Немецкая классическая философия, ее особенности. Немецкая философия

Основные представители немецкой классической философии: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.

Свое название их философия получила, во-первых, благодаря национальному своеобразию, во-вторых, за классическое понимание философии, восходящее к представлениям о философии ее созидателей Платона и Аристотеля. Все те, кого объединяет эта школа, стремились выстроить законченные философские системы, включающие все части: онтологию, гносеологию, учение о человеке и обществе. Они полагали, что завершенность системы есть признак ее совершенства. Одни при этом начинали с критики прежних взглядов на сознание как познавательную деятельность, другие непосредственно с онтологии – учения о бытии. Общим для всех было понимание фундаментальной роли категорий – наиболее общих понятий – в строительстве философского мировоззрения. Категории позволяют связать знания по различным направлениям в общую систему.

Начинается немецкая классическая философия с исследований И. Канта (1724-1804). В творчестве этого философа и ученого выделяются два периода: «докритический» (до 1770 г.) и «критический». Кант всегда относился к процессу познания критически, иначе он не был бы выдающимся ученым. (Познакомьтесь с научными открытиями И.Канта.) Но до второй половины 1770-х годов его критичность носила традиционный характер – сомневаться до тех пор, пока нет достаточных доказательств истинности.

Впоследствии маститый ученый пришел к заключению: прежде чем размышлять о том, смогу или нет я познать какое-то явление, мне необходимо исследовать свою способность познавать. Она неограниченна, или существуют пределы познания, выйти за которые человеку не дано? Подтолкнула к подобному необычному для Просвещения шагу Канта научная деятельность и концепции некоторых предшественников – философов, в частности, Д. Юма.

«Суд» над познавательной способностью сознания нашел выражение в классических трудах Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Приговор Канта категоричен: познание имеет пределы. Достоверное познание сущностей невозможно.

В онтологии И. Кант занимает материалистические позиции. Он признает существование вещей вне сознания. Но именно это признание и стало отправной точкой определения границ познания предметного мира. Кант различал «вещи в себе», т.е. формы их существования самих по себе, независимо от нас, и «вещи для нас». Первые нам истинно не ведомы. Познание ограничено знанием «вещей для нас», т.е. того, что дано в наших чувствах. Мир «вещей в себе» – сущностей – вне зоны действия познавательной способности человека, он находится по ту сторону – трансцендентен .


Широко известно учение И. Канта о нравственности. Оно показывает немецкого философа как убежденного гуманиста. Прежде всего обратите внимание на содержание опорного нравственного принципа И. Канта – «категорического императива». Уточните также, как И. Кант трактовал связь между моралью и религией.

И. Фихте (1762-1814) – идеалист, эволюционировавший от субъективного идеализма (до 1800 г.) к объективному. Вначале абсолютизировал субъекта – «Я», введя формулу бытия – «Я – не Я», в которой «не Я» определялось «Я». Закончил толкованием тождественности бытия Богу.

Позитивно в учении Фихте может быть оценена его идея о том, что созерцанию, теоретическому осмыслению предшествует практически- деятельное отношение человека к предметному миру. Мысль о деятельном субъекте была не просто новой, а своевременной для утверждения буржуазного общества. Реальность, по Фихте, есть продукт деятельности субъекта.

Нередко идеализм Фихте называют этическим.

Г. Гегель (1770-1831) – идеалист, создал наиболее совершенную систему объективно-идеалистической философии благодаря разработке диалектического метода. Диалектические идеи высказывались и до Гегеля. Заслуга Гегеля состоит в том, что он придал диалектике системный характер. Гегель сформулировал принципы диалектического мышления, законы и основные понятия. Из фрагментов, диалектических догадок, диалектика у Гегеля выстроилась в целостный метод. Правда, философ – идеалист не мог распространить диалектику на природу, ограничив ее сферой духа, познанием, поэтому гегелевская диалектика осталась локальной.

