Конспект занятия по крыму. Открытое занятие на тему "путешествие по крыму"

Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "Мой Крым"

Предварительная работа:

Материал:

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Дети: Крым!

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Цель:

Уточнить представления о жизни родного края;

Закрепить знания о подводных жителях Черного моря;

Воспитывать активную жизненную позицию - защитников родной природы.

Предварительная работа:

Рассматривание карты России и Крыма;

чтение энциклопедии «Черное море моё»;

слушание: «Шумы живой природы» (RELAX);

конструирование «Рыбки» (оригами);

рассматривание иллюстраций «Кто живет в Чёрном море»;

роспись морских камешков, составление коллекций, ракушек и камешков.

Материал:

Макет Крыма, карта России, набор картинок обитателей Черного моря, его побережья, экологические рисунки - плакаты.

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Воспитатель: Что это за карта?

Давайте отыщем, где же мы с вами живем.

Это Крымский полуостров. (показ на карте)

А как по-другому называют наш край?

Дети: Крым!

Воспитатель: Наш край очень богат: живет много добрых людей, очень богатая природа, есть множество курортов, санаториев, пансионатов для всех жителей России. Очень много людей отдыхают на берегах морей в Крыму. А какие моря омывают берега нашего полуострова?

Дети: Черное море, Азовское море.

Воспитатель: Мирно живут, меж собою не споря.

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Гостеприимен крымский наш край!

Воспитатель: Дети, давайте отправимся на Черное море! (шум моря)

(Дети подходят к макету Крыма)

Дети: Это макет Крыма. А вот Черное море!

Воспитатель: Давайте с вами поиграем! Перед вами картинки с обитатели моря, нужно выбрать тех, кто живет в нашем море (назвать и рассказать, что интересного знаете о них).

Самостоятельная деятельность детей (картинок больше чем присутствует детей, есть животные, которые не обитают в водах Черного моря).

Дети рассказывают о выбранных ими животных и рыбах (воспитатель и дети помогают и исправляют все высказывания).

Воспитатель: Есть ли в море растения? Что такое планктон? Что такое фитофлора? (ответы детей)

Воспитатель:Есть такая наука - экология, она изучает природу и дает советы как бережно нужно с ней обращаться. По предложениям экологов принимают законы по охране природы. Тех, кто их нарушает, строго наказывают. Мы тоже часть природы, а значит, если нанести ей вред, мы наносим вред себе.

Чтобы мы не забывали, эти нужные правила, давайте закончим наши рисунки - памятки. Дети заканчивают свои рисунки (2-3 минуты). Дают пояснения к своим рисункам.

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Одно из самых дорогих для человека слов - Родина. Любому из нас дорог наш край, место, где мы родились и выросли. И куда бы, мы не поехали, всегда можем с гордостью сказать: «Я -крымчанин!». «Я умею беречь свой край, свою родную природу»

Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали наш разговор и всегда берегли каждую веточку, каждую травинку, каждую букашку. Ведь мы с вами часть окружающей нас природы.

Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "Мой Крым"

Цель:

Уточнить представления о жизни родного края;

Закрепить знания о подводных жителях Черного моря;

Воспитывать активную жизненную позицию - защитников родной природы.

Предварительная работа:

Рассматривание карты России и Крыма;

чтение энциклопедии «Черное море моё»;

слушание: «Шумы живой природы» (RELAX);

конструирование «Рыбки» (оригами);

рассматривание иллюстраций «Кто живет в Чёрном море»;

роспись морских камешков, составление коллекций, ракушек и камешков.

Материал:

Макет Крыма, карта России, набор картинок обитателей Черного моря, его побережья, экологические рисунки - плакаты.

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Воспитатель: Что это за карта?

Давайте отыщем, где же мы с вами живем.

Это Крымский полуостров. (показ на карте)

А как по-другому называют наш край?

Дети: Крым!

Воспитатель: Наш край очень богат: живет много добрых людей, очень богатая природа, есть множество курортов, санаториев, пансионатов для всех жителей России. Очень много людей отдыхают на берегах морей в Крыму. А какие моря омывают берега нашего полуострова?

Дети: Черное море, Азовское море.

Воспитатель: Мирно живут, меж собою не споря.

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Гостеприимен крымский наш край!

Воспитатель: Дети, давайте отправимся на Черное море! (шум моря)

(Дети подходят к макету Крыма)

Дети: Это макет Крыма. А вот Черное море!

Воспитатель: Давайте с вами поиграем! Перед вами картинки с обитатели моря, нужно выбрать тех, кто живет в нашем море (назвать и рассказать, что интересного знаете о них).

Самостоятельная деятельность детей (картинок больше чем присутствует детей, есть животные, которые не обитают в водах Черного моря).

Дети рассказывают о выбранных ими животных и рыбах (воспитатель и дети помогают и исправляют все высказывания).

Воспитатель: Есть ли в море растения? Что такое планктон? Что такое фитофлора? (ответы детей)

Воспитатель:Есть такая наука - экология, она изучает природу и дает советы как бережно нужно с ней обращаться. По предложениям экологов принимают законы по охране природы. Тех, кто их нарушает, строго наказывают. Мы тоже часть природы, а значит, если нанести ей вред, мы наносим вред себе.

Чтобы мы не забывали, эти нужные правила, давайте закончим наши рисунки - памятки. Дети заканчивают свои рисунки (2-3 минуты). Дают пояснения к своим рисункам.

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Одно из самых дорогих для человека слов - Родина. Любому из нас дорог наш край, место, где мы родились и выросли. И куда бы, мы не поехали, всегда можем с гордостью сказать: «Я -крымчанин!». «Я умею беречь свой край, свою родную природу»

Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали наш разговор и всегда берегли каждую веточку, каждую травинку, каждую букашку. Ведь мы с вами часть окружающей нас природы.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Жар – птица» муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия с использованием народных игр

в разновозрастной группе № 4

с крымскотатарским языком обучения

«Крым многонациональный»

Подготовила:

воспитатель Аметова Г.Р.

г. Симферополь

2015 год

Цель. Продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымскотатарского народов.

Обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее.

Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым.

Продолжать учить согласовывать движения с текстом, закрепить навыки ориентировки в пространстве.

Воспитывать ловкость, быстроту, выносливость, коммуникативность.

Создавать атмосферу доверия, взаимоуважения.

Оборудование. Шапочки дятла и ласточки для подвижной игры, обручи, аудио запись музыки (разных народов), зерно, монетки, уголек, куклы – мотанки, голубая бусинка.

Звучит песня о Крыме. Заходят дети в национальных костюмах.

Ребенок: Родной наш Крым, родной наш Крым

Собрал народов братство.

И каждый рад сказать сейчас

Сердечное всем «Здравствуй». (на трех языках)

Воспитатель: Дети, есть на земле удивительный полуостров, который населяют народы разных национальностей. У каждого народа свой язык, символы, традиции, обычаи. Для нас всех этот полуостров является Родиной, местом, где они родились и трудятся, где живут наши родители и друзья. Вы уже догадались, о чем идет речь?

Дети: Это наш Крым.

Воспитатель: А кто скажет, какой наш Крым?

Дети: Сказочный, волшебный, солнечный, морской, красивый, яркий, зеленый и т. д.

Воспитатель: Правильно. Мы живем в Республике Крым. Она входит в состав России. Главное богатство Крыма – это люди, на полуострове проживает много-много разных народов. У них разные имена, разные обычаи и традиции. Посмотрите на карту полуострова и вспомните, люди каких национальностей проживают в Крыму?

Дети: Русские, украинцы, крымские татары, армяне, евреи, греки, немцы, болгары, караимы и д. р.

