Оптимизация интеллектуального развития дошкольников средствами инновационных технологий. Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик Музыкальная игра – приветствие

Ученые не перестают уверять, что мозг является уникальным, но при этом самым загадочным органом человека. Ведь до конца понять, какими способностями он обладает, и каковы его ресурсы, не могут даже самые выдающиеся умы современности. Учитывая количество мифов о мозге, можно сделать вывод, что на сегодняшний день есть лишь один научно доказанный факт: этот орган функционирует не в полную силу, а всего на 4-8%.

Рис. Методы интеллектуального развития

Как же добиться, чтобы мозг заработал лучше и продуктивней? С этой целью специалисты разработали множество методик и упражнений. Ниже будут описаны наиболее эффективные из них.

Смена основной руки

На протяжении суток выполняйте некоторые дела (прием пищи, написание текста вручную, чистка зубов, нарезка овощей) «непривычной» для Вас рукой. То есть левой, если являетесь правшой, либо правой, если Вы являетесь левшой. Именно это позволит . Специалисты уверены, что регулярное выполнение этого упражнения развивает не только интеллект, но и творческие способности, а также пространственное воображение.

Здесь есть главное условие: Вы должны обязательно иметь желание подвергать свой организм физическим нагрузкам. Если спорт доставляет дискомфорт, не вызывая малейшего интереса, лучше заменить данное упражнение другой техникой. Конечно, заниматься спортом без особой охоты тоже полезно. Однако процессы развития интеллектуальных способностей в данном случае будут протекать крайне вяло. Ученые провели эксперимент на хомяках, бегущих внутри колеса. Выяснилось, что, если физические нагрузки вызывают удовлетворение и не заставляют испытывать дискомфорт, это благотворно сказывается на функциях мозга.

Он оказывает положительное воздействие на здоровье в целом, в том числе и на работу мозга. Дело вот в чем: когда человек смеется, в организме происходят процессы выработки эндорфинов («гормонов счастья»). Это положительно сказывается на работе всех органов и систем. Также данные гормоны , они помогают мозгу настраиваться на работу. Чаще смейтесь. Для этого можно просматривать юмористические передачи, читать соответствующую литературу или просто веселиться и шутить в кругу друзей.

Любознательность

Указанную черту характера можно назвать любопытством. Но речь не идет о чрезмерной и неуместной любознательности, например, о непреодолимом желании знать, как живет и сколько зарабатывает сосед. Важно интересоваться новыми для Вас вещами, явлениями. И лучшим методом проявления любознательности учеными признан регулярный вопрос «Почему?», который нужно задавать самому себе. Пусть это войдет в привычку. Ежедневно спрашивайте себя о чем-либо по 8-12 раз и тут же пытайтесь отыскать аргументированный ответ.

Развивая интеллектуальные способности, Вы получите еще один приятный бонус - автоматически приобретете такой навык, как . Обладая им, Вы сможете не только быстро прочитывать тексты, но и лучше воспринимать их смысл, а также запоминать и при необходимости воспроизводить информацию.

Людмила Маслова
Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик

Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик .

Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее : его можно ускорить, замедлить или даже остановить. Поэтому крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность детей в нужное русло. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение , диктуют необходимость использования новых технологий , при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников . Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции. Для этого можно использовать следующие инновационные методики и технологии : логические блоки Дьенеша (развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение); палочки Кюизенера (способствуют развитию детского творчества , развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей); уроки Домана (развивают интеллект детей с помощью физических упражнений); игры А. Зака и А. Столяра (развивают логическое мышление и звуковые навыки) ; игры В. Воскобовича (развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять); система раннего развития М . Монтессори (развивает самостоятельность и инициативу) ; развивающие игры Б . Никитина (развивают память , внимание, воображение, творческие, логические и математические способности) и т. д.

Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника .

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную.

Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества» Известно: речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в до-школьном возрасте. Дошкольный возраст многие определяют как самый секзитивный.

Актуальность. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей.

Педагогический проект Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича» Тип проекта: познавательно исследовательский Вид проекта: долгосрочный (1.09.2014 -31.05.2015) Цель проекта:Интенсивное интеллектуальное.

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя.

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия. Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников.

1. Исследовательский метод - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения.

1.1. Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).

1.2. Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.

2. Технология «Росток» (ТРИЗ-РТВ) позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

2.1. В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и дидактическое пособие.

2.2. Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

2.3. Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

3. В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая огромно количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

3.1. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

3.2. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.

3.3. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:

    • «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.
    • Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.
    • В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

3.4. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб».

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

Системная работа по оптимизации интеллектуальных способностей дошкольников позволила повысить уровень их познавательной и умственной активности. За последние 3 учебных года сравнительный анализ результатов диагностической методики («Готовность к школьному обучению» - «Прогрессивные матрицы Д. Равена», «Адаптированный вариант теста Векслера») показывает, что увеличивается количество детей с одаренностью - 12%, с высоким уровнем интеллекта – 42%, с возрастной нормой – 46%, дети с низким уровнем – отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность выбранных средств. (Слайдовая презентация - Приложение 1 )

Комплексное занятие по ТРИЗ-РТВ «Вода – удивительное чудо!» в подготовительной к школе группе к окружному семинару руководителей и воспитателей ДОУ СВУ МОиН СО в рамках деятельности опорного образовательного учреждения

Цели :

  1. Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.
  2. Продолжить развивать системное мышление, творческое воображение, закрепляя владение детьми приёмами и методами ТРИЗ-РТВ: системный оператор, игра «Да-нетка», приём эмпатии и оживления, моделирование маленькими человечками.
  3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование: Игрушка «Волшебник Оживлялка», вязаная капелька, 12 бумажных маленьких капелек для детей, 4 карточки-схемы опытов, глобус, сюжетные карточки с изображением воды в разных состояниях (жидком, твёрдом, газообразном), карточки с изображением «маленьких человечков», яблоко, 12 детских рисунков портретов воды, системный оператор, материал для проведения опытов.

Предварительная работа: Проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, заучивание детьми стихов о воде, рисование детьми портретов воды, подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала.

Ход занятия

Педагог обращается к гостям семинара:
Только сегодня и только сейчас,
Только у нас и только Вам
Мы предлагаем с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства. Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей. Итак, встречаем детей.

I . Вводная часть.

Под музыку заходят дети.

1 ребёнок: У нас сегодня много гостей!

Все: Здравствуйте!

Музыкальная игра – приветствие.

В этот чудесный день, добрый день,
Дружно здороваться нам не лень!
Руку протягивай не зевай,
Улыбку весёлую посылай. (2 раза).

Дети проходят на стульчики (1мин.)

II . Основная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в центр науки, где вы должны показать свои знания.

А кто нас там ждёт, отгадайте:

Загадка: «Есть волшебник такой,
Лишь коснётся рукой,
Стол иль стул, да что хочешь,
Оживит когда захочешь!»
(Волшебник Оживлялка)

Ребята, как вы догадались? (п.ч. он помогает оживить любой предмет)

Волшебник оживит сегодня то, что я загадала, попробуйте узнать с помощью игры «Да-нетка» (Вода). Правильно.

Давайте попросим его:

Ну, волшебник не зевай,
Нам водичку оживляй (повторяют все вместе)
Появляется живая капелька (вязаная игрушка)

Что может рассказать о себе она? Давайте от её имени попробуем это сделать.

Я – жидкая;
Я – прозрачная;
Я - без вкуса и запаха.

Если дети затрудняются в перечислении свойств воды, показать карточки схемы опытов.

А что вы знаете о форме воды? (Вода не имеет форму, п.ч. она принимает форму той посуды, в которую её налили).

