Проверьте себя в новых списках проверок роструда. Сроки проверок трудовой инспекции хотят уточнить Порядок проведения проверок гит

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании. Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска. Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя. Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом , — это проверочные листы. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655. Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты

  • Российской Федерации
  • Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. ТК РФ). Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона , который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля.

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.
  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав. Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма , через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.
  4. Тематические проверки. Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. ТК РФ). В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Помним об обязанностях, не забываем о правах

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора. Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника.

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке ( Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона , необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права ( Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Здравствуйте! Сегодня мы обсудим, что представляет собой проверка трудовой инспекцией, какие она выявляет нарушения, и что грозит нарушившему закон работодателю. Проверка от налоговой инспекции вторая по популярности после проверки налоговой.

Если у вас есть хотя бы один наемный сотрудник - будьте готовы , что вас будут проверять на предмет соблюдения трудового законодательства и норм охраны труда. Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Нежелательных последствий можно избежать, если знать, когда, как будут проверять, и как можно подготовиться.

Порядок проведения проверки трудовой инспекцией

Весь процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Оповещение . О плановой выездной или документарной проверке инспекция уведомляет работодателя не позже чем за трое суток, посредством отправления ему под роспись копии распоряжения о проведении проверки. Со своей стороны проверяемый вправе запросить полную информацию об органах и их служащих, которые будут осуществлять проверку, и регламент с подробным порядком контрольных мероприятий. Даже о внеплановой проверке предпринимателя обязательно должны предупредить письмом за сутки до ее начала.
  2. Проверка документов, выездная проверка трудовой инспекцией . Обычно проверка начинается с запроса копий интересующих инспекцию документов, но бывает, что первой осуществляется проверка выездная. Начинать работу инспектор должен с предъявления индивидуального удостоверения и приказа о проверке, которое вы получали ранее в качестве уведомления. Законной будет только та инспекция, которую проводит лицо, указанное в распоряжении на проведение проверки.

Максимальная длительность проверки:

  1. По итогам инспекции составляется два экземпляра акта . В редких случаях акт составляется сразу у работодателя, чаще всего для оформления документов проверяемого вызывают в инспекцию.
  2. Если инспектор обнаружит нарушения (как не печально, но происходит это в большинстве случаев), то он выдаст предписание, содержащее:
  • Описание нарушения и дата его совершения;
  • Ссылка на соответствующий закон;
  • Сроки на устранение нарушений. Если повторная проверка покажет, что нарушения так и не были устранены, предприятию грозит административная ответственность.

Согласно закону, результаты проверки можно обжаловать.

Границы дозволенного

На что же инспекторы труда имеют право, а какие действия выходят за рамки их должностных инструкций?

Подробно полномочия указаны в постановлении Правительства №875, но вот основные из них:

  1. Осуществлять проверку работодателя в любое время суток. Однако обязательным условием является наличие удостоверения и приказа;
  2. Получать бумаги и данные для проверки, причем как от самих работодателей, так и от органов федеральной или территориальной власти;
  3. Брать для анализа пробы веществ. Только если будет составлен соответствующий акт;
  4. Осуществлять расследование несчастных случаев, причиной которых могло послужить нарушение норм охраны труда;
  5. Предъявлять предписания к устранению нарушений. Даже об отстранении от работы определенных лиц. Работодатель не вправе отказываться в их исполнении;
  6. В крайних случаях направлять в суд требование о прекращении деятельности компании;
  7. Участвовать в судебном процессе в роли эксперта.

Обращаем ваше внимание на то, что в 2019 году проверки будут проходить в новом формате, который был установлен постановлением Правительства №1080 от 08.09.2017г. Полномочия и порядок действий инспекторов остались прежними. Изменения коснулись результатов проверки. Теперь они будут вноситься в проверочные листы, которые сгруппированы по темам. Один лист – одна тема.

Взять, к примеру, трудовой договор. Инспектор вправе поинтересоваться у работника, заключал ли он с компанией трудовой договор. Если выяснится, что нет, и это будет подтверждено ходом проверки – договор не предъявлен руководством компании по запросу, в проверочный лист вносится нарушение. Все выявленные нарушения должны быть подтверждены документально, чтобы потом не возникало споров – несогласий с результатами проверки.

