Факторы участвующие в формировании здоровья. Первичное здоровье. Физическое здоровье. Факторы, определяющие физическое здоровье

В 2013 году я с подачи моего хорошего друга и партнера по бизнесу заинтересовался темой здоровья. В дальнейшем я определил для себя 5 факторов формирующих здоровье мое и моей семьи.

Благодаря данным факторам, даже начав использовать один из них, я буквально через 5 дней начал чувствовать себя на много лучше и стал энергичнее. Я стал больше интересоваться сферой здоровья, методиками оздоровления, как устроен наш организм, системами питания и т.п. Так я вывел для себя формулу, которую использую сам и все, кто пожелает из моего окружения. К тому же я разработал собственную методику рационального питания, которая помогла уже многим решить проблемы со здоровьем .

В статье «5 факторов формирующих здоровье человека» я привожу лишь краткое описание каждого фактора. Более подробно вы можете узнать по каждому пункту в отдельных статьях на моем блоге или из моей книги о ПИТАНИИ (которая выйдет уже в ноябре-декабре 2015).

1 фактор здоровья. ВОДА

Вода – это жизнь! Как бы это попсово не звучало. Мы на 80% состоим из воды. Мозг на 85% состоит из воды, кровь на 94%, кожа на 70%. С возрастом содержание воды в клетках уменьшается – в буквальном смысле, высыхаем с годами.

Дефицит воды в организме (дегидратация) – быстрый путь к недомоганиям и болезням. Из-за этого организм начинает стареть быстрее, нарушается обмен веществ, повышается давление, увеличивается уровень сахара и холестерина в крови.

Без пищи взрослый человек может прожить 30-40 дней, без воды не более 7-10 дней, дети – 2-3 дня.

В среднем человек теряет каждый день от 1 до 2,5 литров воды во время дыхания, потоотделения, для внутренних физиологических потребностей организма, в процессе вывода токсинов из организма вместе с продуктами жизнедеятельности. Эти расходы должны быть восполнены!

Суточная потребность в воде взрослого здорового человека 2-3 литра. А при интенсивных тренировках 3,5 – 5 литров.

Если вы занимаетесь бегом, спортом, то необходимо регулярно потреблять воду и принимать электролиты.. Вот ссылка:

2 фактор здоровья. ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Большая часть проблем со здоровьем из-за плохого питания. По данным всемирной организации здравоохранения основным фактором, влияющим на качество и продолжительность жизни является: питание и образ жизни (74%), экология (12%), наследственность (8%), стрессы (6%). Что мы едим и как мы живем — является основным элементом залога здоровья и долголетия!

Необходимо очищать организм 1-2 раза в год! Соблюдать рациональное питание! Это минимум. Как очищать, это уже другой вопрос.

3 фактор здоровья. Кислотно-щелочной баланс организма.

Закисление чревато для организма. Потребляя мучные продукты, сладости, выпечку, макароны, мясо, молоко, рыба, даже каши, … практически все, что мы едим, окисляет наш организм. Снимают окисление, то есть ощелачивают – зелень, кайенский перец, морская капуста, арбуз, частично овощи. Главный ощелачивающий напиток – это чистая вода. Необходимо, как вы уже знаете выпивать в среднем 2-3 литра воды в день.

Важно ежедневно поддерживать кислотно-щелочной баланс в организме, разумно выбирая еду и напитки и включая в рацион специализированные добавки с минералами для восстановления кислотно-щелочного баланса. Первым показателем переокисления является темно-желтый цвет мочи, что также является показателем обезвоживания организма.

4 фактор здоровья. Рациональное питание.

Что я включаю в это понятие? Во-первых, в организм человека должно поступать ежедневно определенное и необходимое количество макронутриентов: белков, жиров, углеводов (БЖУ) и, конечно же, воды. Во-вторых, обязательно для поддержания здоровья, чтобы поступали питательные микронутриенты (витамины, минералы и микроэлементы), которых сейчас катастрофически не хватает в пище. В-третьих, своевременный рацион 3-5 раз в день, в зависимости от предпочтений, состоянии здоровья и задач человека. Вот это называется рациональное питание.

