Этика зороастризма и основы учения пророка заратустры. Зороастризм в современном мире

Зоратуштра оставил три заповеди, руководство которыми дает человеку возможность прийти к своей цели. Эти три морально-этических принципа выражаются трема авестийскими словами: ХУМАТ, ХУКСТ, ХУВАРСТ, что в переводе означает Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело. Священная молитва Виспа Хумата провозглашает: «Все добрые мысли, добрые слова и добрые дела совершаются через знание и ведут к лучшему существованию, а все злые мысли, злые слова, злые дела происходят без знания и ведут к худшему существованию». Эта короткая молитва из священной Авесты представляет суть Зороастрийской религии: мысли, слова и дела формируют поведение и характер человека. Небеса и ад обусловлены всей суммой мыслей, слов и дел человека.

Шесть ступеней достижения Бога

Есть шесть ступеней достижения Бога в следовании Амеша Спентам, милостивым бессмертным Святым:

  • Вохуман - Добрая Мысль
  • Аша-Вахишта - Лучшая Праведность
  • Кшатра-Варью - Божественная Власть/Моральное Мужество
  • Спента-Армаити - Божественная Мудрость
  • Хаурват - Самореализация
  • Амертат - Бессмертие

Если человек имеет добрые мысли, то он развивает Божественную Власть или Моральное Мужество, когда он развил это, он получает Божественную Мудрость, которая позволяет ему реализовать себя, становясь, таким образом, ближе к Богу и, в конце концов, единым с ним, т.е. Бессмертным.


Пророк Заратуштра ясно говорит: «Счастье тому, через кого счастье приходит к другим». Каждый человек должен быть праведным и терпеливым работником. Он должен жить не только для себя или своей семьи, но также для того, чтобы помогать несчастным и угнетенным. Зороастрийская религия посылает человека сражаться со всем злом и затем перевоспитывать и приводить злых на путь добродетели и изменять мир, чтобы он двигался по направлению к конечной цели обновления, называемого Фрашо-Кэрети, т.е. объединению каждой души с всемогущим Ахура Маздой.

Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни, Мост-Чинват стал в его откровении местом судебного разбирательства, где приговор зависит от нравственных достижений. Этот суд возглавляет Митра, Сраоша и Рашну, держащий весы правосудия. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела; если добрых дел больше, то душа считается достойной рая и тогда, ведомая прекрасной девушкой, олицетворением собственной совести (Дайна), душа пересекает мост и устремляется вверх.

Если же весы склоняются в сторону зла, то мост становится узким как лезвие клинка, а отвратительная ведьма, встречая душу хватает ее и тянет вниз, в ад - где грешник переживает долгий век страданий, мрака, дурной пищи, скорби. Те немногие души, дела которых уравновешиваются, отправляются в место смешанных, где как в старом подземном царстве мертвых, ведут мрачное существование, лишенное радости. Однако даже душам праведных в раю в течение эры Смешения не суждено полного блаженства, так как счастье наступит лишь во время Фрашегирда, тогда они получат будущее тело, а земля отдаст кости всех умерших.

За всеобщим воскресением последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных, как от тех, которые дожили до этого времени, так и от уже осужденных ранее. Тут Аирйаман вместе с Атаром расплавит весь металл в горах, и он потечет раскаленной рекой на землю. Все люди должны пройти сквозь эту реку, для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться что они идут через расплавленный металл. Все грешники переживут вторую смерть и исчезнут, а расплавленная река потечет в ад и убьет Анго-Маинйу.

Тогда Ахура-Мазда и шесть Амеша-Спента принесут последнее жертвоприношение, изготовят мистический напиток - «белую хаому», которая даст всем воскресшим бессмертие. Согласно Зороастру именно здесь, в этом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, и будет вечное блаженство, а не в отдаленном раю. («Древнеиранская религия и Зороастризм», Низаметдинова Равиля Рауфовна).

Еще один основополагающий морально-этический принцип - золотой середины, которая соответствует целостности мира. Согласно зороастризму, человек следующий принципу золотой середины падает под защиту невидимой ограды (В Авесте - Вара). Он как бы находится в центре бури - в той самой точке, где сияет солнце и спокойное море, в то время как вокруг вздымаются огромные волны и ревет ураган. Моряки называют ее «глаз бури». Единственное, к чему не относится принцип золотой середин - к добру и злу, к выбору.

