Когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание. Когнитивное поведение это Что такое когнитивная психотерапия


Чтобы не возникало путаницы, сразу поясню, что когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) - это одно и то же. Собственно, первый вариант есть всего лишь более полный перевод от англ. "cognitive behavioural therapy" (behavior - поведение). А называют так, как кому привычнее.

Что это такое и как это выглядит?

Наверное, каждый представляет, как выглядит сеанс гипноза или сеанс у психоаналитика. И как выглядит сеанс групповой психотерапии, тоже все видели в кино или по телевидению. Человек находится в трансе, находясь под контролем психотерапевта, либо лежит на кушетке, и рассказывает о своих ассоциациях и снах. Или сидит в кругу людей с проблемами и каждый рассказывает о наболевшем, а психотерапевт направляет нужным образом беседу.

Прием у психотерапевта, исповедующего когнитивно-поведенческую терапию , проходит в форме активного собеседования - в ясном сознании, сидя друг напротив друга. Это довольно активный процесс, в результате которого я пытаюсь прийти со своим пациентом к определенным находкам, выявлению сознательных и неосознанных причин невроза (негативных убеждений и установок - когниций ). И, как следствие, обязательно - к формированию тактики исправления симптомов, негативных переживаний и поведения.

Например, если человек не может пользоваться метро из-за страха перед паническими атаками - мы не только выявляем причины и механизмы страха, не только разбираемся, как запускаются приступы, но и создаем конкретную стратегию преодоления страха, контроля приступа. Планируем шаги на завтра, на последующие дни. Сначала в своего рода экспериментах, тренировках, а потом и в реальной жизни. И это шаги не только по контролю симптомов невроза, но и по выявлению и контролю причин, вызвавших в жизни человека значительное нервное напряжение, вызвавших тупик развития. В итоге – избавление от панических атак и фобии метро, и формирование эффективного, полезного, развивающего поведения в жизни человека.

На сеансе мы создаем систему заданий: что нужно делать до нашей следующей встречи, как именно исследовать свои "когнитивные ошибки", их контролировать и исправлять, меняя свое настроение и поведение. Этот метод психотерапии правильно считать своего рода научением. Я обучаю Вас контролировать свои негативные мысли, и их следствия - гнев, страхи, депрессию и зависимое поведение.

Задания бывают различные: от ведения особых психотерапевтических дневников до выполнения пошаговых инструкций в пугающей ситуации, от тренировки внутреннего оптимистического диалога до применения релаксационных и дыхательных упражнений.

Даже из этого вам стало ясно, что когнитивно-поведенческая психотерапия, это метод АКТИВНОГО поиска и исправления проблемы . Тогда как другие направления - недирективные, "пассивные". Поэтому сегодня, в мировой практике когнитивно-поведенческая терапия занимает лидирующие позиции. Она более краткосрочна. И она более эффективна. Она нацелена на результат. Вероятно, такой стиль психотерапии не каждому приглянется. Гораздо проще выглядит, когда ты приходишь на сеанс, и с тобой делают нечто, после чего ты выздоравливаешь. Но, как правило, это фантазия.

Кстати, когнитивно-поведенческая терапия является единственным методом, направлением психотерапии вообще, эффективность которого научно доказана . Тогда как остальные методы, даже психоанализ (казалось метод с непререкаемым вековым авторитетом), не показывает достоверной эффективности. Да, клиент вылечивается от невроза, длительно, порой годами посещая психотерапевта-аналитика. С этим не поспоришь. И проблемы решаются. Но решаются, видимо, по другим причинам, а вот воздействие именно процесса лечения так и не доказано. Критики психоанализа , гуманистических методов и гештальт-терапии считают, что невротические состояния могут проходить сами по себе, еще влияет установка на излечение, мотивация желанием оправдать свои усилия, в том числе материальные. И, человек меняется со временем сам, находит в себе ресурсы. Я знаю только, что человек точно способен на многое. А глобальным научным исследованиям приходится доверять по определению.

Когнитивно-поведенческая психотерапия легко интегрируется в психоанализ, транзактный анализ, гештальт и НЛП. Теория и практика КПТ не противоречит ведущим направлениям психотерапии, но становится крепким объединяющим стержнем анализа и всех применяемых методик. Поэтому я часто использую в своей работе элементы других направлений - например, логотерапию и транзактный анализ. Это очень помогает в работе.


Когнитивно-поведенческая психотерапия создавалась трудами таких великих ученых, как Иван Петрович Павлов, Джон Уотсон, Беррес Скиннер, Альберт Бандура, Аарон Бек и Альберт Эллис .

Теория современной КПТ строится на особом понимании происхождения всех реакций человека, его эмоций и поведения. Мы рассматриваем свои реакции, как результат срабатывания (подчас мгновенного, автоматического, выученного) стереотипных отношений, заученных убеждений, болезненных установок. Поскольку это относится к системе мышления, человеку самому очень трудно их поменять. Но, поменяв, он получает возможность для научения другим реакциям. Когниции - это "автоматические" мысли, которые являются реакцией на событие, психологически травмирующее человека.

В процессе психотерапии, мы относимся к ситуациям и событиям по особому. Любая тяжелая ситуация, провоцирующая человека на негативные реакции, является таковой только из-за катастрофической оценки. Привычной для каждого конкретного человека. Катастрофические оценки и отношения заставляют реагировать на события обидой, виной, страхом, безнадежностью или злостью. Это мы и пытаемся изменить, и в этом нет ничего невозможного. Наша задача - найти когнитивные ошибки и создать систему оптимистического рационального мышления и поведения.

Вас заинтересовала статья? Пожалуйста, поставьте лайк в своей соцсети!

