Урок скелет головы и туловища. Характер соединения костей. Просмотр содержимого документа «раздаточный материал»

Скелет головы

Череп - скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой и лицевой. Мозговой отдел является вместилищем головного мозга.

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это - роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший - лобный - легко прощупывается и зарастает в полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости растут в течение первого года жизни. С возрастом особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Скелет конечностей

Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.

Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой, предплечьем, состоящим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти.

Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся явно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет.

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Тазовый пояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой, седалищной), сращение которых начинается с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам.

После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени - большеберцовой и малоберцовой и кости стопы. Стопа образована костями предплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд




























Назад Вперёд

Методическая составляющая открытого урока.

Открытый урок проводился в рамках серии открытых уроков учителей СПб УОР№2 (техникум). Данный урок является иллюстрацией работы учителя над методической темой.

Методическая тема преподавателя Тарасовой И.Н. – “Использование компьютерных технологий для улучшения эффективности учебной деятельности и повышения познавательного интереса на уроках анатомии”.

Методическая цель урока: показать методику организации разнообразной учебной деятельности на уроках анатомии.

Тип урока – комбинированный, с использованием разнообразной учебной деятельности учащихся и элементов разных технологий:

  • проблемно-диалогового урока,
  • развивающего урока,
  • здоровье сберегающего урока,

Методические приемы.

  • Сравнение природных объектов.
  • Анализ и оценка конкретных фактов, описание природных объектов.
  • Постановка и разрешение проблемной ситуации.
  • Эвристическая беседа.
  • Работа с инструктивными карточками.
  • Демонстрация и анализ компьютерной презентации.
  • Работа с атласами по анатомии человека.
  • Заполнение сравнительной таблицы.

Новизна урока.

  • Новое содержание учебного материала (на уроке раскрывается новая тема).
  • Использование компьютерной презентации (отрабатывается новый методический прием).

На уроке проводится контроль учебных достижений учащихся в форме.

  • Вопросы и задания по содержанию биологических понятий (с морфологическим содержанием, анатомическим содержанием).
  • Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся (на знание определений, на описание объектов, на анализ биологических понятий).
  • Вопросы и задания с использованием графических средств (немые рисунки).
  • Тестовые задания (задания на выбор одного правильного ответа).

Образовательная составляющая открытого урока.

Цель урока: создать условия для конкретизации представлений о функциональном строении черепа человека.

Задачи урока.

  1. Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских костей.
  2. Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.
  3. Научить использовать полученные данные на практике.

Оборудование и дидактическое обеспечение.

  1. Компьютер, медиапроектор.
  2. Авторская компьютерная презентация.
  3. Модель черепа.
  4. Таблица “Строение скелета человека”, “Строение черепа”.
  5. Атласы.
  6. Карточки для проведения самостоятельной работы с атласами.
  7. Тесты для проверки степени усвоения материала.
  8. Рисунки черепа для проверки степени усвоения материала (вид сбоку).
  9. Рисунки черепа для выполнения домашнего задания (вид спереди).

План урока

1. Формулировка темы учащимися.

Создание проблемной ситуации преподавателем: “Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?”.

Запись на доске: Шов.

Шимпанзе.

Петушиный гребень.

Турецкое седло.

Родничок.

Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.

2. Актуализация знаний (этап 1).

а) Проверка знаний учащихся по теме “Строение скелета человека”.

Контроль учебных достижений учащихся проводится в форме вопросов по анатомическому содержанию биологических понятий. Предлагаются тестовые задания открытого типа со вставкой пропущенных фраз .

Вариант 1.

1. В позвоночном столбе различают следующие отделы…..

2. В трубчатой кости различают следующие части…..

3. Кости черепа делятся на отделы…..

4. К костям свободной нижней конечности относятся…

5. Тазовая кость состоит из костей…..

6. Голень образована следующими костями…..

7. Красный костный мозг выполняет функции…..

8. Отделы кисти…..

9. Большая берцовая кость является костью…..

10. Грудная клетка образована…..

11. Лопатка относится к отделу…..

12. Вокруг вертикальной оси осуществляются следующие движения…..

Вариант 2.

1. К костям пояса верхней конечности откосятся…..

2. К костям свободной нижней конечности относятся…..

3. Грудная клетка образована…..

4. В позвоночном столбе различают следующие отделы…..

5. Части стопы…..

6. Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет…..

7. К костям предплечья относятся…..