По сути, проверочные листы представляют собой некий опросник – руководство, согласно которому инспектор задает вопросы в рамках определенной темы чек-листа, а получая ответы, требует подтвердить их документально. Всего утверждено 132 чек-листа, но это вовсе не означает, что они будут все заполнены. В каждом конкретном случае инспектор, исходя из деятельности компании, решает самостоятельно, какие применять листы, а какие нет. Что примечательно, он не вправе проверять больше, чем указано в чек-листах.

Инспекторы не могут:

  1. Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
  2. Изымать оригиналы каких-либо документов.

Основания для проверки трудовой инспекцией

Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.

Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.

Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:

  1. Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
  • Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
  • 3 года назад закончилась предыдущая проверка.

Согласно действующему на территории России мораторию на проверки малого бизнеса, до конца 2018 года попадающие под действие закона предприятия были освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией. В настоящее время Минэкономразвитие и Генеральная прокуратора, по поручению Правительства, разрабатывают поправки в законодательство, предусматривающие продление данного моратория на срок до 2022 года.

График проверок на 2019 год уже представлен на сайте генпрокуратуры.

  1. Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
  • Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
  • Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
  • Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
  • Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
  • Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
  • Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).

Что проверяет трудовая инспекция

Под проверку попадает соблюдение на предприятии любых норм трудового законодательства.

Инспектор труда вправе затребовать (и вы будете обязаны предоставить) следующие документы:

  1. Трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  2. Трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  3. Рабочий график и табель учета отработанных часов;
  4. Больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  5. График отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  6. Расчетные листы;
  7. Бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  8. Устав компании и правила внутреннего распорядка;
  9. Оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  10. Положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  11. Доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

Точный список документов для проверки трудовой инспекцией зависит от основания ее проведения.

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции

Самым частым нарушением, влекущим за собой штраф работодателю, является отсутствие всех необходимых документов.

Локальные акты обязательны для каждой, даже самой маленькой организации с наемными сотрудниками. Например, это свод правил внутреннего распорядка, положение о персональных данных работников.

Также обязательно выдавать расчетный листок (не является исключением оплата через безналичный расчет) - они не обязательно должны выдаваться под роспись, но сотрудники должны знать о своем праве – знать произведенный расчет за месяц. При желании у работодателя есть способ застраховать себя ведением журнала выдачи расчетных листков.

У работодателя в сейфе должны храниться трудовые книжки на всех сотрудников.

Зачастую работодатели допускают неточности в оформлении базовых документов. Например:

  • В не прописана ставка оплаты труда;
  • На экземпляре трудового договора (любого другого документа), принадлежащего работодателю, не поставлена подпись работника;
  • График отпусков подписан позже, чем за 14 дней до начала календарного года.

Помимо документов стоит позаботиться и о соблюдении всех норм трудового права. Очень важны своевременные аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте. Необходимы ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ.

Прочие распространенные ошибки:

  • Ежегодный отпуск разделен на мелкие части, и ни одна из них не достигает 14 дней;
  • Заработная плата ниже МРОТ;
  • Размер заработной платы указан не в российских рублях;
  • Заработная плата выдается реже одного раза в 15 дней, при этом нет письменного согласия сотрудника на подобный график выплат;
  • Наем иностранных граждан по срочному договору до окончания срока действия разрешения на работу. Чтобы избежать административной ответственности с иностранными гражданами лучше заключать стандартные бессрочные договоры.

Штрафы от трудовой инспекции

Если инспектор труда выявил нарушения, то прежде всего работодателю будет предъявлено предписание. Неустранение всех пунктов предписания может грозить приостановлением деятельности или штрафом.

В зависимости от нарушения, штраф может быть предъявлен самой компании, ее руководителю, индивидуальному предпринимателю, или ответственным лицам (это могут быть начальник кадрового отдела или главный бухгалтер), если это предусмотрено правилами компании.

Наиболее распространенные штрафы, вынесенные трудовой инспекцией в 2018 году:

Нарушение

Штраф для должностного лица Штраф для ИП

Штраф для юридического лица

Нарушение трудового законодательства

1 000 — 5 000 рублей

30 000 — 50 000 рублей

Повторное нарушение трудового законодательства 10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не имеющего на это право (например, без санкнижки), при этом сотрудник это отрицает.

