Звуковые законы в области согласных звуков. Виды сказуемых в русском языке с примерами Я готов к любым трудностям сказуемое

В состав которой входят подлежащее и (или) сказуемое. Их правильное выделение является залогом успешного синтаксического разбора. При этом чаще всего возникают сложности с нахождением сказуемого. Оно может иметь различную структуру и способы выражения. В зависимости от этого различают следующие виды сказуемых: простое и составное.

Что такое сказуемое?

В предложении подлежащее обычно называет предмет (или имеет значение предметности). Сказуемое обозначает действие, состояние, качество предмета, названного подлежащим. К нему можно задать один из вопросов: что делает? что это такое? каков он?

Этот член предложения может выражаться словами разных частей речи и заключает в себе лексическое и грамматическое (отношение высказывания к действительности) значение. Они могут совмещаться в одном компоненте или требуют для выражения два и более составляющих. Соответственно, состав сказуемого может быть разным: одно или несколько взаимосвязанных слов. Знание этих тонкостей помогает правильно найти грамматическую основу в предложении.

Виды сказуемых: таблица

Изучением данной темы занимается синтаксис. В русском языке выделяют следующие типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое

Именно этот тип главного члена обычно приходит на ум, когда звучит вопрос о том, какие виды сказуемого вы знаете. Считается, что найти его довольно легко, но на деле все может оказаться сложнее. Действительно, обычно такое сказуемое выражается только одним словом - глаголом в одной из форм наклонения: изъявительного (Я вам спою песню ), сослагательного или условного (Он прочитал бы стихотворение, но горло болит ), повелительного (Расскажите, пожалуйста, мою любимую сказку ). В этом случае и лексическое и грамматическое значения заключаются в одном слове.

Однако работая с таким видом сказуемого, нужно помнить о нескольких важных моментах. Прежде всего, о том, что глагол в форме будущего сложного времени является простым глагольным сказуемым (Друг будет встречать на вокзале ), хотя и состоит из двух слов. Незнание этого факта является наиболее частой причиной ошибочного определения грамматической основы и ее вида. Характеризуя разные виды сказуемых в русском языке, нужно принимать во внимание и следующие малоизвестные (или часто забываемые) способы его выражения.

Трудности в определении простого глагольного сказуемого

Вот примеры предложений, при нахождении и характеристике главных членов которых можно допустить ошибку.

  1. Два глагола, употребленные в одной форме, обозначают, по сути, одно действие: Пойду съем чего-нибудь .
  2. В состав сказуемого наряду с основным входит глагол ВЗЯТЬ в личной форме: Она взяла и отказалась .
  3. Один и тот же глагол употреблен дважды - в неопределенной и личной форме с отрицательной частицей между ними: Сама читать не читает…
  4. Личный глагол повторяется для усиления сказанного (Все иду, иду вперед… ), иногда с частицей ТАК (Да, спел, так спел).
  5. В предложении присутствует сочетание глагола со словом БЫЛО или ЗНАЙ (ЗНАЙ СЕБЕ), имеющими значение частицы: Он сначала было задумался…
  6. Сказуемое - это фразеологизм: Наконец, он взялся за ум .

Таким образом, определяя вид сказуемого в предложении, нужно руководствоваться грамматическими признаками глагола как части речи и указанными выше условиями.

Составные сказуемые

Очень часто, определяя грамматическую основу предложения, выделяют смысловые конструкции, состоящие из двух и более слов. Это подлежащие, выраженные неделимым словосочетанием, или составные сказуемые, в которых присутствуют две части: основная (заключает в себе лексическое значение) и вспомогательная (помимо указания на грамматические признаки, может иногда вносить дополнительные смысловые оттенки). Последние делятся на глагольные и именные. Для правильного нахождения и характеристики необходимо знать их структуру.

Составное глагольное сказуемое

Лексическое значение всегда выражается инфинитивом, а грамматическое - вспомогательным глаголом (хотеть, желать, мочь, начать, завершать, желать, любить и др.) в личной форме или кратким прилагательным (рад, обязан, готов, должен, способен, намерен). Вот эти виды сказуемых с примерами:

  • Вскоре солнце начало садиться.
  • Друг обязан был предупредить о своем отъезде.

При определении составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетание сказуемого и дополнения, выраженного инфинитивом: Гости попросили хозяйку - о чем? - спеть . В подобном случае можно руководствоваться подсказкой: если действия, обозначаемые глаголом в личной и неопределенной форме, совершаются одним лицом (подлежащим), то это составное глагольное сказуемое, если разными - это простое глагольное сказуемое и дополнение.

Инфинитив также может иметь обстоятельственное значение и будет в таком предложении являться второстепенным членом. Пример: Он присел - зачем? - отдохнуть .

Таким образом, наличие в предложении инфинитива не всегда является показателем того, что в нем употреблено составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое

Это тип, вызывающий наибольшие сложности в определении. В нем именная часть заключает в себе основное лексическое значение, а связка - грамматическое.

Именная часть может выражаться:

  1. Существительным в именительном или творительном падеже.
  2. Прилагательным в одной из форм (полной, краткой, степени сравнения).
  3. Числительным в именительном или творительном падеже.
  4. Причастием.
  5. Местоимением (употребленным самостоятельно или в составе сочетания).
  6. Наречием (точнее, словом категории состояния).
  7. Цельным словосочетанием.

Именная часть может быть представлена одним словом или их сочетанием. Причем краткие прилагательные и причастия, а также простая сравнительная степень, могут быть в предложении только частью именного сказуемого.

  • Жизнь человека - постоянная борьба.
  • Все вокруг казалось волшебным.
  • Шесть да пять - одиннадцать.
  • Шапка была сдвинута на лоб.
  • Книга теперь твоя.
  • К вечеру стало душно.
  • Лицо его казалось темнее тучи.

В качестве связки часто используется глагол БЫТЬ в личной форме, а также слова КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, СДЕЛАТЬСЯ и под., которые дополняют лексическое значение (Она вот уже второй год была медсестрой ). Иногда такие виды сказуемых включают в качестве связки глаголы, обозначающие деятельность, состояние, движение и выражающие в других предложениях самостоятельное смысловое значение: СТОЯТЬ, РАБОТАТЬ, БЕЖАТЬ, ИДТИ и др. (Девочка вот уже минут десять стояла истуканом ).

Использование этих знаний поможет правильно выполнить синтаксический анализ любого предложения, а вопрос о том, какие виды сказуемого вы знаете, больше не вызовет сложностей.

В учебнике под редакцией М.В. Панова для 8 класса вводится понятие предикативная основа предложения. В дополнение к материалу учебника данная статья, в которой представлены различные формы подлежащего и сказуемого. Также публикация может быть полезной при подготовке к экзаменам выпускников 9 и 11 классов .

Грамматическая основа (иначе – предикативная основа) – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. Грамматическая основа – важное грамматическое явление: без нее предложение не существует. Вот почему любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения его грамматической основы. При определении грамматической основы, разграничении подлежащего и сказуемого возникает ряд проблем. Назовем некоторые из них.


