Конструктивный и деструктивный конфликт. Причины конфликтов. Конструктивные и деструктивные конфликты

27. Конструктивные и деструктивные конфликты.

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:

1) демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

2) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

4) сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

5) целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

6) бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.

В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.

Позитивные и деструктивные функции конфликта

Несмотря на всю относительность оценок функций конфлик­та, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

    конструктивные (положительные) функции конфликта;

    деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

Все конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта с определенной степенью условности и в целях удобст­ва изложения материала можно разделить на:

    общие функции конфликта - имеют место на различных уровнях социальной системы;

    функции конфликта на личностном уровне - касаются влияния конфликта непосредственно на личность.

Они выражаются в следующем:

    конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные им­пульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве;

    конфликт является формой разрешения противоречий. Его раз­витие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;

    конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность;

    конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи;

    разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности. Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, не­жели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта мо­жет предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;

6) конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество,

способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфлик­та происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.;

    конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих, более разрушительных конфликтов;

    конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.

В рамках конструктивных функций конфликта на личностном уровне происходит влияние конфликта и на индивидуальные ха­рактеристики личности:

    конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в критических (экзистенциальных) ситуациях и проявляются под­линный характер, ценности и мотивы поведения людей; неслучайно говорят, что «друг познается в беде». С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника;

    конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее неизвестные сто­роны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать проявлению его новых качеств, таких как чувство гордости, достоинства и т.п.;

    конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п.;

    конфликт является важнейшим фактором социализации чело­ века, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта;

    конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит;

    конфликт может помочь снять психическую напряженность в группе, снять стресс, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряжен­ность может даже усилиться;

7) конфликт может служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения.

Деструктивные функции конфликта проявляются на различ­ных уровнях социальной системы и выражаются в следующем:

    конфликт может быть связан с насильственными методами его раз­ решения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители;

    конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации;

    конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того, он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов;

    конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы;

    конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настрое­ний пессимизма и упадком нравов;

    конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты;

    конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.

На личностном уровне деструктивные функции конфликта вы­ражаются в следующих последствиях:

    конфликт может оказывать негативное воздействие на социально- психологический климат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленно­сти, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса;

    конфликт может привести к разочарованию в своих возможно­стях и способностях, к деидентификации личности;

    конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, поте­рю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентацией и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия - девиантное (отклоняющееся) поведение и (как крайний случай) суицид. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь в нашем обществе в 1990-х гг. таких явлений, как рост числа социальных конфликтов, девиантного поведения и суицида. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на одном из первых мест в мире;

    конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях;

    в качестве реакции на конфликт человек может «включать» за­щитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для об­щения виды поведения, такие как:

а) отступление - молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;

б) пугающая информация - критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;

в) жесткий формализм - формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;

г) превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;

д) разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;

е) постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива.

Таковы основные дисфункциональные последствия конфлик­та, которые (так же, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный харак­тер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого.

1. Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованности существенно значимые для них цели интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Вместе с понятием конфликта используются близкие по значению, но не тождественны по смыслу термины: враждебность, соперничество, конкуренция, кризис.

Конкуренция - это особый тип противоборства, цель которого получение выгоды, прибыли или благоприятного доступа к дефицитным материальных и духовных ценностей. В конкуренции четко обозначены и осознанные цель, конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может и не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны морально-правовые в обществе или организации.

Соперничество - это борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимой, престижной цели. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег или высшего руководства.

Соревнование - более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы, цель соперничества.

Враждебность - это фиксированная психологическая установка готовности к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как и не в любом конфликте доминирует враждебность.

Кризис это состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к различных целей. Кризис - это результат патологических изменений в содержании, формах жизни населения и серьезных нарушений механизма контроля в политике, экономике, культуре и взрыва массового недовольства.

Кризисе часто предшествуют и сопутствуют Ее конфликты, но не каждый конфликт порождает кризис.

Противоречие - объективный, не всегда осознаваемый состояние системы, при котором рассогласованность интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт в отличие от противоречия - это внешняя форма проявления противоречия и противоборствующая поведение по поводу противоречия.

2. Конфликт, который возник в организации, называют организационным, в частности, это диспуты, конфронтации, противоречия и тому подобное.

Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и оценить.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в определенных обстоятельствах, или расхождения интересов, желаний, увлечений оппонентов и тому подобное.

3. Конфликт не нужно воспринимать с негативных позиций, ассоциируя его с враждой и болью. Это не обязательно негативное явление. Нередко конфликты помогают участникам трудового процесса лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованных резервов.

Конфликт функциональный является полезным для членов трудового коллектива и организации в целом и может вести к повышению эффективности организации.

Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности и эффективности организации, такой конфликт снижает производительность труда, личную удовлетворенность, что ликвидирует сотрудничество между членами коллектива.

Конструктивный конфликт - это тот, в котором стороны не выходят за пределы этических норм и убедительных аргументов, когда они контролируют эмоциональные всплески волевыми усилиями и логикой, когда хотя бы одна из них может учитывать интересы другой на уровне со своими, и готова искать выход из ситуации. Когда в результате решения конфликта отношения между его участниками сохраняются, развиваются, а причина конфликта перерастает в творческое новообразования, стороны получают полное или частичное удовлетворение интересов.

Деструктивный конфликт - это тот, когда стороны не хотят учитывать интересы друг друга и настаивают на выполнении только своих условий, или когда оппоненты используют неэтичные методы борьбы, ущемляют интересы или унижающих достоинство другой стороны.

4. Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Способ решения конфликтной ситуации часто зависит от типа производственного конфликта.

Применение конкретного метода или их совокупности требует выяснения причин, которые привели к деструктивному конфликта.

5. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понять причины возникновения конфликтной ситуации.

Во всех конфликтов с 13 групп причин:

o ограничения ресурсов, которые нужно распределять;

o взаимозависимость задач;

o разница в целях, недостаточная согласованность целей отдельных групп и работников, предприятия в целом;

o разница в менталитете и ценностях, разница в манере поведения и жизненном опыте;

o разница в уровне образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки;

o неудовлетворительные коммуникации.

o несовершенство организационной структуры управления, нечеткое разграничение прав и обязанностей;

o противоречия между функциями и видами трудовой деятельности работников;

o неопределенность перспектив роста;

o неблагоприятные физические условия труда;

o недостаточность доброжелательности со стороны руководителя к подчиненным;

o необоснованное отношение к членам коллектива;

o психологический феномен.

6. Конфликты бывают предметными, когда существует реальная их причина, а бывают беспредметными, когда причина оказывается выдуманной.

Выдуманная причина может быть следствием ошибочного восприятия ситуации партнерами или намеренно спровоцированной для создания конфликта.

7. Конфликт может быть адекватно воспринятым (когда причина реальная, и стороны ЕЕ правильно понимают), или неадекватно воспринятым (когда причину неправильно поняли). На всем этапе развития конфликта эмоции уступают место логике и здравому смыслу. Стороны выбирают стратегию поведения и методы решения конфликтной ситуации.

Если найдена правильная линия поведения и применены приемы эффективного преодоления конфликта, наступает фаза в решении конфликта.

В результате деструктивного характера конфликта разрушаются отношения, ущемляются интересы одной или обеих сторон.

В результате конструктивного характера конфликта отношения сохраняются, развиваются, противоречие перерастает в творческое новообразования, стороны получают полное или частичное удовлетворение интересов. В таком случае конфликт считается исчерпанным.

Конфликтная ситуация может приобрести конструктивного или деструктивного характера, и может быть решена двумя способами: или менеджер меняет свою линию поведения и начинает действовать решительно, или ему на смену приходит новая, более энергичная и целеустремленный человек с чертами, которые подходят для новых условий работы. Для организации оба варианта будут конструктивными. Для конкретного менеджера второй вариант - деструктивный.

8. Умение анализировать детерминанты конфликта заключается в том,

во-первых, увидеть все причины конфликта в их системной связи; во-вторых, понять основную тенденцию, которая и определяет суть, природы данного конкретного случая.

9. Избежать конфликтной ситуации полностью невозможно, так как многое в ЕЕ источниках находится вне власти руководителя, но ослабить ее влияние можно И нужно, если квалифицированно осуществлять функции менеджмента.

