Как включить внутренние резервы организма. Как научиться чувствовать и правильно пользоваться скрытыми своими силами. Физическое развитие, телосложение

Физиологические резервы организма, их характеристика и классификация.

Учение о физиологических резервах представляет одну из важнейших основ физиологии спорта, так как позволяет правильно оценивать и решать задачи по сохранению здоровья и повышению тренированности спортсменов. Представление о резервных возможностях организма связаны с физиологическим учением К. Бернара, П. Бэра, У. Кеннона о сохранении гомеостаза при действии на организм различных неблагоприятных факторов за счет усиления функций жизненно важных органов и систем с использованием их резервов.

Принципиальные положения учения о физиологических резервах в нашей стране были разработаны в 30-х годах академиком Л. А. Орбели, который неоднократно подчеркивал положение о значительных возможностях организма человека приспосабливаться к необычным условиям внешней среды за счет его резервных возможностей. В дальнейшем идеи Л.А. Орбели нашли плодотворное теоретическое и прикладное развитие прежде всего в физиологии военного труда (Бресткин М.П., 1968; Сапов И.А. и Солодков А.С., 1970; Загрядский В.П., 1976; Солодков А.С., 1978, и др.). В физиологии спорта эта проблема начала изучаться в Москве В.В. Кузнецовым (1970) и в Ленинграде А.С. Мозжухиным (1979).

Под физиологическими резервами организма понимается, выработанная в процессе эволюции, адаптационная и компенсаторная способность системы, органа или организма в целом, усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя (Бресткин М.П., 1968). Физиологические резервы обеспечиваются анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а так же наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции, почки и др.). Физиологические резервы организма обеспечивают значительные усиления деятельности сердца, увеличение общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции и усилие деятельности других органов и систем организма.

Например, проявлением физиологических резервов организма во время тяжелой физической нагрузки у хорошо тренированного человека является увеличение минутного объема крови до 40 литров, т. е. в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обуславливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 и более раз. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

А.С. Мозжухиным и его учениками (А.С. Мозжухин, 1979; Д.Н. Давиденко, А.С. Мозжухин, В.В. Телегин, 1982; Д.Н. Давиденко, 1996) проведена классификация физиологических резервов:

1. По соответствующим уровням организма

2. По физическим качествам

3. По характеру (мощности, длительности) выполняемой мышечной работы

4. По очередности мобилизации

5. По степени специфичности и т.д.

Данная классификация убедительно показывает, что в процессе адаптации происходит расширение диапазона резервных возможностей организма и повышается способность к их мобилизации.

Все резервные возможности организма А.С. Мозжухин (1979) разделил на две группы: социальные резервы (психологические и спортивно-технологические) и биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические). Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных и вегетативных актов.

Физиологические резервы, по мнению автора, включаются не все сразу, а поочередно. Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого процесса – условные и безусловные рефлексы. Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям. Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловнорефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов. При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению . Еще в г. указывал, что Израсходованные ресурсы организма (И.П. Павлов,1890) восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации , обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т.е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

Притчу о том, как в банку со сметаной попали две лягушки, слышали, вероятно, многие:

одна лягушка смирилась и утонула, а вторая продолжала бить лапками по сметане, активно барахтаться в надежде на спасение. Под ударами ее лапок сметана загустела и превратилась в масло, это позволило упрямой лягушке обрести опору и выпрыгнуть из банки.

Мораль этой притчи:

каждое живое существо имеет врожденный инстинкт самосохранения, запускающий скрытые организма при определенных условиях.

Каковы эти условия, почему неизлечимые больные становятся на ноги, продолжают жить и даже рожать детей?

Доказано наукой:

Физиологи установили, что человек усилием своей воли может потратить около 70% своей мышечной . Остальные 30% составляют резерв на случай непредвиденной ситуации.

Академик Амосов Н.М. считал, что коэффициент запаса прочности человека равен 10. Это значит, что наши системы и органы способны выдерживать напряжение и выполнять нагрузки в 10 раз превышающие обычные. Такие возможности позволили человеку выжить как биологическому виду.

Современные люди в массе своей искусственно занижают свои .

В этой статье приводятся истории людей переживших тяжелые испытания, а также их мнения, почему им удалось изменить тупиковую ситуацию, выжить вопреки «здравому смыслу» и вернуться к полноценной жизни.

Сергей Елизаров в результате удара током (10 000 вольт) получил ожоги, несовместимые с жизнью. Это случилось сразу после выпускного бала, он был на эмоциональном подъеме, собираясь с друзьями отметить это торжественное событие…

Когда парня привезли в больницу, медики были скептично настроены, не верили, что он будет жить. Сергей мужественно переживал ужасные боли, не позволяя себе даже стонать, а тем более раскисать. Он был настроен на победу и уже через 2 месяца пошел на поправку.

Вместе с ним в реанимации лежала молодая девушка, ожоги которой не угрожали жизни, но она бесконечно себя жалела и истерила по малейшему поводу. В результате ее лечение продвигалось гораздо медленнее, чем у Сергея.

Мнение Сергея:

излишняя жалость к себе мешает выздоровлению. Он стеснялся стонать, считая такое проявление слабости позором для мужчины. Главным условием его выздоровления был настрой на здоровье и уверенность в своих силах.

