Проект: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству. Творческий проект "Декоративно-прикладное искусство-вязание чайного сувенира. "

Муниципальное образовательное учреждение МБДОУ Д/С №9 «Теремок»

МО «Барышский район»

Проект

На тему: «Декоративно - прикладное искусство»

в старшей группе

г.Барыш 2017г

Тип проекта: Информационно- практический.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта : Воспитатели, родители, дети старшей группы.

Цель : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием « народное искусство».

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

Расширять представление о многообразии окружающего мира.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.

Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

Актуальность:

В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно- прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.

Предполагаемый результат:

Заинтересованность детей и родителей народным декоративно- прикладным искусством.

Активное участие в осуществлении проекта.

Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.

1 этап - Подготовительный:

Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.

Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

Подбор художественной литературы по теме проекта.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

2 этап - Практический:

Перспективное планирование работы с детьми:

2 – я половина января - Знакомство с городецкой росписью.

Познавательное развитие:

Беседа на тему «Городец»

Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала.

Презентация «Городецкая роспись»

Речевое развитие:

Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце.

Д/и « Составь узор», « Дорисуй узор», « Собери картинку (Городецкий конь)»

Художественно- эстетическое:

Рисование «Городецкая роспись» (11.01)

Рисование «Укрась доску» (20.01)

Февраль – «Золотая Хохлома»

Познавательное развитие:

Рассматривание альбома «Хохлома»

Презентация «Золотая Хохлома»

Речевое развитие:

Чтение: Н. Бедник «Хохлома»,

В. Набоков «Хохлома»,

П. Синявский «Хохломская роспись»,

Разучивание стихотворения Е.Н.Николаевой «Золотая Хохлома».

Социально- коммуникативное развитие:

Д/игра «Найди отличия»,

Д/игра «Дорисуй узор»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование по мотивам Хохломской росписи «Укрась ложку» (02.02)

Рисование «Золотая Хохлома» (15.02)

Март – Матрешка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка. Гжель.

Познавательное развитие:

Беседа «Что такое народная игрушка?»,

Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами.

Беседа «в тереме расписном я живу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.)

Интегрированное занятие «Дымковские чудо- мастера» с применением ИКТ (презентация «Дымковская игрушка») (14.03)

ООД «В гостях у художника» (об искусстве Гжельских художников). (21.03)

Речевое развитие:

Чтение- Моисеева «Матрешки», М.Г.Смирнова «Дымка», «Красная девица», А.Дьякова «Веселая Дымка», В.В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска», «Филимоновская игрушка».

Разучивание стихотворений Е.А.Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели».

Социально- коммуникативное развитие :

Д/игры «Составь узор», «Назови правильно», «Собери Гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку», «Магазин игрушек», «Сравни дымковскую и филимоновскую игрушки»

Художественно- эстетическое развитие:

Конструирование из бумаги дымковских игрушек и роспись их «Барышня», «Индюк».

Рисование «Гжельская ваза» (10.03)

Лепка «Петух» (дымковская игрушка) (27.03)

Лепка «Козлик» (филимоновская игрушка).(13.03)

Народные хороводные и подвижные игры:

«Каравай», «Заря- заряница», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Капканы», «Карусель».

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания»

Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини- музея « Народные промыслы»

3 этап - заключительный:

Создание мини-музея «Народные промыслы».

Список использованной литературы

1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.

3.Вершинина Н., Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр».// Дошкольное воспитание. 2004 №6.

4.Гаранина Н.К. «Приобщение дошкольников к народной культуре»

5. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», 2-е изд..- М. Просвещение, 2006.

6. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании», -М.: Мозаика- Синтез, 2012.

7. Ляпина Л.А. «Народные игры в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, 2009.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок».

П роект

« Народные промыслы »

Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей

группы 5-6 лет №8.

Срок реализации: ноябрь 2016года май 2017 года.

Выполнил а : Иванова М.К.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

- ф ормировать устойчивый интерес к искусству народа России;

- р азвивать художественно-творческие способности у детей;

- ф ормировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; - в оспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

Осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка; -содействовать развитию речи:

Обогащ ать и активиз ировать словар ь , повыш ать его выразительнос ть , разви вать навык и речевого общения в совместной деятельности.

