Какая религия в индии

Индия – страна с таинственной и не понятной для большинства европейцев культурой. Культура этой страны всегда была неразрывно связана с ее религией. Примерно 80% (около 850 млн. чел.) населения здесь исповедует индуизм – самую массовую и древнейшую религию в Азии. Период с III-II вв. до н. э. по VIII-VI вв. до н. э. сложились те основные составные части, из которых впоследствии выросла мировоззренческая система индуизма.

Вся последующая культура Индии формировалась вокруг этой системы. Индуизм до сих пор сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, пронося в современность традиции и обычаи, зародившиеся еще на заре истории.

Статья достаточно интересная…, но надо заметить, что написана она

приверженцем Кришны

Индуизм (Ведизм)

Национальной религией Индии является индуизм . Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию САНАТАНА ДХАРМА (поддержание вечного Божественного порядка ). Этим словом называют вечную деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Верховным Господом.

Санатана-дхармой , как уже говорилось, называют вечные обязанности живого существа. Объясняя значение слова санатана , Шрипада Рамануджачарья говорил, что санатана - это «то, что не имеет ни начала, ни конца».

Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы . Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Aналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть чем-то сектантским, ибо его невозможно ограничить никакими рамками. Те, кто сами являются членами какой-то секты, могут по ошибке считать санатана-дхарму сектой, однако, изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что санатана-дхарма - это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной .

У любой веры, не относящейся к категории санатаны , можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана-дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остается с живым существом . В авторитетных шастрах говорится, что живое существо никогда не рождается и не умирает. Живое существо вечно и неразрушимо, оно продолжает существовать и после гибели бренного материального тела. Объясняя понятие санатана-дхармы , мы должны попытаться понять смысл этого слова (иногда переводимого как «религия»), исходя из значения его санскритского корня. Дхармой называют качество, вечно присущее какому-то объекту. Известно, что тепло и свет являются атрибутами огня; огонь, лишенный тепла и света, - не огонь. Подобно этому, мы должны выявить существенное качество живого существа, неотделимое от него. Это качество должно быть вечно присуще живому существу. Оно-то и составляет его вечную религию.

Когда Санатана Госвами спросил Шри Чайтанью Махапрабху о сварупе (своя собственная форма, природа, характер) живого существа, Господь ответил, что сварупа , или изначальное положение живого существа, - служение Верховной Личности Бога . Проанализировав это утверждение Господа Чайтаньи, мы увидим, что каждое живое существо постоянно кому-нибудь служит. Одно живое существо всегда служит другим - по-разному, в разных качествах, получая от этого удовольствие. Животные служат людям, как слуги - хозяевам, A служит хозяину Б, Б служит хозяину В, который, в свою очередь, служит хозяину Г, и так далее. Мы видим, как служат друг другу друзья, как мать служит сыну, жена - мужу, муж - жене и так без конца. Продолжив это наблюдение, мы убедимся, что все без исключения живые существа кому-нибудь служат . Политики выносят на суд избирателей свои программы, стремясь убедить их в своей способности служить, а избиратели отдают им свои голоса в надежде на то, что политики будут хорошо служить обществу. Продавец служит покупателю, а рабочий - капиталисту. Капиталист служит семье, а семья служит государству. Таким образом, нет ни одного живого существа, которое бы не служило другим, и можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ .

Тем не менее люди заявляют о своей принадлежности к той или иной вере, в зависимости от времени, места и обстоятельств , и потому объявляют себя индусами, мусульманами, христианами, буддистами или членами какой-нибудь другой секты. Все эти названия не имеют отношения к санатана-дхарме . Индус, сменив веру, может стать мусульманином, мусульманин - индусом, а христианин - кем-то еще. Но при любых обстоятельствах смена веры никак не сказывается на вечной деятельности живого существа в служении другим. Кем бы мы ни были - индусами, мусульманами или христианами, - мы всегда кому-нибудь служим. Таким образом, объявляя себя приверженцем той или иной веры, человек говорит не о санатана-дхарме . Санатана-дхармой каждого является служение.

В действительности все мы связаны с Верховным Господом отношениями служения. Мы не можем быть счастливы сами по себе, точно так же как ни одна часть нашего тела не может быть счастливой, не сотрудничая с желудком. Живое существо не способно испытывать счастье, если не занимается трансцендентным любовным служением Верховному Господу.

Основные направления индуизма:

- Адвайта- веданта (Смартизм) - это древняя брахманическая традиция, реформированная Шанкарой в девятом столетии. Смарта (смартист) - это последователь классических смрити , особенно Дхарма-шастр, Пуран и Итихас. Смартисты почитают Веды и уважают Агамы.
- Шиваизм - традиция почитания Господа Шивы. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.

- Шактизм - это одно из трех основных направлений в индуизме, наряду с вишнуизмом и шиваизмом, стержнем которого является культ Богини-Матери, женского начала, персонифицируемого в обликах разных индуистских Богинь и, прежде всего, супруги Шивы, известной под именами Деви, Кали, Дурга, Парвати и др.

- Вишнуизм (Вайшнавизм) , одно из двух главных (наряду с шиваизмом) направлений индуизма, в основе которого лежит культ Вишну и связанных с ним Богов (прежде всего Кришны и Рамы). Вишну и его аватары - благожелательные божества, связанные с народными солнечными культами плодородия. Вишнуизм распространён в основном в Северной Индии. В Вишнуизме уже в середине 1-го тысячелетия до н. э. проявилась монотеистическая тенденция и была создана доктрина бхакти - личной любви и преданности Богу . Проповедник бхакти - южноиндийский философ и религиозный реформатор Рамануджа (умер в 1137) основал школу шри-вайшнавов, являющуюся и поныне крупнейшей из вишнуитских школ.

Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана».

- Саура - поклонение Богу Солнца Сурье. Главные поклонники Бога Сурьи на планете Земля - японцы 🙂

- Ганапатья - индуистская религиозная традиция поклонения Ганеше (Бог преуспевания и мудрости). Культ Ганеши для многих индуистов дополняет поклонения другим божествам.

Иногда можно услышать, что в Индии 33 млн. Богов, но в это число часто включают и множество имен одного и того же Бога или Богини - например, Вишну известен под тысячью имен, и молитвой к нему считается перечисление вслух или про себя этих имен . К тому же имеются божества, сопричастные Вишну, - уж не говоря о Шиве и его супруге, и вот это создает впечатление наличия миллионов Богов.

