полезно прочитать. Неврозы у детей

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

Виды неврозов в детском возрасте

Страх у ребенка может быть проявлением невроза.
  1. Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.

В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

  1. Невроз навязчивых состояний . Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.

Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

  1. Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
  1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.

Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.


Дети, страдающие неврастенией - плаксивы и раздражительны.
  1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.

Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

  1. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
  1. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
  1. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.

Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

  1. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм , разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
  1. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).

Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

  1. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.

К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

  1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
  1. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.

При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

  • плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
  • тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
  • зацикленность на конфликтной ситуации;
  • снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
  • повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
  • трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
  • повышенная потливость, учащенное сердцебиение, .

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, . В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Одинаково вредным будет как полное равнодушие, невнимание к ребенку и его проблемам, так и родительская жестокость, вызывающая постоянное чувство страха. Неудивительным будет проявление агрессивности у таких детей.

Причин, по которым неврозы возникают в детском возрасте, достаточно много. Вот основные из них:

  • психическая травма;
  • плохая наследственность;
  • плохие отношения между мамой и папой внутри семьи;
  • некоторые перенесённые ребёнком болезни;
  • физическое изнеможение;
  • чрезмерные эмоциональные нагрузки;
  • тотальное недосыпание;
  • допущенные родителями ошибки в воспитании малыша.

Симптомы

Неврозы могут быть разными, а значит и первые признаки болезненного состояния могут отличаться. Среди основных симптомов невроза необходимо назвать следующие:

  • истерия (ребёнок, который страдает истерическим неврозом, очень чувствителен и эгоцентричен, у него постоянно меняется настроение, он не думает ни о ком, кроме себя самого. Истерический невроз нередко проявляется в детском возрасте в виде дыхательных припадков, при которых малыш как бы задерживает дыхание, припадок может случиться и тогда, когда ребёнок истерично плачет);
  • неврастения (ребёнок-неврастеник постоянно плачет, именно плачем он добивается всего, что ему хочется. Такой малыш пассивен, он вяло себя ведёт, особо ничем не интересуется, но если только что-то ему необходимо, он тут же ударяется в плач — это его мощное оружие против “непокорных” родителей);
  • невроз навязчивых состояний отличается нерешительностью ребёнка, его чрезмерной мнительностью, неуверенностью в себе, тревожностью и множеством страхов (обычно дети, которые страдают этим типом невроза, боятся всего нового, а также одиночества, пауков и змей, темноты);
  • тик — ещё один симптом невротического состояния, эти условнорефлекторные действия возникают из-за поражения головного мозга ребёнка;
  • заикание, которое впервые проявляет себя в раннем возрасте (в промежутке от двух до четырёх лет);
  • энурез (энурез лишь тогда является симптомом невроза, когда ночное недержание мочи впервые случилось после перенесённой психической травмы, не стоит путать физиологическое недержание с невротическим);
  • энкопрез — недержание кала (довольно часто именно этот симптом является первостепенным и самым главным признаком невроза).

Диагностика невроза

Невероятно важно выявить невроз как можно раньше. Чем запущеннее будет болезнь, тем сложнее будет от неё избавиться. Диагностирование невротического состояния в детском возрасте делится на несколько последовательных этапов:

  • врач анализирует жизнь маленького пациента и его поведение;
  • врач подвергает анализу отношения ребёнка с родителями и со сверстниками;
  • медик организовывает общение с потенциальным пациентом в виде игры, в течение этого общения доктор задаёт малышу заготовленные вопросы;
  • доктор наблюдает за малышом в процессе игрового общения;
  • анализирует нарисованные ребёнком картинки, которые могут многое рассказать о состоянии его психики;
  • доктор обследует ближайших родственников маленького пациента;

в самом конце врач берётся за разработку психотерапевтического лечения, которое является индивидуальным для каждого отдельного пациента.

Осложнения

Главное, чем опасен невроз в детском возрасте, — это перерождение невротической реакции в невротическое состояние. Результат — необратимые изменения психологии личности, а также все остальные малоприятные последствия, которые эти изменения за собой влекут.

Лечение

Что можете сделать вы

Первое, что стоит сделать родителям, у ребёнка которых диагностировали невроз, — пересмотреть собственное отношение к малышу. Вполне возможно, что причиной возникновения невротического состояния стало неправильное воспитание. Малыш будет здоров и счастлив лишь в той семье, где хорошая погода, где царит любовь и взаимопонимание.

Папа и мама должны понимать: лечение невроза — дело врача. Они могут лишь помочь, внести свою посильную лепту. Но ни в коем случае не нужно пытаться взять на себя обязанности доктора. При подозрении на невротическое расстройство у ребёнка родители должны незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту за помощью.

