Медицинская модель психотерапии. Основы психотерапии

Основы психотерапии являются обязательным объектом изучения для будущих психотерапевтов и психологов, а также профессий социальной и педагогической направленности. Базовые знания этой отрасли не будут лишними для любого человека, так как они помогут лучше понимать других людей и находить с ними общий язык, в том числе решать конфликты.

Основы психотерапии — обязательный объект изучения для будущих психологов и психотерапевтов

Для ознакомления с необходимым минимумом информации стоит взять за основу учебное пособие А.Н. Романина «Основы психотерапии». В ней в доступной форме и с конкретными примерами описываются основные понятия и принципы современной психотерапии. Весь объем информации разделен на тематические главы, в конце каждой представлены практические рекомендации.

«Основы психотерапии» – учебник для ВУЗов, поэтому в нем используются профессиональные понятия.

Несмотря на обилие научных терминов, информация подается в доступной форме, присутствует достаточно разъяснений, что облегчает понимание и усвоение знаний. В книге описываются значение и основные приемы психоанализа. В том числе отдельно выделены главные объекты изучения психотерапевтов – неврозы и фрустрации. Рассмотрим более подробно содержание глав учебника Романина.

Концепции известных психоаналитиков

В книге рассматриваются модели психотерапии, представленные «титанами» психоанализа. Описываются базовые положения следующих учений :

  • Зигмунд Фрейд. Психоанализ по Фрейду основан на наличии у личности трех ступеней сознательности: ид, эго и супер-эго. Рассматриваются такие понятия, как агрессия, регрессия, репрессия, эскапизм, рационализация, сублимация, проекция, аутизм, трансфер. Отдельное внимание уделяется методу свободных ассоциаций и толкованию сновидений.
  • Карл Юнг. Аналитическая психология подразумевает наличие «коллективного бессознательного» и отдельных его архетипов: персона, тень, анима, анимус, эго и самость. Выделяется понятия амбаверт, как сочетание качеств интроверта и экстраверта.
  • Альфред Адлер. Индивидуальная психология. Основанная на принципе целостности и общественном чувстве. Описал комплекс неполноценности и происхождение девиантов, принципы воспитательной деятельности.
  • Роберто Ассаджиоли. Центральное положение психосинтеза – сложная структура личности, дополненная субличностями. Описывается конструирование энергетических ресурсов и моделирование идеального «Я».
  • Карен Хорни. Самоанализ течения неофрейдизма.
  • Абрахам Маслоу. Основа учения – личностный рост и развитие, теория самоактуализации. Наиболее известная теория Маслоу – концепция иерархии личностных потребностей.

Абрахам Маслоу — один из выдающихся психоаналитиков

Техники и модели психотерапии

Также в книге разъясняются основные модели психотерапии. Большинство из них применяются в современной практике, а их теоретические положения тесно перекликаются между собой.

Рассмотрим описанные основные виды техники и современные принципы психотерапии :

  • Бихевиористская. Рассматриваются поведенческие способы борьбы с неврозами за счет составления оптимальной модели реакции и действий на типовые ситуации. Основная формула: стимул – реакция. Особенно популярны группы тренинга умений, например, ориентированные на развитие родительских навыков, избавления от тревожных состояний, планирования карьеры, улучшение коммуникативных умений, борьбу с нерешительностью.
  • Телесная. Воздействие на психику через соматику посредством использования физических тренингов, дыхательных упражнений и т.д. Иными словами, необходимо укрепить физическое здоровье, чтобы восстановить психическое благополучие.
  • Гештальттерапия. Психические процессы и личностные особенности рассматриваются в комплексе, основанном на тесной взаимосвязи. Поиск баланса между прямо противоположными чувствами (любовь и ненависть, униженность и благодарность и т.д.).
  • Трансакционный анализ. Анализ взаимодействия между людьми, соотношение внутренних ролей ребенка, взрослого и родителя.
  • Гуманистическая. Ориентирована на раскрытие индивидуальных внутренних резервов человека, направленных на его самосовершенствование. Обобщает в себе некоторые другие методики психотерапии.

  • Центрирование на клиенте. Основателем центрированной на клиенте психотерапии считается Карл Роджерс. Ее основой является Я-концепция.
  • Экзистенциальная терапия. Изучение личности, как субъекта в комплексе с его субъективными переживаниями. Определение смысла существования человека. Логотерапия Франкла для борьбы с неврозами, основанная на принципах парадоксальной интенции и дерефлексии.
  • Нейролингвистическое программирование. Своеобразное искусство внушения, сочетание словесного воздействия с физическими жестами-закрепителями, например, посредством движения глазами. Удается выяснить причины неврозов и страхов человека и произвести переформирование личности.
  • Медитативная терапия. В книге описывается польза медитации, как способа концентрации на личностных качествах, отвлечения от суеты и поиска выхода из сложных ситуаций. Также расписана методика медитации, состоящая из четырех этапов, а также альтернативная четырехступенчатая мандала-медитация, рассчитанная на 1 час. Такая практика позволяет пробудить внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром и собственными переживаниями.
  • Позитивная. Терапия центрирования на конфликте. Основным ее принципом является следующая модель решения проблемной ситуации: позитивное отношение к проблеме, содержательная оценка собственного внутреннего конфликта, пятиступенчатая организация самопомощи. Внедряется саногенное мышление, ориентированное на превращение недостатков своего состояния в преимущества, а также философотерапия.

Книга Романина А. Н. «Основы психотерапии»

Групповая психотерапия

Отдельно в « Основах психотерапии» рассматривается групповая методика. В современной практике групповые занятия приобретают все большую популярность. Их особенностью является создание коллектива, который под руководством специалиста принимает на себя ответственность за исход терапии и становится отдельной системой, внутри которой подробно рассматриваются ситуации из реальной жизни и производится их тщательный анализ.