На улицах продают много иконных, в типографии отпечатанных ярких изображений этих же божественных воплощений Вишну. Одно из указанных воплощений Вишну, а именно Кришна, стало наиболее популярным. Культ Кришны, как бы выделился в самостоятельную религию, заняв в пределах индуизма одно из ведущих мест. С именами Рамы и Кришны в Индии связано появление выдающихся произведений литературы: Рама является героем древней эпической поэмы «Рамаяна», а Кришне посвящено много лирических стихов и песен, часть которых наряду с «Рамаяной» вошла в фонд сокровищ мировой литературы.

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души - дживы для достижения мокши (освобождения).

Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:

Вера в истинность доктрины;
- совершенное знание;
- праведная жизнь.

Обеты джайнов

Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:
*не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы , которого придерживались все индусы , но джайны следовали ему особенно строго);
*не прелюбодействовать;
*не стяжать (читай Нестяжатели и Иосифляне);
*быть искренним и благочестивым в речах.

К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.

Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и, как бы, становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей.

Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.

Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов. В первые века нашей эры джайнизм пришел в упадок, хотя небольшая и замкнутая община джайнистов сохранилась и по сей день.

Буддизм

По преданию в том же VI веке сын правителя мелкого княжества Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни (623-544 годы до н.э.) обрел “просветление” и призвал к самосовершенствованию души: “Пробуждай душу и развивай свое я ”. Проповеди Будды проникли в самые отдаленные уголки Азии. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей не только третьего сословия, но и воинов-кшатриев. В буддийскую общину, именуемую сангхой , допускались представители всех варн .

В центре буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах »:

есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от страдания и есть путь к освобождению от страдания.

Путь к освобождению подразделяется на восемь ступеней, прохождение которых ведет к уничтожению незнания и пристрастий, просветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, что прекращает страдание. Новое рождение становится невозможным, чем достигается вечное блаженство (нирвана). В раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать только монах-отшельник.

Мирянин при условии соблюдения 5 моральных принципов :

- воздержание от причинения зла ВСЕМ (!) живым существам (ахимса )(первая христианская заповедь - НЕ УБИЙ! ЛЮБОЕ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО! ),

- от лжи ,
- кражи ,
- чувственных излишеств ,
- употребления спиртных напитков

мог надеяться только на лучшее перерождение.

Пропаганда буддизма началась при императоре Ашоке. Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба школ и течений. Наиболее древним течением является хинаяна («малая колесница»), или монашеский буддизм, где основное значение имеют усилия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары ) и достичь через множество промежуточных воплощений окончательного спасения (нирваны). Другим течением явилась махаяна («большая колесница»). Основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, но и любой мирянин, соблюдавший обеты духовного совершенства, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. По целому ряду причин буддизм не смог закрепиться в Индии и вынужден был уступить свое место индуизму. Сейчас в Индии насчитывается чуть более 6 млн. буддистов.

Сикхизм

Возник в Индии в XVI веке как протест мелких торговцев, ремесленников и крестьян против кастового строя и феодального гнета. Основатель сикхизма гуру Нанак признавал единого Бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступал против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а также сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Пятый гуру (всего их было 10) Арджун составил “Грантх” (святую книгу сикхов), в которую включил гимны индуистских и мусульманских святых, а также сочинения сикхских гуру, главным образом гуру Нанака. Говинд Сингх, десятый гуру (1675-1708), превратил сикхскую общину в военное братство и назвал его Халса (чистое). С целью выделить себя среди индусов и мусульман сикхи начали строго соблюдать принцип «пяти Ка»: никогда не стричь волосы (кеш), расчесывать их специальным гребнем (кангха), носить особый вид нижнего белья (качха), надевать на запястье стальной браслет (кара) и всегда иметь при себе кинжал (кирпан). В настоящее время этот принцип соблюдают только ортодоксальные сикхи. Все мужчины сикхи добавляют специальную приставку к своему имени «сингх» («лев»). Женщины могут присоединять к своему имени приставку «каур» («львица»).

Термин “сикх” берёт свое начало в санкритском термине “шишъя” (Shishya) - последователь, послушник. Общая численность сикхов в Индии составляет около 17 млн. человек.

Они совершают религиозные отправления в своих храмах (гурудварах), которые расположены повсюду в северных районах страны. В сикхских храмах нет изображения Бога. Церемония богослужения сводится к чтению «Гуру Грантх Сахиба». Наивысшей святыней для сикхов является “Золотой храм” в г.Амритсаре.

Зороастризм

Во времена древней империи персов зороастризм являлся основной религией Западной Азии и в форме митраизма распространился на огромных просторах Римской империи вплоть до Британии. После завоевания мусульманами Ирана некоторые зороастрийцы покинули родину и поселились в Индии. Полагают, что первая их группа высадилась в районе города Диу в 766 году, а впоследствии они обосновались на земле Санджана (штат Гуджарат). Поскольку их предки были выходцами из Персии, зороастрийцы в Индии стали именовать себя парсами .

Сейчас их численность в мире не превышает 130 тысяч человек. Если исключить из этого числа около 10 тысяч зороастрийцев, проживающих в Иране, то почти все остальные живут в Индии, причем большинство - в г.Мумбаи. Парсы сыграли важную роль в превращении Мумбаи в деловой и процветающий город-порт. Несмотря на крайнюю малочисленность, они занимают важное место в торговле и промышленности. Для обрядовой практики парсов характерно почитание 4 элементов Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Отсюда проистекает и особый похоронный обряд парсов: тела покойников размещаются на ярусах специальной башни (дакмы), которую в обиходе называют «башней молчания», где их поедают грифы. Тем самым «чистые» элементы стихий не соприкасаются с «нечистым» трупом.

В храмах парсов постоянно горит вечный огонь. Ничего не напоминает? 🙂

Ислам, Христианство

Индия, где проживает около 130 млн. мусульман, занимает второе место по численности мусульманского населения в мире. Большинство индийских мусульман - сунниты, около 20% - шииты. Кроме того, существуют отдельные секты (например, ахмадийцев), а также сложившиеся общины - бохра, исмаилиты, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т.д.

