Характеристика лекарственных растений флоры кубани. Исследовательская работа тема: Лекарственные растения Краснодарского края. Лекарственные растения Краснодарского края: фото и описание

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского

муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край

Кубановедение


1-4 классы

«Лекарственные растения

Краснодарского края»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кулешова Любовь Давыдовна

2015 год


Кубановедение.1-4 классы

Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»

Цели урока :

1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях

Краснодарского края.

2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.

3. Прививать любовь к родному краю, природе.

4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.


Оборудование:

1.Иллюстрации лекарственных растений.

2.Карточки для работы в парах и группах.

3.Рецепты приготовления фиточая.

4.Ноутбук, медиапроектор, экран.

Планируемые результаты:

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:

Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.


Учитель . Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Примерные ответы учащихся:

Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.


Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.

Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?

Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)

Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

Дети: Наблюдал, наверное, за животными.

Учитель : Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения

Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать!


5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях .

Учитель : С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2

Его внешний вид.

Какую пользу приносит это растение?

(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).

1-й ученик - Крапива

2-й ученик - Зверобой

3-й ученик - Мать-и-мачеха

4-й ученик – Лопух

5-й ученик – Ромашка

6-й ученик - Подорожник

Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.

Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.

Слайд № 7

Лекарственные растения

кустарники деревья травы

Какие части растений используются для лечения?

Дети перечисляют.

Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.

Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:


    • - корни, корневища, клубни

    • - почки, листья

    • - кора, цветы

    • - плоды, семена

6. Работа по учебнику на странице 20-21

Учитель: Угадайте, что это за растение ?
Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.

Почему подорожник назван великим путешественником?

Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?


Учитель: Угадайте, что это за растение?

Хоть и жжётся,

Но красива,
Всем известная ….. (крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.

Дети читают.

А почему крапива обжигает?

Каковы целебные свойства крапивы?

Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов .
6. Работа в парах.

Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.

Слайд № 11
Лекарственная ромашка

Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12

Мята перечная

Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.

Слайд №13
Лопух

Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.

Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.

Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
1. Собирать утром, когда высохла роса.

2. Растения должны быть чистыми.

3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.

4. Цветки – в начале цветения.

5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.

6. Корни, корневища – весной и осенью.

7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.

А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?

Ответы учащихся : Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16

Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.

Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения . Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.

Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.

Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?

Ответы учащихся:

Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.

Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили , вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2

Задание:

В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.


Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?

Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия

Ответим на вопросы, оценим себя.

Сегодня на уроке:
1.Я узнал …

2.Меня удивило …

3.Я научился …

4.Я смогу …


Учитель: Спасибо, ребята, за урок.

Домашнее задание (по выбору учащегося)


  1. Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.

  2. Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:

  1. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.

  2. Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.

  3. Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет - ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Приложение №1

Карточка 1.




И спользование

Карточка№ 2


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

Карточка№ 1
Использование лекарственных растений


Название лекарственного растения

И спользование

Плоды шиповника

при ослаблении организма

Мать-и-мачех а

при кашле

Ландыш

при заболеваниях сердца

Крапива

для роста волос

Лопух

листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме

Корень одуванчика

улучшает аппетит

Чистотел

для прижигания бородавок

Рецепты фиточая


Мать-и-мачеха обыкновенная

Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.

Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.

Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.

Лопух большой


Народные названия: репей, репейник. Используемые части: корень.

Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.

Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.

Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
Крапива


Используемые части: трава, семена и корневище.

Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.

Ромашка аптечная


Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.

Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают , прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.

Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.

Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим

Подорожник


Подорожник - старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.

Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.

Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.

Цели урока:

  • познакомить с лекарственными растениями Краснодарского края;
  • рассказать о лечебных свойствах растений;
  • учить детей бережно относиться к богатствам нашего края;
  • формировать представление о многообразии растений;
  • воспитывать культуру поведения в природе;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  • карточки с названиями растений;
  • экспонаты из школьного музея (рушники с вышивкой);
  • гербарий;
  • раздаточный материал для кроссворда;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: (Слайды 1-10 Приложение 2)

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(Дети хором) – природа.

Учитель: Растения окружают нас. Зачем они нужны человеку?

(Питание, одежда, строительство, предметы быта и т.д.) Растения украшают нашу жизнь. Часто люди изображают растения в своих художественных произведениях, украшают ими свою одежду.

В нашем школьном музее много экспонатов народной кубанской вышивки, украшенных растительным орнаментом или цветами. Вот несколько образцов вышивки.

Сегодня на уроке мы поговорим о небольшой частице природы. О какой группе растений пойдет речь, вы должны догадаться сами.

3. Работа над новой темой.

Учитель. У вас на столах лежат чистые листки бумаги. Вы должны записать названия растений, о которых мы будем рассказывать.

– Что вы знаете об этом растении?

Валериана лекарственная (Слайд 11 Приложение 2). Ценным лекарственным сырьем являются корневища с выходящими из них корнями. Валериана и ее препараты применяются в качестве успокаивающего средства при возбуждении и бессоннице.