У меня имеется собственная методика рационального питания и которая позволяет научиться правильно питаться, разбираться в продуктах, избавиться от лишних килограмм, при этом не голодая, а питаясь рационально. Эта методика дала отличные результаты, о которых говорят мои клиенты.

Если вы будете правильно потреблять не только БЖУ, но и витамины и минералы (желательно не химического производства), то процессы жизнедеятельности организма будут работать как часы. Вы будете испытывать подъем энергии, активность, бодрость, станете более позитивными и жизнерадостными, так как будете меньше болеть и забудете о «старых болячках».

5 фактор здоровья. Физические нагрузки.

Хотите испытывать постоянный кайф от жизни, чтобы энергия бурлила, чтобы было желание что-либо сделать, а не просто валяться дома от безделья, хотите преуспеть в жизни и стать здоровой, разносторонне развитой личностью? Добавьте к первым четырем факторам еще физические нагрузки: зарядку, гимнастику, фитнес, бег, плавание…

Подробнее о важности физических нагрузок можете прочитать в моей статье «».

И в завершении фраза, которая мне очень нравится… «Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь », Джон Максвелл (американский эксперт в области лидерства, оратор, мотиватор, писатель). Думаю, к формированию принципов и привычек здоровья это имеет прямое отношение.

Итак, придерживаясь 5 факторов формирующих здоровье вы сможете увеличить ресурс своего организма, меньше болеть и радоваться жизни!!!

Я пробовал. Работает! Успеха вам!

Здоровье населения является одним из интегральных показателей преобразований, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и медико-генетических характеристик физического здоровья, психофизиологического уровня жизни. Формирование здорового уровня жизни, рост благосостояния, развитие «индустрии» здоровья способствует росту здоровья нации.

Здоровье человека зависит от четырех групп факторов :

1) наследственность , т. е. предрасположенность к наследственным заболеваниям (15-20%);

2) социальная среда и образ жизни в ней (50-55%);

3) экологические и природно-климатические условия (20-25%);

4) уровень медицинского обслуживания (10-15%).

Экологические, природно-климатические и социальные условия относятся к внешним (экзогенным ) факторам, они в значительной степени регулируются обществом; сюда входят социальные факторы (воспитание, быт, работа), которые и являются определяющими в формировании образа жизни. А наследственность и возрастные изменения к внутренним (эндогенным ) факторам. Большая часть эндогенных факторов не определяется человеком и его волей.

Кроме того, все факторы благодаря которым формируется индивидуальное здоровье можно разделить на две большие группы. Во-первых, это факторы, определяющие (обуславливающие) здоровье . Они оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье, а так же влияют на образ жизни людей. К факторам, определяющем здоровье относятся:

§ Биологические факторы (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т.д.).

§ Природные факторы (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.).

§ Состояние окружающей среды.

§ Социально-экономические (уровень жизни, материальное благополучие, качество и условия жизни и т.д.).

§ Уровень развития здравоохранения.

Во-вторых, это факторы риска здоровью . Они вызывают патологические изменения в организме и способствуют возникновению и развитию болезней. Число таких факторов риска велико и увеличивается с каждым годом. Так, например в 60-е годы XX века их насчитывалось не более 1000, а сейчас примерно 3000, среди них выделяют главные, так называемые большие факторы риска . Они являются общими для развития самых различных заболеваний. Это курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т.д.

Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

§ Нездоровый образ жизни.

§ Загрязнение окружающей среды.

§ Отягощенная наследственность.

§ Неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т.д.

К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других заболеваний: сахарный диабет, артериальная гипертензия, атеросклероз и т.д.

Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязанны.

Термин «первичное здоровье» был введен в научный словарь Мишелем Оденом. Первичное здоровье закладывается в критическом «первичном» периоде нашей жизни, т.е. во время существования в матке, околородового периода и периода грудного вскармливания . Это время, когда иммунная, гормональная система и древний мозг, завершают своё формирование, т.е. наши биологические компьютеры программируются на всю дальнейшую жизнь. Всё, что происходит в это время, имеет влияние на состояние основы нашего здоровья. Впоследствии мы можем только культивировать его, подобно садовнику, ухаживающему за своим садом.

