В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? Итальянский гуманизм эпохи возрождения

Существенным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования.

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников). Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного.

Место человека в мире очень точно обозначил итальянский философ и гуманист того времени Пико дела Мирандола, который говорил, что в центре мироздания он ставит человека, чтобы оттуда ему было удобно обозревать все, что есть в мире. Человек, созданный по «образу и подобию» Божьему, способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой и литературы, и живописи, и скульптуры. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.

Становление и развитие ренессансной культуры являлось процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью. Итальянское искусство Возрождения прошло несколько этапов. Первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе, наметившиеся во второй половине XIII века - начало XIV в. получили название Проторенессанс – переходная эпоха между средневековьем и собственно Возрождением;

    Раннее Возрождение – период с середины XIV в.до 1475 г.;

    Зрелое, или Высокое, Возрождение – последняя четверть XV – начало XVIв.;

    Позднее Возрождение -XVI – начало XVII в.

Самыми яркими, талантливыми выразителями Итальянского Возрождения:Данте Алигьери, Никколо Макиавелли и Джованни Боккаччо.

Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье. Неизвестно, где будущий поэт учился, но сам он считал полученное образование недостаточным, поэтому уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, творчества античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию, считая его своим учителем и «вождем».

Когда Данте было всего 9 лет, в 1274 г., произошло событие, ставшее знаковым в его судьбе, в том числе творческой. На празднике его внимание привлекла сверстница, соседская дочка - Беатриче Портинари. Десять лет спустя, будучи замужней дамой, она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию. Книга под названием «Новая жизнь» (1292), в которой он стихотворными и прозаическими строками рассказал о любви к этой молодой женщине, безвременно скончавшейся в 1290 г., считается первой автобиографией в мировой литературе. Книга прославила автора, хотя это был не первый его литературный опыт, он начинал писать еще в 80-ых.

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта. Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная». Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался. «Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику.

Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье.

Политическая биография Никколо Макиавелли ведет отсчет от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию.

В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его как республиканца на год выслали из города, а в следующем году арестовали как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.

С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвященных политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом - в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство.

Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения - новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».

В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 22 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.

Крылатое выражение «человек это звучит гордо» стало частью русского языка благодаря пьесе Максима Горького «На дне», написанной в 1902 году. Эти слова являются частью знаменитого монолога Сатина, ключевого персонажа пьесы. Однако примерно за 400-500 лет до премьеры «На дне» под этими словами с радостью подписались бы многочисленные деятели Ренессанса. Гуманизм эпохи Возрождения сконцентрировался именно на идее о достоинстве, величии и почти безграничном могуществе человеческой личности. Так что гуманисты эпохи Возрождения действительность верили в то, что человек это звучит гордо, величественно и прекрасно.

Улучшение человека – дело рук самого человека

Термин «гуманизм» является одним из наиболее часто употребляемых по сей день. Однако современное его значение, включающее в себя наделение человека комплексом неотъемлемых прав и свобод и их защита, не совпадает с исконным гуманизмом эпохи Возрождения. Гуманисты того времени говорили прежде всего о познании человеческой личности во всей полноте его природы. С их точки зрения в течение более чем тысячелетнего Средневековья человеческая личность была фактически забыта и унижена. В центре картины мира находился Бог, именно познанию Его воли, Его ипостасей и Его «функций» была посвящена работа философской мысли, творческий потенциал художников, направленность образования и науки и так далее.

Гуманисты полагали, что тем самым было ущемлено естественное достоинство человеческой природы, из-за чего человек не был способен в полной мере проявить свои способности и таланты.

Средством к познанию и созиданию человеческой природы (для этого использовался античный термин studia humanitatis) являлись литература и искусство Древней Греции и Древнего Рима. Так как именно эта культурная традиция ставили человека в центр мироздания, так что она наиболее полно отражала антропоцентризм философии эпохи Возрождения . Чтобы познать разнообразие человеческой природы и развить в самом себе необходимые добродетели, человеку необходимо было изучать античных философов, читать древнегреческую и древнеримскую литературу, познавать шедевры античного искусства, в первую очередь скульптуры и архитектуру, совершенствоваться в словесности, то есть в ораторском искусстве и в эпистолярном жанре. Только таким образом, полагали великие гуманисты эпохи Возрождения, человек может развить в себе гибкость ума, вкус и «чутьё» к прекрасному, овладеть способностью критично оценивать действительность, тем самым правильно её оценивать и двигаться к познанию истины.

От интереса к античности – к реальной политике

Ренессансный гуманизм можно условно разделить на три основных этапа:

Человек эпохи Возрождения – идеал гуманистов

Принципы гуманизма эпохи Возрождения оказали огромное влияние на дальнейшее развитие европейской цивилизации и всего мира, прежде всего, потому, что был сформирован новый, совершенно отличающийся от средневекового, идеал человека. Несколько превратно истолкованный католический идеал человека главным достоинством считал смирение перед Божьей волей и покорность ей. Человек, ощущая свою греховность и заслуженность многочисленных испытаний и бедствий, должен был терпеливо сносить все лишения и тем самым «зарабатывать» себе посмертное Царствие Божие. Гуманисты решительно отвергли такое понимание человеческой природы.

Опираясь на античные философские идеи, они заявили, что человек это высшее и самое совершенное творение, стоящее в центре мира и являющееся царём природы.

