Колокола спасской башни. Древнерусские часы спасской башни

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне) , которые установлены на московского Кремля, - наверняка, самые известные башенные часы в Российской Федерации (России).

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского - Василия - их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от .

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель - монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Когда появились часы с курантами на Спасской башне, точно неизвестно. Саму башню выстроили к 1491 году под руководством зодчего Пьеро Солари. Произошло это во время правления государя Ивана III.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов - мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов - мастер-литейщик.

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом - нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше - в устроенном восьмерике.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час - один удар, второй - два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру - 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

… чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен … более чем на 10 верст.

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля - иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года , пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года - в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Нынешние Кремлевские куранты установили в период с 1851 по 1852 годы. Механизм изготовили голландцы - братья Бутеноп, чьи мастерские располагались на Мясницкой улице, 43. Для благозвучия звона и более точного воспроизведения мелодии, к имевшейся уже звоннице добавили 24 колокола, которые демонтировали с Троицкой и Боровицкой кремлевских башен.

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии - «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Часы на Спасской башне после Октябрьской революции

2 ноября 1917 года во время обстрела московского Кремля из артиллерийских орудий, снаряд угодил прямо в циферблат, при этом перебив одну из стрелок и разрушив механизм их вращения. Часы стали!

Восстановительные работы начались лишь в августе 1918 по личному указанию Ленина. Сначала обратились в часовые фирмы Рогинского и Буре, но отказались от их услуг из-за неподъемной цены. За работу решил взяться Николай Беренс, который работал в Кремле слесарем. Он знал этот механизм, так как его отец работал мастером у братьев Бутеноп и передал сыну свои знания.

Беренс приступил к работе вместе с художником Михаилом Михайловичем Черемных, который занялся новой партитурой для боя курантов. С большим трудом был изготовлен полутораметровый маятник весом в 32 килограмма, взамен поврежденного, изготовленного из свинца с нанесенной позолотой.

В сентябре 1918 часы на Спасской башне вновь запустили. В перезвоне курантов зазвучали «Интернационал» (в полдень) и «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (в полночь).

В 1932 году провели очередную реконструкцию: отремонтировали часы; заменили циферблат; цифры, обод, а также стрелки покрыли позолотой, израсходовав, в общей сложности, 28 килограммов благородного металла. В качестве звона оставили только фрагмент «Интернационала», который звучал и 12, и в 24 часа.

С 1938 года мелодия курантов прекратила звучать, оставили лишь ежечасный и четвертной короткий перезвон. Такое решение приняла специальная комиссия, которая признала звучание неудовлетворительным из-за изношенности механизма.

В 1941 году «Интернационал» вновь проигрывался на Спасской башне при помощи специального электро-механического привода. Правда, просуществовал он совсем недолго.

В 1944 году Сталин приказал настроить куранты и в качестве перезвона установить музыку нового гимна Советского Союза, автором которого был Александр Васильевич Александров. Работа не заладилась, и куранты Спасской башни Кремля замолчали на долгие годы.

В 1974 году провели крупную реставрацию с остановкой часов на 100 дней. Тогда разобрали и отреставрировали весь часовой механизм, заменили изношенные детали, смонтировали систему автосмазки, но куранты так и не зазвучали - до них руки просто не дошли.

В 1991 году приняли решение на Пленуме ЦК КПСС о восстановлении кремлевских курантов, но вопрос встал из-за нехватки 3 колоколов, необходимых для воспроизведения гимна СССР.

К вопросу вернулись в 1995 году, но Союз уже распался, а гимном новой России стала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки.

В 1996 году, в день инаугурации Бориса Николаевича Ельцина, после 58-летнего молчания, куранты вновь зазвучали. Недостающие для тона колокола заменили металлические била. Теперь в полночь и полдень исполнялся гимн, а каждую четверть - фрагмент оперы «Жизнь за царя» все того же композитора Глинки.

Последняя на сегодняшний день реставрация пришлась на 1999 год. Помимо восстановительных работ был изменен звон с прежнего гимна на новый, утвержденный 8 декабря 2000 года.

Интересные факты о кремлевских курантах

И напоследок, несколько слов об устройстве механизма часов и курантов на Спасской башне Кремля.

  • Общий вес - 25 тонн.
  • В приводе часового механизма используются три разновесные гири от 160 до 224 килограмм.
  • 32-килограммовый маятник длиной 1,5 метра обеспечивает точность хода часов.
  • Диаметр четырех циферблатов, расположенных с четырех сторон башни, равен 6, 12 метров.
  • Длина минутной и часовой стрелок - 3,27 и 2,97 метров, соответственно.
  • Высота цифр - 72 сантиметра.

Механизмы хода, боя четвертей и боя часов расположены на отдельных уровнях с 7 по 9 этажи. Над ними, на открытой площадке, защищенной высоким шатром, расположены 9 колоколов для отбоя четверти и большой колокол для отбоя часов. Кстати, часовой отлит еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным.

Колокола, из-за разности размеров, могут издавать звуки в диапазоне от низкого баса до дисканта. Вес - от 320 до 2160 килограммов. В ансамбле курантов сохранились колокола, относящиеся и к 1702, и к 1628 году, отлитые в Амстердаме.

Часы на Спасской башне (кремлевские куранты) заводят дважды в сутки - в полдень и в полночь. Для этих целей используются три электромотора - отдельно для каждого из механизмов (систему внедрили еще в 1937 году). Перевод стрелок производится только вручную.

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге:

На Спасской башне Московского кремля стояли странные часы совершенно невероятной конструкции. Это древние славянские часы, часы тартарские, которыми пользовались повсеместно и по-видимому многие века.

Часы Тартарии

Если поискать информацию про первые русские часы, то наткнемся на википедию, на статью о часах на Спасской башне.