Именно этот ранний опыт в стадии формирования «первичной приспособительной системы» определяет путь развития индивида, его сопротивляемость болезням и адаптацию ко всем стрессовым воздействиям окружения. Все более ясным становится то, что закладка фундамента здоровья находится в зависимости не столько от соблюдения гигиенических правил, и предписаний по уходу, сколько от сохранения связи матери и ребенка в критический период жизни, когда различные системы организма развиваются, согласовываются и выверяются – это утробный период, околородовой период и период грудного вскармливания. К концу младенчества первичная приспособительная система достигает зрелости .

От чего же зависит сбалансированное и гармоничное развитие всех систем организма ребенка на этом этапе? Чтобы ответить на этот вопрос вспомним еще раз об экспериментах Селигмана о влиянии выученной беспомощности на состояние иммунитета и посмотрим, для примера, любое детское отделение большого родильного дома, где множество новорожденных детей уложены бок о бок, в ожидании кормления и встречи с мамой. Часто матери, находящиеся в соседних комнатах испытывают тревогу интуитивно чувствуя, что их дети в опасности. Давайте посмотрим, какие долговременные последствия это имеет. Оказывается, всем новорожденным детям нужен тесный контакт с их матерями, особенно ночью, в темноте. Если эта врождённая потребность, эта первичная нужда в тесном контакте со всегда доступной матерью не удовлетворяется, ребёнок, поначалу будет требовать и кричать, но его крики не могут привлечь мать, вместо этого подойдет медсестра, включит свет и даст попить. И в скором времени ребёнок теряет надежду на помощь.

Ситуации, подобные этим, создают особое гормональное состояние в возрасте, когда основная приспособительная система ещё не достигла зрелости, и характеризуется эта ситуация высоким уровнем кортизола, выделяемого надпочечниками, а низким уровнем мелатонина , выделяемым шишковидной железой (эпифизом). Уровень кортизола всегда высок, когда имеется какой-либо подавленное действие.Что до мелатонина, то для его выделения шишковидной железой требуется темнота. У кортизола и мелатонина множество мест назначения. Эти гормоны играют роль в большинстве обменных процессов в организме.


Нетрудно, следовательно, представить, что проблемы с синтезом простагландинов 1 могут иметь несколько последствий. Именно эти последствия наступают у новорожденного ребёнка, который отделён от матери: высокий уровень кортизола препятствует синтезу простагландинов, особенно ряда 1, а низкий уровень мелатонина не возмещает этого. Это в точности тот дисбаланс между различными простагландинами, который присущ большинству болезней цивилизации. Обычно синтез простагландинов 1 чересчур понижен, а синтез простагландинов 2 по возможности поддерживается относительно высоким. Простагландины 2 поощряют воспалительный процесс, когда их синтез и действия не модулируются простагландинами 1. Зная, насколько вездесущи простагландины, вы можете видеть, как дисбаланс между ними может быть ответственен за широкий ряд совершенно различных симптомов. Наше знание о простагландинах выявляет единообразие за внешней множественностью, маскирующей болезни цивилизации.

К болезням цивилизации относятся: депрессия, алкоголизм, сердечно-сосудистые заболевания, шизофрения, ожирение, ревматизм, аллергии, аутоиммунные и вирусные заболевания, рак. Обычно, единственным соображением, по которому такие несопоставимые заболевания вообще перечисляются вместе, служит то, что они распространены в западном обществе, но сейчас у нас, в самом деле, есть веские основания думать, что это видимое многообразие скрывает общую связь между ними всеми. Все эти болезни можно рассматривать как проявление слабости или расстройства первичной приспособительной системы в зависимости от генетических факторов или событий, расстраивающих первичную адаптивную систему на различных стадиях её созревания. В зависимости от различных пусковых факторов заболевание будет проявляться в различных выражениях. Это не слишком далеко от восточной теории, говорящей, что заболевание происходит либо от слабости каналов энергии, либо от нарушения циркуляции энергии.