Что может сделать врач

В связи с тем, что единственной возможностью вылечить невроз у ребёнка является индивидуальная психотерапия, врач наверняка прибегнет именно к этому методу. Но вариантов психотерапии существует достаточно много. Доктор может назначить следующее психотерапевтическое лечение:

  • терапия искусством (лепка или рисование) — это вариант психотерапии, при котором малыш рисуя имеет возможность разобраться в собственном внутреннем мире;
  • игровая психотерапия подбирается и разрабатывается с учётом возраста маленького пациента, но в этом игровом процессе врач принимает обязательное участие, именно он руководит игрой-лечением;
  • сказкотерапия — отличная возможность для врача провести психокоррекцию, это один из уникальных способов медитации для детей;
  • аутогенная тренировка — занятия, позволяющие полностью расслабить мышцы, данный метод актуален тогда, когда пациент — тинейджер, а болезнь — тик или логоневроз (заикание);
  • групповая психотерапия (этот метод показан тогда, когда у ребёнка имеют место серьёзные личностные расстройства или сложности с общением, малыш либо чрезмерно эгоцентричен, либо чрезмерно стеснителен).

Профилактика

Главная профилактическая мера, направленная на то, чтобы предотвратить невроз у ребёнка, — это понимание причин возникновения такого болезненного состояния. Если родители будут знать, из-за чего может возникнуть невроз у их чада, они будут предельно осторожны, начнут обходить “острые углы” стороной, обращать больше внимания на воспитание.

Родители должны создать в своей семье максимально благоприятную погоду, а для этого:

  • нужно организовать адекватные физические нагрузки для малыша (возможно, увеличить, а возможно — уменьшить, свести к минимуму);
  • своевременно и правильно лечить соматические недуги;
  • организовать сбалансированное питание;
  • вовремя лечить инфекционные болезни;
  • следить за тем, чтобы малыш достаточно спал и отдыхал;
  • правильно воспитывать, формируя в ребёнке личность с большой буквы.

Если родители не знают, как проявляется невроз у ребенка, они не всегда смогут заподозрить это заболевание у своего чада. Поэтому каждому необходимо знать перечень основной симптоматики, свидетельствующей о начале заболевания или о его протекании. Неврозом называют расстройство психики, которое нередко берет начало в детском возрасте и возникает при нарушении особо значимых для дитя отношений или длительном воздействии какого-либо психотравмирующего фактора.

Факторы, способствующие развитию неврозов у детей

Часто неврозы у детей связаны с ошибками воспитания, семейными невзгодами, потерей близкого человека.

Детский организм особенно подвержен воздействию различных внешних факторов. Большое влияние на формирование психики маленького человечка оказывают отношения в семье.

С самого раннего детства малыш требует к себе внимания, у него возникает потребность в общении с взрослыми. Нередко родители живут своими проблемами, не задумываясь о детях, и ребенок недополучает родительского внимания и любви в том объеме, в котором ему это необходимо.

Частые ссоры родителей могут стать причиной детского невроза. Кроме того, став взрослым, он переносит во взрослую жизнь заложенный в детстве стереотип отношений, у него формируется недоверие к семейной жизни. Множество семей распадаются, и больше всего от этого страдают дети.

Не чувствуя родительскую любовь, малыш испытывает внутренний конфликт, перерастающий в нервное напряжение, с которым маленькому человеку трудно справиться. Возникает нервное расстройство, а затем и невроз у ребенка.

Однако и чрезмерная опека и внимание со стороны родителей могут также негативно сказаться на детской психике. В этом случае развиваются неуверенность, разного рода комплексы, что тоже может спровоцировать появление невроза.

Немаловажным фактором, способствующий возникновению неврозов у детей, являются нервно-психическое переутомление, перенесенные болезни, ослабляющие организм.

Проблема неврозов детского возраста

Существует также связь между учебно-образовательным процессом и появлением неврозов детского возраста. Болезненно действует не сама умственная нагрузка, а некорректно организованный процесс обучения: пренебрежение правилами психогигиены во время обучения, недостаточное количество свободного времени для удовлетворения личных потребностей, завышенные требования к себе, часто связанные со сверхценным отношением со стороны родителей к высоким оценкам, и т. д.

Проблемы детских неврозов могут стать актуальными для родителей в любом возрастном периоде. Не стоит недооценивать степень этого психического расстройства, потому что нерешенные проблемы детства выливаются во взрослой жизни различными психическими нарушениями, комплексами, которые потом намного сложнее скорректировать и решить.

Поэтому если родители ставят перед собою задачу вырастить здоровую и полноценную личность, они должны не оставлять без внимания невротические проявления.

Основные типы неврозов у детей

В наше время все чаще встречаются различные виды неврозов у детей. Данная тенденция наблюдается как в хорошо развитых странах, так и в тех, которые только стали на путь своего развития. По мнению врачей, это имеет связь с ускоренными темпами развития, большим количеством информации, сосредоточенностью родителей на работе, большой нагрузкой в соответствии с учебой программой.

Выделяют следующие основные типы неврозов у детей, как:

  • невроз страха;
  • навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический;
  • астенический (неврастения);
  • ипохондрия;
  • невротическое заикание;
  • невротический тик;
  • невротические расстройства сна;
  • анорексия;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • патологические привычные действия;
  • школьный;
  • логоневроз;
  • подростковая депрессия;
  • мутизм (мутацизм).

