Реалистические рассказы горького. Реалистические рассказы горького Реалистические и романтические произведения горького

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности - с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода - романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье «О том, как я учился писать»: «Итак, на вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня «томительно бедной жизни» и потому, что у меня было так много впечатлений, что «не писать я не мог». Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную жизнь» вымыслы, выдумки… а по силе второй причины я стал писать рассказы «реалистического» характера…»

В центре ранних произведений писателя - конфликт сильной личности и всего остального мира, который нельзя не признать типично романтическим. В этом конфликте автор, безусловно, на стороне сильной личности и придает ей все основные атрибуты романтического характера: гордость, одиночество, неугасимое стремление к свободе. Таков, например, Макар Чудра в одноименном рассказе. Он - вольный цыган, независимый и гордый. Идеал человека для Макара - странник, познающий мир в своих странствиях: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!»

Идеальный романтический герой всегда находится в противоречии с миром, с существующим порядком вещей. В легенде о Лойко и Радде, которую рассказывает Макар Чудра, сталкиваются две сильные личности. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами собственной гордости, они готовы отдать за свободу жизнь, ею они не станут жертвовать даже ради людей, которых любят. В своих ранних рассказах М. Горький изображал босяков - «бывших людей», отвергнутых обществом, потерявших все. В этих рассказах, безусловно, присутствуют реалистические тенденции. Они проявляются, во-первых, в беспощадном разоблачении того общественного порядка, который выталкивает из жизни далеко не самых худших людей. Так, Челкаш в одноименном рассказе обладает «кипучей нервной натурой», однако она не находит в этом мире иного проявления, кроме воровства и пьянства. Во-вторых, в этих рассказах «бывшие люди» изображены действительно людьми. Здесь Горький следует одному из главнейших канонов реализма: искать и находить Человека в любом человеке, даже самом «маленьком» и забитом. В этом плане ранняя проза М. Горького безусловно противостоит пессимизму, отчаянию, цинизму, показывает, что в каждом человеке таится огромный запас сил.

Романтические и реалистические тенденции переплетаются в горьковском восприятии природы. С одной стороны, как часто бывает в реалистических произведениях, природа выражает сущность характера героя. Не случайно, например, Челкаш чувствует себя свободным только в море, а умирающий Ларрасмотрит в небо. Этим подчеркивается гордость и одиночество героев. С другой стороны, как в произведениях романтиков, природа тесно связана с душевным состоянием героев. Море в рассказе « Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» изменяются по ходу развития сюжета: если в начале произведения природа спокойна, то во время столкновения героев начинается гроза или буря.

Точка пересечения романтических и реалистических тенденций в раннем творчестве М. Горького - дума писателя о Человеке. Человеке, призвание которого, как пишет М. Горький, - «новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты, и - уважения к людям!»

Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи. Революционная ситуация

90-900-х годов придавала ему особую значительность, усиливала его воздействие на демократиче­ские слои общества, обнажала революционный заряд в произведе­ниях молодого писателя.

С первых своих шагов в литературе Горький неутомимо искал силы, способные освободить парод. Именно поэтому в основе его эстетической программы лежало страстное желание возбудить в людях действенное отношение к жизни.

Ранняя героическая романтика Горького пробуждала смелые, сильные, свободные чувства и мысли, которые неизбежно сопутствуют всякому революционному перевороту.

Постоянно подчеркивая свое стремление «возбудить у читателя более активное отношение к действительности», Горький усиленно работал и «в направлении критики русской действительности».

Это прекрасное свидетельство того, что в основе как романти­ческих, так и реалистических произведений ощутима единая в сво­ей основе направленность борьбы с буржуазным порядком во имя свободы человека. В реалистических рассказах Горький показал конкретных носителей социального зла и их жертвы, вскрыл по­роки общественного строя, основанного на эксплуатации, а в ро­мантических легендах и сказаниях выразил устремленность в свет­лое будущее, создал образы самоотверженных борцов за идеалы свободы.

Близость и различие романтического и реалистического циклов в раннем творчестве Горького связаны с поиском нового положительного героя и формированием нового метода в литературе.

