Морально-этические качества медицинской сестры. Психологические аспекты профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Проблема профессиональной деформации Аспекты работы медсестры

В наши дни востребованность профессии медсестры (медбрата) высокая. Любому врачу будет тяжело самостоятельно справляться с лечением больного без профессионального помощника, специализирующегося в области сестринского дела и имеющего среднее медицинское образование. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством. Медицинская сестра сегодня может самостоятельно вести наблюдение, лечение (вести сестринские истории болезни) определенных групп больных (например, в хосписах), а врача вызывать только для консультации. Создаются и действуют общественные организации медицинских сестер, рассматривающие проблемы сестринского дела в системе здравоохранения, повышения престижа профессии, привлекающие членов Организации к научным исследованиям в области сестринского дела, проводящие конференции, семинары по актуальным проблемам в сестринском деле, защищающие юридические права медицинских сестер и т.д. [ 11 ].

Чтобы стать медсестрой, следует получить среднее медицинское образование, окончив училище или колледж. На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через восемь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры.

· Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.

· Детские медсестры. Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.

· Медсестры в кабинете физиотерапии. Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.

· Участковые медсестры. Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.

· Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.

· Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.

· Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

· Для стерилизации инструменты относят в стерилизационное отделение. Работающая там медсестра управляется со специальным оборудованием: паровыми, ультрафиолетовыми камерами, автоклавами и т.п.

· Старшая медсестра руководит работой всех медсестер отделения больницы или поликлиники. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсёстрам приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.

· Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Есть также медсестры по массажу, диетические и т.д. Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь больным людям. Такая работа приносит моральное удовлетворение, особенно если это работа в больнице. Но это и очень тяжёлая работа, даже если ты её очень любишь. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня.Самыми трудными считаются отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. Это хирургия, травматология, отоларингология. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

Психологические аспекты деятельности сестринского персонала.

На современном этапе сестринский персонал является активным участником лечебно – диагностического процесса, поэтому кроме профессиональных навыков необходима хорошая деонтологическая и психологическая подготовка.

Основная задача сестринского персонала – сделать пациента активным участником борьбы со своей болезнью.

ВОЗ определяет 4 функции сестринского персонала:

1. Оказание сестринской помощи и руководство ей. Включает укрепление здоровья, профилактику заболеваний, лечение и реабилитацию отдельных людей, семей или групп лиц.

2. Обучение пациентов и персонала ЛПУ . Включает предоставление информации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, оценку результатов просветительских программ.

3. Деятельность в качестве эффективного члена команды . Включает эффективное сотрудничество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке эффективности сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения.

4. Развитие сестринского дела через критическое мышление и научные разработки. Включает разработку новых методов работы, определение сферы исследований и участие в них.

На основании функций, выделяют основные профессиональные роли сестринского персонала:

· Практик

· Менеджер

· Преподаватель

· Член команды

· Научный работник

Профессиональный труд сестринского персонала


анализ ситуации самосознание умение устанавливать контакт



формулирование проблемы темперамент умение взаимодействовать

планирование характер правильное восприятие пациента

осуществление плана мотивация

Оценка результатов способности

Специфика профессионального труда сестринского персонала состоит в том, что:

· Труд ориентирован на больного человека, личность которого изменена и дополнена теми особенностями, которые привнесла болезнь в результате перестройки функционирования его физиологических систем и нарушения социальных связей.

· Характер поведения медработника может влиять на течение болезни и состояние больного, тем самым, делая профессиональное общение таким же фактором деятельности как лечебные и диагностические процедуры.

· Отсутствие у медработника знаний, умений и навыков профессионального общения делает его абсолютно профессионально непригодным.

Личность медицинского работника.

Типология сестринского персонала Иштвана Харди:

1. Практический тип . Отличаются точностью и педантизмом в работе, но склонны забывать о человеческой сущности больного. В крайних случаях могут доходить до абсурда, например, будить больного, чтобы дать ему назначенное снотворное.

2. Артистический тип . Старается без меры произвести впечатление на больного, окружить себя ореолом важности.

3. Нервный тип. Медработники этого типа раздражительные, капризные, обидчивые, могут уклоняться от некоторых обязанностей. Больные рядом с ними не чувствуют себя спокойно.

