Манса Муса: богатейший человек в истории. Цивилизации долины Нигера (Ваккури Юха)

Правление Канку Мусы, или мансы Мусы (1312–1337 гᴦ.), и правление двух его преемников знаменует расцвет Мали. Завоевания Сундиаты, упроченные территориальными приобретениями Сакуры, поставили под прямую или косвенную власть Мали большинство стран, лежащих в саванне от устья реки Гамбии на западе до границ хаусанских государств на востоке. Племена туарегов на юге Сахары, народы золотоносных районов, сонинке и сонгаи, торговые города на Нигере – всœе повиновались владыке Ниани.

Манса Муса был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Важнейшей причиной распространения его славы за пределы Черной Африки был хадж, который он совершил в Мекку в 1324 ᴦ. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру и прежде всœего арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна.

Все арабские авторы подробно описывают это путешествие, сильно поразившее воображение современников, особенно каирцев. Малийский правитель вез с собой около 10 или 12 т золота для оплаты путевых расходов. Он вступил в Каир, сопровождаемый множеством богато одетых рабов, каждый сзолотым слитком, в руках. Малийское золото, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Благодаря богатствам мансы Мусы цена на золото в Каире упала и потребовалось 12 лет, чтобы цены в данном важнейшем торговом центре начали стабилизироваться.

Когда Манса Муса вернулся из Мекки в Мали, его сопровождали учителя ислама, ученые, знатоки шариата͵ музыканты и торговцы. Οʜᴎ установили прочные экономические и культурные связи между Египтом и Мали к выгоде обоих государств. Уроженец Гранады ас-Сахели, будучи на службе у мансы Мусы, построил в Томбукту мечети, а также королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане – ʼʼсахелъскомуʼʼ, или ʼʼстилю мансы Мусыʼʼ. К этому времени относится и учреждение университета Санкоре в Томбукту. В XV–XVI вв. он готовил образованных людей для всœего Западного Судана. В Томбукту была богатейшая библиотека мусульманской литературы. А город Дженне отличался знаменитыми каналами, не уступавшими по красоте венецианским. Хирурги здесь умели удалять катаракту и производить операции куда лучше, чем их европейские коллеги того времени.

При мансе Мусе, во времена наивысшего расцвета Мали, государство простиралось с востока на запад от лежавшей в пустыни Тадмекки до побережья Атлантики, а на юге – до пояса влажных тропических лесов, то есть включало в себя территории современных Сенегала, Гамбии, Гвинœеи, Мавритании и Мали. Древнее Мали было в свое время самым могущественным государством Западной Африки.

Богатство Мали определялось тремя важнейшими факторами. Прежде всœего тем, что в стране находилась часть золотых копий Западного Судана. Во-вторых, манса Муса контролировал важнейшие караванные пути Западной Африки. И, наконец, в годы правления мансы Мусы в Западном Судане царил мир.

Отчасти мир зависел от размеров войска Мали: у царя было 100тыс. пехоты и 10 тыс. конницы. В тоже время на мирную ситуацию влияла терпимость властелина, которую часто прославляют в хрониках. Манса Муса стремился сохранять хорошие отношения с малыми народами своей страны, особенно с теми, которые имели значение для экономики государства, а также с сосœедями.

Поскольку Мали (как и Гана) не было однонациональной страной, единство государства крайне важно было сохранять с помощью сильной государственной власти. В этом манса Муса преуспел больше, чем его преемники. Невозможно точно определить, какую долю в организацию управления внес Сундиата и какую – Муса Арабские хронисты склонны относить всœе заслуги в данном отношении на долю Мусы. Историки нашего времени – в первую очередь африканские – склонны подчеркивать роль Сундиаты как создателя правительственной системы. Во всяком случае, манса Муса правил страной с помощью сети доверенных чиновников. Во главе земель стояли фарба, агородов и деревень – мокрифи.Все вместе они составляли систему центрального управления, в котором абсолютной властью пользовался царь.

Основной ячейкой мандингского общества была большая патриархальная семья, в которую включались рабы и вольноотпущенники. Несколько таких патриархальных семей объединялись в сельскую общину – дугу. В общинах далеко зашел процесс имущественной дифференциации. Господствующее положение занимали старейшины патриархальных семей, затем следовали старейшины отдельных семей. Свободные земледельцы и ремесленники считались рядовыми членами общины.