В онтологии Гегель предложил замкнутую систему развития бытия. Исходное состояние бытия – объективная Идея, объективный Дух, находящийся в состоянии необходимости развития. Себя на начальном этапе Дух не осознает. Природа – инобытие Духа, его противоположность. Сознание человека становится средством самопознания Духа. Развиваясь, Дух познает себя, он превращается в Абсолютную идею, или Абсолютный Дух. Здесь важно следующее: Гегель понимает движение как самодвижение (источник, сила находятся внутри явления); причина движения в противоречии (единстве противоположностей); движение осуществляется поступательно; развитие есть закономерный процесс. Всякое развитие предполагает наличие 3-х универсальных образующих – причины; направления; содержания и оформления. Соответственно им Гегель открыл три основных диалектических закона:

· Закон единства противоположностей;

· Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;

· Закон отрицания отрицания.

Подробнее эти законы будут рассмотрены в главе «Диалектика».

Человеческую историю Гегель впервые представил объективным поступательным развитием, определяемым логикой Мирового Духа. Люди не творят историю, они реализуют творческий характер Духа. История несовместима с произволом и экстремизмом, во всех проявлениях они антиисторичен, препятствует развитию. Вместе с тем Гегель сознавал, что в реальной истории неразумного предостаточно. Отсюда его замечательное объяснение: реальность бывает двух видов. Есть реальность необходимая, она разумна, но параллельно существует реальность, потерявшая былую необходимость, такая реальность не разумна. Разумную (необходимую) реальность Гегель называл действительностью, утверждая, что «все разумное действительно, а действительное разумно».

Ф. Шеллинг (1775-1854) – представитель трансцендентального идеализма. Значительное внимание, в отличие от Фихте и даже Гегеля, уделил натурфилософским проблемам. Натурфилософию рассматривал как «органическую часть трансцендентального идеализма».

Л. Фейербах (1804-1872) – по выражению Ф. Энгельса, последний представитель немецкой классической философии. Симптоматично, что начиналась ее история с материалиста И. Канта и завершилась материализмом Л. Фейербаха. Свой материализм Фейербах определил как «антропологический», подчеркнув особое место человека для философии. Религия теоцентрична, а философия должна быть антропоцентрична. Фейербах критиковал христианство, отвергал его, но не был в принципе против религии. Согласно пониманию философа, религию нужно переориентировать с любви к Богу на любовь к человеку. Он говорил: чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Философия Просвещения отразила социальный подъем, связанный с разрушением феодального строя и надеждами на буржуазные революции и реформы. За XVII и XVIII столетиями пришло XIX – время господства капитализма. Оказалось, что в реальной жизни противоречия остались, социальное напряжение переместилось в иные области отношений. Изменилась социальная динамика, новые проблемы испытал человеческий дух. Немецкая классическая философия предприняла попытку разобраться в изменившейся реальности, следуя общему курсу Просвещения на разумность деятельности человека. Гуманизм, сила Духа, нравственность; дальнейшее движение вперед составили ядро ее интереса.

Центральные проблемы немецкой классической философии:

· Стадии развития мира;

· Движущие силы развития мира;

· Место и роль в развитии мира человека;

· Познание мира;

· Совершенствование человека и человеческих отношений;

· Нравственность, ее реальность и идеалы;

· Противоречия, их природа и способы разрешения.

Важнейшие идеи:

· Обоснование движения как самодвижения;

· Признание и разработка различных видов движения: в пределах исходного состояния; поступательности изменений, возвращения в исходное состояние; превращение в противоположное;

· Открытие основных законов развития мышления;

· Строительство диалектики как метода познания, основанного на признании единства противоположностей;

· Анализ противоречий развития буржуазного общества;

· Развитие гуманистического учения Просвещения;

· Разработка проблемы творчества, новый взгляд на деятельность субъекта как способ его активного бытия.

Вопросы для самопроверки.

2. Что такое априорное и апостериорное знание? Знания, которые вы получаете на лекциях по специальным дисциплинам, априорны или апостериорны?

3. Зафиксируйте в глоссарии ключевые термины немецкой классической философии.

4. Дайте определение диалектики.

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Критическая философия И. Канта.

3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга.

4. Объективный идеализм Г. Гегеля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления:

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

2. Критическая философия И. Канта

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологиче­ской эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен.

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное позна­ние, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.

И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи напол­няют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

В центре эстетического учения находится исследование категорий «пре­красное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригиналь­ность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожде­ления, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.

Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующих по­стулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.

И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом от­дельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предска­зал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.

3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».

Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым момен­том философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой

· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,

· «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внеш­нюю окружающую действительность (антитезис),

· «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вмести­лища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида (его духа, мыслящего «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.