Это группа веществ, куда входят эпинефрин, норэпинефрин и допамин, имеющих передающую функцию в автоматической нервной системе.

Фактор - это движущиеся сила, причина какого-либо процесса, явления, и предполагаем, выяснить под воздействием каких сил и причин формируется нынешнее состояние здоровья населения. Значение различных факторов неравноценно для здоровья: они могут влиять положительно или отрицательно; могут быть постоянными или меняющимся; обладать разной силой и характером воздействия ит.п. Представляется важным из множества факторов выделить те, которые оказывают наибольшее влияние на здоровье, с целью последующего воздействия на них.

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи .

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как физическое и психологическое благополучие в целом. Социальная модель рассматривает здоровье как результат воздействия наиболее факторов: образ жизни (вклад в состояние здоровья составляет 50%); окружающая среда (20%); наследственность (20%); уровень здравоохранения (10%), но это деление условно. . (рисунок 1) т.к. в экономических отсталых странах с неразвитым здравоохранением значение данного фактора может увеличиться в 2-3 раза по сравнению с приведенными данными выше .

Рисунок 1 - Факторы, определяющие здоровье

Классическое распределение факторов, обуславливающих здоровье, представлено (рисунок 2).


Рисунок 2 - Факторы, определяющие здоровье

Конкретизация образа жизни и разложение его на составляющие: социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование и т.п.), социально - экономические (уровень дохода, качество жилья, питания, досуга, и т.п.), поведенческие (наличие вредных привычек, характер заботы о здоровье, посещение медицинских учреждений, и т.п.), позволяет представить схему факторов здоровья несколько иначе (рисунок 3).


Рисунок 3 - Факторы, определяющее здоровье, с конкретизацией фактора «образа жизни»

Выдвижение поведенческого фактора в качестве ведущего в многофакторной обусловленности здоровья объясняется, прежде всего, изменением в последние десятилетия структуры причин смертности и заболеваемости. Эта структура опосредуется не только особенностями природной среды, социально-бытовыми условиями, образом жизни, но и в значительной мере типом поведения человека, зависящим от его отношения к своему.

Поведения индивида в сфере здоровья мы называем самосохранительным (ССП) и определяем как систему действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни. ССП имеет универсальный характер, который проявляется в его соотнесении со всеми сферами жизни: оно является компонентом репродуктивного, потребительского, курительного и прочих видов поведения. Характер ССП может быть как позитивным так и негативным. Позитивное ССП направлено на сохранение и укрепление здоровья, а негативное - на его разрушение. Поведенческий фактор является связующим, опосредующим звеном между здоровьем и основными группами факторов, воздействующих на здоровье,- генетикой, экологией, здравоохранением, социально-экономическими и социально-демографическими факторами.

Чтобы сохранить здоровье, в связи с этим регулярно реализуются многочисленные мероприятия, направленные на активизацию здорового образа жизни всего населения и особенно молодежи, вместе с тем, медико-демографические показатели, характеризующие состояние здоровья населения, продолжают вызывать опасения. Самыми значимыми в социальном плане заболеваниями выступают болезни системы кровообращения, находящиеся на первом месте. Помимо природных факторов, на человека постоянно действует комплекс социальных факторов, связанных с условиями его жизни и деятельности в обществе. Человеку приходится постоянно к ним адаптироваться. Множественность факторов образа жизни студентов и их опосредованный характер воздействия на здоровье затрудняли проведение комплексного социально-гигиенического исследования. Поэтому уже на первых этапах работы была разработана концептуальная модель здоровья студентов, которая в дальнейшем уточнялась и дополнялась выявленными связями между организмом человека и окружающей средой. Необходимость создания подобной модели обусловливалась отсутствием до настоящего времени надежных критериев определяющих состояние здоровья. Концептуальная модель здоровья студентов включает четыре блока показателей:

1 - общественного здоровья,

2 - индивидуального здоровья,

3 - социально-экономических факторов,

4 - природных факторов.