Ислам , как религия в Индии стал распространяться после XII в., со времени расширения походов на эту страну феодальных правителей соседних и близлежащих государств Ирана и Афганистана, а впоследствии и стран Средней Азии. Захватывая часть земель Индии, новые владыки часто прибегали к привлекательному для многих индийских бедняков приему, объявляя, что все, кто принимал ислам, отказываясь от индуизма, освобождался полностью или в значительной мере от уплаты налогов. Это постепенно привело к «перекрещиванию» в новую веру рядовых граждан страны, тогда как представители знати принимали ислам иногда по соображениям установления дружбы и покровительства со стороны новых иноземных владык. Индийские мусульмане, будучи во многом обращенными из приверженцев индуизма, до нашего времени сохраняют память о прежней вере, и многие посещают индусские праздники и придерживаются некоторых старых обычаев (точно также как и «православные» славяне празднуют Масленицу и Ивана Купала!) . С исламом в Индии связано распространение стилей мусульманского искусства, строительство всемирно известных мечетей и дворцов, выработка ворсовых ковров, изготовление металлической узорно эмалированной утвари и некоторых других художественных изделий. Распределение мусульман по штатам Индии крайне неравномерно, но в южных штатах их численность значительно ниже, чем в северных и северо-западных.

Христианство , по преданию, достигло Индии с прибытием туда апостола Фомы, которому приписывается создание сирийской христианской церкви на юге страны. Термин “сирийская” возник потому, что в богослужении используются литургия и писания на арамейском, или сирийском, языке. В XVI веке, с приходом португальских колонизаторов, начинается процесс насильственной (как впрочем и везде где оно появлялось!) “христианизации” индийцев, проводившийся под эгидой папства в течение нескольких столетий. С XVIII века в Индии активизируется деятельность протестантских миссионеров как из Европы, так и из США. Сейчас в Индии насчитывается около 20 миллионов христиан самых различных направлений - католики, протестанты, православные и т.п.

Иудаизм

Первые контакты последователей иудаизма с жителями Малабарского побережья Индии (ныне штат Керала) относятся к 973 году до нашей эры. Уже тогда купцы с торговых кораблей царя Соломона закупали специи и другие товары у местного населения. Ученые утверждают, что вскоре после захвата Иудеи вавилонянами в 586 году до нашей эры иудеи поселились в Кранганоре на Малабарском побережье. В Индии иудаизм распространен в основном в штатах Керала и Махараштра, хотя представителей этой религии можно встретить и в других частях страны.
***************************************************************************************

Почти все люди, живущие в Индии, глубоко религиозны. Религия для индийцев - это образ жизни, каждодневный, особый её уклад.
Индия – самая многонациональная страна, где при этом на небольшой территории уживаются вместе многие религиозные направления, духовные течения, такие как индуисты - 83% населения, мусульмане составляют само значительное религиозное меньшинство - 11%, 2,2% - сикхи, 2% - христиане, буддисты всего 0,7%, большая часть которых перешла в буддизм совсем недавно.

Большинство Индийцев глубоко религиозны. Для индийцев религия – это образ жизни, особый её уклад, тем не менее в стране мирно сосуществует множество религий. В Индии представлены три мировые религии – христианство, ислам и буддизм, кроме этого джайнизм, сикхизм, зороастризм, иудаизм. Наиболее распространен индуизм, индуисты составляют 83% населения страны; ислам исповедуют 11%; 2,3% населения христиане; сикхов 2%; 0,8% населения исповедуют буддизм; 0,4% - джайнизм и еще 0,4% - остальные религии (это 120 000 зароастрийцев, примерно 6 000 иудеев и ещё около 26 000 диких племён, исповедующих языческие верования).

Индуизм

Когда Высоцкий пел «хорошую религию придумали индусы», он имел в виду именно индуизм. 85% населения Индии являются приверженцами этого вероучения. В отличие от, скажем, христианства, индуизм является не монолитным верованием, а набором из огромного количества культов, философских учений, ритуалов и доктрин. Некоторые элементы этой религии распространены по всему Индостану, в то время как другие могут быть верой пары деревень. Однако у всех этих «мини-религий» есть общие основы.

Основными священными книгами индуизма являются Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) и комментарии к ним – упанишады, араньяки и брахманы.

Общим для большинства индуистов является также стремление заслужить лучшее воплощение в следующей жизни, для чего требуется совершать добрые дела и соблюдать установленные религией и кастой ограничения.

Индуисты могут молиться дома, где для этого часто бывает выделена отдельная комната. В храмы же они заходят, чтобы попросить бога о чем-либо и получить его благословение. Храмовая молитва (пуджа) может быть простой просьбой, а может – сложным ритуалом, который исполняется вместе со священником. В таком случае статуя божества окропляется молоком, водой или соком сандала, ей подносят угощения. Завершается пуджа получением освященной еды.

Индуистский пантеон огромен, но можно выделить несколько более распространенных и значительных богов. Сюда входят Вишну (охранник мирового порядка), Шива (бог жизненной силы и сексуальности), Ганеша (бог учения), Дурга (истребительница демонов), Лакшми (богиня красоты и удачи) и т.д. Впрочем, во многих деревнях люди поклоняются местным божествам, которые приносят удачу, если им молиться, и гневаются, если о них забывают.

Индуизм выделяет 5 основных моментов человеческой жизни, заслуживающих празднования и благодарности богам. Это рождение, инициация (обряд достижения зрелости), брак, смерть и кремация. Особое значение уделяется браку.

Ислам

Ислам гораздо менее распространен на Индостане, чем индуизм, его исповедуют 14% населения. Однако стоящие по всей стране мечети свидетельствуют о значимости этой религии. Если раньше напряженность между мусульманами и индуистами доходила до массовых побоищ и взаимного осквернения святынь (мусульмане забивали коров, а индуисты громко играли музыку вблизи мечетей), то сейчас общины живут довольно мирно. Они даже переняли некоторые из пищевых привычек друг друга: мусульмане из уважения к индуистам не едят говядину, а индуисты, в свою очередь, не прикасаются к свинине.

Из всех течений ислама, ближе всего индийцам было учение суфиев. Поклонники Шивы и Вишну легко восприняли пропагандируемое последними стремление к личной близости с Богом. Кроме того, суфии, в отличие от мусульман-фундаменталистов, не отрицали музыку. А в религиозных обрядах Индии она играет важную роль. В Индии множество даргахов – святынь, построенных на могилах суфийских святых. Самым популярным даргахом является Дева Шариф, около Лакхнау.

В целом, индийский ислам не отличается от ислама во всех остальных странах. Намаз (ежедневная молитва) совершается 5 раз в день. На общую молитву мусульмане собираются в пятницу (кроме мумбайской секты друзов, которые молятся в четверг).

