Урок литературного чтения "Е.Клюев «Сказки Простого Карандаша»". Сказка-притча о цветных карандашах Придумать рассказ о цветных карандашах

Несмотря на известную веками народную мудрость, что «В споре рождается истина», жизнь часто доказывает обратное. Спор целесообразен в научных аспектах, в жизни человека чаще спорят сердцем...

Однако, спор — является частью нашей жизни и детки спорят друг с другом и с нами тоже нередко. Но мы ведь знаем, что самые тонкие вопросы с детками вполне решаемы . Приглашаю вас сегодня в мир сказки. Прогуляемся в стране фантазий и попутно покажем деткам, в какое русло лучше всего направлять возникший спор. Вас ждет сказка про спор карандашей.

Сказка «Однажды в коробке с карандашами...»

В большом магазине продавались в красивой красно-оранжево-желтой коробке. Снаружи это были вроде обычные карандаши, но если суметь подслушать их разговор, то можно услышать вот это:

— Я желтый, и лучше тебя, могу раскрасить море. Ведь не зря же один покупатель рассказывал про какое-то Жёлтое море, – яро восклицал желтый карандаш.

— А я, а я возьму и раскрашу одуванчики синим цветом. Получатся незабудки. Вот! – парировал ему в ответ Синий.

Желтый уже было хотел сказать еще что-то, но в этот момент продавщица взяла коробку в руки и передала высокой темноволосой женщине.

— Мой сынок, так любит рисовать. Целые приключения живут в его рисунках. – говорила она.

Карандаши смолкли. Они так радовались, что наконец-то ими будут рисовать, что забыли все разногласия и споры, и даже разговаривать не хотели, а то вдруг, женщина передумает их брать.

Но вот уже через полчаса, заветная коробка была передана пятилетнему мальчику Арсению, который даже запрыгал от радости, когда открыл коробку и увидел стройный ряд цветных остро-заточенных карандашей.

— Спасибо, мама! – воскликнул маленький и уселся за стол, на котором уже лежал белый лист бумаги.

Он осторожно высыпал на стол карандаши. Взял в руки желтый карандаш, и, задумавшись на мгновенье, в левом верхнем углу нарисовал круг. Но, вдруг он заметил, что круг получается синего цвета. Он еще раз посмотрел на выбранный карандаш, нет, он был желтый, и стержень желтый, а рисует синим! Вот так чудеса!

— Это не солнце, а какая-то неведомая планета получается… — сказал мальчик.

А желтый карандаш и сам не мог понять, что с ним не так. «Видно, заболел, я», — грустно думал он.

А Арсений тем временем взял в руки синий карандаш с синим стержнем и провел волнистую горизонтальную линию на листке. И…. планируемое море стало Желтым!

— Ох, это не море, а желтый песок какой-то… точно пустыня! – воскликнул мальчик, которого необыкновенные превращения карандашей стали только веселить.

Желтый и синий карандаши переглядывались и не могли понять, что же происходит. А Арсений в это время уже понял в чем проблема и сказал:

— Ну, раз вы не хотите рисовать, как положено, что же пусть будет неведомая страна …Спория. Но, я вас все-таки помирю, — загадочно сказал художник и взял в руки сразу оба карандаша.

Через мгновение на желтом песке вырос большой яркий сочный зеленый кактус!

— Мы вместе рождаем зеленый цвет! – радостно воскликнули карандаши. И нарисовали еще один кактус поменьше.

— Слушай, — не спеша произнес Жёлтый, — а давай не будем ссориться. Ведь и желтое солнце и синее море красивые.

— И зеленая листва и трава, — продолжил Синий карандаш.

С тех пор, они не ссорились и рисовали каждый своим цветом. А мальчик вырос и стал знаменитым художником необыкновенных картин с необыкновенными странами, планетами и пейзажами.

Обсудите с ребенком сказку. Здорово попробовать нарисовать сказку цветными карандашами! Или просто сделать главных героев — желтый и синий карандаши из бумаги и поселить их в любимую книжку со сказками.

