Советы медика во время поста в рамадан. Ураза как щит от стрессов

По милости Аллаха, мы вступили в благословенный месяц Рамадан – месяц поста, чтения Корана, когда награда за совершение благих деяний увеличивается многократно. Многие мусульмане будут в этом году в первый раз держать пост – поэтому, прежде всего, для них мы хотим составить эту небольшую памятку, сделанную в форме самых распространенных вопросов и ответов на них.

В первой части данной статьи рассказывается в общем — чем знаменателен этот месяц, когда верующим был предписан пост, кто освобождается от необходимости держать пост, в чем заключается пост и что нужно для его действительности. Ближе к началу месяца Рамадан мы, иншаАллах, опубликуем вторую часть статьи — где более подробно обсудим, какие действия нарушают и не нарушают пост и тому подобные вопросы.

Чем знаменателен месяц Рамадан?

Рамадан – это девятый месяц лунного календаря, именно в этом месяце нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться Откровение от Всевышнего Аллаха, первые аяты Корана. Во время этого месяца мусульмане держат пост («саум» по-арабски, «ураза» на тюркских и персидском языках).

Когда верующим было предписано держать пост в Рамадан?

Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Ша’бан, во втором году по хиджре. Само же предписание поста имело место и до Ислама, пост был предписан Всевышним и предыдущим народам, в частности, Ахлюль-китаб (иудеям и христианам), жившим до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал (смысл):

«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и былыми общинами является то, что мусульманам предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.

В каких аятах и хадисах говорится о необходимости поста?

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране сказал (смысл):

«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост…» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится:

«Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 8; «Сахих Муслим», № 16).

Есть хадис, в котором рассказывается, как к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, какой пост Всевышний предписал мне?» , на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Соблюдение поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 1792; «Сахих Муслим», № 11).

Если человек не держит пост в Рамадан или отрицает его обязательность?

Соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из столпов (основ) Ислама, а также явным предписанием, обязательность которого известна каждому мусульманину. Поэтому тот, кто не постится, будучи убеждённым в том, что это не обязательно, – впадает в неверие (куфр). Тот же, кто не соблюдает пост, не имея на это уважительной причины, не отрицая обязательность его соблюдения, является фасиком (нечестивцем, грешником).

В чем заключается пост во время Рамадана?

Во время поста от рассвета (по календарю — это время начала намаза фаджр) и до захода солнца (когда начинается намаз магриб) мусульмане не должны есть, пить и вступать в супружескую близость. До рассвета и после заката все это разрешается.

Когда начинается месяц Рамадан в этом году?

Месяц Рамадан в 2016 году (для жителей России) начинается с захода солнца 5 июня (первый день поста 6 июня) и продлится до 4 июля (5-е июля — праздник Ид аль-Фитр).

Поскольку в каждой стране используют разные методы определения начала Рамадана — метод наблюдения за луной или астрономические расчеты, то в разных частях земного шара начало лунного месяца может различаться примерно на сутки.

Что такое сухур и ифтар?

Сухур – это трапеза перед началом поста, ифтар – вечерний прием пищи после окончания поста.

Прием пищи перед началом поста (сухур) является Сунной и весьма желателен. Ифтар – разговение после окончания поста – хотя бы глотком воды – считается обязательным, нельзя держать пост несколько дней подряд, без перерыва.

Что еще, кроме воздержания от приема пищи и супружеских отношений, нужно для действительности поста?

Чтобы пост человека был действителен, необходимо также мысленно выразить намерение, что человек собирается держать пост. Это может быть просто осознание того факта, что завтра человек будет держать пост. Также всякое действие или мысль, которые указывают на решимость поститься, будут считаться ниятом, как, например, сухур (принятие пищи незадолго до намаза фаджр), или внутреннее решение подняться ото сна, чтобы совершить сухур, или обильное потребление пищи во время ужина с целью освободить себя от принятия пищи незадолго до наступления намаза фаджр.

Когда нужно выражать намерение на пост?

Намерение будет действительным, если человек совершил его с ночи до наступления рассвета и незадолго до полудня (до намаза зухр). Намерение нужно совершать перед каждым днем поста. Как уже сказано выше, какие-то действия – к примеру, прием пищи перед рассветом – будут также считаться намерением.

