Лецитин для развития головного мозга. Детские витамины с лецитином



Несколько дней назад я опубликовала письмо Анны, с ее трогательной историей про нее саму и ее маленькую дочь.

Кто пропустил, возвращайтесь обязательно в пост !

Пост просто взбудоражил всех. Все спрашивали, что же конкретно принимала Анна, чтобы заполучись желанный "овал лица лисичкой" и что она давала своей дочери, чтобы добиться таких результатов!

Честно говоря, понятно было, что речь идет о моей схеме бадов и беспокоить человека и трясти конкретный список мне было не очень удобно. Я даже сделала приписку к посту об этом, что нет в этом смысла. А потом поставила себя на место девчонок, которые это читали, подумала, про желанный овал личиской (образ этот впечатлил и меня) и поняла, что нужно спрашивать и рассказывать конкретно...

Так вот, что рассказала Анна. Сама она принимала все из . Вот цитирую коммент Анны по этому поводу: "Я пью почти всё с таблицы Марины, кроме Трифалы и Шатавари, к сожалению, мне не пошли, сбилось всё, хотя терпела пару месяцев, думала встанет на место, но увы. Остальное нежно люблю". Про результаты Анны - во посте про плохие гены. Скоро будет пост с ее фотографиями!!! Анна оказалась невероятно обаятельной девушкой !!! Я даже, признаться, не ожидала.

А результаты ребенка - стали решаться проблемы с развитием речи и - прекрасные кудри вместо жиденьких детских волос!

Я не решалась попросить у Анны фотографии, но Анна сама предложила прислать фото. Я была потрясена!

Нижние два фото - это ДО бадов (сентябрь 2014 года). Верхние 2 фотографии - это вот этот Новый год.

То есть это результат, полученный за несколько месяцев !!! Все воспитатели в садике выпытали уже у Анны ее список бадов для волос дочери!

Причем Анна пишет: "Никаких причёсок, манипуляций с волосами не проводилось, волосы после сна в обед расчёсаны и всё, не завивались ничем. Вот так бады нам вернули кудрявою красоту!!! Жирные себорейные корки ушли в прошлое. Раньше голову мыли каждый день, и всё равно у корней сало, видно даже на фото, сейчас два раза в неделю."

Даже я, апологет бадов, была потрясена, поэтому пишу этот внеочредной, немного сумбурный, может быть, пост...

Ну, пусть будет так, потому что схему бадов для детей я бы не скоро еще, может, решилась дать, а тут у нас будет уже какая-то база. Да и этот пост будет ответом на много-много вопросов по поводу детей...

Итак, список того, что давала Анна ребенку. Я опубликую его как есть, но я дам там свои комментарии, т.к. там есть препараты, которые, на мой взгляд, лучше обойти стороной.

Кроме того, там есть ряд препаратов, которые были нужны ребенку Анны, но не нужны, скорее всего, вам, поэтому я их тоже отметила.

Дальше. Для улучшение мозговой деятельности Анна давала дочери GABA, холин и инозитол. Анна использовала взрослые препараты, поэтому я тут совершу маленькую подмену и дам вам препарат, который все это содержит и рассчитан специально для детей от 4 лет - Buried Treasure, Средство для усиления концентрации внимания . Там же есть и DMAE. На этот препарат собирается переводить ребенка и сама Анна - как раз сейчас это мы с ней обсуждали.

Это препарат для улучшения обучаемости детей, также используется он для коррекции поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности .

Курс - 4-6 недель. Не стоит сочетать с другими мозговыми тониками. Мультивитамины на время приема этого препарата лучше взять , чтобы по хрому не было перебора или Nature"s Plus, Жевательные таблетки для детей с мультивитаминами в форме животных .

Курс полезных бактерий - 2 месяца, через месяц перерыва - еще 1 месяц приема.

Дозировку пробиотика для детей смотрите в описании на сайте и на упаковке.

Клетчатка - постоянно. Дозировку - высчитывайте, в соответствии с возрастом!

Анна дает дочери курсом 2 месяца как дополнительная мера против атопического дерматита. Всем это не нужно, т.к. цинк есть и в мультивитаминах.

В раннем детстве и впоследствии, в период активного роста, детский организм нуждается в адекватном поступлении витаминов, микроэлементов и других полезных веществ, в том числе лецитина.

Лецитин прежде всего необходим для мозга, нервной системы и клеточных мембран, сердечно-сосудистой системы, печени, почек, для нормальной деятельности органов желудочно-кишечного тракта.В целом лецитин оказывает положительное действие на все системы организма, в том числе обеспечивая устойчивость иммунной системы.

