Влияние биоритмов на организм человека. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Биологическе ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).
В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.
Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.
Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.
Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.
Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.
Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.
Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).
Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографичес- ких условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом - перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:
Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.
Профилактика утомления
Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.
Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.
Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.
Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.
Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволит продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.
Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.
Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.
Самочувствие - это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.
Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.
Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна -признак переутомления.
Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.
К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.
Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка - умственная или физическая - должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если данное человеку задание превышает его возможности, то он почувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки.
Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Суть науки биоритмологии состоит в определении потенциала внутренних ресурсов человека на каждый момент времени. Влияние биоритмов на жизнь людей переоценить трудно, поскольку течение каждого биоритмического цикла способно определить исход тех или иных событий.

Статистические исследования области биоритмологии

Изучение влияния биоритмов было начато доктором Гансом Швингом. В 1939 году он опубликовал научный труд, отражающий многолетние исследования в этой области. В своей работе Швинг рассмотрел 700 несчастных случаев и 300 случаев летального исхода.

С помощью вычислений доктор Швинг показал, что соотношение дней, сопровождающихся смешанными циклами и количества дней нахождения в критической точке одного из циклов биоритма, составляет 79,6 к 20,4.

Исследование несчастных случаев позволило установить, что 322 из них зарегистрировано в одного из биоритмов, 74 – в двойные критические дни, а 5 пришлось на моменты критических триплексов. Отразив эти цифры в процентах, Швинг получил следующие результаты:

  • 60% несчастных случаев произошло в критические дни;
  • 40% — приходится на дни смешанных циклов, то есть некритические дни;
  • критические дни занимают 20% всего времени.

Результаты свидетельствуют о том, что большая часть происшествий была зарегистрирована в период, составляющий 1/5 жизни человека. На все остальное время приходится лишь 40% негативных случаев.

Современная статистика говорит о том, что 26,6% несчастных случаев выпадает на единичный критический день, 46,5% — на двойной, а 24,75% — на тройной критический день.

Особенно опасны двойные физические и : в этот момент резко увеличивается вероятность аварии на дороге или суицида. В такие дни человек теряет внутреннее равновесие. Угнетенное эмоциональное состояние в сочетании с плохой физической формой могут сыграть плохую шутку. Исследования влияния биоритмов не прекращаются в настоящий момент, а сама биоритмология получает все большее признание.

Как использовать данные о биоритмических циклах

Применение открывает широкие возможности для оптимизации внутренних ресурсов человека. Отслеживание цикличных изменений потенциала человека позволяет:

  • активно использовать благоприятные периоды;
  • беречь ресурсы и восполнять внутреннюю энергию в периоды отрицательного роста;
  • проявлять особую осторожность в критические дни биоритмов.

Объективные обстоятельства в жизни человека не подвержены влиянию биоритмов, однако на любое событие человек может отреагировать по-разному, в зависимости от состояния его циклов. Например, в критически дни эмоционального биоритма люди весьма раздражительны, их легко выбивает из колеи даже самое незначительное происшествие. Результатом такого влияния биоритма становится резко негативная реакция на те или иные события, что влечет за собой целый ряд негативных жизненных моментов.

В спортсмен на соревнованиях может допустить нелепую, роковую ошибку, которая поставит под угрозу всю его карьеру. Ученый выбравший для защиты диссертации критический день интеллектуального биоритма, не сможет в полной мере продемонстрировать свои знания. Защита может показаться комиссии неубедительной, а дополнительные вопросы не получат быстрого и четкого ответа.

В то же время спортсмен и ученый могут сделать головокружительную карьеру, если будут активно действовать в периоды подъема биоритмических циклов. В это время их профессиональные возможности окажутся на высоте, а достижение успеха станет почти неминуемым.

Применение биоритмов открывает хорошие перспективы для снижения количества неблагоприятных моментов в жизни людей. Некоторые предприятия, заботящиеся о своих работниках, обеспечивают организацию скользящего графика. Каждый сотрудник фирмы вправе выбирать для работы самые эффективные и безопасные дни. Такая политика наилучшим образом влияет на производительность труда и карьерный рост персонала.

Кроме того, каждый человек может отслеживать течение биоритмических циклов в индивидуальном порядке, определяя для себя дни, когда следует действовать наиболее активно, а когда лучше побыть в тени, чтобы обеспечить накопление внутренней энергии. Для

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Существует такая наука, которая называется хронобиология, она изучает биологические ритмы человека. Ведь все живые существа на планете подвержены их влиянию, вплоть до настроения. Даже врачи назначают лечение с учётом этих факторов, в определённое время меняется дозировка. И сегодня я хочу вам рассказать об этих ритмах подробнее, чтобы у вас были преимущества в профессиональной деятельности и личной жизни, а также отличное здоровье.

Общее

Сам термин означает регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов, на которые обратили внимание ещё Гиппократ и Авиценна.

Они могут быть, как самостоятельными (дыхание, сердцебиение…), так и связанными с географическим циклом (обмен веществ, процесс деления клеток…), приливными (открытие ракушек в связи с приливами) и годичными (рост растений…). Самым главным понятием, которым оперирует хронобиология – это циркадные ритмы, они постоянно сменяют друг друга и тесно связаны с вращением Земли вокруг своей оси. Считается даже, что в мозгу человека есть центр управления ими, который назвали супрахиазматическое ядро.

Самым простым примером этой сложной терминологии может послужить всем известный цикл «бодрствование-сон». И если он сбивается, к примеру, в связи с бессонницей на фоне стресса, то это очень пагубно влияет на организм, истощая его ресурсы. Даже сдвиг на один час требует длительный этап восстановления.

У ночных животных в темноте возрастает активность, но у людей все процессы, наоборот, замедляются, и если ему приходится в это время работать, происходят серьёзные сбои, защитные функции супрахиазматического ядра значительно снижаются, что может повлечь за собой опасные заболевания, например, злокачественные опухоли.

Классификация

Классификация биоритмов в зависимости от разных критериев

1.По выполняемой функции

  1. Физиологические. Длительность от доли секунды до одной-двух минут. Это может быть давление, сердцебиение и артериальное давление. Считается, что, в общем, в нашем теле насчитывается примерно 400 суточных ритмов. Их серьёзный сбой или прекращение приводит, соответственно, к смерти.
  2. Экологические. Они имеют совпадения с природой, и для нас служат, как биологические часы, потому что организм ориентируется во времени благодаря им и понимает, к чему готовиться. Банальный пример, когда на зиму повышается вес, чтобы жир помогал согреваться в особо холодные и морозные дни. Могут быть суточными, сезонными, приливными и лунными. Если человека лишить информации про естественные изменения в природе, создав искусственные условия непрерывного освещения, поддерживать определённый уровень влажности и прочее, то произойдёт интересный момент, его организм начнёт приспосабливаться и создавать свой собственный период, не зависящий от природы.

