Благоразумие - это что такое? Значение, синонимы, примеры. Благоразумие - энциклопедия интеллигентизации отношений Что значит благоразумие


Природа сказала женщине:
будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Пьер-Огюстен Бомарше


Благоразумие как качество личности – способность принимать в пространстве между возбудителем и реакцией рассудительные, обдуманные, целесообразные решения для собственного блага или блага людей.

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но тот, не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги. - Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили его спасатели. Тот ответил им: - Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.

Благоразумие в компании с умеренностью, справедливостью и храбростью является одной из четырех главных человеческих добродетелей. На языке аллегории она изображена с тремя мужскими лицами – юноши, зрелого человека и старика, смотрящими в разные стороны и подразумевавшими время с его тремя аспектами – прошлым, настоящим и будущем. В древнем Египте три аспекта времени олицетворяла статуя бога-солнца Сераписа, у которого три головы - волка, льва и собаки: волк пожирает прошлое; лев - смелость, к которой взывает настоящее; собака - ластящаяся, она рассеивает человеческие мысли о будущем. В эпоху Возрождения этот образ соединился с трехглавым человеческим олицетворением Благоразумия, образовав единое целое. Тициан изображает три мужские головы, переходящие в три головы животных, с надписью «Исходя из прошлого опыта - настоящее действует благоразумно - дабы не навредить будущему».

Благоразумие означает жить под диктовку разума, в повседневном обыденном понимании предполагает мудрое, дальновидное, рациональное поведение, в котором человек наилучшим образом реализует свои знания и умения. Оно должно стать привычкой. Но далеко не всегда человек в пространстве между возбудителем и реакцией принимает оптимальное решение, за которое не придется потом краснеть перед людьми, и о котором не нужно будет в последствие сожалеть самому. Так хочется сделать единственно правильный выбор, но, тем не менее, действия человека определяются его мыслями, а они нынешним уровнем его сознания. Иными словами, благоразумие зависит от сегодняшнего уровня сознания. Глупый поступает глупо, рациональный рационально, рассудительный – рассудительно. Поэтому улучшить «качество» своего благоразумия можно посредством работы над своим характером, развитием достоинств, стремлением взращивать в себе самые лучшие положительные качества личности.

Благоразумие – употребление разума во благо. Можно в последствие сожалеть, что поступил неверно, не довел до конца, не доделал, не доработал, не доглядел, не справился, но это все чувства и эмоции – на тот момент каждый человек поступил настолько благоразумно, насколько благоразумным у него был уровень его сознания. Сегодня он, наверняка, поступил бы иначе, более благоразумно, ибо изменился уровень сознания. Через десять лет человек опять может сожалеть о своем неблагоразумии, не понимая, что в каждый момент своей жизни он поступает в полном соответствии со своим сегодняшним уровнем сознания.

Благоразумие – инструмент достижения счастья. Но все зависит от обладателя этого инструмента, от его вкуса счастья. Если бы мы жили в обществе, где бескорыстное служение людям было доминирующим качеством личности, благоразумие реализовалось бы при условиях: «Поступать благоразумно, значит, быть в полной гармонии с внешним миром и с самим собой», «Благоразумие – это полное соответствие законам мироздания («Что посеешь, то и пожнешь», «Подобное притягивает подобное» и др). Если следовать христианской традиции, проявлять благоразумие – значит исполнять две основных заповеди: любить Бога и любить людей.

