Памятник воину-освободителю в Берлине. Монумент в берлинском Трептов-парке. Советские воинские мемориалы в берлине - берлин навигатор

Как выяснилось, мало кто из гостей города знает, где находится памятник советскому солдату в Берлине. Впрочем, это не хитро, т.к. в основных его не всегда можно найти.

Итак, памятник солдата освободителя в Берлине находится в Трептов-парке в восточной части города. Для того, чтобы добраться до парка, нужно доехать до станции электропоезда S-Bahn „Treptow Park“. Оттуда пешком минут 5. Советую сразу посмотреть на карте в какую сторону двигаться, т.к. не смотря на то, что памятник стоит довольно высоко, его совсем не видать за деревьями.

В одной из своих заметок я уже писал о том, что проходят торжественные мероприятия, связанные с годовщиной освобождения Германии от фашизма.

Очень жаль, что в последнее время эта тема получила совершенно дикую окраску. Все мы слышали разные бредовые вещи на эту тему, не будем на них заострять наше внимание. Тот, кому интересен этот памятник, меня поймёт.

Итак, 8 и 9 мая здесь очень много народу. Люди приходят поклониться советскому воину-освободителю и почтить память дедов. Я каждый раз удивляюсь тому, как много немцев приходит к памятнику, чтобы возложить цветы. Также недалеко на площадке проходят разные мероприятия антифашистских организаций. Публика собирается, скажем так, пёстрая. Народ гуляет допоздна.

Памятник находится в идеальном состоянии, что требует немалых вложений. Очень рад, что деньги на это выделяются. Хотя в Германии это норма.

Мало кто знает…

Очень мало кто знает, что в Берлине есть ещё один очень ухоженный и не менее торжественный мемориальный комплекс — это кладбище советских солдат. Этот комплекс находится в районе Райникендорф в дали от общественного транспорта. Мемориал также находится в идеальном состоянии, в прошлом году был проведён капитальный ремонт.

Вот это место на карте

У кого будет полдня времени, рекомендую заглянуть в это место. Нужно помнить, что памятник закрывается в 18 часов. Вероятно, это связано с возможным вандализмом. Утверждать не буду, но задаю себе вопрос, зачем закрывать большой мемориал на замок. Это очень нетипично для Берлина. Здесь такие места всегда открыты.

И ещё два места

Если уж я завёл разговор о наших военных памятниках, то следует упомянуть ещё два места с этой тематикой. Это памятник воинам-освободителям за Бранденбургскими воротами (на карте) и русско-немецкий военный музей в Карлсхорсте (на карте). Кстати, именно там была подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Здесь можно осмотреть зал, в котором, собственно, состоялось подписание документа, означавшего конец войны. В музее представлено множество различных военных экспонатов. Очень рекомендую это место!

Желаю приятного времяпровождения в Берлине!


и его прототип – советский солдат Николай Масалов

68 лет назад, 8 мая 1949 г. в Берлине был торжественно открыт памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Этот мемориал был воздвигнут в память о 20 тысячах советских солдат, погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных символов Победы в Великой Отечественной войне. Немногие знают о том, что идеей для создания памятника послужила реальная история, и главным героем сюжета стал солдат Николай Масалов, чей подвиг долгие годы был незаслуженно забыт.


Памятник Воину-освободителю в Берлине

Мемориал был воздвигнут на месте захоронения 5 тысяч советских воинов, погибших при взятии столицы фашистской Германии. Наряду с Мамаевым курганом в России это один из самых больших и самых известных из подобных памятников в мире. Решение о его сооружении было принято на Потсдамской конференции через два месяца после завершения войны.


Николай Масалов – прототип Воина-освободителя

Идеей для композиции памятника послужил реальный сюжет: 26 апреля 1945 г. сержант Николай Масалов во время штурма Берлина вынес из-под обстрела немецкую девочку. Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!». Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. О его подвиге вспомнили только спустя 20 лет. В 1964 г. о Масалове появились первые публикации в прессе, а в 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина.