Критически и творчески относясь к традициям русской литера­туры, Горький использовал в своем творчестве также опыт миро­вой классики, в которой ему особенно близкими были образы геро­ических борцов за свободу, беспокойных, мятежных протестантов. В этом плане весьма знаменателен повышенный интерес Горького к Пушкину, Лермонтову, Байрону, Шиллеру.

Естественно, что подобное тяготение к поэтам, воспевавшим вольнолюбивые стремления человека, возникло у Горького под воздействием веяний начавшегося в стране общественного подъе­ма. Но все же было бы неправильным утверждать, что уже в те годы Горький находил в действительности прототипы для своих положительных героев. Он еще не имел реальной возможности в 90-е годы воплотить в обобщенном реалистическом типе черты че­ловека, только еще выходившего на арену борьбы за свободу. «Горький на заре своей литературной деятельности,- справедли­во пишет Б. Михайловский,- видел лишь положительные начала, пробивающиеся в той или иной среде, находил лишь относитель­но, ограниченно положительных героев».

В этом разрезе приходится рассматривать иные рассказы Горь­кого о людях из народа, некоторые рассказы о босяках. Люмпен-пролетариат, взятый как социальная группа, никогда не был по­ложительным героем Горького и не мог выражать его революцион­ных надежд.

Но, вслушиваясь в рокот нарастающего протеста среди народ­ных «низов», Горький находил его проявления у некоторых людей из мира «отверженных», «отщепенцев» и охотно опоэтизи­ровал их (Челкаш, Мальва)».

Предчувствие человека-борца приняло в раннем творчестве Горького форму романтического утверждения. А. В. Луначарский так определил суть романтизма Горького, противостоящего темной и тяжкой жизни: «Горький начал строить мосты от ужасов дейст­вительности к светлому будущему. Таким мостом является для него протест, борьба, и он стал рано и жадно искать вокруг себя людей, являющихся выразителями этой активной силы и могущих, по выражению Нила («Мещане»), «месить жизнь по-своему». B первый период своего творчества Горький особенно много создает легенд и сказаний. Таковы «Макар Чудра», «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «О Чиже, который лгал, и о Дятле - лю­бителе истины». Не все героико-романтические образы легенд и сказаний несут революционный заряд, но все они противопостав­лены образам смиренных и добропорядочных мещан.

Уже в первом рассказе «Макар Чудра» герой его, старый цы­ган, отрицает самые основы такого существования, которое обре­кает человека на рабское прозябание. «Что ж,- он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понят­на? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и вес тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

Старый цыган исповедует жизнелюбивую философию свободы и счастья; активная натура, он не принимает проповеди смирен­ной христианской морали.

Дороже всего для него свобода. В подтверждение своих взглядов Макар Чудра рассказывает о любви двух молодых цыган. Пре красная Радда и мужественный Зобар сильно любят друг друга, но стремятся сохранить свою свободу.

В ранних рассказах Горький не дает портрета своих героев, а старается подчеркнуть яркую внешность в целом, намеренно ги­перболизируя ее.

Вот Чудра описывает Лойку:

«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем».

Такие краски сродни народному эпосу, богатому сравнениями.

Иногда Горький использует другой художественный прием. Он как бы прерывает повествование, очарованный красотой героини, выражая к ней свое отношение. Например, о внешности Радды старый Чудра говорит так: «В ней, этой Радде, словами и не опи­шешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сы­грать, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

В рассказе «Макар Чудра» сказались главнейшие особенности художественной манеры писателя - эмоциональная напряжен­ность действия, яркая контрастная живопись, романтическая при­поднятость в описании героев.

«Валашская сказка» продолжает тему возвышенной романти­ческой любви. Фея и чабан горячо любят друг друга, но фея пол­ностью отдается своему чувству, в то время как чабан не может принести в жертву любви свободу, властный голос которой зо­вет его.

Лучше смерть, чем рабство, утверждают романтические герои Горького. Так, гибнет юноша Марко («Легенда о Марко» явилась составной частью сказки «О маленькой фее и молодом чабане»). Од­нако эти трагические концовки, по существу, оптимистичны, потому что утверждают силу человеческой воли, веру в человека, в его ра­зум, неистребимую жажду свободы. Человек здесь показан не как побежденный, задавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния,- он творец жизни, и сила его возвышенных, великих чувств такова, что жизнь должна восторжествовать и над смертью.

