Рождество Твое, Христе Боже наш… Главные молитвы Рождества: перевод и текст. Рождественские святки (песни и стихи) Молитвами святых отец наших

а моя прабабушка пела так:

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащий
звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведати с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!

Дева днем присущего рождает
И земля вертепному, преступному приносит
Ангели с пастрями слово словят
Волось со звездою путешествует
Наш Бог роди-роди-и -лся
Отроче младе привечный Бог!

Правда я запомнила это все на слух и могла немного переврать,но мы так поем каждое рождество!
Это традиция

Валентина, 58 Россия, Ростов-на-Дону
С наступающим Рождеством Христовым!
http://mamba.ru/diary/post.phtml?user_i d=418660756&post_id=834&offset=0

Рождество твоё ,христе боже нас
Восия свету разума
С неба звездою служащая
Из звёздою учахается
Тебе кланяемся солнце
Тебя видим с высоты востока
Господи,слава тебе
Где во дне присущего рождает
И земля вертепному преступному приносит
Ангела спас тремя слова словит
И тебя видит с высоты востока
Господи, слава тебе

О календарно-магической обрядности старообрядцев Алтайского края пишет А. Зинченко (Барнаульский Государственный Пед. Университет):
http://archaeology.asu.ru/images/8/83/R aesc_XLI_7_22.pdf
«Святочный цикл календарной обрядности: с 7 января (Рождество) - 19 января (Крещение) по новому стилю. На Святочный цикл приходился Новый год (по традиционному календарю - Васильев день). Для всех было характерно смешение языческих и христианских праздников: с одной стороны «ряшение», «машкерование», «шуликования» в святочные вечера, особенно на Рождество, Новый год, а с другой стороны, пели рождественские славильные песни. Одна из них записана со слов Е.М. Кузьминой (1928 г.р., село Покровка Мамонтовского района).
Рождество твое Христи-боже наш,
Воссия мира и свет разума,
Небо звоздою, с лучащейся,
И звездою, в лучах,
Тебе кланимся солнце-правда,
Тебя видим с высоты востока,
Господи слава Тебе!

Диво в дни пречисты нега рождается,
И земля вертепному, преступному приносит,
Ангеле с пасторами слословят,
Волхвы со звездою путешествуют,
Наш бог род - родися
Вот, плачем, радость предвечна и Бог»

В общем, одна из написавших, Александра, оказалась недалека от истины: слова « и земля вертепному преступному приносит» в самом деле вошли в устойчивую народную традицию.

Еще один перл.
От Фоляк Елены Ивановны, 1920 г.р.
http://alex-andr.ru/s_yagunovo_ul-kopia _unt_1/

«Ражиство. Твое Христе Боже нас,
Возсия звезда и свят разума,
Небо звезде служащие
И звездою у чахуся,
И тебе кланемся Солнце правды,
И тебя видим с высоты востока.
Господи, слава тебя!
И земля к вертепному, преступному приносит
Ангали слава — славят,
И волхвы же со Звездою путешествуют,
Наш Бог роди — родился
Вот расшимлада наш привечный Бог!

На Рождество всегда пели эту песню. Пояснила слова: ангали — дети, расшимлада — благодарность».
И еще один.
http://graa.ru/nforum/viewtopic.php?p id=146187
«Рождество твоё, Христе Божие, воссияния мира и свет разума
Небо со звездою кричащее, и учахуся, тебе кланяется солнце правды
Господи, слава тебе
Дева дня пресущего награждает, и земля к вертепному, преступному приносит
Ангелы с пастырями словословят, волхвы со звездою путешествуют
Наш Бог роди-родися, отрочим ладом превечный Бог»

======================================== ==
Ну и напоследок, если кто читает из плохо знающих наши богослужебные тексты, даю настоящие, аутентичные тексты.
Тропарь:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе.
Русский перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог.
Русский перевод: Дева ныне Сверхприродного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, предвечный Бог!