Первоначально эти идеи во многом строились на христианском богословии, в котором человек также называется венцом творения, любимым созданием Бога, созданным по Его образу и подобию. Следовательно, утверждали гуманисты, человек никак не может и не должен быть постоянно забитым и не думающим ни о чём, кроме смирения, существом. В него заложен разум и огромные творческие способности, чем человек и отличается от всех остальных живых созданий. И он должен в полной мере использовать свой разум и творческие таланты, чтобы познавать мир, стремиться к истине и переделывать мир в соответствии с постигнутыми законами совершенства и гармонии.

Впоследствии гуманисты довольно далеко ушли от христианских корней своей философии, однако безграничное внимание к человеку осталось. Но гуманистические идеи эпохи Возрождения это не только и не столько восхваление человека, но констатация необходимости реализовать его огромный потенциал. Для этого, считали гуманисты, нужно развивать свои интеллектуальные способности, познавать мир при помощи обучения всем доступным полезным знаниям, пробовать свои силы в различных сферах творчества и деятельности, чтобы узнать, в чём состоят индивидуальные способности конкретного человека.

И, наконец, человек, обладающий развитым умом, обширными знаниями и открывший в себе свои таланты, должен непременно реализовать их на деле, постоянно двигаясь к познанию истины, помогая другим двигаться по тому же пути, используя свои способности на пользу людям. Гуманисты верили, что прямым следствием раскрытия возможностей человеческой личности будет её нравственное совершенствование – то есть всесторонне развитый человек не может не быть ещё и добрым, мужественным, сострадательным, умеренным и так далее.

Александр Бабицкий


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 2 . Реферативное изложение темы

ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2. Ранний итальянский гуманизм (Ф. Петрарка, Дж. Боккачо, К. Салютати)

4. Этическое учение Л. Валлы

1. Культурно-исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии XIV- XVI вв

гуманизм итальянский идеология мирандола

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV- XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII веке, принято называть эпохой Возрождения.

Эпоха возрождения - Ренессанс, одна из самых ярких в истории человечества. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением - прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально- политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Мишель Монтень и многие другие.

Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху истории Италии и Европы широко известны, они стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления, имея в виду всесторонний прогресс человека, отраженный в этой культуре. Выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Человеческая личность как бы перенимает на себя функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний.

Так же знаменательным событием XIV ст. в Италии было возникновение studia humanitatis, что в переводе означает « гуманитарные знания». От сюда происходит понятие « гуманизм» (лат. humanist- человечный), в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Гуманизм охватывает собой взгляды и идеи, подчеркивающие уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с развитием философского мышления, но и с исследовательской работой по изучению старых текстов. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Гуманисты являлись творцами новой системы знания, в центре которого стоял человек его предназначение. Восхваляя разум человека, гуманисты видели в разумной человеческой природе образ Божий, то чем Бог наделил человека, чтобы человек совершенствовал и улучшал свою земную жизнь.

Идеология гуманизма несла новое отношение к миру и самому человеку. Вопреки доминировавшему в предшествующие века учению Церкви о земной жизни как греховной и безрадостной гуманисты открыли многокрасочный мир действительности во всем его живом конкретном многообразии.

Важной чертой идеологии гуманизма был индивидуализм. Гуманисты проявляют страстный интерес к внутреннему миру человека, к индивидуальному своеобразию его чувств и переживаний. Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к самосовершенствованию.

Гуманисты проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Рима. В этой культуре их привлекали ее светский характер, жизнеутверждающая направленность. Она открыла гуманистом мир красоты и оказала огромное влияние на все области искусства Возрождения.

Так же гуманистов интересовали проблемы этики. Так как новая идеология означала переоценку всех человеческих действий, гуманистов волновали вопросы поведения человека в обществе.

Творцами гуманистической идеологии были ученые, врачи, юристы, учителя, художники, скульпторы, архитекторы, писатели. Они образовывали новый социальный слой- интеллигенцию. Эта категория людей, занятых умственным трудом, играла большую роль в общественной жизни того времени. Изобретение в середине XVв. книгопечатания сделало произведения гуманистов доступными более широким кругам образованных людей и способствовало усилению влияния идей Возрождения. Особой силой воздействия обладали новые идеи воплощенные в образах литературы и искусства.

Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей. Стремление к самовыражению, желание выйти за грани возможного были свойственны многим людям эпохи Возрождения. Этот массовый всплеск энергии во многом породил феномен возрожденческой культуры.

В гуманизме Италии выделяются два направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть- правитель- гражданин- человек) и в силу этого условно может быть названо гражданским: другое берет за основу человека как ценность самому по себе и по этому может быть отнесено к общечеловеческому гуманизму.

Гуманисты были уверены, что человек может стать лучше, способен изменить себя и тем самым повлиять на общественную жизнь в целом.

2. Ранний итальянский гуманизм (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, К. Салютати)

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта, гуманиста Фра нческо Петрарку (1304- 1374). Великий поэт и мыслитель, первый гуманист и первый человек Возрождения Франческо Петрарка родился вдали от родного города Флоренции в городе Ареццо, поскольку его отец состоятельный флорентийский нотариус, принадлежавший к партии белых гвельфов, в 1302году был изгнан из Флоренции и вынужден был искать приют на чужбине. В 1312году Петрарка с семьей попал в Прованс и поселился в близи Авиньона, который, как известно, в то время был папской столицей. Случилось так, что сам Петрарка провел в Авиньоне лучшие годы жизни и переселился на родину в Италию лишь в ее конце. Учился Петрарка в двух университетах - в Монпелье и в Болонье, где изучал право, но юристом становиться не собирался.