2.По длине

  1. Циркадианные – самые распространённые и всем известные, имеют период в 24 часа, их ещё называют суточные или околосуточные. Происходит мочеобразование, изменение давления…
  2. Ультрадианные – околочасовые, в это время происходит чередование сна и бодроствования, изменение температуры…
  3. Инфрадианные – длительность более 24 часов, это околонедельные, околомесячные и окологодовые.

3.ПО источнику происхождения

  1. Физиологические. Образовались в процессе эволюции, вследствие увеличения нагрузки на клетки, органы и прочее. Расчёт частоты физиологических ритмов и их изменение помогает адаптироваться к переменам без ухудшения здоровья.
  2. Геосоциальные. Образовываются благодаря социальным и геофизическим факторам, и отвечают за адаптивность, как к труду, так и к отдыху.
  3. Геофизические возникли под влиянием различных фаз Луны и времён года и отвечают за приспособление к изменениям в природе.

Нашими постоянными спутниками являются три биоритма

1.Физический

Он имеет продолжительность в 23 дня и оказывает влияние на нашу энергичность, выносливость, силу и координацию. Когда он в норме, то мы ощущаем желанное чувство уверенности в своих силах, вследствие чего наш характер обладает такими свойствами, как амбициозность, решительность, напористость, оптимистичность и стрессоустойчивость. Чтобы выяснить, какой у вас уровень, предлагаю формулу расчёта:

A = (365 х B + C + D)/23

A – фаза цикла

365 – кол-во дней за год

B – полные прожитые года

C – сколько прожито високосных годов(4 дня для 15-летних подростков)

D – дни от даты рождения до сегодня

23 – дни цикла

Если у вас число, меньшее или равное 11,5, то у вас положительная, соответственно, если больше, то уже отрицательная.

2.Эмоциональные

Имеют влияние на нашу нервную систему, настроение, эмоции, даже интуицию и влюблённость. Их значение для нас просто колоссальное, при низком уровне человек будет испытывать депрессию, неудовлетворённость и бессмысленность своего существования. Интересный факт: ровно на 14 сутки, в тот же день недели, в который человек появился на свет, для него наступает самый критический момент эмоционального биоритма.

Продолжительность составляет 28 дней, соответственно формула расчёта такая же, только изменяем количество дней цикла.

A = (365 х B + C + D)/28

До 14 – положительная половина фазы, если больше – отрицательная.

3.Интеллектуальные

Это наша память, скорость и тип мышления, способности, будь то логические или творческие, обучаемость. Самым благоприятным периодом для посещения конференций или повышения уровня квалификации будет пик подъёма интеллектуальности, потому что легче понимать, о чём идёт речь, проще концентрироваться и запоминать информацию. Продолжительность больше, чем у остальных и составляет 33 дня, соответственно в формуле меняем показатель на этот.

A = (365 х B + C + D)/33

До 16, 5 – положительная, больше – отрицательная

Фазы


Теперь подробнее расскажу о самих фазах и их влиянии на здоровье:

  • Подъём . Человек испытывает прилив энергии, больше, чем обычно успевает сделать. Выносливость на высшем уровне, обычно спортсмены в этот период завоёвывают первые места, или просто бьют свои личные рекорды. В эти дни, можете заметить, как поднимается без видимых на то причин настроение, появляется уверенность в своих силах и готовность идти на риск.
  • Переломный момент . Ощущается, как становится меньше энергии, появляется слабость и начинают беспокоить недомогания. Привычные, обыденные дела приходится выполнять с усилиями, мысли не столь оптимистичны и появляется желание приостановиться в деятельности.
  • Спад . После минимальной нагрузки требуется отдых, даже обычная прогулка в тягость. Слабость может присутствовать даже после пробуждения, и, чтобы не истощать ресурсы своего организма, очень важно устроить перерыв и позволить себе отдых. Тогда, набравшись сил, состояние начнёт плавно улучшаться и перерастёт обратно в подъём.

Суточный график

Сейчас я приведу подробный график работы человеческого организма, чтобы вы могли проследить, в чём есть совпадения, а где необходимо подкорректировать свой образ жизни.

Время суток Часы Процессы
1 Раннее утро 4 Подготовка к пробуждению
2 5 Снижается выработка мелатонина, поднимается температура тела, давление, учащается пульс. Нарастает количество кортизола и адреналина, гормонов, которые отвечают за нашу активность.
3 Утро 7-8 Пик выброса кортизола у «сов», то есть людей, которые поздно ложатся спать и поздно просыпаются.
4 9 Если не присутствует нарушение в режиме сна, то в этот период самая высокая работоспособность, человек усваивает больше информации, быстрее думает и принимает решение.
5 9-11 Начинают активизироваться защитные функции, и кстати, если вы принимаете лекарства для повышения иммунитета, лучший эффект будет, если успеете в эти часы.
6 День До 11 Эффективны и полезны физические нагрузки
7 12 Кровь приливает к органам пищеварения, соответственно, уменьшается её количество в головном мозге. Снижается мышечный тонус, пульс и давление.
8 После 14 Если принять обезболивающее, то его действие будет более продолжительным, так как болевая чувствительность и так на минимуме.
9 15 Настало время для долговременной памяти, так что, если необходимо вспомнить что-то давнее, а так же, если нужно что-то запомнить, и надолго – лучшего времени не найти.
10 После 16 Опять возрастает работоспособность
11 15-18 Следует заняться спортом, хотя бы прогуляться по парку.
12 16-19 Интеллектуальная активность. В пищу рекомендовано употреблять пищу, богатую углеводами, натуральную.
13 Вечер 20 Эмоциональное состояние стабилизируется. Обновляются клетки, а вот температура начинает понижаться.
14 21 Подготовка ко сну
15 22 Пора спать.
16 Ночь
17 2 Если в этот момент человек ещё бодрствует, это сказывается не только на здоровье, но и просто в жизни. К примеру, возникает депрессия, чувство удовольствия и радости на минимуме.
2-4 Самый глубокий сон. Уровень мелатонина, который отвечает за расслабление и качественный отдых на максимуме.
4 Всё сначала


Соблюдайте режим, ведь даже врачи при многих заболеваниях, прежде всего, говорят о нём. Существуют разные типы людей, в зависимости от их режима активности и сна. То есть, «жаворонки», которые рано встают и ложатся, и «совы», о них я рассказывал в таблице. Существуют ещё «голуби», они дневные, но это редкий тип. Так вот, по статистике, инфаркты миокарда в основном случаются именно у «сов», так как идёт усиленная нагрузка в тот момент, когда человек должен восстанавливаться. Такой дисбаланс называется десинхроноз. Бороться с ним возможно только с помощью возвращения к естественным ритмам.

