Витамины - полный список названий с общей характеристикой, суточные нормы их приема. Химия: Витамины и их значение для организма

Химический витамин - ну уж совсем не природный

Сегодня прилавки аптек завалены синтетическими витаминами. Торговые компании на перебой рекламируют полезность искусственных витаминов. Конечно, их «заботу» о нашем здоровье понять можно, ведь прибыль от таких химических поделок составляет от 500% до 1000%.

Ленивым родителям не надо думать, чем и как кормить своего ребенка, чтобы обеспечить его растущий организм витаминами и углеводами. Проще купить цветастую коробочку со слащавыми пилюлями - и все вопросы решены.

Беда в том, что вопросы как раз и начинаются от «вкусно-лечебной» забавы.

Всего за какие то шесть-восемь месяцев употребления таких химических пилюль у ребенка начинает развиваться проблемы с мочеиспускательной системой, появляются песок и камни, повышенный сахар в крови, заболевания сердца, скачет давление …

Проводимые в Германии исследования на показали, что те курильщики, которые активно употребляли синтетические витамины - заработали .

Это и понятно - никакой коллектив химиков энтузиастов, даже с самой современной лабораторией, не в состоянии повторить природу. Если состоит из сложного биологического соединения природных молекул (6-8-12…), каждый из которых - отвечает за свое действие , то синтетический витамин изготавливается химиками по схеме: одна молекула природная, а все остальные - синтетические, которые при этом даже не встречаются в природе.

Как при этом ведут себя эти синтетические молекулы в организме человека - для науки загадка. Поэтому все эти эксперименты проводят сами же потребители на себе и своих близких, купившие «чудеса» по сходной и выгодной цене.

Лень - плохой советчик! Думайте и питайтесь натуральными продуктами!

Не обманывайте себя и своих близких на дешевых поделках ловкачей.

Расплачиваться придется - своим здоровьем!

Алексей Пастушенков

Журнал "Антирак"

Витаминные добавки сокращают жизнь

Бета-каротин и витамины A и E, якобы снижающие риск развития ряда опасных заболеваний, на самом деле не только не продлевают, но и сокращают продолжительность жизни. К таким выводам пришли датские ученые в результате обзорного исследования, охватившего в общей сложности 250 тысяч участников.

Сотрудники Центра клинических исследований при Госпитале Университета Копенгагена использовали в своей работе результаты 68 масштабных исследований, посвященных синтетическим витаминным добавкам, опубликованной в Journal of the American Medical Association. Суммировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что прием добавок с бета-каротином и витаминами С, A и E в целом никак не сказывался на продолжительности жизни участников исследований.

При более детальном изучении материалов 47 работ, авторы которых, по мнению датских ученых, использовали наиболее подходящую исследовательскую методологию, выяснилось, что употребление некоторых из перечисленных антиоксидантов не только не продлевало, но и сокращало жизнь участников.

Так, смертность среди людей, принимавших добавки с бета-каротином, повышалась на 7%, а прием витаминов А и Е ассоциировался с увеличением смертности соответственно на 16% и 4%.

Несколько меньший уровень смертности наблюдался среди людей, принимавших добавки на основе селена. В то же время прием препаратов с витамином C вообще никак не сказывался на продолжительности жизни.

Ученые подчеркивают, что собранные ими данные относятся исключительно к синтетическим добавкам, содержащим повышенные концентрации витаминов и антиоксидантов. Полезность богатой теми же веществами растительной пищи не ставится под сомнение в исследовании.

Массовая торгашеская пропаганда химического питания Америки дурачит население страны, ломая его здоровье

200 миллионов американцев уже не могут жить без ежедневного употребления разных химических “витаминов”.

На фото - обычная доза средней американкой школьницы, которая каждое утро лопает их, в угоду своих одураченных родителей, травя свой организм ядом.

Химические витамины - смертельная ловушка для «крутых» умников в мире дураков

Уже даже в почках младенцев российские медики стали находить камни. Проведя ряд исследований, ученые доказали, что все дело в... поливитаминах, которыми малышей пичкают родители. Как сообщила руководитель клинико-диагностической лаборатории МОНИКИ, доктор медицинских наук профессор Светлана Шатохина, недавно в эту больницу была госпитализирована девочка, которой не исполнилось и трех лет.

Тем не менее, в почке девочки нашли камень размером почти в сантиметр . Для матери, уделявшей здоровью малышки много внимания, это стало полной неожиданностью. Тем более что девочке регулярно в целях профилактики давали дорогие витамины, которые специально привезли из Швейцарии. Как оказалось, эти пилюли и подорвали здоровье ребенка. Анализы нормализовались, едва витамины исключили из рациона, а почки промыли. Ученые проанализировали состояние пациентов, регулярно принимающих поливитаминные комплексы, и обнаружили, что у этих людей идет активный процесс камнеобразования в почках.

Дело в том, что витамины активизируют защитные силы организма, которые борются с вредными микроорганизмами. Но эти силы, "подстегиваемые" витаминами, атакуют не только "чужаков", но и собственные измененные клетки. А "смыть" их и вывести с мочой не удается - в итоге в почке образуется центр кристаллизации, растет камень.

"МК-Воскресенье"

Витамины могут быть не только полезны, но и вредны

Действительно ли абсолютная полезность и полная безвредность витаминов является доказанным фактом?

Нет, не совсем так. Дело именно в репутации, причем эта репутация сложилась очень давно и повсеместно. В бывшем СССР, например, во всех разделах медицины существовало понятие "витаминизация". Витаминизировали всех и везде: детей в яслях, детских садах и школах, беременных женщин в консультациях, солдат и матросов - в воинских частях и на кораблях, рабочих вредных предприятий - прямо в цехах. Понятие "витаминизация" распространялось даже на заключенных (!)

Из медицинского обихода совершенно исчезло понятие "витаминный дефицит", но прочно заняло свое место прямо противоположное понятие - "витаминный излишек", наряду с "излишком калорий" как основной причины ожирения. И это неслучайно при таком излишке потребления витаминов, который повсеместно имеет место. А истина состоит в том, что витамины могут быть не только полезны, но и вредны.

Витамины плохо сочетаются с диетой, предназначенной для похудения, а такие сочетания весьма часто встречаются, поскольку людям, старающимся "сбросить" лишний вес, кажется, что витаминами можно "наесться" или, по крайней мере, приглушить чувство голода. Но это, так сказать, общее замечание, а вот конкретный пример.

