Что делают в Пасху, традиции. Что делают перед и после Пасхи, обычаи. Как празднуют Пасху: традиции, обряды и приметы

В православии Пасха – великий праздник, праздник души верующего человека. Это воскресенье – самое главное в году. Как же праздновать Пасху с учетом традиций, переходящих от поколения к поколению?

Праздничное настроение появится уже в субботу накануне Пасхи. Приготовление куличей, творожной пасхи, окрашивание яиц – настолько интересная и увлекательная традиция, что поучаствовать захотят даже дети.

В субботу перед Святым Воскресением идем в церковь на службу. Заранее нужно приготовить тарелку или корзинку, в которую поместятся кулич и яйца. В иконной лавке покупаем свечи. Одну вставляем в кулич (заранее подготовив кружок из бумаги с дыркой в центре, чтобы воск не капал на кулич). Батюшка прочитает молебен и святой водой окропит прихожан и кулич с яйцами. Накануне Пасхи ближе к полуночи идем в церковь на Крестный ход. Во время богослужения из алтаря батюшка выносит Благодатный огонь, от которого прихожане разжигают свои свечи, и произносит “Христос Воскрес!”, после чего начинается Крестный ход – торжественное шествие с большим крестом и иконами вокруг храма под колокольный перезвон и молебен, символизирующее путь навстречу воскресшему спасителю.


Святое Воскресение. Встречая на улице знакомых, общаясь по телефону, даже в социальных сетях, люди поздравляют друг друга словами “Христос Воскрес!”- “Воистину Воскрес!”, обмениваются крашеными яйцами, дарят символические подарки. Традиционная пасхальная забава – чокаться яйцами. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло.


Богатый пасхальный стол после поста. Помимо традиционных, накануне освященных, куличей, пасхи и крашеных яиц, меню может включать даже любые мясные блюда. Украсить стол можно например самодельными гнездышками с пустыми перепелиными яичками и небольшим букетиком нарциссов или веточками вербы.


Пасху можно с уверенностью назвать любимым детским праздником наравне с Новым годом и днем рождения, ведь этот день заряжен позитивными эмоциями, наполнен яркими красками и, самое главное, делает всех чуточку светлее и добрее.

Священник отвечает на вопросы РП о главном православном празднике

Наступает Пасха - праздник Воскресения Христа, главное христианское торжество. В этот день завершится Великий Пост, в храмах пройдут крестные ходы и праздничные службы, которые продлятся всю следующую неделю - Светлую Седмицу.

Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Как сказал в одном из пасхальных приветствий Патриарх Кирилл, этот праздник «являет нам величие подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего оковы греха, который отделяет человека от Бога».

По просьбе РП , настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин рассказал, с каким настроением нужно встречать Пасху, как объяснить значение праздника детям, что делать, если не получается пойти на службу и почему обилие куличей может пойти во вред духовному.

Быть милосердным

Отец Федор, наступает Пасха, и вопрос, который задают себе многие люди из числа тех, кто только входит в жизнь церкви, как провести этот день благочестиво? Как прожить его в соответствии с традицией?

Здесь очень важно указать, что самой Пасхе предшествует долгий подготовительный период — Великий Пост. Это время особых богослужений, более не повторяющихся во время годичного цикла. И Пасха, все ее торжество и радость, раскрываются намного глубже для тех, кто к ней готовился - постился, ходил в храм, особенно в дни Страстной Седмицы.

Сегодня огромное количество христиан игнорируют богослужения и приходят в храм только для того, чтобы освятить куличи, и это большая потеря прежде всего для них самих. Колоссальная потеря, потому что нет в году более радостной службы чем Пасхальная. И люди, которые лишают себя этого, просто теряют те дары, что хочет дать Господь.

Можно не освящать куличи, это всего лишь вторичный внешний обряд. Важнее подготовить душу, быть с Христом в его страдании и воскресении. Лучший способ для этого - посетить богослужение: если не ночное пасхальное, то одно из тех, что происходят в течение следующей недели, называемой Светлой Седмицей.

В дореволюционной литературе Пасха почти всегда упоминается как день, когда люди проявляли исключительные милосердие и доброту. Было принято давать обильную милостыню, угощать страждущих, навещать больных в приютах.

