Один комментарий к заметке «Конфликты в школе: причины, примеры, решение и профилактика. Школьные конфликты: как уладить без последствий

Очень часто у детей назревает конфликт, который позже выливается в драки прямо в учебном заведении. Подобные ситуации только отвлекают от учебы. По этой причине, нужно знать, как решать конфликты?

Возможные варианты конфликтов.

Конечно, проблемные ситуации могут возникнуть самые разные, но все же, зачастую они связаны с недопониманием, ревностью, завистью со стороны одного ребенка к другому.

Чаще всего конфликтные ситуации возникают в старших классах в период переходного возраста. Повышенный уровень агрессии и желание доказать свою взрослость дают о себе знать.

Например, может возникнуть конфликт между двумя девочками по поводу спора за одного мальчика или наоборот. В подобной ситуации последствия могут быть катастрофическими, ведь дети привыкли все преувеличивать, поэтому искренно уверенны в том, что сейчас в их жизни происходит настоящая любовь. Бывали случаи, когда из-за споров по поводу сердца одного мальчика, девочки устраивали масштабные драки, в которых были и раненные и убитые. В данной ситуации каждой стороне необходимо сохранять максимальное спокойствие и стараться по-взрослому подойти к проблеме.

Конфликты в школе могут случиться и из-за пристрастий. Например, один ребенок любит популярную музыку, и у него вызывает недопонимание тот факт, что кто-то обожает рок-музыку. В результате, он начинает посмеиваться над одним ребенком, что вызывает лишь негативную реакцию. В конце концов подобная спорная ситуация может привести к тому, что дети начнут драку или будут испытывать друг к другу антипатию очень долго.

Зачастую ссорятся даже друзья из-за элементарных мелочей. Например, очень сложно двум подругам найти общий язык, если одна из них успешная в обучении и любимая преподавателями, а другая этим похвастаться не может. Здесь уже дело идет к зависти и опять же, к конфликтной ситуации. В начале решения подобной проблемы, успешные в обучении дети стараются помочь своим менее успешным друзьям. Однако когда у них это начинает выходить плохо, они сталкиваются с осуждением, вместе благодарности от друга. Справедливости ради стоит отметить, что подобный конфликт случается не так уж и часто. Дело в том, что в школе, дети стараются дружить с тем, чья сфера интересов им подходит.

Еще несколько вариантов конфликтов в школе.

Разрешение конфликтов в школе становится трудной и существенной проблемой в том случае, когда речь идет о простой агрессии. Например, есть всегда в школе ребенок, который ведет себя плохо, над всеми издевается и постоянно нарывается на конфликты. В данном случае, ему даже не нужен повод для того чтобы устроить драку. Гон начинает ее просто так с любым человеком, который на него неправильно посмотрел. В таком случае, вести себя надо менее агрессивно, чтобы у источника конфликта не было поводов для продолжении драки или оскорблений. Если этот человек видит, что к нему относятся нормально, не пытаются противостоять его провокациям, он скорее всего, отступит.

У детей могут возникнуть конфликты и сексуального характера. Зачастую в старших классах девочки испытывают не двусмысленное давление со стороны мальчиков. При этом, иногда, подобное давление выливается в очень серьезные проблемы, даже дальнейшие комплексы у девочки. Проблема в том, что сексуальные приставания со стороны одноклассников могут вызывать у нее шок и дальнейшее отторжение к сексу, как естественному процессу.

Наконец, одна из самых серьезных групп конфликтов – это социальная. Зачастую дети из благополучных и хороших семей, начинают издеваться над теми, кто вырос только с мамой или вообще без родителей в подобной ситуации реенок может либо проявить агрессию, либо навсегда замкнуться в себе. очень важно сразу же выявить подобную ситуацию, заметить ее и постараться разрешить правильным способом. В противном случае. Ребенок всегда будет испытывать комплексы по поводу своего социального происхождения.

Действия родителей и учителей в случае конфликтов.

Профилактика конфликтов в школе – важная задача, которая ложится на плечи учителя. Все дело в том, что многие грамотные педагоги умеют еще на ранних стадиях разрешить конфликт, сделать так, чтобы он не получил развитие.

