Пещерный город Чуфут Кале — фотографии, как добраться. Чуфут-Кале. Пещерный город в Крыму

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

Начинается подъем к одному из знаменитых пещерных городов Бахчисарая — Чуфут-Кале. На этом же подъеме, в ущелье Марьям-Дере, расположен Успенский пещерный монастырь - еще одна достопримечательность Крыма. До последнего идти около 300 метром, до пещерного города — 2 км в гору.

Подъехав к месту, к нам сразу подбежал мужчина, который стал рассказывать, как, куда и сколько идти, предложил отведать чебуреков в кафе, а затем прокатиться на УАЗе на вершину горы, где расположен город. За это удовольствие он попросил 2000р с машины (чебуреки в стоимость не входили). Мы подумали… Потом еще раз подумали… И еще немного… И, наконец, решили, что в гору 2 км забираться неохота, а прокатиться по ухабам на УАЗике — дело занятное. Для Дикого городского жителя такая прогулка намного интереснее, нежели медленно умирание, поднимаясь вверх по ущелью.

Сказано – сделано. И вот наш герой уже усаживается в УАЗ – «кабриолет». Помните детскую забаву, когда сажают ребенка на коленки, и, подскакивая ногами, приговаривают «по кочкам, по кочкам..»? Вот сейчас Дикий городской житель воочию узнал, что такое «по кочкам». Потому что кочки здесь – самые кочковые из кочек!

«Мчимся» к вершине Чуфут-Кале, поднимая клубы пыли. «Это Крым, детка»)))

Экстремальная поездка сопровождалась остановками на обзорных площадках , откуда открывались поистине потрясающие виды Крыма! Такие вряд ли увидишь, восходя вверх по лесу. Так же наш водитель рассказывал некоторые интересные пояснения к окружающим пейзажам. Перед нами вдали лежало плато Ай-Петри, Ялтинская гряда, открывался вид на расщелину Большого Каньона.

Вид, открывающийся на долину

Еще она панорама

Подъехали мы скорее к выходу, чем к входу пещерного города Чуфут-Кале – к восточным воротам Биюк-Капу. Оборонительная стена у этих ворот достигает 128 м в длину, состоит из трех куртин и трех башен. Данное сооружение датируется примерно 16 веком.

Впереди ворота Биюк-Капу

Виды с площадки перед городом. На это деревце мы еще посмотрим на следующих фото

Вид в другую сторону

Здесь же рядом расположено караимское древнее кладбище , вид которого производит неизгладимое впечатление. Старинные поваленные каменные надгробия с надписями на непонятном языке, и тропинка, уводящая глубоко в лес между всем этим…

Караимское кладбище

Мы не стали прогуливаться в столь, я бы сказала, сомнительном месте. Все-таки это пространство смерти, а наша задача напитаться жизненной энергией радости, тепла и любви. Потому мы пошли к воротам города, отпустив нашего водителя с миром и деньгами. Обратно будем спускаться по ущелью.

Входная плата на территорию городища 200р с человека.

Проходим на территорию города через ворота Биюк-Капу

Чуфут-Кале

И вот мы внутри. Первым делом идем куда-то вправо и сразу же выходим к обрыву с потрясающим пейзажем. Здесь же находим первые пещеры.

Помните это деревце?

Первые пещеры и то самое деревце на утесе вдалеке.

Внутри пещерки

Еще одна пещерная комната

Идем вдоль обрыва, заглядывая во все дыры. Обнаружили двухэтажную пещеру. Вниз, на первый этаж, лестницы не было. Но для Дикого городского жителя и это не проблема, тем более что его предшественники уже кинули пару камешков для спуска вниз.

Внутри двухэтажной пещеры

Что же там внизу?

Аааа! Зомби!)))))

Выходим к месту, где выставлены декорации для фильма. Здесь снимают новое кинопроизведение про вампиров с предварительным названием «Вурдалаки» . Дикий городской житель с удовольствием осматривает бутафорные пластиковые «каменные» ограды и другие строения. Он с гордостью чувствует себя частью кинопроцесса. И уже представляет, как будет дома хвастаться своим диким сородичам, рассказывая, как побывал на настоящей съемочной площадке!