Действительно, русской традицией в этот день было принято творить добрые дела и милосердие. Мы просим Бога о помиловании, и можем рассчитывать на Его милость только в одном случае, когда подобная милость живет и в нашем сердце, когда устроение нашей души родственно тому, что было в душе Христа. В этот день, нужно, по возможности, приносить другим людям как можно больше радости и счастья.

Хорошей традицией была также помощь в уборке храма накануне Пасхального торжества. Начиная с Великого понедельника и на протяжении всей Страстной Седмицы люди всем миром наводили порядок в церквях, готовили их к празднику.

- С каким настроением нужно подходить к Пасхе?

Православная традиция духовной жизни вообще рекомендует очень осторожно обращаться с настроениями. Если вы посмотрите на православные иконы, то, за редкими исключениями, вы не найдете там эмоций.

Считается, что жизнь эмоциональная, чувственная, может обмануть человека, ввести его в экзальтацию и заменить собою настоящую духовную жизнь. Все это глубоко чуждо православию. Если человек ходит в храм, читает Евангелие, то в сердце он почувствует именно то, что нужно. А богослужения как раз помогают стяжать этот правильный духовный настрой - поэзию высшей красоты, но трезвую и совершенно не слезливую.

- Что можно увидеть в храме на Пасхальной неделе? Чем эти богослужения отличаются от других?

Эти богослужения удивительно красивы. В храмах фактически ничего не читается, все только поется с особой торжественностью и силой. На Светлой Седмице многие ходят в храм ежедневно: просто, чтобы продлить это состояние радости, которое дает в эти дни храм.

Традиции истинные и ложные

- Что вы скажете о традиции посещать кладбища и поминать усопших на Пасху?

Эта традиция не имеет ничего общего с православными канонами. Для поминовения усопших есть праздник Радоница, и есть множество других дней.

Я ни в коем случае не призываю забывать об умерших, но на Пасху поход на кладбище неуместен. Поминовения усопших в этот день нет ни в богослужениях, ни в обрядах. Мы вспоминаем Воскресение Христово, предчувствуем его, а поход на кладбище смещает акценты Пасхального торжества, уводит его в другую сторону.

Традиция посещений кладбищ на Пасху стала формироваться после Великой Отечественной войны, когда было огромное количество умерших. Власти всеми силами поддерживали ее, лишь бы отвлечь народ от посещения храмов. Давали автобусы специальные. По телевизору именно в Пасхальную ночь шла популярнейшая и редчайшая передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»: по телевизору показывали исполнителей, которых вообще нигде больше в Советском Союзе нельзя было увидеть.

Это была намеренная стратегия - отвлечь внимание людей от церковной традиции. И сейчас, когда мы видим массовые паломничества на кладбища, мы можем говорить, что стратегия эта увенчалась успехом. Чтобы превозмочь ее, нужно как можно больше и громче говорить об истинном смысле Пасхальных торжеств.

- Нужно ли рассказывать о Пасхе и предшествующих ей событиях детям? Как сделать этот рассказ доступным?

Рассказывать надо обязательно - рассказывать, читать Евангелие, пояснять. Не обязательно даже прибегать к детской Библии, можно взять оригинальный текст любого евангелиста и читать его ребенку.

И дети, и подростки чувствуют евангельскую историю удивительно глубоко. Я преподавал основы православной культуры в обычной светской школе, среди обычных, далеких от церкви детей. Тем на курсе было много, но, когда дело касалось пересказа тех мест Евангелия, где речь шла о предательстве Иуды, о Гефсиманской молитве, о суде над Христом и Его распятии, в классе всегда была полная тишина.

Ребенок обязательно начнет задавать трудные вопросы: «А почему Иуда предал Христа?» или «А если Христос - Бог, то почему он умер?». Эти вопросы очень важны, они означают, что ребенок обдумывает услышанное, пытается его осмыслить. За ответами можно идти к священнику или к преподавателю Воскресной Школы - для кого-то это станет отправной точкой в пробуждении веры.

Выход из поста

- Откуда пошла традиция на Пасху красить яйца, готовить куличи и творожную снедь?

Есть красивое церковное предание: когда Мария Магдалина пришла к римскому императору и проповедовала ему о воскресшем Христе. Император усомнился в правдивости ее рассказа и сказал, что это не может быть правдой, как не может куриное яйцо, лежащее в корзине, стать красным. И тогда, по молитвам Марии, яйцо, на глазах императора, приобрело красный цвет.