Директор Центра питания Университета Джонса Гопкинса профессор Бенджамин Кабальеро установил, что между дозой витамина А, которая необходима для укрепления костной ткани женщин в менопаузе и такой концентрацией этого витамина, которая может вызвать совершенно противоположный эффект, то есть переломы костей, различие не столь уж значительно. Учитывая, что этот витамин содержится в достаточном количестве во многих пищевых продуктах, дополнительный приём крайне популярных "поливитаминов", содержащих и витамин А, может привести не к уменьшению, а к увеличению ломкости костей. У беременных женщин избыток витамина А может вызвать возникновение внутриутробных уродств плода, а у детей - потерю сознания вследствие повышения внутричерепного давления.

Неужели и витамин С может быть вреден?

Витамин С обладает мощным защитным действием, предохраняющим клетки организма от самых разнообразных повреждающих воздействий. Недостаток этого витамина вызывает многочисленные патологические изменения и даже заболевания, самым известным из которых является цинга, часто встречавшаяся, в частности, в голодные годы в России. Однако при передозировке этот целебный фактор может вызвать тошноту, боль в животе, понос.

Может ли витамин принести вред при передозировке?

Фактически, да! Возьмите в качестве еще одного примера витамин Е. Он обладает свойствами так называемого антиоксиданта, то есть фактора, препятствующего усиленному окислению, которое приводит к поражению клеток и его генетического компонента. Но при избыточной концентрации витамина Е в организме могут возникать кровотечения и даже угрозы возникновения инфаркта и инсульта.

Какие же меры нужно принять для того, чтобы избежать вредных последствий передозировки витаминов?

Во-первых , нужно кое-что знать. Нужно, в частности, иметь в виду, что витамины в большом количестве содержатся в разнообразных пищевых продуктах, которые человек ежедневно потребляет.

Так, морковь, свежий картофель, зеленые овощи, манго и папайя богаты витамином А, свежие фрукты, в особенности цитрусовые - витамином С, а растительное масло, соя, орехи, яйца - витамином Е. Нужны ли данному человеку дополнительные количества того или иного витамина и сколько именно? Это решает врач, и без его рекомендаций не нужно тратить деньги на бесчисленные флаконы с поливитаминами и самостоятельно ими "оздоравливаться". Вместо пользы может быть вред!

Во-вторых, не надо заниматься самолечением и стараться по своему разумению себя улучшать. Из того факта, что витамины можно приобрести без рецепта, вовсе не вытекает, что их надо покупать без всякого разбора, как семечки или орехи, а затем глотать горстями.

Витамины - это лекарства и употреблять их надо если не по рецепту, то по рекомендации врача и в строгом соответствии с его советами по поводу дозировки и режима приема. Именно так должно протекать употребление витамина В12 - при заболеваниях крови, витамина Д - при менопаузе у женщин, витаминов В-комплекса при невралгиях и так далее. Доступность - не означает вседозволенность, все нужно делать целесообразно и в меру. Витаминотерапии это касается в полной мере!

Даниил Голубев. Радио Свобода

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Химия »

«Витамины »

Исполнитель:

Романюк Екатерина Александровна

Москва 2017 год

Введение ……………………………………………………………….3

История открытия витаминов…………………………………………4

Понятие и основные признаки витаминов …………………………..5

Роль и значение витаминов в питании человека ……………………6

Классификация витаминов ……………………………………………8

Заключение ……………………………………………………………10

Список литературы ……………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Трудно представить, что такое широко известное слово как «витамин» вошло в наш лексикон только в начале XX века. Теперь известно, что в основе жизненно важных процессов обмена веществ в организме человека принимают участие витамины. Витамины - жизненно важные органические соединения, необходимые для человека и животных в ничтожных количествах, но имеющие огромное значение для нормального роста, развития и самой жизни.

Витамины обычно поступают с растительной пищей или с продуктами животного происхождения, поскольку они не синтезируются в организме человека и животных. Большинство витаминов являются предшественниками коферментов, а некоторые соединения выполняют сигнальные функции.

Современное человеческое общество живет и продолжает развиваться, активно используя достижения науки и техники, и практически немыслимо остановиться на этом пути или вернуться назад, отказавшись от использования знаний об окружающем мире, которыми человечество уже обладает. Накоплением этих знаний, поиском закономерностей в них и их применением на практике занимается наука. Человеку как объекту познания свойственно разделять и классифицировать предмет своего познания (вероятно, для простоты исследования) на множество категорий и групп; так и наука в свое время была поделена на несколько больших классов: естественные науки, точные науки, общественные науки, науки о человеке и пр. Каждый из этих классов делится, в свою очередь, на подклассы и т.д. и т.п.

Суточная потребность в витаминах зависит от типа вещества, а также от возраста, пола и физиологического состояния организма. В последнее время представления о роли витаминов в организме обогатились новыми данными. Считается, что витамины могут улучшать внутреннюю среду, повышать функциональные возможности основных систем, устойчивость организма к неблагоприятным факторам.

Следовательно, витамины рассматриваются современной наукой как важное средство общей первичной профилактики болезней, повышения работоспособности, замедления процессов старения.

Целью данной работы является всестороннее изучение и характеристика витаминов.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВИТАМИНОВ

Всем известное слово "витамин" происходит от латинского "vita" - жизнь. Такое название эти разнообразные органические соединения получили далеко не случайно: роль витаминов в жизнедеятельности организма чрезвычайно велика.

Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным. Однако наука XIX столетия находилась в противоречии многовековой практикой. Жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.Доказательство существования витаминов завершилось работой польского учёного Казимира Функа, который в 1912 г. выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К.Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «вита» – жизнь и «амин» – содержащий азот).

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, – соответственно А, В, С, РР.

В настоящее время известно около 20 различных витаминов. Установлена и их химическая структура; это дало возможность организовать промышленное производство витаминов не только путём переработки продуктов, в которых они содержаться в готовом виде, но и искусственно, путём их химического синтеза.

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВИТАМИНОВ

С точки зрения химии, витамины - это группа низкомолекулярных веществ различной химической природы, обладающих выраженной биологической активностью и необходимых для роста, развития и размножения организма.

Витамины образуются путем биосинтеза в растительных клетках и тканях. Обычно в растениях они находятся не в активной, но высокоорганизованной форме, которая, по данным исследований, наиболее подходит человеческому организму, а именно – в виде провитаминов. Их роль сводится к полному, экономичному и правильному использованию основных питательных веществ, при котором органические вещества пищи высвобождают необходимую энергию.

Только немногие из витаминов, такие, как A, D, Е, В12, могут накапливаться в организме. Недостаток витаминов вызывает тяжелые расстройства.

Основные признаки витаминов: - содержатся в пище в незначительных количествах (микро-компоненты); - либо не синтезируются в организме вообще, либо синтезируются в незначительных количествах микрофлорой кишечника; - не выполняют пластических функций; - не являются источниками энергии; - являются кофакторами многих ферментативных систем; - оказывают биологическое действие в малых концентрациях и влияют на все обменные процессы в организме, требуются организму в очень небольших количествах: от нескольких мкг до нескольких мг в день..