Именно поэтому преподаватели часто устраивают конкурсы и разнообразные мероприятия, чтобы сплотить коллектив детей. Однако в этой ситуации очень важно добиться того чтобы конфликт не возник между двумя разными классами. Зачастую в школьных мероприятиях лучшим всегда признают какой-то один класс, что вызывает ненависть и зависть со стороны других детей. Необходимо как можно быстрее решить подобную ситуацию и сделать все, чтобы в школе был достойный «климат» для обучения.

Родители тоже должны проявлять свою мудрость и участие в подобных ситуациях. Зачастую только они могут оказать правильное давление на детей, проявить свое главенствующее положение в их жизни.

Например, если у родителя не слишком доверительные отношения с ребенком, но он знает, что он участвует в конфликтной школьной ситуации, не нужно пытаться с ним поговорить по душам. Чаще всего, если ребенок плохо общается с родителями, он не любит с ними откровенничать. Можно попробовать придумать историю якобы из своей жизни про то, как родитель сталкивался с подобной проблемой и нашел пути ее решения. Эту историю можно рассказать невзначай за семейным ужином, например.

Замечательно, когда у родителя и ребенка прекрасные отношения в семье. Обычно в такой ситуации, ребенок сразу же рассказывает маме или папе, что происходит в школе и часто просит совета.

Например, если возник конфликт из-за симпатии двух девочек к одному мальчику, то необходимо спросить у ребенка, действительно ли эти отношения кажутся ему такими важными и серьезными. Если чадо ответит положительно, то нужно постараться убедить его в мирном решении конфликта. Стоит поговорить с ребенком, от которого исходит агрессия, объяснить ему спокойно без упреков и так далее, что жизнь сложилась подобным образом. если объект их общего желания, то есть мальчик, выбирает одну девочку, а не другую, то они в этом не виноваты. Каждый ребенок достоин выражения своих чувств и ссориться из-за этого не стоит.

В другом случае, когда речь заходит о социальных конфликтах, необходимо узнать, как именно произошла спорная ситуация? Если другие дти из класса считают ребенка неполноценным из-за его проблем в семье, то обращать на это внимания не стоит. Родитель должен посоветовать вести себя активно, стараться успевать по учебе и принимать участие в социальной жизни класса. Важно вызывать такую ситуацию, чтобы другие одноклассники начали восхищаться успехами ребенка и поняли, что социальный статус совершенно не влияет на то, какой человек вырастает.

К тому же, и ребенку необходимо разъяснить, что он не хуже остальных из-за того, что растет в неполной семье. Скорее наоборот, он должен доказать всему миру, что даже из такой неблагоприятной среды, можно выйти победителем по жизни.

Как родителю вести себя не надо?

Многие родители совершают совершенно глупые ошибки в разрешении школьных конфликтов, которые позже имеют невероятные последствия. Например, родитель может обратиться к учителю с просьбой разрешить сложившеюся ситуации. В таком случае, на ребенка еще больше начнут оказывать давление, ведь он нажаловался взрослым. В детской среде это считается просто недопустимым.

Также не нужно пытаться слишком активно принимать участие в детских спорных ситуациях. Если родитель сам решает конфликт за ребенка, разговаривает с источником агрессии или целым классом, это не принесет свои плоды. Опять же на ребенка усилится давление, он будет чувствовать свою изоляцию от всего класса. К тому же, над ним начнут издеваться из-за того, как он себя повел. Якобы сам ребенок не может разрешить конфликт без участия мамочки. В результате, чадо еще больше замкнется в себе.

Также очень важно не заставлять ребенка проявлять излишнюю агрессию. Ни к чему хорошему это не приведет. Дело в том, что если мама говорит ребенку об участии в драке или конфликте, в дальнейшем, по жизни, он будет знать только подобный способ разрешения спорной ситуации. Во взрослом мире нет места слишком активному проявлению агрессии. По этой причине, ребенок не сможет разрешить ни одну проблемную ситуацию своей жизни.

Важно именно взрастить дипломатические качества в ребенке, умение грамотно воспринимать ситуацию и решать конфликтные ситуации. В результате подобного положения, ребенок сможет добиться максимального успеха как в школе, так и просто по жизни.

На самом деле, абсолютно любая конфликтная ситуация разрешима, если подойти к ней с умом. В школе ребенок впервые сталкивается с агрессией. Однако только опят родителей поможет им решить эту проблему. Без мудрых советов со стороны взрослых, ребенок может пойти по совершенно неправильному пути развития, что вызовет только проблемы и комплексы в его будущем.