8. К скелету туловища относятся следующие отделы скелета…..

9. Предплечье образовано следующими костями…..

10. Части кисти…..

11. К костям пояса нижней конечности откосятся…..

12. Вокруг фронтальной оси осуществляются следующие движения…..

Комментирование ответов преподавателем, выставление оценок. Учащиеся слушают ответы, дополняют, исправляют.

б) Использование компьютерной презентации (Презентация 1). Создание условий для обсуждения некоторых слайдов.

План презентации.

  • Что такое череп? Какая наука его изучает?
  • 2 части черепа: мозговой отдел и лицевой отдел.
  • Сравнение черепа человека и шимпанзе.
  • Функции мозгового отдела.
  • Функции лицевого отдела.
  • Расположение слезной железы и носослезного протока.
  • Строение мозгового отдела черепа.
  • Решетчатая кость.
  • Клиновидная кость.
  • Основание черепа.
  • Височная кость.
  • Затылочная кость.
  • Строение лицевого отдела черепа.
  • Перегородка носа.
  • Глазница.
  • Придаточные пазухи носа.
  • Рентгенограмма черепа человека. Виды костей. Понятие “Пневматические кости”.
  • Соединение костей черепа. Типы соединения.

Преподаватель организует внимание учащихся, вовлекает их в обсуждение проблемных вопросов, активизирует познавательный интерес. Учащиеся знакомятся с новым материалом, участвуют в беседе, ведут записи в тетради, анализируют текст компьютерной презентации.

Предложенный план урока не содержит теоретического материала по строению и развитию черепа. Его можно найти в атласе анатомии человека .

3. Поиск решения (этап 1).

Самостоятельная работа с текстом атласа.

Учащиеся получают новую информацию и закрепляют полученную из презентации, учатся работать со справочной литературой, инструктивными карточками.

Класс делится на две группы. Одна группа изучает текст “Мозговой череп”, другая – “Лицевой череп”. Идет осмысление текста по вопросам, представленным в карточках. Вопросы и задания подобраны по видам интеллектуальных умений учащихся: направлены на описание и анализ биологических объектов .

Выполнение практической работы “Строение черепа” по вариантам (Приложение 1 , Приложение 2).

Преподаватель организует самостоятельную работу учащихся, корректирует ответы, обращает внимание на правильное оформление конспекта, на правильное написание терминов. Учащиеся работают с инструктивными карточками, справочной литературой, оценивают конкретные факты, описывают природные объекты.

4. Выражение решения (этап 1).

Работа с обобщающей таблицей, заранее начерченной на доске.

Представление результатов работы каждой группы в виде заполнения на доске обобщающей таблицы “Скелет головы”. Одна группа заполняет графу “Мозговой череп”, другая – “Лицевой череп”. Заполнение таблицы идет в форме беседы, в результате чего ученики учатся правильно отбирать и кратко излагать учебную информацию. Развивается умение интерпретировать текст в таблицу. Одновременно происходит взаимообучение между группами, обобщение материала.

Таблица “Скелет головы”.

Части черепа Кости Форма костей Тип соединения костей Сравнение с черепом шимпанзе
Мозговой череп Непарные:
Парные:
Лицевой череп Непарные:
Парные:

5. Актуализация знаний (этап 2).

Использование компьютерной презентации по теме “Развитие черепа”. (Презентация 2)

План презентации.

  • Соотношение размеров частей черепа новорожденного с длиной и массой его тела.
  • Соотношение объема лицевого отдела черепа к мозговомуотделу.
  • Понятие “Родничок”.
  • Две стадии развития черепа: перепончатая и костная.
  • Виды и количество родничков.
  • Значение родничков.

Преподаватель обращается к учащимся, как будущим родителям. Данный учебный материал тесно связан с жизнью и вызывает живой интерес.

6. Выражение решений (этап 2).

а) Демонстрация модели черепа.

Предлагаются вопросы и задание по морфологическому и анатомическому содержанию биологических понятий.

  • Какая кость имеет форму бабочки?
  • У какой кости есть петушиный гребень, у какой – турецкое седло?
  • Основная часть решетчатой кости образует основание черепа. Покажите на модели, где можно увидеть решетчатую кость.
  • Что такое спинка носа? Какими костями она образована?

б) Выполнение элементарного опыта “Движения нижней челюсти”.

Предлагается задание по видам интеллектуальных умений учащихся: на выдвижение и защиту гипотезы .

