Включаются ли в мозгу скрытые функции. Способы развития нестандартного мышления. Невероятные способности мозга


Исследования и книги о нашем мозге не могут объяснить его функциональные особенности. Ранее эксперты указывали на то, что мозг использует всего 5-10% своих возможностей, а люди с экстраординарными способностями владеют им на 100%. Однако первый факт уже опровергнут. Все отделы нашего мозга постоянно находятся в активности, даже во время сна, поэтому будет неправильным говорить о данных 10%. Второй вариант до сих пор не изучен и никак не объясняется.

Несмотря на недостаточность информации о данном органе, за последнее 10 лет было осуществлено множество открытий, однако, этого недостаточно, чтобы полностью понять всю его функциональность и на что способен мозг человека.

Еще природой было заложено обеспечить мозг всеми необходимыми защитными функциями. Он является центральным органом, без которого жизнь невозможна.

  • Вещества головного мозга находятся в черепной коробке, которая и обеспечивает их защиту
  • Волосы позволяют беречь его от холода
  • Сосудистые сплетения, которые обволакивают орган, обеспечивают его питание
  • Жидкость выступает в роли прослойки и значительно смягчает возможный механический удар

Центральный орган управляет функциями и действиями. Мы обязаны ему способностью к языковой речи, зрительной и слуховой функциональности, осязанию, логическому мышлению. Работа головного мозга человека осуществляется двумя полушариями. Левое, отвечает за логику, способность к техническому мышлению. Правое, обеспечивает визуализацию, способствует творческим проявлениям.

Если заставить функционировать оба полушария одновременно, то возможности к запоминанию увеличивается в несколько раз. Каждый участок мозга отвечает за определенные функции. Объем не превышает 2% от массы тела.

Развитие

Считается, что возможности головного мозга человека и тип его мышления задается еще в детстве воспитанием, что создает некий фундамент и интеллектуальное направление и не изменяется с возрастом.

Это ошибочное убеждение, так как каждый человек способен развить возможности мозга и повысить интеллект. Способности ограничиваются степенью осознанности и силой воли. Некоторые индивидуумы обладают высокой предрасположенностью к решению логических задач, другие справляются, значительно ее упростив. Важно, чтобы оба наших полушария развивались в равной степени.

С этой целью, для головного мозга и стимуляции расширения способностей, следует выполнять мероприятия:

  • Постоянно решайте логические и творческие задачи. Мозг должен нагружаться для активности в обоих полушариях
  • Регулярная смена деятельности. Необходимо чередовать работу/перерыв/полноценный отдых. Не рекомендуется заниматься одном видом деятельности более 6-8 лет. В процессе застоя и решения однообразных задач, мозг тормозит в развитии
  • Ведите активный образ жизни, чаще занимайте умственными и физическими упражнениями. Физическая нагрузка положительным образом сказывается на умственном развитии. Для этого достаточно выполнять простую зарядку, ежедневно
  • Старайтесь чаще менять обстановку
  • Правильно питайтесь и откажитесь от вредных привычек

Сверхвозможности мозга человека

Существуют люди, которые обладают достаточно удивительными способностями мозга, недоступными обычному человеку.

Исследования стимуляции развития сверхспособностей, до сих пор не увенчались успехом, и их природа до сих пор остается загадкой. Скрытые возможности мозга человека:

Однако, это в большей степени умственные способности человека, которые, возможно, передались генетически или вследствие раннего самообразования.

Сверх возможности:

  • Аномальная скорость счета и чтения
  • Прочитение и запоминание книги дословно
  • Возможность выучить целый язык буквально за неделю
  • Фотографическая память
  • Ясновидение

Уникальными способностями обладал Вольфганг Мессинг - читал мысли. Эти данные так и не были опровержены на момент его жизни. Считается, что йоги имеют некоторые сверх человека, однако они этому обучаются, а по врожденной природе.

Неординарные состояния

Исследования головного мозга указывают на довольно специфические аномалии развития органа. Специалисты выделяют случаи, которые достаточно тяжело объяснимы.

Известны удивительные аномалии:

«Человек, живущий с половиной мозга»

Зарегистрированный случай, который произошел с Карлосом Родригесом. Он попал в автомобильную аварию, вылетев через лобовое стекло и приземлившись прямо на голову. Была назначена необходимая операция, при которой удалено 60% мозга! Верхушка черепа приняла огромную вмятину.

Однако он до сих пор живет абсолютно нормально более 5 лет.

«Человек с дырой в голове»

Еще один зарегистрированный случай, произошедший в середине 18 века, пострадавшим в нем оказался мужчина - Финеас Гейдж. Человек получил тяжелейшую рану и лишился части мозга, которую проткнули насквозь металлическим ломом, так, что снесли пол головы. Полученную травму до сих пор не могут объяснить ученые.

Однако этот человек не умер, травмы была обработка раны и наложение повязки. Он умудрился прожить ещё более 10 лет, сохранив все способности мозга.

«Человек, который не спит»

Этот случай еще более удивительный. Яков Циперович за 30 лет ни разу не спал, практически не ел, а процессы старения полностью отсутствуют. Внешний вид человека абсолютно не изменился.

Данные «способности» Яков приобрел после сильнейшего отравления, после которого впал в кому. Выйдя из комы, пациент заметил, что у него полностью отсутствует возможность сна. Изучение мозга человека с данной аномалией не привело к результатам.

В образовательных учреждениях нам стараются дать общие знания из разных сфер жизни, однако не учат непосредственно мыслить. Во время учебы дети запоминают определенные формулы, факты, причинно-следственные связи, но самостоятельной продуктивной работы мозга почти не происходит. А умение нестандартно, креативно мыслить является как раз тем инструментом, который помогает миллионерам становиться миллионерами, изобретателям – продуцировать новые идеи, ученым – совершенствовать технологии и т.д. Для прогресса всего общества отдельным личностям необходимо использовать свои скрытые возможности. А представьте, если бы каждый из нас стал использовать свои способности по полной? Мы бы и природу смогли сохранить, и новые источники энергии нашли, и лекарства от всех болезней изобрели, и жили бы без войн и катастроф.

Как работает наш мозг?

В стандартных бытовых ситуациях от человека не требуется каких-то сверхъестественных действий или знаний, потому мозг и не продуцирует никаких новых идей и не использует скрытые возможности. В нестандартных, экстренных ситуациях, наоборот, мозг «включается» на полную и предлагает определенное решение с целью снятия психоэмоционального напряжения. Все ограничения по поводу того, что мы можем или не можем делать, только в нашей голове. Все могут запоминать огромные объемы информации, решать сложные задачи, вспоминать то, что казалось давно забыто.

Способы развития нестандартного мышления

Чтобы использовать те возможности, которые не очень нужны в повседневной жизни, надо предлагать своему мозгу нестандартные задачи. Это и ежедневное заучивание 5-7 иностранных слов, и решение логических головоломок, и осуществление в уме сложных математических операций с трехзначными числами. Методика развития своего скрытого потенциала и развития умственных способностей может быть любой.

Чтобы начать развивать свой мозг, наладить межполушарные связи в нем, дать мозгу и себе некий импульс для работы, можно использовать следующие техники и упражнения:

1) Выполняйте перекрестные движения, например, махи, когда правая нога, согнутая в колене, должна коснуться левого локтя и наоборот. Эти упражнения активизируют оба полушария головного мозга и снимают умственную усталость.

2) Попробуйте одновременно выполнять вращение двумя руками в противоположных направлениях: прямая правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против часовой стрелки.

