Как открыть пункт выдачи интернет-заказов: пошаговая инструкция. Международные логистические службы. Экспресс-доставка для интернет-магазинов

В интернет-магазине покупатель может найти любой товар, как правило, по более приятной цене, чем в обычных магазинах. Все больше людей заменяют обычный шопинг онлайн-покупками – экономия времени, низкая цена, широкий ассортимент, не выходя из дома. Но многих отпугивают бесконечные почтовые очереди, пропадающие дорогостоящие заказы, порой недружелюбное отношение операторов и поэтому они не спешат отовариваться на интернет-площадках.

Очевидно, открытие пункта выдачи заказов станет оптимальным решением проблемы доставки для покупателей и неплохой бизнес-идеей для предпринимателей. Итак, как открыть пункт выдачи заказов интернет-магазинов?

Некоторые предприниматели активно внедряют систему онлайн-покупок, другие же занимаются продажей только через сайт, поскольку дистанционная торговля набирает популярность с бешеной скоростью. Подобный способ покупки позволяет приобрести необходимую вещь по наиболее выгодной цене практически в любом уголке мира.

Такое сотрудничество одинаково выгодно и для покупателей, и для предпринимателей. Однако на этапе доставки могут возникнуть затруднения.

Для интернет-магазинов организация собственной курьерской службы либо открытие своего пункта выдачи в каждом городе дело затратное. Эту проблему помогают решать пункты выдачи заказов интернет-магазинов.

Суть работы пунктов выдачи заказов

  • забрать товары у поставщиков;
  • распределить по заказам и упаковать;
  • выдать клиентам.

Пункт выдачи заказов интернет-магазинов как бизнес: с чего начать?

Начать такой бизнес можно по двум направления:

  • новый пункт выдачи;
  • сотрудничество с известными компаниями (Boxberry, СДЭК и т.п.).

Условия сотрудничества и необходимые инвестиции во втором случае зависят от конкретной компании, которую вы выберете. Конечно, работа от имени известной марки значительно упрощает ведение дел, но в этом случае потребуется выплачивать роялти.

Ниже мы рассмотрим развитие бизнеса по первому варианту.

Нужна ли регистрация, и какие потребуются документы?

Не регистрировать деятельность не получится, поэтому самой предпочтительной и менее затратной формой Данный вид деятельности попадает под ОКПД 47.91. Потребуется открыть

Подготовка помещения и закупка оборудования

Выбирая место, следует отдать предпочтение помещениям, расположенным недалеко от остановок, метро, даже не смотря на то, что аренда площадки на окраине значительно дешевле.

Для открытия ПВЗ достаточно небольшого помещения размером 10–18 кв.м. И хоть оно будет практически складом, такого метража будет достаточно и для посылок, и для оператора, ведь залеживаться там они не будут.

В зависимости от условий сотрудничества можно дополнительно оборудовать помещение зеркалом, примерочной и т.п. Если пункт выдачи располагается не в ТЦ, важно обустроить туалет в помещении.

Обязательно потребуется приобрести кассовый аппарат, принтер, компьютер, подключить интернет и мебель для работника (стойка и стул).

На что обратить внимание при подборе сотрудников?

В ПВЗ будет достаточно одного сотрудника, и на начальном этапе вы сможете выполнять эти функции самостоятельно. Выбирая кандидата на работу, обратите внимание на опыт его работ, отсутствие судимости и отзывы с прошлых мест работы, ведь стоимость посылки может превышать его заработную плату.

Честность и ответственность – основные характеристики работника ПВЗ. Кроме этого приветствуется знание обязанностей и прав сторон, а также навыки работы на кассовом аппарате. Если в пункте выдачи планируется предоставлять курьерские услуги, потребуется еще один сотрудник, который будет заниматься развозом посылок.

Как стать копирайтером с нуля и получить стабильный заработок в интернете, вы можете узнать


Налаживаем контакты

Приходящие посылки распаковывать лучше сразу и оповещать покупателей с помощью звонков или сообщений о том, что заказ в ПВЗ с обязательным указанием адреса, режима работы и телефона.

Это оценят и клиенты, и поставщики, и помещение не будет переполнено посылками.

Как открыть пункт выдачи заказов интернет-магазинов и составить бизнес-план с расчетами?

Затраты на открытие бизнеса:

  1. – 15 000 рублей.
  2. Обслуживание счета – 1000 рублей.
  3. Обслуживание кассового аппарата – от 800 рублей.
  4. Инвестиции в ремонт помещения и закупку оборудования (кассовый аппарат, ПК, мебель и пр.) –100 000 рублей (в случае если не нужен ремонт, затраты существенно сократятся).
  5. Аренда от 16 000 рублей в зависимости от региона.
  6. Зарплата сотрудникам – 25 000 рублей.

Что такое электронная платежная система и как выбрать наиболее удобную платежную систему для своего интернет-магазина – читайте


Рентабельность и сроки окупаемости

На первоначальном этапе при выдаче 45 заказов в день предприниматель сможет заработать в среднем 30 000 рублей в зависимости от региона и тарифов. В точку безубыточности получится выйти уже через 7 месяцев при условии, что в ПВЗ будет выдаваться не менее 900 заказов в месяц.

Пути повышения рентабельности:

  • рекомендуется осуществлять привоз заказов в ПВЗ на своем собственном транспорте, это позволит сократить расходы на транспортные компании;
  • осуществлять доставку товаров клиентам за свой счет либо делать скидки постоянным покупателям, так количество заказов увеличится, а вместе с ними и ваша прибыль.

Открытие пункта выдачи заказов интернет-магазинов по франшизе

Сегодня функционирует множество успешных служб доставки, успевших заработать репутацию и доверие клиентов, предлагающих сотрудничество предпринимателям. Как правило, каждая компания выставляет свои условия и стоимость франшизы, но в целом требования практически одинаковы.

Для сотрудничества нужно:

  • зарегистрироваться ( или ;
  • подобрать и отремонтировать помещение в людном месте, вблизи остановок или в крупном ТЦ;
  • иметь достаточное количество оборотных и инвестиционных средств;
  • быть готовым работать по стандартам выбранной компании.

Для подачи заявки на сотрудничество потребуется обратиться в компанию через представителя в своем городе либо заполнить анкету на официальном сайте.

Компании, с которыми можно заключить договор франчайзинга:

  • СДЭК;
  • PickPoint;
  • maxima-express.

Пункт выдачи заказов интернет-магазинов как бизнес – интересная идея для предпринимателей, однако такой вид бизнеса не лишен недостатков. Высокая конкуренция, снижение среднего чека, отказ от товара клиентами – эти и другие сложности могут препятствовать развитию бизнеса.

Поэтому прежде чем заниматься ремонтом помещения, изучите спрос и предложение в вашем городе, оцените, насколько рентабельным будет открытие еще одного пункта выдачи заказов или возможно лучше присоединиться к раскрученным компаниям.