Кто нам попробует повторить всё о воде? (1-2 ребёнка). (1,5-2 мин.)

Давайте вспомним, где вода может быть и для чего она нужна?

Задание, будем выполнять 2 командами. (Дети подходят к столам, где находятся сюжетные картинки).

1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода.

(Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания, чтобы рыбу ловить, цветы чтоб росли, рыбам и т.д.)

Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку.

2 команда – где может жить капелька воды?

(В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т.д.)

Объясните, почему вы решили что капелька есть в облаках? Сосульке? Снежинке?

Вывод: Вода – волшебница. Она бывает разной.

(садятся на стульчики)

Мы послушали о воде,
И она у нас везде!
1 ребёнок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
2 ребёнок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
3 ребёнок:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
4 ребёнок:
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
5 ребёнок:
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить. (4-5 мин.)

Ребята, в центре науки у нас с вами есть возможность доказать, что льдинка, пар и капелька воды - родные сёстры. Для этого нужно исследовать свойства воды и провести опыты «Превращение воды»;

Цель: показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Оборудование: Маленькое зеркало, свечка, 1 столовая ложка, кусочек льда, спички, термос с горячей водой.

(садятся вокруг стола)

Можем ли мы сказать, что льдинка, капелька и пар родные сёстры? (Да). Почему?

Вывод: Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. (3-4 мин.)

(Садятся на стульчики возле мольберта)

Ребята, посмотрите, волшебник оживил ещё кого-то.

Кто это? (маленькие человечки). Вы с ними знакомы? (Да).

Расскажите, где их можно встретить и что они делают?

(Твёрдые человечки живут в твёрдых веществах, крепко держась за руки; Жидкие – в жидкостях, где стоят рядом друг с другом; газообразные – бегают в воздухе, паре, тумане).

Правильно, ребята, все предметы и вещества состоят из твёрдых, жидких и газообразных маленьких человечков, которые очень трудно увидеть. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Но мы их называем маленькими человечками.

И сейчас я предлагаю вам стать ими, а поможет мне Оживлялка.

Игра «Маленькие человечки».

Раз, два, три, четыре, пять
Вышли человечки погулять:
Воды,
Кусочка льда,
Пара,
Пустого стакана,
Воды в стакане,
Горячего чая в стакане,
Горячего супа в тарелке.
Молодцы! (7 мин.)

В центре науки имеются рисунки - портреты воды. Вам, дорогие маленькие человечки, нужно определить, где и в каком состоянии вы находитесь.

Хорошо, все дети справились!

Вывод: Всё зависит от состояния воды. Когда она в виде жидкости, там жидкие человечки, в твёрдом состоянии: снег, лёд – твердые, в парообразном – человечки газа. (3 мин.)

Вот какая вода волшебница, она может быть разной.

Динамическая пауза «Вода, лёд, пар (туман)»

Звучит музыка, дети спокойно двигаются по залу, по сигналу «Вода» («Лёд», «Пар», «Туман») они изображают в каком состоянии МЧ.

Ну-ка, вокруг себя повернитесь, в детей обратно превратитесь. (1 мин.)

Какое сейчас время года? (Осень). (Садятся на стульчики).

Работа по системному оператору

Наступила осень

Капелька воды упала на землю. Она была не одна, их было много.

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то? (для того чтобы полить огород, напоить диких животных и т.д.)

Это что-то из чего-то? (Из жидких маленьких человечков).

Это что-то часть чего-то? (Часть тучки).

Какое время года было до осени? (Лето).

С этим что-то было что-то летом? (Они испарялись под лучами яркого солнца).

И это было из чего-то? (Из маленьких человечков пара)

Это было частью чего-то? (Облаков)

За осенью следом идёт какое время года? (Зима)

Что-то будет с капельками зимой? (Они станут снежинками)

Из чего они будут? (В снежинках будут твёрдые маленькие человечки).