Отдыхайте, когда чувствуете усталость, днём работайте, а ночью спите, вроде бы очень простой совет, но часто сложный в выполнении. Повседневная жизнь современного человека состоит из стрессов и дедлайнов, когда совсем нет возможности расслабиться. Почитайте статью , которые смогут помочь вам. Ещё один важный нюанс – отход ко сну, работа и приём еды должны быть в одно и то же время.

Еда

Помните, как нам рассказывали о том, что пищу необходимо тщательно пережёвывать? Знаете почему? А потому, что сокращения мышц желудка происходят с частотой от 2-4 раз в минуту, и если мы быстро едим, наши глотки сбивают цикл, тогда нарушается перистальтика пищевода. Поэтому старайтесь себя контролировать и всё-таки делать паузы.

Недосып

Из-за недосыпа мы стареем раньше, а звонок будильника подвергает нас огромному стрессу, принося большое количество негативных последствий для здоровья. Как-то их смягчить поможет ваш естественный рефлекс – потянутся и зевнуть, при чём, используйте разные способы, как кошка, к примеру, выгибая спину, или как кобра, когда живот прижат к полу или кровати.

Утро

Физические нагрузки и интенсивные тренировки запрещены рано утром и поздним вечером. Иначе никакой пользы получить не выйдет, к тому же высокий риск получить травму и перегрузить сердечно — сосудистую систему.

Перелеты

Людям, которым приходиться совершать длительные или частые перелёты, следует принимать природные средства, лекарства на основе лимонника, родиолы розовой, левзеи… Потому что восстановление может порой захватить не один месяц, а пожилые люди и дети сложно переносят десинхроноз. Симптомы обычно проявляются в чрезмерной утомляемости, бессоннице, ощущением разбитости и потливостью. Ко всему прочему обостряются хронические заболевания.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Биоритмы имеют влияние на работоспособность, здоровье, даже ощущение влюблённости, поэтому сохранять их естественный процесс очень важно, иначе есть огромный риск выкладываться вхолостую и тратить свои ресурсы. Подписывайтесь на обновления блога и вы не пропустите важных новостей, полезных для вашего саморазвития. Берегите себя и придерживайтесь рекомендаций, и всё у вас получиться!

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Интерес к регулярному повторению физиологических процессов орга-низма человека прослеживается на протяжении многих веков. Древнегреческий поэт Архилах два с половиной тысячелетия назад написал: "Познай, какой ритм владеет людьми". Великий Гиппократ указывал на необходимость рассмот-рения времен года и их воздействия на человека. На периодичность как ос-новное свойство живых организмов обратили внимание в средневековой науке в эпоху Возрождения. Исследования Роджера Бэкона, Иогана Кеплера, были основаны на знании законов ритмичности.

Современная наука успешно развивает новое направление исследова-ний − хронобиологию. Достижения отечественной биоритмологии нашли ши-рокое применение в организации режима трудовой деятельности и отдыха, по-вышении работоспособности, физическом совершенствовании человека.

Биологические ритмы имеют огромное значение для медицины. Они дали развитие таким новым подходам, как хрономедицина, хронодиагностика, хро-нопрофилактика, хронотерапия.


1 Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека. Десинхроноз и профилактика его последствий

1.1 Биоритмы и их виды

Биологические ритмы − эволюционная форма адаптации к условиям рит-мических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимо-действие различных функциональных систем организма друг с другом и с ок-ружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизне-деятельности в целом.

С этой точки зрения биологические ритмы представляют собой сложную последовательность многоступенчатых процессов биохимических и биофизи-ческих превращений в организме человека. Ряд ученых считают, что "хозяйка-ми" биоритмов являются молекулы РНК и ДНК. Возможно, параметры ритмов физиологических функций и задаются определенной генетической программой, но в любом случае они реализуются через изменение метаболических про-цессов под влиянием внешних и внутренних факторов.

Биологические ритмы столь точны, что их часто называют «биологическими часами». Есть основания полагать, что механизм отсчета вре-мени заключен в каждой клетке человеческого тела. Это молекулы ДНК, храня-щие запас генетической информации.

По выполняемой функции биоритмы делятся на физиологические (рабо-чие циклы отдельных систем организма) и экологические (адаптивные приспо-собления к периодическим влияниям окружающей среды).

По длительности периода различают ритмы:

− суточные (циркадианные);

− месячные;

− сезонные;

− многолетние.

Из всех перечисленных биологических ритмов наиболее исследован сегодня суточный ритм.

Согласно классификации известного хронобиолога Ф.Хальберга, рит-мические процессы организма делятся на три группы:

1 группа − ритмы высокой частоты (с периодом до 0,5 часа). Это ритмы дыхания, работы сердца, электрических явлений в мозге, периодичность коле-бания в системах биохимических реакций.

2 группа - ритмы средней частоты (с периодом от 0,5 часа до 6 дней). Это смена сна и бодрствования, активности и покоя, околосуточные изменения обмена веществ и многих других функций.

3 группа − ритмы низкой частоты (с периодом от 6 дней до 1 года). Это недельный, лунный и годичный ритмы, охватывающие циклы экскреции гормо-нов, менструальные, сезонные изменения течения биохимических реакций, дли-тельно-временные изменения работоспособности.

Говоря о биологических ритмах, не следует забывать о том, что в повсед-невной жизни человека окружают многочисленные физические и социальные синхронизаторы (датчики времени), которые приводят к оптимальному взаимо-действию ритмов организма с ритмами внешней среды.

К физическим синхронизаторам относятся: чередование света и темноты; суточные и сезонные колебания температуры и влажности воздуха, баро-метрического давления, напряженности электрических и магнитных полей.

Социальным датчиком времени выступает распорядок производственной и бытовой деятельности.

Каждому человеку для сохранения здоровья необходимо синхрониизи-ровать индивидуальный ритм с данными факторами, учитывая ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работу общественных учреждений, транспорта и другие. Не следует забывать о ритме жизни коллег по учебе, рабо-те и общественной жизни.

1.2 Суточные ритмы физиологических процессов

Основой периодических изменений функций организма человека явля-ются суточные биоритмы. Благодаря им человек может напряженно работать в часы оптимального состояния организма, используя периоды относительно низ-кого функционирования для восстановления сил.

На все внешние воздействия человек реагирует в зависимости от фазы ритма, его силы и направленности реакции. Фаза биологических ритмов харак-теризуется положением колеблющейся системы в определенный момент вре-мени. В период взаимодействия одного ритма с другим происходит совпадение или расхождение фаз. Резкое изменение внешних условий может привести к сдвигу фаз, который наблюдается, например, при перелетах человека на боль-шие расстояния или при резкой смене климата.

В современной науке суточные ритмы человека используют в качестве универсального критерия оценки состояния здоровья.