Особенности детских неврозов любого вида состоит в том, что большинстве случаев он провоцируется психотравмирующим фактором (психотравма), внутриличностными конфликтами, в редких случаях – нарушениями в мозговой деятельности или врожденными особенностями нервной системы.

Как проявляется невроз у детей: симптомы заболевания

Симптомы невроза у детей могут быть различными. Часто у детей встречаются невроз страха, невроз навязчивых движений, заикание. Невротические страхи обозначают термином «фобия». Обычно они мучительно переживаются детьми.

Навязчивое переживание страха чаще встречается у детей боязливых, тревожно-мнительных. Часто сами взрослые провоцируют развитие фобий, запугивая малыша, рассказывая страшные сказки. Иногда они исходят из личных переживаний.

Невроз навязчивых движений у детей часто неверно называют нервным тиком - знакомое многим состояние. Они представляют собой непроизвольные движения, преимущественно мимические или жестикуляционные (например, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами, мигание, разведение углов рта, потирание рук, подергивание головой и др.). Если малыш часто совершает мигательные движения, непроизвольно покачивает головой и др. - это повод заподозрить нервный тик и обратиться к врачу.

Такой симптом детского невроза, как заикание в большинстве случаев развивается на третьем году жизни. Очевидно, это связано с активным развитием речи в этом возрасте. Заикание чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. Ребенок пытается высказать многое, а словарный запас его еще невелик. Если он при этом очень не уверен в себе, среди незнакомой обстановки и чужих людей, то теряется и начинает заикаться.

Другой причиной заикания могут служить стрессовые ситуации либо испуг. При этом ребенок в спокойной ситуации разговаривает нормально, а при малейшем волнении вновь начинает заикаться. Дети, страдающие заиканием, становятся неуверенными в себе, пугливыми, иногда озлобленными.

Детский невроз страха: происхождение, признаки и особенности

Детский невроз страха дает о себе знать во время приступов, которые чаще всего случаются в ночное время. Обычно длительность приступа колеблется в переделах 10-30 минут. За этот период могут возникать аффективные галлюцинации и иллюзии, повышенная тревожность, вазовегетативные нарушения.

В дошкольном возрасте признаком детского невроза может быть , животных, выдуманных родителями «бабаек», сказочных героев (чаще всего негативных), дети боятся оставаться одни.

Младшие школьники иногда подвергаются так званому «школьному» нервному расстройству. Дети начинают переоценивать важность и значимость школы с ее дисциплиной, правилами, режимом и строгими педагогами. Им чаще страдают малыши, которые до посещения школы не посещали детский сад.

Признаки навязчивых неврозов у детей

Данное расстройство может возникнуть в любой детский возрастной период. Навязчивый невроз у детей может развиваться как следствие неблагоприятных психологических условий дома и в школе. Возникают навязчивые состояния или движения, которые можно побороть по-разному, главное убедиться в том, что это действительно данный вид невроза.

Невроз навязчивых состояний у детей иногда путают с нервным тиком. Но нервный тик – это непроизвольное сокращение (подергивание) мышц, которые не поддаются контролю и не во всех случаях имеют связь с нервными расстройствами. Что касается навязчивых движений, то на них можно влиять с помощью волевых усилий.

К признакам данного невроза у детей относится следующее:

  • щелчки пальцами;
  • резкие повороты головой;
  • обгрызание ногтей;
  • подергивание губы;
  • перебирание пальцами каких-либо предметов;
  • причмокивание;
  • прикусывание губ;
  • трение ладонями и др.

Список навязчивых состояний можно значительно продолжить, потому что у каждого могут быть какие-то свои индивидуальные симптомы, которые повторяются очень часто и характеризуются раздражительностью, нервозностью, резкостью.

Причины и патогенез разных видов неврозов

Чтобы избежать возникновения неврозов у детей, необходимо знать причины возникновения разных видов неврозов. Выделить один фактор невозможно, потому что в любом случае имеет место быть комплексное воздействие нескольких одновременно. К основным пунктам можно отнести несколько, таких как:

  • Генетическая предрасположенность. Пятая часть страдающих неврозом малышей, имеют родителей с психическими расстройствами данного вида. Также им чаще страдают дети, у которых наблюдаются отклонения от нормальной массы тела в ту или другую сторону.
  • Психотравмирующие ситуации. Основными причинами неврозов у детей считаются психотравмы, ведь не зря психологи, начиная терапию, работают с детскими травмами.
  • Особенности нервной системы (характер, темперамент). Дети, у которых наблюдаются невротические расстройства, обычно мнительные, неуверенные в себе (или наоборот, имеют завышенную оценку себя и эгоистично отношение к другим), скованные, излишне ответственны, чрезмерно ориентируются на чужое мнение о себе, болезненно реагируют на критику. На возникновение неврастении оказывает влияние то, как ребенок воспринимает происходящие события.
  • Факторы социально-психологического характера. К этим причинам детских неврозов относятся повышенная нагрузка в школе, переутомление (физическое или психическое), неудовлетворительные бытовые условия, напряженная семейная атмосфера, завышенные требования родителей и окружающих, неправильное воспитание.