Преждевременная смерть помешала И. Фихте глубже проработать «Я – кон­цепцию», она осталась незавершенной и была не принята и не понята его совре­менниками. Вместе с тем, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство.

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.

Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии при­роды», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первона­чало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.

В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – полити­ческого характера развития истории. Философ выделяет три вида истории:

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.

В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию ка­кой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действи­тельности как необъяснимого хаоса.


4. Объективный идеализм Г. Гегеля

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

Теория объективного идеализма;

Всеобщий философский метод – диалектика.

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно , а все действительное разумно . Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею»(мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно­стью творить.

Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке аб­страктный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, ин­дивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде ре­зультатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Термин "классическая немецкая философия" был введен Ф. Энгельсом. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под "немецкой классической философией". Но под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма. И после классики, как правило, идет снижение уровня.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой (либо более поздней антропологической, материалистической философией Фейербаха, который, однако, вошел в противоречие с основным характером немецкой философии этого периода - ее идеализмом). По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу,. а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени (Декарта, Лейбница, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия). В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).

Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. "Вплоть до появления кантовской философии, - пишет в этой связи Гегель, - публика еще шла в ногу с философией; до появления кантовского философского учения философия возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке. Ею поэтому занимались практики, государственные люди. Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья. Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания".

Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука. Всякая популяризация науки ведет к тому, что поступаются сначала научной формой ради простоты изложения, а затем самим содержанием - ради простоты восприятия. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача. Кант и Фихте в особенности стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции (логического выведения и обоснования) и конструкции (метафизические и диалектические), которые они использовали для построения философской теории.

Перечислим некоторые из положительных моментов немецкой классической философии. Философия Канта завершает рациональную философию (начатую Декартом). В его философии нашло свое выражение теоретическое отражение и понимания в просвещенческом духе человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии можно видеть зачатки "философии активной стороны" у Фихте, основы новой натурфилософии у Шеллинга (его же концепцию "динамического процесса" в природе, близкую к материалистической диалектике), диалектическую концепцию Гегеля (переосмыслившую старое понимание диалектики, как способа спора и обсуждения проблем в сторону ее научного построения, где диалектика становится методом познания развивающейся действительности). Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм, идею развития в исследование общества и природы и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей просвещенческой эпохи (идея развития становиться главной в диалектике Гегеля).

Послекантовская философия проводит также серьезную критику агностицизма (теории о непознаваемости действительности) и всей предшествующей рационалистической и эмпирической традиции.

Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией). В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта и теории познания (субъективизм, начавшийся с работ Декарта, доводится Кантом до логического конца и его поэтому можно считать последним последовательным субъективным идеалистом, с чем связано то, что в последующей фазе развития немецкой философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции).

Также можно сказать, что характерной чертой немецкого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию пантеизма дали Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности), а также дискуссия, разгоревшаяся в конце 18 века вокруг философии Спинозы (вызванная книгой Ф. Якоби "Об учении Спинозы", представляющей атеистическую интерпретацию его философии).

В социальном плане немецкая философия - свидетельство идейного пробуждения "третьего сословия" (бюргерства, буржуазии) Германии и развитие социальных и либерально-политических идей Нового времени и Просвещения (в этом плане Кант и Гегель дают одни из лучших толкований "гражданского общества" и "правового государства").

В лозунгах и идеалах во время революции во Франции 1789-1794 гг родилась философия Просвещения. Немецкие писатели, мыслители и философы еще с начала 18 века своим творчеством помогли развитию данного этапа мыслительной науки об окружающем мире и взаимодействии с ним человека. Немецкая классическая философия несет в себе учения и знания таких классиков, как , Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Людвиг Фейербах.

Общая характеристика немецкой философии

Немецкая философия - это влиятельное течение мыслей мыслителей Нового времени. Именно с неё началось замена мыслей об анализе природы на мысли об исследовании человека, его мира и истории. Именно в то время мыслители пришли к выводу, чтобы люди живут не в мире природы, а культуры.

Немецкая философия характеризуется следующими чертами:

  • подчеркнутая роль науки в работе над проблемами гуманизма, а также её попытки переосмыслить жизненный путь человека;
  • философы говорили, что данная наука должна быть голосом всей человеческой культуры;
  • философия играла большую роль в истории человечества и развития культуры всего мира.