Однако мы живем в материальном мире, где главенствует эгоизм и корысть. Поведение здесь мотивируется, как правило, только собственными интересами. Поэтому благоразумие, привязанное к эгоизму личности, приобретает свои специфические черты: меркантильность, сухость, бездушие, расчетливость, узость мотивации и невежество. Человек в невежестве, например, алкоголик, поступает, по его мнению, благоразумно, оставляя на утро «похмелку». Он знает: «Если утром хорошо, значит, выпил плохо, если выпил хорошо, значит, утром плохо». Для него счастье в бутылке, и он предусмотрительно прячет от собутыльников чуть-чуть себе на утро. Убийца убирает свидетелей, с его точки зрения он поступает благоразумно. Проворовавшийся чиновник, уходя на новое место службы, уничтожает все бухгалтерские документы под предлогом, что затопило архив, где они хранились. Когда приезжает ревизия, а проверять нечего, он радуется и гордится своим благоразумием. Человек, видящий счастье в материальных благах, финансовом благополучии имеет и соответствующее благоразумие. Например, в условиях кризиса начался повальный не возврат кредитов, считалось: «Отдает кредит только трус». На заемщика, возвращающего ссуду, смотрели как на неблагоразумного транжиру. Одним словом, в эгоистичном обществе «благоразумие, - по словам Л. Валлы, - заключается в том, чтобы уметь предвидеть в ыгодное для себя и избегать невыгодного».

Благоразумие одного и того же поступка не может быть «одним на всех, мы за ценой не постоим», оно относительно, ибо подвержено различным оценкам, а у каждого, как известно, своя правда. Благоразумие неразлучно с целесообразностью. Рассмотрим ситуацию. Пьяный водитель заснул за рулем и убил на остановке двух детей, ждавших автобуса. Взглянем с кресла судьи. Судья обязан быть справедливым и при этом принимать решении в соответствии с законом. Он, конечно, осуждает убийцу и, будь его воля, дал бы ему пожизненный срок, но закон не позволяет ему подчиниться голосу сердца. Приходится выносить приговор, унижающий и ошарашивающий своей несправедливостью убитых горем родителей. Семь лет за две жизни. Где у государства благоразумие? Судья виновато призывает родителей убитых детей к благоразумию, то есть к смирению и принятию справедливости меры наказания. Благоразумие превратилось в бездушие, ибо закон и государство бездушны к потерпевшим родителям, к судье, который становится невольным соучастником произвола и к окружающим, которые, наблюдая это, сами становятся бездушными.

Насколько благоразумен человек, настолько благоразумна его цель. Благоразумен лишь тот, кто идет к своей, а не к чужой цели. Можно назвать благоразумным скупца или жадину всю жизнь копившего деньги на «черный день» и затем в одночасье оставив наследство едва знакомым наследникам? Благоразумен ли человек, работавший на трех работах, складывавший рублик к рублику, во всем себе отказывая, потерявший все здоровье, лишь бы построить дачу или купить «крутую машину»? Построил дачу, а счастья нет. Цель оказалась ложной, сформировавшись под воздействием стереотипов и влияния окружающих. На даче нужно вкалывать, оказывается, не только мы любим яблоки, гусеницы тоже их любят и картошку не только мы желаем отведать, колорадские жуки тоже не прочь ею полакомиться. Выходит неблагоразумно потрачено столько душевных и физических сил. Дача есть, а на душе опустошенность и горькое разочарование. Счастье – это путешествие к цели по излюбленному маршруту. Если путешествие делает каждый день праздником, значит, человек идет к своей цели и, следовательно, поступает благоразумно.

Человек, не умеющий контролировать свои чувства, не обладает благоразумием. Чувства, как таковые, не могут быть благоразумными. Ф. Ларошфуко заметил: «Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того как растет любовь, уменьшается благоразумие». Чувства прерогатива ума, а не разума. Уму нравятся ощущать ласку, слышать похвалу и комплименты, получать всевозможные удовольствия и удовлетворять самые сокровенные желания. Ум зависит от чувств и в этом присутствует несвобода, что-то рабское. Именно на эту зависимость (жадность до наслаждений и материальных благ) и ловят манипуляторы всех мастей свои жертвы. К счастью, в человеческий организм встроен механизм благоразумия, способный вовремя вывести своего обладателя из под удара ловкачей. Он уберегает от необдуманных действий в ситуациях, когда размер угроз превышает возможные позитивные последствия действий, предохраняет от безрассудства во всех его проявлениях, позволяет избегать крайностей и соблюдать меру везде и во всем.