Лецитин, получаемый в детстве, определяет ёмкость памяти взрослого человека, а также устойчивость организма к нарушениям, связанным с процессами старения.

Дефицит лецитина у детей может проявляться по-разному :

Психо-эмоциональные нарушения и нарушения нервно-психического развития (повышенная раздражительность, плаксивость, снижение функциональных возможностей ЦНС);
- расстройства когнитивных функций (снижение параметров памяти, внимания, мышления, успеваемости);
- снижение двигательной активности (повышенная утомляемость, усталость);
- дисбаланс в физическом и психоэмоциональном развитии у ребенка и др.

Прием лецитина - это полезное дополнение к рациону питания любого ребенка.

В наиболее удобной форме он предлагается разными брендами:

серия ДОППЕЛЬГЕРЦ от немецкой компании Queisser Pharma (биодобавка ДОППЕЛЬГЕРЦ® АКТИВ Лецитин–Комплекс);
серия СУПРАДИН от немецкой компании Bayer (новинка : гель с лецитином и бета-каротином СУПРАДИН КИНДЕР)
серия ДОКТОР ТАЙСС от немецкой компании Doctor Theiss Naturwaren (инд.заказ : сироп (раствор) для детей с лизином и лецитином МУЛЬТИВИТАМОЛ);
лецитинсодержащие БАДы российского производства (новинки : витаминный гель ЧЕРНИКОЕЖКА , биодобавка ЛЕЦИТИН КА).

Особенности состава и применения показаны в таблице:

препарат состав возраст
ДОППЕЛЬГЕРЦ® АКТИВ Лецитин–Комплекс лецитин, витамины группы В,
фолиевая кислота
с 14 лет
СУПРАДИН КИНДЕР растительный лецитин,
витамины А,.С, Е, группы В
с 3-х лет
ЧЕРНИКОЕЖКА лецитин, йод, экстракт черники,
витамины А, D, Е, группы В
с 3 лет
ЛЕЦИТИН КА растительный лецитин, без ГМО
с 3 лет
МУЛЬТИВИТАМОЛ растительный лецитин, лизин,
витамины А, D, Е, С, группы В,
содержит сахарный сироп
с 2 лет

ЛЕЦИТИН КА будет полезна при нарушении функций центральной нервной системы, повышенной возбудимости, при усиленных физических и нервных нагрузках, когда расход лецитина особенно велик. БАД способствует улучшению памяти; эффективен для повышения концентрации внимания; повышает восприимчивость к знаниям; улучшает эмоциональную сферу; уменьшает нервную возбудимость и раздражительность ребенка. Удобная форма в гранулах.

ЧЕРНИКОЕЖКА гель важен для роста и укрепления иммунитета, здорового обмена веществ; для ускорения интеллектуальной деятельности, укрепления памяти, улучшения внимания и повышения восприимчивости к обучению, а также для укрепления зрительного аппарата и хорошего зрения.

СУПРАДИН КИНДЕР гель (сменил ранее выпускавшийся Биовиталь Киндер гель) эффективен для укрепления иммунитета, в целях профилактики гриппа и ОРВИ; полезен при витаминной недостаточности, отставании в росте, в период повышенной умственной нагрузки и психо-эмоционального напряжения; необходим после лечения антибиотиками; для улучшения восприимчивости к обучению и концентрации внимания; при синдроме гиперактивности и дефицита внимания (в составе комплексной терапии).

Кстати, вкусная "гелевая форма" в двух последних случаях является дополнительным стимулом для приема у детей младшего возраста и, несомненно, "заинтересует" капризного малыша.

К СВЕДЕНИЮ

Будущим мамам следует учесть, что особая потребность в лецитине возникает в период внутриутробного развития ребенка и в первые месяцы его жизни.
Перед применением любого препарата желательно проконсультироваться с врачом.

Пищевым источником лецитина являются желток яйца, льняное, подсолнечное и рапсовое масло, проросшие ростки кукурузы, пшеницы.
По своей природе лецитин относится к фосфолипидам, которые являются строительными кирпичиками клеточной оболочки, то есть частью каждой живой клетки.

Лецитин — мудрое дополнение к любой диете
Balch P. A.

Лецитин (от греч. lekithos — яичный желток), выделенный во Франции Gobley M. еще в 1850 г. и изначально получивший название «эссенциальные липиды», представляет комплекс фосфолипидов (холин, фосфатиды, инозитол) и служит одним из основных источников питания для нервной системы. Периферическая нервная система на 17% состоит из лецитина, а головной мозг — на 30%. Компоненты лецитина эссенциальны для человеческого организма, а их дефицит сопровождается нарушениями функций нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Это сопряжено не только с тем, что лецитин присутствует во всех клетках тканей, но и с его ролью в биологических мембранах.