В Крыму снималось и снимается множество фильмов, в частности на территории Чуфут-Кале проходили действия фильмов «Трудно быть богом» 1989 г, «Сердца трех» 1992 г, «Яды или Всемирная история отравлений» 2001 г, «Джокер» 1991 г, «Богиня прайм-тайма» 2005 г. и др..

Декорации к снимаемому здесь фильму

Еще один вид на декорации

Вдалеке все тот же утес с деревцем:)

Пройдя дальше по территории, находим изящную гробницу — мавзолей Джанике-ханым , дочери хана Тохтамыша. Это единственная хорошо сохранившаяся постройка является образцом «сельджукской» архитектуры. Датируется 15 веком. К сожалению, мавзолей был разграблен во время гражданской войны, потому саркофаг пуст.

Мавзолей, вид сбоку

Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.

Кстати, во времена золотоордынских ханов город назывался Кырк-Ер . Нынешнее название крепость получила лишь в 17 веке и переводится с крымскотатарского, как «еврейская крепость».

Недалеко расположены остатки мечети . Что бордюрчик из камней – это мечеть, можно узнать из описания, что расположено рядом. Она была построена в 1346 г во время правления золотоордынского хана Джанибека.

Идя по городу, как будто попадаешь во времена средневековья. Каменистые дороги с прокатанными колеями от телег, интересные немногочисленные домики, пещеры и даже бутафорские киностроения – все это создает неповторимый колорит древней истории. Конечно же, от древнего города практически ничего не осталось. От домов видны лишь груды беспорядочно валяющихся булыжников, от дорог – еле ощутимые тропинки. И уже сложно представить визуальный образ некогда большого поселения, кипящего жизнью и энергией.

Еще одни ворота города

Окошко для зайца:)

А вот перед нами еще одни декорации – это двор главных героев. Он очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Для полноценной фотосессии не хватает только соответствующего одеяния.

Декорации к фильму

Двор киногероя

Декорации установлены у жилой усадьбы XVIII в., принадлежавшей караимскому ученому-гебраисту А. Фирковичу (1784-1874гг). К слову, гебраиистика - совокупность филологических дисциплин, занимающихся изучением древнееврейского языка (иврита) и письменности.

Еще интерес представляют Большой и Малый кенассы молитвенные дома караимов (по вероисповеданию — древние евреи, разговаривали на тюркском языке, занимались в основном ремеслом), которые так же остались в хорошем состоянии. Датируются 14 и 18 веками соответственно. Перед Большой кенассой находятся остатки миквы – фонтана для ритуальных омовений.

Большой и Малый кенассы

Рядом опять-таки есть несколько пещерных комнат, в которых приятно полазить.

И под конец вышли к центральному входу, откуда все туристы и начинают осмотр городища Чуфут-кале. Здесь целый комплекс пещер, но сил залезть в каждую уже не было, потому мы пошли вниз по ущелью, в сторону Успенского пещерного монастыря.

Отсюда обычно начинается экскурсия.

Вид на Чуфут-Кале с дороги к Бахчисараю.

Стоит отметить, что место это не простое, чувствуется здесь присутствие Силы, можно постоять у обрыва, обдуваемая всеми ветрами, и зарядиться энергией земли, солнца и ветра. Поток от земли здесь хорошо чувствуется.

Коротко об истории города

Поселение было основано по различным данным от 6 до 10 века.

Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму.

В эпоху господства кыпчаков в Крыму город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году ордынская армия эмира Ногая взяла Кырк-Ер штурмом, и город был разграблен. В XIII-XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы, и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.

Скальный мыс, возвышающееся над долиной, напоминает гигантское морское судно — это легендарное городище Чуфат-Кале. Мистический пещерный город привлекает множество туристов со всего мира. Историки и археологи не одно столетие ищут разгадку на тайны, которые скрывают могучие стены крепости.

Фото с Чуфут-Кале



Полезная информация:
Чуфут-Кале находится почти в трех километрах от Бахчисарая, вздымаясь на высоту 558 метров от уровня моря на неприступном плато, которое с трех сторон окружают глубокие долины. Чуфут-Кале в дословном переводе означает «Иудейская крепость».

Историческое прошлое Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие. Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века. Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности.

Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.


После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи. Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

Описание пещерного города

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.


Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.


Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Видео обзор:

Караимское кладбище

Долина к юго-востоку от Чуфут-Кале носит название Иосафатова, как и в окрестностях Иерусалима, а в ее верховьях расположено крупнейшее караимское кладбище. Там находятся отдельные надгробные плиты. Сотни надгробий самых разнообразных форм и размеров, сдвинутые и перевернутые, увитые корнями деревьев в беспорядке расположены на огромной территории. Погребальный обряд был единым и для богатых и для бедных, а вот форма и размер надгробий, наверное, варьировались. На многих памятниках сохранились древние эпитафии.


Колодец Тик-Кую

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями.


К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Сокровища поднебесной крепости

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город.

По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения.


Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

Нельзя обойти вниманием еще одну достопримечательность, которая находится в километре от Чуфут-Кале — это Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в урочище Мариам-Дере. За годы существования святые места пережили много невзгод, но его белокаменные стены по-прежнему приманивают туристов своей первозданностью. Успенский монастырь работает ежедневно с 9.00 до 19.00.

Как добраться

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

Чуфут-Кале на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 44′ 25.44″ N 33° 55′ 19.85″ E Широта/Долгота

Чуфут-Кале - один из наиболее известных, лучше всего сохранившихся и чаще всего посещаемых пещерных городов Крыма . Располагается эта средневековая крепость всего в 2,5 км к востоку от Бахчисарая, поэтому её посещение с лёгкостью доступно всем. В отличие от многих подобных поселений, здесь можно полюбоваться не только руинами, но и хорошо сохранившимися старинными архитектурными строениями.

Богатое историческое прошлое Чуфут-Кале

Наименование этого пещерного города в переводе с крымскотатарского звучит как «еврейская/иудейская крепость», что, скорее всего, связано с общинами проживавших здесь в средние века караимов. Хотя, за многие века существования Чуфут-Кале населяли самые разные народы, поэтому и различных наименований у города немало. Одно из наиболее известных - Кырк-Ор . Именно так именовалась неприступная крепость во времена Крымского ханства. Название переводится как «40 укреплений», и археологи трактуют это как факт существования на пути к Херсонесу 40 укреплённых поселений-форпостов. Но не отрицается и версия, что именно Чуфут-Кале назывался так из-за обширной территории и особенного значения для защиты Херсонеса.

Окна жилых пещер Чуфут-Кале:
Вид из окна жилой пещеры Окно жилой пещеры

Горное плато возвышается над тремя живописными долинами Чуфут, обеспечивая с трёх сторон неприступность крутыми природными обрывами, а восточная сторона была укреплена надёжной крепостной стеной, не позволяющей врагам проникнуть в город.

Гора, на которой расположен
город Чуфут-Кале
Головокружительный вид из пещеры
в северной части Чуфут-Кале
на долину Биюк Ашлама и гору Беш-Кош

В средние века этот пещерный город приобрёл особую популярность, так как стал столицей Крымского ханства, и именно здесь располагалась резиденция первого крымского хана Хаджи-Гирея. Во времена его правления на Чуфут-Кале был создан монетный двор, а в одной из подземных пещер располагалась тюрьма для пленных. Внизу, у подножия скалы, располагался ханский дворец, а в случае возникновения опасности хан всегда мог укрыться в крепости.

Общая площадь поселения составляла около 29 га, но большая часть использовалась под пастбища, и лишь 9 га занимали дома и хозяйственные постройки местных жителей. Начиная с конца 15 века, крепость стали осваивать караимы, при которых она и обрела наименование Чуфут. Когда ограничения на проживание караимов в городах Крыма было сняты, люди покинули пещерный город, а сам Чуфут-Кале уже к концу 19 века окончательно опустел и превратился в молчаливого свидетеля былых эпох.

Чуфут-Кале - перекрёсток эпох и религий

Эта историческая достопримечательность Крыма располагается всего в километре от Свято-Успенского монастыря , от которого к Чуфут-Кале ведёт утопающая в зелени деревьев дорога, что даже в летний зной позволяет наслаждаться неспешной прогулкой в тени. По пути с другой стороны ущелья можно заприметить немало вырубленных в скалах пещер. Это остатки старинного греческого поселения Мариамполь, существовавшее в этих местах примерно в VIII веке. Искусственные пещеры здесь пронизывают почти каждый скалистый уголок.