Больше информации о работе пункта выдачи заказов популярного интернет-магазина OZON, вы можете получить в следующем видео:

По всей России работает более 100 крупных и мелких компаний, занимающихся доставкой посылок (службы доставки, курьерские службы, т.д.). Крупнейшая из них - Почта России предоставляет самые дешевые, но очень часто нарекаемые услуги (http://otzovik.com/review_80609.html). Особых условий у Почты России для владельцев интернет-магазинов нет. Не удивительно, что частные компании активно развиваются и находят клиентов.

Службы доставок могут оказывать любые из следующих услуг:

1) Почтовая доставка, в том числе экспресс (имеют специальную лицензию) - Почта России, ЕМС Почта России, СПСР 2) Курьерская служба (без специальной лицензии) - осуществляет перевоз посылок от склада продавца к покупателю
3) Пункты выдачи (ручные и автоматизированные) - места для передачи товаров покупателю на «нейтральной территории»; бывают в виде организованных мест встреч с курьером (например, в крупном торговом центре небольшая комната отдыха) или в виде аппарата хранения-передачи (сегодня есть в Москве и Питере, ставят их в крупных торговых центрах недалеко от станции метро)
4) Частичный или полный аутсорсинг доставки (прием платежей за товары, осуществление возвратов, складирование, логистика, ведение товара до покупателя, страхование грузов, т.д.)

Каковы плюсы служб доставок для интернет-магазинов:

  • Отсутствие проблем с наймом курьеров и персонала. Особенно актуально для ИП
  • Наличие места «Самовывоза» для клиентов, если таковое имеется у службы доставки
  • Не нужно следить за добросовестностью курьеров. Служба доставки несет полную материальную ответственность за переданный им товар
  • При аутсорсе курьер сам приедет и заберет ваш товар для передачи на склад курьерской службы с последующим развозом клиентам. Зачастую, это бесплатно при количестве заказов > 10 в день. Или вы можете сделать это сами. Тоже бесплатно
  • Если вы работаете с поставщиком «под заказ», то служба доставки сможет сама забрать заказ для клиента у поставщика
  • Периодическая отчетность службы доставки по развезенным заказам
  • Отсутствие возможности получить фальшивые деньги

Минусы служб доставок (отмечены владельцем магазина):

  • Отношение к заказам не такое трепетное, как у владельца магазина. Отсюда - риск «испортить лицо» магазина.
  • Хоть все и обещают, что происходит обзвон клиентов магазина после появления заказа на складе КС, зачастую этого нет
  • Зачастую, работа только с Москвой и Питером (источник: http://habrahabr.ru/blogs/eCommerce/92788/).

Еще из минусов отмечу также:

  • тот факт, что не все работают с небольшими магазинами и не учитывают особенности интернет-магазинов (отсутствие собственного склада, работа с ИП, т.д.).
  • В таком огромном количестве компаний сложно разобраться, кто действительно хорош.

Сколько стоит?

Цена услуг служб доставки варьируется от 25 рублей до нескольких тысяч и зависит от количества заказанных услуг, расстояния доставки, веса, сроков и престижа компании доставки.

СПСР

Компания, предоставляющая услугу экспресс-доставки. Единственная из российских компаний экспресс-доставки, которая является владельцем лицензии Управления ФСБ России на работу с документами, составляющими государственную и коммерческую тайну

Компании, ориентированные на оказание курьерских услуг и аутсорсинга доставки для интернет-магазинов:

PickPoint

Компания, оказывающая услуги по доставке и выдаче Интернет-заказов через автоматизированные терминалы Постаматы. На месте осуществляет прием оплаты и при необходимости, возврат товара. Предоставляют модуль для интеграции в корзину магазина для приема и ведения заказов.

Посылыч

Курьерская служба, осуществляющая полный спектр услуг по приему заказа, организации складирования и логистики товаров, прием оплат, возвратов, т.д. Готовы работать с мелкими и крупными магазинами. Основана при крупнейшем интернет-магазине books.ru.

MaxiPost

Курьерская служба, осуществляющая полный спектр услуг по приему заказа, организации складирования и логистики товаров, прием оплат, возвратов, т.д.

Аналитический Отчет (полная версия)

Апрель 2016

Обзор рынка

Апрель 2016 года

Экспресс-доставкой является доставка в течение 1-4 дней грузов документарного и недокументарного характера. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, российский рынок экспресс-доставки в 2015 году составил 54,6 млрд рублей. На рынке наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли, что объясняется заметным развитием услуг доставки для интернет-магазинов. Уровень конкуренции на рынке оценивается как высокий: присутствуют как международные компании, так и локальные операторы доставки.

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации.

Рынок экспресс-доставки представляет собой сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Согласно принятой в Европе классификации, основными сегментами рынка транспортно-логистических услуг являются:

  • грузоперевозки и экспедиторские услуги;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
  • управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

В Российской Федерации основная доля рынка транспортно-логистических услуг приходится на грузоперевозки.

Мировой рынок экспресс-доставки

По итогам 2015 г. мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12 % и составил 242 млрд долл. CAGR 2011-2016 гг. составил 0,6 %. По имеющейся информации, в отрасли присутствует более 581 тыс. компаний и работает более 2,4 млн человек. Основным драйвером роста рынка является развитие электронной коммерции. Крупнейшими компаниями экспресс-доставки на глобальном рынке выступают UPS, FedEx, Deutsche Post DHL, Yamato Holdings и TNTExpress.

Рынок экспресс-доставки в РФ

Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, в 2015 г. рынок вырос на 5 %; CAGR 2011-2015 гг. составил 15,6 %.

По оценкам отраслевых экспертов, основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков. В индустрии наблюдается стагнация в B2B-сегменте и замедление темпов роста B2C-сегмента. В 2016 г. ожидается небольшое сокращение объемов рынка в связи с экономической обстановкой, пониженной покупательной способностью населения и сокращением темпов роста интернет-торговли в России.

Основные события на рынке экспресс-доставки

Среди основных событий рынка экспресс-доставки в последнее время можно выделить:

  1. Курьерский сервис TopDelivery купил оператора пунктов выдачи заказов Maxima Express. В компании ожидают, что приобретение Maxima Express сможет обеспечить рост операционной рентабельности на 20 %. Компании будут работать под брендом TopDelivery.
  2. Компания Hermes, логистическое подразделение OttoGroup, выкупила долю своего партнера DPD в российском совместном предприятии Hermes-DPD.
  3. Летом 2015 г. китайский онлайн-ритейлер JD.com вышел на российский рынок и объявил о начале стратегического сотрудничества с «Почтой России» и SPSRExpress.
  4. В июле 2015 г. «Яндекс.Маркет» запустил сервис «Яндекс.Доставка».
  5. В октябре 2015 г.крупнейший российский интернет-сервис объявлений Avito купил агрегатор доставок Checkout.
  6. В Новосибирске открылся новый сортировочный центр SPSR Express. Также в феврале компания запустила опцию оплаты банковской картой.
  7. Оператор Pony Express открыл логистический центр во Владивостоке.
  8. В сентябре 2015 г. IML стала партнером AliExpress по доставке товаров в Россию.
  9. В феврале 2016 г. сервис для заказа такси Gett объявил о запуске курьерской службы.
  10. В марте 2016 г. АКИТ и «Почта России» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
  11. Nike открыла интернет-магазин для России; локальным партнером компании стала DPD.

Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Эксперты J’son & Partners Consulting выделяют растущий сегмент рынка, специализирующийся на доставке для интернет-магазинов. Основным драйвером роста данного сегмента является развитие интернет-торговли, несмотря на экономическую рецессию.

Среди наиболее заметных компаний, специализирующихся на доставке для интернет-магазинов, можно выделить:

  • Boxberry;
  • Axiomus;
  • «Макси-пост»;
  • «Алгоритм»;
  • Shop-Logistics;
  • B2CPL;
  • Top-Deliveryи другие.

Развитие постаматов

На рынке экспресс-доставки в РФ также выделяются игроки, развивающие сети автоматизированных почтовых станций (почтоматов/постаматов) - терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара. Эти устройства позволяют существенно повысить эффективность в точке «последней мили» транспортно-логистических услуг, а также существенно облегчают процесс возврата товаров.

По оценкам J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы российский рынок постаматов ожидает бурный рост, который будет обусловлен стремлением интернет-магазинов к сокращению логистических издержек и повышению качества сервиса, а покупателей - к удобству. Так, например, у компании PickPoint база уникальных покупателей на конец 2015 года составила 2,2 млн человек, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом.

На российском рынке экспресс-доставки эксперты J’son & Partners Consulting отмечают следующее:

  • На рынке наблюдается высокий уровень конкуренции, что способствует улучшению качества сервиса. Значимую роль играет также ценовой фактор.
  • В 2011-2015 гг. российский рынок экспресс-доставки показывает увеличение, однако темпы роста сокращаются. В 2016 г. ожидается небольшое падение рынка вследствие текущей экономической неопределенности.
  • Основной движущей силой роста рынка является развитие интернет-торговли в России; основной барьер - экономическая ситуация в стране. Важным следствием позитивного роста интернет-торговли стало развитие сегмента постаматов, способного снизить издержки игроков рынка экспресс-доставки.

Мнение представителей сегмента

В рамках подготовки исследования специалисты J"son & Partners Consulting опросили представителей рынка экспресс-доставки.

Комментарий Центра исследований SPSR Express:

Текущий объем аутсорсинговой логистики составляет около 50 млрд рублей, без учета доставки «Почтой России». Потенциальная емкость рынка, включающая весь аутсорсинг и затраты на собственную логистику компаний (содержание курьерских и экспедиторских служб), оценивается нами в 118 млрд рублей. В 2016 году мы ожидаем сокращения рынка на 5-10 %. После кризиса мы будем наблюдать рост рынка от 5 % в сегменте B2B до 20 % в сегменте B2C.

За 2015 год мы наблюдали стагнацию сегмента B2B рынка экспресс-доставки и замедление темпов роста сегмента B2C.

Падение в количестве отправлений (B2B) было компенсировано ростом тарифов, ключевые игроки показали разнонаправленную динамику (некоторые нарастили выручку, некоторые сократили).

Мы являемся одним из лидеров рынка, с хорошо развитой маршрутной сетью и инфраструктурой. Основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков.

Основной тренд - развитие сегмента электронной коммерции, в первую очередь трансграничной. Проникновение интернета в удаленные регионы, переход офлайна в онлайн дают возможность сегменту B2C расти даже во время кризиса.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Основным драйвером в ближайшее время будет развитие рынка e-Commerce. Это ставит новые задачи для логистов: вместо классической доставки B2B - в течение рабочего дня в офис, при этом получатель всегда (или почти всегда) готов принять отправление, мы переходим в сегмент B2C, в котором получателем является физическое лицо. Это накладывает определенные требования по сервису: только 40 % получателей готовы согласовывать время получения с интервалом 1 час, а лучший сервис из предлагаемых достаточно широко (3-часовые интервалы) удовлетворяет только 60 % получателей. А это возможно при хорошей IT-поддержке и/или при доставке курьером отправлений в пределах квартала города. Также высока потребность в доставке в вечернее время и в выходные дни.

В качестве антидрайвера можно назвать развитие электронного документооборота, как фактора, снижающего потребность в доставке корреспонденции.

Бездеткин Алексей, коммерческий директор Boxberry

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

В 2014 году объем рынка составлял 54 млрд рублей, в условиях экономической неопределенности и замедления динамики спроса в 2015 году прирост составил не более 5 %, то есть до 56-57 млрд рублей. Ограничивающими факторами развития стали стагнация производства, снижение темпов роста реальных доходов населения, падение цен на нефть.

Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое.

Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки.

В-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка.

Самый растущий сегмент рынка - экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли. Несмотря на замедление роста, e-commerce остается основным драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Никто не ожидает от экспресс-доставки существенного роста в 2016 году, но при этом у участников рынка есть шанс нарастить свою долю, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

  1. Как, по вашим оценкам, изменился рынок за последний год?

Рост рынка замедляется, растет доставка товаров из-за рубежа, лидером в этом направлении является Китай.

Соотношение количества заказов между столицами и регионами смещается в сторону регионов. При этом доля доставок в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках остается на довольно высоком уровне (60-70 % от общего числа).

Мы доставляем около 10-12 % всех заказов e-Commerce, которые приходятся на коммерческие службы доставки (исключая объем заказов «Почты России»), уверенно входим в пятерку лидеров этого рынка. Доля компании на рынке ежегодно растет: даже в кризисный 2015 год мы показали рост выручки более чем на 65 % к 2014 году. Помимо этого, мы активно развиваем сеть пунктов выдачи (сейчас их 570, до конца года откроем еще 500 новых точек), разрабатываем новые услуги для клиентов. В 2015 году мы запустили курьерскую доставку собственными силами в 100 городах России, начали оказывать услуги доставки для физических лиц.

От столиц к регионам конкуренция ослабевает: исторически компании старались бороться за рынок Москвы и Санкт-Петербурга и только после этого начинали экспансию в регионы. В последнее время идет активный рост заказов именно в регионах, при этом конкуренция пока все еще мала, это позволяет нам развивать свою сеть и увеличивать объем доставки.

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Первый тренд - отправители стали экономить, в том числе и на логистике. Снижаются затраты на доставку, происходит поиск более оптимальных по соотношению цена-качество перевозчиков, непрофильные задачи передаются на аутсорсинг. Особо это выражено в электронной торговле, где отправители передают «на сторону» хранение и комплектацию заказов, предпочтовую подготовку, организацию контакт-центра. Новой тенденцией в прошлом году стал факторинг.

Второй тренд - усиление конкуренции и, как следствие, повышение уровня сервиса логистических операторов. Уже сейчас ряд компаний начинает демпинговать, чтобы остаться на плаву, при этом без сокращения внутренних издержек такой демпинг может привести к банкротству.

5. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Мы считаем, что основным драйвером роста рынка экспресс-доставки в 2016 году останется рост рынка электронной торговли. Он продолжится, пусть и более медленными темпами. При этом развитию рынка способствуют повышение лояльности к покупкам в интернете, желание покупателей сэкономить на товаре и доставке, а также развитие логистики в регионах, повышение доступности услуг: открытие новых пунктов выдачи заказов, организация курьерской доставки, рост географии доставки основных игроков.