Мнение терапевта общей практики Чернякова Юрия Иосифовича:

Сергею было стыдно показать свою боль перед окружающими, ведь он мужчина. Стыд и чувство собственного достоинства – это сильнейшие эмоции , за которые отвечают стволовые структуры мозга. Благодаря этому происходит естественная анестезия, боль притупляется .

Ревили Кохман врачи поставили страшный диагноз - рассеянный склероз. Болезнь быстро прогрессировала и заставила Ревили ходить с помощью палочки вначале, затем взять костыли.

Ревили не собиралась привыкать к таким печальным изменениям в своей жизни, а тем более умирать, ведь у нее было четверо деток.

Она придумала для себя чудесную сказку, которая спасла ей жизнь:

Ревили нарисовала спинной мозг в своем воображении. Она знала, что мозг состоит из множества волосков, на которых образуются бляшки, разрушающие мозговую структуру.

Множество малюсеньких спасателей должны были входить в организм и наводить там порядок, очищать волоски от бляшек. Визуализацией этой фантастической сказки женщина занималась пять недель, а затем ей пришло прозрение, что этим же способом она может помочь детям, больным онкологическими заболеваниями.

Ревили создала кукольный театр, и стала разыгрывать представление для себя и детей, изгоняя из сказки плохое существо - болезнь.

Юрий Власов , величайший богатырь планеты, тяжелоатлет, военный инженер. Он перенес три тяжелейшие операции: удаление опухоли от удара штангой на руке, две операции на позвоночнике. Врачи предупредили родных, что он вряд ли выживет.

5 лет Юрий искал способы выздоровления, испробовал все: от антибиотиков до голодания. Ничего не помогало.

Тогда он обратился к силе своей воли и физическим нагрузкам. Это позволило ему вернуться к полноценному образу жизни и любимому виду спорта.

Вот так он сам оценивает свое выздоровление:

«Я не умер после операции только благодаря сильным духу и воле, закаленным спортом.

Избавиться от страданий и недугов нельзя, не изменив свою личность, свой характер, отношение к жизни. Необходимо безжалостно избавляться от мнительности, брюзгливости, зацикленности на болячках.

К лечению нужно приступать с чувством радости. Она расширяет сосуды, гармонизирует психику, нормализует все внутренние процессы.

Важно иметь в жизни достойную цель. Больной человек не сможет ее достигнуть. Стремление быть сильным и здоровым должно обязательно присутствовать».

Сила самовнушения

Человек силой самовнушения может не только излечивать себя сам, но и загонять в болячки - доказал Зональд Вельд, профессор венской клиники, в середине девятнадцатого столетия.

В качестве подтверждения он продемонстрировал своим ученикам занимательный опыт:

Он наблюдал молодого крепкого мужчину, болевшего воспалением легких. Каждый день на обходе профессор внимательно рассматривал и ощупывал большой палец на левой ноге пациента.

Эти манипуляции он делал всю неделю. Когда на шестой день стали осматривать мужчину, у него палец оказался завязанным. «Болит!» - пожаловался больной, а когда повязку сняли, палец был распухшим от гнойного нарыва, образовавшегося под ногтем.

И это на абсолютно здоровом пальце!

Еще пример:

заболел живот, обратились к врачу, который, посмотрев, скажет: «Да, да! Там вполне может быть язва!»

Язвы ещё нет, быть может, мы просто переели жирной пищи, но наше воображение начинает рисовать картины болезни и примерять на себя. Проходит время, и язва появляется на самом деле.

Самовнушение - сильнейший резерв человека , считает Хасай Алиев, дагестанский философ и врач-психолог.

С помощью самовнушения можно вызывать необходимые нам изменения в организме:

если представлять себе, что голова становится свежей в течение минуты, то сосуды начнут расширяться и избавляться от спазмов, кровоток улучшится.

Психолог считает, что 40% людей имеют живое воображение и хорошую внушаемость, но они не используют свои возможности по незнанию или лени.

Каждый из нас может запускать свои резервы в повседневной жизни и в сложных ситуациях.

Техника включения резервных возможностей от Хасая Алиева.

Найдите простейший образ, с которым связан ярко-выраженный рефлекс. Это может быть лимон, вызывающий ощущение кислого и усиление . В нужный момент вызывайте мысленно этот образ и старайтесь представить наиболее правдоподобно все связанные с ним ощущения - кислоту во рту, слюноотделение.

Представили? Заметили, что отступили на второй план все мысли, которые до этого теснились у вас в голове? Вот теперь вы можете задать себе желаемое действие: избавление от боли, усталости, улучшение настроения и другое.

В обыденной жизни порой случаются ситуации, анализ которых может помочь понять, как действуют наши резервы .

Например, вы испугались злую собаку и, убегая от нее, перемахиваете через высоченный забор. Впоследствии вы не можете поверить, что могли совершить такое действие.

А случилось следующее:

образ злой собаки вытеснил все ваши посторонние мысли и сомнения, желаемое на подсознательном уровне (спасение от собаки) исполнилось наяву.