Буддизм

Сегодня буддизм в Индии мало распространен. Но давным-давно, в т.н. «Эпоху Будды» он был одной из господствующих религий Индии и имел множество последователей. Именно тогда были созданы многие замечательные памятники культуры, такие как ступа Санчи и пещеры Аджанты и Эллоры. Сейчас же буддисты в основном сконцентрированы в Ладакхе и Сиккиме.

Кое-какие аспекты, например сансару и карму, буддизм заимствовал из индуизма. Однако высшей целью буддиста является достижение нирваны. Условно нирваной можно считать прекращение перерождений, ясность сознания и чистое счастье.

Как и любая другая древняя религия, буддизм значительно изменился, и к настоящему времени насчитывает огромное количество школ и учений. В Индии наиболее распространен тибетский буддизм. Это связано с близостью Тибета, а также с тем фактом, что именно в Индии сейчас находится Далай Лама, вынужденный бежать от китайской агрессии. Далай Лама является не только духовным лидером. Он возглавляет тибетское правительство в изгнании.

Большинство тибетских беженцев проживают в районе г. Дхарамсала. Это место не раз посещали голливудские звезды, вроде Стивена Сигала, чтобы выразить тибетцам поддержку, а заодно и поднять свою популярность. Теперь Дхарамсала является крупнейшим в Индии центром изучения буддизма.

Сикхизм

Эта относительно молодая религия наиболее распространена в штате Пенджаб, где сикхами является большинство населения. Сикхи верят, что бог един и все религии просто по-разному ведут к его познанию. Собственно бога они считают абсолютной Истиной, красотой и добром.

Фактическим основателем сикхизма является Гуру Нанак. Он основал небольшой культ, в котором проповедовал своё учение. Нанак осуждал мистику, культ предков, кастовую и половую дискриминацию. По его мнению, любой может достичь просветления. Следующие за ним 8 гуру завершили формирование целостной религии. Они объединили все основные гимны в книге «Ади Грантх», основали город Амритсар и построили Золотой Храм.

В отличие от традиционного представления об индийцах, как мирных и спокойных людях, сикхи довольно воинственны. Это связано с тем, что на протяжении веков они были вынуждены защищать свою веру с оружием в руках. В результате у них сформировалось общество, в котором особым уважением пользуются сила и мужество. Сейчас сикхи входят в т.н. «хальсу» или «братство». Целями этого братства являются борьба за свободу, помощь бедным, защита веры. Члены братства отказываются от табака, догм и суеверий, а также носят «5 к»: «кеш» (нестриженные волосы), кангха (гребень), кирпан (меч), кара (стальной браслет) и качха (короткие штаны). Еще во время британского владычества лучшими солдатами в Индии считались именно сикхи, за их воинские традиции. Однако насилие в сикхизме считается разрешенным только тогда, когда все остальные методы провалились.

Джайнизм

В отличие от воинственных сикхов, джайны возводят ненасилие в абсолют. Вокруг рта многие из них носят платок (чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое), а дорогу перед собой подметают специальной метелкой (чтобы никого не раздавить).

Джайнов довольно мало – всего 0.5% от населения страны (хотя 0.5% от полутора миллиардов, это прилично). Однако они довольно широко распространены. Много аспектов джайнизма, включая ритуалы и некоторые святые места, похожи на индуистские, в результате чего конфликтов между приверженцами этих религий никогда не было.

Однако даже среди малочисленных джайнов есть различия в трактовке догм. Первая группа джайн называется «дигамбары» («одетые в пространство»), которые считают, что просветленный аскет обязан отказаться от одежды, а женщина не может достичь освобождения от перевоплощений. Вторая называется «шветамбары». Они признают равноправие полов и избегают радикализма.

Интересной особенностью джайнизма является его философская идея об «анеканатаваде». Анеканатавада представляет собой сложный процесс рассмотрения чего-либо с 7 различных точек зрения. Это не только помогает отвлечь от насилия, но и развивает критическое мышление и гибкость разума.

О чём статья:

— Какую веру исповедуют в Индии в процентном соотношении. Особенности веры индусов. Какие общие черты веры индусов и мировых религий. Вайшнавизм и шиваизм — основные веры Индии. Процесс творения вселенных. Иисус Христос о переселении душ (реинкарнации) в вере индусов в Индии. Вегетарианство в вере Индии. Основы, суть, описание. Л

В Индии 80 % индусов исповедуют индуизм . Вторая распространённая религия это ислам с около 13 % последователей. В Индии зародились и существуют буддизм, джайнизм и сикхизм . 2 % населения исповедуют христианство. С Индией также связаны иудаизм и зороастризм ; в стране эти религии имеют по несколько десятков тысяч последователей.

(Данные из Википедии).

Таблица вероисповедания в Индии в процентах на 2001 г.

Религия Население Процент %
Все 1,028,610,328 100,00 %
Индуизм 827,578,868 80,456 %
Ислам 138,188,240 13,434 %
Христианство 24,080,016 2,341 %
Сикхизм 19,215,730 1,868 %
Буддизм 7,955,207 0,773 %
Джайнизм 4,225,053 0,411 %
Другие 6,639,626 0,645 %
Вне религии 727,588 0,07 %

Вера в Индии.

Вера в Индии у индусов занимает — особенное положение. Всего — менее 0,07 % населения Индии, не имеют веры. Это всего — 720 тыс человек от — более чем миллиардного населения Индии (согласно данным 2001 года). Население Индии на 2017 год составляет около 1 млрд. 340 млн. 54о тыс. человек.

Вероисповедание индусов

Согласно данным 2001 года , большинство индусов в Индии исповедуют — индуизм: 827 578 868 человек . Это составляет более 80 процентов от всего населения Индии. Подавляющее большинство индуистов в Индии принадлежит к конфессиям вайшнавизм и шиваизм (подробнее будет рассмотрено ниже).


Какие веры у индусов, особенности, отличия.