Управленческому персоналу при управлении конфликтами необходимо ориентироваться на то, что несмотря на неизбежность

конфликтов необходимо стремиться избегать деструктивных конфликтов. Деструктивный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности членов трудового коллектива, уменьшение группового сотрудничества и эффективности организации. Менеджеру стоит пытаться предупредить деструктивный конфликт, контролируя возникающие в организации конструктивные конфликты. В случае возникновения деструктивного конфликта, для выхода из него необходимо решить конфликт - найти причину и, по возможности, ликвидировать ее, достичь определенного компромисса, стараясь при этом загладить дисфункциональные последствия конфликта.

10. Выводы из вышеизложенного: во-первых, социальный конфликт никогда не решается одним махом во-вторых, социальный конфликт только логически решается в двустороннем конфликте, но не социологически, так как для его решения необходимо преодолеть диффузные, неструктурированные социальные отношения - с одной стороны, а также включение вторичных, более или менее институционализированных отношений, подключение которых возможно всегда и в неограниченном количестве, с другой стороны в-третьих, решение конфликта не ограничивается простым изменением ситуации, поскольку оценка ситуации зависит от ее восприятия, то есть ситуативные и глубинные, причинные моменты тесно переплетены между собой

в-четвертых, социальный конфликт - всегда метаконфликт

11. Конфликт принадлежит к критическим жизненных ситуаций, которые представляют собой эмоционально пережитые человеком жизненные обстоятельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, которая требует своего решения.

Согласно теореме Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям". Человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но "определяет" ее, одновременно "определяя» себя в этой ситуации, и тем самым она фактически сама создает, "конструирует" тот социальный мир, в котором живет.

Принципиальное значение в возникновении конфликта имеет то, будет актуальна ситуация восприниматься как конфликтная и произойдет после определения ситуации, как конфликтной, переход к конфликтного взаимодействия. Решающим фактором в оценке ситуации как конфликтной является воспринята противоречивость - несовместимость целей, действий, мотивов.

12. Индивид является системой, саморазвивающейся, который стремится к познанию и накопления опыта. Люди способны видоизменять или заменять свои шаблоны (стереотипы мышления) конфликтного поведения, событий и собственной личности.

Значительная роль отводится получению большего объема знаний о конфликтах и способы их решения, чтобы развивать способность и стремление к конструктивному сотрудничеству в конфликтных ситуациях. Полезным является создание активных тренинг - групп, с постоянным набором желающих, где происходило бы обучение людей навыков конструктивного межличностного общения, развитие таких коммуникативных умений, как описание поведения другого, коммуникация чувств (способность к адекватной передачи сообщений о своих внутренних состояниях), активное слушание, конфронтация, позволяет людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его.

Таким образом, успех анти кризисного внедрения изменений зависит от множества факторов. Прежде всего, от группы технических факторов. Главным стоит, пожалуй, признать функциональную и технически - технологическую адекватность инноваций.

Большое значение имеет качество процессов разработки и сопровождения изменений.

Отличие конструктивного конфликта от деструктивного

Конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала можно разделить на: общие функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы; функции конфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственно на личность.

Конфликт является формой разрешения противоречий. Он выявляет пробелы, просчеты и недостатки, которые возникают в обществе и из-за которых и разгорается сам конфликт.

Также конфликт снимает социальную напряженность и устраняет ситуацию стресса, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

Разрешение конфликта приводит к стабилизации системы , при этом устраняются источники и очаги неудовлетворенности. Стороны, участвующие в конфликте, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к взаимопониманию, нежели к конфликту. Кроме того, разрешение конфликтной ситуации может способствовать предотвращению более серьезных, значимых конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы не возник данный конфликт.

Конфликт стимулирует групповое творчество, он объединяет энергию участников, которая необходима при решении данной задачи. Когда люди ищут пути урегулирования конфликта, происходит процесс анализа трудных ситуаций, в ходе которого возникают новые оригинальные идеи, разрабатываются новейшие информационные технологии, возникают необходимые пути решения той или иной задачи.

Конфликт может стать средством выяснения соотношения сил общественных организаций или общностей и может уберечь от последующих более разрушительных конфликтов.

Конфликт может служить связующим звеном для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить иным содержанием старые нормы.

Влияние конфликта распространяется и на индивидуальные характеристики личности.

Конфликт может способствовать адекватной самооценке и самопознанию личности. Это ситуация, при которой необходимо реально оценить свои способности, выявить новые возможности, лучшие неизвестные до этого качества. Это закалка характера, чувство собственного достоинства и гордости.

