Нервные расстройства у детей: что должны знать родители. Особенности и методы лечения психических расстройств у детей

Я знаю, что помочь мне никто не сможет, но хочется рассказать о своей ситуации, возможно, банальное желание "вылить душу", поплакаться незнакомым людям мне поможет, т.к. рассказывать о своих угнетенных мыслях и чувствах окружающим я не могу..
мне 29 лет, у меня психически-больной ребенок, сын,6,5 лет. сколько потрачено сил и времени, но общество его упорно не принимает. он не отсталый, он специфический - аутист. не разговаривает, все понимает, но ничем не интересуется, хотя перепробовали все методики и виды деятельности. все, чему он учится он проходит это сам. как бы мы не бились головой, пока он не созреет, с него ничего не выжмешь. проблемы усугубились тогда, когда его поытались выгнать из реабилитационного центра для детей-инвалидов. дело в том, что он очень уцпертый, капризный и эмоциональный. это не нравится ни учителям ни воспитателям. откровенно говоря, я отчасти их понимаю, но, с другой стороны, я не знаю что делать. он ходит в группу, как в детсад (с 9 до 5). я хожу на работу и это единственная моя отдушина, только на работе я могу разгрузить свой больной мозг и мысли. в центре реабилитации мне упорно советуют уволиться и сесть с ним дома. я не хочу этого делать, так как подобное мы уже проходили и это ничего не дает - он нуждается в коллективе.
сейчас у нас проблемы со сном, он не спит, я не сплю, никто не спит. но меня спасает только работа. дома я превращаюсь в сумасшедшую истеричку.
что делать? я в тупике, не знаю, что будет дальше..как быть, или плюнуть на все, уволиться и изолировать себя и его от окружающей среды?
думаю о суициде, нервы на пределе...я довольно сухо описала ситуацию, в особенности мои чувства мысли и эмоции, просто не могу, не хочу, не знаю как быть
Поддержите сайт:

Зарина, возраст: 29 / 13.02.2014

Отклики:

Зарина, конечно, очень нелегко приходится, когда жизнь сосредотачивается на одной проблеме, причем, проблеме, действительно, сложной. Как можно помочь прежде всего себе? Найти время хотя бы раз в неделю для "перезагрузки". Хотя бы один час в храме, в музее, в кафе... Еще час неспешной прогулки по парку, скверу, берегу реки... Еще час рисования или плетения, вязания, вышивания, чтения любимой книги... Вспомните, что именно вы любили делать раньше? Может быть, попробовать вспомнить? Попробуйте договориться на этот час с кем-то, с сиделкой в конце концов. Раздвинуть взгляд на мир - вот сейчас ваша задача. Так?
Второе, думаю, что можно связаться с родителями таких же особых деток, посоветоваться с ними. Кто, как не они, испытывающие те же самые трудности, подскажет вам из своего опыта, как именно конкретно можно помочь себе и сыну. Я сейчас набрала в поисковике "Родители детей-аутистов", высветилось сразу более десятка сайтов и форумов. Почитайте их, выберите тот, который покажется надежнее, посоветуйтесь там со знающими людьми. Бог помощь.

Елена, возраст: 57 / 13.02.2014

Здравствуйте, Зарина! Не надо плевать на все, изолироваться и думать о суициде! Вы боретесь и Вы на правильном пути! Вы сильная, Вы молодец! Что здесь можно посоветовать? В Вашем случае я бы рассчитывала только на помощь Бога. Только Вера принесет Вам желаемый покой. Знаете, молитвы матери о ребенке, они ведь самые сильные!Они способны творить чудеса исцеления! И еще я бы связалась с людьми на форумах с похожими проблемами. Там Вам дадут действенные советы и поделятся своим опытом. Не унывайте, не опускайте руки! Вы очень нужны своему малышу! От всей души желаю Вам сил, выдержки и терпения, а вашему сыночку здоровья! Я верю, что Вы обязательно победите!

magnolia , возраст: 39 / 13.02.2014

Наверное есть смысл написать на форум,где общаются мамы таких детей. Им легче понять по собственному опыту как лучше поступить в данной ситуации. То,что ребёнок не спит ночью,то возможно,что он спит днём,потому что долго не спать не возможно. У меня нет детей,просто по логике так написала,может,дети и могут не спать,я точно не знаю. Если работа спасает,то я бы, наверное, её не стала бы бросать. В постоянном стрессе жить невозможно.