Ожидаем, что в этом году продолжится консолидация рынка, на фоне ухода мелких игроков доля крупных увеличится. При этом клиент будет «голосовать рублем», выбирая оптимальную по стоимости доставку. Это увеличит долю доставок в постаматы и пункты выдачи, доля курьерской доставки сократится.

Основным барьером для роста мы всё так же видим экономическую ситуацию в стране.

Матвей Козловский, CEO и генеральный директор B 2 CPL

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Структура рынка экспресс-доставки практически сформировалась, произошло разделение компаний по спектру услуг и по географии доставки, выжившие бренды укрепились и зарекомендовали себя. За 2015 год мы отметили существенное падение объемов по компаниям, которые были в нашем портфеле на начало года, но мы смогли привлечь столько новых клиентов, что наш валовый объем значимо увеличился. Я думаю, что наша история в целом отражает ситуацию на рынке: часть интернет-магазинов не сумела подстроиться под макроэкономические изменения, переработать свои отношения с поставщиками и покинула рынок, при этом освободив место для более проворных и удачливых новичков.

Рынок экспресс-доставки не может развиваться без развития рынка интернет-торговли. Поэтому факторами, обуславливающими развитие экспресс-доставки, по-прежнему остаются: динамика курса валют, средний заработок россиянина и его покупательская способность, законодательное регулирование рынка экспорта-импорта посылок.

Интернет-магазины стали существенно больше уделять внимания качеству доставки, не только в таких чувствительных регионах как Москва и Санкт-Петербург, но и по всей России. С одной стороны, такое внимание в целом приводит к увеличению лояльности покупателей к интернет-магазинам, а с другой стороны, ведет к снижению процента возвратов, а значит, и снижению затрат интернет-магазинов на организацию доставки в целом. Безусловно, само по себе снижение затрат на доставку (как впрочем и остальных затрат интернет-магазинов) стало одним из ключевых факторов, определяющих конъюнктуру рынка в прошедшем году.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

По моему мнению, сейчас наступила пора, когда буйно росшие в последние годы логистические службы начали обретать осознанные формы и специализироваться на конкретных услугах, а не пытаться реализовать в себе весь требуемый е-коммерсом функционал. Проще говоря, рынок логистических сервисов становится более понятным: вот сети ПВЗ, вот курьерские службы, вот краудсорсинговые компании, вот агрегаторы/консолидаторы/интеграторы, вот чисто IT-компании, которые занимаются только помощью в интеграции интернет-магазина и службы доставки.

Я не ожидаю появления новых значимых игроков с собственными мощностями на рынке экспресс-доставки, потому что для развития такого сервиса нужно время и инвестиции. Сейчас гораздо проще купить какую-либо службу, либо объединить несколько служб единой IT-надстройкой. Конечно, это не означает, что конкуренции нет, наоборот, изменения в экономике и потребительском спросе заставляют даже инертные интернет-магазины, которые издревле пользуются одной службой доставки, открывать тендеры или откликаться на альтернативные предложения.

Наша текущая позиция нагляднее всего описывается такими показателями: наши заказчики, которые были на начало 2015 года потеряли среднем в объеме доставки (по сравнению с 2014 годом) около 18%, но несмотря на это мы сумели привлечь новые объемы так, что компания показала рост в среднем около 32%, а в пиковые месяцы 47% (ноябрь-декабрь).

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основная тенденция - это поворот, как служб доставки, так и интернет-магазинов к потребностям покупателей. На фоне практически полной невозможности поднимать стоимость товаров, главным стало - удобство получателя. И сервисы на последней миле стали основными драйверами для повышения конкурентоспособности интернет-магазина. Таким образом, интернет-магазины стали больше стремиться к индивидуальной работе со службой доставки, отказываясь от услуг консолидаторов и агрегаторов, так как работа через эти службы крайне зарегулирована и стандартизирована, и интернет магазин не может обеспечить требуемый для своих покупателей уникальный сервис, каким бы незамысловатым он ни был.

Между службами доставки продолжаются ценовые войны. По таким ключевым направлениям как курьерская доставка по Москве или Санкт-Петербургу, на мой взгляд, тарифы приближаются к своим нижним пределам, что очевидно приведет в обозримом будущем к некой консолидации рынка на этих направлениях: небольшие игроки или разорятся или будут поглощены, что в свою очередь приведет к «картелизации» оставшихся служб доставки и росту тарифов до экономически оправданных.

Что касается непосредственно сервисов доставки, я с интересом наблюдаю за судьбой такой опции как «частичный отказ». Развитие этой услуги обуславливается двумя факторами: в первую очередь, возможностью некоторых игроков оплачивать ее из кармана своих инвесторов, а с другой стороны - крайне сложной логистикой возвратов. Не секрет, что до сих пор большинство интернет-магазинов крайне не заинтересованы в том, чтобы у их покупателей была простая и удобная возможность вернуть товар и получить возмещение и ставят такие заградительные условия, как, например, возврат только через Почту России.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста Вы можете выделить сейчас на рынке?

Основной драйвер - это потребность и покупателей и магазинов в качественном и прозрачном сервисе доставки. Развивать эти сервисы возможно только при достаточном насыщении их объемами, так что барьером может стать только остановка роста е-коммерс рынка в количественном выражении.

Другим достаточно мощным барьером уже является ограниченный доступ к так называемому «эксперименту» по упрощенному партионному таможенному оформлению зарубежных посылок. В рамках этого эксперимента только несколько компаний экспресс-перевозчиков допущены к такой возможности, что делает практически невозможным выход на этот рынок других компаний, а значит, ограничивает возможности для роста.

Сергей Малышев, Заместитель генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке ФГУП «Почта России»

1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Рынок cross-border . Совокупный объем отправлений с товарным вложением, доставленных из зарубежных интернет-магазинов по данным АКИТ составил 135 млн. шт., что на 75% больше, по сравнению с 2014 г.

"Почта России" в прошлом году доставила в Россию 128 млн посылок из зарубежных интернет-магазинов, что в 1,8 раза больше, чем годом ранее, и в 4,5 раза выше, чем в 2013 г.

На доместиковом рынке объем отправлений с товарным вложением, перевезенных Почтой составил 67 млн. штук, что примерно соответствует уровню 2015 года.

  1. Как по Вашим оценкам изменился рынок за последний год?