Воспитатель: Действительно, наш Крым стал родным домом для многих людей. И все они хотят жить в мире и дружбе.

Ребенок: Даже если мало места,

Все равно нам здесь не тесно.

Вместе мы одна семья

Все народы здесь друзья.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о некоторых народах, живущих в нашем общем доме, рядом с нами: крымских татарах, русских и украинцах. И неважно, что люди говорят на разных языках, важно, что мы, в Крыму, живем дружно, одной большой семьей со своими традициями, обычаями и обрядами. Ребята, а кто знает, что такое традиция?

Ребенок: Традиции – это правила, которые выполняют в семье, они передаются от старшего поколения младшему.

Воспитатель: Ребята, кто нам расскажет о обычаи крымских татар?

Ребенок. Я знаю обычаи крымскотатарской семьи. В этих семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель. А когда выполняют просьбу старших, им говорят «Живи дольше, чем я».

Ребенок. Весьма достойно сожаленья,

Что стали нынче забывать

Как в знак любви и уваженья

Обычай руки целовать.

Воспитатель. Кто еще дополнит, какие еще обычаи есть у крымских татар?

Ребенок. На третий день рождения ребенка мулла читает молитву и трижды шепчет в ушко имя ребенка. На руку привязывают синюю или голубую бусинку, чтобы уберечь ребенка от сглаза.

Воспитатель. Хороший обычай, добрая традиция. А еще для каждого народа традициями считались народные праздники и гуляния. На этих гуляниях люди соревновались в силе, ловкости, смекалке. Вы помните, как назывались такие игры?

Дети. Народные игры.

Инструктор по физкультуре. Вот и я вам хочу предложить поиграть в народную крымскотатарскую игру «Айдыныз балалар».

Ребенок. Тогерекке тез – тез турыныз

Оинын башлайикъ.

Дети становятся в круг и говорят слова:

Айдыныз балалар

Бу (имя ребенка)

Ортамызгъа алайикъ.

Оне япса бизде оны

Эп бирликте япайыкъ.

Дети повторяют движения ребенка, которого выбрали.

(выходят дети в русских костюмах)

Воспитатель. – О каких обычаях вы нам расскажите?

Ребенок. На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, прабабушки и прадедушки клали в таз с водой – уголек, зернышки и монетки.

Воспитатель. – А как вы думаете, почему клали эти вещи в таз с водой?

Ребенок. - Когда клали уголек, говорили – привыкай к домашнему теплу.

А когда клали зернышки, говорили, будь всегда сыт.

Когда клали монетки, говорили, будь всегда богат.

Воспитатель. И, конечно, же всегда здоров. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Ребенок. Закаляться, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и играть в разные игры.

Ребенок. Много русских игр мы знаем,

С радостью мы в них играем.

Инструктор по физкультуре. И я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ласточка и пчелы».

Русская народная игра «Ласточка и пчелы»

(Дети бегают врассыпную, имитируя полет пчелок, ведущая говорит слова)

Пчелки летают, медок собирают.

Зум – зум – зум,

Зум, зум, зум – 2 раза.

Ласточка встанет, пчелок поймает.

(выходят дети в украинских костюмах)

Дети. Доброго ранку, в i таэмо

Воспитатель. – Что мы помним об обычаях и обрядах в украинских семьях?

Ребенок. При рождении ребенка, делали куклу – мотанку – «младенца». Такая кукла выглядела как ребенок в пеленках. Ее клали в колыбельку к малышу, чтобы она защищала его от сглаза, охраняла сон, берегла здоровье.

Ребенок. А я знаю, что оберегом для дома и семьи была кукла – берегиня. В голову, которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достататка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке - берегине на лицо обязательно наматывали крест. Такую куклу вешали или ставили в угол, со стороны восхода солнца.

Воспитатель. Ребята, обратите внимание, что у кукол – мотанок нет лица. Потому что считалось, что если у куклы – мотанки есть лицо, то в нее может вселиться злой дух.

Инструктор по физкультуре.

На наше свято

Друз i в закликаемо,

Разом з ним i ми сьогодня

В i гру пограемо.

А гра мае назву «Дятел»

Украинская народная игра «Дятел».

Дети. Ходить дятел по житниц i , шукаэ зернятко пшениц i .

Дятел. Мен i не самотньо одному, кого хочу, того в i зьму.

(Дети ищут себе пару).

Воспитатель. Ребята, мы сегодня познакомились с традициями, обычаями, народными играми разных национальностей. Главное, чтобы мы жили в мире и согласии.

Ребенок. Мудрость народов вы берегите,

В дружбе и в радости вместе живите,

Дружбой народов славься всегда,

Город родной и родная земля.

Воспитатель. Пусть дружных народов большая семья

Прославит тебя,

Родная земля!

Инструктор по физкультуре. (слайд 19)

Остров разноцветный по имени Крым-

В мире прекрасное место.

Татарин, грек, армянин, караим

Здесь проживают все вместе.

Ребята, а что у меня в руках?

Дети. Венок.

Посмотрите, какие в этом венке красивые цветы. Все разные: голубые, желтые, красные… и все они сплетены в одно единое целое.

Любите друг друга,

Будьте дружны,

Как в этом веночке – эти цветы!

Дети под музыку уходят. (песня «Вместе дружная семья!»)

Чолах Сусанна Асановна
Конспект занятия «Путешествие по городам Крыма» для детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ №21 «Светлячок»

Конспект занятия на тему :

«Путешествие по городам Крыма » .

(для )

Составила

Чолах С. А.

Симферополь, 2017.

Конспект занятия на тему :

«Путешествие по городам Крыма » .

(для детей старшего дошкольного возраста )

Приоритетная образовательная область : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Возрастная группа : старшая

Цель :

Создавать условия для знакомства детей с новым материалом ;

Формировать представление детей о родном крае , городах , достопримечательностях;

Формировать умение видеть красоту природы родного края;

Закреплять знания детей о растительном мире родного края;

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен;

Закреплять знания о государственной символике Крыма и формировать чувство патриотизма;

Расширять словарный запас, воспитывать культуру речевого развития;

Развивать творческие способности детей , воображение, речь, внимание, память;

Воспитывать любовь и уважение к своему краю,городу , природе Крыма .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ :

«Познавательное развитие»

«Социально-Коммуникативное развитие» - на протяжении всей деятельности.

«Художественно- эстетическое развитие» - знакомство с художественной литературой Крымских поэтов , использование музыкальных композиций, развитие творчества.

«Физическое развитие» - физкультминутка, физкультпауза.

Материалы и оборудование : ИКТ, глобус, слайды : карта Крыма , достопримечательности Крыма , отдельно фото из городов : Симферополь, Бахчисарай, Севастополь, Ялта (цирк имени Тезикова, «Крым в миниатюре » , океанариум, др.); аудиозаписи : песня «Я – морячка, ты – моряк» , «Релаксация» для детей , «Overture» B.Conti; Флаг Крыма , карта Крыма с нарисованным контуром, акварельные краски синего и красного цветов, кисточки, клеенки, салфетки; открытки для детей (с изображением карты Крыма с подписанными городами , ребенок-«путешественник » с лозунгом : «Путешествуйте по Крыму )

Словарь : полуостров, столица, достопримечательности, город-курорт .

Ход НОД.

Дети под музыку («Overture» B.Conti) заходят и садятся на стулья.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

В : Сейчас я расскажу вам стихотворение, и вы поймете, о чем мы будем говорить на занятии :

«Крым – это здравница и это - чудо – сад (Слайд сада)

Крым – это фрукты , это сладкий виноград (Слайд винограда)

Крым – это море , это райские места (Слайд моря)

Крым - это южных гор крутая высота (Слайд гор)

Крым – это степь и заповедные леса (Слайд степи)

Крым – это сказка , заглянувшая в глаза». (Слайд карты Крыма )

В.: - О каком полуострове идет речь в стихотворении?