Лецитин ускоряет окислительные процессы, улучшает работу головного мозга и сердечно-сосудистой системы. Он способствует лучшему усвоению жирорастворимых витаминов (А, D, Е и К), повышает сопротивляемость организма воздействию токсических веществ и т. д. Фактически все клетки организма испытывают потребность в лецитине, входящем в комплекс витаминов группы В .

Неврологам хорошо известно, что лецитин необходим для выработки ацетилхолина (нейромедиатор), обеспечивающего оптимальное функционирование нервной системы, а также принимает участие в проведении нервных импульсов (нейротрансмиссия). Кроме того, лецитин является одним из основных компонентов в образовании миелина. Лецитин связан и с нейроэндокринной системой; лецитин и холин незаменимы для выработки ряда гормонов и нормального метаболизма жиров и холестерина.

Биологические свойства лецитина растительного происхождения превышают по эффективности таковые лецитина животного происхождения. В соответствии с определением компьютерной энциклопедии «Википедия», соевый лецитин — это пищевая добавка, обладающая свойствами поверхностно-активного вещества — эмульгатора. В состав соевого лецитина входят масло, фосфолипиды, витамины А (ретинол), Е (токоферол) и др.

Отсутствие адекватной обеспеченности фосфолипидным комплексом сопровождается нарушениями процессов утилизации всех жирорастворимых витаминов, что чревато риском развития таких заболеваний, как рахит (витамин D-дефицитный), остеопороз, иммунодефицитные состояния (вторичные), нарушения со стороны свертывающей системы крови и функций половых желез; возможна задержка физического развития .

Проявления лецитиновой недостаточности у детей довольно многообразны и вариабельны. У детей первых лет жизни вследствие дефицита лецитина может возникать внутричерепная гипертензия, отмечаться задержка психомоторного и речевого развития, расстройства поведения (психоэмоциональная неуравновешенность), снижение способности к концентрации внимания, нарушения памяти.

К классическим проявлениям дефицита лецитина у детей относятся нарушения нервно-психического развития (снижение функциональных возможностей ЦНС, повышенная раздражительность, плаксивость и т. д.), расстройства когнитивных функций (снижение параметров памяти, внимания, мышления, успеваемости), снижение двигательной активности (усталость и повышенная утомляемость) и др.

Ранее исследователями из США было продемонстрировано, что лецитин обладает способностью улучшать так называемую «химическую активность мозга» (brain chemical activity ), оказывая благоприятное влияние на такие высшие корковые (когнитивные) функции, как память, речь и моторика. Впоследствии это позволило Barbeau A. (1978) осветить проблему применения лецитина в неврологии (атаксия Фридрайха, хорея Гентингтона и др.) .

Начиная с 1980-х гг. в медицинской периодике появился целый ряд работ, посвященных применению лецитина при различных когнитивных нарушениях, расстройствах памяти, а также в лечении деменции альгеймеровского типа (Garcia C. A. et al., 1982; Brinkman S. D. et al., 1982; Kazdova E., 1984; Panijel M., 1986; Ladd S. L. et al., 1993; Benton D. и Donohoe R. T., 2004) . Китайские исследователи Shi F. с соавт. (2001) сообщили об использовании соевого лецитина в терапии инфаркта мозга . Higgins J. P. и Flicker L. (2009) представили новейший систематический обзор, посвященный использованию лецитина при деменции и когнитивных нарушениях . Нами ранее также сообщалось о возможности применения лецитина при других видах психоневрологической патологии у детей и подростков, включая ранний детский аутизм (РДА), задержку психомоторного развития (ЗПМР), синдром Жиль де ля Туретта, астеноневротические реакции, депрессивный невроз, болезнь Меньера, эпилепсию и т. д. . Предполагается, что лецитин, входящий в состав миелиновых оболочек, покрывающих нервные волокна, способен в ряде случаев обеспечить наступление ремиссии при рассеянном склерозе (РС), нередко встречающемся в детском возрасте (до 18 лет) .

Хорошо известно, что витамины являются нутриентами, применение которых (витаминопрофилактика и витаминотерапия) представляет неотъемлемую часть нейродиетологии. Сочетание витаминных или витаминно-минеральных комплексов с биологически активными веществами (БАВ), в качестве одного из которых традиционно рассматривается лецитин, отражает прогрессивный способ оптимизации нервных функций, соматического здоровья и витаминной обеспеченности детей. Лецитин необходим как для нейронов и клеточных мембран, так и для эффективной утилизации поступающих в организм витаминов.