10 000 — 20 000 рублей для работодателя и 3 000 — 5 000 для сотрудника

Уклонение от заключения с работником трудового договора или его неверное оформление

10 000 — 20 000 рублей 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Повторное уклонение от заключения трудового договора, заведомо неверное его оформление или повторный допуск к работе не имеющего на это права сотрудника

Дисквалификация на срок до трех лет 30 000 — 40 000 рублей

100 000 — 200 000 рублей

Нарушение требований охраны труда

2 000 — 5 000 рублей

50 000 — 80 000 рублей

Повторное нарушение охраны труда

30 000 — 40 000 рублей или дисквалификация до трех лет

100 000 — 200 000 рублей или прекращение деятельности на срок до трех месяцев

Нарушение требований проведения специальной проверки

5 000 — 10 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не прошедшего инструктаж по охране труда

15 000 — 25 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (когда таковые требуются)

25 000 — 30 000 рублей 130 000 — 150 000 рублей

Административное расследование трудовой инспекцией

Трудовая инспекция навещает предприятие с проверкой, чтобы контролировать соблюдение закона, но если инспектор проводит работу по установлению и фиксированию факта нарушений со стороны работодателя и привлечению нарушителя к ответственности согласно Кодексу РФ об административных нарушениях, то речь идет уже об административном расследовании.

Решение о начале расследования принимается самим сотрудником Роструда или сотрудником государственной инспекции труда.

Инициируется расследование в следующих случаях:

  1. В качестве итога проверки, выявившей нарушения. Но прежде чем приступать к расследованию, инспектор обязан получить объяснения подозреваемого в нарушении, показания свидетелей и потерпевших (если таковые имеются), затем официально запросить информацию для разрешения дела;
  2. В результате поступления жалобы на работодателя или сообщения, содержащего достаточно данных для подозрения работодателя в административном нарушении.

Документ о возбуждении расследования называется определение. В течение суток после его составления копия документа под расписку предоставляется работодателю и потерпевшему.

Текст определения содержит:

  1. Дата и место его составления;
  2. Ф.И.О., должность составителя;
  3. Повод возбуждения административного дела;
  4. Показания свидетелей и прочие возможные доказательства правонарушения;
  5. Соответствующая статья Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  6. Запись о разъяснении участникам расследования их прав и обязанностей.

Длится расследование не более месяца с даты возбуждения дела, вести его может как инспектор, проводивший ранее проверку, так и другой государственный инспектор труда.

Дальнейшее развитие событий зависит от итогов расследования.

Если нарушение не подтвердилось - инспектор выносит постановление о прекращении дела.

Если факт нарушения был доказан - инспектор формирует протокол об административном правонарушении. В течение 15 дней дело будет рассмотрено государственной инспекцией труда, в редких случаях (как правило, если нарушение было повторным) инспектор передает дело в суд.

Завершением расследования будет вынесение инспекцией или судом постановления о назначении административного наказания или о прекращении дела.

Вероятно, каждому работодателю приходилось пережить такое малоприятное событие как инспекционная проверка, а тем, кто еще не знает всех нюансов, рано или поздно это предстоит. В помощь руководителям и HR-специалистам - консультация-памятка от Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права «IPK Group».

Проверки органов государственного контроля могут быть инициированы по разным обстоятельствам, но требования и регламент всегда едины, и они установлены законодательством РФ.

Соответственно, результат проверки во многом зависит от того, насколько работодатель осведомлен о своих правах, насколько хорошо он владеет информацией о правилах, которые обязан соблюдать уполномоченный инспекционный орган.

В этой статье мы рассмотрим порядок прохождения проверки Государственной инспекции труда Российской Федерации (далее - ГИТ). Для начала определим ключевые требования, которые закон предъявляет к процедуре проверки организаций и инливидуальных предпринимателей государственными надзорными органами.

Вопросы, связанные с проверками трудовой инспекции регламентируются двумя основными нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Как известно, законодательство выделяет два вида проверок: плановая и внеплановая.

Плановая проверка

Такая проверка проводится в обязательном порядке государственными надзорными органами (в том числе ГИТ) с определенной периодичностью. Цель ее - выявить у юридического лица нарушения тех или иных требований закона. В рассматриваемом случае - несоблюдение норм трудового права.

Плановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При документарной проверке организация или ИП должна направить проверяющему органу необходимый пакет документов по соответствующему распоряжению. Как правило, государственный орган ограничивается документарной проверкой.

