Что рассказывают немцы о россии и русских. Русские и немцы: сравнение национальных характеров


Русские и немцы. Считается, что именно Петр I прорубил окно в Европу, но, как известно, немцы уже проживали к этому времени на территории России и даже оказали серьезное влияние на мировоззрение будущего реформатора. Считал немцев своими учителями и «наше все» в науке Михайло Ломоносов. Немецкий язык изучался во всех высших и средних учебных заведениях России, и многие поколения россиян воспитывались на произведениях «сумрачного немецкого гения» - поэтов, ученых, философов. Однако существует и вторая сторона медали, наглядно свидетельствующая о том, что отношения между двумя народами трудно назвать безоблачными.

Русские и немцы. Считается, что именно Петр I прорубил окно в Европу, но, как известно, немцы уже проживали к этому времени на территории России и даже оказали серьезное влияние на мировоззрение будущего реформатора. Считал немцев своими учителями и «наше все» в науке Михайло Ломоносов. Немецкий язык изучался во всех высших и средних учебных заведениях России, и многие поколения россиян воспитывались на произведениях «сумрачного немецкого гения» - поэтов, ученых, философов. Однако существует и вторая сторона медали, наглядно свидетельствующая о том, что отношения между двумя народами трудно назвать безоблачными.

Сейчас, когда после падения Берлинской стены и распада СССР прошло четверть века и многое изменилось в России и во всем мире, мы провели небольшое исследование, проанкетировав 50 российских и немецких современников, по 25 человек с каждой стороны, в основном, жителей Москвы, Подмосковья, Берлина и Баварии, мужчин и женщин 25−65 лет с высшим и средним образованием.

Что думают и что знают друг о друге представители двух народов? Всем нашим респондентам - с немецкой и русской стороны - мы задавали одинаковые вопросы, ответы на некоторые из них при этом не слишком отличались между собой. Так, на вопрос о самых известных представителях немецкой нации и те, и другие называли чаще всего Гитлера, Гёте, Карла Маркса, Канта, Бетховена, Баха, Шиллера, Гегеля, Лютера, Ницше, Шопенгауэра, Энгельса, Гутенберга, Бисмарка, Меркель, Эйнштейна, Шумахера. К этому списку немцы нередко добавляли имена монархов, а россияне фамилии писателей, группу «Рамштайн» и сподвижников Гитлера. Любопытно, что на вопрос о национальности фюрера все без исключения немецкие респонденты, назвав его самым известным немцем, считают его в то же время австрийцем по национальности, в отличие от россиян, которых такой вопрос поставил в тупик и одновременно развеселил: «Немец, натюрлих, кто же еще!»

Наиболее известными в мире россиянами и те, и другие считают Ленина, Сталина, Горбачёва, Путина, Петра I, Екатерину II (ее называли и в числе известных немцев), Жукова, Ельцина, Хрущёва, Достоевского, Толстого, Пушкина, Гоголя, Чайковского. По одному разу был назван Гагарин, «царь Александр», Лермонтов, Брежнев, Туполев, Калашников и Берия.

Символом Германии для россиян являются, в первую очередь, пиво, сосиски, свастика (100% опрошенных) и фашизм. Называли, кроме того, Бранденбургские ворота, Берлинскую стену, Рейхстаг, готику, аккуратность, марки автомобилей, велосипедные дорожки и ветряные мельницы. Немцы дополнили список символов орлом, футболом, индустрией и бюрократизмом. Знаменательно, что, в отличие от россиян, ни один из опрошенных немцев не упомянул в качестве символа Германии свастику. Как видим, для современных немцев символ страны ассоциируется теперь только с орлом.

Символом России обе нации называли Кремль, Красную площадь, меховые шапки, зиму, водку, матрешек, мороз, тайгу, Сибирь. Немецкие респонденты дополнили этот список нефтью, газом, коррупцией и авторитарным правительством. Россияне предпочитали более лирические образы: березка, русская коса, лапти, щедрая душа. Показательно, что, как и в предыдущем вопросе, ни один из опрошенных россиян не вспомнил о серпе и молоте как о символе прошедшей эпохи, зато среди немцев этот символ, как и красное знамя, упомянуло большинство опрошенных.

Типичными чертами своего национального характера немцы называли: вежливость, трудолюбие, пунктуальность, педантизм, обязательность, чувство долга, дружелюбие, сентиментальность, любовь к порядку, честность. Порою, правда, подобный перечень сопровождался следующей ремаркой: «Все это в прошлом - действует ли еще сейчас - вопрос» (Штефан, 40). Русские дополнили список такими качествами, как аккуратность, сдержанность, правдивость, уверенность в себе, независимость, поэтичность. Поразительно, что, несмотря на постоянные упоминания о фашизме, отрицательные черты немецкого характера россиянами упоминались в единичных случаях (прямолинейность, ограниченность, отсутствие чувства юмора). Приведем и такое мнение: «У немцев недостатки - продолжение достоинств. Законопослушность, любовь к порядку, организованность, трудолюбие - прекрасные качества. А в масштабах страны под предводительством Гитлера получилась страшная сила» (Виктор, 46).

Автопортрет россиянина выглядел, по материалам опроса, далеко не столь идеально, причем на отрицательные качества чаще всего указывали не вежливые немцы, а сами россияне. Нередко мы встречаем здесь пары: лень (русские), трудолюбие (немцы), обязательность - необязательность, организованность - неорганизованность, уверенность в себе - неуверенность, дополненные такими качествами, как: безалаберность, хамство, расхлябанность, пофигизм, склонность к депрессии, пьянство. Из положительных своих качеств россияне упомянули: гостеприимность, сострадание, доброту, терпение, неуместную щедрость, любовь к чтению книг и поиску смысла жизни. Немцы отметили следующие качества русских: патриотизм, жертвенность, смелость, беспощадность, разгул, гибкость, грубость, пассивность («длится долго, пока народ не восстанет», Сандра, 37). Приведем и такое мнение: «мужчины, особенно в провинции, пьяницы, бьют жен, женщины злоупотребляют косметикой» (Бернард, 32).

С ответом на вопрос об общих чертах характера немцы явно затруднялись: «Нет никаких», «Из клише разве что пьянство» (Гельмут, 53). Русские, наоборот, были уверены, что такие черты имеются и действительно их находили: храбрость, изобретательность, умение пренебречь комфортом и все поставить на карту, выносливость, быстрая езда и даже «любовь к бурному отдыху в Турции и Египте» (Марина, 31). На вопрос о различиях национального характера россияне нередко вспоминали пословицу «что русскому здорово, то немцу смерть» и диалог Штольца и Обломова из романа Гончарова (на «Обломова» указал и один из немецких респондентов). Приведем и такие мнения: «Оба народа талантливые, но немец, если откроет новое, напишет хотя бы книгу, а русский будет размусоливать и ничего не сделает» (Валерия, 39); «Сейчас многое меняется, в том числе и национальный характер. Немало прагматичных русских и безбашенных храбрецов немцев. Пример - Маттиас Руст» (Виктор, 46). «Немцы веселее, общительнее, чаще шутят» (Ирина, 47); «Русская среда воспитывает более грубого человека» (Антон, 25). С немецкой стороны также отмечают «радость от алкоголя» (Фредерика, 42), но ею же подчёркнута и разница: «У немцев - пиво, у русских водка». Приведем и такое мнение: «Немцы живут четко в своих рамках и правилах, русские гибче и могут легче найти свой путь к цели» (Андреас, 41).

Посмотрим, что же каждая нация знает друг о друге в историческом аспекте. Россияне вспоминают реформацию, книгопечатание, раздробленность, Веймарскую республику, образование Третьего рейха, но чаще всего две мировые войны, падение Берлинской стены, объединение ФРГ и ГДР, образование Евросоюза. Из русской истории немецкие респонденты отметили татаро-монгольское иго, Октябрьскую революцию, Чернобыль, гибель подводной лодки «Курск», железный занавес, гласность, Перестройку, путч, Лайку в космосе, полет Гагарина и обе мировые войны.

Особенно значимой для обеих аудиторий оказалась, как видим, Вторая мировая война. И неудивительно, поскольку, как показал опрос, в ней по обе стороны принимали участие близкие родственники практически всех наших респондентов с русской и немецкой стороны: «отец, дядя и дедушка», «оба дедушки», «дедушка и прадедушка, бабушка была в оккупации», «прадедушка был в русском плену», «у меня погибли дедушка и тетя. Ей было всего 17 лет, она училась в Ялте в медицинском училище и погибла, когда немцы взорвали пароход „Армения“» (Лидия, 57).