Докажите, что нижняя челюсть подвижно соединена с черепом. Почему одни кости черепа неподвижно соединены, а другие должны быть подвижны?

в) Решение проблемных задач (про гайморит, переломы костей лица, трещины в костях мозгового черепа).

Предлагаются вопросы по видам интеллектуальных умений учащихся: на вскрытие причинно-следственных связей .

  • Почему при лечении гайморита нередко используют прокол?
  • Известно, что кости черепа прочно соединены швами. Почему при ударах в лицо могут быть переломы в районе скуловых костей?
  • Известно, что шов – это неподвижное соединение костей черепа. Почему переломы черепа наблюдаются в костях, но не в швах?

Любой интересный вопрос может заметно повысить качество работы, способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Такой прием способствует гуманизации обучения .

7. Применение знаний.

а) Решение теста по теме “Скелет головы” [Приложение 3 ].

Проводится контроль учебных достижений учащихся в виде теста. Вопросы теста сформулированы только на известный учащимся материал, полученный на уроке. Предлагаются тестовые задания закрытого типа на выбор одного правильного ответа . Решение теста проводится в форме устного фронтального опроса.

б) Обозначение костей черепа на рисунке (вид сбоку) [Приложение 4 ].

Предлагается задание с использованием графических средств. Графические задания с использованием изображения направлены на выявление уровня знаний и умений учащихся обобщать, классифицировать и систематизировать изученные факты. Учащимся предлагается “немой рисунок” - изображение черепа (вид сбоку) без подписей костей. Дается задание: подписать кости черепа. Задание выполняется в виде индивидуального письменного опроса.

Система разнообразных типов, видов вопросов и заданий, предложенных на уроке, учитывает наличие разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, поэтому на уроке создается психологическая комфортность. Например, предлагаются вопросы для устных упражнений, для письменного выполнения, для чтения “немого” рисунка, задачи-шутки и другие.

8. Задание на дом:

  1. Изучить строение черепа. Уметь на модели показывать и называть кости лицевого и мозгового отделов черепа.
  2. Обозначить кости черепа на рисунке (вид спереди) [Приложение 5 ].

Домашнее задание дозированное, выполняется по аналогии с классным заданием.

При подготовке домашнего задания можно использовать презентацию “Скелет головы. Проверка знаний” [Презентация 2] .

Выводы по открытому уроку.

  • План урока выполнен в полном объеме. Методическая и учебная цели урока достигнуты.
  • Урок линейно структурирован , этапы урока органично переходят один в другой, разнообразны по содержанию, использованным методам и формам организации познавательной деятельности учащихся. Учащиеся анализируют, участвуют в беседе, решают проблемные задачи, самостоятельно работают, выполняют практические работы, решают тесты, обобщают материал.
  • Учащиеся активно участвуют в уроке, что повышает интерес к предмету и мотивацию к его изучению.
  • Предложенная структура урока согласуется с рекомендациями здоровье сберегающих технологий обучения.
  • Использование компьютерных технологий повысило эффективность учебной деятельности, познавательный интерес на уроке анатомии. Компьютерная презентация помогла сообщить знания, обеспечила необходимый уровень усвоения, помогла преподавателю активизировать процесс обучения, повысить индивидуализацию обучения, совершенствовать организацию преподавания. Презентация позволила использовать материал как систему ярких опорных образов, что улучшает запоминание.

Компьютерная презентация к открытому уроку “Скелет головы”.

Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы), текст каждого слайда содержат сжатую информацию о строении и развитии черепа.

  • Презентация может быть использована для изучения, повторения и закрепления учебного материала, для самостоятельной работы учащихся, для реализации элективного курса по анатомии.
  • Презентацию необходимо использовать для организации активных форм деятельности учащихся на уроке, для повышения эффективности учебных занятий, для повышения интереса к уроку.
  • На основе одной презентации “Скелет головы” разработана другая презентация “Скелет головы. Проверка знаний”, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы в разных формах: самостоятельное изучение учебного материала, самоконтроль и самооценка, подготовка к контрольным испытаниям.
  • Сжатая информация, предложенная в презентации, является опорным конспектом. Преподаватель дополняет материал рассказом, примерами, обращает внимание на главные моменты, которые надо запомнить.

Список литературы:

  1. Галкина Е.А. “Классификации контрольных вопросов и заданий”. “Биология в школе” №8, 2006 г.
  2. Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
  3. Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.
  4. М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004 г.
  5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

План урока № 1 4

Группа

Дата

БС-22

31.10

Предмет: Анатомия, физиология и школьная гигиена

Тема урока: Скелет головы, туловища, верхней и нижней конечностей.