О роли коррекции витаминного статуса в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) сообщали Громова О. А. и соавт. (2003) . Сотрудниками психоневрологического отделения НЦЗД РАМН в 2003-2004 гг. при лечении группы детей с СДВГ (32 пациента в возрасте 6-16 лет) был применен витаминный комплекс «Киндер Биовиталь» (гель) с лецитином . Подчеркнем, что в то время препаратов, предназначенных для лечения СДВГ, в РФ не было зарегистрировано, а атомоксетин стал доступен лишь c 2006 г. В описываемом витаминном комплексе содержание лецитина в 10 г, то есть в 2 чайных ложках (рекомендации производителя для детей школьного возраста и взрослых), составляет 200 мг. Считается, что этот комбинированный препарат, в составе которого представлены важнейшие жирорастворимые (А, D, Е) и водорастворимые (В 1 , В 2 , В 5 , В 6 , В 12 , С, никотинамид) витамины и соевый лецитин, не только корригирует витаминный статус, но также обладает антиоксидантным, метаболическим и иммуномодулирующим действием.

Наблюдаемые дети с СДВГ были обследованы по единому протоколу, который включал:

Диагноз СДВГ устанавливался пациентам на основании действующих критериев Международной классификации болезней Х пересмотра (МКБ-10), которые несколько отличаются от критериев DSM-IV, используемых в США .

Учитывались все лекарственные средства, принимаемые пациентами в период проведения исследования, комплаенс и т. д. Оценка эффективности лечения производилась по трем рубрикам: «нет эффекта», «частичный эффект» и «существенное улучшение». Регистрировались возможные побочные реакции на применяемый препарат (тошнота, рвота, боли в животе, кишечные расстройства, аллергические проявления), патологические лабораторные изменения без клинических симптомов, а также «другие симптомы». Оценивалась переносимость детьми витаминного комплекса с лецитином («неудовлетворительная», «удовлетворительная», «хорошая»).

Длительность применения геля Киндер Биовиталь в наших наблюдениях составляла от 21 до 28 дней. При необходимости препарат предоставлялся детям для завершения запланированного курса лечения в домашних условиях.

Оценка эффективности используемых поливитаминных препаратов основывалась на данных неврологического и соматического осмотра, а также уточнялась при помощи результатов обследования на ТКС и других методов исследования. В 10% наблюдений было отмечено существенное улучшение, а у 90% детей — частичный эффект. Наличие лишь частичного эффекта у большего числа пациентов объясняется перманентностью и нейрохимической природой нарушений при СДВГ (биохимическим субстратом в патогенезе болезни являются нарушения катехоламинового обмена) .

С использованием ТКС нами тестировался целый ряд параметров когнитивных функций: теппинг правой рукой (средний интервал — мсек, частота реакций — число за 1 сек); память на числа (среднее время ответа — мсек, среднее квадратичное отклонение среднего времени ответа — мсек, количество воспроизведенных чисел, число правильных ответов); внимание по расстановке числе (полное время поиска — мсек, среднее время поиска — мсек, среднее время ответа — мсек, общее количество ответов — в штуках, число ошибок — в штуках); реакция на движущийся предмет (оперативность психомоторной деятельности и точность зрительно-моторной координации). В дополнение к данным обследования детей с СДВГ при помощи ТКС нами оценивались результаты модифицированного теста Люшера (уровень тревоги, вегетативный коэффициент, отклонение от аутогенной нормы и т. д.). Сопоставление результатов терапии наблюдаемых пациентов проводилось с группой детей с аналогичной патологией, не получавших витаминно-минерального комплекса с лецитином (15 пациентов в возрасте 6-15 лет).

Основными параметрами когнитивных функций, изначально оказавшимися дефицитарными среди наблюдаемых нами детей, были внимание, память и моторика. При первом тестировании, проводимом на третий день после поступления в клинику, восприятие и переработка зрительных стимулов у детей были затруднены.

По прошествии трех недель после начала приема витаминного комплекса с лецитином (в возрастной дозировке) проводилось повторное тестирование на ТКС. При этом была выявлена следующая положительная динамика когнитивных функций: интервал (временной) моторных реакций уменьшился в среднем на 5-10%; примерно в таких же пределах возросли показатели темпа и частоты ударов в 1 секунду (при проведении теппинг-теста). Качественные показатели внимания также продемонстрировали положительную динамику: полное время поиска сократилось на 25-30%, среднее время поиска — на 30-35%, а среднее время ответа — на 15-20%. На практике это означает, что наблюдаемые нами пациенты стали лучше запоминать и воспроизводить зрительную информацию.

Данные теста Люшера, проведенного одновременно с описанным выше тестированием на ТКС, свидетельствовали об улучшении показателей физической активности, вегетативного обеспечения, а также общего самочувствия у детей с СДВГ после курса терапии витаминным комплексом с лецитином.