Актуальность

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

4. Диагностика.

Реализация проекта

- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

Рассматривание видов росписи;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Подвижные и малоподвижные народные игры;

Выставк и рисунков и поделок по мотивам народного творчества;

Работа с родителями;

- совместные работы с детьми;

Консультаци и для родителей;

Беседы;

Обогащение предметно-развивающей среды;

Создание презентации к открытому занятию по народно-декорати вному творчеству «Народные промыслы»;

Открытый показ НОД «Народные промыслы»

Заключительный (обобщающий)

Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Подведение итогов.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природ е ; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с родителями:

1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»

2. Консультация « Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»

5. Беседа « Виды народного декоративно–прикладного искусства»

6. Подбор материалов для творчества детей.

7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.

Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:

Организация развивающей среды;

Организация образовательного процесса:

    в совместной образовательной деятельности;

    организация самостоятельной деятельности детей;

    взаимодействие с родителями.

Выбор содержания:

    изготовление поделок из соленого теста;

    рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства ;

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей.С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.

В своей работе использу ю следующие методы и приемы работы:

Дидактические игры;

Пальчиковые игры;

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;

Игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;

Беседы;

Чтение познавательной литературы.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Непосредственная образовательная деятельность

Ноябрь

1 .Д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка,фарфор-Гжель» и т.д.)

Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.

2 .Тема: «Дымковский индюк»(конструирование из бумаги,аппликация)

3. Тема: «Барыня»(рисование,аппликация)

Задачи: воспитывать уважение к истории России.

Декабрь

Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды,разрезные картинки)

1. Тема: «Сине-голубое чудо»(изготовление бумажной посуды,роспись по мотивам гжельских мастеров)

2 .Тема: продолжение «Сине-голубое чудо»

Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искуссву.

Январь

1 .Тема: «Весёлые матрёшки»(ручной труд,аппликация)

Задачи: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров

2.Тема «Матрёшка» (тестопластика)

Задачи: вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве.

Февраль

Д/и «Угадай какая роспись»

Учить узнавать роспись по элементам орнамента.

1 .Тема: «Городецкие букеты»(рисование элементов)

2. Тема: «Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)

Задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к природе;

Развивать чувство формы и пропорций;

Учить детей творчески отражать свои представления о природе.

Март

Разучивание стихотворения Е.А.Николаевой «Золотая Хохлома».

Задачи:развивать устную речь.

1. Тема «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек).

Задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Продолжать учить создавать выразительные образы.

Апрель

Д/и «Назови правильно»

Закреплять знания о народных художественных промыслах.

1. Тема «Лепка дымковского индюка» (тестопластика)

Задачи:

Воспитавать любознательность,самостоятельность,инициативность.

2. Тема «Кувшин» (тестопластика,по мотивам хохломских мастеров)

Задачи:

Воспитавать интерес к изобразительному искусству.

Май

Д/и «Найди отличия»

Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.

1.Тема «Хохломской самовар» роспись силуэта

Задачи:

Закрепить знания о народных промыслах.

Ожидаемые результаты

- з нание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской, городецкой росписи.

- у мение детей ориентироваться в различных видах росписи.

- у мение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

- у родителей повысится общий культурный уровень.

Вывод

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.

Консультаци и для родителей.

Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров -русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Уважаемые мамы и папы!

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.

2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову. Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»

3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и, напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

У вас вместе все обязательно получится!

Желаем успеха и хорошего настроения!

Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Декоративно-прикладное творчество.

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании школьников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий.

Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств.

Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды?

Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности?

Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения. декоративно прикладное творчество.

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство".

Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины. Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня. Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях.

Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность. В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению.

Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество.

Современное русское прикладное искусство Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Виды народного декоративно–прикладного искусства.

«К народным традициям должно быть

величайшее внимание, их надо изучать и

воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.

Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.

1. Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.


2. Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.

3. Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно - голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

4. Жостово. Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – машье, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889 году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести…

5. Дымковская игрушка. Родина - Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.

6. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.

7. Каргопольская игрушка. Игрушка также из глины. Отличается росписью. В цветовую гамму входят черные, темно – зеленые и коричневые цвета. Также изображают людей, любят сельские темы, животных.

Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

Познавательное развитие

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, городецкие игрушки).

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)

Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

Региональный компонент

Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки.

Цель: развивать интерес к фольклору. П/и «Краски», «Коршун»

Литература

-И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки» М. 2009г.

-И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

-И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.

-Н.Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.

- Лыкова И. А. Народное искусство , Москва, издательский дом «цветной мир» , Волгоград, 2014

- Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет» , издадельство «Учитель» , 2014

- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . СПб. Детство-Пресс, 1998.

- Клиенов А. П. Народные промыслы . Москва. Белый город, 2002.

- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . Москва. Просвещение, 1991.

- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (ст. группа) . Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез» , М. 1999.

-Т.Н.Проснякова Уроки мастерства. Учебная литература. 2004г.

-Весёлый самоделкин. М. 1995г.

-В.М.Кудейло Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. М. 2007г.

МОУ Усольская СОШ

проект КРУЖКА

по декоративно-прикладному искусству

«Акварелька»

(для детей младшего школьного возраста)

учитель начальной школы

п. Карьково

Страна, в которой учили бы рисовать так же,

все страны во всех искусствах, науках и мастерстве.

Лепить по заранее подготовленным эскизам на основе традиционных приёмов филимоновской и дымковской игрушек;

Передавать в лепке выразительные формы, сочетать орнамент с формой предмета;

К концу учебного года учащиеся должны знать:

Понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, архитектура, народное искусство;

Доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей своего народа;

Приёмы смешивания красок для получения тёплых и холодных оттенков;

Композиционные основы орнамента;

К концу третьего года учащиеся должны уметь:

Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструкцию, цвет;

В работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета, намечать главное, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;

Разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу;

Решать творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию, на проектирование изделий;

Комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительности образа;

Ожидаемые результаты к концу четвёртого года обучения:

Средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, композиция) ;

Простейшие сведения о перспективе, линии горизонта, точке схода;

Основные средства композиции: высота горизонта, контрасты света и тени, выделение композиционного центра;

Деление цветового круга на группу тёплых и холодных цветов;

Изменение цвета в зависимости от расположения в пространстве;

Названия центров традиционных и художественных промыслов России и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

Приёмы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем);

Анализировать произведения искусства, выражая своё отношение к их содержанию;

Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, цвета;

Выполнять изображения отдельных предметов, используя фронтальную и угловую перспективу; передавать в рисунках свет, тень, блик, падающую тень;

Соблюдать последовательное выполнение рисунка;

Использовать в декоративно-сюжетной композиции художественно-выразительные средства (цвет, пятно, линия и др.,) для передачи характера композиции: статичная или динамичная, симметричная или асимметричная;

Свободно рисовать кистью элементы геометрического или растительного орнамента;

Решать творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию по мотивам народного творчества;

Решать творческие задачи на проектирование изделий с помощью рисунка или технологической карты;

Комбинировать различные приёмы с бумагой для достижения выразительности образа художественной вещи;

7 Новизна разработки состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры – её живая, органичная системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздроблённым мировоспитанием и миропониманием.

Темы занятий программы дают более целостное представление школьникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики, его значения, выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

Программа знакомства ребёнка с декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

    Беседы; Уроки на основе метода интеграции ; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства; Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в поселке; Просмотр видеофильмов; Экскурсии; Дидактические игры; Использование силуэтного моделирования Экспериментирование с различными художественными материалами; Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки. Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах; Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Многие занятия продолжают и расширяют темы, начатые на уроках. Содержанием этих занятий являются такие темы или виды работ, развитие которых на внеклассных занятиях поможет более глубокому освоению школьной программы и расширит возможности учащихся в практическом применении полученных знаний. Примером могут быть занятия, посвящённые рисованию различных предметов, выполнению набросков и зарисовок птиц, животных, людей, различные живописные упражнения. Нашли своё продолжение на занятиях темы уроков: «Народная игрушка», «Народный костюм», «Посуда» и др. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. В отличие от существующих программ и, в данной программе можно выделить 4 раздела: « Основы художественного изображения», « Орнамент - образ эпохи», « Народное искусство России», «Искусство на улицах города и посёлка». Курс знакомит не только с искусством России, но и с искусством других стран. Кроме того, отводится достаточно времени на ознакомление с архитектурными памятниками и постройками, характерных для России и других стран.