А частью чего будут? (Часть снеговых туч)

Ребята, а что будет весной? (Снежинка опять превратится в капельку воды).

Просмотр видеофильма о путешествии капельки летом в сопровождении рассказа детей.

Нас окружает круглый год волшебница наша вода.

1 ребёнок: В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
2 ребёнок: То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
3 ребёнок: По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
4 ребёнок: Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода! (6 мин.)

Давайте рассмотрим с вами глобус. (Встают вокруг стола, где стоит глобус).

Какого цвета на глобусе больше? (голубого)

А что голубой цвет обозначает? (океаны, моря, заливы, озёра, реки.)

Значит воды на планете сколько? (Много)

Учёными доказано, что воды на Земле больше, чем суши. Для того чтобы вам проще это представить, возьмём яблоко – это наша планета, разрежем её на 4 части. Вот 1 часть – составляет суша, а 3 части – все водные ресурсы. Кажется, что воды очень много и её должно хватить всем. Но это не так. Человек не может пить солёную воду, которая содержится в морях, океанах. Нам необходима пресная, чистая вода. А её остаётся всё меньше и меньше, потому что люди не соблюдают правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своём отношении к ней, неправильно ведут себя во время отдыха на берегу реки, бросая в воду мусор, моют машины, стирают в речках, оставляют на долгое время открытыми краны с водой. (показ табличек с правилами)

Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь её, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь.

III . Итог занятия.

Время работы в научном центре подошло к концу.

Что нового вы узнали? А что хотите ещё узнать о воде?

Волшебник доволен вашими знаниями и хочет подарить каждому капельку воды. Оживлялка надеется, что вы будете соблюдать правила бережного отношения к воде.

И в заключение хотели бы предложить притчу о мудреце.

«Жил на свете один мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда по справедливости разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик, позавидовав мудрости мудреца, решил его провести.

Сейчас я поймаю бабочку, положу её в ладони, - подумал мальчик, - и пойду к мудрецу. Я спрошу его: « Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?» Если он скажет: «Живое», я сожму ладошки, бабочка умрёт, я покажу ему мёртвую бабочку и скажу: «Нет, ты не прав». Если же он скажет: «Мёртвое», я раскрою ладошки, и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.

Мальчик так и сделал. Предвкушая свою победу, он пришёл к мудрецу и спросил: «О, великий мудрец, как ты думаешь, что у меня в ладошках: живое или неживое?» Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: «Всё в твоих руках».

Мы воспитатели, как садовники выращиваем цветы.

Ребёнок - это маленький росток,
Который холим, любим и лелеем;
Ребёнок - это маленький цветок,
Мы всей душой его согреем,
Мы позаботимся о том,
Чтоб мир открыть ему прекрасный,
Чтоб лучик солнца рядом с ним
Светился добротой и счастьем.
Пусть напоит добром любви
Цветочек нежный дождь-проказник;
Расти, цветочек наш расти
И превратись в цветок прекрасный!

Литература

  1. Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
  2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
  3. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  4. Карелина С.Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В.В.»
  5. Воскобович В.В. «ГеоМетриЯ»
  6. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра»
  7. Агеева С.И. «Обучение с увлечением»
  8. Страунинг А.М. Программа «Росток» (ТРИЗ – РТВ)
  9. Страунинг А.М. «Методы активизации мышления»
  10. Страунинг А.М. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи»
  11. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
  12. Димитрова Т.В. «Сто фантазий в голове»
  13. Тамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления детей»
  14. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2-7/1998г, № 2/2006г.
  15. З.А Михайловой «Игровые занимательные задания для дошкольников»
  16. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  17. С.Н. Карелина «Разные виды занятий с развивающими играми В.В.Воскобовича»
  18. Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет»
  19. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. В.В.Гербова, А.И.Максаков. – М.: Просвещение, 1985г.
  20. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. С.Н.Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  21. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко, Воронеж, изд-во «Учитель», 2005г.

