Фразеологический словарь русского языка что такое одним миром мазаны, что означает и как правильно пишется

Что такое "ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ кто Одинаковы; один не лучше другого. Имеется в виду, что лица (Х) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт. ? X-ы одним миром мазаны. Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ., реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир. Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны. Учительская газета, 2003.Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним, мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс. - Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны, - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край. "Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны..." В. Максимов, Ковчег для незваных. - Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны, - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые. - А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны. Ю. Герман, Россия молодая. - Я так скажу, что все мы с вами, как говорится, одним миром мазаны, одной нашей великой семьи питомцы, все мы друг другу здесь родня. Л. Кассиль, Черемыш - брат героя. - Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны. (Реч.) культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1997. С. 158.) Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000. С. 139.) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М., 1997. С. 260.) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры. Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом. Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн.: Айрапетян В. Русские толкования. М., 2001.) В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7). В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол., переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир. Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях. фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками.

ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ

кто

Одинаковы; один не лучше другого.

Имеется в виду, что лица (Х ) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт . X-ы одним миром мазаны .Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ. , реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир.

Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны . Учительская газета, 2003. Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним , мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс.

Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны , - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край.

"Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны ..." В.Максимов, Ковчег для незваных.

Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны , - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые.

А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны . Ю. Герман, Россия молодая.

Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны . (Реч. )

культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. , 1997. С. 158 .)Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб. , 2000. С. 139 .) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М. , 1997. С. 260 .) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры.Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом.Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн. : Айрапетян В. Русские толкования. М. , 2001. )В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7).В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол. , переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир . Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях.фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками.С. В. Кабакова
Синонимы :

Выражение "Одним миром мазаны" пришло в нашу лексику с принятием христианства. И в этом нет ничего удивительного. Ведь у христиан, причем как католиков, так и православных, есть один и тот же обряд. Это когда во время определенной церковной службы священник с помощью кисточки рисует крестики на лбу прихожан специальной смесью из масла, красного вина и благовоний. Этот обряд очень значим для верующих людей. Таким образом, они приобщаются к духовному миру.

Обряд миропомазания проводят, когда человек уже чувствует, что ему осталось жить совсем не долго. Тогда близкие приглашают к умирающему священника, который исповедует, причащает и мажет миром.

В те не очень далекие времена, когда государствами правили цари, восшествие на престол обязательно освящалось церковью. Во время церемонии коронации совершался и обряд миропамазания. Поэтому царствующих персон называли помазанниками божьими и покусится на их жизнь было страшным преступлением.


Значение фразеологизма "Одним миром мазаны"

  • принадлежность к одному вероисповеданию;
  • людей, которых объединяют общие интересы;
  • может употребляться в значении ироничном по отношению к людям с одинаковыми недостатками.

Несмотря на то, что наше общество сейчас духовное, а не верующее, выражение "одним миром мазанные" по-прежнему активно употребляется в обыденной лексике. Надо полагать, в категорию устарелых оно перейдет очень не скоро.

кто

Одинаковы; один не лучше другого.

Имеется в виду, что лица (Х ) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт . X-ы одним миром мазаны . Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ. , реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир.

Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны . Учительская газета, 2003. Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним , мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс.

Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны , - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край.

"Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны ..." В. Максимов, Ковчег для незваных.

Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны , - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые.

А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны . Ю. Герман, Россия молодая.

Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны . (Реч. )

культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. , 1997. С. 158 .) Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб. , 2000. С. 139 .) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М. , 1997. С. 260 .) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры. Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом. Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн. : Айрапетян В. Русские толкования. М. , 2001. ) В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7). В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол. , переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир . Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях. фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками. С. В. Кабакова
  • - все на один лад; не лучше других Ср. "Попы все ". Ср. о представительницах салонов мать ее всегда отзывалась с завистливой насмешкой и презрением, говоря, что и они и в сущности одного с нею поля ягоды.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Тѣмъ же мѵромъ мазаны всѣ на одинъ ладъ; не лучше другихъ. Ср. «Попы всѣ тѣмъ же мѵромъ мазаны»...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ирон. Похожи друг на друга по характеру, по поведению, по своим качествам и т. п. - Авантюристическая компания, Григорий Иванович. Она может помириться и договориться с Астором и остальными бостонцами...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - МАЗАТЬ ОДНИМ МИРОМ кого. ПОМАЗАТЬ ОДНИМ МИРОМ кого. Разг. Экспрес. Считать кого-либо похожими друг на друга по своим качествам, свойствам, положению и т. п.; находить их стоящими друг друга...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Устар. 1. Без порицания, наказания. Старик! Иди же с миром. Но проклят будь, кто за тобой пойдёт! . 2. Одобр...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Миром покрыт, с миром заспит. См. ЖИЗНЬ -...
  • - Они везде одним миром мазаны...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖЕНИХ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сиб. Жить дружно, в согласии. ФСС, 112...
  • - Об очень похожих, сходных по каким-л. качествам людях. ДП, 854; БТС, 513, 545; Ф 1, 289; Мокиенко 1989, 44; Глухов 1988, 116...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Курск., Пск. Шутл. Об одинаковых, очень похожих друг на друга людях. Ивашко, 1993; БотСан, 106. /i> Мур - глазурь для глиняной посуды. Ивашко, 1993...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - См. подобный.....