Кто после этого из ревнителей церковно-славянского богослужебного языка скажет, что нет никакой проблемы, что пусть люди учат церковно-славянский?... Ну да, тысячу лет учили уже. Сколько будем еще?

В праздник Рождества Христова, с 6 на 7 января, в храме «Спас-на-Водах» было совершено ночное богослужение. Божественную литургию в сослужении клириков возглавил настоятель прихода протоиерей Андрей Амелин.

В эту ночь в храме было многолюдно: мурманчане собрались в честь радостного и долгожданного праздника – Рождества Христова!

Многократно духовенством, хором и всем народом пелся тропарь нынешнего великого праздника: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе». (Перевод: «Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были звездою научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!» Текст русского перевода профессора Киевской духовной академии М.Н. Скабаллановича).

Совершение праздничного богослужения именно в ночное время глубоко символично: событие Рождества совершилось в глубокой тайне, как повествует об этом святое Евангелие: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк., 2; 1-18).

Согласно этого повествования, одним из центральных песнопений праздника является ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!». Также все богослужение наполнено текстами библейских ветхозаветных пророчеств, за многие века открывавших миру Божественную тайну о пришествии Мессии-Спасителя.

Наполненная особенными торжественными и благозвучными песнопениями, Рождественская служба в едином молитвенном порыве пролетела как одно мгновение.

Иерей Алексий Бычков огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Многие верующие причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения духовенством прихода было совершено славление у иконы Рождества Христова в центре храма, и настоятель прихода протоиерей Андрей Амелин огласил Рождественское послание митрополита Мурманского и Мончегорского Симона.

Новости патриархии

  • Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами принял участие в церемонии передачи иконы вмч. Феодора Стратилата в Президентский полк

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к утреней службе в Рождественский сочельник (6 января), Рождественскому всенощному бдению и Божественной литургии (6 - 7 января)

НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (Рождественский сочельник)

СТИХИРЫ (поются клиросом)

На 9-м часе

Стихира, глас 6: Днесь раждается от Девы рукою всю содержай тварь, пеленами, якоже земен, повивается, Иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит утвердивый Небеса словом в началех, от сосцев млеком питается, Иже в пустыни манну одождивый людем, волхвы призывает Жених церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.

На Великой вечерне

Стихиры, глас 2: Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное oружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради; неизменный бо образ Oтечь, образ присносущия Eго, зрак раба приемлет, от Неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев, eже бо бе пребысть, Бог Сый истинен, и eже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. Тому возопиим: рождейся от Девы Боже, помилуй нас.

Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всячeская: пастырeм бо свиряющим и волхвом покланяющимся, Ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися, Спас душ наших.

Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков, и Владычество Твое во всяком роде и роде, воплотивыйся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие; Свет от Света, Oтчее сияние, всю тварь просветил eси, всякое дыхание хвалит Тя. Образ славы Oтчия, Сый, и прежде Сый, и возсиявый от Девы, Боже, помилуй нас.

Что Тебе принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели - пение; небеса - звезду; волсви - дары; пастырие - чудо; земля - вертеп; пустыня - ясли; мы же - Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Слава, и ныне: Августу eдиноначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под eдинем царством мирским гради быша, и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся, вернии, Именем Божества, Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Тропарь праздника, глас 4:

Кондак праздника, глас 3:

На Великой вечерне

ПАРЕМИИ

Бытия чтение, гл.1:1-13 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: "Да будет свет". И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды". И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: "Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша". И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень - траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле". И стало так. И произвела земля зелень - траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Чисел чтение, глава 24:2-3, 5-9, 17-18 Был Дух Божий на Валааме, и, начав притчу свою, он сказал: "Как прекрасны жилища твои, Иаков, шатры твои, Израиль: как долины тенистые, как сады при реках, как шатры, которые водрузил Господь, (и) как кедры у вод. Произойдет Человек от семени его, и овладеет племенами многими, и возвысится [более Гога] Царство Его и возрастет [Царство Его]. Бог привел его из Египта; как у единорога слава его: пожрет племена врагов своих, и тучность их истощит, и стрелами своими поразит врага. Возлег и упокоился Он как лев и как львенок: кто поднимет Его? Благословляющие тебя благословенны, и проклинающие тебя прокляты! Взойдет звезда от Иакова и восстанет Человек от Израиля, и сокрушит вождей Моава и опустошит всех сынов Сифовых. И будет Эдом наследием, и будет наследием Исав, враг его, а Израиль проявил силу!"

Пророчества Михеина чтение, гл. 4:6-7; 5:2-4 В те дни, говорит Господь, соберу сокрушенную, и отвергнутую приму, и тех, кого Я отринул. И превращу сокрушенную в остаток и отвергнутую - в народ крепкий, и будет царствовать Господь над ними на горе Сионе отныне и до века. Так говорит Господь: и ты, Вифлеем, дом Ефрафы, невелик, чтобы быть среди тысяч Иудиных: но из тебя произойдет Мне (Вождь -) Тот, Кому должно быть Князем в Израиле, и происхождение Его из начала, от дней вечных. Потому Он отдаст их до того времени, когда Рождающая родит; и тогда остальные из братьев Его обратятся к сынам Израиля. И станет, и посмотрит, и будет пасти стадо Свое в силе Господь; и в славе имени Господа Бога своего они пребудут, потому что Он ныне возвеличится до краев земли.

Пророчества Исайина чтение, глава 11:1-10 Так говорит Господь: Выйдет отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня (его) взойдет; и почиет на нём Дух Божий: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия: не по внешности Он будет судить и не по молве обличать, но будет судить смиренного правым судом, и обличит c прямотою славных земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом уст [Своих] истребит нечестивого. И будут правдой препоясаны чресла Его, и истиной обвиты ребра (Его). И волк будет пастись вместе с ягненком, и барс отдыхать вместе с козленком; и теленок, и бык, и лев вместе будут пастись, и малое дитя поведет их. И бык и медведь вместе будут пастись, и вместе детеныши их будут; и лев и вол будут вместе есть солому. И Дитя юное на нору аспидов и на гнездо порождений аспидов руку наложит; и не будут причинять зла, и не смогут погубить никого на горе святой Моей, ибо вся (земля) наполнится ведением Господа, как вода многая покрывает моря. И будет в тот день Корень Иессеев и Восстающий, чтобы начальствовать над язычниками: на Него язычники будут надеяться, и будет покой Его - честь!

Пророчества Иеремиина чтение, гл. 3:36-38; 4:1-4 Это - Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. Изобрел Он всякий путь познания и дал его Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному Им. После (же) того Он на земле явился и обитал среди людей. Это - книга повелений Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, (войдут) в жизнь, а оставляющие её умрут. Обращайся, Иаков, и возьмись за неё, пойди к сиянию при свете её. Не отдай другому славы твоей, и полезного для тебя - народу чужому. Блаженны мы, Израиль, что угодное Богу известно нам.

Пророчества Даниилова чтение, глава 2:31-36, Сказал Даниил Навуходоносору: Ты, царь, смотрел: и вот, одно изваяние; велико то изваяние, и вид его превосходен. Стояло оно пред лицом твоим, и видение его - страшно. Изваяние, у которого голова - из золота чистого, руки, и грудь, и мышцы его - серебряные, чрево и бедра - медные, голени - железные, ноги - частью железные, а частью глиняные. Ты смотрел, доколе не отсечен был камень от горы без содействия рук, и ударил изваяние в ноги железные и глиняные, и разбил их прах до конца. Тогда сразу обратились в прах глина, железо, медь, серебро, золото, и сделались как пыль с летнего гумна, и подняло их силою ветра, и не нашлось места для них; а камень, ударивший изваяние, превратился в гору великую и наполнил всю землю. Это сон; и толкование его скажем пред царем: воздвигнет Бог небесный Царство, которое вовек не разрушится, и Царство Его другому народу не будет оставлено; и обратит оно в прах и развеет все царства, а само будет стоять вовеки - таким образом, как ты увидел, что от горы отсечен был камень без помощи рук и измельчил глину, железо, медь, серебро, золото. Бог Великий дал знать царю, что должно совершиться после сего. И истинен этот сон, и верно толкование его!