Что нарушает пост?

Попадание в желудок пищи или воды (это может быть не только прием пищи, но и питательные инъекции или клизмы с питательным раствором), а также вдыхание дыма (курение – для курящих), интимные отношения, а также выход семени (поллюция) — для мужчин.

Кто не держит пост в Рамадан?

Пост в Рамадан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно-отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Также могут не держать пост беременные женщины и кормящие матери, путники (мусаффиры), больные, которые знают, что их состояние может ухудшиться из-за поста. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Шариатским путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км (по ханафитскому мазхабу). Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост — то есть, он вышел в путь после времени фаджр-намаза, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост.

Однако, пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время, в течение года, но желательно — до начала следующего Рамадана).

Что делать, если у человека какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи)?

Если человек знает (из собственного опыта или так установил надежный врач, желательно, мусульманин), что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему можно не держать пост. Если есть надежда, что его состояние улучшится, он может отложить пост на другое время (к примеру, на зиму или осень, когда дни будут короче). Если болезнь такого свойства, что улучшения не предвидится, то человек не держит пост вообще, вместо этого он должен выплатить т.н. фидия-садака , возмещение за пост. Ее сумма за один день поста должна быть примерно равна вашим средним расходам на питание на один день. Для европейской части России Совет муфтиев России, в частности, установил фидия садака в размере 250 руб за один день поста. Т.е. за весь Рамадан эту сумму следует умножить на 29 или 30 дней — в зависимости, от продолжительности месяца Рамадан в этом году.

Нужно иметь в виду , что если наступит момент, что человек почувствует облегчение от болезни, что будет в состоянии держать пост, ему нужно будет возместить посты за все пропущенные им годы, даже если он отдавал денежное возмещение вместо поста.

Если человек забыл, что держит пост и съел что-то, его пост нарушается?

Нет, забывчивость пост не нарушает, однако ему следует сразу же прекратить это, как только он вспомнил, что держит пост.

Если же человек проглотил воду или пищу по ошибке — допустим, проглотил нечаянно воду во время омовения, зубную пасту, когда чистил зубы, то его пост становится недействительным, и такой день поста нужно будет восполнить позже.

Когда постящемуся дозволено прервать пост?

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Или если он болен и почувствовал, что ему необходимо принять лекарство (к примеру, у него случился приступ астмы или сильная головная боль). Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь, в противном случае, затянется.

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развилась какая-то болезнь, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка.

Если человек знает, что сегодня ему необходимо держать пост, но совершает что-то, что его нарушает (ест, пьет), без уважительных причин?

В таком случае он должен совершить т.н. каффара (искупление поста).

Каффара (искупление) необходимо, если человек съел, выпил что-то или вступил в интимные отношения не по забывчивости, зная о необходимости держать пост.

В качестве каффара за нарушение поста в Рамадан нужно держать пост 60 дней подряд (без перерыва), либо выплатить денежное возмещение (если держать пост невозможно по состоянию здоровья).

Если же человек просто пропускает день поста (не начиная держать пост в этот день) — испугавшись за свое здоровье, по лени, и т.д. — ему необходимо лишь восполнить этот день позже, без каффары. Каффара требуется лишь если пост был начат, но прерван без уважительных причин.

Также нужно иметь в виду , что обязанность держать пост возлагается на человека с момента булюг (полового созревания, для девочек — с первой менструации и для мальчиков — с первой поллюцией), так что если человек по какой-то причине не начал держать пост в этом возрасте — по невежеству, отсутствию знаний или религиозного воспитания, ему нужно восполнить пропущенные посты . Это можно сделать в любое время года, подряд или вразбивку, кроме дней, когда держать посты не желательно или запрещено (как дни праздников).

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр и книги «Пост по ханафитскому мазхабу», выпущенной в Казани в 2013 году.

Предлагаем вашему вниманию рекомендации врачей для соблюдающих пост во время священного месяца Рамадан.Придерживаясь советов специалистов, можно избежать нежелательных последствий, которые могут возникнуть при воздержании от еды и воды в жаркую погоду.

  1. На сухур рекомендуется употреблять пищу, содержащую волокна, которая переваривается медленно, а не такую, что усваивается быстро за три-четыре часа.