Человеком, который стал основоположником немецкой философии, был Иммануил Кант. Он говорил, что изучение природы, вещей и человека не играет собой роли в теоретических знаниях. Вместо этого нужно уделить внимание исследованиям, что способно стать познавательной деятельностью личности человека, а также установить законы познания и его границ.

Иммануил Канта

Во вторую половину 18 века и первой половины 19 века начала развиваться немецкая философия. Основателем данного течения стал Иммануил Кант. Его учения и творчество принято разделять на докритический и критический период.

В своей знаменитой работе во время докритического периода о всеобщей естественной истории и теории неба мыслитель создал идею, которая заключалась в том, что Вселенная была создана естественным способом, благодаря действию динамических сил из космического газа. Эта же теория включает в себя общее устройство всего мира и наличие в нем всех физических законов между небесными телами, что послужило образованию одной системы. Благодаря этому предположению Кант высказал научное предсказание о том, что в Солнечной системе ещё есть нераскрытые планеты. В период механицизма он стал в ряды первых философов, который стремился создать образ динамичного, подверженного эволюции, мира.

Во время докритического периода, который представляется как подготовительный этап критическому, философ создавал идеи, которые впоследствии стали бессмертными и вошли в мировую классику философии. В критические же период были созданы идеи, которые называют основными, поскольку они описывали работу человеческого разума и критику его работы.

В своих трудах Кант писал, если люди с их разумом начнут вести беседы о работе всего мира, не имея за плечами опыта, они придут в конце к противоречиям. А противоречивые утверждения должны вместе либо быть доказуемы, либо опровергнуты.

Кант указывал на то, что любая вещь или сила, оказывающая влияние на человека, не способна стать объектом для исследования, так как познание человека никак не связывается с основными целями познания. Так люди должны познавать в себе явления, а не вещи. Это утверждение сыграло против Канта: из-за него, философа обвинили в агностицизме, а именно в отрицании мирового познания.

Философия Иоганна Фихте

Философом, который воспринимал идеи и мысли Канта, которые оценивали способности человека в зависимости от согласования с человеческим долгом, был Иоганн Фихте. Он стал последователем Канта. Для него философское течение выступало как практическая наука, которая распределяла цели и задачи действительности человечества в обществе и мире. Но в тоже время Фихте говорил, что философия Канта слаба из-за недостатка доказательств между теоретической и практической философией. В своих трудах Фихте поставил перед собой задачу показать философию, как главу всей человеческой деятельности.

Фихте выделял принцип свободы, который способен объединить теорию и практику философский подход к миру. В теории говорилось, что свобода не дает постичь человеку признания существования вещей всего мира. Именно поэтому человечеству необходима революция, которая преобразовала бы социальные отношения, и они были бы дополнены учением философов. Такое учение Фихте называл «наукоучением», и оно выступало в роли целостного обоснования практической части философии.

В итоге философ отказался от изучения понятия Канта «вещи внутри человека» и посвятил себя иным понятиям и стал представителем идеи о том, что «вещь-это то, что внутри меня».

Стоит сказать, что был человек, который связал философию Канта и идеи Фихте, и это был Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Именно его учения повлияли на Гегеля, как на философа.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Шеллинг в своих размышлениях ставил перед собой задачу создать общую систему знаний с помощью изучения познаний истины в отдельных областях. Впоследствии, все это превратилось в «натурфилософию», выступающая как первая попытка объединения научных открытий под внимательным наблюдением философа.

Главной идей этой системы является образ «идеальной природы», которая основывается на идеи о духовном характере природной активности. Огромный труд, который сделал философа известным, включал в себя мысли и гипотезы о натурфилософской системе. В итоге философ смог доказать, что каждую сущность можно охарактеризовать как единое целое противоположных сил. Это единение впоследствии будет названо Шеллингом «популярностью. В своих трудах он смог точно объяснение жизни и организму, которые являются сложными процессами в природе.

В своем главной книге «Система трансцендентального идеализма» философ проводит границу между теоретической и практической философией, поскольку теоретическая часть выступает как объяснение высших принципов знания. Практическая же философия создана для поиска решения проблем свободы человека, которая создается с помощью создания правового государства, что связывает все принципы человеческого развития.

Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель стал философом, который подарил миру образ во всех его уровнях, проявления и стадиях развития. Гегель утверждал, что, описывая развитие идеи, нельзя самостоятельно достичь философского исследования. Идея должна самостоятельно вырваться из круга абсолютности, если суть данного выражения выразить иными словами, то она должна покинуть себя и стать частью других сфер. Природа является одной из таких сфер.

Так природу можно объяснить идеей, которая в самом начале является её основой. А в любом предмете или явлении заложено особое качество, которое объединяет его стороны, приходящие в противоречие из-за накопленных противоречивых свойств внутри такого качества.

Гегель оказал огромное влияние на развитие социальной части глубокой и мыслительной науки. Именно он создал учение об обществе граждан, о человеческих правах и частной собственности. Большая часть его работ была направлена на выяснение механизма цены и денег, стоимости и товарном фетишизме.

Философия Людвига Фейербаха

Фейербах строил свою теорию на противостоянии религии и философского учения как мировоззрений, которые невозможно совместить друг с другом. Из-за этого ученый пытался объяснить материалистическую форму духа и подвергал критике христианства как оду из религиозных форм. В итоге в своих трудах ученый писал, что бог представляет из себя не божественное существо, а лишь образ, который был рожден в людском сознании, отображая человеческую сущность.

Фейербах отмечал, что в основе религии лежит страх человечества перед природными явлениями, из-за чего в сознании людей рождаются могущие образы. По этой причине бог, который является не чем иным, кроме как создание человеческого разума, приобретает форму творца, которому подчиняется воля и судьба человека. И из-за этого религия приобрела античеловеческие черты характера, поскольку она не дает человеку стремиться к лучшей жизни в реальном мире, а также его преобразованию, заменяя его покорному ожиданию будущего возданию от сверхъявственного существа.

Историческое значение философии

Уже в конце 18 века стало ясно, что действующая философия себя исчерпала. Она уже была не способна быть основой будущих научных открытий и знаний. В это же время наука далеко шагнула, нежели во время учения Декарта. Практическая наука указывала на противоречивость действительности, как она постоянно изменялась. Но именно благодаря немецким классическим философам эта наука обрела новые идеи.

Именно германским философским классикам пришлось доказывать противоречие природы, что послужило открытие нового пути к научным знаниям. Немецкая философия сыграло важную роль и в развитии философских мыслей и идей. Она стала причиной смены стиля мышления всего мира.

Философские понятий были подняты на высокий уровень, а главной заслугой немецких классиков является то, что они сделали человеческое мышление историчным, чего вполне хватает для того, чтобы назвать их философскими классиками.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Немецкая классическая философия рассматривается отдельной темой в курсе философии, потому что на небольшом отрезке времени появились четыре гиганта. Философы - теоретики, которые сделали теоретические открытия столь глобального масштаба, которые изучаются и подтверждаются в современной науке. Основоположники немецкой классической философии: И. Кант родился (1724-1804). Всю жизнь он прожил в городе Кенигсберге (Калининград). Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Философы были связаны узами дружбы и учительства. Фихте считал себя учеником Канта, Шеллинг был учеником Фихте. В процессе жизни они разошлись, дружба была прервана, многие их них обвинили друг друга. В Германии была благоприятная среда для развития науки, исследований. К этому времени в Германии образовалась сеть университетов. Философы были преподавателями. Университеты поддерживались государством в материальном плане. Научная информация была доступна для широкого круга людей. 19 в. считался развитием Европейской философской мысли. Немецкие философы превратили философию в профессиональный вид занятий. Они сделали попытку превратить ее в высшую форму теоретического познания. Философствование не отделимо от научности. Теория выше, существеннее всякого эмпирического созерцательного бытия. Характерной чертой немецкой философии была абсолютизация понятийного познания на основе особой формы работы с понятием. Главный предмет науки - понятие немецкой классической философии - выступает в предельной форме рационализма заложенного традициями Платона и Аристотеля. В основе традиции лежат мысли: “не человек, а мировой разум. Законы разума лежат в основе мира” (не доказано не истина). Доказательство истины было доведено до крайней черты немецкой классической философии. Для всей немецкой классической философии свойственна особенная техника философствования (работа с понятием). Мыслительная сила способна предвидеть, работающая только с понятием. Отсюда следует вывод: интеллект, имеет чисто теоретические возможности, который способен даже на мысленные эксперименты. Немецкой классической философией был разработан диалектический метод: мир рассматривается в целом, не по частям. Мир рассматривается в движении, развитии. Доказана связь низшего с высшим. Мир развивается от низшего к высшему, изменения происходят количественно, и переходит в новое качество. Развитие имеет внутреннюю цель. Особое открытие в диалектике сделал Гегель. Он предположил, что существует тройственный метод мышления. Например, тезис-антитезис - синтез; бытие - небытие - становление. Гегель размышляет спекулятивно, т.е. умозрительно, обращаясь к понятию, а не к опыту через единство и противоположность этих понятий. Гегель начинает с простого, через движение к синтезу, от абстрактного к конкретному, от одностороннего к многостороннему. Пока не получится вся “ткань” действительности. Его мышление соответствует закону логики и подчинено единству логического и исторического. Немецкая классическая философия стоит на границе с современной философией. Она смогла синтезировать идею романтизма и просвещения. Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г.Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В.Ломоносов, учились у Х.Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б.Ламарка, по сути предшественника Ч.Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В философии Канта различают два периода. Первый - “докритический”. В это время он стоял на позициях естественнонаучного материализма и выдвинул гипотезу происхождения и развития солнечной системы из первоначальной туманности на основе внутренних механических законов движения материи. Позже эта гипотеза была обработана математиком Лапласом и получила наименование гипотезы Канта-Лапласа.