Работа с грехами

Основные грехи, которые человек отрабатывает, лежат в природе мироздания. Ахура-Мазда, олицетворяющий Огонь, Божественное начало, в процессе творения Вселенной создал первоосновы, первосущности, которыми, помимо самого Ахура-Мазды (Огня), явились Небо или Воздух, Вода, Земля, Растения, Живтоные и Человек. Каждый человек имеет в себа столько планов, сколько Творений: тело огненное (дух), небесное (мыслы), тело Воды (астральное), тело Земли (плотное тело), тело Растений (эфирное тело), живтоное проявленное тело и человеческое.

Вот свойства которыми должны обладать люди стремящиеся к истине и счастью:

  • радость к жизни, наслаждение жизнью;
  • благое продолжение рода (рождение и воспитание детей), укрепление семьи, передача традиций;
  • любовь ко всему живому;
  • активная деятельность, энергия, воля, сила направленные на творчество и борьбу со злом (праведный труд) ;
  • стремление к познанию и осознанию законов мироздания, поскольку знание - орудие правды, а практика как критерий истинности вещей, помогающая срывать маски со зла, разоблачать его;
  • борьба против бездумной веры, глупости, тупости, фанатизма;
  • умение создавать вокруг себя благодетельный мир, гармонию, стремление не к расколу, а к объединению с другими людьми (достижение коллективной целостности);
  • контроль над собой, удаление злобы, соблюдение клятв, преодоление страхов, особенно страха смерти, борьба с бездушием, зломыслием, гордыней, похотью и безверием, преодоление гнева и безразличия, борьба со смешением добра и зла.

Главные черты характера которыми следует обладать - это доброта, великодушие, доброжелательность, благородство, правдивость, праведность, щедрость, честность, упорство, старание, уверенность, благодарность, миролюбие, гостепреимство, удовлетворенность тем что имеешь (довольство малым и довольство своей судьбой), чувство меры, взаимопомощь и помощь другим, трудолюбие, профессионализм в своей деятельности, исполнение долга, миротворчество, милосердие, творчество, оптимизм, защита земли.


Человек должен также бороться с демонами жадности, клеветы, гордыни, нерешительности, сомнения, неудовлетворенности. И грехами, такими как - гомосексуализм, садомазохизм и прочие сексуальные извращения, а также продажность любви (проституция), как осквернение священной производительной функции человека и осквернения таинства любви, момента восстановления, соприкосновения с частичкой андрогинного, райского состояния, состояния пребывания человека в мире до вторжения вируса зла; потворство греху и соучастие (т.е. пассивная и активная формы), убийство, самоубийство и детоубийство (аборты), идолопоклонничество, ложь, леность, неблагодарность, колдовство, воровство и подстрекательство к нему, неисполнение долга по отношению к родителям, разрушение традиций, трусость, страх, подлость, предательство, нарушение клятвы; осквернение земли - хищнический подход к богатствам природы, злоупотребление властью, цинизм, шантаж, рабство и унижение собственного достоинства, гордыня, самовозвеличивание, навязывание другим своей воли, насильственное осчастливливание, мародерство, травля людей, зависть.

ЗОРОАСТРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Зороастризм или маздаизм является одной из древнейших религий, которая взяла начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном от Бога (Ахура Мазды). Учение Заратуштры основывается на свободном нравственном выборе человеком благих слов, благих мыслей и благих деяний. В древности, а также в раннем Средневековье зороастризм больше всего был распространен на землях Большого Ирана. К нынешнему времени он вытеснен исламом, лишь небольшие общины остались в Индии и Иране. Зороастризм – это научный термин в европейских странах, который получился от греческого произношения имени основания религиозного течения. Религия имеет и другое название – маздеизм – использующееся в Европе. Оно произошло от имени Бога в зороастризме, но сегодня воспринимается как устаревшее, несмотря на то, что является более близким к главному самоназванию религии, означающему в переводе «почитание Мазды». Зороастризм – догматическая религия с хорошо развитой теологией, сложившаяся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и частично в период исламского завоевания. Однако в зороастризме строгая догматическая система не сложилась, что объясняется особенностью учения, в основе которого лежит рациональный подход, а также историей институционального развития, прекращенного мусульманским завоеванием территории Персии. Современные приверженцы зороастризма чаще всего свое вероучение структурируют в виде 9 основ. Это вера в Ахура Мазду – Благого Творца, вера в Святой и Злой дух и в существование духовного мира, вера в Заратуштру как пророка, указавшего людям путь к чистоте и праведности. А также вера в сущность человека, в основе которой лежит совесть, вера и разум, дающая человеку возможность отличать зло от добра. Вера в Ашру – вселенский Закон гармонии и праведности, вера в семь Амешаспентов, как семь стадий развития и раскрытия личности человека. Одной из основ зороастризма является вера в Ашудад и Дадодахеш - помощь нуждающимся, взаимопомощь, вера в святость живой природы и природных стихий как творений Ахура Мазды и необходимость заботы о них. Вера во Фрашо-керети – чудодейственное эсхатологическое преображение бытия, окончательную победу бога и изгнание зла, что произойдет благодаря объединенным усилиям праведных людей под руководством Саошьянта – Спасителя мира. Ахура Мазда – это творец физического и духовного миров, единый всеблагой бог. К нему применимы такие эпитеты, как «Славный» и «Светлый». Это бог светлой силы у персов. Этическое учение зороастризма базируется на противопоставлении двух понятий: Друдж и Аша. Друдж – это разрушение, ложь, насилие, деградация, грабеж, то есть антитеза Аши. Аша – это закон всеобщей гармонии, это истина, добро, правда. Ахура Мазда – отец Аши. Все люди подразделяются на две категории. Первая – это ашаваны - приверженцы Аши, старающиеся нести миру добро. Вторая категория – друджванты – лживые, всегда несут миру зло. При поддержке Ахура Мазды ашаваны должны побеждать друджвантов, и мешать им губить мир. В зороастрийском понимании «дух» - это «мысль». Изначальные духи – добрый Спента и злой Ангра – являются символами двух противонаправленных ментальностей: на созидание и на разрушение. Дух Ангра – это главный враг Ахура Мазды и его мира, его разрушитель, губитель человеческого сознания. Разрушение Ангры ведет к деградации общества, а позже и всего мира. Поэтому задача зороастрийцев заключается в следовании Спента Маинью – созидательному мышлению, доброму духу, в воплощении в своих деяниях вселенского закона добра и отвержении лжи, разрушения и зла. Единственным пророком Ахура Мазды, согласно учению зороастрийцев, был Заратуштра. Он принес людям благую веру и заложил основы нравственного развития. В источниках о нем упоминается, как об идеальном священнике, скотоводе и воине, образцовом главе и покровителе людей всего мира. Проповедь пророка имела яркий этический характер, восхваляла мир между людьми, осуждала несправедливое насилие, превозносила созидательный труд и честность, утверждала веру в Бога. Проповедь критиковала современные пророку ценности, а также практику кавиев – вождей арийских племен, которые совмещали политические и жреческие функции, и карапанов – арийских колдунов, то есть грабительские набеги, насилие, кровавые ритуалы и религию, поощряющую все это. Ясна 12 – это зороастрийский «символ веры», основным положением которой является: «Ахура Мазде я причисляю все блага». Другими словами, последователь Заратуштры называет единственным источником всех благ Ахура Мазду. По «Исповеданию» зороастриец называет себя маздаясна – почитателем Мазды, заратуштри – последователем Заратуштры, видаэва – противником безнравственных божков и ахуро-ткаэша – приверженцем религии Ахуры. Кроме того, зороастриец отказывается от воровства, насилия и грабежа, провозглашает свободу и мир трудолюбивым и мирным людям. Благая вера носит название «опускающая оружие» и «прекращающая распри». По учению зороастризма, свет – это зримый образ Бога в физическом мире. Именно поэтому, если зороастрийцу нужно обратиться к Богу, он поворачивается лицом к свету. Источник света для них является направлением молитвы. Уважают зороастрийцы огонь, как доступный и важный источник света и тепла, отсюда пошло их внешнее определение как «огнепоклонников». Наряду с огнем, в зороастризме почитают и солнечный свет. Учение Заратуштры одним из первых заявило о личной ответственности души за все деяния в земной жизни. Учение называет рай наилучшим существованием, ад – дурным существованием. У рая три ступени. Это благие мысли и благие слова, благие деяния и высшую ступень, где находится сам Бог. Ступенями ада являются дурные мысли и дурные слова, дурные деяния и центр ада Друджо Дмана. На сегодняшний день общины зороастрийцев есть в Индии и в Иране. В результате эмиграции появились общины в Западной Европе и в США. В России и в странах СНГ есть сообщество заратуштрийцев, которые на русском языке называют свою религию «благоверие», а также Зороастрийская община Санкт-Петербурга. По примерным подсчетам приверженцев зороастризма во всем мире около 200 000 человек.