Пророчества Исайина чтение, глава 9:6-7 Младенец родился нам, Сын - и дан нам, Чье владычество было на плече Его, и называется имя Его: Великого Совета Ангел, чудный Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, ибо привлеку Я мир на начальников: мир и здравие Ему! (И) велико владычество Его, и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его и поддержать его в суде и правде отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это!

Пророчества Исайина чтение, главы 7:10-16; 8:1-4, 8-10 Продолжил Господь беседу с Ахазом, говоря: "Испроси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или в высоте". И сказал Ахаз: "Не буду просить и не буду искушать Господа!" И сказал Исаия: Послушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас доставлять затруднение людям? И как вы Господу причиняете затруднение? Потому Господь Сам даст вам знамение: вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет вкушать; прежде чем сможет Он познать или предпочесть худое, изберет доброе: ибо прежде, чем познает этот Младенец доброе или злое, Он не подчинится пороку, чтобы избрать доброе". И сказал Господь ко мне: "Возьми себе свиток новый, большой, и напиши на нём человеческим пером, что скоро совершится захват добычи - ибо он настал. И свидетелями Мне сделай верных людей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина". И приступил я к Пророчице, и понесла Она во чреве и родила Сына. И сказал мне Господь: "Нареки Ему имя: "Скоро отними, быстро разграбь", ибо прежде чем научится Младенец звать отца или мать, захватит Он силу Дамаска и добычи Самарии пред лицом царя Ассирийского". С нами Бог - познайте, народы, и покоряйтесь, услышьте до предела земли. Могучие, покоряйтесь: ведь если вновь усилитесь, вновь и побеждены будете. И какой бы совет вы ни замыслили, разрушит Господь, и какое бы слово ни сказали, не останется в силе у вас, ибо с нами Бог!

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Послание к Евреям, глава 1

Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века. Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте, сделавшись настолько превосходнейшим Ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: "Ты - Сын Мой, Я сегодня родил Тебя"? И еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: "И да поклонятся Ему все Ангелы Божии". И об Ангелах говорит: "Творящий Ангелов Своих духами и служителей Своих огнем пылающим", - а о Сыне: "Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты - жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих." И: "В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих - небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты - тот же, и годы Твои не кончатся.

Евангелие от Луки, глава 2

В те дни вышел указ от кесаря Августа о переписи всей вселенной. Эта перепись была первой в правление Квириния Сирией. И шли все записываться, каждый в свой город. Пошел же и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею в город Давидов, который зовется Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова, записаться с Мариам, обрученною ему женою, которая была беременна. Было же: пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить. И родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. И были в стране той пастухи, находившиеся в поле и несшие ночную стражу при стаде своем. И вот, Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и устрашились они страхом великим. И сказал им Ангел: "Не бойтесь! Ибо вот, я благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: что родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей - благоволение!" И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: "Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь". И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано.

ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

На всенощном бдении:

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащии, / звездою учахуся / Тебе кланятися Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока: / Господи, слава Тебе.

Кондак праздника, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит: / ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Отроча младо Превечный Бог.

Благословлю Господа (Псалом 33)

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святи Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.

Величание:

Величаем Тя, / живодавче Христе, / нас ради ныне плотию рождшагося / от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ИРМОСЫ

1. Христос раждается, славите:/ Христос с небес, срящите:/ Христос на земли, возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим:/ вознесый рог наш, / свят еси, Господи.