Происхождение детских неврозов может быть связано также с недостаточным удовлетворением базовых потребностей ребенка, которые относятся не только к физической сфере (потребность в еде, тепле, сне, безопасной среде и т.п.), но и к эмоциональной (потребность в любви, принятии, внимании и т.п.).

Патогенез неврозов у детей на данный момент остается актуальным вопросом для многих специалистов. Невроз характеризуется особым состоянием нервной системы, которое если оставить без внимания, может повлиять на качество жизни во взрослом возрасте, поэтому родителям надо внимательно относиться к любым проявлениям невротического состояния у их ребенка и как можно быстрее отреагировать на данное положение.

Возникновение неврозов у детей также связывают в некоторых случаях с наличием заболеваний, которые систематически приводят к истощению организма, его ослаблению и, как следствие, ухудшению психического состояния ребенка. В данном случае кроме лечения основного заболевания необходимо заниматься устранением невротической симптоматики.

Как вылечить невроз у ребенка?

В зависимости от симптомов детского невроза определяется и лечение, потому что, например, заикание требует одного подхода и действий от родителей, а преодоление фобий и излишней тревожности – других. В некоторых случаях, чем старше детский возраст и чем осознанней маленький человек относится к своему состоянию, тем проще преодолеть болезнь общими усилиями.

Избегайте конфликтов в семье, управляйте своим поведением. Разобраться с семейными проблемами поможет специалист - психолог или психотерапевт.

В беседе с родителями врач определит симптомы невроз у детей и назначит лечение, установит причину заикания и страхов (когда, после каких событий, в каких ситуациях чаще проявляется).

Если они связаны с какими-то стрессовыми ситуациями, следует изменить психологический микроклимат в семье, устранить травмирующие обстоятельства. Такие случаи легче всего поддаются лечению.

В процессе лечения детских неврозов постарайтесь создать дома атмосферу спокойствия. Развивайте в нем уверенность, выражая свое одобрение всем его успехам и достижениям. Чаще давайте понять, что любите его. Постарайтесь не одергивать и не поправлять все время, когда он начинает разговаривать. Хорошо, если ребенок будет общаться с детьми, с которыми ему легко и комфортно.

В вопросах как вылечить невроз у ребенка, который сопровождается выраженным заиканием, поможет разобраться логопед. Он определит род занятий, которые будут направлены на устранение речевых проблем. Следует выполнять все рекомендации специалистов и проявлять настойчивость.

Занятия должны быть регулярными, только так можно ожидать исправления заикания либо сведения его проявлений к минимуму. Если заиканию сопутствует нервное заболевание, следует, прежде всего, получить консультацию у невропатолога.

Как лечить у ребенка невроз навязчивых движений и состояний?

Лечением навязчивого невроза у детей занимается психолог, в редких случаях психотерапевт. При тяжелом течении нервного расстройства прибегают к использованию медикаментозного лечения. При посещении психотерапевта он может выписать седативные препараты или антидепрессанты (в зависимости от конкретного случая).

Вопросом как лечить у ребенка невроз навязчивых движений родители должны заниматься совместно со специалистами. Врач только может задать правильное направление в лечении, а родителям иногда приходится менять свое поведение, атмосферу в семье, устранять ошибки в воспитании, проявлять больше внимания, любви и заботы к детям.

Длительность лечения невроза навязчивых движений у детей зависит от его стадии и формы. В начале развития болезни можно обойтись несколькими консультациями у психолога. Запущенное течение заболевания требует приема медикаментов. На какой стадии находится расстройство, может определить только врач, он же определяется с видом лечения.

Лечение невроза навязчивых состояний у детей протекает лучше и быстрее при использовании в качестве метода лечения семейной психотерапии. Она позволяет определить семейную обстановку в общем, решить существующие проблемы во взаимоотношениях, конфликты, а это способствует устранению эмоциональных расстройств и восстановлению благополучной гармоничной среды.

Как ещё можно лечить детский невроз?

Как лечить невроз у ребенка при любом его проявлении должен решать только врач или психолог. Чаще всего при легких проявлениях этого недуга назначают психотерапию, цель которой – нормализация атмосферы в семье, улучшение отношений между родителями, коррекция воспитательных методов. В качестве дополнительных действий (если существует такая потребность) прибегают к использованию физиотерапевтических процедур, релаксации, приёму лекарственных средств.

В статье рассмотрели основные моменты того, как лечить детский невроз, который является особым состоянием психики ребенка и который является обратимым процессом. Но стоит помнить, что решением данных проблем лучше заниматься совместно с психологом или другими специалистами.

Меры профилактики неврозов у детей

Профилактика неврозов у детей играет важную роль, которую нельзя недооценивать, особенно если малыш склонен к их возникновению или находится в группе риска.

Обычно начальные проявления данного недуга заметны специалисту во время первичного осмотра. Для этого ему достаточно понаблюдать за поведением дитя во время активности (игра, общение, жесты, движения), чтобы заподозрить начало развития невротического расстройства.

