меняется, взрослеет и совершенствуется. И если сегодня мне, к примеру, кажется, что ради жизни в столице стоит идти по головам, то завтра, вполне возможно, я буду целовать руки своей бабуле в маленькой деревне на самой окраине нашей страны, стремиться к чему-то совершенно иному и осуждать себя за содеянное ранее. Так, например, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» долгое время считал своей целью доказать самому себе и окружающим, что с помощью злых поступков можно прийти к добру. Другими словами, он считал, что при достижении благородной цели допустимы преступные средства. По теории Раскольникова существовало два типа людей: достойные и недостойнее жизни, и герой считал, что с помощью убийства вторых можно создать идеальный, добрый мир. Однако, совершив убийство старушки, герой понял, что его идея является антигуманной, и сам он, пойдя на этот шаг, не стал лучше тех мерзавцев, которые его окружали. К ним относился, например, Свидригайлов, подлая и низкая личности, которая не брезговала любыми средствами ради достижения своих грязных целей. Раскаяние Раскольникова и самоубийство Свидригайлова в очередной раз доказали, что цель не всегда оправдывает средства.
Другим примером служит герой романа Н.В. Гоголя «Мертвые души». Целью Чичикова были высокий социальный статус и самообогащение. Герой решил пойти на достаточно отчаянный шаг: выкупив у различных помещиков множество «мертвых душ», он без особого труда одновременно приобрел бы статус крупного помещика, а, получив под своих крестьян большой кредит, герой к тому же получил бы возможность обладать крупным капиталом. С этой целью Чичиков начал свой нелегкий путь и прибегнул к самым различным средствам, однако сам характер героя не позволил ему опуститься слишком низко и вести себя, к примеру, так же, как те помещики, к коим он обращался со своей сделкой. Конечно, окончательный финал романа остался во втором томе, однако, как мне кажется, достаточно уже того факта, что Чичиков, сумев найти подход к каждому помещику, все же добился своего и собрал нужное количество мёртвых душ, при этом не совершив ничего такого, за что ему самому могло бы быть совестно. Таким образом, цель Чичикова оправдал средства, к ней приложенные.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что на вопрос, поставленный в тесте, нет и не может быть конкретного ответа. Цель может оправдывать средства лишь в том случае, если при этом не страдают честь и достоинство человека.
2. Духовный мир личности. Мировоззрение.
3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвиде нию»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?
1. Глобалъные проблемы - это совокупность проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего разрешения согласованных действий всего мирового сообщества.
Важнейшей из глобальных проблем является пре одоление экологического кризиса и его послед ствий. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.
Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, прежде всего энергетических. Человечество обеспокоено и проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей - нефти, газа, торфа, угля, - то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. А потому человечество, видимо, должно прислу шаться к мнению, что ему необходимо добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии.
Вторым аспектом данной проблемы является за грязнение окружающей среды (атмосферы, воды, почвы и др.)- Мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых озоновых дыр, что оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты и ведет к глобальному потеплению климата.
Возникает проблема общей деградации окружающей среды. Решить ее человечество может только сообща. В 1982г. ООН приняла документ- Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН, болыную роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др.
Еще одной глобальной проблемой является рост населения земного шара (демографическая проблема). Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. Эта проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Однако, очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. Решать демографическую проблему следует уже сейчас, ибо наша планета не в состоянии обеспечить подобное количество людей необхо-димым для выживания продовольствием.
С демографической проблемой тесно переплетается и проблема сокращения разрыва в уровне эко номического развитпия между развитыми страна-ми Запада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема «Север-Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство из освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, преодолеть разрыв с разви-тыми странами по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВВП на душу населения).
Еще одной глобальной проблемой, которая долгое время считалась важнейшей, является проблема предотпвращения новой - тпретпъей - мирдвой войны. На сегодняшний день вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в распоряжение авторитарных режимов или в руки международных террористических организаций. Велика опасность перерастания отдельных локальных конфликтов в региональные и даже международные (с возможным использованием одной стороной ядерного оружия).
Угроза мирового тперроризма стала глобальной проблемой современности относительно недавно. Террор (лат. tоггог - ужас, страх) - применение насилия, включая физическое уничтожение людей, для достижения каких-либо политических целей. Насильственные акции должны вселять в людей чувство страха. Терроризм представляет собой одну из крайних форм политического экстремизма Неотъемлемое свойство терроризма - систематическое применение насилия, используемого при соответствующем социально-политическом и идеологическом обосновании.