Романин акцентирует особое внимание на таком приеме, как психодрама, который был введен в практику Якобом Морено.

В группе разыгрываются типичные жизненные ситуации, участники моделирования выражают свои истинные эмоции. Применяются такие подходы, как ролевая игра, инсайт, двусторонняя эмаптия (теле), катарсис, спонтанность реагирования и т. д. Теория дополнена множеством примеров для практических занятий с подробным описанием упражнений и ролей участников постановок.

Групповая психотерапия

Также в учебнике описаны базовые правила управления группой, методики работы с людьми, основные понятия групповых занятий. Уделяется внимание принципам формирования групп, их видам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что это учебное пособие является отличным вариантом для ознакомления с базовыми принципами психотерапии благодаря наполненности полезной информацией и практикумами!

МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Классификация методов психотерапии разнообразна, в рамках каждой классификации представлена та или иная психотерапевтическая теория. В каждого психологического направления возникают новые методы, которые призваны отразить уникальность терапевта, создавшего их. Это естественно, так как в психотерапии успех ее определяется содержанием профессиональной позиции психолога, его научными взглядами.

Как отмечают В.Т. Кондрашенко с соавт. (Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, 2001), в настоящее время общепринятой классификации методов психотерапии не существует. Следует различать формы и методы психотерапии.

Под методом понимается общий принцип лечения, вытекающий из понятия сущности (патогенеза) заболевания. Например, метод рациональной психотерапии (Дюбуа) основывается на понимании невроза как "заблуждения ума", ошибочного мышления. Другое представление о неврозе как о расстройстве, вызванном застреванием в бессознательной сфере аффекта, пережитого в прошлом, породило метод катарсиса, а понимание невроза как проявления вытесненного в бессознательное инфантильно-сексуального влечения стало основой психоанализа (Фрейд).

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы, в групповой форме, в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или гипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных асоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, ассоциативного эксперимента и т.д.

Авторы отмечают, что одна и та же форма психотерапевтического воздействия может служить различным терапевтическим установкам. Например, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему или направление психотерапии. Принято говорить об отдельных направлениях психотерапии, в их рамках выделять отдельные методы, а уже внутри каждого метода - различные методики и приемы.

Целесообразно, на наш взгляд, подчеркнуть, что цели и задачи психотерапии при разных заболеваниях определяются теоретической позицией автора относительно природы и механизмов психических расстройств. Тем не менее, для их лечения могут применяться одни и те же психотерапевтические приемы, имеющие, однако, в разных теоретических концепциях свою направленность, и специфическое содержание.

Основные методы количеству участников терапевтического процесса можно разделить на две большие группы:

    индивидуальная психотерапия

    групповая психотерапия.

Для описания основных методов психологического воздействия воспользуемся следующей классификацией, которая, с нашей точки зрения, позволяет достаточно точно описать все многообразие современных отечественных психотерапевтических методов (по Абрамовой):

    методы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии;

    методы суггестивной психотерапии

    методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии.

Методы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии соответствуют ее целям и задачам:

    направленные на изучение личности больного, его эмоционального реагирования, мотивации, системы отношений

    направленные на выявление и изучение этиопатогенных механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния

    направленные на достижение у больного осознавания и понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и его заболеванием

    помогающие больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменение при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих

    изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению самочувствия больного и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Методы суггестивной психотерапии :

    внушение в различных состояниях (бодрствования, гипнотического сна, наркотического сна)

    косвенное внушение

    плацеботерапия

    аутотренинг и смовнушение

Методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии:

    метод систематической десенсибилизации

    наводнение

    метод имплозии

    затухание

    оперантное обусловливание

Методы психотерапии, помогающие решить проблему клиента (по Линде):

Аналитические (позволяющие понять первопричину проблемы и помочь клиенту в ее осознании),

Обучающие (формирующие новые поведенческие навыки, эмоциональные реакции и убеждения),

Развивающие (пробуждающие собственную творческую активность),

Трансформирующие (направленные на изменение личности)

Моделирующие (позволяющие экспериментально работать с проблемой здесь и теперь),

Побуждающие (стимулирующие желание человека пойти на изменения своей личности)

Вспомогательные (отреагирование, релаксация, медитация, игры, тренинги и пр.)

В клинической практике методы психотерапии иногда делят также на симптоме-, личностно- и социоцентрированные, которые можно комбинировать. Выделяются методы, в которых в качестве психотерапевтического фактора используются искусство и общение с природой. Это методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии искусства (музыкотерапия, библиотерапия и др.), творческой деятельности (имаготерапия, арттерапия и др.) и природы (натурпсихотерапия и др.)

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ

Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления: 1) динамическое; 2) поведенческое (бихевиористское); 3) гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое).

Общим для перечисленных направлений является их ориентация на личность и личностные изменения, а не тот или иной симптом болезни. Так, к динамическому (психодинамическому) направлению относятся распространенная в нашей стране личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, а также психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты развития личности и поведения первичные влечения и потребности. Для бихевиоризма личность - это прежде всего поведение, а невроз - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения. Гуманистическая психотерапия рассматривает в качестве основной - потребность личности в самоактуализации, а невроз как результат блокирования этой потребности. Из приведенных особенностей вытекают и подходы к лечебному воздействию на личность, т.е. основные задачи психотерапии: осознание конфликта в психоанализе, обучение новым, адаптивным способам поведения в бихевиористской психотерапии и приобретение пациентом способности к самоактуализации личности в психотерапии гуманистического направления.