Традиция печь куличи, которые в прошлом были церковной обрядовой едой, красить яйца - все это можно объяснить сегодня простым желанием украсить свой стол после Поста, сделать первую трапезу более праздничной и сосредоточиться в ней на скоромной еде: той, от которой пришлось воздерживаться. Людям вообще свойственно это желание — все украшать.

Можно дать какой-то совет людям по выходу из поста? Не секрет, что многие, завершив воздержание, буквально набрасываются на еду?

Нужно быть сдержанным, и помнить, что Царство Божие - это не еда и питье. Обжорство исходит из духовного непонимания того, что значит праздник Пасхи. Но можно сказать так: чем глубже человек будет погружаться в церковную жизнь, чем больше будет открываться ему духовная радость, тем меньше будет значить радость вещественная — в том числе и в виде еды.

Пример новомучеников

- Как быть, если человек не может посетить пасхальную службу - если он в немощи или у него маленькие дети?

Сейчас появилась возможность участвовать в процессе удаленно - через богослужение по телевизору. И хотя, конечно, это не заменяет присутствие в храме, но является подспорьем и утешением.

Интересно будет вспомнить сонм новомучеников Православной Церкви. Эти святые могли десятками лет находиться в тюрьме, полностью оторванные от церковной жизни. Причем, среди них были епископы, духовенство высшего звена - люди, которые до тюрьмы были на богослужениях ежедневно, буквально дышали ими. И вот они лишены всего - не только причастия, но даже вида иконы и горящей перед ней лампады. Они живут в бараке, где правят уголовники, и где стоит матерщина. Что делали эти люди? Они творили молитву про себя, если было возможно, читали Евангелие, и даже в тюрьме Христос пребывал с ними. Те из них, кому повезло вновь увидеть свободу, сразу же вновь вливались в богослужебную жизнь.

То же можно посоветовать и тем людям, которые сегодня не могут идти на Пасху в храм. Почитайте тексты Писания, помолитесь. Если это не банальная лень и вы действительно не можете идти - это не грех, Бог не станет из-за этого дальше от вас.

Пасха считается главным праздником у православных христиан, ее называют «праздников праздник и торжество из торжеств». В 2018 году День Светлого Христова Воскресения выпадает на 8 апреля. Как встречают, как поздравляют с Пасхой, что можно и нельзя делать в этот день?

Первые христиане праздновали Пасху еженедельно - пятница была днем поста, посвященного страданиям Иисуса, а воскресенье - днем радости о воскресшем Господе. Со II века праздник стал ежегодным.

Слово «пасха» происходит от названия ветхозаветного праздника Песах (от еврейского «пасах» - «проходит мимо»). Он совершался в память об исходе евреев из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Пасха - «передвижной» праздник, она каждый год исчисляется по солнечно-лунному календарю. Вопрос с датой разбирали на первом Вселенском соборе в Никее в 325 году. Именно там постановили, что праздновать Пасху следует в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, по истечению полной недели со времени ветхозаветной иудейской Пасхи. Расхождения в дате торжества у православных и католиков возникли в XVI столетии после введения григорианского календаря.

Традиции празднования

Пасхальное богослужение во всех православных храмах начинается вечером в субботу. Около полуночи верующие совершают крестный ход - с хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери и с пением канона Пасхи.

Служба состоит из нескольких обрядов: основного молебна, который обычно продолжается до 3-4 часов утра, Пасхальной заутренней молитвы, по завершении которой служится Божественная Литургия. В чем смысл пасхального битья яйцами?

После богослужения освящают куличи, творожные пасхи, яйца, мясные продукты, сыр, творог и артос - особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения.

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. На Руси была традиция - как можно скорее отнести пасхальный кулич домой. Считалось, что у самого быстрого будет лучший урожай.

Поздравлять с Пасхой следует словами «Христос воскресе!», ответом является фраза «Воистину воскресе!». Затем верующие трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.

Воистину - наречие, пишется слитно. Его значение - в самом деле, поистине, действительно. В словарях отмечено, что это слово «высокого» стиля, то есть придает речи оттенок торжественности, приподнятости. Воистину не является вводным словом, не выделятся запятыми.

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней. Основные пасхальные торжества происходят в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье.