Известны разные степени необеспеченности организма витаминами:

авитаминозы - полное истощение запасов витаминов;

гиповитаминозы - резкое снижение обеспеченности тем или иным витамином;

гипервитаминозы - избыток витаминов в организме.

Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов, так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Явление гипервитаминоза касается лишь витаминов А и D, избыточное количество большинства других витаминов быстро выводится из организма с мочой. Но есть еще так называемая субнормальная обеспеченность, которая связана с дефицитом витаминов и проявляется она в нарушении обменных процессов в органах и тканях, но без явных клинических признаков (например, без видимых изменений в состоянии кожи, волос и других внешних проявлений). Если такая ситуация регулярно повторяется по разным причинам, то это может привести гипо- или авитаминозу.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Витамины представляют собой низкомолекулярные органические соединения различной химической структуры, которые не являются ни энергетическим, ни пластическим (т.е. строительным) материалом. Однако они играют большую роль в регуляции обмена веществ, проявляя в малых дозах биологическое действие коферментов. С точки зрения гигиены питания витамины представляют особый интерес, учитывая следующее:

Витамины являются компонентами пищи и абсолютное большинство их них поступает в организм извне в составе продуктов питания;

Соблюдение условий рационального питания, в частности сбалансированность, является одним из эффективных методов профилактики гиповитаминозов;

Наиболее распространенной причиной гиповитаминозов является недостаточное поступление витаминов с продуктами питания, поэтому первым приемом по лечению гиповитаминозов является коррекция пищевого рациона за счет введения продуктов, богатых соответствующими витаминами;

Содержание витаминов в продуктах и готовой пище может значительно колебаться в зависимости от сроков сбора, условий и длительности хранения, технологии приготовления пищи и сроков ее реализации.

В Институте питания РАМН в течение 30 лет наблюдают за изменениями витаминного статуса россиян. По данным лаборатории витаминов и минеральных веществ института, от нехватки витаминов в той или иной мере страдает восемь из десяти наших сограждан. Дефицит обнаруживается у всех – независимо от материального достатка, возраста, пола, уровня образования и места жительства. Все мы получаем небольшое количество витаминов с пищей, достаточное, чтобы не развился серьезный авитаминоз, но гораздо меньше рекомендуемых норм. В настоящее время признаки С-витаминной недостаточности обнаруживаются у почти 100% детей, беременных и кормящих женщин, молодых людей и пенсионеров. Кроме того, более половины россиян недополучают витамины группы В и каротина. Зато дефицит витамина Е – явление довольно редкое и несвойственное нашей культуре питания.

Кто особенно нуждается в витаминной поддержке:

Люди - на низкокалорийной диете, особенно если она предполагает ограничение свежих овощей и фруктов. Очень тяжелое испытание для организма – монодиеты с преобладанием какого – либо одного продукта – рисовые, кефирные, яблочные, хлебные, которые популярны среди худеющей публики.

Трудоголики и эмоциональные люди. На фоне рабочих и семейных кризисов, когда человек живет в постоянном напряжении, потребность в витаминах увеличивается. Тем, кто трудится больше 8 часов в день или чья работа связана со стрессами и интеллектуальными либо физическими сверхнагрузками, врачи советуют принимать дополнительные дозы витаминов. Курильщики. Сигаретный дым – главный убийца витамина С. Некоторые ученые считают: тем, кто курит, нужна двойная доза аскорбиновой кислоты по сравнению с некурящими. Школьники и студенты, особенно в разгар учебного года, когда умственные нагрузки на неокрепший организм особенно велики. Пожилые люди, вынужденные питаться неполноценно – например, из-за проблем с зубами или нарушений пищеварения. Беременные и кормящие женщины, даже если их питание сбалансировано. Спортсмены, которые тренируются несколько раз в неделю, нуждаются не только в рационе питания повышенной калорийности, но и в увеличении доз витаминов и микроэлементов. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, особенно желудочно – кишечного тракта. Строгие диеты, назначаемые им, очень часто однообразны и бедны витаминами. При остром панкреатите, например, запрещено кушать практически все свежие овощи и фрукты.

В настоящее время известно более 20 витаминов и витаминоподобных веществ. По характеру физиологического действия на организм они подразделяются на 6 групп:

    повышающие резистентность организма; представлены витаминами В 1 , В 2 , РР, В 6 , А, С, D;

    антигеморрагические – С, Р, К;

    антианемические – В 12 , С, фолиевая кислота;

    антиинфекционные – А, С, группа В;

    регулирующие зрение – А, В 2 , С;

    антиоксиданты – С, Е.

По химическим свойствам витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАМИНОВ

В настоящее время витамины можно охарактеризовать как низкомолекулярные органические соединения, которые, являясь необходимой составной частью пищи, присутствуют в ней в чрезвычайно малых количествах по сравнению с основными ее компонентами.

Витамины - необходимый элемент пищи для человека и ряда живых организмов потому, что они не синтезируются или некоторые из них синтезируются в недостаточном количестве данным организмом. Витамины - это вещества, обеспечивающее нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме. Они могут быть отнесены к группе биологически активных соединений, оказывающих свое действие на обмен веществ в ничтожных концентрациях.

Витамины делят на две большие группы: 1. витамины, растворимые в жирах, и 2. витамины, растворимые в воде. Каждая из этих групп содержит большое количество различных витаминов, которые обычно обозначают буквами латинского алфавита. Следует обратить внимание, что порядок этих букв не соответствует их обычному расположению в алфавите и не вполне отвечает исторической последовательности открытия витаминов.

В приводимой классификации витаминов в скобках указаны наиболее характерные биологические свойства данного витамина - его способность предотвращать развития того или иного заболевания. Обычно названию заболевания предшествует приставка "анти", указывающая на то, что данный витамин предупреждает или устраняет это заболевание.

1. ВИТАМИНЫ, РАСТВОРИМЫЕ В ЖИРАХ.

Витамин A (антиксерофталический).

Витамин D (антирахитический).

Витамин E (витамин размножения).

Витамин K (антигеморрагический).

2. ВИТАМИНЫ, РАСТВОРИМЫЕ В ВОДЕ.

Витамин В 1 (антиневритный).

Витамин В 2 (рибофлавин).

Витамин PP (антипеллагрический).

Витамин В 6 (антидермитный).

Пантотен (антидерматитный фактор).

Биотин (витамин Н, фактор роста для грибков, дрожжей и бактерий, антисеборейный).

Парааминобензойная кислота (фактор роста бактерий и фактор пигментации).

Фолиевая кислота (антианемический витамин, витамин роста для цыплят и бактерий).

Витамин В 12 (антианемический витамин).

Витамин В 15 (пангамовая кислота).

