Амблиопия как лечить у детей. Амблиопия у детей: лечение, степени, причины, симптомы, признаки. Аппаратное лечение амблиопии у детей

человеком, который отдал им эти вещи,не может быть также и Ричард, поскольку свою кепку он уже отдал Генри и не смог бы отдать ее еще и Джону. Значит, человеком, который отдал свою кепку Джону,а футболку – Майклу, былГенри.

3. Теперь уже известно, кому отдали свои кепки Генри, Ричард и Майкл. Таким образом, Джон отдалсвоюкепку Майклу.

4. О футболках известно меньше: у Майкла футболка Генри, у Ричарда – футболка Джона. Однако Генри не мог получить футболку от Ричарда, поскольку получил от него кепку и (по усл.) не мог бы получить от неговторой предмет. Таким образом,футболка Ричарда досталась Джону.

5. Последняя футболка – футболка Майкла– достается Генри.

Ответ : Ричард получилкепку Майкла и футболку Джона;

Генри получилкепку Ричарда и футболку Майкла;

Джон получилкепку Генри и футболку Ричарда;

Майклполучилкепку Джона и футболку Генри.

Президент

Президент дезавуировал заявление своего представителя в парламенте оботклонении

законопроекта, аннулирующего указ опрекращении действиязапрета на приобретение оружия частными лицами. Означает ли это, что он разрешил частным лицам приобретать оружие? Обоснуйте свой ответ.

двойногоотрицания)

приобретение оружия частными лицами.

2. Посчитаем отрицания («запрет»,«прекращение»,«аннулирование»,«отклонение», «дезавуировал») –5.

3. президент сохранилзапрет на приобретение оружия частными лицами .

1. Президент дезавуировал заявление своегопредставителя в парламенте об отклонении

законопроекта,аннулирующего указопрекращении действиязапрета на приобретение оружия частными лицами.

2. Президент поддержал законопроект, аннулирующий указо прекращении действия запретана приобретение оружия частными лицами.

3. Президент поддержал запрет на приобретение оружия частными лицами

Ответ: Нет,запрет продолжает действовать.

Ограбление

В ограблении банка подозреваются трое:Кошкин,Мышкин и Собачинский.Известно,что:

1. Если виновен Кошкин или Мышкин,тоневиновенСобачинский.

2. Если виновен Собачинский,тои остальные двое виновны.

3. Если неправда,чтоКошкин и Мышкин оба невиновны,товиновен Собачинский.

Определите,ктовиновен,а ктонет. Обоснуйте свойответ.

(Задание проверяетнавыки анализа логической формы – а именно,понимание логического смысла союзов «и»,«или»,«если…то»,частицы «не»;также требуется умение строить элементарные умозаключения)

Решение :

1. 1-е и 3-е условия явным образом перекликаются: получается, если виновен хотя бы один из двоих (Кошкин или Мышкин), то по первому условию Собачинский невиновен, а в по третьему – виновен. Если предположение приводит к противоречивому заключению, оно неверно, а

следовательно,ни Кошкин,ни Мышкин виновнымибытьне могут.

2. Остается решить вопрос с Собачинским. Из второго условия видно, что при условии виновности Собачинского Мышкин и Кошкин тоже окажутся виновными. Однако известно, что они оба невиновны.

3. Следовательно,Собачинский тоже невиновен.

Ответ: Все невиновны. Стоит поискать других подозреваемых.

На экономическом саммите встретились главы трех государств – А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй – наследным монархом, а третий – военным диктатором. Когда у них спросили, ктоесть кто,ответы были следующие:

А:«В – монарх,а С – диктатор»

В:«А – законноизбранный президент»

С:«Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определите, кто есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Решение (разборслучаев):

1. Допустим, правду сказал А. Однако тогда он оказывается президентом, ведь В, по его словам, -

монарх, а С – диктатор. Но ведь правду сказал только монарх (по усл.). Следовательно, А не мог сказать правду.

2. Допустим, правду сказал В. Однако тогда В монарх (по усл.), а это означает, что С не может быть диктатором, иначе слова А также окажутся правдой. Однако если сам В – монарх, то об А он говорит правду, что тот – президент. Значит, С обязательно окажется диктатором. Но тогда не толькоВ,нои А скажет правду,чтоневозможно(поусл.). Следовательно,В также солгал.

3. Допустим, правду сказал С. Тогда он – монарх (по усл.), а раз так, то А – диктатор, ведь С сказал правду. Тогда В – избранный президент. При этом,солгали все,кроме С.

Ответ :С – монарх,В – президент,А – диктатор.

Судья Справедливцева парировала аргументы, ставящие подсомнение обоснованность утверждения свидетеля онеправомерности решения,отклоняющего егопротест против

постановления об аннулировании заявленияоб отказе им от своих первоначальных показаний.