супервизорский практикум А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян


Когнитивная психотерапия – научно-обоснованный и высокоэффективный подход к лечению депрессивных и тревожных расстройств, рост которых эпидемиологические исследования фиксируют во всем мире. В зарубежных странах с развитой службой психического здоровья когнитивная психотерапия является обязательной в подготовке психологов различного профиля. В России постепенно растет количество специалистов, использующих когнитивную психотерапию в своей повседневной практической работе. При этом углубленной программы обучения когнитивной психотерапии нет ни в одном российском государственном ВУЗе. Этот важный пробел в подготовке отечественных психологов компенсирует эта программа.

Для кого:

для специалистов, ведущих консультативную деятельность, и использующих в работе принципы когнитивной психотерапии.

Ведущие программы:

дипломированные специалисты в области когнитивно-бихевиоральной психотерапии, преподаватели кафедры клинической психологии и психотерапии д.п.н., профессор А.Б. Холмогорова , д.п.н., профессор Н.Г. Гаранян .


Программа направлена на формирование и развитие навыков диагностики и психотерапии эпидемиологически значимых расстройств (депрессивных, тревожных, личностных) разного возраста.

Основные разделы:

Когнитивная психотерапия депрессивных расстройств;

Когнитивная психотерапия тревожных расстройств;

Когнитивная психотерапия личностных расстройств

КБТ эмоциональных расстройств детского и подросткового возраста.

Задачи программы:

1. Формирование представлений о диагностических критериях депрессивных, тревожных и личностных расстройствах в современных классификационных системах.

2. Расширение знаний о культуральных, интерперсональных, семейных, когнитивных и поведенческих факторах эмоциональных и личностных расстройств.

3. Знакомство с базовыми теориями и принципами когнитивно-бихевиоральной терапии эмоциональных и личностных расстройств.

4. Усвоение навыков психодиагностики депрессивных, тревожных и личностных расстройств с помощью интервью и психометрических методик.

5. Усвоение навыков описания клинических случаев в терминах когнитивно-бихевиорального подхода (составления «когнитивной концептуализации случая» c помощью диаграммы).

6. Усвоение навыков планирования психотерапевтических мероприятий с пациентами (разрабатка стратегии вмешательства).

7. Усвоение навыков психообразовательной работы с пациентами, страдающими депрессивными или тревожными расстройствами.

8. Усвоение навыков психотерапевтической работы с дисфункциональными мыслительными процессами (методов выявления, оценки и совладания с негативными автоматическими мыслями).

9. Усвоение навыков психотерапевтической работы с дисфункциональными когнитивными схемами (методов выявления, оценки и модификации дезадаптивных убеждений).

10. Усвоение навыков диагностики дисфункциональных поведенческих паттернов, сопряженных с манифестацией и хронификацией депрессивных и тревожных расстройств, и методов их изменения.

Психология имеет на сегодняшний день широкий интерес среди простых людей. Однако настоящие техники и упражнения проводятся специалистами, которые разбираются в том, для чего они применяют все методы. Одним из направлений при работе с клиентом является когнитивная психотерапия..

Специалисты когнитивной психотерапии рассматривают человека как индивидуальную личность, которая формирует свою жизнь в зависимости от того, на что обращает внимание, как смотрит на мир, как интерпретирует те или иные события. Мир для всех людей одинаков, однако то, что о нем думают сами люди, может в различных мнениях отличаться.

Чтобы познать, почему с человеком происходят те или иные события, ощущения, переживания, необходимо разобраться с его представлениями, мироощущением, взглядами и рассуждениями. Этим и занимаются когнитивные психологи.

Когнитивная психотерапия помогает человеку разобраться со своими личностными проблемами. Это могут быть индивидуальные переживания или ситуации: проблемы в семье или на работе, неуверенность в себе, заниженная самооценка и пр. Она применяется при устранении стрессовых переживаний в результате катастроф, насилия, войн. Может применяться как индивидуально, так и при работе с семьями.

Что такое когнитивная психотерапия?

В психологии используется множество методик по тому, как помочь клиенту. Одним из таких направлений является когнитивная психотерапия. Что это такое? Это целенаправленная, структурированная, директивная, кратковременная беседа, направленная на трансформацию внутреннего «Я» человека, что проявляется в ощущении данных трансформаций и новых моделях поведения.

Вот почему нередко можно встретить такое название, как когнитивно-поведенческая терапия, где человек не только рассматривает свою ситуацию, изучает ее составляющие, выдвигает новые идеи по изменению себя, но и практикуется в совершении новых действий, которые будут поддерживать новые качества и характеристики, которые он в себе развивает.

Когнитивно-поведенческая психотерапия выполняет множество полезных функций, которые помогают здоровым людям в преобразовании собственной жизни:

  1. Во-первых, человека обучают реалистичному восприятию тех событий, которые с ним происходят. Многие проблемы берутся из того, что человек искаженно интерпретирует происходящие с ним события. Вместе с психотерапевтом человек заново интерпретирует произошедшее, теперь уже имея возможность увидеть, где происходит искажение. Вместе с выработкой адекватного поведения происходит преобразование поступков, которые становятся сообразными ситуациям.
  2. Во-вторых, можно изменить свое будущее. Оно зависит исключительно от тех решений и поступков, которые человек совершает. При изменении поведения можно изменить все свое будущее.
  3. В-третьих, выработка новых моделей поведения. Здесь психотерапевт не только трансформирует личность, но и поддерживает ее в этих преображениях.
  4. В-четвертых, закрепление результата. Чтобы положительный итог существовал, нужно уметь его поддерживать и сохранять.

В когнитивной психотерапии используется множество методик, упражнений и техник, которые применяются на разных стадиях. Они идеально сочетаются с другими направлениями в психотерапии, дополняя или заменяя их. Таким образом, психотерапевт может использовать несколько направлений одновременно, если это поможет в достижении цели.