Д :- О Крыме

В : - А на что похож наш Крым ?

Д : - (Дети отвечают) .

В :- А еще он похож на маленький зеленый листочек, который плывет по синему морю.

Воспитатель (берет глобус) :

В : - Ребята, а что у меня в руках?

Д :- Глобус.

В : - Правильно, в руках у меня глобус, небольшой шарик, который я верчу то вправо, то влево. А где же Крым ? Вот он, крошечная, почти незаметная зеленая капелька на фоне синевы Черного моря. Незаметная? Я задумываюсь. А ведь в этой капельке вместилось так много (показ слайдов) : Золотые пески Черноморских пляжей, сухие степи Тарханкута, древние курганы Пантикапея в Керчи, причудливые горы, современные магистрали, рыбацкие поселки и шумные города . Мой Крым . Моя малая Родина. Можно объездить весь мир, но такого прозрачного родника как в Кутузовке не найдешь нигде. Нигде не увидишь столь яркого свечения красок в брызгах водопада Джур – Джур (Слайд водопада) . А всемирно известный лагерь «Артек» ? (слайд лагеря «Артек» ). Найдите еще в мире место, где так счастливы дети. Здесь они узнают много нового и интересного, раскрывают свои таланты, обретают новых друзей. Да, это мой край, мой дом, моя Родина!

В.: - А вы хотите виртуально попутешествовать по нашему волшебному Крыму ?

В :- Дети, а кто знает, что это за синяя полосочка тянется по нашему полуострову?

Д :- Это река Салгир – она самая длинная река Крыма .

В.: - Хотите превратиться в реку?

Д :- Да!

В :- Ну что ж, вперед. Я буду рассказывать, а вы помогать мне завершать предложение.

(Проводится физминутка «Речка» : дети идут «паровозиком» за воспитателем).

В :- Итак, самая длинная река Крыма…

Д :- Салгир.

В :- Она берет свое начало на склонах горы…

Д :-Чатыр – даг и Ангарского перевала.

В :- В нее впадают много маленьких …

Д :- речек.

В :- Перед Симферополем заполняет Симферопольское …

Д :- водохранилище,

В :- протекает по нашему городу…

Д :- Симферополю,

В :-по всему …

Д :- Крыму

В :- и впадает в …

Д :-Азовское море.

(Дети садятся)

В.: - Вот и принесли нас воды Салгира к городу , в котором мы живем. Как называется наш город ?

Д :- Симферополь

В : - Где находится наш город ?

Д :- В середине полуострова

В : - А вы знаете, как переводится слово «Симферополь» ? (название нашего города «Симферополь» в переводе с греч. означает «симфо» - собираю, «полис» - город . Симферополь – город –собиратель ).

В : - А почему говорят, что Симферополь – город –собиратель ? (Все, кто приезжает в Крым , сначала собираются в Симферополе, а потом уже разъезжаются по другим городам . Потому что в Симферополе есть (слайды :) что? Д :-Аэропорт,железнодорожный вокзал, автовокзал.

В :- Послушайте :

Симферополь – сердце Крыма ,

Город света и тепла .

Город южный , как красив ты.

Это родина моя!

А теперь поиграем.

Игра называется «Как я знаю Симферополь» . (воспитатель показывает слайды : ж/д вокзал, цирк им. Тезикова, детский парк, а дети называют).

В :-Молодцы, ребята, путешествуем дальше . (воспитатель показывает слайд : Ханский дворец) .

В :- Вы узнали, в какой город мы попали ?

Д :- Город Бахчисарай

В :-Дети, а кто- то из вас был в Бахчисарае?

Д :- (ответы детей )

В :-А вы знаете, что название переводится с крымскотатарского языка как «сад-дворец» (бахчa - сад, сарай - дворец) . Там есть (воспитатель показывает фото достопримечательностей г. Бахчисарая) : Ханский дворец, «Крым в миниатюре »

ВВоспитатель показывает слайд : Памятник погибшим кораблям). А теперь вы узнали, в какой город мы попали ?

Д :- Город Севастополь

В : - Ребята, а кто- то из вас был в Севастополе?

Д :- (ответы детей )

Д :- Дети, вы знаете, что Севастополь- главный порт Крыма . (показ слайда) А еще здесь есть база военного флота. (показ слайда) Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов . А сейчас давайте превратимся в моряков и потанцуем.

Проводится танцевальная минутка «Я- морячка, ты-моряк»

В :-Ребята, и последний город , о котором мы с вами поговорим- это Ялта. Ребята, а кто- то из вас был в Ялте?

Д :- (ответы детей )

В :- Ялта –город-курорт , который известен во всем мире. Сюда приезжают люди со всех стран мира. А возле Медведь – горы, на берегу Черного моря (показ слайда) находится детский оздоровительный центр «Артек» (показ слайда, где отдыхают дети со всех стран мира. (воспитатель, показывая слайд Никитского ботанического сада.

В :- А знаете ли ребята, что это за место?

Д :- (ответы детей ) .

В :- Да, ребята,это - Никитский ботанический сад, которому уже около 200 лет. В нем растут редкие растения со всего мира.

Проводится дидактическая игра «Назови растение»

В :- Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники , а вы выбираете только те, которые растут у нас в Крыму . Если растут, то хлопаете в ладоши, если нет, то молчите. Итак, яблоня, груша, ель, апельсин, клен, береза, баобаб, слива, осина, каштан, кофе, тополь, кипарис, сосна.

В :- А еще в Ялте есть «Поляна сказок» (показ слайда) . Здесь мы видим сказочных героев, которых сделали руками мастера из стволов и корней деревьев.

Проводится дидактическая игра «Назови сказку»

В :- Какие знакомые сказки вы видите?

Д :- Ответы детей .

В :- А еще в этом городе есть знаменитый… ., посмотрите что? (показ слайда)

Д :- Ялтинский зоопарк «Сказка» .

В :- А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и скажем :

Д : - «Раз, два, три, в детский сад попади!»

В.: -У нашего Крымского полуострова есть свой флаг. Какие цвета флага Крыма вы знаете ?

Д :- Синий, белый, красный.

В :- Правильно (воспитатель показывает флаг Крыма ) А сейчас давайте раскрасим карту нашего полуострова в цвета его флага

В.:- Только сначала нужно подготовить наши пальчики

Проводится пальчиков игра «Вышли пальчики гулять» :

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно разжимаем пальцы)

Вышли пальчики гулять.

Солнце утром рано встало

(широко расставляем пальцы, руки скрестить)

Всех детишек приласкало

(поглаживание рук и ног)

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

(поочередно сжимая пальцы)

Дети выполняют работу за столами под фоновую музыку.

В.:- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какие города Крыма мы сегодня посетили ?

Д :-Бахчисарай, Севастополь, Ялта, Симферополь.

В :-Хорошо. А какие достопримечательности вам запомнились?

Д :- Ответы детей .

В :- Вам понравилось наше путешествие ?

Д :- Ответы детей

В :-. А сегодня, на память о нашем путешествии , я хочу подарить вам вот такие открытки (раздает детям открытки) .

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе, тема: «Кубик вращаем - по Крыму шагаем»

Примечание: в этом занятии используется большое число разных картинок и фотографий, все они находятся в архиве с занятием (ссылка на архив находится в самом низу). на этой странице мы выкладываем только некоторую их часть.