Означает ли это,чтоона оставила в силе первоначальные показания свидетеля?Обоснуйте свой ответ.

(Задание проверяетнавыки анализа логической формы – а именно,умение выделять пропозициональное содержание суждения и определятьчисло применяемых кнему отрицаний;

также предполагается знание одного изфундаментальных законов классической логики – закона

двойногоотрицания)

1способ:одновременное сокращение четногочисла пропозициональных отрицаний

1. Выявим содержание,относительнокотороговыносится суждение. В данном случае это

первоначальные показания свидетеля.

2. Посчитаем отрицания («отказ»,«аннулирование»,«протест против»,«отклонение», «неправомерность»,«сомнение»,«парировать») –7.

3. Нечетное числоотрицаний говорит отом,что судья признала отказ от показаний .

2способ:пошаговое сокращение парпропозициональных отрицаний

1. Судья Справедливцева парировала аргументы, ставящие подсомнение обоснованность утверждения свидетеля онеправомерности решения, отклоняющего его протест против

постановления обаннулировании заявленияоб отказе им от своих первоначальных показаний.

2. Судья Справедливцева парировала аргументы, ставящие под сомнение обоснованность утверждения свидетеля озаявленияоб отказе им от своих первоначальных показаний.

3. Судья Справедливцева признала утверждения свидетеля о неправомерности аннулирования

заявления об отказе им от своих первоначальных показаний.

4. Судья Справедливцева признала отказ свидетеля от егопервоначальных показаний.

Ответ: Нет,она признала отказот показаний

Конференция

В конференции пофлогистоноведениюучаствовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников?Обоснуйте свой ответ.

(Задание проверяетнавыки аналитической работы ссистемами ссылающихся друг на друга высказываний,умение устанавливать логическиеотношения между ними,сопоставлятькаждому извысказываний условия его истинности и ложности,строитьумозаключения)

Решение (разборслучаев):

1. Допустим, что 14 человек сказали правду. Однако это невозможно, ведь они уже составляют большинство от 20, при этом утверждают, что большинство – алхимики, т.е. те, кто всегда лгут.

Значит,эти 14человек солгали, и большинствоне являются алхимиками.

2. Допустим, что 4 сказали правду, т.е. большинство – это химики, которые всегда говорят правду.

Однако уже известно, что 14 человек (т.е. как раз большинство) солгали. Значит, они не химики.

Следовательно,эти 4тоже лгут.

3. Поскольку известно, что на конференции были химики, ничего не остается, кроме как допустить,

что двое оставшихся сказали правду. Т.е., на каждого химика приходится ровно пять пиротехников.

4. Теперь важно понять, оба ли, сказавших правду, являются химиками или только один, а второй – пиротехник,сказавший в этот разправду.

a. Допустим, что химик только один, а второй – пиротехник. Раз химик всего один,

пиротехников – 5. 20-1-5=14 человек алхимиков. Однако уже известно (п.1), что алхимики не составляют большинство на этой конференции. Следовательно, вариант с 1

лишь химиком не подходит.

b. Остается вариант с 2-мя химиками. Тогда пиротехников 10 (т.е. 2*5). Тогда алхимиков 20- 10-2=8человек.

Ответ: 2химика,8алхимиков и 10пиротехников

Четыре профессора

Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блондином,

другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый – седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», – сказал Белов. «Ты прав», – подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» – вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.

(Задание проверяетнавыки аналитической работы ссистемами ссылающихся друг на друга высказываний,умение устанавливать логическиеотношения между ними,сопоставлятькаждому извысказываний условия его истинности и ложности,строитьумозаключения)

Решение (метод исключения) :

1. Белов не брюнет, поскольку они разговаривают друг с другом. Белов не седой, поскольку седой вмешивается в разговорСедова с брюнетом. Белов не блондин (поусл.). Следовательно, Белов – рыжий.

2. Из фразы седого, на основании того, чтоБелов – рыжий, можно сделать вывод, что Рыжов имеет цвет волос, совпадающий сфамилией седого.

3. Ясно,чтоРыжов не седой (п.2)

4. Седов не седой (по усл.). Ясно, что седой – Чернов, поскольку про остальных известно, что они не седы.

5. Теперь,изфразы седовласого Чернова ясно,чтоРыжов– брюнет (п.2)

6. Таким образом, про троих уже известно, какие у них фамилии и цвет волос. Поэтому очетвертом можносказать,чтоСедов– блондин.

