Что такое «стресс»? Стресс в психологии: определение, признаки, лечение

Стресс Состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на психотравмирующую ситуацию. Может обуславливать формирование суицидального поведения.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Стресс

(англ. stress - напряжение) -

1) «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье );

2) неспецифический ответ, напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров - значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей ;

4) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора ;

5) сильные реакции организма (как благоприятные, так и неблагоприятные).

Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936). В современной научной литературе используются преимущественно первое и второе значение термина - С.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Стресс

Понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Стресс Этимология.

Происходит от англ. stress - напряжение.

Автор. Специфика.

Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Стресс

   СТРЕСС (с. 569) - понятие, настолько прочно укоренившееся в нашем языке, что, кажется, даже не требует пояснений. Это английское слово мы сегодня используем на каждом шагу, когда сетуем на нелегкую жизнь и нервные перегрузки. Все понимают, что стресс - это неприятность и с ней надо бороться. Однако стресс - гораздо более широкое явление, чем мы себе это представляем. Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 г. он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»). Иными словами, стресс - целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Поэтому, если быть верным первоисточнику, проблема борьбы со стрессом теряет позитивный смысл. Сам Селье выделил две разновидности стресса - физиологический (эустресс) и патологический (). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей. Именно в этом значении данное понятие получило распространение в повседневной речи и даже в отечественной научной литературе. Как видим, простого обращения к первоисточнику достаточно, чтобы понять: такая трактовка не вполне точна.

С этой точки зрения так называемый эмоциональный (психологический) стресс требует неоднозначной оценки: в зависимости от силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции он может протекать в нормальных пределах или переходить в болезненное состояние.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53), крупный долг (31)... Исследователи считают, что накопление в течение одного года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события: свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13)! Таким образом, если вы в течение года сумели закончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат - «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

Нечто подобное обнаружили в своих исследованиях ученые из университета города Инсбрук. Они изучали психологическое самочувствие отпускников, приезжающих из-за рубежа на этот знаменитый горный курорт. Выяснилось, что многие люди, временно освободившись от повседневных забот, начинают страдать от душевных проблем, проявляют склонность к меланхолии и даже к агрессии. Психологи считают, что большинство отдыхающих испытывают чрезмерную психологическую нагрузку от столкновения с новой средой, чужими нравами и языком, а также от резкой смены образа жизни. Это нелишне иметь в виду тем, кто мечтает исколесить весь свет. Видимо, для душевного равновесия полезнее все-таки не слишком часто менять место проведения отпуска.

Таким образом, становится очевидно, что стресс - неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями - как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупреждать потенциальные неудачи, но и отказ от личных достижений и житейских радостей.

Так с чем же надо бороться? Конечно, только с патологическим стрессом. Ведь нередко мы сами загоняем себя в тупик, откуда можно выбраться лишь с ощутимыми эмоциональными потерями. Вот таких-то «тупиков» и следует избегать. Не надо браться за работу, которая вам явно не по силам, не надо одалживать денег, если долг очень трудно будет отдать, не надо заводить поспешный роман, если не представляете всех его последствий...

Но как бы мы ни старались, избежать всех неприятностей не удастся. А между прочим, негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные эмоции. (Как говорил Джон Стэйнбек, «что толку в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?»). Любой нормальный человек порой испытывает огорчение, разочарование, гнев. Но чтобы эти переживания не привели к патологическому стрессу, надо стараться их преодолевать. Простейшее средство - физическая активность, хотя бы просто прогулка. А вот «разряжаться» на окружающих не следует: скорее всего ваше раздражение бумерангом к вам же и вернется. Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Правда, попытка победить сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся с друзьями на шумную дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свое психологическое напряжение и в итоге чувствует себя окончательно разбитым и опустошенным.

Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: «Стресс - это жизнь». Пока мы живы, мы постоянно будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, однако если эмоциональное напряжение вовсе исчезнет из нашей жизни - это будет означать, что жизнь закончилась.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Стресс

Существует несколько различных определений стресса:

Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.).

Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающсе в ответ на сложные обстоятельства.

Отсутствие равновесия в оэтношеннях между человеком и окружаюшей обстановкой (шодель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстгановки становятся более высокими, чем предполагаемая стособность удовлетворять эти требования.

Модель взаимодействия < для стрессовой ситуации

Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованшях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных сп(особностях. Вполне может существовать настоящий разрыв межкду требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последстгвия, включая следующие:

Поведенческие эффекты: злюупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливост.

Когнитивные эффекты: чрегзмерно острая реакция на критику и неспособность сосредсоточивать внимание.