3) Соединяйте пальцы в колечки: на правой руке – от указательного до мизинца, соединяя их по очереди с большим пальцем, а на левой – в обратном направлении.

4) Выберите какой-то предмет, имеющийся в вашей квартире, и придумайте ему 5-10 способов применения в быту.

5) На чистом листе напишите своей ведущей рукой одно слово. Затем постарайтесь написать это слово второй рукой. Далее возьмите ручки или карандаши в обе руки и постарайтесь сразу писать двумя руками: одной – прямо, а другой – в зеркальном отражении. Если писать сложно – можно сначала рисовать фигуры: от квадрата до звездочки.

6) Произносите длинные слова наоборот, не записывая их при этом. Например, курица – ацирук.

7) Купив очередную книгу любимого автора, не заглядывайте в аннотацию, а начинайте читать. Когда дойдете до какого-то захватывающего момента, закройте книгу и постарайтесь представить, что будет дальше. Затем сравните свои представления. Так вы сможете развить способность предвосхищать события.

8) Учитесь наблюдать и припоминать. Сначала можно сосредоточиться на одном предмете, бросив на него взгляд и стараясь воспроизвести как можно больше деталей, его характеризующих. Затем сосредоточьте внимание на окружающей обстановке в доме или на улице и также как можно более полно воспроизводите детали. Самым сложным упражнением является припоминание вечером всех событий, случившихся за день: с кем общались, кого встречали, какие машины проезжали мимо, что ели на обед и т.д.

Таких способов очень много. Можно развивать мозг с помощью игр с друзьями: придумывать ассоциации, составлять новые названия давно знакомым предметам, сочинять стихи. Важно лишь не давать своему мозгу застаиваться, а постоянно подкидывать ему новые задачки.

Считается, что все люди в той или иной степени наделены способностями, но далеко не каждому удается их проявить. Чтобы использовать свой потенциал на все сто процентов, нужно научиться распознавать скрытые возможности и развивать их, следуя несложным рекомендациям.

Инструкция

Постарайтесь понять, что удается вам лучше всего. Не спешите с ответом. Возможно, вы совершенствовали не самые сильные свои стороны. Так бывает, когда, например, ребенок исполняет пожелания родителей и усиленно занимается математикой, чтобы поступить в институт, забросив занятия живописью, которые очень любил.

Пройдите простейшие тесты на профориентацию, даже если не планируете менять основной род занятий. Результаты тестов могут быть совершенно неожиданными, но не следуйте им буквально. Скажем, если вам рекомендуют занятия ландшафтным дизайном, это означает общую склонность к творческому мышлению, которое способно проявиться и в других сферах.

Если вы не можете сразу определиться с тем, в какой области лежат ваши таланты, попробуйте дело, которым вы раньше не занимались, но всегда мечтали попробовать. Например, вы с детства обожали лошадей, но так и не решились записаться в конную секцию. Дерзните сделать это сейчас! Есть вероятность, что в вас пропадает талантливый наездник.

Возможно, ваш талант не столь очевиден для окружающих. Первые шаги даже в сфере, которая вам близка, редко бывают удачными. Успех приходит с опытом. Не отчаивайтесь, если вам никак не даются гаммы на фортепиано, которое вы решили освоить в надежде стать выдающимся музыкантом. Смело идите вперед, и помните, что талант, не подкрепленный трудом, не сможет прорасти.

Не ищите в себе скрытые способности слишком напряженно. В этой тонкой сфере излишние усилия могут испортить дело. При этом не занижайте свою самооценку, верьте, что рано или поздно найдете то, что пока не проявилось.

Талантливый человек вовсе не обязан быть талантливым буквально во всем. Но хотя бы одно редкое умение у вас есть наверняка. Даже если вам не удается его сразу обнаружить, не отчаивайтесь. Рано или поздно оно отыщется само. Делайте то, что вам нравится, творите, и талант не замедлит проявить себя.

Видео по теме

Источники:

  • как открыть скрытые возможности в 2019

Работа мозга представляет собой электрические разряды между нейронами, а частота разрядов определяет настроение человека и его физиологическую активность (спокойствие или тревога, сон или состояние медитации). Также возникающие волны отвечают за мышление, познание, творчество, сновидение.

Инструкция

Мозг человека состоит из трех элементов: нейронов, дендритов и глиальных клеток. Глиальные клетки не имеют нервных окончаний, основная их функция заключается в питании клеток головного и спинного мозга, очищении центральной нервной системы от продуктов распада, в поддержании нервных связей коры головного мозга, а также в производстве энзимов, связанных с памятью.

Нейроны - это , образующие серое вещество. Их особенностью является то, что нейроны могут отмирать в той части мозга, которую человек меньше всего задействует.

Дендриты служат связующим звеном нейронов и возникают благодаря мыслительным процессам под воздействием опыта и обучения.

В обычной жизни человек не задействует все ресурсы мозга, а сам мозг подключается для решения проблем только на короткое время и только в случае крайней необходимости. Прежде всего, это связано с тем, что для активной работы мозгу требуется большое количество энергии, а процессы восстановления очень сложны. Поэтому человек после умственной нагрузки чувствует усталость и дискомфорт. Но при этом мозг получает, хранит и обрабатывает любую полученную информацию. На основе этого создается жизненный опыт, который позволяет анализировать происходящие события.

При разной нагрузке и разных процессах мозг активирует только определенную зону, которая напрямую связана с текущей задачей. Таким образом, для полноценной реализации возможностей мозгу необходимо участие всех центров (сенсорного, двигательного и ассоциативного), т.е. необходимо совмещать физические и умственные нагрузки. Базовая активность мозга есть всегда, поскольку нейроны постоянно передают информацию. В случае, если какой-либо опыт становится невостребованным, то передачи информации не происходит, а, следовательно, со временем информация теряется. Поэтому основной причиной ограниченных возможностей мозга человека можно считать именно неравномерное и неумелое использование ресурсов мозга.

В период медитации вырабатываются медленные волны, приводящие организм с состояние покоя. В моменты мозговой активности такие волны сводятся к минимуму. Когда же их количество возрастает, улучшаются сон, иммунные функции, успеваемость и производительность. Человек ощущает гармонию, благополучие, снижается стрессовое состояние и тревожность. Считается, что большинство известных гениев (таких, как Эйнштейн) постоянно пребывали под воздействием этих волн.

Видео по теме

Человеческий мозг давно является загадкой для ученых. Каждый раз открываются все новые и новые особенности и возможности его, но причинно-следственные связи расплывчаты и неоднозначны. В данной статье мы познакомимся с шестью утвержденными фактами работы мозга человека.