Ответ: Белов – Рыжий

Чернов – Седой

Рыжов – Брюнет

Встретились три одноклассника Белов, Рыжов и Чернов.Черноволосый сказал,что ни у одного из них цвет волос не соответвует фамилии. "правильно!"-ответил

Белов. Напиши, какого цвета волосы у каждого из мальчиков

Встретились три одноклассника:Белов,Рыжов и Чернов.Черноволосый сказал,что ни у одного из них цвет волос не соответствует фамилии."Правильно!"-Ответил

Белов.Напиши,какого цвета волосы у каждого из мальчиков.:З

На столе три одинаковых ящика, в одном находятся 2 чёрных шарика, а в другом - 1 чёрный и 1 белый шарик, в третьем - два белых шарика. На ящиках

написано:"2 белых", "2 чёрных", "чёрный и белый". При этом известно, что ни одна из надписей не соответствует действительности. Как, вынув только один шарик, определить правильное расположение надписей?

15 самых сложных загадок в мире1. Это дается человеку трижды: первые два раза бесплатно, а за третий нужно заплатить?

2. Один мой знакомый может начисто сбривать бороду десяток раз в день. И все равно он ходит с бородой. Как это возможно?

3. Однажды за завтраком девушка уронила свое кольцо в чашку, полную кофе. Почему кольцо осталось сухим?

4. В каком случае, смотря на цифру 2, мы говорим «десять»?

5. Человек покупал яблоки по 5 рублей за штуку, а потом продавал их по 3 рубля за штуку. Через какое-то время он стал миллионером. Как ему это удалось?

6. Вы стоите перед двумя одинаковыми дверьми, одна из которых ведет к
смерти, другая - к счастью. Двери охраняют два одинаковых стражника,
один из которых все время говорит правду, а другой все время лжет. Но вы
не знаете - кто есть кто. Вы можете задать только один вопрос любому из
стражников.

Какой вопрос нужно задать, чтобы не ошибиться с выбором двери?

7. Вас приглашают на работу финансовым аналитиком в Газпром. Обещают
начальную зарплату 100 000 в год и два варианта ее повышения:

1. Раз в год вам увеличивают зарплату на 15 000

2. Раз в полгода - на 5 000

Какой вариант вам кажется выгоднее?

8. В одной комнате - три лампочки. В другой - три выключателя. Нужно
определить, какой выключатель от какой лампочки. Заходить в комнату с
лампочками можно только один раз.

9. У вас есть пяти - и трехлитровая бутылки и много-много воды. Как набрать в пятилитровую бутылку ровно 4 литра воды?

10. Вы сидите в лодке, которая плавает в бассейне. В лодке лежит
тяжелый чугунный якорь, не привязанный к лодке. Что произойдет с уровнем
воды в бассейне, если вы сбросите якорь в воду?

11. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути
встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на
воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и
сыновьям?

12. С борта парохода был спущен стальной трап. Нижние 4 ступеньки
трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см;
расстояние между двумя соседними ступень ками составляет 30 см. Начался
прилив, при котором уровень воды стал поднимается со скоростью 40 см в
час. Как Вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?

13. Три курицы за три дня несут три яйца. Сколько яиц снесут 12 таких же курей за 12 дней?

14. Петя и Миша играли на грязном и темном чердаке дома. Потом они
спустились вниз. У Пети всё лицо было грязным, а лицо Миши чудом
осталось чистым. Несмотря на это, только Миша отправился умываться.
Почему?

15. Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?

Амблиопия у детей встречается при врожденном или приобретенном нарушении зрительной функции. Чаще всего причиной этой патологии является косоглазие (страбизм). У ребенка глазные мышцы и система анализа импульсов, поступающих с сетчатки, окончательно не сформирована. Поэтому при своевременном начале лечения слабая степень амблиопии поддается коррекции и не вызывает необратимого ухудшения зрения.

Как развивается заболевание

Что такое амблиопия? Свет, попадая на сетчатку глаз, преобразуется в нервные импульсы, которые поступают в соответствующую зону головного мозга. Там информация обрабатывается и в результате получается объемная картина окружающего мира. Однако в силу ряда причин (односторонний страбизм, большая разница в остроте зрения и т.д.) сигналы, получаемые от одного глаза, могут быть слабее.

Мозг перестает их анализировать, концентрируясь на «здоровых» импульсах. В результате хуже функционирующий глаз постепенно «выключается» из зрительного процесса. Развивается амблиопия. Она не корректируется обычными оптическими средствами (очками или контактными линзами). У детей заболевание развивается в дошкольном возрасте.

Такие изменения происходят медленно, поэтому патологию можно выявить и начать лечение при внимательном осмотре у окулиста, когда изменения зрения находятся еще в слабой степени. Однако сделать проверку глаз ребенка можно самостоятельно в домашних условиях. Прежде всего, стоит обратить внимание на поведение малыша. При амблиопии у детей ограничено боковое зрение, они могут наклонять голову или принимать вынужденную позу, чтобы рассмотреть заинтересовавший их предмет.

Ленивый глаз. Амблиопия у детей и взрослых симптомы и лечение

Амблиопия у детей лечение

Как вылечить амблиопию у детей?