Еще больше моих сказок читайте в рубрике « » или скачивайте мои книги со сказками .

Сказочного настроения и мира в ваших семьях!

С любовью,

#}

Цели урока:

1. Образовательные:

– познакомить учащихся с произведением Е. Клюева “Сказки Простого Карандаша”;
– совершенствовать навык правильного, осознанного чтения учащихся;
– формирование способности к полноценному восприятию литературного текста;

2. Воспитательные:

– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;

3. Развивающие:

– развитие критического мышления учащихся;
– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;
– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;

4. Здоровьесберегающие:

– сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающей организации учебного процесса;

Оборудование:

– для учителя: компьютер, экран, проектор, наглядный материал.
– для учащихся: учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение” 3 класс часть 2, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы отправимся в страну, надеюсь любимую вами, Литературы.

2. Стадия вызова.

Актуализация знаний учащихся.

А сейчас посмотрим (роняю листы)… Ах, какая я неловкая! Ребята, помогите соединить автора и название произведения.

А. С. Пушкин

Сказка про храброго зайца

Д. Мамин-Сибиряк

Сказка о потерянном времени

Сказка о рыбаке и рыбке

В. Гаршин

Лягушка – путешественница

– Спасибо за помощь. Вы сделали доброе дело.

– Что объединяет все эти произведения?

– Какие это сказки?

– А вы любите сказки?

Словарная работа.

– В сказках встречаются часто различные слова, которые нам непонятны. Где можно узнать значение непонятного слова? Да, в толковом словаре, хранителе мудрости.

Вот такие слова встретятся нам сегодня на уроке.

Слайд №1:

Корпеть
Корпишь
Щадя
Прок

Корпеть – усердно, терпеливо и долго заниматься чем-нибудь.

Щадя – жалея.

Прок – выгода, польза.

Эмоциональный настрой учащихся.

– Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и простой карандаш. Закройте глаза и представьте свое настроение. Это может быть предмет или слово. Откройте глаза и нарисуйте свое настроение.

Учащиеся рисуют.

– Отложите пока свои листы в сторонку. Вы сейчас простым карандашом нарисовали свое настроение, а у писателя Е. Клюева простой карандаш писал сказки.

– Что вы слышали о писателе Клюеве?

Слайд № 2: фотография писателя Е. Клюева.

Евгений Клюев – один из самых загадочных писателей современности.

Родился Е. Клюев в Твери в 1954 году. За свою жизнь приобрел много профессий: журналист, писатель, переводчик, ученый.

Е. Клюев живет сейчас в Дании, где жил когда-то Г. Х. Андерсен, и пишет замечательные сказки. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда, вроде бы, сказки – и только. Но сколько в них тайн!

Сообщение темы урока.

Слайд № 3: Е. Клюев “Сказки Простого Карандаша”

Сегодня вы прочитаете сказку Клюева “Сказки Простого Карандаша”.

– Определите по названию, кто будет главным героем произведения?

(Открываю тему урока на доске).

3. Стадия осмысления содержания.

– Послушайте внимательно начало сказки. А потом я задам очень трудный вопрос.

Слайд № 4: аудиозапись начала сказки до слов “… запрут на ключ”.

– Пока остановимся. Давайте предположим, как дальше будут развиваться события. Составим “Дерево предсказаний”.

Учащиеся записывают свои версии и прикрепляют на доску.

– Давайте проверим ваши предсказания. Прочитаем дальше.

Чтение вслух сказки до конца детьми.

– Какое настроение вызвала эта сказка? Почему?

– Проверим, оправдались ли ваши предсказания.

(Проверка версий).

Физкультминутка.

В темном лесу есть избушка.
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-Яга живет.
Нос крючком, глаза как плошки.
Словно угольки горят.
Ох, сердитая какая, дыбом волосы стоят.