ОБЩИЕ ФАКТОРЫ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ

Прогресс в психотерапии в настоящее время проявляется не только в разработке новых методов, но и в попытках синтеза ее различных концепций и технических приемов, а также в поиске более гибкой, интегративной психотерапевтической парадигмы.

Одной из существенных предпосылок развития интегративной модели психотерапии является признание общих факторов, свойственных ее различным формам и методам. Пониманию важности определения таких общих факторов способствовали поиск общих фундаментальных процессов для всех направлений психотерапии, растущее признание того, что различные методы могут иметь больше сходства, чем различий, констатация сходной эффективности лечения разными методами психотерапии в отдаленном периоде (непосредственные результаты могут иметь значительные расхождения), акцент на существенной роли при любых методах психотерапии взаимоотношений психотерапевт-пациент.

Так как важнейшей движущей силой различных направлений психотерапии является динамическая система отношений врача и больного, то общие факторы связаны со стилем и стратегией поведения психотерапевта. Можно выделить некоторые обобщенные модели психотерапии интегративного типа: гуманистическую, инструментально-интеракционную и инструментально-техническую.

В гуманистической модели решающим фактором действенности психотерапии может быть признана эмпатическая коммуникация психотерапевт - пациент. Эмпатическая реакция психотерапевта в соответствующий момент работы с пациентом становится здесь основным лечебным средством. Существенно при этом создание условий для развития процесса позитивных изменений личности пациента. Наиболее типичным выражением этих условий является триада C.Rogers - безусловное принятие пациента, эмпатия, конгруэнтность переживаний и поведения психотерапевта. Психотерапевт в этом случае считает, что если создать соответствующие благоприятные условия, то пациент естественным образом сам будет изменяться, развиваться как личность в нужном направлении, что повлечет за собой и редукцию соответствующей симптоматики. Понятие эмпатии, основное в этой модели, как характерное для психотерапии гуманистической ориентации, получило признание и в психоаналитической психотерапии, где длительное время сохранялось представление о необходимости позиции эмоционального нейтралитета, личной анонимности аналитика, а также в поведенческой психотерапии, принявшей факт важности эмоциональной взаимосвязи психотерапевта и пациента.

В инструменталъно-итеракционной модели психотерапии интегративного типа предпочтение также отдается не отдельным приемам, а использованию взаимоотношений психотерапевт - пациент как лечебному инструменту. Однако психотерапевт занимает более активную позицию: он берет на себя определенную долю ответственности и инициативы. Психотерапевтический процесс строится более структурировано, чем в предыдущей модели, повышается значение принципов контрактного взаимодействия психотерапевт - пациент. С пациентом обсуждаются альтернативные формы лечения, согласовываются цели психотерапии и ее методы, лечебный план, длительность и предполагаемые результаты лечения.

Психотерапевт любого направления в той или иной мере учитывает некоторые общие феномены психотерапевтического процесса в контексте взаимоотношений с пациентом. В начале терапии обычно проявляется действие плацебо-эффекта, связанного с ожиданием больным пользы от лечения, надеждой на понимание и желание психотерапевта ему помочь, удовлетворением эмоциональных потребностей в контакте. Эффективность различных методов психотерапии частично зависит от умения психотерапевта повысить надежду больного на улучшение, тем самым развить активные личностные механизмы совладания с болезнью. При этом высокие и низкие ожидания пациента в отношении эффективности лечения оказывают скорее негативное влияние на активность психотерапевта, а умеренное - положительное. Создавая атмосферу безопасности и эмоциональной поддержки в общении с пациентом, психотерапевт стимулирует появление у него личностного механизма идентификации, способствующего снижению неуверенности, повышению самооценки посредством неосознаваемого процесса заимствования от психотерапевта сил, оптимизма и способности к совладанию с трудностями.

Точное эмпатическое вмешательство психотерапевта в соответствующий момент общения помогает ускорить лечебный процесс благодаря прояснению для пациента подавляемых или блокируемых психологической защитой переживаний. Кроме направленной активации этих переживаний, их осознания и переработки, психотерапевт обычно просвещает и обучает пациента относительно сути болезни, психотерапии и его участия в ней, пониманию себя и других, новым подходам к решению проблем, а также более конструктивному образу жизни, более широкой и гибкой жизненной философии.

Инструментально-техническая модель психотерапии интегративного типа характеризуется большей активностью психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом, более структурированным процессом психотерапии. В этой модели существенное значение придается использованию разнообразных технических приемов и методов психотерапии. Приверженность психотерапевта единой технологической стратегии, совмещающей способы лечебных воздействий на когнитивные, эмоциональные и поведенческие стороны функционирования личности пациента, отделяют эту модель психотерапии интегративного типа от простого эклектического подхода. С учетом этого, независимо от формы психотерапии, используются лечебные воздействия, направленные на изменения в познавательной сфере личности пациента, - убеждение, внушение, конфронтация, прояснение (кларификация) и интерпретация малоосознаваемого содержания переживаний; в эмоциональной сфере - катарсис, эмоциональная поддержка, эмпатия; в поведенческой сфере - коррективный эмоциональный опыт, подкрепление. Важной особенностью инструментально-технологической модели психотерапии является постановка реалистических и поэтапных лечебных целей, выбор соответствующих им психотерапевтических методов.