Проблема укрепления здоровья студентов, основного резерва кадров российского здравоохранения, носит стратегический характер для государства и общества. Задачей ВУЗов является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность.

Хорошее здоровье в совокупности с социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, так как овладение науками сегодня требует от студентов ВУЗов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат .

Без сомнения, являясь частью общества, студенты в полной мере испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов, связанных с современной ситуацией в стране. Это и экономические трудности, усугубленные повышенными запросами, характерными для этого возраста, и связанные с ними ухудшение качества питания, условий жизни, необходимость дополнительного заработка.

Необходимо признать, что студенты испытывают в современных условиях и влияние высочайшей интенсификации учебного процесса. При этом рост учебных нагрузок происходит на фоне значения физической культуры в жизни человека и свертывания профилактического направления в здравоохранении .

Немаловажно, что, поступая в ВУЗ, многие студенты вынуждены покидать прокреативную (родительскую) среду, начинают жить в общежитии, что радикально изменяет образ его жизни, требует приспособления к новым условиям жизни, что очень часто негативно сказывается на состоянии физического и психического здоровья .


Смоленский Государственный университет
Кафедра физической культуры

Факторы, формирующие здоровье.

Студентки 1 курса
отделения землеустройство и кадастры
естественно-географического факультета
Костюковой Юлии Станиславовны

Смоленск
2011 г.
План
Введение

    Факторы, формирующие здоровье:
      Наследственность, как фактор здоровья
      Окружающая среда, как фактор здоровья
      Медицина, как фактор здоровья
      Образ жизни, как фактор здоровья
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

1. Факторы, формирующие здоровье
Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы - 15-20%;
состояние окружающей среды - 20-25%;
медицинское обеспечение - 10-15%;
условия и образ жизни людей - 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

      Наследственность, как фактор здоровья.
Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.
Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей.
Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.
Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально- экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.
Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе
человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3% занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессии, - по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.
Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.
Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.
Вторая группа - это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях "проявляющее" действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.
Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.
Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.
Четвертая группа болезней - это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.
Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.
Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

1.2. Окружающая среда, как фактор здоровья

К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характеры атмосферы, водный компонент, физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений и др.
Человек на Земле постоянно сталкивается с необходимостью борьбы за жизнь, с неблагоприятными природными и стихийными факторами, что требует расширения и интенсификации производства. Для этой цели человек во все меньшей степени применяет мускульную энергию, а все в большей - природные материалы и источники энергообеспечения. В середине 19 в. 95% необходимой в производстве энергии приходилось на долю мышц животных и человека, а в 70-х годах нашего столетия – всего лишь 0,5%. С одной стороны, человек имеет возможность получать полезный результат при меньших затратах своей энергии, а с другой - получал непредсказуемый, неблагоприятный с точки зрения детренированности для его здоровья эффект.Увеличение уровня механизации и автоматизации трудовых процессов привело к резкому уменьшению физического труда и увеличению чисто нервных нагрузок. Урбанизация и городской образ жизни приводят, среди прочего, к некоторому отставанию эмоционального развития личности от роста интеллектуального начала.
Показано, что в г.Салавате (республика Башкортостан), где загрязненность атмосферы продуктами нефтехимического производства особенно велика, с 1985 г. стали появляться непроизвольно дергающиеся дети, которых называют «тикерами» (от слова тик - дергаться). Показательно, что при смене этими детьми места жительства проявления болезни у них бесследно исчезают.
Можно говорить о складывающейся, специфичной для каждой местности картине патологии, которая связана не столько с географическими и климатическими условиями региона, сколько с преобладанием отраслей производства.
В центрах металлургии (города Липецк, Магнитогорск, Новокузнецк и т.д.) гораздо выше заболеваемость дыхательного аппарата, аллергией, злокачественными образованиями.В некоторых рисосеющих районах Краснодарского края, где интенсивно применяются пестициды, в отдельные годы из-за плохого состояния здоровья не был призван в армию ни один юноша. зменение уклада жизни севера народов, у которых за последнее десятилетие было уничтожено до 20 млн. гектаров оленьих пастбищ, привело к тому, что средняя продолжительность жизни среди них составляет 42 - 45 лет, т.е. на 16 - 18% меньше, чем у проживающего здесь некоренного населения.
Многократные «тихие Чернобыли» постоянно оказывают свое негативное влияние на окружающую среду через нарушения структуры и разрушение структурных связей биогеоценоза, через компенсаторные воздействия на отдельные виды флоры и фауны за счет других видов, через создание ранее не существовавших структурных элементов и связей биологически активных синтетических веществ и появление новых условий среды, к которым в организме человека нет эффективных средств адаптации или защиты, и т.д.
Особенно тяжелое положение складывается в крупных промышленных центрах. Значительная часть населения России (18%) в настоящее время проживает в городах, где загрязнение превышает санитарные нормы в 10 раз и более. В этих районах 10 - 12% населения страдает психическими нарушениями при средних значениях этого показателя - 4 - 5%.Поэтому экология должна развиваться в двух направлениях. Валэкология - наука о здоровье биосферы, о нормальных взаимоотношениях человека с окружающей его средой на уровне минимальных воздействий должна находить, оберегать и создавать заново эталонные (здоровые) террито­рии и регионы. Санэкология - наука о диагностике и коррекции (лечении) неблагоприятных (патологических) изменений в биосфере.