Амблиопия у детей. Лечение амблиопии. Ленивый глаз

Если закрыть ребенку «здоровый» глаз, то зрение значительно ухудшится. Это может проявляться в беспокойстве, желании оттолкнуть руку. Легко провести тест, наподобие того, который делается в кабинете у окулиста. Берется яркая игрушка или рисунок, ставится на подставку на удалении от ребенка. Нужно поочередно закрыть глаза и следить за его реакцией (или, если позволяет возраст, попросить описать увиденное). Также игрушку можно двигать вправо-влево и вверх-вниз. Движение зрачка в «больном» глазе будет существенно отличаться от «нормального».

Принципы терапии заболевания. Окклюзия.

Лечение амблиопии у детей направлено на восстановление равномерной чувствительности зрительных центров в головном мозге к импульсам, которые поступают от обоих глаз. Этой цели можно достичь несколькими способами. «Золотым стандартом» в терапии заболевания является метод окклюзии. «Здоровый» орган закрывается, чтобы заставить центральную нервную систему обрабатывать сигналы из неработающего глаза.

Сделать это можно при помощи специальных очков, которые изготавливают под заказ в магазинах оптики. Однако в домашних условиях можно самостоятельно изготовить повязку на глаз, которая крепится при помощи резинки. Чтобы уменьшить психологический дискомфорт от ее ношения, ребенку можно предложить самостоятельно выбрать узор ткани, приклеить на нее аппликации или стразы.

Врачи рекомендуют использовать повязку в течение всего дня и снимать на время сна. Однако понятно, что подобные советы трудно осуществить при лечении амблиопии у детей раннего возраста. В таком случае рекомендуется начинать с нескольких минут, постепенно увеличивая время ношения до 3 – 4 часов в сутки и более. Применять метод окклюзии необходимо до полного восстановления зрения.

Комплекс гимнастики для глаз

Многие специалисты считают, что упражнения для лечения нарушений зрения способны избавиться от амблиопии и вызвавших ее причин. Зарядка достаточно проста, не требует много времени. Каждое движение из комплекса следует повторять по 7 – 10 раз. Из приведенного описания можно выбрать несколько упражнений или для разнообразия чередовать их.

  1. Это основное обязательное движение для расслабления зрительной мускулатуры. Важно научить ребенка делать его правильным образом:
  • Сложить руки «ковшиком», чтобы пальцы правой руки лежали накрест поверх пальцев левой.
  • Поднести их к глазам. Нос должен располагаться между ладонями. Нельзя давить на глазные яблоки или кожу вокруг. Проверить это просто: при моргании веки должны свободно двигаться.
  • Закрыть глаза и расслабиться. В этой позе нужно находиться, пока ребенок не будет видеть только черноту, без светлых пятен.

Упражнение можно делать сидя или лежа вначале и конце комплекса. Также оно будет полезно при усталости глаз.

  1. Подготовить лист бумаги с простым рисунком. Попросить ребенка внимательно «больным» глазом «нарисовать» это изображение. Упражнение можно несколько усложнить: необходимо очертить картинку окружностью или многоугольником и проводить взглядом по этой нарисованной линии.
  2. Источник света, например, настольную лампу, необходимо поставить в 5 – 6 м от ребенка, а в 30 см от него повесить на стену картину. Нужно несколько секунд смотреть на яркий объект, а затем перемещать взгляд на изображение.
  3. В зависимости от возраста подготовьте два рисунка с буквами или знакомыми предметами разной величины. Повесьте их на стену на таком расстоянии, чтобы при фокусировании взгляда на одном, боковым зрением был заметен другой. Необходимо переводить зрение между картинками.
  4. Не двигая головой медленно очертить глазами окружность.
  5. Поставить ребенка перед зеркалом. Попросить его сфокусировать взгляд на отражении. Затем неторопливо поворачивать голову, делать круговые движения, не отрывая глаз от одной точки.

При выполнении комплекса необходимо соблюдать несколько правил. Во время всех упражнений (кроме первого) «здоровый» глаз прикрывают повязкой. Чтобы избежать перенапряжения, каждые 2 – 3 секунды надо переводить взгляд на предмет, расположенный вдали. Делать гимнастику следует как минимум два раза в день. Она разрешена как при слабой степени амблиопии, так и при высокой.

Устройства для лечения в домашних условиях

В офтальмологических клиниках амблиопия у детей корректируется специальными устройствами, генерирующие лучи света низкой интенсивности и различной окраски. Современные технологии предлагают аппаратное лечение при помощи лазеров. Однако приспособления для стимуляции зрительного нерва в пораженном глазе можно изготовить самостоятельно с минимальными затратами. Для лечения вам потребуется таймер, источник света, темный картон и красная прозрачная пленка.