Западному миру после знакомства с культурой, и верой Индии, стали известны такие методы самопознания, как — медитация, специальные дыхательные упражнения, йогические асаны. Всё это является — частью пути духовного развития, и предназначено для — успокоения ума, контролю чувств. А упражнения йоги, также для поддержания физического здоровья. Но всё это лишь — первая ступень на пути духовного развития. Медитация предназначена для — совершенного постижения своего духовного «Я» (духовной сущности). Что в конечном итоге, позволяет йогу добиться выхода из своего физического тела — не дожидаясь естественной смерти, и последующее перенесение в — другие сферы бытия, либо слияние с безличным сиянием Всевышнего (Брахманом). Или же — перенесением на материальные — «райские» планетные системы нашей вселенной, с высокоразвитой цивилизацией, и воплощении там в новом физическом теле. (Более подробно о планетах «ада», материальных «райских» планетах, описано в статье сайта:

Это труднореализуемое направление веры Индии, которое называется Джайнизм. Сам путь духовного развития называется «джнана-йога» (или оно же — «гьяна-йога») . Это философский путь познания всепроникающего Брахмана — энергии Всевышнего. Успешное занятие этим видом духовного развития предусматривает — полный отказ от материальных чувственных наслаждений, отречённый образ жизни, и — постоянное занятие медитативным познанием — вечного духовного бытия. Для человека, который живёт в современном обществе, такой путь продвижения в духовном самопознании — невозможен. И тем не менее, следуя современной моде на восточные новинки, многие люди занимаются медитацией и йогой, даже не понимая о конечной сути данного занятия. Максимальный эффект от таких занятий (без полного отречения от мира и всего «мирского») будет лишь — успокоение ума, и относительный контроль своих эмоций.

Кстати, о «джнайнах» упоминается и в священном писании про путешествие Иисуса Христа в
А этом не вошедшем в канонические писания апокрифе, рассказано о путешествии Иисуса Христа в Индию и Тибет:

«…Четырнадцати лет молодой Исса, благословенный Богом, переправился на другой берег Инда и поселился у арийцев, в благословенной Богом стране.
2. Слава о чудесном отроке распространилась в глубину северного Инда; когда он следовал по стране Пенджаба и Раджпутана, почитатели бога Джайна просили его поселиться у них.
3. Но он оставил заблуждавшихся поклонников Джайна и остановился в Джаггернате, в стране Орсис, где покоятся смертные останки Виассы-Кришны и там белые жрецы Брамы устроили ему радушный прием.»

Вот эпизод священного писания древней Индии:

Верховный Господь сказал: «…Гьяна-йога (по-другому « джнана-йога» )- путь философских размышлений - предназначен для тех, кто питает отвращение к материальной жизни, а значит не привязан к обычной деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами. Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много материальных желаний, должны идти к совершенству путём карма-йоги.

Тем же, кому посчастливилось обрести веру в слушание обо Мне (Всевышнем) и воспевание Моей славы, кто не испытывает ни отвращения, ни влечения к материальной жизни, следует идти путём любви и преданности Мне и так достичь совершенства.» Шримад-Бхагаватам, 11.20.6-8 ( рекомендуется изучать после прочтения — )

Какая вера в Индии — основная.

Согласно данным 2001 года, большинство индусов в Индии исповедуют — индуизм: 827 578 868 человек. Это составляет более восьмидесяти процентов от всего населения Индии. Подавляющее большинство индуистов в Индии принадлежит к конфессиям вайшнавизм и шиваизм.

Вайшнавизм и шиваизм, это та вера индусов в Индии, которая представляет собой достижение в сознании — постоянной любовной преданности Всевышнему.

Разница между вайшнавизмом и шиваизмом состоит в том — в какой форме Всевышнего поклоняются вайшнавы («вайшнавизм») и — шиваиты («шиваизм»).

«В мировоззрении шиваитских аскетов ключевую роль играет полное отвержение мира и посвящение себя достижению освобождения из круговорота сансары (перерождение в материальном теле) . В то время как вайшнавы предпочитают оставаться вовлечёнными в общество не-садху, осуществляя служение обществу из сострадания « (Википедия).

Здесь следует разобраться с момента творения материальной вселенной и всего материального мира. В ведических писаниях, творение описано — наиболее подробным образом.

В самом начале творения материального мира, Всевышний («Вишну» ) принимает форму Каранодакашайи Вишну, или — «МАХА ВИШНУ» («Главный Вишну»). Все вселенные исходят из этой формы Всевышнего.

Затем, Всевышний принимает — множество форм Гарбходакашайи Вишну. В этих формах, Всевышний входит — в каждую вселенную.

Затем, эта форма Всевышнего Гарбходакашайи Вишну — порождает — Брахму. Брахма это — первое могущественное существо во вселенной. Он занимается — вторичным созданием вселенной. Брахма, это — непосредственный творец вселенной. Когда у Вишну нет подходящей дживы (души) на такой ответственный пост, то Вишну (Всевышний) — Сам выполняет роль Брахмы.

Брахма порождает — Шиву («Сива» — у древних славян). Ещё одно из нескольких имён Шивы — «Рудра».

Если Брахма является вторичным творцом вселенной, Вишну — поддерживает всю вселенную Своей всепроникающей энергией, то — Шива, когда приходит время — разрушает вселенную. И после некоторого периода, творение вселенной происходит — заново.

Фактически, Вишну и Шива, это две формы проявления Всевышнего. Нам с вами, с человеческим образом мышления — сложно понять, как — Верховная личность Бога может одновременно входить в каждую вселенную, и проявлять Себя в разных формах — одновременно. Помочь в осознании всемогущего распространения Всевышнего в множестве форм, может аналогия с огнём. От одного источника огня (например свечи) можно зажечь — много разных источников огня. И огонь, остаётся всё тем же — огнём. Его свойства и качества во во время его распространения в разных источниках — не меняются. Если — огонь обладает такого рода свойством неизменности, то Всемогущее Верховное Существо — тем более может сохранять Свои всемогущие качества, распространяя Себя в нескольких формах проявления.

О Всевышнем нужно думать как о — Всемогущем Верховном Существе, Верховном Разуме. И принимать знания о Нём так — как они есть, не пытаясь анализировать нашим несовершенным — «трёхмерным» мышлением. Поэтому, для успешного продвижения по пути духовного развития, вера и религия Индии предусматривает — более определённое сосредоточении на одной из форм проявления Всевышнего: у шиваитов на форму проявления — Шиву , и у вайшнавов («вишнуизм») соответственно на форму — Вишну («Вышний» в ведической славянской культуре (вере), в последствии — Всевышний).

В священных писаниях существует описание Вишну и Шивы. В частности, есть специальная практика йога, когда йог медитирует на форму Вишну, находящуюся в его сердце (как и в сердце каждого живого существа). При достаточно долгой и успешной медитации, такой йог обретает — сверхчеловеческие способности. Но для того чтобы заниматься такой духовной практикой, нужно — полное отречение от материальных вещей, удовольствий, принять — целибат (безбрачие), и только тогда, у вас появится шанс достичь определённых результатов.