    Агенты или загрязнители воздуха
    Окислы серы в сочетании с другими веществами (дым)
    Усугубление существующих заболеваний дыхательных путей и опасность их возникновения; функциональные расстройства легочной деятельности, раздражение органов чувств.
    Взвешенные частицы в воздухе
    Усугубление влияния газообразных загрязнителей, таких, как окись серы; токсичное влияние зависит от химического состава.
    Окислители, включая озон
    Окись углерода
    Вступая в реакцию с гемоглобином, лишает ткани кислорода; наиболее чувствительные лица, страдающие сердечной недостаточностью и дыхательными (респираторными) расстройствами; психические отклонения возможны даже при слабой концентрации.
    Свинец
    Попадание свинца в организм с продуктами питания, водой и воздухом, может иметь роковые последствия для организма человека-вызвать интоксикации.
    Асбест
    Как и другие загрязнители воздуха, асбест может вызывать легочные заболевания и пропитывание известью плевры- обызвествление плевры.

1.3. Медицина, как фактор здоровья
Следует отметить, что сегодня наука о здоровье развита гораздо меньше, чем медицина. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: «Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека»
По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Свои заслуги она видит не в количестве здоровых, а в увеличении числа посещений поликлиник, объемов госпитализации и скорой помощи. В расчете на 100 тыс. населения у нас врачей в 2,6 раза, а больничных коек на 65% больше, чем в США. Ежегодно стационарное лечение получают 25% граждан России, каждый из граждан РФ в 1991 г. в среднем посетил внебольничные учреждения 10 раз, а станции скорой помощи обслуживали каждого третьего и т.д. При таком колоссальном объеме медицинской помощи средняя продолжительность жизни у нас в стране на 12 лет меньше, чем в США и на 15 лет меньше, чем в Японии.
Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, т.е. лечебная медицина не всегда укрепляет здоровье. В определенной мере одностороннюю направленность имеет и существующая охрана здоровья, трактуемая как система мер, предусматривающих возможность поддерживать нормальное состояние организма человека. Она ориентирована на развитие сети поликлиник, больниц, санаториев, сети учреждений по охране здоровья матери и ребенка, оснащение их современной аппаратурой, лекарственными и санитарно-гигиеническими средствами.
Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III-го уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых в общепопуляционном масштабе, поскольку медицина своей основной задачей ставит предупреждение рецидивов заболевания у больных.
Поэтому, согласно принятой методологии охрана здоровья детей и взрослых может быть реализована только на основе многоуровневого медико- биологического подхода, включающего, помимо медицины III-го уровня, профилактику I-го и II-го уровней.
Профилактика II-го уровня предполагает выявление маркеров конституционального предрасположения и риска по отношению ко многим заболеваниям детского возраста, возможность вычислительного прогнозирования риска по совокупностям наследственно-семейных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешнего окружения. Огромное значение в медицине этого уровня имеет диагностика предрасположения на основе антигенов гистосовместимости, хромосомных и генных исследований, проводимых даже в первые недели беременности. Выявляя уже не болезни, а только состояния предрасположения и риска медицина этого уровня ориентирована не на лечение болезней, а на вторичную их профилактику. К этому уровню нужно отнести и учение о неспецифических дезадаптационных синдромах и состояниях, а также концепцию о донозологических расстройствах регуляторных систем.
Профилактика I-го уровня нацелена на контингент детей и взрослых и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики являются опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды для поддержания здоровья. Своей целью она ставит отбор и широкое практическое внедрение рекомендаций, обладающих потенциальными возможностями повышения здоровья, творческой и духовной активности человека.