Такой подход поможет определиться с профилактическими мерами и избежать применения агрессивных лекарственных препаратов, которые обычно используют в случае со сложным течением болезни или при запущенных формах.

Профилактика детских неврозов заключается в создании благоприятной развивающей среды, особенно в возрастные кризисные периоды. Временные расстройсва данного характера могут наблюдаться у детей в период адаптации к школьным условиям. В этот период родителям необходимо быть чуткими и внимательными к эмоциональному состоянию малыша.

Статья прочитана 1 542 раз(a).

Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера, без искажения восприятия мира. Неврозы у детей представляют собой психогенные нарушения, которые являются ответной реакцией индивидуума на психотравмирующую ситуацию. Однако главная опасность этого невротического расстройства скрывается не за тяжестью протекания, а в реагировании родителей на его проявления. Поскольку первичные проявления невротических состояний подавляющее большинство взрослых лиц просто не замечают. В случаях, когда взрослые члены семейных отношений все же обнаруживают проявления невроза у собственных чад, они все равно продолжают относиться довольно безразлично и поверхностно к ним, полагая, что такие проявления исчезнут сами собой. Только незначительное количество представителей взрослого населения, к сожалению, относится серьезно к проблеме неврозов у малышей.

Причины неврозов у детей

Факторы, провоцирующие зарождение неврозов у маленьких представителей человечества, бывают разнообразными. К ним относят причины наследственного характера или социально-психологические факторы. Кроме этого, также можно выделить определенную категорию ребят, которые наиболее подвержены риску приобретения неврозов.

Особенности неврозов у детей обусловлены развитием формирующейся личности. Детская личность в существенной мере определяется типом воспитания в семье. Различные типы неправильного воспитания (неприятие, гиперопека, потворствующая гиперопека, жесткое, авторитарное воспитание, гиперсоциализирующее контрастное воспитание) искажают зачастую биологические особенности детской личности и ее .

В первый черед, психологи рекомендуют родителям обратить внимание на существование определенных возрастных этапов у детей, на которых они наиболее восприимчивы в окружающей среде и негативу в ней, вследствие чего являются более психически уязвимыми.

Невроз у детей, преимущественно, начинает развиваться в возрастном периоде между двумя и тремя годами и между пятью и семью лет.

Данные периоды характеризуются специфическими особенностями. Первый период отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и их родителей. На этом этапе ребята вначале пытаются осознать, а впоследствии отстоять собственное место в мире.

Невроз у ребенка 3 лет считается довольно серьезным состоянием, так как на данном этапе малыш наиболее уязвим.

Невроз у ребенка 7 лет проявляется в остроте детского реагирования на различные травмирующие обстоятельства и невозможности надлежащим образом контролировать собственные реакции на такие обстоятельства и свое состояние.

Профилактика неврозов у детей, находящихся в кризисных периодах развития, заключается в их оберегании от провоцирующих и травмирующих факторов, обеспечении им комфортной жизнедеятельности.

Неврозы у детей и подростков могут возникать вследствие предрасположенности или наличия определенных черт характера либо физических особенностей. Таким образом, развитие неврозов у детей в следующих случаях будет наиболее вероятным при перенесении во время беременности невротических расстройств и если малыш неуверен в себе, чрезмерно стеснителен, возбудим, зависим от суждений окружающих, тревожен, внушаем, гиперактивен, раздражителен.

Неврозы у детей и подростков появятся, прежде всего, у тех, кто стремится быть лучше окружения и хочет всегда быть номером один.

Можно выделить ряд факторов социального характера, провоцирующих развитие неврозов у детей:

— избыток или дефицит эмоционального вербального взаимодействия с малышом;

— нежелание взрослых лиц находить точки психологического соприкосновения с детьми;

— болезни нервной системы у взрослого окружения или наличие в семейных связях ситуаций, травмирующих психику малыша, например, алкоголизм родителей;

— перегибы в модели воспитания, например, чрезмерная забота или, наоборот, дефицит опеки, навязывание взрослым окружением собственных взглядов и видений жизни, непомерные требования и т.д.;

— разногласия во взглядах на манеру воспитания среди взрослого окружения;

— запугивание малыша наказаниями или несуществующими объектами, такими как бабайка или баба Яга.

К факторам социально-культурной направленности можно отнести:

— проживание в мегаполисе;

— нехватку полноценного отдыха;

— плохие жилищные условия;

Социально-экономические факторы это:

— постоянная профессиональная занятость родителей;

— неполная семья;

— привлечение к заботе о маленьком ребенке посторонних лиц.

К биологическим причинам неврозов относят наследственные факторы, особенности характера, физическое состояние организма, различные перегрузки (умственные или физические), травмы и недосыпание.

Неврозы у детей дошкольного возраста зачастую возникают при преуменьшении родителями значений совместных игр, следования семейным традициям или соблюдение ритуалов.

Симптомы неврозов у детей

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных , которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в , в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична , однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: , астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или . Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Невроз навязчивых движений у детей

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными. Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др.