Период VIII-VI веков до нашей эры историки и религиеведы считают временем зарождения древнейшей монотеистической (по мнению некоторых религиеведов - дуалистической) религии мира - зороастризма. Возникло это верование в древней Персии (Иране) и его постулаты и догмы были отражены в священной книге адептов зороастризма - Авесте. Религия зороастризм очень быстро распространилась в регионах Средней Азии и Ближнего Востока и в период с начала нашей эры и до раннего средневековья данное верование было одним из наиболее распространенных в Средней Азии. В современном мире вытеснили зороастризм в большинстве регионов Азии, однако и сейчас некоторые индийские и иранские этносы исповедуют это верование.

Зарождение зороастризма

Основоположником данного верования считается пророк Заратустра , который походил из знатного рода и был сыном состоятельного персидского чиновника. Согласно преданию, Заратустра был избран богом еще тогда, когда он находился во чреве матери - еще не родившийся пророк оберегал мать от демонов, а сразу после рождения он засмеялся. С раннего детства этот божий посланник умел отгонять посланников мрака - демонов, а в юношеском возрасте во сне бог дал наделил его мудростью об истинной вере. Наиболее известной считается проповедь Заратустры, которую он произнес в 42-летнем возрасте перед большим количеством людей, и именно эта проповедь и стала началом истории зороастризма как одной из основных религий древнего мира.

Заратустра проповедовал весть о боге Ахурамезде и его воле в своей стране, а его ученики и сподвижники способствовали распространению новой религии в других государствах. Так как зороастризм кардинально отличался от других религий древнего мира, а сословие жрецов Ахурамазды было открытым, уже в четвертом веке до нашей эры адептами зороастризма были большая часть населения Персии. В процессе распространения зороастризма личность Заратустры все более обрастала легендами, и с талантливого и умного человека, наделенного ораторскими способностями, в сознании людей он со временем трансформировался в . К примеру, согласно легенде, Заратустра еще при земной жизни неодноразово покидал тело и беседовал с богом Ахурамаздой, который посвящал своего пророка во все тайны Вселенной и дал ему знания о том, как отличить добро от зла.

Священная книга зороастризма

Священной книгой зороастризма является Авеста - одно из самых древних , сохранившихся в практически неизменном виде до наших дней. Эта книга была зафиксирована в письменном виде во втором или третьем веке нашей эры. До этого почти тысячу лет знания и культовые обряды зороастризма передавались исключительно в устном виде, а носителями этих знаний были жрецы и проповедники. Примечательно, что для написания Авесты был использован так называемый "авестийский" язык - древнее наречие, входящее в иранскую группу индоевропейских языков, которое считалось мертвым уже на момент создания книги. Других письменных памяток, помимо священного писания зороастризма, написанных на авестийском языке, в наше время не существует.

Авеста состоит из трех главных книг, но также существуют и манускрипты, не включенные ни в одну из этих книг, но содержащие священные тексты зороастризма. Хорде Авеста (малая Авеста) является одной из частей, не включенных в основной текст писания, однако именно молитвы из нее используют и священники, и миряне в повседневной жизни, причем в малой Авесте часть молитв написана не на авестийском, а на среднеперсидском наречии. Основными же книгами Авесты считаются:

1. Ясна - книга, содержащая молитвы и гимны. Она считается самой важной для верующих, так как именно в Ясне содержатся все молитвы, используемые при богослужениях. Ясна состоит из 72 глав, и в их числе - 17 глав, называемых Гатами. Гаты - самые важные молитвы и гимны для адептов зороастризма, так как считается, что их авторство принадлежит самому Заратустре.

2. Яшты - книга молений. Эта книга состоит из 22 двух гимнов, посвященных божеству Ахурамазда, другим , пророкам и героям древности. Эти гимны можно назвать религиозными мифами, так как в них рассказывается история Заратустры и описывается сила, свершения и намерения богов.