  1. Как вы думаете, почему таблетки-пустышки (плацебо) иногда действуют на организм человека, как мощный препарат? Все дело в мировосприятии мозга. Он не разграничивает воображение . Этот же процесс происходит и в обратную сторону. Когда мы думаем о поездке в другую страну, нам попадаются на глаза определенные культурные атрибуты. Наши навязчивые мысли становятся постепенно материальными. Если хотите изменить свою жизнь, меняйте мысли.
  2. Когда мы долго читаем, анализируем, пишем, то через несколько часов чувствуем усталость. Выясняя причину, ученые пришли к выводу, что это происходит не из-за умственного труда. Во всем виноваты наши эмоции, которые возникают при обработке информации или размышлении о насущных проблемах. Мозг же неутомим. Через него стабильно идет поток крови. Другое дело, какого она качества и сосуды. Но это уже вопрос здоровья.
  3. Мозг, по мнению большинства ученых, подобен мышцам и нуждается в тренировке. Такие развивающие занятия включают равномерную смену труда и отдыха: здоровое питание, сон, спорт на свежем воздухе, чтение, на , изучение языков, путешествия, ведение дневника и др. При регулярном соблюдении перечисленного человек становится более устойчивым к стрессам, коммуникабельным, успешным в любых делах.
  4. Наш мозг хранит целые тонны информации. Такое накопительство заметно затрудняет его работу, перегружает, гнетет человека. В качестве человеческий мозг использует функцию замены. Наполняясь новыми впечатлениями, он вытесняет старые воспоминания. Таким образом, поддерживает работу нервной и иммунной системы на должном уровне. Поэтому для избавления от плохого настроения и негативных мыслей, человеку требуется смена обстановки, .
  5. Мозг не чувствует боли. Он считывает информацию с нервных рецепторов и сосудов, которыми окружен. Но сам ничего не ощущает.
  6. Человек способен изменить свой мозг с помощью правильных установок. Последние формируют определенные нейронные связи, которые, в свою очередь, влияют на поведение. Если человек сомневается или вовсе отрицает возможность повышения на работе, то он его и не получит. Потому как уже запускает неправильный, негативный процесс. При оптимистичном настрое ситуация может повернуться выгодной стороной. Только не стоит оптимизм путать с самоуверенностью. Результатом последней является лень и поспешные решения.

P.S.

Человеку подвластно многое. Главное, верить и уметь правильно задать команду мозгу. А уж он точно найдет верный путь к развитию и успеху.

Фото из открытых источников

Если ученым удастся «разгадать мозг», поможет ли это лечить все болезни, управлять чувствами, контролировать воспоминания и генерировать идеи как компьютер?

Нейробиолог Эд Бойден рассказал какие перспективы открывает исследование мозга, чего сможет добиться человек, если научится управлять нейронами, и почему неудавшимся проектам надо давать второй или даже третий шанс. «Теории и практики» публикуют перевод интервью.

«Постоянно генерируй новые идеи. Не читай, не вдумываясь. Комментируй, формулируй, размышляй и обобщай, даже если читаешь предисловие. Так ты всегда будешь стремиться к пониманию сути вещей, что и нужно для творчества».

Эд Бойден когда-то написал короткое эссе-инструкцию «Как думать», и приведенный выше абзац стал его правилом № 1. Тогда ему было 28 лет, он запускал собственную исследовательскую группу по нейробиологии в Массачусетском технологическом институте и уже обнародовал некоторые свои изыскания, которые принесли ему престижную премию Brain Prize за помощь в достижении «возможно, самого важного технического прорыва за последние 40 лет», как сказал председатель жюри. Это было почти десять лет назад. Его система генерации идей, кажется, оправдала ожидания. В прошлом году Бойден получил награду в три миллиона долларов на премии Breakthrough Prize, кроме того, он с коллегами открыл новый метод наблюдения за практически невообразимо крошечной электросхемой в головном мозге. Это позволило получить одни из самых точных изображений мозга.

Вы часто говорите, что ваша цель - «разгадать мозг». Что вы имеете в виду?

Я думаю, значение этой фразы будет меняться по мере получения новых знаний, но сейчас «разгадать мозг» для меня значит, что, во-первых, мы можем смоделировать (скорее всего, с помощью компьютера) процессы, которые будут генерировать нечто вроде мыслей и чувств, и во-вторых, что мы можем понять, как лечить нарушения мозговой деятельности, например болезнь Альцгеймера или эпилепсию. Это две цели, которые заставляют меня двигаться вперед. Одна фокусируется на понимании человеческой природы, другая - более медицинская.

Вы можете мне возразить, заметив, что есть и третий вопрос: что такое сознание? Почему у нас есть воспоминания, а у бутылок, ручек и столов, насколько нам известно, их нет? Боюсь, что пока у нас нет точного определения сознания, поэтому к этому вопросу сложно подступиться. У нас нет «замерителя сознания», который бы указывал, насколько что-либо сознательно. Думаю, когда-нибудь мы и до этого доберемся, но в среднесрочной перспективе я бы хотел сосредоточиться на первых двух вопросах.

«Почему мы так много знаем о мире? Довольно странно, что мы можем понять закон всемирного тяготения или квантовую механику»

Когда в 2016 году вы выиграли премию Breakthrough Prize, вы говорили о текущих попытках исследования мозга: «Если у нас все получится, то мы сможем ответить на такие вопросы, как «Кто я? Что есть моя личность? Что мне надо делать? Почему я здесь?». Как исследование поможет нам ответить на вопрос «Кто я?»

Я приведу пример. Когда в 2008 году наступил экономический кризис, я разговаривал со многими на тему того, почему люди поступают так, как поступают. Почему многие наши решения - не лучшие решения, которые мы могли бы принять? Конечно, существует целая область науки - поведенческая экономика, которая пытается объяснить наши поступки на психологическом и когнитивном уровне. Например, если вы зададите человеку много вопросов, а потом он будет проходить мимо вазы с конфетами, то он, вероятно, возьмет несколько, потому что утомлен ответами и не может устоять.

Поведенческая экономика может объяснить некоторые вещи, но не может объяснить процессы, которые лежат в основе принятия решений, и в еще меньшей степени - кое-какие подсознательные моменты, которые мы вообще никак не контролируем. Заметьте, когда мы что-то осознаем, это часто результат бессознательных процессов, случившихся прямо перед этим. Так что если бы мы понимали, каким образом клетки мозга организованы в схему (практически компьютерную схему, если хотите), и видели, как информация протекает по этим сетям и изменяется, у нас было бы гораздо более четкое представление о том, почему наш мозг принимает определенные решения. Если мы разберемся в этом, может быть, мы сможем преодолеть некоторые ограничения и по меньшей мере понять, почему мы делаем то, что делаем.

Можете вообразить, что в очень отдаленном будущем (вероятно, на это уйдет много десятилетий) мы сможем задавать действительно сложные вопросы о том, почему мы относимся к определенным вещам так или иначе или почему мы думаем о себе определенным образом, - вопросы, которые находятся в поле зрения психологии, философии, но на которые так сложно получить ответ с помощью законов физики.

Как исследование мозга поможет ответить на вопрос «Почему я здесь?»

Одной из причин, по которой я переключился с физики на изучение мозга, стал вопрос «Почему мы так много знаем о мире?». Довольно странно, что мы можем понять закон всемирного тяготения или что мы понимаем квантовую механику - по крайней мере, до такой степени, чтобы делать компьютеры. Удивительно, что мир в некотором роде понятен.

И я задался вопросом: если наш мозг понимает какую-то часть устройства Вселенной, но не понимает всего остального, и все понятное ему доступно благодаря законам физики, на которых также базируется и работа нашего мозга, то получается нечто вроде замкнутого круга, так? И я пытаюсь разобраться: как его разорвать? Как сделать Вселенную понятной? Предположим, кое-чего о Вселенной мы не понимаем, но если мы знаем, как работает человеческий разум и каких мыслительных возможностей нам не хватает, может быть, мы можем создать более развитый искусственный интеллект, который поможет усилить нашу способность думать.

Эту концепцию я временами называю «мозговой сопроцессор» - нечто, работающее с мозгом и расширяющее наше понимание.