Возможно что некоторые с удивлением узнают о необычных русских часах не похожих на современные и даже начнут гуглить дальше и найдут много для себя сюрпризов.

Первые русские часы. Официальная версия.

Считается, что часы в Москве впервые появились в 1404 г. Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича, недалеко от Благовещенского собора.

Первое документальное упоминание об этих первых часах находим в Лицевом Летописном своде (Троицкой летописи). Сама летопись приводится Карамзиным в томе 5 Истории государства Российского. Названа летопись по имени Троице-Сергиева монастыря, где хранилась. Написана полууставом XV в. на пергаменте. Обнаружена в библиотеке монастыря в 1760-х гг. академиком Петербургской АН Г. Ф. Миллером. Сгорела во время московского пожара 1812. Возможно, является списком свода митрополита Киприана 1408.

"В лето 6912 князь великий Василеи Дмитриевич замысли часник и поставие на своем дворе за церковью за святым Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно , страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухещрено. Мастер же и художник сему бяше некоторые чернец, иже от святыя Горы пришедыи, родом Сербин, именем Лазарь. Цена же сему бяше вящьше полувтораста рублев."

Итого, переняли часовое дело сразу и как есть, и начали строить после кремля такие-же повсеместно.

Но, читаем "История науки и техники" ч. 2, У/П Автор А. А. Шейпак:

"Первые московские часы были изготовлены монахом Лазарем Сербиным в 1404 году по заказу князя Владимира Дмитриевича сына Дмитрия Донского. Этот инок прибыл в Москву с Афона где находилось несколько православных монастырей, расспостранявших византийскую культуру среди славян. Они были установлены в одной из башеннок белокаменного Кремля , недалеко от того места где сейчас находится Благовещеннский собор. Часы эти были устроены особенным образом . Обыкновенно в в часах вращается стрелка, а циферблат остается неподвижным. Тут же было наоборот: циферблат вращался, а неподвижной оставалась стрелка. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького солнца с лучами, которое было укреплено на стене над циферблатом. В довершение того, на циферблате, было обозначено не 12 часов как обычно а целых семнадцать ."

Стоп! Может автор А. А. Шейпак ошибся? Или он на сайт "История России" не заходит? Может у него сомнения закрадываются по поводу самого "Лицевого летописного свода" найденным "светилом российской истории" с "незапятнанной" репутацией Г. Ф. Миллером?

Шейпак Анатолий Александрович - организовал кафедру «Электротехника, теплотехника, гидравлика и энергетические машины».

Доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской Академии Транспорта, профессор и действительный член Международной Академии Наук Сан-Марино, член Международной Академии Наук и Искусств, член научно-методического совета по механике и председатель научно-методической комиссии по гидравлике Федерального агентства по образованию.

Автор свыше 200 печатных работ: 3 монографии, 11 учебных пособий (1 с грифом Минобразования, 2 с грифом НМС), один учебник (с грифом УМО), 8 типовых и примерных учебных программ), сорок изобретений (20 из них используются в промышленности). 35 статей и докладов на научных конференциях издано за рубежом.

"В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» - куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления , они показывали дневное время - каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов , остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа ."

О реставрированных после пожара 1654 года часах как одной из достопримечательностей Москвы того времени писал австрийский посол А. :

"Главные часы к востоку на Фроловской башне, над Спасскими воротами, близ большой торговой площади или рынка, возле дворцового моста. Они показывают часы дня от восхода до захода солнца. В летний солнцеворот, когда бывают самые длинные дни, часы эти показывают и бьют до 17, и тогда ночь продолжается 7 часов. Прикрепленное сверху к стене неподвижное изображение солнца образует стрелку, показывающую часы, обозначенные на вращающемся часовом круге. Это самые богатые часы в Москве".

Augustin Meyerberg; 1622-1688) - австрийский барон, путешественник и дипломат. Сообственно рисунок часов сохранился в его альбоме "Альбомъ Мейерберга Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг. "

Возможно ли, что господин Шейпак спутал Выраченые часы 17 века с установленными в 15 веке? Странно, но такая ошибка часто встречается.

Был еще историк Иван Егорович Забелин написавший книгу "Домашняя жизнь русских царей".

Иван Егорович Забелин (17 сентября 1820, Тверь - 31 декабря 1908 , Москва) - русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы.
Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук (1884), почётный член Императорской Академии наук (1907), инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.

В его книге, читаем следующее:

"Мы не знаем, какой конструкции была механика этих часов. Указные, или узнатные, круги или колеса, т. е. циферблаты, устраивались только с двух сторон, одно в Кремль, другое в город, и состояли из дубовых связей, разборных на чеках, укрепленных железными обручами. Каждое колесо весило около 25 пудов. Средина колеса покрывалась голубою краскою, лазорью, а по ней раскидывались золотые и серебряные звезды с двумя изображениями Солнца и Луны. Очевидно, что это украшение изображало небо. Вокруг в кайме располагались указные слова, т. е. славянские цифры, медные, густо вызолоченные, всего 24 , между ними помещались получасные звезды, посеребренные. Указные слова на Спасских часах были мерою в аршин, а на Троицких – в 10 вершков. Так как в этих часах вместо стрелки оборачивался сам циферблат , или указное колесо, то вверху утверждался неподвижный луч, или звезда с лучом вроде стрелки, притом с изображением Солнца."

Забавно, не правда ли, что описание часов полностью сходиться кроме той детали, что в книге говорится о 24 цифре а на картинке к тексту их 16!!!

Эта картинка настолько похожа на рисунок Мейерберга, что я сначала решил, что это она и есть, но посчитайте буквы!

Случайно ли число 13 вдруг пропущено? Именно пропущено так как дальше по славянскому счету идет 14, 15, 16, 17.

Все это очень странно и кажется вся эта пляска с количеством часов в сутках старых русских часов не от незнания а намеренное искажение правды.

Староверы, точнее называющая себя "Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов" говорят что считается день по 16 часов в сутках.