Для человека, который живёт в современном обществе и не собирается проводить свою жизнь в полном отречении от материального мира, для успешного духовного развития подойдёт путь — преданного любовного служения Всевышнему. В конечном уровне этого принципа, человек — всё делает ради служения Всевышнему (в разных возможных для него вариантах). Такой путь духовного развития реализуют в своей духовной практике — вайшнавы, или преданные Вишну (Всевышнему). Такая духовная практика называется — «бхакти-йога» («преданное любовное служение Всевышнему»). Таким видом веры и соответствующей духовной практикой занимаются не только в Индии, и не только индусы. За последние несколько десятилетий, данное направление приобрело большое развитие в странах Запада, больше известное как — «кришнаиты». Кришна — это одно из имён Всевышнего (Бога).

«Президент Индии поздравляет верующих в 40-летием приезда Духовного Учителя
Шрилы Прабхупады в Москву:

На нашем сайте опубликовано священное писание («Песнь Бога»). В этом священном писании описаны все — главные пути духовного развития. Если кто-то стремится, или просто интересуется вечными духовными знаниями, настоятельно рекомендую прочитать. Собственно, эта статья и весь этот сайт появился только потому, что его создатель несколько лет назад имел большое везение — прочитать , КОТОРАЯ ПРИЗНАЁТСЯ — КВИНТЭССЕНЦИЕЙ, СУТЬЮ ВСЕЙ ВЕДИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ!

Вот что сказал о всемирно известный писатель Лев Толстой:

Я твердо верю в основной принцип Бхагавад-гиты, всегда стараюсь помнить его и руководствоваться им в своих действиях, а также говорить о нем тем, кто спрашивает мое мнение, и отражать его в своих сочинениях». (Лев Толстой).

Более подробно о духовном направлении — «вайшнавизм» можно почитать в статье:

………………………………………….

Особенности веры индусов. Общее веры Индии с мировыми религиями.

Веры в Индии отличается тем, что священные писания, которые лежат в основе вероисповеданий индусов, дают больше всего информации о сотворении вселенной, о жизни на других планетах. В священных писаниях Индии описаны формы и воплощения Верховной личности Бога. В древних Ведах даётся информация о размерах атомов, о времени возникновения, структуре и времени уничтожения нашей вселенной. Точно описан процесс формирования человеческого плода в утробе матери в период своего развития. Индийские Веды относятся к священным писаниям « Апаурушея» , т. е. писания, источник знания в которых имеет — не земное происхождение . И та информация, которая в них изложена, даёт этому подтверждение.

Таким образом, вера индусов основана на — знаниях в самых разных материальных и трансцендентных (духовных) областях.

Вера индусов в Индии, основана на признании (вере) в — Одного Бога — Всевышнего, или «Вишну» , («Вышний» — на древне славянском). Вера индусов во многих богов, имеет под собой знание и понимание о — существовании могущественных существ нашей вселенной, которые живут на других планетах (планетных системах). Но — Сам Бог — Первоисточник всего сущего, в вере индусов признаётся — Единым, как и в других монотеистических религиях и верах.

Священные писания Индии представлены на древнем языке — санскрите. От санскрита произошло более 90% современных языков. Например: английское слово «man» — человек. Согласно индийским писаниям, прародителем человечества является — Ману . «Смайанти» (санскр.) - smile (англ.) — улыбаться; матта (санскр.) – mad (англ.) — безумный. И это только некоторые из множества сходных слов.

Но более всего сходства имеются между древним санскритом и — русским языком. Брат (рус.) – братри (санскрит); живой – джива; дверь – двара; мать – матри; зима – хима; снег – снеха; плавать – плава; тьма – тама; свёкор – свакар; дядя – дада; дурак – дурра; мёд – мадху; медведь – мадхуведа; приятный – приях; шастра, астра (санскр.) – острый, оружие (русск.). Кстати, само слово «ВЕРА» также произошло от санскритских слов: «ВЕ» «Ведать», знать» , и «РА» «излучать», или «излучающий знание» (источник)».

Сходство древнего языка санскрита с русским языком объясняется тем, что на территории Евразии, многие тысячелетия существовала — ведическая цивилизация.

В вере индусов в Индии у Всевышнего Единого Бога — много имён.

От одного из имён Бога: «Вишну» происходит — «Всевышний» («Вышний» на древне славянском). От одного из имён Бога — «Бхагаван», произошло слово — «Бог». Ещё одно имя Всевышнего Бога у индусов — «Говинда». «ГО» — «корова». «Покровитель коров», так как корова считается у индусов в Индии — священным животным, по сути — второй матерью, потому что кормит человека своим молоком. От имени Всевышнего Бога «Го винда» («Покровитель коров») происходит однокоренное слово — «God «, и слово — «Го сподь (Бог). Современное слово — «говядина» — также происходит от имени Всевышнего — «Говинда» «Покровитель коров» .

Вот так мы распорядились своим древним ведическим наследием, называя именем Всевышнего — кусок трупа животного, которому покровительствует — Сам Всевышний!

Очень много географических названий из языка санскрит: Варна (город в Болгарии); Кама; Крышнева; Харева; Сома; Калка; Мокша; Нара – реки в России; Арья – города в Нижегородской и Екатеринбургской области. Чита , точный перевод с санскрита – «постигать, понимать, знать».

Всё это подтверждает установленный факт того, что многие тысячелетия на большей части территории современной Евразии была — ведическая цивилизация. Кстати, древне-славянские Веды, отражают те же знания, что и Веды древней Индии. И это подчёркивает одну культуру и веру, которая была на материке.

В начале ХХ века, в одном из тибетских монастырей было обнаружено священное писание, которое после его перевода было названо «ТИБЕТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ». В нём рассказывалось о путешествии молодого Иссы в возрасте 14 лет из Иудеи путешествовал в Индию. В «ТИБЕТСКОМ ЕВАНГЕЛИИ» рассказано о жизни святого Иссы вплоть до — 29 лет (как раз то период, который не был освещён в канонических христианских писаниях). Вот некоторые выдержки из этого священного писания:

….он оставил заблуждавшихся поклонников Джайна и остановился в Джаггернате, в стране Орсис, где покоятся смертные останки Виассы-Кришны (- мудрец, автором и редактором-составителем многих глубоко древних и обширных по объёму памятников - Вед, Пуран, философской системы веданты а также знаменитого эпоса «Махабхараты». В «Махабхарату» входит одна из самых главных книг индуизма , , которая признана сутью всей ведической мудрости! Опубликована на нашем сайте, — п рим. админа ),

…и там белые жрецы Брамы устроили ему радушный прием. Они научили его читать и понимать Веды, исцелять молитвами, обучать и разъяснять народу Священное Писание, изгонять из тела человека злого духа и возвращать ему человеческий образ.