Становится очевидным, что центром приложения сил медицины и физиологии как научно-практической отрасли, должен быть не только больной, но и в полной мере здоровый человек, охрана и укрепление его здоровья.
К сожалению, у медицины до этих видов профилактики «руки не доходят», а все усилия сосредоточены на третичной профилактике. По мнению американских кардиологов, предупредить заболевание почти в 25 раз дешевле, чем лечение уже возникшей патологии. Даже в США, где на здравоохранение выделяется 12% валового национального дохода, в 1993 г. около 1 млн. человека не смогли получить адекватного лечения.
Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации оказалась на практике несостоятельной по следующим причинам:
требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;
доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);
ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;
узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.
Зависимость здоровья человека от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных и других организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики - формировании здорового образа жизни.
1.4. Образ жизни, как фактор здоровья
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Существует много различных подходов к определению ЗОЖ. Представители философско- социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для гармоничного развития и жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни. - Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11]. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто».
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003].
Болезни человека в наибольшей степени обусловлены его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний и преждевременных смертей, увеличения продолжительности жизни.
Учитывая выраженную индивидуальность каждого человека, здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей.
Здоровый образ жизни должен соответствовать заложенной в человеке генетической программе. Это необходимо как для гармоничного сосуществования человека с природой, так и максимального развития потенциала здоровья. Генетическая программа человека определяет его конституцию (морфофункциональный тип, преобладающие типы нервных и психических реакций), норму биологических реакций, и, следовательно, предопределяет наличие или отсутствие различных заболеваний.
На образ жизни, помимо генетических факторов, также влияют:
возраст человека
пол человека
образование
интеллект
профессия
условия труда
воспитание
семейные традиции и устои
материальное благополучие
бытовые условия
личные мотивации
Вот некоторые валеологические формулировки взаимосвязи этих факторов:
Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:
- индивидуально-типологическими наследственными факторами;
- объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;
- конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;
- личностно-мотивационными факторами, определяемым и мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.
Достаточно часто в истории предлагалась возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-либо одного средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т.п.). При этом некоторые авторы делают акцент на физической составляющей (например, Гиппократ), некоторые – на духовной (например, Демокрит), реже главный акцент приходится на социальные факторы. Такие подходы явно не оправдывают себя. Как и не существует «панацеи» от всех болезней, так и не существует главного элемента ЗОЖ. Это понятно еще и потому, что любое средство или явление воздействует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему.
Некоторые люди, увлекаясь одним методом укрепления здоровья, готовы поклясться, что именно этот метод помог им больше других, оказался чудодейственным. При этом не стоит забывать о внутреннем психическом потенциале человека, самовнушении, а также об эффекте «плацебо».
Контроль за состоянием здоровья осуществляется с помощью некоторых показателей, имеющих конкретное количественное выражение. Например, основные показатели гомеостаза, показатели резервов организма при направленных нагрузках.
и т.д.................



error: Контент защищен !!