4. Мужской тип. Не зависимо от пола, являются решительными, уверенными, энергичными. Могут иметь хорошие взаимоотношения с больными, но в неблагоприятных случаях склонны проявлять агрессивность.

5. Материнский тип . Это воспитанные, вежливые, заботливые, услужливые люди. Больные их обычно выделяют из всего персонала, и строят с ними чаще всего благоприятные взаимоотношения.

6. Тип-специалист . Они работают в диагностических кабинетах, операционных, манипуляционных и нередко демонстрируют своё превосходство над больными и другим персоналом, что может служить причиной напряжения и ятрогении.

Эмоциональный стресс.

Стресс (нажим, давление). Понятие ввел Ганс Селье. Он установил, что на воздействия разного рода (усталость, страх, унижение, боль, холод) организм кроме конкретной защитной реакции отвечает однотипным комплексным реагированием.

Стресс – это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Фазы стресса:

1. Фаза тревоги.

Происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Организм функционирует с большим напряжением, но на этом этапе он ещё справляется с нагрузкой без глубоких структурных перестроек

2. Фаза стабилизации .

Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Если стресс продолжается долго или стрессоры очень интенсивны, то неизбежно наступает следующая фаза.

3. Фаза истощения .

Все резервы организма уже исчерпаны, происходят структурные перестройки. Когда не хватает и этого, то дальнейшее приспособление осуществляется за счёт невосполнимых энергоресурсов организма и проводит к истощению.

Сущность стрессовой реакции в активации организма для готовности к физическому напряжению. Умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние на организм в целом и улучшает внимание. Память и мышление. Но существуют стрессы, оказывающие крайне отрицательное, дестабилизирующее действие на организм – дистресс (затяжной, хронический стресс).

Признаки хронического стресса:

· Невозможность сосредоточиться, частые ошибки в работе

· Ухудшение памяти

· Частое чувство усталости

· Очень быстрая речь

· Частые головные боли, боли в спине, желудке

· Повышенная возбудимость

· Работа не приносит прежней радости

· Потеря чувства юмора

· Пристрастие к алкоголю, никотину

· Ощущение недоедания или потеря аппетита.

Профессиональная деформация личности медработника. Синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания формируется постепенно и начинается с искреннего желания отдать всего себя на благое дело, с экстремально высокой положительной установки на профессиональную деятельность.

1. Чрезмерная активность, чувство собственной незаменимости, отказ от всего, что не связано с работой. Какое-то время человек способен жить в таком режиме, но затем вместо того, чтобы придавать человеку максимальную работоспособность, избыточная энергия становится неуправляемой и приводит к следующему этапу.

2. Разочарование, усталость, бессонница, потеря положительного восприятия пациентов и коллег, преобладание стереотипов в работе, переход на авторитарную стратегию в поведении, безразличие, отсутствие эмпатии, циничные оценки происходящего. Это не может не огорчать, и неизбежно приводит к следующему этапу.

3. Постоянное чувство вины и тревоги, снижение самооценки, искусственное неосознанное продление перерывов в работе, опоздания, подозрительность и конфликты с окружающими. Внутри – ощущение того, что всё происходит не так, как надо и как Вам хотелось бы. Ощущение втянутости в какой-то водоворот и невозможности из него выбраться. Жизнь под таким эмоциональным прессом не может не привести к последнему этапу.

4. Психосоматические реакции, неспособность к расслаблению, отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности в жизни.

Эмоциональное выгорание – это по сути выработка человеком механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Существует определённый резерв, так называемый «банк эмоций». Если мы неэкономно используем свои ресурсы, если мы их транжирим, то естественно, что они рано или поздно иссякнут.

С одной стороны – существует определённый идеальный образ и я должен ему соответствовать. С другой стороны – я должен заботиться о своём эмоциональном здоровье. Как сделать выбор? Для кого-то уже эта ситуация поиска компромисса – ситуация стресса. Конечно, не ставится вопрос о тотальном «выгорании» всех медработников, по статистике около 60% персонала сталкиваются с этой проблемой. От чего это зависит?