  1. Взять обычную лампочку, мощностью 40 – 60 Вт и наклеить на нее круг из черной бумаги диаметром 5 – 6 мм. Закрыть «здоровый» глаз и смотреть на свет в течение 30 секунд, затем перевести взгляд на лист белой бумаги, прикрепленный в стороне. Повторять упражнение 10 – 12 раз.
  2. Накрыть 100 Вт лампочку колпаком из темного картона и вырезать в нем небольшое (6 – 8 мм в диаметре) отверстие. Заклеить его красной пленкой. Усадить ребенка на расстоянии 40 – 50 см от лампы и прикрыть повязкой нормально функционирующий глаз. Попросить его не отрываясь смотреть на красную точку в течение 3 минут. В это время один из родителей должен включать и выключать лампу каждые 2 – 3 секунды.

Кстати, помимо такой аппаратной стимуляции зрения можно делать простое упражнение. Выполнять его нужно в солнечный день. На протяжении нескольких секунд не моргая смотреть на облако, затем сделать расслабление, закрыв глаза ладонями (эта техника была описана выше). Повторить упражнение 12 раз.

Правильное питание при болезнях глаз

Недостаточное поступление с пищей определенных витаминов усугубляет течение заболевание. Лечение амблиопии у детей должно сопровождаться полноценным питанием. В некоторых случаях офтальмологи рекомендуют раннее введение прикорма. В рационе должны преобладать продукты, содержащие:

  • Витамин А. Это соединение является компонентом сетчатки глаза. Оно может поступать в организм ребенка вместе с печенью, сыром, сливочным маслом или же синтезироваться из каротина. Им богаты морковь, шпинат, зелень, абрикосы, плоды шиповника.
  • Витамины группы В необходимы для поддержки зрительных нервов. Для компенсации их дефицита в меню должны присутствовать овощи, бобовые, молоко и кисломолочные продукты, нежирную рыбу.
  • Витамин С помогает укрепить проницаемость капилляров сетчатки глаза. Его много в цитрусовых, шиповнике, томатах, осеннем картофеле, нележалой белокочанной капусте.

В целом список рекомендованных продуктов достаточно обширен. Из них можно приготовить блюда для первого прикорма маленьких детей. Для ребенка постарше рекомендуется приобрести в аптеке специальные витаминные комплексы для глаз. Однако их дозировку и продолжительность лечения должен определить врач.

Профилактика

Предупреждение амблиопии у детей связано с предотвращением прогрессирования косоглазия. Профилактические меры должны приниматься с первых месяцев жизни ребенка. Помимо этого, необходимо постоянное наблюдение у окулиста. Что нужно делать при страбизме?

  • Убрать из кроватки или коляски все предметы и игрушки, на которых можно сфокусировать взгляд.
  • Не нужно подносить погремушки слишком близко к глазам ребенка.
  • Избегать лишних движений около головки малыша.
  • Держать и укладывать ребенка таким образом, чтобы его глаза все время работали с одинаковой нагрузкой. Не нужно класть игрушки только с одной стороны.

Если же была диагностирована амблиопия, не стоит проводить самостоятельное лечение. Приведенные методы эффективны на начальных стадиях заболевания. Высокая степень патологии требует терапии в условиях специализированной клиники под контролем врача. При необходимости для устранения причины амблиопии делают операцию.

Век развитых технологий привел к возникновению проблемы общего снижения зрения у детей младшего и школьного возраста, поэтому вопрос профилактики и лечения офтальмологических заболеваний все острее стоит перед родителями. Одна из серьезных болезней, которой подвержены дети раннего возраста, – амблиопия. Подобное состояние нуждается в своевременной диагностике и терапии, поэтому стоит подробнее остановиться на данном диагнозе.

Амблиопия требует обязательного офтальмологического лечения, в противном случае патология может стать необратимой

Что такое амблиопия, и по каким причинам она возникает у детей?

Амблиопия - состояние, при котором у ребенка снижается острота зрения, и патология не поддается коррекции с помощью офтальмологических инструментов. Симптом может проявляться на одном глазу или сразу двух органах зрения.

У здорового человека бинокулярное зрение, то есть визуальное восприятие каждого глаза соединяется воедино, дает возможность четко видеть предмет. При амблиопии данный процесс становится невозможным, пациент не может полноценно рассмотреть ту или иную вещь, определить расстояние до предмета или человека.

Синдром «ленивого глаза» - именно так в народе называют этот диагноз - может возникать по нескольким причинам:

  • расстройства нервной системы, в том числе нистагм, непроизвольное подергивание глаз высокой частоты;
  • опущение верхнего века;
  • косоглазие;
  • ассиметричная близорукость или дальнозоркость с разницей между глазами более чем в 3 диоптрии;
  • нарушение преломления световых лучей в сетчатке глаза, астигматизм (см. также: );
  • изменение состояния хрусталика или роговицы глаза;
  • патология восприятия цвета.

Дети, находящиеся в группе риска развития патологии:

  • недоношенные малыши;
  • с генетической предрасположенностью к офтальмологическим заболеваниям;
  • больные ДЦП;
  • с отставанием в умственном развитии;
  • лица с анизометропией;
  • умеющие врожденную катаракту.