Переносимость Киндер Биовиталь геля с лецитином оценивалась медицинским персоналом, самими пациентами и их родителями. Она была удовлетворительной у подавляющего большинства наблюдаемых детей (побочные реакции отмечались у 4% пациентов и выражались в появлении кожных высыпаний, расцененных в качестве проявлений атопического дерматита).

Полученные результаты позволяют сделать заключение, что Киндер Биовиталь гель с лецитином должен использоваться в составе комплексного лечения при СДВГ для коррекции когнитивных нарушений, сопутствующих этому виду патологии. Предполагается, что достигнутый эффект в значительной мере был обусловлен именно наличием в геле Киндер Биовиталь лецитина (соевого).

Приведенный выше пример не исчерпывает опыт применения этого витаминного комплекса с лецитином в отечественной детской неврологии. Платонова Т. Н. и Ярыгина С. В. (2005) представили положительный опыт его применения в терапии 88 детей раннего-дошкольного-школьного возраста с функциональными расстройствами нервной системы (тики, невротические реакции, логоневроз, задержка психомоторного и/или речевого развития, гипердинамический синдром и т. д.), а Коровина Н. А. с соавт. (2006) — в лечении 40 пациентов (возраст 4-7 лет) с эмоциональными расстройствами в виде страхов . Позитивный эффект геля Киндер Биовиталь с лецитином, отмеченный в отношении параметров психомоторного развития и эмоционально-поведенческой сферы, был верифицирован исследователями, использовавшими целую батарею специальных тестов (Денверский тест, вербальные тесты с рядоговорением; тест Озерецковского, ориентировка «право-лево», тест Керна-Иерасика, тест Люшера и т. д.) . Этот обширный набор психолого-неврологических тестов объективно подтверждает эффективность применения Киндер Биовиталь геля с лецитином при различных видах психоневрологической патологии у детей, что согласуется с результатами исследователей из НЦЗД РАМН, применявших компьютеризированный метод тестирования когнитивных функций у пациентов с СДВГ. Нами также представлены данные о роли лецитина в диете детей с СДВГ .

По-видимому, включение в состав Киндер Биовиталь геля лецитина позволяет потенцировать утилизацию и клинический эффект их витаминных ингредиентов, а также рассчитывать на реализацию целого ряда нейромодулирующих свойств, присущих лецитину как таковому.

Витамины — важнейший инструмент нейродиетологии . Взаимосвязь между ЦНС, лецитином и витаминным статусом совершенно очевидна и не вызывает сомнений . Meck W. H. et al. (2008) из США считают, что холин (в составе лецитина), который ребенок получает на протяжении первого года жизни, имеет определяющее значение для развития памяти, определяя ее емкость и устойчивость к последующим нарушениям . По-видимому, не случайно в грудном молоке лецитина содержится в 100 раз больше, чем в системе кровообращения у матери.

Ранее Сott A. (1977) успешно применял лецитин для усиления памяти, внимания и его закрепления у неспособных к обучению детей (аутизм, шизофрения и т. д.), добившись 50-процентного улучшения .

Лецитин в присутствии пантотеновой кислоты (витамин В 5) трансформируется в ацетилхолин. Именно этот нейромедиатор считается особенно важным для полноценного формирования процессов мышления и памяти, а также для активизации интеллектуальной деятельности и работоспособности.

Для детских неврологов большое значение имеет то обстоятельство, что лецитин обладает синергичным действием применительно к широко используемым в России и других странах препаратам ноотропного ряда (усиливает их эффект). Следует также учитывать, что некоторые препараты, используемые в детской неврологии и педиатрии (фенобарбитал и др.), препятствуют всасыванию и усвоению лецитина в кишечнике (необходимость дотации).

Помимо положительного влияния на неврологические функции при болезнях психоневрологической сферы, известен целый ряд позитивных эффектов, оказываемых этим представителем липидов на другие органы и системы человеческого организма (улучшение работы пищеварительного тракта, стимуляция желчеотделения, снижение уровня холестерина в крови, детоксикация печени/гепатопротекторное действие, снижение потребности в инсулине при сахарном диабете и т. д.). Эти моменты не следует игнорировать с позиций соматоневрологии.

Прием Киндер Биовиталь геля с лецитином показан также здоровым детям и взрослым при повышенной утомляемости, физической и интеллектуальной нагрузке, а также подверженности стрессам. Противопоказаний для применения лецитина официально не существует. Balch P. A. (2006) подчеркивает, что лецитин — мудрое дополнение к любой диете .