Конфликт может помочь искоренить нежелательные свойства человеческого нрава, например чувства неполноценности, покорности, раболепия и т. п.

Ситуация конфликта помогает адаптировать человека в группе, поскольку именно в конфликте происходит раскрытие самого себя и постановка на «круги своя». Затем человек либо отвергается обществом, либо вливается в коллектив и принимается членами группы. В случае, когда человек отвергнут обществом, никакой адаптации не происходит.

Деструктивные функции конфликта

Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, что в конечном итоге может привести к человеческим жертвам и материальным потерям. Кроме сторон, участвующих, например, в военном конфликте, пострадать могут совершенно невинные люди.

Состояние конфликта также может замедлить темпы развития страны. Конфликт может предшествовать дезинтеграции общества, уничтожению социальных коммуникаций и культурному отчуждению социальных обществ внутри общественной системы.

Состояние конфликта приводит к разрушению нравов, упадку общественной жизни и, зачастую, нарастанию пессимистического настроения.

Что может оставить после себя конфликт? – упадок системы всей организации, снижение эффективности работоспособности и дисциплины. Также может возникнуть чувство стрессовой ситуации, подавленности, депрессии.

Кроме того, каждый участник конфликта может быть разочарован его последствиями, останется ощущение разочарования в своих способностях, возможностях, потенциалах.

Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. Вера во вчерашних друзей, в коллег по работе, в партнеров по бизнесу может подорваться в одночасье, возникнуть недоверие к близким и родным людям.

Однако уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Если одерживает победу один из участников, то другой одерживает поражение

Последствия конфликтов

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Овладение «Тотальным ДА»: навыки конструктивного слушания Итак, исходное состояние, исходный уровень в отношении конструктивного слушания, это, естественно, неосознанная некомпетентность. Не задумываясь о стиле своего общения и не слыша себя, большинство людей

Из книги По ком звенят кедры автора Ивакин Алексей Геннадьевич

Приложение 3 Классическая модель деструктивного воздействия тоталитарных групп Однажды, мои студенты поставили надо мной эксперимент.Они испробовали техники изменения поведения на своем преподавателе. Во время лекции студенты улыбались и внимательно слушали, когда я

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Страх: избавиться от деструктивного переживания! Совсем без страха жить нельзя, ведь страх – это естественный природный механизм, присущий не только людям, но и животным и призванный обеспечить наше выживание перед лицом опасности. Страх, во-первых, включает механизм

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Использование конструктивного рисунка в тесте ТиГр Использование конструктивного рисунка является основным отличием теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр) от других рисуночных методик. В сравнении с произвольными изображениями

Из книги Психология конфликта автора Гришина Наталья

Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

5.6. Последствия деструктивного перфекционизма Как уже говорилось, многие психотерапевты и клиницисты рассматривают перфекционизм только как патологическую зависимость, как болезнь. Люди, предъявляющие слишком высокие требования к себе и к другим, более подвержены

Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр Александрович

7.5. Стадии и механизмы развития деструктивного трудоголизма Работомания проходит в своем развитии несколько стадий аналогично наркомании и алкоголизму. Выделяют четыре фазы ее развития.1. Начальная, латентная стадия, как правило, проходит незамеченной. Человек

Из книги Против баб! автора Хмелевская Иоанна

9.3. Негативные последствия деструктивного трудоголизма Последствия для здоровьяМного пишется о том, что трудоголизм негативно отражается на здоровье человека. В психотерапии и психиатрии трудоголизм рассматривается как саморазрушение через работу «на износ». Однако,

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

Различия жесткого, мягкого и конструктивного подходов на переговорах Как выбрать правильный стиль, с кем и когда применять? Чем отличаются жесткие и мягкие переговоры и с кем какой формат уместнее?Попробуйте для начала определить, какие формулировки из представленных

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

ОТЛИЧИЕ - вот это слово.Но об этом позже.Самкам приходилось затрачивать массу усилий, чтобы пробиться. Отпахал человек свое, вроде и неплохо отпахал, можно теперь и расслабиться, образно говоря, пивка выпить, а тут что? Накось выкуси! Разбежался! Какая-то гангрена напахала