"Час - разделен на 144 части, часть - разделена на 1296 долей, доля - разделена на 72 мгновения, мгновение - разделено на 760 мигов, миг - разделен на 160 сигов, сиг - разделен на 14000 сантигов.
День - сутки, изначально был разделён на 16 часов.
Неделя - 9 дней. Дни называются: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Инглинги считают эти названия реконструкцией, приводя в качестве аргументов цитаты из сказок П. Ершова.
Месяц - 40 дней (чётный) или 41 день (нечётный). Всего 9 месяцев: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет."

Даже можно на форумах найти как на базе обыкновенных часов сделать старые русские . Но, тут 16 часов и 13 на своем месте а не так как в в книге Забелина и не 17 как у Мейерберга.

Они утверждают что их часы настоящие старинные и никакого отношения к "русским часам" спасской башни не имеют.

По поводу 17 и 24 часов есть такое объяснение:

"На этих "старых" часах нет деления на 17. Там также 24 часа в сутках. Эти часы показывали попеременно дневное и ночное время. В зависимости от числа и месяца количество "дневных" и "ночных" колебалось от 7 до 17. Т.е. например, зимой было 7 "дневных" и 17 "ночных" часов. В марте 12 "дневных" и 12 "ночных", а в мае 17 "дневных" и 7 "ночных". Всего, все равно, 24 часа в сутках. В-общем, это такие же часы, что и сейчас, только показывающие еще дневную и ночную продолжительность суток))".
...То есть, если, к примеру, весной в какой-то период времени 14 ночных темных часов, а оставшиеся 10 - дневные, такой циферблат должен был крутиться (стрелка же неподвижна) до цифры 14, а потом прокрутиться назад на цифру 1 и с нее снова считать уже дневные часы."

Казалось бы данное описание все объясняет и вопросов тут нет. Но не много ли несоответсвий то тут то там чтобы закрывать тему?

Еще одна странность заключается на мой взгляд в том, что бытует утверждение, что отсчет в русских часах шел против часовой стрелки как сейчас, но все существующие картинки это никак не подтверждают. Буквы должны в этом случае идти справа налево по кругу а не слева направо как в случае с вращающимся циферблатом так и в версии со стрелками.

Но, как бы то ни было, сколько было часов в сутках это же важно! Часы на Спасской башне (пока продолжим говорить только о них, для простоты) не игрушка, не модный девайс! Конечно, опять все русские дикие и тупые и часы первые видите-ли нам иностранец построил и конечно же монах.

Но с чего это вдруг он решил установить систему которую никто никогда и нигде до этого не использовал?

Прямо та же история, что и с Кириллом и Мефодием! Вам не казалось странным, что два монаха зачем-то изобрели славянам азбуку а не взяли просто и не дали греческие буквы "дикарям"? И почему Лазарь ставит часы не как у всех, а все делает ровно наоборот?

  1. Не стрелка крутится а циферблат.
  2. Крутится циферблат в противоположную сторону (то есть против часовой стрелки как принято сейчас).
  3. 17 часов видимо все таки в сутках и никаких не 24.
  4. Часы астрономические, час в зависимости от времени года и местоположения.

Надо же понимать, что часами этими люди пользовались, они по ним жили, так воспринимали мир и время. Это не шутки!

Позвольте еще немного из книги "Домашняя жизнь русских царей":

"Кстати, сообщим несколько подробностей о башенных часах, которые были совершенно необходимы во дворце из-за многочисленности живших и работавших там должностных лиц, крупных и мелких, обязанных или явиться, или приготовить что ко времени, к назначенному часу. Употребление карманных, или зепных,часов в то время было весьма незначительно, частью по их редкости и дороговизне, потому что русского часового производства почти не существовало и русские мастера карманных часов были такой же редкостью, как и самые часы русского производства; а к тому же и немецкие часы, которые все-таки достать было легче, хоть и задорого, по своему разделению времени не соответствовали русским и, следовательно, были неудобны для употребления. Русские часы делили сутки на часы дневные и на часы ночные, в зависимости от восхода и заката солнца, так что в минуту восхода на русских часах бил первый час дня, а при закате – первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество дневных часов, а также и ночных постепенно изменялось следующим образом, как записано в тогдашних святцах."

Часы были не диковина какая-то. Были они необходимы и ими пользовались. Хочется только спросить, а что за границами дворца часы не были так необходимы? А в других городах?

Все авторы замечают, что часы были неточные, некоторые говорят даже о том, что они и вовсе не были механическими, а поворачивали круг часовщики руками.
Грубость же работы выводят из самой идеи что русские такие бестолковые, что день мерили по световому дню и час был не фиксированный.

А что если это было миропонимание, а не простая блажь? Как трудно привыкнуть к переводу на летнее и зимнее время сейчас, какая низкая производительность труда в темное время суток знает каждый, даже когда просто пасмурно работа уже не та. Человек - это часть природы а не машина, почему же мы считаем, что нам подходит машинный отсчет времени на часы минуты и секунды, искусственно созданные часовые пояса и законодательные переходы на зимнее-летнее время?

Были ли примитивными якобы первые русские часы если механизм умел мерить время в зависимости от дня а не подкручивался вручную часовщиками? Хоть многие и предполагают, что часовщики подводили каждый день часы то так то сяк вручную, но это ли не бред? Зачем тогда вообще вешать часы?

Сами же неоднократно заявляют, что часы европейцев, даже карманные, не были такой уж диковинкой, но и в 17 веке продолжают ставить часы на русский манер даже на главной площади страны.

Так же, весьма не охотно говорят и о том, что часов было много по России. Больше же говорят о часах Московских а не Русских - Horologium Moscoviticum как о какой-то диковинке на вроде часов в советском магазине игрушек "Детский Мир".