Именно поэтому мама и папа всегда должны быть мудрыми. Они не должны переносить на ребенка свою агрессию и не любовь к миру. Лучше показать малышу, что любая проблема имеет свое логическое разрешение и слишком сложных конфликтов не бывает. В таком случае, ребенок морально станет сильнее, активнее и успешнее.

Становится понятно, что конфликты в школе — это не редкость. Однако лишь мудрость учителей и родителей поможет детям преодолеть эту проблему в своей жизни. В результате, будут созданы все условия для успешного обучения.

Наверняка общение с одноклассниками доставляет тебе много радости. Но, наверное, и у тебя случались ссоры и размолвки с другими учениками. Итак, тема данной статьи - конфликт с одноклассниками.

Стоит ли ссориться и драться с одноклассниками

В твоём классе учатся девочки и мальчики с разными вкусами, привычками, характерами, способностями. Вы все разные, поэтому вам иногда трудно понять друг друга.

Ты встречаешься с одноклассниками каждый день, поэтому для то­го чтобы сделать свою жизнь в школе приятной, научись ладить со все­ми, кто тебя в ней окружает.

В школе рядом с тобой могут оказаться люди, которые в чём-то бу­дут отличаться от тебя. Тебе нужно научиться с пониманием относить­ся к тому, что кто-то не такой, как ты. У каждого человека есть свои взгляды, привычки, мнение, характер, и каждый человек заслуживает уважения.

Почти в каждом классе есть кто-то, над кем остальные ученики по­стоянно смеются, шутят и дразнят, высмеивают какие-то черты характера этого человека, его поведение или внешний вид. Добрая, необидная шут­ка не заденет человека, у которого есть чувство юмора, но если все одно­классники или их большинство начинают кого-то высмеивать - это уже издевательство над человеком. Если в твоём классе сложилась ситуация, когда из кого-то все одноклассники делают шута или клоуна, обидно шу­тят над ним и его дразнят, не присоединяйся к ним. Постарайся помочь этому мальчику или девочке, объясни своим одноклассникам, что они не правы: ведь обижая этого человека, они поступают жестоко и некрасиво.

Помощь одноклассника в решении конфликта

Убедить своих одноклассников в том, что они поступают неправиль­но, дразня новенького мальчика в их классе, сумел восьмилетний Ваня. Когда в их классе появился новый ученик - невысокий худенький маль­чик, который носил очки в большой широкой оправе, все одноклассники стали называть новичка «очкариком» и «локатором». Над новым учени­ком начали шутить и смеяться с первого же дня его появления в школе, обидные шутки и прозвища часто доводили его до слёз. Ваня, который видел, как относятся к новичку его одноклассники и как тот страдает от их насмешек, решил помочь своему новому однокласснику.

Однажды, когда все смеялись над чьей-то очередной шуткой в ад­рес «очкарика», Ваня сел за парту новичка и начал с ним разговари­вать. Остальные были очень удивлены тем, что Ваня начал общаться с мальчиком, с которым никто не хотел дружить и над которым все сме­ялись. Но Ваня не обратил внимания на неодобрение одноклассников, а приходя в школу, каждый день подходил к новичку и разговаривал с ним. Скоро все привыкли к дружбе Вани и новичка, теперь они по­нимали, что если станут дразнить нового ученика, то этим они обидят не только его, но и Ваню, поэтому насмешек стало намного меньше. Дружба Вани и новичка заинтересовала других мальчиков в классе, и познакомившись с «новеньким» поближе, ребята поняли, что он инте­ресный человек и перестали замечать его большие очки и дразнить его.

Как видишь, смириться с тем, что другой человек чем-то отлича­ется от тебя или от большинства других людей совсем не сложно, нуж­но только проявить немного терпения, вежливости, понимания, а глав­ное - доброты.

Как избежать конфликта в классе

На месте того, над кем потешается и издевается большинство од­ноклассников, можешь оказаться и ты сам. Если тебя дразнят и оби­жают твои одноклассники, ты должен доказать им, что достоин уваже­ния и дружбы. Для этого не бросайся на своих обидчиков с кулаками, не обзывай их - в общем, не бери с них пример. В первую очередь ты должен начать уважать самого себя, поверить в то, что ты ничем не ху­же других. На глупые и обидные шутки не стоит обращать внимания: те, кто считают их забавными, не обладают ни чувством юмора, ни осо­бым умом. Если же над тобой пошутили по-доброму и не хотели тебя обидеть, посмейся вместе со всеми - умный человек всегда может уви­деть смешное не только в других, но и в первую очередь в себе. Если же над тобой насмехаются или тебя дразнят обидно, скажи об этом учителю, который наверняка поможет тебе справиться с твоими обид­чиками.