3 фактора эмоционального выгорания

1. Личностный

· Чем более эмоционально восприимчив человек, тем быстрее он выгорает

(меланхолики выгорают быстрее всех, флегматики медленнее всех).

· Чем выше образован человек, тем сильнее эмоционально он выгорает.

· Чем выше социальный статус и материальное положение, тем больше подверженность эмоциональному выгоранию.

· Чем выше интеллектуальный уровень, тем выше риск эмоционального выгорания.

· Женщины «выгорают» ярче и быстрее, мужчины – тяжелее по последствиям. Женщина может «выгорать» несколько раз, мужчина – только один.

2. Ролевой или профессиональный

· Человек работает в коллективе. Если ответственность распределена между коллегами, то эмоциональное выгорание невысоко. Если есть ролевой конфликт (моё представление о том, что и как я должен делать не совпадает с мнением коллег или администрации) или ролевая неопределённость (я не понимаю, что от меня требуется, не понимаю в чём суть того, что я должен делать) – то высока вероятность сгорания.

3. Организационный.

· Профессиональный рост должен быть параллелен и адекватен личностному. Только в этом случае риск выгорания минимален. Если то, что я делаю, мне интересно, если я понимаю, что я должен делать и как я это должен делать, если это соответствует моим потребностям и способностям, тогда я спокойно, без лишних эмоций могу трудиться. Человек в коллективе должен удовлетворять свои потребности. Он должен быть уверен, что администрация встанет на его защиту, если он попадёт в трудную ситуацию. Он должен знать, что его не обойдут при распределении благ, полученных при выполнении той работы, в которой он участвовал.

Работа, выполняемая вопреки желанию, с чувством её бессмысленности, всегда скучна и тяжела. Это приводит к тому, что ощущение усталости наступает очень быстро, т к наряду с физическим усилием возникает эмоциональная мобилизация организма, связанная с пониженным настроения. В такой ситуации даже отдых малоэффективен, потому что много сил тратится на поддержание негативных чувств. Безразличие и тем более активное неприятие своей работы вызывает напряжение и даже вспышки агрессивности. После неё человек не может расслабиться, позабыть пережитые неприятности, усталость сохраняется до утра, и, усталый, он снова идёт на работу.

Ты никогда не задумывалась, почему женщин этой профессии называют сёстрами? А прижилось это слово по той причине, что первые медицинские сёстры появились благодаря церкви. Так что в данном случае «сестра» - это не родственное, а духовное понятие. Было время, когда их называли не медсёстрами, а сёстрами милосердия. И это было справедливо. Во время Крымской компании добросердечные женщины ухаживали за ранеными, старались быть им родственниками, и не только выхаживать воинов, но и морально их поддерживать. Жертвенная и благородная, профессия медсестры и сейчас предполагает сострадание и милосердие по отношению к больным.

Если хочешь получить профессию, которая всегда и всюду бывает востребованной, - учись на медсестру. Любому врачу требуется грамотный помощник, который и в болезнях разбирается, и даже может подсказать тактику лечения.
Можешь ли ты представить хоть одну поликлинику или больницу без медсестёр, от которых зависит порядок в отделении или в кабинете, а также чёткое исполнение всех назначений врача и практически всё, чем живет лечебное учреждение? Правильно: это невозможно. К тому же любой больной человек испытывает облегчение не только от процедур, но и от простого внимания и добрых слов. А это всегда по части медицинских сестер. Как же без них обойтись?
Ты, наверно, и сама обращала внимание, что пациентам приходится гораздо больше иметь дело с медсёстрами, чем с врачами. Поэтому женщины, посвятившие себя этой профессии, отличаются особой стойкостью к стрессам, умением поддерживать добрые отношения, умением успокоить больного человека.

Прежде всего - о рабочем месте медсестер. Это операционные, процедурные кабинеты, стоматологические и другие специализированные клиники, врачебные кабинеты в поликлиниках и стационарные отделения больниц.
А теперь обрати внимание, насколько велик круг обязанностей медицинской сестры.