На вопрос о событиях, с которыми связано их представления о Второй мировой войне, россияне вспомнили 41 год, Брестскую крепость, вторжение в СССР, Сталинград, блокаду Ленинграда, Курскую битву, концлагеря, партизанское движение, массовое уничтожение людей, битву под Москвой, взятие Берлина, флаг над Рейхстагом, т.е. события, происходившие во время Великой Отечественной войны 1941−45 гг. Немцы также отметили многие из перечисленных событий, но их представление о войне выходило за рамки русско-немецкого опыта: D-daу, битва в Арденнах, высадка в Нормандии, падение Польши, капитуляция Парижа, уничтожение евреев, бомбардировка Лондона, освобождение Дахау, гибель «Вильгельма Густлова», конференция в Ванзее, переселение немцев из Кёнигсберга и восточных территорий, Хиросима и Нагасаки.

По нашей просьбе респонденты рассказали и о самом правдивом, по их мнению, произведении о Второй мировой войне - книге, фильме, песне - здесь совпадений практически не было. Россияне назвали «Катюшу», «Синий платочек», Ленинградскую симфонию Шостаковича, стихотворение «Жди меня» К. Симонова, дневники жителей блокадного Ленинграда, Книги памяти, кинофильмы «Они сражались за Родину», «Брестская крепость», «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Семнадцать мгновений весны», биографии Жукова и других военачальников, цикл передач А. Пивоварова, интернет-сайт М. Солонина, воспоминания Н. Никулина, книги А. Суворова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, романы В. Быкова и Г. Бёлля. Немцы вспомнили «Гернику» Пикассо (хотя бомбардировка Герники произошла до начала Второй мировой), фильмы «Список Шиндлера», «Пока ноги несут» («Побег из Гулага» по книге И. М. Бауэра), «Конференция в Ванзее», «Собаки, хотите жить вечно?» Ф. Висбара, «Гибель Вильгельма Густлова», «Спасти рядового Райана», книгу «Траектория краба» Г. Грасса.

«Было бы у России другое будущее, если бы не Вторая мировая война?» - что думают по этому поводу наши респонденты? Некоторые россияне считают, что «наверняка»: «Не погибло бы столько людей, не голодали бы после войны. Люди могли бы вложить усилия во что-то другое - в построение успешной страны, а так не хватило сил» (Пётр, 35). «Возможно, не было бы таких сталинских репрессий, которые народ считал в чем-то оправданными войной» (Михаил, 62). «Конечно, раньше бы наступила демократия, а так восстанавливали страну, митинговать было некогда, да и некому, мужиков не было» (Ирина, 57). Но большинство склоняется к тому, что особых изменений не произошло бы: «В чем-то да, но в целом не особенно» (Алексей, 27). Есть и приверженцы «мирового заговора»: «Я считаю, что мировое будущее, в том числе и российское организовано и управляется определенными людьми и Вторая мировая война - это часть спланированного процесса» (Игорь, 27). А вот мнение немцев: «Конечно, только непонятно, как выглядел бы весь мир, если бы не было Второй мировой войны» (Франк, 31); «Политически после Второй мировой войны ничего не изменилось, так что, по-видимому, Россия сегодня не особенно выглядела бы по-другому» (Гельмут, 53).

Выяснилось, что наши респонденты имеют довольно слабое представление о важнейших событиях, происходящие на территории другого государства. Так, о блокаде Западного Берлина «что-то слышала» лишь четверть опрошенных россиян. «О блокаде Западного Берлина мне известно не очень много, но я думаю, сравнить эти два события, как это делает М. Солонин, нельзя. Блокада Ленинграда - преступление против человечества, длилась почти три года, сопровождалась ежедневными бомбардировками (отнюдь не изюмными), и число жертв только среди мирного населения около миллиона человек. Блокада Западного Берлина - скорее политическая акция» (Наталья, 29); «Никто так не мучился, как русские! Я не знаю о блокаде Берлина, но если бы она была такой ужасной, как в Ленинграде, мы бы, конечно, знали. Мне кажется, что современные немцы просто не понимают, что их предки творили на нашей территории. Это всегда приходит в голову, когда бываешь в Берлине. Носятся с сотней погибших при попытке пересечь Берлинскую стену, но не хотят понимать, что из-за вторжения фашистов у нас погибло 25 миллионов» (Александр, 53). Немецкие респонденты тоже считают, что сравнивать эти события нельзя, но мотивация у них другая: «Сравнить нельзя, т. к. блокада Ленинграда происходила во время войны, т.е. по законам военного времени, а блокада Западного Берлина в мирное время, поэтому надо и судить по законам мирного времени» (Беата, 42).

А вот вопрос о предпосылках дальнейших взаимоотношений, как и ожидалось, международных разногласий не вызвал. Русские были более эмоциональны: «Они прикольная страна. Хотим дружить. Наш президент знает немецкий» (Тамара, 25). Немцы подошли к вопросу по-деловому: «Поскольку в России строй изменился, появились такие предпосылки. Конец социализма - решающая причина» (Марта, 37), «Чем ближе два государства в отношении системы и идеологии, тем крепче отношения» (Вольфганг, 44).

Мы попытались выяснить есть ли у наших респондентов языковые возможности для взаимного общения. Русский язык из опрошенных нами немцев знают трое, все жители бывшей ГДР, старше 40 лет, изучавшие русский язык в школе. Россиян, владеющих немецким языком, оказалось еще меньше - двое. Как видим, в настоящий момент наши страны переживают не лучшие времена для языкового общения.

Какие же слова из языка друг друга знают опрошенные? У россиян, как оказалось, главные источники знаний - фильмы о войне («хенде хох», «шнель», «ахтунг», «арбайт», «капут», «зиг хайль»), телевизионная реклама («дас ист фантастиш», «квадратиш, практиш, гут»), песни - народные и группы «Рамштайн» («Вас воллен вир тринкен зибен таге ланг»). У немцев военных следов меньше, но они также имеются: «давай-давай», «работать» (Вольфганг, 44, «дедушка был в плену»). Кроме того, назывались: «товарищ», «бабушка», «матрешка», «перестройка», «на здоровье» (немцы, между прочим, твердо убеждены, что так говорят, когда чокаются). Изучавшие русский в школе помнят такие слова и выражения, как «спутник, трактор, партия» и «как пройти к центру города».

Поселиться в Германии временно или постоянно выразила желание половина россиян (12 из 25): «Хотя бы ненадолго хорошо бы пожить!» (Инна, 27), хотя были и такие, которым, как 60-летнему Валентину из Подмосковья «там делать нечего». Отметим, что большая часть тех, кто не прочь поменять место жительства, молодежь до 30 лет. Среди немецких респондентов желающих пожить в России не оказалось, «хотя уверен, что там есть очень хорошенькие местечки» (Йенс, 58); «Скорее нет, по причине политического режима, климата и большого социального расслоения» (Фредерика, 42).

Обе части нашей аудитории выразили единодушное мнение, что в Германии выше уровень жизни, чем в России. Среди причин такого положения россияне отметили следующие: «Немцы более трудолюбивые, любят порядок и воруют меньше. Они и социализм в два раза успешнее наших строили» (Алевтина, 41); «Причина - правительство, которое заботится о гражданах и поддерживает их уровень жизни на высокой планке» (Светлана, 31); «Трудно даже представить, что у нас глава государства уйдет в отставку только по причине утраты доверия граждан» (Валерий, 61). Нашлись и такие, которые во всем винили погоду: «У них климат больше подходит для более активной жизни» (Игорь, 27) и даже отсутствие в Германии природных богатств в виде нефти и газа: «Не нужно воспитывать столько рабов для их добычи! Есть место, где копают, а есть место, где решают как и сколько копать. К сожалению, России уготован удел сырьевого государства, а рабочая сила оплачивается куда менее достойно, чем квалифицированная» (Антон, 25).

Немецкие респонденты считают, что все дело в трудолюбии, ответственности, политической системе, демократии. В числе причин называют коррупцию, отток из страны квалифицированной рабочей силы, огромную территорию, децентрализацию: «Россия большая, очень большая страна, и поэтому ею трудно управлять, инфраструктура для такой большой страны дороже, политики сидят в городах, провинцию могут легко забыть» (Гельмут, 53).

Отметим, что из 25 опрошенных россиян в Германии побывали семеро, из немцев же в России - только двое, одна из них учительница русского языка из бывшей ГДР. Россиянам Берлин понравился: «красивый, современный, интернациональный, куча замков и зелени» (Николай, 30); «вежливые, приветливые люди, потрясающая архитектура, Потсдам, Александерплац, Музейный остров, Гедехтнискирхе, Еврейский музей, Чекпойнт Чарли („была в шоке от западной трактовки Второй мировой войны“)» (Наталья, 29). Немцы хвалят Москву: «Красивый исторический город, с невероятной архитектурой из различных времен, Кремль, Храм Василия Блаженного, Красная площадь, Мавзолей» (Андреас, 41). Барбара, побывавшая в Челябинске, отмечает также: «Устаревшие заводы, дым, трубы, плохая экология, много больных детей, люди друг с другом не очень вежливы, но при близком знакомстве бывают очень сердечными».