Суточный ритм температуры тела, выполняющий роль своеобразного биологического синхронизатора, имеет огромное значение для адаптации ор-ганизма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Суточная динамика температуры тела имеет волнообразный характер. Минимальное значение ее приходится на промежуток времени от 1 часа ночи до 5 часов утра, а максимальное − к 18 часам. Амплитуда колебания составляет 0,6 - 1 0 С.

Экспериментально установлено, что увеличение количества адреналина в крови происходит в утренние часы, до начала периода двигательной активности. Его максимум приходится на 9 часов, что обуславливает достаточно высокую психическую активность человека в первой половине дня.

Характерные изменения в течение суток претерпевает и био-электрическая активность мозга. Ночью у человека снижается память, мы-шечная сила, отмечается замедленность в действиях, увеличивается число оши-бок при решении арифметических задач.

Вкусовые и слуховые рецепторы наиболее остры с 6 до 7 утра. Завтрак должен быть съеден как можно быстрее после пробуждения, так как с этого времени начинает набирать обороты обмен веществ. Витамины принимайте тоже по утрам - полезные вещества лучше усваиваются.

Осмотр у окулиста проходите рано утром, особенно если у вас есть наследственная предрасположенность к глаукоме. В это время глазное давление самое высокое.

Собираясь к дантисту, на прививку или делать тату, назначайте встречу со специалистом на утро. В организме будет полно естественных обез-боливающих веществ. В течение дня уровень природной анестезии падает и ближе к ночи снижается до минимума.

Самое лучшее время для принятия алкоголя − 8 вечера, так как энзимы печени, расщепляющие алкоголь, находятся в полной боевой готовности. Но после 10 вечера ситуация кардинально меняется.

Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде, его можно представить следующим образом:

Первая половина дня (примерно до 12 - 13 часов) - максимальная актив-ность;

Вторая половина дня (примерно до 15 - 16 часов) - спад активности;

Вечер (примерно до 20 - 21 часа) - небольшой подъем активности;

Поздний вечер и ночь - минимальная активность.

Если каждый человек проанализирует свою активность, работо-способность и самочувствие в течение дня, используя при этом данные о цир-кадианных ритмах организма, то станет ясно, почему максимальные нагрузки легче переносятся в первой половине дня, во второй - возникает сонливость и снижается общий тонус организма, а к вечеру возникает чувство усталости. Но при этом не следует забывать, что адекватные данные могут быть получены только при соблюдении режима труда и отдыха.


1.3 Десинхроноз и профилактика его последствий

Организм человека, как единое целое, может существовать только при определенном соотношении разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах и их синхронизации с условиями окру-жающей среды.

Десинхроноз - это рассогласование биологических ритмов организма с физическими и социальными датчиками времени.

Десинхроноз бывает внутренним и внешним.

Внутренний - это нарушения согласования биоритмов внутри организма, например, изменение ритма питания по отношению к обмену веществ, рас-согласование ритмов сна и бодрствования, приводящих к раздражительности, бессоннице, плохому самочувствию, нарушению ритма труда и отдыха.

Внешний десинхроноз возникает при рассогласовании внутренних биоритмов и условий внешней среды. Это - переезд из одного часового пояса в другой, сезонная десинхронизация.

Рассогласование и перестройка биологических ритмов проявляется в объективных и субъективных показателях. К первым относятся изменение арте-риального давления, нарушение сна, плохой аппетит, ко вторым - раздражи-тельность, упадок сил. По длительности десинхроноз делится на острый и хронический, по силе рассогласования - на явный и скрытый, по объему прояв-ления - на частичный и тотальный.

Десинхронизация биологических ритмов - сигнал неблагополучия. Лю-бое заболевание является результатом нарушения той или иной функции орга-низма и изменения ее суточной ритмичности.

Сильным десинхронизатором биологических ритмов является алкоголь. Малые дозы алкогольных напитков не вызывают серьезных сдвигов в био-ритмах организма, тогда как большие, особенно в утренние и дневные часы, ведут к возникновению серьезных нарушений. Систематическое же употреб-ление приводит к появлению хронического и тотального десинхроноза.

Исследования отечественных ученых показали, что после приема средней дозы алкоголя у человека в течение трех часов повышаются самочувствие, активность и настроение. Затем наступает резкое снижение этих проявлений, которое наблюдается около 27 часов. По истечении 45 часов после алкоголь-ного воздействия все перечисленные параметры еще не достигают своего опти-мального уровня. Только на третьи сутки происходит восстановление суточных ритмов физической работоспособности и работы гормональной системы.

Проблема профилактики десинхронозов является сегодня достаточно актуальной. Нервно-эмоциональное напряжение, интеллектуальные перегрузки, нарушения режима труда и отдыха могут привести к серьезным изменениям состояния здоровья.

В связи с этим возникает необходимость организации режима жизне-деятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями орга-низма. Особое внимание следует уделить профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой. Не следует забывать об оптимизации умственных и физических нагрузок, строгом соблюдении режима труда и отдыха, графика и рациона питания.

2 Организация режима деятельности. Работоспособность и повышение ее эффективности

2.1 Понятие о психическом тонусе

Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех ритмов организма человека является чередование сна и бодрствования. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и являются главным условием организации режима деятельности и отдыха. Бодрствование выступает основой активной и осознанной деятельности человека и занимает примерно 2/3 его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие психического тонуса.

Психический тонус - это оптимальная интенсивность психических про-цессов, поддерживающих нормальное функционирование организма человека при разной степени его активности.

Психический тонус зависит от индивидуальных и возрастных особен-ностей, вида жизнедеятельности и состояния нервной системы человека. Необ-ходимый уровень тонуса определяется бессознательными функциями голов-ного мозга, но возможна и осознанная его регуляция.

Регуляция психического тонуса осуществляется с помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы психологического тренинга, дыхательной гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма.

Основными способами и приемами физической регуляции являются разнообразные водные и солнечные процедуры, оптимальные физические нагрузки, массаж. Необходимо помнить, что мышечное напряжение повышает тонус, а расслабление - понижает. Эффективным действием обладают прогулки на свежем воздухе, своевременная организация отдыха, переключение видов деятельности. Стойкое повышение психического тонуса обеспечивают межличностные отношения, любимые увлечения, музыка, литература, живо-пись. Своеобразное воздействие оказывает на психический тонус общение с растительным и животным миром.

Не следует забывать о заметном влиянии эмоций на тонус. Поло-жительные эмоции, хорошее настроение, уверенность и оптимизм способ-ствуют его повышению, а отрицательные эмоции, растерянность, озлоблен-ность - снижают.

Для стимуляции психических процессов используют тонизирующие напитки: чай, кофе, квас. Алкоголь и никотин вызывают кратковременное под-нятие тонуса, приводя затем к его резкому снижению.


2.2 Организация трудовой деятельности

Важнейшим условием оптимизации жизнедеятельности и нагрузок явля-ется организация рационального режима труда и отдыха. Основными требова-ниями физиологических и психических основ труда и учебы являются правиль-ная организация ритма труда, режима труда и трудового процесса.