В рамках интегративного движения получают общее признание психотерапевтические принципы, разработанные в различных направлениях психотерапии. Одним из таких принципов является принцип психодинамической терапии, акцентирующий ценность анализа прошлой жизненной истории личности пациента, возвращения к первичным ситуациям и переживаниям, положившим начало развитию нарушений. Основной принцип гештальттерапии определяет сосредоточение внимания на настоящем моменте, актуальных особенностях восприятия, переживания и поведения пациента. При этом переработка прошлого материала жизненной истории больного происходит также в условиях контролируемого актуального его переживания. Общим фактором различных направлений психотерапии, прежде всего таких противостоявших в прошлом друг другу, как психодинамическое и поведенческое, становится принцип учета в лечебной работе внутренней (интрапсихические механизмы) и внешней (психосоциальные факторы) детерминации функционирования личности. В этом случае, в зависимости от характера терапевтической ситуации и лечебных задач, психотерапевт имеет возможность смещать акценты в переработке внутриличностных или межличностных факторов.

Общими факторами для различных направлений психотерапии являются также современная ориентация на групповые методы работы, интенсификацию и краткосрочность, учет единства тела и психики, что неизбежно способствует развитию интегративных подходов.

Психотерапевты разных направлений обычно приходят к согласию также в отношении того, что наибольший вклад в ее эффективность вносит фактор личностных качеств пациента (в частности, его мотивация); на втором месте находятся личностные особенности психотерапевта и лишь на третьем - использование определенных психотерапевтических методов . Столь же общепринятым становится и понимание важности при любых формах психотерапии взаимодействия познавательных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования личности больного.

При проведении любой личностно-ориентированной психотерапии выявляются определенная последовательность, этапность психотерапевтического процесса. Эти этапы включают: а) установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, повышение мотивации к психотерапии; б) прояснение (понимание психотерапевтом и осознание пациентом) причин и механизмов патологических стереотипов переживания и поведения, т.е. определение психотерапевтических "мишеней"; в) достижение изменений функционирования личности пациента в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах с последующей редукцией симптоматики; реконструкция системы отношений личности происходит с последовательной заменой дезадаптивных стереотипов на новые, более конструктивные способы переживания и поведения, их принятие и закрепление; г) окончание курса психотерапии (успешная переработка проблемы возможной зависимости от психотерапевта).

Необходимость идентификации интегративных компонентов психотерапии делает актуальным использование видеотехники в процессе психотерапии. Анализ видеозаписей применения различных методов психотерапии позволяет осуществлять исследование и поиск факторов, общих и конструктивных для всех психотерапевтических подходов, искать возможности перевода разной терминологии, описывающей лечебный процесс, на общепринятый язык понимания сходных феноменов

ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

Основные факторы лечебного действия психотерапии связаны с эмоциональной, познавательной (когнитивной) и поведенческой сферами функционирования человека.

Преимущественно с эмоциональной сферой связаны факторы психотерапии, определяемые такими психологическими понятиями, как безусловное принятие, толерантность, интерес, симпатия, забота, групповая сплоченность, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление интенсивных чувств, альтруизм, коррективный эмоциональный опыт, перенос, проекция и идентификация.

В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее находятся такие факторы, как вера, надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. Внушение и поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех видах психотерапии. В качестве основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных внушений, терапии с использованием плацебо и некоторых других. При групповой психотерапии, групповых формах гипноза и аутогенной тренировке наличие в группе пациентов с хорошими результатами от проведенного лечения усиливает действие перечисленных факторов.

Преимущественно к когнитивной сфере относятся такие факторы лечебного действия психотерапии, как получение новой информации, советов и рекомендаций, "интеллектуализация" собственных переживаний и поведения, "обратная связь", конфронтация, осознание реальности и т.п. В эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень неопределенности представлений пациента о своей болезни и личностных проблемах, что позволяет ему дистанцироваться от переживаний, которые послужили источником декомпенсации. В некоторых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются определяющими.

Это относится к личностно-ориентированной (реконструктивной), рациональной, групповой собственно когнитивной психотерапии, а также рационально-эмоциональной психотерапии.

К поведенческой сфере могут быть отнесены такие факторы лечебного действия психотерапии, как межличностное научение, имитационное научение (подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами поведения, приобретение новых способов социализации. Научение в широком смысле при разных формах психотерапии происходит как прямо - через инструкции, рекомендации, команды, советы, так и косвенно - путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания (чаще в форме социального неодобрения, непринятия). Групповые формы психотерапии для реализации научения представляют большие возможности. Группа позволяет пациенту исследовать особенности межличностных взаимодействий, вычленить в них конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания, выбрать адекватные стереотипы поведения в соответствии с собственными целями и с учетом ожиданий других.

Тенденции современной психотерапии:

    хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом – исходная посылка, на которой строится психотерапия;

    ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;

    познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;

    оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта, и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом;

    приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;

    убеждение и внушение, явное или скрытое;

    усвоение или репетирование более адаптивных форм поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

Базовые принципы современной психотерапии (Линде)

    Социальное не важнее индивидуального

    Человек сам создает свои страдания

    Человек обладает достаточной автономией и силой, чтобы разрешить свои проблемы

    Психолог не несет ответственности за проблемы клиента но может помочь последнему от них избавиться

    Страдания не имеют моральной ценности и могут быть устранены

    Религиозные идеи не могут служить оправданием неврозов

    Жизнь может быть полна радости

    Внутренняя свобода лучше зависимости

    Забота о себе не является эгоизмом

    Принять себя, быть самим собой – важнейшее условие здоровья

    Открытость и способность выражать свои чувства лучше закрытости и постоянного самоконтроля

