Крым, алупка, воронцовский дворец. Воронцовский дворец

Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб я не хотела его посмотреть, но очень не хотела делать это летом, уж слишком в это время там многолюдно.
Дворец построен в английском стиле, причём в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Чем дальше от западных ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Интересно, что Воронцовский дворец - одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод.


Главный фасад Воронцовского дворца


Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. С 1921 года в дворцовом комплексе функционировал музей. После Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Ныне это снова музей.

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который создавал известный ботаник и садовод Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Он проектировал поляны, размещал деревья, учитывая их размер. Это был вопрос принципиальный, ибо по замыслу Карла деревья не должны были загораживать шикарный вид на вершину горыАй-Петри.

Парк раскинулся на площади 40 гектар. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Стоимость разбивки парка в два раза выше строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей - огромная сумма по тем временам.


Карта Воронцовского парка

Достопримечательностью парка являются груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Эти хаосы были тщательнейшим образом вписаны в планировку парка, через груды камней проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамейки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом. Иногда очень сложно поверить, что находишься в парке, причем не заброшенном.

В парке построено большое количество фонтанов. Большинство из них построено по проектам В. Гунта.
Вообще в Крыму издавна есть традиция почтительного отношения к воде. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, и даже богоугодным. Где текла хоть какая-то струйка, ставили фонтанчик, украшали изречением из Корана или эмблемой инженерного ведомства, иногда выбивали дату. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях этих старинных фонтанов сохранилось немало, многие до сих пор функционируют.

На территории парка также искусственно созданы три пруда: Верхний, Зеркальный и Лебединый. Вокруг прудов растут клены, ясени и кизил.

Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.


Хозяин прогоняет уток из своих владений

Еще парочка интересных фактов о парке, если верить экскурсоводам. Воронцовский парк вырос буквально на крови, ибо почва под деревьями обильно удобрялась кровью свежеубиенных животных. За каждым деревом был закреплен отдельный садовник, который не спал, не ел, а следил за своим подопечным, холил, и лелеял.

Араукария чилийская своим названием обязана арауканам - индейцам, проживающим в Чили, для которых плоды этого дерева составляют основу рациона питания. Данному экземпляру более 130 лет. Оно плохо развивается в наших условиях. На своей родине оно вырастает в высоту до 50 метров, имеет ствол в диаметре до одного метра. В Крыму таких деревьев всего штук 5. Ветки Араукарии покрыты острыми колючками, поэтому ни мартышки, ни птицы не садятся на них.


Чилийская араукария


Сосна крымская


Фисташка туполистная


Нижний парк

Фонтан «Мария» выполнен по мотивам известного Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель - «слёз».


Фонтан «Мария» (фонтан Слез)

Со стороны моря находится знаменитая львиная терраса.

Южный вход оформлен с восточной пышностью. Арабской надпись переводится как: «И нет победителя кроме Аллаха».


Коралловое дерево


Фонтан Бахчисарайский

Внутрь дворца я не пошла, уж очень не люблю стройный пробег в толпе. Может как-нибудь в другой раз побываю.


Зимний сад дворца

Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Черчилль, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» - такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил: «Конечно же указательный». «Неправильно» - ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


Спяший лев


Фонтан «Раковина»


Фонтан «Раковина»


Южный фасад Воронцовского дворца и Львиная терраса

Республика Крым славится своими достопримечательностями. Дворцы Крыма рады распахнуть свои двери любителям истории и не только. Это и Воронцовский дворец, Дворец графини Паниной, Дворец Дюльбер, Замок «Ласточкино гнездо», Ливадийский дворец, Массандровский дворец, Юсуповский дворец и многие другие. Предлагаем более подробно окунуться в экскурсию по Воронцовскому дворцу в Ялте.

Воронцовский дворец - история

Ялту недаром называют «витриной капиталистического общества» царской России. После того, как в 1861 году царская семья приобрела имение Ливадию поблизости от Ялты, это побережье стало моднейшим курортом для всей русской знати. Сюда стремились родственники царя - члены династии Романовых, сюда толпами ехали придворные и приближенные к императору персонажи. Иметь собственную виллу на Южном берегу Крыма стало престижно.