К глобальным проблемам относят и принявшую угрожающие размеры эпидемию СПИДа и разви тие наркоманииблезн, алкоголизма, табакокурния,а также болезни – рак, сердечно-сосудистые заболевания.
Все глобальные пробдемы объединяет ряд общих п ризнаков:
1) они возникли во второй половине XX в. и являются следствием негативных последствий научно-технической революции;
2) глобальные проблемы создают угрозу существованию человечества в целом;
3) все они взаимосвязаны - невозможно решить каждую из них по отдельности;
4) наличие глобальных проблем является показателем единства и целостности современного мира;
5) их решение требует объединения усилий всего человечества, побуждает к поиску взаимопонимания и согласованию интересов различных стран и народов, способствует становлению единой цивилизации.
2. Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление, представляющее собой сложную систему.
Ее элементами являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и т. д.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности какого-то положения);
5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека к природе и обществу;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеалыго предвосхищая результаты своей деяте л ьности;
8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социалъные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действителыюсти и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
4) гуманистическое (о нем говорят скорее как о це-ли, чем как о реальности), объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
3 . С утверждением Ф. Р. Шатобриана можно согласиться. Политика, по своей сути, является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средства и результат - основные компоненты политической и любой другой деятельности. Целъ представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. В политической деятелыюсти она выполняет организующую и мотивационную функции. Средства политики - это инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия.
Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом споров.
Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основных:
1) нравственный характер политики определяется ее целью;
2) приоритетное влияиие на нравственную значимость политики оказывают используемые средства;
3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друт с другом и с конкретной ситуацией.
С мнением Берне нельзя не согласиться. Свою трусость человек может показать, как и в домашних ситуациях, так и в более глобальных, когда речь идёт о человеческих жизнях. Больше всего нужно бояться труса, потому что ты не знаешь, как поведёт себя человек, и не ожидаешь, что, идя на ответственное дело, он может убежать или вовсе предать. Трусы были и раньше, особенно на войне, предавали своих и уходили на сторону врага. Их называли дезертирами и предателями. Наша жизнь наполнена не только мужественными поступками.
Как в жизни, так и в литературе, есть герои-трусы. Их добавляли в сюжет с целью показать обществу, как не нужно поступать и к чему это может привести. Яркий образ предателя Швабрина раскрывается в произведении «Капитанская дочка». Он полная противоположность , лжец и заискивающий человек. Кто бы мог ожидать, что когда во время мятежа «наши» начали проигрывать, то перейдет на сторону ? От такого труса нельзя ожидать чего-то хорошего, невозможно предугадать его действия.
К сожалению, и в наше время есть такие личности, которых действительно стоит бояться. Ведь, каждому человеку хочется, чтобы с ним был надёжный товарищ, но если вы заметили трусость в характере своего приятеля, то поспешите прекратить общение, пока он не показал своё истинное лицо. Возможно, такой момент станет ключевым в вашей жизни.
К. Ваншенкин в своём стихотворении «Трус притворился храбрым на войне», показал всю натуру трусливого человека. В строках произведения он описал, как бледнеет и робеет трус, боится, и что самое страшное, лицемерит, притворяясь, что он не боится. Такие люди - хамелеоны, пытаются скрыть своё истинное лицо под маской. Они могут долго так скрываться, но обязательно проявят себя, только не в положительных моментах. Трус хорошо вживается в новую роль, но в душе он остаётся таким же подлым человеком. Иногда, становится совсем непонятно храбрый ли он человек или притворяется.
Таким образом, Берне совершенно прав в своём утверждении, к нему нужно прислушаться и сделать вывод: остерегайтесь людей, которые рядом с вами, присматривайтесь и совершайте совместные дела только с теми, кто прошёл проверку временем и поступками. Также трус опасен тем, что если вам будет угрожать опасность, то от него «и след простыл». Вы останетесь одни, а он найдёт отговорки, оправдывающие его трусость. И в следующий раз ситуация повторится, только вы должны сделать вывод: нужен ли вам такой человек в вашем окружении?