Мы задали еще несколько вопросов о людях, внесших вклад в развитие мировой культуры. Россияне не так уж плохо знакомы с немецкой культурой, во всяком случае назвали больше имен писателей и поэтов, философов и ученых, чем сами немцы, при этом более образованной оказалась не молодежь, а люди постарше. Познания немцев о русской культуре были скромнее.

Евгения Нурмухамедова

    Конкурсы, гранты, олимпиады

    Весь март принимаются заявки на участие в конференции «Живое наследие Александра фон Гумбольдта»!

    До 31 марта принимаются заявки на участие в Международной научно-практической конференции «Живое наследие Александра фон Гумбольдта», посвященной 250-летнему юбилею немецкого ученого и 190-летию его путешествия по России. Организаторы: Международный союз немецкой культуры и АНО ДПО «Институт этнокультурного образования».

Два старых "добрых" соседа - Россия и Германия, русские и немцы. Две имперские нации, неоднократно претендовавшие и продолжающие претендовать на главенство в Европе и в мире. Два народа, проливших друг другу моря крови. За что? Почему?

За территории (пресловутое "жизненное пространство"), за власть над другими народами ("Германия превыше всего!" или "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"), за идеи (коммунизма или национал-социализма), из чувства мести за прежние обиды и поражения?

А ведь у русских и немцев достаточно много общих корней, по крайней мере, родословная русских царей кровно связана с немецкими. В течение десятилетий и веков достаточно многочисленная немецкая диаспора в России играла немаловажную роль во многих областях жизни страны: в управлении, экономике, торговле, науке...

История знает немало примеров положительного взаимодействия двух народов в такой специфической сфере как войны (например, против наполеоновской Франции). К сожалению, в двух последних мировых войнах наши народы выступали в качестве основных противоборствующих сторон и понесли колоссальные жертвы.

Сейчас Россия и недавно объединившаяся Германия переживают период серьезного и относительно спокойного переосмысления своего прошлого, решительный и, можно надеяться, бесповоротный отказ от сложившего стереотипа - видеть друг в друге врага и соперника. Сегодня нет практически ни одной области в политике и экономике, где между русскими и немцами были бы принципиальные разногласия. Можно вынести за скобки вопрос о Калининградской области, который вяло пытаются реанимировать лишь оголтелые реваншисты.

Может быть, сейчас самое подходящее время поразмыслить над менталитетом этих двух соседних народов, столь разных и столь сходных по судьбам и устремленности в будущее.

Русские в течение долгих веков стремились утвердиться одновременно в Европе и Азии путем освоения относительно малонаселенных северных и восточных территорий. При этом они почти не встречали сопротивления со стороны гораздо более малочисленных, слабых в экономическом и военном отношении народов, населявших эти земли. По уровню культуры они стояли на более высокой ступени развития, поэтому, объективно несли этим народам знания, опыт и иные достижения своей цивилизации.

В то же время русские не испытывали отчуждения к культуре ассимилируемых ими народов, наоборот, охотно включали в свой культурный оборот их нравы и обычаи, все интересные и самобытные элементы культуры. Возможно, именно поэтому многие народы Российской империи, не являвшиеся славянскими по кровным корням, охотно причисляли себя к русским, считая русскую культуру естественной для своего мироощущения, родной и искренне гордились причастностью к ней.

Немцы, в отличие от русских, испытывая недостаточность жизненного пространства, стремились к расширению во все стороны. Учитывая, что эти территории Европы были плотно заселены другими народами, стоявшими на примерно такой же ступени развития, что и немцы, такие территориальные поползновения, как правило, сопровождались войнами.

Так, Германия неоднократно решала территориальные споры при помощи войны с Францией, а такие страны как Бельгия, Голландия, Австро-Венгрия и Польша вообще считала частью своей территории. За это немцев в Европе недолюбливают и опасаются до сих пор. За поражение во второй мировой войне и преступления фашистов немецкому народу пришлось расплачиваться унижением и оправдываться десятилетиями.

В этом можно найти странную аналогию с русскими. Им приходится нести абсурдную политическую и моральную ответственность за подавление сталинским режимом демократических свобод в странах Восточной Европы и за репрессии в отношении отдельных народов и национальностей в СССР. Особенно сложно немецкому и русскому народам преодолевать психологические проблемы, связанные с переосмыслением прошлого. Немцы долгое время воспринимали положение, возникшее после мая 1945 года, как отсутствие истории. Это породило у немцев тенденцию к отказу от преследования за национал-социалистичекие преступления. Впоследствии в Германии возобладала позиция "конструктивного партиотизма", согласно которой признается незыблемость границ в Восточной и Центральной Европе, а отношения с соседями строятся на основе партнерства.

Роднит русских и немцев также чувство великого исторического предназначения своих народов, объективно вытекающее как из их истории, так и из объективной оценки их положения в мире. Все народы строят свою общность на духовных ценностях - вере в Бога или определенного идола. Немцы с XIX века стали поклоняться идолу немецкой нации. Русские в XX века открыли для себя культ социализма и коммунизма. Однако культ - вещь не только полезная с политической точки зрения, но и небесспорная. Он сплачивает нацию и подвигает ее на великие свершения, но он же и ослепляет ее, порождая у худших представителей низменные инстинкты.

Так, в Германии при нацистах жгли книги, любили парады и фанатически поклонялись фюреру. Культ отправляют специальные служители, в церкви это священники, в светском обществе - идеологи, партийные функционеры, СМИ.

В годы второй мировой войны только один сильный культ смог победить, преодолеть другой - советская, коммунистическая Россия повергла фашистскую, нацистскую Германию. Однако есть и другой, достаточно спорный - религиозный аспект: когда на фронте становилось особенно трудно (в Москву и осажденный Ленинград) - привозилась икона Казанской Божьей Матери и противник отступал. Германия напала на СССР в воскресенье 22 июня, когда Русская православная церковь праздновала память всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась эта война победой русских войск 9 мая - в праздник святого Георгия Победоносца. И в этом тоже есть своя правда!

В это же время в Германии искали опору в религиозно-мистических учениях и обрядах. Немцы воспитывались на музыке Вагнера, в которой отчетливо звучали мотивы масонской идеологии. Ученые, сотрудники спецслужб и партийные функционеры искали пути к проникновению в тайны древних тибетских и индийских эзотерических, мистических и астрологических учений. С их помощью они надеялись не только создать новую идеологию, найти пути создания новых видов сверхмощного оружия, которое позволило бы одержать победу над врагами рейха.

Имеются какие-то особенности в национальном характере русских и немцев, которые способствовали тому, что именно эти народы дали миру наибольшее число выдающихся философов, ученых, инженеров, полководцев, композиторов, писателей, спортсменов. Когда мы говорим о немцах, то обязательно вспоминаем философов Гегеля и Канта, Маркса и Ницше, канцлеров Вильгельма и Бисмарка, конструктора ракет Отто Брауна и физика Оппенгеймера, композиторов Бетховена и Моцарта, Шуберта и Вагнера, писателей и поэтов Гете, Гейне, Фейхтвангера и Брехта. Что касается немецких и русских спортсменов, то они на последних Олимпийских играх попеременно занимают лидирующие места на пьедестале почета.

Когда за границей говорят о русских, то непременно вспоминают об уникальном балете, церквах и иконописи, о первом космонавте Гагарине и других выдающихся достижениях в освоении космического пространства. Но в том же ряду, что и великие немцы, звучат прославленные фамилии русских философов и ученых Ломоносова, Менделеева и Вернадского, Павлова и Бехтерева, Яблочкова и Королева, композиторов Чайковского, Мусоргского и Глинки, полководцев Суворова, Кутузова, Скобелева, прославленных военачальников Великой Отечественной войны Жукова, Рокоссовского, Василевского, Конева, писателей Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Чехова и Куприна, Шолохова, Есенина, Маяковского, художников Репина и Серова, Левитана и Айвазовского.

В чем причины столь ярких проявлений национального духа русского и немецких народов, особенно в перечисленных областях человеческой деятельности? Вековая культура народов, включающая в себя не только генетические особенности и традиции, но и устремленность в вечность - к возвышенному, великому, восприимчивость к достижениям других народов, способность, по-своему переосмысливая чужой опыт, создавать новые ценности или просто величайшая сила национального духа? Наверное, все это вместе взятое, а также пассионарный (по Гумилеву) порыв народа дают столь зримый результат, выделяя их из ряда других достойных и великих народов. Так или иначе, но уникальные способности русского и немецкого народов во многих областях являются бесспорными.

"Что русскому здорово - немцу смерть". Это знаменитое выражение отражает суть различий русского и немецкого народов, которые существуют в действительности. Что конкретно имелось в виду? Противопоставление немецкой педантичности русскому разгильдяйству? О сути этого различия, о его корнях хорошо сказал Ключевский. Он выводил особенности русского характера, склонного к рваному ритму работы, из особенностей природы и климата России. В связи с длинной и суровой зимой, когда трудовая деятельность в селах замирала на месяцы, а затем в пору коротких и неустойчивых весны и осени крестьянину надо было в очень короткое время посадить и собрать, по-возможности, без потерь урожай, он вынужден был работать днем и ночью на пределе человеческих сил и возможностей.