Долгие годы Петрарка провел на юге Франции (в Авиньоне с 1326г.) и Воклюзе (живописная долина около Авиньона), где в полном уединение, предаваясь чтению древних авторов, он провел четыре года. Воклюз- время расцвета его творчества, здесь были написаны почти все его сочинения, такие, например, как « Жизнь знаменитых мужей»- биографии героев Античности, начиная с Ромула; латинская поэма «Африка», за которую 8 апреля 1341году на Капитолийском холме он был объявлен « Великим поэтом и историком Италии».

Идейной доминантной творчества Петрарки стала любовь к древним, Петрарка был лучшим среди своих современников знатоком античной литературы, поэзии, философии, истории и мифологии. Он стремился уподобить свою жизнь античному образу, считая себя приемником поэтов древности и находя свой век испорченным, искал убежище в античности. Занятия античностью поглощали львиную долю его времени. Ему удалось собрать весьма ценную библиотеку античных рукописей (она включала множество сочинений, более тридцати древних авторов), он же был их первым текстологом и комментатором и смог заложить основы ренессансной классической филологии. В целом усилия Петрарки начало положили начало характерному для культуры Возрождения процессу восстановления преемственных связей с античностью.

Петрарка первым выразил основные принципы гуманизма и первым почти полностью подчинил свою жизнь занятием литературой и философией, он занимался исключительно умственным трудом. Он заложил основы новой гуманистической этики, главным принципом которой было достижение нравственного идеала путем самопознания, а так же образования, смысл которого Петрарка видел в широком овладении культурным опытом человечества. В его этике одним из основных понятий стал термин « humanitas» (человеческая природа, духовная культура). Именно он лег в основу построения новой гуманистической культуры.

Петрарка считал, что главное достоинство, возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокая образованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его « человечность». В одном из писем он писал, что « Многое весьма удивительное создал Господь… но самое удивительное из всего созданного им на земле- человек». Эта мысль о человеке владеющем могущественным разумом, и легла в основу гуманизма.

Младшим современником Петрарки был Джованни Боккаччо. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения.

Джованни Боккаччо (1313- 1375) выдающийся итальянский гуманист, ученый- филолог, поэт, прозаик. Родился в Париже, но всю сознательную жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса, как Неаполь и Флоренция. В Неаполе он провел лучшие годы своей жизни, здесь он изучал каноническое право и коммерцию, но главным его увлечением была поэзия.

Самым известным и значительным произведением Боккаччо, вершиной его творчества является сборник новелл «Декамерон» (в переводе на русский язык означает «Десятиднев»; греческое название этого сочинения в сущности было данью греческому языку, которым Боккаччо овладел одним из первых среди гуманистов) созданный в конце 40-х начале 50-х гг. Новеллы были популярны среди современников, имели колоссальный успех. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистических идей. Благородство человека (по мнению Джованни) коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести.

Наравне с выдающимися поэтами древности Боккаччо почитал Данте, поистине вернувшего к жизни омертвелую поэзию, высоко ценил книгу песен» Петрарки. Он видел в Данте и Петрарке творцов национального итальянского языка и литературы, развитию которой и сам способствовал новеллами « Декамерона».

Боккаччо смело провозгласил разрыв с лицемерной церковной моралью, реабилитировал чувственное начало человеческой природы, подчеркивал ценность индивидуальности, значение доблестных поступков личности в противовес наследуемой знатности рода.

Боккаччо был известен и как ученый-филолог. Важным вкладом Боккаччо в формирование культуры Ренессанса стало его латинское сочинение « Генеалогия языческих богов»- филологический труд, явившейся своеобразным сводом античных мифов, в котором автор выстроил своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. В целом «Генеалогия» Боккаччо стала началом гуманистического осмысления античной мифологии с позиции новой филологии.

Петрарка и Боккаччо были больше чем современники: их объединяла принадлежность к почти одинаковой общественной и культурной среде, общность филологических увлечений и художественных интересов, многочисленные аналогии в их биографии и творчестве, а во вторую половину жизни - глубокая дружба, сопровождавшаяся очень сильным влиянием Петрарки на Боккаччо, который любил и чтил основателя итальянского гуманизма как учителя и старшего брата.

Дело основателей новой культуры продолжил их младший современник и последователь Колюччо Салют ати (1331- 1406). Представитель старинного тосканского рыцарского рода, юрист по образованию (закончил факультет в Болонье), Салютати, начиная с 1375года и до конца своих дней занимал должность канцлера Флорентийской республики. Последователь Петрарки. Автор многочисленных сочинений- трактатов, стихотворений, писем, в которых развивал программу ренессансной культуры. Считал, что истинное знание дает не схоластика, а античная мудрость.

Основная заслуга Салютати - в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры. Выдвинул на первый план комплекс гуманитарных дисциплин: филологию, историю, педагогику, риторику, этику, призванных формировать нового человека, обладающего гуманизмом, который он трактовал как способность к добродетельным поступкам и достижению учености. Гуманизм не присущ человеку от рождения, это свойство приобретается в результате упорного труда. По мнению Салютати, хотя земная жизнь и дана людям богом, их собственная задача состоит в том, чтобы построить ее в соответствии с природными законами добра и справедливости.

Салютати внес заметный вклад в разработку гуманистической этики, проблемам морали посвящены его сочинения « О реке, судьбе и случайности», «О жизни в миру и монашестве», « О подвигах Геракла» и множество писем. Считая в согласии с христианской традицией земную юдоль царством дьявола, он в то же время звал к активной борьбе со злом, видел главное предназначение человека в том, чтобы собственными усилиями возвести на земле царство добра и справедливости.