Литература

  1. Общая нутрициология: Учебное пособие /Мартинчик А. Н., Маев И. В., Янушевич О. О. М.: МЕДпресс-информ. 2005. 392 с.
  2. Krause’s food, nutrition, & diet therapy (Mahan L. K., Escott-Stump S., eds.). 11 th ed. Philadelphia. Saunders / An Imprint of Elsevier. 2004. 1322 p.
  3. Применение поливитаминного препарата с лецитином в нейропедиатрии (пособие для врачей). М.: ИД «Медпрактика-М». 2005. 20 с.
  4. Barbeau A. Lecithin in neurological conditions //N. Engl. J. Med. 1978. Vol. 299. P. 200-201.
  5. Barbeau A. Emerging treatments: replacement therapy with choline or lecithin in neurological diseases // Can. J. Neurol. Sci. 1978. Vol. 5. P. 157-160.
  6. Garcia C. A., Tweedy J. R., Blass J. P. et al. Lecithin and Parkinsonian dementia. In: Alzheimer’s disease: a report of progress (Corkin S., Davis K. L., Growdon J. H., Usdin E. et al., eds.). New York. Raven Press. 1982. P. 443-449.
  7. Brinkman S. D., Pomara N., Goodnick P. J. et al. A dose-ranging study of lecithin in the treatment of primary degenerative dementia (Alzheimer’s disease) // J. Clin. Psychopharmacol. 1982. Vol. 2. P. 281-285.
  8. Kazdova E. Treatment of dementia with high doses of lecithin and piracetam // Activitas Nervosa Superior. 1984. Vol. 26. P. 244-245.
  9. Panijel M. Therapeutische Wirksamkeit von Lecithin bei Gedachtnis-und Konzentrationsstorungen //Therapiewoche. 1986. Vol. 36. S. 5029-5034.
  10. Ladd S. L., Sommer S. A., Laberge S., Toscano W. Effect of phosphatidylcholine on explicit memory // Clin. Neuropharmacol. 1993. Vol. 16. P. 540-549.
  11. Benton D., Donohoe R. T. The influence on cognition of the interactions between lecithin, carnitine and carbohydrate // Psychopharmacology (Berl). 2004. Vol. 175. P. 84-91.
  12. Shi F., Zhou J., Meng D. Curative effect of soybean lecithin on cerebral infarction // Zhonghua Yi Xue Za Zhi. 2001. Vol. 81. P. 1301-1303.
  13. Higgins J. P. T., Flicker L . Lecithin for dementia and cognitive impairment (review) //ЁThe Cochrane Library. John Wiley &Sons Ltd. 2009. The Cochrane Collaboration: Issue 1. 26 p.
  14. Студеникин В. М. Поливитаминный препарат с лецитином: использование в детской неврологии // Лечащий Врач. 2003. № 6. С. 56-57.
  15. Cтуденикин В. М., Балканская С. В., Маслова О. И. Возможности применения поливитаминного препарата с лецитином в детской неврологии // Consilium medicum. Педиатрия. 2008. Экстравыпуск. C. 17-19.
  16. Студеникин В. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И., Быкова О. В. и др. Рассеянный склероз у детей: роль диеты // Вопр. детск. диетол. 2008. Том 6. № 6. С. 23-28.
  17. Громова О. А., Красных Л. М., Лиманова О. А., Кутузова Н. А. и др. Коррекция витаминного статуса при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Вопр. совр. педиатрии. 2003. Том 2. № 4. С. 33-39.
  18. Cиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. 64 c.
  19. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV-TR). 4 th ed. Text rev. Washington (DC). American Psychiatric Association. 2000.
  20. Платонова Т. Н., Ярыгина С. В. Эффективность поливитаминного комплекса «Киндер Биовиталь гель» при минимальных неврологических дисфункциях у детей дошкольного возраста // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2005. Том 7. № 1.
  21. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Науменко Л. Л. Микронутриентная недостаточность и нервно-психическое развитие детей // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2006. Том 8. № 2.
  22. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Шелковский В. И. и др. Cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и диета // Справочник педиатра. 2007. № 8. С. 18-27.
  23. Сombs F. G. Jr. (ed). The vitamins. Fundamental aspects in nutrition and health. 3 rd ed. Amsterdam-Boston. Elsevier Academic Press. 2008. 584 p.
  24. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. Глава 17. В кн.: Клиническая диетология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред. Боровик Т. Э., Ладодо К. С. М.: ООО «МИА». 2008. С. 443-471.
  25. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия им. Г. Н. Сперанского. 2008. Том 87. № 6.
  26. Meck W. H., Williams C. L., Cermark J. M., Blusztajn J. K . Developmental periods of choline sensitivity provide an ontogenetic mechanism for regulating memory capacity and age-related dementia // Frontiers Integrat. Neurosci. 2008. Vol. 1 (Art. 7). P. 1-11.
  27. Cott A. The orthomolecular approach to learning disabilities. San Rafael (CA). Academic Therapy Publ. 1977.
  28. Lecithin. In: Prescription for nutritional healing. A practical A-to-Z reference to drug-free remedies using vitamins, minerals, herbs & food supplements (Balch P. A.). 4 th ed. New York. Avery / A Member of Penguin Group (USA) Inc. 2006. P. 85.