"Действительно, в конце XVI ст. в 1585 г., башенные часы стояли уже на трех воротах Кремля, с трех его сторон: на Фроловских, или Спасских, на Ризположенских, ныне Троицких, и на Водяных, что против Тайника, или Тайницких.
Часы стояли в деревянных шатрах или башнях, специально для этой цели достроенных на воротах. При каждых часах находился особый часовник, а при Ризположенских даже двое, которые наблюдали за исправностью и починками механики. В начале XVII ст. упоминаются часы и на Никольских воротах. В 1624 г. старые боевые часы Спасских ворот были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю, а вместо них построены новые, в 1625 г., англичанином Христофором Галовеем, который для этих часов тогда же выстроил над воротами вместо деревянного высокий каменный шатер в готическом вкусе, украшающий ворота и до сих пор. При этом русский колокольный литец Кирило Самойлов слил к часам 13 колоколов. Часы, следовательно, были с перечасьем, или с музыкой."

Русских часов было много

Часы на Спасской башне были не единственные. И остальные часы были исполнены, наверняка, по тому же принципу. Европейские часы не пользовались спросом не из за цены, а потому, что они были другие, их не использовали на Руси, народ, люди мерили жизнь и понимали время по другому.

По свидетельствам нидерландского путешественника Н. Витсона (60 годы 17 века), у русских «часов мало, а где таковые имеются, там вращается циферблат, а стрелка стоит неподвижно: она направлена вверх, показывая на цифру вращающегося циферблата ...».

То, что в Лицевом Летописном своде говорится о 12 часах много может сказать и о самой его достоверности в целом. Тут и истории с монахам Лазарем можно и нужно усомнится. Не представляю себе как в 15-ом веке ставится одна система а в 17-ом выдумывается совершенно якобы невиданная доселе другая! А потом эта другая, как бы неудобная и неточная заменяется опять на прежнюю. Это не просто история о часах, это серьезное дело!

То и дело говорят о часах на спасской башне дабы сложилось впечатление, что они были уникальны и единственны в своем роде. Не с целью показать что на Руси счет времени был другой, а что якобы получается наоборот, поставлены однажды по глупости, лишь бы не как у всех. Сами часы путают, то ли в 15 веке то ли в 17 то ли на Спасской башне то ли во дворе князя а то на одной из башенок белокаменного кремля. Вся эта болтовня уводит внимание от главного, делает сам факт наличия таких часов как бы курьезным, как единичный случай ничего не говорящем о той настоящей истории, о том как жили наши предки.

Поскольку самих часов не сохранилось, достоверной информации нет, авторы строят свои предположения на основании документов сохранивших указания о ценах на часы, количестве часовщиков, оплаты мастерам итд. Делают исходя из них выводы о плохом качестве и неудобстве самой системы.

Только в 1705 г. по указу Петра Спасские часы переделаны, «против немецкого обыкновении, на 12 часов», для чего еще в 1704 г. он выписал из Голландии боевые часы с курантами за 42 474 рубля. Но это в Москве, а сколько еще оставалось по России в пользовании русских часов?

Петр Первый и куранты

Немного света на всю эту чехарду догадок и противоречащих друг другу фактов проливает история с заменой древних русских часов.

В 1705 г. по указу Петра Спасские часы переделаны , «против немецкого обыкновении, на 12 часов», для чего еще в 1704 г. он выписал из Голландии боевые часы с курантами за 42 474 рубля.

Посмотрим опять как это выглядело раньше. Итак, было:


На что я хочу обратить внимание - на утверждение что часы "переделаны" или как еще пишут "заменены".

Простите, у меня или глаз нету, или это просто наглая ложь. Не переделаны и не заменены, а выдраны, уничтожены, стерты из памяти, а место установки заложено кирпичом. А сверху присобачили знакомые нам сегодня куранты. Которые, кстати, по размеру даже не влезают, должны быть немного меньше, да и не в стиль с самой башней если хоть чуть-чуть приглядеться. Циферблат не вписывается в арку, а закрывает ее скрывая под собой ее части. Нахлобучили по-быстрому и всех делов.

Даже колонны по бокам арки пришлось подломить, одни пеньки остались. Все это явно говорит о том, что были заказаны часы не специально, а куплены первые попавшиеся в спешке. А что может быть за спешка? Стояли- стояли несколько веков часы на башне и вдруг раз!?

Правда сейчас, это даже не те голландские часы, а в 1770 году их заменили английскими курантами, что кстати, много говорит о их качестве, простояли меньше 70 лет в отличие от старой системы. Кстати в 17 веке бычoк (4 года) или 40 трехсаженных бревен и 1 большой прибойный гвоздь стоили 1 рубль (Из книги Мельниковой А.С. "Булат и Злато"). У меня нет информации по 18 веку но, можно даже на этом примере представить что такое 42 474 рубля.

Я не любитель острых высказываний, стараюсь больше предполагать или лучше поставить лишь вопрос перед читателем чтобы он решил сам.
Но, елки-палки. Какое переделывание!?

К слову, с обратной стороны, такая же пустая арка c таким же окошком. Нижний циферблат старинных часов был на две стороны, а верхняя часть, где сейчас куранты - на четыре стороны! Вся Россия эту картинку каждый год видит в ночь трансляции поздравления страны пРезидентом, мало кому понятно правда с чем, но еще меньше тех, кто задумывается над пустотой в арке на Спасской башне.

Разгребая "факты" не мог отделаться от ощущения, что важная информация затирается а выпячивается всякая ерунда. Как будто специально бесконечные детали о том кто сколько рублей получил или потратил, да какое сукно, да сколько часовщиков, да в каком году. Вся эта кажущаяся на первый взгляд, важная статистика яйца выеденного не стоит, мало того, что одни и те же события от автора к автору скачут во времени и перевираются, да еще и толку то в них никакого нет.
Не о устройстве часов, не о их принципе работы, не о количестве таких же ни у кого нет не малейшего представления, а только догадки. И все это обильно перемешано с рассказами что в таком-то году был пожар, а в таком то году переделали часы, а то ли установили новые и опять сняли и сделали другие. Все это для отвода глаз, хочу я вам заявить. Чтоб сам черт ногу сломал. Увести от главного. У нас была своя древняя система счета времени и свои часы!