    Творчество и активность присущи каждому индивиду

Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] Ковалев Сергей Викторович

Модели психотерапии

Модели психотерапии

Во-первых, несмотря на обилие подходов к психотерапии (см. далее), их можно разделить на две основные модели: медицинскую и психологическую . В первой модели вас лечат таблетками и прочим вещественным, а во второй - специально созданными психотехнологиями, позволяющими осуществить и улучшить вашу адаптацию к миру, а иногда и даже просто сделать эффективными и счастливыми. При этом в медицинской модели проблема любого человека рассматривается с точки зрения соматоза, невроза и/или психоза, тогда как в модели психологической она трактуется только лишь как нарушения в его личностном росте и развитии, зачастую вызванные другими людьми. Так вот, в интегральном нейропрограммировании мы категорически и непреложно придерживаемся именно психологической модели психотерапии. Эта модель предполагает, что все наши проблемы и недуги (симптомы) по сути лишь неудачные способы адаптации к жизни (так, алкоголик научился приспосабливаться к ней с помощью алкоголя, а гипертоник, как это ни странно звучит, - посредством гипертонии). Соответственно, если мы обретем нормальные и естественные способы этой самой адаптации (мы называем их экологичными, в смысле соответствия сути человеческой жизнедеятельности), необходимость в симптоме отпадает. И все, что остается еще сделать, так это переделать патологические механизмы его поддержания, как бы перезагрузив соответствующие программы Сознания и Тела.

Во-вторых, по целям психотерапии (уже только психологической) ее можно подразделить на разъяснительную и реконструктивную (термин достаточно условный, чего нельзя сказать о содержании). В первом случае или виде психотерапии (которой бесконечно грешат «чистые» психологи), вам буквально разъясняют суть ваших проблем, но даже не пытаются их разрешить. Во-втором (зачастую безо всяких разъяснений) - эти проблемы просто решаются (хотя при необходимости и разъясняются). Разница здесь примерно такая же, как между инспекторами ГИБДД и работниками автомастерской. Первые объясняют, почему вы попали в аварию, тогда как вторые просто устраняют ее последствия, осуществляя необходимый ремонт, тюнинг и даже апгрейд… Так вот, ИНП относится именно к реконструктивной психотерапии, в которой ваши проблемы действительно решают, а не бесконечно их забалтывают…

Наконец, в-третьих, все ту же психологическую психотерапию можно подразделить на долгосрочную (несколько месяцев и/или даже лет) и краткосрочную (несколько десятков часов). Известно, что представители долгосрочной психотерапии любят оправдывать свою медлительность большой глубиной проработки проблем. Забывая, однако, упомянуть о том, что это не только никем не доказано, но даже, как ни странно, во многом опровергнуто. Например, даже в славящемся своей медлительностью психоанализе, именно краткосрочные его варианты признаны наиболее эффективными . Что же касается интегрального нейропрограммирования, то оно - безусловно и безоговорочно, - относится к разновидности краткосрочной психотерапии. Поскольку многолетняя практика нашей работы убедительно доказала, что 2–4 терапевтических часа оказывается вполне достаточно, чтобы решить локальную проблему клиента (например, всякие страхи и даже фобии). Однако избавление от более глубоких проблем (например, тотальная депрессия или какое-нибудь психосоматическое заболевание) требует уже примерно 20 терапевтических часов. Столько же занимает и своеобразная полная переделка человека по 10–15 направлениям (например, уверенность в себе, самооценка, эмоциональная стабильность и т. п.).

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

Психологические ключи: от модели ROLE к модели BAGEL Элементы модели ROLE сосредоточены главным образом на когнитивных процессах. Однако для реального функционирования данным ментальным программам необходимо определенное телесное и психическое воплощение. Физические

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Улучшаем память - в любом возрасте автора Лапп Даниэль

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Обработка информации (стимул – ответ) Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашей голове обработке, которую называют «кодированием». Модель обработки информации представляет собой модель типа стимул

Из книги Энциклопедия блефа автора

3.17.ЭЛЕМЕНТЫ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПСИХОТЕРАПИИ. МАНИПУЛЯЦИИ В ГИПНОТЕРАПИИ Известно, что в основе наиболее эффективных способов гипнотизации лежит элемент заблуждения. О привязке в гипнотерапии мы уже говорили выше. Для того, чтобы эта

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Иллюзионизм в психотерапии или оздоровление заблуждением (манипуляции в психотерапии) "В юности я прочитал рассказ О`Генри "Последний лист" о больной, умирающей девочке, которая смотрела в окно и наблюдала за тем, как с дерева падают листья. Она загадала себе, что умрет

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Философско–психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение, – так начинается статья об экзистенциальной философии в одной из крупнейших современных философских энциклопедий.

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Глава 11 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В ПСИХОТЕРАПИИ Данная глава посвящена инструментальным моделям психотерапии, к которым относятся такие технологически–ориентированные методы, как поведенческая психотерапия и близкие ей техники нейролингвистического

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Из книги Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту автора Сатир Вирджиния

Модели Конструирование Несмотря на всю свою принципиальную простоту, модели предсказания являются одним из гениальнейших механизмов развития. Всё, чем обладает человечество, создано именно благодаря им, и в частности их естественному свойству: конструированию.Всегда,

Из книги Тренинг общения за 14 дней автора Рубштейн Нина Валентиновна

4. Модели общения В течение тридцати лет я наблюдала, как общаются совершенно разные люди, и постепенно поняла, что, по-видимому, существуют универсальные для всех модели общения.В стрессовой ситуации любого рода раз за разом я подмечала 4 способа того, как люди

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Модели поведения Ситуация 1. Мужчина ущипнул женщину, она пугается и думает: «Я виновата в этом сама».Ситуация 2. Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Она дура, я не виноват».Ситуация 3. Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Я кретин, я виноват».Во всех

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

Из книги Открой свой денежный поток. Практическое руководство автора Андреев Александр

Модели В прошлой главе я поступал самым банальным образом. Ругал нечто уже существующее в мире. Самый дешевый способ приобрести сторонников и самый быстрый найти оппонентов. Теперь пришло время обрушиться на себя для восстановления баланса. Эта глава о том, чему

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Как менять модели мышления и как создавать свои собственные модели? Шаг первый.Самый первый шаг в любом начинании – это знать, что ты хочешь!!!Это самый главный и самый важный шаг, потому что именно он определяет вектор твоего развития. Сейчас я читаю книгу Арнольда

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Мои модели

Из книги автора

Ролевые модели У близкого родственника может оказаться такая же биологическая предрасположенность к тревожному типу поведения. Более того, он будет наглядно демонстрировать, как она проявляется. К примеру, один из родителей: передает ребенку образ мира как

1.1. Определение понятия «психотерапия».