I. Разграничение конструкций с грамматической основой и без нее, то есть предложений и не предложений.

II. Определение некоторых разновидностей неморфологизованных подлежащих.

III. Характер простого глагольного осложненного сказуемого.

IV. Тайны инфинитива и вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом.

V. Секреты связочного глагола составного именного сказуемого.

VI. Вопрос о сложном сказуемом.

VII. Квалификация сказуемых, выраженных устойчивыми сочетаниями.

VIII. Разграничение подлежащего и сказуемого в грамматической основе существительное + существительное.

IX. Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений с незамещенной позицией одного из главных членов. <...>

И вот первая проблема – разграничение предложений и построений, предложениями не являющихся. Проанализируем примеры. На вопрос Петя приедет на каникулы? можно получить разные ответы: а) Петя приедет на каникулы ; б) Приедет; в) На каникулы? г) Да или Еще бы! Ответ (а) имеет грамматическую основу Петя приедет – это предложение. Ответ (б) – тоже предложение: его грамматическая основа – сказуемое приедет , и есть незамещенная позиция подлежащего, на нее указывает форма глагола-сказуемого (об этом см. ниже). Более сложно найти грамматическую основу в ответе (в): словесно она не выражена, но она есть. На каникулы представляет собой обстоятельство, а обстоятельство, как известно, входит в состав сказуемого. Следовательно, это подсказка, что в предложении есть синтаксическая позиция сказуемого, только она не замещена словоформой. Уже можно говорить о наличии грамматической основы;На каникулы? – тоже предложение. В отличие от проанализированных примеров, ответы (г) не имеют грамматической основы (главные члены не представлены словесно, нет и их синтаксических позиций) – это не предложения. Такие построения в науке называют высказываниями. В школьных учебниках рассматриваются некоторые виды высказываний, их называют словами-предложениями, междометными предложениями. Есть еще один термин для таких единиц – нечленимые предложения, он подчеркивает, что они вообще не содержат членов предложения.

Заметим, что высказывание – это любая сообщающая единица, значит, ответы (а) – (в) – это высказывания и одновременно грамматические предложения, а вот ответы (г) – только высказывания, это своеобразные заместители грамматических предложений. И еще. Главные члены не всегда выражаются словесно, то есть в предложении могут быть их незамещенные позиции. О незамещенных позициях свидетельствуют сигналы, или «подсказки», как, скажем, в примере (в).

Интересно, что в конкретных синтаксических условиях слова, образующие высказывание, способны занимать синтаксические позиции, то есть выполнять функцию членов предложения, в том числе и главных. Ср. предложения: 1) Письмо твое получили . Спасибо . и 2) Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет .(Посл.) В примере (1) Спасибо – только высказывание, или слово-предложение: оно не имеет грамматической основы. В примере (2) спасибо , как, впрочем, и пожалуйста , занимает позицию подлежащего, но оно при этом субстантивируется, то есть приобретает некоторые признаки существительного. Еще примеры: 3) Нет, не тебя так пылко я люблю… (М.Лермонтов) и 4) Нет в их домах ни музыки, ни пенья! (Б.Окуджава) В примере (3)нет обозначает только отрицание, грамматической основы не имеет – это не предложение. В предложении (4) нет обозначает отсутствие чего-либо (здесь – музыки, пения), находится в позиции сказуемого и формирует односоставное безличное предложение.

Продолжим анализ грамматических предложений: они имеют грамматическую основу. По характеру грамматической основы, то есть по количеству главных членов, их синтаксических позиций предложения делятся на двусоставные и односоставные. Анализ основ каждого типа имеет свои трудности.

II.

Рассмотрим проблемы, связанные с изучением грамматической основы двусоставных предложений. Грамматическая основа двусоставного предложения образуется подлежащим и сказуемым, их синтаксическими позициями. Каждый главный член имеет свои тайны. Прежде всего напомним, что члены предложения выражаются различными способами: предназначенными для них частями речи (это так называемые морфологизованные члены предложения) и не предназначенными для них частями речи (неморфологизованные члены предложения).

Морфологизованное подлежащее выражается существительным или местоимением-существительным (я, ты, кто и под.) в именительном падеже, их обнаружить нетрудно. Проблемы связаны с неморфологизованными подлежащими. Назовем некоторые из таких подлежащих. Это прежде всего подлежащие, выраженные синтаксически неразложимыми словосочетаниями. Наиболее частотны подлежащие со значением количества – определенного, неопределенного или приблизительного. Они состоят из сочетаний числительного или слова другой части речи с количественным значением и существительного в родительном падеже. Вот примеры. 5) Четыре подружки ели ватрушки ; 6) Ихбыло четверо (подлежащие четыре подружки, четверо их обозначают определенное количество); 7) В нашем городе было много молодежи ; 8) У меня было мало времени для сна (много молодежи, мало времени – подлежащие с неопределенно-количественным значением); 9) До нас дошло около четырех с половиной тысяч его [Чехова] писем к родственникам, друзьям и знакомым. (К.Чуковский) (около четырех с половиной тысяч писем – подлежащее со значением приблизительного количества).

Подлежащее может быть выражено синтаксически неразложимым словосочетанием со значением избирательности, как большинство из нас в предложении 10) Большинство из нас любит читать. Это и подлежащие, выраженные сочетаниями неопределенных или определительных местоимений с существительными, субстантивированными словами или другими местоимениями, ср.: 11) Кто-то незнакомый звонил тебе днем; 12) Я открыл футлярчик. В нем лежало что-то завернутое в нечто белоснежное и легчайшее. (Д.Гранин); 13) Все это радовало меня; 14) Все они радовали меня (подлежащие – кто-то незнакомый, что-то завернутое, все это, все они ).

Обратим внимание на подлежащие, выраженные фразеологизмами, появившимися, как отметил акад. В.В. Виноградов, в результате «сращения и слияния частей сложного предложения» (Грамматика русского языка: В 2 тт. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. II. ч. 1. С. 21). Таковы подлежащие чем угостить, куда пойти в предложениях 15) Всегда находилось чем угостить . (И.Гофф); 16) Было куда пойти. Заметим попутно, что запятыми такие фразеологизмы не выделяются.

В позиции подлежащего может быть прямая речь: 17) «Приезжай, помоги, без тебя как без рук», – было написано в письме. (Ю.Нагибин) (было написано кто? что? «Приезжай, помоги» ). В позиции подлежащего возможны вкрапления. Вкрапления – слова, словосочетания, которые отражают особенности словоупотребления персонажей, не связанных непосредственно с ситуацией речи. Вкрапления обычно выделяются кавычками. В предложении 18) Ваше «с мыслями о будущем» утешило меня подлежащее – вкрапление с мыслями о будущем.

Своеобразно подлежащее в предложении 19) Маша сочинила стихотворение сама. Дело в том, что местоимение сама одновременно связано с двумя членами предложения: с подлежащимМаша и сказуемым сочинила (о таких членах предложения говорят, что они имеют двунаправленные синтаксические связи). Будучи связанным с подлежащим, местоимение занимает одну с ним синтаксическую позицию: Маша сама – подлежащее. А связанное с глаголом-сказуемым, оно в то же время выступает в функции обстоятельства образа действия:сочинила каким образом? сама . Члены предложения с двунаправленными связями, имеющие одновременно разные значения и выполняющие вследствие этого функции – тоже одновременно! – различных членов предложения, называют синкретичными (синкретизм от греч. synkretismos – сотрудничество, содружество). Следовательно, сама – подлежащее и обстоятельство образа действия одновременно.

III.

Какие проблемы возникают при анализе сказуемого? Сначала вспомним типы сказуемых. По структуре различаются сказуемые простые, составные и сложные (или осложненные, усложненные), а по морфологическому выражению – глагольные и именные. Отсюда термины для сказуемых – простые глагольные, составные глагольные, составные именные. О сложных сказуемых разговор особый.

Остановимся на простых глагольных сказуемых. Это морфологизованное сказуемое, оно выражается спрягаемыми глагольными формами, например, люблю в предложении 20) Я люблю апрельские рассветы . (А.Дементьев). Но и здесь есть проблемы. Обратим внимание на то, что к простым глагольным сказуемым, но осложненным относят и сказуемые, представленные повторением одного и того же глагола или однокоренных глаголов, например, летите, летите в предложении 21) Летите, голуби, летите . (Из песни) или лились-пролились в предложении 22)Лились-пролились дожди пустяковые, Словно навстречу молве. (В.Дударев) Простым глагольным осложненным называют и сказуемое, образованное формами повелительного наклонения, скажем, давай рассказывай в предложении 23) Давай рассказывай о себе! Сюда включают сказуемые, образованные сочетанием спрягаемых глаголов с частицами: 24) Он взял да и рассказал (сказуемое взял да и рассказал ).