Василёк (Слайд 12 Приложение 2). В медицине используют краевые цветки василька как легкое мочегонное средство. В народной медицине – при желтухе и при глазных болезнях.

Фиалка (Слайд 13 Приложение 2). Применяют при простудных, желудочно-кишечных заболеваниях, для заживления ран, язв, фурункулов.

Хмель Слайд 14 Приложение 2). Применяют для улучшения пищеварения, при неврозах и бессоннице, как успокаивающее средство. Используют для лечения при болезнях почек, печени и желчных путей.

Ромашка (Слайд 15 Приложение 2). В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки.

Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.

Учитель. Некоторые всем нам знакомые растения (фрукты, ягоды) тоже являются лекарственными.

Грецкий орех (Слайд 16 Приложение 2). Плоды используют при атеросклерозе, склерозе головного мозга и гипертонии. Околоплодники и листья в виде настоя принимают внутрь как вяжущее и глистогонное средство, а также от некоторых кожных заболеваний.

Арбуз (Слайд 17 Приложение 2). В народной медицине арбузную мякоть или сок часто дают для утоления жажды при лихорадочных состояниях, для этой же цели специально готовят арбузное “молоко”: толченые семена арбуза растирают в холодной воде. Используют в диетотерапии, при анемии, как сильное мочегонное средство.

– Где вы встречали это растение?

Пеларгония (герань) (Слайд 18 Приложение 2). Настойка пеларгонии помогает от болей в сердце, при гастритах, бронхитах. Отвар этого растения помогает в качестве полоскания при стоматитах и ангине. Листок герани помогает при простуде уха. Пеларгония хорошо помогает при стрессах, неврозах и бессоннице.

Учитель. Комнатные растения тоже могут обладать лечебными свойствами и применятся в народной медицине.

Хлорофитум (Слайд 19 Приложение 2). Главная особенность растения – очищение воздуха от вредных микроорганизмов.

Каланхоэ перистое (Слайд 20 Приложение 2). Применяют при кашле, ангине, фурункулезе. При ревматизме и глубоких порезах, может облегчить зубную боль и улучшить аппетит.

Сенполия (фиалка) (Слайд 21 Приложение 2). Обладает противовоспалительным действием, применяется для лечении бронхита и коклюша.

Традесканция (Слайд 22 Приложение 2). Заживляет раны, порезы, царапины. Быстро останавливает кровь, уменьшает опухоль и размер синяка.

Алоэ (Слайд 23 Приложение 2). Применяется при близорукости и воспалении век. Используется для лечения бронхиальной язвы, болезней желудка, фарингитах. Как общеукрепляющее средство.

Золотой ус (калиссия) (Слайд 24 Приложение 2). Применяется для лечения язвы желудка и бронхиальной астмы. Используется при сахарном диабете, заболеваниях сердца.

– Какова тема нашего урока кубановедения?

4. Физкультминутка.

Если я называю травянистое растение – нужно присесть, кустарник– развести рука в стороны, дерево – поднять руки вверх. А если не растение – захлопать в ладоши.

5. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Соотнеси названия растений с их изображениями”.

(На доске названия растений и рисунки. Нужно составить пары.)

Дети рассказывают о растениях.

Береза
Ежевика
Клевер
Василек
Ромашка
Смородина
Цикорий
Хмель

2) Работа в парах.

Кроссворд.

  1. Малина
  2. Земляника
  3. Крапива
  4. Ландыш
  5. Подорожник
  6. Тысячелистник
  7. Одуванчик
  8. Ромашка

Учитель показывает растение из гербария, дети записывают название в кроссворд на карточке.

– Для чего нужен гербарий?

Учитель: Где используют гербарий? (В школе, в музее.)

В краеведческих музеях обязательно имеется экспозиция, посвященная растениям данной местности.

– Какое слово у вас получилось в кроссворде?

Дети. Лекарство.

6. Подведение итогов урока.

– О каких растениях мы говорили на уроке?

– Назовите их.

– Как нужно собирать растения для лечения?

Увидел молодой росток – не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –
На этом месте вырастет целебная трава.
Лес зеленый охраняй, никого не обижай!
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай.
Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!

Использованные материалы:

  1. Материалы сайта http://1september.ru
  2. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия/Лебедева А. Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г.
  3. Редкие и исчезающие растения Кубани/С. А. Литвинская, А. П. Тильба, Р. Г. Филимонова

Пояснительная записка

к уроку кубановедения

Коптева Светлана Викторовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ№2

Староминского района Краснодарского края

2. Информация об уроке:

предмет: Кубановедение

класс: 2 класс

Учебник – тетрадь по кубановедению:учебное пособие для 2 класса автор Е.Н.Еременко

1 час в неделю

Тема: «Лекарственные растения Кубани».

11-ой урок по программе.

Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Кубани; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; развивать связную речь детей; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать интерес к природе родного края.

Оборудование: презентация «Лекарственные растения Кубани», высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав.