Благодаря разразившемуся буму Ялта, еще недавно бывшая неприметной деревушкой в несколько десятков домиков с мечетью и церквушкой, стремительно разрасталась и благоустраивалась. Земля дорожала буквально на глазах, за считанные годы было проведено газовое освещение, выросли гостиницы, доходные дома, рестораны и магазины. Каждая уважающая себя аристократическая семья проводила лето в Ялте и ее окрестностях, а за представителями знати сюда потянулись и купцы, чиновники, творческая интеллигенция.

Исторически так сложилось, что провинциальная деревня в 300 жителей, лишенная дорог, зажатая со всех сторон горами, к которой даже не могли подойти морские суда - приходилось бросать якорь в открытом море и переправляться на берег лодками, - вдруг превратилась в центр аристократической летней жизни.

Основная заслуга, бесспорно, принадлежит графу Воронцову, который в 1823 году стал генерал-губернатором Новороссии. К этой области тогда относился и Крым. Талантливый и предприимчивый граф, владеющий немалым богатством, сразу оценил потенциал южного берега и развил активную деятельность. Закипела работа: началось строительство дорог, в Ялте был устроен мол, появился удобный порт.

Именно Михаилу Семеновичу Воронцову принадлежит заслуга преобразования Ялты в престижный курорт. Именно по его предложению и настоянию царь Николай I даровал Ялте статус уездного города. И, пожалуй, мало кто в те времена сделал для развития Таврического полуострова больше, чем Воронцов.

Город Алупка, на территории которого сегодня расположен знаменитый Воронцовский дворец, давно уже стал частью Большой Ялты, как и Ливадия, Гурзуф, Симеиз и другие курортные городки и поселки.

Воронцовский Дворец-резиденция в Крыму - Экскурсия

Очарованный волшебным климатом и живописными красотами Тавриды, Воронцов решил устроить здесь свою летнюю резиденцию - представительский дворец, чтобы вывозить на отдых семью и принимать высоких гостей.

Для создания проекта был приглашен Эдвард Блор, служивший придворным архитектором у английской королевы Виктории, автор Букингемского дворца. Руководил же постройкой на месте Уильям Гунт - тоже англичанин. В качестве строительного материала было решено использовать диабаз - этот камень прочнее гранита и так же ценен, как мрамор. Диабаз брали прямо из естественных россыпей - он очень понравился Гунту своим зеленовато-серым цветом, который почти точно совпадает с окраской окрестных гор и вечнозеленых растений.

Специалисты в один голос восхищаются удивительной идеей архитектора, который догадался не спорить с капризной крымской природой, а «вписать» дворец в окружающий ландшафт. Зубцы здания почти в точности повторяют зубцы горы Ай-Петри, на фоне которой высится дворец и которую видно, по замыслу архитектора, с каждой поляны дворцового парка.

Южный фасад резиденции оформлен в мавританском стиле: глубокая ниша, от которой вниз, к морю, спускается широкая лестница, украшенная шестью великолепными мраморными львами. У нижних ступеней львы сладко спят, на середине пути - просыпаются, а верхние скульптуры уже готовы защищать дворец - они грозно привстали и, кажется, слышен их грозный царственный рык.

Северный фасад дворца выглядит совсем иначе, он выполнен в неоготическом стиле: строгие башенки, острые шпили, узкие окна-бойницы, резные карнизы... Все это великолепие так и просится на экран - где еще и снимать исторические костюмные фильмы, как не здесь, в естественных декорациях? Этим, разумеется, вовсю пользовались режиссеры еще во времена СССР: Воронцовский дворец и окружающий его парк стали участниками многих фильмов - «Три мушкетера», «Алые паруса», «Обыкновенное чудо», «Небесные ласточки»...

Сотни крепостных крестьян - каменотесов, столяров, каменщиков, лепщиков, резчиков, мебельщиков, - трудились над созданием и украшением дворца. Трудно себе представить, как в то время, работая примитивными инструментами, удалось создать такое прочное, красивое и удивительно удобное для жизни здание. Всего на строительство дворца ушло 20 лет - с 1828 по 1848 годы.

Воронцовский дворец внутри - Залы и комнаты

Несмотря на то, что весь дворцовый комплекс включает в себя полторы сотни помещений, сегодня для туристов открыты лишь несколько залов на первом этаже. Основной причиной, как уверяют экскурсоводы, является ветхость остальных комнат и прогнившие полы на втором этаже - туда, по их словам, просто опасно входить.