Витамин С (антискорбутный).

Витамин Р (витамин проницаемости).

Многие относят также к числу витаминов холин и непредельные жирные кислоты с двумя и большим числом двойных связей. Все вышеперечисленные - растворимые в воде - витамины, за исклдючением инозита и витаминов С и Р, содержат азот в своей молекуле, и их часто объединяют в один комплекс витаминов группы В.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из истории витаминов мы знаем, что термин «витамин» впервые был использован для обозначения специфического компонента пищи, который предотвращал болезнь Бери-бери, распространенную в странах, где употребляли в пищу много шлифованного риса. Поскольку этот компонент обладал свойствами амина, польский биохимик К.Функ впервые выделивший это вещество, назвал его витамин - необходимый для жизни амин.

В настоящее время витамины можно охарактеризовать как низкомолекулярные органические соединения, которые, являясь необходимой составной частью пищи, присутствуют в ней в чрезвычайно малых количествах по сравнению с основными её компонентами. Витамины - это вещества, обеспечивающее нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме. Витамины - необходимый элемент пищи для человека и ряда живых организмов, т.к. не синтезируются или некоторые из них синтезируются в недостаточном количестве данным организмом.

Первоисточником витаминов являются растения, где преимущественно они образуются, а также провитамины - вещества, из которых витамины могут образовываться в организме. Человек получает витамины или непосредственно из растений, или косвенно - через животные продукты, в которых витамины были накоплены из растительной пищи во время жизни животного.

Витамины делят на две большие группы: витамины растворимые в жирах и витамины, растворимые в воде. В классификации витаминов, помимо буквенного обозначения, в скобках указывается основной биологический эффект, иногда с приставкой «анти», указывающей на способность данного витамина предотвращать или устранять развитие соответствующего заболевания.

Маленьким детям витамины абсолютно необходимы: недостаточное их поступление может замедлить рост ребенка и его умственное развитие. У малышей, не получающих витамины в должных количествах, нарушается обмен веществ, снижается иммунитет. Именно поэтому производители детского питания обязательно обогащают свои продукты (молочные смеси, овощные и фруктовые соки, пюре, каши) всеми необходимыми витаминами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Березов, Т.Т. Биологическая химия: Учебник / Т.Т.Березов, Б.Ф.Коровкин. - М.: Медицина, 2000. - 704 с.

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс: Учебник (базовый уровень) / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев и др. - М.: Дрофа.- 304 с.

Мануйлов А.В. Основы химии. Электронный учебник / А.В.Мануйлов, В.И.Родионов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Павлоцкая Л.Ф. Физиология питания. М., “Высшая школа”., 1991

Петровский К.С. Гигиена питания М., 1984

Припутина Л.С. Пищевые продукты в питании человека. Киев, 1991

Скурихин И.М. Как правильно питаться М., 1985

Смолянский Б.Л. Справочник по лечебному питанию М., 1996.

Осторожно! Химические витамины приносят вред, а не пользу!

Эта информация предостережёт вас от приобретения и употребления синтетических витаминов - они вредны и приводят к новым заболеваниям.

Основные субстанции, необходимые организму для жизнедеятельности, в наше время найдены, выделены, идентифицированы, синтезированы в лабораториях и запущены в массовое производство.
На полках аптек, магазинов здоровья и в ассортименте МЛМ- компаний, в отличие от натуральных , синтезированные витамины, минеральные комплексы и прочие химические средства отечественного и импортного производства представлены в громадном ассортименте.
Но все ли мы знаем об их воздействии на организм?
Позвольте представить результаты некоторых исследований, которые проводились в последние годы.
Долгое время считалось, что витамины, полученные синтетическим путём, смогут заменить натуральные, которые содержатся в травах, фруктах и овощах.
На Западе эти представления изменились ещё в 1994 году, когда в Финляндии были проведены сравнительные исследования с целью узнать, насколько синтетические витамины предохраняют человека от онкологических заболеваний.
Были взяты 2 группы мужчин-курильщиков.
Одной группе в течение 6 лет прописывались синтетические антиоксиданты:
витамин Е и бета-каротин .
Вторая группа этих витаминов не получала.
Врачи предполагали, что в первой группе заболеваний будет меньше.
Полученные результаты удивили не только врачей.
Оказалось, что в первой группе, на фоне приёма химических витаминов, заболевания увеличились на 18 %!

Позже, после проведения лабораторных исследований, ученые выяснили причину подобного результата:
из-за своей неполноценности синтетические витамины усваиваются в среднем только на 1-5 %, небольшая часть выводится с мочой, а весь оставшийся "хвост" оседает в печени, почках, суставах, сосудах, образуя то, что мы привыкли называть шлаками .
Именно этот факт и приводит к заболеваниям.

Витамин Е . С ним был проведён следующий опыт.
В опыте участвовало 18300 больных и закончить его планировали в 1998 году. Но уже в 1996 году пришлось испытания остановить, т. к. в группе испытуемых, принимавших синтетические витамин Е и бета-каротин заболевания раком возросли на 28 % , а смертность – на 17 % по сравнению с контрольной группой.
Директор института онкологический исследований на пресс-конференции 19 января 1996 года сообщил, кроме того, что в группе, принимавшей синтетический витамин Е и бета-каротин возросло количество инфарктов и инсультов.
Вот тебе и поправили здоровье!

Синтетический витамин С долгое время считали самым безобидным, аскорбинку продавали даже детям и без рецепта. Считалось, что избыток витамина выводится из организма с мочой.
Но в феврале 2000 года были опубликованы результаты ещё одного эксперимента.
Профессор университета в Южной Калифорнии Дуаер предложил 573 добровольцам в течении 18 месяцев принимать по 500 мг синтетического витамина С.
В конце срока было выявлено сужение шейных кровеносных сосудов . Скорость сужения выросла в 3,5 раза ! Это привело к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Стало понятно, что синтетические витамины и пищевые добавки таят в себе реальную опасность, и принимать их бесконтрольно нельзя.

Результаты исследований 1994, 1996, 2000 годов...
Так почему же до сих пор врачи продолжают выписывать синтетические витамины детям и беременным женщинам?!
Почему пытливым врачам так трудно найти современную научную информацию в области нутрициологии?
Ответ на эти вопросы есть:
Потому, что выпуском синтетических витаминов занимаются фармацевтические гиганты, которые являются спонсорами многих медицинских периодических изданий и не заинтересованы в снижении своих доходов.

Так что же именно делает синтетические витамины вредными и приводящими к новым заболеваниям?
Ученые вышли на новый виток исследования и обнаружили, по крайней мере, две причины опасности синтетических витаминов.