Ход урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний учащихся

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки

И коротки, и колки (ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту (сосна ).

Русская красавица

Стоит на полянке:

в белом сарафане,

в зелёном полушалке. (берёза ) .

Красненька матрёшка, беленько сердечко. (малина ) .

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет.

(чёрная и красная смородина ) .

- Как это всё назвать одним словом? (растения )

    Работа по теме урока

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего Краснодарского края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?

Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?

Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Кто назовет тему сегодняшнего урока? Что узнаем и чему научимся на уроке?

Слайд 2.

Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

Слайд 3.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги. (подорожник)

Слайд 4.

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником?

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Работа с текстом Рабочей тетради стр. 20

Слайд 5.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Слайд 6.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? У кого на парте аптечная упаковка со сбором ромашки? Прочитайте, при каких заболеваниях применяется эта трава?

Слайд 7.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (крапива)

Слайд 8.

Давайте познакомимся с её целебными свойствами.

Слайд 9.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Одуванчик – первенец весны, его считают сорняком, но это не так.

Слайд 10.

Желтый одуванчик – луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи, и одуванчик накроется зеленым «платочком». Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешествен ник!

Из одуванчика варят мед и варенье. Из корней одуванчика делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже ле карственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней. Отвар из листьев одуванчика способствует повышению силы и снимают усталость. Отвар из листьев одуванчика применяют при лечении желудка, кожной сыпи.

- На что похожи одуванчики? (На золотые шарики, на солнце, на желтых цыплят)

Слайд 11.

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой ! ( мать-и-мачеха)

Слайд 12.

Настоем мать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

Слайд 13.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Слайд 14.

Из нее делают многие лекарства, и вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах, и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.

Слайд 15.

Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,

Кто же их не знает…
(ноготки)

Слайд 16.

Из календулы готовят настойки и мази. Препараты из цветочных корзинок применяют наружно для лечения ожогов, длительно не заживающих ран, для полоскания полости рта и горла при стоматите и ангине. Календулу рекомендуют при сердечных заболеваниях, заболеваниях печени и желчных путей, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите, гипертонии.

Слайд 17.

Вышли в поле пастушки,

За спиной у них - мешки,
А мешочки-котомочки

На тугой тесёмочке. (пастушья сумка)

Слайд 18.

На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.

Слайд 19.

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. (полынь)

Слайд 20.

Название этого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”?

Слайд 21.

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

Слайд 22.

Тысячелистник очень полезен для пищеварительной системы, он стимулирует аппетит, улучшает пищеварение и всасываемость веществ. Благодаря вяжущим свойствам, тысячелистник рекомендуется при диарее и дизентерии, в качестве кровоостанавливающего средства. Антисептические и противовоспалительные свойства помогают лечению инфекций и воспалительных процессов, таких как гастрит и энтерит. Отвар из тысячелистника стимулирует функцию печени, тысячелистник проявляет полезные и целебные свойства при лечении простуды и гриппа.

Слайд 23.

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (чистотел)

Слайд 24.

Чистотел применяют для лечения многих заболеваний: нарушений функции печени, желчного пузыря, желудка, кишечника, почек; воспалений носоглотки и ротовой полости, мочевыводящих путей; гипертонии, аллергии и даже рака.

Больше всего людям, далёким от народной медицины, известно о том, что чистотел с успехом применяют в лечении кожных болезней и проблем: удаляют папилломы, бородавки, лечат экземы, прыщи, грибковые заболевания, псориаз.

Слайд 25.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Слайд 26.

Желтый цвет, дыряв листок,

но, как доктор Айболит

всех излечит, исцелит.

Слайд 27.

О зверобое говорят, что он помогает от 99 болезней.

Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть.

Мы познакомились только с некоторыми лечебными растениями, а всего их на Кубани более 160 видов. Еще очень много лекарственных растений можно найти на Кубани на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

2. Правила сбора лекарственных растений.

1) Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2). Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3). Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4). Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5). Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6). Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7). Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

IV .Рефлексия:

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

V .Итог урока.

VI .Домашнее задание : Задания в Рабочей тетради стр. 22 -23.

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

ст-цы Новолеушковской Краснодарского края.

«Лекарственные растения Краснодарского края».
Внеклассное мероприятие.
Макаренко Виктория Владимировна,

учитель биологии.

ГКОУ школа-интернат ст-цы Новолеушковской

Краснодарского края.

Занятие подготовлено для учащихся 5 класса коррекционной школы.
Цели занятия:


  • знакомство с разнообразием лекарственных растений родного края;

  • формирование у учащихся ценностного отношения к окружающему миру и понимания важности мер по охране растений.

Образовательные задачи:


  • расширять знания, полученные на уроках природоведения;

  • формировать умения сравнивать и обобщать;

  • расширять словарный запас учащихся;

  • обучать пониманию иносказательных выражений через использование пословиц, загадок, народных названий растений;

  • осуществлять межпредметные связи.