Как почувствовать скрытые силы и научиться правильно ими пользоваться

  • Мотивация - главный двигатель. Сильные намерения запускает внутренние резервы.
  • Необходимо ставить высокие цели. К примеру, спортсмены, стремясь стать чемпионами, становятся мастерами.
  • Обязательны твердость и последовательность.
  • Используйте самовнушение и силу образа.
  • Голодание, физические упражнения и закаливание отлично развивают скрытые силы.
  • Применяйте «Стояние столбом» для наращивания энергетики:

Встаньте прямо, слегка согните ноги в коленях, руки принимают положение, как будто вы охватываете столб. Стойте вот так периодически, и вы почувствуете возрастающий поток энергии внутри организма, проявление возможностей, которых раньше вы не наблюдали.

  • Не гордитесь и не хвалитесь своими скрытыми возможностями. Их могут отобрать.

Сила мысли - наш главный скрытый резерв

Роджер Сперри, ведущий нейропсихолог, доказал, что наши мысли материальны и все события в жизни являются следствием мыслеформ нашего внутреннего разума. За этот труд в 1981 году он получил Нобелевскую премию (совместно с Торстен Визел и Дэвидом Хью-бел).

Наша Вселенная заполнена энергией. Каждый человек может подключаться к ней при определенных условиях. Искренние и добрые посылаемые человеком в Мир, позитивное мышление возвращаются к нему, повышая его жизненную энергию и формируя хорошие события в жизни.

Это интересно:

  • помогает понять состояние психики. Значения и примеры реальных снов.
  • . Оружие поражения или исцеления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.). Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант различные специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности.

Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека.

Человеческий организм представляет собою единое функциональное целое, несмотря на большое число органов. Эти органы обладают различным строением, образованы из тканей, которые в свою очередь состоят из бесчисленного количества клеток однородных по своей деятельности и форме, в которых происходят те или иные жизненные процессы.

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов по заданной теме:

Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация;

Утомление. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок;

Физическое развитие, телосложение.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация

Учение о физиологических резервах представляет одну из важнейших основ физиологии спорта, так как позволяет правильно оценивать и решать задачи по сохранению здоровья и повышению тренированности спортсменов.

В настоящее время под физиологическими резервам и организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя (Бресткин М.П).

Физиологические резервы обеспечиваются определенными анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а именно:

Наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции, почки и др.);

Значительным усилением деятельности сердца, увеличением общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции и усилением деятельности других органов и систем;

Высокой резистентностью клеток и тканей организма к различным внешним воздействиям и внутренним изменениям условий их функционирования.

В качестве примера проявления физиологических резервов можно указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минутный объем крови у хорошо тренированного человека может достигать 40 л, т.е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в15 раз иболее. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма можно разделить на две группы :

Социальные резервы (психологические и спортивно-технические) и

Биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические).

Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных и вегетативных актов.

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно.

Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого процесса - условные и безусловные рефлексы.

Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов.

При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению. Еще в 1890 г. И.П.Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но ис некоторым избытком (феномен избыточной компенсации) . Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностейорганизма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок . Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т.е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

Включение фактора физиологических резервов в систему факторов, обеспечивающих надежность спортивной деятельности, обусловлено:

значительными корреляционными взаимосвязями показателей физиологических резервов организма и психологическими показателями;

наличием достоверных в физиологических и биохимических показателях различий между наиболее и менее надежными спортсменами в зависимости от степени экстремальности условий их деятельности;

выявившимся в процессе проведенного факторного анализа ортогональным фактором, интерпретированным нами как «фактор функциональных (физиологических) резервов».

Остановимся на теоретических положениях, касающихся резервных возможностей человека. Так, А.С. Мозжухин под резервными возможностями организма понимает его скрытые возможности (приобретенные в ходе эволюции и онтогенеза) усиливать функционирование своих органов и систем органов в целях приспособления к чрезвычайным сдвигам во внешней или внутренней среде организма. Резервные возможности организма спортсменов возможно выявить лишь в экстремальных условиях спортивной деятельности, и это подчеркивает тесную взаимосвязь проблемы выявления резервов и проблемы надежности в спорте.

Резервы разделяют на социальные и биологические. Социальные резервы при этом подразделяют на психические, связанные с социальной мотивацией деятельности, и резервы профессиональных (спортивно-технических) навыков.

Биологические резервы подразделяются на функциональные и структурные резервы. Под функциональными резервами организма подразумеваются его скрытые возможности, которые проявляются в период повышенной деятельности организма и связаны с изменениями в функции его органов и систем. Под структурными резервами понимаются изменения, возникающие в процессе тренировок (прочность костей и связочного аппарата, увеличение количества миофибрилл в клетках, изменение строения миофибрилл и мышечных волокон), которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма спортсмена.

В функциональных резервах выделяются резервы биохимические и резервы физиологические. Под биохимическими резервами понимаются скорость протекания и объем биохимических процессов, определяющие экономичность и интенсивность энергетического и пластического обменов и их регуляцию. Категория индивидуального предполагает рассмотрение формирования активной личности советского спортсмена с позиций «индивидуального стиля деятельности» как гармонизирующего развитие индивидуальности спортсмена. Резервы физиологические связаны с интенсивностью и длительностью работы органов и систем организма и их нейрогуморальной регуляцией, что находит свое отражение в повышении работоспособности спортсмена.