Соня, возраст: 33 / 13.02.2014

Зарина, продолжайте бороться! Вы нужны Вашему сыну. Кроме Вас, ему мало кто может помочь. Есть ли в вашем городе семьи с детьми-аутистами? Может, можно попробовать установить контакт с кем-то из них, они поймут Вас лучше других? Попросите кого-нибудь посидеть с сыном хотя бы час, а сами потратьте это время на себя. У вас ведь наверняка есть родственники, на худой конец друзья? Неужели они не могут подарить Вам этот час хотя бы раз в неделю? Поймите, это не конец. Это очень тяжело, но надо бороться. Я слышал (простите, если я что-то перепутал), что дети-аутисты часто вырастают одарёнными личностями. Вы нужны Вашему сыну, не вздумайте наложить на себя руки.

Yuriy , возраст: 37 / 13.02.2014

Уж чего точно не стоит делать, так это изолировать себя и ребенка от общества. Тогда вы просто деградируете. Ищите общения с таким же родителями как вы. Советуйтесь, перенимайте их опыт. Вместе легче. Только не изолируйтесь, умоляю!

Наталья, возраст: * / 13.02.2014

Зарина, держитесь. По Вашему обращению видно, что Вам очень тяжело. К сожалению, мало знакома с проблемой, работаю с коллегой, у которого синдром Аспергера, он очень умный, с ним интересно общаться, хотя и сложно иногда бывает, но насколько я знаю этот синдром немного отличается от аутизма. Мне кажется, что Вам Ваш внутренний голос подсказывает, что лучше не лишать общения с коллективом ни себя, ни ребенка, поэтому прислушайтесь к себе и скорее всего найдете правильный ответ. Желаю Вам сил справляться с ситуацией и проблемами.

Дарья, возраст: 28 / 14.02.2014

Зарина, почему бы не перестать бороться, тогда и напряжение уйдёт.знаете говорят если хочешь что то получить-отпусти ситуацию.это не значит что развитием ребёнка не надо заниматбся, но просто стоит делать это без надрыва.ребёнок может стать более обучаемым, если вы не будете срываться....попробуйте, сразу не получится, будут срывы, а потом привыкните.

Элия, возраст: 23 / 14.02.2014

Зариночка, сочувствую вам! Попробуйте найти психолога, который специализируется на патопсихологии или психогенетике. Он может помочь, поработав с вашим ребенком. Есть шанс немного скорректировать его поведение.

А увольняться с работы, я думаю, не стоит. Вы - тоже человек, который заслуживает нормальной жизни. И если работа - это ваша отдушина, так пользуйтесь ей, и дышите там! Замчем себя наказывать? Работайте и не увольняйтесь.

И изливайте душу почаще. Это действительно помогает. Может, найдете человека со сходными проблемами - будете делиться. И ситуация уже не такой страшной покажется.

Ольга, возраст: 27 / 14.02.2014

Милая Зариночка!
ОБЯЗАТЕЛЬНО наладьте контакт с родителями детей-аутистов! Я на своем опыте знаю, что такое жить рядом с человеком, у которого психическое заболевание. В моем случае ситуацию было не исправить, это была прогрессирующая болезнь Альцгеймера у пожилого человека. Чувствовала себя загнанной в угол, все время плакала и ни одной радостной мысли. Но когда нашла товарищей по несчастью, то во-первых почувствовала человеческое тепло от понимающих ситуацию людей. Сразу стало легче, честное слово! Все знают особенности больных, делятся друг с другом новостями, успехами и неудачами и поддерживают друг друга. А во-вторых, я получила много информации, практических советов от опытных людей, это тоже очень помогало. А в вашем случае ситуация более благоприятная - дети-аутисты поддаются коррекции, да долго, да непросто, но оно того стоит! Только, пожалуйста, не пытайтесь обособиться, отгородиться от мира! Это приведет к еще большему упадку духа. Собирайте радость по крупицам отовсюду - на работе, из хорошей книги, фильма, от добрых людей, от прогулки! Вам хватит этих крох радости, чтобы продержаться до лучших времен! Они обязательно настанут и согреют ваше сердце! Храни вас Бог!
(В свежем мартовском номере журнала "Домашний очаг" есть статья написаная мамой девочки-аутиста "Я верю в материнство", где рассказывается реальная и вдохновляющая история победы над болезнью.)