Развивающие задачи:


  • развивать внимание;

  • развивать наблюдательность;

  • развивать творческое воображение на примерах произведений устного народного творчества.

Воспитательные задачи:


  • воспитывать любовь к родному краю;

  • воспитывать потребность в добром, гуманном отношении ко всему живому;

  • осуществлять эстетическое воспитание учащихся посредством знакомства с литературными произведениями кубанских поэтов, через искусство фотографии;

  • проводить профилактику утомляемости через использование приёмов поддержания работоспособности.

    Оборудование урока:


    • презентация «Лекарственные растения Краснодарского края»;

    • гербарный материал;

    • коробки с лекарственным сырьём;

    • Листы заданий для учащихся.

    Ход занятия.
    1.Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня встретиться с вами. Я думаю, наша совместная работа будет интересной и мы добьёмся хороших результатов.
    2.Вступительное слово учителя.

    Прекрасна природа Кубани! Пройдитесь по её полям,садам, лесам, паркам и скверам! Это настоящее чудо!

    Даль степей сквозная,

    Гор простор орлиный -

    Сторона родная,

    Край наш тополиный.

    В. Подкопаев.
    Это фрагмент из стихотворения кубанского поэта. Всего несколько строчек, и перед нами портрет родной земли. Жемчужиной России называют нашу землю. Кубань - край вольных степей, широких полей, камышовых плавней и тихих речек, роскошных гор, омываемых теплым морем. Ученица читает стихотворение.

    Кубань моя, за все спасибо,

    За хлеб и соль, за силу трав.

    Живя с тобой, я так счастлива,

    И кто поверит, будет прав.

    Природа Кубани необыкновенно разноообразна. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности, как на Кубани. В лесах растут липа, дуб, каштан, тисс и многие другие растения. А вот Азово-Кубанская низменность - это сплошная степь, превращенная в поля.


    «Разнообразие растительного мира всегда неудержимо привлекало к себе человека и тем сильнее, чем ближе стоял он к природе». (А.П.Левицкий).

    Растения-целители, которыми врачевали от недугов, исстари почитались особо и получили название «зелёной аптеки». «Зелёная аптека» многие столетия была главным поставщиком лекарств. Услугами ее и сейчас пользуется медицина. Не случайно о травах складывались легенды. Как отголоски седой старины сохранились сказочные образы трав.
    3.Формулирование темы занятия.

    Мы отправимся в мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, народные приметы и легенды, а также исторические факты, связанные с этими растениями и, конечно, конкурсы. Лекарственными свойствами часто обладают растения, которые растут рядом с нами. Просто мы не знаем о чудодейственных особенностях самых обыкновенных трав, кустарников и деревьев. Оглянитесь вокруг! Многие из них давно наши соседи: крапива, одуванчик, подорожник, лопух, тысячелистник, спорыш... Сегодня мы с вами поговорим о тех лекарственных растениях, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи. Тема нашего занятия «Лекарственные растения Краснодарского края».
    4.Изложение материала.

    Кубанские казаки с давних времен обладали уникальными знаниями о растениях и практическими навыками их использования. Самое широкое распространение в народной медицине получило использование лекарственных растений, т. к. состав лекарственного сырья на Кубани всегда отличался большим разнообразием.

    Для лечения и предотвращения болезней казаки использовали самые различные средства. От кашля пили отвар из меда, ягод калины и свиного жира. Из растений готовились мази и настойки. К нарывам, ранам прикладывали печеный горячий лук, листья подорожника со сметаной, чистотел. Мозоли лечили клеем, который образуется на фруктовых деревьях. При воспалении легких на ночь жевали листья алоэ. При ревматизме народная медицина предписывала отстегать себя ветками крапивы. Расстройство желудка лечили отваром из коры дуба и конского щавеля. Использовали тысячелистник, мать-и-мачеху, подорожник, листья сирени и многое другое.

    Стоит выйти за порог школы, и мы тут же встречаемся со всем многообразием целебных растений. Не все они ярки и привлекательны. Мы часто их не замечаем, безжалостно вытаптываем. Порой мы даже не знаем о том, что растение у нас под ногами - лекарственное. А ведь это наша «скорая первая помощь». Ученик читает стихотворение.

    Я не степью хожу - я хожу по аптеке,

    Разбираясь в ее травяной картотеке.

    Беспредельная степь, бесконечная степь,

    Ты природой написанный странный рецепт.

    С.Кирсанов.

    Чтобы правильно использовать лекарственное растение, важно не только точно знать, как оно выглядит, но как и когда его надо собирать. Растения обладают наибольшей целебной силой в определенное время года и в определенные месяцы. Пройдемся с вами по временам года.

    Весна! Пробуждение природы от зимнего сна. Первые лучи весеннего солнца только-только стали пригревать землю. Кое-где еще лежит снег, а пригорки густо покрылись небольшими золотистыми цветами, словно застывшими солнечными брызгами.