Различают четыре группы факторов, непосредственно влияющих на трудовую деятельность человека:

− Санитарно-гигиенические факторы − микроклимат, освещенность рабо-чего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха.

− Психофизиологические факторы − режим труда и отдыха, напряжен-ность труда, рабочие позы, величина нагрузки на скелетную мускулатуру, выс-шие отделы мозга, ЦНС.

− Социально-экономические факторы − социальная защищенность рабо-тающего, его заработная плата, покупательские способности, обеспеченность отпуском, домами отдыха, детскими садами.

− Эстетические факторы − интерьер рабочего помещения, форма, цвет из-делия, фасон рабочей одежды.

Для поддержания высокого уровня работоспособности большое значение имеет принцип постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего отдыха и перехода на другой вид деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков. Высокую про-дуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная после-довательность, определенная система труда.

Ритмический труд − это равномерное распределение нагрузки в течение дня, недели, месяца, года. Требование ритмичности основано на учете физио-логических особенностей центров нервной системы, которые наиболее эко-номно функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения. Резкое снижение работоспособности может быть вызвано как чрезмерным утомлением при высоком темпе работы, так и периодами без-деятельности. Организация режима труда, основанного на ритмичной деятель-ности организма и работы головного мозга, является определяющим условием экономичной и высокопроизводительной работы. Под режимом труда понима-ют чередование периодов работы и отдыха, который играет важную роль в про-филактике утомления.

Достаточно большую роль в организации умственной деятельности играет внешняя среда. Во время физической работы улучшается обмен веществ в организме, увеличивается потребность в кислороде. Возрастает частота дыха-ния, размах движений грудной клетки, что значительно повышает объем по-требляемого воздуха. Важно, чтобы этот воздух был чистым, не имел пыли и других вредных примесей. В душной, загрязненной атмосфере, при недостатке кислорода, у человека появляются головная боль, слабость, резкое снижение работоспособности. В табачном дыме, помимо никотина, есть угарный газ и другие вредные вещества, которые оказывают прямое воздействие на функции головного мозга.

На работоспособность человека существенно влияют температурно-влаж-ностный режим и микроклимат рабочего помещения. Наиболее продуктивной для трудовой деятельности человека является температура воздуха в пределах 16 − 18 °С. Относительная влажность должна оставаться в пределах 35 − 70 %. При меньшей влажности говорят о "сухом" воздухе, который вызывает повышенное испарение и сушит слизистые оболочки и кожу. При влажности больше 70 % в сыром и холодном воздухе у человека возникает "зябкость" и озноб, что также вызывает снижение работоспособности.

Правильная организация труда предусматривает хорошее содержание рабочего места, т.е. отсутствие на письменном столе лишних вещей, мусора, грязи. Порядок и четкое расположение необходимых предметов значительно облегчают работу. Нужно постараться, чтобы обстановка во время работы была одинаковой. Человек привыкает трудиться в определенном окружении, что облегчает действие его нагрузок.

Свет является сильным стимулятором работоспособности человека. Осве-щение считается достаточным, если оно позволяет длительное время свободно (без напряжения зрения) работать и не вызывать при этом утомления глаз. Свет не должен резать и слепить глаза. Его источник следует располагать слева.

Установлено, что цвет окружающих предметов, окраска стен оказывают существенное влияние на общее самочувствие и работоспособность человека. Красные с золотистыми оттенками цвета − теплые − вызывают бодрящее и воз-буждающее действие, а синие и зелено-голубые − успокаивающее, распола-гающее к отдыху, покою и сну.

Отрицательное влияние на здоровье и умственную деятельность оказы-вает производственный, городской и бытовой шум. Особенно вреден для нерв-ной системы шум в вечерние, ночные и утренние часы. Необходимо постоянно прилагать усилия для устранения данного воздействия.

2.3 Организация отдыха

Отдых − это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к вос-становлению сил и работоспособности. Работа и отдых тесно связаны между собой и представляют две стороны нормальной жизнедеятельности организма. Правильно организованный и культурный отдых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Существуют две основные формы отдыха − пассивный и активный. Пас-сивный (состояние физиологического покоя) − это отдых во время ночного сна. Многие считают, что физический покой, бесцельное времяпрепровождение яв-ляяются отдыхом. В действительности, это порождает апатию, расслабляет ор-ганизм, понижая его тонус, резко ухудшает работоспособность. Только в ред-ких случаях − при большой физической усталости − людям, ослабленным бо-лезнью, необходим покой, пассивный отдых.

Активный отдых − отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе. Активный отдых снимает утом-ление и восстанавливает работоспособность. Он тренирует организм, придает человеку новые силы и энергию, повышает производительность умственной деятельности.

Отдых во время рабочего дня осуществляется в обеденный перерыв, в дополнительные регламентированные перерывы и в микропаузы между от-дельными процессами и операциями.

Человек нуждается не только в умственном и физическом отдыхе. Ему необходим моральный, эмоционально-эстетический отдых. Прекрасным сред-ством такого расслабления являются общение с детьми, смех и юмор. Полезны для здоровья личные интеллектуальные пристрастия людей, их хобби − рыбная ловля, охота, занятие музыкой, общение с друзьями. Искусство как форма худо-жественной самодеятельности оказывает существенное влияние на устранение утомления.

Не стоит забывать о создании эмоционального подъема. Чувства радости, удовлетворения, торжества, восторга возбуждают центральную нервную сис-тему, снимают усталость и повышают работоспособность, силу и выносливость. Очень содержательными в этом плане являются туризм, альпинизм, загородные путешествия и экскурсии. Ежегодный очередной отпуск является жизненно важной необходимостью. Его нужно проводить так, чтобы полученной энергии хватило на весь год.

2.4 Работоспособность и повышение ее эффективности

Работоспособность − это уровень функциональных возможностей орга-низма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за опреде-ленный промежуток времени.

Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принад-лежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.

Умственная (психическая) работоспособность выражается быстротой, ка-чеством и количеством восприятия и переработки информации, физическая − силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок.

Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами.

Многочисленные исследования ученых разных стран показали, что есть люди, испытывающие одинаковые колебания уровня физиологических возмож-ностей в течение суток. Их назвали аритмиками, или голубями.

Люди утреннего типа − жаворонки − имеют пик работоспособности в первой половине дня. Они рано просыпаются, с утра чувствуют себя бодрыми, жизнерадостными, вечером испытывают сонливое состояние и рано ложатся спать.

Люди вечернего типа − совы − встают заторможенными, нередко с головными болями, наиболее работоспособны после 18 часов, поздно отходят ко сну.

Немецкий исследователь Г. Хамп установил, что представители утрен-него типа − в основном, служащие, вечернего − люди умственного труда, арит-мики − лица, занятые физической деятельностью. Среди студентов жаворонки составляют 17 %, совы − 35 %, аритмики − 48 %.