Новые образовательные результаты требуют новых технологий Вчера Содержание – набор предметных занятий (ЗУНы) Репродуктивные способы (методы) обучения Ребенок – объект обучения ……….. Другие дети Другая страна с новым социально-экономическим укладом Другие цели образования Компетентностные стандарты Все другое… Сегодня Инновационные технологии- исследовательские метод проектов обдумывать самостоятельно добывать знания мыслить принимать решения предъявлять продукт




Какое обучение способно заглянуть в будущее НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА применение технологий исследовательского обучения, метода проектов Именно специально организованная проектно-исследовательская деятельность дошкольников преподносится как деятельность, эффективно решающая основные педагогические принципы – деятельностный подход, формирование исследовательских навыков, актуализацию субъектной позиции ребенка, способность к саморазвитию, социальный опыт.


Программа учебно-исследовательской деятельности детей включает три относительно самостоятельные программы: 1.Подпрограмма – «тренинг»Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. 2.Подпрограмма - «детская исследовательская практика» проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов 3.Подпрограмма – «мониторинг»


Подпрограмма – «тренинг» В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Подпрограмма - «исследовательская практика» Основное содержание работы в рамках действий этой программы – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.







Итоги I – этапа Материалы для сборника рекомендаций Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Диагностика сформированности познавательно интереса у детей старшего дошкольного возраста. Планирование работы с детьми по экспериментированию. Модель совершенствования профессионального ма­ стерства педагогов Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей


Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». Цель проекта: -развитие познавательной активности, интеллектуально- творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей. -Задачи 1 Организовать предметно-развивающую среду. 2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска. 3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни. 4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.


Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением психолога и воспитателей группы (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей). 1 этап: сентябрь - декабрь 2012г. Предварительная подготовка: - экскурсии и целевые прогулки; - наблюдения за объектами и явлениями природы; - беседа «Мой мир – какой он?»; - рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях; - знакомство с материалами мини- центра «Опыты и эксперименты»; - тренинг по активизации исследовательского поведения.


2 этап: январь – декабрь 2013г. Практическая часть: Центр «Хочу все знать»: - проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения. - чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»); - эвристические беседы по изучаемым темам. - обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов); - мониторинг (презентации научных работ). Игровой центр: - игры словесные; - развивающие игры и упражнения. Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок): - изготовление макетов: горы, вулканы; - копилка «нужных ненужных» вещей; - плановые опыты; - опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах); - оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).




Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям: - в отношении детей: * через их совместную работу по поиску и сбору информации; * по умению анализировать и систематизировать информацию; * по умению общаться со сверстниками и взрослыми; - в отношении родителей: * через повышение родительской активности и заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом; * через активное участие в предлагаемых формах работы.


Особенности организации проектно- исследовательской деятельности в детском саду Организация деятельности организации совместной деятельности, в которой используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»: опыты (экспериментирование); наблюдения; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте. Способ сотрудничеств а - новой позиции сотрудничества – совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, где последние получают возможность проявить собственно исследовательскую деятельность; Образователь ное пространство - особой организации образовательного пространства, как творческой–мастерской, где педагог выступает как партнер, ориентированный на продуктивную творческую содеятельность, пространства, развивающегося по принципу событийности (чередование определенных знаковых событий, формирование традиций, способствующих развитию детско-взрослого сообщества). Создание условий - специально смоделированных условий, где среда выступает не как обстановка, а как источник развития ребенка, позволяющий детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности;


Этапы эксперимента 1 этап Внедрение исследовательских методов и приемов 2 этап Пробные мини- исследования 3 этап Совместные детско- взрослые проекты поисковая активность - высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность исследовательские навыки, актуализация субъектной позиции ребенка Исследовательское поведение С К В О З Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы




Эффективность применения технологий - отсутствие отрицательных последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит мотивации и пр.); - повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношения к работе; - изменение уклада жизни дошкольного учреждения; - формирование базовых компетентностей ребенка-дошкольника, повышение уровня их личностного развития; - рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в успешности обучения детей в школе, удовлетворенности родителей качеством услуг дошкольного учреждения.