Когнитивная психотерапия Бека

Одно из направлений в психотерапии носит название когнитивная терапия, основоположником которой стал Аарон Бек. Именно он создал идею, которая является главной во всей когнитивной психотерапии – возникающие проблемы в жизни человека являются неправильным мировоззрением и установками.

В жизни каждого индивида случаются различные события. Многое зависит от того, как человек воспринимает посылы внешних обстоятельств. Возникающие мысли носят определенный характер, провоцируя соответствующие эмоции и, как следствие, действия, которые человек совершает.

Аарон Бек считал не мир плохим, а взгляды людей на мир негативными и неправильными. Они-то и формируют те эмоции, которые окружающие испытывают, и действия, которые потом совершаются. Именно действия влияют на то, как дальше разворачиваются события в жизни каждого человека.

Психическая патология, по мнению Бека, возникает, когда человек искажает внешние обстоятельства в собственном сознании. Примером может послужить работа с людьми, которые страдали от депрессии. Аарон Бек выяснил, что у всех депрессивных лиц отмечались следующие мысли: неадекватность, безысходность и пораженческий настрой. Таким образом, Бек вывел идею, что депрессивное состояние возникает у тех, кто постигает мир через 3 категории:

  1. Безысходность, когда человек видит свое будущее исключительно в мрачных красках.
  2. Отрицательный взор, когда индивид воспринимает происходящие обстоятельства исключительно с негативной точки зрения, хотя у некоторых людей они могут вызывать удовольствие.
  3. Сниженное чувство собственного достоинства, когда личность воспринимает себя беспомощным, никчемным, несостоятельным.

Механизмами, которые помогают в исправлении когнитивных установок, являются самоконтроль, ролевые игры, домашние задания, моделирование и пр.

Аарон Бек работал вместе с Фрименом в большинстве своем в отношении лиц с расстройствами личности. Они были убеждены, что каждое расстройство является следствием определенных воззрений и стратегий. Если выявить за людьми с конкретным расстройством личности мысли, шаблоны, автоматически возникающие в голове паттерны и поступки, то можно скорректировать их, трансформировав личность. Это можно сделать путем вторичного прохождения через травмирующие ситуации или применения воображения.

В психотерапевтической практике Бек и Фримен считали важным дружескую обстановку между клиентом и специалистом. У клиента не должно быть сопротивления в отношении того, что делает психотерапевт.

Конечная цель когнитивной психотерапии – это выявление деструктивных мыслей и трансформация личности за счет устранения их. Важным является не то, что думает клиент, а то, как он думает, рассуждает, какими мысленными шаблонами пользуется. Их и следует трансформировать.

Методы когнитивной психотерапии

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Психотерапевт направляет все силы на выявление и изменение негативных трактовок ситуации, которыми пользуется клиент. Так, в депрессивном состоянии люди часто говорят о том, как было хорошо в прошлом и чего они уже не могут испытать в настоящем. Психотерапевт предлагает найти другие примеры из жизни, когда подобные идеи не действовали, вспомнить обо всех победах над собственной депрессией.

Таким образом, основной методикой является распознавание негативных мыслей и видоизменение их на другие, которые помогают в решении проблем.

Используя метод нахождения альтернативных способов действования в стрессовой ситуации, акцент ставится на том, что человек является обычным и несовершенным существом. Для решения проблемы не обязательно победить. Можно просто попробовать свои силы для решения задачи, которая кажется проблемной, принять вызов, не бояться действовать, пробовать. Это принесет больше результатов, нежели желание обязательно победить с первого раза.

Упражнения когнитивной психотерапии

То, как человек мыслит, влияет на то, что он чувствует, как к себе и окружающим относится, какие решения принимает и поступки совершает. Одну ситуацию люди по-разному воспринимают. Если выделяется всего лишь одна грань, то это значительно обедняет жизнь человека, который не может быть гибок в своем мышлении и совершаемых поступках. Вот почему эффективными становятся упражнения когнитивной психотерапии.

Их существует большое количество. Все они могут выглядеть в качестве домашних заданий, когда человек закрепляет в условиях реальной жизни новые навыки, полученные и выработанные на сеансах с психотерапевтом.

Всех людей с детства приучают к однозначному мышлению. Например, «Если у меня ничего не получается, значит, я неудачник». На самом деле такое мышление ограничивает поведение человека, который теперь даже не собирается предпринимать попыток опровергнуть ее.

Упражнение «Пятая колонка».

  • В первую колонку на листке бумаги запишите ситуацию, которая является для вас проблемной.
  • Во вторую колонку запишите чувства и эмоции, которые у вас возникают в данной ситуации.
  • В третью колонку запишите «автоматические мысли», которые часто промелькают у вас в голове в данной ситуации.
  • В четвертой колонке обозначьте, на основе каких убеждений у вас промелькают такие «автоматические мысли». Какими установками вы руководствуетесь, из-за чего подобным образом думаете?
  • В пятой колонке пропишите мысли, убеждения, установки, положительные высказывания, которые опровергают идеи из четвертой колонки.

После выявления автоматических мыслей предлагается выполнить различные упражнения, где человек сможет изменить свои установки за счет совершения иных поступков, а не тех, которые он делал ранее. Затем предлагается в реальных условиях выполнить данные действия, чтобы посмотреть на то, какой результат будет достигнут.

Техники когнитивной психотерапии

При использовании когнитивной терапии на самом деле применяются три техники: когнитивная психотерапия Бека, рационально-эмотивная концепция Эллиса и реалистичная концепция Глассера. Клиент ментально рассуждает, совершает упражнения, экспериментирует, на уровне поведения закрепляет модели.