1.2. Медицинская и психологическая модели психотерапии.

1.3. Цели, задачи и методы психотерапии.

1.4. Классификация методов.

Определение понятия «психотерапия». В настоящее время словом "психотерапия" (П.) часто называют различные действия, осуществляемые при этом разными особами. Нередко на практике психотерапия не функционирует согласно своему истинному лечебному назначению, исходя из понимания его основы (therapia - означает лечение).

О различном понимании «психотерапии» говорит и множество существующих определений этого понятия.

Так по определению С. Кратохвила: "Психотерапия – это целенаправленная коррекция расстройств функций организма психологическими средствами".

По П. Жане: "П. - это использование психологических знаний для лечения разных болезней. Или - «использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма».

П. Шнейдер: " П. - это метод лечения психических и соматических расстройств, вызванных неразрешимыми интрапсихическими осознанными или неосознанными конфликтами, требующими от пациента участия и совместной работы, желания и умения завязывать контакт, способность наладить психотерапевтические отношения, которые делают возможным существование психотерапевтического процесса, в котором основным способом коммуникации является речь".

К. Роджерс: "Это такой способ пребывания с другой особой, который способствует здоровым изменениям и облегчает развитие".

Е. Александрович: "П. - это психологические действия, целью которых является лечение, т. е. устранение расстройств, имеющихся у пациента, признаваемых им самим или его окружением за болезнь. Действия, влияющие на функциональные расстройства, влечения и поведение путем изменения психических процессов больного в тех рамках, которые необходимы для устранения причины и проявлений болезни».

Наиболее широкая общепринятая трактовка: «(П.) - это различные формы помощи людям, которые имеют трудности. Эта помощь осуществляется путем коммуникации, преимущественно путем беседы».

Медицинская и психологическая модели психотерапии. Сама профессия психотерапевта предполагает деятельность в постоянно изменяющихся условиях, предусматривает содействие приспособлению, адаптации человека к новым изменившимся ус­ловиям, событиям, жизненным ситуациям. Психотерапия затраги­вает не только актуальные отношения клиента, но также его про­шлое, которое может помочь в реконструкции личности и поведе­ния клиента. Важная черта психотерапии - особые отношения, устанавливающиеся между клиентом и психотерапевтом, их глубина и длительность позволяют вести анализ глубинных слоев психики, что способствует решению личностных проблем. Считается, что уве­личение времени в психотерапевтических контактах ведет к значи­тельному расширению круга решаемых проблем, сохранению и раз­витию ресурсных состояний человека. Психотерапии обычно пред­шествует психологическое консультирование, которое, будучи ориентированным на достижение конкретной цели, становится на­чалом более длительной и глубокой психотерапевтической работы. Психотерапия по большей части занимается не постановкой цели, а средствами их достижения. Основная цель психотерапии как вида психологической помощи предполагает активное взаи­модействие с клиентом в направлении развития его потенциала, умений и готовности адаптироваться к новым, эффективным стра­тегиям поведения, накапливать и рационально использовать лич­ностные энергетические ресурсы.


В развитых странах, а теперь уже и у нас, рассматриваются две модели психотерапии: в первом случае психотерапия является вра­чебной специальностью, к занятию которой допускаются медики и лишь некоторое число психологов, во втором - психотерапия высту­пает как самостоятельная гуманитарная профессия, которой могут заниматься специалисты, окончившие полный курс профессиональ­ной специальной подготовки. О том, каковы особенности подготов­ки психотерапевтов, психотерапевтические принципы и направле­ния психотерапевтической работы, пойдет речь в этой главе.

Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием и психокоррекцией психологи­ческое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или на группу людей с целью лечения или профилакти­ки заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей [Карвасарский, 1985]. Однако за послед­ние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом значительно расширило границы данного выше опреде­ления. Психотерапия успешно распространяет свое влияние на широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевти­ческие знания и даже некоторые техники представляют интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Се­годня уже можно говорить о формировании особого психотера­певтического мировоззрения, центром которого является целост­ная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.

Долгое время существующая как область медицины, психоте­рапия шагнула далеко за ее пределы. Профессионалы из разных, далеких от медицины областей жизнедеятельности (например, педагогика, менеджмент и др.) успешно используют психотера­певтические принципы и подходы. Все разнообразие развивающейся психотерапии В.В. Макаров объединил шестью моделями - меди­цинской, психологической, педагогической, философской, соци­альной и недифференцированной :

1. Модель медицинской (клинической) психотерапии , будучи исторически более зрелой, является источником развития других зарождающихся моделей, она предназначена для лечения и пре­дупреждения заболеваний. Наибольшее развитие эта модель получила в психиатрии для лечения пограничных состояний, в нарко­логии при терапии некоторых форм зависимостей, в психосома­тической медицине. Но наиболее широкое применение психотера­пия нашла в клинике неврозов, последствий реактивных состоя­ний, расстройств личности. В этих областях психотерапия выступает основным средством лечения в комплексе с фармакотерапией. Специфика работы в рамках данной психотерапевтической моде­ли налагает определенные требования на подготовку специалис­тов, основным из которых является наличие медицинского (вра­чебного) образования или специализации “медицинский (клини­ческий) психолог”.