Каждый человек желает быть успешным, счастливым, спокойным и гармоничным человеком. Однако все эти цели необходимо развивать и достигать. Невозможно родиться счастливым, жить спокойно или быть успешным всегда. Человек должен к этому прийти, в чем помогает благоразумие. Интернет-журнал сайт рассматривает, что это такое, и поскольку люди часто путают благоразумие с трусостью, тогда необходимо объяснить отличие данных понятий.

Посмотрите в корень самого слова: «благо» и «разум». Таким образом, человек должен размышлять благостно. Это и определяет понятие благоразумия. Человек в каждой ситуации думает над тем, как ему поступить, чтобы достичь определенного результата. Если уже рассматривать благоразумие в сравнении с трусостью, то можно сказать, что во время трусливого поведения человек не мыслит, а просто реагирует.

Благоразумием можно назвать качество, когда человек в сложной и критической для себя ситуации начинает управлять своими , не позволяя им себя заполонять. Он сохраняет спокойствие, продолжает чувствовать себя гармоничным и полноценным человеком, вспоминает о целях, которых он желает достичь в конкретной ситуации, а затем решает, какие действия совершить, чтобы достичь своего .

Благоразумие – это умение человека в нужный момент воспользоваться своими знаниями и опытом для решения конфликтного вопроса ради выбора, какое действие совершить, чтобы достичь лучшего результата. Чтобы такого эффекта достичь, человеку нужно начать с того, что он будет четко понимать, чего хочет, и стремиться только к самому лучшему. А уже в ситуации стресса выбирать наиболее лучший вариант из предложенных, чтобы достичь цели и понести наименьшие потери.

О важности желать себе самое лучшее и хорошее люди часто забывают. На тему того, что человек умеет мечтать, отпускается немало негативных отзывов:

  • Мечтая, человек перестает жить в реальном мире.
  • Человек настолько может увлечься мечтами, что начнет жить только ими.
  • Нужно не только мечтать, но еще и действовать, чтобы реализовать свои мечты в реальность.

Несомненно, как и в любом другом деле, не нужно впадать в крайности. Мечтать полезно и нужно. Но не стоит забывать о том, что ваше физическое тело находится в реальном мире, и здесь нужно действовать, чтобы ваши мечты стали реальными.

И все же начните желать! Перестав мечтать, многие люди теряют еще одно качество – они перестают желать себе всего самого лучшего и хорошего. Женщина может найти себе алкоголика-мужчину. Зачем он ей нужен, не понятно. Мужчина может устроиться на работу, которая первая ему попалась. Если он при этом получает мизерную зарплату и не доволен жизнью, то зачем ему такая работа? Переставая мечтать, люди перестают желать себе всего самого хорошего и лучшего. Это и есть та причина, по которой многие люди начинают изо дня в день.

Если вы идете по жизни, страдая, значит, вы перестали желать себе самого лучшего и хорошего. Выбирая продукты питания, вы берете первое, что попадется вам в руки. А если бы вы желали себе самого лучшего и хорошего, тогда сначала рассмотрели то, что берете, и потом уже взяли самое целое, свежее и вкусное. Вы ведь не выбираете одежду просто потому, что вы ее взяли в руки? Вы сначала ее примеряете, обсматриваете, оцениваете, как смотритесь в ней в зеркале. Если вас все устраивает, тогда вы покупаете одежду, если нет, тогда не покупаете. Почему же вы такой подход не используете в любом вопросе – в работе, в личной жизни, в здоровье, в досуге, в общении с людьми и т. д.?

Начните желать себе самого лучшего и хорошего! Желайте себе то, желайте себе это – желайте для себя самих многое и хорошее! Вы достойны всего этого. Вы достойны все это иметь. Начните с того, что просто начнете уважать себя, ценить и любить. После чего приступайте к совершению действий, которые будут руководиться вашим желанием иметь только самое хорошее и только самое лучшее.