3. «Гражданский гуманизм» Л. Бруни

Основоположник гражданского гуманизма был Леонардо Бруни, или как его часто называли по месту рождения, Леонардо Аретино(1370 или 1374- 1444) ученик Салютати так же, как и он, канцлер Флорентийской ресублики. Разработал концепцию республиканизма, в основе которой лежали принципы равенства, свободы и демократии. Свобода и равенство означали свободу от тирании, равенство всех перед законом. Бруни считал, что только в условиях свободы, равенства, справедливости можно сформировать совершенного гражданина.

Прекрасный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля. Написал ряд работ на моральные и педагогические темы, а так же обширную, построенную на документах «Историю Флорентийского народа» заложившую основы ренессансной историографии. Бруни оставил обширное творческое наследие, охватывавшее историю, моральную философию, политическую теорию, педагогику, филологию.

Убежденный поборник республиканского строя, страстный патриот Флоренции, Бруни стал ярким выразителем идей гражданского гуманизма, видным теоретиком гуманистической этики и педагогики. Для его политических взглядов характерна определенная эволюция. В одном из ранних сочинений - «Восхваление города Флоренции»- он обосновывает прочность республиканских порядков Флоренции, делающих ее средоточием республиканизма в современной Италии.

Леонардо Бруни исходил из тезиса античной философии о человеке как существе общественном, наиболее полно раскрывающем себя во взаимодействии с другими людьми. Отсюда и особое внимание гуманиста к проблеме отношений индивида и общества. Бруни решает ее однозначно, социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу.

Наилучшим государственным устройством он считал республику, основанную на принципах свободы, равенства и справедливости.

Нравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом- таков лейтмотив этического учения Бруни, а позже и всего направления гражданского гуманизма.

Гражданский гуманизм, начавший свой путь во Флоренции в конце 14в - первых десятилетиях 15в., безоговорочно провозгласил новый идеал человека, флорентийские гуманисты выдвинули идеал гражданина республики, преисполненного общественной активности, которая поднималась весьма широко - от семейных хозяйственных дел до участия в управлении государством. Это был идеал светской этики, опирающийся на философскую традицию античности.

Бруни считается одним из виднейших теоретиков гуманистической педагогики. Наука - философия, этика и особенно, политика- должна служить обществу. Так понимал Бруни долг ученого и смысл всего гуманистического образования.

4. Этическое учение Л. Валлы

Самым знаменитым после Петрарки философом- гуманистом можно назвать Лоренцо Валлу (1407- 1457). Яркий мыслитель, внесший неоценимый вклад в гуманистическую науку своего времени. Итальянский гуманист, родоначальник историко- филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Замечательный филолог, один из основателей метода сравнительного анализа. Считая естественным все то, что служит самосохранению, счастью человека.

Лоренцо Валла принадлежит к такому поколению итальянских гуманистов, которое вступило в творческую жизнь, в период освоения гуманизмом все новых сфер идейной жизни.

Годы молодости Валлы прошли вблизи римской Курии. В возрасте 24лет Валла пытался получить место в папской Курии, однако по причине молодости его кандидатура была отклонена. В 1431г. Валла принял кафедру риторики в университете Павии, где помимо преподавания приступил к систематическим исследованиям в области филологии, риторики, философии.

Центральное место в его философии занимает учение о человеке. Философия Лоренцо Валлы видит свой идеал в фигуре Эпикура. Развивая учение Эпикура, Валла пытается обосновать полноценность жизни человека, духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия. В его учение Валла увидел опору для обоснования новой гуманистической этики, в которой находится принцип наслаждения, который Валла сводит к удовольствиям души и тела.

Валла понимает наслаждение не так, как понимал его исторический Эпикур, который не был эпикурейцем в современном смысле этого слова. Валла понимает эпикуреизм именно как предпочтение наслаждение всем остальным человеческим ценностям, и иногда даже сожалеет о том, что у человека всего пять органов чувств, а не 50 или 500, Что бы получать наслаждения в гораздо большем объеме.

Валла стал основателем этического учения, источником которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики- это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско- томистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрения, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Валла- сенсуалист, он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности. Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др.. Наслаждение определяется Валлой, как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», и именно наслаждение объявляется « высшим благом». У Валлы высшее благо - это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Валлы встречаются такие понятия, как « личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе.

Валла является подлинным представителем эпохи гуманизма. Своими критическими работами Валла внес существенный вклад в переосмысления средневекового мировоззрения и создания предпосылок Новоевропейского знания и самосознания. В своем творчестве он воплотил идеал свободного мыслителя, для которого главным авторитетом является его собственный разум, а стимулом творчества- пытливость беспокойного ума.

5. Гуманистическая концепция Л.Б. Альберти

Итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Родился в Генуе, происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе. Учился гуманитарным наукам в Падуе и праву в Болонье. В 1428г. закончил Болонский университет, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432г.- место в папской канцелярии, где прослужил более тридцати лет. В 1462г. Альберти оставил службу в Курии и до своей кончины жил в Риме.

Леон Батиста является ярким примером универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одаренный и образованный, он внес крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель создал гуманистическое учение о человеке.

Идеальный человек, по Альберти, гармонично сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Все эти качества придают образу, созданному Альберти, черты Величия. Его идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощен в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа и других крупных мастеров.

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти- неотъемлемая принадлежность человека миру природы. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к благоразумному, устремленному к добру существованию. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основным предназначением личности, гуманист видел в творчестве.

Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора- устроителя жизни людей, творца прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти- источник душевного подъема, материальных благ и славы. Лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. Способности человека его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием VIRTU (ДОБЛЕСТЬ; СПОСОБНОСТЬ).