У нас по-прежнему много вопросов к Вселенной, так? Эйнштейн пытался найти связь между квантовой механикой и гравитацией, но так и не преуспел в этом вопросе, и до сегодняшнего дня до конца не понятно, как решить эту дилемму. Возможно, чтобы понять некоторые вещи, нам нужно увеличить свои интеллектуальные способности. Что будет, если мы их расширим? Конечно, нет никаких гарантий. Но, может быть, мы узнаем больше о происхождении Вселенной, о том, какие силы влияли на нее в начале существования и какие влияют сейчас.

Последний вопрос на эту тему. Как исследования мозга помогут ответить на вопрос «Что есть моя личность?»

Прямо сейчас мы пытаемся составить карту структуры мозга. В нем довольно сложно что-то разглядеть. Сам мозг достаточно большой - человеческий весит несколько фунтов, - но соединения между нейронами, известные как синапсы, совсем крошечные. Тут речь идет о наноразмерах. Поэтому, если вы хотите увидеть, как клетки мозга соединены в сеть, вам нужно рассматривать именно синапсы. Каким образом это сделать? Мы разработали специальную методику. Берем участок мозговой ткани и вводим в нее химикат, точнее полимер, который в некотором роде очень похож на вещество в детских подгузниках. Это полимер, который разбухает при добавлении жидкости.

Если мы разместим его внутри мозга и добавим воды, то у нас появится возможность отодвигать друг от друга молекулы, из которых состоит мозг, и тогда мы сможем рассмотреть крошечные соединения между клетками. Итак, мы рассуждаем: если взять очень маленький мозг, например рыбы или червя, сможем ли мы изучить его целиком? Сможем ли изобразить целую нервную систему с точностью до отдельных перемычек? Сейчас это на уровне идеи, для реализации пока нет нужных технологий, но если бы нам удалось усовершенствовать техническую часть, можно было бы составить достаточно детальную карту соединений в мозге, по которой реально воспроизвести его работу с помощью компьютера. И будет ли эта копия функционировать так же, как мозг организма, который стал первоисточником?

Представьте, что у нас был червь с 302 нейронами и мы отметили примерно 6 тысяч связей между ними, а также молекулы в местах соединения. Можно ли смоделировать действия этого червяка? Потом, возможно, удастся проделать то же с рыбой, потом - с мышью, а потом и с человеческим мозгом - каждый из этих мозгов примерно в тысячу раз больше предыдущего. Если бы получилось составить карту человеческого мозга, сразу бы возник вопрос: если бы вы воспроизвели его деятельность на компьютере, это все еще были бы вы? Как уже отмечалось раньше, у нас нет точного или хотя бы рабочего определения сознания, поэтому пока мы не можем судить об этом качестве, просто глядя на что-либо, мы не можем пока дать ответ, я бы сказал. Но это поднимает интересный вопрос природы личности.

«Если бы мы понимали, каким образом клетки мозга организованы в схему, и видели, как информация протекает по этим сетям, может быть, мы смогли бы понять, почему мы делаем то, что делаем»

Около десятилетия назад вы написали эссе «Как думать». С тех пор появились ли у вас какие-нибудь поправки или дополнения к тем правилам?

Я написал это эссе довольно быстро, когда мы только запускали исследовательскую группу в Массачусетском технологическом институте и большую часть времени я проводил в пустой комнате, ожидая прибытия оборудования. С тех пор благодаря опыту я узнал, как эффективнее всего следовать этим правилам. 
Например, правило № 3 гласит: «Работай в обратном направлении, отталкиваясь от своей цели».

С того момента я понял, что если ты работаешь, отталкиваясь от проблемы, которую нужно решить, и встречаешь людей, у которых есть какие-то навыки и которые исходят из своих возможностей, то работать вместе вам будет очень просто, потому что все стороны в этом заинтересованы. Обладатели навыков хотят иметь большее влияние и решать проблемы, а люди, которые ставят цели, хотят получить новые инструменты для решения этих проблем. Поэтому правило № 3 «Работай в обратном направлении, отталкиваясь от своей цели» естественно ведет к правилу № 6 - «Сотрудничай». Также я научился анализировать природу проблем. В этом году я прочитал небольшую лекцию на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Она называлась «Готовим революции», в ней рассказывалось о том, как научиться глубже вникать в проблемы и делать возможным их решение. Это было нечто вроде «Как думать 2.0», но в форме видео.

Какие книги сильнее всего повлияли на ваше интеллектуальное развитие?

Одна из них - это «Время, любовь, память» Джонатана Вайнера. Она рассказывает о тех временах, когда люди начали связывать гены с оcобенностями поведения. Автор начинает с зари эпохи генетики - когда люди установили, что рентгеновские лучи изменяют гены - и заканчивает современностью, когда ученые выясняют, какие гены отвечают, например, за наше чувство времени или способность запоминать. Мне нравится эта книга, потому что она показывает науку в движении - не как учебник, «перед вами факты с седьмого по сорок восьмой, запомните их», - она показывает страдающих от неопределенности людей, которые преодолевают всевозможные трудности, и это очень увлекательно. Раньше я перечитывал ее каждый год, она сильно на меня повлияла.

Вторая книга называется «Размышляя о науке». Она рассказывает о Максе Дельбрюке, физике, который тоже сменил свое поле деятельности на биологию. Он внес большой вклад в открытие структуры генов и содействовал началу новой эпохи молекулярной биологии. В книге много рассказывается о его взглядах, о том, как он раздумывал над своим переходом от физики к биологии. Эта книга также сильно повлияла на мою жизнь, потому что я часто размышляю о том, как исследовать сложные системы вроде мозга, как разобраться в реальном положении дел, как избавиться от приблизительности и не останавливаться на полпути.

Вы упоминали, что постоянно делаете заметки. Что это за система?

Когда я с кем-нибудь разговариваю, то кладу на стол бумагу и делаю конспект беседы. В конце я фотографирую записи на телефон и отдаю своему собеседнику листок. Ежемесячно я просматриваю все эти конспекты и маркирую их с помощью ключевых слов. На это есть две причины. Во-первых, так как я повторно переварил разговор, это помогает мне его запомнить. Во-вторых, поскольку я подобрал ключевые слова, его легко найти. К настоящему моменту я сделал уже десятки тысяч таких конспектов.

Ваша работа предполагает, что вы много времени тратите на размышления. Как добиться максимального результата?

Есть три пункта, от прагматичного до абстрактного. Уже долгое время я очень рано встаю. Стараюсь подниматься в 4–5 часов утра, намного раньше, чем другие сотрудники лаборатории. Благодаря этому у меня есть несколько часов тишины, чтобы подумать и ни на что не отвлекаться. Мне кажется, это важно. Во-вторых, многие хорошие идеи на самом деле плохие, потому что раз они сразу звучат так хорошо, то о них уже все подумали и стремятся воплотить в жизнь. Поэтому я часто думаю о вещах, которые на первый взгляд кажутся плохими идеями, но вдруг, если посмотреть на них с нужного ракурса, они окажутся хорошими? Я трачу очень много времени на то, чтобы подходить к идеям с разных сторон.

Десятилетия назад астроном Фриц Цвикки создал множество теорий, которые сегодня являются одними из самых животрепещущих в астрофизике. Актуальнейшие из актуальных идей, вроде темной материи, он выдвинул в 1930-х. Каким образом Цвикки это сделал? Он просто рассматривал все возможные варианты. Цвикки называл свой метод «морфологическим анализом», но мне кажется, что такое и не выговорить, поэтому я называю его «мозаично-древовидной схемой».