Цели:

Познакомить детей с некоторыми представителями флоры и фауны Крыма: тушканчиком, болотной совой, можжевельником.
Расширить знания детей о медузе, мяте, стрекозе.
Закрепить знания детей о природе (природные взаимосвязи; польза для человека и вред деятельности человека для природы; этимология названий, понятий «хищник», «Красная Книга»).
Упражнять в выполнении математических заданий (количественный и порядковый счет, величина).
Учить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Установить связь между строением птичьего пера и его функцией.
Словарь: предгорье, шишкоягоды, рьяно.
Развивать умение давать развернутые ответы на вопросы, понимать происхождение видовых названий растения.
Развивать любознательность, мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Оборудование:

Большой куб (из набора мягких модулей), на грани которого приклеены изображения крымских пейзажей: море, степь, горы, лес, болото, предгорье.
Карта Крыма с изображением тех же пейзажей.
Выведенные на экран изображения медузы, совы болотной, тушканчика, мяты, стрекозы, можжевельника. А так же их цветные силуэтные изображения для наклеивания на карту с двусторонней клеящей лентой на оборотной стороне.
Перья совы (маховые и пуховые), лупы.
Силуэтные картинки «медуза» с линиями для разрезания, ножницы.
Веточки мяты.
Рабочие листы с заданием, простые карандаши.
Спилы можжевеловой древесины.
Крупные картинки с изображением арбуза, колосьев пшеницы, яиц, насекомых.
Аудиозаписи голоса совы и тушканчика.

Для динамической паузы: тоннель, пеньки, ручей, коррегирующая дорожка.

Ход занятия:

Нам с вами посчастливилось жить на удивительном полуострове, который называется … как? (Ответы детей). Крым.

На небольшой его территории расположились горы и степи, леса и болота, предгорье, и конечно море, которое называется … как? (Ответы детей). Черное море.

Сегодня мы отправимся в путешествие по Крыму. А поможет нам вот этот кубик. На его гранях расположены фото с изображением различных мест нашего полуострова. А с чего начнем наше путешествие выберет … (Вызывается ребенок, который выбирает фото на одной из граней куба).

Болото

Заглянем на одно из болот и увидим здесь сову.
Болотная сова получила свое название за то, что любит жить поблизости от болот и других водоемов, где потише и поменьше людей.

Очень страдают совы от шума, беспокоят их люди.
Болотная сова даже занесена в Красную Книгу Крыма. Что это значит? Кого заносят в Красную Книгу? (Ответы детей). Болотные совы стали настолько редки, что нуждаются в защите.

«Как устроены перья у совы?»

Совам, как и всем птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев? (Ответы детей). Маховое перо намного больше пухового.
Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало? (Ответы детей). Медленно, плавно кружась. А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало? (Ответы детей). Еще медленней. Можете попробовать бросить одновременно два пера.
А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются? (Ответы детей).У махового пера толстый и пустой внутри стержень. У пухового пера тонкий, мягкий стержень.
Взмахните маховым и пуховым пером. Что вы ощутили? (Ответы детей). Маховое перо рассекает воздух, мы чувствуем движение воздуха. Пуховое перо не рассекает воздух.
Рассмотрите перья через лупу. Обратите внимание как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.

Давайте порассуждаем, для чего сове такие перья? (Ответы детей).

Вывод: Маховое и пуховое перо отличаются: маховое перо помогает птице летать, а пуховое - сохранять тепло.

Наклеим картинку «сова» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено болото. (Для наклеивания приглашается ребенок, ярко проявивший себя в этой части занятия. И так по каждому природному объекту).

Море

Отправляемся на море. Назовите знакомых вам морских обитателей Черного моря. (Ответы детей). Дельфины, хамса, крабы, медузы, мидии, рапаны, морские коньки, катран.

Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные.
Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните. (Показ). Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезнен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Дидактическое упражнение «Щупальца медуз»

Разрежьте ножницами по линиям щупальца медузы.

Сосчитайте щупальца. Сколько щупалец? (Ответы детей). С помощью ножниц сделайте одну щупальцу короче других. Какая по счету короткая щупальца у твоей медузы? (Ответы детей).

Наклеим картинку «медуза» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено море.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Лес

Сейчас отправимся в лес. В лесу растет множество деревьев, но мы обратим внимание на зеленые листики, растущие на лесной опушке.
Может быть вам знакомо это растение? Потрите его листочек и ощутите аромат. (Ответы детей). Это мята.

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!

Мята используется человеком и для чая, и для лечения, и для приготовления пищи, даже для отпугивания комаров и москитов.

В Крыму произрастает несколько видов мяты. Давайте поиграем в игру «О чем говорят названия растений» и попробуем сами догадаться о происхождении названий разных видов мяты, растущей у нас в Крыму.

Дидактическая игра «О чем говорят названия растений»

Мята полевая получила свое название, потому что … - эта мята растет в поле.
Мята водяная получила свое название, потому что … - эта мята растет вблизи водоемов.
Мята длиннолистная получила свое название, потому что … - эта мята имеет длинные листья.
Мята болотная получила свое название, потому что … - эта мята растет вблизи болот.
Мята колосистая получила свое название, потому что … - цветок этой мяты похож на колос.
Мята мелкоцветковая получила свое название, потому что … - цветы этой мяты маленькие, мелкие.

Наклеим картинку «мята» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображен лес.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Динамическая пауза «Поход»

А теперь - время для тренировки, ведь чтобы отправиться в настоящий поход по Крыму, нужно быть ловким и сильным. Потренируемся пробираться через пещеры (тоннель), лесные буреломы (пеньки), горные речки (ручей), морской каменистый берег (коррегирующая дорожка).

Степь

А теперь пройдемся по ровной степи. Здесь мы можем встретить тушканчика. (Показ). Послушайте его голос.

Днем тушканчики отдыхают в норах, а с наступлением сумерек прыгают по окрестностям, кормятся.
Питаются тушканчики всевозможными частями растений, но особенно любят – луковицы, клубни и зерна. Могут перекусить и яйцами, птенцами, насекомыми. Очень любят дыни, тыквы, арбузы. Прогрызают в них дыры и выедают мякоть.

Гимнастика для глаз

В углах комнаты под потолком расположены крупные картинки. Дети отыскивают глазами ту, которую называет воспитатель.

Головою поверти
И глазами отыщи
Ту картинку, где еда.
Для тушканчика она.

Арбуз. Яйца. Колоски. Насекомые.

Наклеим картинку «тушканчик» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображена степь.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Предгорье

Это предгорье. Что это за место такое - предгорье? Вслушайтесь в само слово «предгорье». (Ответы детей). Предгорье - это место перед горами, примыкающее к горам.

Взгляните. (Показ). Узнаете это насекомое? (Ответы детей). Это стрекоза.

Стрекозы летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые лапы. В них-то и попадает добыча.

За час стрекоза может съесть множество комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью.
Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых.

Стрекозы летают с огромной скоростью, могут в полете совершенно внезапно повернуть в нужную сторону, «включить» задний ход, сделать петлю или зигзаг, взлететь вертикально вверх как вертолет или резко опуститься вниз.

Упражнение «Охота стрекозы»

Возьмите простые карандаши и по пунктирной линии проведите путь стрекозы во время охоты за комарами.

Наклеим картинку «стрекоза» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено предгорье.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Горы

А теперь взберемся на крымские горы, здесь растет удивительное дерево - можжевельник. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел».
Есть у можжевельника шишкоягоды, когда они созревают, то становятся черными.

Живет можжевельник очень-очень долго..
Звери и птицы очень любят можжевеловые шишкоягоды. Особенно рьяно – значит старательно, усердно, рыщут звери в поисках плодов осенью, перед тем, как залечь в спячку, а птицы – перед отлетом на юг. Плоды можжевельника действуют на них как лекарства, помогая избавиться от болезней.

