Методы исправления осанки у детей – выбираем самый действенный. Исправление легкой степени сутулости. Причины нарушения осанки у детей. Что делать, если у ребенка сутулость

Наш век заслуженно называют веком сидячей цивилизации и сидячих людей. Все в мире совершенствуется, начиная от появления новых машин, облегчающих работу человека на производстве, развития транспорта, создания крупных агломераций в городах и наконец, появление компьютерной техники.

Последняя буквально приостановила полноценное физическое развитие детей и развила гиподинамию. В школе и дома наши дети привыкли к сидячему образу жизни, что отрицательно сказывается на их здоровье и в особенности на опорно-двигательном аппарате. Учеными подсчитано, что в течение суток ребенок сознательно «отключает» работу своей осанки примерно до 13-15 часов. Тем самым постепенно детский организм слабеет, приобретая очередные патологии. И придя на прием к участковому педиатру, родители ведут детей по направлению к ортопеду, хирургу.

Причины нарушений детской осанки

Сказать, что дети совсем не занимаются спортом – будет неправильным. Но почему тогда так часто наблюдается искривление спины у детей? Осанка напрямую зависит от формы позвоночника, угла наклона таза, развития мышечной системы.

Основные причины формирования неправильной осанки:

  • слабо развитый мышечный корсет ребёнка;
  • неправильно подобранная мебель к росту ребенка;
  • неверное положение тела во время прогулок и сна;
  • последствия родовой травмы;
  • перенесенный в детстве рахит;
  • быстрый рост ребенка (за скелетом мышцы не успевают расти).

Нарушение осанки у детей возникают с раннего возраста, начиная с ясельного периода. А с семилетнего возраста нарушение осанки у школьников неуклонно продолжает расти. Если в дошкольных заведениях детям уделяют больше внимания по физическому воспитанию, то в школе результаты неутешительны. Там примерно 2 часа в неделю отводится физическому развитию. Некоторые дети посещают различные кружки: школу восточных единоборств, бассейн, ритмическую гимнастику, баскетбол, футбол, музыкальные занятия. Школьная программа очень сложная, поэтому плотный распорядок школьника не позволяет должным образом поиграть на свежем воздухе, погонять мяч, подтянуться на перекладине. В домашних условиях дети ведут сидячий образ жизни, что не способствует развитию подвижности и ловкости, а влечет ослабевание иммунитета и гипоксию.

Присмотритесь к своему ребенку внимательнее, особенно к симметрии спины. И если у него разновысокие плечи, слегка склоненная набок голова, намечается горб, треугольник талии с одной стороны уменьшенный, одна нога короче другой – немедленно обращайтесь к врачу. Искривление осанки у ребенка требует тщательного ортопедического лечения.

Осанка – это комплексное показание состояния здоровья детей, а ее функциональное нарушение даже самого незначительного характера может привести к выраженной деформации опорно-двигательного аппарата. Что приводит к самым тяжелым последствиям.

Проблемы роста у детей существовали во все времена, но ныне они наиболее актуальны. Согласно статистике у школьников старших классов почти нет «ровных» спин. Чтобы правильно происходили этапы перестройки позвоночника в процессе роста ребенка необходимо, чтобы профилактика нарушений осанки соблюдалась родителями, педагогами и медиками одновременно. Тогда не потребуется исправление осанки у детей , а родители будут просто заботиться о том как улучшить осанку своему чаду.

  • Равномерное распределение нагрузки на позвоночник. Для этого надо следить, чтобы спина была ровная, плечи расправлены, живот подтянут, а подбородок приподнят;
    • Оценка своей осанки. При правильной осанке прислонившись к стене и расслабившись, затылок, лопатки, ягодицы и пятки ног должны коснуться стены. В случае обнаружения несоответствия понадобиться исправление осанки ;
    • Специальные упражнения для развития определенных мышц. Пусть войдут в привычку ежедневные 10-15 минутные занятия.
    • Постоянно следите за осанкой ребенка, старайтесь, чтобы он не спал на животе. Организуйте сон ребенку на ортопедическом матраце и почти плоской подушке.

Если уже видны искривления, родителям стоит серьезно задуматься о том как исправить осанку ребенку.

Укрепление осанки у детей

Выходя на улицу в теплое время года, не торопитесь посадить своего малыша на карусели или качели. Познакомьте его с турником, рукоходом, лестницей где он с удовольствием будет висеть, лазить, поджиматься. Прогулка подобного рода станет хорошей профилактикой сколиоза.

Если уже есть нарушение осанки у детей упражнения на специальных уличных тренажёрах или спортивных комплексах будут оказывать лечебное действие.

«Исправление осанки в домашних условиях»

Для хорошего физического и интеллектуального развития детей и подростков физиологи настоятельно рекомендуют купить универсальный спортивный снарядшведскую стенку .

Растущему организму просто необходимы физические нагрузки для его же здоровья. В этом случае шведская стенка пользуется огромным спросом и успехом. Родители сразу после рождения малыша начинают задумываться о ее выборе и установке в квартире. Для развития ребенка недостаточно занятий вне дома, а если он еще и совсем маленький, то без целенаправленных занятий на шведской стенке не обойтись. Лелейте и берегите осанку своего ребенка с раннего детства.

Комплекс со шведской стенкой устанавливают в комнате ребенка либо в другом помещении, ведь они по своей компактности не громоздки. Монтировать шведскую стенку можно в коридоре обычной хрущевки. Детские спортивные уголки имеют много плюсов, а минус лишь один - обычная лень наших детей к занятиям спортом. Вот здесь родителям надо установить за своими чадами строгий контроль, объясняя это тем, что хочешь быть здоровым и красивым, значит, будь добр занимайся. Ждать, что прозвучит приговор доктора: «У Вашего ребенка нарушение осанки» не стоит. Все мы знаем, что легче предусмотреть и провести профилактику, нежели исправлять осанку. Если Вы сами не можете составить программу занятий на шведской стенке, обратитесь к преподавателю физкультуры.

Ежедневные занятия на шведской стенке не только сохраняют гибкость суставов, ровность детского позвоночника, но и держат в тонусе все состояние организма. В домашних условиях на тренажере можно заниматься, не зависимо от капризов погоды, и от времени.