Что нельзя делать на Пасху

В День Светлого Христова Воскресения нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. При этом церковь напоминает, что примерное поведение не ограничивается сутками, ведь празднование Пасхи длится неделю.

На Пасху нельзя венчаться. Запрет на женитьбу сохраняется всю Светлую неделю. Внимание верующих должно быть обращено на радость за воскрешение Христа, а не личные дела.

Также не стоит ездить на кладбище. Протоиерей Игорь Фомин объяснял в православном журнале «Фома», что эта традиция появилась в советские годы, когда встретиться с загробным миром можно было только на могилках родных. Для поминания близких лучше выбрать другой день, например, Радоницу.

Не следует выкидывать освященные в храме зачерствевшие куличи и скорлупу от яиц. Их надо сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать там, где люди и животные не будут попирать ногами.

Погода на Пасху

Народ по погоде на Пасху определял, насколько урожайным и удачным будет весь следующий год. Если пасмурно, то лето будет холодным, а если ясно, то - солнечным.

Если дождь, то такой будет вся весна, а если разыгралась гроза, значит, осень придет поздно и будет сухой. Мороз на Пасху предсказывает хороший урожай. Холодная, но не минусовая погода - к сухому лету. Если во вторник после Пасхи ясная погода, то все лето будут идти дожди.

Пасха в этом году приходится на 1 мая. Это – самый большой православный праздник. Само слово «пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Своим воскресением Христос избавил людей от смерти, дал надежду всем нам на вечную жизнь. Пасха каждый год празднуется в разные числа месяца, но обязательно в воскресный день. Мы расскажем о том, как правильно готовиться и праздновать православную Пасху.

Люди верующие готовятся к Пасхе задолго. Они постятся 40 дней (именно 40 дней провел в пустыне Иисус Христос до своего распятия). Последняя неделя перед Пасхой называется Страстная Седмица. Все эти дни душа верующего как бы "прислушивается" к тому, что мы называем Страстями Господними, к последним Его дням на земле в образе человеческом.

Особое значение имеет Страстный Четверг - день, когда Иисус со своими учениками на Тайной Вечере разделил праздничную трапезу. В народе этот день называют Чистым Четвергом, все православные по возможности стараются причастится. Вечером в церкви читают 12 Евангелий, где рассказывается история вся история Страстей Христовых. На службе люди стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой и по старинному обычаю делают на косяках дверей знак креста святым огнем.

В этот день принято приводить в порядок свой дом и очищать тело.

В Великую пятницу из церкви выносят плащаницу - кусок ткани, которой было обвито тело Христа. На ней изображен Спаситель, положенный во гроб. В этот скорбный день воспоминаний о смерти Христа полагается ничего не есть. Вечером совершается чин погребения Христа. Хор печально поет "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Плащаницу несут вокруг церкви. Это символизирует схождение Христа в ад.

И вот наступает Страстная Суббота. В древние времена христиане после субботней литургии не уходили из церкви, а оставались там до ночи и питались хлебом и вином. В память об этом в субботу освящают эту пищу.

Во время службы священники меняют черные облачения на белые. В домах испечены куличи, покрашены яйца. Все наполнено трепетным ожиданием праздника.

В ночь Воскресения Христова , в ту ночь, когда свершилось чудо, проводится самое торжественное богослужение: пасхальная полунощница, крестный ход с зажженными свечами вокруг церкви, радостная утреня и божественная литургия. В этот день народ спешит в храм. Люди, приобщившись к духовной радости праздника, освящают пасху, куличи, яйца. Таким освящением церковь благословляет верующих после долгого поста снова употреблять "скоромную", то есть непостную пищу. Хотя Царство Божие, по выражению апостола Павла, не есть еда и питье, но богатый пасхальный стол является символом небесной радости, символом вечери Господней.

Следующие шесть дней пасхальной седмицы также считаются праздничными , по своей значительности они приравниваются к воскресным дням. Вся эта седмица называется Светлой, Святой, Пасхой. Церковное богослужение происходит при открытых царских вратах в знак того, что Воскресением Христовым для рода человеческого вновь открыты двери рая. Всего же празднование Пасхи продолжается 40 дней, так как именно столько времени провел Христос на земле вместе со своими учениками после воскресения.