Елена, возраст: 37 / 14.02.2014

Здравствуйте, дорогая Зарина!
я бы посоветовала вам водить сына причащаться как можно чаще, и самой тоже стараться исповедоваться и причащаться. Знаю такой случай, когда ребёнок не спал лет до 3-х, и первая спокойная ночь была – после Причастия. Родители решили сводить его в церковь. Они сначала не поняли, что вообще произошло! их малыш проспал всю ночь, а вместе с ним и они! Это было для них шоком. Но они не поняли, что причина этому – Причастие. Снова была у них череда бессонных ночей, снова решили сводить ребёнка причастить, и…снова они проспали всю ночь!!! Тогда они поняли, в чём дело… :) Чудо святого Причащения!
А вам советую исповедоваться и причащаться, потому что связь матери и дитя очень, очень большая. И ребёнку становится легче, когда его мама причащается.
Узнайте, как подготовиться к этим Таинствам, зайдите в церковную лавочку, спросите там у продавца, книжечку купите, или в интернете прочитайте вот например, вот тут кратенько http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/podgotovka_k_prichastiyu-all.shtml
Согласна с вышенаписавшими, думаю, не стоит запирать вашего малыша дома, ему нужно общение! А работа – отдушина для вас, нельзя лишать себя этого.
Думаю, нужно продолжать заниматься с ним в реабилитационном центре, и дома! Дорогая, отбросьте ваши чёрные мысли об уходе. Вы ведь теперь не одна, вы ответственны за вашего сыночка, которого доверил Вам Бог! И кто пригреет вашего малютку, когда вас не станет? Кому он будет нужен? Как он будет жить без мамы?
Нет, Зариночка, нужно бороться!
А отпуск на работе взять можно? Пусть малыш ходит в центр, а вы бы хотя бы выспались как следует дома!
Желаю вам здоровья, сил и Божией помощи!

Серафима, возраст: 24 / 14.02.2014

Зарина, я работаю с ролителями детей-инвалидов. И у меня тоже реьенок 6 лет страдает аутизмом. Советы специалистов не
беспочвенны. Если он эмоционален и если есть возможность не работать, мой совет увольняться. ЛучшеВы его будет в центр
водить на три часа, чем на полный день. Ему тяжело весь день там находиться. Незнаю из какого Вы города, но мамв детей
аутистов в Москве и Московской области по возможности страются быть со своими детишками. Мой ребенок разговаривает.
Заговорил в 5 лет. Присем я уже думала, что этого не произойдет. Аутиста нужно просто любить и заботиться и он
постепенно будет открываться миру.

марина, возраст: 44 / 15.02.2014

Дорогая моя:D у меня аутизм, хотя небольшая степень. Я работаю, ко мне притерпелись, да и с возрастом сгладилось сильно. провалиться могу в свои мысли, да, некоторые ситуации меня сильно пугают, до истерики, я стараюсь их избегать. Например, лошадей боюсь до трясучки. Но все равно, лучше, чем в детстве. Этот кошмар у вас не навсегда. А аутисты бывают очень интересными, даже очень со временем. Он сможет работать и стать вам опорой. Моя мама тоже не верила:-)
Держитесь. Жаль, что вы с этим столкнулись, но это не тот случай, когда навсегда и нет прогресса. По мне вот даже и не скажешь сейчас, если, конечно, не в определенные моменты испуга... Но и здоровые вроде визжат от мышей и тараканов?)

далматин, возраст: 31 / 16.02.2014

Милая Зарина! Во первых вы большая умничка и вас можно понять.Но вы вынесли ребёночку своему такой прямо"приговор""Пихичеки больной".Он не Больной,а необыкновенный,не такой как все.К нему нужен особый подход и много тепла и любви.Что значит хотят выгнать из центра? Что там за специалисты такие? Может их нужно выгнать из этого центра? Не отступайте и конечно работу бросать не нужно.Эти необычные дети очень интересные,если к ним присмотреться,они очень глубоко в своём мире,заставить,внушить,наказать-всё это не для них.Но надо страдать,что он такой....Вы правы,ему нужно общество,наче он совсем потеряет адаптацию...Кто то тут написал,что такие дети часто вырастают гениями-это правда.....потому что они непредсказуемы...Подумайте,а кому то Бог не даёт вообще детей....А вам просто дал необычного....не каждая мама способна растить такого...Значит вас выбрали свыше и вы очень сильная...Любите его очень очень.Видите нормальный образ жизни-читайте,гуляйте,общайтесь...не замыкайтесь в себе...частья вам и вашему сыночку