Но и доступные всеобщему обозрению залы настолько красивы и необычны, что полученных впечатлений хватит надолго. Кстати, экскурсия по дворцу в составе группы и в сопровождении гида обойдется вам в 300 рублей - примерно за 40 минут занимательного рассказа и прогулки по старинным комнатам.

Вестибюль встречает посетителей неповторимой атмосферой типично английского холла: камины, деревянные потолки, строгая мебель, фамильные портреты на стенах...

Китайский кабинет привлекает внимание тонкими циновками из рисовой соломки, которыми украшена верхняя часть стен, тогда как нижняя отделана добротными дубовыми панелями. Здесь же находится уникальная вещица - шкатулка для драгоценностей, покрытая десятком слоев лака. Рассказывают, что каждый слой должен был сохнуть месяцами, прежде чем можно было наносить следующий, и поэтому на изготовление такой шкатулки уходили годы. Последний же слой лака наносился только в открытом море в штилевую погоду - чтобы не испортить искусную работу ни единой пылинкой. В этом кабинете во всей красе проявился талант резчиков по дереву - тончайшей ручной резьбой украшены дверцы шкафа и рамы зеркал.


Голубая гостиная настолько прелестна, что из нее не хочется уходить. Удивительная мастерская лепнина покрывает стены и потолок: белоснежный орнамент из цветов и листьев создан вручную талантливым крепостным мастером Романом Фуртуновым, с ним гармонично сочетается белоснежный мраморный камин. В гостиной установлены золотистые уютные диванчики и мягкие кресла, в глубине - белый рояль, сквозь высокие окна льется щедрый солнечный свет...

Зимний сад поражает множеством тропических растений: большинство из них, конечно, высажены уже после эпохи Воронцовых, но вот фикус-репен, покрывающий вьющимися плетями стены, остался с тех времен. Среди мраморных скульптур выделяется «Девочка» - милое и трогательное изваяние. Очень выразительное лицо и глаза - редкость для мраморных скульптур, тончайшее кружево ночной сорочки, живая непринужденная поза... Кажется, ребенок только что вскочил из постели, бросился к фонтану или к пруду с золотыми рыбками, да так и застыл, прижимая рубашку к коленям, чтобы не забрызгать.


Совсем иные чувства вызывает Парадная столовая. Здесь все дышит величием, напоминая о средневековых рыцарских залах.


Столы покоятся на ножках в виде львиных лап, символизируя могущество сильных мира сего. То, что на первый взгляд кажется камином, на самом деле - фонтан и емкость для охлаждения бутылок с вином, а наверху расположен аленький резной балкончик для музыкантов, в обязанность которых входило услаждать слух обедающих приятной музыкой. На стенах - роскошные панно, резные серванты уставлены китайскими вазами.

Так же помпезно выглядит следующее помещение - бильярдная, украшенная полотнами голландских, немецких, итальянских художников.

Парк Воронцовского дворца

Планируя посещение Воронцовского дворца, обязательно отведите на это мероприятие хотя бы два-три часа. Сравнительно короткая экскурсия по парадным залам - далеко не все, что вас ожидает. Во-первых, при желании вы сможете осмотреть и другие помещения - например, Дом графа Шувалова или Квартиру дворецкого (за отдельную плату). А во-вторых - попав в огромный парк Воронцовского дворца, посреди которого и выстроен сам дворец, вы не пожалеете потраченного времени, поскольку бродить по нему можно хоть целый день, удивляясь фантазии и мастерству его создателей.


Верхний парк выполнен в английском стиле, подразумевающим максимальную естественность. Каждая поляна имеет здесь свое название - Солнечная, Контрастная, Каштановая... Здесь вы сможете увидеть настоящее Лебединое озеро - и сегодня по нему величественно плавают прекрасные птицы, полюбоваться водопадом, отдохнуть на удобных скамейках.


Нижний парк задуман как итальянский. В маленьком чайном домике, устроенном здесь, семья Воронцовых любила отмечать праздники. В целом же здесь царит удивительно сказочная атмосфера: каждое дерево, каждый камень - свидетель истории.

Воронцовский дворец - режим работы

Если вы собираетесь в Крым и планируете посетить Воронцовский дворец, обратите внимание на некоторые моменты.

  • С 1 апреля до 30 октября дворец и парк работают для посетителе ежедневно, все остальное время - с одним выходным, в понедельник.
  • Время работы экспозиции - с 9.00 до 17.00.