1. Примитивная синтезированная копия
Похоже, все дело в химии: антиоксиданты в составе овощей и фруктов работают , а такие же вещества из пробирки - нет . Биохимикам хорошо известны подобные случаи, когда живые молекулы ведут себя иначе, чем их синтетические копии.
Часто это связано с изомерией - явлением, при котором одинаковые молекулы имеют различное расположение атомов в пространстве. Здесь можно вспомнить так называемые трансжиры, которые ведут себя иначе, чем природные жиры с таким же молекулярным составом, или усилитель вкуса глютаминат натрия, широко используемый в пищевой промышленности. Он тоже существует в форме двух изомеров: живой глютаминат из природных источников отличается от синтетического, который накапливаясь, провоцирует аллергические реакции организма. Примеры можно продолжать:

пример 1 : Натуральный витамин С состоит из семи изомеров аскорбиновой кислоты, которые находятся в тончайших связях между собой. Эти связи невозможно произвести искусственно.
А в синтетических витаминах, в Витрумах, Центрумах, Алфавитах и т. п. присутствует в составе только один изомер из семи. Остальные шесть не синтезированы и просто отсутствуют в синтетических витаминах.

пример 2 : В синтезированном витамине Е присутствует только один из восьми токоферолов.
Искусственно синтезировать все изомеры витамина - очень сложный и дорогостоящий процесс и фармакологические компании не заинтересованы в дополнительных высоких затратах,
поэтому синтетические витамины приносят вред, а не пользу.

2. Отсутствие природных фитокомпонентов
Кроме веществ, полезных для человеческого организма, растениясодержат еще тысячи субстанций, которые имеют общее название «фитокомпоненты». Без них чистые витамины будут действовать на организм губительно.
Фитокомпоненты содержатся только в продуктах, производимых из растений, в синтетических продуктах их нет.

живые витамины

Например, витамин С в природе никогда не выступает как чистая аскорбиновая кислота. В растениях ей всегда сопутствуют биофлаваноиды и множество соединений, которые еще даже не все удалось синтезировать.
Короче, живые витамины в плодах и овощах всегда "загрязнены" массой сопутствующих веществ, которые часто играют полезную роль. А чистые химические витамины лишены этих свойств.
Неорганические элементы естественного происхождения – кальций, фосфор, магний, натрий, калий, железо, фтор, хром, медь, йод, марганец, молибден, селен, цинк и другие содержатся в почве. Оттуда растения их извлекают с помощью фульватов в процессе жизнедеятельности и перерабатывают в органические соединения.
Ни животные, ни человек не обладают этим уникальным природным механизмом, поэтому составные части пищи лучше всего принимать в таком виде, в котором они встречаются в растениях.
Это объясняет, почему рафинированные продукты – растительное масло, мука, сахар, рис – приносят зачастую больше вреда, чем пользы.
Как бы то ни было, научные исследования в этих направлениях могут преподнести нам в ближайшие годы массу сюрпризов. И не все они будут приятными.

Оптимальным является использование всего комплекса веществ , находящихся в растениях, а не отдельных выделенных компонентов.
Такой подход позволяет усилить полезные свойства сырья, избегать передозировок, избегать побочных эффектов и аллергических реакций.
Отсюда следует, что в организм нужно вводить не отдельный витамин, а его комплекс со всеми элементами, сопутствующими ему в природе.
Синтетические соединения, даже тщательно подобранные, всегда остаются довольно примитивной копией того, что создала природа. А поскольку наше тело состоит исключительно из органики, то, внося в него синтетические препараты, мы грубо вмешиваемся в его природную структуру, порождаем необратимые изменения жизненно важных функций и органов пищеварения, дыхания, кроветворения, выделения. Тем более, что практически невозможно правильно определить дозу для искусственных витаминов и микроэлементов. Неправильная же дозировка приводит к еще более негативным последствиям, чем сами проблемы со здоровьем, которые хотят побороть с помощью этих препаратов.
Отсюда следует, что синтетические витамины не следует принимать практически ни при каких обстоятельствах.
Переизбыток синтетических витаминов опасен для здоровья.
Не многие покупатели догадываются, что чрезмерное употребление витаминов не только не поможет при инфекционных заболеваниях, но и вообще может сократить жизнь.
К такому выводу пришла команда ученых из копенгагенской университетской больницы, которая исследовала 250 тысяч пациентов, постоянно принимающих определенные группы синтетических витаминов: бета-каротин, витамины А, Е, С и селен.
Результаты ошеломляющие:
- химический витамин А увеличил риск смертности на 16%,
- витамин Е - на 4%,
- бета-каротин - на 7%.
По мнению датских ученых, синтетические витамины снижают способность организма самостоятельно бороться с инфекциями.

Ученые сходятся в одном: вред могут нанести только синтетические витамины , к натуральным антиоксидантам, находящимся во фруктах, овощах и других продуктах, это не относится.
По мнению специалистов, профилактический курсовой прием синтетических витаминных комплексов можно проводить не более двух раз в год под наблюдением врача.
Ежедневно в мире продается большое количество синтезированных витаминных комплексов и витаминных добавок.
Социологи считают, что почти пятая часть европейцев и американцев постоянно принимает эти препараты.
Врачи прописывают витамины ослабленным, беременным, больным, детям.
А между тем, таблетки с нефтехимическими поливитаминами не защищают нас от болезней, а увеличивают риск развития некоторых злокачественных опухолей.
Эта сенсационная информация появилась в одном из номеров "Ланцета" - самого влиятельного научно-медицинского журнала в мире.
Но реклама и пропаганда сделали свое дело - многие начинают свой день с таблетки, содержащей синтетические витамины и минералы.
И такое поведение, к сожалению, приветствуют ученые.
Официальная позиция, неоднократно высказываемая специалистами НИИ питания Российской академии медицинских наук, заключается в том, что нашим соотечественникам не хватает витаминов, и потреблять их нужно не курсами, 2-3 раза в год, а практически постоянно. Это бы хорошо, если бы в рекомендациях подчёркивалось, что речь идёт о витаминах природного происхождения!

Найти в России специалиста, который бы открыто стоял в оппозиции к такому профилактическому приему витаминов из пробирки, практически невозможно. А между тем в последние годы за рубежом неоднократно появлялись серьезные научные исследования, в которых польза синтезированных поливитаминов подвергалась серьезному сомнению.
И что интересно: в России ни одно из таких исследований не получило большой огласки ни в научной прессе, ни в общественной.
Коммерческое использование синтезированных витаминов продолжается.
Серьезных исследований, доказывающих их эффективность и безопасность, производители не проводят. В отличие от лекарств, витаминчики считаются безопасными и полезными априори.