3. Видэвдад - книга ритуалов. В этой части Авесты собраны описания всех обрядов и ритуалов, которые адепты зороастризма должны проводить для очищения души от зла. Также в Видэвдаде представлено толкование всех догм и верований религии зороастризма.

Основные догмы религии зороастризма

Религия зороастризм является одним из первых верований, в центре которого лежит противостояние добра и зла. Добро, по мнению адептов зороастризма, отождествляет верховный бог Ахурамазда , а зло - бог Анхра-Манью , причем оба эти божества - братья близнецы, сыновья бога времени. Несмотря на то, что оба бога обладают практически равной силой, добро в конце должно победить и Ахурамазда будет единым богом в мире. Помощниками верховного бога зороастризма являются бог Митра (божество верности, справедливости, света и судья в загробном мире), богиня Анагита (богиня воды и плодородия) и духи фраваши - ангелы хранители, охраняющие от злых духов всех добрых людей.

Главная цель каждого адепта зороастризма заключается в том, чтобы держать свою душу в чистоте и приумножать добро на земле, так как от этого зависит исход битвы добра со злом. Одним из самых главных постулатов зороастризма является очищение души верующего, и чтобы достичь очищения, адепты верования должны делать добро, заниматься по мере возможности благотворительностью, приумножать свой достаток, безвозмездно участвовать в проведении общественно-полезных работ, не загрязнять землю и воду, не скидывать в воду и не хоронить в земле трупы, содержать в чистоте собственное тело и разводить Ахурамазды - собак. Большее внимание в зороастризме отводится не культам и молитвам, а именно стремлениям и поступкам человека: добрые мысли, добрые слова и добрые дела - главное оружие человека против злых сил.

Зороастризм учит людей не бояться смерти, а бояться грешить, так как , и в случае, если человек при жизни творил добро, то Митра определит его душу в рай, а вот злые поступки приведут человека после смерти в ад. Помимо веры в посмертие, ад и рай, в зороастризме есть также и понятие Апокалипсиса. Согласно пророчеству Заратустры, сначала в мире настанут худшие времена, богатые катаклизмами и глобальными катастрофами, и тогда родится сын Ахурамазды, который и возглавит борьбу со злом на земле. После битвы настанет тысячелетнее царство добра, когда бессмертные люди будут жить под правлением сына бога, но по истечению тысячи лет произойдет последняя битва зла и добра, и Ахурамазда навсегда победит зло. После победы добра, по мнению адептов зороастризма, планета земля переродится, все ранее умершие люди воскреснут и будут жить вечно и счастливо на земле.

В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана . К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом , небольшие общины сохранились в Азербайджане , Иране и Индии , есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР.

Зороастризм — термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм , происходящее от имени Бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии — авест. māzdayasna- «Почитание Мазды», пехл. māzdēsn . Другое самоназвание зороастризма — vahvī- daēnā- «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. بهدین — behdin ‎ — «благоверный», «бехдин »..

Основы вероучения

Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ:

Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа», как Благого Творца.

Вера в Заратуштру, как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.

Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.

Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.

Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.

Вера в семь Амешаспентов , как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.

Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.

Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.

Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом — Спасителем мира.

Ахура Мазда

Ахура мазда (пехл. Ормазд ) — творец духовного и физического миров, всеблагой единый бог, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее «Полный хварна », сияющей царской славы). Бог светлой силы у персов.

Заратуштра

Заратуштра — согласно учению зороастрийцев, единственный пророк Ахура Мазды, принесший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в Единого Бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции и карапанов — арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.

Благие мысли, Благие слова, Благие деяния

Авест. humata-, huxta-, hvaršta- (читается хумата, хухта, хваршта). Эта этическая триада зороастризма, следовать которой должен каждый зороастриец, специально подчёркивается в «Исповедании» и многократно восхваляется в других частях Авесты.

Огонь и свет

Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.

Рай и ад

Учение Заратуштры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Заратуштра называет рай vahišta ahu «наилучшим существованием» (отсюда перс. behešt «рай»). Ад именуется dužahu «дурное существование» (отсюда перс. dozax «ад»). Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень Гародману «Дом Песни», Анагра раоча «Бесконечные сияния», где пребывает Сам Бог. Симметрично ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада — Друджо Дмана «Дом Лжи». Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь — мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти). Распространена также концепция Моста Чинвад (разделяющего или различающего), ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.