Понятно, что Россия у ней особенная стать и ее аршином общим не измерить. Но, в то время как везде стараются беречь древнее наследие, сохранять по возможности любую мелочь, не разумно ли было бы оставить, пусть устаревшие, пусть вышедшие из строя часы, они же даже как декоративный элемент, украшение очень хороши! Оставить для потомков, чем выламывать, продавать их на лом и ставить первое-попавшееся даже не подходящее по размеру убожество.

Я понимаю, что есть и было больше и более важных проблем, но вся эта история с русскими часами в примере с Спасской башней не иначе как сокрытие правды и явное злостное вредительство.

Дополню еще одним рисунком вида Кремля из сочинений Таннера (1678 г) где якобы башня на воротах с искусно сделанными часами есть только почему-то там стрелки! Не говоря о том, что выше, там где сейчас куранты, часов вообще нет.

Хотя вот, пожалуйста, у Олеария все на местах.

Ну и вот, 1800ые, и то что стало после указа П1:



С той частью часов, что занимала место нынешних курантов, старорусских до голландских, вообще мне до сих пор не понятно. По рисунку я насчитал 12 делений и там какие то похоже зодиакальные знаки, видимо это месяца. Стрелок там не видно, не известно была ли эта часть статической, декоративной, что вряд ли, но может быть, или имела механизм.

Получается, у Таннера или не Спасская башня или явный подлог, так как даже причислить рисунок к более позднему не удается. Все равно часы не на своем месте.Можно предположить, что под видом Фроловской(Спасской) башни, возможно, нам подсовывают Троицкую, но сравнив Таннера с Олеарием видно что это одна и та же башня. Даже ракурс на рисунке тот же и купола церквей внутри Кремля совершенно совпадают.

Кстати, на Троицкой, как нетрудно заметить, часы то же раньше были, а теперь, как на Спасской пусто, голые кирпичи да окошко.Причем, как и на Спасской, там две арки под часы и будет не лишним предположить что украшены они были такой же парой русских часов как и Спасская.

Халтура

На вручении государственной премии 2011 года В. Молотков, реставратор часовщик музея Эрмитаж сказал:

"В России сложилось так, что русские люди часы выкидывали. Потом приехали немцы. Понимаете, немцы – люди аккуратные, они сделали вывески в Москве, в Петербурге «Чиним часы» и написали ещё по-немецки, потому что, может быть, и иностранцы были в этих городах. По-немецки старые часы – это «alte Uhren». Когда у барина часы останавливались, он звал дворецкого и говорил: вот часы встали, отнеси-ка их халтурщику. Дело в том, что «альте урен» звучит как «халтура»." [ Стенограмма ] [ Видео ]

Результаты немецкой починки мы хлебаем и по сей день. Вот такая вот она - халтура.

Итог

Еще не понятно? Путанно? Если поставить все обратно с головы на ноги - то станет все ясно. Эти часы и их строй четко соответсвует с древней системой счета -Шестнадцатиричной системе счисления. Ведь число "16" пришло к нам из глубин истории как основное, базовое число.

1 аршин равен 16 вершкам (71,12см). Это мера длинны, как вы понимаете.
1 осьминник равен 1/8 десятины (мера площади), а 1/8 -как раз часть целого числа, равного 16.
1 пуд равен 16 килограммам, но тут нужно говорить ещё о некоторых особенностях русской шкалы весов. Дело в том, что пуд делится на фунты, а их 32! (2х16). Фунт, состоит из лотов, где лот равен шести золотникам по 32 доли каждый. А одна доля (самая мелкая единица измерения словян) ровняется 0,0444 современного грамма!

Вся система мер, счета, времени это единая система. Забегая вперед скажу, применительно к часам - часы не просто были на башнях а они были на КАЖДОЙ башне, на сооружениях которые мы называем храмами, а точнее - звонницами. И слово час - не от церковной службы, а наоборот церковная служба от часа. Я все вам подробно расскажу и покажу.

Продолжение следует...

Куранты Спасской башни Московского Кремля - вероятно, самые известные башенные часы России. Сейчас, когда у каждого прохожего есть наручные часы или современный смартфон, они уже не играют особой роли в цели определения времени, но остаются узнаваемым символом Москвы и России.

Современные Кремлёвские куранты были изготовлены в 1851-1852 годах на фабрике братьев Иоганна и Николая Бутенопов - известных московских фабрикантов датского происхождения.

Стороннему наблюдателю они известны в виде 4 циферблатов - по одному на каждой стороне , но на самом деле представляют собой сложный и чётко отлаженный механизм. Циферблаты имеют лаконичный и контрастный внешний вид: на чёрной окружности в золотом обрамлении размещены позолоченные цифры и стрелки. Детали могут похвастаться внушительным размером: диаметр циферблатов составляет 6,12 метра, высота цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метра, длина минутной стрелки - 3,27 метра. Общий вес курантов - 25 тонн.

Часы на Спасской башне умеют отбивать время и проигрывать мелодии (поэтому их и называют курантами). В 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 куранты исполняют гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 - мелодию хора "Славься" из оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя". В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, после чего большой колокол отбивает часы. Кроме того, в 15, 30 и 45 минут каждого часа происходит перезвон - 1, 2 и 3 раза соответственно.