И наконец - и этот пункт еще более абстрактный, - я верю в случайные открытия. Я трачу много времени на просмотр конспектов старых разговоров. Во многих из них речь идет об идеях, которые провалились, проекты не удались. Но знаете что? Это было пять лет назад, а сейчас компьютеры работают быстрее, появилась новая информация, мир изменился. Поэтому мы можем перезапустить проект. Многие из наших начинаний становятся вполне успешными только со второй или третьей попытки. Важная часть моей работы - это помнить неудачи и перезапускать неудавшиеся проекты, когда придет время.

Вы получили свои основные награды за разработки в оптогенетике. Почему она стала таким важным достижением?

Когда говоришь об оптогенетике, надо помнить, что «опто» значит «свет», а «генетика» - что мы используем гены, которые выполняют всю работу. Вы вводите ген, который по принципу действия напоминает маленькую солнечную батарею - по сути, это молекула, которая превращает свет в электричество. Поэтому если вы внедрите ее в нейрон и направите на нее свет, то сможете управлять деятельностью нейрона.

Почему это важно? За последние сто лет изучения неврологии многие люди пытались контролировать нейроны, используя все возможные технологии: фармакологию (медикаменты), электрические импульсы и так далее. Но ни одна из них не гарантирует точности. С оптогенетикой мы можем направлять свет на отдельную клетку или несколько клеток и «включать» либо «выключать» именно эти клетки. Так почему же это важно? Если вы можете активировать клетки, то вы можете разобраться, за что они отвечают. Возможно, за ощущение, или решение, или движение. «Выключая» их, вы понимаете, в чем их функция: может, вы «выключите» определенные клетки, и у человека пропадет какое-то воспоминание.

Оптогенетика сегодня используется для исследования мозга в лабораториях по всему миру. Какие наиболее многообещающие направления, связанные с ней, вы выделяете?

Некоторые исследователи проводят довольно вызывающие с философской точки зрения эксперименты. Например, группа ученых в Калифорнийском технологическом институте обнаружила небольшое объединение клеток глубоко-глубоко в недрах мозга. Если вы активируете их с помощью света, например, у мышей (многие работают именно с ними), то животные станут агрессивными, даже жестокими. Они будут атаковать любое существо или предмет в непосредственной близости, даже какие-то случайные вещи вроде перчатки. Это очень интересно, потому что теперь можно задаваться вопросами из серии «Что происходит, когда вы раздражаете эти клетки? Посылает ли это моторную команду мускулам? Другими словами, мышь движется, чтобы атаковать? Или дело в сенсорной команде?

То есть мышь боится и атакует в целях самозащиты?». Вы можете задавать действительно важные вопросы о значении эксперимента, когда участок мозга вызывает такую сложную реакцию, как агрессия или жестокость.

Есть целый ряд исследователей, которые работают над активацией или заглушением нервной деятельности в разных частях мозга для достижения медицинских целей. Например, группа ученых, которая показала на мышах, страдающих эпилепсией, что можно «выключать» судороги, воздействуя на определенные клетки. Есть другие группы, которые изучали мышей с болезнью Паркинсона и смогли избавить животных от симптомов этого заболевания.

Ученые много интересного открывают и в фундаментальных науках. Мой коллега по MIT Судзуми Тонегава и его группа исследователей сделали кое-что очень хитрое: они так «запрограммировали» мышей, что нейроны, которые отвечают за память, стали активироваться с помощью света. Они выяснили, что если реактивировать эти нейроны с помощью светового импульса, то мышь будет вести себя так, как будто заново переживает какое-то воспоминание. Таким образом, можно определить группы клеток, которые заставляют воспоминание всплыть в памяти. С тех пор исследователи проводят всевозможные эксперименты - например, они могут активировать счастливое воспоминание, и мышь почувствует себя лучше, даже если она больна. И список можно продолжать и продолжать.

«Многие из наших начинаний становятся вполне успешными только со второй или третьей попытки»

Есть ли у вас какие-то новые мысли по поводу того, как сделать жизнь лучше?

Я понял, что если я правда хочу, чтобы технологии работы с мозгом применялись по всему миру, то я должен этому содействовать как предприниматель, то есть основать бизнес и помочь этим изобретениям выйти за рамки академических кругов. Моя лаборатория и раньше сотрудничала с различными компаниями, но в этом году я сам участвую в запуске трех. Надеюсь, мы сможем разобраться, каким образом эти технологии могут помочь людям. Я понял, что не хочу просто публиковать научные работы; я хочу, чтобы эти технологии использовались в реальной жизни.

Одна из этих компаний занимается технологией расширения возможностей мозга, не так ли?

Именно. Мы основали небольшую компанию под названием Expansion Technologies, ее цель - рассказать миру об этих теориях расширения возможностей. Конечно, люди могут самостоятельно изучить наши публикации на эту тему, но если мы сможем нести свои идеи в массы, то многие научные и медицинские проблемы будет гораздо проще решить.

Сразу скажу, что все данные по исследованиям можно найти онлайн, мы открыто делимся всей информацией. Мы обучили, наверное, более сотни групп исследователей. При желании каждый может сам провести аналогичное микроскопическое изыскание. Но в отличие от оптогенетики, где всегда можно обратиться в какую-нибудь некоммерческую организацию, чтобы получить ДНК бесплатно или за деньги, эти исследования требуют наличия химикатов, поэтому компания, которая изготавливает наборы необходимых реактивов, доступных любому, экономит время.

перевод на русский язык: Никонов Владимир
оригинал статьи: litemind.com/boost-brain-power

121 совет как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

Можете начинать выполнять их прямо с сегодняшнего дня.