  1. Она выписывает рецепты, направления и справки - таким образом выполняет указания врача.
  2. Делает инъекции, прививки, инфузии, измеряет температуру и давление.
  3. Знает названия, дозы и формы выпуска лекарственных препаратов, назначенных врачом.
  4. Помогает хирургам во время операции, меняет повязки, готовит необходимые хирургические инструменты.
  5. Пока больные находятся в стенах лечебного учреждения, медсестра должна контролировать их психическое состояние, личную гигиену и питание.
  6. Она должна владеть основами оказания первой медицинской помощи.
  7. В её функции входит и умелое пользование специальной аппаратурой.

Так выглядит далеко не полный перечень обязанностей среднего медицинского работника.
Ты будешь хорошей медсестрой, если тебе присущи лучшие человеческие качества. Ты умеешь сочувствовать людям, ты коммуникабельна, наблюдательна, уравновешенна, вынослива. Ты внимательна и заботлива по отношению к слабому и больному человеку. Тебе присуще чувство ответственности.
Медсестра - важная фигура в любом лечебном заведении. Нередко именно от её работы зависит, насколько высока квалификация больницы или поликлиники.
А главное - работа должна тебе приносить радость. Наверно, только такие женщины и становятся прекрасными медсестрами, милосердными и умелыми.

Где можно получить профессию медсестры?

Конечно, ты знаешь, что при таком обилии обязанностей профессиональное образование просто необходимо. Получить его можно в специализированном медицинском колледже (училище).
Но если через некоторое время после окончания этого учебного заведения ты почувствуешь, что способна на большее, у тебя есть возможность удовлетворить свои амбиции. В некоторых медицинских институтах медсёстры могут получить высшее образование. Всё зависит от твоей целеустремленности. Сможешь выполнить эту макси-программу, - получишь возможность работать в крупной клинике организатором сестринской службы, главной или старшей медсестрой, заведующей отделением сестринского ухода, преподавать в медицинском училище.

Может ли медсестра сделать карьеру? Ну, на головокружительный карьерный рост вряд ли стоит рассчитывать, но некоторые варианты есть.
У медсестры есть несколько вариантов карьеры. Например, работая на одной должности, повышать квалификацию. Это вознаграждается повышением зарплаты.
Если администрация оценит твой опыт, умение ладить с людьми, - ты можешь получить должность старшей медсестры отделения или даже всего лечебного заведения.
Ну, и, наконец, - продолжение образования в медицинском институте. Получив диплом ВУЗа, ты станешь либо врачом, либо квалифицированным специалистом сестринского дела.

«Плюсы» и «минусы» такой работы

Если профессию не любить, ничего не получится. Даже если тебя очень привлекает профессия медсестры, и ты чувствуешь в себе призвание и готовность отдать все силы любимому делу, взвесь все «за» и против».

  • Выбирая эту профессию, ты должна быть готова к некоторым трудностям. И прежде всего к тому, что тебе придётся посвятить себя целиком работе. Что бы ни случилось у тебя в семье, как бы тяжело не было после ночного дежурства, от тебя требуется хорошее настроение и готовность поддержать пациента улыбкой.
  • Любое врачебное назначение для тебя - закон. Ты обязана знать всё, что происходит в отделении или врачебном кабинете. Любая конфликтная ситуация с пациентами - это твоя недоработка. Ты должна была её предусмотреть и не допустить. То есть, медицинская сестра - универсальный специалист: и медик, и психолог, и организатор.
  • Медсестре всегда надлежит быть аккуратной, собранной. Ведь, согласись, медсестра тоже живой человек, но ей не позволено перепутать назначения, диагноз, анализы, лекарства. От этого порой зависит здоровье и даже жизнь человека.
  • График работы медсестры устроит не каждую женщину. Подумай и ты: сможешь ли выдержать напряжённые ночные дежурства, обстановку постоянного аврала? Это чревато физическими и эмоциональными перегрузками.
  • Медсестра, как и все медицинские работники, находится в группе риска. Оказывая больному помощь, она может подхватить опасную болезнь.