Немцы, в отличие от русских, проживают в умеренных и, следовательно, более благоприятных для сельского хозяйства условиях, поэтому за века выработали привычку к более размеренному повседневному труду.

Русские слишком противоречивы в своем отношении к государству. В отличие от государственников-немцев они или сверхпривержены идее государственности, или, наоборот, сверхарахичны. Эту особенность подчеркивал Н. Бердяев: "...русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа... Нет пределов смиренному терпению многострадального русского народа".

И в то же время - "Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире. Все в России превращается в орудие политики. Силы народа... отдаются колоссу государственности... Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на защиту и укрепление государства".

Бедяев также замечает редкую особенность русского народа, отличающую его не только от немцев, но и англичан, и французов, а сегодня со всем основанием можно добавить к ним и американцев. Русские, будучи нацией имперской, не несут в своем сознании имперского мышления:

"Россия - самая не шовинистическая страна в мире, национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские, им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство".

Констатируя наличие этих национальных особенностей русского характера, вполне уместно заметить, что они, несомненно, гуманистичны, отражают дух христианского православного смирения. Они, возможно, действительно свидетельствуют о богоизбранности русского народа. Но наличие религиозной и созидательной энергии, в сочетании с преувеличенным смирением и сверхтерпеливостью приводят к тому, что русский народ часто не в состоянии сконцентрировать волю на достижении конкретных целей, которые позволили бы ему упрочить свое влияние в мире, добиться именно для себя большего благополучия и благоденствия.

Можно и нужно ли пытаться как-то изменить такое положение вещей? Действительно, "так жить нельзя!" или "по-другому мы жить не можем"? Какая дорога ведет к храму? И что есть храм? Сегодня для русских эти вопросы не менее актуальны, чем сто и триста лет назад.

Нередко подчеркивается особая склонность русских к употреблению спиртных напитков. Это стало своеобразным стереотипом при оценке русской действительности. Не вызывает сомнений, что русские пили и пьют много, что по способности выпить за один присест большое количество крепких спиртных напитков (водки, самогона, виски, джина и других алкогольных напитков) им в мире трудно найти равных. Однако по количеству выпиваемых крепких спиртных напитков, вина и пива в совокупном пересчете на содержание спирта, а также по склонности напиваться до стадии сильного опьянения немцы, французы, финны, американцы и немало других народов давно уже идут вровень с русскими, а в чем-то и превосходят их.

Вообще в этом вопросе много нюансов, при рассмотрении которых в корне меняется...

Немцы и русские, несмотря на все отличия, являются романтическими народами. Если англичане и американцы прагматичны и расчетливы, французы и итальянцы жизнелюбы и экзистенциалисты, то русские и немцы всегда хотят от жизни чего-то большего, чем просто существовать в потоке времен, им надо ощущать себя значимыми для вечности, совершать великие дела, осуществлять свое мессианское предназначение. Поэтому русские и немцы, несмотря на многочисленные войны и столкновения интересов, всегда чувствовали друг в друге родственное, объединяющее начало.

Не случайно, что именно русские и немцы являются народами-воинами по духу. Ни один другой народ, кроме еще японцев, не способен на столь нечеловеческое напряжение сил в ходе войн, на тотальную мобилизацию населения, на беззаветную самоотверженность и преданность национальной государственной идее. Для этого англичане и американцы слишком расчетливы и меркантильны, а французы и итальянцы слишком любят жизнь с ее удовольствиями, чтобы сознательно обрекать себя на колоссальные жертвы. Кто больше прав, судить трудно, ведь в результате все эти народы уже много веков остаются доминирующими в мире, однако по потерям, понесенным в процессе борьбы за выживание, они существенно отличаются друг от друга.

Рассматривая вопрос взаимодействия русского и немецкого народа, нельзя обойти вниманием проблему, связанную с традиционно большой немецкой диаспорой на территории России. Немцы живут в России уже два с половиной века. В определенном смысле можно говорить о двух немецких субкультурах на территории России - собственно народной сельскохозяйственной немецкой культуре, связанной с традициями и обычаями, передававшимися из поколение в поколение и о городской немецкой культуре, в основном проживавшим в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Саратове и относящимся к русской (немецкой) интеллигенции.

Этот очень тонкий слой внес, тем не менее, значительный вклад в развитие государства Российского. Можно назвать мореплавателя Белинс-гаузена, архитектора Шехтеля, доктора Гааза, политиков - знаменитого Витте, одиозного Бирона и других. Однако с началом Великой Отечественной войны преемственность в этом слое по известным причинам была прервана. Сейчас в России издается около 15 газет на немецком языке, тогда как до революции их было в десять раз больше.

По данным на 1 января 1989 года на территории бывшего Советского Союза проживали 2 миллиона 38 тысяч немцев: в России - 850 тысяч, около 1 миллиона в Казахстане, 40 тысяч на Украине, 110 тысяч в Киргизии, около 38 тысяч в Таджикистане... За прошедшие годы в Германию выехали 1,5 млн немцев. В Казахстане осталось 250 тысяч, на Украине столько же, как и было, в Киргизии - 12-15 тысяч, в Таджикистане - около 1 тысячи. Причем Германия, ранее стимулировавшая эмиграцию из России, теперь всячески сдерживает этот процесс, заморозив его на уровне 100 тысяч в год.

О чем свидетельствует этот процесс? Несомненно, что Германия, достигнув своей главной политической цели - объединения двух Германий и воссоединения немецкой нации, на первом этапе успешно начала осуществлять ранее декларируемый принцип обеспечения за счет поддержки государства переселения этнических немцев из стран Восточной Европы и в первую очередь из стран бывшего СССР.

Однако возможности бюджета Германии по финансированию этого процесса оказались не безграничными. Кроме того, выяснилось, что переселенцы на первом этапе адаптации в германском обществе создают много неприятных проблем: недостаточное знание языка, конкуренция сравнительно дешевой рабочей силы переселенцев с коренным населением, давление на социальную сферу, связанное со снижением жизненного уровня за счет присоединения Восточной Германии и иммиграции восточноевропейских немцев. Все это привело к сдерживанию и ограничению въезда иммигрантов немецкой национальности в страну.

Хорошо или плохо это для Германии и России? Для Германии любой вариант приемлем, разница только в тактическом или стратегическом выигрыше, а для России массовый выезд из страны немцев приводит к однозначно отрицательным последствиям. С точки зрения культуры российские немцы обладают близким к русским менталитетом, их совместимость и взаимовлияние несут большой позитивный заряд.

С точки зрения профессиональных качеств российские немцы также представляют для России несомненную ценность. Они обладают высоким интеллектуальным потенциалом, трудолюбивы, добросовестны и пунктуальны. Они занимают вполне определенные ниши в производственном процессе, а в ряде регионов (Поволжье) играют очень заметную роль в производственных и общественных процессах. Словом, немцы нужны России. Проблема заключается в том, как сделать, чтобы немцы захотели остаться в России. Этому, несомненно, способствует наметившийся процесс активизации и развития различных форм культурной автономии немецкой диаспоры в России, выдвижения на видные политические должности (губернаторов, глав администрации районов и городов) лиц немецкой национальности.

В то же время, отрицательное влияет на развитие межгосударственных связей Германии и России компания в западных СМИ по формированию негативного имиджа россиян, проживающих в Германии, муссированию отдельных фактов их противоправной деятельности и раздуванию мифа о проникновении на Запад коварной "русской мафии", когда за русских выдаются не только выходцы из других стран бывшего СССР, но и из стран Восточной Европы.

Как нельзя измерить и сравнить интеллект, так невозможно и сравнить и взвесить на весах истории роль и ценность для мира различных народов. Можно и нужно приветствовать как процесс сохранения и развития национальных черт и традиций у разных народов, так и их благотворное взаимное влияние друг на друга, способствующие взаимопониманию и прогрессу во всех областях.

История доказала, что немцы и русские очень тесно связаны друг с другом: геополитически, экономически и духовно. Особенно этот процесс усилился и стал очевидным в 80-90 годы. При этом очевидное сближение России и Германии усиливает их вес и позиции не только в современной, бурно интегрирующейся Европе, но и в мире в целом. Это вселяет надежду, что процесс взаимовыгодной интеграции наших народов, скорее всего, будет продолжаться и в ближайшем обозримом будущем.

Мы находимся в Москве, с нами Ове Шаттауэр.

Ове Шаттауэр:

Здравствуйте, дорогие друзья.

Ове, вы уже три дня в Москве, погода прояснилась. Расскажи о своих впечатлениях. Что нового ты узнал за последние пару дней?