Да, витамины употреблять нам просто необходимо! Но не синтезированные, а
На самом же деле, безопасными и чрезвычайно эффективными могут быть , созданные силами самой Матери–Природы и сконцентрированные и усиленные с помощью новейших технологий.
Таким требованиям отвечают , - жидкие концентраты Треугольника Жизни

Управление образования Брянской области

Профессиональный лицей №39

Предмет: Химия

Тема: Витамины.

Выполнила:

Учащаяся гр. №1

Профессия:

агент коммерческий

Лапичева А. А.

Преподаватель:

Янченко С. И.

Оценка: ___________

Введение 4
История открытия витаминов 5
Роль и значение витаминов в питании человека. Потребность в витаминах (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз) 8
Классификация витаминов 11
Содержание витаминов в пищевых продуктах 21
Промышленное производство витаминов 29
Устойчивость и стабильность при кулинарной обработке 33
Заключение 36
Литература 37

ВВЕДЕНИЕ

Современное человеческое общество живет и продолжает развиваться, активно используя достижения науки и техники, и практически немыслимо остановиться на этом пути или вернуться назад, отказавшись от использования знаний об окружающем мире, которыми человечество уже обладает. Накоплением этих знаний, поиском закономерностей в них и их применением на практике занимается наука. Человеку как объекту познания свойственно разделять и классифицировать предмет своего познания (вероятно, для простоты исследования) на множество категорий и групп; так и наука в свое время была поделена на несколько больших классов: естественные науки, точные науки, общественные науки, науки о человеке и пр. Каждый из этих классов делится, в свою очередь, на подклассы и т.д. и т.п.

В настоящее время в мире существует множество научных центров, ведущих разнообразные химико-биологические исследования. Странами-лидерами в этой области являются США, европейские страны: Англия, Франция, Германия, Швеция, Дания, Россия и др. В нашей стране существует множество научных центров, расположенных в Москве и Подмосковье (Пущино, Обнинск, Черноголовка), Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Владивостоке... Одни из ведущих центров по стране Институт биоорганической химии им.М.А.Шемякина и Ю.А.Овчинникова, Институт молекулярной биологии им.В.А.Энгельгардта, Институт органического синтеза им.Н.Д.Зелинского, Институт физикохимической биологии МГУ им.Белозерского и др. В СанктПетербурге можно отметить Институт Цитологии РАН, химический и биологические ф-ты Гос. Университета, Институт экспериментальной медицины РАМН, Институт онкологии РАМН им. Петрова, Институт особо чистых биопрепаратов МЗиМП и т.п.

Кроме множества лекарств, в повседневной жизни люди сталкиваются с достижениями физико-химической биологии в различных сферах своей профессиональной деятельности и в быту. Появляются новые продукты питания или совершенствуются технологии сохранения уже известных продуктов. Производятся новые косметические препараты, позволяющие человеку быть здоровым и красивым, защищающие его от неблагоприятного воздействия окружающей среды. В технике находят применение различные биодобавки ко многим продуктам оргсинтеза. В сельском хозяйстве применяются вещества, способные повысить урожаи (стимуляторы роста, гербициды и др.) или отпугнуть вредителей (феромоны, гормоны насекомых), излечить от болезней растения и животных и многие другие...

Все эти вышеперечисленные успехи были достигнуты с применением знаний и методов современной химии. В современной биологи и медицине химии принадлежит одна из ведущих ролей, и значение химической науки будет только возрастать.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВИТАМИНОВ

Всем известное слово "витамин" происходит от латинского "vita" - жизнь. Такое название эти разнообразные органические соединения получили далеко не случайно: роль витаминов в жизнедеятельности организма чрезвычайно велика.

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи.

Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий. Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моря ков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию,100 человек погибли от цинги.

История морских и сухопутных путешествий давала также ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в их пищу вводить известное количество лимонного сока или отвара хвои.

Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связанны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержаться не во всякой пище.

Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение этого многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль минеральных веществ в питании.

Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина(белок молока),жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корми, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению:"...если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания".

Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина установлением причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

Врач Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила.

Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом числе заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем один человек из 40,тогда как в группе людей, питавшихся неочищенным рисом, ею заболевал лишь один человек из 10000.

Таким образом, стало ясно, что в оболочке риса (рисовых отрубях) содержится какое-то неизвестное вещество, предохраняющее от заболевания бери-бери. В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде(оказавшееся, как потом выяснилось, смесью витаминов);оно было довольно устойчивым по отношению к кислотам и выдерживало, например, кипячение с 20%-ным раствором серной кислоты. В щелочных растворах активное начало, напротив, очень быстро разрушалось. По своим химическим свойствам это вещество принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу. Функ пришел к заключению, что бери-бери является только одной из болезней, вызываемых отсутствием каких-то особых веществ в пище.

Несмотря на то,что эти особые вещества присутствуют в пище,как подчеркнул ещё Н. И. Лунин,в малых количествах, они являются жизненно необходимыми. Так как первое вещество этой группы жизненно необходимых соединений содержало аминогруппу и обладало некоторыми свойствами аминов, Функ (1912) предложил назвать весь этот класс веществ витаминами (лат. Vita - жизнь, vitamin-амин жизни). Впоследствии, однако, оказалось, что многие вещества этого класса не содержат аминогруппы. Тем не менее термин "витамины" настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.

После выделения из пищевых продуктов вещества, предохраняющего от заболевания бери-бери, был открыт ряд других витаминов. Большое значение в развитии учения о витаминах имели работы Гопкинса, Степпа, Мак Коллума, Мелэнби и многих других учёных.

В настоящее время известно около 20 различных витаминов. Установлена и их химическая структура; это дало возможность организовать промышленное производство витаминов не только путём переработки продуктов, в которых они содержаться в готовом виде, но и искусственно, путём их химического синтеза.


ПОТРЕБНОСТЬ В ВИТАМИНАХ (АВИТАМИНОЗ, ГИПОВИТАМИНОЗ, ГИПЕРВИТАМИНОЗ)

Сейчас мы радуемся солнечным денькам, частым прогулкам на свежем воздухе и предстоящим каникулам. Но даже летом, в этот, казалось бы, благополучный с точки зрения обеспеченности витаминами период времени года, нам необходимо следить за тем, чтобы их поступало в достатке. Так, бета-каротин, витамины С и Е защищают клетки от вредного воздействия солнца, озона и агрессивных кислородосодержащих молекул, которые образуются в организме при повышенной активности солнца. В жаркие дни, при повышенном потоотделении, организм интенсивно теряет минеральные вещества, которые нужно восполнять. В таблице вы найдете наиболее подходящие продукты питания для летнего сезона.

В процентах представлено покрытие суточной потребности в витамине на 100 г продукта.