В. М. Студеникин , доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская , кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский , кандидат медицинских наук

Лецитин - очень важное вещество для человеческого организма. Врачи рекомендуют применять его и взрослым, и детям. Подробнее о пользе, показаниях к применению и прочих характеристиках рассказано ниже.

Что представляет собой лецитин?

Рассматриваемое вещество - это смесь натуральных фосфолипидов, в том числе и холина. В состав этих липидов входит фосфор, который является естественным проводником полезных витаминов и минералов в клетки всего организма. Особенно много лецитина содержится в сое, арахисе, пророщенном зерне. Несмотря на то что данное вещество не является незаменимым, то есть организм синтезирует его и самостоятельно, стоит учесть, что делает он это в весьма малых количествах. Собственно, поэтому врачи рекомендуют дополнительно принимать лецитин гранулированный - какой-либо препарат, его содержащий, либо включать в пищу названные выше продукты.

Кому показано применение лецитина?

Вот только некоторые показания к тому, чтобы применять биологически активные добавки, содержащие лецитин, либо продукты, богатые этим веществом. Вам нужно обязательно дополнить свой рацион капсулами или таблетками с ним, если у вас наблюдаются следующие болезни или состояния:

  • стрессы и синдром хронической усталости ;
  • депрессия, тревожность, расстройство сна;
  • нарушение внимания, гиперактивность;
  • болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • проблемы с сердцем и сосудами;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • аритмия;
  • проблемы с печенью;
  • сахарный диабет;
  • высыпания на коже, в том числе подростковые прыщи.

Так или иначе, применение лецитина показано практически всем, ведь он действительно способен улучшать многие функции организма.

Нормы приема лецитина в зависимости от возраста и пола пациента

Ввиду того что продукты, содержащие лецитин, достаточно калорийны и содержат много жиров, все же более целесообразно применять дополнительную порцию данного вещества в таблетках, порошке или ином виде (здесь имеются в виду формы выпуска биологически активных добавок). Так, нормой для взрослых считается употребление 425-550 мг холина в сутки, для детей - меньше. Допустимы также дозировки до 3500 мг холина в 24 часа для взрослых и подростков, для детей - 1000 мг. Напомним, что именно холин, содержащийся в лецитине, оказывает нужное воздействие на организм. Вот поэтому дозы указаны именно для первого. Различные препараты, предлагаемые в аптеках, имеют разное содержание лецитина. Его порошок продается и в чистом виде. Но покупателю важно обращать внимание на содержание именно холина в продукте, а оно может быть различным. Также врачи отмечают, что при больших терапевтических дозах приема лецитина его нужно дополнять витамином С и кальцием.

Что говорят те, кто дополнительно принимает лецитин?

Это, безусловно, полезное вещество, поэтому лецитин отзывы имеет в основном положительные. Вот что говорят те, кто включил в свой рацион какой-либо препарат, его содержащий:

  • его применение помогает поддерживать волосы и ногти в идеальном состоянии;
  • на фоне приема лецитина действительно улучшается психоэмоциональное состояние;
  • многие женщины используют его не только внутренне (пьют таблетки или капсулы), но и наружно - добавляют в кремы, маски для кожи и волос;
  • препаратов с лецитином очень много - можно выбрать и отечественного производства, к примеру, БАД “Наш Лецитин” по цене от 230 рублей, а можно и импортный аналог подороже.

Так или иначе, отрицательных откликов о его применении не было обнаружено. Конечно, кто-то может и не заметить ярко выраженного эффекта от приема указанных препаратов, но, скажем, лецитин отзывы отрицательные не заслужил. Учитывая, что вещество в определенном количестве вырабатывается организмом, вполне естественно, что аллергия на него маловероятна. Более того, благодаря великому множеству препаратов с его содержанием, всегда можно подобрать тот, в состав которого не входят дополнительные компоненты, вызывающие нежелательные реакции.