    Отгадайте загадку. Ответ впишите в свой Лист заданий.

    У реки, на лугу

    Босиком на снег у

    Первые цветочки -

    Желтые глазочки.

    (мать-и-мачеха)
    Простенькие, но милые цветы мать-и-мачехи раньше всех других украсят землю и распахнут лучистые цветки навстречу солнцу. Народные названия мать-и-мачехи: мартовский цветок, песчаный цветок,пожарный салат, дядюшкины листья.

    ^ Вы можете применять мать-и-маче х у при кашле, насморке, ангине.
    Отгадайте загадку.

    Посмотрите, вьюга какая

    В середине жаркого дня!

    И летят снежинки, сверкая,

    На цветы, на траву, на меня.

    (одуванчик)
    Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал нектар пчелам, девушкам - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.

    ^ Вы можете употреблять корни одуванчика при кожных болезнях. Листья этого растения - прекрасное витаминное средство для весенних салатов.
    Отгадайте еще одну загадку.

    Ах, не трогайте меня,

    Обожгу и без огня.

    (крапива)
    Другим витаминным растением является крапива. Все ее знают. Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не обжигался ею. У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы - ведьм и русалок. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы. Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят салаты, супы. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжелые годы испытаний. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.
    Я цветы обходил стороной.

    Их считал за ненужное диво.

    Я искал те места, где крапива

    Неприступной стояла стеной.
    Обжигаясь зеленым огнем,

    Обрезал ей колючие ножки.

    Необычного цвета лепешки,

    Обжигаясь, мы ели потом.
    А сейчас я любитель цветов.

    Улыбаюсь любому счастливо.

    На задворках стоит крапива,

    Словно память тех грозных годов.

    В.Сергин.
    Жигалка, стрекучка, жгучка - это всё имена, которыми на Руси наградили крапиву. Много существует пословиц и поговорок о ней. Давайте прочитаем.

    Одна крапива заменяет семерых врачей.

    Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.

    Крапива молода, а уже кусается.

    Какую траву и слепой знает?

    Крапиву используют и как лекарственное, и как пищевое растение. Она поможет вам при истощении, поможет восстановиться после болезни. А еще настой крапивы поможет укрепить волосы.

    Лето, ах лето! Обожаемое школьниками время года! Над цветами порхают бабочки, жужжат пчёлы, хлопочут шмели. Зацветает и благоухает липа. У многих народов липа считалась священным деревом. На Кавказе срубить и сжечь липу считалось величайшим проступком. Ее старались высадить вокруг церкви. До сих пор некоторые старинные церкви утопают в зелени старых лип. На липу вешали иконки и образки. Существовали поверья, что именно на липе чаще всего появлялись чудотворные иконы.

    ^ Применить липовый цвет вы можете при простудных заболеваниях.

    Недавно в нашей школе появилась липовая аллея. Пока это еще маленькие хрупкие деревца. Пройдет время, вы окончите школу. А когда снова захотите сюда вернуться, вас встретит аллея из роскошных деревьев.

    Выполните задание: вставьте пропущенное название растения.


    Высокие травы-муравы,

    растете вы,

    на славу!

    Зеленые скинув рубашки,

    Белеют - желтеют ….... .

    В.Бакалдин.

    По народным поверьям считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

    ^ В народной медицине издавна настоем ромашки промывали раны, полоскали рот и горло при ангине.
    Календулу в народе называют «невеста лета». Из-за необычной формы семян календула имеет еще одно название - ноготки. Цветки календулы раскрываются с восходом солнца и закрываются на ночь.

    Цветки этого растения обладают мощным действием против микробов. А если вы посеете календулу между рядами земляники, капусты, лука, чеснока, рядом с гладиолусами и флоксами, это поможет уберечь овощные и цветочные культуры от многих болезней. А сами ценным сырьем на зиму запасётесь.


    Физкультурная минутка.

    Выполнение махов руками, поворотов головой и туловищем.

    Степные просторы,

    Высокие горы,

    Два ласковых моря -

    Всё это Кубань.

    Родная станица,

    Открытые лица,

    Густая пшеница -

    Всё это Кубань.

    И хутор, и город

    Живут без раздоров,

    Имеют свой говор -

    Всё это Кубань.

    Не смотрят здесь хмуро,

    Не ходят понуро.

    Своею культурой

    Гордится Кубань.

    В.Д.Нестеренко «Кубань»

    (отрывок)
    Цикорий - небо в чашечке цветка. Что такое цикорий? Имя этого ярко-голубого цветка означает «заходящий за поля».


    Солнцем выжженное поле

    Под лучами спит спокойно,

    Синий цвет - то там, то тут,

    Странные цветы вокруг:

    Будто бы ромашки

    Надели синие рубашки.

    Цикорий своим небесно-голубым цветением знаменует наступление полного лета. Есть даже такая народная примета: «Если зацвёл цикорий - солнце в зените». Наверное поэтому цикорий порой называют в народе «солнцева сестра».

