Где можно проверить слух у ребенка. Каждому ли доступен абсолютный слух? Как проверить музыкальные способности ребёнка

Умение слышать во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию. Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха. В таком случае дитя сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности. Так как же проверить слух у ребенка?

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Профессиональная проверка слуха

Слух у детей регулярно проверяется на медицинских комиссиях в детской поликлинике. Первая из них проходит в 2-3 месяца. Выбор методики проверки слуха специалистом будет зависеть от оснащенности его кабинета необходимыми приборами, а также от возраста пациента.

  1. Новорожденным и грудничкам порог слышимости определяют с помощью компьютерной аудиометрии. Проверка слуха у детей на аппарате — это самый достоверный современный метод. Аудиограмма позволяет не только выявить факт нарушения, но и определить, на каком участке органа слуха возникло нарушение и какова степень тугоухости у малыша. Специальные датчики регистрируют ответ волосковых клеток в улитке и электрическую активность мозга на подаваемые прибором сигналы.
  2. Детям от полугода показано проведение поведенческой аудиометрии. Специалист оценивает, как ребенок реагирует на звуки разной интенсивности и тональности, и на основании данного тестирования определяет порог слышимости малыша.
  3. Для проверки слуха детей от 3 лет до 5 лет применяется методика игровой аудиометрии.
  4. У детей школьного возраста проверка остроты слуха проводится с помощью речевой аудиометрии, в ходе которой ребят просят повторять произнесенные шепотом слова и фразы. При необходимости применяется камертональное тестирование.

Подобные проверки слуха проводятся только на медицинских комиссиях и в ходе тестирования применяются специальные инструменты. Но что делать, если родителям кажется, что их малыш плохо слышит? Как проверить слух у ребенка в домашних условиях?

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы и пр.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует записаться к врачу, но, чтобы зря не тратить время специалиста, вы можете попробовать проверить слух ребенка и его остроту в домашних условиях.

Способы домашнего тестирования остроты слуха ребенка будут зависеть от его возраста.

Новорожденный

Провести объективную проверку слуха новорожденного в домашних условиях практически невозможно. В первый месяц жизни уши малыша функционируют не так, как у взрослых, да и в целом он не способен еще проявлять реакции на слышимые звуки.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать — хлопки. Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать — вздрогнуть или вскинуться всем телом.

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться. К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.

Малыш от года

Поскольку годовалый ребенок активно подражает взрослым и старается повторить за ними произносимые звуки, для проверки слуха в таком возрасте не нужно применять никаких специальных методик. Для тестирования дитя старше года нужно регулярно заниматься с ним и оценивать, насколько точно он копирует слова и интонации вашего голоса, когда не видит движения ваших губ.

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Требуйте время от времени негромко подать вам какую-нибудь знакомую для малыша игрушку, просите вести его «тихонечко» по утрам, когда домашние спят, или в общественных местах, чтобы не мешать окружающим людям.

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите. Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.

  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации. Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка. Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

  • Смешанные формы тугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому.

Способы проверки слуха в домашних условиях

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакции на звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой. Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами. По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой. Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров. Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

мама мальчик

дом лампа

стол часы

дедушка сапоги

парта муха

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей


При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы — позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия — наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Слух для ребенка – одна из наиболее важных функций. Ведь благодаря слуху малыш учится говорить, у него развивается речь, пополняется запас слов. Поэтому потеря слуха, то ли полная, то ли частичная, представляет собой огромную проблему и для самого малыша, и для его родителей. Сбой в слухе может произойти на любом этапе развития ребенка, а своевременное обнаружение этого сбоя может бесследно устранить его.

Заподозрить неладное со слухом можно по поведению ребенка, его реакциям на шум, громкие звуки, а также по врожденным дефектам ушной раковины, если таковые имеются. В возрасте, начиная с годика, патологию слуха можно приметить по нарушению речи. Как только подозрения появились, нужно тут же начинать проверку, сразу в домашних условиях с помощью подручных средств. Если результаты проверки подозрительны, то обращаются к специалистам.

Как проверить у ребенка слух

Чтобы определить, есть ли у малыша проблемы со слухом, начинают его обследование.
Определение слуха у ребенка в домашних условиях не составляет никаких трудностей. При этом особое внимание уделяется различным условно-двигательным реакциям малыша в ответ на издаваемый другим человеком или предметом звук.

Для более полного обследования рекомендуется отобрать несколько разных игрушек, издающих звуки с разной частотой. К примеру, барабан отлично подойдет для низкочастотных звуков, дудка и гармошка – играют средними частотами, а всякого рода погремушки издают звуки высоких частот. Помимо посторонних предметов, нельзя забывать и о естественном голосе человека: при подозрении на нарушение слуха у малыша необходимо проследить, как он реагирует на обычную разговорную речь, на тихий говор, шепот, причем с неодинакового расстояния.