Физиологические эффекты:: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание.

Проблемы со здоровьем: ксоронарная недостаточность, язва желудка, головные боли.

Организационные последстгвия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с ксэллегами и прогулы.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "стресс" в других словарях:

    стресс - стресс, а [рэ] … Русское словесное ударение

    стресс - стресс, а … Русский орфографический словарь

    стресс - стресс/ … Морфемно-орфографический словарь

    Стресс - (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

    СТРЕСС - (стресс реакция) (англ. stress напряжение) особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин стресс употребляется также для обозначения и самого раздражителя… … Большой Энциклопедический словарь

    стресс - а; м. [от англ. stress напряжение] Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.). ◁ Стрессовый, ая, ое. С ое состояние. С … Энциклопедический словарь

    СТРЕСС - в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… … Философская энциклопедия

В современных энциклопедиях существует несколько толкований столь популярного в настоящее время понятия «стресс». И так, в психологиистресс – это реакция организма (психическая, физическая, эмоциональная, химическая) на все то, что его пугает, раздражает или угрожает. Основатель теории стресса, чешский ученый Ганс Селье, в ходе своих исследований пришел к выводу, что стрессом можно назвать неспецифическую защитную реакцию организма на неблагоприятные факторы, нарушающие его спокойное существование. Появилось это понятие в 1936 году. В техническом значение термин означал «давление», «напряжение».

Все эти определения доходчиво и просто создают представление об этом состоянии. Однако чтобы понять, что такое стресс, нет необходимости заглядывать в энциклопедии – достаточно осмотреться вокруг.

В наш стремительный век все спешат, куда-то бегут, стараются все успеть. У каждого из нас складываются свои определенные представления об окружающем, формируются потребности, вырабатывается система требований. Несоответствия наших представлений и реальности, порождают неудовлетворенность. Одно дело, когда эта неудовлетворенность подталкивает к дальнейшему развитию, самосовершенствованию, другое, когда она вызывает агрессию на весь мир, который разрушил мечты о счастье.

Стрессы врываются в нашу жизнь на парковке, в маршрутках, в ссорах с близкими, на «ковре» у начальства… Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Можем ли мы жить, избегая стрессов? Наука на это отвечает однозначно – нет. Жизнь не терпит стабильности, и именно она и является основным источником стресса.

Симптомы

  • Ухудшение памяти
  • Невозможность сосредоточиться
  • Постоянное чувство усталости
  • Частые ошибки
  • Повышенная возбудимость
  • Быстрая речь
  • Повышенная тревожность
  • Неудовлетворенность своей работой
  • Потеря чувства юмора
  • Жалость к себе
  • Излишнее упрямство
  • Бессонница
  • Увлеченность алкогольными напитками
  • Чувство ненасыщаемого голода или плохой аппетит
  • Снижение темпов деятельности.

Естественно, все перечисленные признаки стресса могут не наблюдаться все вместе. Проявление нескольких из них уже говорит о серьезных проблемах. В некоторых случаях признаки стресса прячутся за болями неизвестной этиологии. Отличить их от заболевания может только опытный врач-терапевт. Однако некоторые признаки стресса принимают вид настоящих заболеваний, например, гипертонии, язвы желудка, артрита.

Виды

В зависимости от результата в психологии различают следующие виды стресса:

  • Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.
  • Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе.
В какую сторону сместятся виды стресса, зависит от ряда обстоятельств и индивидуальных особенностей личности. Дистресс может быть вызван в качестве ответа на конкретную ситуацию. Но чаще всего это явление носит «накопительный» характер, вследствие которого сопротивляемость организма постепенно снижается, а затем исчезает совсем. Такое состояние долго длиться не может, оно способно перерасти в болезнь.

В зависимости от факторов, вызвавших стресс, известны следующие виды стресса:

  • Психологический - вызывают фрустрирующие, неблагоприятные отношения с социумом.
  • Физиологический стресс – результат чрезмерных физических нагрузок, плохого нерегулярного питания, недосыпания.
  • Информационный стресс провоцирует избыток или дефицит информации при принятии решения. В затруднительное положение ставит и избыток информации, который включает слишком большое количество факторов, которые следует учитывать в момент принятия решения, и ее недостаток, при котором нет четкой определенности.
  • Эмоциональный стресс вызывают излишне сильные чувства. Возникает он в опасных для жизни ситуациях или в результате радостных и неожиданных событий. Причины стресса, в этом случае, - сообщение о повышении на службе, рождении ребенка, предложение руки и сердца и пр.
  • Управленческий стресс провоцирует высокая ответственность за принимаемое решение.