Однако законом выделяются случаи, когда может быть инициирована выездная проверка. Так, согласно статье 12 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная плановая проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и других документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • оценить соответствие деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям закона без подтверждения на месте.

В отличие от документарной проверки, выездная проверка - как плановая, так и внеплановая - проводится по месту нахождения юридического лица (ИП) и/или по месту их фактической деятельности.

Узнать, будут ли проверять вашу организацию в этом году, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ежегодный сводный план плановых проверок утверждается Генпрокуратурой и публикуется в открытом доступе в срок до 31 декабря текущего календарного года. Чтобы найти свою компанию в едином реестре, достаточно набрать в поисковой форме ИНН, ОГРН или название (фамилию ИП).

Можно ли уйти от надзора

Необходимо помнить, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением отдельных случаев - например, проверки в сфере здравоохранения).

Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать. Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исключения составляют лишь частные случаи. Например, если ранее в отношении компании было вынесено и вступило в законную силу постановление об административном наказании за грубое нарушение.

В остальных случаях, обнаружив себя в едином реестре Генпрокуратуры, субъекты малого или среднего предпринимательства вправе подать в надзорный орган заявление с обоснованным требованием исключить компанию из плана проверок.

Внеплановые проверки

В отношении внеплановых проверок дела обстоят совсем иначе. Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе - нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Трудовая инспекция принимает во внимание:

  • сведения от органов государственной власти;
  • данные из средств массовой информации;
  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запросы работников о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте.

Кроме того, обоснованием считаются:

  • приказы (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданные в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательных норм по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.

Как подтверждает практика, одним из самых распространённых поводов для внезапного визита трудовых инспекторов является жалоба работника о нарушении его трудовых прав. То есть, любое заявление работника, считающего, что его права были нарушены, поданное в соответствии с требованиями трудового законодательства, признается основанием для внеплановой проверки работодателя.

При этом необходимо учитывать, что анонимные заявления и обращения граждан не могут служить основанием для внеплановой проверки.

Полномочия инспекторов не безграничны

Важно знать об ограничениях и требованиях, которые закон устанавливает для надзорного органа при проведении всех видов проверок - как плановых, так и внеплановых.

Ограничения по продолжительности мероприятий. Любая проверка не может длиться больше 20 рабочих дней. В течение одного года общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Ограничения по срокам извещения о начале проверки . Орган муниципального контроля должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Копия распоряжения или приказа руководителя направляется заказным почтовым отправлением с обязательным уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки надзорные органы обязаны предупреждать не менее чем за 24 часа до ее начала, уведомление вручается любым доступным способом.

Проверяющий инспектор непременно запросит документы для анализа, по результатам которого будет сделан вывод, нарушает ли работодатель какие-либо нормы закона. При запросе тех или иных документов необходимо удостовериться, относятся ли они к предмету проверки. Закрытый перечень документов, которые инспектора имеют право запрашивать у работодателя, законом не установлен.

Что проверяют в первую очередь

На практике можно выделить основные документы, которые с большей долей вероятности запросит инспектор. Прежде всего, к ним относятся:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • трудовые книжки;
  • штатное расписание;
  • графики отпусков;
  • личные карточки работников;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • табели учета рабочего времени;
  • локальные нормативные акты (в первую очередь - Правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт по оплате труда);
  • приказы по основной деятельности и по личному составу.

Но, как отмечалось ранее, данный перечень документов открыт. Это означает, что инспектор вправе потребовать и другой документ, относящийся к предмету проверки. Тем не менее, для минимизации рисков первым делом надо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вышеуказанные кадровые документы.

Как действовать во время проверки

Итак, вернемся непосредственно к самой процедуре проверки. Работодателю рекомендуется:

1) потребовать предъявления служебного удостоверения должностных лиц, которые прибыли с проверкой, и убедиться, что эти специалисты имеют право действовать от имени государственной трудовой инспекции;

2) получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки*.

*Напомним, что распоряжение (приказ) руководителя проверяющего государственного надзорного органа, является основанием к проведению проверки.

При предъявлении копии данного документа работодателю следует внимательно ознакомиться с его содержанием. В частности, важно изучить:

  • правовое обоснование самой проверки;
  • список непосредственных участников проверяющей бригады;
  • срок, в течение которого проводится проверка;
  • документы, которые будут анализироваться в процессе проверки.