Как добраться до Воронцовского дворца

  • Чтобы благополучно добраться до Воронцовского дворца в Крыму, необходимо отправиться с ялтинского автовокзала на 27-й маршрутке, или на личном автотранспорте через центральную часть Алупки.
  • На парковую территорию - вход свободный, бесплатный.
  • На входе вам предложат проехаться по парку на электрокаре. Если вам тяжело совершать длительные пешие прогулки - соглашайтесь!
  • Обязательно понадобится удобная обувь. Парк - гармоничное продолжение дикого скального ландшафта, дорожки крутые, каменистые и местами скользкие.
  • Прихватите с собой воду, пару бутербродов или булочку: не только сами перекусите, но и лебедей покормите.
    Кстати, выдам маленький секрет: один из лебедей, Гоша, неравнодушен к свежим огурцам. Если вы угостите его лакомством, он ничего не будет иметь против селфи. В противном случае может возмутиться и ущипнуть.
  • И последнее: не соблазняйтесь сувенирами, которые здесь продаются во множестве. В другом месте Ялты вы купите то же самое в несколько раз дешевле...

Уже более ста лет одной из любимых и популярных достопримечательностей Крыма, созданных человеком, является удивительный по своей красоте Воронцовский дворец. В середине XIX века он был резиденцией знаменитого русского графа, а сегодня стал музеем, который посещают туристы не только из России и Украины, но и из стран дальнего зарубежья.История дворца

В 1828 году в Крыму, в Алупке у горы Ай-Петри начали строить резиденцию графа М. С. Воронцова – видного российского деятеля, а по совместительству генерал-губернатора Новороссийского края. Строили даже не дом или особняк, а огромный дворец из прочнейшего диабаза, который добывали неподалеку. Проект резиденции разрабатывался английским архитектором Эдвардом Блором. Англичанин в Крыму никогда не был, но прежде чем приступить к созданию проекта, по книгам и рисункам изучил рельеф горной местности.

Строительство дворца шло двадцать лет. Это была действительно грандиозная стройка, на которой трудились солдаты из саперного батальона и крепостные из Московской и Владимирской губерний. Они выполняли всю черную работу, но к резке камней их не допускали – это делали потомственные камнетесы, которые принимали участие в строительстве белокаменных московских дворцов.


Архитектура дворца

Дворец возводили постепенно, корпус за корпусом. Сначала построили столовый, потом центральный корпус и пристроили к нему бильярдную. После этого появились восточные флигели, гостевой и хозяйственные корпуса, башни дворца. Строительство завершилось оформлением Парадного двора и строительством библиотеки.

Не зря архитектор так скрупулезно изучал местный ландшафт – ему удалось расположить дворец как бы по рельефу гор и сделать его с ними как будто бы одним целым. Видишь его и понимаешь, что он находится действительно на своем месте.

Архитектор создал дворец в английском стиле, смешав сразу несколько эпох, самая поздняя из которых – XVI век. При этом элементы располагаются по хронологии – чем ближе к воротам, тем старше стиль. Здесь есть готика, есть классицизм, есть богатство Востока: арки, своды, надписи на арабском.

Стоит ли говорить о богатстве интерьеров дворца? В их оформлении использовалось дерево дорогих пород, натуральные камни, благородные металлы. Каждая комната оформлялась по-особенному, в духе определенной эпохи или страны. Например, здесь есть Ситцевая комната, Китайский кабинет, Голубая гостиная. Столовая, как в средневековом замке – ее украшают гигантские панно и богатейшая резьба по дереву.

Судьба дворца

До самой революции дворцом владели Воронцовы. Но когда сменилась власть в стране, поменялся хозяин и у знаменитого замка – его национализировали, и в 1921 году здесь открылся музей.

Во время войны отсюда не успели вывезти ценнейшие экспонаты, и они достались оккупантам. Немцы переправили в Германию коллекции живописи, старинную утварь, статуэтки и прочие вещи, которыми когда-то владели Воронцовы. Некоторые картины после войны удалось вернуть, но большинство из них осели в частных коллекциях.

Убранство Воронцовского дворца смог оценить сам Уинстон Черчилль – во время Ялтинской конференции дворец являлся его резиденцией.