– Прием “Толстые и тонкие вопросы”

– Составьте вопросы к прочитанному тексту при помощи вопросительных слов.

Слайд № 5:

Кто?
Что?
Какие? Какой?
Почему?

– Кто по ночам читал сказки Простого Карандаша?

– Что было самым главным в жизни Простого Карандаша?

– Что значит выражение “сказки нельзя запереть на ключ”?

– Считаете ли вы Простого Карандаша неудачником?

– Какими были отношения Простого карандаша и Цветных Карандашей?

– Какой поступок совершил Карандаш в последний день своей жизни?

– Почему раньше Карандаш писал о принцессах, а в последний день написал сказку о Вечной жизни?

4. Рефлексия.

Составление “Кластера”

Учащиеся вешают на доску предметные картинки с изображением героев произведения и показывают их связь стрелками.

– Выборочное чтение с использованием метода цветописи.

– Текст сказки напечатан черно-белым шрифтом, как будто простым карандашом. А если бы вы записывали эту сказку цветными карандашами, то какие цвета бы выбрали?

В этом произведении есть столько оттенков!

Настроение грусти обычно выражается темным цветом. Прочитайте отрывок, который бы вы окрасили в темный цвет.

Настроение радости выражается светлыми, яркими красками.

Прочитайте отрывок, который создает такое настроение.

– Рефлексия.

Мы сегодня хорошо поработали. Сейчас подведем итог, в этом вам помогут следующие фразы.

Слайд № 6:

Я познакомился…
Я узнал…
Я понял…

– Продолжите эти фразы. Что вы поняли, узнали сегодня на уроке?

– Почему сказки нельзя запереть на ключ?

– Что всегда побеждает в сказках?

– Какие поступки мы должны совершать?

– Да, недаром пословица, народная мудрость, учит, что “Жизнь дана на добрые дела”.

Слайд 7: Жизнь дана на добрые дела.

– Диагностика настроения.

– А сейчас возьмите свой рисунок, где вы в начале урока нарисовали свое настроение и раскрасьте его, а поможет вам в этом этюд великого русского композитора Скрябина, который первым совместил цвет и музыку.

Учащиеся выполняют задание, показывают свои рисунки.

– Ребята, спасибо за урок!

Я дарю вам по простому карандашу, чтобы в ваших руках он стал сказочным, и по блокноту, чтобы записывать ваши мысли и творческие работы.

Слайд № 8: Главные мысли приходят очень редко.

втора сказок Евгения Клюева называют феноменом в российской литературе. Он один из самых неординарных современных российских писателей, автор нескольких романов и сборников сказок. Евгений Клюев, как и Ганс Христиан Андерсен, живёт в Дании и пишет хорошие сказки, которые «полны поэзии и добра».

В основу спектакля легли восемь сказок: «Сказки простого карандаша», «Просто апельсиновая корочка», «Китайский болванчик», «Разводной мост», «Увлекательное путешествие одного чайного пакетика», «Плющ, который карабкался, и карабкался, и карабкался», «По законам живой природы», «Шариковая ручка на два километра».

Они рассказывают о самых важных для каждого человека вещах - дружбе, пути к мечте, важности хорошего поступка, оптимизме.

«Я приглашаю абсолютно всех зрителей, и хочу предложить: а приходите-ка вы всей семьёй! Не только бабушка с внуком, или мама, или папа, — а всей семьёй. Я гарантирую вам и уверен, что это трогательная и очень поучительная история умилит взрослых. Может быть даже кто-то и заплачет. Это хорошо, не надо бояться своих эмоций. С ребёнком, с которым вы придёте, вы поговорите после спектакля: что он видел? что он понял? Придите ещё раз. Это очень искренняя, очень забавная история, в которой есть мораль. Ваш ребёнок увидит трогательную постановку одушевлённых и неодушевлённых предметов, и главное, что он начнёт тренировать свою душу. А если ваш ребёнок будет тренировать свою душу, а заодно и вы с ним, то мы будем жить в совсем другом обществе»

Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов

Сказки рисовали:

  • Простой Карандаш — Евгений Казак
  • Красный Карандаш — Александр Жуков
  • Синий Карандаш — Максим Бранд
  • Жёлтый Карандаш — Александр Колесников
  • Зелёный Карандаш — Александра Богданова
  • Фиолетовый Карандаш — Валерия Дмитриева
  • Коричневый Карандаш — Денис Игнатов
  • Голубой Карандаш — Полина Кахорова
  • Малиновый Карандаш — Марина Дианова
  • Оранжевый Карандаш — Валерия Терехина
  • Бирюзовый Карандаш — Карина Жукова
  • Белый Карандаш — Виктория Шуварикова / Екатерина Грецова
  • Чёрный Карандаш — Арстан Туйжанов / Руслан Насибулин

Спектакль идёт без антракта.

Жил-был на деревянной полочке Карандаш. Самый обычный, простой. Остро отточенный, в желтеньком камзольчике, с золотыми буковками на боку. Жил-поживал. Поглядывал на всех сверху и потихоньку вздыхал. Ах! Кому он нужен? Что он может сделать в своей жизни, чтобы порадовать окружающих? А надо сказать, что душа у карандаша была добрая и мягкая, об этом говорили золотые буковки на его боку, но Карандаш этого не знал. И все сокрушался.

Видел он однажды, как в руки к Мастеру попала кисточка, как сначала она всех стеснялась, а потом закружило ее в цветном вихре, и так она ярко танцевала, что оставила после себя ослепительный след. Вон он, висит на стене и все на него любуются. А Кисточка дружит и с банкой, и с красками, и с листом. И так у них весело, там, внизу.

А Карандаш лежит высоко, и не с кем ему словом перемолвиться. А ему так хотелось прижаться головой к белому листу, и рассказать о своей печали. Познакомиться с мягкой и веселой кисточкой. Поклониться строгой пузатой банке с водой. Ведь он был воспитанный Карандаш.

А за окном шумели деревья. Долгими, серыми, зимними вечерами, Мастер сочинял для Кисточки разноцветные и горячие танцы, и в комнате было тепло и солнечно как на морском побережье.

И вот, однажды…

Мастер зашел в комнату и щелкнул выключателем. Света не было. Щелкнул второй раз - ничего. Пощелкав для порядка пару раз, Мастер в задумчивости подошел к окну. В домах напротив – темнота. На улице стало совсем тихо. Вечер быстро наползал на неосвещенный город. В комнате было темнее, чем во дворе, и за окном хорошо различались стволы деревьев и их ветки-руки, раскинутые в стороны. Они чуть раскачивались на ветру и тихо шептались между собой.

Мастер постоял перед окном, потом быстрым движением руки снял с полки наш Карандаш и замер над белым листом бумаги. Карандаш смутился, он никогда не был так близко рядом со своей мечтой. Что же мне нужно сделать? Надо что-то сказать? Поздороваться? Карандаш лихорадочно соображал. Рука Мастера чуть сжимала его стройное тело и, непривыкший к такому обращению карандаш, еле дышал.

Мастер осторожно провел линию по чистому белому листу бумаги. ООО! Застонал про себя Карандаш. Я все испортил, после меня лист стал таким грязным! Что же делать?

Но Мастер продолжал вести линии. Они были короткими и длинными, иногда рука нажимала на Карандаш еле-еле, и тогда он мог вздохнуть свободно, а иногда на него давили так, что дыхание становилось прерывистым. И линии от этого становились разными: то жирными и блестящими, а то мягкими и чуть заметными. Мастер с головой ушел в работу, и вихрем его движений закрутило Карандаш. В какой-то миг, наш скромный Карандаш понял, что получает удовольствие от каждого соприкосновения с листом, от нажима руки на его камзольчик, от маленьких пауз, которые делает Мастер. Линии, линии, черточки, черточки…. Карандаш летал по листу бумаги в разные стороны. Этот танец был восхитительным, обворожительным, таинственным. Темнота, тишина, ветки деревьев за окном. Танец начал затихать. Движения руки Мастера стали более ровными, паузы стали более длительными.