    ^ Используют корни цикория, но заготавливать их лучше осенью. Корень используется как заменитель кофе. Листья можно добавлять в салаты.
    Давайте выполним задание, которое называется «Шиворот-навыворот». Переставьте буквы так, чтобы получилось название растения.
    КВАИСЛЁ
    ЛАИАМН
    Василёк. ^ Настои василька применяют при заболеваниях почек и мочевого пузыря.

    Малина. Ягоды малины в виде настоя вы можете применять при простудных заболеваниях. В свежем виде можно есть ягоды в любом количестве: они очень приятны на вкус и содержат множество полезных веществ.
    Выполните задание. О каком растении идёт речь?


    Путника друг,........ ,

    Скромный, зеленый листок.

    Ты на порезанный палец

    Влажной заплаткою лег.

    Путника друг, …..... ,

    Многим из нас невдомек,

    Что отыскалось лекарство

    Тут же на тропке, у ног.

    У дорог растет невзрачный цветок подорожник. Легенда о происхождении этого растения очень печальна. Однажды ночью молодая девушка отправилась в лес, чтобы встретиться со своим возлюбленным. Всю ночь девушка ждала и с надеждой прислушивалась к доносящимся звукам. Но только уханье сов и вздохи ветра среди деревьев доносились до ее слуха. Горько плачущая девушка легла на краю дороги, и вскоре ее сердце перестало биться. Ранним утром, когда солнце только взошло, вокруг тела девушки выросли зеленые всходы. Потом пробились бледные цветки. Вечером тело девушки превратилось во множество мелких цветков. До сих пор эти цветы растут вдоль дорог, словно ожидая возлюбленного, который никогда не придет.

    Редкий травяной сбор оказывается без подорожника. В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

    Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, пищеварительной системы. Но наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах и порезах.
    Скромную пастушью сумку знают все. Встрече с ней мы рады далеко не всегда. Часто она без спроса поселяется на наших огородах. Пастушья сумка любит превращения: мелкие беленькие цветочки, собранные в зонтик, после цветения оказываются на длинной кисти. Растение не случайно получило название: его сильно сплюснутые плоды напоминают сумку или кошелек.

    ^ Пастушья сумка помогает при кровотечениях, нарушениях работы кишечника. Листья и молодые побеги употребляют в пищу: добавляют в салаты, в жареное мясо.

    «Топтун-трава» - растение с поразительной устойчивостью к вытаптыванию. И люди по ней ходят, птица и скот на ней пасутся, даже машины ездят, а ей все нипочем. Называется эта трава горец птичий, или спорыш. А легенда о спорыше такая. Пошла старая колдунья в горы за травами. Смотрит, навстречу ей поднимается из долины маленькая зеленая травка. Стала колдунья ее расспрашивать, а травка и жалуется: совсем вытеснили ее люди, все луга распахивают, все заросли корчуют, совсем ей житья не стало, и решила она уйти подальше в горы. Призадумалась колдунья и придумала, как досадить людям. Уговорила она травку вернуться. «Но теперь, - сказала она, - ты будешь заселять поля и огороды, сады и клумбы, человек будет изгонять тебя, но у него ничего не получится». Как сказала колдунья, так и случилось. Что уж человек ни делал, изгнать упрямую травку не смог. И призадумался человек: а нельзя ли ее приспособить себе на пользу. И придумал. Оказалось, что она способна дарить здоровье больным и служить кормом для животных.

    ^ Спорыш можно применять при различных кожных заболеваниях, для лечения ран и ушибов.
    А теперь я хочу предложить вам посмотреть видеоклип с песней «Цветы луговые». Музыку к ней написал кубанский композитор Г. Пономаренко. В клипе вы узнаете многие растения из «зелёной аптеки».
    Наступает осень.

    Осень желтая, осень дождливая,

    До чего ты порой хороша!

    От туманов и инея синяя -

    Ты вступаешь в права, не спеша...

    Осень желтая - очень прощальная -

    За моря улетающих птиц

    Журавлиная песня печальная -

    Для лугов, для полей и криниц.

    Н.Иващенко «Осень».


    На фоне желтеющей и опадающей листвы горят огнем гроздья калины. Для славянских народов калина всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья. По старинным обычаям калина считалась непременной участницей свадебного обряда, ею украшали свадебный каравай. Из цветов калины девушки плели венки, вышивали ее цветы и плоды на полотенцах.

    ^ Сок из плодов в смеси с медом рекомендуется при кашле.

    О каком растении говорится в стихотворении?

    На зорьке румяной

    …........ проснулся.

    Он каждым листочком

    К заре потянулся.

    А зорька к нему

    Потянулась в ответ,

    Бутоны окрасила

    В розовый цвет...