Продукт Бета-каротин Витамин С Витамин Е
Абрикос Витамин Е -20 процентов
Клубника Витамин С - 50 процентов
Дыня Бета-каротин - 50 процентов Витамин С - 20 процентов
Морковь Бета-каротин - 100 процентов
Перец Бета-каротин - 20 процентов Витамин С - 100 процентов Витамин Е - 20 процентов
Сыр
Зеленый горох Витамин С - 20 процентов
Тыквенные семечки Витамин Е - 50 процентов
Черная смородина Витамин С - 100 процентов
Кедровые орехи Витамин Е - 100 процентов

(разработаны Институтом питания и утверждены Министерством здравоохранения, 1991 г.)

Фоли- евая кислота, мкг

Дети
0-12 мес. 30- 40 0,4 3-4 10 0.3- 0.5 0.4- 0.6 0.4- 0.6 5-7 40- 60 0.3- 0.5
1-3 года 45 0,45 5 10 0,8 0,9 0,9 10 100 1.0
4-10 лет 50- 60 0.5- 0.7 7- 10 2,5 0.9- 1.2 1.0- 1.4 1.3- 1.6 11- 15 200 1.5- 2.0
11-17 лет, мальчики 70 1.0 12- 15 2,5 1.4- 1.5 1.7- 1.8 1.8- 2.0 18- 20 200 3.0
девочки 70 0,8 10- 12 2,5 1,3 1,5 1,6 17 200 30
Взрослые
мужчины 70- 100* 1.0 10 2,5 1.2- 2.1* 1.5- 2.4 2.0 16- 28* 200 3.0
женщины 70- 80* 0.8- 1.0 8 2,5 1.1- 1.5* 1.3- 1.8 1,8 14- 20* 200 3.0
Беременные и кормящие - дополнительно к норме 20- 40 0.2- 0.4 2-4 10 0.4- 0.6 0.3- 0.5 0.3- 0.5 2-5 100- 200 1.0
Пожилые (старше 60 лет)
мужчины 80 1.0 15 2,5 1.2- 2.4 1.4- 1.6 2,2 15- 18 200 3
женщины 80 0,8 12 2,5 1.1- 1.3 1.3- 1.5 2.0 13- 16 200 3

*) в зависимости от физической активности и энергозатрат

Болезни, которые возникают вследствие отсутствия в пище тех или иных витаминов, стали называть авитаминозами. Если болезнь возникает вследствие отсутствия нескольких витаминов, её называют поливитамино- зом. Однако типичные по своей клинической картине авитаминозы в настоящее время встречаются довольно редко. Чаще приходиться иметь дело с относительным недостатком какого-либо витамина; такое заболевание называется гиповитаминозом. Если правильно и своевременно поставлен диагноз, то авитаминозы и особенно гиповитаминозы легко излечить введением в организм соответствующих витаминов.

Чрезмерное введение в организм некоторых витаминов может вызвать заболевание, называемое гипервитаминозом.

В настоящее время многие изменения в обмене веществ при авитаминозе рассматривают как следствие нарушения ферментных систем. Известно, что многие витамины входят в состав ферментов в качестве компонентов их простетических или коферментных групп.

Многие авитаминозы можно рассматривать как патологические состояния, возникающие на почве выпадения функций тех или других коферментов. Однако в настоящее время механизм возникновения многих авитаминозов ещё неясен, поэтому пока ещё не представляется возможность трактовать все авитаминозы как состояния, возникающие на почве нарушения функций тех или иных коферментных систем.

С открытием витаминов и выяснением их природы открылись новые перспективы не только в предупреждении и лечении авитаминозов, но и в области лечения инфекционных заболеваний. Выяснилось, что некоторые фармацевтические препараты (например, из группы сульфаниламидных) частично напоминают по своей структуре и по некоторым химическим признакам витамины, необходимые для бактерий, но в то же время не обладают свойствами этих витаминов. Такие "замаскированные под витамины" вещества захватываются бактериями, при этом блокируются активные центры бактериальной клетки, нарушается её обмен и происходит гибель бактерий.


КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАМИНОВ

В настоящее время витамины можно охарактеризовать как низкомолекулярные органические соединения, которые, являясь необходимой составной частью пищи, присутствуют в ней в чрезвычайно малых количествах по сравнению с основными ее компонентами.

Витамины - необходимый элемент пищи для человека и ряда живых организмов потому, что они не синтезируются или некоторые из них синтезируются в недостаточном количестве данным организмом. Витамины - это вещества, обеспечивающее нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме. Они могут быть отнесены к группе биологически активных соединений, оказывающих свое действие на обмен веществ в ничтожных концентрациях.

Витамины делят на две большие группы: 1. витамины, растворимые в жирах, и 2. витамины, растворимые в воде. Каждая из этих групп содержит большое количество различных витаминов, которые обычно обозначают буквами латинского алфавита. Следует обратить внимание, что порядок этих букв не соответствует их обычному расположению в алфавите и не вполне отвечает исторической последовательности открытия витаминов.

В приводимой классификации витаминов в скобках указаны наиболее характерные биологические свойства данного витамина - его способность предотвращать развития того или иного заболевания. Обычно названию заболевания предшествует приставка "анти", указывающая на то, что данный витамин предупреждает или устраняет это заболевание.


Цели урока:

    дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с основными группами витаминов;

    на основе межпредметных связей биологии с химией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека;

    дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Оборудование:

  • Коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1 % раствор хлорида железа(III), яблочный (апельсиновый) сок, вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка) , 5% раствор йода, стаканчики, пипетки.
  • Иллюстрации фотографий больных с разными формами авитаминозов.
  • Плакаты с формулами некоторых витаминов.
  • Таблица “Содержание витаминов в различных продуктах”.
  • Литература о витаминах.
  • Продукты питания.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Повторение

Учитель биологии: Мы знаем, что между организмом и окружающей средой происходит обмен веществами и энергией. Что же такое обмен веществ? (Обменом веществ называют сложную цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.)
В обмене веществ происходят реакции двух типов: анаболические и катаболические. Какие реакции называют анаболическими? (Анаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из простых веществ образуются сложные вещества).
Какие реакции называют катаболическими? (Катаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из сложных веществ образуются простые вещества.)
Что происходит с энергией во время анаболических и катаболических реакций? (В процессе анаболических реакций энергия поглощается, а в процессе катаболических реакций выделяется.)
В обмене веществ особое значение имеет особая группа веществ, которые крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности. Это витамины. С ними мы сегодня и познакомимся.
Итак, тема сегодняшнего урока “Витамины”. Цель урока – познакомиться с разнообразием этих веществ и различными заболеваниями, которые возникают при их недостатке в организме.
Записываем тему урока: “Витамины”.
Работаем по плану:

ПЛАН УРОКА:

  1. История открытия витаминов.
  2. Классификация витаминов.
  3. Жирорастворимые витамины.
    а) Витамин А;
    б) Витамин D.
  4. Водорастворимые витамины.
    а) Витамин С;
    б) Витамин В.
  5. Сохранность витаминов в пище.
  6. Определение содержания витаминов А и С, в пищевых продуктах.