Наталья, возраст: 29 / 31.07.2014

Отвечу с опозданием. У меня такая же проблема, только возраст ребенка 14 лет. Тоже был "особенным": где-то умнее других, где-то непонятно агрессивен. Хотя занималась с ним упорно, старалась развивать моторику и логику. Ходил в обычный ДС. Были и истерики, и разбирательства с другими родителями. В 7 лет ребенок очень увлекся чтением: энциклопедии, детективы, читал очень много и без отрыва. Есть у аутистов такой пунктик: если уж что-то увлекает, то меры не знают. Но длилось это до 10-11. С 10 пошел обратный отсчет: Перестал читать, потом следить за собой(умываться и т.д.). Сидит за ПК или лежит, если ПК отключить. Грубит, обманывает. Учеба для него уже не существует (учителя вообще удивляются как он мог учиться в обычной школе). Сейчас надо оформлять инвалидность. Ставят диагноз психическое расстройство, но психиатр говорит, что видимо еще и с шизофренией. Вообщем ребенок мой уже потерян для общества - он живет в своем мире. И вот я тоже все думаю - я сделала все, что могла и мне сдаться или есть еще возможность что-то изменить?
ваши проблемы - это ерунда. Главное, чтобы Вы видели в своем ребенке личность и не сдавались под натиском окружающих. Мнение окружающих - это тоже ерунда. Для меня уже оно ничего не значит, точнее пройдя через много унижений и проблем я поняла, что понять меня может только человек, который пережил тоже самое (не примерно, а именно в той же силе). Да мне тоже хотелось изолироваться (уехать в деревню), а как обычно беда не приходит одна, поэтому дошло все и сама в психушке полежала, но поняла, что от проблем не убежишь...себя не жалко, ребенка жалко. Но видимо - это нам испытание такое дано...Жестоко кончено..

Надин, возраст: 40 / 21.10.2014

Здравствуйте меня зовут Елена. Я все это уже прошла, у меня сын ему уже 15 лет. Очень его ждали вымученный ребенок. У нас умственная отсталость, психоз он очень буйный. Вот уже 6 лет я сижу с ним дома. И я не сошла с ума. В вашем случае нужно взять себя в руки, ни о чем плохом думать не нужно выбросите это из головы. Нужно быть сильной ради своего ребенка.Ну то что он не спит может стоит попить для начала чаи для сна. Ну а на людей обижаться нет смысла они никогда не примут детей инвалидов. на нас тоже смотрят но мы научились не обращать внимания.Так что больше позитива жизнь она у нас одна. Всего вам хорошего.

елена, возраст: 38 / 31.07.2015


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
17.03.2019
Я не замужем, детей нет. Хотела закончить жизнь самоубийством, как жить, не знаю! В 38 лет уже нету смысла жить!!!
17.03.2019
Я каждый день, каждую ночь, каждый час думаю только о ней. Я хочу умереть, очень хочу избавиться от всего этого.
17.03.2019
Частенько замечаю, что мама меня не любит, заметно по поступкам. Устала жить, всё давит на меня с такой силой, что не могу аж.
Читать другие просьбы

Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез - отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

    Показать всё

    Причины расстройств

    Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

    • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
    • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
    • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
    • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
    • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

    Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

    Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

    Связь расстройств и возраста

    У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

    • ранний - до трех лет;
    • дошкольный – до шестилетнего возраста;
    • младший школьный – до 10 лет;
    • школьно-пубертатный – до 17 лет.

    Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

    • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
    • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
    • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
    • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
    • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
    • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.

    Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

    Виды патологий

    У детей диагностируются психические расстройства, свойственные взрослым людям, но у малышей существуют и специфические возрастные недуги. Симптомы дизонтогенеза разнообразны, обусловлены возрастом, этапом развития и окружающей обстановкой.

    Особенность проявлений в том, что у малышей не всегда просто отличить патологию от особенностей характера и развития. У детей выделяют несколько видов расстройств психики.

    Умственная отсталость

    Патология относится к приобретенным или врожденным недоразвитиям психики с явным недостатком интеллекта, когда социальная адаптация ребенка затрудняется или совсем невозможна. У больных детей снижаются, иногда значительно:

    • познавательные способности и память;
    • восприятие и внимание;
    • речевые навыки;
    • контроль над инстинктивными потребностями.

    Словарный запас беден, произношение нечеткое, эмоционально и нравственно ребенок развит слабо, неспособен предсказать последствия своих действий. В легкой степени выявляется у детей с поступлением в школу, средняя и тяжелая стадии диагностируются в первые годы жизни.