С резервами биологическими тесно связаны психические резервы , которые, применительно к спортивной деятельности, могут быть охарактеризованы как способность идти на риск травмы, делать чрезвычайные волевые усилия, преодолевать неприятные и даже болевые ощущения ради достижения осознанной спортивной цели, констатировать внимание на своей деятельности, избегать помех, готовность бороться за победу и не падать духом при поражениях. То есть психические резервы - это потенциальные способности психики человека, находящие свою реализацию в экстремальных условиях деятельности.

Проблема функциональных резервов тесно взаимосвязана с надежностью физиологических функций. А.В. Коробков также отмечает, что надежность физиологических функций является качеством, гарантирующим сохранность физиологических процессов при различных нарушающих функцию воздействиях. Он же показывает, что надежность физиологических функции обеспечивается целым рядом анатомических, структурных и функциональных возможностей организма.

2. Утомление

Особенности утомления при различных видах физических нагрузок

Утомление - это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Проявляется утомление в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоение теоретического материала.

Утомление связано с ощущением усталости, и в тоже время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.

Виды утомления: острое - проявляется в короткий промежуток времени;

хроническое - носит длительный характер; общее - изменение функций организма в целом; локальное - затрагивает какую-либо ограниченную группу мышц орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

- компенсированную - нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

- некомпенсированную - резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность снижается.

Возникновение утомления обусловлено многими причинами, которые могут быть неодинаковыми при различной мышечной деятельности. В одних случаях понижение работоспособности зависит от уменьшения энергетических запасов, в других этот фактор не играет почти никакой роли.

Снижение работоспособности при утомлении может быть обусловлено изменениями в проведении нервных импульсов через синапсы в центральной нервной системе и в мышце. Оно бывает связано также с изменениями соотношения между ионами калия и натрия, что отрицательно влияет на возникновение электрических потенциалов в мышце при ее возбуждении.

В центральной нервной системе при утомительной работе может нарушаться баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладающим становится тормозной процесс, что снижает работоспособность. Но с другой стороны, развитие торможения в нервных клетках необходимо, так как оно охраняет их от излишнего возбуждения и истощения. В работающих мышцах также могут снижаться запасы энергетических веществ. Кроме того, утомительная работа ведет к снижению активности ферментов, обеспечивающих протекание химических реакций. В результате обмен веществ в мышце становится недостаточным для обеспечения ее работоспособности. При длительной и утомительной работе может становиться недостаточной и деятельность желез внутренней секреции - гипофиза и надпочечника, гормоны которых играют большую роль в поддержании работоспособности.

Таким образом, причины утомления сложны и разнообразны, главным и объективным признаком утомления человека является снижение его работоспособности. Однако понижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Работоспособность может снизиться вследствие пребывания человека в неблагоприятных условиях (высокая температура и влажность воздуха, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе и др.). С другой стороны, длительная работа с умеренным напряжением может протекать на фоне выраженного утомления, но без снижения производительности. Следовательно, снижение работоспособности является признаком утомления только тогда, когда известно, что оно наступило вследствие конкретно выполненной физической или умственной работы.

При утомлении работоспособность снижается временно, она быстро восстанавливается при ежедневном обычном отдыхе.

Состояние утомления имеет свою динамику - усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).

Итак, утомление является нормальной физиологической реакцией организма на работу. С одной стороны, оно служит очень важным для работающего человека фактором, так как препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху. Наряду с этим, утомление играет существенную роль, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию. С другой стороны, утомление ведет к снижению работоспособности спортсменов, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. Эта сторона утомления является невыгодной, нарушающей длительное выполнение спортивных нагрузок.

Рассмотрим особенности утомления при различных видах физических нагрузок . Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность спортсменов и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья и достижение высоких спортивных результатов.

Как мы уже отмечали, одним из основных признаков утомления является снижение работоспособности, которая в процессе выполнения различных физических упражнений изменяется по разным причинам; поэтому и физиологические механизмы развития утомления неодинаковы. Они обусловлены мощностью работы, ее длительностью, характером упражнений, сложностью их выполнения и пр.

При выполнении циклической работы максимальной мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утомления является уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС с преобладанием торможения вследствие большого потока эфферентной импульсации от нервных центров к мышцам и афферентных импульсов от работающих мышц к центрам. Разрушается рабочая система взаимосвязанной активности корковых нейронов. Кроме того, в нейронах падает уровень содержания АТФ и креатин-фосфата,и в структурах мозга повышается содержание тормозного медиатора - гамма-аминомасляной кислоты. Существенное значение в развитии утомления при этом имеет изменение функционального состояния самих мышц, снижение их возбудимости, лабильности и скорости расслабления.

При циклической работе субмаксимальной мощности ведущими причинами утомления являются угнетение деятельности нервных центров и изменения внутренней среды организма. Причина этого - большой недостаток кислорода, вследствие которого развивается гипоксемия, снижается рН крови, в 20-25 раз увеличивается содержание молочной кислоты в крови. Кислородный долг достигает максимальных величин - 20-22 л. Недоокисленные продукты обмена веществ, всасываясь в кровь, ухудшают деятельность нервных клеток. Напряженная деятельность нервных центров осуществляется на фоне кислородной недостаточности, что и приводит к быстрому развитию утомления.