IV.

Следующие проблемы связаны с составными глагольными сказуемыми. Составные глагольные сказуемые строятся по формуле: вспомогательный глагол + инфинитив. Каждая из этих частей имеет свои «тайны». Рассмотрим сначала инфинитив. Надо различать две разновидности инфинитива – субъектный и объектный: не каждый из них образует составное глагольное сказуемое. Ср. предложения: 25) Я могу рисовать и 26) Я советую тебе рисовать . В предложении (25) инфинитив рисовать и спрягаемый глагол могу обозначают действие одного и того же лица, или субъекта (здесь – я ), – такой инфинитив называется субъектным. Он может входить в состав сказуемого. В предложении (26) инфинитив рисовать обозначает действие одного лица (здесь – тебе ), а спрягаемый глагол советую – действие другого лица (здесь – я ), то есть инфинитив и спрягаемый глагол обозначают действия разных лиц, такой инфинитив называется объектным. Обратим внимание на то, что лица не всегда обозначаются в предложении, но инфинитив сохраняет свою природу, ср. субъектный инфинитив в предложении 27) Могу рисовать и объектный в предложении 28) Советую рисовать .

Другая часть составного глагольного сказуемого – вспомогательный глагол. Вспомогательными признаются глаголы трех типов: 1) фазовые, 2) модальные, 3) эмоциональные. Фазовые глаголы обозначают начало, продолжительность или завершенность действия (начать, приступить, продолжить, завершить, перестать и под.). Модальные глаголы – это глаголы, выражающие отношение говорящего к высказыванию, его достоверности (мочь, уметь, хотеть, желать и под.). Эмоциональные глаголы обозначают различные чувства, эмоции (любить, бояться, опасаться, пугаться и под.).

Итак, составное глагольное сказуемое соответствует двум требованиям: 1) инфинитив в его составе должен быть субъектным, 2) спрягаемый глагол – вспомогательным. Поэтому в предложениях (25), (27) сказуемое составное глагольное. Другие примеры (сказуемые выделены): 29) Сосед принялся копать грядки; 30) Я хочу еще раз испытать себя. (Е.Богат); 31) Ястану испытывать собственные силы [не смешивайте с простым глагольным сказуемым, выраженным сложным будущим временем глагола, как в предложении 32) Я буду испытывать собственные силы. (Е.Богат)]; 33) Никто из нас в жизни не осмелится накинуться на мельницы. (Ю.Ким) При несоблюдении хотя бы одного из названных условий сочетание глаголов не образует составного глагольного сказуемого. Ср. предложения (26), (28), где инфинитивы объектные, поэтому и не входят в грамматическую основу. Они выполняют функцию дополнения (советую что? рисовать ), а сказуемое – советую . В предложении 34) Конькобежцы готовятся участвовать в розыгрыше областного первенства инфинитив субъектный, но спрягаемый глагол готовятся не вспомогательный, значит, сказуемое готовятся , а участвовать – дополнение (готовятся – к чему? – участвовать ). В предложениях 35) Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! (К.Чуковский) и 36) Мы по Африке гулять Навсегда забудем! – инфинитив гулять субъектный, но спрягаемые глаголы не ходите, забудем не входят в разряд вспомогательных, они являются простыми глагольными сказуемыми. Что касается инфинитивов, то один из них выполняет функцию обстоятельства цели (не ходите с какой целью? гулять ), а другой – функцию дополнения (забудем о чем? гулять ).

V.

Составные именные сказуемые строятся так: связочный глагол + именная часть. Именная часть выражается различными именами, а также наречиями, словами категории состояния. Связочные глаголы представлены тремя разновидностями: отвлеченными, полуотвлеченными (или полузнаменательными) и знаменательными. Эти разновидности устанавливаются в зависимости от степени утраты глаголом лексического значения. Отвлеченная связка быть полностью утратила свое лексическое значение, она только связывает именную часть сказуемого с подлежащим, например: 37) Брат был школьником (не смешивайте с полнозначным глаголомбыть , сохранившим свое лексическое значение «находиться» и выступающим в роли простого глагольного сказуемого, как в предложении 38) Брат был в школе ). Поскольку отвлеченная глагольная связка утратила лексическое значение, то она может быть не только словесно выраженной, но и нулевой: 39) Человек от рождения добр. (Е.Богат) Она проявляется на фоне словесно выраженных связок, то есть в системе предложений, ср.: Человек от рождения был добр, Человек от рождения будет добр, Человек от рождения был бы добр и т.д. Нулевую связку надо отличать от пропущенной связки, ориентир – их грамматическое значение. Нулевая связка, в отличие от пропущенной, имеет значение настоящего времени. Ср. предложение (39) со значением настоящего времени и выделенную часть предложения 40) Знакомы стали им [кораблям. – О.Ч. ] коварные теченья, знакома – верная сияющая ночь… (В.Набоков), имеющую значение прошедшего времени, устанавливаемого по контексту (стала знакома).

Полузнаменательные глаголы-связки частично утрачивают свое лексическое значение. К ним относятся такие, как стать, становиться, делаться, казаться, являться. Их опять-таки отличаем от полнозначных глаголов в функции простого глагольного сказуемого, ср.: 41) Ивановявляется рядовым и 42) Рядовой Иванов явился в часть. Выделены сказуемые – составное именное в предложении (41) и простое глагольное в предложении (42). Последнее сказуемое –явился – сохранило лексическое значение «пришел».

Знаменательные связки полностью сохранили свое лексическое значение. Сюда включаются глаголы со значением движения, состояния, деятельности: приехать, вернуться, сидеть, лежать, служить, работать . Пример: 43) А вот стул Блока – с краю, у самого окна стоял теперь пустым. (Е.Замятин) Эти глаголы могут выступать и как простые глагольные сказуемые, обозначая конкретные действия-состояния: 44) Стул стоял у окна.

VI.

Сложные, или осложненные, усложненные, сказуемые имеют разнообразное строение. Ограничимся некоторыми примерами (в них выделены сказуемые). 45) Вечером можно было не спеша побродить по Москве – сказуемое состоит из слова категории состояния, глагольной связки и инфинитива; 46) Уроки понимания искусства должны стать уроками понимания эпохи (Е.Богат) – сказуемое образовано кратким прилагательным, нулевой связкой, инфинитивом и существительным. Некоторые из таких сказуемых рассматриваются в школе, но в разряде составных глагольных. Это сказуемые, выраженные кратким прилагательным рад или должен , нулевой связкой и инфинитивом: 47) Я рад встретиться с вами ; 48) Я должен встретиться с вами.

VII.

Возникает закономерный вопрос: к какому типу относятся сказуемые, выраженные устойчивыми сочетаниями, такими, как, скажем, прийти на помощь, играть роль и под.? Для решения этого вопроса надо к такому сказуемому подобрать синоним и установить его тип. К тому же типу относится и анализируемое сказуемое. Покажем это на примерах. 49) Тут-то и придет на помощь спасительное словечко «эврика!» (Из газеты) Основа – словечко придет на помощь. Подбираем синоним: поможет – это простое глагольное сказуемое. Значит, и придет на помощь – простое глагольное сказуемое. 50) А вот в устранении «пугающего» главную роль начинает играть личность преподавателя. (Из газеты) Рассуждаем аналогично: Начинает играть роль имеет синоним начинает значить , который относится к составному глагольному сказуемому. Следовательно, начинает играть роль – также составное глагольное сказуемое.

VIII.