Что такое благоразумие?

Благоразумие – это качество, которое человек в себе развивает, он с ним не рождается. Благоразумие является следствием воспитания, образования, контактов с правильными людьми, которые будут обучать человека эффективно действовать в кризисных ситуациях. Благоразумным становится тот человек, который умеет размышлять, думать своей головой, при этом не является упрямым, а умеет слушать окружающих, анализировать ситуацию, видеть ее в целом.

Для достижения благоразумного подхода к жизни человек должен давать себе возможность подумать и сделать паузу. Не рубить сгоряча, не действовать спонтанно, а совершать поступки после того, как будут взвешены все «за» и «против», человек просчитает все риски, примет решение, которое будет наиболее отвечать всем его потребностям и желаниям.

Следует отличать благоразумие от мудрости:

  1. Благоразумие более целенаправленное, когда человек решает конкретный вопрос. Мудрость больше связана с опытом и знаниями человека, когда он в целом относится к жизни разумно.
  2. Благоразумие решает конкретную задачу, в то время как мудрость проявляется в отношении и поведении личности.

Благоразумие использует мудрость, то есть опыт, знания и навыки самого индивида. Мудрость, когда человек стремится к сохранению блага и спокойствия всего мира, позволяет ему принимать такие решения, которые не ущемят никого или дадут минимальные потери.

Благоразумие позволяет человеку устоять в ситуации, когда на него происходит давление извне. Благоразумие подразумевает делание разумных выводов в любой ситуации, когда человек увидел все обстоятельства и хорошенько их проанализировал.

Противоположностью благоразумия является безумие.

  • Они отличаются мыслительной деятельностью, направленностью (благоразумие учитывает нравственные и моральные принципы), сознательным принятием решений.
  • Благоразумие и безумие направлены на достижение человеком своих целей. Однако в отличие от благоразумия, безумие является порывом, когда человек плывет по течению туда, куда будет удобно его эмоциям и обстоятельствам.

Достаточно часто при благоразумии человек старается учитывать не только свои интересы, но и пожелания окружающих. Вот почему данное качество практически никогда не воспринимается отрицательно. Абсолютно все относятся к нему положительно.

Для самого человека благоразумие приносит много пользы:

  • Оно сохраняет его гармоничное и спокойное внутреннее равновесие.
  • Оно устремлено на удовлетворение его потребностей и желаний.
  • Оно помогает сохранить отношения с другими людьми.
  • Оно защищает человека от всплеска эмоций, после которых наступает «похмелье». А сам всплеск эмоций плох тем, что человек совершает порой безрассудные поступки.

Как отличить благоразумие от трусости?

Поскольку на внешнем поведении человека трусость и благоразумие похожи (индивид останавливает свою деятельность, не совершает поступков), следует отличать данные понятия:

  1. Трусость – это прекращение действий по причине возникшего внутри страха. Это защитная реакция, когда человек просто входит в ступор, чтобы потом быть готовым убежать или защищаться.
  2. Благоразумие – это прекращение действий по причине того, что человек пока еще не решил, какие поступки ему нужно совершить, чтобы достичь максимально положительного эффекта. Он решил остановиться, чтобы подумать, проанализировать ситуацию, чтобы принять решение и затем начать действовать.
  3. Трусость – это душевная слабость, когда человек не контролирует свои эмоции и не проявляет воли.
  4. Благоразумие, наоборот, сопровождается отсутствием эмоций, страха и предполагает наличие воли, сознательного процесса мышления и действий.
  5. Трусость – это страх, который человек ощущает и поддается ему. При этом человек прекращает думать, он просто реагирует, позволяет своему страху управлять им.
  6. Благоразумие тоже может сопутствовать страху, однако человек его чувствует и осознает, не позволяет брать над собой верх. Индивид в ситуации страха и тревоги понимает, что он волнуется, однако направляет свои силы не на переживания, а на устранение самой ситуации, что требует его мыслительной деятельности, анализа и принятия решений.
  7. Трусость человек не контролирует, она происходит бессознательно.
  8. Благоразумие человек контролирует, оно является сознательным процессом.