В 1892 году Горький создает поэму «Девушка и Смерть», где в аллегорической форме говорится о всепобеждающей силе чело­веческой любви.

Горький говорил, что вряд ли он что-либо напишет так стройно и красиво, как рассказ «Старуха Изергиль». По художественному совершенству этот рассказ - один из лучших произведений писа­теля. По поэтическому звучанию, по художественному колориту он наиболее близок рассказу «Макар Чудра». Однако и художествен­но и идейно рассказ «Старуха Изергиль» более значителен и позво­ляет говорить о последующем творческом развитии писателя.

Синтез романтического и реалистического начал в творчестве М. Горького 1890-

того же года написан рассказ «Емельян Пеляй». В этих произведениях наметились две

основные тенденции раннего творчества Горького: романтическая и реалистическая.

Романтическая связана с поисками героического образа, а реалистическая - со стремлением

показать «свинцовые мерзости» жизни. В начале 1890-х годов написан целый ряд

произведений, в которых романтическое начало преобладает: «Макар Чудра», «Девушка и

смерть», «О чиже, который лгал…», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Для них характерна возвышенная лексика, патетичность изображение героя в

экзотической обстановке, гиперболизированная образность, богатство метафор,

напряженность действия. В центре - героические личности, смысл своей жизни они видят в

освобождении и утверждении человеческого достоинства.

В 1890-е годы Горький создавал и реалистические произведения. Их центральный

герой - босяк (нищий, человек, принадлежащий к низшим слоям общества), в котором

Горький стремился увидеть живую человеческую душу. Можно сказать, что Горький

поэтизирует босяка, потому что видит в нем свободную личность. В рассказе «Челкаш»

(1895) противопоставлены две психологии. Челкаш - босяк, зарабатывает, занимаясь

контрабандой. Он - свободный человек, что символизирует и морская стихия, которой он не

боится. Гаврила - крестьянин, он приехал заработать денег, и в его понимании свобода - это

прежде всего свобода финансовая. Горький с презрением относится к крестьянину, и Челкаш

в его рассказе оказывается нравственно выше Гаврилы.

В дальнейшем Горький начинает понимать, что босячество - далеко не идеал («В

степи», «Бывшие люди», «Проходимец»). Тематика его произведений становится более

разнообразной. Создаются рассказы о несчастном детстве («Нищенка», «Дед Архип и

Лёнька», «Убежал», «Сирота» и др.), появляется тема рабочего класса, причём Горького

интересуют не просто «угнетённые» рабочие, а «задумавшиеся» о своей жизни («Озорник»,

«Супруги Орловы»), в рассказах о деревне Горький создаёт негативные образы крестьян,

воспринимая их не как труженников, а как жестоких собственников («Емельян Пеляй»,

очерк «Вывод»). Присутствует в рассказах Горького и тема интеллигенции, отношение к

которой неоднозначно. Горький одобрительно относится к революционной интеллигенции

(«Маленькая»), но часто изображает интеллигентов как людей трусливых, пошлых,

трясущихся над деньгами («Варенька Алёсова», «О чёрте»).

«Фома Гордеев» (1899) - это реалистическая повесть о становлении и развитии

русской буржуазии и о различных путях, которыми пойдут её представители.

Русский капитализм существовал недолго (с конца 1870-х). Его представляли два

поколения. Первое - «накопители». Это, как правило, люди из народа, которые пробились

благодаря своему уму, смекалке, жестокости. Состояние многих из них построено на крови.

В повести несколько типов таких накопителей. 1) Игнат Гордеев; он был простым бурлаком,

а стал владельцем нескольких барж. Это душа страстная, мятущаяся, одарённая, но не

находящая достойного применения. 2) Яков Маякин - хитрый и прагматичный. Его

хозяйствование основано на психологии подавления других людей («Или ты всех грызи, или

лежи в грязи»).

Фома Гордеев относится ко второму поколению. Но он отщепенец купеческого рода.