Вызывает трудности анализ грамматической основы в предложениях, где оба главных члена выражены существительными в именительном падеже. Классический пример – 51) Москва – столица России. Грамматическая основа здесь – Москва – столица (ее определяют правильно), но где подлежащее и где сказуемое? Сразу подчеркнем, что нельзя ориентироваться на порядок слов в предложении, так как он разграничивает единицы другого аспекта предложения – коммуникативного, или иначе – актуального. При актуальном членении порядок слов разграничивает другие явления – известное и новое (или данное и новое, тему и рему). В начале предложения, на первом месте, при прямом порядке слов бывает известное, тема высказывания, а на втором месте – новое, рема высказывания (см., например: Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976. С. 9 и далее).

Нельзя разграничить в таких предложениях главные члены и путем подстановки вопросов. Используем другие способы. Вот они.

1) Известно, что сказуемое согласуется с подлежащим, это отмечено во многих школьных учебниках. Сейчас мы рассматриваем сказуемое с существительным в именительном падеже, то есть составное именное. Имя существительное по своим грамматическим свойствам не является согласуемым словом, значит, согласование сказуемого с подлежащим осуществляется через глагол-связку (без глагола нет сказуемого!). Форму не нулевого глагола-связки определяет подлежащее. Проанализируем предложение 52) Восторг был мое теперешнее состояние. Грамматическая основа – восторг был состояние . Связка был в мужском роде, из двух существительных основы связка согласуется с существительным мужского рода восторг , значит, это подлежащее, а сказуемое – был состояние.

При нулевой связке рассуждаем иначе.

2) Используем способ преобразования. Помним, что позицию подлежащего способно занимать существительное только в именительном падеже, а позицию сказуемого – и в именительном, и в творительном (так называемый творительный предикативный). Поэтому для распознавания главных членов следует преобразовать предложение так, чтобы один из именительных падежей существительных заменился творительным: это существительное и будет сказуемым. Вводим в предложение связку являться (только ее!): 53) Мертвое пространство в стихотворении – белое пятно в душе поэта. (В.Федоров) – Мертвое пространство в стихотворении является белым пятном в душе поэта неверно: Белое пятно является мертвым пространством . Следовательно, пространство – подлежащее, белое пятно – сказуемое (здесь оно выражено устойчивым словосочетанием со стержневым словом – существительным). Аналогично: 54) Что такое наша Земля? (Д.Гранин) – Чем таким является наша Земля? Земля – подлежащее, что такое – сказуемое. 55) Ты кто такой? – Ты являешься кем таким? Ты – подлежащее, кто такой – сказуемое. Возьмем на заметку: устойчивые сочетания что такое, кто такой всегда занимают позицию сказуемого. А вот предложение, где сказуемое предшествует подлежащему: 56) Их [аспирантов. – О.Ч. ] специальность – русская литература. (А.Эфрос) – Русская литература является их специальностью (неверно: Специальность является русской литературой ). Значит, литература – подлежащее, а специальность – сказуемое.

Вместе с тем существуют предложения, допускающие двойные преобразования. Рассмотрим пример 57) Мой брат – биолог. – Мой брат является биологом и Биолог является моим братом. В таких случаях оба существительных одновременно квалифицируются и как подлежащие, и как сказуемые – снова синкретизм!

3) Главные члены разграничивают на основе смысловой связи. Она заключается в том, что подлежащее, будучи определяемым словом, характеризуется, определяется сказуемым. Помня об этом, разграничиваем подлежащее и сказуемое ряда грамматических основ. Вот они.

Существительное собственное + существительное нарицательное. Существительные собственные по своим лексико-грамматическим свойствам могут только определяться, а значит, занимать лишь позицию подлежащего. Позиция сказуемого «остается» для имени нарицательного. И здесь порядок слов роли не играет. Ср. предложения: 58) Офелия – дочь придворного. (А.Эфрос); 59) Лучший исполнитель – Федор Шаляпин (подлежащие Офелия, Федор Шаляпин, сказуемые дочь, исполнитель ). Существительное собственное, подлежащее, может быть любым наименованием, например, названием пьесы: 60) Да, «Месяц в деревне» – пьеса не легкая. (А.Эфрос)

Существительное с более конкретным значением + существительное с более отвлеченным значением. Подлежащее как определяемое имеет более конкретное значение, а сказуемое, определяющее, – более общее, отвлеченное. Поэтому в предложении 61) Ясень – невероятно прочное дерево. (Из газеты) ясень является подлежащим, а дерево – сказуемым. Любопытно предложение 62) Ведь не каждый поэт – поэт . (А.Эфрос), где грамматическая основа – поэт – поэт. Так как при первом существительном есть «конкретизатор» – местоимениекаждый , то его значение более узкое; второе существительное, без «конкретизатора», имеет значение более общее. Вывод: первое из существительных – подлежащее, второе – сказуемое.

Существительное без оценки + существительное оценочное. Поскольку сказуемое всегда характеризует подлежащее, то в данном сочетании первое существительное выполняет функцию подлежащего, а оценочное – функцию сказуемого. В предложении 63) Без науки человек – зверь. (А.Лосев) грамматическая основа человек – зверь. Существительное зверь употреблено в переносном значении с яркой отрицательной окраской, оно и есть сказуемое, а подлежащее – безоценочное существительное человек. Оценочность существительного может создаваться и подчеркиваться зависимыми от него определениями. Ср.: 64) Наука – великое достижение. (А.Лосев) Определение великое , имея значение «выдающееся», качественно характеризует существительное достижение , которое и занимает позицию сказуемого; существительное наука – подлежащее.

4) Разграничить подлежащее и сказуемое в грамматической основе существительное в им. п. + существительное в им. п. помогает слово это, если в предложении оно – обратите внимание! – присутствует. Это всегда прикрепляется к сказуемому, а значит, служит его показателем. Существительное без слова это всегда функционирует как подлежащее. В предложении 65)Культура человечества – это активная память человечества, активно введенная в современность. (Д.Лихачев) это при существительном память позволяет считать его сказуемым, значит, культура – подлежащее. Еще пример: 66) Это простая, но великая вещь – умение сосредоточиться на работе. (А.Эфрос) Слово это при первом существительном грамматической основы, вещь , требует расценить его как сказуемое, а второе существительное,умение, – как подлежащее. Слово это – сильный показатель сказуемого: оно способно «отменить» другие разграничительные признаки главных членов. Проанализируем предложение 67) Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, удел пишущих и мечтателей. (К.Паустовский) В основе счастье – это удел существительное счастье относится к оценочным, оценочность поддерживается и определением истинное, однако не оно сказуемое. Сказуемым является безоценочное существительное удел : при нем находится слово это.

IX.

Следующая проблема связана с разграничением двусоставных неполных и односоставных предложений. Напомним, что односоставные предложения имеют односоставные основы, формирующиеся одним главным членом. Односоставные основы имеют предложения: определенно- и неопределенно-личные (в науке иногда как особый тип выделяют обобщенно-личные предложения, в школе их считают разновидностью определенно- и неопределенно-личных предложений), безличные (иногда в науке выделяют инфинитивные предложения, в школе это безличные предложения) и назывные. Обратите внимание, что это структурно -семантические типы предложений, значит, их следует определять прежде всего по структурным особенностям, то есть по способу выражения главного члена, затем устанавливать их значение, или семантику. Не будем здесь перечислять структуру и семантику каждого типа односоставных предложений – в школьных учебниках они названы, перейдем к анализу трудных случаев.

Сравним выделенные предложения: 68) Сегодня жарко. Печет немилосердно . и 69) Солнце уже в зените. Печет немилосердно. Внешне они похожи, но однотипны ли? Сказуемое предложения (68) печет выражено личным глаголом в безличном употреблении. Грамматическое значение его – действие без деятеля – это значение безличного предложения. Следовательно, предложение (68) – безличное. Сказуемое предложения (69) – глагол печет в третьем лице единственном числе настоящем времени и в изъявительном наклонении. Грамматическое значение – отношение к конкретному лицу (солнце), оно несвойственно односоставным предложениям. Предложение (69) двусоставное. Но оно неполное. На неполноту указывает не только грамматическое значение, но и форма глагола-сказуемого: форма третьего лицаединственного числа не может быть главным членом односоставного предложения. Аналогичный пример двусоставного неполного предложения: 70) И редко шагает, да твердо ступает. (Посл.) (В скобках заметим, что не каждая пословица, имея обобщенный смысл, представляет собой обобщенно-личное предложение.) Те же причины для признания неполными предложений Приедет и На каникулы? , проанализированных в начале статьи.