Отметим, что возникновению обычая красить яйца на Пасху мы, согласно преданию, обязаны римскому императору Тиберию. Именно к нему пришла Мария Магдалина с вестью о воскресении Христа, принеся с собой яйцо в качестве символического подарка (в древности яйцо олицетворяло жизнь). Император заявил, что поверит в воскресение Христа не ранее, чем белое яйцо в руках Марии Магдалины поменяет свой цвет на красный - и оно тут же стало красным. С тех пор на празднование Пасхи принято красить яйца в красный цвет, в частности, при помощи луковой шелухи. Однако куличи и яйца отнюдь не единственные традиционные блюда пасхального стола: гостей принято угощать студнем, бужениной, пасхами с творогом, запеченной домашней птицей.

Интересные факты, связанные с Пасхой:

Обычай дарить друг другу крашеные яйца придуман не христианами. Так поступали еще древние египтяне и персы, которые обменивались ими в рамках празднования начала весны. Яйца означали тогда пожелание плодородия.

Самые известные пасхальные яйца, изготовлены Петером Карлом Фаберже - еще в 1883 году царь Александр заказал подарочный набор таких яиц для своей жены.

Самое большое пасхальное яйцо находится в Вегревилле, Альберта, Канада. Оно весит около 2 тонн, а его длина - около 8 метров.

В России самое большое пасхальное яйцо было изготовлено изо льда в 2010 году. Его вес составил 880 килограммов, а высота 2,3 метра.

Яйца красят в Великий Четверг как и пекут пасхальные куличи. Тогда же заведено изготовлять пасхи - блюдо из творога.

Церемония выноса Святого Света в Святую Субботу проводится вместе греческим и армянским патриархами Иерусалима.

Самый большой в мире пасхальный кулич весом более 2 тонн и высотой в 2,4 метра испекли в 2011 году в поселке Ялта Донецкой области.

В России разрисованные пасхальные яйца или писанки хранили дома в течение всего года, чтобы, таким образом, уберечь своё жилище от пожаров, потопов и других катаклизмов природы

В Коломне есть музей Писанки, здание построено в форме яйца.

На Страстной неделе лишь один раз в год готовят миро - особенная смесь из нескольких десятков веществ на основе оливкового масла, ароматных трав и благовонных смол.

В России в старину было принято, чтобы в первый день Пасхи хозяйки оставались дома, а мужчины ходили с поздравлениями к своим близким и знакомым. Столы были накрыты весь день и на них уже стояли скоромные (не постные) блюда. Пасхальный стол обычно украшали преимущественно холодные блюда: запеченый барашек, жареная телятина, свиные окорока. Подавать в этот день рыбу было не принято.

Кроме того некоторые россияне на Пасху посещают могилы родственников. Однако в Православной Церкви это не приветствуется. Как отмечают святые отцы в связи с радостным днём Пасхи прекращается поминовение усопших на всю Светлую седмицу. Поминать родственников призывают в Радонницу (Родительский день)

В русской православной церкви есть обычай читать на праздничном пасхальном богослужении 17 первых стихов Евангелия от Иоанна на различных языках.

Католическая Пасха в 45% случаев на неделю ранее православной, в 30% случаев сходится, в 5% -- расхождение в 4 недели, в 20% - отличие в 5 недель.

В 2014 году католики отмечали Пасху вместе с православными христианами.

Из бывших стран СССР только в Белоруссии и католическая, и православная Пасха считаются государственными праздничными днями.

Английское название Пасхи, Easter, произошло от имени англо-саксонской богини зари, Eostre. У нас эта богиня больше известна под именем Иштар (и соответствующего ему греческое имя Hestia, германское Eostre, Ostarta, литовское Austra)

У католиков символ Пасхи это кролик. Во многих европейских странах, дети верят, что при условии примерного поведения с их стороны Пасхальный Кролик приходит накануне праздника и откладывает в гнездо цветные яйца. Гнездо (или корзинку) нужно было приготовить заранее в укромном месте. Малыши обычно использовали для этой цели свои головные уборы, раскладывая их по сараям, амбарам и прочим уединенным помещениям. Прихода чудо-кролика ждут почти с таким же нетерпением, как визита Санта-Клауса.

Хорош тот пасхальный кролик, у которого на шее висит колокольчик. Накануне Пасхи этот ушастый персонаж можно встретить повсюду и в разных видах. Кроликов делают из шоколада,марципана и прочих лакомых материалов, их шьют из плюша и меха, лепят из глины.«Кроличий» орнамент украшает многие пасхальные предметы: праздничные скатерти, салфетки, посуду. И, конечно же, открытки.