    Заболевание вылечить полностью не удастся, но правильное воспитание и обучение позволит ребенку научиться общению и навыкам самообслуживания, при легкой стадии болезни люди способны адаптироваться в социуме. В тяжелых случаях уход за человеком потребуется на протяжении всей жизни.

    Задержка психического развития

    Пограничное состояние между олигофренией и нормой, нарушения проявляются задержкой в познавательной, моторной или эмоциональной, речевой сфере. Психическая задержка иногда возникает из-за медленного развития мозговых структур. Случается, состояние бесследно проходит или остается как недоразвитие одной функции, при этом происходит ее компенсация другими, иногда акселерированными способностями.

    Встречаются и остаточные синдромы – гиперактивность, снижение внимания, утрата ранее приобретенных навыков. Тип патологии может стать основой для патохарактерологических проявлений личности во взрослом возрасте.

    СДВ (Синдром дефицита внимания)

    Распространенная проблема у детей дошкольного возраста и до 12 лет, характеризуется нервно-рефлекторной возбудимостью. Проявляет в том, что ребенок:

    • активен, неспособен усидеть на месте, долго заниматься одним делом;
    • постоянно отвлекается;
    • импульсивен;
    • несдержан и болтлив;
    • не доводит начатое до конца.

    Невропатия не приводит к снижению интеллекта, но если состояние не корректировать, нередко становится причиной сложностей с учебой, адаптацией в социальной сфере. В будущем последствием синдрома дефицита внимания может стать несдержанность, формирование наркотической или алкогольной зависимости, семейные проблемы.

    Аутизм

    Врожденное нарушение психики сопровождается не только речевыми и моторными расстройствами, аутизму свойственно нарушение контакта и социального взаимодействия с людьми. Стереотипное поведение затрудняет смену окружающей обстановки, условий жизни, изменения вызывают страх и панику. Дети склонны к совершению однообразных движений и действий, повторению звуков и слов.

    Лечению болезнь поддается плохо, но старания врачей и родителей способны исправить ситуацию и снизить проявления психопатологических симптомов.

    Акселерация

    Для патологии характерно ускоренное развитие ребенка в физическом или интеллектуальном плане. К причинам относят урбанизацию, улучшение питания, межнациональные браки. Акселерация может проявляться гармоническим развитием, когда все системы развиваются равномерно, но эти случаи редки. При прогрессе физического и психического направления в раннем возрасте отмечаются соматовегетативные отклонения, у старших детей выявляются эндокринные проблемы.

    Психическая сфера тоже характеризуется разладом, к примеру, при формировании ранних речевых навыков, отстает моторика или социальные познания, также физическая зрелость сочетается с инфантилизмом. С возрастом происходит сглаживание разногласий, поэтому нарушения обычно не приводят к последствиям.

    Инфантилизм

    При инфантилизме в развитии отстает эмоционально-волевая сфера. Симптомы выявляются на этапе школьного и подросткового возраста, когда уже большой ребенок ведет себя как дошкольник: предпочитает играть, а не получать знания. Не приемлет школьную дисциплину и требования, при этом уровень абстрактно-логического мышления не нарушен. При неблагоприятной социальной среде простой инфантилизм имеет тенденцию к прогрессу.

    Причинами формирования расстройства нередко становится постоянный контроль и ограничение, неоправданная опека, проецирование негативных эмоций на ребенка и несдержанность, что побуждает его закрываться и приспосабливаться.

    На что обращать внимание?

    Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

    • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
    • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
    • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
    • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
    • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.

    Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

    Методы лечения

    Своевременное выявление поведенческих нарушений у детей и создание благоприятной психологической атмосферы позволяет корректировать расстройство психики в большинстве случаев. Некоторые ситуации требуют наблюдения и приема медикаментозных препаратов на протяжении всей жизни. Иногда удается справиться с проблемой в короткие сроки, порой на выздоровление требуются годы, поддержка окружающих ребенка взрослых. Терапия зависит от диагноза, возраста, причин формирования и типа проявлений нарушений, в каждом конкретном случае метод лечения подбирается индивидуально, даже когда симптомы незначительно разнятся. Поэтому при посещении психотерапевта и психолога важно объяснить врачу суть проблемы, представить полное описание особенностей поведения ребенка, основываясь на сравнительной характеристике до и после изменений.