И вдруг…вспыхнул свет. Так ярко, что все вокруг зажмурились и Кисточка, и Краски, и банка с водой. А белый лист, лежал и чуть подрагивал. А через секунду, когда все открыли глаза, легкий шепот пронесся над столом. Карандаш еще находился в руке Мастера, и тот, поднеся его к своим губам, одобрительно хмыкнул. На губах Мастера играла задумчивая улыбка.

И увидел Карандаш белый лист. И увидел свои следы на нем. И ахнул! Темные деревья за окном волшебным образом перенеслись на лист бумаги, они жили там своей жизнью, они покачивались от ветра, они дышали, от них веяло весной!!! И это сделал Он! Карандаш!

Мастер еще раз довольно хмыкнул и поставил Карандаш в подставку рядом с Кисточкой.

«Добрый вечер, Карандаш!» – о, счастье, с ним разговаривала Кисточка! - «Ты так прекрасно танцевал, что мы все с замиранием сердца следили за твоим танцем. Это было так волшебно!!! Баночка прослезилась, Краски высохли от напряжения, а я вся вытянулась в струнку, разглядывая твои следы. А лист, посмотри на него, он весь от счастья сворачиваться в трубочку начал».

И впрямь, края листа подрагивали и чуть сворачивались. «Спасибо тебе за такой прекрасный вечер!»

«Какое счастье, - подумал Карандаш, - я тоже кому-то нужен!» Но вслух он этого не сказал, потому что у него была очень тонкая и мягкая душа, о чем говорили золотые буковки на камзольчике, но это было уже неважно.

Ирина Шутова

Сказки простого карандаша о принце и принцессе.

1. Жил – был принц. Вот однажды его пригласил в гости король из соседнего королевства. Принц отправился в путь. Дорога проходила через лес. Здесь принц увидел красивую девушку, которая собирала грибы и ягоды. Прекрасная незнакомка понравилась принцу. Но он очень торопился во дворец и не стал останавливаться.

Король – сосед оказался гостеприимным человеком: он устроил торжественный ужин, пышный бал в честь гостя. А ещё он познакомил принца со своей дочерью – принцессой. И каково же было удивление принца: дочерью короля была та самая девушка из леса! Молодые люди понравились друг другу. И с тех пор больше не расставались. (Лебедева Полина)

2. Жила – была принцесса. И вот однажды её похитили разбойники. Отец – король издал приказ: «ЗА ТОГО, КТО СПАСЁТ ПРИНЦЕССУ, ВЫДАМ ЕЁ ЗАМУЖ». Приказ развесили по всему городу. Пришёл в этот город добрый молодец. Увидев приказ, сказал: «Я спасу принцессу! И она будет моей!» Пошёл он искать разбойников, чтобы освободить свою суженную. Перехитрил он разбойников, освободил принцессу. Король выдал свою дочь за добра молодца, как и обещал!

(Мишулина Полина)

3. Жили – были принц и принцесса. Жили они счастливо, пока злая колдунья не заколдовала принцессу. А случилось вот что: пришла колдунья к замку, когда принца не было дома, подошла к окну и, увидев прекрасную принцессу, прошептала заклинание.

Околдованная принцесса пошла в лес, подальше от замка. Стала она, не разбирая дороги, бродить по лесу. Никого не узнавала, ничего не понимала.

Узнал об этом принц и отправился на поиски своей возлюбленной. Чтобы расколдовать принцессу, необходимо было дать ей понюхать цветок мака. Принц нашёл целое маковое поле. Сорвал цветок мака и долго искал принцессу в лесу. Наконец – то нашёл. Дал он ей понюхать цветок, и принцесса очнулась. Всё вспомнила: кто она! Только не помнила, как оказалась в этой лесной глуши. Поблагодарила она своего принца, и зажили они лучше прежнего.