В среде родителей будущих первоклассников бытует мнение, что без денег в хорошую школу в наши дни соваться не стоит. На самом деле это в корне неверно. Зачислив "детей микрорайона", школа имеет право принимать на свободные места всех желающих независимо от места прописки или проживания. И не стоит думать, что школы ждут исключительно богатеньких буратин, хотя этот момент тоже присутствует. Любая школа, которая заботится о своем престиже и статусе, заинтересована прежде всего в способных детях - интеллектуально развитых. Во-первых, с ними интереснее работать. Во-вторых, они приносят "прибыль" в виде побед на всевозможных олимпиадах. В-третьих, они активны и самостоятельны, поэтому организуют интересную школьную жизнь по собственной инициативе. Так что если вы хотите попасть в "сильную" школу, вы должны подготовить ребенка так, чтобы приемная комиссия была им очарована.

В то же время "пропихивать" в школу с повышенными требованиями того ребенка, который не может справиться с нагрузками, смысла особого нет. Он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые с легкостью делают то, что ему недоступно. Поэтому даже тем, кто "приписан" к хорошей школе, не стоит расслабляться. Гарантия поступления не сделает вашего ребенка автоматически успешным учеником. Получается, что к серьезной школе готовиться надо в любом случае.

Готов к школе. Что это значит?

Мы говорим не о дворовых школах, где главным критерием готовности являются навыки контактного боя, желательно без правил. Мы говорим о школах, где детей учат жить в современном информационном обществе. В наши дни в школе, да и в обычной жизни человек оказывается захвачен мощным информационным потоком, подчинить который без специальных навыков сложно.

Как видится школьная жизнь ребенку, чьи интеллектуальные способности не развиты? Как груда мелких деталей, которые вдруг неожиданно высыпались ему на голову. Что с ними делать? Как использовать? Ребенок чувствует себя дезориентированным, он теряется. Бессистемные попытки что-то сделать приводят к тому, что малыш переутомляется и испытывает стресс. В то же время ребенок с развитым интеллектом быстро оценит, что это за детальки, быстро рассортирует их и использует по назначению: из каких-то сложит домик, какие-то оставит про запас, иные выкинет за ненадобностью. Этот пример показывает на предметном уровне, что означает интеллект в современном мире - это способность управлять информационным потоком с пользой для себя. Только так можно сделать обучение в школе легким и интересным.

Сразу возникает вопрос: можно ли "научить" интеллекту? Каждый ли ребенок может стать интеллектуалом? Безусловно, от природы все люди одарены по-разному, но есть универсальные навыки и умения, которые подходят детям независимо от того, к чему они склонны. Ответ: ДА, интеллект ребенка можно и нужно развить.

Кирпичики интеллекта

Первый кирпич - это развитая память. Каким бы умненьким ни казался малыш, но если у него слабая память, он не сможет осилить иностранный язык, выучить правило и т. д. Те, кто считает, что память дается от рождения, сильно ошибается. Здоровый человек может ее натренировать, как спортсмен мускулы. Для этого существуют специальные методики: кому-то проще запоминать наглядные образы, кому-то логические связки, кому-то ассоциации и образы и т. п. Развивая память, нужно подобрать удобный конкретному человеку способ.

Второй кирпичик - это развитое внимание. Многие педагоги жалуются на рассеянное внимание современных детей, мол, над ними нужно постоянно стоять и держать за руку, чтобы они сконцентрировались на простой задаче. Чтобы у ребенка не было проблем, нужно обучать его делать внимание произвольным, то есть намеренным. Для этого также существуют специальные методики.