Эсхатология зороастризма коренится в учении Заратуштры о конечной трансформации мира («на последнем повороте колесницы (бытия)»), когда восторжествует Аша, а Ложь будет окончательно и навеки разбита. Это преображение называется Фрашо-керети (Фрашкард) — «Делание (мира) совершенным». Каждый праведный человек своими деяниями приближает это радостное событие. Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Ангра Майнью и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые — праведники и грешники — воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Авеста

Священная книга зороастрийцев называется Авестой. По сути это собрание разновремённых текстов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском языке, именуемом теперь «авестийским ». Даже после появления в Иране письменности, тысячелетия основным способом передачи текстов был устный, хранителями текста были священники. Известная традиция записи появилась лишь при поздних Сасанидах , когда в V—VI в. для записи книги был изобретён специальный фонетический авестийский алфавит . Но и после этого авестийские молитвы и богослужебные тексты заучивались наизусть.

Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты — гимны Заратуштры, посвящённые Ахура Мазде, в которых излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл, описывается награда праведникам и поражение злобных. Некоторые реформистские течения в зороастризме объявляют только Гаты священным текстом, а остальную Авесту имеющей историческое значение. Однако наиболее ортодоксальные зороастрийцы считают всю Авесту словом Заратуштры. Поскольку значительную часть внегатической Авесты составляют молитвы, даже реформисты в большинстве своём не отвергают эту часть.

Символы зороастризма.

Сосуд с огнём — символ зороастризма.

Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя белая рубаха седре , сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) — тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти ). Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек — копилку благодеяний. Кошти олицетворяет связь с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний.

Ношение священной одежды является долгом заратуштрийца. Религия предписывает находиться без седре и кошти как можно меньше времени. Седре и кошти необходимо постоянно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, если первый выстиран. При постоянном ношении седре и кошти их принято менять два раза в год — на Новруз и праздник Мехрган .

Другим символом зороастризма является огонь вообще и аташдан — огненный переносной (в виде сосуда) или стационарный (в виде платформы) алтарь. На таких алтарях поддерживают священные огни зороастризма. Данная символика получила особое распространение в искусстве Сасанидской империи .

Популярным символом также стал фаравахар , человеческий образ в крылатом круге с наскальных рельфов Ахеменидов . Зороастрийцы традиционно не признают его образом Ахура Мазды, а считают его изображением фраваши .

Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет — цвет чистоты и благости, а во многих обрядах также цвет зелёный — символ процветания и возрождения.

4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

5

1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее.

Что значат пророчества в нашей жизни?

Это -- Фаравахар (Фравахар), символизирующий божественное царствование, божественное благословение, царское слово, совершенство человеческой души, небесную силу, свет мудрости, выбор между добром и злом, стойкость и упорство в борьбе со злом, движение в сторону развития и совершенства, праведность, святость, благочестие, вечную жизнь души.

Этот символ - один из самых известных в зороастризме, он также украшает вход в зороастрийский храм.

Кольцо с двумя лентами -- древний зороастрийский символ, означающий благословение Божье. На древних персидских барельефах и печатях Ахура Мазда изображался с поясом в виде кольца с двумя ленточками. На царских барельефах Древнего Ирана Ахура Мазда передавал царю это кольцо_пояс.

Данная сцена, известная как «божественная инвеститура», означает передачу освящённой Богом власти его земному представителю -- царю. То есть этот знак имеет то же значение, что и корона в христианстве -- знак служителя Бога.

Симург является символом бессмертия, свободы, божественности, духовной мощи, победы духа над злом и смертью. Симург -- посредник между небесным и земным миром. По древнему зороастрийскому поверью, Симург переносит души праведников в рай. Симург -- вестник богов, пророк, вещая птица, предсказывающая будущее и знающая язык небес. Симург учит людей правде, добру и справедливости, приходит им на помощь в трудную минуту, передаёт древнюю мудрость, залечивает раны.

СОБАКА пользуется особым уважением у зороастрийцев. Это во многом связано с их рациональным мировоззрением: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершую собаку погребают как и людские останки. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде (одно из священных писаний в зороастризме). К «роду собак» зороастрийцы также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.





error: Контент защищен !!