    В лечении детей используются:

    • В простых случаях достаточно психотерапевтических методов, когда врач в беседах с ребенком и родителями помогает найти причину проблемы, пути ее решения, научит контролировать поведение.
    • Комплекс психотерапевтических мероприятий и прием медикаментозных средств говорит о более серьезном развитии патологии. При депрессивных состояниях, агрессивном поведении, перепадах настроения назначаются седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Для лечения отставания в развитии применяются ноотропы, психонейрорегуляторы.
    • В случае тяжелых расстройств рекомендуется стационарное лечение, где ребенок получает курс необходимой терапии под контролем врача.

    В период лечения и после него необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить стрессы и негативное воздействие среды, влияющей на поведенческие реакции.

    Если у родителей возникли сомнения в адекватности поведения ребенка, необходимо обратиться к психиатру, специалист проведет обследование и назначит лечение. Важно выявить патологию на ранней стадии, чтобы вовремя скорректировать поведение, предотвратить прогрессирование расстройства и устранить проблему.


Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков. Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии. Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: , шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия. В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи, и эта проблема приобрела важное медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя. Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен, при этом его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние. Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут ранние симптомы заболевания:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Подросток проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы, все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него спрашивают.
  • Подросток страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия .

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями, но в реальности ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при этом новые не появляются. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни, немотивированная агрессия и изменение личности. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка бессонницу и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают упорными головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин, как при респираторных заболеваниях, а вызваны психосоматическими нарушениями.

Эти болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки болезни у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его , продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности, будущим проблемам во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию, на первый взгляд может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Как определить?

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель? Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих? Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия? Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это? Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание? Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства? Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность? Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью? Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества? Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими? Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?

Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

    нарушается или отсутствует познавательная потребность; замедляется, сужается восприятие; возникают трудности с активным вниманием; ребенок запоминает информацию медленно, непрочно; бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения; слабо развиты нравственные, эстетические эмоции; отсутствуют устойчивые мотивации; ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности; возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость Возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

    генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой». прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом); инфекции (краснуха, ВИЧ и другие); физическое повреждение тканей мозга во время родов; заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью); факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако Состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием . выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, Признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

Синдром дефицита внимания

Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

Признаки

СДВ и гиперактивность диагностируют у ребенка, если наблюдается:

    чрезмерная возбудимость; неусидчивость; ребенок легко отвлекается; не умеет сдерживать себя и свои эмоции; не способен следовать инструкциям; внимание рассеянно; легко перескакивает с одного дела на другое; не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела; чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника; не умеет слушать; не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.

Почему развивается СДВ?

Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

    ребенок генетически предрасположен к СДВ. во время родов была мозговая травма; ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.

Последствия

Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

Виды лечения

Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

    витаминотерапия и антидепрессанты; обучение детей самоконтролю по различным методикам; «поддерживающая» обстановка в школе и дома; специальная укрепляющая диета.

Аутизм

Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

Как проявляется?

У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи . однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

У детей с аутизмом Наблюдаются эхолалии . они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения . могут называть себя «он» или «мы». Аутисты Никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним . то есть полностью избегают общения.

Причины развития

Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

Известно, что Развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС . Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

Лечение

Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

    скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими; развивать моторику с помощью специальных упражнений; используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие; решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка; применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.

Шизофрения

При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются Эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

Клинические признаки

У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

    грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются. в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется. появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить. наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.

Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

    страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм; даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»; мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света; страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера; появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.
    на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность; деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость; случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны; наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия; проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела; особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.

Лечение препаратами

Для лечения шизофрении Применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

Инвалидность

Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

    Инвалидность дается При непрерывно текущей шизофрении . если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе. При реккурентной шизофрении . особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.

Эпилепсия

Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

Симптомы приступа

Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

Неотложная помощь

Эпилептические припадки очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

Препараты

Потребуется Клизма с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25% . либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.

При длительной эпилептическом припадке назначается Дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой . В крайнем случае Применяют ингаляционный наркоз (азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.

Неврозы

Неврозы у ребенка проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

Как формируются

Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

    Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, бронхиальную астму, гипертонию, нейродермиты, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка. Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги. На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще. Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.

Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

Булимия

Подростки с булимией Характеризуются периодическими резкими перепадами веса . потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако Дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

Профилактика

В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.

Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 11 . средняя оценка: 4,55 из 5





error: Контент защищен !!