Ове Шаттауэр:

Красной нитью нашего автопробега проходит встреча со многими интересными людьми. В глаза бросается, что Москва – это все же не поселок, не хутор даже. Она больше, здесь больше людей. Это означает, что и жизнь здесь быстрее. Мы ездили в метро: там всё движется, люди испытывают стресс,- так в любом большом городе. Нам это немного известно по жизни в Берлине. Но что Берлин против 22 миллионов жителей в этом городе!? Поэтому большие пробки. Мы много времени провели в пробках, разъезжая по встречам.

Должен сказать, Москва – это чистый город. Но в отличие от деревень и маленьких городов, как Псков, Гвардейск и так далее, здесь нет такого контакта между людьми. Там люди ближе друг к другу. Они смотрят друг другу в глаза. Здесь же – типичный большой город: у каждого своя программа, каждый бежит по своим делам. В остальном всё прекрасно. Когда светит солнце, всё отлично.

Мы снова проводили интересные мероприятия, связанные с целью автопробега. В день прибытия, в проливной дождь мы посетили вечный огонь на Красной площади.

Мы очень благодарны. Это большая честь для нас, немцев, иметь возможность возложить цветы. Каждый мог почувствовать, насколько отношение двух народов пропитано историей. Это хорошо, что шел дождь, он был кстати. Небо плакало вместе с нами.

Это был самый трогательный момент?

Ове Шаттауэр:

Это был не самый трогательный момент, но один из многих трогательных моментов. У каждого мемориального места у нас текли слезы. Я так же был в Севастополе, и меня очень впечатлил построенный 11 лет назад музейный комплекс и мемориал. Очень современный и впечатляющий. Из всех памятных мест это было самое впечатляющее. Если у вас есть возможность съездить в Севастополь, посмотреть 35-ю береговую батарею, воспользуйтесь ей. Весь комплекс впечатляет. И ты чувствуешь боль, пропитавшую это место.

Это был мемориал, впечатливший меня больше всего. Самый трогательный момент и то, чем я больше всего горжусь, когда меня спрашивают, зачем нужна была эта поездка, чего вы достигли. Это речь одного из ораторов у вечного огня, который назвал всех 250 участников автопробега за мир героями. Все это слышали. Каждый поедет домой с этими словами. Это стоило всех пробок, 12-часового переезда границы, мы сделали что-то хорошее, этим можно гордиться. На следующий день вышло солнце, многие пошли гулять по Москве, посмотрели наконец-то город, сходили на Красную площадь. Конечно, туда стоит сходить.

Я был там в прошлом году. Также мы участвовали в пресс-конференции ТАСС. Это было очень интересно. Моя первая пресс-конференция на такой крупной площадке. И у Райнера, по-моему, тоже. Люди смотрят тебя по телевизору, ты должен быстро отвечать на вопросы. Я был под впечатлением. Отлично! Мы получили удовольствие, ведь у нас нет плохих новостей. Мы доброжелательно настроены и сердечно желаем мира. Страха перед микрофоном не было, потому что мы не говорим ерунду. Поэтому мы можем и без подготовки. Мы говорим от сердца. Райнер говорит, я его дополняю, я говорю, Райнер помогает. Я думаю, мы стали хорошей командой в последние дни.

Что важно: мы представляем визуально разные типы людей. Мы хотим заинтересовать не только интеллигенцию, как профессор Ротфус, умный человек, ученый, геополитолог, который во всем разбирается, ног и таких, как я: музыкант, немножко сумасшедший, говорящий от сердца, иногда смешные вещи. Мы знаем, что затрагиваемые нами темы достаточно серьезны, но такое смешение важно.

Я почувствовал это в деревнях, когда встречаю людей лично. Им нравится, что, обсуждая серьезную тему мира или «нет войне», можно после этого над чем-то и посмеяться, ведь язык жизни – это смех и слезы. Это мы и демонстрируем. Надеюсь, русские чувствуют.

И теперь мы должны привезти эти чувства в Германию. Это еще важнее. Я не сомневаюсь, что русские хотят мира с Германией. Здесь это не нужно пропагандировать. Это совершенно очевидно.

Мы должны донести эту идею наконец-то до немцев, чтобы они приехали сюда, чтобы они, так же как и мы, познакомились с народом, создали свое впечатление, погостили в семьях, почувствовали гостеприимство и доброту, а также вездесущую скорбь русского народа, существующую до сих пор. Нужно понять это, принять и сделать выводы. И пообещать русским, что мы, немцы, и вообще европейцы, никогда больше не направим оружие в сторону России, что мы извлекли уроки из ошибок прошлого, что мы хотим жить в мире, любви, дружбе, уважая друг друга в равной степени.

Что еще впечатлило меня здесь, в Москве, этом интернациональном городе, что Россия – единственная страна в мире, где мирно сосуществуют все религии, все национальности, все расы. Мне кажется, здесь это работает. Здесь существует интернациональная жизнь. Это не удается ни США, ни Франции. Там гетто, каждый живет для себя. Я от многих слышал и сам такого мнения: у России, у людей получается мирно жить вместе.

Мы можем поучиться у русских этому. На пресс-конференции я также говорил, что, глядя на русских, мы можем вспомнить о наших собственных корнях, о ценностях, которые здесь снова живут в людях. Это такое счастье. Я большой сторонник этих ценностей, мы должны вернуть в наше общество такие ценности: любовь, семья, уважение, порядочность. Эти ценности в прошлом были у нас. Теперь они забыты. У русских можно поучиться вспомнить о них, нужно провести пару дней с русскими. При этом не просто на выходные и не только в Москву и Санкт-Петербург, в типичные туристические места. Езжайте загород, поговорите с людьми, проведите один вечер с ними.

Посидите за столом, выпейте немного водки, всё в меру. Я лично не видел в России сильно выпивших людей и, возможно, мне повезло, я не знаю, когда они появляются на улицах. Мы собирались вечерами. Веселились, смеялись. Как это слышно по моему голосу, я тоже. Но всё в пределах приличия. Всё, как и у нас, в Германии.

Сходите в гости к русской семье, посмотрите на их детей, посмотрите, как они счастливы, потому что их любят. У них нет дорогих видеоприставок, им не важны сверхдорогие модные тряпки. Родителю любят их, а любовь – это главное, что могут дать родители. Ты видишь счастливых детей. Я жил в такой семье. Они пели песни. Естественно, они прекрасно воспитаны. Большинство умеет играть на музыкальных инструментах, занимаются спортом, имеют классическое образование, развиты духовно. Они взяли классическое греческое образование: тело, музыка и дух. Классическим образованием, дисциплиной, строгостью, авторитетом и большой любовью вырастают прекрасные дети. Я понял это, живя в семье Владимира. Такие замечательные у них дети. Мы пели вместе. Вы увидите на эджин тиви, как они поют мне. Здесь живут потрясающие дети.

Не поедающие бургеры, играющие в плэйстейшен, пробующие наркотики, не делающие ничего целыми днями. Я не могу больше на таких смотреть. Мне очень хорошо здесь. Привет Германии.

Предлагаемый читателям материал представляет собой выдержки из дневников, писем и воспоминаний немецких солдат, офицеров и генералов, впервые столкнувшихся с русским народом в годы Отечественной войны 1941-1945 годов. По существу, перед нами свидетельства массовых встреч народа с народом, России с Западом, которые не теряют своей актуальности и в наши дни.

Немцы о русском характере

Из этой борьбы против русской земли и против русской природы едва ли немцы выйдут победителями. Сколько детей, сколько женщин, и все рожают, и все приносят плоды, несмотря на войну и грабежи, несмотря на разрушение и смерть! Здесь мы боремся не против людей, а против природы. При этом я снова вынужден признаваться сам себе, что эта страна с каждым днём становится мне всё милее.

Лейтенант К. Ф. Бранд

Они думают иначе, чем мы. И не трудись — русского ты всё равно никогда не поймёшь!

Офицер Малапар

Я знаю, как рискованно описывать нашумевшего «русского человека», это неясное видение философствующих и политиканствующих литераторов, которое очень пригодно для того, чтобы его, как платяную вешалку, обвешивать всеми сомнениями, которые возникают у человека с Запада, чем дальше он продвигается на Восток. Всё же этот «русский человек» не только литературная выдумка, хотя и здесь, как и всюду, люди различны и к общему знаменателю неприводимы. Лишь с этой оговоркой будем мы говорить о русском человеке.

Пастор Г. Голлвицер

Они так многосторонни, что почти каждый из них описывает полный круг человеческих качеств. Среди них можно найти всяких, от жестокого грубияна до Святого Франциска Ассизского. Вот почему их нельзя описать несколькими словами. Чтобы описать русских, надо использовать все существующие эпитеты. Я могу о них сказать, что они мне нравятся, они мне не нравятся, я перед ними преклоняюсь, я их ненавижу, они меня трогают, они меня пугают, я ими восхищаюсь, они во мне вызывают отвращение!

Менее вдумчивого человека такой характер выводит из себя и заставляет воскликнуть: Незаконченный, хаотический, непонятный народ!