С 1945 по 1955 дворец был правительственной дачей, а с 1956 года и по наше время является музеем-заповедником.

Что показывают туристам?

Осмотр дворца посетители начинают с уникального парка, который создавал еще во времена графов Воронцовых садовник-ботаник Карл Кебах. Более 25 лет на площади в 360 тысяч квадратных метров он разводил и выращивал редчайшие цветы и кустарники. Сад украшают и каменные львы, созданные специально итальянским скульптором Джовани Боннани.

Сегодня в залах дворца постоянно работают несколько экспозиций, которые рассказывают о самом дворце и о роде Воронцовых. Здесь также представлены произведения искусства, которые удалось сохранить и вернуть. Всего во дворце насчитывается 27 тысяч экспонатов, а в библиотеке, которую начинал собирать сам граф Воронцов – более 10 тысяч книг!

Материал подготовила Юлия Савоськина.

Вам также может быть интересно:

Воронцовский дворец - драгоценное украшение Тавриды. Многие наведываются в небольшой южнобережный городок Алупку только для того, чтобы прогуляться по загадочному парку, окружающему знаменитый замок. Его стены хранят множество неразгаданных тайн. Дворец проектировал придворный архитектор английской королевы Виктории, здесь под покровом таинственности встречались члены масонской ложи, тут останавливался легендарный Уинстон Черчилль, отдыхали великие мира сего, снимались известные фильмы…

Всего каких-то 20 лет…

Начиная рассказ о Воронцовском дворце, нельзя не упомянуть о человеке, благодаря которому возник этот архитектурный шедевр. Потомок старого русского дворянского рода Михаил Семенович Воронцов славился умом, образованностью и утонченным вкусом. По традициям своего времени он еще с рождения был записан в полк, а в четыре года «произведен» в прапорщики! С 19 лет Воронцов уже по-настоящему воюет - с турками, шведами и французами. В знаменитой битве под Бородино молодой граф получает ранение. В 1815-1818 годах Воронцов командует русским оккупационным корпусом во Франции. Также принимает участие в кавказских походах, за что в 1845 году возведен в княжеское достоинство.

Не менее плодотворна деятельность князя Воронцова и в мирное время. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял будучи в чине губернатора с 1823-го по 1844-й год. В те времена край, доверенный ему, включал в себя значительную часть Северного Причерноморья, в том числе и Крым. Воронцов оказался отличным хозяйственником. В период его правления экономически выросли Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. Губернатор распоряжается провести дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму. В это время учреждается пароходство по Черному морю, закладываются основы виноградарства и тонкорунного овцеводства.

«Он владел большим богатством - своим и своей жены, графини Браницкой, - и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма», - писал о графе Лев Толстой в «Хаджи Мурате».

Для возведения своей мечты Воронцов не жалеет ни средств, ни времени, ни человеческих ресурсов. Строительство дворца продолжалось 20 лет - работы велись с 1828 по 1848 годы! Для создания проекта приглашается Эдвард Блор, являющийся придворным архитектором английской королевы Виктории. Ему принадлежат проекты многих знаменитых зданий - замка Вальтера Скотта в Шотландии и Букингемского дворца в Лондоне. До сих пор неизвестно, приезжал ли Блор в Алупку, но ему удивительным образом удалось идеально сочетать архитектуру с окружающим горным пейзажем. Возможно, прожектера озарило вдохновение, но не исключено, что он все же приезжал в Крым, чтобы ознакомиться с местным рельефом.

К моменту воплощения проекта Блора фундаменты и первая кладка портальной ниши центрального корпуса уже были готовы. Изначально дворец строился по проекту архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.

Возводить дворец приезжают потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Таким образом, шикарную резиденцию строили оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний. Прекрасное архитектурное произведение возводилось вручную при помощи примитивных инструментов.

Первым вырос столовый корпус, затем был выстроен Центральный. В 1842 году к столовой была пристроена бильярдная. А в 1838-1844 годах оформлялся Парадный двор, строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов. Последним был построен библиотечный корпус.

В архитектуре дворца присутствуют элементы различных эпохи стилей, однако архитектурная эклектика смотрится весьма гармонично. Зодчие смело сочетали английский стиль с неомавританским. Яркий тому пример: готические дымовые трубы, напоминающие минареты мечети. Южный вход демонстрирует восточную пышность. Он очень похож на испанский дворец Альгамбра, некогда принадлежащий арабским властителям. На его фасаде шестикратно повторяется надпись на арабском языке, сообщающая: «Нет победителя, кроме Аллаха».