Иван Одарченко – солдат, позировавший скульптору Вучетичу, и памятник Воину-освободителю

Прототипом Воина-освободителя стал Николай Масалов, но позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко из Тамбова, служивший в Берлинской комендатуре. Его Вучетич заприметил в 1947 г. на праздновании Дня физкультурника. Иван позировал скульптору в течение полугода, а после того, как памятник установили в Трептов-парке, несколько раз стоял в карауле возле него. Говорят, несколько раз к нему подходили люди, удивленные сходством, но рядовой не признался в том, что это сходство совсем не случайно. После войны он вернулся в Тамбов, где работал на заводе. А спустя 60 лет после открытия памятника в Берлине Иван Одарченко стал прототипом памятника Ветерану в Тамбове.


Памятник Ветерану в тамбовском парке Победы и Иван Одарченко, который стал прототипом памятника

Натурщицей для изваяния девочки на руках у солдата должна была стать немка, но в итоге Вучетичу позировала русская девочка Света – 3-хлетняя дочь коменданта Берлина генерала Котикова. В первоначальном варианте мемориала воин держал в руках автомат, но его решили заменить на меч. Он был точной копией меча псковского князя Гавриила, который сражался вместе с Александром Невским, и это было символично: русские воины разгромили немецких рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий одержали над ними победу еще раз.


Иван Одарченко на фоне памятника Воину-освободителю, для которого он позировал

Работы над мемориалом велись на протяжении трех лет. Архитектор Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич отправили макет памятника в Ленинград, и там была изготовлена 13-метровая фигура Воина-освободителя, весившая 72 тонны. В Берлин скульптуру переправляли частями. По рассказу Вучетича, после того, как ее привезли из Ленинграда, один из лучших немецких литейщиков осмотрел ее и, не обнаружив изъянов, воскликнул: «Да это же русское чудо!».


Памятник Воину-освободителю в Берлине

Вучетич подготовил два проекта памятника. Изначально в Трептов-парке планировали поставить изваяние Сталина с глобусом в руках как символом покорения мира. В качестве запасного варианта Вучетич предложил скульптуру солдата с девочкой на руках. Сталину представили оба проекта, но одобрил он второй.


Памятник Воину-освободителю в Берлине


Трептов-парк в Берлине

Мемориал был торжественно открыт в канун 4-й годовщины Победы над фашизмом, 8 мая 1949 г. В 2003 г. на Потсдамском мосту в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге Николая Масалова. Этот факт был подтвержден документально, хотя очевидцы утверждали, что во время освобождения Берлина таких случаев было несколько десятков. Когда попытались найти ту саму девочку, откликнулось около сотни немецких семей. Документально было подтверждено спасение советскими солдатами около 45 немецких детей.


Памятник Воину-освободителю в Берлине

21 июля 1950. Источник : Деутсчес Бундесарчив ( Герман Федерал Арчиве ), Билд 183- С 99134. Автор фото : Стурм , Хорст

Статуя советского Воина - Освободителя в Тре птов парке , Берлин .

Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.

Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта - скамьи из светлосерого гранита - примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.

Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи - все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».

В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.

Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.

Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.

На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля - могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.

Весь народ поднялся на защиту отечества.

О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.

Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.

Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза. На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне. Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля - статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.

Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

Мавзолей - круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном - о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.

«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

Памятник русскому солдату с девочкой на руках находится в Берлине. Автор этого монумента - скульптор Е.В. Вучетич. Это не единственный в Берлине памятник, посвящённый советским воинам-освободителям.

О памятнике

«Воин-освободитель» - так называется памятник солдату с девочкой спасенной на руках, который был возведён в берлинском Трептов-парке. Монумент воздвигнут в честь победы нашего великого народа над фашистскими захватчиками. Весит он 70 тонн, его высота - 12 метров.

Создатели «Воина-освободителя»:

  • Е.В. Вучетич (скульптор).
  • С.С. Валериус (инженер).
  • Я.Б. Белопольский (архитектор).
  • А.В. Горпенко (художник).