На низшей ступени общинной иерархии стояли рабы. Οʜᴎ делились на несколько категорий исходя из своего правового положения. Большинство рабов были военнопленные. Рабство не было вечным состоянием. Каждое последующее поколение рабов постепенно приобретало права, приближавшие их к положению свободного общинника. Но даже вольноотпущенники на практике оставались неполноправными членами общины. Это не исключало возможности для вольноотпущенников и даже рабов занимать высокое служебное положение не только в общинœе, но и в государственном аппарате.

Рядовые общинники, рабы и вольноотпущенники в течение пяти дней в неделю обрабатывали землю патриархальной семьи. Остальные два дня они обрабатывали свои собственные или выделœенные им главой семьи наделы, урожай с которых шел в их пользу. В этих случаях положение раба не отличалось от положения рядового общинника.

Право распределœения земли между членами общины принадлежало главе большой патриархальной семьи. В его пользу отчислялась часть урожая, доходов от охоты, рубки леса и пр.
Размещено на реф.рф
Это были наиболее распространенные повинности. Сосредоточение в руках старейшин права распоряжения землей, судебных и жреческих функций определяло господствующее положение этой группы в социальной жизни Мали.

Экономическое могущество общины и ее положение относительно других общин зависели от качества и размеров занимаемой земли, от количества рабов и, наконец, от ее расположения на караванных торговых путях. Экономическое неравенство между общинами приводило к возвышению одних и к зависимому положению других.

Политическое могущество и личная власть глав родов опирались на военные отряды из рабов и клиентов, составлявших гвардию. Начальники военных подразделœений рабской гвардии назначались также из рабов. Постепенно они приобретали всœе большую власть над старейшинами. Гвардия рабов играла существенную роль в политике государей.

Хозяйство в средневековом Мали носило натуральный характер.
Размещено на реф.рф
Наличие в малийской сельской общинœе ремесленников (кузнецов, плотников, кожевников, ювелиров, ткачей) не вызывало крайне важно сти торгового обмена с другими общинами, так как во всœех этих общинах характер производимых продуктов был однотипным. Местные внутренние рынки существовали, но они ограничивались рамками небольших районов.

Широкое развитие приобрела в Мали внешняя торговля. Это была главным образом транзитная караванная торговля золотом, солью, рабами, а также медью и кожами. Внешняя торговля сосредоточена в руках относительно небольшой группы лиц в нескольких крупных городах. Томбукту и Дженне были важнейшими торговыми центрами государства Мали и пунктами сосредоточения ремесленного производства.

Ремесленники занимались гончарным делом, прядением и ткачеством, выделкой кож и щитов, изготовлением долбленых лодок. Ремесленники составляли особую группу Населœения. В соответствии с их специализацией они объединялись в довольно замкнутые касты со своим особым управлением.

В городах находились колонии-посœелœения североафриканских купцов, проповедников и мусульманских правоведов. Οʜᴎ обычно жили в отдельных кварталах и пользовались самоуправлением.

Многие считают, что история хоть сколько-нибудь цивилизованной Африки до прихода европейцев ограничивается древним Египтом и исламским Магрибом. Но это не так. К югу от Сахары тоже существовали высокоразвитые, цивилизованные государства. Одной из таких держав была империя Мали, которая существовала в VIII-XV веках. Ее власть в моменты наибольшего величия распространялась на обширные территории современных Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Буркина­-Фасо, Мали, Нигера, Нигерии и Чада.

Пик развития этой державы пришелся на правление манса (западноафриканский титул, равный императору) по имени Муса из династии Кейта, который правил империей Мали с 1307 года по 1332 год. Этот мудрый и справедливый правитель считается богатейшим человеком в истории - его состояние в пересчете на современные деньги оценивается примерно в 400 миллиардов долларов.

Путь на престол

Государственность Мали существовала довольно долго - примерно с VIII века н.э. Об этом периоде известно мало. Мы лишь знаем, что до начала XIII века Мали находилось в положении вассала другой крупной региональной державы - империи Гана. Но в 1076 году берберское государство Альморавидов разрушает Гану. Она распадается на множество маленьких племенных вождеств и княжеств, ни одно из которых не может претендовать на абсолютное лидерство. Но примерно в 1200 году талантливый Сундиата, глава рода жрецов-кузнецов Кейта, объединяет вокруг себя народ мандинке, и создает сильную державу. Мали покоряет окрестные государства и превращается в империю.