Майор К. Кюнер

Немцы о России

Россия лежит между Востоком и Западом — это старая мысль, но я не могу сказать ничего нового об этой стране. Полумрак Востока и ясность Запада создали этот двойственный свет, эту хрустальную ясность разума и загадочную глубину души. Они находятся между духом Европы, сильным по форме и слабым в углублённом созерцании, и духом Азии, который лишён формы и ясных очертаний. Я думаю, их души влечёт больше Азия, но судьба и история — и даже эта война — приближает их к Европе. И так как здесь, в России, всюду много не поддающихся учёту сил, даже в политике и хозяйстве, то не может быть единого мнения ни о её людях, ни о их жизни… Русские всё измеряют расстоянием. Они всегда должны с ним считаться. Здесь часто родственники живут далеко друг от друга, солдаты с Украины служат в Москве, студенты из Одессы учатся в Киеве. Здесь можно ехать часами, никуда не приехав. Они живут в пространстве, как звёзды в ночном небе, как моряки на море; и так, как необъятен простор, так же безграничен и человек, — всё у него в руках, и ничего у него нет. Широта и простор природы определяют судьбу этой страны и этих людей. На больших просторах медленнее протекает история.

Майор К.Кюнер

Это мнение находит подтверждение и в других источниках. Немецкий штабной солдат, сравнивая Германию и Россию, обращает внимание на несоизмеримость этих двух величин. Немецкое наступление на Россию представилось ему соприкосновением ограниченного с безграничным.

Сталин является властелином азиатской безграничности — это враг, с которым силам, наступающим из ограниченных, расчленённых пространств, не справиться…

Солдат К. Маттис

Мы вступили в бой с врагом, которого мы, находясь в плену европейских жизненных понятий, вообще не понимали. В этом рок нашей стратегии, она, строго говоря, совершенно случайна, как приключение на Марсе.

Солдат К. Маттис

Немцы о милосердии русских

Необъяснимость русского характера и поведения нередко ставила в тупик немцев. Русские оказывают гостеприимство не только в своих домах, они выходят навстречу с молоком и хлебом. В декабре 1941 года при отступлении из Борисова в одной оставленной войсками деревне старушка вынесла хлеб и кувшин молока. «Война, война», — повторяла она в слезах. Русские с одинаковым добродушием относились и к побеждающим, и к побеждённым немцам. Русские крестьяне миролюбивы и добродушны… Когда мы во время переходов испытываем жажду, мы заходим в их избы, и они дают нам молоко, будто паломникам. Для них каждый человек нуждающийся. Как часто я видел русских крестьянок, голосивших над ранеными немецкими солдатами, как будто это были их собственные сыновья…

Майор К. Кюнер

Странным кажется отсутствие вражды у русской женщины к солдатам той армии, с которой борются её сыновья: Старая Александра из крепких ниток… вяжет мне носки. Кроме того, добродушная старуха варит картофель для меня. Сегодня в крышке моего котелка я нашел даже кусок солёного мяса. Вероятно, у неё есть где-то спрятанные запасы. Иначе не понять, как эти люди здесь живут. В сарае у Александры стоит коза. Коров у многих нет. И при всем том эти бедные люди делятся своим последним добром с нами. Делают ли они это из страха или действительно у этого народа врождённое чувство самопожертвования? Или же они это делают по добродушию или даже из любви? Александра, ей 77 лет, как она мне сказала, безграмотна. Она не умеет ни читать, ни писать. После смерти мужа она живёт одна. Трое детей умерли, остальные трое уехали в Москву. Ясно, что оба ее сына в армии. Она знает, что мы против них сражаемся, и всё-таки она для меня вяжет носки. Чувство вражды ей, вероятно, незнакомо.

Санитар Михельс

В первые месяцы войны деревенские женщины… спешили с едой для военнопленных. «О, бедные!» — приговаривали они. Они также приносили пищу для немецких конвоиров, сидящих в центре небольших скверов на скамейках вокруг белых статуй Ленина и Сталина, сброшенных в грязь…

Офицер Малапарт

Ненависть в течение продолжительного времени… не в русском характере. Это особенно ясно на примере того, как быстро исчез психоз ненависти у простых советских людей по отношению к немцам во время Второй мировой войны. При этом сыграло роль… сочувствие, материнское чувство русской сельской женщины, а также молодых девушек по отношению к пленным. Западноевропейская женщина, встретившаяся с Красной Армией в Венгрии, удивляется: «Разве это не странно — большинство из них не испытывают никакой ненависти даже к немцам: откуда у них берётся эта непоколебимая вера в человеческое добро, это неисчерпаемое терпение, эта самоотверженность и кроткая покорность…

Немцы о русской жертвенности

Жертвенность не раз отмечена немцами в русских людях. От народа, официально не признающего духовных ценностей, как будто нельзя ждать ни благородства, ни русский характер, ни жертвенности. Однако немецкий офицер поражён при допросе пленной партизанки:

Неужели можно требовать от человека, воспитанного в материализме, так много жертвенности ради идеалов!

Майор К. Кюнер

Вероятно, это восклицание можно отнести ко всему русскому народу, по-видимому сохранившему в себе эти черты, несмотря на ломку внутренних православных устоев жизни, и, по-видимому, жертвенность, отзывчивость и подобные им качества характерны для русских в высокой степени. Они отчасти подчеркиваются отношением самих русских к западным народам.

Как только русские входят в контакт с западными людьми, они их коротко определяют словами «сухой народ» или «бессердечный народ». Весь эгоизм и материализм Запада заключен в определении «сухой народ»

Выносливость, душевная сила и в то же время покорность также обращают на себя внимание иностранцев.

Русский народ, особенно больших просторов, степей, полей и сёл, является одним из наиболее здоровых, радостных и умудрённых на земле. Он способен сопротивляться власти страха с согнутой спиной. В нём столько веры и древности, что из него, вероятно, может изойти самый справедливый порядок в мире»

Солдат Матисс


Пример двойственности русской души, в которой сочетаются и жалость, и жестокость одновременно:

Когда уже в лагере пленным дали супу и хлеба, один русский отдал кусок от своей порции. Так же поступили и многие другие, так что перед нами оказалось столько хлеба, что мы не могли его съесть… Мы только качали головами. Кто их может понять, этих русских? Одних они расстреливают и могут даже над этим презрительно смеяться, другим они дают вволю супу и делятся с ними даже своей собственной дневной порцией хлеба.

Немка М. Гертнер

Присматриваясь ближе к русским, немец вновь отметит их резкие крайности, невозможность их полностью постигнуть:

Русская душа! Она переходит от нежнейших, мягких звуков до дикого фортиссимо, трудно только эту музыку и особенно моменты её перехода предугадать… Слова одного старого консула остаются символичными: «Я недостаточно знаю русских — я живу среди них всего тридцать лет.

Генерал Швеппенбург

Немцы о недостатках русских

От самих же немцев мы слышим объяснение тому, что нередко русских упрекают в склонности к воровству.

Кто пережил послевоенные годы в Германии, тот, как и мы в лагерях, убедился, что нужда разрушает сильное чувство собственности даже у людей, которым воровство было чуждо с детства. Улучшение жизненных условий быстро исправило бы этот недостаток у большинства, и то же случилось бы и в России, как это было до большевиков. Не шаткие понятия и не появившееся под влиянием социализма недостаточное уважение к чужой собственности заставляют людей воровать, а нужда.

Военнопленный Голлвицер

Чаще всего беспомощно спрашиваешь себя: почему здесь не говорят правды? …Это можно было бы объяснить тем, что русским крайне трудно сказать «нет». Их «нет», правда, прославилось во всем мире, однако это, кажется, больше советская, чем русская особенность. Русский всеми силами избегает необходимости отказа в какой-либо просьбе. Во всяком случае, когда у него зашевелится сочувствие, а это у него бывает нередко. Разочаровать нуждающегося человека кажется ему несправедливым, во избежание этого он готов на любую ложь. А там, где отсутствует сочувствие, ложь является, по крайней мере, удобным средством избавить себя от надоедливых просьб.

Военнопленный Голлвицер

В Восточной Европе матушка-водка веками исполняет большую службу. Она обогревает людей, когда им холодно, сушит их слёзы, когда им грустно, обманывает желудки, когда они голодны, и даёт ту каплю счастья, которая каждому в жизни необходима и которую трудно получить в полуцивилизованных странах. В Восточной Европе водка — это театр, кино, концерт и цирк, она заменяет книги для безграмотных, делает героев из малодушных трусов и является тем утешением, которое заставляет забыть все заботы. Где в мире найти другую такую йоту счастья, причем такую дешёвую?

Народ… ах да, прославленный русский народ!.. Я несколько лет производил выдачу заработной платы в одном рабочем лагере и соприкасался с русскими всех слоев. Есть среди них прекрасные люди, но здесь почти невозможно остаться безупречно честным человеком. Я постоянно поражался, что под таким давлением этот народ сохранил столько человечности во всех отношениях и столько естественности. У женщин это заметно ещё больше, чем у мужчин, у старых, конечно, больше, чем у молодых, у крестьян больше, чем у рабочих, но нет слоя, в котором бы это совсем отсутствовало. Это чудесный народ, и он заслуживает, чтобы его любили.