6. Учение о достоинстве человека Д. Пико делла Мирандолы

Пико делла Мирандола Джованни (1463- 94) итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма, юный красавец- аристократ. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Он поразил воображение современников и потомков необыкновенной ранней одаренностью и ученостью.

Пико изучал новые и древние языки(помимо латинского и греческого, так же еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

Обучаясь в Парижском университете в 1485- 86годах, ознакомился с многочисленными текстами греческих, арабских и еврейских философов. Работа с этими текстами послужила отправной точкой для разработки им собственной философской системы.

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного я. Вбирая в себя, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

В 1486году 23- летний философ составил « 900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на ученом диспуте в Риме, для участия в котором- по мысли автора- нужно было пригласить ученых со всей Европы. Специально созданная по распоряжению папы Иннокентия XIII комиссия теологов отнесла некоторые из тезисов Пико к еретическим, а после отказа автора признать правильность этих обвинений, вызвавшего резкое недовольство папы, еретическими были объявлены все тезисы. Пико вызвали в суд инквизиции, от суровых последствий которого его спасло только заступничество Лоренцо Медичи (Правитель Флоренции). Диспут не состоялся, но написанная для вступительного слова к нему « Речь о достоинстве человека» сделала имя Джованни Пико делла Мирандола широко известным в Италии и за ее пределами. « Речь» Пико стала программной в гуманистическом движении конца XV- начала XVI в.

В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании.

Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды».

Пико писал о безмерных творческих возможностях человека, о ценности и неповторимости личности, защищая право на свободомыслие, призывая к духовному развитию всех людей, независимо от происхождения и социального статуса. Разрушая божественный детерминизм средневековья, Мирандола высвобождал волю человека, награждая ее свободой, достойной земного бога.

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующими понятиями.

1) Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVI., положившее начало протестантизму,- …

2) Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея), - …

3) Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой, - …

4) Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, - …

5) Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижение счастья в земной жизни, - …

1). Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVIв., положившее начало протестантизму,- Реформация (от лат.reformatio преобразования) - общественно- политическое движение в Западной и Центральной Европе 16 века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. Это первая, еще незрелая буржуазная революция в истории.

2) . Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея),-Геоцентрическая система мира. Возникла в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, солнце и другие небесные светила обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит.

3) . Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой,- Панпсихизма (греч.pan - все и psyche - душа) - представление о всеобщей одушевленности природы. Формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира.

4) Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности,-Натурфилософия- направление науки, научной мысли, философии. Само название говорит за себя: natura -природа и fiieo и sofia -любовь к мудрости. Натурфилософия понимает окружающий мир как неделимое целое, единый организм, который развивается и окутывается сетью логичных взаимосвязей.

5) . Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижения счастья в земной жизни, - Антропоцентризм (от греч.- человек и лат. -centrum -центр). Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру вне природных, внешних ему целей. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. Это мировоззрение передает крылатое выражение: « Все для человека».

Задание 3. Заполните таблицу. 9

Учение о боге в истории философии

Понимание Абсолюта

Эпоха Средневековья с X по XVв.

Религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и затем им распоряжающейся.

Пантеизм

Эпоха Возрождения

Религиозное учение о Боге и мире. Это учение, провозглашающее, тождество мира и Бога (Абсолюта). Существо его состоит в том, что Бог у него сливается, отождествляется с человеком, с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться Сам по Себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен миру. личного Бога нет.

Эпоха Просвещения

Признает Бога, но рассматривает его лишь как Творца мира(и человека), и его законов. Бог полностью трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает. что и со стороны Бога невозможны дарования помощи и средств спасения человеку, какой- либо промысел о нем.

Задание 4. Упражнения, комментарии

Ш Установите, какие принципы организации жизни общества являются общими для социальных утопий Т. Мора, Т. Кампанеллы, и Платона .

Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Утопизм не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли. Однако черты возрожденческого самоотрицания здесь вполне заметны. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате элементарных усилий людей текущего времени. Здесь почти ничего не от возрожденческого стихийно человеческого артистизма, который доставлял такую неимоверную радость возрожденческому человеку и заставлял его находить идеальные черты уже в состоянии тогдашнего общества.

Самое большое, что было в этой области до сих пор, - это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоотверженности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного человека.

а) Первый утопист эпохи Ренессанса - это Томас Мор (1478- 1535), весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха XIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его произведение, которое вышло в 1516г. под названием «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.

На самом деле изображение утопического человека у Мора представляет собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с одним основным отличием: от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, ровно ничего не осталось. Рисуется человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка. Общество разделено на семьи, но семьи и эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных или других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Религия, вообще говоря, допускается любая, включая языческое поклонения небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или вообще монотеизм.

Семья рекомендуется столоваться не отдельно, но в общих столовых. Кроме некоторых отдельных случаев, и одежда должна быть у всех одинаковой. В этом идеальном государстве рабы тоже играют не последнюю роль. Не только утверждается самый институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства, получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны, для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются. Однако у Мора мы читаем: « Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни». Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим « духовным удовольствием». Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением. Вместе с тем у Мора выпирает на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Ясно, что все такого рода черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и сто модификация это направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.

б) другой представитель возрожденческого утопизма- Томмазо Кампанелла (1568- 1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку анти испанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602г. под названием « Город Солнца» Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде,об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю. А что, несомненно, повлияло на Кампанеллу, так, это, конечно, учение Платона в его «Государстве».

В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они - абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как токовых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явление естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут же во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения.