Другой пример:

71) – Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
(К.Чуковский)

Слон – главный член предложения, выражен существительным в именительном падеже. Эта форма может быть главным членом односоставного назывного (или номинативного) предложения. Однако грамматическое значение назывных предложений – утверждение бытия, существования предмета, явления, а здесь слон представляет собой ответ на вопрос кто говорит , в котором, кстати, он занял бы позицию подлежащего кто. Делаем вывод: это предложение двусоставное неполное. Интересна грамматическая основа и в предложении Откуда? Словесно грамматическая основа не представлена, но обстоятельство, входя в состав сказуемого, «подсказывает», что позиция сказуемого есть, а значит, предложение неполное. Чтобы определить его тип по грамматическому составу, установим, какой словоформой может быть замещена позиция сказуемого (только здесь обращаемся к предыдущему контексту!) – это говорит , глагол в третьем лице единственном числе настоящем времени изъявительном наклонении, а, как только что было показано, такая форма не может быть главным членом односоставного предложения. Значит, анализируемое предложение относится к двусоставным неполным. Аналогичная основа предложения От верблюда.

Еще предложение: 72) В воздухе – гул голубиных стай. (М.Цветаева) Подлежащее здесь словесно выражено, а сказуемое – нет, однако есть сигналы его позиции – обстоятельство в воздухе. Делаем вывод: предложение двусоставное неполное. Обратите внимание: знаки препинания не определяют характера основы.

Интересна грамматическая основа выделенного предложения во фрагменте 73) Что окружающие ценят в людях? Надежность. (Из газеты) Надежность – форма винительного падежа, омонимичная форме именительного падежа, а коли так, то она занимает позицию дополнения – предложение не односоставное. Дополнение – показатель незамещенной позиции сказуемого. Какая же основа предложения – односоставная или двусоставная? Продолжим анализ. Позиция сказуемого может быть замещена (вот сейчас обращаемся к контексту) словоформой ценят. Эта форма может быть главным членом односоставного неопределенно-личного предложения. Однако неопределенно-личные предложения имеют значение «отношение к неопределенному лицу», здесь же лицо конкретное – окружающие. Грамматическое значение «подсказывает»:Надежность – двусоставное неполное предложение.

Вызывает затруднения определение характера грамматических основ главной части предложений типа 74) Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева) В таких случаях надо установить, позицию какого члена предложения занимает придаточная часть. Для этого подставляем от сказуемого к придаточному два двойных вопроса кто? что? и кого? что? (нельзя ограничиваться одним вопросом что? , ведь он не позволяет различить позиции подлежащего и дополнения). В приведенном предложении: нравится кто? что? что я – придаточное занимает позицию подлежащего, следовательно, главное предложение двусоставное, так как имеет позиции двух главных членов, но неполное, так как позиция подлежащего замещена не словоформой, а предикативной единицей (предложением). Важно и следствие: нравится – личный глагол в форме третьего лица.

Другой пример: 75) Как грустно, что мы не встретились раньше. Анализируем грамматическую основу главной части. Сказуемое налицо – грустно. Определяем позицию придаточной путем подстановки двух двойных вопросов: Грустно – кто? что? или кого? что? Здесь – кто? что? , то есть придаточное занимает позицию подлежащего, следовательно, главная часть двусоставная неполная (а значит, грустно – краткое прилагательное). Одновременно к придаточному можно подставить другой вопрос: грустно отчего?, значит, оно занимает и позицию обстоятельства. Позиция подлежащего в таком случае отсутствует, и главная часть расценивается как односоставная безличная (а значит, грустно – слово категории состояния). Важный вывод: главная часть синкретичная, она одновременно двусоставная и односоставная, синкретична и морфологическая природа сказуемого (грустно – одновременно и краткое прилагательное, и слово категории состояния).
Источник

Цель лекции: дать общее понятие главных членов предложения, охарактеризовать их структурно-семантические признаки, остановиться на практических трудностях при характеристике главных членов предложения.

1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика.

2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического ыражения.

3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки.

4. Принципы классификации типов сказуемых. Структурно-семантические типы сказуемого в русском языке:

а) простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное;

б) непростые сказуемые:

– составное глагольное (СГС);

– составное имененное (СИС);

в) некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом.

1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика

Главные члены образуют грамматическую основу предложения, входят состав структурной схемы. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое аключает в себе характеристику этого предмета.

В литературе не раз ставился вопрос, что важнее в предложении – подежащее или сказуемое? По этому вопросу существует три точки зрения:

1. Важнее сказуемое, так как именно сказуемое является тем компонентом предложения, в котором формируется предикативность предложения; кроме того, сказуемое выполняет строевую роль в предложении.

2. Ведущая роль принадлежит подлежащему, так как оно выражено единственным в русском языке независимым именительным падежом.

3. Существует известное равноправие между подлежащим и сказуемым. С. Г. Ильенко утверждает, что спорить о том, что важнее в предложении, подлежащее или сказуемое, это все равно, если спорить о том, что важнее в дроби: числитель или знаменатель. Надо помнить, что связь между подлежащим и сказуемым – это связь особого рода, координация или сопряжение. В грамматическом отношении они равноценны, но по сложности решаемых задач в грамматическом смысле подлежащее выглядит компонентом более простым.

2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического выражения

Подлежащее – это главный член предложения, грамматически независимый, обзначающий предмет, признак которого обычно раскрывается сказуемым. Здесь термин предмет употребляется в широком смысле слова. Категориальная семантика подлежащего включает следующие основные значения:

1) значение активного деятеля (лица или предмета). Н-р, Незримо за лесом поет и бродит осень.

2) значение носителя признака. Н-р, Безграничны сокровища русского языка.

3) значение лица или предмета, находящегося в каком-либо состоянии. Н-р, Павел был в чрезвычайном волнении и т.д.

Универсальный вопрос «о чем или о ком говорится в предложении?» должен корректироваться вопросами именительного падежа – кто? что?

Подлежащее – это один из структурно-семантических компонентов предложения.

Й. Структурные признаки подлежащего:

1) входит в структурную схему предложения;

2) выражается чаще именительным падежом существительного или местоимения-существительного;

3) является структурно независимым словом, находится в предикативных отношениях со сказуемым;

4) чаще препозитивно по отношению к сказуемому.

ЙЙ. Семантические признаки подлежащего:

1) обозначает чаще предмет речи;

2) имеет чаще значение деятеля или носителя признака;

3) коммуникативная нагрузка возможна с различного рода коннотациями (дополнительными смыслами).

Способы выражения подлежащего:

Подлежащее характеризуется в ориентации на способ морфологического выражения. Подлежащее может быть выражено словом, цельным словосочетанием, фразеологизмом, предикативной единицей (составить таблицу по вузовским учебникам «Способы морфологического выражения подлежащего» к практическому занятию).

3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки

Теоретически не всегда легко осмыслить известные классификации типов сказуемых, а наша ассоциативная установка на то, что простое сказуемое выражается одним словом, а составное – двумя словами, на практике часто не получает подтверждение.

Н-р, Я буду солнце лить свое (М.) (простое глагольное сказуемое).

Всякий труд важен (составное именное сказуемое), ибо облагораживает (простое глагольное сказуемое) человека (Л.Т.)