В этом мемориале покоится прах 7 тысяч павших при штурме Берлина советских воинов. Известны имена лишь 1000 из них, а всего их погибло 75 000.

Бронзовый памятник «Воин-освободитель» выполнен в виде фигуры советского солдата, стоящего на обломках фашистской свастики с гордо поднятой головой. Одной рукой он держит спасённую девочку, которая доверчиво прильнула к его груди, а в другой его руке - меч. Но эскиз памятника был несколько иным. Изначально скульптор задумывал вложить в руку воина автомат, но И.В. Сталин настоял на том, чтобы это был меч. В итоге было сделано так, как желал вождь. Меч, который держит в руке воин-освободитель, связан с ещё двумя монументами. Это «Родина-мать» в Волгограде и «Тыл - фронту» в Магнитогорске. Подразумевается, что все фигуры, изображённые на этих трёх памятниках, держат один и тот же меч. Все указанные монументы посвящены Великой Отечественной войне.

Меч в руках воина-освободителя - это точная копия оружия князя Гавриила. Он сражался против «псов-рыцарей» бок о бок с Александром Невским. Меч в руке берлинского воина опущен, что символизирует мир, но, как говорил И.В. Сталин, «горе тому, кто вынудит нашего богатыря поднять его снова». Советский солдат с немецкой девочкой на руках известен всему миру. Подвиг, который был увековечен в бронзе, будет вечно служить потомкам примером. Фото памятника солдата с девочкой на руках представлено в данной статье.

Постамент

Памятник солдату с девочкой на руках установлен на постаменте, внутри которого находится зал памяти. На стенах - мозаичное панно с изображёнными представителями разных народов, они возлагают венки к могиле советских воинов. Над ними сделана надпись на русском языке и на немецком, которая гласит: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». Эта фраза является цитатой из доклада Иосифа Виссарионовича Сталина.

Центральная часть зала представляет собой постамент в форме куба, выточенный из чёрного камня. На нём стоит золотой ларец, внутри которого хранится пергаментная книга в сафьяновом переплёте красного цвета. Туда вписаны имена всех воинов, которые погибли в битвах за Берлин и покоятся в Зал украшен большой люстрой из рубинов и хрусталя, которая выполнена в виде

Создание памятника

8 мая 1949 года - это дата открытия Чтобы получить право создать памятник солдату с девочкой спасенной на руках, скульпторам и архитекторам пришлось принять участие в конкурсе. Было представлено 33 проекта монумента. Победителями конкурса стали Е.В. Вучетич и Я.Б. Белопольский. Их проект и был выбран для воплощения в жизнь.

В строительстве мемориального комплекса принимали участие:

  • немецкая литейная мастерская под названием Noack;
  • специализировавшиеся на мозаиках и витражах мастерские Puhl & Wagner;
  • садоводческие товарищества Späth nursery;
  • 1200 немцев-рабочих.

Памятник солдату с девочкой на руках был отлит в Ленинграде на заводе затем отправлен в Берлин. Уход за памятником обязана была осуществлять советская военная комендатура. В 2003 году он находился на реставрации, а в 2004 году был возвращён на своё место.

Памятник солдату с девочкой за годы своего существования стал неотъемлемой частью Берлина. Между странами-победительницами и Германией заключён договор, в отдельной главе которого прописано, что мемориалу «Воин-освободитель» присвоен статус вечного. Немецкие власти обязаны ухаживать за ним, реставрировать, финансировать его сохранность. И по сей день Германия выполняет условия договора, и памятнику обеспечено надлежащее содержание. Советский солдат с немецкой девочкой на руках входит в число самых ухоженных памятников страны. В 2003 году Германия финансировала реставрацию монумента, на которую потратила почти три миллиона евро.