Тем не менее, сказать, что Кампанелла совсем не имеет никакого отношения к Ренессансу, тоже нельзя. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе следы возрожденческих воззрений. Поэтому точнее будет сказать, что тут перед нами именно модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно - политическом отношении.

Что касается отдельных деталей, то утописты Кампанеллы издеваются над такими правителями, которые при случении лошадей и собак очень следят за их породой, а при случении людей никакого внимания на эту породу не обращают. Другими словами, с точки зрения Кампанеллы, человеческое общество должно быть превращено в идеальный конный завод. « Начальник деторождения», подчиненный правителю Любви, обязан входить в такие интимности половой жизни, о которых мы здесь не считаем нужным рассказывать, причем астрология применяется в половых делах в первую очередь. Чистейший наивностью являются указания на то, что люди днем должны ходить все в белых одеждах, а ночью и за городом- в красных, причем шерстяных или шелковых, а черный цвет запрещается совсем. Такого же рода советы о труде, торговле, плавании, играх, лечении, о вставании утром, об астрологических приемах при основании городов и много других. Палачей при осуществлении смертной казни не полагается, чтобы не осквернять государства,а забивает преступника камнями сам народ, и в первую очередь обвинитель и свидетели. Солнце почитается почти на языческий манер, чотя истинное божество считается все-таки выше. Коперниканство отвергается, и небо признается в средневековом смысле.

У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Тем самым эстетически модифицированный Ренессанс обрисован в этой утопии самыми яркими чертами. Главное же-это игнорирование того стихийно человеческого и артистического индивидуализма, которым эстетика Ренессанса отличалась с самого начала. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотрицание Ренессанса, то в этом мы едва ли ошибаемся.

Энгельс относит «Город Солнца» уже к утопическому коммунизму. Но все-таки не очень точно, и поэтому в основном исследователи считают Мора и Кампанеллу родоначальниками утопического социализма. Но можно и считать Кампанеллу относящимся к гуманистическому течению, к утопическому гуманизму, придавшим, этому гуманизму невиданную доселе демократическую окраску и подлинную общечеловеческую широту.

«Город Солнца» нес на себе печать времени, и если некоторые предубеждения гуманиста не позволят отнести это произведение к «прямо коммунистическим теориям», тем не менее заслуги Кампанеллы в распространении коммунистических учений велики. Но воздавая должное этому замечательному мыслителю, который в уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества видел единственное избавление от жестокостей своего времени, не следунт преувеличивать историческое значение созданной им утопии. Конечно, и Мор, и Кампанелла были предшественниками научного социализма. Но нельзя их соединять с утопистами XIX века- Сен-Симоном и Оуэном- под общей шапкой « утопический социализм».

«Город Солнца» представляет в истории гуманизма утопическо- социалистическое учение, и это позволяет рассматривать его как неотъемлемую часть ренессансной культуры и видеть в великом калабрианце одного из великих сынов Возрождения.

Ш По данным его биографии определите имя мыслителя.

Родился в 1469г. во Флоренции, где с 1498г. и был на государственной службе. Когда в 1512г. республиканское правительство было заменено тиранией Медичи, он был изгнан из Флоренции. Испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Характеризуя свои знания, называл себя историком, комиком, трагиком. Традиционно его считают философом политики. В 1559г. все его произведения были включены в первый « Индекс запрещенных книг».- Макиавелли Никколо.

Никколо Макиавелли - общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель. Он происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов. В оригинале, вместе с тем высоко ценил Алигьери Данте, Франческо Петрарку и Джованни Боккаччо - ему были чужды педантизм гуманистов, их преклонения перед античностью.

Он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда: « Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание-1532) и др. Его сочинениями положено начало политико-правовой идеологии Нового времени.

Главным объектом изучения Макиавелли являлось- государство. Это он впервые ввел термин « государство». До него мыслители опирались на такие термины, как город, империя, королевство, республика, княжество и т.д.

На политической арене Флоренции Никколо Макиавелли появляется в возрасте около 30 лет, когда весной 1498г. избирается на должность секретаря Второй канцелярии, а затем- секретаря Совета Десяти- правительство республики. На протяжении 14 лет он выполняет множество важных политических поручений флорентийской синьории. Принимает участие в посольствах в Рим, Францию,в Германию, пишет отчеты, докладные записки, « Рассуждения», в которых затрагивает важные вопросы внешней и внутренней политики республики. Его «деловые» сочинения этого времени свидетельствуют о глубоком понимании политической обстановки в Италии и в Европе, о незаурядной наблюдательности, остроумном, аналитическом подходе к событиям современности. Этот политический опыт послужил основой его позднейших трудов в области политической теории.

Макиавелли не устраивали религиозные представления об идеальном человеке как человеке смиренном, отвращенном от реальной жизни. Он одобрял людей активных, особенно полководцев и правителей государств.

Макиавелли разрабатывает новую концепцию государства в противоположность господствовавшей в то время теократической концепции государства. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий- это интерес. Проявление его многообразны, но больше всего он проявляет себя в желании людей сохранить свое имущество, свою собственность. В этой связи Макиавелли дает рекомендации правителю: « Что-бы избежать ненависти, государю необходимо воздержаться от посягательств на имущество граждан и подданных, и на их женщин. Государь должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

Макиавелли дает политикам практические советы для достижения реальных результатов. Необходимо учитывать качество людей. По мнению Макиавелли, почти все цивилизованные люди являются беспринципными эгоистами. « Люди более склонны ко злу чем к добру».

Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний. Нужно четко отличать действительное от должного, видеть, что в жизни есть и добро, и зло.