Циклическая работа большой мощности приводит к развитию утомления вследствие дискоординации моторных и вегетативных функций. На протяжении нескольких десятков минут должна поддерживаться весьма напряженная работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем для обеспечения интенсивно работающего организма необходимым количеством кислорода. При этой работе кислородный запрос несколько превышает потребление кислорода и кислородный долг достигает 12-15 л. Суммарный расход энергии при такой работе очень велик, при этом расходуется до 200 г глюкозы, что приводит к некоторому ее снижению в крови. Происходит также уменьшение в крови гормонов некоторых желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников).

Длительность выполнения циклической работы умеренной мощности приводит к развитию охранительного торможения в ЦНС, истощению энергоресурсов, напряжению функций кислородтранспортной системы, желез внутренней системы и изменению обмена веществ. В организме снижаются запасы гликогена, что ведет к уменьшению содержания глюкозы в крови.

Значительная потеря организмом воды и солей, изменение их количественного соотношения, нарушение терморегуляции также ведут к понижению работоспособности и возникновению утомления у спортсменов. В механизме развития утомления при длительной физической работе могут играть определенную роль изменения белкового обмена и снижение функций желез внутренней секреции. При этом в крови снижается концентрация глюко- и минералкортикоидов, катехоламинов и гормонов щитовидной железы. Вследствие этих изменений, а также в результате длительного влияния монотонных афферентных раздражений в нервных центрах возникает торможение. Угнетение деятельности этих центров приводит к снижению эффективности регуляции движений и нарушению их координации. При длительном выполнении работы в разных климатических условиях развитие утомления, кроме того, может быть ускорено нарушением терморегуляции.

При различных видах ациклических движений механизмы развития утомления также неодинаковы. В частности, при выполнении ситуационных упражнений, при разных формах работы переменной мощности большие нагрузки испытывают высшие отделы головного мозга и сенсорные системы, так как спортсменам необходимо постоянно анализировать изменяющуюся ситуацию, программировать свои действия и осуществлять переключение темпа и структуры движений, что и приводит к развитию утомления.

В некоторых видах спорта (например, футбол) существенная роль принадлежит недостаточности кислородного обеспечения и развитию кислородного долга.

При выполнении гимнастических упражнений и в единоборствах, утомление развивается вследствие ухудшения пропускной способности мозга и снижения функционального состояния мышц (уменьшается их сила и возбудимость, снижается скорость сокращения и расслабления).

При статической работе основными причинами утомления являются непрерывное напряжение нервных центров и мышц, выключение деятельности менее устойчивых мышечных волокон и большой поток афферентных и эфферентных импульсов между мышцами и моторными центрами.

физиологический резерв утомление телосложение

3. Физическое развитие, телосложение

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели: рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п. Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

В учебном пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. «Теория и методика физического воспитания и спорта» определено, что ф изическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят и от его конституции.

На каждом возрастном этапе непрерывно происходящие биологические процессы, которые характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества.

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае. Поэтому выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся.

При занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать особенности телосложения занимающихся. Телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Имеются три основных типа телосложения . Для человека атлетического сложения (нормостеника ) характерна хорошо выраженная мускулатура, он крепок и широк в плечах. Астеник - это человек со слабой мускулатурой, ему трудно наращивать силу и объём мышц. Гиперстеник имеет мощный костяк и, как правило, рыхлую мускулатуру. Это люди, склонные к полноте. Однако, в чистом виде эти типы телосложения встречаются редко.

Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни. Это - конституционный тип телосложения человека, но это не только собственно телосложение, но и программа его будущего физического развития.

Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань. Их соотношение в значительной мере зависит от условий двигательной деятельности и питания. Возрастные изменения, различные болезни, усиленная физическая нагрузка изменяют размеры, очертания тела.

Среди размеров тела выделяют тотальные (целый) и парциальные (часть).

Тотальные (общие) размеры тела - основные показатели физического развития человека. К ним относятся длина и масса тела, а также обхват груди.

Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела.

Большинство антропометрических показателей имеет значительные индивидуальные колебания. Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов. Например, для достижения высоких спортивных результатов в баскетболе большое значение имеет высокий рост и длинные конечности.

Размеры тела являются важными показателями (наряду с другими параметрами, характеризующими физическое развитие) являются важными параметрами спортивного отбора и спортивной ориентации. Как известно, задача спортивного отбора - отобрать детей, наиболее пригодных в связи с требованиями вида спорта. Проблема спортивной ориентации и спортивного отбора является комплексной, требующей использования педагогических, психологических и медико-биологических методов.

Заключение

Итак, итог данной работы. Мы рассмотрели несколько вопросов по анатомо-физиологическим основам физкультуры и спорта.

Известно, что тренированный человек может совершать большую работу, чем нетренированный, и что тот и другой под влиянием чрезвычайного усилия, эмоционального возбуждения, оказавшись в особых условиях, могут выполнить работу, недоступную в обычном состоянии. Это свидетельствует о том, что организм человека обладает некоторыми скрытыми возможностями - резервами. Резервы - выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность организма нести в определенных условиях повышенную по сравнению с обычной деятельностью нагрузку. Адаптация человека к любому фактору среды, в том числе и к интенсивной мышечной деятельности, осуществляется путем мобилизации и использования его физиологических резервов. При этом пределы адаптивных возможностей организма определяются в первую очередь уровнем этих резервов.