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний. Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний. Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать. Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони. Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений. При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

Лечение неврозов у детей

В качестве патогенетической терапии при детских неврозах применяют психотерапию, которая, прежде всего, направлена на нормализацию обстановки в семье, улучшение системы взаимоотношений в браке и коррекцию воспитания. Для обеспечения нужного психосоматического фона с целью повышения эффективности психотерапии применяют медикаментозное лечение, физиотерапию и рефлексотерапию.

Психотерапия неврозов у детей условно подразделяется на три группы методов: на индивидуальную, семейную и групповую терапию.

Контакт с участниками семейных отношений позволяет терапевту изучить жизненные проблемы непосредственно в семейной среде, что способствует ликвидации эмоциональных расстройств, нормализации системы взаимоотношений, коррекционному воздействию воспитания. Поэтому значение семейной терапии в лечении невротических состояний у детей настолько велико. Особенным значением обладает неврозов у детей, находящихся на дошкольном возрастном этапе, так как именно на данном этапе она наиболее эффективна вследствие того, что в этом возрасте легче поддается устранению патологическое воздействие ошибок родительского воспитания. Психотерапия семьи включает обследование семьи, которое позволяет изучить совокупность личностных особенностей, психопатологических и социально-психологических характеристик семейства, что даст основание определить семейный диагноз. Следующий этап психотерапии семье включает семейные обсуждения, которые охватывают беседы с дедушками и бабушками, разговор с родителями. С малышом необходимо заниматься в специализированном кабинете, оснащенным как игровая комната. Вначале крохе предоставляется возможность свободного взаимодействия с игрушками или книжками. После установления стойкого эмоционального контакта с малышом проводится непосредственно беседа с ним. Занятиям с ребенком обычно предшествуют семейные обсуждения, но иногда можно начинать занятия без предварительных обсуждений, так как улучшение состояния малыша положительно повлияет в свой черед на семейные обсуждения. В ходе семейных обсуждений необходимо определить педагогическую перспективу, при этом подчеркивается непосредственная роль родителей и необходимость тесного сотрудничества.

На следующем этапе происходит совместная психотерапия родителей и малыша. С дошкольниками могут проводиться предметные игры или рисование. С детьми, находящимися в школьном возрастном периоде происходит обсуждение разнообразных тем, целенаправленные предметные игры. В ходе взаимодействии малышей и их родителей определяются привычные реакции эмоционального характера и возможные конфликты. Затем проводятся ролевые игры, которые отражают вербальное взаимодействие в жизни, проигрываются школьные ситуации или моменты из жизни семьи. В процессе таких игр происходит смена ролей – ребята и родители меняются ролями. Задача психотерапевта лежит в демонстрации во время разыгрываемого сценария оптимальной модели семейных взаимоотношений, что позволяет постепенно построить условия для устранения психологического конфликта и видоизменения отношений в семейных связях.

Индивидуальная психотерапия неврозов у детей включает рациональную, суггестивную , методики , аутогенную тренировку.

Метод рациональной психотерапевтической помощи проводится в несколько этапов. После установления с пациентом стойкого эмоционального контакта терапевт объясняет ему в доступной форме суть его болезненного состояния. Следующий этап ребенок совместно с терапевтом старается выявить источник переживаний. Затем малышу предлагается окончить рассказ, начатый терапевтом. Разбирая различные вариации завершения рассказа, ребенок старается разрешить серьезные конфликтные ситуации самостоятельно или при помощи врача.

Нередко рисование может стать единственной возможностью малыша общаться. При помощи рисования ребенок начинает лучше ориентироваться в собственных переживаниях. А наблюдение за малышом в процессе рисования дает возможность составить представление о его особенностях характера, коммуникативности или замкнутости, кругозоре, наличии фантазии и творческого потенциала. Игровая психотерапия наиболее отвечает возрастной потребности в игре, однако предполагает организацию игры в качестве терапевтического процесса. Может применяться спонтанная игра, то есть не предполагает определенного сценария, и направленная игра, которая базируется на заданном сюжете, но с использованием импровизации. Спонтанная игра предоставляет возможность самовыражения, осознания страха, тревоги и напряжения. Импровизационная игра предполагает создание особых стрессовых ситуаций страха, спора или других неблагоприятных условий, чтобы малыш самостоятельно находил решение или выход из ситуации.

Как лечить невроз у ребенка? При неврозах медикаментозная терапия имеет, скорее, второстепенное значение, так как она действует симптоматически, снимает напряжение, устраняет повышенную возбудимость или, наоборот, депрессивные состояния, уменьшает астенический синдром. Также нередко применяется комплексное лечение, объединяющее в себе психотерапию прием лекарственных препаратов и физиотерапию. Чаще она применяется при неврозоподобных состояниях. Не рекомендуется прием антидепрессантов и транквилизаторов, так как данные препараты могут осложнить проведение психотерапии. Чаще транквилизаторы употребляется для коррекции и при органической расторможенности.

Детям для лечения невротических состояний целесообразно назначать прием настоев лекарственных растений.

Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет невроз у детей, симптомы этого состояния. Неврозом является функциональное психическое расстройство обратимого характера. Оно обусловлено продолжительными переживаниями, которые сопровождаются перепадами настроения, ощущением тревоги, нарушениями вегетативного характера, повышенной утомляемостью. В современном мире дети дошкольного возраста достаточно часто страдают неврозами. Важно, чтоб родители вовремя это замечали и делали все, чтобы помочь своему малышу.

Разнообразие неврозов

Сегодня у деток дошкольного возраста можно диагностировать один из несколько видов невротического состояния. Различаются они по причине возникновения, а также проявлениями характерной симптоматики.

  1. Неврастения. Характерны симптомы депрессии . Если рассматривать ребенка до шести лет, то у такого малыша возникнет необходимость в продолжительном сне, будут отсутствовать здоровый сое, интерес к игрушкам, радость от подарков.
  2. Истерия. Характерным является эгоцентризм и перепады настроения. У дошкольников наблюдаются судорожные задержки процесса дыхания, сопровождаемые эмоциональными перепадами и театральностью. Нередки случаи, когда истерия проявляется возникновением жалоб на или желудке (соматическое заболевание).
  3. Навязчивое состояние. Характеризуется возникновением страха, без видимой на то причины. Так карапуз дошкольного возраста может бояться насекомых. Проявлениями подобного состояния будут однообразные движения, которые повторяются, например, постоянное чесание затылка или притопывание. Сюда также относится нервный тик и .
  4. Энурез. Чаще всего подобное проявление возникает вследствие какой-либо травмы, как физического, так и психологического характера.
  5. Энкопрез невротического характера. Представляет собой непроизвольную дефекацию. Чаще встречается у мальчиков. Основной причиной является сильно строгое воспитание и частые конфликты в семье. Как правило, данное состояние сопровождается раздражительностью , частым плачем и энурезом.
  6. Пищевой невроз. Ребенок не способен нормально питаться, после приема пищи возникает рвотный рефлекс. Чаще всего к подобному состоянию приводит насильственное кормление. Родители заставляют малыша кушать, то, что он не хочет. Вначале возникает отвращение к конкретному блюдо, затем и к самому процессу приема пищи.
  7. Сон невротического характера. Для такого состояния характерно наличие , малыш может разговаривать во сне, часто просыпается.

Причины

Тяжелая обстановка в семье, частые скандалы — могут стать причиной развития невроза у ребенка

Факторами, которые чаще всего провоцируют невротическое состояние, являются проблемы в семье, в частности, характер взаимоотношений малыша с родителями.

Рассматривая причины неврозов у детей, следует выделять три основных группы.

  1. Социальные. К предрасполагающим факторам относятся:
  • проблемные отношения в семье;
  • авторитет одного из родителей (тирана);
  • определение ребенка, как личности.
  1. Биологические. К ним относят:
  • то, как малыш развивался внутриутробно, в частности гипоксия;
  • критический возраст малыша (до трех лет);
  • умственные или физические перегрузки;
  • хроническое недосыпание;
  • плохое питание;
  • наследственная предрасположенность к неврозам;
  • перенесенное заболевание, в частности инфекционного характера.
  1. Психологические. Относится:
  • негативное воздействие психологического характера на детскую психику;
  • частые стрессы;
  • психотравма. Невроз, возникший по такой причине, может перерасти в фобию.

Необходимо также учитывать и индивидуальные особенности организма каждого ребенка, его психологическое состояние. Дело в том, что какой-либо фактор для одного карапуза может стать причиной развития невроза, тогда как для другого — останется незаметным.

К наиболее частым причинам относят:

  • развод родителей;
  • неправильное воспитание;
  • надмерная гиперопека;
  • переезд на новое место;
  • первое посещение детского сада;
  • семейные проблемы бытового характера;
  • сложные взаимоотношения родителей.

Болезнь может протекать по-разному и сопровождаться различными проявлениями, иметь разную продолжительность. Это будет зависеть от воспитания, особенностей темперамента, возраста малыша, его пола, типа конституции.

Наиболее подверженными являются такие детки:

  • с повышенной чувствительностью;
  • эмоциональные малыши;
  • детки из неблагополучных семей;
  • малыши, которые часто болеют, имеют слабый иммунитет;
  • карапузы, которые не умеют защитить себя;
  • ребята с лидерскими задатками;
  • детки с повышенной тревожностью, сильной впечатлительностью;
  • ребята с неустойчивой психикой.