Возьмите в руки спилы древесины можжевельника. Попробуйте на ощупь, почувствуйте ее запах.

Наклеим картинку «можжевельник» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображены горы.

Взгляните на карту. Наше путешествие по Крыму подошло к концу, карта заполнилась, вы узнали много нового. А впереди вас ждет еще больше интересного - ведь наш родной край удивительный, разнообразный, красивый!

Литературное путешествие по Крыму

Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое место в литературе. Восхитительная природа, бурная история и многонациональная культура этого края вдохновляли многие поколения русских писателей. Кто-то был в Крыму проездом, а для кого-то он стал частью биографии… Для одних - это благословенное райское место, для других - мрачные воспоминания о войне, для третьих - весёлый полуостров, полный приятных воспоминаний об отдыхе… В Крыму написаны многие замечательные произведения. А ещё больше рождалось замыслов, которые, воплотившись, стали украшением русской литературы.
И чтобы убедиться в этом совершим путешествие по литературной карте Крыма.

Симферополь. Столицу Крыма непременно посещают все, кто прибывает на полуостров. Писатели с поэтами не исключение. Но заметный след оставили несколько.
Недолго жил в Симферополе А. С. Пушкин. Здесь на «брегах веселого Салгира» была его последняя остановка в длительном путешествии по Крыму в 1820 г. и теперь великому поэту установлен памятник в центре города.

Оживлены дубравы и луга,

И мирные ласкают берега,

Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин о Крыме

В Симферополе c 1802 по 1807 год трудился государственный чиновник П. И. Сумароков. Каковы его заслуги на этой ниве мы не знаем, но здесь он написал весьма любопытную книгу: «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», где дал очень точные описания многих крымских уголков. Оцените красоту слога: «Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ли ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары. Желаешь ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на берег Черного моря, и рев волн рассеет мрачные мысли твои».
А на доме, где тоже недолго проживал путешествующий по Крыму в 1825 г. А. С. Грибоедов установлена мемориальная доска. Правда, в одном из писем он назвал Симферополь «дрянной городишко», что объясняется мрачным настроением, овладевшим писателем в том момент. Зато потом он назвал Крыму «изумительной сокровищницей, естественным музеем, хранящим тайны тысячелетий», чем и реабилитировал себя в глазах крымчан.
С 1865 по 1870 год в Симферополе работал на ниве народного просвещения чиновник Е. Л. Марков. И написал знаменитые «Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории», в которых он с огромной любовью изобразил природу полуострова, его жителей, историю, памятники. Чуть ироничное, образное, сочное описание давно ушедшей красоты этих мест завораживает читателя. «Очерки мои воскресят в памяти некоторых сколько-нибудь живо и верно картины крымской жизни и природы; соблазнят его узнать живой Крым, насладиться его оригинальностью, его красотою», - так писал Марков.

«Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа, чем в Крыму».

Священный дух истории веет на этих водах и этом берегу. Тут, что ни камень, что ни развалина, что ни шаг, то событие.

Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить в Крым, кто может, кому ещё время...»

“Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые даёт только один Крым, никогда не забывают его...”
Е. Л. Марков, “Очерки Крыма” (1902 г.)

В Симферополе родился И. Л. Сельвинский (1899-1968) - выдающийся русский поэт и прозаик XX в. В доме он родился и жил в 1899-1906 гг. ныне открыт его дом-музей И. Сельвинского и это первый литературный музей в Симферополе. У него очень много написано о Крыме, а строчки: «И если очень захочется счастья, мы с вами поедем в Крым» стали хрестоматийными.
Или во это:
Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
И. Сельвинский о Крыме
В Таврической духовной семинарии с 1918 по 1920 г. (ул. Героев Аджимушкая, 7) преподавал выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, впоследствии эмигрировавший. Вот как он писал о Крыме:
«Здесь залегло несколько пластов античной культуры, перед нами вскрытых, здесь родилась духовно наша Родина…»
С. Н. Булгаков о роли Крыма в истории

Евпатория. В этом городе бывали многие литературные знаменитости - А. Мицкевич, Л. Украинка, М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Н. Островский. К. Чуковский. А. Н. Толстой оставил описание Евпатории в романе «Хождение по мукам». Поэт И. Сельвинский провел здесь юность и учился в местной гимназии, которая ныне носит его имя. Писатель Б. Балтер, автор повести «До свидания, мальчики!» тоже учился в этой гимназии. Потом был снят одноименный фильм по этой книге. В доме, где несколько лет жила А. А. Ахматова, открыто стильное литературное кафе с крахмальными скатертями, сияющими столовыми приборами и намеком на некоторую богемность.
Вот только пока памятников литераторы не удостоились, только мемориальные доски открыты в их честь. Лишь памятник Ашик Омеру (1621-1707), выдающемуся крымскому поэту средневековья стоит в Евпатории. Путешествуя по миру, он создавал произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. В преклонном возрасте вернулся в родной Гезлев, где и обрел вечный покой.
А в стенах дома по улице Караимской скоро оживут тени тех, кто гостил здесь жарким летом 1825 г. Дом превратится в Музей Адама Мицкевича - первого выдающегося поэта, посетившего Евпаторию.
Был в Евпатории и В. С. Высоцкий, когда снимался в фильме «Плохой хороший человек». Стихи, а потом песня «Черные бушлаты», посвященная трагическому Евпаторийскому десанту конца 1941 г., была задумана им в Евпатории.
В. В. Маяковский написал о Евпатории просто:

Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
В ЕВПАТОРИИ.
Сильны литературные традиции ив нынешней Евпатории. Вот строки евпаторийца Сергея Овчаренко, замечательного поэта:

Ещё витает над землей Тавриды
Свободный дух исчезнувших племен
И шелестом приспущенных знамен
Нам посылает сквозь века флюиды.

И возникает тоненькая нить,
И крепнет так, что жившие когда-то
Хазары, греки, скифы и сарматы
В сознанье нашем продолжают жить.

Саки. В Курортном парке этого городка стоит памятник Лесе Украинке, которая была тут на лечении. Оказалось, правда, что при её болезни (туберкулез костей) сакские грязи, увы, не помогают. Есть и памятник и Н. В. Гоголю, который в июне-июле 1835 г. лечился тут и, по его собственным словам, «пачкался здесь в минеральных грязях».

Бахчисарай. Этот городок своей широкой известностью обязан Ханскому дворцу, а точнее, Знаменитому Фонтану слез, который там установлен. А прославил его А. С. Пушкин, побывавший здесь и написавший поэму «Бахчисарайский фонтан». А также А. Мицкевич и Л. Украинка, посвятившие фонтану прекрасные поэтические строки. Памятник Пушкину стоит недалеко от дворца.
Находится в Бахчисарае и музей И. Гаспринского (1851-1914). Здесь можно познакомиться с жизнью и деятельностью этого замечательного человека - крымскотатарского писателя, просветителя, мыслителя. Ему в городе установлен памятник, в Бахчисарае он и похоронен. В своих статьях и научных работах («Русское мусульманство», «Русско-восточное соглашение») размышлял о судьбах мусульманства, национальных отношениях. А в книгах - «Солнце взошло», и «Страна блаженства») поднимал вопросы высокой нравственности, чести, достоинства человека.
Бахчисарайская природа и бахчисарайские древности всегда производили огромное впечатление на путешественников. А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятил немало поэтических строк Крыму и так писал о пещерных городах Крыма:

И город вымер. Здесь и там
Остатки башен по стенам,
Кривые улицы, кладбища,
Пещеры, рытые в скалах,
Давно безлюдные жилища,
Обломки, камни, пыль и прах...
А. К. Толстой

Вот, например, ваш покорный слуга о водопаде Серебряные струи и его окрестностях.
«Он сокрыт от зноя и ярких лучей солнца густой вековой зеленью огромных буков. Здесь вода, музыкально журча, стекает вниз тоненькими изящными струйками на темном фоне небольшого, поросшего мхом, грота. Водопад очень напоминает оригинальный струнный инструмент, особенно в яркий солнечный день. Не случайно его часто называют водопадом Серебряные струны. Водопад очаровывает той тонкой, неброской, одухотворенной красотой, которая столь характерна для небольших крымских водопадов.
Стоит пройти и чуть выше водопада, вдоль лесной речки Сары-Узень. Посмотреть на маленькие порожки, каскады небольших водопадиков, тихие заводи... Какое причудливое сочетание камня, воды, опавших листьев, мха и рухнувших деревьев! Вся увиденная картина, словно сошедшая с японских средневековых гравюр, рождает чувство едва уловимой, но светлой и чистой гармонии...»