Сундиата Кейта создает динамично развивающуюся державу, экономика которой построена на транссахарской торговле золотом и солью, которых в западной Африке было очень много. Соль в те времена была предметом роскоши и продавалась за цены, сравнимые с ценами на драгоценные металлы. Из Мали в исламский и христианский миры поступали две трети всего объема золота и половина всего объема поваренной соли. Так что у империи Мали было целых два дорогостоящих товара, которые с удовольствием покупали арабы и продавали в дальние страны.

После Сундиаты Мали правили 8 царей. Многие из них приходили к власти путем дворцовых переворотов и заговоров. Но страна продолжала развиваться. Девятый правитель Мали Абубакар II отрекся от престола, построил многотысячный флот, и уплыл исследовать Атлантику. Но из плавания так и не вернулся. Некоторые историки полагают, что он приплыл в Америку, но доказательств этому нет. В 1312 на трон взошел его визирь, внук Сундиаты Муса Кейта, при котором Мали достигло пика величия.

Золотое путешествие

Исследователи полагают, манса Муса правил мудро и справедливо, покровительствовал ученым и поэтам. Но он бы не вошел в историю, если бы на 12 году правления не совершил паломничество в Мекку. Многие в исламском мире знали о богатстве Мали, но хадж Мусы раскрыл его подлинные масштабы. Император взял в путешествие более 12 тонн золота, которое щедро раздавал каждому встречному. По разным оценкам его сопровождало от 60 до 80 тысяч слуг, солдат и наложниц.

Логистика путешествия была отлажена так, что даже в самом центре Сахары Муса каждый день обедал океанической рыбой и свежими фруктами, которые ему подавали на льду и. Однажды жена повелителя захотела освежиться - и слуги вырыли ей бассейн прямо в пустыне, наполнили его водой из бурдюков, в которой искупалась императрица и 500 ее служанок.

В каждом городе, где султан был в пятницу, он распоряжался построить мечеть. Каждый день он освобождал одного раба. Арабские источники воспевают не только его богатство и щедрость, но и великодушие и праведность. Но манса Муса принес на Ближний восток и проблемы. Все это золото, которое он раздавал направо и налево, обесценило стоимость драгоценного металла в исламском мире на долгие годы, из-за чего сильно выросли цены.

Мали после хаджа

Путь обратно в Мали обернулся злоключениями. Экспедиция потеряла по крайней мере треть всех людей и верблюдов. Но император благополучно вернулся домой. Во время путешествия манса Муса потратил огромную часть казны государства. Но это не было шагом безумной расточительности, а осмысленным вкладом в престиж. Правители, которые увидели эту роскошную экспедицию, были счастливы заключить с императором Мали торговый договор.

А еще Муса привез с Ближнего Востока множество ценных специалистов: богословов, архитекторов и поэтов. Они составили основу огромного исламского научного комплекса, который был построен в Томбукту. Этот город становится культурным центром всей западной Африки. Самый известный из специалистов, привезенных во время этой экспедиции в западную Африку - это андалусийский архитектор испанского происхождения Ас-Сахили. Он построил несколько великолепных мечетей в Томбукту и заложил основания для уникального западноафриканского архитектурного стиля, который назвали его именем.

Но после смерти манса Муса в 1332 году, в Мали начался период стагнации. Дети Мусы не были так талантливы и умны. При его сыне, Магане I, войско народа моси разграбило и сожгло Томбукту. Постоянные набеги соседних племен, династические дрязги, расточительность и развращенность политической элиты приводят к закату империи.

Уже к концу XIV века прежде восхищенные арабские географы вообще перестают упоминать это государство в своих трудах. От империи отделяются провинции, которые становятся независимыми государствами. Одно из таких новых государств - Сонгай, к XV веку становится новым региональным лидером. Сонгай, туареги, другие враждебные княжества и племена окружают страну со всех сторон. И хотя еще в XVI веке султан Мали еще правит небольшой территорией, жители которой существуют вполне зажиточно, это - лишь тень того великого африканского государства, которое построил манса Муса.

Африканский верховный правитель Муса Кейта I считается самым богатым человеком всех времен и народов — богаче, чем можно описать.

В 14 веке он правил империей Мали с богатейшими природными ресурсами, среди которых первое место занимало золото.

Муса Кейта I пришел к власти в 1312 году. При коронации ему присвоили титул мансы, то есть верховного правителя. В те далекие времена большая часть Европы голодала и погрязла в пучине гражданских войн, однако многие африканские царства были на вершине своего могущества.

За время правления манса Муса значительно увеличил границы своей империи. Он присоединил город Тимбукту и восстановил власть над Гао. Его владения простирались на более чем 3 тысячи километров.