  1. Решайте загадки и головоломки .
  2. Развивайте амбидекстрию (двуправорукость, способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
  3. Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии .
  4. Изучайте (mind mapping) (прим.: диаграмма связей, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем ).
  5. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами.
  6. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино , шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
  7. Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами.
  8. Учитесь пользоваться клавиатурами с разным расположением клавиш (научитесь печатать вслепую).
  9. Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
  10. Изменяйте свои привычные представления на противоположные.
  11. Изучайте техники развития творчества .
  12. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
  13. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
  14. БЕГАЙТЕ, РЕЗВИТЕСЬ!
  15. Переверните картины, фотографии вверх ногами .
  16. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
  17. Изучайте логику. Решайте логические задачи .
  18. Изучите научный способ мышления.
  19. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
  20. Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой – или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
  21. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
  22. Ешьте продукты, полезные для мозга .
  23. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
  24. Занимайтесь физическими упражнениями!
  25. Сидите прямо.
  26. Пейте много воды.
  27. Глубоко дышите.
  28. Смейтесь!
  29. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.
  30. Заботьтесь о хорошем сне.
  31. Практикуйте короткий сон.
  32. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
  33. Ограничивайте себя в применении техники.
  34. Изучайте материалы по изучению мозга.
  35. Смените одежду. Ходите босиком.
  36. Совершенствуйтесь в беседах с самим собой.
  37. Станьте проще!
  38. Играйте в шахматы или другие настольные игры. Играйте по интернету (особенно интересно играть в реальном времени по электронке!).
  39. Играйте в игры «для ума» . Судоки, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
  40. Будьте непосредственны, как дети!
  41. Играйте в видео игры.
  42. Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки.
  43. Составьте Список 100 (прим.: техника для генерации идей, обнаружения скрытых проблем или принятия решений ).
  44. Используйте метод Квота Идей (Idea Quota) (прим.: метод составления в течение дня предварительного списка идей ).
  45. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Составьте банк идей.
  46. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
  47. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
  48. Ведите дневник.
  49. Изучайте иностранные языки.
  50. Ешьте в разных ресторанах – предпочтение национальным ресторанам.
  51. Изучайте компьютерное программирование.
  52. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
  53. Измените свое окружение – измените место расположения предметов, мебели, переезжайте куда-нибудь.
  54. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
  55. Изучайте язык символов.
  56. Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах.
  57. Посещайте музеи.
  58. Изучайте функционирование мозга.
  59. Изучайте .
  60. Определите свой стиль обучения.
  61. Учитесь методу определения дней недели для любой даты!
  62. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
  63. «Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу? (ответ)
  64. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
  65. Стройте Дворцы Памяти.
  66. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
  67. Занимайтесь сексом (Извините, здесь без комментариев! ).
  68. Запоминайте имена людей.
  69. Медитируйте. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
  70. Смотрите фильмы разных жанров.
  71. Откажитесь от телевизора.
  72. Учитесь концентрироваться.
  73. Будьте в контакте с .
  74. Мысленно решайте математические задачи.
  75. Откажитесь от спешки.
  76. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
  77. Делайте только одно дело за раз.
  78. Развивайте любознательность.
  79. Примерьте на себя чужое сознание. Как бы, по-вашему, другие люди думали на вашем месте, решали ваши проблемы? Как бы глупец повел себя на вашем месте?
  80. Культивируйте созерцательное отношение к миру.
  81. Находите время для уединения и релаксации .
  82. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
  83. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
  84. Изучайте гениев (Леонардо – отличная компания дл вас!)
  85. Создайте круг надежных друзей.
  86. Ищите соперничества.
  87. Не стоит общаться лишь с единомышленниками. Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
  88. Участвуйте в мозговых штурмах!
  89. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
  90. Ищите корни всех проблем.
  91. Коллекционируйте цитаты известных людей.
  92. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
  93. Читайте классиков.
  94. Совершенствуйте искусство чтения. Эффективное чтение – это искусство, развивайте его.
  95. Составляйте краткое содержание книг.
  96. Развивайте самосознание.
  97. Высказывайте свои проблемы вслух.
  98. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
  99. Используйте метод Брайля. Начните со счета этажей, когда будете подниматься на лифте.
  100. Приобретите произведение искусства, которое встряхнет вас. Стимулируйте, провоцируйте ощущения и мысли.
  101. Используйте различные парфюмерные ароматы.
  102. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
  103. Спорьте! Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
  104. Используйте метод тайм-боксинга (прим.: метод фиксирования определенного промежутка времени для выполнения задания или группы заданий ).
  105. Уделяйте время развитию мозга .
  106. Создайте мысленное святилище (прим.: место, которое существует только в вашем воображении ).
  107. Будьте любопытными!
  108. Бросайте вызов самому себе.
  109. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
  110. Записывайте свои сны. Заведите блокнот и первым делом утром, или когда проснетесь, записывайте сны.
  111. Обучайтесь осознанным сновидениям .
  112. Заведите словарь интересных слов. Создавайте собственные слова.
  113. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
  114. Осваивайте метод случайного ввода информации. Выписывайте случайные слова из журнала. Читай наугад выбранные сайты.
  115. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
  116. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
  117. Развивайте словарный запас.
  118. Добивайтесь большего, чем предполагали.

Всего хорошего,
Никонов Владимир

Департамент образования города Москвы: МИОО №169


Реферат

По теме «Неограниченные возможности головного мозга»


Работа Геворкян Ашхен

класс 10-в


Москва, 2013г.

Введение


Мы живем в 21 веке, в веке высоких технологий и регулярных научных открытий. Научный прогресс затрагивает абсолютно все области жизни человека. Человек изучает весь окружающий себя мир, а главное - себя самого. Мы ищем скрытые возможности своего тела, потенциал, который мы, возможно, имеем.

Самый большой интерес для ученых представляет собой головной мозг - орган, который контролирует все процессы в организме, орган мысли. Пожалуй, он даже является одной из самых больших загадок природы

Мозг - центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе и высшую нервную деятельность, а у человека - и психической функции, включая мышление

Нет в организме человека ничего более загадочного, чем этот орган. На самом деле уже давно известно строение человеческого мозга, базовые принципы его работы, но при этом ни один учёный не может объяснить, почему два, казалось бы, совершенно одинаковых человека, воспринимают окружающий мир по-разному, по-разному их мозг отдаёт сигналы, строит образы, обрабатывает внешнюю информацию.

Эта тема более чем актуальна в наше время, ведь если нам удастся развить эти самые неограниченные возможности мозга, то все человечество сможет выйти на новый уровень развития, и даже на новый уровень сознания. Школьники и студенты смогут запоминать и усваивать гораздо больший объем информации, и после окончания высшего заведения, человек будет настоящим профессионалом в своем деле. Может стереться понятие «гуманитариев» и «техников», ведь с неограниченными возможностями мозга человек легко сможет на хорошем уровне освоить любую науку, выучить любой язык. Не говоря уже о таких философских мыслях как осознание законов мироздания, осознание смысла бытия. Кто знает, может быть наш мозг хранит ответы и на такие вопросы?


1. Связь разума и тела


До сих пор о работе мозга известно далеко не все. Но одно все-таки удалось выяснить точно: человек использует лишь незначительную часть своих потенциальных интеллектуальных возможностей - по разным данным, от 5 до 10%. Одно из проявлений огромного потенциала человеческого разума - многообразные реакции организма на сигналы мозга.

Так, психосоматические заболевания являются физическими расстройствами, вызванными различными процессами, происходящими в мозгу, без каких-либо очевидных причин биологического свойства. Множество болезней прямо или косвенно связано с психикой, то есть разум как бы навязывает свою точку зрения организму, и тот реагирует соответственно. Существуют такие истории болезни, где описывается паралич конечностей без видимых биологических причин: медицина не может объяснить, почему рука или нога вдруг начинает вести себя так, как будто она парализована в физическом смысле, когда пациент испытывает страх либо под воздействием «всплывшего» из подсознания воспоминания о давно пережитой травме.

Далее, окружающим кажется совершенно неадекватным поведение человека, страдающего различными фобиями, например, боязнью толпы (агорафобия) или замкнутого пространства (клаустрофобия). Во многих таких случаях определенное воздействие на сознание может навсегда избавить от недуга.

Еще один классический пример воздействия разума на тело: эффект плацебо. Неоднократно проводились эксперименты, в которых одной группе исследуемых давали лекарство от какой-то определенной болезни, другая же под видом якобы новейшего и мощного лекарства получала «пустые», не обладающие лечебными свойствами таблетки, при этом улучшения чаще всего наблюдались у пациентов, которые принимали плацебо. Исследователи объясняют этот факт способностью разума «внушать» организму определенные ожидания.

Таинственное влияние человеческого разума и эмоций на иммунную систему изучается новой, динамично развивающейся наукой психонейроиммунологией.

Исследования, проведенные в этой области, выявили несколько способов использования скрытых возможностей разума, включая и эмоциональную сферу, для излечения организма. Успехи психонейроиммунологии вызвали повышенный интерес к вопросу о роли эмоций в борьбе даже с такими страшными недугами, как слепота или запущенные формы рака. В самом деле, выяснилось, что не только мысли человека, но и такие положительные эмоциональные факторы, как надежда и любовь, могут значительно ускорить процесс излечения. Вне всякого сомнения, человеческий разум в определенных условиях способен быть самым мощным лекарственным средством.