Севастополь. Этот славный город связан с именами многих писателей. Но мы отметим лишь тех, кто, для кого Севастополь стал очень важным в их творчестве.
«Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю», - написал К. Паустовский, которые не раз бывал в Севастополе. Город с любовью описан во множестве его произведений.
А. С. Грин много раз был в Севастополе, а в начале ХХ века даже два года просидел в здешней тюрьме за революционную деятельность, как член партии эсеров. Именно здесь, в Севастополе, рождаются замыслы его романтических произведений с морскими ветрами, высокими матчами, алыми парусами, придуманной страной Гринландией и вымышленными городами Зурбаганом Лиссом, Гель Гью…
К. М. Станюкович (1843-1903), известный русский писатель - маринист, был сыном адмирала, командира Севастопольского порта. Когда шла Крымская война, было ему всего 11 лет. Но за участие в севастопольской обороне он был награждён двумя медалями. А когда стал писателем, то написал о тех событиях книги: «Севастопольский мальчик», «Маленькие моряки», «Грозный адмирал». Севастопольцы всегда помнят своего писателя, его именем названа библиотека в городе.
В Севастополе родился А. Аверченко и жил тут до 16 лет. И отсюда он в 1920 г. навсегда покинул Родину.
С 7 до 13 лет жила летом в Севастополе Аня Горенко, будущая великая поэтесса А. А. Ахматова, внучка полковника А. А.Горенко, участника обороны Севастополя 1854-1855 гг., у которого здесь был дом. И потом она часто здесь бывала, вспоминая свое детство в Севастополе:
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.
Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно стареют сердца.
А. Ахматова

Но навсегда прославил Севастополь Л. Н. Толстой. Будущий великий писатель служил здесь во время Первой Севастопольской обороны, командовал батареей на 4-м бастионе, где ему установлен памятный знак. В осажденном Севастополе он пробыл ровно год и не только воевал, но и писал свои знаменитые «Севастопольские рассказы». Храбрый офицер и начинающий писатель за «севастопольскую эпопею» был награждён орденом Святой Анны 4-ой степени. Здесь началась его всемирная литературная слава.

Балаклава. В этом маленьком городке побывали столько знаменитостей, что хватит на крупный мегаполис. А. Мицкевич, А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. А. Бунин, К. Бальмонт, Л. Украинка, А. Ахматова, А. Грин, М. Горький, М. Зощенко, К. Паустовский... Вс. Вишневский написал здесь знаменитую «Оптимистическую трагедию». Список этот можно продолжить и он будет довольно внушительный.
Но подлинным певцом Балаклавы стал А. И. Куприн. Писатель прожил в Балаклаве с 1904 по 1905 гг. Очень любил выходить с рыбаками в море, любил этот городок и его обитателей - греков-рыбаков. Из под его пера вышел целый цикл прекрасных очерков о Балаклаве и ее жителях - «Листригоны». Куприн очень хотел здесь поселиться, даже купил участок земли для постройки дома, но не получилось. Памятник писателю стоит на Набережной Балаклавы.
Балаклава - единственный город в Крыму ни на кого не похожий, свой отделённый мир. Через Балаклаву нельзя проехать, как через Ялту, Алупку, Алушту, и ехать дальше. В неё можно только приехать. Впереди лишь море, а кругом каменные, непроездные громады, - дальше некуда ехать, здесь - конец мира”.
С. Я. Елпатьевский “Крымские очерки” 1913 г.

Ялта, Южный берег Крыма. Так уж случилось, что этот уголок Крыма посещали почти все знаменитые писатели и поэты, побывавшие в Крыму. Такова традиция во все времена. Ехали, в основном, на отдых, лечение, иногда оставаясь тут подолгу.
В Ялте есть музей «Культура Ялты ХIХ - начала ХХ века». Выбор этого периода истории не случаен. Именно в этот время Ялта была одной из культурных столиц Российской империи - здесь подолгу жили многие писатели, поэты, художники, композиторы и театральные деятели - цвет российской культуры того времени.
Но самый известный ялтинский литературный музей, это, конечно, Дом-музей А. П. Чехова. В доме все осталось так, как было при жизни великого писателя, который прожил на своей Белой даче неполных пять лет, с 1899 по 1904 год. Здесь он написал более десятка произведений, в их числе пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», знаменитый «крымский» рассказ «Дама с собачкой»...
Ялтинская гостиница «Таврида» (бывшая «Россия»), построенная в 1875 г., привлекательна не только своей архитектурой. На пространстве России немного найдется гостиниц, в которых проживало бы так много известных деятелей литературы и искусства. В 1876 г. в гостинице два месяца жил Н. А. Некрасов, приехавший в Ялту подлечиться. В 1894 г. один из номеров в «России» занимал А. П. Чехов. Несколько раз в гостинице останавливались И. А. Бунин, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков и множество других знаменитостей. Некоторые из этих широко известных имен упоминаются на мемориальной доске, установленной на фасаде здания.
А вот, где останавливался И. Бродский, когда он был в Ялте в 1969 г., никто не знает. Но не в этой гостинице, его доходы в то время. явно этого не позволяли. Зато мы знаем и помним его строчки:

Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях атавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" "Налейте"

На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания Сергею Есенину.
А ещё на Набережной установлен памятник «Даме с собачкой» - героине (и герою) известного чеховского рассказа, действие которого разворачивается в Ялте.
В Ялте разворачиваются события не только рассказа «Дама с собачкой». В Ялту из Москвы забрасывает Стёпу Лиходеева Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Киса Воробьянинов и Остап Бендер оказываются в Ялте в поисках стула с бриллиантами в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

А в поселке Гаспра к западу от Ялты есть санаторий «Ясная поляна», бывшее имение «Романтическая Александрия». Здесь в 1901-1902 гг. гостил писатель Л. Н. Толстой, поправлял здоровье. И встречался со многими известными людьми, в том числе, с А. П. Чеховым, М. Горьким. Название здравницы напоминает о Л. Н. Толстом и его пребывании здесь. Бывали тут, а иной раз и жили подолгу многие известные люди. Например, выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, А будущий автор «Лолиты», а тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию - ловил бабочек...
Ещё западнее есть поселок, который раньше носил смешное название Мухалатка. Здесь, ближе к горам была дача писателя Ю. Семенова, а ныне его дом-музей. В этом доме были написаны такие знаменитые романы, как «Приказано выжить», «ТАСС уполномочен заявить», «Экспансия», «Горение», «Тайна Кутузовского проспекта», «Версии» и др. Юлиан Семёнов умер в 1993 г. в Мухалатке. Прах писателя развеян над Чёрным морем.
Выше Мухалатки через горы пролегает тропа Шайтан-Мердвень (Чертова лестница, тюрк.), ведущая на одноименный перевал. Тропа начинается от старой дороги Ялта - Севастополь. Шайтан-Мердвенем прошла целая плеяда литературных знаменитостей, оставив память об этом в своих дневниках, письмах, литературных и научных трудах: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, И. А. Бунин, Н. Г. Гарин-Михайловский, Леся Украинка, А. К. Толстой, В. Я. Брюсов и многие другие. Вот как молодой Пушкин описал путешествие через перевал: «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом».
А вот менее известные строки Леси Украинки о перевале Шайтан-Мердвень (в переводе с украинского):

Красные скалы и сизые горы
Дико и грозно нависли над нами.
Это злых духов пещеры, затворы
Высятся под облаками.
Скалы до моря сползают грядою.
Чертовой лестницей их называют.
Демоны сходят по ним, а весною
Гулкие воды сбегают.