На этих просторах сейчас полностью или частично находятся Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия и Чад.

Остальной мир смог приблизительно оценить размер его огромного состояния в 1324 году, когда он отправился на паломничество в Мекку, проехав около 6 тысяч километров. Хадж был далеко не дешевым мероприятием.

Его караван простирался за горизонт. Летописцы описывают десятки тысяч солдат, гражданских лиц и рабов, а также множество верблюдов и лошадей, перевозящих огромное количество золотых слитков.

Во время остановки в Каире он потратил столько золота и пожертвовал так много денег беднякам, что вызвал огромную инфляцию! Городу потребовались годы, чтобы полностью восстановиться от валютного кризиса.

Благодаря этому экстравагантному путешествию манса Муса оказался на карте.

В 1375 году его изобразили на Каталонском атласе — одной из самых важных мировых карт средневековой Европы.

При этом материальные богатства не были единственной заботой короля. Будучи истинным мусульманином, он проявил особый интерес к городу Тимбукту, урбанизировав его путем строительства школ, мечетей и крупного университета.

Он также построил легендарную Джингереберскую соборную мечеть в Тимбукту, изображенную ниже, которая сохранилась до сих пор.

Манса Муса умер в 1337 году, его царствование продолжалось 25 лет. Богатое наследие мансы сохранялось в течение нескольких поколений. Но и по сей день остались мавзолеи, библиотеки и мечети — безмолвные свидетели золотого века в истории Мали.


Пока в XIV веке Европе сотрясалась от междоусобных войн, нападений турок и черной чумы, в Западной Африке процветала империя Мали . Тогдашний правитель манса Муса имел состояние, которое сделало его самым богатым человеком всех времен и народов.




Манса Муса стал известен всему миру, благодаря хаджу (паломничеству) в Мекку, который он совершил в период между 1324-1325 гг. Через пустыню шел караван, состоящий из 10 тысяч солдат, 30 тысяч гражданских лиц, 12 тысяч рабов и 500 глашатаями, сообщающими о приближении царя. Естественно такой огромный караван требовал немалого содержания, поэтому, согласно историческим хроникам, с собой в путь манса Муса взял более 12000 кг золота и ни в чем себе не отказывал.



Пересекая Сахару, правитель каждый день имел у себя на столе свежеприготовленную рыбу и овощи. Их подвозили гонцы. К тому же исполнялись все причуды жены Мусы. Однажды Ниериба Конде пожелала искупаться в бассейне. 8700 рабов тут же стали рыть песок, и на утро царица и 500 девушек из ее свиты уже плескались в бассейне, наполненном водой из бурдюков.



Паломничество манса Мусы продолжалось около года. В каждом городе, который правитель проезжал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Муса раздавал золото беднякам, покупал товары за непомерно высокие цены. От этого в крупных городах Каире, Медине и Мекке на последующие 10 лет произошла девальвация золота. На обратном пути домой манса Муса заимствовал золото в крупных размерах и под большие проценты. Это единственный случай в истории, когда один человек регулировал цены на золото.



Основным средством пополнения казны государства Мали в то время были добыча золота и соли. К счастью, правитель заботился не только о себе, но и благополучии своего народа. Во время своего правления манса Муса привел государство к процветанию. Повсюду строились мечети, был создан крупный университет, библиотека. Правитель был терпим к тем, кто не принимал ислам и поклонялся языческим богам. Это еще одна немаловажная причина стабильности государства.



Правление манса Мусы называют «золотым веком» для Мали. По исследованиям 2012 года манса Муса занял первое место среди 25 самых состоятельных людей в истории, опередив Рокфеллера и Ротшильдов. Его состояние оценили в 400 млрд. американских долларов.
К сожалению, так сложилось, что в Африка видела больше жестоких правителей, чем лояльных и мудрых. В XX веке в Центральноафриканской республике правил

Когда говорят о богатых людях, вы, скорее всего, думаете, о Билле Гейтсе, Рокфеллере, Уоррене Баффете, Карлосе Слиме или семье Ротшильдов. Но, по единогласному мнению историков, самым богатым человеком, когда-либо жившим, был мусульманский правитель Мали манса Муса.

Слово «манса» означает «король, правитель». Манса Муса правил Малийской империей в период с 1312 по 1337 гг. и привлек внимание европейцев и арабов после своего ставшего знаменитым хаджа (паломничества) в Мекку в 1324 году.