Когнитивная психотерапия направлена на обучение клиента следующему:

  • Выявление негативных автоматических мыслей.
  • Обнаружение связи между аффектами, знаниями и поступками.
  • Нахождение аргументов «за» и «против» автоматических мыслей.
  • Обучение выявлению негативных мыслей и установок, которые приводят к неправильному поведению и получению отрицательного опыта.

В большинстве своем человек ожидает негативного исхода событий. Вот почему у него возникают страхи, панические атаки, негативные эмоции, которые и заставляют его не действовать, убегать, отгораживаться. Когнитивная психотерапия помогает в выявлении установок и понимании того, как они влияют на поведение и жизнь самого человека. Во всех своих несчастьях индивид виновен сам, чего он не замечает и продолжает жить несчастно.

Итог

Можно воспользоваться услугами когнитивного психотерапевта даже здоровому человеку. Абсолютно у всех людей имеются какие-то личностные проблемы, с которыми он не может самостоятельно справиться. Итог нерешенных проблем – депрессии, неудовлетворенность жизнью, недовольство собой.

Если есть желание избавиться от несчастной жизни и негативных переживаний, тогда можно воспользоваться техниками, методиками и упражнениями когнитивной психотерапии, которая преображает жизнь людей, меняя ее.

Человек реагирует на внешний стресс определенным способом и при этом вырабатывается определенная модель поведения присуща исключительно этому человеку и привычная только для него реакция, которая далеко не всегда бывает правильной. «Неправильная » модель поведения или «неправильная» реакция и вызывают симптомы расстройства. Однако нужно четко понимать, что эту модель можно поменять, а от выработанной привычной реакции можно отучится, а главное обучиться «правильной », полезной и конструктивной, которая поможет справляться с трудностями, не навлекая на себя новые стрессы и страхи.

Когнитивность в психологии – способность человека умственно воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, исходя из своих глубинных убеждений, установках и автоматических (неосознанных) мыслей. Такие мыслительные процессы принято называть «психическим состоянием человека».

Когниции – это стереотипные, «автоматические», подчас мгновенные мысли, которые возникают у человека и являются реакцией на определенную ситуацию. Когниции психологически травмируют человека и приводят его к паническим атакам, страхам, депрессиям и другим нервным расстройствам. Такие катастрофические оценки и негативное отношение заставляют человека реагировать на происходящее с обидой, страхом, виной, злостью или даже безнадежностью. С этим и работает психолог.

Когнитивно-поведенческую психотерапию можно выразить в виде когнитивной формулы :

Негативные переживания человека – это не результат данной ситуации, а умение человека попав в определенную ситуацию выработать к ней свое собственное мнение и именно после этого решить, как же относится ему к данной ситуации, кем он видит себя в ней и какие эмоции это у него вызывает.

Другими словами, для человека не столь важно, что с ним происходит, насколько то, что он об этом думает, какие мысли лежат в основе его переживаний и как дальше он будет действовать . Вот именно эти мысли, приводящие к негативным переживаниям (паническим страхам, фобиям и другим нервным расстройствам) и бывают неосознанными «сами собой разумеющимися» и поэтому плохо осознаются человеком.

Основная задача психолога КПТ – это работа с мыслями, с отношением к данной ситуации, с коррекцией искажений и ошибок мышления, которая в конечном итоге приведет к формированию более адаптивных, положительных, конструктивных и жизнеутверждающих стереотипов дальнейшего поведения.

Когнитивно-поведенческая психотерапия состоит из нескольких этапов . На консультациях у психолога клиент поэтапно «шаг за шагом» учится изменять свое мышление, которое приводит его к приступам паники, он постепенно размыкает замкнутый круг, состоящий из страха, вызывающего эту панику, а также учится техникам направленных на снижение уровня тревог. В итоге клиент преодолевает пугающие ситуации и качественно меняет свою жизнь.

Главным достоинством когнитивно-поведенческой психотерапии является то, что результат полученный от консультаций с психологом стойкий и удерживается достаточно долгое время. Это обусловлено тем, что после КПТ клиент становится сам себе психологом, так как во время консультаций он осваивает методику и технику самоконтроля, самодиагностики и самолечения.

Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии:

  1. Ваши негативные переживания – это не результат прошедшей ситуации, а Ваша личная оценка этой ситуации, Ваши мысли о ней, а также кем Вы видите себя и людей, которые окружают Вас в этой ситуации.
  2. Возможно коренным образом изменить Вашу оценку к конкретной ситуации и изменить течение мыслей о ней с отрицательного на положительное.
  3. Ваши негативные убеждения на Ваш взгляд хоть и выглядят правдоподобно, но это никак не означает, что они истинные. Именно от таких ложных «правдоподобных» мыслей Вам и становится все хуже и хуже.
  4. Ваши негативные переживания напрямую связаны со схемами типичного мышления, к которым Вы привыкли, а также с ошибочной обработкой информации, которую Вы получили. Вы можете изменить схему своего мышления и проверить ошибки.
  • выявить негативный мысли, которые вызывают ПА, страхи, депрессию и другие нервные расстройства;
  • пересмотреть образ жизни и нормализовать его (например, избегать хронических перегрузок, пересмотреть плохую организованность труда и отдыха, устранить все провоцирующие факторы и т.п.);
  • надолго сохранить полученные результаты и не утратить в дальнейшем полученные навыки (не избегать, а противостоять будущим негативным ситуациям, уметь совладать с депрессиями и тревогами и т.п.);
  • преодолеть стыд за тревожность, перестать скрывать от близких людей свои имеющиеся проблемы, пользоваться поддержкой и с благодарностью принимать помощь.