В двух-трех километрах западнее Мухалатки белеют новые корпуса санатория «Мелас». А в тени деревьев прячется старое здание - небольшой симпатичный дворец «Мелас». В середине XIX в. здесь жил русский поэт А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятивший немало поэтических строк Крыму. Мы уже упоминали о нем.

Несколько строк о Ялте и Южном береге.

Стукну по карману - не звенит.
Стукну по другому - не слыхать. Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать.
Н. Рубцов о Ялте

Я езжу
по Южному
берегу Крыма, -
не Крым,
а копия
древнего рая!
Какая фауна,
флора
и климат!
Пою, восторгаясь
и озирая!
В. Маяковский

Несется вниз струя живая,
Как тонкий флёр, сквозит огнем,
Скользит со скал фатой венчальной
И вдруг, и пеной и дождем
Свергаясь в черный водоем,
Бушует влагою хрустальной...
И. А. Бунин о водопаде Учан-Су

Гурзуф. В конце 19-го - начале 20-го вв. Гурзуф уже был престижным курортом с богатой публикой. “В Гурзуве не ищут уединения и поэзии. Громадные гостиницы столичного типа, богатый ресторан, с утра до вечера наполненный местной и случайной публикой, изысканные туалеты дам, электрическое освещение и музыка, играющая два раза в день, придают гурзуфской жизни совершенно не тот характер, какой мы видим в Алупке или Мисхоре” - так писал Н. А. Головкинский о Гурзуфе. Рядом с богатой публикой отдыхали и люди творческих профессий.
В Гурзуфе побывало в разное время множество знаменитостей. В память об этом в Гурзуфском парке установлены бюсты А. Мицкевича, Л. Украинки, Ф. Шаляпина, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского. А еще тут бывали Бунин и Куприн, художник К. Коровин. В Гурзуфе у Чехова была небольшая дача на берегу моря, там сейчас филиал ялтинского дома-музея Чехова.
Но навсегда прославил Гурзуф великий русский поэт А. С. Пушкин. Летом 1820 г., в доме, который принадлежал герцогу де Ришелье, остановился молодой Александр Пушкин, прибывший в Гурзуф вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского. Дни, проведенные в Гурзуфе, оставили в Пушкине самые живые и яркие впечатления, к которым поэт не раз возвращался позднее в стихах и письмах к друзьям. Он пробыл здесь всего три недели, но считал это время «счастливейшими минутами жизни».
В этом доме ныне открыт музей А. С. Пушкина. Его экспозиции позволяют совершить увлекательное путешествие по тем крымским уголкам, где побывал молодой Пушкин. Восторг от южной природы и замечательных друзей вылился во множество произведений: поэмы «Кавказский пленник», «Таврида» и «Бахчисарайский фонтан», лирический цикл стихов о Тавриде. И главное пушкинское произведение - «Евгений Онегин» тоже задумано здесь.
Возле музея растет кипарис, который помнит Пушкина и упоминается в его письмах. Ежегодно, в день рождения поэта - 6 июня и в день смерти - 10 февраля, Музей Пушкина проводит в Гурзуфе праздники поэзии, а во всех городах Крыма, где он побывал (Керчь, Феодосия, Гурзуф, мыс Фиолент, Бахчисарай, Симферополь), к его памятникам возлагаются цветы. И мы помним его бессмертные строки о Крыме:

Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин

Алушта. В этом городе есть Литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского.
Музей находится в доме, где с 1906 по 1958 год жил и работал известный писатель, академик С. Н. Сергеев-Ценский (1875-1958), ныне изрядно подзабытый. Здесь, на горе Орлиной, были написаны самые значительные произведения автора - эпопея «Преображение России», в которую вошли 12 романов, 3 повести, а также известный роман «Севастопольская страда». Писатель похоронен рядом с домом.
Есть в Алуште и музей писателя И. С. Шмелева, русского зарубежного писателя. И. С. Шмелев (1873-1950) - прожил в Алуште четыре трагических года - с 1918 по 1922 год. В 1922 г., после расстрела сына, эмигрировал во Францию, где создал немало художественных произведений, среди которых «Солнце мертвых» - одно из наиболее значительных художественно-документальных произведений о Гражданской войне в России. Довольно мрачная книга.
Есть в Алуште курортная местность - Профессорский уголок. Здесь у подножия горы Кастель в середине XIX в. одной из первых поселилась М. А. Данненберг-Славич, незаурядная женщина, автор первого «Путеводителя по Крыму» (1874 г.). До революции 1917 г. здесь имели здесь дачи видные ученые того времени, отсюда и название. Многие из них были неплохими литераторами, например, профессор Н. А. Головкинский, видный ученый-гидрогеолог, который стал автором одного из первых путеводителей по Южному берегу Крыма и ряда стихотворений.

«Узкие, кривые улочки Алушты, которые не заслуживают названия улиц, теснились по крутому склону над речкой Улу-Узень. Издали кажется, что маленькие домики с плоскими крышами и неизменными галерейками буквально стоят один на другом».

«Это один из самых прелестных уголков, какие мне случалось видеть. Только лучшие места Щвейцарии и Италии могут выдержать с ним сравнение».
Профессор Н. А. Головкинский об Алуште и Профессорском уголке

Вот как, например, Головкинский описывал посещение пещеры и свои ощущения от этого:

Час спустя вся кавалькада -
Пред пещерой. Темный вход,
Точно зев отверстый ада,
Души жертв заблудших ждет.
Сходят робкими шагами
Вниз, по скользкой крутизне;
Грязь и камни под ногами,
Тьма и холод в глубине...

Был в Алуште и А. Мицкевич. И написал:
Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,
Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.
О, мачта крымских гор! О минарет Аллы!
До туч вознесся ты в лазурные пустыни.
(Перевод И. А. Бунина)

Судак. В Судаке в гостеприимном доме Аделаиды Герцык побывали многие известные писатели и поэты, философы - М. Волошин, сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и ряд других.
Был здесь и поэт Осип Мандельштам, впоследствии написавший:
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом…

А вот как описывает судакские курортные нравы С. Елпатьевский в своих «Крымских очерках» (1913 г.): «В нынешнем году на пляже вырос суровый столб с двумя дощечками, где обозначено: «Мужчинам», «Женщинам». Но столб - более мысленная линия, чем реальное разделение овец и козлищ, так как обе группы на таком малом расстоянии, что могут созерцать друг друга, совершенно не вооружая свои глаза, а проходящие по пляжу путники и путницы должны усиленно рассматривать далекие горы, чтобы не видеть совсем близкие, распростертые на песке, на простынях и ковриках, лишенные всяких покровов мужские и женские тела».