1 раздел «Основы художественного изображения» рассматривает народное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества. Это позволяет понять принципы взаимодействия типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.

2 раздел «Орнамент-образ эпохи» знакомит с различными видами орнаментов, с их построением, знакомит с отличительными признаками орнаментов разных стран, раскрывает связи народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. С этой целью выбраны художественные явления тех эпох и стран, искусство которых взаимно питало и обогащало друг друга. Это даёт основание для рассмотрения связей орнаментального искусства с традициями в истории человечества.

3 раздел «Народное искусство России» посвящён народному и декоративно-прикладному искусству России. В разделе широко и многогранно раскрывается художественный образ предмета. Учащиеся учатся овладевать искусством импровизации в рамках народных традиций. Целостное освоение и восприятие народного искусства даёт возможность школьнику ощутить себя частью своего народа.

4 раздел «Искусство на улицах города и посёлка» знакомит подробно с искусством аппликации, бумажной пластики. Школьники узнают о памятниках архитектуры России и других стран. В разделе широко раскрывается знакомство с конструкциями различных предметов.

Тема занятия

Форма проведения

Основные понятия

1.Основы художественного изображения. (5ч)

Цвет. Цвет в передаче состояния времени года, явлений природы. Составление палитры тёплых и холодных цветов. Основные цвета и приёмы их смешивания. Линия, пятно, силуэт. Выразительность линий, силуэта в передаче простейшей формы изображаемых предметов.

Композиция. Передача в композиции смысловой связи в изображаемом сюжете, выделение главного.

Основные и составные цвета. Цветик - семицветик

изобразительная викторина

Передача цвета и формы предмета. Наброски с натуры овощей, фруктов

практическое занятие

Передача движения. Какой бывает дождик

практическое занятие

Силуэт. Натюрморт. Аппликация

Передача характера природы линией и цветом. Осень. Пора плодородия

практическое занятие

2. Орнамент - образ эпохи.(6ч.)

Составление линейного орнамента из форм растительного мира. Аппликация

Орнаментальное искусство. Вечные образы в искусстве. Символика цвета в орнаменте. Явление симметрии в орнаменте. Линейный орнамент (бордюр). Простые схемы построения орнамента, чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета, одинакового цвета и размера, но разной формы.

Рисование в полосе орнамента из форм растительного мира. Линейный орнамент

практическое занятие

Узор в круге. Ось симметрии. Геометрический орнамент

викторина

Орнамент в украшении крестьянской избы Русского Севера. Изображение наличника

практическое занятие

Орнамент в украшении крестьянской избы. Изображение сказочного домика

экскурсия, практическое занятие

3. Народное искусство России.(13ч.)

Элементы городецкой росписи по дереву. Серия упражнений по заполнению формата листа элементами городецкого орнамента (розаны, купавки)

Практ. занятие

Народная игрушка. Знаки-символы солнца, земли, света и воды в произведениях народных мастеров.

Дымковская игрушка: повтор отличительных элементов геометрического орнамента, вариации главных мотивов орнамента.

Импровизация по мотивам городецкой росписи. Роспись спинки детского стульчика.

Разработка серии эскизов - импровизаций по мотивам народной росписи по дереву (Городец) для декорирования разделочной доски, коробочки

Практ. занятие

Декоративное панно с характерными элементами Городца (аппликация). Коллективная работа.

Выставка

Игрушка- произведение искусства. Игрушки из дерева, глины, соломы.

Матрёшка: элементы орнамента загорской матрёшки.

Городецкая роспись по дереву: повтор главных элементов (розаны, купавки, птицы). Импровизации с использованием колорита Городца и отдельных приёмов росписи.

Злементы росписи загорской игрушки. Импровизация по мотивам росписи матрёшки

Глиняная игрушка. Элементы дымковского оорнамента

Практ. занятие

Дымковская глиняная игрушка. Импровизация по мотивам. Лепка и роспись.