Когнитивные техники (методики) когнитивно-поведенческой психотерапии:

На консультациях психолог КПТ в зависимости от проблемы применяет различные когнитивные техники (методики), которые помогают проанализировать и распознать негативное восприятие ситуации, чтобы в итоге изменить его на положительное.

Очень часто человек пугается того, что сам себе напророчил и в ожидании этого момента у него начинается паника. Он на подсознательном уровне уже готов к опасности, задолго до того, как она случится. В результате чего человек заранее смертельно напуган и пытается всеми возможными способами избежать этой ситуации.

Когнитивные техники помогут вести контроль за отрицательными эмоциями и позволят изменить негативное мышление, тем самым уменьшить преждевременный страх, перерастающий в панические атаки. С помощью этих методик человек изменяет свое фатальное восприятие паники (которое характерно для его негативного мышления) и тем самым укорачивает продолжительность самого приступа, а также существенно снижает его воздействие на общее эмоциональное состояние.

На консультациях психолог создает для своего клиента индивидуальную систему заданий. (от активного участия клиента и выполнения домашних заданий зависит насколько положительным будет результат курса терапии). Такую методику лучше назвать «научением». Психолог учит клиента контролировать свои негативные мысли и противостоять им в дальнейшем.

К таким домашним заданиям относится введение особого дневника, выполнение пошаговых инструкций, тренировка внутреннего оптимистического диалога, применение релаксационных (расслабляющих) упражнений, выполнение определенных дыхательных упражнений и многое другое. В каждом случае подбираются различные когнитивные техники.

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Цели и основные принципы

Замечали ли вы, что часто люди ведут себя в одинаковой ситуации по-разному. Но в некоторых случаях окружающие могут одинаково реагировать на какие-либо раздражающие факторы. Это говорит о том, что их восприятие ситуации совпадает. От восприятия ситуации будет зависеть поведение, а взгляды на жизнь формируются в течение жизни человека.

Определение когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия или когнитивно-бихевиоральная психотерапия – это одно из направлений науки, в основе лежит предположение, что причинами психических расстройств являются дисфункциональные установки и убеждения.

Так можно сказать о полезной привычке готовиться к завтрашнему дню, чтобы вовремя собраться и не опоздать в школу, на работу. Стоит один раз этого не сделать и возникнет неприятный опыт несвоевременного прихода, например, на встречу. В результате приобретения отрицательного опыта в подсознании человека происходит запоминание его. При повторении такой ситуации головной мозг дает сигнал или руководство к действию, чтобы уйти от неприятностей. Или наоборот, ничего не делать. Именно поэтому некоторые люди, получив первый раз отказ от какого-либо предложения, в следующий раз стараются больше его не делать. Всегда нами руководят наши мысли, мы находимся под воздействием собственных образов. Как же быть человеку, который в течение жизни имел много негативных контактов, и под их воздействием сформировалось определенное мировоззрение. Оно мешает двигаться дальше, покорять новые вершины. Выход есть. Называется когнитивно-поведенческая психотерапия.

Этот метод является одним из современных направлений в терапии психических заболеваний. В основе лечения лежит изучение происхождения комплексов человека и его психологических проблем. Создателем этого метода терапии считается американский психиатр Аарон Бек. В настоящее время когнитивная психотерапия Бека является одним из эффективных способов лечения депрессий, склонности к суицидальным попыткам. При психотерапии используется принцип изменения поведения пациента и обнаружение мыслей, которые вызывают заболевание.

Цель терапии

Основными целями когнитивной терапии являются:

  1. Устранение симптомов заболевания.
  2. Снижение частоты рецидивов после проведенного лечения.
  3. Повышается эффективности использования лекарственных препаратов.
  4. Решение многих социальных проблем пациента.
  5. Устранение причин, которые могут вызвать данное состояние, изменение поведения человека, адаптация его к различным жизненным ситуациям.

Основные принципы когнитивно-поведенческой психотерапии

Данная методика позволяет устранить негативные мысли, создавать новые способы мышления и анализ настоящей проблемы. Психоанализ в себя включает:

  • Возникновение новых стереотипов мышления.
  • Исследование нежелательных или желательных мыслей, и что их вызывает.
  • Визуализация того, что новый стереотип поведения может привести к эмоциональному благополучию.
  • Как применить новые умозаключения в своей жизни, новых ситуациях.

Основной мыслью когнитивной психотерапии является то, что все проблемы пациента происходят от его мышления. Человек сам формирует свое отношение ко всему происходящему. Тем самым у него возникают соответствующие чувства – страх, радость, злость, волнение. Тот человек, который неадекватно оценивает окружающие его вещи, людей и события, может наделить их такими качествами, которые им не присущи.

Помощь врача

В первую очередь психиатр при лечении таких пациентов старается выявить, как те мыслят, что приводит к неврозу и страданию. И как попытаться заменить эти категории чувств на позитивные. Люди снова обучаются новым методам мышления, которые приведут к более адекватной оценке любой жизненной ситуации. Но главным условием лечения является желание самого пациента излечиться. Если человек не осознает свое заболевание, испытывает некоторое сопротивление, то лечение может оказаться неэффективным. Попытка изменить негативные мысли и стимуляция к изменению довольно сложна, ведь человек не хочет менять свое поведение, мышление. Многие не понимают, почему они должны менять что-то в своей жизни, если им и так хорошо. Проведение когнитивно-поведенческой психотерапии самостоятельно будет неэффективным. Лечением, диагностикой и оценкой степени нарушений должен заниматься специалист.