После пятнадцатилетнего путешествия по Индии и Тибету, в 29 лет, святой Исса вернулся в Иудею, где был казнён через распятие.

..….10. И ученики святого Иссы покинули страну Израилеву и разошлись во все страны к язычникам, проповедуя, что им нужно оставить грубые заблуждения и думать о спасении своей души и полном блаженстве, которое ожидает людей в невещественном и полном блеска мире, где в покое и во всей Своей чистоте обитает в совершенном величии великий Творец.

Полный текст священного писания можно прочитать перейдя по ссылке: (страничка откроется в новом — «ОКНЕ»).

Иисус Христос был не согласен с некоторыми аспектами учения о переселения душ в вере индусов. Он НЕ был согласен с тем, что душа человека после смерти физического тела может переселиться в тело — животного.

…«Как отец поступил бы со своими детьми, так Сам Бог будет судить людей, после их смерти, по Своим милостивым законам. Никогда Он не унизит Свое чадо, заставляя его душу переселяться, как в чистилище, в тело животного».

Само же знание о переселении душ (реинкарнации) — не относится именно к вере Индии. О переселении душ в новое тело (согласно своим прошлым поступкам), было известно — повсеместно, вплоть до 3-4 столетия нашей эры.

Можно хотя бы взять отрывок из Библии:

1. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (от Иоанна 9:1-3).

Возникает закономерный вопрос: когда он мог согрешить до того, как родился слепым? Ответ однозначен: только в прошлой своей жизни.

Ещё один эпизод: 3. Иисус Христос говорит: (Матфей гл. 11 ст. 14)

«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».
4. Ученики у Него спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели.». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матфей 17;10-13).

В 553 году нашей эры, был созван 2-й Константинопольский собор. На этом соборе, были отвергнуты некоторые учения таких богословов, как Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива. Были оглашены пятнадцать анафематизмов. Больше всего, интерес в этих анафемизмах, нашло обсуждение переселение души. Такие же темы обсуждались и на последнем поместном соборе в 543 г. Пифагор, Платон, Плотин и их последователи, все вместе говорили о переселении душ, тоже самое говорил Ориген. Мнение церкви было следующим: душа рождается одновременно с телом. Римская церковь не принимала решения этого собора до самого конца шестого века.

Вот так вот. Решением Константинопольского собора, знание о переселении души было — «отменено» .

Вегетарианство в вере индусов в Индии, не является какой-то особенностью именно веры индусов. Как мы упоминали чуть ранее, древние славяне так же имели ведическую культуру. И у них также были на это свои — прямые заповеди:

«Не приносите на Алатырь жертвы кровавые, не гневите Богов ваших, ибо мерзко для Них принимать кровь невинную от созданий Божиих».

«Не питайтесь пищей с кровию, ибо будете яко звери дикие, и болезни многие поселятся в вас. Вы питайтесь пищей чистою, что растет на полях ваших, во лесах и садах ваших, обретёте вы тогда силы многия, силы светлыя, да не настигнут вас хвори-болезни и мучения со страданиями».

Некоторые, якобы — «последователи» древней славянской культуры, хотят интерпретировать слова: «Не питайтесь пищей с кровию» таким образом, что мясо, перед тем как съесть, нужно — обескровить. Так делают иудеи в своей традиции. Но тогда не будет иметь смысла то — что говорится далее в заповеди: «Вы питайтесь пищей чистою, что растет на полях ваших, во лесах и садах ваших».

То есть прямым текстом: «…пищей, что — РАСТЁТ НА полях и во лесах».

Отказ от употребления трупов животных это правила не только ведической культуры древних славян и Индии. Вот что говорил Иисус Христос по этому поводу:

469. И потому тот, кто убивает, убивает брата своего.
470. И от него Мать Земная отвернется и отнимет свою грудь, дающую жизнь.
471. И ангелы её будут сторониться его, Сатана же найдет обитель свою в теле его.
472. И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой.
473. Ибо истинно говорю вам, кто убивает - убивает самого себя, а кто ест плоть убитых зверей - ест тела смерти.
474. Ибо в крови его каждая капля их крови превращается в яд, в его дыхании их дыхание превращается в зловоние, в его плоти их плоть - в гнойные раны, в его костях их кости - в известь, в его внутренностях их внутренности - в гнилье, в его глазах их глаза - в пелену, в его ушах уши их - в серную пробку.
475. И смерть их станет его смертью.

Если вы хотели узнать что такое индуизм и прочитать краткое описание этой религии, то эта статья — для вас. Индуизм в наше время считается наиболее древней и наиболее сложной религией в мире. Согласно санскриту индуизм носит название вечный закон – санатана-дхарма.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов . Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или . Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Основные положения религии

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана) . Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Также большинство индуистов объединяет, приверженность к варно-кастовой системе, хоть на 21 век это система начала активно исчезать в Индии и различным йогическим традициям.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов , минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Основные ответвления индуизма

Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм . Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как возникали и формировались религии Индии.

Основные религиозные конфессии в этой стране представлены индуистами, мусульманами и христианами. Менее 1% от коренного населения страны проповедуют буддизм. Мы также остановимся чуть подробнее на вопросе — Для того, чтобы во всем разобраться, обратимся к историческим фактам.

Важные вехи

Можно выделить следующие периоды, которые оказывали существенное влияние на формирование культурных и религиозных течений в Индии:

  • Протоиндийский. Это религия одноименной цивилизации. Период продолжался с 3 тысячелетия до н.э. и примерно до 1700 года до н.э...
  • Ведийский (ранний и поздний). Длился по оценкам историков примерно с начала второго тысячелетия до нашей эры до VI века до нашей эры.
  • Брахманизм. Начало периода датируется VI веком до н.э...
  • . Расцвет учения приходится на период с VI века до н.э. до VII века нашего времени.
  • Средневековой Индии. Период, характеризующийся возрождением индуизма с одной стороны, а с другой войнами, колонизацией территорий, которые способствовали зарождению мусульманства.
  • Христианский. Обусловлен тем, что с 1750 по 1947 годы Индия становится колонией Великобритании.