Если ты в чём-то не согласен с одноклассником, ты не должен лю­бой ценой доказывать свою правоту. Если ты уверен в своей правоте, попробуй переубедить того, кто думает по-другому, в спокойном и вы­держанном споре, где вы оба будете уважительно относиться друг к другу. Главное, как бы ты ни был уверен в том, что ты прав, не оскор­бляй своего собеседника: не обзывай его, не говори, что он ничего не понимает в том, о чём вы спорите, и уж конечно, не вступай с ним в драку. Отстаивать своё мнение нужно только в том случае, если ты в нём уверен и у тебя есть доказательства того, что ты прав.

Если спор, то без ссоры

Чтобы убедить других людей в правильности своей точки зрения, ты можешь вступить с ними в спор, но ты не должен с ними ссорить­ся. Помни, что каждый человек имеет право думать и поступать так, как считает нужным. Если ты уверен в том, что кто-то ошибается, ие оскорбляй и не обижай этого человека, а сумей объяснить ему, в чём он, как ты считаешь, не прав. Высказывая свою точку зрения, ты дол­жен говорить с собеседником вежливо и спокойно, не задевая его чувств. Спор нужен для того, чтобы каждый из его участников сумел объяснить свою точку зрения, чтобы в конце концов найти общее ре­шение проблемы.

Доказать свою правоту можно при помощи спора, но никогда тебе не удастся переубедить кого-нибудь, поссорившись с ним. Даже если последнее слово в ссоре останется за тобой, тот, с кем ты поссорился, останется при своём мнении и не будет с тобой согласен. Обидев кого-то, ты только потеряешь возможность иметь ещё одного друга или хо­рошего приятеля, а приобретёшь если не врага, то человека, который не будет к тебе хорошо относиться.

Драка одноклассников - худший вариант развития конфликта

Если ссоры не приводят ни к чему хорошему, то драки - и подав­но. И всё-таки, наверное, каждый мальчик хоть раз дрался в школе с кем-то из своих одноклассников.

Когда учителя разнимают драчунов и спрашивают, нельзя ли бы­ло мальчикам договориться на словах и обойтись без драки, как пра­вило, каждый из подравшихся мальчиков говорит, что другой его не хотел ни слушать, ни понимать.

Причин для драк между одноклассниками очень много - обиды, ссоры, желание кого-то доказать свою силу или привлечь к себе вни­мание. Часто драки возникают тогда, когда кто-то хочет защитить более слабого от того, кто на него нападает. Иногда поводы к драке бы­вают очень серьёзные, но чаще всего ребята начинают драться из-за пу­стяков, небольших разногласий.

А как ты думаешь, почему мальчики дерутся со своими однокласс­никами и даже… одноклассницами?

Чаще всего потому, что они не умеют доказывать свою правоту на словах, высказывать своё мнение. Если тебя кто-то обижает, то ударить этого человека намного проще, чем попытаться с ним договориться на словах. Особенно легко «переубедить» кого-то с помощью драки, если тот слабее и меньше тебя. Если ты начнёшь драться с кем-то, тебе не придётся думать, какими же словами и выражениями можно было бы ему объяснить, что он ошибается. Затеять драку намного проще, чем до­казать свою правоту в словесном споре. Но драка - это самый худший выход из ситуации. Если ты начинаешь драку, то показываешь, что ты не в силах переубедить своего соперника другими способами. Драка - самое неумное и негуманное решение проблемы. Даже если ты не побо­ишься вступить в драку с тем, кто сильнее и старше тебя, - это не сде­лает тебя героем: ведь насилие никогда и ничем нельзя оправдать, кро­ме тех случаев, когда тебе приходится защищаться.

Типичный пример конфликта, переросшего в драку

Вот обычная ситуация, в которой поссорившиеся мальчики не су­мели решить разногласия, возникшие между ними, без драки.