Утомлением называется такое состояние, при котором вследствие длительной или напряженной работы ухудшается функция двигательной системы и вегетативных органов, их координация и снижается работоспособность. Физиологическое назначение утомления - оповещение организма о необходимости закончить работу, т.к. ее интенсивность и длительность могут привести к чрезмерному истощению организма. Основным признаком является снижение работоспособности. Конкретная реализация этого свойства, т.е. глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке, зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения, возраста, адекватности нагрузок и т.п.

Физическое развитие - комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

Телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах индивидуального развития, когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления.

Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Работоспособность человека - умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

Список используемой литературы

1. Васильева В.В. Физиология человека: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений / В.В. Васильева. - М.: ФиС, 1973. - 192 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 462 с.

3. Рогова Р.В. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-метод. комплекс. Часть 1 / Р.В. Рогова - Г.-Алтайск: ГАГУ, 2010. - 151 с.

4. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

5. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304 с.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биологические и физиологические изменения в организме человека под влиянием физических нагрузок. Значение двигательной активности для работоспособности органов и систем. Характеристика процессов утомления и восстановления в циклических видах спорта.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Физиологические особенности организма в период утомления. Наиболее эффективные средства, ускоряющие процессы восстановления. Апробация возможностей средств, ускоряющих процессы восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных нагрузок.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2014

    Определение и физиологические механизмы развития утомления. Научные основы "активного отдыха". Спортивная тренировка и отдых. Восстановление работоспособности в спорте. Роль центростремительных импульсов в снижении утомления нервно-мышечной системы.

    реферат , добавлен 09.06.2014

    Физиологическая сущность утомления и его особенности при различных видах мышечной деятельности. Определение, основные показатели и причины утомления при циклической работе субмаксимальной мощности. Физиологическая характеристика конькобежного спорта.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2009

    Общая характеристика выносливости. Четыре основных типа утомления: умственное, эмоциональное, сенсорное, физическое. Три вида физического утомления: локальное, региональное, тотальное. Выносливость как двигательное качество. Скоростная выносливость.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2009

    Физиологические особенности организма спортсмена в периоды утомления и восстановления. Методические приемы построения тренировки. Психологические, гигиенические и медико-биологические средства, способствующие улучшению восстановительных процессов.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2014

    Физиологические особенности организма в периоды утомления и восстановления. Активный отдых, аутогенная тренировка. Биологические факторы восстановления работоспособности. Эффективность применения массажа с целью восстановления после физической нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2010

    Влияние двигательной активности на органы и системы организма. Интенсивность, длительность физических нагрузок, их влияние на организм. Физиологические и биологические изменения происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2009

    Физический потенциал, особенности и составляющие. Понятие о физической подготовке человека, её роль. Показатели функциональной подготовленности. Роль и взаимосвязь процессов утомления, восстановления. Состояние функций организма, локализация утомления.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2014

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные резервы организма. Составляющие здорового образа жизни. Режим отдыха и труда. Характеристика правильного питания. Физиологические потребности организма. Влияние алкоголизма на печень.

Все возрастающий темп и сложность жизни сегодня требуют от нас высокой устойчивости к стрессам и умения быстро восстанавливать нервную систему. Без таких качеств просто нельзя быть успешным в непрерывно меняющемся мире. Неспособность задействовать скрытые возможности организма неизбежно приводит к ухудшению состояния здоровья, преждевременному старению и снижению качества жизни.

На этот раз мы поговорим о навыках, которые необходимы людям, стремящимся реализоваться и быть здоровыми.

Короткий сон и кофе

Каждый из нас неоднократно оказывался в ситуации, когда важные дела требуют активности и сосредоточенности, которые не могут быть обеспечены утомленными мозгом и телом. В таком случае есть смысл воспользоваться действенным средством, позволяющим отдохнуть, не теряя времени.

Способ очень прост: нужно выпить чашку кофе, а затем подремать 15-20 минут. Суть метода состоит в том, что бодрящий эффект, оказываемый кофе, наступает не сразу. Чтобы деятельность мозга активизировалась, с момента получения дозы кофеина должно пройти не менее 20 минут. За это время человек не успевает войти в фазу глубокого сна, а кратковременный отдых обеспечивает прилив сил.

Источник: depositphotos.com

Дыхательная практика «капалабхати»

Индийские йоги издавна практикуют это упражнение. Оно помогает быстро взбодриться, активизировать деятельность головного мозга, усилить периферический кровоток.

Дыхание «капалабхати» состоит в чередовании нормального вдоха и резкого, максимально акцентированного выдоха. Повторив цикл 10-12 раз, вы почувствуете прилив энергии и увеличение работоспособности.

Дыхательные упражнения дают и другой полезный эффект: они способны стимулировать обмен веществ. Метод «капалабхати» можно успешно применять в тех случаях, когда необходимо быстро согреться.