Устройство курантов

Кремлёвские часы полностью механические: движение стрелок на всех четырёх циферблатах происходит благодаря единому часовому механизму, который занимает 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещён на 9 ярусе и включает 4 заводных вала: один - для ведения стрелок, второй - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей, четвёртый - для игры курантов. Вал ведения минутной стрелки проходит сквозь пол на 8 ярус, где распределяется на 4 циферблата, позади каждого из которых находится отдельный механизм для передачи вращения от минутной стрелки к часовой. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 килограммов, точность хода обеспечивает 32-килограммовый маятник. Завод часов (подъём гирь) осуществляется дважды в сутки с помощью электродвигателей.

Бой часов осуществляется благодаря музыкальному узлу, расположенному под шатром башни. В звоннице расположен 1 большой колокол, отбивающий часы (2160 килограммов), и 9 четвертных колоколов (320 килограммов); бой происходит благодаря ударам молотка, соединённого с часовым механизмом. Мелодии курантов звучат благодаря музыкальному механизму: внутри башни расположен медный барабан, усеянный отверстиями и штифтами в соответствии с запрограммированными мелодиями. При вращении барабана штифты нажимают на клавиши, связанные с тросами, которые идут на звонницу; теоретически, на барабане можно запрограммировать любую мелодию, но ритм исполнения курантами будет отставать от оригинала.

История курантов

Впервые часы на Спасской башне могли появиться ещё в 16 веке: существуют документальные подтверждения, что в 1585 году при Спасских, Тайницких и Троицких воротах Кремля несли службу часовщики. О самих часах мало что известно, кроме того, что в 1624 году они были проданы на вес Спасо-Преображенскому монастырю в Ярославле; вес часов составил около 960 килограммов.

Вместо проданных часов на Спасскую башню уже в 1625 году установили новые, изготовленные по проекту механика и архитектора шотландского происхождения Христофора Галовея (Кристофера Галлоуэя). Часы отличались особо извращённым (во всяком случае, по современным меркам) строением: отсчитывали отдельно дневное и ночное время, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами, при этом стилизованная под Солнце стрелка оставалась неподвижной - вращался сам циферблат. Количество дневных и ночных часов изменялось в зависимости от сезона. Цифры и буквы размером в аршин (~0,7 метра) были покрыты золотом, а середина циферблата - голубой глазурью; голубое поле было заполнено стилизованными золотыми и серебряными звёздами и содержало изображения Луны и Солнца. Циферблатов было 2: один в сторону Кремля, второй - к Китай-городу. С помощью специального механизма и 13 колоколов часы умели играть музыку - по факту это и были первые куранты Кремля.

Спустя год после установки часы Галовея сгорели при пожаре, но мастер их восстановил.

В 1705 году по указу Петра I часы были заменены на новые, купленные в Амстердаме: на этот раз часы были сделаны на немецкий лад, с обычным циферблатом на 12 часов. К сожалению, голландские часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. Столицу перенесли в Петербург, и восстанавливать часы никто не стал.

В 1763 году в Грановитой палате (ВНЕЗАПНО!) обнаружили большие куранты английского производства, которые решили установить на Спасскую башню, для чего в 1767 году в Москву был приглашён немецкий мастер Фатц. В установке, которая заняла в общей сложности 3 года, участвовал также русский мастер Иван Полянский. В 1770 году часы пошли и заиграли; по воле немецкого мастера куранты были запрограммированы на проигрывание немецкой песенки "Ах, мой милый Августин". В 1812 году часы были повреждены пожаром и остановились, однако, в течение 2 лет были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым и работали вплоть до 1851 года, когда их потребовалось заменить ввиду крайней обветшалости.

В 1851-1852 году на заводе российских фабрикантов датского происхождения Иоганна и Николая Бутенопов были изготовлены современные куранты. Использовав некоторые старые детали и применив к ним самые передовые на тот момент технологии, братья создали новые часы: вместо старого дубового корпуса появился новый чугунный, колёса и шестерни были сделаны из специально подобранных сплавов, которые могут выдерживать перепады температуры и высокую влажность, появились новые циферблаты и стрелки. Для проигрывания курантами мелодий был установлен музыкальный механизм, включающий барабан с отверстиями и штифтами; чтобы мелодии отыгрывались более точно и насыщенно, на Спасскую башню установили 24 дополнительных колокола с и Боровицкой башен - общее количество колоколов на башне достигло 48. По выбору императора Николая I куранты стали исполнять "Марш Преображенского полка" и гимн "Коль славен наш Господь в Сионе".

Советская эпоха для курантов началась печально: в ноябре 1917 года при штурме Кремля большевиками часы были сильно повреждены снарядом, перебившим механизм вращения стрелок. В течение года Спасские часы стояли, пока в 1918 году Владимир Ленин не распорядился их восстановить. Для реконструкции курантов большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но отказались от их услуг из-за высокой цены, и восстановить часы поручили работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу, который был сыном мастера с завода Бутенопов и разбирался в их устройстве. Беренс привлёк к работе своих сыновей Владимира и Василия, и в тот же год они смогли запустить часы, однако, не разобрались в музыкальном устройстве курантов. Для работы с музыкальной частью пригласили художника и музыканта Михаила Черемных, который разобрался в строе колоколов и по желанию Ленина набрал на игральный вал курантов революционные гимны: теперь Кремлёвские куранты играли "Интернационал" и похоронный марш "Вы жертвою пали". В 1932 году часы отремонтировали, заменив старые циферблаты, стрелки и цифры на новые - в общей сложности на них ушло 28 килограммов золота; изменения коснулись и репертуара курантов: из мелодий оставили только "Интернационал". В 1938 году куранты замолчали из-за износа музыкального механизма, который теперь лишь отбивал часы и четверти; в 1941 специально для исполнения "Интернационала" был смонтирован электро-механический привод, который впоследствии был демонтирован, и куранты молчали вплоть до 1990-х годов. В 1974 году часы отреставрировали (для этого потребовалась их остановка на 100 дней), механизм был разобран и обновлён, но музыкальная его часть осталась нетронутой. В 1991 году советское правительство решило возобновить игру курантов, но оказалось, что на башне из 48 колоколов осталось всего 10, и для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов; чуть позже идея полностью потеряла актуальность ввиду распада Советского Союза.