Цели:

Образовательная : Познакомить учащихся со строением скелета человека, выделить его значение в приспособлении организма к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Развивающая : способствовать дальнейшему развитию умения формировать и излагать свои мысли, правильно строить монологическую речь;· содействовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления через использование заданий и упражнений, развивающих интеллектуальные способности;· создать условия для развития умения общаться, работать в группе, планировать свою деятельность и работать во времени;

Воспитательная : воспитание творческого подхода к разрешению ситуаций, активности, внимательного отношения к окружающим и себе , побуждать к занятиям физкультурой и спортом.

Оборудование: тестовые задания, скелет человека, череп, муляжи верхней и нижней конечностей, презентация, слайды, мультимедийный проектор.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Формы урока : фронтальные (общеклассные); групповые; индивидуальные

Межпредметные связи: биология, химия, медицина, экология, валеология

Ход урока

1. Организационный моме нт (приветствие и произвольное рассаживание в группы) 3 мин

2. Проверка и актуализация знаний (фронтальный опрос). 20 мин

На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.

Из каких частей состоит опорно-двигательная система? - Какое значение имеет опорно-двигательная система?

Какой тканью образован скелет? - На какие две большие группы подразделяются все кости? - Приведите примеры.

3. Актуализация базовых знаний Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? /Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью…/. Да, многие стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Известными людьми становятся герои, путешественники, ученые, артисты. Но для этого, прежде всего, нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд. Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Ваше мнение?

Вывод: Нам интересны люди, увлекающиеся, хорошие мастера своего дела. Чтобы такими людьми стать, надо много знать и многое уметь. Что же еще нужно для счастья? /ответы детей/ 4. Выход на новую тему. Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового? Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья /мы с вами на уроке русского языка знакомились, со словами здравствуйте, здоровье, находили общее в значении и правописании/. Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство. 5. Этап изучения нового материала. Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека? /голова, туловище, руки, ноги./ Опыт № 1 . Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости? Что вы прощупываете? Одинаковы ли они по размеру и форме?

Демонстрация презентации.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная система – это кости скелета и мышцы.

Слайд №1

Опорно – двигательная система. Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека».

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2

Скелет человека.

Скелет – это совокупность всех костей человека.

Скелет человека состоит из:

1.Скелета головы /черепа / 2.Скелета туловища / позвоночника и грудной клетки / 3.Скелета пояса верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей. Основой скелета туловища является позвоночник.

Опыт № 2. Задание: Встаньте, согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.

Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ Вывод : отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

Виды соединения костей. Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют. Соединение костей: Неподвижное /шов/ - кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно. Полуподвижное - кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Строение сустава. Подвижное соединение костей называется суставом . Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка. Они покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью. - Как вы думаете, зачем нужна суставная жидкость?

/ответы детей/

Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Мозговой отдел черепа. У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее, чем лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя челюсть.

Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Скелет туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков. Задание : Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает 12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

Догадались, почему?/стираются хрящи/

Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником. Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? /защищает от ударов сердце, легкие/

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Строение скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и в) костями кисти

Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована: а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы

6. Этап закрепления изученного материала 1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов. - Назовите основные части скелета. - Каково значение скелета? - В каких частях скелета расположены самые длинные кости?

Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета» Скелет - служит опорой тела человека - придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение - защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля . Тестовые задания. 1 . Выберите верное определение понятия «скелет» а) важный орган человека б) наружный покров тела человека в) опора тела человека 2 . Какие функции выполняет скелет? а) защищает от перегрева б) защищает органы от повреждений в) поддерживает мягкие части тела 3. Из чего состоит скелет человека?

а) скелет состоит из мышц б) скелет состоит из сосудов в) скелет состоит из костей 8. Домашнее задание :

  1. Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях.
  2. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
  3. Раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных.
  4. Научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Оборудование: модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы человека”, “Скелет черепа”, “Строение костей и типы их соединений”, фрагмент видеофильма “Опора и движение”, видеомагнитофон, телевизор, указка.

На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.

Каковы особенности строения скелета человека?

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания. 10 мин.

Беседа по вопросам. Ответы учащихся у доски с использованием таблиц и модели скелета человека.