Разновидности терапии

Как и другие способы лечения, когнитивная психотерапия имеет разнообразные методики. Вот некоторые самые популярные из них:

  • Лечение методом моделирования. Человек представляет возможное развитие ситуации как следствие его поведения. Проводится анализ его действий и как можно справиться с этим. Применяются различные методики релаксации, что позволит избавиться от тревоги и убрать возможные провоцирующие факторы, приводящие к стрессу. Метод хорошо себя зарекомендовал при терапии неуверенности в себе и разных страхов.
  • Когнитивная терапия. В ее основе лежит принятие того, что при эмоциональных расстройствах пациента у него заведомо возникают мысли о неудаче. Человек сразу думает о том, что у него ничего не получиться, при этом занижена самооценка, малейший намек на неудачу воспринимается как конец света. При лечении изучается причина появления таких мыслей. Задаются различные ситуации, чтобы получить положительный жизненный опыт. Чем больше успешных событий в жизни, тем увереннее в себе пациент, тем быстрее у него создается позитивное мнение о себе. Со временем человек из неудачника превращается в успешного и уверенного в себе.
  • Тренировка контроля тревоги. Врач обучает пациента применять чувство тревоги в качестве релаксанта. Во время сеанса психиатр прорабатывает возможные ситуации для подготовки пациента к часто встречающимся мероприятиям. Данная методика используется для тех людей, которые в стрессовых ситуациях не могут владеть собой и не могут принять решение быстро.
  • Борьба со стрессом. В результате применения этой методики против стресса пациент обучается релаксации при помощи психотерапевта. Человек специально получает стресс. Это помогает получить опыт применения методики расслабления, что может пригодиться в будущем.
  • Рационально-эмотивная терапия. Есть люди, которые считают себя самыми лучшими. Эти мысли зачастую приводят к несоответствию реальной жизни к мечтам. Что может привести к постоянному стрессу, расхождение мечты и реальности воспринимается как ужасное событие. Лечение заключается в мотивации человека к реальной, а не вымышленной жизни. Со временем умение принимать правильные решения оградят от лишних стрессов, пациент перестанет быть зависимым от своих мечтаний.

Что пациент получит в результате лечения:

  • Способность выявлять негативные мысли.
  • Реально оценивать мысли, менять на более конструктивные, которые не вызывают тревогу и депрессию.
  • Нормализовать и сохранять образ жизни, устранить провоцирующие факторы для стресса.
  • Использовать полученные навыки, чтобы бороться с тревогой.
  • Преодолевать тревожность, не скрывать проблемы от близких, советоваться с ними и пользоваться их поддержкой.

Тревожная радость и грусть

Приступим к изложению основных положений статьи «Моделирование поведения пользователей при поиске в интернете и когнитивные стили». В работах Гигеренцера (1996), Хезелтона и др.(2005) утверждается, что содержание и направление когнитивных искажений можно контролировать.

Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность». Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии.

Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса? Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность? Если да, то в чем эта связь заключается? Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия.

Когнитивное развитие

По-другому весь этот комплекс устойчивых характеристик того, как отдельные индивиды мыслят, ищут, воспринимают и запоминают информацию, предпочитают решать проблемы, называется когнитивным стилем. Известно ли вам, как эти устоявшиеся стереотипы поведения влияют на то, как ваши потенциальные клиенты ищут маркетинговую информацию и совершают выбор оффера?

Для начала они прошли специальный тест (Riding’s cognitive style analysis test) для определения их личной когнитивной поведенческой модели. Существует и промежуточный тип, сочетающий в себе характеристики и холистов, и аналитиков.

Когнитивная онтология

Эти люди хорошо пишут тексты и замечательно работают с визуальной, пространственной и графической информацией. Подобный подход очень помогает тем посетителям, которые ищут некий конкретный товар: чем больше поисковых терминов в запросе, тем быстрее и легче находится искомое.

Нерешённые проблемы когнитивной теории

Частота использования слова в поисковых запросах не обязательно означает, что это лучший возможный «ключевик» именно для вашего конкретного лендинга. Разумеется, исследование, о котором мы рассказали в данном посте, отнюдь не внесло окончательную ясность в описание модели когнитивного поведения интернет-пользователей.

Приспособьте ваш контент под различные когнитивные модели поведения пользователя. Изучите когнитивные стили, присущие вашей целевой аудитории. При этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, в результате чего и формируется оптимальное решение. Когнитивные возможности животных определяются их интеллектом, под которым подразумевается высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных).

По мнению Л. В. Крушинского, рассудочная (интеллектуальная) деятельность отличается от любых форм поведения и обучения. Эта форма приспособительного поведения может осуществляться при первой встрече животного с необычной ситуацией. В том, что животное сразу, без специального обучения, может принять правильное решение, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности.

Однако разумная познавательная деятельность не только не исключает предшествующий опыт, но и использует его, хотя и не сводится к практике, в чем существенно отличается от условного рефлекса. Задача психотерапевта - озвучить и вербализовать эту формулу.

Познавательный (когнитивный) подход, обладая чертами «поведенческого», отражает суть рационально-эмоциональной психотерапии. Несовершенное мышление обнаруживается в том, что люди говорят сами себе; такой «саморазговор» воздействует и на поведение.

Люди склонны создавать свою собственную «субъективную социальную реальность», зависимую от их восприятия и эта их субъективная реальность может определять их поведение в социуме. Таким образом, когнитивные искажения могут приводить к неточности суждений, нелогичным интерпретациям, или к иррациональности в поведении в широком смысле слова. Тверски и Канеман объяснили эти расхождения в суждениях и принятии решений в категориях эвристики.

На практике же инвесторы действуют, опираясь на всевозможные когнитивные искажения (предубеждения, стереотипы эвристики, эмоциональные эффекты и т. д.)