Возобновление работы курантов произошло в 1995 году: после 58 лет молчания они стали играть "Патриотическую песню" Михаила Глинки и мелодию хора "Славься" из оперы "Жизнь за царя" того же автора. Последняя крупная реставрация курантов прошла в 1999 году: внешний вид часов освежили, а вместо "Патриотической песни" была запрограммирована мелодия гимна Российской Федерации, утверждённого в 2000 году.

Таким образом, современные куранты - уже пятые по счёту часы, установленные на Спасской башне.

А ещё по Кремлёвским курантам в России принято встречать Новый Год: бой часов символизирует его наступление. Интересно, что большинство россиян уверены, что Новый Год начинается, когда куранты совершают первый или последний удар часового боя, но на самом деле это не так: он наступает , который предваряет часовой бой.

Кремлёвские куранты расположены на Московского Кремля. Добраться до башни можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

К ремлевские куранты - это башенные часы с набором настроенных колоколов, издающих бой в определенной мелодической последовательности, установленные на одной из 20 башен Московского Кремля. Ранее эта башня носила название Фроловской, а сейчас Спасской, названой в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади. Башня выходит на Красную площадь и имеет парадные проездные ворота, которые считались святыми. А в шатровом верхе башни, выстроенном русским мастером Баженом Огурцовым, установлены главные часы Российского государства, знаменитые кремлевские куранты.

История древних Спасских курантов неразрывно связана с историей Кремля и уходит в далекое прошлое. Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики. Были ли эти часы первыми или нет точно не известно, но от них ведется отсчет.

По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Часы были непривычного для нас внешнего вида с одной неподвижной стрелкой в виде луча солнца чуть выше циферблата. Под ней вращался циферблат со старославянскими буквами, обозначающими цифры: А- единица, В - двойка и так далее. Обозначений было 17, в соответствии с максимальной продолжительностью дня в летний период.

Механизм часов представлял собой диковинно сплетенные зубчатые колеса, канаты, валы и рычаги. При Спасских часах на службе состояли часовщики, которые следили за механизмом и перенастраивали его. На заре и на закате циферблат поворачивали так, чтобы стрелка приходилась на первый час - А, и счет часов начинался сначала. Для того чтобы знать, какой длины день, а какой - ночь, часовщикам выдавались таблицы - деревянные бирки, в которых все было отмечено. Задачей часовщика-смотрителя была неукоснительно следовать этим таблицам и вовремя переводить циферблат часов на дневное и ночное время, а так же осуществлять их ремонт в случае неполадок.

Часам на Спасской башне уделялось особое внимание поскольку считали их главными. Но несмотря на это, частые пожары повреждали детали башенных часов, а механизм часов часто выходил из строя. После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством английского механика и часовщика Христафора Галовея, русскими кузнецам-часовщиками семейства Ждан были изготовлены новые, более крупные часы.

Для этих часов были отлиты русским литейщиком Кириллом Самойловым 13 колоколов. Чтоб установить новые часы, башня была надстроена четырьмя ярусами. На древнем четверике Спасской башни, под руководством Бажена Огурцова, был надстроен арочный пояс из кирпича с белокаменными резными деталями и украшениями. А на внутреннем четверике был возведен высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. На 7,8,9 ярусах установили новые главные часы государства. На 10-ом ярусе расположились колокола в количестве 30 штук для перезвона, который был слышен более чем на 10 верст.

Часы имели старорусский счет времени, а механизм состоял из дубовых связей, разборных, скрепленными железными обручами. Благодаря специальному механизму, часы время от времени отзванивали определенную мелодию, они и стали первыми российскими курантами. Диаметр циферблата новых часов составлял около 5 метров, весил 400кг и был собран из тяжелых дубовых досок. Вращался у этих часов циферблат, а неподвижная стрелка была сделана в виде луча солнца. Стрелка размещалась над циферблатом, указывая как ночное, так и дневное течение времени. Внутренний круг циферблата был покрыт голубой лазурью и изображал небесный свод, по которому были разбросаны золотые и серебряные звезды, изображения солнца и луны. Цифры обозначались славянскими буквами, а циферблат назывался «указательный словесный круг» (узнатный круг). Буквы были изготовлены из меди и покрыты золотом. Циферблаты, развернутые в разные стороны, были разделены на 17 делений и размещались в центральной киле видной арки арматурного пояса над древним четвериком. Вверху на стене, по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа, остатки которых до сегодняшних дней сохранились под существующими циферблатами часов.

Часы Христафора Галовея были меньше современных приблизительно на метр. Точность хода непосредственно зависела от обслуживающего их часовщика. После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий он распорядился заменить английский механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами, однако, не смотря на все усилия, часы часто ломались и не долго радовали москвичей своим перезвоном. В тот период часы вызванивали «ассамблейные танцы». Там же были устроены и колокола, выбивавшие «пожарную тревогу».

Голландские часы имели 4-е заводных вала: 1-ый для часового механизма; 2-ой для боя часов; 3-ий для боя четвертей часа; 4-ый для исполнения мелодий. Валы приводились в движение гирями. После грандиозного пожара 1737 года Петровские часы были сильно повреждены. Тогда сгорели все деревянные детали Спасской башни, а Вал для курантов был испорчен. Как следствие колокольная музыка более не звучала. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург. Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно.

Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.

Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание - мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта. Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 компания «Братья Бутеноп», известная установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевкого дворца, взялась за исправление Спасских курантов и поручила изготовление новых часов искусным русским мастерам. По рисункам опытного архитектора Тона были переоборудованы внутренние убранства Спасской башни. В новых часах использовались детали от старых часов и все наработки часового дела того времени.

Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпинсации конструкции Гаррисона.

Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны, для которых были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной стрелка еще на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас.