К медленно перевариваемойпище относятся: отруби, зерна и семена, овощи такие, как зеленые бобы, горошек и шпинат, сушеные фрукты, особенно абрикосы, а также миндаль.

  1. Следует избегать острых и соленых блюд.Соленая пища заставляет тело сдерживать воду, что создает ощущение вздутия, а перченая вызывает жажду.
  1. Лучше ограничить сладости во избежание изжоги, несварений желудка и проблем с весом.
  1. В рационе должны быть в гармоничных пропорциях основные продукты питания — хлеб, крупы, молочные продукты, рыба, мясо, птица, крупы, овощи и фрукты.
  1. Врачи рекомендуют исключить из употребления напитки с высоким содержанием кофеина. Кофе и крепкий чай не только усиливают жажду, но и вымывают кальций из организма. В то же время, резкий отказ от кофеиносодержащих напитков может спровоцировать головную боль, поэтому отказ от них должен проходить постепенно.
  1. Вместо этого рекомендуется перед сном выпить до восьми стаканов воды.
  1. Во время Рамадана некоторые люди жалуются на головную боль и резь в животе. Им совет: хорошо позавтракать непосредственно перед восходом солнца, и избегать жареного. Употребление сильно прожаренной пищи может способствовать повышенной кислотности желудка и появлению изжоги.
  1. Не рекомендуется есть рафинированные продукты, такие как сахар, хлеб и кондитерские изделия.
  1. Переедание во время ифтара опасно для здоровья. Следует помнить СуннуПророка (с.а.с.), который советовал разговляться водой и финиками. Затем можно продолжить чем-то также не очень тяжелым, например, супом.
  1. Не переедать, пить много жидкости, а в случае, если на Рамадан приходится семейное торжество, то заменить сладкую выпечку свежими фруктами и орехами.
  1. Важна также и легкая физическая разминка, например получасовая прогулка по вечерам. В 2000-х гг. иранские медики обнаружили неожиданную связь между увеличением количества сердечных приступов и постом в Рамадан. Причиной стало чрезмерное употребление мясных и жирных продуктов во время ифтара.
  1. Врачи рекомендуют для поддержания метаболизма пить много воды, и употреблять белковую пищу, также использовать богатые протеином продукты для поддержания мышечной массы. На ифтар напротив, использовать пищу, богатую углеводами, такую, как рис с тем, чтобы резко не нагнать вес.
  1. Желательно употребление также природныхслабительных, например, чернослив для того, чтобы избежать последствий, вызванных резким изменением режима приема пищи.
  1. Врачине рекомендуют находиться под палящими лучами солнца без головного убора. Также отказаться от плотной, тесной одежды из синтетических тканей.
  1. Отдавать предпочтение одежде свободного кроя, не сковывающей движения, и исключительно из натуральных тканей.Принимать прохладный душ 2-3 раза в день.

Духовно-просветительский портал « Mazhab . kz »

Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ .

Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.

Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:

1. путешествие;

Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر

«А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней] ». (сура Аль-Бакара: 184)

2. болезнь;

Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж » пишет об этом следующее:

«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму. То есть это такой вред, который дозволяет человеку делать таяммум вместо омовения (болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду, если он опасается, что вода может принести вред какому-либо его органу, допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой; или же он опасается, что его болезнь может затянуться. В нашем случае соблюдение поста подобно использованию воды.). Об этом имеется недвусмысленное утверждение Имама и Иджма. Такому больному дозволяется не поститься, даже если болезнь возникла по его собственной вине».

Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

3. беременность и кормление грудью;

Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.

Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.

В книге «Рахмат аль-умма » пишется, что все четыре имама сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.

Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.

Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.

Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.

4. старость;

Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.

Фидья это искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта . Мудд равен одной четверти саха . Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.

Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.

Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«Тем, которые могут поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день ». (сура Аль-Бакара: 184)

Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

5. сильная жажда и голод;

Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.

Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.

6. работа в тяжёлых условиях;

Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.

Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.

Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.

Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Рамадан – хороший повод для мусульман навести порядок во всем: привести в соответствие с нормами духовную и физическую жизнь, изменить образ жизни, отказаться от вредных привычек. В течение всего месяца поста и молитв верующие обязаны воздерживаться от еды и питья с восхода до заката солнца, что является не только духовным, но и физическим испытанием. Каким должно быть питание? Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться? Как не нанести вред организму, а извлечь пользу из столь строго воздержания от пищи? Мы предлагаем вашему вниманию специальное руководство, разработанное Министерством здравоохранения Великобритании совместно с Национальной службой здравоохранения (NHS) и национальным исламским сообществом, где вы найдете ответы на эти вопросы, а также информацию по максимизации медицинской пользы во время мусульманского поста. При подготовке руководства, материал согласовывался с медицинскими экспертами, исламскими учеными и исследователями.

Физиологические изменения в организме во время поста зависят от его длительности. Физиологически организм вступает в состояние голода примерно через восемь часов после последнего приема пищи, когда в кишечнике завершается всасывание питательных веществ. В нормальном состоянии глюкоза, депонированная в печени и мышцах в виде гликогена, является главным источником энергии для организма. Во время голодания запасы глюкозы быстро расходуются, а следующим источником энергии становится жир. Только при длительном голодании (до нескольких недель), организм обращается за энергией к белкам, вот почему люди, которых морят голодом, имеют изнуренный вид и становятся очень слабыми. Поскольку пост Рамадана продолжается только с рассвета до сумерек, имеются большие возможности пополнить энергетические запасы в предрассветные часы и после заката солнца. Это обеспечивает постепенный переход от расходования глюкозы к жиру и предотвращает расходование белка мышц. Использование жира для восполнения энергии организма способствует потере веса, сохраняя мускулы, и, в конечном счете, снижает уровень холестерина. Кроме того, потеря веса приводит к лучшему контролю диабета и снижает кровяное давление. Происходит и процесс детоксикации, поскольку токсины жиров организма растворяются и выводятся. Через несколько дней поста в крови увеличивается уровень эндорфинов, что улучшает внимание и общее ментальное состояние.

Во время поста важны сбалансированная диета с достаточным количеством питательных веществ, солей и воды. Пища должна быть простой и не сильно отличаться от нормальной ежедневной, содержать продукты всех основных продовольственных групп: фрукты и овощи, хлеб и злаковые, картофель, молоко и молочные продукты, рыбу и мясо. А также продукты, содержащие сложные углеводы, медленно высвобождающие энергию в течение долгих часов. Это - зерновые: ячмень, пшеница, овес, бобы, чечевица, рис, продукты богатые клетчаткой, которые медленно перевариваются: отруби, хлебные злаки, цельная пшеница, семена, картофель с кожурой, овощи, зеленые бобы, почти все фрукты, финики и т.д. Следует избегать жареной пищи, особенно во фритюре. Лучше запекать в духовке или на огне, если жарить, то неглубоко. Постарайтесь снизить количество потребляемого растительного масла до 4-5 ложек в день, избегать жирных восточных сладостей (пахлава, жирное печенье и прочие).

От какой пищи – польза, а от какой - вред

Для поддержания жизнеспособности важна сбалансированная диета с необходимым количеством питательных веществ, соли и достаточным количеством воды.

Пост должен способствовать улучшению здоровья человека, но, если не следовать правильной диете, возможны неприятности. И определяющим фактором состояния здоровья является не пост сам по себе, а пища, которую употребляют в надлежащее время, ее качество и количество. Кроме того, важно помнить, что, чрезмерно увлекаясь едой (обжорство), человек вредит не только своему телу, но и духовному росту.

Во время священного месяца Рамадан питание должно быть умеренным и настолько простым, насколько это возможно. Принимая во внимание долгие часы поста, следует потреблять не быстро, а медленно усваиваемые пищевые продукты, включая те, что содержат клетчатку. Энергии от медленно усваиваемых продуктов может хватать на 8 часов, в то время как от быстро усваиваемых – только на 3-4 часа.

Медленно усваиваемые пищевые продукты - продукты, содержащие сложные углеводы (зерна и семена: ячмень, пшеница, овес, просо, манка, бобы, чечевица, непросеянная мука, нешлифованный рис и т.д.)

Быстро усваиваемые продукты - продукты, содержащие свободные, очищенные углеводы (сахар, сеяную муку, например, муку высшего сорта).

Потребляемая пища должна содержать продукты из каждой пищевой группы (фруктов, овощей, мяса/курицы/рыбы, хлеба/злаков и молочных продуктов).