Виды, степени и симптомы заболевания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Амблиопия у детей делится на несколько видов в зависимости от времени и причин ее развития. Две основные категории:

  1. Первичная амблиопия – развивается еще во время вынашивания ребенка и связана с неправильным развитием тканей глаза. Основными факторами риска для развития врожденной патологии является задержка внутриутробного развития и детский церебральный паралич.
  2. Вторичная форма болезни развивается, как следствие других офтальмологических заболеваний. Ее лечение возможно только после устранения первопричины.

Вид амблиопии и степень ее запущенности определяет офтальмолог после тщательного обследования пациента

В зависимости от причины развития синдрома «ленивого глаза» выделяют 5 видов болезни:

  1. Дисбинокулярный (страбизматический) тип. Данная разновидность встречается чаще всего. Заболевание развивается на фоне косоглазия, когда мозг воспринимает визуальную информацию, поступающую только с одного глаза. При этом фокусировка зрения может быть правильной (центральной) или смещенной.
  2. Депривационная амблиопия возникает вследствие изменений состояния преломляющих свет инструментов глаза. Чаще всего это помутнение хрусталика или роговицы.
  3. Рефракционный тип болезни развивается при длительных нарушениях рефракции глаза.
  4. Анизометропическую болезнь диагностируют в случае, когда разница в остроте зрения двух глаз составляет более чем 3 диоптрии. При такой разнице мозгу сложно создать целостный зрительный образ.
  5. Истерическая форма встречается реже всего. Может сопровождаться дальтонизмом или появлением «слепых» участков.

Степени амблиопии

Заболевание имеет 4 степени. Этот показатель будет характеризовать уровень снижения остроты зрения:

  1. 0,4-0,8 диоптрий – слабая степень. Протекает без симптомов, поэтому обнаружить патологию можно только во время планового осмотра врача.
  2. 0,2-0,3 диоптрий – средняя степень. У детей выявить данное заболевание достаточно легко. К основным симптомам относят быструю усталость глаз, покраснение, снижение концентрации внимания, невозможность долго смотреть в одну точку, резь в глазах.
  3. 0,5-0,1 диоптрий – высокая степень. Симптомы становятся ярко выраженными, резь сопровождается головной болью, ориентация в пространстве и координация движений ухудшаются. При чтении книг пациент часто наклоняет голову или закрывает один глаз рукой. Высокую степень амблиопии можно вылечить только хирургическим путем.
  4. Ниже 0,04 диоптрии – очень высокая степень. Ко всем перечисленным симптомам добавляется плохая фиксация зрения, часто появляется косоглазие. Терапия данной степени занимает много времени, не всегда удается полностью восстановить остроту зрения.

Методы диагностики

Определить амблиопию, ее степень и форму может врач-офтальмолог. Специалист проведет комплексное обследование, в которое входит:

  • проверка остроты зрения;
  • исследования поля зрения;
  • измерение внутриглазного давления;
  • оценка цветового восприятия;
  • исследование состояния глаз с помощью щелевой лампы;
  • осмотр глазного дна.

Начальную степень развития амблиопии зрительно можно не заметить, поэтому врачом проводится ряд диагностических мероприятий

В затруднительных ситуациях врач может назначить УЗИ или МРТ. При косоглазии врач определит его угол. В некоторых случаях требуется консультация невролога.

Особенности лечения амблиопии разной степени у детей

Схема и методы лечения зависят от степени и причины амблиопии. Что касается прогнозов, то вероятность успеха терапии уменьшается с возрастом. У ребенка старше 7 лет полностью восстановить зрение практически невозможно. Для лечения вторичной формы «ленивого глаза» важно выявить и устранить причину развития патологии. Расскажем о распространенных методах лечения.

Окклюзия

Окклюзия – это процесс выключения из зрительного процесса одного глаза. Ее часто применяют для лечения амблиопии и . Целью закрытия одного глаза является стимулирование работы другого. В зависимости от разновидности заболевания окклюзия может быть:

  • альтернирующей - глаза закрываются попеременно;
  • прямой - закрывают здоровый глаз;
  • обратной - закрывают слабый орган.

Тип окклюзии, ее длительность и периодичность назначаются врачом. В каждом конкретном случае цифры могут меняться. Этот метод требует терпения и моральной поддержки со стороны взрослых. Окклюзия приносит не только физический дискомфорт, но и оказывает психологическое давление на ребенка.

Оптическая коррекция

Остроту зрения можно корректировать с помощью оптических средств - очков и линз. Эффективность обоих приспособлений одинакова, и то или иное средство каждый родитель выбирает сам. Очки - более бюджетный и простой в использовании вариант. Линзы требуют постоянных затрат, однако их не видно, они не сужают поле зрения и не искажают предметы. Часто с лечебной целью применяют ночные линзы.