Часть локальных экспресс-перевозчиков ушла с рынка; однако крупные федеральные игроки чувствуют себя уверенно. За 2015 г. «Почта России» увеличила с 39% до 51% суммарную (доместик + кросс-бордер) долю на рынке посылочной почты и экспресс-доставки РФ.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

За 2015 г. «Почта России» увеличила свою долю на рынке на 12 процентных пунктов. Среди конкурентных преимуществ, позволяющих Почте России увеличивать долю мы можем выделить:

  • Таргетированная продуктовая линейка для B2B и B2C сегментов, которая сейчас соответствует рыночным стандартам в области сроков доставки по минимальным тарифам и выполнения заявленных сроков; гибкости и вариативности опций, которые мы можем предоставить клиенту; индустриальные решения под конкретный сегмент рынка. Основной фокус - на крупнейшие города для восстановления доли «Почты России», которая на протяжении нескольких лет размывалась. Ранее доля была от 4 до 9%; сейчас доля в крупнейших городах выросла до 25%-35%.
  • Инфраструктура и новые опции . Центры выдачи и приема посылок, отдельные окна для выдачи посылок в отделениях почтовой связи, развитие сети постоматов. Разработка единого бланка и концепции сервиса единого окна: полная подготовка документов и сдача отправления у одного оператора. Новые опции позволят значительно ускорить время обработки заказов и поднять уровень сервиса.
  • Качество . Работа над соблюдением сроков доставки (уровень выполнения заявленных сроков для новой продуктовой линейки - более 95%). Снижение доли возвратов посылочной почты. Борьба с очередями в отделениях связи. Ежедневный мониторинг выполнения SLA на основании системы коммерческой и операционной отчётности. Оптимизация работы с претензиями. Те клиенты, которые видят уровень нашего сервиса, продолжают работать с нами и рекомендуют нас своим коллегам.
  • IT . Для ecommerce компаний мы предлагаем API-интеграцию, развиваем мобильное приложение, а также онлайн-сервис для отслеживания посылки, в котором в скором времени ожидается обновление личного кабинета. Также повышается эффективность call-центра.
  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основные тренды и тенденции:

  • Часть игроков консолидируется; самые слабые уходят с рынка.
  • Минимизация затрат, в первую очередь на логистику. «Почта России» создает и предлагает продукты по минимальным ценам: к примеру, планируется запуск услуги «ЕМS оптимальное» с тарифами на прием от 99 рублей.
  • Растет оплата с помощью электронных денег и кредитных карт, однако свыше 60% приходится на наличный расчет.
  • Продолжающееся развитие многоканальности: становится все более сложно отследить место генерации заказа.
  • Рост экспорта на базе инфраструктуры Почты России.
  • Активное развитие курьерских сервисов. Почтой реализуется проект по развитию курьерских групп - тиражирование на 144 города РФ.

Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации, итоги 2015 г.»

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J"son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

1. Введение

2. Методология исследования

3. Анализ мирового рынка экспресс-доставки

3.1. Динамика мирового рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2014-2015 гг.

3.2. Структура рынка в разрезе компаний

3.3. Профили топ-5 крупнейших игроков мирового рынка

4. Объем, динамика и прогноз российского рынка транспортно-логистических услуг в денежном выражении в 2008-2017 гг.

5. Объем, динамика и прогноз российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2011-2016 гг.

6. Законодательное регулирование отрасли в РФ

7. Анализ рынка экспресс-доставки в РФ

7.1. Структура рынка

7.2. PEST-анализ отрасли

7.3. Анализ конкурентных сил

7.4. Анализ видов услуг

7.5. Региональное присутствие игроков рынка

7.6. Анализ сроков доставки

7.7. Анализ стоимости доставки

7.8. Профили крупнейших игроков

8. Сегмент доставки для интернет-магазинов

8.1. Объем и динамика сегмента в количественном выражении в 2012-2015 гг.

8.2. Структура сегмента

8.3. Анализ видов услуг

8.4. Региональное присутствие игроков сегмента

8.5. Анализ сроков доставки

8.6. Анализ стоимости доставки

8.7. Профили крупнейших компаний сегмента

9. Сегмент постаматов

9.1. Объем и динамика сегмента в количественном и денежном выражении в 2013-2015 гг.

9.2. Структура сегмента в разрезе основных игроков

9.3. Структура сегмента в региональном разрезе

9.4. Типовые предложения сегмента

9.5. Профили крупнейших компаний сегмента

10. Драйверы и барьеры развития рынка

11. Тренды и тенденции

12. Список компаний, упоминающихся в отчете

Data Insight подготовила исследование «Постаматы и пункты выдачи в электронной торговле» . В нем собраны основные цифры и характеристики рынка, крупнейшие игроки, общее распределение точек самовывоза по макрорегионам, результаты онлайн-опроса пользователей ПВЗ/постаматов о том, почему они предпочитают самовывоз другим способам доставки.

В составе:

  • Классификация точек выдачи
  • Основные игроки сегмента
  • Распределение точек по ключевым игрокам и макрорегионам
  • Портрет потенциального потребителя услуг ПВЗ

Ключевые цифры:

  • 41 919 отделений Почты России (из них 24% городские, остальные - сельские и поселковые)
  • 6000 неспециализированных пунктов выдачи (салоны сотовой связи)
  • 3000 точек у специализированых компаний (+100% рост за 2016 год)
  • 850 постаматов
  • 29 миллионов заказов в сторонние ПВЗ (15% от рынка) за 2016 год

Тренды на рынке:

  • Специализированные игроки подключают непрофильные бизнесы в качестве пунктов выдачи (например, цветочные, шиномонтаж)
  • Быстрее всего растут специализированные сети (логистические компании), а непрофильные не растут вообще
  • На рынок сетей самовывоза заказов входят новые игроки
  • Растет число магазинов, осуществляющих доставку в сторонние ПВЗ

Характеристика рынка:

  • Доступ к услугам постаматов и ПВЗ есть у более чем 70% населения страны
  • Развитие числа постаматов и ПВЗ по регионам неравномерно по населению и территории
  • В сумме на топ-10 регионов по количеству ПВЗ приходится половина (48%) всех ПВЗ
  • В среднем, ПВЗ расположены лишь в 16% населенных пунктов в макрорегионе (МО - 56%, Красноярский край - 6%)
  • В 24 регионах представлены точки всех 13 сетей ПВЗ, а за пределами региональных центров только в Краснодарском крае и Ярославской области есть все представители пунктов выдачи
  • Разброс по плотности проникновения ПВЗ в регионах составляет от 9000 человек на 1 ПВЗ в Питере до 37 000 человек на точку в Крыму
  • Разброс по постаматам находится в пределах от 68 тысяч человек в Московской области до 1,6 млн человек в Северо-Кавказском федеральном округе

Способы доставки заказов

Выбор способа доставки интернет-покупки — это ежедневная дилемма. В среднем респонденты указывают 3 способа получения, активные онлайн-покупатели не лояльны к каналу доставки, а предпочитают выбирать в зависимости от обстоятельств (размер посылки, ее вес, стоимость, временной отрезок доставки и пр.). Все опрошенные имеют опыт использования нескольких вариантов доставки.

Три четверти опрошенных хоть раз получали заказ через автоматизированный терминал выдачи — постамат. 69% пользовались пунктами выдачи заказов. Больше половины (56%) хотя бы раз за последний год заказывали доставку курьером, а 50% пользовались Почтой России для получения интернет-заказов. 28% забирали покупку в магазине и 16% через терминал транспортной компании.

Если посмотреть на ответы в разрезе по размеру города проживания респондента, то увидим, что единственный канал, где забирают посылки одинаково часто, — ПВЗ. Доля пользования постаматами растет с увеличением размера города, в котором проживает покупатель. Жители столиц закономерно меньше получают отправления через Почту России (36% против 53% в небольших городах) и через транспортные компании (8% против 19% в небольших городах), они предпочитают курьера (57% против 36%) или забрать заказ в оффлайн-магазине (29% против 18%).