Для сохранения здоровья, повышения уровня работоспособности необходимо, чтобы образ жизни человека совпадал с фактическими колеба-ниями временных процессов его организма. Для этого существуют методики определения типа работоспособности, основанные на выявлении временных функциональных возможностей организма и их соответствии режиму трудовой деятельности. Наиболее распространенным является тест Остбера в моди-фикации профессора С. И. Степановой.

3 Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности студента

Утомление − физиологическая защитная реакция организма, направ-ленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предот-вращения негативных изменений.

Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и вре-менным снижением работоспособности. Умственное утомление характери-зуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое − уменьшением силы и вынос-ливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному на-пряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое сос-тояние. Утомление и сопутствующая ему усталость − естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни. Снижающаяся при этом работоспо-собность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исход-ного уровня, повышается еще некоторое время.

Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу сле-дующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние − переутомление, характеризующееся более стойким снижением функциональной деятельности организма.

Переутомление − патологическое состояние, сопровождающееся вя-лостью, ухудшением аппетита, бессоницей. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося пере-утомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Меры профилактики утомления:

1 Своевременное назначение отдыха − активного или пассивного.

2 Увеличение микропауз − промежутков между отдельными опера-циями.

3 Регламентация физической и умственной нагрузки.

4 Использование функциональной музыки.

5 Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6 Дыхательная гимнастика.


Заключение

Организация режима трудовой и физической деятельности, отдыха и питания в соответствии с биологическими ритмами организма поможет сохра-нить и укрепить здоровье, значительно повысить работоспособность и «им-мунитет» к стрессовым нагрузкам.

Спектр возможных ритмов жизни человека охватывает практически весь диапазон масштабов времени, от волновых свойств элементарных частиц до глобальных циклов биосферы. Не случайно считают, что ритм − это един-ственный закон, который можно навязать природе, потому, что он взят из природы.


Список литературы

1 Вопросы физиологии и гигиены труда. − М.: 1973 − 108 с.: ил.

2 Гармония здоровья (режим труда и отдыха) / Под ред. Покровского. − М.: ФиС, 1987 − 80 с.: ил.

3 Арника, 1994 − 239 с.: ил.

4 Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. Ритмы жизни. − М.: Медицина, 1991 − 176 с.: ил.

5 Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. − М.: Сов. спорт, 1995 − 64 с.: ил.

6 Дудкин К. Н. Зрительное восприятие и память. Л.: Наука, 1985 − 208 с.: ил.

7 Дядичкин В. П. Психофизиологические резервы повышения работо-способности. − Минск: Вышэйш. шк., 1990 − 119 с.: ил.

8 Как повысить работоспособность. / Под ред. И. С. Берташвили. − М.: Медицина. 1973 − 104 с.: ил.

9 Каркищенко Н. Н. Психоунитропизм лекарственных средств. − М.: Медицина, 1994 − 204 с.: ил.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Поповка»

«Влияние биоритмов на

работоспособность школьников»

Учитель биологии, экологии,ОЗОЖ

Кухта Наталия Александровна

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников.

2.2. Следуй биоритмам

2.3.Исследовательская работа, ее методика.

2.4. Результаты исследования

    Выводы

IV. Заключение

V. Используемая литература

Приложение А

Приложение В

    Введение

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время.

Биологические ритмы - это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий.

«Биологические часы» в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку.

Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д.

Гипотеза

Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм школьника будет способствовать повышению их работоспособности.

Цель работы

Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.

Задачи:

1.Провести тестирование учащихся МОУ «СОШ села Поповка » по определению биоритмов школьников.

    Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности обучающихся МОУ «СОШ с.Поповка».

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников

Внутренние причины, циклические изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния зависят от биоритмов. Они влияют на активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества человека с момента рождения и на протяжении всей жизни. Колебания их не одинаковы и составляют: физического - 23 дня, эмоционального - 28 дней, интеллектуального - 33 дня. Стартовой точкой для всех трёх биоритмов принято считать дату рождения, она соответствует нулевому значению.

Если изобразить биоритмы графически, то каждый из них возрастает до максимума, потом убывает и в полупериоде достигает нуля; продолжая убывать, достигает минимума и снова начинает возрастать до нулевого значения.

Цикличные спады и подъёмы функций организма можно не только учитывать, но и регулировать. Во время физического спада не стоит принимать зачёты по физической культуре, в период эмоционального спада надо знать, что ребёнок более, чем обычно, раздражительный, при интеллектуальном спаде - невнимательный, не всегда способен понять, что от него требует учитель.

Каждый человек по-разному подвержен влиянию биоритмов. Это зависит от его индивидуальных особенностей, уровня развития, социальной сферы и прочих факторов. Критические дни, когда значения биоритмов переходят через нулевое значение, наиболее заметно проявляются в состоянии человека. Редко, но бывает, когда все три биоритма одновременно пересекают нуль. В такие дни нужно быть предельно внимательным, сдержанным, воздерживаться от напряжений. К счастью, такие дни редки. Но и самые благоприятные дни, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме, тоже бывают не часто.

Когда тот или иной биоритм находится на графике в верхней точке, человек способен наиболее полно раскрыть соответствующие способности. Так, например, высокое значение физического биоритма повышает шансы на победу в спортивных соревнованиях.

Помимо трёх индивидуальных биоритмов в жизни школьника проявляются недельные ритмы. Жизнь учащихся подчинена ритму труда и отдыха: 5-6 дней в неделю - учёба, 1-2 дня - отдых. Работоспособность в течение недели меняется: в понедельник у многих она низкая, потому что предыдущий день был выходным, со вторника по четверг - она на максимальном подъёме и в пятницу опять спадает, сказывается усталость.

Не всем одинаково работается и в течение суток. Одни легче справляются с делами в первую половину дня, другие - в послеобеденную пору. Одни рано просыпаются, легко встают и предпочитают рано ложиться спать; другим свойственно позднее и трудное пробуждение, они тяжело включаются в рабочий ритм, «расходятся» только к вечеру, спать ложатся далеко за полночь. Первых называют «жаворонками», вторых - «совами». Есть и третьи - «голуби» (аритмики) - легко адаптирующиеся во времени.

Надо ли об этом знать? Надо. Я сам «жаворонок», мне легче работается в первой половине дня. Но жизнь частенько заставляет трудиться вечером, тогда продуктивность снижается. А каково же детям-«совам»? Как им приходится перестраиваться и заставлять себя подниматься и учиться в утреннее время? Конечно, можно сказать, что всё подправляется образом жизни, создаются привычки. Но не так это просто.