76 процентов католиков, в первую очередь, съедают у шоколадных зайцев именно уши.

В Америки очень распространена пасхальная игра - катание яиц по наклонному газону. Победителем соревнования признаётся тот, кто дальше всех без остановки сможет прокатить свое крашеное яйцо. Самое массовое соревнование бывает в пасхальное воскресенье на газоне возле Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят сюда со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца.

В Швеции своя забава. У них даже есть Пасхальные ведьмы. Маленькие девочки одеваются в лохмотья и старую одежду, чаще всего их наряды состоят из слишком больших юбок и платков. В таком виде девочки ходят от двери к двери с медным чайником и собирают угощения. Говорят, этот обычай произошел из древнего поверья, что ведьмы летят на немецкую гору Блокула в четверг перед Пасхой и устраивают шабаш. Согласно легенде, когда они возвращались обратно, предки шведов и финнов зажигали костры и пугали нечисть. Также люди стреляли в воздух и рисовали кресты на домах и амбарах, чтобы отпугнуть нечистую силу. В наше время традиция жива: в дни перед Пасхой шведы и финны зажигают костры и запускают фейерверки.

Болгары на Пасху делают огромное количество глиняных изделий, чаще всего горшков, которые принято сбрасывать в тот же день с верхних этажей домов на землю: это знаменует победу добра над злом. При этом каждый прохожий может взять с собой глиняный осколок - на счастье.

А в ряде латиноамериканских стран и некоторых частях Греции принято подвешивать чучело предавшего Христа апостола и сжигать его. Иногда в чучело устанавливают фейерверки.

На Бермудах в Страстную пятницу запускают пасхальных воздушных змеев.

Кстати о Страстной неделе: действие романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" происходит в течение Страстной недели и завершается накануне Пасхальной ночи.

Во многих христианских странах Пасха связана также с образом ягненка. На тематических открытках он часто изображен рядом с крестом и надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий).

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. От этой свечи потом зажигают все остальные светильники в церкви. Ритуал зародился в 4 веке нашей эры, причем главная свеча является символом Иисуса Христа, а ее священное пламя - символом Воскресения.

В старину прихожане уносили домой свечки с благословенным огнем, чтобы с их помощью затеплить домашние лампы и растопить очаги. Этот обычай символизировал жертву Христа, отдавшего жизнь ради людей.

С Пасхой также всегда было связано множество интересных примет, при чем, не только у праведных христиан, но и у тех, кто серьезно нарушает Божьи заповеди. Например, у воров была примета: если во время пасхальной службы в церкви украсть что-то у прихожан и не быть пойманным за руку – весь год можешь смело воровать, тебя не поймают. Игроки в карты считали, что удачу в игре принесет нехитрый ритуал - отправляясь в церковь на Пасху, нужно положить в сапог монетку.

подготовлено по материалам Интернет - изданий


Больше важных новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Как правильно праздновать православную Пасху

Святые апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего (7-е правило святых апостолов).

В этот день, как пишется в синаксаре, мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение.

В эти дни Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных забот для радостного общения с Богом, со святыми, между собой и для освящения себя, отпуская верующих в эти великие дни из дома, Церковь разрешает пост.

Что означают пасхальное приветствие и лобзание

Приветствие и лобзание начинается в конце Пасхального утреннего богослужения между священнослужителями.Подобно тому, как женам-мироносицам было сказано Ангелом: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых (Мф. 28,7), священнослужители выходят из алтаря с Крестом, Евангелием и иконами, становятся пред Царскими вратами, лицом к предстоящим, и тогда находящиеся в храме идут к собору священнослужителей и, целуя Крест, Евангелие, иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих. После этого пасхальное приветствие становится всеобщим, присутствующие в храме приветствуют и лобзают друг друга, и это приветствие и лобзание они несут в свои дома.

Приветствуя друг друга в дни Пасхи словами «Христос воскресе!», мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые после Воскресения Спасителя, беседуя о Воскресшем, говорили: Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Целование, которое сопровождает это приветствие, означает, как пишется в синаксаре, «соединение с Богом и Ангелами».

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — так приветствуют христиане друг друга от Пасхи до Вознесения.