Пенализация

При недостаточной эффективности прямой окклюзии врачи применяют пенализацию, или плеоптическое лечение. Это способ коррекции, при котором целенаправленно ухудшается качество зрения здорового глаза. Для этого специалисты используют специальные капли.

Такой метод лечения может проводиться детям младше 4 лет. Терапия должна носить курсовой характер – 3-4 курса в год. При приостановлении лечения до окончания курса достигнутые результаты могут быть потеряны, и зрение вновь упадет.

Физиотерапия и другие виды аппаратной терапии

Компьютерные методы лечения и физиотерапия обычно назначаются детям старше 4 лет. Современные аппараты позволяют различными способами воздействовать на зону сетчатки, стимулировать ее.

К используемым методам относят:

  • лазер;
  • световые и хроматические раздражители;
  • электростимуляцию;
  • электромагнитное воздействие;
  • вибромассаж;
  • рефлексотерапию.

Все указанные процедуры не приносят болезненных ощущений пациенту, не требуют прицельности, расширения зрачка. Перечисленные аппараты-стимуляторы могут применяться при амблиопии с правильной и неправильной фиксацией.

Гимнастика для глаз

В домашних условиях лечение можно дополнить гимнастикой для глаз. Однако проведение специальных упражнений нужно согласовывать с врачом.

К известным домашним приемам относятся такие упражнения, как:

  1. Приближение/ отдаление текста. Встаньте у окна, рукой или специальным приспособлением закройте здоровый глаз. Возьмите листок с напечатанным текстом, расположите его на комфортном расстоянии. Теперь приближайте бумагу к глазу до тех пор, пока буквы перестанут быть различимыми. Также медленно возвращайте листок в исходное положение.
  2. Приготовьте лампочку мощностью 70 Вт. Приклейте на нее вырезанный круг их черной бумаги, рядом на стене закрепите белый листок. Закройте здоровый глаз, слабым непрерывно смотрите на круг на протяжении 40 секунд, затем переведите взгляд на белый лист - на нем должен появиться образ круга.
  3. Сядьте на стул, спина и шея должны быть ровными. Голову зафиксируйте в одном положении, а глаза переводите слева направо, сверху вниз. Важно не моргать. Когда глаза начнут слезиться, прекратите упражнение.

Меры профилактики

Единственная мера профилактики амблиопии – это своевременное лечение офтальмологических заболеваний и регулярный осмотр педиатра. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее восстановится острота зрения.

Не забывайте контролировать время нахождения ребенка перед телевизором, компьютером или смартфоном. Чаще гуляйте на свежем воздухе, поддерживайте здоровье с помощью витаминов, содержащихся в свежих фруктах и овощах. Это не только обеспечит хорошее зрение, но и улучшит общее состояние здоровья и укрепит иммунитет малыша.

Амблиопия – это прогрессирующее снижение остроты зрения при отсутствии структурных изменений непосредственно в зрительном анализаторе.

Характерной чертой данного заболевания является обратимость на начальных стадиях функциональных изменений. Коррекция зрения с помощью очков или контактных линз при амблиопии невозможна, что является еще одной особенностью. Амблиопия встречается довольно часто, при этом более распространена она в детском возрасте.

Существует еще одно народное название амблиопии – «ленивый глаз». Такое название заболевание получило неспроста, так как в процессе его развития вся зрительная нагрузка ложится на один доминирующий глаз, в то время второй, практически не включен в процесс зрения.

Получается, что оба глаза видят, но картинка получается с существенными различиями. Появляется затруднение в совмещении полученных картинок в единое целое, объемное изображение, в результате чего работа более слабого глаза подавляется, и мозг воспринимает информацию только от «ведущего» глаза.

Исключение из зрительного восприятия одного глаза, в результате дает нарушение бинокулярного зрения, что приводит к неправильному определению месторасположения предметов, получению неполного объема воспринимаемого изображения. Доминирующий глаз испытывает перенапряжение, в результате чего возникают головные боли, резь и дискомфортные ощущения в глазах.

Виды и причины заболевания

Спровоцировать амблиопию могут разнообразные причины. Самой распространенной является косоглазие. Сочетание амблиопии с косоглазием принято называть дисбинокулярной амблиопией . При этом косоглазие может служить либо причиной, либо следствием выхода одного глаза из зрительного процесса.

Второй широко распространенный вид – рефракционная амблиопия , которая развивается в результате выраженных дальнозоркости, близорукости или астигматизме.

Существует еще анизометропическая амблиопия , возникающая у детей с плохим зрением, а именно если разница между силой глаз превышает 3 диоптрия.

Более редко встречающийся вид – обскурационная амблиопия , которую провоцируют препятствия для нормального восприятия световых лучей в виде бельма, катаракты, обширного рубца в результате травмы глаза, поражением глазодвигательных мышц (сужение зрачка – миоз и опущение верхнего века – птоз).