(Ивановская Лилия)

4. Жил – был рыцарь. Он был храбр и отважен. Однажды в его королевстве появилось объявление, которое гласило: «КТО СПАСЁТ ПРИНЦЕССУ, ЗАТОЧЕННУЮ В БАШНЕ, ТОТ ПОЛУЧИТ ЕЁ В ЖЁНЫ!» Рыцарь решил попробовать освободить принцессу и отправился в путь. Он скакал долго и вот, наконец – то, нашёл ту башню. Принцесса сидела там и горько плакала. Непросто было спасти принцессу: её охранял Дракон. И благородный рыцарь вступил с Драконом в бой. Он в два счёта отрубил Дракону голову и освободил прекрасную принцессу. Они поженились и жили долго и счастливо! (Чередниченко Виктория)

5. Жила – была на свете маленькая принцесса. Она любила играть во дворце замка и смотреть в огромное окно дворцовой спальни.

И вот однажды принцесса увидела, что за окном выпал первый снег. Она так обрадовалась, что ей захотелось рассказать об этом папе и маме. Принцесса тот час побежала по дворцовым коридорам и с шумом влетела в будуар королевы – матери. «Мама, на улице выпал первый снег! Пойдём, погуляем!» Но королева была занята приготовлениями к очередному балу и отправила дочь к отцу. Принцесса забежала в королевский кабинет и на одном дыхании выпалила приятную новость. Но король тоже был занят, государственными делами со своими министрами, и вежливо выпроводил принцессу за дверь. Маленькой девочке ничего не оставалось: как вернуться в свою спальню и продолжить наблюдение за снегом из своего окна. Чтобы лучше разглядеть снежинки, она открыла окно и вытянула руки навстречу чуду. «Ах, как бы я хотела стать такой красивой и лёгкой, как эти снежинки! Тогда бы я смогла отправиться путешествовать по всему свету!» И, как только она произнесла последнее слово, налетел ветер и, оторвав её от пола, увлёк за собой в открытое окно. Девочка превратилась в прекрасную лёгкую снежинку!

Король и королева пролили море слёз о потерянной принцессе и даже учредили праздник Первого снега, надеясь на то, что, когда – нибудь принцесса вернётся домой так же как и пропала. Так и случилось.

Принцесса, облетев всю Землю, вернулась в родные края ровно через 15 лет. Она увидела: как люди радуются первому снегу, увидела она и своих родных: короля и королеву, вспомнила … что когда – то тоже жила в замке, что когда – то вылетела из окна дворца, как стала снежинкой. Принцесса всё это вспомнила, растрогалась, расплакалась и … О, чудо! Она снова стала собой, но уже не маленькой девочкой, какой была когда – то, а взрослой девушкой. Король и королева с трудом узнали в незнакомке свою дочь, но были так счастливы, что три дня не выпускали её руки из своих. А потом устроили праздник – бал, который длился до тех пор, пока не растаял первый снег. (Уфимцева Мария)

6 . Жила – была принцесса. Жил – был принц. Однажды принц увидел принцессу и влюбился в неё. Пришёл принц просить у короля руку его дочери, но король отказал.

Но вот произошло несчастье: прилетел Дракон и забрал принцессу.

Узнал об этом принц и отправился на поиски принцессы. Долго искал её принц и, наконец – то, нашёл. Ему пришлось сразиться с Драконом. Принцесса вернулась домой. Король был рад возвращению дочери. Он сказал: «Спасибо тебе, принц, за то, что спас мою дочь! Я помню, что ты хотел взять её в жёны. Теперь я тебе это разрешаю, ведь ты доказал, что любишь принцессу!»

Принцесса и принц поженились и жили долго и счастливо.

(Малашкевич Маргарита)





error: Контент защищен !!