1947 год – время провозглашения независимости бывшей британской колонии и формирования на ее территории сразу трех независимых государств – Бангладеш, Индии и Пакистана. Это событие отмечено наступлением периода расцвета индуизма. Он сохраняет свои позиции основной религии и по сегодняшний день.

Протоиндийский период

Об этом времени в древней Индии известно совсем немного. По археологическим данным натуральное хозяйство, примитивные взаимоотношения способствовали тому, чтобы в основу протоиндийской религии легли такие примитивные понятия, как культ плодородия, женского труда, змей, буйволов и священных деревьев.

К моменту заселения ариев на территории Индии, на исходе второго тысячелетия до нашей эры, уже отмечались упадок и разрозненность религиозных взглядов. Однако, по мнению многих исследователей, философия и культура протоиндийской цивилизации и легла в основу пришедшего ей на смену ведизма.

Сейчас нельзя достоверно указать, в каком веке началась новая мировоззренческая эпоха. Историки утверждают, что это произошло примерно на рубеже второго тысячелетия до н.э.

Ведийский период

Впитав в себя взгляды и духовные убеждения древних, с заселением ариев начинается совершенно новая эпоха. Она характеризуется формированием стройной религиозно-мифической системы.

Веды датируются окончанием второго и началом первого тысячелетия до нашего времени. Появившиеся священные тексты, почитаемые индоарийцами, и стали началом возникновения ведийского религиозного периода в истории Индии, а затем легли в основу индуизма.


Основополагающими канонами учения стали:

  • деление на сословия и кастовые различия;
  • поклонением богам и силам, олицетворяющим природные явления, деяния, различные сферы Вселенной;
  • объединение божеств в пары (примером являются Бог Земли Притхви и Неба Дьяус, божество дня Митра и ночи Варуна и т.д.);
  • разделение божеств на высшие и низшие;
  • появление существ, противопоставляющих себя силам добра – демонов;
  • практика сложных обрядовых кровавых жертвоприношений, которые также имели выраженные кастовые различия;
  • появление института брахманов, в обязательства которых входило совершение обрядов, описанных в Ведах.


На протяжении многих веков этнические, культурологические, исторические факторы подвергали ведийское учение трансформации, что дало начало эпохе брахманизма . Это следующий эволюционный этап древнеиндийского философского мышления. Ведийское мировоззрение дало начало джайнизму и, собственно, самому индуизму.

Время Брахмы

Возникновение и формирование брахманизма на территории Индии датируется примерно VI веком до н.э. и VIII веком нашего времени. Этот период является вторым по значимости после ведийского в формировании последующих религиозных взглядов. Принципы, которые зародились в то время, легли в основу более позднего индуизма.

Важными отличиями брахманизма являются:

  • центральное место в вероучении отводится понятиям духа, души, «самости», что противоречит канонам ведийской философии;
  • понятие «брахман» приобретает совершенно иной смысл – это Абсолют, высший дух;
  • формируется стройное учение о сансаре – круговороте рождений, через которое осуществляется становление души любого живого существа на земле;
  • появляется понятие о карме, как о поступках, которыми определяется сансара;
  • основным постулатом является утверждение, что все подчинено изменениям, согласно законам сансары, неизменен лишь Высший Дух, к которому следует стремиться – брахман и атман;
  • учение содержит доктрину, что наивысшее стремление каждого верующего – это достижение состояния выхода из круговорота сансары (череды перевоплощений), максимального приближения к брахману и атману, что требует определенного образа жизни и строгих ограничений;
  • теория брахманизма упорядочила основные понятия космогонии и теологии, были пересмотрены первостепенные значения Творца, Творческой силы, как причины, породившей мир и сохраняющей его.


Брахман

Религиозные учения того времени не отличались единством. Даже в рамках брахманизма имелись различные течения.

Возникновение буддизма

Основатель вероучения Сиддхартха Гаутама появился на свет на северо-востоке Индийского субконтинента в середине первого тысячелетия до нашей эры. История того времени является лучшим доказательством утверждения, что для возникновения нового философского мышления должны иметься политические и религиозные предпосылки:

  1. Примерно к шестому веку нашей эры в этом географическом регионе происходило постепенное ослабление влияния ведического учения.
  2. Тогда же отмечался активный процесс строительства государственности и власти, предполагающий возвышенное положение одних сословий над другими, поэтому возникновение буддизма явилось, как противоположность и альтернатива брахманизму. Его смело можно назвать оппозиционным философским направлением.
  3. Созданное буддийское учение имело важную политическую роль, так как оно поспособствовало созданию и укреплению влиятельного по тем временам государства .
  4. Буддизм был поддержан и всячески приветствовался царской властью Ашоки. Это, безусловно, сыграло важную роль в укреплении позиций вероучения на Индийском субконтиненте. По мнению многих современных исследователей правитель империи Мауриев имел безграничную власть и силу. Именно он способствовал тому, чтобы буддизм приобрел позиции того времени. Это был взаимовыгодный симбиоз власти и вероучения.
  5. Сила внутреннего содержания буддизма, как мировоззрения, также сыграла существенную роль в укреплении его положения и распространении.

Изображение царя Ашоки

Сложным периодом для дальнейшего развития философского учения и временем упадка являются VII-XIII века уже нашего времени, когда оно лишилось поддержки высшего сословия.

Подобные процессы были обусловлены чередой мусульманских завоеваний на территории Индийского субконтинента. В то же время пришествие ислама способствовало новой волне возрождения индуистских религиозных течений.

Буддизм и индуизм

С первых моментов возникновения учения Будды, существовали особенности взаимоотношений, обусловленные противоречиями между новыми взглядами на устройство мира и прежними религиозными устоями, сформированными веками и тысячелетиями.

Приход ислама на территорию Индии ознаменовал окончание эпохи буддизма на субконтиненте.

Несмотря на то, что индуизм не представляет собой единую религию, а состоит из множества течений, именно он является исторически обоснованной, традиционной и сложившейся религией большинства коренных жителей.


Фестиваль весны (Холи) в Индии

В то же время, можно смело утверждать, что культурное наследие древней Индии оказало огромное влияние на формирование мировоззрения во всем мире. Не имея исторической поддержки на родине, буддизм распространился по всему миру и продолжает привлекать новых сторонников философского учения.

Заключение

А мы на этом сегодня заканчиваем. Если статья оказалась полезна вам, рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные посты себе на почту.

До скорых встреч!





error: Контент защищен !!