Зачем мы дарим на Пасху крашеные яйца

Этот пасхальный обычай происходит от святой равноапостольной Марии Магдалины. После Вознесения Господа она с евангельской проповедью пришла в Рим, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо (в древности приношение яйца было знаком почтения и уважения), сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь.

Окрасив яйцо в красный цвет, святая равноапостольная Мария Магдалина открыла великую тайну благочестия, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1, 18-19).

Одаривая друг друга крашеными яйцами мы, по примеру равноапостольной Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые соединяет в себе Пасха. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей Божественной веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию; Пасха Христос избавитель, как поет Церковь и говорит апостол Павел (см.: 1 Коринф. 5, 7). Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как православные христиане обыкновенно принимают Святые Тайны в продолжение Великого поста и в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, обыкновенно называемые куличами и пасхами, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе (во многих храмах освящение куличей и пасх начинается в субботу, после окончания Литургии).

Окончив подвиги поста, прекращая говение, православные христиане семейно вкушают благословенную пасху и употребляют ее во всю Светлую седмицу. Видимо, на это семейно-радостное вкушение пасох указует святитель Иоанн Златоуст в своем слове на Пасху, в котором он призывает всех к радостнейшему ее торжеству: «богатии и убозии, ликуйте друг с другом: трапеза исполнена, все насладитеся пира веры, все воспримите богатство благости. Телец уготован, да никто не изыдет алчущим».
О посещении кладбища в день Пасхи

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родную могилку.

Наши усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат наше обращение к ним и отвечают на них, чаще всего незаметно, а иногда и зримо — в 1463 году чудотворцы Печерские, нетленно лежащие в гробах, на пасхальное приветствие преподобного Дионисия отвечали: «Воистину воскресе!»

В день Пасхи можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Христосование должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и поплачут, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Нам трудно удержаться от грусти при посещении кладбища на Пасху, но не надо еще более увеличивать эту естественную,неосудительную и на Пасхе, грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила.

Служение же панихиды откладывается до Радоницы, до вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.

Как учат праздновать пасхальные дни отцы Церкви и великие старцы

Ни бедность, ни богатство пасхального стола не влияют на радость праздника, который — не в роскоши яств и сластей. В этот день, как пишет святитель Иоанн Златоуст, Спаситель «одинаково почтил богатых и бедных, рабов и свободных, и всем сообщил общий дар». Пасхальным празднествам подобают «не деньги и издержки, а одно доброе расположение и чистый ум». Более того, отцы Церкви призывают в пасхальные дни «не предаваться пьянству и объядению».

Между тем, часто подготовка в семье к Пасхе и празднование состоит именно в большой уборке, выпечке куличей, приготовлении пасх, окрашивании яиц, приготовлении множества блюд.

«Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе, — предупреждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Враг заранее старается охладить сердце к

предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».

Конечно, надо печь куличи, надо красить яйца, надо убирать к празднику квартиру («обряды нужно исполнять, ибо они воспитывают душу в благочестии — писал великий валаамский старец Иоанн), — но надо помнить и слова архиепископа Киприана (Зернова), который в одной из проповедей перед началом Страстной седмицы говорил, что лучше разговеться буханкой черного хлеба, чем пропустить какую-либо из служб Страстной и Светлой седмиц.

Великие отцы Церкви и великие старцы указывают, что главное в праздновании пасхальных дней — богослужение, которое совершается в эти дни в храмах с особой торжественностью, при распахнутых Царских вратах. По словам святителя Иоанна Златоуста, радость пасхальных дней — это «слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословения священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего».

Великий Псково-Печерский старец Савва, зная о нашей тяге к мирскому, земному, плотскому празднованию этих святых дней, говорил:

«Прошло время плача и сетования. Настало время радости и веселья. Ничто нам не препятствует ныне веселиться и радоваться!.. Иисус Христос любит, чтоб у Него все люди радовались; любит, чтоб

все у Него просили себе радости… Господи! Отчего я ныне не могу радоваться? Вот отчего скорблю: болен я, беден я, грешник я, и сам не знаю отчего. Попросите, скажите только Ему: «Господи, ничто меня не веселит ныне, обрадуй сердце мое чем-нибудь для Твоего Праздника!» И Он обрадует тебя и Он скажет тебе: «Вниди в радость Господа твоего!» …Каждый просите ныне себе радости… Он всех ныне поит вином веселья! Он всех угощает ныне пивом новым! Те радости — пустые радости, нехорошие радости, которые не из рук Спасителя берутся. То вино — не доброе вино, которое не с Его стола получается, оно дает временное веселье, после которого сердце объемлет скорбь.