В домашнем обследовании должны принимать участие как минимум двое взрослых (чаще это родители). Один отвлекает малыша, играет с ним, разговаривает, и в то же время тщательно наблюдает за ответными реакциями ребенка на звуковые сигналы от второго взрослого – только так можно проверить у ребенка слух и сделать правильные выводы.

Подавать звуки нужно с разных сторон от ребенка в случайной последовательности и не по порядку: справа, слева, сзади. Другой человек в это время следит за состоянием ребенка, за его ориентировочной реакцией на звук. Реакция эта, как правило, безусловна и проявляется в замирании или активизации движений. Малыш может поворачивать голову или глаза в сторону источника звука, может широко открыть глаза по типу удивления или вовсе заплакать.

Ребенок не должен знать об «эксперименте», источник звука необходимо от него скрывать. Для этого звуки чаще всего подаются из-за спины. Нужно помнить, что малыш может ориентироваться на вибрацию, которая создается во время ходьбы по комнате, поэтому ходить нужно тихонько, особенно при приближении к ребенку.

Начинается проверка слуха у детей с наибольшего расстояния (3-5 метров) и сокращают его до тех пор, пока ребенок не начнет реагировать на подаваемый звук. Первым идет высокочастотный звук. Максимальное расстояние, на котором была получена первая реакция – фиксируют. То же самое проводят и с дудочками, и с барабаном.

Затем нужно проверить, как малыш воспринимает голос. Сразу отмечают реакцию на обычный разговор. Если реакция есть – переходят к более тихому разговору и шепоту. Если же реакции на обычный разговор нет – голос повышают. Также фиксируют, с какого расстояния и на какую громкость реагирует малыш.

Говорят о нормальном слухе, если ребенок отвечает на весь звуковой ряд с расстояния от 3 до 5 метров. Однако нельзя забывать и том, что чем меньше возраст малыша, тем воспринимаемое расстояние будет меньше.

О вероятности наличия тугоухости можно говорить тогда, когда ответная реакция ребенка нестабильна и начинает проявляться с расстояния 1 – 0,5 метра, причем лучше воспринимаются низкочастотные звуки.

Глухой ребенок, как правило, не реагирует на средне- и высокочастотные звуки, на голос, но хорошо воспринимает барабан, даже с расстояния 5ти метров.

Постоянное поворачивание головы только в одну сторону, независимо от направления звука, говорит об одностороннем снижении или потере слуха.

Проводить обследование дома следует тогда, когда ребенка ничего не напрягает, не беспокоит, когда ему спокойно и комфортно, когда он находится в своей обычной обстановке.

А теперь несколько практических советов. Иногда случается так, что подобрать игрушки по спектру звуков просто нет возможности, в таком случае для проверки слуха у ребенка можно воспользоваться обычными жестяными баночками из-под напитков. Для этого одну пустую баночку заполняют на треть целым, не дробленым горохом, во вторую столько же насыпают гречки, в третью – манки. И с их помощью издают звуки, проверяя реакцию малыша. Если реакции нет никакой, ни от одной баночки, то у ребенка есть подозрение на недостаточность слуха.

При первых таких подозрениях необходимо сразу обращаться к сурдологу, который проведет специализированное аудиометрическое исследование. Специалисту необходимо сообщать и полученные при домашнем обследовании результаты. С помощью всех этих данных можно будет установить точный диагноз и начать своевременное лечение.
Лечение врожденных патологий, к сожалению, очень тяжело поддается коррекции, а иногда и вовсе их невозможно исправить. Однако отчаиваться не нужно.

Помощь детям с нарушением слуха

Сегодня существуют различные методы реабилитации детей с нарушениями слуха, где работают опытные сурдопедагоги и логопеды. С их помощью ребенок может не только настроить свою речь, но и на равных общаться с окружающими людьми. Кроме того, существует и масса различных слуховых аппаратов, пренебрегать ими также не стоит. Мифы о том, что эти приспособления ухудшают развитие оставшегося слуха – развеяны современными аппаратами. Они значительно помогают малышу адаптироваться в окружающей среде и помогают развиваться как остальные дети.

Нельзя забывать о профилактике нарушений слуха у детей. Ее нужно начинать еще с момента планирования беременности. Здоровый образ жизни – разумеется само собой. Еще нужно помнить, что во время беременности нельзя принимать некоторые , особенно антибиотики (например, сульфанилиамиды), которые целенаправленно нарушают развитие внутреннего уха у плода, и как следствие – врожденная глухота. Очень важно своевременно лечить инфекционные заболевания, но только под контролем врача, строго соблюдая назначенные препараты их дозировки.





error: Контент защищен !!