Примеров трусости существует очень много. Именно трусость нередко становится причиной разрушения отношений между людьми. В состоянии трусости люди совершают нелепые поступки. Это тоже отличает трусость от благоразумия – когда человек принимает такие решения и совершает такие действия, которые позволят сохранить отношения с окружающими.

Любите обсуждать других людей за их спинами? Вас никак иначе, как трусом, больше невозможно назвать. Только трусы выбирают тактику «Улыбаться в лицо и наносить удар в спину». Поэтому вы являетесь трусом, если в лицо другому человеку улыбаетесь, а когда он уходит из вашего поля зрения, обсуждаете и осуждаете его.

Если вы не трус (поскольку ни один человек не хочет признавать, что он таковым является), значит, вы боитесь. А боитесь вы показать свое истинное лицо, которое не соответствует тому образу человека, который демонстрируете. Скорее всего, вы боитесь сказать правду, потому что не умеете быть сильными или аргументировать свое мнение. Ведь за спиной другого человека вам не нужно отстаивать свою точку зрения – вот вы и выбираете тактику труса.

Лишь сильный человек готов сказать то, что он думает о другом человеке, ему в лицо. Он понимает, что на него могут обидеться, напасть, накричать или даже разорвать с ним отношения. Но лучше быть честным и открытым, чем общаться с человеком, который говорит гадости за вашей спиной. Вот почему успешные люди уважают тех, кто не боится им прямо высказать свое недовольство, потому что знают, что теперь за их спинами эти люди ничего плохого о них не скажут (они уже сказали то плохое, что увидели в них). Поэтому и держатся таких людей, которые готовы говорить им прямо все плохое и хорошее, а не быть трусами и всего лишь казаться их друзьями.

Итог

Благоразумие – это сознательный подход человека к решению трудных вопросов. Очень сложно в момент возникновения конфликта человеку сохранить самообладание, которое предполагает контроль собственных эмоций. Благоразумие уже начинается в тот момент, когда человек начинает контролировать свои эмоции. Их не нужно «глушить», им просто не нужно позволять проявляться и управлять вами. А затем в процесс вступает мыслительный процесс, когда человек начинает думать, что происходит и как выйти из ситуации наиболее благоприятным способом.

Словарь Ушакова

Словарь антонимов русского языка

Благоразумие

безалаберность

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Благоразумие

Благоразумие

♦ Prudence

Не стоит сводить благоразумие к простому стремлению избежать опасности, a fortiori (тем более – лат.) – к некой рассудочной и расчетливой трусости. Также не следует, вопреки Канту, путать благоразумие с простым житейским эгоизмом. Философский смысл термина «благоразумие» – отражает одну из четырех главных добродетелей античности и средневековья, без которой три остальные (храбрость, умеренность, справедливость) слепы и неопределенны. Благоразумие это искусство выбора наилучших средств, ведущих к осуществлению заведомо благой цели. Чтобы поступать по справедливости, мало желать быть справедливым; чтобы поступать добродетельно, мало быть храбрым, умеренным и справедливым (ибо можно ошибиться в выборе средств). Возьмем, к примеру, политику. Большинство правителей желают добра нам и нашей стране. Но как осуществить это желание? Вот где корень множества оппозиций, как на уровне правительства, так и на уровне рядовых граждан. Другой пример – родители. Почти все они желают своим детям добра. Увы, этого желания слишком мало, чтобы быть действительно хорошими родителями! Нужно еще знать, как воспитать детей, как сделать их жизнь хорошей или помочь им сделать свою жизнь хорошей. О том, что все этого хотят, не стоит и говорить! Но вот каким путем этого добиться? По-настоящему серьезный вопрос заключается, таким образом, не в цели, а в средствах. Что нужно делать и как именно? Любящие родители ищут ответа на него, но одна любовь дать его не в состоянии. Способность любить еще не освобождает нас от необходимости быть умными. Вот почему благоразумие необходимо. Аристотель говорил, что это добродетель ума или искусство жить и действовать как можно более умно.