Третий кирпичик - развитое мышление. Выделять главное и частное, прослеживать связи между явлениями, делать выводы - без этих навыков можно "закопаться" в любом тексте, а тема сочинения будет хронически "не раскрыта". Мышление можно и нужно развивать, причем не только "технарям", но и гуманитариям. Это универсальный навык.

Четвертый кирпичик - это развитие речевых навыков. Здесь и словарный запас, и умение выделять мысль в частях текста и в целом. Большинство детей отказываются читать лишь потому, что они смотрят книгу, а видят… известно что. Меж тем, большая часть школьной информации поступает именно из печатного текста - работать с ним необходимо грамотно. Нужно развивать понятийный аппарат, наращивать словарь, учиться излагать свои мысли устно и на бумаге.

Пятый кирпичик - это увеличение темпа чтения. Опять же: задания, задачи, материал для осмысления дан преимущественно в печатном виде. Если ребенок может быстро его прочесть и усвоить, он будет успешен в школе.

Из этих кирпичиков складывается прочная стена, которая защищает ребенка от стресса и перегрузок. Обучение становится эффективным и легким для ребенка. В результате с большинством интеллектуальных задач он может справиться самостоятельно, соответственно, чувствует гордость и получает удовольствие от учебы.

Научить, не утомляя

Если вы присмотрели для ребенка сильную школу и хотите, чтобы он был там успешен, имеет смысл отдать его на занятия, развивающие интеллект. Президентская школа проводит такие занятия для дошкольников, и в их основе лежит технология "ИнтеллекТ", разработанная доктором педагогических наук М. А. Зигановым. Около 20 лет назад группа молодых ученых заметила, что проблемы с обучением у детей возникают из-за того, что они не владеют навыками работы с информацией. Ученые стали "учить детей учиться" и решили проблему перегрузок даже в сильной физико-математической школе. Так родилась технология "ИнтеллекТ", которая удостоена признания в России и за рубежом.

Образовательная технология "ИнтеллекТ" была представлена в Академии наук (СССР, 1991) и Международной Ассоциации Чтения (США, 1997). Элементы технологии защищены диссертацией Академии педагогических наук.

Технология получила международное признание. Ее автор, доктор пед. наук М. А. Зиганов удостоен медали IBS (Кембридж, Англия) и включен Кембриджским Биографическим Центром (Англия) в число выдающихся ученых ХХ века по направлению "Развитие интеллектуальных способностей". Указом Президента РФ В. В. Путина "за разработку технологии и ее внедрение в образовательный процесс России" М. А. Зиганов награжден именными часами "Президент России". Педагогический коллектив школы за разработку технологии награжден международной премией "Профессия - жизнь".

В наши дни сберегающая время и здоровье ребенка технология "ИнтеллекТ" используется в Президентской школе (бывшая Школа рационального чтения) на занятиях для дошколят. Юные выпускники дошкольного отделения с легкостью проходят вступительные собеседования в сильные школы.

Анна Бабина
Благодарим за помощь в подготовке материала
Светлану Владимировну Якушеву,
заместителя директора НОУ "Президентская школа"

Комментировать статью """Интеллект"" по полочкам "

3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР. Но, неужели наука до сих пор не создала технологию раннего развития детей, которая бы объединила в себя всё лучшее?

Для раннего развития в Белгороде в детском центре ЯСАМ успешно работают курсы «Интеллект» и LEGO Duplo. Занятия нацелены на развитие способностей с раннего возраста. При рождении у ребенка заложен огромный потенциал и известные педагоги и психологи считают, что чем раньше начать заниматься, тем легче малышу будет в дальнейшем в обучении и в жизни. В России и за рубежом создан целый ряд авторских развивающих методик. Развитие в курсе «Интеллект» В программе развития детей с 9 месяцев до 5 лет...

Заинтересованных умов независимо от области применения знаний, а также вновь обратиться к теме машинного обучения и облачным технологиям. Более того, будут обсуждаться машинное обучение и интеллект, в том числе последние достижения мировой науки в этом...