Важно исключить: жареную и жирную пищу; продукты, содержащие много сахара.

Следует избегать: переедания, чрезмерного употребления чая (особенно в сухур, чай обладает мочегонными свойствами, выводя при этом ценные минеральные соли, которые понадобятся организму в течение дня); курения. Если вы не можете бросить курить, постепенно уменьшите потребление сигарет, начав это за несколько недель до Рамадана. Курение – харам, то есть запретно и считается одним из грехов. Курение наносит вред здоровью, от него следует отказаться полностью.

Что есть?

Сложные углеводы в сухур, чтобы пища переваривалась дольше.

Финики - отличный источник сахара, клетчатки, углеводов, калия и магния.

Миндаль богат протеином и клетчаткой.

Бананы - хороший источник калия, магния и углеводов.

Что пить?

Как можно больше воды или фруктовых соков между ифтаром и отходом ко сну.

Употребление продуктов, содержащих большое количество углеводов и жиров (особенно во время приема пищи после заката) чревато большой вероятностью прибавки массы тела.

Духовность и пища

Питание имеет огромное значение в Исламе. Через еду строятся и отношения со Всевышним. В главе 20 (стих 81) Корана говорится, что питание должно способствовать здоровой жизни, а не потворствовать вредным привычкам, физическое тело – божественный подарок, и человеку следует заботиться о нем самым наилучшим образом. Выбор продуктов, благотворным образом воздействующих на физическое и духовное состояние человека, зависит от самого человека. И от его выбора зависит здоровье, благополучие.

Употребляемые продукты воздействуют на душевное состояние, психику и в целом на поведение человека. Натуральная здоровая еда способствует развитию.Обжорство притупляет дух, вызывает замедленность действий, способствует развитию физических недугов. Ислам рассматривает здоровье и благополучие намного шире, чем просто телесное здоровье: благополучие, спокойствие требует крепкой связи с духовностью, крепким физическим здоровьем, покоем ума, смыслом жизнедеятельности, хорошей репутацией и добрыми отношениями с окружающими.

Какие преимущества получают те, кто держит пост

1. Пост – период духовного роста и очищения физического тела, приносящий большие дивиденды в дальнейшем. Человек становится менее озабоченным вопросами услаждения своего тела, больше думает над вопросами мироздания, взаимоотношений с Всевышним, окружающими.

2. Ведя здоровый образ жизни, человек учится сдержанности, у него повышается самосознание, дисциплина, воспитывается уважение к пище. Пост способствует пересмотру обычного образа питания и жизни.

3. Рамадан – месяц милосердия. Пост помогает сформировать такие качества, как сострадание и благотворительность.

4. Этот период способствует улучшению настроения в обществе: люди больше заботятся друг о друге, не разделяясь на богатых и бедных, «белых воротничков» и работников физического труда. Все в одно время принимают пищу, в одно время молятся.

5. Если вы держите пост без духовного совершенствования – это зря потраченное время. Пост держат не ради того, чтобы потерять пару лишних килограммов. Воздерживаться от еды в течение длинного периода времени – нелегко. Но по завершении месяца вы почувствуете себя легко. Рамадан - идеальное время, чтобы расстаться с плохими привычками, что позволит улучшить и характер.

Пост - не просто «воздержание от приема еды и питья, но и от пустых разговоров».

Как справляться с возможными недугами

1. Во время поста может наблюдаться изжога. Кислая среда в желудке – необходимое условие для переваривания пищи и уничтожения бактерий. Во время поста выделяется меньшее количество кислоты, однако мысли о пищи, ее запах провоцируют ее выделение. В результате может возникнуть изжога. Поэтому люди с заболеваниями желудка, которые регулярно принимают препараты, нейтрализующие кислую среду, могут продолжать их принимать (ингибиторы протонной помпы – перед приемом пищи в предрассветные часы, блокаторы Н2-рецепторов – перед сном). Контролировать изжогу или отрыжку поможет пища, приготовленная с минимальным количеством масла, без сильных пряностей. Для тех, кто страдает изжогой, рекомендуется спать на высоких подушках.