О влиянии стереотипов в принятии решений упоминают также Хезелтон и другие исследователи. Существуют как когнитивные искажения, характерные для социальных групп (как, например психологический феномен поляризации групп(англ.)русск.), так и проявляющиеся на индивидуальном уровне. Некоторые когнитивные искажения влияют на принятие решений там, где важное значение имеет желательность вариантов решения (например, заблуждение о невозвратных издержках).

Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Понятие коррекции когнитивных искажений(англ.)русск. Есть группа когнитивных искажений, связанных с особенностями мозга воспринимать, вспоминать и делать выводы. Канеман и Тверски (1996) также утверждают, что изучение когнитивных искажений имеет большое практическое значение, в частности, в медицинской сфере. Кроме того, некоторые когнитивные искажения позволяют быстрее принимать решения в ситуациях, когда скорость принятия решения важнее его точности.

Когнитивизм - это современное направление в психологии

В психологии часто встречается такое понятие, как «когнитивизм».

Что же это такое? Что подразумевает этот термин?

Простыми словами о теории когнитивного диссонанса здесь.

Расшифровка термина

Когнитивизм – это направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.

Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.

Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции.

Когнитивность - что это простыми словами? Когнитивность - термин, обозначающий способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Понятие когниции

Основным понятием в когнитивизме выступает когниция, которая представляет собой сам познавательный процесс либо совокупность психических процессов, в которую входит восприятие, мышление, внимание, память, речь, осознание и т.д.

То есть такие процессы, которые связаны с обработкой информации в структурах мозга и ее последующей переработкой.

Что значит когнитивный?

Когда характеризуют что-то как «когнитивный» - что имеют ввиду? Какой это?

Когнитивный – это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.

Для лучшего понимания рассмотрим еще несколько определений, непосредственно связанных с когнитивизмом.

Несколько определений для примера

Что означает слово «когнитивный»?

Под когнитивным стилем понимают относительно устойчивые индивидуальные характеристики того, как у различных людей проходит процесс мышления и понимания, как они воспринимают, обрабатывают информацию и запоминают ее, а также способ решения задач или проблем, который выбирает индивид.

В данном видео разбираются когнитивные стили:

Что представляет собой когнитивное поведение?

Когнитивное поведение человека представляют собой мысли и представление, присущие в большей степени именно данному индивиду.

Это поведенческие реакции, возникающие на некую ситуацию после обработки и упорядочивания информации.

Когнитивный компонент – это совокупность различных установок по отношению к самому себе. В него входят следующие элементы:

  • представление о самом себе;
  • самооценка, то есть оценка этого представления, которая может иметь различный эмоциональный окрас;
  • потенциальная поведенческая реакция, то есть возможное поведение, основанное на представлении о себе и самооценке.

Под когнитивной моделью понимают теоретическую модель, которая описывает структуру знаний, связь между понятиями, показателями, факторами, наблюдениями, а также отражает как поступает, хранится и используется информация.

Иными словами, это абстракция психологического процесса, воспроизводящая ключевые моменты по мнению данного исследователя, для его исследования.

В ролике наглядно демонстрируется классическая когнитивная модель:

Когнитивное восприятие – это посредник между произошедшим событием и вашим восприятием его.

Такое восприятие называют одним из самых эффективных способов борьбы с психологическим напряжением. То есть это ваша оценка события, реакция мозга на него и формирование осмысленной поведенческой реакции.

Явление, при котором ограничивается возможность индивида усваивать и осмысливать происходящее из внешней среды, называется когнитивной депривацией. К ней относят дефицит информации, ее изменчивость или хаотичность, отсутствие упорядоченности.

Из-за нее возникают препятствия для продуктивных поведенческих реакций в окружающем мире.

Так, в профессиональной деятельности когнитивная депривация может привести к ошибкам и мешает принятию эффективных решений. А в повседневной жизни может стать результатом ложных выводов относительно окружающих индивидов или событий.

Эмпатия – это способность сопереживать человеку, понять чувства, мысли, цели и стремления другого индивида.

Она подразделяется на эмоциональную и когнитивную.

И если первая базируется на эмоциях, то вторая основана на интеллектуальных процессах, разуме.

К самым сложным видам научения относят когнитивное.

Благодаря нему формируется функциональная структура среды, то есть извлекаются взаимосвязи между ее компонентами, после чего полученные результаты переносятся на реальную действительность.

К когнитивному научению относится наблюдение, рассудочная и психонервная деятельность.

Под когнитивным аппаратом понимают внутренние ресурсы познания, благодаря которым образуются интеллектуальные структуры, строй мышления.

Когнитивная гибкость представляет собой способность мозга плавно переходить от одной мысли к другой, а также обдумывать сразу несколько вещей в одно и то же время.

Также сюда относят возможность адаптировать поведенческие реакции к новым или неожиданным ситуациям. Когнитивная гибкость имеет большое значение при обучении и решении сложных задач.

Она позволяет получать информацию из окружающей среды, следить за ее изменчивостью и корректировать поведение в соответствии с новыми требованиями ситуации.

Когнитивная составляющая обычно тесно связана с «я»-концепцией.

Это представление индивида о себе и набор неких характеристик, которыми, по его мнению, он обладает.

Эти убеждения могут иметь различную значимость и меняться со временем. Когнитивная составляющая может базироваться как на объективных знаниях, так и на каком-либо субъективном мнении.

Под когнитивными свойствами понимают такие свойства, которые характеризуют способности, имеющиеся у индивида, а также деятельность познавательных процессов.

Когнитивные факторы имеет важную роль для нашего психического состояния.

К ним относят способность анализировать собственное состояние и факторы внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.

Нарушение когнитивных функций - что это такое? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое «Я-Концепция»? Клинический психолог пояснит в этом видео:

Когнитивная оценка является элементом эмоционального процесса, в который входит интерпретация происходящего события, а также собственного и чужого поведения на основе отношения к ценностям, интересам, потребностям.