Итак, радуйтесь!.. Никаких смущений допускать не следует! Наоборот, только лишь просить и быть уверенным. А если будет сомнение, говори: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Будем же просить духовной радости у Сладчайшего Господа Иисуса Христа и обязательно ее получим!»
Что надо знать об артосе — освященном хлебе

Слово «артос» означает в переводе с греческого «квасной хлеб», хлеб, общий всем членам Церкви, освященный хлеб, иначе — всецелая просфора. Уже первые ученики Спасителя, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы особой молитвой, окроплением святой водой и каждением. Артос сохраняют в храме на аналое пред иконостасом всю Светлую седмицу. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы на Литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принимается только натощак, со словами: «Христос воскресе!»

Как питались в пасхальные дни

Пасха, Светлая седмица — главные праздники года, и к этим дням готовились заранее, стараясь, чтобы пища в эти дни была особой, праздничной.

Разговлялись всегда пасхой, крашеными яйцами, куличами.

В дни пасхальных праздников «стол накрывался еще более парадно, чем на Рождество, те же блюда с индейкой, ветчиной, телятиной, но посреди стола возвышалась пасха, на ней были сделаны из цукатов буквы Х.В.; по обе стороны два кулича — один шафрановый, другой белый, обе верхушки, облитые сахаром, были украшены красными бумажными розами. И гора красных яиц…» (из воспоминаний Е. А. Андреевой-Бальмонт).

«Вот Воскресенский стол зажиточного хозяина, у которого хозяйка придерживается родной старины: две, три, даже четыре огромных сладких пасхи, из превосходной крупитчатой муки, на масле, яйцах и сахаре; одна или две кислые пасхи; сырная пасха, ягненок из масла; пара поросят — один без фарша, другой — фаршированный кашей и печенкою, у них в зубах хрен; два ягненка — один без фарша, другой — фаршированный миндалем, изюмом и рисом; окорок ветчины и окорок буженины под сеткой из бумаги; кендюх; голова борова в натуре с глазами из маслин, воткнутых в сливочное масло; лук зеленый, кресс-салат зеленый; тарелка пшена, на нем соль четверговая; превосходное сало в кусках; несколько сортов сосисок и колбас, как-то: кровяные, простые малороссийские, печеночные и прочее; масло, сыр, сметана, лук в кореньях; все это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную, наиболее в красную краску яйцами; эти яйца гусиные и куриные. Прибавьте к этому несколько сортов водок и наливок; тут есть и перчиковка, и калгановка, и кардамонная, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка» (Н. А. Маркович).

В Домострое, древнейшем памятнике о быте и жизни Руси, пишется, что подают в пасхальные дни: «лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых (и желудок, шейку да печень куриные), баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных (кишочки, желудок да печень куриные), жаворонков, потрошков, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, кур жареных, свинину да ветчину. А еще в Пасхальный мясоед к столу еду подают рыбную: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей. Из заливных подают: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину шехонскую, осетрину косячную» .

Конечно, почти все эти блюда сейчас нам недоступны, и не только потому, что нет продуктов, но даже из-за цены. Но, как писал Н. А. Маркевич, «нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц».

В каких нуждах каким иконам надлежит молиться:

При болезни глаз:

Божьей матери «Казанская»;

Святителя Никиты Новгородского;

Святителя Алексия Московского;

Святителя Гурия Казанского.

При грудной болезни:

Святителя Дмитрия Ростовского.

При болезни внутренних органов:

Великомученика Артемия;

Преподобного Серафима Саровского.

При параличе:

Преподобного.Александра Свирского;

Мученицы Евдокии;

Ангела-хранителя.

При лечении алкоголизма:

Божьей матери «Неупиваемая чаша»;

Мученика Вонифатия.

О желании иметь детей:

Преподобного Параскевы Свирского.

При болезненных состояниях и вообще при болезнях:

Божьей матери «Скоропослушница»;

Святителя Николая Чудотворца;

Целителя Пантелеймона.

Вконтакте





error: Контент защищен !!