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ" в книгах

Одним уравнением

Из книги Человек, который был Богом. Скандальная биография Альберта Эйнштейна автора Саенко Александр

Одним уравнением Все имеет начало и конец, и Эйнштейн понимал, что его время подходит к концу. Но именно сейчас он понял: единую теорию поля, о которой он мечтал с детства, не найти уже никогда. Мечта описать все сущее одним уравнением, будоражившая его всю его жизнь и

Стать одним из нас.

Из книги Иудейский плагиат автора Ларичев Юрий

Стать одним из нас. В Торе (Ветхом Завете) о бессмертии человека не говорится ничего. По крайней мере, развёрнутых рассуждений на эту тему вы не найдёте. Из праха вышел, туда и пойдёт. В этом смысле книга «Экклесиаст» – шедевр мировой литературы – высказывается довольно

Одним днем

Из книги автора

Одним днем Ну что рассказывать, как освободили: дали паспорт, билет до Архангельска - и езжай. Мама умерла, два года меня не дождалась, дочку отдали в детдом. Сейчас ей 67 лет, и она ничего про него не помнит. Ничего. Память такая избирательная вещь…* * *Я никогда не парюсь

Одним пальцем

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Одним пальцем Свою первую книгу «Геморрой, или Мариночка, ты такая нежная» Марина Оргазмус писала от руки. Фрагмент за фрагментом постепенно складывалась эта странная, откровенная, в чем-то притягательная, а в чем-то и отталкивающая повесть. Уезжая двенадцать лет назад из

Два следует за одним

Из книги Больше, чем вы знаете. Необычный взгляд на мир финансов автора Мобуссин Майкл

Два следует за одним В своей лекции лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман описывает две системы принятия решений4. Система № 1, опытно-эмоциональная, – «быстрая, автоматическая, не требующая усилий, ассоциативная и с трудом поддающаяся контролю и изменению».

Одним словом

Из книги Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. Развитие сотрудников на практике автора Джулиони Джулия

Одним словом Опытные менеджеры умеют говорить так, чтобы сразу обнаружилось почти неограниченное количество способов, с помощью которых можно расти, оставаясь на своем месте. Не знаете такого языка? Используйте словарик по развитию. Эти слова обладают силой, все они

Глава 7. Общение с духами: мост между нашим миром и миром потусторонним

Из книги Место, которое мы называем домом автора Грант Роберт Дж

Глава 7. Общение с духами: мост между нашим миром и миром потусторонним «Я не скрываю своего убеждения в том, что личность не только продолжает существовать, но и что ее продолжающееся существование еще больше переплетается с повседневной жизнью. На самом деле, между

5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия

Из книги автора

5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Глава 7. Между миром, войной и миром

Одним миром мазаны

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Одним миром мазаны «Одним миром мазаны» - сейчас так обычно говорят о людях, которых в глазах общества объединяет какая-то внутренняя отрицательная черта, скрываемая за высказываниями и внешними приличиями, но в конце концов обязательно проявляющаяся в их поступках. В

5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

Модель с одним производителем и одним потребителем

Из книги Фундаментальные алгоритмы и структуры данных в Delphi автора Бакнелл Джулиан М.

Модель с одним производителем и одним потребителем Вначале рассмотрим модель с одним производителем и одним потребителем. Затем мы ее расширим до модели с одним производителем и несколькими потребителями. Нам необходимо, чтобы сразу после генерирования производителем

Гроза над миром Гроза над миром 08.08.2012

Из книги Газета Завтра 975 (32 2012) автора Завтра Газета

Олег ДОРОГАНЬ МЕЖДУ МИРОМ И БОГОМ МЕЖДУ МИРОМ И БОГОМ

Из книги Газета День Литературы # 84 (2003 8) автора День Литературы Газета

Олег ДОРОГАНЬ МЕЖДУ МИРОМ И БОГОМ МЕЖДУ МИРОМ И БОГОМ I. Истинные поэты во все времена терпели нападки. Они прозревали бездны - но их не понимали, а если понимали, то делали вид, что не понимают. И пытались уничтожить, обойти молчанием или умалить их

6. Фундаментальные различия между миром рационалиста и миром мистика

Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

6. Фундаментальные различия между миром рационалиста и миром мистика 6.1. Сотворение и эманация. У рационалистов главным термином будет сотворение, а у мистиков эманация. В чем разница между этими понятиями? Сотворение - это создание чего-то другого, нежели исходное. Бог

Мироварение – чин приготовления мира (от греч. mýron – «умащение»), священного вещества для таинства Миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином обычно сразу после таинства Крещения (отсюда и пословица про мазаных одним миром); через миро новокрещенному сообщается дар благодати Св. Духа.