Политика согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрение.

Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте.

Политика для Макиавелли-это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Главную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. Отсюда и содержание макиавеллизм.

Задание 5. Тестовая проверка знаний

а) «Город Солнца» 4) Томазо Кампанелла

б) «Государь» 1) Никколо Макиавлли

в) «Опыты» 2) Мишель Монтень

г) «Похвала глупости» 3) Эразм Роттердамский

2. Последним итальянским гуманистом эпохи Ренессанса является,

а)Д. Боккаччо,

б) Т. Кампанелла,

в) Л. Валла,

г) М. Фичино.

3. Философское учение, согласно которому все содержится в Боге, называется,

а) Теизмом,

б) Панпсихизмом,

в) Па нтеизмом,

г) Деизмом.

4. Идею об отсутствии во Вселенной единого, стабильного, строго фиксированного центра впервые выдвинул,

а) Галилео Галилей,

б) Николай Коперник,

в) Иоганн Кеплер,

г) Николай Кузанский.

5. Центральной идеей натурфилософии Возрождения является,

а) идеал креационизма,

б) идея божественного первотолчка,

в) идея пассивности материи,

г) идея самодеятельности материи.

6. Слова: « Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф», - принадлежат

а) Д. Бруно,

б) Л. Бруни,

в) Г. Галилео,

г) Б. Телезио.

7. Основания философии Николая Кузанского составляет,

а) неоплатонизм,

б) аристотелизм,

в) Стоицизм,

г) Атомистика.

8. Теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма, противопоставивший католической доктрине оправдания « добрыми делами» идею оправдания « личной верой», это

а) Ж. Кальвин,

б) М. Лютер,

г) у. Цвингли.

9. Культура Ренессанса зародилась

а) в Германии,

б) Англии,

в) Италии,

г) России.

10. Идеологом Реформации не был

а) И. Лойола,

б) Ж. Кальвин,

в) У. Цвингли,

г) М. Лютер.

Литература

1. Стрельник О.Н. Философия: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Изат, 2002-240 с.

2. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Издательство « Феникс». 1997. 448 с.

3. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. М.: Политиздат. 1991.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1996.

5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности эпохи Возрождения, различные мировоззрения и их характеристика. Мироощущение Николая Кузанского. Идеи Джордано Бруно. Учение о человеке пико Делла Мирадолы. Крах ренессансных надежд. Эссеистика Мишеля Монтеня. Гуманизм Уильяма Шекспира.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Определение значения терминов "гуманизм" и "возрождение". Историческая почва возникновения Ренессанса, основные лидеры эпохи: Салютати, Бруни, Браччолини. Этико-филологический гуманизм в Италии. Последовательность применения гилозоизма и пантеизма.

    презентация , добавлен 17.07.2012

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Общая характеристика эпохи Возрождения: принципы антропоцентризма и гуманизма, человеческая индивидуальность, проблема бытия. Политическая философия Никколо Макиавелли. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения и основополагающие принципы гуманизма.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI вв. Принцип антропоцентризма. Натурфилософы Возрождения. Гуманизм. Этика эпохи Возрождения. Детерминизм - взаимообусловленность. Пантеизм. Концепция человека в философии эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 16.11.2016

    Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса. Основные направления эпохи Возрождения: антропоцентризм, неоплатонизм. Основные идеи протестантизма. Гуманизм Эразма Роттердамского. Философия Николо Макиавелли. Утопический социализм Т. Мора.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    Ключевые предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения как периода перехода от Средневековья к Новому времени. Основные стадии и этапы становления эпохи Возрождения, ее отличительные и характерные черты. Главные носители идеологии Ренессанса.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Гуманизм и неоплатонизм: сравнение основных идей, наиболее известные представители, а также тенденции развития. Анализ натурфилософских воззрений эпохи Возрождения. Общая характеристика социально-политических взглядов основных философов эпохи Возрождения.

Гуманизм эпохи Возрождения зарождается вне университетов - наследников схоластического типа учености - в литературной среде. Начало гуманистического периода связано с творчеством великого итальянского поэта Ф. Петрарки (1304-1374). Своим памфлетом «О своем и чужом невежестве» Петрарка задал программу критики всей системы средневекового философского знания. Философские тексты впервые стали объектом критического историко-филологического исследования, а не вневременным источником авторитетных питат. Внимательно изучается античная культура, вырабатываются методы исторической и филологической критики античных текстов, создается литературный латинский язык.

Для гуманизма Возрождения характерен культ языка: высоко пенится правильная тональность и изящество речи, богатство языка и виртуозность раскрытия возвышенных тем. В культе языка, как показал А. Ф. Лосев, проявляется практически-жизненная направленность возрожденческого гуманизма.

Гуманисты создали новую систему ценностей , важное место в которой занимают стремление к славе, гимн красоте человеческого тела, принятие радостей земного существования, культ наслаждения и пользы. Антропология становится подлинной царицей наук. Человек рассматривается как неразрывное единство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материальное, небесное и земное - равноправные начата в человеке.

Осуществление человеком своего высокого назначения требует следования своей природе - абсолютно греховной по меркам аскетического средневекового нравственного идеала. Для осуществления заложенной Богом возможности к совершенствованию человек должен предпринимать титанические усилия, став художником-творцом своей жизни. Поэтому и совпадают в понятии «пшпапИак» значение культурной деятельности, научно-литературных занятий и значение того, что мы именуем «человечностью», выделяющей человека из мира природы. Творчество как исключительная характеристика Бога переносится на человека, что ведет к обожествлению человека.