Также компанией «Братья Бутеноп» был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, часы которых не работали к тому времени (16 с Троицкой и 8 с Боровицкой), доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий. Бой часов достигался при помощи ударов специальных молотков по поверхности нижнего основания колокола. Сам музыкальный механизм состоял из барабана диаметром полтора метра, в середине которого закреплено зубчатое колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных в самом верхнем ярусе Спасской башни. На игральный вал часов, по именному повелению государя императора Николая Павловича, была набраны мелодии гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» (музыка Дмитрия Бортнянского) и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен. Новые куранты вызванивали над Красной площадью каждые три часа, а мелодии имели важное идеологическое значение и звучали вплоть до 1917 года. В 12 и 6 часов марш лейб-гвардии Преображенского Полка, а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш господь в Сионе».

В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Один из снарядов попав в часы перебил стрелку, повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились, и практически год были неисправны.

В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. Поскольку Беренс не смог настроить музыкальное устройство Спасских часов, по указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии. В соответствии с пожеланием Ленина в 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали....»(в честь похороненных на Красной площади). В 1918 году комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию на Красной площади. Первым в 6 утра звучал «Интернационал», а в 9 часов и 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали». Через некоторое время куранты перенастроили. В 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа «Вы жертвою пали».

В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, который впоследствии демонтировали.

В 1944 году был принят новый гимн СССР на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова, и Г.Г. Эль-Регистана. В связи с этим, по указу И.В.Сталина пытались наладить куранты на отзванивание нового гимна, но по неизвестной нам причине этого так и не произошло.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами.

В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли. В полдень и полночь колокола стали исполнять «Патриотическую песню» М.И. Глинки, а каждые 3 и 9 часов утра и вечера мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М.И. Глинки. Выбор песни был не случаен, «Патриотическая песня» с 1993 года по 2000 год была официальным гимном России. Для реализации этого проекта потребовалась научно-исследовательская работа, проведенная специалистами НИИчасопром. В результате работы были прослушаны записи перезвона колоколов на Спасской башне дошедшие до наших времен. В разное время, колоколов было до 48 шт., был выявлен тон каждого из 9 уцелевших колоколов. После чего стало понятно, что их не хватит для нормального звучания выбранных мелодий, необходимы еще 3 колокола. По специальной спектральной записи звучания каждого недостающего колокола, были изготовлены новые.

Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Кремлевские куранты в наше время располагаются в шатровом завершении Спасской башни и занимают 8, 9, 10 ярусы. Основной механизм размещен на 9-ом этаже и находится в специально отведенной комнате. Он состоит их 4 заводных валов, на каждый из которых возложены определенные функции. Один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и еще один - для игры курантов. Каждый механизм приводится в действие тремя гирями весом от 160 до 220 кг, натягивающими тросы. Точность хода часов достигается благодаря маятнику, весом 32 кг. Часовой механизм соединяется с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-ом ярусе звонов, и состоит из 9 четвертных и 1 колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов около 320 кг, часового - 2160кг.

Бой часов достигается при помощи ударов молотка, соединенного с механизмом каждого из колоколов. В начале часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играет 1, 2 и 3 раза. Сам музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, усеянного дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Его вращает гиря весом более 200кг. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. В полдень и полночь исполняется гимн Российской Федерации, а в 3, 9, 15, 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Мелодии между собой сильно отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна, а во втором - две строчки из хора «Славься».

Сегодня мы видим на Спасской башне Красной площади те куранты, что восстановили братья Бутеноп в 1852 году. С момента появления на Спасской башне, часы постоянно реконструировались в связи с развитием прогресса в той или иной области механики, материаловедения и прочих наук. До 1937 года часы дважды в сутки заводили вручную, а потом этот процесс был механизирован, благодаря 3 электродвигателям подъем гирь для завода, производился не прикладывая больших усилий. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200кг, а в зимний период этот вес увеличивают. Профилактический осмотр механизма осуществляется каждый день, а раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется дежурным часовщиком и специальным прибором. Механизм смазывается 2 раза в неделю, при этом применяют летнюю или зимнюю смазку. Механизм часов исправно работает более 150 лет. Это символ не только Кремля, но и всей России, который как и в былые времена, отмеряет ход истории страны.

Подавляющее большинство россиян считает,что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Но это не так.

Новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов,

то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года

Такое заблуждение было связано с тем, что россияне путали сигналы точного времени, передаваемые по радио (где начало шестого сигнала означало начало нового часа) с боем курантов Спасской башни.

Кремлёвские куранты установлены на Спасской башне Московского Кремля, занимают 8-10 ярусы и выходят на четыре стороны башни.

Диаметр циферблата - 6,12 метра, высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки 2,97 метра, минутной —-3,27 метра.

Всего на Спасской башне было трое часов

Первые часы на Спасской башне

На существование часов ещё в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В 1613—1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами — буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

Вторые часы на Спасской башне

В 1705 году по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов (Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Однако, голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили. В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 году был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 году кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 года они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы. В феврале 1813 года часовщик Яков Лебедев написал в своем докладе, что механизм часов разрушен и предложил отремонтировать их своими коштом и материалами его рабочими людьми. Получив разрешение на проведение работ с условием, что он не испортит механизм Лебедев приступил к восстановлению. В 1815 году часы были запущены, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов. Однако, время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 года значится:«Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки,…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.»

Третьи часы на Спасской башне

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 годах на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца. Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 года. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни. Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя. Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий. Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром - Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером - молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом. После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. В условиях обстановки в Советской России 1918 года с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади)

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа — «Вы жертвою пали…»

В 1932 году был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат — точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным.Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 году предупреждали братья Бутенопы: «проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 году куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный. В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 году. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 году Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 году. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки. В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году. Куранты стали исполнять государственный гимн России.





error: Контент защищен !!