Источник: depositphotos.com

Физическая активность

При сильной усталости обычно хочется прилечь, но если требуется быстрое восстановление активности, это бесполезно. Как ни странно, поступать надо прямо противоположным образом: мобилизации скрытых резервов организма можно добиться с помощью физических упражнений.

Установлено, что пешая прогулка в течение 15 минут способствует притоку сил, достаточному для 2 часов работы. Если нет возможности выйти на свежий воздух, откройте окно или включите кондиционер, чтобы в помещении стало прохладнее. Сделайте несколько упражнений для рук и шеи, поворотов туловища и приседаний. Походите по комнате. Хороший эффект дадут 5-10 минут танца под быструю музыку. Только постарайтесь не переусердствовать: сильно утомившись, вы сведете положительное воздействие физической активности к нулю.

Источник: depositphotos.com

Ароматерапия

Тонизирующее действие на нервную систему оказывают запахи мяты, сосны, бергамота, лимона, грейпфрута, мелиссы. Ароматы гвоздики, корицы и мускатного ореха снимают стресс. Запах кофе бодрит. В отличие от самого напитка, он начинает действовать сразу, эффект от него сильнее.

Существуют разные способы использования ароматов для повышения физической и умственной активности. Чтобы задействовать скрытые резервы организма, достаточно испарить несколько капель эфирного масла с помощью аромалампы. Можно обойтись и без специальных приспособлений: ощутимый бодрящий эффект даст кустик мяты или мелиссы, выращенный в комнате, или просто несколько кусочков лимонной цедры, выложенные на стол.

Источник: depositphotos.com

Репетиция стрессовой ситуации

Современный человек нередко оказывается в ситуации, когда ему необходимо как можно полнее продемонстрировать свои знания и умения, но он опасается, что волнение этому помешает. Так может случиться на экзамене, на собеседовании при приеме на работу, в публичном выступлении и т. д. Размышления о приближающемся испытании, как правило, только усиливают волнение.

Проблема решается просто: нужно устроить репетицию будущего события, максимально точно сымитировав основные параметры стрессовой ситуации. Например, несколько раз повторить текст своего выступления, включив в качестве звукового фона запись уличных шумов. Полезно по возможности воспроизвести в комнате атмосферу будущего события: надеть костюм, в котором вы будете выступать, направить на себя яркий свет. Важно не столько точно повторить речь, которую вы собираетесь произнести, сколько попытаться привыкнуть к обстановке. Если вы перестанете волноваться, слова будут вспоминаться сами собой, и вы избежите ступора.

Это базовый навык, который мы приобретаем с рождения. Но редко правильно умеем им распоряжаться. Научившись делать это грамотно и осознанно, вы избавитесь от вялости, чувства тревоги, головной боли, болезней, лишнего веса.

Чтобы включить скрытые резервы организма, почувствовать прилив сил, включить свой энергетический поток, вам не нужны специальные место, время или медицинские препараты. Вам всего лишь нужно …

… научиться правильно дышать.

20 000 вдохов и выдохов человек совершает каждый день. В обычном состоянии дыхание осуществляется рефлекторно без помощи мыслительных и физических усилий.

Ниже описаны 7 советов о том, как дышать правильно, чтобы наполнять организм энергией. Цель всех дыхательных упражнений заключена в усвоении максимального количества кислорода при минимальных затратах энергии.

1. Делаем глубокий вдох

Особый способ дыхания помогает обеспечить приток энергии. Для начала вам нужно научиться делать глубокий вдох, чтобы полностью заполнять свои легкие воздухом. Глубокое дыхание само по себе отличное лекарство от стресса, поскольку помогает расслабиться и зарядиться энергией. Недаром техника глубокого дыхания является важнейшей составляющей йоги и тай-чи.

Чем активнее и глубже вдох, тем больше кровь насыщается кислородом и доставляет его во все органы и ткани. Полноценное правильное дыхание способствует достаточному поступлению кислорода и питательных веществ, выведению продуктов обмена. Активизация обмена веществ приводит и к активизации многих биологических механизмов, а значит, организм начинает работать в полную силу.

2. Дышим животом

Встаньте прямо, лягте на спину или сядьте на пол с прямой спиной. Убедитесь, что вам удобно. Расслабьтесь и дышите как обычно. Определите, что движется при вдохе и выдохе - грудь или живот. Если поднимается и опускается живот, а грудь остается неподвижной, то вы дышите правильно. Практикуйте вдох и выдох, удерживая руку на животе и не давая груди двигаться.

Сделайте глубокий вдох и сосчитайте до пяти, прежде чем вы дохнуть. Используйте любую возможность, чтобы практиковать этот способ дыхания - ожидая ответа по телефону, сидя за столом офисе или находясь в пробке.

3. Увеличиваем объем легких

Примите удобное положение. Сделайте равномерный вдох через нос. Теперь сделайте медленный выдох через рот, вернув живот в нормальное положение. Продолжительность выдоха должна быть равна продолжительности вдоха. Чтобы сделать вдох еще более глубоким, заполните воздухом живот, а затем наполните воздухом легкие до самых плеч. Чтобы еще больше увеличить объем легких, сделайте вдох, заполняя их заднюю часть, и лишь затем наполните грудную клетку.