Исправление осанки в домашних условиях предполагает уменьшение мышечного напряжения вокруг позвоночника. Благодаря занятиям на шведской стенке в мышечной ткани улучшается кровообращение, а упражнения служат результативным способом исправления осанки.

Диагноз поставлен неутешительный, хочется просто опустить руки. Но кто поможет вашему ребенку как не Вы сами? Помните всегда, говорите своему малышу о том, что занятия на тренажере не только вытягивают позвоночник, исправляя осанку, а и тренируют, укрепляют, расслабляют, тонизируют мышцы и все тело в целом. Выполняя соответствующие упражнения, вы станете замечать, как исправление осанки происходит «само по себе».

Одно из самых простых упражнений на растягивания позвоночника – вис на перекладине. В шведской стенке такой элемент присутствует.

Объясните ребенку, что если он будет по одной минуте 5 раз в день висеть, спинка его начнет вытягиваться, а значит и выравниваться. Второе упражнение полувис, это тоже самое, только ноги не надо отрывать от пола. На шведской стенке можно отрабатывать самые разные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, бедер, рук, брюшного пресса. Занятия на ней помогают исправлять, улучшать осанку, менять в лучшую сторону пропорции тела.

Детские шведские стенки для дома – это не просто спортивное оборудование, а снаряд, способствующий укреплению здоровья, физическому развитию и выносливости. Если гимнастическую стенку дополнить другим инвентарем, то ребенок получит возможность периодически изменять расклад своих занятий, повышая их эффективность.

Перед началом комплекса упражнений по исправлению осанки нужно подготовить ребенка и не пренебрегать легкой разминкой. За детьми нужен постоянный присмотр, ведь прежде чем начать выполнять упражнения на стенке, или перекладине, необходимо удостовериться, что ребенок делает их правильно. Выполняя упражнения для спинных мышц, малыш должен делать все без резких движений, рывков, плавно, не задерживая дыхание.

Как помочь ребенку выработать или исправить осанку? Здесь можно применить схему организованной процедуры ухода в школу иди в детский сад. Очень быстро приживается привычка у детей, когда при выходе из дома кто-от из взрослых будет изучать внешний вид ребенка, особенно заострять внимание на его осанке. И хвалить малыша, когда все он сделает правильно, притом подчеркнуть, что занимаясь на шведской стенке, он обретает хорошую осанку.

Многие школьные спортзалы имеют такое оборудование в своем арсенале. Укреплению пресса, мышц спины, груди, рук способствуют занятия на шведской стенке. Современные стенки имеют стильный дизайн и хорошо вписываются в детскую комнату. Производители дополняют снаряд различными элементами, входящими в комплект, а также продающихся по отдельности. И все же, как исправить осанку подростку ? Если проблема обнаружилась в этом возрасте, то ее можно решить, хотя это сделать будет не просто. Но упорство и труд совместно с физическими нагрузками приведут к выздоровлению.

Здравствуйте, дорогие читатели блога! Сегодня мы с Вами обсудим очень важную тему – упражнения для исправления осанки у детей. Что же представляет собой правильная осанка? Как подобрать правильный комплекс упражнений? Какие профилактические упражнения помогут избежать от серьезных нарушений в здоровье детей? Все эти вопросы очень волнуют многих родителей, и именно сегодня мы с Вами попробуем найти на них ответы. Давайте разбираться.

В ХХI веке, в связи с развитием современного транспорта, создания новых машин, которые облегчили труд человека как на производстве, так и дома, кардинально изменился образ нашей с Вами жизни. Мы сидим более 15 часов в сутки, а в это время наш опорно-двигательный аппарат бездействует, что приводит к ослаблению мышц и скелета нашего организма. Отсюда возникает нарушение осанки, начинают развиваться болезни, такие, как сколиоз, остеохондроз и многие другие.

Что же такое правильная осанка и почему она так важна?

Правильная осанка

Чтобы сберечь здоровье Вашему ребенку, необходимо всеми способами укреплять и поддерживать его. Это же касается и осанки. Итак, правильная осанка – это такое положение тела, когда голова немного приподнята, плечи развернуты, а лопатки приближены к позвоночнику и не выступают, при этом линия живота не выходит за линию грудной клетки.

Правильная осанка по праву считается залогом здоровья Вашего малыша в будущей жизни. И это не просто красивые слова! Отнеситесь к этому серьёзно. Ведь нарушения работы мышц спины, а также искривление позвоночника могут привести к серьёзным нарушениям работы внутренних органов. Дитя с искривлённой спиной чаще подвергается бронхитам, простудам, страдает от гастрита и запоров. Такие проблемы грозят аномальным развитием легких или сердца.

Начинайте следить за позвоночником своего малыша с самых малых лет. Объясняйте ребенку простыми словами, что если он будет неправильно сидеть, держать неровно спинку, то может заболеть. Возьмите за правило делать легкие профилактические упражнения вместе со своим ребенком – этим Вы избежите многих неприятностей.

Нарушение осанки довольно часто проявляется со школьного возраста. Ведь школьникам приходится достаточно долго находиться в одном положении, и от постоянного напряжения мышцы спины устают, что приводит к боли. Ребенку, чтобы снять напряжение, приходится менять свое положение, выгибать позвоночник и отклоняться в сторону.

Если у Вашего ребенка наблюдаются такие симптомы, как неуклюжесть, частая утомляемость, боль в шее и головные боли, он отказывается от подвижных игр, жалуется на боль в конечностях, хруст суставов во время движения, непременно обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением. Этим Вы можете нанести вред ребенку. Только врач в состоянии определить степень нарушения осанки и посоветовать Вам какие процедуры необходимо пустить в ход.

Формирование и коррекция осанки

Формирование осанки – это довольно длительный процесс, который длится с рождения и до 25 лет. Особое внимание на осанку необходимо обратить в период бурного роста детей – в 5-6 лет у дошкольников, в 11-13 лет у девочек подростков и в 13-15 лет у мальчиков.