Истерическая амблиопия является единственным в полной мере обратимым видом данного заболевания. Но такой вид более характерен взрослым и развивается вследствие сильных эмоциональных потрясений. Может сочетаться с нарушениями восприятия цвета, с боязнью света, с концентрическим сужением поля зрения и прочими патологиями.

Симптомы

Как правило, о наличии данного заболевания на ранних стадиях больные не подозревают. Исключение составляют дети с выраженным косоглазием, которое видно воочию. Небольшую степень амблиопии практически нельзя определить самостоятельно.

Если же у вашего ребенка есть какое-либо нарушение зрения, необходимо регулярно обследоваться у окулиста, так как вы, наверное уже заметили, что практически все распространенные патологии способствуют развитию амблиопии. Поэтому если существует хоть одна из них, не пренебрегайте лечением, пользуйтесь всеми возможными способами для необходимой коррекции зрения.

Нарушение ориентации в непривычных или незнакомых условиях является проявлением амблиопии. У больных детей часто встречается нарушение координации движений, что делает их неуклюжими или неаккуратными. Еще один симптом – отклонение одного глаза во время чтения или просмотра мультфильмов, при этом возможно, что ребенок будет закрывать неработающий глаз.

Если дети часто поворачивают или наклоняют голову, когда рассматривают интересующий их предмет, то это может быть еще одним симптомом заболевания. Такие дети быстро устают, становятся вялыми, что не может не ускользнуть от внимания родителей.

Если ваш ребенок жалуется вам на появление головных болей во время чтения или других видов деятельности, которые требуют повышения напряжения со стороны органов зрения (конструктор, мозаика, вышивание и прочее), это тоже может послужить дополнительным сигналом о развитии заболевания.

Лечение амблиопии у детей

Традиционный метод лечения амблиопии – это окклюзия, то есть исключение здорового глаза из зрительного процесса. Этот метод является базовым в лечении данного заболевания. Для этой цели используются:

  • специальные пластиковые окклюдоры, которые крепятся к оправе очков;
  • резиновые окклюдоры, которые с помощью присоски крепятся на линзу очков.

Также можно использовать сделанные собственными руками марлевые, тканевые повязки или повязки из кожи или мягкого картона. Окклюзия осуществляется в соответствии с режимом, который предписывает врач. Возможно использование окклюдоров через день, в течение всего дня (снимаются только на ночь), в течение нескольких часов в день.

Режим зависит от возраста ребенка и степени снижения зрения. Чем младше ваш малыш, тем дольше должна длиться процедура окклюзии. В случае четкого и правильного следования советам врача-окулиста, курс лечения методом окклюзии может составлять в среднем от полугода до полутора лет.

Совместно с проведением окклюзии проводится световая стимуляция неработающего глаза по одному из методов: локальное «слепящее» раздражение центральной ямки сетчатки, которое разработал Э. С. Аветисов, или метод последовательных образов, предложенный Кюпперсом.

Выбор методики также осуществляется в соответствии с возрастом ребенка, учитываются особенности его поведения, уровень интеллекта, уровень зрительной фиксации и острота зрения.

Еще в лечении данного заболевания используют электростимуляцию, лазеростимуляцию, фотомагнитостимуляцию. Детям, не достигшим четырехлетнего возраста, с остротой зрения ниже 0,1 можно в домашних условиях проводить засветы, используя вспышку от фотоаппарата.

Данная процедура проводится так: уровень вспышки должен совпадать с уровнем глаз ребенка и находиться от него на расстоянии 50 см, подряд делается 10 вспышек. Такую процедуру нужно проводить дважды или трижды в день, продолжать не менее двух месяцев.

Если ваш малыш быстро утомляется, для первых процедур засвечивания необходимо использование красного фильтра. Для этого подойдет стекло красного цвета, которое следует расположить перед фотовспышкой. Можно просто закрасить стекло фотовспышки красной краской.

Если у вашего карапуза врожденная катаракта, то операцию по ее устранению следует проводить в первые месяцы жизни, иногда ее переносят на более поздний срок (возраст нескольких лет). В случае травматической катаракты также чаще всего назначается операция.

Однако операция не исключает развитие амблиопии в дальнейшем, поэтому необходимо регулярное проведение комплексного обследования зрения, чтобы при необходимости можно было начать своевременное лечение.

Для усиления эффекта от приведенных методик лечения, необходимо проводить для ребенка активные зрительные тренировки. Это могут быть рисование, собирание конструктора с небольшими деталями, пазлов и другие игры, помогающие тренировать мышцы глаза.

Существует также отечественная программа «ЕУЕ» со специально разработанными упражнениями для разработки зрения. Такие игры вызывают интерес у детей и развивают не только зрение, но также и мышление.





error: Контент защищен !!