58% респондентов (активных пользователей ПВЗ) предпочитают ПВЗ/постамат другим способам доставки, несмотря на стоимость доставки и время на дорогу до пункта получения. Пятая часть оценивает, какой канал получения заказа выбрать, сравнивая стоимость доставки. 80% из них выберут ПВЗ/постамат, если разница в цене на доставку будет до 200 рублей по сравнению с альтернативным способом (курьер). Стоимость важна подавляющему большинству пользователей. Всего лишь для 5% играет роль только время на получение заказа.

Среди тех, для кого важным фактором является время, за которое они получат заказ, 84% не готовы тратить более 30 минут на получение заказа. Из них 33% хотят получать заказ быстрее, чем за 15 минут.

Почему выбирают ПВЗ

Мы увидели, что основные причины выбора ПВЗ — это психологический комфорт получения заказа и низкая стоимость доставки. Именно по этим причинам потребитель выбирает доставку в ПВЗ и постамат. При этом обязательным фактором для выбора постаматов и ПВЗ является удобство расположения, график работы точки и наличие дополнительных опций (в т.ч. прием карт).

Мы спросили у респондентов, почему они выбрали именно ПВЗ/постамат, а не иную форму получения заказа. Среди вариантов ответа было «удобство пункта», после чего их попросили уточнить, что это для них значит.

Для пользователей ПВЗ удобство — это в первую очередь расположение (близко к дому/работе) — его отметили 64%. Почти в 2 раза менее популярным фактором является график работы (37%). Третье место по популярности делят стоимость (дешевле, чем в других каналах) и отсутствие спешки при получении — «никто не беспокоит, можно спокойно получить и рассмотреть покупку» (по 21%). Пятая часть респондентов предпочитает ПВЗ другим вариантам доставки из-за более низкой стоимости.

Выбор постаматов как наиболее удобного способа доставки также чаще всего обусловлен их близостью к дому/работе (65%) и подходящим графиком (47%). На третьем месте отмечена оплата картами (43%), а следом, с минимальным отрывом в 6%, представлен вариант «не надо ни с кем разговаривать, чтобы получить интернетзаказ» (37%).

Доля ответов пользователей постаматов, что удобство заключается в возможности частично или полностью отказаться от товара, близка к нулю. Тогда как для пользователей ПВЗ эти факторы более важны, хотя их процент в сравнении с другими вариантами невелик (можно отказаться от товара частично (7%), полностью (12%)).

По сравнению с ПВЗ, у постамата понятие «удобный» более многогранно. Разница между лидирующими вариантами «в чем для вас удобство постамата» в 2 раза меньше, чем между соответственными для вопроса «в чем для вас удобство ПВЗ», где явное предпочтение отдается 2 вариантам ответа из 12 предложенных (причем можно было выбрать до 3 вариантов).

Четверть респондентов вне зависимости от способа получения (ПВЗ или постамат) и от города проживания отмечает, что время, когда им удобно получить посылку, зависит от конкретной ситуации.

Сколько времени тратят

Около половины респондентов (44%) тратят менее 15 минут на получение заказа в постамате. Это в полтора раза больше, чем количество тех, кто тратит столько же в ПВЗ (31%). От 15 минут до получаса требуется для получения онлайн-посылки для 38% и 39% получающих в ПВЗ и постамате соответственно.

Что получают

Мы попросили респондентов описать их последнюю покупку в ПВЗ по стоимости, характеру покупки, времени ее ожидания, размеру. Это позволяет нам описать «портрет» покупки, которую чаще всего забирают из пунктов выдачи заказов.

Две трети покупок — дешевые, причем то, что покупка была дорогая, отметили только 16% опрошенных. Три четверти отправлений описаны покупателями как стандартные, уникальных только 15%. Более половины заказов (55%) были срочными, четверть же покупателей готовы были ждать. Подавляющее большинство посылок — небольшие по размеру, всего 10% отмечены как крупногабаритные. Молодые люди (18-24 года) чаще, чем другие возрастные категории, используют слова «дорогая», «срочная», «уникальная», причем доли таких покупок уменьшаются с увеличением возраста опрошенных.

Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост

Постаматы в силу ряда ограничений есть и всегда будут только дополнительным сервисом к курьерской доставке. Да, они несколько дешевле, но, во-первых, далеко не для всех покупателей вопрос экономии является ключевым. Для многих важнее фактор удобства: тебе не надо самому куда-то идти, можно лежать на диване и ждать, когда курьер придет к тебе сам. К тому же можно отказаться от товара, если он тебе не понравился, чтобы потом не морочить себе голову возвратом. Во-вторых, в России большой востребованностью пользуется доставка с примеркой, и поэтому все больше интернет-магазинов делают ее возможной для своих покупателей. Постаматы эту услугу предоставить не могут. И третье ограничение - это величина отправления: даже самый маленький пуфик или чемодан не влезут в ячейку постамата, поэтому крупные посылки никогда не будут доставляться таким образом.

Что касается ПВЗ, здесь надо отталкиваться от того, какого уровня этот ПВЗ. Если хороший, удобный, чистый, с примеркой и возвратом, да, это удобно. Но хороший ПВЗ не будет дешевым. Он сопоставим по цене с курьеркой. А плохой и дешевый ПВЗ - на шиномонтаже или цветочном магазине - имеет почти все те же ограничения, что и постамат, только еще больше. Вы, например, можете прийти и поцеловать дверь цветочного магазина, потому что его хозяин все цветы распродал и счастливый ушел домой, а на вашу посылку ему наплевать, для него это не основной бизнес. Так что все разговоры о том, что «Постаматы и пункты выдачи заказов умеют чуть больше, чем классические способы доставки, и предлагают конечным получателям более высокий уровень сервисного обслуживания» , как пишут некоторые участники исследования, это, мягко говоря, лукавство.

Допустим, через ПВЗ и постамат теперь тоже можно осуществлять возврат - а мерять то где? Ну, туфли, пожалуй, можно прямо на месте, подумаешь, носками пол протереть на шиномонтаже (туда тоже теперь привозят посылки), а платье или блузку девушкам? На глазах радостного хозяина цветочного магазина? Или в туалете торгового центра? Все равно придется идти домой и потом возвращаться, чтобы засунуть не подошедший товар обратно в ячейку. Но заплатить то все равно придется за весь заказ, а потом ждать возврата. Жалоб на ПВЗ гораздо больше, чем на курьеров, это статистика.

Услугами ПВЗ и постаматов пользуются те, кто по каким-то причинам не любят общаться с курьерами, или у кого разъездной характер работы, ну или же пункт у них прямо в доме и никуда ездить не надо. Но тех, кому приятнее общаться с живым человеком, а не с железной коробкой, все-таки больше. К тому же большинство посылок доставляется заказчикам не домой, а на работу, людям так удобнее, они не подстраиваются под время прибытия курьера и не тратят время на поход в ПВЗ.

Полная презентация исследования

Аналитический Отчет (полная версия)

Апрель 2015

Обзор рынка

Апрель 2015 года

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации.