Чтобы избежать нарушений осанки у детей, необходимо придерживаться таких принципов:

  1. Правильная организация постели – используйте жесткий матрац и ортопедическую подушку, что обеспечит правильную работу шейного отдела позвоночника ребенка. Следите, чтобы Ваш малыш чаще всего спал на спине.
  2. Устранение малоподвижности – старайтесь, чтобы Ваш малыш вел активный способ жизни, побольше гуляйте и играйте в активные игры.
  3. Правильный выбор обуви – покупайте обувь с супинаторами, дабы сформировать правильную осанку при ходьбе. Не разрешайте малышу искривлять ступни при ходьбе.
  4. Контроль нагрузок на позвоночник – вам необходимо следить за равномерной нагрузкой на позвоночник Вашего малыша. Не разрешайте носить слишком тяжелые портфели.
  5. Отказ от неправильных стереотипов ходьбы – привычка стоять, опираясь на одну ногу, провоцирует косое положение тела, и, как следствие, неправильный изгиб позвоночника.
  6. Правильный выбор мебели – подбирайте мебель, учитывая возраст и индивидуальные особенности Вашего ребенка. Приучайте малыша правильно сидеть за столом (безупречное расстояние между глазами и столом – 30-35 сантиметров.) В такой позе осанка правильная, и позвоночник разгружается. Выбирайте стулья со спинкой. Не разрешайте малышу ложиться на стол. Если у него устала спина, пусть сделает перерыв – побегает или полежит на спине.

Упражнения для исправления осанки

Мы подобрали для Вас комплекс базовых упражнений для правильного формирования осанки. Этот комплекс можно выполнять и детям, и взрослым, как для исправления нарушений, так просто для профилактики.

Упражнение №1

Ходьба на месте. Название красноречиво – надо ходить на месте. Главное, удержать осанку ровной в течение 10-15 минут.

Упражнение №2

Приседание. Сделайте 10 приседаний, вытянув руки перед собой и ровно держа спину.

Упражнение №3

Стоя ровно, поочередно расслабьте все мышцы тела, а, вслед за этим, напрягите их, не сгибая спины.

Упражнение №4

Сядьте на пол или на стул. Приблизите лопатки максимально друг к другу, а потом расслабьтесь. Повторите 10 раз.

Упражнение №5

Исходная позиция – лежа на животе. По очереди поднимайте вверх ноги, задерживая их на 5 секунд в подвешенном состоянии. Повторите 10 раз.

Упражнение №6

Исходное положения – стоя ровно. Ноги поставьте на ширине плеч, руки на поясе. Вдох – разведите локти, пока лопатки не встретятся. Выдох – возврат в исходное положение. Повтор 5-10 раз.

Упражнение №7

Руки соедините за спиной, сделайте 5 наклонов в стороны. Дышите произвольно.

Упражнение №8

Возьмите гимнастическую палку в руки, вытяните руки перед собой. На выдохе присядьте, на вдохе – возврат в исходное положение.

Упражнение №9

Лягте на живот, вытяните руки вперед. Одновременно поднимите вверх ноги и руки, слегка прогнитесь в пояснице. Сделайте 5 повторов.

Упражнение №10

Ходьба на носках с книгой на голове. Устройте с ребенком соревнование. Положите ему и себе книгу на голову. Условия – необходимо ходить на носочках максимально долго, чтобы книга при этом не падала. У кого книга упадет, тот и проиграл.

Упражнение №11

Еще одно прекрасное упражнение называется «кошка». Стоя на коленях, ребенок упирается руками в пол, голова опущена. Вы говорите ему: «Кошка видит мышку!». Ребенок при этом должен выгнуть мостиком спину. Вы говорите: «Кошка глядит на маму!» – ребенок прогибает спину, поднимает высоко голову, выгибаясь в противоположную сторону.

Упражнение №12

Сядьте с малышом на пол по-турецки. Держите спинку ровно, а руки вытяните над головой и тянитесь как можно выше. Сделайте 2-3 повтора.


Упражнения для укрепления мышц спины

В комплексы занятий необходимо также включать и упражнения на укрепление мышц спины. Время выполнения таких упражнений 30 сек. – 3 минуты. Давайте посмотрим, какие они бывают:

  1. Сядьте на пол и подтяните к себе коленки, обхватив их руками. Покатайтесь по полу на спине. Постарайтесь вернуться в начальное положение.
  2. Исходное положение – лежа на спине. Сделайте круговые движения ногами, изображая езду на велосипеде.
  3. Лежа на спине, вытяните руки вдоль туловища, согните ноги в коленках. Оторвите таз как можно выше от пола, удерживайте 5 секунд. Потом вернитесь в начальную позицию. Повтор 5 раз.
  4. Малышу нужно упереться в пол руками, а маме взять его за лодыжки. Ходьба на руках 2-3 минуты.
  5. Ходите попеременно на пятках, носках, наружных краях стоп по 30 секунд. Потом встаньте на четвереньки, поочередно вытягивайте левую руку и правую ногу, затем наоборот.

Упражнения для исправления осанки для детей до 4-х лет.

Для самых маленьких мы подобрали комплекс упражнений для красивой осанки в виде игры. Например, такие:

  1. Ходьба на полу по веревке, как канатоходец.
  2. Ползание по полу под натянутой веревкой.
  3. Упражнение «крокодил». Для этого ребенку нужно лечь на пол на живот, вытянуть руки вперед. Затем надо поднять голову медленно вверх, прогибая при этом поясницу, не отрываю рук от пола. Потом вернуться в исходное положение. Повтор несколько раз.
  4. Упражнение «дровосек». Пусть малыш выполняет наклоны, словно «рубит дрова».

Для правильного формирования осанки ребенку очень полезны такие виды спорта, как волейбол, плавание, баскетбол, катание на лыжах и проведение небольших физкультминуток каждые полтора часа.

Выполнять вышеописанные упражнения и комплексы лучше всего через час до или после приема пищи утром или вечером.

Еще больше полезной информации, как сформировать малышу красивую осанку и какие упражнения лучше применять, Вы можете узнать, посмотрев видео:


Надеюсь, мы сегодня с Вами ответили на интересующие нас вопросы, и наша статья поможет исправить осанку Вашему ребенку. Главное – не паникуйте ни в коем случае! Помните, что здоровье Ваших деток только в Ваших руках.