1. История открытия витаминов (доклад учащегося)

Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным.
Однако наука XIX столетия находилась в противоречии многовековой практикой. Жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей.
Врачи-практики давно предполагали, что существует прямая связь между возникновением некоторых болезней (например, цинги, рахита, бери-бери, пеллагры) и характером питания.
Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности.
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К. Функом вещества понимал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, – соответственно А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.

2. Классификация витаминов.

Учитель химии: Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины.
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. (Записываем определение в тетрадь.) Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.
Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.

Витамины имеют сложное строение (таблица).

Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.

3. Водорастворимые витамины.

Витамин С. Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота).
Почему вещество называется кислотой? (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н + , а поэтому и изменяет окраску индикатора).
Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русого мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой. Начиная с глубокой древности цинга подстерегала солдат в походах, на поле брани, под стенами осажденных крепостей, в осажденных городах. От нее жестоко пострадали крестоносцы, особенно в 1218г. на египетский портовый город Дамьетту. Плохо пришлось от цинги и войскам Людовика IX, осаждавшим Каир в 1268 г., когда Нил вышел из берегов, и разливом унесло провиант.

Учитель биологии: Витамин В. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В 1, В 2, В 6, В 12.
Витамин В 1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
При отсутствии в пище витамина В 1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.
Отсутствие витамина В 2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В 12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В 6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

4. Жирорастворимые витамины.

Учитель химии: Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. В рыбьем жире – 15 мг %, печени трески – 4, .в сливочном масле 0,5, молоке – 0,025 мг %. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины. Из молекулы р-каротина образуется две молекулы витамина А. Р-каротина больше всего в моркови – 9,0 мг %, красном перце – 2, помидорах – 1, сливочном масле – 0,2–0,4 мг %. Витамин А разрушается под действием света, кислорода воздуха, при кулинарной обработке (до 30 %).

Учитель биологии: Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
Содержится витамин D почти исключительно в продуктах животного происхождения. Это печень трески, скумбрия сельдь, яичный желток, сливочное масло и другие.

5. Сохранность витаминов в пище (доклад учащихся).

В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве.
Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.
Наименее устойчивы витамины А, В 1 , В 2 . Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке.
Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения – около 1/5 витамина группы В.
Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле.
Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

Учитель химии.

6. Определение содержания витаминов А и С в пищевых продуктах (химический эксперимент).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Обнаружение витаминов

Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Обнаружение витамина С в яблочном соке.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

III. Заключение: (сказка)

– А сейчас мы принимаем гостей.

Жили-были витамины
Людям пользу приносили
Через годик, через три}
Вдруг пришел Бери-бери
А за ним пришли другие
Тоже очень деловые
Тут Рахит и Слепота
И красавица Цинга
Тут и началась разборка
Первой молвила Слепотка.

Куриная слепота:

Если есть нехватка витамина А
То тогда грозит вам
Куриная слепота
Если ночью ты в пути –
Не найдешь куда идти
Будешь карликом ходить
Очень в росте тормозить
Будем с вами друзьями навеки
Обойдем все горы и реки
Обойдем все леса и поля
И будет слепой вся наша Земля.

Витамин А:

Ты нас так не запугаешь
Победим мы все равно
Витамины всех сильнее
Знают люди уж давно
Будем кушать мы морковку
И тебя побьем мы ловко (связывает куриную слепоту) .

Рахит:

Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой
Мои ноженьки болят
В разны стороны глядят
Витамины, витамины
Все одна и та ж картина
Надоели вы нам всем
Я от боли всех вас съем.

Витамин D:

Молчи, уродец, я витамин D
Я живу в рыбьем жире, яичном желтке.
Если кость у тебя болит
То во всем виноват рахит.
Если вдруг ты им заболел –
Быстренько витамин D съел.
Помни: поможет этой беде
Только витамин D.

Рахит:

Опять D на меня ворчит
Вы не слушайте его
Он старик уже давно
Вы меня послушайте
И витамин D не кушайте.

Витамин D:

Что ж ты пудришь всем мозги?
Рахит почувствуешь – беги
А витамин под буквой D
Принимай всегда, везде.
Если нет его с собой
То беги скорей домой
Съешь печенку и желток
И попей рыбий жирок
И рахит пройдет тогда
Обойдет тебя беда (связывает Рахит) .

Бери-бери:

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Вы забыли про меня
Править миром буду я
Будут нервы у вас не в порядке
Будут судороги, припадки
Если витаминчики не будешь принимать
Ночью поздно ложиться спать
Фильмы страшные смотреть
Черный хлеб не будешь есть
По утрам не умываться
Каждый день со всеми драться
Можешь в ящик ты сыграть
Мне на это наплевать.

Витамин В:

Cвяжите скорей Бери-бери ноги
Вы не слушайте его никогда
От него всегда только беда
Слушайте меня, друзья
Я – витамин В 1
И вам я необходим (связывает Бери-бери).

Цинга:

Думаете, что победили?
Про меня совсем забыли
Я – коварная Цинга
Много жизней унесла
Кровоточат ваши десны
Зубы пусть шатаются
Ваше тело пусть слабеет
Руки опускаются
Пусть придет эта беда.

Витамин С:

Ни за что и никогда
Я девчонка как картинка
Скажем просто – аскорбинка
Будем мы шиповник пить
И отвар хвои варить
Вот увидите тогда –
Убежит от нас цинга
С – латинская простая
Для врачей она святая
Лечит витамин цингу
Как лечить ее скажу
Ешь лучок, капусту, клюкву
Не забудь и про лимон
И Цинга пройдет как сон (связывает Цингу) .

Все болезни мы победили
Мы прогнали их от порога
Чтоб никогда они не приходили.

Все: Кушайте витаминов много!

IV. Закрепление

Учитель химии: Итак, сегодня мы познакомились с удивительными веществами – витаминами.

  • Что же такое витамины?
  • На какие две группы делятся витамины?
  • Что такое авитаминоз?
  • Что такое гиповитаминоз?
  • Что такое гипервитаминоз?
  • Какие заболевания возникают при недостатке витамина А? Витамина В? Витамина С? Витамина D?

Учитель биологии: Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.

Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D).

  1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
  2. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
  3. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
  4. Витамин роста (А).
  5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
  6. Шиповник – это кладовая витамина (С).
  7. Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).
  8. Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (D).
  9. Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).
  10. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).
  11. В моркови содержится очень много витамина (А).
  12. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).
  13. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с хлоридом железа (III) (А).
  14. Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом (С).
  15. Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).

– Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!





error: Контент защищен !!