К этому толкованию близко подходит и широко распространенное понимание благоразумия. Глупость почти всегда опасна, и это очень хорошо известно политикам и военным. Все они стремятся к победе, но это стремление не может заменить собой стратегию и тактику. То же самое относится к промышленникам и торговцам. Все они стремятся к прибыли, но помимо этого стремления необходимо еще знать, как ее получить. С врачами дело обстоит точно так же. Все они хотят, чтобы их больные выздоравливали, но этого желания недостаточно, чтобы исцелять людей. Благоразумие определяет не цели, как подметил Аристотель, но средства. Иными словами, оно не выбирает цель, оно указывает путь, каким следует идти к цели, если наука и техника бессильны помочь. Благоразумие – это что-то вроде практической мудрости (phronesis), без которой невозможна подлинная мудрость (sophia). «Благоразумие, – подчеркивает Эпикур, – дороже даже философии. От благоразумия произошли все остальные добродетели» (Письмо к Менекею), да и сама философия. Но откуда берется само благоразумие? Из разума (осуществляющего выбор средств), при условии, что он поставлен на службу желанию (осуществляющему выбор цели). Благоразумие не царствует (оно имеет смысл, только будучи поставленным на службу чему-то), но правит именно оно. Оно не заменяет собой ни одной другой добродетели, но руководит всеми, диктуя выбор средств (см. Фома Аквинский, «Сумма теологии», вопрос 57, § 5 и вопрос 61, § 2). И пусть это не самая высокая добродетель, она – наряду с храбростью – одна из самых необходимых.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Благоразумие

♦ (ENG prudence)

(лат. Prudentio)

форма знаний, к-рая направляет практические суждения и решения, связанные с заботой, надлежащим обдумыванием и осторожностью. Это одна из четырех главных добродетелей (см. Добродетели кардинальные ), названная "руководящей", так как она "управляет" всеми остальными добродетелями.

БЛАГОРАЗУМИЕ – качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).

По Аристотелю , главное дело благоразумного (рассудительного) состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом – для хорошей жизни. С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие отличается от научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей тем, что оно связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки. Если научное и философское знание имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает знание не только общего, но и даже в большей степени частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. И благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность – посредством опыта и особого чувства, сходного с убежденностью. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства.

Фома Аквинский , опираясь на идеи Аристотеля и других предшественников в греко-римской и иудейско-христианской традициях, развивал концепцию благоразумия как одной из кардинальных добродетелей наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью . Он определял благоразумие как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная цель в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое состоит в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного – которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков, на правильных основаниях, в правильное время. Для этого необходимы разумность, способность разбираться в конкретной ситуации, память, умение принимать советы, опыт, способность предвидеть последствия своих поступков.

Начиная с Нового времени, в философии и в обыденном сознании понятие личного блага утрачивает необходимую для античной и средневековой культуры связь с высшим благом. Поэтому допускается, что благоразумие как умение и стремление осуществлять личный или групповой интерес и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, может быть нейтральным с точки зрения морали, но также может оказаться в конфликте с ней. Так, А.Смит описывает два вида благоразумия. Благоразумие первого вида направлено на достижение «спокойного и обеспеченного положения». Для благоразумного в данном смысле человека не характерны предприимчивость, страстность, увлеченность. Он скорее осмотрителен, бережлив, неизменно воздержан, неутомимо трудолюбив, спокойно благожелателен и т.п. Такое благоразумие, считает Смит, похвально, но оно может вызвать лишь холодное уважение, но никогда не вызовет ни восхищения, ни любви. Благоразумие же второго вида принадлежит к более ценным, заслуживающим восхищения добродетелям. Его достоинство определяется более высокой, нежели здоровье, состояние, репутация, целью. Благоразумными в данном смысле являются великие полководцы, общественные деятели, законодатели. Такое благоразумие в прошлом было свойственно мудрецу-академику или перипатетику. Оно соединено с доблестью, с любовью к человечеству, «со священным уважением справедливости», с геройством, предполагает «талант и счастливое умение действовать во всех ситуациях наивозможно наилучшим образом», а также сочетание «превосходной головы с превосходным сердцем». Впоследствии И.Кант отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью. Благоразумие же направлено на естественную цель – счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее.