Из книги Из противников в союзники автора Бург Боб

6.3.4.2. Линия конструктивного самоутверждения Тип личности, который мы назвали конструктивным, способен применять самые разные стратегии, но преимущество всегда отдает конструктивным.Формирование половой идентичности проходит следующие этапы.Девочки данной группы уже

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

Причины деструктивного конфликта Соломон перечисляет пять причин, которые вызывают разрушительные и пагубные конфликты. Когда мы пытаемся вовлечь кого-либо в спор, мы должны задуматься, не лежит ли в основе конфликта какая-нибудь из следующих причин.1. Гордость. В Книге

Из книги Трудные люди [Как с ними общаться?] автора Ковпак Дмитрий Викторович

Глава 76 Хотите стать мастером конструктивного влияния? Говорите мало и делайте много Мудрецы Талмуда писали: «Говори мало, делай много и будь со всеми приветлив». Этот совет особенно полезен тем, кто хочет овладеть искусством конструктивного влияния.Мастера

Из книги автора

План Готтмана – Рапопорта для конструктивного разрешения конфликта Прежде чем вы начнете претворять план в действие, соберите все имеющиеся у вас клипборды, бумагу и ручки, чтобы можно было делать записи. Мне нравится этот традиционный метод отслеживания ситуации,

Из книги автора

Формирование конструктивного контакта Наблюдайте и слушайте внимательнее, тогда вам откроются намерения людей Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить. Зенон из Китиона, древнегреческий философ, стоик Характеристики поведения и

Cтраница 1


Деструктивный конфликт разрушает структуру и снижает эффективность деятельности организации. Он может возникнуть тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискутируя и унижая его в глазах окружающих. Нередко это сопровождается яростным сопротивлением другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями. Решение проблемы становится невозможным, разрушая межличностные отношения.  

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами. К таким субъективным причинам относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей. Неправомерные действия подчиненных руководитель видит обычно лучше, чем свои ошибочные действия.  

По последнему признаку выделяются стабилизирующие, конструктивные и деструктивные конфликты. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы, а деструктивные, наоборот, разрушая старые нормы, углубляют противоречия. Конструктивные (или продуктивные) конфликты между агентами, порождая новые нормы взаимоотношений, способствуют адаптации MAC в новых условиях среды за счет функционально-структурной перестройки и установления новых связей между агентами.  

Поскольку именно руководитель является той инстанцией, которая должна нейтрализовать конфликт, особое значение приобретает анализ ошибочных действий руководителя, приводящих к деструктивным конфликтам.  

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в клевету, склоку и, другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы всего коллектива.  

Одним из лучших методов управления, предотвращающих деструктивные конфликты, является разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения, уровень требуемых результатов, кто предоставляет различную информацию и кто ее получает, какова система полномочий и ответственности, а также принятых процедур и правил.  


Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении групповых задач, требующих творческого подхода, способствуют тому, что членов группы удовлетворяет их деятельность, поскольку соблюдаются формальное равенство в отношении принятия решений и демократизм в отношениях между членами группы и лидером. Многочисленные исследования, проведенные в малых группах, показали, что в коммуникационной сети типа круг (например, круглый стол) резко снижается возможность возникновения деструктивных конфликтов.  

В таком случае на предприятии нужен был бы не профком, а стачком. Как и другие члены общества, профсоюзные работники должны иметь социальную ответственность, предполагающую деятельность по сохранению стабильности в обществе, снижению социальной напряженности, предотвращению истерик и, тем более, деструктивных конфликтов. Если можно добиться улучшения социальной защиты работников, обеспечения их прав мирным способом, то профсоюз должен его использовать полностью. Как показывает опыт, именно такой тактики придерживается МОПО ОАО ЛУКОЙЛ, а также ряд других профсоюзных организаций ТНК. Благодаря этому достигнуты достаточно основательные успехи в создании системы социальной защиты работников.  

Следовательно, конфликт выполняет две функции: конструктивную, когда в результате конфликта повышается эффективность деятельности организации, и деструктивную, когда он приводит к обратному результату. Цель руководителя состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы им управлять и найти способ сделать его конструктивным. Так, межгрупповой конфликт способствует укреплению солидарности внутри каждой из конфликтующих групп. Если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что они что-то потеряли, то это деструктивный конфликт; если же они удовлетворены результатом, то такой конфликт конструктивный.  