И учителю, и учащимся полезно определить свою принадлежность к группам по суточным биоритмам. Для этого надо хотя бы ответить на простые вопросы: если бы вы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались исключительно личными желаниями, когда вы пред почли бы вставать? А ложиться спать? К какому типу людей - утреннему или вечернему - вы отнесли бы себя?

Даже по наблюдениям за учащимися можно выявить «жаворонков»: кто-то раньше всех приходит в школу, никогда не опаздывает на утренние встречи или соревнования и - самое важное - в утреннее время показывает результаты лучше, чем в послеобеденное время. Жалко, что неправильный образ жизни - прогулки до позднего времени, ночные дискотеки и телепередачи - заставляют ребят ложиться спать позже обычного: «ломается» то, что дано от природы.

На что влияют биоритмы? На двигательную активность, физическую силу, выносливость, устойчивость к болезням и к воздействию неблагоприятных погодных условий, на настроение, устойчивость эмоций, творческий настрой, интуицию, мышление, логику, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума.

При желании, сделав несложные расчёты, можно составить графики своих биоритмов на любой срок. Для этого надо вычислить количество прожитых дней: 365 умножить на цифру, выражающую возраст, прибавить по 1 дню на каждый високосный год и сумму разделить на 23, потом - на 28 и на 33. Считается, что первая половина цикла - положительная фаза, вторая - отрицательная, а дни перехода из положительной в отрицательную - критические дни.

Положительная фаза биоритмов: физический цикл - со 2-го по 11-й день (характерны максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов); эмоциональный цикл - со 2-го по 14-й день (наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний); интеллектуальный цикл - с 2-го по 16-й день (творческие дни, наиболее благоприятное время для решения сложных вопросов).

Критические дни биоритмов: физический цикл - 1-й и 12-й дни (нестабильность физического состояния, вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головная боль); эмоциональный цикл - 1-й и 15-й дни (эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетённому состоянию, спорам и ссорам); интеллектуальный цикл - 1-й и 17-й дни (склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания).

Отрицательная фаза биоритмов: физический цикл - с 13-го по 23-й день (пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям); эмоциональный цикл - с 16-го по 28-й день (повышенная напряжённость, часто плохое настроение); интеллектуальный цикл - с 18-го по 33-й день (процесс мышления вялый, нестабильный).

Подчиняясь законам природы, человеческий организм реагирует на все изменения, продиктованные ритмами - многолетними, годовыми, суточными. Учитывать влияние биоритмов - значит помогать своему здоровью, а для нас, педагогов, - ещё и здоровью наших учащихся. (Приложение А)

    1. Следуй биоритмам

Организм человека подчиняется особому часовому распорядку, который определяется нашими внутренними биологическими часами.

Биоритмы влияют на нашу жизнедеятельность, поэтому иногда с самого утра бывает настроение превосходное и хочется горы свернуть, а иногда апатия и раздражительность не проходят весь день.

Хронобиологи - специалисты, изучающие биологические циклы человеческого организма, объясняют это тем, что наш организм подчиняется внутреннему часовому ритму. Если в часах случается какая нибудь неполадка, то ритм сбивается. Так и в организме, стоит только сбиться с ритма, как сразу же возникают проблемы: недосыпание, апатия, раздражение. И даже лишние килограммы могут появиться в результате нарушения биологических ритмов.

7.00 - Идеальное время пробуждения организма. Именно в это время надпочечники выделяют первую утреннюю порцию гормонов, среди которых преобладает адреналин. Именно он ускоряет пульс и кровообращение. Тело готово к пробуждению, сердце работает в дневном режиме.

7.30 - время утренней активности. В это время хорошо сделать зарядку, небольшую пробежку, заняться гимнастикой. Энергия полученная от такой разминки в эти ранние часы даст заряд энергии на весь день.

8.00 - 9.00 - Идеальное время для завтрака. Желудок на пике активности, благодаря чему и пища лучше переваривается и организм получает из нее максимум энергии, необходимой для дальнейшей работы.

10.00 - это пик работоспособности, когда и совы и жаворонки чувствуют себя отлично.

11 часов - время, когда полезны все виды самосовершенствования - йога или медитация. Полезны спа - процедуры и массаж.

12.00 - пик работы сердечной мышцы. В это время сердце работает на полную катушку, поэтому не следует перегружать его физическими нагрузками. Стоит воздержаться от употребления кофе и шоколада. Специалисты-хронобиологи рекомендуют в это время занять интеллектуальной работой -любые задачи вы будете щелкать как орешки.

13.00 - время для полноценного обеда. Желательно чтобы он содержал полноценные белки и сложные углеводы, а после обеда хорошо бы немного отдохнуть. В это время происходит спад биологических ритмов и организм нуждается в небольшом отдыхе.

14.00 - в середине дня притупляется ощущение боли и анестетики действуют вдвойне эффективней, чем утром или вечером, поэтому на это время хорошо планировать визит к стоматологу.

15.00 -16.00 - навалилась лень-матушка, так и хочется вздремнуть. Сердце и другие органы, работают медленнее обычного, кровообращение мозга и органов замедляется. Только желудок работает, он то и тянет энергию на себя. Лучше заняться какой -нибудь работой, не требующей особых усилий.

17.00 - новый виток трудоспособности. Энергетический спад уменьшается, появляется прилив жизненных сил.

18.00-19.00- Организм нуждается в покое. В это время полезны процедуры для расслабления мышц, например массаж, а также солярий, кожа загорит быстрее в эти часы.

20.30 - Самое время позаботиться о коже, поры кожи в это время особенно восприимчивы и впитают как губку крем и питательные маски, а это значит что кожа быстрее восстановится и отдохнет за ночь.

22.00- 23.00 - Сон. Для восстановления организма требуется не менее семи часов спокойного сна.

2.2.Исследовательская работа, ее методика

В настоящее время этот вопрос становится более актуален среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме.

Заинтересовалась, а как обстоит дело с этим вопросом у нас, в школе.

Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МОУ «СОШ с.Поповка». Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение месяца . В исследовании были охвачены учащиеся 1-11 классов МОУ «СОШ села Поповка».

Произведено тестирование учащихся - Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

(приложение В) МОУ с последующей обработкой результатов. Собран и проанализирован материал разных возрастных групп школьников, что позволило сделать общие выводы по теме исследования.

На основе полученных данных были разработаны рекомендации для обучающихся по улучшению их работоспособности с учетом биоритмов. Основной задачей исследовательской работы было выявить (при помощи тестирования, анализа, наблюдения и контроля) влияние биологических ритмов на работоспособность обучающихся.

Главная задача данного исследования - рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая задача заключается в следующем - определить коллективный биологический профиль каждой возрастной группы исследуемых обучающихся, помочь им в повышении работоспособности, с учетом особенностей биоритмов.