Изучение многообразных связей человеческого разума с телом дало и еще один поразительный результат: феномен спонтанной ремиссии, «чуда», которому современная медицина не находит объяснений. Причем факты внезапного исцеления в казалось бы безнадежном состоянии наблюдались при всех видах заболеваний, включая рак. В настоящее время этот феномен изучается тщательнейшим образом в ряде научных учреждений - в частности, этим занимается Институт проблем духа и разума в Пало-Альто, Калифорния.


О проблемах развития способностей мозга


Академик Наталья Бехтерева писала: «О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего - наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита выведенной в сознание информации. Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков.»

Добавим также: мгновенное запоминание целых страниц текста методом фотографической памяти, скорочтение.

Что же мешает мозгу работать в полную силу? По мнению ряда ученых, природа, наделив человека интеллектом, предусмотрела и защитные механизмы, предохраняющие мозг от перегрузки. И хотя ресурсы мозга позволяют запомнить за всю жизнь порядка 10 миллиардов бит информации (что соответствует примерно объему информации, содержащейся в 5 комплектах Британской энциклопедии), этого не происходит. Мозг работает по принципу минимальной затраты энергии - ровно настолько, насколько требуется.

Так же мозг человека, как и его тело, нуждается в постоянной тренировке, с детства и до глубокой старости. Активный ум влияет даже на состояние здоровья, позволяя человеку долго чувствовать себя молодым и выглядеть моложе своих лет.

К сожалению, у большинства людей развитие интеллекта, как таковое, прекращается с окончанием школы или ВУЗа и поступлением на работу. Между тем, это тот самый случай, когда остановка в развитии означает неизбежную деградацию. Недостаточная интеллектуальная активность приводит к снижению уровня кровоснабжения коры головного мозга, что в свою очередь негативно влияет на состояние интеллекта, а также памяти. Именно память, ухудшаясь, первой подает сигнал о том, что интеллектуальные способности задействованы человеком не в полной мере.


3. Методы развития способностей головного мозга


Ученые уже давно работают над различными методами, которые призваны развивать заложенные природой, но почти не задействованные способности человеческого мозга. В России в развитие данного метода внесли большой вклад выдающиеся ученые: Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Чуприкова Н.И. и другие.

Очередное подтверждение громадного потенциала человеческого мозга дает нам методика обучения под названием «суггестология». Этот образовательный процесс, иногда называемый «сверх-образованием», заключается в использовании специально подобранной музыки в качестве фона, когда ученик, находясь в состоянии глубокой релаксации, прослушивает объяснения преподавателя и выполняет его указания. Суггестология не имеет ничего общего с гипнозом или обучением во сне, поскольку обучаемый полностью бодрствует и контролирует свое сознание, при этом он усваивает материал без какого-либо напряжения, даже не стараясь его запомнить. Метод этот, по утверждению его авторов, позволяет задействовать до 90 процентов того объема мозга, который обычно не используется. По словам одного из крупнейших исследователей в этой области - доктора Георгия Лозанова, из болгарского Института Суггестологии,- скорость обучения с применением описанного метода увеличивается в 50 раз. Болгарские ученые провели несколько тысяч контрольных тестов, результаты которых полностью подтвердили ошеломляющую эффективность их методики, которая значительно улучшает память, не требует от обучаемого практически никаких усилий, не зависит от его возраста, способностей и уровня предшествующей подготовки, не предъявляет никаких особых требований к оборудованию.

В Институте Суггестологии сотни людей, выходцев из самых различных слоев общества, овладевают иностранными языками всего за 20 дней! Там же работают экспериментальные группы обучения за несколько недель математике, физике, химии и биологии, как на начальном, так и на высшем уровне.

Современные исследования приоткрыли завесу тайн мозга. В 1981 году Роджер Спери выяснил, что левая и правая часть мозга отвечают за разные функции (за что получил Нобелевскую премию). Так у людей с техническим мышлением активно работало левое полушарие, а у гуманитариев правое.

Одна из основных загадок мозга заключается в так называемой пластичности. Дело в том, что зафиксировано странное свойство головного мозга, заключающееся в том, что при поражении одного из его участков, другие участки могут взять на себя функции первого. Однако пластичность работает, почему-то, не в 100% случаев. В истории хирургии был удивительный эпизод, когда человеку пришлось удалять полностью одно из полушарий мозга. Доктора говорили, что после этого пациент потеряет возможность видеть и говорить, а также, возможно, лишиться способности трезво мыслить. Но уже через пару недель после операции человек не только заговорил, но и стал работать с меньшей интенсивностью, чем до операции. Этот уникальный случай внесён в энциклопедию хирургии.

Учёные так и не смогли объяснить этого феномена. Есть только отдельные гипотезы, одна из которых заключается в том, что у этого человека 99% процентов работы головного мозга осуществляло одно полушарие, а второе было практически не задействовано. Такой эффект носит название миелоасинхрония. Он в меньших масштабах характерен для большинства жителей нашей планете. И в этой связи главная задача современной науки, посвящённой раскрытию способностей человека - попытка запустить оба полушария мозга хотя на 50% для каждого.

В процессе дальнейших исследований активности мозга, в ходе решения различных задач было выяснено, что гениальные люди задействуют оба полушария мозга одновременно. Эти данные позволили ученому из Лондона Тони Бьюзану создать инструмент - MindMap (Интеллект-карта), благодаря которому можно задействовать оба полушария для: обучения, запоминания, генерации идей, презентаций, планирования, нахождения правильных решений. Более подробно про то как создавать интеллект-карты их свойства я наведу в одном из следующих блогов.

Да именно использования двух полушарий мозга (левого - логика и правого - творческого) может дать человеку невиданный до этого времени прогресс по усвоению информации, что так нужно у сегодняшний день информационного взрыва.

Есть много способов измерить свой коэффициент интеллекта, самый известный это тесты IQ с помощью которых человек может проверить свой уровень знаний. Но стоит отметить что тест на IQне даст 100% гарантию на то что человек будет успешным или нет. Да высокий коэффициент будет свидетельствовать про наличие предпосылок (у детей) к той или иной деятельности. Тут вступают ряд других факторов в особенности еще выделяют EQ (эмоциональный интеллект) который без всякого сомнения влияет на действия человека еще в большей степени нежели его уровень IQ. Умения контролировать свои эмоции и давать себе возможность на практике использовать свои знания - это великое искусство, которое надает человеку огромный потенциал для роста и успешного движения по жизни.

Все мы имеем возможности развивать свой уровень IQ его и таким образом улучшать себе память. В первою очередь нужно определить кем вы являетесь по принципу восприятия информации: Визуал (глаза), аудиал (уши), кинестетик (чувства). У всех из нас развиты эти чувства, но некоторые из них (один или два) развиты намного лучше чем остальные. И тут уже нужно определив властные склонности учится и подбирать методику обучения соответственным образом. Можно правда и развить остальные (это вполне реально) - в следствии открывается широкий диапазон методов обучения, что у свою очередь даст ученику возможность более продуктивно работать и изучать материал. Доказано, что развитие интеллекта и интеллектуальных способностей напрямую связано с количеством перерабатываемой информации. Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка - тренирует мышцы. Нет более естественного и безопасного «фитнеса для мозгов», чем информация. Под воздействием потока информации высокой интенсивности происходит улучшение кровоснабжения головного мозга, образование новых нейронных связей - как следствие, развитие, без преувеличения, незаурядных способностей.