Если Вам понравилась наша статья, пожалуйста, порекомендуйте ее своим друзьям и знакомым. Не забывайте подписываться на обновления нашего блога.

Причин, которые могут спровоцировать развитие неправильной осанки у ребенка, много, однако стоит попробовать вовремя предупредить появление этой проблемы, а если она все же появилась, необходимо предпринять все меры по ее устранению.

Методы исправления осанки детей

Как исправить нарушенную осанку ребенка

Для исправления у детей просто необходимо проводить физзарядку с определенными комплексами упражнений, которые будут способствовать ее исправлению именно в том отделе , в котором есть нарушения. К тому же эти упражнения положительно отражаются на общем укреплении мышечного корсета вокруг позвоночника.

Если у ребенка обнаружена сутулость, то у него есть усиление общего изгиба позвоночника назад или же и круглая спина, усиление грудного в основном в верхнем отделе позвоночника. В этом случае лучшими упражнениями являются напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудной части позвоночника, к тому же поясничная зона позвоночника, которая более подвижна, должна быть как можно менее подвижной. Детям с крыловидными лопатками и сведенными вперед плечами очень полезны круговые движения руками и отведение их назад, а также сгибание рук к плечам и к затылку.

Дети, у которых выявлен , должны активно заниматься попеременными движениями ног (упражнение "велосипед") в положении лежа на спине, затем можно перейти в положение сидя и разгибать ноги в . Чтобы укрепить функциональную способность мышц спины и живота, необходимо интенсивно напрягать определенные мышечные группы с легким отягощением, используя гантели, вес которых зависит от возраста ребенка. Чтобы добиться симметричного положения плечевого пояса, необходимы упражнения с гимнастической палкой, переброска мяча, а также упражнения, направленные на самокоррекцию, эти упражнения выполняются стоя перед зеркалом.

Предупреждение формирования неправильной осанки

Чтобы предупредить формирование неправильной осанки у ребенка, следует проводить профилактику , потому что уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что приводит к изменениям костного скелета тела ребенка. Режим ребенка необходимо планировать так, чтобы в нем чередовались подвижные и малоподвижные игры Уже по достижении ребенком 1,5-2 месяцев необходимо уделять особое внимание креплению его опорно-двигательного аппарата. Прежде всего это ежедневное выполнение и детской гимнастики.

Детей в возрасте трех лет следует обучать навыкам прямой стойки. Ребенка нужно научить выполнять упражнения у вертикальной плоскости: разведение рук и ног в стороны, поднимание на носки, касание плоскости затылком, спиной, лопатками, ягодицами. Необходимо научить его ходить с предметом на голове, чтобы он мог пройти определенное расстояние, держа руки вытянутые перед грудью или разведенные в стороны. Такие упражнения способствуют формированию правильной осанки, развивают статическую выносливость мышц шеи.

Формирование у ребенка правильной осанки

Чтобы сформировать правильную осанку у ребенка, необходимо правильно закалять ребенка, потому такое закаливание укрепляет здоровье ребенка, повышают его жизненный тонус. К тому же при сутулости очень полезно заниматься плаванием. Достаточный сон дает отдых , мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы ребенка, поэтому необходимо, чтобы ребенок вовремя ложился спать, а не бодрствовал до середины ночи, а в школу или в сад просыпался разбитым и уставшим, не в состоянии держать спину прямо, а плечи расправленными. Поэтому физические упражнения, а также ежедневные занятия для выработки правильной осанки, которые нужно усвоить ребенку с детства, помогут ему сохранить ее даже несмотря на школьную загрузку.

При ходьбе ребенок должен держать голову прямо и высоко, смотреть прямо перед собой, а не под ноги. Плечи нужно держать прямо, развернув их и слегка отведя назад, при ходьбе живот должен быть слегка втянут, а грудь слега смотреть вверх. Как видим, исправить осанку с помощью упражнений можно, но необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял некоторые простые правила, которые помогут ему поддерживать ее.

Наиболее распространенным дефектом осанки является искривление позвоночника - сколиоз. Врожденные нарушения осанки у детей возникают вследствие аномалий строения позвонков, изменения их численного значения (люмбализация, сакрализация) или сочетания обоих типов аномалий. Как можно исправить осанку у ребенка, читайте далее в статье.

Симптомы развития нарушений осанки у детей

Характерными симптомами врожденных дефектов осанки у детей являются маловыраженная торсия тел позвонков, небольшая протяженность искривления, медленное прогрессирование патологии. По степени искривления сколиозы делят на 4 группы:

  • сколиоз I степени - боковое отклонение до 10° ;
  • II степени - до 11-30°;
  • III степени - до 31-50°;
  • IV степени - до 51° и более (кифосколиоз грудного отдела позвоночника, задний и передний реберный горб).

В зависимости от вида отклонения дуги нарушения осанки у детей подразделяют на простые и сложные:

  • простые имеют один изгиб,
  • сложные - 2 или 3 изгиба, один из которых является первичной дугой, остальные - вторичные, компенсаторные.

По локализации дуги различают 5 типов нарушений осанки:

  • верхнегрудной,
  • грудной,
  • грудопоясничный,
  • поясничный,
  • комбинированный (наличие двух первичных дуг в грудном и поясничном отделах, развивающихся параллельно).

Наиболее тяжелая форма искривления позвоночника - диспластический сколиоз, возникновение которого связано с аномалией LV-SI и сопровождается дисплазией и дисмелией нижних отделов спинного мозга. Деформация локализована в пояснично-крестцовом отделе и имеет тенденцию к неуклонному прогрессированию. Наличие сколиотической дуги в данном случае сопровождается неврологическими симптомами нарушений осанки (сегментарные нарушения чувствительности, акроцианоз, асимметрия сухожильных рефлексов, вазомоторные расстройства).

Кроме того, компенсаторная дуга, возникающая в грудном отделе позвоночника, приводит из-за резкой торсии позвонков к формированию полого реберного горба, снижению жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и нарушению функции внешнего дыхания (ФВД).