Утром в Великий понедельник, первый день Страстной седмицы, начинается редкое и древнее священнодействие – священнодействие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси и длящееся полных 3 дня. Мироварение – чин приготовления мира (от греч. mýron – «умащение»), священного вещества для таинства Миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином обычно сразу после таинства Крещения (отсюда и пословица про мазаных одним миром); через миро новокрещенному сообщается дар благодати Св. Духа. Кроме того, при освящении новых храмов миром помазуется престол, стены храма с внутренних сторон и антиминсы, на которых совершается Божественная литургия. До революции 1917 года св. миром, по ветхозаветному примеру, помазывались на царство – в 1498 г. впервые – внук великого кн. Иоанна III Дмитрий Иоаннович – русские государи и их супруги во время коронования. И, наконец, помазуются св. миром инославные христиане, присоединяющиеся к Православной церкви. Помимо этих трех случаев миро не используется! То, что мы во время других священнодействий – Соборования, например, или помазывания на всенощном бдении – по ошибке принимаем за миро, на самом деле является освященным елеем (оливковым маслом).

Употребление освященного мира берет начало в ветхозаветные времена. По повелению Божию (Исх. 30, 23-31; 1 Цар. 10, 1) была помазуема скиния, а также первосвященники, пророки (3 Цар. 19, 16), священники и цари. Прор. Моисей впервые излил миро на голову своего брата Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника; прор. Самуил помазал Саула и Давида на царство. Др.евр. «мессия» и его греч. перевод «Христос» означают «помазанник»: воплотившийся Сын Божий явился и пророком небесного Отца, и царем Израиля и Вселенной от колена Давидова, и Первосвященником Всевышнего Бога. В новозаветной Церкви, во времена апостолов, исполненных дарами Св. Духа в Пятидесятницу, миропомазание заменялось возложением рук на крещаемых (см. Деян. 8). Св. миро стало употребляться со временем, как более удобное в церковной практике.

Согласно Ветхому Завету, в состав мира входили смирна, благовонные корица и тростник, кассия и оливковое масло (елей). В новозаветной Церкви миро изготовлялось из многих благовонных веществ – в ознаменование благодатного благоухания множества даров Св. Духа, сообщаемых через помазание. В Византии, а потом и в Русской Церкви не было строго назначенного количества веществ: употреблялись те, которые можно было найти в данном месте. Греки использовали до 50; в России когда-то 53-55, но по чину мироварения 1853 г. в состав мира входит 30 ингридиентов. Из них главный – чистое оливковое масло; кроме того, в большом количестве – белое виноградное вино, которое собственно частью мира не является: оно нужно, чтобы в процессе варения другие вещества не воспламенялись и не пригорали. Все остальное – ароматические масла, ладаны (росный, белый и черный), травы и корни (как-то стиракс, мастика, мускатное, розовое, лавандовое и др. масла, цветы розы, корень имбиря и фиалки, базилик, кардамон и др.).

Во времена патриархов (досинодальный период) мироварение сначала совершалось на паперти церкви Трех Святителей при патриаршем доме. С 1763 г., когда эта церковь была разрушена, для приготовления мира была назначена Патриаршая Крестовая палата Кремля. Так она использовалась и в синодальное время. Освящалось миро в Успенском соборе. В наши дни чин мироварения совершается в Малом соборе Донской иконы Божией Матери Донского монастыря, а освящается на литургии Великого Четвертка в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе.

Обряд приготовления св. мира начинается задолго до его варения, на Крестопоклонной седмице: подбираются масло, вино и остальные необходимые ингридиенты, делаются благовонные настои. В первый же день Страстной седмицы Святейший Патриарх в сослужении старшего духовенства совершает чин малого освящения воды, окропляет все вещества и принадлежности мироварения и, влив немного св. воды в котел, благословляет иереев и диаконов выливать масло, вино и благовонные вещества. Потом Предстоятель возжигает трикирием огонь под котлом и начинает чтение св. Евангелия, которое читается после него духовенством неусыпно все три дня мироварения, в то время как диаконы непрестанно помешивают варимое масло деревянными веслами. Приготовленное миро вливается в специальные серебряные сосуды и в Великий Четверг переносится в Богоявленский кафедральный собор, вместе с особым сосудом, в котором хранится древнее освященное миро. Исстари, по церковному обычаю, после освящения мира из него в каждый сосуд с новоосвященным миром добавляется немного древнего, пополняющегося, в свою очередь, новым миром, чтобы этот источник никогда не иссякал. После освящения миро передается во все епархии, приходы и обители Русской Православной церкви, в России и зарубежом. Хранится св. миро всегда на престоле в алтаре.





error: Контент защищен !!