О высоком уровне развития интеллекта свидетельствуют такие качества, как умение принимать правильные решения, креативность мышления, интуиция, организаторские способности. Все это поддается развитию и улучшению. Вот как прокомментировали возможности этих технологий в Учебном центре «Интеллект» при НИИ психологии и развития способностей:

«Вы можете просто увеличить количество «потребляемой» информации, если у Вас, действительно, есть в этом потребность, а также лишнее время, а можете попытаться поднять скорость работы с информацией. Высокая скорость работы с информацией является несомненно лучшей тренировкой скорости и качества мышления.

Суть метода - научить мозг работать быстро: не только воспринимать информацию, но и оценивать, анализировать, принимать решения. Это не только полезно само по себе - в жизни, но и наилучшим образом тренирует мозг, держит его в тонусе.

При этом замечательные вещи происходят и с памятью. Известно, что память лучше всего работает не на основе зубрежки, а на основе понимания. Секрет улучшения памяти прост: ум, обученный быстро структурировать информацию, приобретает способность запоминать фактические данные (имена, даты, цифры и.т.д.), содержащиеся в этой информации, автоматически - без приложения специальных усилий, без многократных повторений и других приемов.

Подобные упражнения, собранные в целостную систему, дают удивительные результаты. У людей, прошедших обучение, повышается IQ, улучшается логическая и непроизвольная память, развивается интуитивное и творческое мышление, умение управлять вниманием. Они также значительно превосходят других по работоспособности и психологической устойчивости. Большинство из них имеют высокие успехи в работе и учебе».


Мозг и паранормальные способности


Пожалуй, самым ярким проявлением колоссальной мощи человеческого разума служат паранормальные способности. Их изучает парапсихология, которую можно уподобить мосту, связывающему воедино гуманитарные и естественные науки, религию и искусство. Предмет парапсихологии - комплексное исследование механизма взаимодействия человеческого разума с космосом. Парапсихологическими вопросами интересовались такие выдающиеся умы, как Мария Кюри, Франклин Рузвельт, Уильям Батлер Йитс, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль и Карл Юнг.

Множество людей демонстрирует необычные, иначе говоря, паранормальные способности, которые традиционная наука объяснить не может. Одни обладают даром предвидения, предсказывая те или иные события задолго до того, как они произойдут. Другие наделены феноменальным зрением или слухом и могут видеть или слышать на громадных расстояниях. Третьи читают чужие мысли или передают свои телепатическим путем. Есть люди, способные перемещать или, например, сгибать материальные предметы, используя энергию разума (феномен телекинеза). Обладающие даром психометрии могут получить различные сведения о том или ином человеке, дотронувшись до предмета, с которым этот человек контактировал. И, наверное, все без исключения наслышаны о целителях, излечивающих различные болезни при помощи силы разума и молитвы.

Многие пионеры психологии - среди них Зигмунд Фрейд, Шандор Ференци, Вильгельм Штекель и Карл Юнг - проявляли живейший интерес к психическим феноменам, магии и оккультизму, справедливо связывая такие явления с глубинами человеческого разума. Интересно отметить, что оба основоположника современной психологии, Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, занимались исследованиями, близкими к парапсихологии.

Вот что писал Зигмунд Фрейд в 1924 году видному ученому-психиатру Хиэворду Каррингтону: «Если бы мне довелось начать жизнь сначала, я бы ее посвятил не психоанализу, а паранормальным проявлениям человеческой психики». Многие предки Карла Юнга по материнской линии так или иначе были связаны со сверхъестественным. Его дедушка, преподобный Самуэль Прайсверк, общался с невидимыми существами. Мать Юнга, Эмили, писала в дневнике, как в юности ее заставляли сидеть рядом с преподобным Прайсверком и не позволять духам нарушать его покой. Тот же дедушка еженедельно проводил сеансы с духом своей первой супруги, а его вторая жена, бабушка Юнга, обладала уникальным даром ясновидения. Сам Юнг, когда ему было чуть за двадцать, начал свою научную карьеру с парапсихологических экспериментов.


Человеческий мозг - феномен природы


Медицина как наука - величайшая. Современная медицина может очень многое. Но даже она не способна объяснить некоторые удивительные случаи, которые встречаются в практике медиков. Я приведу примеры необычных возможностей человеческого мозга… или его отсутствия вообще…

В октябре 1996 года в одну из больниц Кубы зашел, пошатываясь, любитель подводной охоты Оскар Гарсиа Чирино. Его голова была насквозь прошита гарпуном подводного ружья. Приятель пострадавшего, охваченный азартом охоты, запутался в тине и, перепутав Оскара с рыбой, выстрелил в упор. Удивительно было уже то, что всё это произошло в 80-ти км от берега. Всё это расстояние несчастный проплыл сам. Путем сложнейших манипуляций медикам удалось извлечь гарпун. В настоящее время любитель подводной охоты чувствует себя отлично и даже начал заниматься любимым делом.

Еще один случай, поставивший медиков в тупик, произошел в Массачусетсе. 13 сентября 1947 года на одном из железнодорожных участков мастер Файнс Гейдж, 25-летний молодой мужчина, закладывал взрывчатку в шурф для взрыва. Пороховой заряд он утрамбовывал тяжелым, почти метровым, металлическим прутом, заостренным сверху и плоским снизу. При очередном ударе плоский конец прута высек искру, отчего произошел взрыв пороха. При этом острый конец прута пробил Файнсу скулу и прошел через всю голову. Левый глаз почти выпал. Даже при такой страшной травме мужчина не потерял сознание и при помощи товарищей добрался до больницы. При вынимании прута медикам пришлось удалить часть черепной коробки и мозга. Вопреки всем ожиданиям, Файнс остался жив и быстро пошел на поправку. Прожил он еще более сорока лет, правда, ослепший на один глаз.

Еще один удивительный случай заставил полностью изменить свои взгляды специалиста в области мозга из Германии Хуфланда. Он вскрывал черепную коробку пациента, умершего от паралича. Больной до последней секунды сохранял все физические и умственные способности. Результаты трепанации повергли Хуфланда в неимоверный шок! У пациента вообще не было мозга! Вместо него в черепной коробке было чуть более 300 грамм обыкновенной воды! Такая же патология была обнаружена в 1976 году при вскрытии голландца Яна Герлинга, которому на момент смерти было 55 лет. Результаты вскрытия вызвали у родственников бурю негодования, ведь Ян являлся одним из самых лучших часовщиков в стране!

Питерская пресса тоже описывала удивительный случай, произошедший с грибником. При сборе грибов он нашел взрывное устройство и по любопытству и неосторожности взял его в руки. При взрыве находки бедолаге напрочь снесло голову. На глазах у ошеломленных свидетелей безголовый пострадавший прошел более 200 метров. Притом 3 из них он шел по узкой дощечке, переброшенной через ручей. Во время Второй мировой войны было известно много случаев, когда бойцы с оторванными головами, висевшими на плечам практически на ниточках, вступали в бой.

Медицина еще немало описывает таких случаев, которые тщательно запротоколированы и отнесены к загадкам науки.

человеческий мозг разум

Заключение


Из информации изложенной в моей работе следует, что способности головного мозга действительно гораздо более обширные и глубокие, чем мы привыкли считать. И изучение феноменов головного мозга пока не сильно развито, и находится лишь на старте. Но мы уже на начале длинного пути, в финале которого человек, возможно, сможет эволюционировать в еще более совершенное существо.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.





error: Контент защищен !!