Коктебель. Этот поселок в юго-восточном Крыму знаменит Домом-музеем М. А. Волошина. В Коктебеле всё неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала. Он оставил нам немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе.
Благодаря усилиям Волошина, обаянию его личности глухое селение стало одним из духовных и культурных центров Крыма. Коктебель и поныне как магнитом притягивает творческих людей.
Волошин с 1917 г. жил здесь постоянно. Его гостями были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX в. - А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В.Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и множество других знаменитостей. М. Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем - С. Эфроном.
В доме Волошина, кроме музея, расположен по его завещанию и Дом творчества писателей. Они тут отдыхали и работали. Например, здесь в Коктебеле писал свой знаменитый роман «Остров Крым» В. Аксенов. Дом поэта с его особой интеллектуальной и духовной атмосферой сыграл большую роль в становлении новых поколений писателей и поэтов.
Несколько строчек из Волошина.

«Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму...».

«Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной гавани, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались.
Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, татары, славяне… - вот аллювий Дикого Поля.
Греки, армяне, римляне, венецианцы, генуэзцы - вот торговые и культурные дрожжи Понта Эвксинского».
М. Волошин о Крыме

Множество литераторов отдали должное красоте Кара-Дага.
Вот К. Паустовский: «...В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было в красках передать эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи».
А вот снова Волошин:
Как рухнувший готический собор,
Торчащий непокорными зубцами,
Как сказочный базальтовый костер,
Широко вздувший каменное пламя,
Из сизой мглы над морем вдалеке
Встает стена... Но сказ о Кара-Даге
Не выцветить ни кистью на бумаге,
Не высловить на скудном языке...

Коктебель и весь юго-восточный Крым (Волошин называл его Киммерией) - удивительный край, с неброской красотой, особой прелестью и очарованием. И со своими загадками. До сих живет легенда о морском змее, обитающем у здешних берегов. В 1921 г. в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея они не обнаружили, а увидели лишь след на песке от уползшего в море чудовища. М. Волошин отправил вырезку «о гаде» М. Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца»

Феодосия. Этот город навсегда связан с именем А. Грина, здесь открыт литературно-мемориальный музей А. С. Грина. В Феодосии он жил с 1924-го по 1930-й год. Здесь им написано 4 романа и более 30 рассказов. Среди них романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда».
Музей замечательного писателя-романтика открыт в небольшом доме с необычным внутренним убранством, стилизованным под старинный парусный корабль. Посетители музея словно совершают увлекательное путешествие по воображаемой стране, рожденной фантазией Грина. А. Цветаева так писала о музее Грина: «Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари и канаты, и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган...» И, конечно, есть тут модель корабля с алыми парусами.
Есть в Феодосии и музей сестер Цветаевых - дань памяти великой русской поэтессе Марине Цветаевой и её сестре - довольно известной писательнице Анастасии. Музей рассказывает о периоде 1913-1914 гг., когда Марина и Ася несколько месяцев жили в Феодосии, в этом доме, - может быть, самых счастливых месяцев в трагической биографии Марины Цветаевой. В это время с ней были любимый муж и маленькая дочь. Горожане восторженно принимали её стихи на литературных вечерах.

Старый Крым. Скромный городок занимает заметное место на литературной карте Крыма. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана со Старым Крымом. На городском кладбище покоится поэтесса Ю. Друнина, трагически ушедшая из жизни в 1991 г. Ее могила рядом с могилой мужа - А. Каплера, писателя и киносценариста, популярного ведущего «Кинопанорамы» в 60-е годы. Оба очень любили эти места.
В Старом Крыму долго жил известный поэт-футурист и переводчик Григорий Петников, здесь он и похоронен. В городе часто бывали М. Богданович, сестры М. и А. Цветаевы, М. Волошин, Б. Чичибабин, многие другие поэты и писатели. Подолгу жил тут К. Паустовский и теперь здесь открыт Музей Паустовского, который так писал об этих краях: «Восточный Крым... это... особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма...».
Старый Крым - место паломничества для многих почитателей творчества Александра Грина. В Старом Крыму он провел последние два года жизни. Могила писателя со скромным памятником, который венчает бегущая по волнам девушка, - на городском кладбище. А в доме, где он нашел последний приют, сейчас открыт мемориальный Дом-музей А. С. Грина. Здесь собрано всё, что относится к старокрымскому периоду жизни замечательного писателя-романтика.

Куры, яблони, белые хаты -
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь?

Ю. Друнина о Старом Крыме

Керчь. Здесь в разное время побывали такие литераторы как: А. С. Пушкин, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, В. В. Маяковский, И. Северянин, М. А. Волошин, В. П. Аксёнов, В. Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью Л. Кассиля о юном герое-керчанине В. Дубинине «Улица младшего сына». А также повестью А. Каплера «Двое из двадцати миллионов», экранизированой в 1986 г. — «Сошедшие с небес».
В Керчи родился Святитель Лука, В. Ф. Войно-Ясенецкий, бывший архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор медицины, профессор, лауреату Государственной премии СССР и…бывший политзаключенный (11 лет лагерей).
Поразительные его строки:
«Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым».

На этом наше литературное путешествие заканчивается. Завершить его хотелось бы цитатой из книги «По Крыму пешком» вашего покорного слуги:
«Настоящее знакомство с Крымом, сознательное и вдумчивое, интимное, если хотите, происходит не торопясь, в тишине, наедине с природой. Только там, в полной мере можно оценить одухотворенную красоту Крымских гор. Искупаться в горной реке с ледяной водой. Провести день в маленькой бухте посреди каменного хаоса на безлюдном морском побережье. Почувствовать прелесть миниатюрного водопадика, случайно обнаруженного в лесу. Ощутить обаяние маленького симпатичного каньона, затерянного среди лесной чащи. Вдохнуть горьковатый запах трав на яйле. Разглядеть какие-то детали построек покинутого «пещерного» города. Побывать в храме, который вырублен в обломке скалы на заре христианства. Потрогать рукой древний менгир, которому несколько тысяч лет, почувствовать его целительную вибрацию. Осознать связь времен в заброшенном античном городище… Словом, увидеть все то, что вы никогда не увидите из окна автобуса или автомобиля. Почувствовать, увидеть и понять это, можно лишь путешествуя пешком».
И ещё.
“…Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и лёгкую печаль… и надежду ещё раз увидеть эту “полуденную землю”.
Константина Паустовский

Спасибо за внимание.

________________________________________ _______________________________________
И так было во все времена. Попав в Крым, многие новые его жители оседали здесь, воспринимали культуру предыдущих обитателей и развивали свою, становясь частью крымского этнического конгломерата. Вот наблюдения С. Елпатьевского из книги «Крымские очерки» 1913 г.: «Не немцы, армяне и русские вносят свою культуру в Отузы, а они сами… принимают отузскую манеру жизни. Бросают чай, переходят к кофе, отказываются от щей и гречневой каши и приемлют катыки и «помадоры», каурму, и масаку, и чебуреки, и все бесконечные манеры… использования барашка. …И если пьют, то переходят от водки к вину…».
Может быть, историческое предназначение Крыма в том и заключается, чтобы сквозь время связывать разные народы, культуры, государства и цивилизации? Быть тем местом, где разрабатывается опыт совместного проживания? У многих уже есть такое понимание. Вот, например, строки из стихотворения современной крымской поэтессы Ольги Голубевой:

Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Мы собраны под парусом твоим,
Вскормленные степною кобылицей,
Мы пили воду из одной криницы,
Вернемся к чистым помыслам былым...

Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Блуждающий ранимый пилигрим,
Ведет тебя негаснущее слово
Гаспринского, Мицкевича, Толстого
Навстречу вечным истинам простым...





error: Контент защищен !!