Синдромы нарушений осанки у детей

Основные синдромы нарушений:

дисциркуляторный (нарушения гемоциркуляции на уровне сколиотической или кифотической дуги),

дистрофический (нарушение нейротрофических процессов в позвонках, связочно-суставном аппарате и мышцах, деминерализация, остеопороз тел позвонков, особенно на выпуклой стороне дуги),

миодистонический (повышение тонуса мышц спины со стороны вогнутой части сколиотической дуги, снижение тонуса на противоположной стороне, снижение тонуса мышц брюшной стенки, возможно наличие контрактуры подвздошно-поясничной мышцы),

болевой симптом, связанный с миодистонией и наблюдающийся при избыточной нагрузке на мышцы спины,

и синдром деформации позвоночника.

Как можно исправить осанку у ребенка?

Патогенетическое лечение направлено на формирование предпосылок для создания навыка правильной осанки:

  • оперативное лечение при врожденном сколиозе,
  • консервативное лечение основного заболевания, вызвавшего нарушение осанки,
  • устранение бытовых факторов,
  • коррекцию положения позвоночника в возможных пределах и удержание коррекции путем формирования мышечного корсета и воспитания навыка правильной осанки.

При оперативном лечении болезни предусматриваются коррекция деформации и фиксация позвоночника. Операция показана при сколиозах II-III степени, прогрессировании основного патологического процесса. Однако ни один из методов оперативного лечения не исправляет полностью деформации и рассчитан лишь на уменьшение угла искривления и остановку прогрессирования деформации.

Коррекцию осанки осуществляют с помощью комплекса мероприятий. При этом следует учитывать, что консервативные мероприятия эффективны при сколиозе I и II степени. С целью исправить осанку у ребенка, применяют разгрузку позвоночника, корректоры осанки, ЛФК, массаж спины и некоторые физические методы лечения. У больных со сколиозом III-IV степени физические методы лечения (хлоридно-натриевые ванны, грязевые аппликации) применяют для подготовки к операции.

Физиотерапия при нарушениях осанки

Физические методы лечения обязательны в комплексном лечении детей со сколиозом и направлены на восстановление биоэлектрической активности мышц на выпуклой и вогнутой сторонах искривления (коррекция осанки и локомоторной дисфункции), активацию метаболизма (метаболические методы), устранение нестабильности позвоночника (миостимулирующие и миорелаксирующие методы) и улучшение гемоциркуляции (сосудорасширяющие методы). Эти задачи помогают реализовать следующие методы физиотерапии:

Методы коррекции осанки: корректоры осанки, мануальная терапия, тракционная терапия.

Миостимулирующие методы: диадинамотерапия, амплипульстерапия, электромиостимуляция, импульсная и низкочастотная электротерапия, подводный душ-массаж, души.

Миорелаксирующие методы: массаж спины по релаксирующим методикам, вибротерапия, теплые пресные ванны.

Методы коррекции локомоторной дисфункции: пелоидо-, теплотерапия.

Метаболические методы лечения нарушений осанки у детей: хлоридно - натриевые ванны, общие УФ-облучения.

Сосудорасширяющий метод: лекарственный электрофорез вазодилататоров.

На первом этапе консервативного лечения используют методы, обладающие сосудорасширяющим и трофическим лечебным эффектом. Использование этих методов создает предпосылки для последующей коррекции положения позвоночника и формирования навыка правильной осанки. Второй этап лечения предполагает использование методов коррекции осанки с целью изменения патологического положения позвоночника в возможных пределах.

Методы коррекции нарушений осанки у детей

Активные методы лечения дефектов осанки у детей применяют у подростков с хорошо развитыми мышцами спины и брюшного пресса, достаточной силой и силовой выносливостью этих мышечных групп. Использование этих методов у больных, не имеющих хорошо сформированного мышечного корсета, может привести к увеличению деформации сколиотической дуги. С другой стороны, развитые мышцы спины и брюшного пресса обеспечивают правильное положение позвоночника и удержание этого положения длительное время.

В связи с вышесказанным первостепенное значение на данном этапе лечения нарушений осанки имеет лечебная физкультура, в частности активная и пассивная коррекция. Активная коррекция включает составление режима двигательной активности, освоение корригирующих навыков выполнения физических упражнений и борьбу с неправильными позами при помощи различных общеукрепляющих упражнений {выравнивающей лечебной гимнастики), выполнение упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, мышц спины (мобилизация позвоночника, разгрузка и вытяжение, привычная правильная осанка). При пассивной коррекции физическую нагрузку осуществляют без активного участия больного (вытяжение позвоночника на наклонной плоскости, ортопедические редрессации, корсеты и др.).

Статическая релаксация позвоночника корсетами. Режим двигательной активности для больных подразумевает определенные правила статических нагрузок. Не рекомендуется долго находиться в одной позе сидя или стоя; выполнение школьных домашних заданий следует проводить лежа на животе с опорой верхней половины туловища на специальную подставку или стоя на коленях, опираясь локтями на стол. Исключено использование кроватей с панцирной сеткой, на пружинном матраце должен быть дощатый или фанерный щит. Подушка должна быть плоской.

Показания к ношению корсетов: сколиоз II-III степени (деформация 25-40°) у детей с незавершенным ростом костной ткани. Корсет разгружает позвоночник за счет передачи давления с черепа на тазовые кости, а также способствует выработке стереотипа правильной осанки. Корсет заменяют каждые 6-12 мес, при этом положительный эффект считается достигнутым и продолжение ношения корсета имеет смысл, если через 1 - 2 мес от начала лечения у детей угол искривления уменьшился на 5°.

Миостимулирующие методы коррекции нарушений осанки

СМТ-терапия. Серии посылок тока возбуждают нервные волокна мышечных афферентов, вызывая ритмическое сокращение большого числа миофибрилл. Максимальным стимулирующим действием обладают I и II РР, при сколиозе I степени используют I и IV РР, при сколиозе II и III степени - II и V РР, по 3 - 5 мин каждый, частота модуляций 30- 60 Гц, глубина модуляций 50-75 %, ежедневно; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 10 процедур.