Сказуемое, как любой другой член предложения, является его структурно-семантическим компонентом, т.е. обладает определенным набором структурных и семантических признаков:

Й. Структурные признаки сказуемого:

1. Входит в структурную схему предложения (в грамматическую основу, предикативную основу);

2. Всегда содержит глагол как основное средство выражения предикативности предложения;

3. Чаще постпозитивно по отношению к подлежащему;

4. Находится в предикативной связи с подлежащим.

ЙЙ. Семантические признаки сказуемого:

1. Выражает модально-временное значение;

2. Обозначает предикат суждения;

3. В условиях коммуникации предикативный признак может приобретать значения:

– действия активного деятеля. Н-р, Кирилл Петрович громко засмеялся (Пушк.).

– собственно признака лица или предмета. Н-р, Рассказ казался мне бездарным (Пауст.).

– состояние лица или предмета. Н-р, Спит земля в сиянье голубом (Лерм.).

– реляционные отношения между лицами или предметами. Н-р, Правда светлее солнца (посл.) и т.д.

В широком смысле сказуемое "обозначает предикативный признак предмета речи/мысли". В речевой действительности это значение признака может дифференцироваться как обозначение действия, состояния, свойства, качества, принадлежности и т.д., оформляемое в временном и модальном плане. Учет разнообразия способов передачи характера предикативного признака сказуемым и принимается во внимание при его классификации на типы.

5. Принципы классификации сказуемых

Для обозначения действия предмета используются чаще спрягаемые формы глагола, для обозначения собственно признака – существительные, прилагательные. В конечном счете, значение определяет способ выражения сказуемого и его структуру. Не случайно в последнее время семантический критерий разграничения типов сказуемого постепенно становится в центре внимания лингвистов.

Синтаксическая наука выработала два основных принципа классификации типов сказуемых.

Принципы квалификации типов сказуемых:

1. Способ морфологического выражения (на основе категориального значения)

Как представлен лексико-грамматический комплекс, который представляет собой сказуемое. В первом предложении сказуемое не является одновременно выражает грамматическое и лексическое значение, следовательно данное сказуемое простое. Во втором – глагол-связка выражает грамматическое значение времени, наклонения, а прилагательное готовым как именная часть данного сотавного именного сказуемого выражает его лексическое значение.

На сегодняшний день известны два варианта классификации типов сказуемых: семантический и структурный:

Й. Семантическая классификация типов сказуемых, согласно которой учитывается, что именно говорится о предмете речи: сообщается ли о его действии или о его признаке. Глагольное сказуемое обозначает действие или состояние, составное именное сказуемое – признак в широком смысле: свойство, качество, принадлежность и т. д.

ЙЙ. Структурная классификация типов сказуемых, согласно которой необхоимо учитывать количественный состав сказуемого.

В школе доминирует структурный подход к синтаксическим явлениям, поэтому изучаются простое глагольное сказуемое и составные: составное глагольное составное именное сказуемое.

Школьная классификация типов сказуемых учитывает:

1) способ морфологического выражения сказуемого: различают глагольные и именное сказуемые);

2) как представлен лексико-грамматический комплекс, который предтавляет собой сказуемое (различают простые и составные сказуемые).

Простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное.

Для школы простые сказуемые бывают только глагольными и чаще выражаются одним словом – личной формой глагола (спрягаемой), которая одновременно является носителем лексического (вещественного) и грамматического значений. Необходимо различать простые глагольные сказуемые неосложненного и осложненного типа.

Синтетические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены:

1. Синтетическими личными формами глагола изъявительного наклонения, 3-х времен, в настоящем и будущем времени 3-х лиц, 2-х чисел, в прошедшем времени – 3-х родов и 2-х чисел.

2. Синтетическими формами повелительного наклонения.

3. Инфинитивом.

4. Междометными глагольными формами (н-р, трах, стук, бац, жах и под.)

5. Глагольными фразеологизмами (н-р, вести беседу, устроить прием, произвести впечатление и под.)

Аналитические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены:

1. Аналитическими личными формами глагола изъявительного наклонения, будущего времени 3-х лиц, 2-х чисел (н-р, буду жить), прошедшего времени – 3-х родов и 2-х чисел (с частицами бывало, было – н-р, пошел было)

2. Аналитическими личными формами глаголов повелительного наклонения (с частицами: пусть, пускай, да, давай, дай).

3. Аналитическими личными формами глаголов сослагательного наклонения (с частицей бы)

ΙΙ. Простое глагольное сказуемое осложненного типа может быть осложнено:

1. Повтором одного и того же глагола.

Н-р, Пошел, пошел отсюда! (Остр.).

2. Лексически неполноценным глаголом (действие+цель действия).

Н-р, Я пойду (действие) поищу (цель действия) его (Остр.).

3. Инфинитивом того же глагола.

Н-р, [Поглупеть-то я не поглупел] (Остр.).

4. Частицами в препозиции, интерпозиции и постпозиции.

Н-р, И стоит себе лес, улыбается.

Ну и сказал!

Верь не верь теперь.

5. Адвербиализованным однокоренным деепричастием.

Н-р, А дитя-то ревмя ревет целый день (Остр.)

Составные сказуемые.

Выделяются два вида составных сказуемых в зависимости от того, чем выражена основная часть, носитель вещественного значения, – инфинитивом или именем.

1. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Различают следующие виды вспомогательных глаголов по общему значению:

1. Фазовые – начать, продолжит, закончить и др.

2. Модальные – мочь, хотет, жела, думать и др.

3. Эмоциональные – любит, бояться, стремиться и др.

Функцию вспомогательного модального глагола может выполнять гла-

гольный фразеологизм.

2. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Различают по общему значению следующие виды глагольных связок:

1. Отвлеченная – быть.

2.Полуотвлеченная – стать, становиться, делаться, называться и др.

3.Знаменательная – работать, летать и др.

Способы выражения именной части составных именных сказуемых разнообразны (самостоятельно).

Функцию именной части составного сказуемого может выполнять именной фразеологизм ЛФГ в из.н., в наст.вр. сущ. пр. мест. сущ.

Н-р, Он был мастер на все руки.

СИС: отвл.гл.св. + ИЧ (фразеологизм)

В) Некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном

сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом.

Во многих вузовских учебниках встречаются, помимо терминов протое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именое сказуемое термины смешанное (сложное) сказуемое, простое именное сказуемое.

Сложное сказуемое – это многокомпонентное сказуемое, содержащее минимум три и более значимых для сказуемого компонента (не слова).

Н-р, Решил пойти учиться

Должен прийти на помощь (= должен Ǿ помочь)

Мог бы стать ученым и под.

В последнее время сложное сказуемое – самый употребительный термин (см. в учебниках Л.А.Новиков, Н.С.Валгина, В.В.Бабайцева и др.). П.А.Лекант употребляет термины составное глагольное и составное именное сказуемое осложненного типа. С.Г.Ильенко обращает внимание на вспомогательную часть сказуемого и употребляет термины составное именное трехчленное сказуемое с инфинитивным компонентом (н-р, должна была уехать) и составное глагольное трехчленное сказуемое с именным компонентом (н-р, могла стать актрисой. В школе ориентируются на последний компонент, термин сложное сказуемое не употребляется.

Н-р, Должна была уехать (для школы – составное глагольное сказуемое, так как последнее слово выражено инфинитивом). Могла стать актрисой (для школы -составное именное сказуемое, так как последнее слово выражено именной частью речи, существительным).

Согласно семантической классификации типов сказуемых выделяется простое именное сказуемое (см. учебники Л.А.Новикова, Н.В.Валгиной). Н.С.Валгина утверждает, что с точки зрения семантической классификации типов сказуемых простыми могут быть и глагольные и именные сказуемые. П.А.Лекант, В.В.Бабайцева категорически заявляют – простое сказуемое всегда глагольное.

Литература

1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988.

2. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

3. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.

4. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

5. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989.

9. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976.