Следует помнить, что проверка, инициированная в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а уже начатая должна быть прекращена, если установлено:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.

3) непосредственно присутствовать во время проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

4) знакомиться с результатами и подтверждать свою осведомленность в акте проверки: в частности, выражать согласие или несогласие с выводами инспектора и отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверка завершается: что важно помнить?

Не менее внимательно следует подойти к вопросу оформления документов по окончании проверки.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место его составления;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Разумеется, контролируя составление итогового акта, крайне важно проявить предельную ответственность, и если возникнут замечания и возражения - непременно сделать отметку.

Где «спотыкаются» трудовые инспекторы

Проверяющие органы чаще всего допускают такие оплошности:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • нарушаются сроки начала или окончания проверки;
  • уведомление о начале проверки не поступает в установленный срок;
  • проверка начинается без распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа;
  • запрашиваются документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не предоставляется для ознакомления акт проверки;
  • инициируется плановая проверка юридического лица (ИП), не включенного в ежегодный план.

Любая из вышеперечисленных ошибок инспектора будет основанием для того, чтобы признать недействительными результаты проверки.

Итак, учитывая судебную и инспекционную практику, можно сделать однозначный вывод. Результат каждой проверки в очень большой степени зависит от грамотного подхода проверяющего органа и корректного оформления всех необходимых документов. По большому счету, этот результат выражается в том, будет ли работодатель привлечен к административной ответственности или нет.

Соответственно, знание своих прав, тщательный контроль действий должностных лиц, правильное оформление документов многократно увеличивает шансы работодателя выйти победителем по окончании проверки. Ведь любое отступление проверяющего органа от буквы закона может сыграть ключевую роль в вопросе привлечения к административной ответственности - особенно если учесть, что в последнее время государственная инспекция по труду привлекает работодателей к ответственности за каждый отдельный случай нарушения трудового законодательства. Таким образом, возможность обжаловать действия инспектора, который сам не соблюдает требования закона, может помочь сэкономить сотни тысяч рублей.

Александр Южалин, консультант Департамента трудового права « IPK Group », специалист по вопросам трудового законодательства

Когда на работу приходит трудовой инспектор, то это не вызывает никакого восторга у работодателя. Как правило, подобная проверка не заканчивается ничем хорошим. В этой статье Евгений Полубояров, эксперт по кадровому аудиту, соучредитель компании « Кадриум », подробно рассказывает, каким образом сегодня проходят проверки ГИТ

Риск-ориентированный подход

Работодатели, у которых нет никаких задолженностей по выдаче зарплаты сотрудникам, у которых не случалось несчастных случаев на работе, а также у тех, чьи документы в полном порядке, могут спокойно вздохнуть. Однако, это все в теории.

Теперь поговорим немного о практике. Работодателей разделили на пять категорий риска. У каждого вида есть свои собственные сроки проведения плановых проверок:

  • Высокий риск. Проверки проходят 1 раз в 2 года;
  • Значительный риск. Проверки проходят 1 раз в 3 года;
  • Средний риск. Проверки проходят 1 раз в 5 лет или реже;
  • Умеренный риск. Проверки проходят 1 раз в 6 лет или реже;
  • Низкий риск. Плановых проверок нет.

Чтобы фирму отнесли к категории высокого риска, решение должен принимать главный государственный инспектор РФ. Для присвоения меньшего риска достаточно решения регионального руководителя ГИТ.

Если вас не устраивает та категория, которая присвоена вашей компании, вы имеете право направить в соответствующую присвоенной группе риска инспекцию требование обосновать присвоение данной категории риска. После рассмотрения данного запроса вы сможете снизить категорию риска, если она не соответствует действительности.

Стоит отметить, что в план проверок на следующий год автоматически попадают компании, у которых в нынешнем году есть подтвержденная жалоба о том, что сотрудники не получают зарплату или случались несчастные случаи на территории фирмы.

Плановые проверки

Инспектор в обязательном порядке должен сообщить главе фирмы о будущей проверке не позже, чем за три дня до ее начала. Подобные проверки в большинстве случаев имеют выездной тип проведения. В ходе проверки глава организации или назначенное лицо должны показать инспектору все документы, которые он потребует. Также должен быть предоставлен доступ во все здания компании, к технике, транспорту и прочему. Инспектор не может выполнять проверку, если отсутствует руководитель компании или его уполномоченное лицо. Если работодатель откажется выполнять требования инспектора, то он может получить крупный штраф.