Игорь пришел в класс раньше всех после урока физкультуры и сел за парту своего одноклассника Димы. Игорю было интересно, как Дима выполнил домашнее задание к следующему уроку, поэтому он от­крыл Димину тетрадь, чтобы посмотреть, как Дима решил сложную за­дачку, которую им задали на дом. В это время остальные однокласс­ники начали заходить в класс. Когда Дима увидел, как Игорь смотрит его тетрадь, он обвинил Игоря в том, что тот списывает решение зада­чи. Мальчики сказали друг другу несколько обидных слов, Игорь уда­рил Диму тетрадью, и oни начали драться. Разняла дерущихся маль­чиков учительница, вошедшая в класс. Узнав о причине драки, она предложила всем ученикам в классе подумать, как должны были маль­чики решить свою проблему.

После обсуждения случившегося в классе все решили, что мальчи­ки не должны были драться. В драке были виноваты оба. Кстати, в большинстве драк виноваты оба дерущихся, и не имеет значения, кто первый ударил своего соперника. Стремиться решить любую проблему и любой спор только мирным путем должны оба ссорящихся: и тот, кто нападает, в чём-то обвиняет своего соперника, и тот, кто считает себя незаслужеио обиженным. В истории с Игорем и Димой каждый из мальчиков повёл себя неправильно, поэтому и произошла между ними драка.

Ошибка Игоря была в том, что он не должен был брать чужую те­традь без разрешения хозяина, а когда пришёл Дима, Игорю нужно было извиниться перед ним и объяснить, что он взял тетрадь не для то­го, чтобы списать решение задачи, а просто из любопытства и чтобы сравнить своё и Димино решение. Дима тоже был не прав, когда, не разобравшись в ситуации, сразу же обвинил Игоря в том, что тот спи­сывает. Мальчикам нужно было спокойно поговорить несколько ми­нут, и драки между ними не произошло бы. Очень важно уметь дер­жать себя в руках в любой ситуации, не начинать действовать поспешно, не разобравшись, что происходит на самом деле.

Мирные способы решения конфликтов

Бывают ли случаи, когда без драки не обойтись? Ответить на этот вопрос очень сложно. Стремиться избежать драки нужно в любом слу­чае. Если тебя обижают, обвиняют в каком-нибудь проступке, ты не должен позволять своему обидчику довести себя до такого состояния, когда тебе захочется броситься на него с кулаками. Попробуй объяс­ниться с тем, кто на тебя нападает. Ну, а если он не настроен на раз­говор и не хочет тебя выслушать, отложи решение вашего спора. Ино­гда людям нужно дать время для того, чтобы они поняли, что в чём-то ошиблись. Для того чтобы избежать драки и решить все спорные во­просы, ты можешь обратиться к человеку, который сможет со стороны оценить обстановку и сказать, кто прав и кто виноват. Человека, кото­рого ты собираешься попросить разрешить ваш спор, должен уважать и ты, и тот, с кем у тебя произошла ссора или спор. Таким «судьёй» между тобой и твоим соперником может быть учитель или кто-нибудь из ваших одноклассников.

Другая ситуация складывается, когда ты видишь, что кого-то оби­жают. Если ты видишь, что кто-то из твоих одноклассников дразнит или бьёт мальчика или девочку, ты должен помочь тому, кого обижа­ют. Попробуй поговорить с обидчиком, объясни ему, что он не прав, а если твои слова не произведут на него нужного впечатления, расскажи о происходящем учителю. Если ты решишь вступиться за кого-то, ко­го бьют, или остановить дерущихся, ты должен действовать так, чтобы самому не оказаться втянутым в драку. Если ты видишь, что остано­вить дерущихся тебе не под силу, лучше найди тех, кто сможет это сде­лать, - взрослых или старшеклассников.

С тем, что ни один уважающий себя мальчик ие станет драться с девочкой, ты, надеемся, согласен. Часто мальчики из шалости толкают девочек в классе, дергают их за волосы, дразнят и обзывают их, поль­зуясь тем, что большинство одноклассниц ие могут им ответить тем же. Как бы ии хотелось тебе иногда схватить особенно «вредную» девчон­ку за косичку, делать этого не следует: ведь ты сильнее и сможешь по­казать свою силу и ловкость в спортивном зале или на школьных суб­ботниках, а не в драках с одноклассницами.

В числе школьных конфликтов – и конфликты между учащимися. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А. И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле слабых сверстников.