Симптомы

Регулярный плач без видимой причины — первый тревожный звоночек

О том, что у вашего малыша возник невроз, может свидетельствовать наличие следующих признаков:

  • повышенная чувствительность в стрессовой ситуации;
  • зацикленность на конкретном конфликте;
  • плач без причины;
  • поверхностный сон, сонливость по утрам;
  • сильная обидчивость, ранимость;
  • снижение интеллектуальных способностей;
  • непереносимость яркого света и громких звуков;
  • повышенная потливость;
  • перепады артериального давления ;
  • нарушение аппетита;
  • сильные головные боли, возможно, ;
  • быстрая утомляемость;
  • кашель нервного характера;
  • недержание кала или мочи;
  • боли спазматического характера в желудке или сердце;
  • судороги;
  • нервные тики;
  • депрессивное настроение;

Диагностика

Рисунок является одним из методов диагностики психологического состояния ребенка

Для того, чтобы убедиться, что имеют место навязчивые неврозы у детей, необходимо отправиться на прием к неврологу или педиатру, иногда и к психологу. Для диагностики невроза понадобится следующее:

  • общение с родителями малыша, выяснение обстановки в семье, взаимоотношения между членами семьи, отношения малыша с ровесниками и родственниками;
  • обследование людей, принимающих непосредственное участие в процессе воспитания карапуза, выявление возможных ошибок;
  • общение с карапузом — проводится в процессе игры, используя установленные вопросы;
  • наблюдение за малышом — врач следит за поведением крохи во время игры;
  • рисунок — ребенку дают задание изобразить что-то на бумаге, потом делают детальный анализ рисунка.

После данных этапов исследования малышу будет поставлен диагноз, в частности, выявлен конкретный тип невроза. По результатам будет разработан метод лечения.

К какому врачу обратиться

То, какой специалист будет заниматься лечением вашего малыша, напрямую зависит от причин, вызвавших невроз. В некоторых случаях имеет место комплексный подход и наблюдение сразу у нескольких специалистов.

  1. Вам потребуется невролог, если имеет место неврологическое нарушение. Могут назначать успокоительные препараты.
  2. Детский психолог поможет изменить микроклимат в семье крохи, подберет правильную модель воспитания.
  3. Психотерапевт поможет справиться с навязчивым состоянием, при необходимости проведет гипноз.
  4. Может понадобиться встреча с эндокринологом, иглотерапевтом, массажистом или рефлексотерапевтом.

Лечение

Если малышу будет назначена психотерапия, то она может быть представлена тремя видами:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • семейная.

Для деток дошкольного возраста наиболее актуальными являются ролевые игры, аутогенные тренировки и арт-терапия.

Важным является участие мамы с папой в процессе терапии.

Чтоб избавить малыша от невроза, понадобится:

  • составить распорядок дня;
  • соблюдать необходимый режим;
  • часто бывать на прогулках;
  • оптимальные физические нагрузки;
  • активная социальная жизнь;
  • в последнее время все большей популярностью пользуется катание на лошадях, общение с дельфинами.

Медикаментозная терапия

Прием лекарственных препаратов в высшей степени является второстепенным лечением, необходимым для снятия повышенной возбудимости и лечение того или иного симптома. Кроме приема медикаментов и психотерапии может добавляться физиотерапия.

  1. Комплексный подход особенно необходим при неврозоподобных состояниях. В таких случаях назначают дигидрационную и общеукрепляющую терапию, ноотропные препараты. Назначаются настои лекарственных трав, например, пустырника или валерианы.
  2. При наличии астенических симптомов назначают препараты кальция, витамины, липоцеребрин, заманихи, настойку китайского лимонника, Ноотропил, Пантогам.
  3. Если присутствует раздражительная слабость, назначают микстуру Павлова, которую сопровождают приемом настойки пустырника или валерианы.
  4. Если присутствует невротическое заикание, то могут назначить микстуру Павлова, периодическое использование седативных препаратов, электрофорез, бромид кальция, электросон.
  5. Невротический тик могут лечить применением Фенибута.
  6. При лечении энуреза применяют лекарственные травы успокоительного действия. Если имеет место неспокойный сон, то перед ним дают половинку Эуноктина в соответствии с возрастом ребенка.

Профилактика

Здоровая обстановка в семье во многом защищает малыша от развития неврозов

Родители должны преждевременно задумываться о необходимости создания оптимального психического климата в жизни своего ребенка. Для того, чтобы предостеречь возникновение неврозов, необходимо соблюдать следующие правила:

  • следуйте дневному распорядку;
  • правильно распределяйте время на спокойные и активные игры;
  • не перезагружайте ребенка, как в физическом, так и умственном плане;
  • активно занимаетесь процедурами , витаминотерапией, ежедневными зарядками;
  • избегайте стрессовых ситуаций, не ругайтесь на глазах у ребенка;
  • при возникновении каких-либо проблем внутри семьи — своевременно их решайте; при необходимости — обращайтесь к психологу;
  • если возникает необходимость — используйте средства для релаксации, например, купание в ванной с отварами успокоительных трав.

Теперь вам известно, что собой представляет лечение неврозов у детей. Очень важно не оказаться одним из тех родителей, которые закрывают глаза на психологические проблемы, возникающие в жизни ребенка. При появлении первых сомнительных признаков, необходимо сразу же обращаться за помощью к специалисту, не затягивать, не ждать, пока ситуация ухудшится кардинальным образом. Не стоит забывать о том, что проблемы психологического характера нередко приводят к возникновению заболеваний, в том числе и снижению иммунитета.





error: Контент защищен !!