Существуют максимальные сроки для проведения проверок:

  1. Для микропредприятий сроки проведения составляют не более 15 часов;
  2. Для малых предприятий сроки проведения составляют не более 60 часов;
  3. Для работодателей, которые не попадают под критерии малого предпринимательства, до 20 суток. Если есть филиалы в других районах, то максимальный срок увеличивается до 60 рабочих дней. Если нужно провести длительные расследования, то сроки могут быть увеличены в два раза.

Внеплановые проверки

О данном типе проверки работодателя должны известить не меньше, чем за 24 часа до ее начала. Бывают ситуации, когда ТК РФ разрешает не согласовывать приезд инспектора с прокуратурой, а, следовательно, и не сообщать о нем компании, которая попала под проверку. В большинстве случаев это касается ситуаций, когда поступают жалобы от сотрудников компании, касающиеся полной или частичной невыплаты зарплаты.

Есть несколько видов внеплановых проверок:

Целевые документальные проверки . Этот вид в большинстве случаев инициируется, если поступают жалобы от сотрудников компании. В данном случае инспектор не едет на место, а запрашивает определенные документы. Стоит отметить, что инспектор обязан проводить проверку строго по полученным жалобам. Он не может требовать информацию по другим вопросам. Подавая жалобу, сотрудник компании может указать, чтобы его персональные данные не разглашались. Если это было указано, то инспектор будет проверять нарушение не по определенному человеку, а расследовать проблему целиком по компании.

Выездные проверки . Этот вид проверки осуществляется, если нет возможности проверить, есть ли нарушение, изучение происходит только по документам.

Комплексные проверки . Это самый настоящий кошмар для кадровика. В этом случае инспектор проверяет абсолютно все, начиная с персональных данных и заканчивая охраной труда.

Использование проверочных листов

С 1 июля 2018 года вступил в силу закон о том, что теперь проверочные листы применимы ко всем работодателям. На данный момент официально утверждены формы 107 проверочных листов. Данные листы проверяют, все ли условия соблюдаются. Это касается приема на работу, выплаты зарплаты и многих других важных вопросов. В проверочном листе также пишется категория риска, под которую попадает компания, причина проведения данной проверки, а также данные о главе компании и инспекторе. В обязательном порядке должны быть указаны: место, где проводится проверка, учетный номер проверки, а также число, когда был присвоен учетный номер.

Проверочные листы можно использовать компаниям для самостоятельной проверки своего состояния, а также для подготовки к предстоящему визиту инспектора. Таким образом, можно минимизировать или полностью устранить все недочеты, избежав при этом ненужного штрафа.

Приветствую, друзья! Давным-давно запланировал написать «острую» заметку про Государственную инспекцию труда в г. Санкт-Петербурге, которая осуществляет, как мне кажется, беспредельную политику по отношению к реальному сектору экономики, т.е. к организациям и ИП. Почему-то думается, что желающие внести свои 5 копеек в данную тему найдутся, ведь прокомментировать можно инкогнито 😉

Что же не так с Питерской ГИТ, спросят не местные? Давайте поразмышляем, а потом и посмотрим фрагменты реальных протоколов об административном наказании, выданных ГИТ СПб.

На своём личном примере я не раз убедился, и продолжаю убеждаться, что даже на уровне маленького коллектива очень сложно, а то и вовсе невозможно, исключить проявления явного вредительства по отношению к делу. В любой организации есть такой работник или даже группа работников, которые в закромах своих мыслей твёрдо веруют, что вся организация держится на их недюжинном уме и способностях, а, следовательно, они, работники, поступают всегда правильно, вне зависимости от действительности. Руководитель говорит одному из таких работников, что надо сделать так-то, придерживаться вот этого и т.п., на что работник отвечает положительно, с пониманием, но в итоге делает почему-то по-своему, с последствиями. И тут возникает вопрос, если вредительство происходит на микроуровне, то что творится на макро, в масштабах всей страны и регионов её составляющих? Давайте попробуем дерзнуть и сделать предположения в контексте темы этой заметки.