Весь этот перечень «минусов» профессии медсестры приведен не для того, чтобы напугать тебя или отвратить от выбранной профессии. Может быть, ты мечтала о ней с детства. Но, поступая в медицинское учебное заведение, ты должна руководствоваться не только романтическими представлениями, но и реальным положением вещей.
Знаешь, говорят, что нелюбимая профессия сродни нелюбимому мужу. Вот и подумай об этом, реально взвесь свои возможности, чтобы разочарование не испортило тебе жизнь и не нанесло вреда пациентам.

Как оплачивается труд медсестры?

К сожалению, не очень хорошо. В разных регионах работодатели предлагают медсёстрам разные зарплаты. Это выглядит примерно так:

  • 28 000 руб. - средняя зарплата медсестры в Москве;
  • 20 000 руб. - в Санкт-Петербурге;
  • 15 000 руб. - в Новосибирске;
  • 17 000 руб. - в Екатеринбурге;
  • 14 000 руб. - в Нижнем Новгороде.

Помнишь известное изречение о том, что такое счастье? Это когда с радостью отправляешься утром на работу и с такой же радостью возвращаешься вечером домой. Если ты все же придешь к профессии медсестры, пусть у тебя будет именно такая судьба.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Болезнь — большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и сча-стье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать стра-дания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Медсе-стра часто общается с больным, и характер ее поведения ощуща-ется им непосредственно. Хотя условия работы сестер весьма труд-ны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются об-легчить страдания. А известный хирург Н.Н. Петров утверждал, что «старшая операционная сестра накладывает отпечаток своей личности на работу своего учреждения и вместе с ведущим хи-рургом отражает в своей работе деонтологическую душу этого уч-реждения».

Если сестра выполняет свои обязанности автоматически, огра-ничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерени-ем температуры и т.п., то при всей важности и необходимости данных манипуляций доминирует технический подход к работе в ущерб контакту с больным. В таких случаях отношения между сестрои и пациентом носят формально-официальный характер, ли-шены личностного аспекта. Больному дается все необходимое, но при этом отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается ничуть не меньше.

Конечно, о психологической работе с больным можно вести речь лишь тогда, когда медицинский работник обладает глубоки-ми знаниями и практическими навыками ухода за пациентом. Именно физический уход за больным человеком является осно-вой контакта между ним и сестрой, служит прочной связующей нитью. Добросовестная работа медсестры по уходу за больным придает ему уверенности в выздоровлении, формирует благопри-ятное психологическое взаимодействие между ними и таким об-разом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важ-ны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте; эти две сферы воздействия невозможно отделить друг от друга. Пациент всегда стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, накладывающаяся на само болезненное состояние, вы-зывает повышенную обидчивость, избыточную чувствительность больных.

То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия медсестры имеют не только конкретное содержание, но и эмоциональный контекст, и несут в себе определенное психологическое воздей-ствие. Мягкость, ласковость, терпеливость, вежливость — основные элементы хорошего стиля работы среднего медицинского персо-нала. Важно не только то, что делает медсестра, но и как она это делает. Постоянство, ровность поведения, хорошее настроение сестры помогают установить контакт с больными.


Служебная этика предполагает сохранение медицинской тай-ны, проявление уважения к пациенту, корректность, отсутствие фамильярности. Это повышает доверие больных. Сестры, не вла-деющие служебной этикой, могут рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице, распространять ненужные сведе-ния, вызывая страх и беспокойство у больных и их родственни-ков, т. е. оказывать ятрогенное воздействие. При общении с паци-ентом не следует использовать слово «больной» (лучше называть его по имени и отчеству, в крайнем случае по фамилии).

Способы и формы выражения заботы и внимания зависят от конкретного больного и ситуации, в которой осуществляется уход за ним. Забота и любовь медсестры будут проявляться по-разному, если пациент — ребенок, взрослый или пожилой человек. Мед-сестра должна хорошо контролировать ситуацию и избегать не-формальных отношений с пациентами. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает пси-хологически правильно влиять на его общее эмоциональное со-стояние, вселять в него уверенность в успешности лечения. По-этому важными качествами медсестры являются эмпатия и про-фессиональная наблюдательность. Внимательная, чуткая медсест-ра заметит малейшие изменения как в худшую, так и в лучшую сторону в самочувствии, настроении, поведении, состоянии боль-ного и сможет предпринять необходимые действия. Больные це-нят серьезных, вежливых, внимательных, вдумчивых и заботли-вых медсестер. Напротив, грубая, небрежная, раздражительная и вспыльчивая сестра производит на них тяжелое впечатление.

Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества, но может также вызывать и негативные изменения характера. Работа с больными как вариант коммуникативной деятельности связана с опасностью профессиональной психологической деформации, ко-торая у медсестер определяется, в частности, обладанием трудно-контролируемой и трудноограничиваемой властью над людьми (больными) и наличием стрессовой ситуации, связанной с ре-альной угрозой жизни человека, вызванной болезнью. Медсестра зачастую играет роль промежуточного звена между врачом и боль-ным. Усталость и раздражительность медсестры часто бывают выз-ваны не количеством выполненной работы, а эмоциональной на-грузкой, которой она сопровождается.

На фоне воздействия этих факторов у медсестер нередко на-блюдаются возникновение «чувства собственности» и гиперопеки по отношению к пациентам, несоблюдение организационных тре-бований, нарушение дистанции между собой и пациентами, ятрогенные воздействия, вытеснение субъективно тягостных пере-живаний.

Источники информации:

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей/ Н.Н.Петрова. - М., 2007
Александер Ф. Психосоматическая медицина / Ф.Александер. - М., 2000
Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей / А.Л. Гройсман. - М., 1998
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В. Николаева - М., 1987

По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю.К. Субботина, «медицинская этика - это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их моральные отношения и моральное сознание, связанные с исполнением профессиональных обязанностей» .

Этика имеет огромное значение в системе взаимоотношений «медработник - пациент». Аналогом широко известной врачебной клятвы Гиппократа для медицинских сестер стала в XIX в. клятва Флоренс Найтингейл.

Этический кодекс медицинской сестры России имеет особенное значение в истории отечественной медицины и, в частности, сестринского дела в ХХ в. С одной стороны, подавляющее большинство медицинских работников всегда оставались верны долгу и клятве, а с другой - не следует забывать о том, что еще в 1920-е гг. официальные руководители здравоохранения Советского Союза расценивали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток». Более того, эти деятели были твердо убеждены в том, что такое понятие, как «врачебная тайна», для советской медицины неприемлемо и вскоре отомрет. Предвзятое отношение во время не всегда оправданных реформ было и к самому понятию «медицинская сестра», на смену которому должны были прийти термины «помврача», «замврача», «медтехник» и т. п.

Таким образом, создание Этического кодекса медицинской сестры России явилось своеобразным покаянием и надеждой на возвращение морально-этического здоровья нашим медицинским работникам. При составлении этого Кодекса были учтены новые идеи, появившиеся в предшествующие несколько десятилетий и оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры. В первую очередь данный Кодекс отразил современные понятия о правах пациента, которые, в свою очередь, определяют обязанности медицинского работника.

Этический кодекс медицинской сестры России составлен на основе таких документов, как Устав ВОЗ (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.), Кодекс профессиональной этики психиатра, принятый Российским обществом психиатров в 1993 г., и др. Согласно этим документами медсестры выступают не просто послушными исполнителями инструкций врача, а представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными и располагающие должным объемом знаний в области психологии и психотерапии. По словам основоположницы сестринского дела Ф. Найтингейл, «сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную - для понимания больных, научную - для понимания болезней, техническую - для ухода за больными».

Практически любой из нас хотя бы 1 раз в жизни обращался за помощью в какое-либо лечебное учреждение, поэтому ни для кого не секрет, что впечатление о больнице или поликлинике зависит не только от качества предоставленных медицинских услуг, но и от того, как вас встретил персонал. Самый первый контакт пациента, в частности с медсестрой, имеет исключительное значение, поскольку определяет дальнейшие взаимоотношения сторон, наличие или отсутствие доверия, возникновение неприязни и т.д.

Деонтология (в переводе с греческого языка - «должное») - наука о проблемах нравственности и морали. В ее рамках рассматриваются такие вопросы, как ответственность за жизнь и здоровье больных, соблюдение врачебной тайны, взаимоотношения в медицинском сообществе и др.