2.3.Результаты исследовани я

Анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. Так в младших классах ребята успешно овладевают знаниями, т.к. они относятся в основном к активному в утренние часы хронотипу. Занятия у них проходят в первой половине дня, что повышает проявление их работоспособности в это время. Ребята успешно овладевают знаниями, активны на уроке, подвижны во время перемен. В 5-8 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В старших классах ситуация становится еще более выраженной.

В проделанной работе подтвердился тот факт, что у исследуемых школьников с утренним биологическим типом работоспособность выше в утренние часы. В вечернее же время показатели работоспособности ниже, а значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние часы и отрицательное - в вечернее.

На исследуемых школьниках с вечерним типом биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и отрицательное - в утреннее. А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к «совам» обращать внимание на режим дня, и планировать его с учетом индивидуальных биологических часов.

Было замечено, что у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмичных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

Замечено также, что суточные изменения внутренних ритмов свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.

    Выводы

Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы человека в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д.

На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка» до «индифферентного голубя».

    Заключение

В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности. Обработка материала позволила разработать рекомендации по определении хронотипа человека, а так же по работе с детьми, относящимися к разным хронотипам. Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали предельный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. В этом случае учитывается два основных фактора, взаимодействующие между собой - нагрузка и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока должен определяться не только внешними факторами, но и внутренними биологическими часами.

Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителям при работе с учащимися разного возраста, что позволит добиваться высоких результатов в обучении школьников.

    В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность,

    Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом - во второй.

V . Используемая литература

1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) - М.: Сов. Россия,1977.

2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1989.

    Алексееве.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. -Самара.:Учебная литература, 2005.

    Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967.

    Детари П., Карцаш В Биоритмы. - М.: Мир, 1984.

    Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. Л. Наука, 1984.

7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. -М.Знание, 1989.

Приложение В.

Тест для определения индивидуального биологического профиля

[ Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5.00 - 6.45

4.00 – 5.45

6.46- 8.15

5.46-7.15

8.16 - 10.45

7.16 - 9.45

10.46 - 12.00

9.46- 11.00

12.01- 13.00

11.01 - 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

20.00 - 20.45

21.00 – 21.45

20.46- 21.30

21.46-22.30

21.31 - 00.15

22.31 - 1.15

00.16 - 1.30

1.46- 2.30

1.31- 3.00

2.31 - 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы

Совершенно нет потребности 4

В определенных случаях есть 3

Потребность довольно сильная 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

Баллы

Абсолютно бесполезной 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Баллы

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мысли 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы

Аппетита совершенно нет 1

Снижен 2

Хороший 3

Прекрасный 4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?

Баллы

Абсолютно бесполезной 1

С некоторой пользой 2

Достаточно эффективной 3

Высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы

Очень большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры, Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучший и для вас?

Баллы

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне было бы трудно 2

Мне было бы очень трудно 1

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Часы Баллы

    0- 21.00 5

21.01-22.15 4

22.16- 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 - 3.00 1

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Часы Баллы

8.00 - 10.00 6

11.00- 13.00 4

15.00 - 17.00 2

19.00 - 21.00 0

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы

Я очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?

Баллы

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова засну 2

Проснусь позже, чем обычно 1

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него - 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

Баллы

Да, я был бы в хорошей форме 1

Был бы в приемлемой форме 2

Был бы в плохой форме 3

Совсем не мог бы тренироваться 4

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы

5.00 - 6.45 5

6.46 – 7.45 4

7.46 - 9.45 3

9.46 - 10.45 2

10.46 - 12.00 1

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы

Четко к утреннему 6

Скорее к утреннему, чем к вечернему 4

Скорее к вечернему, чем к утреннему 2

Четко к вечернему 0

Заключение

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 - 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 - 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

Приложение А.

БИОРИТМЫ



Что такое биоритмы?

Человек со дня рождения на ходится в трех биологических ритмах: физическом, эмоцио нальном и интеллектуальном.

23- дневный ритм

Это физический ритм. Он оп ределяет здоровье, силу и вы носливость человека.

28- дневный ритм

Это эмоциональный ритм. Он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.

33- дневный ритм

33- дневный ритм - это интел лектуальный ритм. Он опреде ляет творческие способности личности. Благоприятные дни 33-дневного ритмического цикла характеризуются твор ческой активностью, человеку сопутствует удача и успех. В неблагоприятные дни проис ходит творческий спад.

Каждый из трех долговремен ных ритмических циклов начинается с рождения челове ка. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусо иду (график). Чем выше под нимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Чем ниже она падает, тем ниже соответствующая ей энергия. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Это неблагоприятное время.

Счет шаг за шагом

Отталкиваясь от точной даты своего рождения, посчитайте, сколько дней Вы прожили. Аля этого 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, а число високосных лет умножьте на 366 дней. Висо косными были: 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1940, 1944, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980,1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 годы. Подсчитайте общую сумму прожитых дней. Теперь Вы знаете, сколько дней уже живете в этом мире. Разделите это число на количество дней того биоритма, который хоти те рассчитать: 23, 28, 33. Ос таток покажет Вам, в какой точке кривой Вы находитесь в настоящее время (см. график). Например, если остаток равен 12, то идет 12 день того био ритма, который Вы считаете. Это первая половина цикла, обычно она бывает благопри ятной. Если цикл на нуле гра фика, то это плохой день. Кроме того, дни, когда линии био ритмов пересекают горизон тальную линию в центре гра фика - это так называемые критические дни, когда Ваши способности совершенно не предсказуемы. Человек в такие дни чувствует упадок сил и от сутствие энергии.

Что означают биоритмы?

23- дневный ритм

Высокая энергия:

    Хорошее физическое самочувствие.

    Устойчивость к стрессам, болезням и высо кая жизненная энергия.

    Сильное половое вле чение.

Опасность переоцен ки своих сил.

Низкая энергия:

    Повышенная утомля емость.

    В это время рекомен дуется больше отды хать и беречь силы

Критические дни:

    Пониженная сопротив ляемость болезням.

    Склонность к ошибоч ным действиям.

28- дневный ритм

Высокая энергия:

    Интенсивная эмоциональ ная и духовная жизнь.

    Благоприятное время для дружбы и любви.

    Повышение творческих способностей и интере са к новому.

    Склонность к повышен ной эмоциональности.

Низкая энергия:

    Неуверенность в себе.

    Пассивность.

    Недооценка своих воз можностей.

Критические дни:

Склонность к душевным конфликтам.

Снижение сопротивляе мости болезням.

33- дневный ритм

Высокая энергия:

Способность ясно и ло гически мыслить.

    Способность к концент рации внимания.

    Хорошая память.

    Творческая активность.

Низкая энергия:

    Снижение интереса к но вым идеям.

    Замедленная реакция.

    Творческий спад.

Критические дни:

    Неспособность сконцент рироваться.

    Невнимательность и рас сеянность.

    Склонность к ошибочным действиям (большая веро ятность аварий).





error: Контент защищен !!