Диадинамотерапия по сравнению с СМТ-терапией оказывает более выраженное стимулирующее действие. Используют токи ОН в течение 2 мин, ДВ, ДП по 2-3 мин каждого вида; сила тока - до ощущения интенсивной безболезненной вибрации; курс 10 процедур. Проводят ежедневно.

Для электростимуляции ослабленных мышц спины (наружной косой, квадратной и длинной на стороне выпячивания позвоночника) используют импульсный ток. Продолжительность процедуры 15-20 мин, ежедневно; курс 15-20 процедур.

Низкочастотная электростимуляция. Электроды располагают паравертебрально на уровне поражения. При сколиозе I степени - I и II РР (ПМ и ПЧ), частота от 30-60 Гц, глубина модуляций 50 - 75 %, по 3 - 5 мин, ежедневно; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 10 процедур. При сколиозе П и III степени - II и IV РР с теми же параметрами.

Импульсная электростимуляция. Электроды располагают паравертеб-рально в зоне поражения. Используют токи ОН в течение 2 мин; ОР - 8-10 мин, ежедневно; курс 15-20 процедур.

Электростимуляция показана при сколиозе I, II степени (величина деформации до 30°). Проводят длительно: по нескольку часов в день, в течение 6-10 мес. Электроды располагают паравертебрально с двух сторон от вершины сколиотической дуги либо (при S-образном сколиозе) по среднеподмышечной линии на уровне деформации. Электростимуляцию необходимо проводить только на фоне регулярных занятий лечебной гимнастикой, направленной на увеличение силы и силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса. Изолированное применение электростимуляции при лечении нарушений осанки способно вызывать прогрессирование деформации на 1 0 ° и более у 70 % больных.

Подводный душ-массаж мышц шеи, спины, грудной клетки применяют с целью получения трофического, миостимулирующего эффекта. Давление не выше 1500 кПа, температура воды 36 °С, продолжительность процедуры 15-20 мин, через день; курс 10-15 процедур.

Струевой душ (температура 34- 27 °С) на область атрофированных мышц или циркулярный душ (температура 35-36 °С). Продолжительность процедуры 5 - 8 мин, ежедневно или через день; курс 15-20 процедур.

Миорелаксирующие методы лечения нарушений осанки у детей

Массаж ослабленных мышц спины по релаксирующим методикам. Продолжительность процедуры 10-15 мин, ежедневно; курс 15-20 процедур.

Вибротерапия. Воздействуют механическими колебаниями при непосредственном контакте излучателя (вибратора) с тканями больного. Амплитуда виброперемещений от 2 до 5 мм, частота 10-250 Гц. Продолжительность ежедневно или через день проводимых воздействий на одну зону не превышает 1-2 мин, а общая продолжительность 12-15 мин; курс 10-12 процедур; повторный курс проводят через 2-3 мес.

Теплые пресные ванны. Температура пресной воды 38-39 °С. Продолжительность проводимых ежедневно или с перерывом на 3-й день ванн 12- 15 мин; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 12-15 процедур; повторный курс назначают через 2 нед.

Метаболические методы лечения нарушений осанки у детей

Общие УФ-облучения летнее время - гелиотерапия) проводят по основной схеме (см. приложение 5). Продолжительность солнечных ванн постепенно увеличивают с 10-15 мин до 1, 5 - 2 ч с учетом географической широты, времени года и дня.

Хлоридно-натриевые ванны. Концентрация 20-40 г/л, температура 36- 37 °С. Продолжительность проводимых через день процедур 10-15 мин; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 12-15 ванн.

Сосудорасширяющие методы исправления нарушений осанки у детей

Лекарственный электрофорез вазодилататоров (Никотиновая кислота, Дибазол, Папаверин, Магния сульфат, Кальция хлорид и др.) проводят при продольном расположении электродов. Плотность тока 0,03- 0,05 мА/см2, продолжительность воздействия 15-20 мин, ежедневно; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 10-15 процедур.

Санаторно-курортный метод лечения нарушений осанки у детей

Детей со сколиозами I, II, III степени с непрогрессирующим или медленно прогрессирующим течением направляют на бальнео- и грязелечебные курорты (Евпатория, Джермук, Анапа, Геленджик и др.) с продолжительностью лечения от 2-3 до 6 мес или в местные санатории.

На этапе санаторно-курортного лечения используют те же режимные ограничения, что и на амбулаторном этапе, применяют методы электролечения и ЛФК, однако на курорте основное место отводят методам климато- и бальнеотерапии, грязелечению.

Значительное улучшение у пациентов констатируют при уменьшении смешения во фронтальной плоскости по костным ориентирам, увеличению показателей динамометрии, электромиографии, уплощению реберного горба, отсутствию рентгенологических признаков прогрессирования процесса.

Отсутствие положительной динамики при лечении нарушений осанки регистрируют по клинической картине, увеличению искривления позвоночника по данным рентгенограммы на 5-10°. Наконец, ухудшение проявляется отсутствием клинических изменений или увеличением искривления на рентгенограмме более 10°.

Противопоказания для направления больных в санаторий: сколиозы с быстропрогрессирующим течением при индексе стабильности ниже 0,5.

Физиопрофилактика нарушений осанки направлена на повышение неспецифической резистентности путем усиления трофики мышц (трофостимулирующие методы) и силы их сокращений (миостимулируюшие методы).

Причины нарушений осанки у детей и их профилактика

Среди общепатологических причин, вызывающих сколиозы, выделяют рахит. Замедление обызвествления апофизов тел позвонков с последующим остеопорозом, мышечная слабость, присущие этому заболеванию, обусловливают угнетение роста и деформацию тел позвонков на вершине формирующейся сколиотической дуги. Диагностика возможна на 2-3-м году жизни при наличии других симптомов рахита.

Ослабленная мускулатура является одной из основных предпосылок для формирования сколиотической дуги при статодинамических нагрузках. Слабые мышцы спины (глубокие и поверхностные) и брюшного пресса не обеспечивают правильного распределения нагрузки на грудной и поясничный отделы позвоночника, что приводит к функциональным нарушениям осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях (сколиотическая осанка, кифоз, круглая, плосковогнутая или плоская спина).