2. Интересно, но во многих странах сахарный диабет 2 типа не является противопоказанием для поста, но для таких больных обязательна предварительная консультация врача (вероятно во время поста им потребуется корректировка сахароснижающих препаратов) и строжайший контроль гликемии. Особенно это относится к пациентам с осложнениями сахарного диабета (сердечно-сосудистые заболевания, ретинопатия, нефропaтия, нейропатия). Снижение уровня сахара в крови при голодании опасно, так как может привести к слабости и судорогам, чего следует избегать. Головокружение, потливость, дезориентация - первые признаки пониженного уровня глюкозы в крови. При появлении этих симптомов следует немедленно выпить сладкий напиток или положить под язык кусочек сахара или конфету. Таблетки длительного действия (глибенкламид) увеличивают риск развития гипогликемии, их перед началом поста следует заменить на препараты короткого действия.

Больным с инсулинозависимым диабетом не следует держать пост.

3. Головная боль. Во время поста она может быть следствием обезвоживания, голода, недостаточного отдыха или отсутствия кофеина (либо никотина). Умеренная сбалансированная диета, прием предрассветной пищи без пропусков, потребление достаточного количества жидкости и, в случае необходимости, прием болеутоляющего средства (например, парацетамола), имеет большое значение для предупреждения головной боли. В этом помогут и такие разумные меры, как избегание перегрева (пребывание в тени, ношение шляпы, солнцезащитных очков), устранение мышечного напряжения массажем. Если вышеупомянутые меры не избавляют от головной боли, необходимо срочно проконсультироваться с врачом.

Причиной головной боли может быть отказ от кофеина и табака. При низком кровяном давлении головная боль может быть достаточно сильной и может вызвать тошноту перед ифтаром. Наиболее частая причина головной боли – обезвоживание.

4. Обезвоживание. Это обычное явление во время поста. Тело теряет воду и соли через дыхание, пот и мочу. Количество потерянной жидкости варьирует в зависимости от погоды, индивидуальной потребности в воде, степенью физической активности и способностью почек сохранять воду и соли. Во время поста риск обезвоживания возникает, если не пить в начале дня. Этот риск выше у пожилых и у людей, принимающих диуретики. В зависимости от степени обезвоживания, человек может испытывать недомогание, слабость, судороги, головокружение, дезориентацию и даже потерю сознания. Если вы не способны встать из-за головокружения или дезориентированы, необходимо срочно выпить умеренное количество воды (лучше с добавлением небольшого количества сахара и соли) либо регидратационный раствор.

5. При таких заболеваниях, как артериальная гипертензия и бронхиальная астма, важно предварительно проконсультироваться с врачом, важно продолжать регулярно принимать лекарственные препараты.

6. Запор может причинить неудобство во время поста. Чтобы избежать проблемы, тоже нужно подумать заранее: включить в рацион фрукты, овощи, отруби, обязательно достаточное питье. Это поможет сохранять стул регулярным. Если все же случился запор, помогут слабительные средства.

7. Стресс. Изменение в режиме питания и питья, ночного сна могут спровоцировать стресс. Важно избегать тех ситуаций, которые приводят к напряжению, управлять своими эмоциями, воздерживаться от курения.

8. Ожирение. Пост – хорошая возможность отладить режим питания и справиться с проблемами, которые несет в себе неконтролируемый прием пищи.

Вопросы и ответы

  1. 1. Может ли человек с диабетом держать пост?

Может. Однако те, кому назначен инсулин, рекомендуется воздержаться от поста.

  1. 2. Показан ли пост беременным женщинам?

Лучше держать пост позже.

  1. 3. Можно ли плавать во время Рамадана?

Да. Разрешается также принимать ванну, душ. Но не разрешается глотать воду.

  1. 4. Можно ли держать пост человеку во время переливания крови в больнице?
  1. 5. Можно ли поститься женщине, кормящей грудью?

Традиции освобождают кормящую мать от поста.

  1. 6. Может ли постящийся принимать таблетки, инъекции, пользоваться ингаляторами?

Все, что проходит через желудок, неприемлемо в дни поста. Капельницы, уколы, закапывание капель в глаза не нарушают поста. Использование ингалятора желательно во время сухура и ифтара. Однако в случае острого приступа, можно воспользоваться ингалятором. Это нарушит пост, и его нужно будет восстановить. Введение лекарства в половые органы нарушает пост. Исламский закон освобождает от поста тех, кому показано лечение.

  1. 7. Можно ли в момент обезвоживания прервать пост?