По современным оценкам, во время этого ритуального путешествия, пересекая многие страны, мансе Мусе выпало распорядиться 400 миллиардами долларов! По пути в Мекку он не скупился давать закят бедным и строить дома и мечети.

В те времена в состав Малийской империи входили такие государства, как Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия и Чад. Эта огромная империя простиралась на две тысячи миль от Атлантического океана на западе до озера Чад на востоке.

Паломничество в Мекку

Вскоре после того, как Муса принял бразды правления после Абу Бакри II в 1312 году, он, как благочестивый мусульманин, начал приготовляться к паломничеству. За годы подготовки к хаджу манса Муса использовал полезные знания и ресурсы своей богатой земли. Малийские ученые помогали спланировать паломничество. Манса Муса был хорошо подготовлен и много знал о городах, через которые ему придется проложить свой путь в Мекку. По прошествии 12 лет он был готов.

В 1324 году манса Муса отправился в паломничество и взял с собой тысячи служащих (по некоторым данным около 60 000). С ними отправилось более 80 верблюдов, груженных 300 фунтами золота и другими необходимыми товарами. Путь им предстоял длиной более четырех тысяч километров.

В сопровождении мансы Мусы было 1200 рабов, и каждый нес золотое украшение. За время путешествия были сделаны остановки в египетских городах Александрии и Каире, где он привлек к себе огромный интерес арабов и европейцев. Передается, что по своей доброте и щедрости он отдал большую часть своего золота тем бедным, которых повстречал на улицах Каира и Александрии, а каждую пятницу в местах остановок он закладывал строительство мечети на протяжении всего пути до Мекки.

В то время его государство находилось на пике развития, поэтому и процессия была внушительной: Мусу сопровождали до 60 000 человек, а также стада верблюдов и других животных. Все вместе они везли несколько тонн золота, которое правитель щедро раздавал беднякам на всем пути до Мекки или обменивал на сувениры.

Последствия его щедрости давали о себе знать еще многие годы спустя в Египте, Мекке и Медине, так как все это привело к падению местных экономик из-за снижения цены на золото.


Вскоре манса Муса стал одним из самых известных людей в арабском мире и в Европе. О нем, африканском золотом короле, слагали рассказы и итальянские купцы, и египтяне. Все это принесло мансе Мусе такую славу, что он был особо отмечен на географических картах арабов и европейцев. Одна из таких карт хорошо сохранилась до настоящего времени - древняя итальянская карта.

Влияние его поездки

Возвращаясь домой, манса Муса взял с собой много арабских ученых, архитекторов и управляющих, чтобы они помогли ему построить знаменитые теперь исторические здания, которые находятся в городах Гао и Томбукту (Тимбукту). Томбукту стал известным научным, культурным и процветающим торговым городом в те годы. Город, в который люди из Европы, Азии и Северной Африки стремились попасть, чтобы учиться, заниматься торговлей и просто жить.

Томбукту́ - город на севере центральной части Мали, в 13 км к северу от реки Нигер. Томбукту достиг экономического расцвета в 1312-1337 гг. и был интеллектуальным и исламским духовным центром. Первые описания города были сделаны в 1353 году. Томбукту до сих являются важнейшим культурным наследием исламской цивилизации.

Забавная история: один из потомков пророка Мухаммада…

Забавная история: один из потомков пророка Мухаммада отправился в Томбукту, чтобы учить там малийских мусульман, но сам не прошел вступительные экзамены для обучения в медресе. Ему было сказано учиться еще три года, чтобы получить возможность стать студентом университета Томбукту.

Наследие арабских и андалузских архитекторов состоит из нескольких шедевров, таких как Джингереберская соборная мечеть, которая является частью университета Томбукту. Она является одной из частей трех медресе (Джингеребер, Санкоре и Сиди Яхья), входящих в состав университета и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исламская наука получила огромный толчок к развитию благодаря поездке мансы Мусы, так как множество новых медресе и библиотек строились и росли вместе с исламским знанием. В то же время исламские лидеры и соседние королевства увеличили обмен торговли, стало доступно общение и обмен знаниями между учеными, вместе чаще стали встречаться и собраться поэты… Все это сделало Томбукту центром исламской духовности, знаний и торговли в Африке.

После смерти мансы Мусы в 1337 году мансой стал его сын Магхан. Но его правление длилось не так долго. Нападения со стороны Марокко и царства Сонгаи вскоре привело к крушению этого великого исламского королевства.

Интересный факт: манса Муса упоминается в компьютерной игре Civilization IV , е





error: Контент защищен !!