Подвиг солдата

Памятник неизвестного солдата с девочкой на руках создан на основе реальных событий, и имя этого героя дошло до наших дней. Прототип воина-освободителя - Николай Масалов из Кемеровской области, советский солдат. Во время одного из штурмов Берлина, а именно 30 апреля 45 года, он услышал детский плач. Под мостом, расположенным на линии фронта, он нашёл светловолосую девочку лет трёх, которая сидела около убитой матери, теребила её, плакала и звала «муттер». Не раздумывая, солдат схватил малышку и побежал с ней на руках к своим. Немцы начали палить, ранили Николая в ногу, но он не бросил девочку, вынес её с поля боя, рискуя своей жизнью. На Потсдамском мосту, том самом, из-под которого Н. Масалов вынес ребёнка, в 2003 году была установлена табличка в память о подвиге, который совершил советский солдат.

Прообраз

История памятника солдата с девочкой на руках известна многим, а какой же была судьба того, чей подвиг запечатлён в этом бронзовом изваянии? В ряды Советской Армии Николай был призван в 17 лет, прошёл курсы и получил специальность миномётчика. Учиться было тяжело, ведь солдаты должны были освоить за одну зиму то, на что положено 2 года.

Боевое крещение Н. Масалов принял в 1942 году на фронте под Брянском. Бои были настолько тяжёлыми, что из всей роты, где он служил, в живых осталось лишь пятеро солдат. После этого Николай Иванович служил под командованием генерала Чуйкова и защищал Мамаев курган. Из всех его товарищей до Берлина вместе с ним дошёл только один капитан Стефаненко. Сам Н. Масалов перенёс три ранения и дважды был контужен.

После войны он вернулся в родное село, а потом переехал в город Тяжин, где работал в детском саду завхозом. Слава обрушилась на героя через 20 лет после того как отгремели последние залпы орудий. О нём был снят документальный фильм, о его подвиге писали все газеты. Ему удалось побывать в Берлине. Он видел памятник, прототипом которого стал. Советскому герою было присвоено звание почётного гражданина Берлина в 1969 году. Николай Иванович был скромным, и ему не нравилось, что его поступок называли подвигом. Сам он говорил, что не считает это геройством. Сейчас Николая Ивановича уже нет в живых.

О тех, кто позировал автору

Памятник советскому солдату с девочкой на руках Е.В. Вучетич создавал с натуры. Есть несколько версий по поводу того, кто позировал автору, и, возможно, все они верны, поскольку в разное время в качестве моделей могли выступать разные люди. Немецкую девочку скульптор лепил с трёхлетней Светы - дочери генерала А.Г. Котикова, который был комендантом советского сектора в Берлине.

По одним данным, в качестве модели солдата Е.В. Вучетичу позировал полковник В.М. Гуназа. По другой версии, это был сержант Иван Одарченко. Он запечатлён на мозаичном панно внутри постамента дважды: в виде рабочего и в виде солдата-героя. Согласно третьей версии, позировал скульптору повар, служивший в советской комендатуре Берлина.

Скульптор

Памятник сов. солдату с девочкой на руках создал гениальный человек. Он был не только скульптором, но и преподавал, несколько лет был президентом Академии художеств. И что такое война, он знал не понаслышке. В 1941 году он добровольцем ушёл на фронт. В 1943 году из-за тяжёлой контузии его комиссовали, и он вернулся Москву, где стал работать военным художником. В начале Викторович Вучетич был рядовым. Комиссовался уже в звании подполковника. Художник создавал скульптуры вождей, видных политических деятелей, героев войны и труда, выдающихся полководцев. Все творения Е.В. Вучетича жизнеутверждающие, они наполнены драматизмом и романтизмом. Умер скульптор в 1974 году.

Копии памятника

Памятник солдату с девочкой на руках, а точнее - его уменьшенные копии, установлены в городах: Советск (Калининградская область), Верея (Московская область), Тверь, Москва (у входа в клуб для байкеров «Ночные волки»). До сих пор сохранился макет монумента, высота которого - 2,5 метра. До 1964 года он находился в Германии, затем был перевезён в Серпухов, где до 2008 года стоял около больницы, а в 2009 году перенесён на территорию мемориального комплекса «Соборная гора».