Попытки реабилитировать благоразумие и вернуть его в сферу морали предпринимались в утилитаризме (см. также раздел УТИЛИТАРИЗМ в статье СПРАВЕДЛИВОСТЬ). Например, Генри Сиджвик считал благоразумие одним из ключевых (наряду со справедливостью и благожелательностью) принципов морали. Он сформулировал этот принцип в форме требования в равной мере заботиться обо всех частях своей жизни и не предпочитать сиюминутное благо большему благу, достижимому лишь в будущем. В современной философии попытки восстановить нравственный статус благоразумия предпринимаются в рамках этики добродетели. Основное усилие при этом направлено на критику расхожих в философии и обыденном сознании представлений о благоразумии как о корыстном следовании собственному интересу непременно в ущерб интересам других людей. Реабилитация благоразумия в современной моральной философии также предполагает восстановление его значения как практической мудрости, то есть как способности поступать в конкретных обстоятельствах наилучшим образом. Наилучшим образом – значит ориентируясь если не на морально возвышенную, то по крайней мере – на морально оправданную цель.

Ольга Артемьева

  • Мы подошли так близко, как позволяло наше благоразумие .
  • Да и благоразумия у него было не меньше, чем доблести.
  • Не такой это был человек, от которого можно научиться благоразумию и осторожности.
  • Пока мы шли бок о бок, его злобное настроение постепенно одерживало верх над благоразумием .
  • Споря о благоразумии и осторожности, оба имама направились обратно.
  • Даже благоразумие на время оставило меня.
  • Но страх лишил ее последнего благоразумия .
  • Во всем этом вы должны руководствоваться собственным благоразумием .
  • Он побледнел от бешенства, но благоразумие всё же взяло верх.
  • Но бывали минуты, когда, обезумев от счастья, он забывал всякие доводы благоразумия .
  • Читатель мог уже заметить, что я всегда действовал по моим желаниям, не сообразуясь с благоразумием .
  • Начало всего этого и величайшее благо есть благоразумие .
  • Сквозь мрак его слепого гнева пробился наконец луч благоразумия .
  • Но благоразумие победило, и в непроницаемой тьме мы продолжали ждать.
  • Из благоразумия они пошли кругом, через окраины, минуя рыночную площадь, где их могли узнать и убить.
  • Но и в час торжества благоразумие и хитрость не покинули тетона.
  • Сохранить демократию можно было только с помощью благоразумия и предусмотрительности.
  • Хорнблауэр, отбросив всякое благоразумие , вознамерился хорошо позавтракать.
  • Изумительна была в таком маленьком человеке эта смесь чрезвычайного благоразумия и осторожности с неутолимой жаждой приключений.
  • Поставленный на край пропасти, любой парламент обретает благоразумие .
  • Она проявила поистине удивительное благоразумие и рассуждала очень серьезно и толково.
  • Забыв всякое благоразумие , они побежали осмотреть место, на котором стоял зверь.
  • Подобное благоразумие и осторожность как нельзя лучше отвечали смелости принятого им решения.
  • Про себя она даже восхитилась его мужской удалью, но вслух решила проявить благоразумие .




error: Контент защищен !!