Искусственные пещеры Чуфут-Кале
Входные двери и окно в дом Многоэтажный дом в скале

Путешествие по Чуфут-Кале словно позволяет оказаться на перекрёстке разных эпох. Здесь сохранились руины древних поселений и искусственные пещеры, которые, скорее всего, были вырублены в скалах ещё первыми жителями городища, средневековые сакральные помещения и жилые дома 18-19 веков, в которых проживали караимы. Дома последних обитателей города сохранились наилучшим образом.

Караимское наследие Чуфут-Кале

Среди главных достопримечательностей Чуфут-Кале можно отметить молитвенные дома караимов - кенасы (14 и 18 веков), расположенные вблизи южного обрыва, и несколько жилых домов известных представителей этого тюркского народа, исповедующего иудаизм. Караимские кенасы представляют собой изящные двухэтажные дома, окружённые внутренними двориками. Время почти не разрушило их, а караимская община Крымского полуострова прилагает все усилия для сохранения этих уникальных архитектурных памятников своего народа.

Чуфут-Кале. Вид с внешней стороны на кенасы
- молитвенные дома караимов

В одной из старинных усадеб, возведённых ещё в 18 веке, до самой смерти жил караимский учёный Фиркович. За свою жизнь он посетил многие страны и собрал богатейшую коллекцию, посвящённую караимам. Покрытый красной черепицей двухэтажный каменный (верхний этаж деревянный) дом Фирковича прекрасно сохранился до сих пор. Вблизи караимских кенас располагалась первая в Крыму типография, которая, к сожалению, не уцелела. О существовании в этих краях караимов напоминает и старинное кладбище в расположенной вблизи Чуфут-Кале Иосафатовой долине, названной так в память о святом месте в Иерусалиме.

Экскурсии по Чуфут-Кале

Экскурсионный маршрут по этому пещерному городу Крыма начинается от массивных Малых ворот, возведенных ещё в 14 веке из дубовых брусьев, и обитых железом спустя два века. Ворота скрываются в скале, и незаметны при подъёме по сохранившейся каменной дороге.

Вход в Чуфут-Кале
через Малые Южные ворота Кучук-Капу

Чуть правее ворот располагалась крепостная стена с бойницами, а ведущий от ворот узкий коридор приводит к вырубленным в скалах четырёхъярусным т.н. оборонительным пещерам. Исследователи полагают, что возможно, в этих пещерах располагался пещерный храм, монахи которого впоследствии перебрались в Свято-Успенский монастырь. После их посещения можно выйти на главную улицу города, где частично сохранились каменные жилища и хозяйственные помещения. В средние века на территории Чуфут-Кале насчитывалось не менее 400 домов. Старинная каменная дорога, идущая почти через весь город, хорошо сохранила следы повозок в виде глубокой колеи, оставленной деревянными колёсами. Это основная улица города, к которой примыкают многочисленные извилистые улочки с северной части былого поселения.

Каменные дороги Чуфут-Кале:
Дорога к средним воротам Дорога с тротуаром для пешеходов

Сакральное наследие Крымского ханства на Чуфут-Кале

На территории города располагаются две старинные мусульманские постройки. Одна из них - древняя мечеть, от которой остались лишь руины фундамента, и местами можно заметить остатки восточного орнамента на нём, хотя ещё на заре 20-го века здесь можно было увидеть остатки минарета с винтовой лестницей

По соседству с разваленной мечетью, вблизи северного обрыва, располагается иной, более сохранившийся культовый объект - восьмигранное сооружение средневекового мавзолея Джаныке-ханым - дочери хана Тохтамыша. Некрополь, строительство которого датируется ещё 30-ми гг. 15 века, впечатляет своей массивностью, величественной строгостью и красотой декоративных узоров на колоннах, которые даже время не смогло разрушить. Согласно одной из легенд хан застал здесь свою дочь с возлюбленным, и, испугавшись отцовского гнева, та бросилась вниз со скалы. С этой части Чуфут-Кале открывается потрясающий живописный вид на долину Ашлама-Дере.