Горький подробно и психологически обоснованно воссоздаёт историю жизни Фомы. Фома

предстаёт как человек неразвитый, живущий преимущественно инстинктами. После смерти

отца он рано становится хозяином, но психологически не готов к этому. В нём зреет

презрение к людям и недоумение перед их жадностью. Фома не находит себе места среди

людей своего класса и бунтует. Его помещают в психиатрическую лечебницу, а Яков

Маякин прибирает к рукам его имущество. Таким образом, бунт души неразвитой

оборачивается полной духовной деградацией, на которую, по мнению Горького, обречено

всё русское купечество.

Если цель первого поколения русских капиталистов - заработать деньги, то их дети

стремятся получить власть. Тарас Маякин, сын Якова, - студент Петербургского

университета, сослан за участие в студенческих волнениях. Раскаявшись, он возвращается к

отцу и становится купцом. Одноклассник Фомы Африкан Смолин, получив образование в

Англии, возвращается с желанием наладить производство на западный манер. В борьбе

второго поколения русских купцов за политическую власть Горький видел истоки будущей

революции и одновременно предвидел несостоятельность этих начинаний. В повести «Фома

Гордеев» он прослеживает проявления непостоянства русского национального характера, его неразвитость, трудности становления новых капиталистических отношений и

Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности - с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода - романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье «О том, как я учился писать»: «Итак, на вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня «томительно бедной жизни» и потому, что у меня было так много впечатлений, что «не писать я не мог». Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную жизнь» вымыслы, выдумки… а по силе второй причины я стал писать рассказы «реалистического» характера…»

В центре ранних произведений писателя - конфликт сильной личности и всего остального мира, который нельзя не признать типично романтическим. В этом конфликте автор, безусловно, на стороне сильной личности и придает ей все основные атрибуты романтического характера: гордость, одиночество, неугасимое стремление к свободе. Таков, например, Макар Чудра в одноименном рассказе. Он - вольный цыган, независимый и гордый. Идеал человека для Макара - странник, познающий мир в своих странствиях: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!»

Идеальный романтический герой всегда находится в противоречии с миром, с существующим порядком вещей. В легенде о Лойко и Радде, которую рассказывает Макар Чудра, сталкиваются две сильные личности. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами собственной гордости, они готовы отдать за свободу жизнь, ею они не станут жертвовать даже ради людей, которых любят. В своих ранних рассказах М. Горький изображал босяков - «бывших людей», отвергнутых обществом, потерявших все. В этих рассказах, безусловно, присутствуют реалистические тенденции. Они проявляются, во-первых, в беспощадном разоблачении того общественного порядка, который выталкивает из жизни далеко не самых худших людей. Так, Челкаш в одноименном рассказе обладает «кипучей нервной натурой», однако она не находит в этом мире иного проявления, кроме воровства и пьянства. Во-вторых, в этих рассказах «бывшие люди» изображены действительно людьми. Здесь Горький следует одному из главнейших канонов реализма: искать и находить Человека в любом человеке, даже самом «маленьком» и забитом. В этом плане ранняя проза М. Горького безусловно противостоит пессимизму, отчаянию, цинизму, показывает, что в каждом человеке таится огромный запас сил.

Романтические и реалистические тенденции переплетаются в горьковском восприятии природы. С одной стороны, как часто бывает в реалистических произведениях, природа выражает сущность характера героя. Не случайно, например, Челкаш чувствует себя свободным только в море, а умирающий Ларрасмотрит в небо. Этим подчеркивается гордость и одиночество героев. С другой стороны, как в произведениях романтиков, природа тесно связана с душевным состоянием героев. Море в рассказе « Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» изменяются по ходу развития сюжета: если в начале произведения природа спокойна, то во время столкновения героев начинается гроза или буря.

Точка пересечения романтических и реалистических тенденций в раннем творчестве М. Горького - дума писателя о Человеке. Человеке, призвание которого, как пишет М. Горький, - «новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты, и - уважения к людям!»

    Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше...

    Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний. Особенно...

    Максим Горький - литературный псевдоним А.М.Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего...

    Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А.М.Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь...





error: Контент защищен !!