Воин-освободитель в фалеристике и нумизматике

Памятник солдату с девочкой на руках часто изображался на монетах:

  • 1 рубль 1965 года выпуска;
  • монета в 10 марок ГДР (1985 г.);
  • 10-рублёвая монета, посвящённая 70-летию Великой Победы (2015 года выпуска).

На медалях:

  • к двадцатилетию Победы (1965 г.);
  • 20 лет Берлинской бригаде (1982 года выпуска);
  • медаль «Львовское соединение» (1984 г.).

Также изображение памятника присутствует на знаке ГСВГ (группы советских войск в Германии).


69 лет назад, 8 мая 1949 г. в Берлине был торжественно открыт памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Этот мемориал был воздвигнут в память о 20 тысячах советских солдат, погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных символов Победы в Великой Отечественной войне. Немногие знают о том, что идеей для создания памятника послужила реальная история, и главным героем сюжета стал солдат Николай Масалов , чей подвиг долгие годы был незаслуженно забыт.



Мемориал был воздвигнут на месте захоронения 5 тысяч советских воинов, погибших при взятии столицы фашистской Германии. Наряду с Мамаевым курганом в России это один из самых больших и самых известных из подобных памятников в мире. Решение о его сооружении было принято на Потсдамской конференции через два месяца после завершения войны.



Идеей для композиции памятника послужил реальный сюжет: 26 апреля 1945 г. сержант Николай Масалов во время штурма Берлина вынес из-под обстрела немецкую девочку. Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!». Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. О его подвиге вспомнили только спустя 20 лет. В 1964 г. о Масалове появились первые публикации в прессе, а в 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина.



Прототипом Воина-освободителя стал Николай Масалов, но позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко из Тамбова, служивший в Берлинской комендатуре. Его Вучетич заприметил в 1947 г. на праздновании Дня физкультурника. Иван позировал скульптору в течение полугода, а после того, как памятник установили в Трептов-парке, несколько раз стоял в карауле возле него. Говорят, несколько раз к нему подходили люди, удивленные сходством, но рядовой не признался в том, что это сходство совсем не случайно. После войны он вернулся в Тамбов, где работал на заводе. А спустя 60 лет после открытия памятника в Берлине Иван Одарченко стал прототипом памятника Ветерану в Тамбове.



Натурщицей для изваяния девочки на руках у солдата должна была стать немка, но в итоге Вучетичу позировала русская девочка Света – 3-хлетняя дочь коменданта Берлина генерала Котикова. В первоначальном варианте мемориала воин держал в руках автомат, но его решили заменить на меч. Он был точной копией меча псковского князя Гавриила, который сражался вместе с Александром Невским, и это было символично: русские воины разгромили немецких рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий одержали над ними победу еще раз.



Работы над мемориалом велись на протяжении трех лет. Архитектор Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич отправили макет памятника в Ленинград, и там была изготовлена 13-метровая фигура Воина-освободителя, весившая 72 тонны. В Берлин скульптуру переправляли частями. По рассказу Вучетича, после того, как ее привезли из Ленинграда, один из лучших немецких литейщиков осмотрел ее и, не обнаружив изъянов, воскликнул: «Да это же русское чудо!».



Вучетич подготовил два проекта памятника. Изначально в Трептов-парке планировали поставить изваяние Сталина с глобусом в руках как символом покорения мира. В качестве запасного варианта Вучетич предложил скульптуру солдата с девочкой на руках. Сталину представили оба проекта, но одобрил он второй.





Мемориал был торжественно открыт в канун 4-й годовщины Победы над фашизмом, 8 мая 1949 г. В 2003 г. на Потсдамском мосту в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге Николая Масалова. Этот факт был подтвержден документально, хотя очевидцы утверждали, что во время освобождения Берлина таких случаев было несколько десятков. Когда попытались найти ту саму девочку, откликнулось около сотни немецких семей. Документально было подтверждено спасение советскими солдатами около 45 немецких детей.



У Родины-матери с агитационного плаката времен Великой Отечественной войны тоже был реальный прототип: .



error: Контент защищен !!