Контрольные вопросы

1. Определение подлежащего (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки подлежащего. Способы выражения подлежащего. Когда подлежащее является морфологизованным, когда – неморфологизованным? Спорные вопросы теории подлежащего.

2. Определение сказуемого (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки сказуемого. Принципы классификации типов сказуемого (знать типы сказуемого, представленные в разных вузовских и школьных учебниках). Способы морфологического выражения простого глагольного сказуемого (неосложненного и осложненного), составного именного сказуемого, составного глагольного сказуемого. Вопрос о сложном сказуемом в русском языке.

Составное именное (неглагольное) сказуемое

В составном именном сказуемом аналогично тому, как и в составном глагольном, всœегда различаются два конструктивных компонента: 1) связка , основное назначение которой состоит в выражении чисто грамматических, предикативных категорий модальности и времени; 2) именная (присвязочная ) часть , заключающая в себе вещественное содержание сказуемого. Напри­мер: Эти растения были верными друзьями детворы (К.Паустовский); Рассвет был синий , холодный … (Б.Пильняк); Шура Шлезингер была высокая худощавая женщина с правильными чертами немного мужского лица (Б.Пастернак). Важно понимать, что вспомогатель­ный компонент составного именного сказуемого может вовсœе не иметь словесного выражения, ᴛ.ᴇ. связка представляется нулевой формой, но сказуемое всœегда остаётся двукомпонентным , ᴛ.ᴇ. составным: Я – непокорный и свободный (А.Блок).

В функции связки употребляется прежде всœего слово быть. Абстрактная (или идеальная) связка быть не тольковыражает грамматическое значение модальности и времени, но и связывает сказуемое с подлежащим.

К отвлечённым связкам относят также представлять собой, являть собой, являться, представляться, считаться, оставаться, выглядеть, казаться, сделаться, вернуться, стать и др.

Иногда их причисляют к группе несобственно-связок1. Οʜᴎ характеризуются ослабленным и видоизменённым лексическим значением и вносят разные семантические оттенки в вещественное значение сказуемого. Ср.: Он был добрым; Он стал добрым; Он казался добрым; Он вернулся добрым.

В случае если абстрактная связка быть представляет собой чисто служебное слово, то связки второго типа делятся на полузнаменательные и знамена­тель­ные.

Полузнаменательные связки вносят в составное именное сказуемое ряд собственных значений: 1) появления признака: делаться сделаться, стать – становиться ;2) сохранения признака: остаться – оставаться ; 3) внеш­него обнаружения признака: получаться получиться, выходить – выйти , оказаться – оказываться ; 4) приписанности признака его носителю извне, называния: слыть – прослыть, казаться, считаться, называться, именоваться, зваться ;5) оценки признака как предполагаемого, кажущегося, мнимого: казаться – показаться, оказаться, слыть : К примеру: Мужик вдруг побагровел, и сквозь загар лицо стало кирпичным (А.Серафимович); Зрелище становилось страшным (А.Куприн); Кузнец слыл за человека очень рассудительного (Н.Лесков); Обмер оврагов оказался делом трудным (К.Паустовский).

Знаменательные связки представляют собой глаголы с конкретным лексическим значением (как правило, движения и пребывания в каком-то состоянии деятельности). Οʜᴎ вступают в синтаксическую связь либо с прилагательным в форме именительного или творительного падежа, либо с существительным в форме творительного падежа. Это слова идти, вернуться, сидеть, родиться, жить, работать, трудиться, вкалывать и др.2 Он шел довольный (К.Федин); Садыков пришел пасмурным , деловым ,усталым и действенным … (Б.Пильняк); Весна выдалась непохожая на обыкновенные русские зимы (К.Паустовский); Левка сел первым на единственный табурет у дощатого стола (А.Толстой); Что, Акулина, нищенкой живёшь ? (М.Горь­кий); Народ в Ени-Кале жил скупой инебогатый … (К.Паустовский). Творительный предикативный в усилитель­ном значении может сочетаться с именительным падежом того же имени: …Дома живёшь свинья свиньёй , никого не принимаешь … (А.Пушкин). Такой же способ выражения вещественной части составного именного сказуемого возможен и при отвлеченной связке: А она туча тучей (Н.Лесков); Она перед тобой урод уродом (А.Пушкин).

Частицы: это, вот, таков, как, точно, словно, вроде, наподобие, сродни и др. не заменяют глагольной связки быть, а только сочетаются с ней в различных формах, в том числе и в нулевой, лишь подчеркивая функции связки быть . К примеру: Ты – точно приговор к ссылке На недоед, недосып, недобор, На недопой и на боль в затылке (Б.Пастернак); Знаки препинания – это как нотные знаки (К.Паус­товский); Чинар – это дерево ткач, плетущий себя самого (Н.Заболоцкий).

Присвязочная часть составного именного сказуемого обозначает пас­сив­ный предикативный признак подлежащего. Чаще всœего в роли именной части составного именного сказуемого выступают типичные для данной фун­кции так называемые предикативные формы именных частей речи . К ним относятся:

1. Несклоняемые краткие прилагательные и страдательные прича­стия. В предложении они функционируют исключительно как именные части составного сказуемого1. К примеру: Ты глух ! – рычал Левий … (М.Бул­га­ков); Лицо бабушки торжественно иустало (В.Астафьев); Охранник был взбешен (К.Паустовский); Листья эвкалиптов всœегда повёрнуты рёбрами к солнцу… (К.Паустовский). Их употребление в другой функции стилистически обусловлено: Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной (М.Лер­монтов).

2. Склоняемые существительные, полные прилагательные и причас­тия, числительные, местоимения в формах именительного или творитель­ного падежей. Обе эти падежные формы имеют одинаковое значение, могут в силу функциональной эквивалентности заменять друг друга: Человек в других людях и есть душа человека (Б.Пастернак); Лара была самым чистым существом на свете (Б.Пастернак); Через минуту она вернулась внешне спокойная (Б.Пастернак); Поле казалось бегущим бесконечным (Б.Пастер­нак); Дом данный – мой (М.Горький).

В роли именной части при соответствующей абстрактной связке может выступать существительное в форме винительного падежа без предлога: Скоро дом представлял сонное царство (Б.Пастернак); Голос представляет собой борьбу глагола с ненаступившим временем (И.Бродский). В позиции именной части возможен винительный падеж одушевлённых существитель­ных с предлогом за : За старосту будет Иванова; За командира остаётся младший сержант.

Именная часть составного именного сказуемого может быть представлена словосочетанием в форме именительного или творительного падежа. К примеру: Какая безумная вещь вальс ! (Б.Пастернак); Зато старый ковёр сделался любимой вещью мальчика (А.Куприн).

Условно непредикативными (не типичными) для данной функции являются всœе другие формы косвенных падежей имени существительного и других субстантивировавшихся частей речи, в том числе и творительный падеж сравнения: губки бантиком , усы колечком и т. п.: У меня губки бантиком ; Я тогда, сами представляете, был в трудном состоянии (К.Паустовский); Стрельба была по невидимой цели (А.Твардовский); Сейчас Татьяна Петровна меньше всœего походилана взрослую (К.Паустовский); Все шесть писем были от Даши (А.Толстой); Весь город был на ногах (К.Паустовский); Я сегодня при деньгах (К.Паустовский); Портфель – из кожи ; Ткань – в клеточку ; Она – из-за Днепра и т. п.

Вещественное значение в составе именного сказуемого может пере­дава­ть­ся частями речи, не имеющими форм словоизменения. В силу этого оно, конечно, не является собственно именным. Более корректным было бы именовать его неглагольным. В составном неглагольном сказуемом присвя­зо­ч­ным компонентом выступают прежде всœего наречия, относительно неболь­шая их группа. Это слова навеселœе, наспех, наготове, настежь, кста­ти, начеку, настороже, навы­ка­те и др. К примеру: С тех пор при встрече с Федей я был настороже (К.Паустовский); Окна стояли настежь (К.Паустов­ский). В этой же функции употребляется неизменяемая форма сравнительной степени качественных прилагательных (компаратив ): И моё будущее представляется мне ещё безнадёжнее (Л.Толстой); Земляника здесь крупнее (А.Грибоедов); А хохот пуще (А.Грибоедов).