И внешний вид (аккуратность, прическа, выражение лица), и внутренний настрой медицинской сестры должны вызывать у пациента чувство расположения, приязни, доверия. Медсестре ни в коем случае не следует обращаться к пациенту обезличенно «больной», поскольку это свидетельствует о ее полном безразличии. Для установления доверительных отношений между медсестрой и пациентом, необходимо дать ему почувствовать, что вас заботит его судьба, и вы искренне хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может узнать все нужные сведения о пациенте, особенностях его характера, его мнение о собственном заболевании, больничных условиях, планах на будущее. Ведь именно эта информация, полученная в ходе прямого контакта, даст медсестре возможность постановки объективного сестринского диагноза. Однако медсестре необходимо помнить, что недопустимо переходить тонкую грань между доверительными отношениями и панибратством, следует всегда оставлять за собой ведущую роль. Медицинская сестра обязательно должна проявлять сочувствие к пациенту, способствовать установлению между ними симпатии, но при этом не следует идентифицировать себя с больным. Обязательным условием для установления доверительных отношений является уверенность пациента в конфиденциальности бесед с медсестрой.

Обладая информацией об особенностях личности и характера пациента, его переживаниях, медсестра может тактично разъяснить больному не только его права, но и некоторые обязанности, подготовить его к предстоящим обследованиям и терапевтическим процедурам, рассказав о них в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые виды обследования или медицинских процедур не должно вызывать негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры. Медсестры обязаны быть честными и правдивыми в общении с больным, но любые разговоры, касающиеся диагноза или особенностей его заболевания, не должны выходить за пределы, обозначенные врачом. Это же правило нужно соблюдать и во время бесед с родственниками пациента.

Взгляды врача и медсестры в отношении некоторых аспектов ухода за пациентом могут иногда несколько расходиться. Конечно, принципиальных разногласий возникать не должно, но тем не менее нужно предельно тактично обсудить возникшую проблему с врачом, поскольку достижение полного согласия существенно облегчает работу. Оговаривать подобные спорные ситуации с третьими лицами или сразу непосредственно с начальством не следует, поскольку это может спровоцировать развитие нездоровой обстановки внутри трудового коллектива. Несомненно, медицинская сестра имеет полное право отстаивать свою точку зрения, но при этом она должна быть готова признать и исправить собственные ошибки. Высокая требовательность к себе является одним из важнейших качеств любого профессионала, и медсестра не исключение.

Гуманизм профессии медицинского работника создает базис для защиты личного достоинства медсестры, обеспечения ее неприкосновенности, права на помощь вовремя исполнении профессиональных обязанностей.

В системе взаимоотношений «медсестра - пациент» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость. К сожалению, в настоящее время не уделяется должного внимания определению и поощрению этих важных качеств. Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени. В идеале организация работы в лечебном учреждении должна быть такой, чтобы знания, навыки, компетентность и профессиональный рост ожидались и соответственно вознаграждались. Любой человек, решивший посвятить свою жизнь медицине, должен понимать, что нет и не может быть таких обстоятельств, которые оправдывали бы любой неэтичный поступок.

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры выступают комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать правовому обеспечению сестринской деятельности, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России .

Чтобы стать медсестрой, следует получить среднее медицинское образование, окончив училище или колледж. На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через семь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры.

  • · Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.
  • · Детские медсестры. Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.
  • · Медсестры в кабинете физиотерапии. Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.
  • · Участковые медсестры. Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.
  • · Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.
  • · Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.

Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

  • · Медицинская сестра отделения ЦСО должен иметь хорошую теоретическую подготовку и практический навык использования современных средств и методов стерилизации изделий медицинского назначения, для чего проходит регулярную учебу и повышение квалификации в специальных учебных центрах .
  • · Старшая медсестра руководит работой медсестер отделения. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсестре приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.
  • · Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь больным людям. Такая работа приносит моральное удовлетворение. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня. Самыми трудными считаются хирургические отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают инъекции и проводят измерение артериального давления, но и морально поддерживают пациента в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия и т. д. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладают профессиональными знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.





error: Контент защищен !!