Трактат Лоренцо Баллы «Об удовольствии или истинном благе» манифест гуманистической этики Возрождения Под видом стоицизма Ватла критикует средневековый аскетический моральный идеал. Монашеские обеты бедности, безбрачия, послушания, по мнению Баллы,- лишь проявления рабского страха перед наказанием, признаки нравственной неустойчивости личности. Правильное пользование деньгами, брак, разумное пользование свободой - не меньшие добродетели, чем бедность, безбрачие, послушание, и столь же спасительны для человека.

Высшее благо человека - удовольствие или счастье, а источник наслаждений и нашей способности к ним - Бог. Сопоставляя эпикурейскую и христианскую этику, Валла приходит к выводу об их сходстве в самой своей основе - стремлении к наслаждению - и различии лишь по содержанию нравственных предписаний. «Не к добродетели, а к удовольствию ради него самого должны стремиться как те, которые хотят наслаждаться в этой жизни, так и те, которые желают этого в будущем»,- пишет Валла.

Преимущество эпикурейской этики он видит в логической обоснованности и развитости по сравнению с немотивированностью христианской этики. Основой моральной деятельности человека является, по мнению Лоренцо Баллы, чувство самосохранения и вытекающее отсюда стремление к наслаждению. Поэтому безнравственных наслаждений не существует, а высшее благо - наслаждение от положительного удовольствия, а не эпикурейское спокойствие духа. Он жалеет, что у человека всего 5, а не 500 чувств для получения самых разнообразных наслаждений. Радость - приправа к самой жизни, которая, будучи лишена этого, кажется глупой и малоприятной.

Философской основой гуманистического периода является платонизм и очищенный от схоластических искажений аристотелизм. Ярким представителем оппозиционного томизму латинского аверроизма стал Пьетро Помпонацци. Его «Трактат о бессмертии души» (1516) явился выдающимся событием философской жизни Италии XVI в. Обоснованный в трактате вывод о смертности индивидуальной души и отрицание ее творения непосредственно Богом разрушали незыблемые опоры христианского персонализма. По мысли Помпонацци, убеждение в бессмертии души лишь понижает уровень нравственности человека, так как в этом случае человек поступает нравственно только из страха перед вечными мучениями, а страх противоречит самим основам добродетели.

К Аристотелю апеллирует Помпонацци и в трактате «О причинах естественных явлений или чародействе» (написан в 1520 г., впервые опубликован уже после смерти Помпонацци в 1556 г.). Помпонации отрицает существование и демонов, и ангелов, считая, что так называемые «чудеса» не противоречат природе и могут полу-четь естественное объяснение. Чудеса, не поддающиеся рациональному объяснению, есть результат творчества умных политиков, придумавших их для воспитания народа.

Главным центром гуманистической мысли была Северная Италия , но гуманистическое движение в той или иной мере охватило всю Европу, приобретая в каждой стране своеобразные оттенки. Большую роль в развитии Северного Возрождения сыграли яркие и разносторонние личности Эразма Роттердамского (1469-1536) и Томаса Мора (1478-1535) Эразм Роттердамский или Дезедерий поставил гуманизм на службу реформе церкви.

Основной мотив творчества Эразма - максимальное выявление морального содержания христианства, возрождение подлинного духа и простоты истины первых веков христианства. Используя методы филологической и исторической критики, Эразм осуществил новый латинский перевод Нового Завета. Он сближал античные и христианские морально-философские идеалы - так, Сократ был им фактически приравнен к Христу. Ратуя за перевод Священного писания на народные языки, Роттердамец подготавливал идейную почву для приближающейся Реформации.

Блистательный антисхоластический, сатирический памфлет «Похвала глупости» снискал ему в наше время имя «Вольтера XVI века» В этом произведении Эразм бичует схоластический формализм, догматическую религиозность, которые ставят букву христианского учения выше духа. Глупость есть также свидетельство самопротиворечивости человеческой природы. Выражая иррациональность жизни, глупость делает приятным человеческое общение; она, сама того не желая, сохраняет исходные ценности христианской веры, хотя и и искаженном виде. Весьма важным аспектом философской деятельности Эразма стала его полемика с Лютером вокруг фундаментальной для того времени проблемы свободы воли.


2.2. Гуманизм итальянского Возрождения

В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на новую связь с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanus – человеческий).

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек- творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную раннее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек – созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных святил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. 1

У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321), автор «Комедии», которую потомки выражают свое восхищение, назвали «Божественная комедия». 2

Данте, Франческо Петрарка (1304-1370) и Джованни Боккаччо (1313-1375) – знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных совершенных людей. Живопись

Раннего Возрождения представлена творчеством Баттичели (1445- 1510), создавшего произведения на религиозные темы и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а так же Джотто (1266-1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного

1 Поэты Возрождения.- М.: Правда, 1989.г.- С. 8-9.

2Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.: Просвещение,1988.г.- С. 5

типа, впервые вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения- Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями.

Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564)- скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида.

Следующий этап в культуре Возрождения – Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII вв.

Италия, родина Возрождения, стала первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияло на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. В Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно, автор знаменитого сочинения « О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идеи гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за приделы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

2.3.Выход гуманизма за приделы Италии

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации -движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без проборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер(1483-1546), 3 доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал. Что вера есть внутреннее состояние человека. Что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу

можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли. В1523 г. Он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562). 4 Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы. Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в

__________________________

3 Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия.1989.-С.329.

4 Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия,1989.-С.242

сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальной, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников.

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-16160), создатель всемирного известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», и исторических пьес.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение – «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.





error: Контент защищен !!