Врачи отмечают, что в сидячем положении приобретенному нарушению осанки способствует сильно согнутое вперёд туловище ребёнка. Это отклонение наблюдается у детей привыкших сидеть на кончике стула либо подготовка уроков за низким столом, а также, если между ребёнком и тетрадью большое расстояние.

Если у ребёнка слабо развитые мышцы спины тогда быстрее происходит развитие их утомляемости. Корпус ребенка в сидячем положении сгибается и удерживается в таком положении благодаря напряженности позвоночника. У физически ослабленного ребёнка так называемая плоская спина (сглаженные физиологические изгибы позвоночника).

Профилактика нарушений осанки у детей

Как предупредить нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста? В этом поможет следование простым правилам.

Важно организовать благоприятные для ребенка условия внешней среды – улучшить условия нагрузки на спину и позвоночник;

Улучшить физическое развитие ребенка, побуждая его к систематическим физическим упражнениям.

Во время школьных уроков важно чтобы в классе всегда проводилась физкультминутка, имеющая значение активного отдыха и способствующая полной работоспособности спинных мышц. Кроме того физические упражнения на свежем воздухе и школьных переменах способствуют здоровой осанке. Для проведения лечебно-профилактических мероприятий, на школьной спортивной площадке для профилактики нарушений осанки у детей должны быть установлены снаряды для упражнений, например: качели, вертикальная и горизонтальная лестница, перекладины, спортивные турники для растяжки и др.

От правильно построенного урока физкультуры напрямую зависит осанка и здоровье спины школьника. Цель таких уроков заключается в том, чтобы оказать общеукрепляющий эффект на детский организм, а не обучить ребёнку узкопрофильным навыкам не несущим практического оздоровительного действия. Адекватный подход к выбору спортивных упражнений, внедрение их в каждодневный распорядок ребенка, возымеет благотворный эффект на его общее развитие.

Примерный комплекс упражнений для профилактики болезни. Перед тем как приступить к выполнению данного упражнения, нужна обязательная консультация с врачом. Положение, стоя, руки находятся на поясе. Ребёнок разводит локти с последующим сведением лопаток друг к другу – совершает один вдох; возвращается в исходное положение – один выдох, упражнение повторяется от 4 до 5 раз.

"Идёт по дороге огромный букет:
в туфельках ноги, сверху - берет.
Светится глянцем на спинке букета
Новенький ранец кирпичного цвета."

Это милое четверостишие, как вы уже, наверное, догадались, о наших дорогих школьниках, шагающих в свои светлые классы 1 сентября. Как мы умиляемся им – нарядным, торжественным! Как гордимся ими! Сколько надежд связываем с началом учебного года. Но, садясь с ребенком за первое же домашнее задание, на смену гордости и умилению приходят тревога и огорчение. И причина их появления – искривлённая осанка чада. Как так получилось, что ребенок начал сутулиться и в какой момент было допущено упущение, в чем опасность искривления позвоночника? Как предотвратить такую ситуацию? И, главное, как помочь ребенку ее исправить? Давайте разбираться вместе.

Патологические изменения опорно-двигательного аппарата, к огромному сожалению, являются наиболее распространенным заболеванием школьного возраста. 90% школьников имеют искривленную осанку, а у 20% - стоит диагноз "сколиоз". И цифры эти с каждым годом растут!

Медики классифицируют искривления осанки следующим образом:

1. Круглая осанка . Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудных позвонков и недоразвитая впалая грудная клетка, сглаженные шейные и поясничные отделы позвоночника, свисающие вперед плечи и выпяченные лопатки. Такой дефект осанки заметно затрудняет дыхание.

2. Сутулая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудного отдела позвоночника, впалая грудная клетка и отстающие лопатки, выступающие вперед плечи и выраженный наклон головы вперед.

3. Лордотическая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб поясничного отдела позвоночника, увеличенный наклон таза, выпяченный живот.

4. Кругловогнутая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудного и поясничного отделов позвоночника, увеличенный наклон таза, резко выступающие ягодицы, выпяченный живот, впалая грудная клетка, укороченная талия.

5. Плоская осанка. Характеристики: уменьшенный наклон таза, поперечный размер грудной клетки увеличен, втянутый живот, чрезмерно выступающие ягодицы. Такой дефект осанки заставляет ребенка держаться выражено прямо, напряженно, неуклюже.

Чем же так опасны описанные выше патологические изменения в отделах позвоночника? Помимо неэстетичности искривленной осанки и психологического дискомфорта, который может испытывать ребенок из-за насмешек сверстников, процесс этот наносит внушительный вред здоровью маленького человечка в целом. Так, следствием изменений в опорно-двигательном аппарате может стать такое заболевание как сколиоз (боковые искривления позвоночника). Также искривление осанки ведет к излишней нагрузке на сосуды и может вызвать смещение внутренних органов. Последнее – чревато уменьшением проходимости грудной клетки, диафрагмы и легких, колебаниями внутригрудного давления. А это, в свою очередь, негативно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, ведет к кислородному голоданию мозга, повышенной утомляемости детского организма, замедляет и искажает развитие ребенка.

Какие же упущения могут привести к подобным деструктивным изменениям в позвоночнике? Причины искривления осанки могут уходить корнями еще в младенчество. Преждевременное усаживание ребенка и раннее обучение ходьбе могут стать предпосылками к патологическим изменениям в опорно-двигательном аппарате. Чрезмерно мягкий матрас и высокая подушка - также злейшие враги хорошей осанки. Короткая кровать может вынуждать ребенка постоянно поджимать под себя ноги, что в последствии опять же ведет к искривлению позвоночника. Позже, по мере взросления, к негативным факторам, влияющим на формирование осанки, присоединяются: неправильное сидение за столом во время рисования, письма и чтения, ношение тяжелого ранца, привычка читать лежа, езда на самокате (из-за отталкивания с одной и той же ноги), езда на велосипеде, наклонившись близко к рулю. Девочки одинаково комплексуют в подростковом возрасте из-за большой и маленькой груди. И в том, и в другом случае, они словно пытаются спрятать ее от сверстников и начинают сутулиться. Еще позже неблагоприятное влияние на позвоночник начинает оказывать ношение обуви на высоком каблуке.