Во второй, “критический” период, т.е. начиная c 80-х годов XVIII в., Кант создает три “Критики”: ”критику чистого разума”, «критику практического разума”, «критику способности суждения”. Свою философию Кант называет “трансцендентальной”, т.е. выходящей за сферу эмпирического, за сферу опыта. Он допускает существование объективной реакции, находящейся по ту сторону явлений (феноменом). Эта реальность трансцендентна, она - “вещь в себе”, неуловима (ноумен).

Теория познания Канта основана на признании активности человеческого сознания. В недрах нашего сознания, до опыта и независимо от него, существуют базисные категории, формы понимания (например, времени и пространства). Их он назвал априорными. Истина не в действительности, а в самом сознании. Именно оно само из себя создает свои формы, способ познания и свой предмет познания, т.е. творит мир явлений, природу, выступает творцом всего сущего. Сущность заключена в “вещи в себе”, она недоступна и объективна, а явления создаются априорным сознанием, они доступны, субъективны.

Бессилие человеческого разума Кант доказывает учением об антиномиях, т.е. противоположных утверждениях, одинаково истинных и ложных. К таковым он относил выражения: ”мир конечен и бесконечен”, “в мире царит свобода и необходимость”.

В работе “критика практического разума” Кант показывает, как мы должны действовать в жизни. Здесь же он приводит аргументы в пользу веры в Бога, но при этом не пытается доказать, что Бог существует реально.

Кант-автор категорического императива в этике: “поступай по такому правилу, которое бы ты хотел иметь в качестве всеобщего закона, и так, чтобы ты всегда относился к человечеству и всякому человеку как к цели и никогда не относился к нему только как к средству”. Категорический императив, по его мнению, должен применятся и в отношениях между народами.

Философия И.Канта находилась под влиянием французского посвящения Ж.Ж.Руссо. Под влиянием он находился до “критического “ периода. До 1780 г. Кант воспитывался на механике Ньютона. В 1755 г. под влиянием была написана работа “Всеобщая естественная история и теория неба”. Суть: поиск великих звеньев, которые связывают систему в мировую действительность. Кантом была выдвинута теория трансцендентального идеализма. Суть теории лежит в поиске познавательной силы человека. Кант ставит перед собой задачу познать способность разума к познанию окружающего мира. Ученые считают, что Кант совершил теоретическое путешествие в сознание человека. Способности человеческому разуму были посвящены три работы: «критика чистого разума”, «критика практического разума”, «критика способности суждения”. В этих работах он дает анализ интеллекта, рассматривает сферу человеческих эмоций и человеческой воли. Рассматривает на примере способностей человеческого разума, оценивать произведение искусства. Все три работы имеют антропологическую направленность. Основной вопрос, который проходит через его теоретические суждения - это, что есть человек? Какова его сущность? Ответ: человек существо свободное и реализует себя в нравственной деятельности. Следующий вопрос относится к гносеологии. Что я могу знать? каковы способности человеческого разума познать окружающий мир? Но может ли до конца узнать человеческий разум, окружающий мир? Способности разума огромны, но существуют границы познания. Человек не может познать: бог есть или его нет, только вера. Окружающая действительность познается методом отражения сознания, поэтому окружающий мир до конца человеческое сознание не может познать. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Так была предложена новая теория ”вещь в себе”.