Причины стресса в науке принято называть стрессорами. Соответственно ученые выделяют три группы стрессоров.

Первая – это неподвластные нам стрессоры. К ним относят: погоду, цены, инфляцию, привычки других людей, действия правительства, налоги. Под их воздействием можно до изнеможения нервничать о возросших тарифах, действиях неопытного водителя, но кроме повышения артериального давления и концентрации адреналина, ничего не изменится. Намного эффективнее будет применение техники позитивной визуализации, мышечной релаксации, приемов медитации и дыхательных упражнений.

Вторая включает явления и события, которые мы добровольно превращаем в проблемы. К этой группе относятся все виды беспокойства о прошлых событиях, которые уже не в силах изменить, и о будущем.

Третья – это стрессоры, которые нам подвластны. К ним относятся не конструктивные действия, неспособность планировать свое время, неумение определять приоритеты, некоторые трудности в межличностном взаимодействии.

В этом ключе важно отметить, что стрессор – это лишь повод для его начала, причиной нервно-психического расстройства мы делаем его сами.

Так для кого-то разбитая чашка – это пустяк, а для кого-то повод для развода. Таким образом, в обоих случаях стрессор один, а реакцию он вызывает разную. Еще одним ярким примером стал рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Герой повествования чихнул и нечаянно обрызгал слюной генеральскую лысину. Переживания, которые последовали за этим событием, вызвали его смерть.

Причины стресса подкарауливают нас каждую секунду, другое дело как мы на них реагируем. Объяснить это можно с точки зрения физиологии. Человеческий мозг не может отличить реальную угрозу от кажущейся, и каждый раз, когда ситуация вызывает опасение, он реагирует как на настоящую угрозу.

Опасность таких ситуаций заключается в постепенном привыкании организма к враждебной среде. Он постоянно находится в «боевой» готовности, что способствует возникновению . В психологии это понятие трактуется, как результат длительного пребывания в чрезмерно опасной обстановке. Оно как нельзя лучше характеризует агрессивную действительность современного бизнес-мира.

Чтобы иметь полное представление о том, что такое стресс, следует рассмотреть стадии стресса или этапы его развития.

Этапы развития

Стадии стресса характеризуют динамику развития внутреннего напряжения:

  • Первая – мобилизация, характеризуется ростом напряжения, интенсивности реакций, ускорением способностей воспроизводить информацию, запоминать. В этот момент повышается четкость познавательных процессов. Эта стадия способствует повышению производительности и результативности в деятельности.
  • Вторая – дезадаптация, переход во внутренний стресс. Переход на этот уровень происходит в результате затянувшегося стресса. Появляется реакция запретного торможения, которая проявляется в снижении качества деятельности. В поведении наблюдается неорганизованность, происходит потеря части информации, теряется четкость ее передачи, принимаются решения, без учета последствий.
  • Третья – дезорганизация, характеризуется спадом внутренней активности, нервным истощением. Возникает она в случае продолжения стрессового нагрузки. В результате могут произойти нарушения внутренней регуляции поведения, поведение становится неадекватным ситуации. Длительное переживание стресса третьей стадии способно привести к серьезным заболеваниям. На этой стадии необходима помощь специалистов: психологов, терапевтов, психотерапевтов, психоневрологов.
Стресс – это не приговор. С ним нужно и можно бороться. Организм человека устойчив и имеет колоссальный потенциал, способный его восстановить. Однако этот механизм восстановления работает тогда, когда разум еще не отравлен влиянием расстройства.

Одной из самых популярных считается «позитивная визуализация». Ее применение позволит избавиться от отрицательных эмоций. Заключается она в сознательном мысленном воссоздании неприятной ситуации, но с некоторой корректировкой. Например, представьте человека, нанесшего вам обиду в нелепой шляпке с бантом или же неприличном костюмчике. Здесь неважен воссоздаваемый образ, важен результат, он должен вызвать у вас смех, изменение негативных эмоций.

Хороший результат дает методика, предлагающая взглянуть на стрессы с более высоких позиций.

  1. Оцените стресс с позиции высоких моральных принципов, а не с позиций мещанских разборок.
  2. Закулисте стресс. Жизнь - театр, и в трудные ее моменты, мы вправе выйти «за кулисы».
  3. Взгляд «с балкона». Мысленно «посмотрите» на проблему сверху. Как с балкона люди кажутся маленькими, так и проблемы, кажущиеся неразрешимыми, сверху покажутся незначительными и смешными.
  4. Можно «задышать» стресс. В экстренной ситуации применить упражнения по расслабляющему дыханию - медленный вдох и медленный длинный выдох. В свободное время «задышать» стресс при помощи аромата эфирных масел.
  5. Попробуйте «заскандировать» стресс, повторяя позитивные утверждений типа: «Что не убивает нас, делает сильнее», «Чем громче выстрелы, тем я мужественнее».