2. Психологическая модель психотерапии работает в области психологического здоровья, полноценного личностного развития, самоактуализации, решения проблем межличностного взаимодей­ствия. Психотерапия как психологическая специальность относит­ся к сфере практической психологии, и ее основные задачи связа­ны с обеспечением психологического здоровья личности, с оказа­нием психологической помощи и поддержки в условиях нарушения адаптации, напряженных и неуспешных взаимодействий в личных и профессиональных отношениях. При этом профессиональная деятельность психотерапевта оказывает особо выраженное влия­ние на личность клиента, равно как и на личность самого профес­сионала. Поэтому психотерапевтическая подготовка и принципы работы психолога в сфере психотерапии несколько отличаются от всех других форм психологического воздействия.

3. Педагогическая модель терапии предполагает ее направлен­ность на процессы обучения и воспитания, она работает с обуча­ющимися, педагогами, родителями. В этой модели могут быть ус­пешны лица с базовым психологическим или педагогическим об­разованием.

4. В философской модели психотерапия предназначена для дос­тижения понимания собственной личности, объяснения устройства мира, своего места в нем. Она оказывает влияние на формирование и изменение мировоззрения. Концепция личности в психоаналити­ческом или экзистенциально-гуманистическом направлениях пси­хотерапии дает ее последователям четкое представление о мире, человеке и их взаимодействии.

5. Социальная (политическая) модель используется для манипу­лирования человеком или группой, одним из аспектов этой моде­ли является участие психотерапевтов в политических выборных процессах.

6. Недифференцированная (эклектическая) модель объединяет в себе элементы пяти вышеописанных моделей. В нашей стране большинство психотерапевтов работают в рамках данной модели, в своей практике они синтезируют концепции, техники и технологии из различных теорий и школ психотерапии.

Общие цели всех видов П .: помочь пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливым и продуктивным.

При этом задачами П. будут являться:

помочь пациенту лучше понять свои проблемы;

устранить эмоциональный дискомфорт;

поощрить свободное выражение чувств;

обеспечить пациента новыми идеями или информацией о том, как решать свои проблемы;

помочь пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам:

Обеспечивает психологическую поддержку;

Устраняет дезадаптивное поведение и формирует новые адаптивные стереотипы;

Содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Классификация методов психотерапии. Существует много классификаций психотерапевтических методов в зависимости от разных механизмов психотерапевтических техник. Наиболее известные виды психотерапии:

1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления К. Юнга, А. Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.

2. Гуманистические методы: экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др.

3. Медицинская и психологическая модели психотерапии

В медицинской модели психотерапия предназначена для лечения, предупреждения или диагностики заболеваний. Это наиболее традиционная и распространенная модель психотерапии. Большое место в нашей стране в ней занимает раздел, получивший название «клинической психотерапии». Это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется.

В психологической модели психотерапия предназначена для разрешения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост. В медицинской модели часто используют синдромологический и нозологический подходы к пониманию расстройств и к их диагностике. В психологической модели используют так называемый проблемный подход. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. На их характеристиках мы остановимся ниже.

4. Психологические механизмы терапевтического эффекта

Цель психотерапии – устранение патологической симптоматики. Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный.

Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегето-трофо-соматической регуляции, осуществляемой нервной системой.

Открытие новых классов нейротрансмиттеров, эндорфинов и прочих заполнило недостающие звенья в цепи подчинённости считавшихся ранее относительно автономными гуморальной и эндокринной систем.

Выбор форм и методов психотерапии определяется следующими факторами:

– нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического воздействия;

– определением личностных особенностей пациента;

– относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики;

– личностной аутоидентификацией психотерапевта;

– концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.

Воздействие на психическом уровне.

Основным является информационное воздействие, т.е. передача пациенту новой информации или изменение значения уже существующей. Очень важным является эмоциональное воздействие, так как при несовпадении когнитивного и эмоционального восприятия информации она может быть заблокирована или извращена. Конечной целью воздействия на психическом уровне может являться как нивелировка моносимптомов, так и изменение интегративных характеристик личностного реагирования.

Воздействие на психофизиологическом уровне.

Основным является сочетанное психофизиологическое воздействие, как правило, на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа обратной связи. Терапевтическое действие реализуется через рефлекторные, физиологические, поведенческие механизмы, описанные И.П. Павловым, Ч.С. Шеррингтоном, Б.Ф. Скиннером.

Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне.

Основным является рефлекторно-соматогенное воздействие, как правило, с эмоциональным подкреплением, носящее тренинговый характер. При этом используется физическое воздействие на рефлекторные точки, зоны, части тела, системы (мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая и др.).


5. Техника и средства психотерапевтического воздействия

– суггестивная;

– рациональная;

– реконструктивно-личностная;

– аналитическая;

– бихевиоральная;

– когнитивная;

– экзистенциальная.

6. Позиция терапевта и клиента

Позиция психотерапевта. Ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с пациентами.

Ведущие параметры: авторитарность – партнерство в выборе целей и задач психотерапии и директивность-недирективность в их технической реализации, являющаяся одновременно мерой разделения ответственности за результаты психотерапии и активности психотерапевта.

Предлагаемая схема, опирающаяся на оси авторитарности-партнерства и директивности-недирективности, позволяет разграничить метафорически описываемые «родительские и партнерские» позиции. Выбор позиции, с одной стороны, зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок пациента (высокая экстернальность коррелирует с предпочтением авторитарных и директивных психотерапевтов), а с другой – диктуется концептуальной позицией («школой») психотерапевта и техническими особенностями используемых методов психотерапии. Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а «матери» – для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной психотерапии, нейтральная позиция «зеркала» – психодинамическим методам и позиция «директивного брата» – позитивной психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции исходя из интересов пациента и требований используемых методов.