Экспресс-доставкой является доставка в течение 1-4 дней грузов документарного и недокументарного характера. Российский рынок экспресс-доставки в последние четыре года показывает стабильный рост, и в 2014 году объем рынка составил 52 млрд рублей. На рынке экспресс-доставки наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли, и, по мнению отраслевых экспертов, интернет-торговля является наиболее значимым драйвером рынка экспресс-доставки в Российской Федерации. Также отмечается появление новых игроков, специализирующихся на логистическом аутсорсинге для интернет-магазинов. Несмотря на сокращение темпов роста, ожидается, что объем рынка в денежном выражении в 2015 году достигнет 55,6 млрд рублей.

Рынок экспресс-доставки представляет собой сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Согласно принятой в Европе классификации, основными сегментами рынка транспортно-логистических услуг являются:

  • грузоперевозки и экспедиторские услуги;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
  • управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

В Российской Федерации основная доля рынка транспортно-логистических услуг приходится на грузоперевозки.

Мировой рынок экспресс-доставки

Мировой рынок экспресс-доставки оценивается в 216 млрд долларов. В настоящий момент доля российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении составляет лишь 0,5 % от мирового. Лидером мирового рынка является немецкая компания Deutsche Post DHL, доля которой равна 32 %. В 2014 году выручка компании достигла 69 млрд долларов. Следом идут компании UPS и FedEx с долей рынка 27 % и 21 % соответственно. В совокупности лидеры составляют 80 % рынка.



Рынок экспресс-доставки в РФ

Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J’son & PartnersConsulting, с 2011 года рынок вырос в 1,7 раза, до 52 млрд рублей; CAGRв 2011-2014 гг. составил 19,3 %.

Однако темпы роста рынка значительно сократились. Если в 2011-2012 годах темпы роста составляли порядка 27 %, то в 2014 году они сократились до уровня 10,5 %. Эксперты J’son & PartnersConsulting ожидают дальнейшего снижения темпов роста рынка в 2015 году, связанного с экономическими шоками и пониженной покупательной способностью населения.


Основные события на рынке экспресс-доставки

Среди основных событий сегмента операторов доставки в последнее время можно выделить:

1. «Почта России» организовала сервис доставки для интернет-магазинов.
2. QIWI и PickPoint объявили о запуске сети компактных постаматов в шаговой доступности от QIWI Терминалов в Москве и Московской области.
3. ЕЭК отложил введение пошлин на покупки в зарубежных интернет-магазинах до 1 января 2016 г. - до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. До этого момента в странах - участницах ЕЭК останутся действующие нормы беспошлинных покупок.
4. Стратегическое партнерство между логистическим оператором Itella и Hermes FullfillmentGmbH. Данный стратегический альянс создан с целью помощи европейским клиентам в деятельности на российском рынке электронной коммерции.
5. «Почта России» заявила о создании своей торговой площадки. Совместный с интернет-сервисом Biglion проект стартовал 1 ноября.
6. В марте 2015 г. AliExpress запустил сервис оплаты покупок со счета мобильного телефона.
7. SPSR и AliExpress. 5 февраля 2015 г. международная интернет-площадка розничной торговли AliExpress и компания SPSR Express объявили о начале сотрудничества, в рамках которого SPSR Express становится первым авторизованным российским экспресс-перевозчиком AliExpress .

Крупнейшие компании отрасли

Согласно имеющимся данным, в 2013 году наибольшая доля российского рынка экспресс-доставки принадлежит компании DHL. Также заметными игроками согласно данной оценке являются DPD, Pony Express, EMS Почта России, Major Express и SPSR Express. Ниже представлена карта российского рынка служб доставки.

Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Также на рынке экспресс-доставки эксперты J’son & Partners Consulting выделяют компании, которые специализируются на доставке для интернет-магазинов. Среди данных компаний можно назвать:

  • Im-Logistics;
  • «Аксиомус»;
  • «Макси-пост»;
  • «Алгоритм»;
  • Shop-Logistics;
  • «B2C Платежи и Логистика»;
  • Top-Delivery и другие.

Отмечается низкий уровень консолидации данного сегмента, так как по имеющейся информации крупнейшие игроки занимают не более 5 % сегмента.

Основные услуги и география доставки

Среди основных услуг, которые предоставляют службы экспресс-доставки для сегмента интернет-магазинов, эксперты J’son & Partners Consulting выделяют курьерскую доставку, складирование, хранение, сортировку, а также комплектацию заказов.
По мнению отраслевых экспертов, рынок растет, в том числе за счет географической экспансии игроков. Все игроки, работающие на рынке, открывают отделения в средних и небольших городах. Большинство участников рынка осуществляют курьерскую деятельность по всей РФ; отдельные игроки доставляют грузы в СНГ и другие страны. По существующей информации, на долю Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников приходится не менее 70 % всего объема грузоперевозок. Несмотря на превалирующую долю Москвы и Санкт-Петербурга в объеме перевозок, рынок также растет за счет других регионов.
Согласно публичным данным, более половины объема рынка в натуральном выражении принадлежит B2C-сегменту - преимущественно на каталожные продажи и интернет-торговлю. Многие отраслевые эксперты ожидают дальнейшего развития рынка за счет роста интернет-торговли. Однако, по имеющимся данным, во втором квартале 2014 года в сегменте B2C объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9 %.

Появление и развитие постаматов

На рынке экспресс-доставки в РФ также выделяются игроки, развивающие сети постаматов - терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка постаматов в России в 2014 году составил 2,8 млрд рублей, или 6,7 % от всего российского рынка экспресс-доставки. Согласно имеющимся данным, на постаматы приходится 38 % всех заказов, которые покупатели забирают самостоятельно.
Пионером рынка постаматов в Российской Федерации является компания PickPoint. По имеющейся информации, доля компании в сегменте постаматов в 2014 году оценивается в 80 %. Также крупными игроками являются QIWI Post и LogiBox.
По оценкам отраслевых экспертов, в последнее время заметный рост рынка был обусловлен развитием интернет-торговли. Однако в связи с текущей тяжелой макроэкономической обстановкой, которая может негативно повлиять на географическую экспансию игроков, и ожидаемым спадом интернет-торговли ожидается сокращение темпов роста рынка курьерских служб в краткосрочной перспективе. Также ожидается, что основой акцент в ближайшем будущем будет смещен с органического роста на оптимизацию расходов компаний.

Основные выводы

  • В последние четыре года рынок экспресс-доставки РФ показывал увеличение, однако в краткосрочной перспективе ожидается сокращение темпов роста.
  • На российском рынке экспресс-доставки наблюдается рост сегмента постаматов.
  • Основными драйверами роста рынка являются развитие интернет-торговли в России, географическая экспансия игроков и рост интернет-проникновения.
  • Главным сдерживающим барьером развития рынка эксперты отрасли отмечают недостаточную развитость инфраструктуры и текущую экономическую ситуацию.
  • В 2015 году прогнозируется усиление конкурентной среды из-за ожидаемого сокращения темпа роста рынка.
  • По мнению отраслевых экспертов, в B2B-секторе ощущается тенденция к снижению логистических издержек. В сегменте B2C наблюдается замедление темпов роста российских интернет-магазинов.