Принимая во внимание все эти факторы, профилактическими действиями родителей для сохранения правильной осанки своего ребенка будут:

Подбор кровати с жесткой фанерной основой и длиной на 20-25 см больше роста ребенка.

Выбор для детской кровати ватного матраса толщиной 5-6 см и подушки в виде валика под голову.

Контроль за позой ребенка во время игры или занятий за столом. При этом, у ног малыша обязательно должна быть опора, которая бы позволила тазобедренным и коленным суставам быть согнутыми под прямым углом. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя ребенка. Сидеть на стуле ребенок должен таким образом, чтобы спина его касалась спинки стула, а расстояние между грудью и столом составляло 1.5-2см. Голова при работе за столом должна быть немного наклонена вперед, а расстояние от глаз до поверхности стола – составлять порядка 30 см. Предплечья должны быть симметрично размещены на столе. При чтении книги лучше пользоваться подставкой, а тетрадку класть под углом 30 градусов.

Контроль за весом ранца (школьный портфель ученика 1-3 класса не должен быть тяжелее 3 кг, а ученика четвертого класса – не более 3.5 кг)

Но что делать, если момент упущен, и вы воочию наблюдаете искривленную осанку у своего чада. Прежде всего не паниковать! Позвоночник ребенка еще только формируется, и в ваших силах помочь ему исправить наметившиеся деструктивные процессы в нем, пока они еще обратимы и не перешли в хроническую стадию. Да, предстоит упорная работа, которая потребует вашего внимания и терпения, но вознаграждение в виде правильно сформированной осанки вашего ребенка стоит того!

Первым действием должно быть обращение за профессиональной консультацией к врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре.

Также вменить себе в обязанности придется постоянные напоминания о том, чтобы ребёнок держал спину ровно. При этом, в качестве помощника, можно выбрать специальное электронное устройство «мастер осанки». Этот небольшой прибор крепится к спине ребенка сменной наклейкой и запоминает положение правильной осанки вашего чада. Как только ребенок попробует ссутулиться, «мастер осанки» будет подавать ему вибросигнал, напоминающий о том, что спину следует держать прямо. Стоит это изобретение недешево (больше 100 у.е.). Поэтому, соизмеряйте возможности семейного бюджета и решайте, будете выполнять работу по напоминанию сами или доверите ее электронному помощнику. Со временем, ровная осанка войдет в привычку для вашего ребенка, и вы сможете насладиться результатом своих трудов.

Если есть возможность отдать ребенка в бассейн, то обязательно воспользуйтесь ею. Ведь во время плавания укрепляются все мышцы, и формируется ровный позвоночник.

И, конечно же, вернуть правильную осанку помогут регулярные физические упражнения. Ниже приведен комплекс упражнений для детей от 4 лет, который следует выполнять каждый день. Подобной тренировкой, например, полезно заполнить перерыв во время подготовки домашнего задания. Все упражнения выполняются в спокойном темпе при равномерном дыхании. Количество повторов первоначально от 5 раз, но постепенно следует нарастить до 10-12 раз. Перед занятием важно проветрить комнату. Время для занятий гимнастикой должно быть выбрано дневное (не позже 19 часов), за час до еды или спустя 45-60 минут после трапезы.

Перед тем, как приступить к выполнению упражнений, попросите ребенка пару минут спокойно походить по комнате.

Все упражнения, направленные на правильное формирование детской осанки, в зависимости от исходного положения условно можно разделить на четыре блока:

- выполняющиеся стоя
- выполняющиеся сидя
- выполняющиеся лежа на спине
- выполняющиеся лежа на животе

Для начала, попросите ребенка ровно стать у стены, пятки должны соприкасаться с плинтусом, а ягодицы, лопатки, плечи и голова – со стеной. Пусть малыш задержится в таком положении, затем, не меняя осанки, походит по комнате.

Далее ребенок должен снова вплотную стать спиной к стене и развести в стороны руки (ладони наружу), также расположив их по стене. Из этого положения руками нужно скользить по стене, имитируя взмахи крыльями.

И еще одно эффективное упражнение у стены. Пусть ребенок разместит ладони на талии, и из этого положения, медленно, словно сползая по стенке, выполнит приседания. Спина не должна отрываться от стены.

Исходное положение: сидя на полу, колени согнуты, стопы параллельны друг другу. Попросите ребенка оторвать пятки от пола: сначала поочередно, затем обе вместе. Также, в этом положении, полезно для тренировки спины захватывать с пола мелкие предметы пальцами ног (например, карандаш). Тем более, что такое занятие здорово повеселит и увлечет ребенка.

Из этого же исходного положения попросите ребенка приподнять прямые ноги над полом, затем медленно опустить их на место.

Теперь настало время полностью поднять корпус при неподвижных ногах.

После этого сложного упражнения дайте ребенку отдохнуть. Предложите ему упражнение «велосипед» и «ножницы» ногами.

Теперь попросите ребенка перевернуться на бок, нижнюю руку положить под щеку, верхнюю – поднять вверх. Из этого положения выполняются подъемы верхней прямой ноги навстречу поднятой руке. Затем следует перевернуться на другой бок и выполнить упражнение в зеркальном отражении.

И в заключение, выполним несколько упражнений, лежа на животе. Исходное положение: лежа на животе, подбородок на размещенных на полу друг на друге ладонях. Из этого положения попросите ребенка выполнить упражнение «рыбка» - оторвать голову и плечи от пола, а прямые руки завести за спину. Данное положение нужно зафиксировать на несколько секунд и затем вернуться в исходное.

Теперь пусть ребенок сделает упор на ладони, расположив их вдоль туловища на уровне груди, и из этого положения выполнит упражнение «дуга», прогнув корпус назад.

После этого упражнения попросите ребенка, как и перед тренировкой, пару минут спокойно походить по комнате.

На этом наша гимнастика окончена. Здоровья вашим деткам!

Фотографии: Наталья Гришко





error: Контент защищен !!