Кант ставит следующий вопрос: если вещь в себе нельзя познать, то может ли быть познан внутренний мир человека? Если да, то, как протекает познавательный процесс? Ответ: рассудок способность мыслить на основе чувствительных впечатлений, разум способность рассуждать о том, что может быть дано в опыте. Например, собственная душа. Кант приходит к выводу, что не во всем можно полагаться на разум. То, что нельзя познать разумом, можно положится на веру. Опыт не что иное, как поток чувственных данных, которые укладываются в априорные формы; находятся в пространстве и во времени. Априорные формы рассудка это понятия, которые мы укладываем в наш опыт. У Канта сознание выступает в виде иерархической лестницы.

Практический разум рассматривает нравственные проблемы, человек понимается как двойственное существо: человек как телесное существо и как феномен.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

Виднейшим представителем немецкой идеалистической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Краеугольным камнем гегелевского идеализма является абсолютная идея, которую Гегель рассматривал как предмет философии. С точки зрения абсолютной идеи он рассматривает все остальные науки, считая свое учение истиной в последней инстанции. Философская система Гегеля состоит из трех основных частей: логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем “инобытии”), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) - тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы - переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:

· в логике: учение о бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение о понятии (синтез);

· в философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;

· в философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история философии).

Абсолютная идея Гегеля не является пустой абстракцией; она- процесс человеческого мышления, взятого в его объективных законах, оторванного от человека и природы и предпосланного им. В этой оторванности заключаются корни идеализма Гегеля.

В своей логике Гегель наиболее полно разрабатывает диалектику. Рациональным зерном его диалектики является идея развития и три ее основных принцип (закон): переход количества в качество и обратно, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Философия Гегеля страдала внутренними противоречиями, в ней “всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и истории противоречит основным законам диалектического мышления” (Ленин). Считает, что разум есть субстанция, мировое начало. Существует понятие как мировой разум. Если Кант разрывает связь между объектом и субъектом, то Гегель этого не делает. Объект и субъект направлены на самого себя. Они единое целое, вне какой то среды. Идея единства относительна, характерной чертой для философии Гегеля является слияние антологии и гносеологии. Как развивается мир, также развивается и познавательный процесс. Для Гегеля развитие окружающего мира - это способ и метод. Всеобщее развитие он рассматривает в трех сферах:

1)все развивается логически и абстрактно;

2)развитие инобытия идеи (природа);

3)конкретного духа

1) переход количественных изменений в качественные изменения;

2) отрицание отрицания;

3) закон единства и борьбы противоположностей.

Критиком идеалистической философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в защиту материализм, который под влиянием гегелевской и французской философии длительное время находился в забвении.

Как и Гегель, он строит свою философию из единого принципа. Таковым принципом, единственным и высшим предметом философии, он объявляется человека, а саму философию - антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха - в них неразрывном единстве. В этом единстве душа зависит от тела, а тело первично по отношению к душе.

Человека Фейербах рассматривал лишь как существо биологическое и физиологическое, не видя его общественной сущности. Это привело немецкого философа к идеализму в понимании общества и общественных явлений. Он стремится построить представления об обществе и связи между людьми, исходя из свойств отдельного человека, сущность которого рассматривается им как природное явление. Общение людей формируется на основе взаимного использования одним человеком другого, которое рассматривается Фейербахом как естественное (природное) отношение.

Он положительно решал вопрос о познаваемости мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась роль практики.

Фейербах критикует идеализм и религию, которые, по его мнению, находятся в идейном родстве. В работе “сущность христианства” он показал, что религия имеет земную основу. Бог есть абстрагированная от человека и поставленная над ним его же собственная сущность.





error: Контент защищен !!