  1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?
  2. Каков химический состав костей?
  3. Какая ткань образует кость? Какие бывают кости?
  4. Расскажите о строении кости.
  5. Как кости растут в длину и в толщину?
  6. Какие бывают соединения костей?
  7. Работа по дидактическим карточкам (2 человека).

III. Изучение нового материала.

(Рассказ с элементами беседы. Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека.)

1. Общий обзор скелета человека.

Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!
В.В. Розенблат.

“Движение - это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает всё это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос” - буквально “высохший”). Мышцы и соединительнотканные образования - хрящи, фасции, связки, сухожилия - мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

У истоков изучения скелета. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах - Демокрит - собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики.

Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки. О которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень – почти целиком).

(Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека. 4 мин 30 сек.)

В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

2. Скелет головы – череп.

Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны - особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.

Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду - у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.

Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой - возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.

Мозговой отдел образован рядом костей - плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только, если вспомнить все их виды, трубчатых - ни длинных, ни коротких. Они просто не нужны. Кости образуют округлую полость черепа, венчающего тело.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам - весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова...” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.

Кости черепа разнообразны по форме; зачастую она далека от строгой геометричности. В этом можно убедиться, рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. Сразу бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.

Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть и ешё одна подвижная косточка - подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.

На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.

Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички.

3. Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. (Приложение 1 .)

Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу - он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.

Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя - помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

4. Скелет конечностей.

У человека функции конечностей - рук и ног - четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество разнообразных движений, в том числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.

Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.

Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека.

К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости.

Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

5. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа с текстом дидактической карточки, опоры-рисунка, моделями, рисунками по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью.) (Приложение 2 .)

6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Продолжение самостоятельной работы. Беседа с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)

IV. Закрепление материала.

  • Обозначить правильно кости скелета человека. (Работа в группах. Каждой группе выдаются карточки с названием частей скелета. Нужно быстро и правильно их поместить на скелет.)
  • Рассказать о строении скелета.
  • 1 группа – скелет головы (череп),
    2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
    3 группа – скелет конечностей.

  • Заполнение таблицы “Скелет человека”.
  • Выполнение теста.
  • V. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Оценки.

    Стр. 98 – 103, вопросы и задания на стр. 104. Заполнить таблицу “Скелет человека” до конца.

    “Скелет человека”.

    Части тела

    Отделы скелета

    Кости скелета

    Особенности скелета человека

    Голова (скелет – череп) Мозговой от-

    дел (черепная

    Парные кости: теменные

    и височные.

    Непарные кости: лобная,

    затылочная, решетчатая,

    клиновидная.

    Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см 3 .
    Лицевой отдел Парные кости: верхняя

    челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные.

    Непарные кости: нижняя

    челюсть, сошник, подъязычная кость.

    Развитие подбородочного

    выступа в связи с членораздельной речью.

    Туловище Позвоночник 7 шейных позвонков,

    12 грудных, 5 пояснич-

    ных, 5 крестцовых,

    4-5 копчиковых.

    S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.
    Грудная 12 грудных позвонков,

    12 пар ребер, грудная кость.

    Сжата в переднезаднем направлении.
    Конечности Верхняя

    конечность

    Плечевой пояс: две лопатки, две ключицы. Большая подвижность плечевого сустава.
    Свободная конечность

    (рука): плечо - плечевая

    кость, предплечье - локтевая и лучевая кости, кисть - в запястье (8 костей), пясть (5), фаланги пальцев (14 костей).

    Большой палец противопоставлен остальным.
    Нижняя

    конечность

    Тазовый пояс: парные кости - подвздошные, седалищные, лобковые. Скелет таза широкий и массивный - для поддержания внутренних органов.
    Свободная конечность

    (нога): бедро - бедренная

    кость, голень - большая

    и малая берцовые, стопа - предплюсна (7 костей), пяточная

    кость, плюсна (5 костей), фаланги пальцев (14).

    Ограниченное движение тазобедренного сустава.

    Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты

    пальцы. Ноги длиннее рук, кости массивнее.

    Использованная литература:

    1. Тревор Уэстон. Анатомический атлас. ГМП “Первая Образцовая типография”, перевод, русское издание, 1998.
    2. Энциклопедия для детей. Том 17. Человек. Анатомия. Ч.1. – М.: Аванта +, 2002.
    3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1999.
    4. Биология: Человек: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.С. Батуев – М.: Просвещение. 2000.




    error: Контент защищен !!