    Т.Голуб.
    Есть легенда на Кубани. Парень и девушка полюбили друг друга, но станичный атаман решил, что красавица обязательно станет его женой. Чтобы разлучить любимых, он отправил молодого казака на военную службу, а в попытке сломить девичью гордость запер девушку в сарае. Долго пробыла она в плену, но однажды ей удалось бежать. Однако погоня была все ближе, и тогда превратилась девушка в цветущий куст шиповника. Вот уже атаман с подмогой, в ярости от того, что не может догнать беглянку, сломал ветку, но тут же цветущая ветка покрылась шипами и вонзилась ему в кожу. С тех пор шиповник является символом верности и вечной любви.

    ^ Шиповник - важнейшее витаминное растение нашей флоры. В его плодах витамина С несравненно больше, чем в каких-либо других растениях.
    Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые надо знать. Следует избегать сбора растений у автомобильных дорог, в местах, обработанных ядохимикатами, возле крупных заводов. Там обычно растения содержат много вредных веществ.

    Если вы увидели одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его нельзя. Нельзя рвать лекарственные растения и в тех местах, где их очень мало. К сожалению, многие лекарственные растения нынче стали редкостью. Например, известная вам «кошачья травка», о которой вы, конечно же, слышали, но мало кто из вас видел в природе.

    «Кошачья травка» -

    Больным поправка:

    Корешок в аптечку,

    Чтоб помочь сердечку.

    (валериана)

    В 1994 г. вышла в свет «Красная книга Краснодарского края». В неё занесены редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. Среди них есть и растения, применяемые в народной медицине. Это цикламен, морозник, тимьян, тис, красавка и другие. Растения, занесённые в «Красную книгу», нельзя заготавливать, даже если это ценное лекарственное сырьё.

    Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно нужно оставить несколько экземпляров и обязательно крепких. Всегда берите столько растений, сколько вам нужно, не больше. Сушить надо собранные растения на воздухе в тени. Ни в коем случае растения нельзя перепутать! Собранные растения должны быть без грязи, песка. Иначе их нельзя будет использовать, и получится, что вы сорвали растения зря.

    Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов. Частыми переселенцами из леса являются ландыш, земляника, душица, чабрец, сосна, берёза. Украшают наши палисадники шиповник, калина и календула.
    5.Упражнения для закрепления изученного.

    1) Задание «Стоп-кадр». Узнайте лекарственное растение по фотографии.




    2) Укажите стрелками народное название каждого растения.
    ^ КРАПИВА ТОПТУН- ТРАВА
    КАЛЕНДУЛА СОЛНЦЕВА СЕСТРА
    ПОДОРОЖНИК СТРЕКУЧКА
    СПОРЫШ НЕВЕСТА ЛЕТА
    ЦИКОРИЙ ПОРАНЧИК
    6. Выводы.


    • Мир лекарственных растений Кубани чрезвычайно разнообразен.

    • Необходимо чётко знать, какие растения собирать, когда это надо делать.

    • При сборе трав надо соблюдать меры по охране и восстановлению числа растений.

    • Многие лекарственные растения можно выращивать на огородах и в палисадниках.
    7. Задание на дом.

    Для ребят, живущих в семьях.

    Выясните, какие лекарственные растения встречаются возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши приёмные родители.

    Для ребят, живущих в интернате.

    Подумайте, из каких лекарственных растений можно было бы создать в школе «Лекарственный огород».
    8. Подведение итогов.


    1. Ребята, понравился ли вам урок?

    2. Что вам запомнилось по-особенному?

    3. В своих Листах заданий укажите, как вам удавалось работать (хорошо - отлично, трудно - легко).

    4. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами М. Пришвина:

      «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

      Человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

    Использованная литература.

    1. О.В.Матвеев «История кубанского казачества». 5 класс. Изд. «Традиция», 2007 г.

    2. С.А.Литвинская, А.П.Тильба, Р.Г.Филимонова «Редкие и исчезающие растения Кубани». Краснодарское книжное издательство, 1983 г.
    Интернет-ресурсы.

    1 .
    1. У реки, на лугу,

    Босиком на снегу

    Первые цветочки -

    Жёлтые глазочки.
    2.Посмотрите, вьюга какая

    В середине жаркого дня!

    И летят снежинки, сверкая,

    На цветы, на траву, на меня.
    3.Ах,не трогайте меня,

    Обожгу и без огня.
    4. Высокие травы-муравы,

    растете вы,

    на славу!

    Зеленые скинув рубашки,

    Белеют - желтеют ….... .

    В.Бакалдин.
    5. Путника друг,........ ,

    Скромный, зеленый листок.

    Ты на порезанный палец

    Влажной заплаткою лег.

    Путника друг, …..... ,

    Многим из нас невдомек,

    Что отыскалось лекарство

    Тут же на тропке, у ног.
    6.Задание «Шиворот-навыворот».

    КВАИСЛЁ
    ЛАИАМН
    7. На зорьке румяной

    …........ проснулся.

    Он каждым листочком

    К заре потянулся.

    А зорька к нему

    Потянулась в ответ,

    Бутоны окрасила

    В розовый цвет...