Страницы:      1

В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.

Таким образом, вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, организации и общества в целом существенно значим. Недаром еще мыслители Древнего мира и Средневековья усматривали в конфликтах некое средство к взаимопониманию и доброму согласию. В Новое время большинство тех, что закладывали фундамент конфликтологии, указывали на конфликты как на средство разрешения социальных противоречий и поддержания равновесия в общественном устройстве. На современном этапе четко выделяются как осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми.

Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться, прежде всего, к самому понятию «функция». В общественных науках функция означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам. Таким образом, функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой - зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором - направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.



Конфликтное столкновение относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Оно выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между людьми, когда обнаруживаются несовместимые взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, преследующих далеко отстоящие друг от друга цели. Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам.

Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий. Положительными, функционально полезными результатами конфликта считаются решение той проблемы, которая породила противоречие и вызвала столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству. К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта относятсянеудовлетворенность людей общим делом, уход отрешения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников и т.п.

По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную сферу (способны повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей). Всё это эмоционально сказывается на эффективности совместной деятельности, может облегчать либо затруднять процесс управления организацией. Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональное разнообразие конфликтов по направленности, полезным и вредным последствиям.

Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта. Явные функции конфликта функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, правительство России, начиная военные действия с «чеченскими» бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации. Явная функция конфликта - это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.

Скрытые (латентные) функции конфликта - такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, никто из участников «чеченского» конфликта не предполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое количество, и в результате возникнет опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами. Бастующие шахтеры, выступавшие с требованиями к правительству страны в конце 1980-х - начале 1990-х годов отменить госзаказ и дать им возможность свободно распоряжаться прибылью, очень много сделали для реформирования общества, но они и не предполагали, что уже в конце 1990-х годов будут требовать вернуть госзаказ.

С точки зрения функций конфликт - достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этом последствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, например, выплаты компенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим может последовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенного сотрудника это, скорее всего, будет латентная функция конфликта и при этом отрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная латентная функция конфликта. В таком случае часто говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Таким образом, и явные, и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными, то есть они могут иметь двойственный характер. Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт, результаты которого являются негативными для его участников, и на которые они не рассчитывали.

Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит конкретный характер. С точки зрения одного субъекта конфликта, он может рассматриваться как положительный, с точки зрения другого - как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность в оценке характера функций конфликта. Кроме того, один и тот же конфликт в разных отношениях и в разное время может оцениваться с различных или даже противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функций конфликта. Так, Октябрьская социалистическая революция так же, как и победа в начале 1990-х годов сил, которые выступали под лозунгом реформ, у нас в стране рассматривались по-разному в разное время и различными социальными слоями.

Все это свидетельствует о том, что конфликт - это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно. Если же иметь в виду объективный критерий оценки функций конфликта, то в общем плане можно, видимо, сказать, что социальный конфликт носит функциональный характер в том случае, если он способствует развитию более широкой социальной системы. Для внутриличностного конфликта это будет личность, для межличностного - группа и т.д. Однако и в этом плане не все обстоит гладко. Ибо всегда следует иметь в виду те издержки (цену конфликта), которые связаны с ним. Так, организация, которая реализует свои цели за счет непомерной интенсификации труда и здоровья людей; армия, которая побеждает за счет больших потерь и т.д. - это примеры, свидетельствующие, что победа в конфликте может быть и пирровой. Таким образом, и в этом случае мы сталкиваемся с функциональной противоречивостью конфликта - не все, что идет на пользу развития более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов.

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:

1) демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

2) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

4) сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

5) целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

6) бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.

В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.

Позитивные и деструктивные функции конфликта

Несмотря на всю относительность оценок функций конфлик­та, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

1. конструктивные (положительные) функции конфликта;

2. деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

6. Заключение

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. предупреждение социальный конфликт

Литература

1.Коломинский Я.Л. Психология. - Мн., 1993.

2.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1973.

3.Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.

4.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1996.

5.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

6.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.

7.Зигер В. Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.,1990.

8.Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. - Спб., 1993.

9.Фэйр М. Выиграть может каждый. - М.,1992.

10.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. - Мн., 1996.
11.Александра Владимировна Палагина преподавательница Английского языка.

12.Андрей Стёганцева Психолог.





error: Контент защищен !!