Деепричастия типа вспухши, вздувшись, выпивши, вымокши, озябши и др. употребляются преимущественно в просторечии: У моего Васятки всœегда ухо вспухши от этого ять (А.Чехов); Сторож явился выпивши .

Инфинитив в качестве присвязочной части составного именного сказуемого употребляется только со связками быть, значит, означать. При этом он нередко параллелœен инфинитиву подлежащему. К примеру: Курить – здоровьювредить . Позицию подлежащего при этом занимают, как правило, существительные в именительном падеже с абстрактной семантикой обязан­ность, дело, работа͵ задача, идея, долг, субстантивированные прилагатель­ные и сочетания самое главное, самое важное и т.п. Инфинитив может иметь любое лексическое значение. К примеру: Задача – собрать урожай; Наша цель – провести эксперимент; Самое важное – лечиться .

В позиции именной части бывают и целые словосочетания, если существительное в их составе не обладает достаточной семантической полнотой: Церковь была новой стройки (Б.Пастернак); Гардероб черного дерева был огромных размеров (Б.Пастернак).

В составе именного сказуемого вычленяется особая его разновид­ность – так называемое двойное сказуемое. Оно состоит из двух полнозначных слов, глаголы в них имеют значение преимущественно перемещения в простра­нстве, деятельности или состояния и, как правило, прилагательных и причастий, употребляющихся во взаимозаменяемых формах Им.п. и Тв. падежей. К примеру: Мы вернулись с рыбалки довольными (довольные ). Подлежащее и сказуемое связаны тяготением, чем и обусловлена возможность литератур­ного употребления именной части сказуемого в двух формах – творительного и именительного падежа.

Составное именное (неглагольное) сказуемое, как и составное глаголь­ное, может иметь осложнённые формы. Осложнение происходит за счёт той части составного сказуемого, которая не выражает его вещественного значения. Она может модифицироваться одним или даже двумя фазисными глаголами, характерными для составного глагольного сказуемого: под конец мечта дойти до линии фронта начала казаться им несбыточной (К.Симонов); Мало-помалу разговор начал становиться почти серьёзный (Ф.Достоевский). Осложнять могут модальные глаголы: Жизнь и должна быть восхищением (И.Бунин); После этого всякий может надеяться быть моим зятем (Л.Толстой).

4. Вопрос о сложном (смешан­ном) сказуемом

Как утверждает Н.С.Валгина, глагольное сказуемое, состоящее из трёх и более компонентов по количественному признаку является сложным . По качественному составу оно может быть смешанным, ᴛ.ᴇ. объединять признаки составного глагольного и составного именного сказуемого. В смешанных многочленных сказуемых сочетаются компоненты и тех и других: хотел стать дипломатом…1 . Здесь от глагольного сказуемого модальный глагол хотел, от именного – полузнаменательная связка и именная часть стать дипломатом. Как пишет И.П.Распопов, эта квалификация такого типа сказуемого “представляется наиболее точной, поскольку в этих случаях имеет место своеобразная контаминация форм составного глагольного и составного именного сказуемого”2. К примеру: Эту ночь нельзя было спать (Б.Пильняк); Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым … (М.Лермонтов); …Я готов быть предметом из прошлого (И.Бродский).

При этом, по утверждению П.А.Леканта͵ форма многочленного сказуемого, вещественное значение которого выражается инфинитивом или именем, это – осложнённая форма составного глагольного или именного сказуемого независимо от количества и качества компонентов во вспомогательной части3. Многочленной и смешанной может быть только вспомогательная часть, а сказуемое всœегда остается двукомпонентным. Ср.: Он продолжал /работать. – Он хотел продолжать /работать ; Он готов был продолжать /работать ; Он выразил желание продолжать /работать. Она была доброй. Она оставалась/ доброй. – Она хотела оставаться / доброй. – Она готова была оставаться /доброй. – Она выразила мечту оставаться / доброй.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, смешанное многочленное сказуемое - ϶ᴛᴏ осложненное составное глагольное или составное именное сказуемое: Соблюдая субординацию, Борис должен был / докладывать за полковни­ком… (Ю.Бон­да­рев); Шаги его уже перестали быть/ слышны (Л.Толстой).

Сложным (трехчленным, многочленным) является сказуемое, состоящее из трех и более частей (термин «сложное сказуемое» употребляется здесь не в том значении, в каком его иногда употребляют, см. § 259 , ).

Различаются следующие типы сложных сказуемых:

Глагольное сказуемое координируется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении - в роде и числе. Например: Я помню чудное мгновенье (П.); Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня (П.); Знаете ли вы , какое наслаждение выехать в поле ранней весной. (Т.); Он бедных трех ее птенцов осиротил (Кр.); ...Быть может, и меня оно бы оживило ? (Кр.).

При подлежащем, выраженном именем существительным или субстантивированным словом, сказуемое ставится в форме 3-го лица ед. или мн. числа, например: Темнеют лазурные своды , прохладная стелется тень (Жук.); В игре ее конный не словит ... (Н.); Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу-бу» ... (Ч.).

При подлежащем, выраженном количественным числительным или инфинитивом, сказуемое ставится в форме 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода, например: Семь у игроков называется кочергой ... (Ч.); Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Пить чай на траве считалось большим удовольствием (Л. Т.) (форма среднего рода полузнаменательной связки).

При подлежащем - вопросительном местоимении кто сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от того, имеется ли в виду лицо мужского или женского пола, например: Кто из ваших подруг был с вами?

Если местоимение-подлежащее кто употреблено в функции относительного слова в придаточной части предложения, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, если даже предполагается не один производитель действия, например: ...Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Мак.). Постановка сказуемого в форме множественного числа в этих случаях подчеркивает множественность субъектов действия, например: ...Те, кто оставались , решали сами с собой, что им надо было делать (Л. Т.).

При относительном местоимении что в роли подлежащего сказуемое ставится в форме множественного числа, если замещаемое местоимением слово в главной части стоит во множественном числе, например: Дома, что высятся на этом проспекте, построены недавно.

Если подлежащее выражено сложносокращенным словом, имеющим грамматическую форму (склоняющимся), то выбор формы сказуемого обычный, например: Наш вуз объявил новый набор студентов . При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое избирает форму ведущего слова сочетания, образующего сложное название, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании, например: ГУНО созвало совещание директоров школ (ср. городское управление народного образования).

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять студентов ) или сочетанием собирательного существительного с количественным значением и родительного падежа имени существительного (типа большинство студентов ), возможны две формы сказуемого: постановка сказуемого в форме единственного числа и в форме множественного числа. Форма множественного числа используется обычно в тех случаях, когда подлежащее обозначает лиц, а сказуемое - активное действие этих лиц, например: Восемьдесят молодых специалистов отправились работать на периферию; Большинство студентов-заочников своевременно выполнили все контрольные работы . При подлежащем - неодушевленном предмете сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: Ряд столов стоял посередине комнаты; На столе лежало десять тетрадей . Конкретные формы сказуемых в этих случаях зависят от ряда условий, к которым относятся: степень отдаленности сказуемого от подлежащего, наличие перечисления в подлежащем или сказуемом, порядок слов, лексическое значение подлежащего и сказуемого и др.

При подлежащем, выраженном сочетанием именительного падежа с творительным, которому предшествует предлог с (типа брат с сестрой ), сказуемое ставится во множественном числе, например: Дед с матерью шли впереди всех (М. Г.). Постановка сказуемого в форме единственного числа свидетельствует о том, что существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, например: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (П.).





error: Контент защищен !!