Западная часть фасада выполнена в неоготическим стиле. Со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые очертания замков английских аристократов. Башни дворца весьма разнообразны. Здание украшают всевозможные шпили и купола, резные карнизы и ажурные балюстрады, лестницы и каминные трубы… Неудивительно, что именно здесь в XX веке создавались экранизации Стивенсона и Шекспира, снимались знаменитые «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и много других картин.

Сооружение террасы парка перед южным фасадом дворца было поручено военным. С 1840 по 1848-й годы с помощью солдат саперного батальона были осуществлены масштабные земляные работы.

Летом 1848 года был сделан последний эффектный штрих. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов. Очаровательные звери были рождены в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.

Рай на Земле

Каким бы ни был прекрасным дворец, без окружающего его роскошного парка, он не был бы так притягателен и популярен. Заложенный около 200 лет назад уникальный сад насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.

Создатель дворцово-паркового великолепия был настоящим волшебником. Немец по происхождению, Карл Кебах мастерски использовал каждый метр пространства. Возводя на территории парка фонтаны, он объединил их в каскады, создавая озера и пруды. Сказочный антураж гармонично дополняют растительные композиции. Каждый экзотический кустик талантливый садовник любовно высаживал в специально привезенный чернозем.

Любопытно строение садового ансамбля. Он состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков. Верхний - «алупкинский хаос» представляет собой массивы природного диабаза, гранитные глыбы, хаотично разбросанные, как будто стихией. Есть тут и пещеры с гротами, и кратер потухшего вулкана. Суровые пейзажи из камня смягчены видами уютных аллей Нижнего парка. Словно струящиеся по склонам террасы окаймлены итальянскими пиниями.

Парк очаровывает приятными на слух романтичными названиями: Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария. Последний, украшенный у основания белыми розами, является копией Бахчисарайского фонтана. Удивителен водопад Фрейшютц. Его струи при падении рассекаются, словно прозрачная фата невесты. Прогуливаясь в Верхнем парке по Солнечной, Платановой, Каштановой полянам, ловишь себя на мысли, что находишься в настоящем раю, и эта сказка реальна!

Михаил Воронцов, между прочим, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени принадлежал к масонской ложе. Поэтому в его резиденции и в парке можно обнаружить тайные знаки и символы могучего братства.

Новая история

Три поколения семьи Воронцовых наслаждались жизнью в построенном их дедом великолепном дворце. Перед Октябрьской революцией 150 комнат замка представляли собой роскошные апартаменты, украшенные античными скульптурами, антикварной мебелью и картинами. Полотна, украшающие стены, принадлежали кисти великих живописцев. До сегодняшнего дня чудом сохранились картины Левицкого, Боровиковского, Айвазовского, а также итальянских, английских и французских художников. Дополняли интерьеры дворца бронзовые канделябры, изделия из фарфора, хрусталя, малахита, антикварные вазы. Парадные комнаты были заставлены мебелью из красного дерева, ореха и дуба, изготовленной лучшими русскими мастерами.

Пришли иные времена, и Воронцовский дворец вместе с его сокровищами был национализирован. В середине 1921-го года он стал функционировать как музей. Во время Великой Отечественной войны экспонаты Алупкинского музея эвакуировать не удалось. Дважды дворец подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Немцы вывезли весомую часть художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Трагические эпизоды истории Воронцовского дворца описаны в книге «О чем молчат львы», созданной на основе воспоминаний Щеколдина

С 4 по 11 февраля 1945 года Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В это время проходила эпохальная Ялтинская конференция.

С 1945-й по 1955-й годы апартаменты в Алупке использовались в качестве государственной дачи. В 1956-м году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. И, наконец, с 1990-го года Алупкинский дворцово-парковый комплекс стал музеем-заповедником. Новый статус очень важен, он позволяет учреждению защищать парковую зону от непрофильного использования, в частности, от коттеджной застройки. Это явление сегодня - головная боль Крыма. Будем надеяться, что райский уголок под названием Воронцовский дворец останется заповедной зоной на долгие времена и будет радовать «всяк входящего в него» красотой и благородством.





error: Контент защищен !!