Военнопленный Голлвицер

По пути из русского плена домой в памяти немецкого солдата-священника всплывают впечатления последних лет в русском плену.

Военный священник Франц

Немцы о русских женщинах

О высокой нравственности и морали русской женщины можно написать отдельную главу. Иностранные авторы оставили ей ценный памятник в своих воспоминаниях о России. На немецкого доктора Ейриха произвели глубокое впечатление неожиданные результаты осмотра: 99 процентов девушек в возрасте от 18 до 35 лет оказались девственницами… Он думает, что в Орле было бы невозможно найти девушек для публичного дома.

Голоса женщин, в особенности девушек, собственно немелодичны, однако приятны. В них скрыта какая-то сила и радость. Кажется, что слышишь звенящей какую-то глубокую струну жизни. Кажется, что конструктивные схематические изменения в мире проходят мимо этих сил природы, их не касаясь…

Писатель Юнгер

Между прочим, мне рассказывал штабной врач фон Гревениц, что во время медицинского осмотра преобладающее большинство девушек оказались девственницами. Это видно также по физиономиям, но трудно сказать, можно ли прочесть по лбу или по глазам — это блеск чистоты, которой окружено лицо. Его свет не имеет в себе мерцания деятельной добродетели, а скорее напоминает отражение лунного света. Однако как раз поэтому чувствуешь большую силу этого света…

Писатель Юнгер

О женственных русских женщинах (если я могу так выразиться) у меня создалось впечатление, что они своей особой внутренней силой держат под моральным контролем тех русских, которых можно считать варварами.

Военный священник Франц

Слова другого немецкого солдата звучат заключением к теме о нравственности и достоинстве русской женщины:

Что рассказала нам пропаганда о русской женщине? И какой мы её нашли? Я думаю, что вряд ли найдётся немецкий солдат, побывавший в России, который не научился бы ценить и уважать русскую женщину.

Солдат Михельс

Описывая девяностолетнюю старуху, которая в течение своей жизни ни разу не покинула своей деревни и поэтому не знала мира, находящегося вне деревни, немецкий офицер говорит:

Я думаю даже, что она гораздо более счастлива, чем мы: она полна счастьем жизни, протекающей в непосредственной близости к природе; она счастлива неисчерпаемой силой своей простоты.

Майор К.Кюнер


О простых, цельных чувствах у русских находим в воспоминаниях другого немца.

Я разговариваю с Анной, старшей дочерью, — пишет он. — Она еще не замужем. Почему она не оставит эту бедную землю? — спрашиваю я её и показываю фотографии из Германии. Девушка показывает на свою мать и на сестёр и объясняет, что ей лучше всего среди близких. Мне кажется, что у этих людей есть только одно желание: любить друг друга и жить для своих ближних.

Немцы о русской простоте, уме и таланте

Немецкие офицеры иногда не знают, как отвечать на немудрёные вопросы рядовых русских людей.

Генерал со своей свитой проезжает мимо русского пленного, пасущего овец, предназначенных для немецкой кухни. — «Вот глупа, — начал пленный излагать свои мысли, — но мирная, а люди, господин? Почему люди столь немирны? Почему они убивают друг друга?!»… На его последний вопрос мы не смогли ответить. Его слова шли из глубины души простого русского человека.

Генерал Швеппенбург

Непосредственность и простота русских заставляют немца воскликнуть:

Русские не вырастают. Они остаются детьми… Если вы посмотрите на русскую массу с этой точки зрения, вы и поймёте их, и простите им многое.

Близостью к гармоничной, чистой, но и суровой природе иностранные очевидцы пытаются объяснить и храбрость, и выносливость, и нетребовательность русских.

Храбрость русских основана на их нетребовательности к жизни, на их органической связи с природой. А природа эта говорит им о лишениях, борьбе и смерти, которым подвержен человек.

Майор К.Кюнер

Нередко немцы отмечали исключительную работоспособность русских, способность их к импровизации, сметливость, приспособляемость, любопытство ко всему, и особенно к знаниям.

Чисто физическая работоспособность советских рабочих и русской женщины стоит вне всякого сомнения.

Генерал Швеппенбург

Особенно следует подчеркнуть искусство импровизации у советских людей, всё равно, чего бы это ни касалось.

Генерал Фреттер-Пико

О сметливости и проявляемом русскими интересе ко всему:

Большинство из них проявляет интерес ко всему гораздо больший, чем наши рабочие или крестьяне; они все отличаются быстротой восприятия и практическим умом.

Унтер-офицер Гогофф

Переоценка приобретённых в школе знаний часто является препятствием для европейца в его понимании «необразованного» русского… Поразительным и благотворным явилось для меня, как учителя, открытие, что человек без всякого школьного образования может разбираться в самых глубоких проблемах жизни истинно по-философски и при этом обладает такими знаниями, в которых ему может позавидовать какой-нибудь академик европейской известности… У русских прежде всего отсутствует эта типично европейская усталость перед проблемами жизни, которую мы часто только с трудом преодолеваем. Их любознательность не знает пределов… Образованность настоящей русской интеллигенции напоминает мне идеальные типы людей ренессанса, уделом которых была универсальность знаний, не имеющая ничего общего, «обо всём понемножку.

Швейцарец Юкер, проживший в России 16 лет

Другой немец из народа удивлён знакомством молодой русской с отечественной и иностранной литературой:

Из разговора с 22-летней русской, которая закончила только народную школу, я узнал, что она знала Гёте и Шиллера, не говоря уже о том, что она хорошо разбиралась в отечественной литературе. Когда я по этому поводу выразил своё удивление д-ру Гейнриху В., который знал русский язык и лучше понимал русских, он справедливо заметил: «Разница между немецким и русским народом заключается в том, что мы держим наших классиков в роскошных переплётах в книжных шкафах и их не читаем, в то время как русские печатают своих классиков на газетной бумаге и издают изданиями, но зато несут их в народ и читают.

Военный священник Франц

О талантах, способных проявляться даже в невыгодной обстановке, свидетельствует пространное описание немецким солдатом концерта, устроенного в Пскове 25 июля 1942 года.

Я сел сзади среди деревенских девушек в пёстрых ситцевых платьях… Вышел конферансье, прочёл длинную программу, сделал ещё длиннее объяснение к ней. Затем двое мужчин, по одному с каждой стороны, раздвинули занавес, и перед публикой предстала очень бедная декорация к опере Корсакова. Один рояль заменял оркестр… Пели главным образом две певицы… Но произошло нечто такое, что было бы не по силам ни одной европейской опере. Обе певицы, полные и уверенные в себе, даже в трагических моментах пели и играли с большой и ясной простотой… движения и голос сливались воедино. Они поддерживали и дополняли друг друга: под конец пели даже их лица, не говоря уже о глазах. Убогая обстановка, одинокий рояль, и, однако же, была полнота впечатления. Никакой блестящий реквизит, никакая сотня инструментов не смогли бы способствовать лучшему впечатлению. После этого появился певец в серых полосатых брюках, бархатном пиджаке и в старомодном стоячем воротничке. Когда, так разодетый, он с какой- то трогательной беспомощностью вышел на середину сцены и трижды поклонился, в зале среди офицеров и солдат послышался смех. Он начал украинскую народную песню, и, как только раздался его мелодичный и мощный голос, зал замер. Несколько простых жестов сопровождали песню, а глаза певца делали её видимой. Во время второй песни вдруг во всём зале потух свет. В нём господствовал только голос. В темноте он пропел около часа. По окончании одной песни русские деревенские девушки, сидевшие за мной, передо мной и рядом, повскакивали и начали аплодировать и топать ногами. Началась суматоха долго не прекращавшихся аплодисментов, как будто тёмная сцена была залита светом фантастических, немыслимых пейзажей. Я ни слова не понял, но я всё видел.

Солдат Маттис

Народные песни, отражающие характер и историю народа, больше всего обращают на себя внимание очевидцев.

В настоящей русской народной песне, а не в сентиментальных романсах отражена вся русская «широкая» натура с её нежностью, дикостью, глубиной, душевностью, близостью к природе, весёлым юмором, бесконечным исканием, грустью и сияющей радостью, а также с их неумирающей тоской по красивому и доброму.

Немецкие песни наполнены настроением, русские — рассказом. В своих песнях и хорах Россия обладает большой мощью.

Майор К. Кюнер

Немцы о вере русских

Яркий пример такого состояния представляет для нас сельская учительница, которую хорошо знал немецкий офицер и которая, по-видимому, поддерживала постоянную связь с ближайшим партизанским отрядом.