    Т.Голуб.
    8.Укажите стрелками народное название каждого растения.
    КРАПИВА ТОПТУН- ТРАВА
    КАЛЕНДУЛА СОЛНЦЕВА СЕСТРА
    ПОДОРОЖНИК СТРЕКУЧКА
    СПОРЫШ НЕВЕСТА ЛЕТА
    ЦИКОРИЙ ПОРАНЧИК
    Мои успехи на уроке.

Информационная служба ст.Новопокровской

, Кубани

стр.1: Лекарственные растения Краснодарского края
Советуем:
стр.2: Лекарственные растения Краснодарского края
стр.3: Лекарственные растения Краснодарского края
стр.4: Лекарственные растения Краснодарского края
стр.5:
стр.6: Лекарственные растения России
стр.7: Лекарственные растения России
стр.8: Названия лекарственных растений (А-Г)
стр.9: Названия лекарственных растений (Д-К)
стр.10: Названия лекарственных растений (Л-Я)

Лекарственные растения, которые произрастают по всему Краснодарскому краю, а также на склонах Большого Кавказа и в степях Кубани.

Аир обыкновенный .
Многолетнее травянистое растение. Используется для улучшения пищеварения, при желудочно-кишечных заболеваниях.
Алтей лекарственный .
Многолетнее травянистое растение. Используется как противовоспалительное, отхаркивающее средство.
Барбарис обыкновенный . Ветвящийся кустарник. Используется при холецистите, желчнокаменной болезни, хроническом гепатите.
Белена черная . Двулетнее озимое растение. Используется в качестве спазмолитических и болеутоляющих средств. Белена чёрная ядовита.
Берёза. Листопадное дерево. Используется в качестве мочегонного и желчегонного средства. Препараты чаги (гриб) используют при гастрите и при злокачественных опухолях желудка, лёгких и других органов.
Боярышник кровяно-красный . Высокий кустарник. Препараты боярышника (настойка цветов, экстракт плодов) применяют как кардиотоническое средство, при фукциональных расстройствах сердечной деятельности, сердечной недостаточности.
Бузина чёрная. Кустарник. Цветки обладают потогонным, мочегонным, вяжущим, и слабым дезинфицирующим свойствами. Настой цветков применяют при простуде, как потогонное. Наружно их используют для полоскания при воспалительных заболеваниях полости рта и горла.
Василёк синий . Однолетнее или двулетнее растение. Используют как лёгкое мочегонное средство при заболеваниях почек и мочевого пузыря.
Горец перечный. Однолетнее растение. Используется как кровеостанавливающее средство при маточных кровотечениях, а также при геморрое.
Горец птичий (спорыш). Однолетнее растение. Используется как кровеостанавливающее средство.
Горицвет весенний . Травянистый многолетник. Используется для лечения хронической сердечной недостаточности, невроза сердца, бессонницы и эпилепсии.
Девясил высокий . Многолетнее травянистое растение. Используется в качестве отхаркивающего средства при заболеваниях дыхательных путей, а также для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Диоскорея кавказская . Многолетняя травянистая двудомная лиана. Используется препарат диоспонин. Он уменьшает содержание холестерина в крови и понижает артериальное давление.
Дуб обыкновенный. Листопадное дерево. Используется отвар дубовой коры для полоскания полости рта, зева, глотки и гортани.
Дурман обыкновенный . Однолетнее растение. Препараты из него в основном применяют для лечения бронхиальной астмы. Высоко ядовитое растение.
Дурнишник обыкновенный . Однолетнее растение. Применяют при заболеваниях щитовидной железы, эндемическом зобе (недостаток йода).
Зверобой продырявленный. Многолетнее травянистое растение. Препараты обладают вяжущими и противомикробными свойствами.
Калина обыкновенная. Кустарник или маленькое дерево. Препараты из коры калины понижают кровяное давление. Плоды усиливают сокращение сердечной мышцы. Плоды содержат аскорбиновую кислоту, после мороза их употребляют в пищу.
Коровяк густоцветковый. Двулетнее травянистое растение. Применяют настой венчиков коровяка как отхаркивающее, мягчительное и вяжущее средство при кашле. Для смягчения воспалительных явлений слизистых оболочек полости рта, зева, пищевода, желудка и кишечника.
Крапива двудомная . Многолетнее, травянистое, двудомное, ветроопыляемое растение. Препараты крапивы применяют внутрь как кровеостанавливающее и повышающее свертываемость крови средство. Наружно свежие листья крапивы применяют для лечения нагноившихся ран и варикозных хронических язв. При выпадении волос. Используется в пищу.
Календула обыкновенная . Однолетнее растение. Принимают внутрь как противовоспалительное и антисептическое средство при заболеваниях печени и желчного пузыря.
Ландыш майский . Многолетнее травянистое растение. Настойку и экстракт травы ландыша применяют при неврозах сердца, а также при недостаточности сердечной деятельности. Применять с осторожностью.





error: Контент защищен !!