В когнитивной теории эмоции отмечается, что когнитивная оценка определяет качество переживаемых эмоций и их силу.

Когнитивные особенности представляют собой специфические характеристики когнитивного стиля, связанные с возрастом индивида, его полом, местом проживания, социальным статусом и окружением.

Под когнитивным опытом понимают ментальные структуры, обеспечивающие восприятие информации, ее хранение и упорядочивание. Они позволяют психике в дальнейшем воспроизводить устойчивые аспекты окружающей среды и в соответствии с этим оперативно реагировать на них.

Когнитивной ригидностью называют неспособность индивида изменить собственное восприятие окружающей среды и представления о ней при получении дополнительной, иногда противоречащей, информации и возникновении новых ситуационных требований.

Когнитивное познание занимается поиском методов и путей повышения эффективности, совершенствования мыслительной деятельности человека.

С его помощью становится возможным формирование многогранной, успешной, мыслящей личности. Таким образом, когнитивное познание представляет собой инструмент формирования познавательных способностей индивида.

К одной из черт здравого смысла относят когнитивные предубеждения. Индивиды часто рассуждают о чем-либо или принимают решения, которые пригодны в одних случаях, но вводят в заблуждение в других.

Они представляют собой пристрастия индивида, необъективные смещения в оценке, склонность к неоправданным выводам в результате недостаточности информации или нежелания принимать ее к сведению.

Таким образом, когнитивизм всесторонне рассматривает умственную деятельность человека, исследует мышление в различных изменчивых ситуациях. Данный термин тесно связан с познавательной деятельностью и ее эффективностью.

О том, как справляться с когнитивными предубеждениями, вы можете узнать из этого видео:

Когнитивное поведение

Общая психология: глоссарий. Р. Комер.

Когнитивное поведение и связанное с ним научение объединяет высшие формы психической деятельности, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.

Когнитивные возможности животных определяются их интеллектом, под которым подразумевается «высшая форма пси­хической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением, слож­ных задач различными спосо­бами с переносом и использо­ванием различных операций усвоенных в результате пред­шествующего индивидуально­го опыта. И. ж. проявляется в процессах мышления, к-рое у животных всегда имеет кон­кретный чувственно-двига­тельный характер, является предметно отнесенным и выра­жается в практическом анали­зе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации» («Краткий психологический словарь» Под общ. Ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского Ростов-на-Дону, Феникс, 1998).

Интеллектуальное поведение животных обычно изучается с использованием следующих подходов: 1) методики, связанные с подтягиванием приманки, привязанной к одной из многих рядом расположенных тесемок, бечевок, для установления возможности улавливания животными связей и соотношений между различными объектами; 2) использование животными в качестве примитивных орудий различных предметов, построение пирамид для реализации своих потребностей, которые непосредственно не могут быть удовлетворены; 3) обходные задачи с жесткими и переменными лабиринтами, на пути к цели, которая не всегда находится в пределах постоянной видимости для животного, для этого на пути следования располагаются препятствия; 4) отсроченные реакции активного выбора, требующие удержания в памяти следов от раздражителя в виде образа или представления как элементов сложных психических процессов; 5) выбор на образец (метод парных предъявлений) для изучения тождества, общности, дискриминации сигналов, их формы, очертаний, размеров и др.; 6) проблемные ситуации в различных лабиринтах, клетках и т.д. - анализ инсайта; 7) рефлексы на перенос опыта в новые условия как методика отражения элементарных форм обобщения; 8) экстраполяция направления движения раздражителя, способность к оперированию эмпирической размерностью фигур; 9) обучение начаткам языка (язык жестов, знаков, складывание из разноцветных пластиковых фишек разной формы фраз и выражение новых предложений и т.д., звуковые коммуникации; 10) изучение группового поведения, общественная кооперация; 11) ЭЭГ-исследования сложных форм поведения и математическое моделирование.


В связи с используемыми методами принято выделять следующие формы когнитивного поведения: элементарную рассудочную деятельность (по Л.В. Крушинскому), латентное научение, выработку психомоторных навыков (психонервное научение по И.С. Бериташвили), инсайт и вероятностное прогнозирование.

По мнению Л.В. Крушинского (Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. МГУ, 1986), рассудочная (интеллектуальная) деятельность отличается от любых форм поведения и обучения. Эта форма приспособительного поведения может осуществляться при первой встрече животного с необычной ситуацией. В том, что животное, сразу без специального обучения, может принять правильное решение и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности.

Мышление как нечто психофизиологическое целое не сводится к простым ассоциациям. Функция обобщения у животных складывается на основе опыта, процессов сравнения, выделения существенных признаков у ряда предметов, их объединения, что способствует образованию у них ассоциаций и способности улавливать правильность хода событий, прогнозированию будущих последствий. Простое использование прежнего опыта, механическое репродуцирование условно-рефлекторных связей не могут обеспечить быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях среды обитания, гибко отвечать на нестандартные ситуации, программировать поведение.

Реальные отношения предметов и явлений на стадии интеллекта могут улавливаться с первого предъявления ситуации. Однако разумная познавательная деятельность не только не исключает предшествующий опыт, но и использует его, хотя и не сводится к практике, в чем существенно отличается от условного рефлекса. В норме быстрые решения все возрастающих по сложности задач возможны только при постепенном их усложнении. Это естественно, ибо, чтобы эмпирически уловить какую-либо закономерность, нужен ряд явлений.

Психофизиологическая трактовка интеллекта, вероятно, должна основываться на том, что в мозгу постоянно происходит сравнение, выделение, отвлечение и обобщение информации, доставляемой сенсорными системами.





error: Контент защищен !!