Ия говорила со мной о русских иконах. Имена великих иконописцев здесь неизвестны. Они посвятили свое искусство благочестивому делу и остались в неизвестности. Всё личное должно отступить перед требованием святого. Фигуры на иконах бесформенные. Они производят впечатление неизвестности. Но они и не должны иметь красивых тел. Рядом со святым телесное не имеет никакого значения. В этом искусстве было бы немыслимо, чтобы красивая женщина являлась моделью Мадонны, как это было у великих итальянцев. Здесь это было бы кощунством, так как это ведь человеческое тело. Ничего нельзя знать, всему следует верить. Вот в чём секрет иконы. «Ты веришь в икону?» Ия не отвечала. «Зачем ты тогда её украшаешь?» Она бы, конечно, могла ответить: «Я не знаю. Иногда я это делаю. Мне делается страшно, когда я этого не делаю. А иногда мне просто хочется это делать». Какой раздвоенной, беспокойной должна ты быть, Ия. Тяготение к Богу и возмущение против Него в одном и том же сердце. «Во что же ты веришь?» — «Ни во что».— Она сказала это с такой тяжестью и глубиной, что у меня осталось впечатление, что эти люди принимают так же неверие свое, как веру. Отпавший человек и дальше несёт в себе старое наследие смирения и веры.

Майор К. Кюнер

Русских трудно сравнить с другими народами. Мистицизм в русском человеке продолжает ставить вопрос смутному понятию о Боге и остаткам христианско-религиозного чувства.

Генерал Швеппенбург

О молодёжи, ищущей смысла жизни, не удовлетворяющейся схематичным и мёртвым материализмом, находим и другие свидетельства. Вероятно, путь комсомольца, попавшего в концлагерь за распространение Евангелия, стал путём некоторой части русской молодёжи. В очень бедном материале, который опубликован очевидцами на Западе, мы находим три подтверждения того, что православная вера в какой-то степени передалась старшим поколениям молодёжи и что малочисленные и, несомненно, одинокие молодые люди, которые обрели веру, иногда готовы мужественно отстаивать её, не страшась ни заключения, ни каторги. Вот довольно обстоятельное свидетельство одной немки, вернувшейся на родину из лагеря в Воркуте:

Меня очень поразили целостные личности этих верующих. Это были крестьянские девушки, интеллигенты разных возрастов, хотя преобладала молодёжь. Они предпочитали Евангелие от Иоанна. Знали его наизусть. Студенты жили с ними в большой дружбе, обещали им, что в будущей России будет полнейшая свобода и в религиозном отношении. То, что многих из русской молодёжи, уверовавших в Бога, ждал арест и концентрационный лагерь, подтверждается немцами, вернувшимися из России уже после Второй мировой войны. Они встречали в концлагерях верующих людей и описывают их так: Мы завидовали верующим. Мы их считали счастливыми. Верующих поддерживала их глубокая вера, она же помогала им с лёгкостью переносить все тяжести лагерной жизни. Никто, например, не мог заставить их в воскресенье выйти на работу. В столовой перед обедом они обязательно молятся… Они молятся всё своё свободное время… Такой верой нельзя не восхищаться, ей нельзя не завидовать… Каждый человек, будь то поляк, немец, христианин или же еврей, когда обращался за помощью к верующему, всегда получал её. Верующий делился последним куском хлеба….

Вероятно, в отдельных случаях верующие завоевали уважение и сочувствие не только у заключённых, но и у лагерного начальства:

В их бригаде было несколько женщин, которые, будучи глубоко религиозными, отказывались работать в большие церковные праздники. Начальство и охрана мирились с этим и не выдавали их.

Символом России военного времени может послужить следующее впечатление немецкого офицера, случайно вошедшего в выгоревшую церковь:

Мы входим, как туристы, на несколько минут в церковь через открытую дверь. На полу лежат обгорелые балки и обломки камней. От сотрясений или от пожара осыпалась со стен штукатурка. На стенах появились краски, заштукатуренные фрески, изображающие святых, и орнаменты. И посреди развалин, на обугленных балках стоят две крестьянки и молятся.

Майор К. Кюнер

—————————

Подготовка текста — В. Дробышев . По материалам журнала «Славянка »

Сколько уже сказано и написано о русском характере, русском менталитете и загадочной русской душе. Какие они, русские? Как много иностранцев пытается умом понять нашу Россию, и как это им нелегко дается, мы знаем тоже. Я вижу, какой интерес представляет Россия для Германии, например. А ведь именно немцы, в большей степени, относятся к нам с недоверием и некоторой опаской. Ого-го! Неужели мы такие страшные? Да нет, мы просто непредсказуемы и хаотичны, а ведь именно неожиданностей и хаоса немца боятся больше всего остального.

Существует и другая причина, заставляющая немцев (особенно пожилых) избегать, по возможности, тесных контактов с русскими. А почему, я думаю, все догадываются. Не будем о грустном. И тем не менее интерес к России есть и интерес этот среди немцев растет (особенно сейчас, когда все двери для туризма, бизнеса и общения открыты).

Я чувствую к себе повышенный интерес здесь, в Германии, просто потому, что я русская, и я действительно стала гордиться этим. Я с удовольствием отвечаю на любые вопросы о России, рассказываю о Москве, о наших культурных традициях, а, если честно, хочется сломать существующие, к сожалению, дурацкие стереотипы о русском менталитете. Меня, например, страшно раздражает, когда у многих немцев Россия отождествляется исключительно с водкой. Ок, мы пьем водку. И что с того? Ведь есть и другие страны, где пьют и побольше нашего. Япония, например. Но, несмотря на стереотипы и элементарный страх, немцы активно путешествуют в Россию. Хорошо, если увлечение Россией, нашей культурой и русским языком только хобби и личный интерес. А ведь немцы все активней открывают совместный бизнес с Россией. Вот тут еще одна проблема — как вести бизнес в России и вступать в деловые контакты? Какая она, деловая этика русских, и какой он бизнес по-русски? Опять сплошной хаос? Что думают немцы о русских в этой связи?

Одна моя приятельница немка, топ-менеджер небольшого предприятия на западе Германии, открывшего не так давно филиал под Москвой. Она, как руководитель российского направления, в числе других немецких коллег по Президентской Программе уже два раза побывала в России на специальных семинарах. Там они и постигают теоретически наш русский менталитет, пытаются совместно понять «какие они, русские?» и учатся обезопасить, по возможности, свой бизнес в России. Вернувшись на днях уже с сертификатом в руках и совершенно подкованной, она рассказала мне много интересного, а также познакомила меня с журналистом из Австрии, который работает в России и тоже постигает азы «русской души». Он провернул огромную работу, опросив около 70 русских менеджеров, бизнесменов и руководителей предприятий, и показал нам уже ее законченный вариант, где он, проанализировав ответы, загнал в строгие рамки для изучения наш русский характер и «как он себя ведет», когда дело касается бизнеса.
Вот эти догмы, которые каждый немец начинающих свой бизнес в России, должен знать назубок. А все ли здесь правда о нас, решать вам.

1. Никогда не пей алкоголь с русскими, с которыми ты ведешь бизнес!
2. Русские делают все для друзей и ничего для «чужого». Личные контакты в бизнесе очень важны. Если ты лично не знаком с тем от кого зависит продвижение твоего бизнеса, ничего не выйдет.
3. Русские открыты, когда вступаешь с ними в разговор.
4. Социальные слои выражены не так сильно как в странах западной Европы, возможны общения и контакты людей из разных социальных групп. Нет прямой связи между возможностями и деньгами.
5. Нет связи между деньгами и образованием, скорее наоборот: люди, получившие прекрасное образование имеют небольшой доход.
6. Никогда не шутите с русскими о русской культуре, русской церкви и Великой Отечественной Войне.
7. Русские долго помнят обиду и держат гнев в себе.
8. Русские не показывают остальным своей слабости, часто агрессивны и не всегда вежливы.
9. Русские предпочитают находиться в центре внимания, а статус в обществе крайне важная составляющая в бизнес кругах (и не только): обязательно наличие автомобиля, дорогих наручных часов, одежды, способной произвести впечатление на окружающих. Руководитель фирмы обязан иметь огромный кабинет. Часто одним из мотивационных факторов являются не деньги, а документ, удостоверение, похвала.
10. Для беседы с людьми, претендующих на какую-либо должность, чаще назначается послеобеденное или вечернее время. Утренние встречи не желательны. Решение о приеме на работу часто принимается медленно, проверки длятся неделями. Безусловно, проще получить работу молодым людям, чем людям 40-45 летнего возраста.
11. Личные связи часто важнее, чем деньги. Существует принцип: «ты — мне, я — тебе», а оказанная помощь не забывается. Часто устная договоренность играет важную роль в бизнесе. Существует коррупция.
12. Ярко выраженная разница в уровнях жизни в Москве и Санкт-Петербурге и на остальной территории России.
13. До 1990 года в Советском Союзе был большой почет иностранцу, сейчас отношение к ним больше критическое.
14. Россия — это страна для молодых и здоровых. Здесь нет никаких социальных гарантий.





error: Контент защищен !!