Лецитин для детей: отзывы мам и врачей

Очень многие мамы начинают принимать лецитин уже на стадии планирования и вынашивания малыша. А все потому, что он активно участвует в формировании нервной ткани и мозга плода. Для самых маленьких - новорожденных - детей он необходим потому, что участвует в дальнейшем определении объема памяти, “программирует” устойчивость к процессам старения. А подросткам он показан потому, что является вторым после белка важным “строительным” материалам для организма. Многие мамы и врачи отмечают, что ребенок, регулярно принимающий препараты с лецитином, меньше капризничает и плачет, меньше болеет, развивается более активно, чем его сверстники. Возможно, поэтому это вещество входит в состав большинства витаминных комплексов для детей и новорожденных. Лецитин отзывы от мам и врачей имеет также положительные. А уже подобрать препарат с его содержанием поможет педиатр. Конечно, можно попробовать давать ребенку и вещество в гранулах, но для младенцев это просто невозможно, да и дети до 8-9 лет вряд ли будут принимать не слишком аппетитный, но пусть и полезный, продукт.

Выводы и заключение

Конечно, здоровый организм сам в состоянии обеспечить себя и лецитином, и другими полезными веществами. Вот только постоянные стрессы, долгие зимы и отнюдь не изобилие свежих овощей, фруктов и злаков в нашем рационе является результатом того, что многие испытывают нехватку витаминов, минералов и прочих компонентов. Поэтому принимать добавки все же необходимо, особенно детям и подросткам - они растут и нуждаются в дополнительных питательных веществах больше, чем взрослые. В нашей статье мы рассказали о том, что такое лецитин. Отзывы, характеристики, показания к применению и прочая нужная и важная информация также приведена. Надеемся, это поможет вам решить, нужно ли отдельно принимать это вещество, а также понять, кому из членов вашей семьи оно особенно необходимо.

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми жизнерадостными и радовали их успехами в усвоении знаний. Для осуществления этого ребенку необходимо наличие всех микроэлементов и витаминов в организме. Одним из важных является лецитин. Именно он обеспечивает полноценное функционирование нервной системы, печени и мозга. О детских биологически активных добавках с содержанием лецитина и о том, как правильно их принимать, мы и расскажем в этой статье.

Для чего нужен лецитин?

Лецитин необходим детям для нормального развития организма, в целом, и нервной системы, в частности. Особенно нужен он при большой умственной и физической нагрузке, а также в период воздействия стрессовых факторов на ребенка, например, во время адаптации к школе.

Ребенок, получающий лецитин в должном количестве, становится менее раздражительным, у него повышается концентрация внимания и трудоспособность. Часто врачи прописывают лецитин детям с повышенной возбудимостью нервной системы, а также детям, страдающим энурезом.

Лецитин в продуктах питания

Лецитин, как и многие микроэлементы, и витамины, присутствует в продуктах питания. Получают его дети вместе с животной и растительной пищей.

Содержится лецитин в молочных продуктах, рыбе, яичном желтке, гречневой крупе, бобовых, листьях салата и сое. В состав препаратов, как правило, входит лецитин растительного происхождения, выделенный из сои.

Формы выпуска детского лецитина

Лецитин выпускается сразу в нескольких формах:

  • гель;
  • капсулы;
  • гранулы.

Гель лецитин для детей

Гель – это одна из наиболее удобных форм выпуска лецитина. Гель дети едят с удовольствием. Он сладкий и имеет вкус разных фруктов и ягод, что зависит от производителя. Очень часто детский гель с лецитином содержит в себе дополнительные витамины и микроэлементы, комбинация которых также определяется производителем.

Капсулы лецитина для детей

Лецитин в капсулах принимается детьми старшего возраста. Его необходимо запивать водой как обычную таблетку.

Лецитин для детей в гранулах

Лецитин в гранулах также удобен для приема детьми. Рекомендованную производителем дозу растворяют в воде или соке.

Как принимать лецитин?

Лецитин принимается во время еды или за час до нее. Дозировка лецитина указывается производителем.

Чаще всего доза гранулированного лецитина для детей старше 5 лет составляет половину чайной ложи на стакан воды или сока, для детей в возрасте до 5 лет дозу лецитина уменьшаю ровно вдвое.

Гель лецитин дают детям в возрасте 1-3 лет по половине чайной ложки, с 3-х лет по чайной ложке. Капсулы с содержанием лецитина дают детям старше 7-ми лет, по одной капсуле до приема пищи.

Количество приемов лецитина в сутки зависит от содержания дополнительных веществ в препарате, от возраста ребенка и состояния его здоровья. Длительность и частота приема лецитина детьми определяется специалистом.

Суточная норма лецитина для нормального развития детей составляет 1-4 г. Часть лецитина синтезируется самим организмом, но этогоколичества не достаточно для нормального функционирования.





error: Контент защищен !!