Однозначно, если человеку в силу каких-либо причин стало плохо (падает в обморок, теряет сознание, дезориентирован), пост следует прервать, напоить человека. Ухудшение состояния противоречит истинным целям поста. Прервавший пост может вернуться к нему позднее.

  1. 8. Можно ли поститься во время диализа?

Таким пациентам нельзя поститься. Если болезнь продолжительна, то можно дважды в день покормить тех, кто нуждается в помощи.

  1. 9. Можно ли сдавать анализы?

Что касается необходимых обследований, нужно смотреть по ситуации. Если амбулаторные исследования можно отложить, лучше их сделать в другое время. Не допускаются анализы крови, исследования, требующие внутривенного доступа или приема контрастного средства. Если анализы необходимо сдать по жизненным показаниям, нужно делать незамедлительно. Пост ни в коем случае не должен нанести ущерб здоровью.

Советы для работников здравоохранения

Мусульмане постятся в течение месяца Рамадан, предоставляя возможность медицинским работникам продвинуть идею оздоровления, советуя мусульманам изменить образ жизни, рацион, отказаться от вредных привычек. Пост обязателен для половозрелых здоровых людей. Исключение составляют больные, находящиеся в поездке, а также женщины во время менструации, беременные, кормящие грудью. Они могут быть либо полностью освобождены от поста (например, люди, принимающие инсулин) либо им разрешается перенести пост на более позднее время (путешественникам и женщинам во время месячных). Послабления существуют для того, чтобы люди не постились, нанося вред своему здоровью.

  • При возникновении острого заболевания пост может быть отложен и завешен после выздоровления.
  • При хронических заболеваниях (глазных, дерматологических, неврологических) голодание можно продолжать, если оно не вызывает осложнений. Если пациент принимает пероральный препарат, его суточную дозу можно снизить. Разрешается продолжать принимать наружные средства, инъекции – нет, поскольку они приводят к кровотечению, хотя и незначительному.
  • Пост сам по себе может оказать физиологическое влияние на сердечно-сосудистые, почечные и желудочно-кишечные заболевания. Хотя пост возможен при многих из этих состояний, он может недостаточно хорошо переноситься физиологически, особенно пожилыми пациентами, которые особенно привержены к выполнению поста. В некоторых случаях, когда при хроническом заболевании необходимо длительное время для восстановления и поддержания стабильного состояния, регулировка приема лекарств по часам может быть непрактичной и потенциально вредной.
  • Во время беременности и кормления грудью очень важны регулярный прием матерью пищи и жидкости. Пост в таких случаях с медицинской точки зрения лучше отменить или отложить.
  • Физические осмотры, включая ректальные и вагинальные, не нарушают требований поста. Анализы крови (забор крови из пальца или вены) или клинические исследования, требующие введения контрастного средства, нарушают пост. Там, где возможно лабораторные анализы можно отложить, но срочные исследования нужно провести обязательно.

Каждую ситуацию следует рассматривать в контексте соблюдения пациентом поста. Данное руководство не универсально, но вышеизложенные примеры показывают, что пост не следует соблюдать в ущерб здоровью. Пост - физический и духовный опыт, требующий большой подготовки. Если вы физически не здоровы или не уверены в своем состоянии здоровья, желательно поговорить со своим доктором прежде, чем начать пост. Обсудите свои заболевания и исследуйте возможные альтернативы лечения, которые может предложить доктор.

Состав и количество пищи влияет на ваше здоровье, и воздержание от еды может помочь повысить самодисциплину и сдержанность, если, конечно, все проведено соответствующим образом. Пост - возможность сделать выбор в пользу здорового образа жизни и покончить с вредными привычками. Помните: постясь вы можете улучшить свое здоровье, как физическое, так и умственное. Максимизируйте свои выгоды и минимизируйте проблемы со здоровьем.

Рамадан – замечательный повод для врачей и фармацевтов поговорить с пациентами о переменах в образе жизни, осознанном отношении к своему здоровью, научить правильно питаться, много двигаться, находить время на общение, держать нервы под контролем.

Светлого Рамадана всем мусульманам, пусть очищение и просветление принесут новые жизненные силы. Пусть это будет еще один шаг к здоровому долголетию.





error: Контент защищен !!