Могут ли власти Санкт-Петербурга, в лице ГИТ, вести отличную от центральной власти политику? Лично я предполагаю, что они в данный момент этим и занимаются. Зачем им это надо? Например, могут действовать из мотива переноса столицы к ним, т.е. стать центром Всея Руси, как это было до революции, да и вообще, они самые культурные из всей немытой России. Мечтать, как говорится, не вредно. Мечтают и в Новосибирске, и в Екатеринбурге и где-то, наверное, ещё. Екатеринбургу, к слову, настолько чужда Россия, что там в нелёгкие 90-ее годы умудрились даже ввести свою валюту (в рамках одного завода, типа пилотный проект). В данном вопросе не так важно, какими именно мотивами движим тот или иной субъект, главное, что такое движение допустимо и имеет место быть.

Каким образом Питерская ГИТ дискредитирует действующую власть? Как вы считаете, что думает, а главное, в отношении кого думает впоследствии предприниматель, который сначала слышит от главы государства, что политика по снижению административной нагрузки на бизнес в действии, а на деле к нему, предпринимателю, приходит какой-то Гаврила Михалыч (до этого, работающий, скажем, дознавателем или риэлтором или ещё кем) из ГИТ, и пишет «портянку» нарушений где-то на десять листов, где среди прочего фигурируют нарушения нормативно-технических документов по пожарной безопасности? Понятное дело, большой штраф там же. Не верите, а мы покажем. Так кого впоследствии будет винить предприниматель за этот административный удар ниже пояса? Подсказка: первые две буквы фамилии — Пу. В каком-то смысле он будет прав, но в то же время не надо забывать, что все мы люди, а не сверхчеловеки, и Пу не исключение, просто у него самая большая «организация» в России.

Как-то я публиковал заметку, в которой приводится , составленный Рострудом для своих детишек — ГИТ, в рамках которых должна осуществляться проверка по охране труда. Разумеется в нём нет ни одного ГОСТа по охране труда, ибо это не нормативные правовые акты. Но Питерская ГИТ, помазанная кем-то свыше, таки пишет в предписаниях нарушения этих пресловутых ГОСТов, им всё нипочём. Если пару слов о ГОСТах, которые отождествляют со стандартами безопасности труда по статье 211 ТК РФ , то лично я знаю только один такой стандарт безопасности труда, это стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и/или обезвреживающими средствами», утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н . Кроме того, предписания, выписываемые ГИТ СПб, не одними ГОСТами едины, там ещё есть СНиПы и СП, которых также нет в списке НПА от Роструда. Ну да ладно.

В заключение к вышесказанному давайте посмотрим фрагменты постановлений о назначении административных наказаний, особенно ярко отражающие цинизм культурной ГИТ СПб.

Поехали...

Особенно п. 21, в котором инспектор ГИТ ссылается на ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, которые утратили силу ещё в июле 2015 года, а проверка была весной 2017 года:

Вопрос: как выполнить требования предписания?

И напоследок концовку перечня документов, запрашиваемых ГИТ СПб:

Как вам такое снижение административной нагрузки на бизнес? Проверьте, правильно ли висят ваши отопительные приборы на стенах, а также правильные ли у вас рабочие стулья и пр...

Таково положение дел было до вступления в силу проверочных листов , в которые нельзя ничего добавить и ничего изъять. Как я понял, в основу этих проверочных листов и лёг тот самый список нормативных правовых актов по охране труда , который разработал Роструд для территориальных ГИТ. Остаётся только надеяться, что проверочные листы и автоматизированное рабочее место инспектора ГИТ лишат проверяющих возможности заниматься словоблудием, произволом, беспределом. С другой стороны, хороший повод получить опыт решения таких дел в суде. Ведь как известно, на охрану труда есть 9 точек зрения!

У кого наболело, накипело, то милости прошу в комментарии 😉

П.С. На десерт скриншот со страницы в ВКонтакте начальника отдела ГИТ одного из регионов (пожалеем человека, не будем говорить какой регион).

П.С.С. Нисколько не считаю, что все представители ГИТ, неважно какого региона, плохие-плохие, везде есть люди, даже там, где казалось бы, порядочность и здравый смысл не пробегали.

На этом у меня всё. Если понравился обзор на Питерскую ГИТ, то чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки. Спасибо за участие!

Продолжение следует...





error: Контент защищен !!