Мнение представителей сегмента

В рамках подготовки исследования специалисты J"son & Partners Consulting опросили представителей рынка экспресс-доставки.

Алексей Жуков,
директор по маркетингу SPSR Express

Объем рынка экспресс-доставки составляет около 54 млрд рублей. В связи с текущей экономической ситуацией темпы роста рынка существенно замедлились, поскольку экспресс-доставка является отражением бизнес-активности общества. В большей степени негативные последствия ощущает сегмент B2B, который, возможно, в этом году ожидает даже отрицательная динамика. B2C-сегмент чувствует себя существенно лучше, поскольку его драйвер - интернет-торговля - хоть и замедлил рост, но все же имеет значительный невыбранный потенциал. В целом, по нашим оценкам, рынок экспресс-доставки в этом году вырастет, но его рост будет ниже даже прошлогодних показателей - в районе 6-9 %.

На текущий момент SPSR Express показывает самый динамичный рост среди крупнейших компаний. 2014 год компания завершила с приростом выручки на 27 % к аналогичному показателю предыдущего года. Сегодня компания входит в тройку крупнейших компаний экспресс-доставки. По нашим прогнозам, в этом году из-за невысокого роста рынка конкуренция усилится. И наиболее заметно это будет в сегменте B2C.

В сегменте B2B очень остро ощущается тренд на снижение логистических издержек. Срок доставки все чаще перестает быть ключевым при выборе подрядчика. Клиенты сокращают издержки путем консолидации отправок и выбора более экономичного продукта. В сегменте B2C ощущается замедление темпов роста российских интернет-магазинов. Рост трансграничной торговли тоже замедлился, но все же он в разы выше. Правда, трафик кросс-бордерных отправлений претерпел изменения - если раньше трафик экспресс-отправлений шел преимущественно из западных интернет-магазинов, то уже в декабре 2014 года этот поток начал заметно редеть. Российские покупатели в силу курсовых колебаний переориентировались на китайские интернет-магазины.

Основным барьером роста является текущая экономическая ситуация - снижение покупательной способности рубля, инфляция, снижение доходов населения. Но и драйвером роста, пусть, возможно, и не текущего дня может выступить тоже экономика. Россия отличается низкой долей логистического аутсорсинга, и в трудные времена компании все чаще начинают тщательней оценивать свои издержки, что зачастую приводит к отказу от собственной инфраструктуры в пользу аутсорсинга. Кроме того, кризис играет роль «санитара леса» - с рынка уйдут неэффективные компании, приходит время консолидации рынка.

Бездеткин Алексей,
коммерческий директор Boxberry

1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

По данным разных источников, рынок экспресс-доставки в течение последних нескольких лет ежегодно рос на 30-40 %. Эта тенденция сохранялась до 2015 года. Как поведет себя рынок в этом году, покажет время. По нашим прогнозам, рост продолжится, однако темпы его будут заметно снижены. Вероятнее всего, этот показатель не превысит 5-10 %.
Основным драйвером роста экспресс-доставки было развитие рынка электронной торговли, который по итогам 2014 года достиг в России 700 млрд рублей. Снижение темпов роста оборотов e-commerce в текущем году повлечет за собой банкротство и уход с рынка экспресс-доставки мелких игроков, ужесточит конкуренцию в этой сфере, вследствие чего возможен рост качества предоставляемых услуг.
Также в последнее время все больше компаний онлайн-торговли доверяют хранение, комплектацию и доставку заказов аутсорсерам, хотя еще совсем недавно они выполняли данные операции собственными силами.

2. Как вы оцениваете вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

Boxberry входит в первую десятку игроков рынка доставки для e-commerce. Также мы входим в первую пятерку компаний, доставляющих жителям России заказы из иностранных интернет-магазинов. Boxberry работает в 130 городах и выдает заказы через 200 пунктов выдачи, в 80 городах осуществляется курьерская доставка. Мы доставляем товары из интернет-магазинов, которые располагаются в трех частях света.

Рынок доставки в России неоднороден. В Москве и Санкт-Петербурге эта сфера интересна многим компаниям, и уровень конкуренции очень высок, в то время как в регионах она развита пока слабо. По большому счету предложить полноценную доставку в регионы (в нашем понимании, это развитая сеть пунктов выдачи и курьерская доставка в областных центрах) может не более 5-10 игроков. На рынке доставки международных заказов таких компаний еще меньше, так как это довольно сложная и затратная технология, и иностранные партнеры предъявляют повышенные требования к размеру сети, качеству работы, срокам доставки.

3. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Службы доставки

В ближайшее время на рынке будут доминировать компании, предлагающие комплексные услуги по доставке, широкий спектр дополнительных услуг как для интернет-магазинов, так и для получателей; располагающие развитой сетью пунктов выдачи по стране и поддерживающие стабильно высокий уровень качества работы.

Сейчас интернет-магазины стали более требовательно подходить к финансовой устойчивости партнеров, наличии у них «истории». Немаловажный для них фактор — степень развития IT-сервисов курьерской компании.

Ужесточаются и требования к уровню сервиса для получателей. Если раньше на первое место ставили сроки доставки и отсутствие очередей, то сейчас важно и качество обслуживания, и возможность в любой момент выбрать удобные для себя способы получения заказа и оплаты. Интернет-продавцов интересуют хранение и комплектация заказов, доставка их различными способами по выбору получателя, предложение пакета услуг во время выдачи (частичная выдача, примерка, оплата картой, доставка в выходные и т. д.), оперативная работа по возврату денежных средств магазинам. Все это может спровоцировать рост интереса к уже существующим фулфилмент-операторам, однако ожидать создания большого количества новых фулфилмент-центров не стоит.

Постоянно увеличивается объем трансграничной торговли: в 2013 году заказы в иностранных интернет-магазинах составляли 20 % от общего числа онлайн-покупок, в 2014 году этот показатель вырос до 30 %. Конечно, из-за ослабления рубля рост серьезно замедлится, но не остановится.

Получатели

Доверие пользователей Сети к покупкам в интернет-магазинах растет. Особенно это заметно в регионах: количество заказов с доставкой в регионы увеличивается, и, по всей видимости, эта тенденция продолжится в ближайшие годы.

Самовывоз становится все более привлекательным для клиентов. Получатели экономят и выбирают более дешевые способы доставки, несмотря на то что за посылкой нужно ехать. С другой стороны, количество пунктов выдачи постоянно растет, они все ближе к месту жительства или работы получателя, при этом забрать заказ можно в удобное время и не нужно ждать, как в случае с курьерской доставкой. Так что в ближайшем будущем возможно снижение доли курьерской доставки и рост количества выдач через пункты выдачи и постаматы.

Также получатели все чаще предпочитают оплачивать заказ при получении картой, а не наличными.

4. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Драйверы: увеличение числа городов для доставки, сокращение сроков доставки, усиление конкуренции, доступность новых товаров в онлайне, проникновение интернета, развитие сервисных услуг (факторинг для интернет-магазинов и кредитование для получателей).

Единственный возможный барьер — тяжелая экономическая ситуация в стране и, как следствие, рост цен на товары и снижение покупательной способности.


Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации»

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала.





error: Контент защищен !!