Авторитарная позиция «сверху» подразумевает отношение к пациенту как к «объекту» врачебных манипуляций, сопровождается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвышающийся над своими пациентами) и подкрепляется имиджем «всезнающего мудреца». Более современный партнерский подход базируется на видении пациента в качестве равноправного «субъекта», на пространственном расположении «лицом к лицу» или «плечом к плечу в круге», на демократичном образе психотерапевта («простого парня» или «затейника»).

В групповой психотерапии вслед за Шиндлером (Schindler R.) выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции могут занимать все члены группы, но групповые психотерапевты занимают их сознательно соответственно фазе развития психотерапевтической группы.

Позиция психотерапевта (греч. psychē – душа + therapia – забота, уход, лечение) – ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с клиентом. Ведущие параметры позиции психотерапевта: «авторитарность – партнерство» в выборе целей и задач психотерапии (авторитарная позиция подразумевает отношение к клиенту как к объекту манипуляций со стороны психотерапевта, партнерство предполагает видение в клиенте равноправного партнера) и «директивность – недирективность» в их технической реализации (является одновременно мерой разделения ответственности за результат психотерапии).

Выбор позиции зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок пациента, диктуется концептуальной позицией психотерапевта и техническими особенностями используемых им методов психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно занимать различные позиции, исходя из интереса пациента и требований используемых методов.

В групповой психотерапии вслед за Р. Шиндлером выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Каждую из этих позиций сознательно может занять групповой психотерапевт в зависимости от фазы развития психотерапевтической группы (эти же позиции может занять и каждый участник группы).

Позиция клиента во взаимодействии характеризует его обобщенное эмоциональное отношение к другим людям и к себе как к человеку. Позиция включает в себя переживания динамики взаимодействия с другим человеком как проявление равенства или неравенства, как проявление уважения к себе или пренебрежения.

В ситуации индивидуального психологического консультирования предметом взаимодействия является психологическая информация, а позиции взаимодействующих могут быть, на наш взгляд, описаны в виде следующих схем:

1. Взаимодействие на равных – оптимальный ваг| риант в индивидуальном консультировании, когда проблема ответственности за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога-консультанта, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении.

Осознание психологом этого момента в интервью с клиентом возможно с помощью микротехник, обеспечивающих получение обратной связи. Главный момент в установлении такой позиции – это достижение конгруэнтности, соответствия с клиентом.

2. Взаимодействие с позиций «сверху» – одна из наиболее распространенных ошибок у практических психологов, которые подвержены житейской психологии устроительства (определение Л.Н. Толстого). Суть этой философии в том, что психолог, считая себя знатоком «правильной, хорошей» жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии «хорошей» жизни. Часто это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, то есть решает психологическую задачу клиента неадекватными ей этическими или социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психолога, а сам психолог теряет основу профессиональной рефлексии. Мы уже отмечали, что в индивидуальном консультировании большое значение для профессиональной рефлексии имеет научное содержание нормы психического развития, с которым работает психолог при решении психологических задач.

Зачастую директивность и неадекватность психолога в такой позиции приводит к потере предмета взаимодействия. Вместо содержания психологической информации обсуждаются социальные, этические или нравственные нормы.

3. Взаимодействие с позиции «снизу» создает для клиента возможности открыто манипулировать психологом. Как писал Э. Шостром, «манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других» ".

Увидеть в клиенте манипулятора – профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия он выйдет победителем с укоренившимся сознанием превосходства в своих манипулятивных способностях.

Психолог, занимающий позицию снизу, по существу, отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, и попадает под власть житейского манипулятора. Напомним, что Э. Шостром выделил восемь манипулирующих типов, знание о которых позволяет сделать направленной профессиональную рефлексию во взаимодействии с клиентом. Итак, основные манипулятивные типы.

1. Диктатор. Он безусловно преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты – короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Бога.

2. Тряпка. Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность. При этом – характерные приемы: забывать, не слушать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.


Форме, а также позволяющее осознать нераспознанные до того связи между определенными аспектами чувств и поведения. Восстановление морального состояния - важная часть работы клинического психолога с клиентом, поскольку большинство получающих психологическую помощь многократно переживали неудачи и были деморализованы, утратив уверенность в том, что могут сами помочь себе. Высвобождение эмоций...

... ". Именно в этом - в добросовестном глубинно-психологическом анализе проблем клиента и постановке реалистичных целей терапии - и заключается сущность терапевтического анализа. 3. Модели психотерапевтического взаимодействия Поскольку терапевтический анализ как направление в психотерапии является сочетанием общих принципов психотерапевтической деятельности с аналитическими формами и способами ее...

1982; Kerr, 1993). Рассмотрим некоторые этические последствия смешения границ и множественности ролевых отношений между пациентом и психотерапевтом. Так ли уж катастрофичен их исход? Кроме несомненных этических издержек, психотерапия в данном случае ущербна и с клинической точки зрения, поскольку ущербен сам перенос (перенесение, трансфер) пациентом на терапевта чувств, испытываемых им к другим...

Получившие удовлетворительного научного психологического и физического объяснения... некоторые из них, по-видимому, действительно имеют место”. Если же обратиться к “Психологическому словарю” (1983 г.), то там парапсихология обозначается уже как “направление в психологии, изучающее экстрасенсорные способы приема информации, формы воздействия живого существа на физические явления, проходящие вне...





error: Контент защищен !!