[Анастасия - Москва] : Мне 32 года, детей нет. Но самое ужасное у меня нет желания иметь детей. Я понимаю что это не нормально. Ваш тренинг может мне помочь? ✏ Здравствуйте, Анастасия! Согласно Системно-векторной психологии, нежелание иметь детей может быть связано с: 1. Наличием звукового вектора. 2. Присутствием кожно-зрительной связки векторов 1. Звуковики нуждаются в одиночестве, это их естественная потребность. Звуковую женщину беспокоит сама по себе перспектива рождения ребенка, к...

Собственно, в передаче с директором Левада-центра все рассказано - как наша пропаганда разжигала ненависть к украинцам, америке, европейским ценностям, и зачем. Вот я помню, что так оно все и было)) Почему другие помнят что-то совсем другое - загадка) Беседа ОЧЕНЬ интересная.

современные языки и технологии: C++, Qt прикладная разработка: программирование систем искусственного интеллекта, программирование и моделирование физики в прикладных задачах

Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей. Давайте вначале определимся, а что же такое интеллект. В Википедии дано такое определений: "Интеллект (от лат. intellectus - понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая...

С 16 до 22 декабря 2013 года в Центре для детей и родителей «Рождество» пройдет Родительский марафон. Это невероятно насыщенная программа интернет-семинаров, которые проведут лучшие специалисты «Рождества» и дружественных организаций совершенно бесплатно! Каждый день – несколько встреч, и каждая - как дорогой подарок! Не выходя из дома, вы сможете пообщаться с самыми компетентными специалистами: психологами, врачами, педагогами и культурологами, задать им свои вопросы и получить ответ на все...

Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени.

Профессиональный и личностный рост это развитие человека и накопление им разнообразного опыта, знаний в процессе жизни. Чтобы хорошо адаптироваться к новым условиям человеку нужно постоянно меняться и работать над собой. Это включает в себя формирование адекватного и трезвого взгляда на вещи, приобретение более удобных форм поведения. Что затрудняет профессиональный и личностный рост? отсутствие необходимых знаний, не адекватное понимание событий, негативные установки, низкая самооценка...

Наш интеллект любит полюбоваться на себя в зеркало. Долго всматриваться в пустоту наш внутренний взор неспособен. досуг девочки индивидуалки

Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нам, ученикам, постичь красоту отечественной литературы и познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей. Задуматься о роли домашнего чтения меня заставили размышления журналиста Анатолия Николаевича Чирва. Я согласен с мнением автора, что интерес к чтению должен терпеливо и умело воспитываться самим человеком. Говорят, что нынешнее молодое поколение не читает книг...

Деток индиго легко отличить от других. У них высокий интеллект, решительный характер и творческая натура. Эти малыши могут могут принимать более правильные решения, но к сожалению наше окружение воспринимает это как неправильное поведение.Наказания и угрозы, которыми родители воспитывают деток, не действуют на детей индиго. Больше всего мне понравилось то, что у таких детей нет авторитетов, во всем они полагаются только на свою интуицию. В более развитых странах развитием таких детей...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Сегодня в Общественной палате РФ состоялся "круглый стол" на тему "Новые технологии как фактор развития образования в России". Генеральный директор компании "Ашманов и Партнеры", специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов назвал...

красивые зимние пальто. антитела цмв. школы и технологии « интеллект ». Посмотреть темы в других конференциях: Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология.

Олимпиаду придумал 10 лет назад Марат Зиганов – автор образовательной технологии " ИнтеллекТ ". "Он фанатично предан детству, - говорит Ольга Исакова, директор латвийской гимназии "Максима".

* Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.

Технология " ИнтеллекТ " применяется в школах России, Латвии, Азербайджана, внедрить технологию в образовательный процесс намерены школы Украины, Узбекистана, Израиля, Канады.





error: Контент защищен !!