Практ. занятие

Народная игрушка. Аппликация. Коллективная работа

Презентация)

Упражнения в рисовании птиц - мотивов городецкого орнамента

Практ. занятие

Украшение ларцов по мотивам городецкой народной росписи. Коллективная работа

4.Искусство на улицах города и посёлка. (10 ч.)

Форма здания и фантазия. Создание макетов фантастических конструкций

Азбука бумажной пластики. Развитие эстетических представлений и творческого опыта в работе с бумагой. Аппликация. Знакомство с техникой аппликации народных мастеров. Моделирование(сгибание, складывание, вырезание).

Образ здания и его назначение. Конструирование здания с определённым образом

Презентация

Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Конструирование из бумаги силуэтов и парусов для двух флотов: доброго и злого

Беседа. Конкурс

Выражение намерений, целей через украшение. Украшение парусов и кораблей двух флотов: доброго и злого.

Выставка

Характер и ритм объёмов. Конструирование макетов современного города

Презентация

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.

В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Цели и задачи программы

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
  • Познакомить с различными видами декоративной росписи.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены на педсовете и утверждены директором школы.

Примерный тематический план

1 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Беседа о декоративно прикладном искусстве

Виды и структуры орнаментов.

Стилизация природных форм.

2 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Работа с природными материалами.

Рельефы из бумаги. Конструирование.

Шрифтовая композиция.

3 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Папье-маше.

Работа с бисером.

Мозаика из яичной скорлупы.

Роспись по ткани.

4 класс (34 часа )

1 класс (34 учебных часа)

В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.

Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.

Занятие 2. Виды и структура орнаментов.

Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.

Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.

Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.

Материал: фломастеры, бумага.

Занятие 3. Стилизация природных форм.

Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.

Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.

Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.

Материал: глеевые ручки, бумага.

Занятие 4. Народные художественные промыслы.

Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.

Цель: знакомство с художественными промыслами России.

Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.

Материал: гуашь, бумага, кисти.

Занятие 5. Стилизованная роспись по твердому материалу.

Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.

Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы камня.

Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.

Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.

Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.

Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.

Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.

Занятие 7. Работа с природными материалами.

Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.

Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.

Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.

Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.

Занятие 8. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.

Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.

Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием семетричности. Применение в практической работе теоретических знаний.

Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

2 класс (34 учебных часа)

Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Занятие 1. Работа с природными материалами.

Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.

Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.

Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.

Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.

Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.

Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.

Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.

Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.

Материал: бумага, ножницы, картон, клей.

Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.

Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.

Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.

Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.

Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.

Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.

Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.

Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.

Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.

Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.

Занятие 5. Шрифтовая композиция.

Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображение с использованием шрифта.

Цель: расширить кругозор учащихся. Познакомить с некоторыми видами шрифтов.

Задача: Научить грамотно, компоновать, стилизовать и вырезать отдельные элементы шрифтов.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Занятие 6. Коллаж.

Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.

Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.

Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.

Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.

Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.

Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.

Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.

Материал: бумага, ножницы.

3 класс (34 учебных недели)

В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – мозаика из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.

Занятие 1. Папье-маше.

Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.

Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.

Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.

Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.

Занятие 2. Работа с бисером.

Плетение элементов. Практическая работа.

Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.

Материал : бисер разных цветов, проволока.

Занятие 3. Мозаика из яичной скорлупы.

Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.

Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.

Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.

Материал: скорлупа, клей, картон.

Занятие 4. Роспись по ткани.

Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.

Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.

Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв.

Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.

Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.

Цель: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования.

Задача: Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию, макет здания.

Материал: бумага, картон, ножницы, клей.

4 класс (34 учебных недели)

В четвертом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. По итогам изучения программы четырехлетнего обучения создают самостоятельную работу с применением изученного материала.

Занятие 1. Мозаика.

Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.

Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.

Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.

Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.

Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.

Задача: Решение композиции плаката.

Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.

Занятие 3. Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.

Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.

Цель: Развитие образного мышления и творческого представления. Закрепить навыки конструирования из бумаги.

Задача: применить на практике навыки конструирования, приобретенные за время обучения.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Занятие 4. Итоговая работа.

Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения.

Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.

Материал: по выбору учащихся.

Предполагаемые результаты:

По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь стилизовать природные формы.
  • Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.
  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  • Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
  • Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

Список литературы

  • Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  • Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  • Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
  • Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
  • Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
  • Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
  • Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
  • Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  • Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
  • И. А. Дворкина , Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.




error: Контент защищен !!