Не менее эффективна методика «устранение причины стресса». Она подразумевает создание определенного стиля жизни без спешки, с принятием удовольствий, предлагаемых жизнью (фитнес, хобби, кружки по интересам, танцы). Суть методики – «хватит строить из себя мученика за грехи всего человечества».

Большое значение в борьбе со стрессом имеют правильное питание и здоровый образ жизни. Но самое важное заключается в способности понять, что наиболее сильное средство против стресса – это научиться быть счастливым.

англ. давление) – обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Различают стресс положительный и стресс отрицательный. Открытие и описание механизма стресса принадлежит канадскому ученому Гансу Селье (1907-1982 гг.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Стресс

англ. – напряжение) – эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности. Стрессы бывают информационные, эмоциональные, физиологические. Более всего стрессу подвергаются люди с высоким уровнем притязаний, загруженные работой и не умеющие жить в единстве с природой. Признаки стресса: невозможность сосредоточиться, ошибки, ухудшение памяти, чувство усталости, замедленный или ускоренный темп речи, блуждающие мысли, физические боли, повышенная возбудимость, работа без радости, потеря чувства юмора и др. В жизни человека стресс играет двоякую роль. С одной стороны, он разрушает гармонию, подавляет настроение, вызывает страх и раздражение, но, с другой – «проучивает», т.е. формирует терпение и «боевую готовность» и приспособление к новым условиям. Стресс может не только понижать, но и повышать работоспособность, особенно в искусстве, спорте, в творчестве. Стрессогенные ситуации неизбежны в жизни, они позволяют человеку переживать страдания, ведущие к духовному росту, к мудрости, и смирению

Отличное определение

Неполное определение ↓

Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.

Что это - усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907-1982 г.). Бывший студент Пражского университета в 1936 г. опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

Стресс (англ. s tress - напряжение, сжатие, давление) - это

    состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные;

    это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему;

    неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Чтобы понять это определение, нужно объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например бег, вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиение становится чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц. Фактор, вызвающий стресс называется «стрессор».

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоци­онального стресса.

Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд также считали, что в пре­вращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмо­циональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрес­совых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.

На уровне биологических изменений в организме эмо­циональный стресс первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические функцио­нальные нарушения развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения. В реализации эмоциональных возбуждений ведущую роль играют гормональные механизмы.

Физиологический стресс проявляется следующим об­разом: на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека, и они начинают работать изолированно, напряженно, пытаясь самостоятельно поддерживать регулируемые ими пока­затели на оптимальном уровне. При продолжающемся стрессорном воздействии механизм саморегуляции ка­кой-либо наиболее ослабленной функциональной систе­мы человека нарушается, и тогда ее функция устойчиво изменяется: например, стойко повышается артериальное давление, снижается иммунитет и т.д. Регуляция соответ­ствующего физиологического показателя при этом до определенного времени осуществляется местными клеточ­ными механизмами, устойчивый дисбаланс которых при­водит к возникновению болезни.

Было бы ошибкой полагать, что стресс - это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (например, праздник, переезд в новую квартиру и т.п.). Эти состояния обозначают как «эустресс». Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное - добиваться цели. Эустресс - это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.

Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации (аврал на работе, возможность убежать от грабителя). Поэтому нельзя говорить, что стресс на хорошие события полезен, а на плохие - вреден. Граница между полезным и вредным стрессом порой бывает очень зыбкой. По принципу «лучшее - враг хорошего» избыток положительных эмоций тоже может закончиться срывом, если оставить их без контроля.

Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье является отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса.

Г. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.

Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.

Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая проводит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, при котором физиологические и психологические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким обра­зом, необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Современные взгляды на стресс отличаются условнос­тью полного разделения физиологического стресса и стресса эмоционального. В физиологическом стрессе все­гда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого - эмоциональный стресс неизменно влечёт за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмо­циональное состояние. Образуется порочный круг, что только усложняет решение проблемы, особенно при дли­тельном или хроническом стрессе.

Таким образом, стресс -

    чрезвычайно сложное явление, затрагивающее все уровни функционирования организма. От работы организма на каждом из этих уровней зависит успешность преодоления человеком стресса;

    не всегда бывает вреден, своё пагубное влияние оказывает в ситуациях, когда он слишком силён или действует слишком долго;

    связан с индивидуальными и психологическими особенностями личности ⟹ факторов и ситуаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.





error: Контент защищен !!