Если вы почувствовали головокружение, вернитесь к обычному способу дыхания, восстановитесь и лишь затем повторите упражнение. Вдыхайте и выдыхайте реже, чем делали это раньше.

Этот способ дыхания помогает лучше расслабиться и отлично помогает избавиться от напряжения в плечах.

4. Дышим по квадрату

Это проверенный прием, который позволяет быстро успокоиться независимо от места и времени. С его помощью вы можете вернуться в свой ритм, если что-то пошло не так.

  1. Сделайте вдох, считая про себя: «один, два, три, четыре».
  2. Задержите дыхание, считая про себя: «один, два, три, четыре».
  3. Сделайте выдох, считая про себя: «один, два, три, четыре».
  4. Сделать задержку, одновременно считая про себя:«один, два, три, четыре». Во время задержки спокойно произнесите или подумайте: «Расслабился и улыбнулся».

Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности, нормальный, комфортный для большинства ритм – примерно 4-6 секунд. Для прокаченных - 10 и более секунд.

Если задержки дыхания делать максимально долгими, то побочный эффект этого упражнения - повышение температуры тела. Если, например, вам холодно, подышите интенсивно таким способом и через несколько минут вы согреетесь.

Во время задержки дыхания в крови накапливается углекислый газ. Углекислый газ необходим организму не меньше, чем кислород. Давление углекислого газа влияет на кору головного мозга, дыхательный и сосудо-двигательный центры. Углекислый газ также обеспечивает тонус и определенную степень готовности к деятельности различных отделов центральной нервной системы, отвечает за тонус сосудов, бронхов, обмен веществ, секрецию гормонов, электролитный состав крови и тканей.

5. Избавляемся от напряжения в теле

Начните с глубокого дыхания. Прочувствуйте свое тело. Представьте, что вы дышите
той его частью, которая испытывает напряжение. Мысленно откройте канал, идущий из ваших легких в напряженную часть тела, и с каждым вдохом направляйте в эту область энергию. Вы должны дышать напряженной частью и позволить воздуху проникать в нее. Сделав вдох, расслабьте напряженную часть тела, чтобы энергия проникла в нее и наполнила жизненной силой.

6. Глубокая релаксация «Мертвый опоссум»

Это упражнение помогает развивать чувствительность отдельных частей вашего тела и наполняет все тело энергией.

Лягте на спину. Остановите дыхание на десять секунд. Не задерживайте его, а просто перестаньте дышать. Вообразите себя актером, который играет мертвеца. Избавьтесь от напряженности и других ощущений в мышцах. Почувствуйте, как ваше тело начинает расслабляться.

Сохраняя чувство расслабленности, возобновите дыхание так, чтобы работали только те мышцы, которые необходимы для дыхания. Все остальные мышцы должны быть расслабленными. Каждый раз, когда вы добираетесь до вершины вдоха, позвольте своему телу еще сильнее испытать чувство освобождения. Прочувствуйте, как ваше тело начинает расширяться при вдохе. Чем больше вы будете практиковаться, тем более глубоким станет расслабление.

7. Дышим и худеем

А еще дыхание животом отличный способ подкорректировать свою фигуру. Сделай глубокий вдох животом, затем медленный выдох. На пике выдоха втяните живот как можно сильнее. Представьте, как будто на вас затягивается ремень. Продолжайте втягивать живот и не дышать так долго, как сможете. Затем повторите медленный вдох, выдох, паузу с втянутым животом. Это упражнение отлично убирает лишний жир в области живота. И вы можете делать его где угодно и когда угодно - когда куда-то идете, или едете, или стоите. Удобно, не правда ли?

Бонусный лайфхак для тех, кто на диете - как только вам захотелось вкусняшку, проделайте следующий фокус с дыханием, подключив визуализацию. Подумайте о том, что вы хотите съесть. Представляйте, как наслаждаетесь этим вкусным, но, возможно, не очень полезным продуктом, и при этом дышите глубоко, сделайте 10 вдохов и выдохов, таких глубоких и таких медленных, как только сможете. После этого вы забудете о еде. По крайней мере на некоторое время.

Научившись осознавать собственное тело и дыхание, вы сможете отслеживать связанную со стрессом напряженность на ранних этапах ее возникновения. Кроме того, осознанное дыхание поможет вам максимизировать уровень энергии, насыщая тело кислородом. Научившись расслабляться и правильно дышать, вы позволите энергии течь естественно и сможете направить ее в те части тела, где она нужна в данный момент.

«Если бы мне нужно было дать только одну рекомендацию о том, как стать здоровым, я просто посоветовал бы научиться правильно дышать». Доктор Эндрю Вейл

Потренируйтесь неделю дышать правильно, и вы почувствуете как вы наполняетесь энергией просто правильно от того, что правильно делаете вдох и выдох и паузу между ними. И не забывайте про внутреннюю улыбку!

По материалам книги .
Дыхание это лишь один из вопросов, которые освещены в книге. Помимо информации о дыхании, в книге масса полезного:
- рекомендации по эффективному сну;
- упражнения на осознания своего тела и работе с зажимами;
- советы по грамотной организации времени для работы и отдыха и т.д.





error: Контент защищен !!