Вблизи мавзолея располагаются 2 искусственные пещеры: верхняя и нижняя, в которой, как считают историки, во времена Крымского ханства существовала тюрьма. Местные жители знают немало легенд о казнённых на Чуфуте, которых сбрасывали в ущелье, но археологи пока так и не нашли официальных подтверждений этим сказаниям.

Чуфут-Кале - город, покинутый людьми

По соседству с руинами старинной мечети располагается каменный колодец. Помимо него, для обеспечения жителей города водой в скалах был вырублен глубокий ров, в котором накапливалась дождевая вода.

Тем не менее, жители Чуфут-Кале постоянно испытывали сложности с водоснабжением, что и стало главной причиной опустошения города после того, как караимы получили возможность жить в любом уголке Крыма.

На окраине городища сохранилась крепостная стена с воротами Орта-Капу, которые соединяют старую и новую часть города.

По соседству располагаются сохранившиеся усадьбы караимов. В западной части города наилучшим образом сохранились хозяйственные помещения, которые были вырублены в пещерах. В восточной части города располагались не сохранившиеся жилые дома и монетный двор.

Многочисленные экскурсии по Крыму с посещением Бахчисарая обычно включают и знакомство с пещерным городом Чуфут-Кале. Увлекательное путешествие позволяет погрузиться в историю Крымского полуострова через призму исторических событий, пережитых поколениями обитателей Чуфута. Лучше всего отправляться на Чуфут-Кале с утра, ведь предстоит путь в гору, который проще преодолеть в период утренней прохлады.

Смотрите фотографии пещерного города Чуфут-Кале в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

В Крыму есть много мест, которые хранят историю человечества практически в первозданном виде. Одной из таких популярных среди туристов достопримечательностей является крепость Чуфут-Кале – древний город, заложенный в далекие времена Византийской империей. От Юстиниана до Хаджи Герая – летопись строения Бахчисарая.

Бахчисарайские ценности

К сожалению, до наших дней совокупность построек дожила в большинстве своем в виде руин, но то, что осталось – вполне может поведать свою собственную легенду. По одним источникам название крепости Чуфут-Кале переводится как «еврейская», что дает понять ее предназначение, по другим – «двойная».

Византийские пограничные войска;

Крымские татары;

Монголы Золотой Орды, как захватчики;

Первый независимый крымский хан.

Все эти перестановки и «переезды» происходили вплоть до начала XIX века, когда места пришли в запустение, и из многочисленных жителей здесь оставалась лишь семья смотрителя объекта культуры. Бывший город стал обычным «музейным» экспонатом, продуваемым ветрами и опаляемым крымским солнцем.

Город - крепость Чуфут-Кале в Крыму

Ворота и оборонительные стены;

Мечети и храмы;

Многочисленные пещеры;

Школа, базар и усадьбы;

Мавзолеи и колодцы.

Все это в той или иной степени сохранности, в сопровождении отличных историй (не сухих фактов) позволит туристу, пришедшему в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае, окунуться не только в мир древности в целом, но и в культуру разных народов и эпох. А если погода благоволит к посетителям, то в тишине местных пещер можно услышать затейливые мелодии струнно-щипкового инструмента. В хороший теплый день сюда приходит местный музыкант, воспроизводящий древние, средневековые произведения.

Не одними пляжами манит Крым туриста

Побродить по улочкам древнего города, посидеть в тени здания, сохранившегося сквозь века и дарующего частичку прошлого – такое не даст торговый центр или водный аттракцион. Прислушавшись, остановившись на мгновение, можно услышать монотонный говор людей, привозящих свой товар на местный рынок, в шуме ветра различить пение тетивы монгольского лука или призыв к обороне. Соответствующую атмосферу посещению придаст гид, повествующий истории, передаваемые через поколения местными жителями. Отправиться в древний город должен каждый человек, предпочитающий отдохнуть здесь.

Современные люди все больше времени проводят в закрытых помещениях и, выбираясь куда-то в отпуск, стараются за короткий промежуток отпуска максимально насытиться впечатлениями. Посетить древнее поселение, услышать увлекательные рассказы о том или ином строении – достаточно интересное времяпровождение.
Предлагаем посмотреть интересное видео о таинственном городище Чуфут-Кале:





error: Контент защищен !!