Истоки агрессивного поведения школьников связаны с дефектами воспитания. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие . Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

Конфликты отдельных подростков со сверстниками служат кульминацией их неблагополучия. В ряде психологических исследований показано, что неблагополучие подростка в отношениях с одноклассниками прямо обусловлено важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим определенных требований к его поведению . В работах Т. П. Гавриловой и В. Н. Лозовцевой отмечено, что импонирующие подросткам качества личности сверстников в принципе не отличаются от качеств, привлекающих их во взрослых людях, причем решающее значение для них имеют, во-первых, нравственные качества, в которых выражаются отношение к человеку вообще и товарищу в частности, и, во-вторых, специфический комплекс волевых черт и физических достоинств, составляющих своеобразный «идеал мужественности» подростка. Не только мальчики, но и девочки хотят быть смелыми, стойкими, иметь твердый характер. У мальчиков также очень ценится физическая сила. Наличие или отсутствие этих качеств у подростка в значительной степени определяет и его авторитетность в коллективе, и благополучие в личных отношениях, и, наконец, становится он образцом для одноклассников или нет.

Изучая группу подростков одного класса на протяжении трех лет, психологи установили: непринятые одноклассниками ребята, наряду с разными непривлекательными особенностями, страдают одним общим недостатком – отсутствием чувства товарищества. Этот недостаток не компенсируется в глазах подростков ничем, поэтому даже отличник (или хороший спортсмен) может оказаться в одиночестве.

Важнейшие нормы этого «кодекса» – равенство, честность, уважение, верность, помощь товарищу. Подростки 11–12 лет дружно осуждают сверстников, не соблюдающих требование «вести себя на равных», противопоставляющих себя коллективу. Вместе с тем подростки очень ценят умение постоять за себя, а стремление защитить себя с помощью взрослых вызывает осуждение.

Овладение нормами дружбы – важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Поэтому одна из главных педагогических мер преодоления конфликтов заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища, настоящего коллективиста. Психологи установили, что хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Важно отметить, что решающее значение имеет при этом высокий нравственный смысл совместной деятельности. Кроме того, организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков .

Выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками. Описание этих факторов мы приведем, следуя А. Я. Анцупову :
«Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. Психологом А. В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние на систему межличностных отношений в группе и коллективе содержания, целей и ценностей совместной деятельности. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется нынешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня…» Школа является неотъемлемым и важным структурным элементом социума. От родителей ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Из многих других источников школьники знают о различных проблемах жизни, по-своему переживают их, проецируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Исследование, проведенное под руководством В. И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик – ученик» возникают в таких ситуациях:
из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11 %;
из-за отсутствия взаимопонимания – 7 %;
в связи с борьбой за лидерство – 7 %;
из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7 %;
в связи с общественной работой – 6 %;
у девочек – из-за мальчика – 5 %.
Считают, что конфликтов у учеников не было – 11 %.

Как же реагируют школьники на эти конфликты? Оказалось, что 61 % школьников испытывали чувство ненависти к одноклассникам.

Это свидетельствует о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно. Основные причины ненависти к сверстникам:
подлость и предательство – 30 %;
подхалимаж, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей – 27 %;
личная обида – 15 %;
ложь и высокомерие – 12 %;
соперничество между одноклассниками – 9 %.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновении конфликтов таковы:
причина агрессии: «желание выделиться» среди сверстников – 12 %;
источник агрессии: «бессердечие и жестокость взрослых» – 11 %;
«все зависит от взаимоотношений в классе» – 9,5 %;
в агрессивности ученика «виновата семья» – 8 %;
агрессивные школьники – дети с психическими отклонениями – 4 %;
агрессивность – явление возрастное, связанное с избытком энергии – 1 %;
«агрессивность – плохая черта характера» – 1 %;
«в классе были агрессивные ученики» – 12 %;
«в классе не было агрессивных учеников» – 34,5 %.

Конфликты между учениками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушения общепринятых норм поведения. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
курение – 50 %;
употребление спиртных напитков – 44 %;
грубость, хамство в общении – 31 %;
употребление нецензурных выражений – 26,5 %;
ложь – 15 %;
неуважение учеников друг к другу – 13 %;
половая распущенность – 10 %;
мелкие кражи – 10 %;
драки – 10 %;
хулиганство – 10 %;
наркомания – 6 %;
издевательства над младшими и слабыми – 6 %;
азартные игры на деньги – 3 %.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация .





error: Контент защищен !!