4. Жезл из корене Иессеова / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы хвальный / приосененныя чащи / пришел еси, воплощься / от Неискусомужныя, Невещественный и Боже. / Слава силе Твоей, Господи.

5. Бог сый мира, Отец щедрот, / великаго совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам. / Тем богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият:/ в Деву же всельшееся Слово, / и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну: / егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

7. Отроцы благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но посреде пламене стояще пояху: / отцев Боже, / благословен еси.

8. Чуда преествественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо яже прият палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в нюже вниде, утробу. / Тем воспевающе воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

9. Таинство странное вижду и преславное: / Небо - вертеп, / Престол херувимский - Деву, / ясли - вместилище, / в нихже возлеже Невместимый - Христос Бог, / Егоже воспевающе / величаем.

На Литургии:

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия. (трижды)

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Послание ап. Павла к Галатам, гл.4:4-7 Когда пришла полнота времени, Бог полсал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бого послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник через Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея, гл.2: 1-12 Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы от восточных стран прибыли в Иерусалим и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Услышав же это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где родится Христос?" Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничуть не меньший среди правителей Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет пасти народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время появления звезды. И послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, точно разведайте о Младенце, а когда найдете, возвестите мне, чтобы и я пришел поклониться Ему". Они же, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, пока не пришла и не стала над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и пав ниц, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем удалились в страну свою.

СТИХИРЫ на всенощном бдении

(поются клиросом)

Стихиры на литии: Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы; вертеп и ясли прияша Того; пастырие чудо проповедуют; волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами ангельски Тому принесем: слава в Вышних Богу, и на земли мир, прииде бо Чаяние языков, пришед, спасе нас от работы вражия.

Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде. Днесь видимь eсть плотию, eстеством невидимый, человека ради. Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе.

Слава в Вышних Богу, в Вифлееме слышу от Безплотных днесь, на земли мир благоволившему быти. Ныне Дева Небес ширши: возсия бо свет омрачeнным и смирeнныя возвыси, ангельски поющия: слава в Вышних Богу.

По образу и по подобию, истлевша преступлением видев, Иисус, приклонив Небеса, сниде и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже.

Слава: Волсви, персидстии царие, познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, от светлыя звезды водими, достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, злато, и ливан, и смирну, и, падше, поклонишася: видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго.

И ныне: Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки.

Стихиры на стиховне : Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает, и утроба не истлевает, Слово воплощается и Oтца не отлучается, Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир.

Днесь раждает Дева Творца всех, Eдем приносит вертеп, и звезда показует Христа солнца сущим во тьме; с дары волсви поклонишася, верою просвещаеми, и пастырие видеша чудо, Ангелом воспевающим и глаголющим: слава в Вышних Богу.

Господу Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, от восток пришедше, волсви поклонишася Богу вочеловечшуся и, сокровища своя усердно отверзше, дары честныя приношаху: искушено злато, яко Царю веков; и ливан, яко Богу всех; яко тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному. Вси языцы, приидите, поклонимся рождшемуся спасти души наша.

Слава: Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, вси, любящии Сиона: днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. Рай нам отверзеся. Змий упразднися, юже бо прельсти первее, ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. Младенец бо раждается из Нея, Всесовершенный Бог, и Рождеством девство печатствует, пленицы греховныя разрешаяй пеленами, и младенства ради Eвины врачует яже в печалех болезни; да ликовствует убо вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша.

И ныне: В вертеп вселился eси, Христе Боже, ясли Тя восприяша, пастырие же и волсви поклонишася. Тогда убо пророческая исполнися проповедь, и Ангельския силы дивляхуся, вопиюще и глаголюще: слава схождению Твоему, Eдине Человеколюбче.

Стихиры на хвалитех: Веселитеся, праведнии, Небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу рождшуся; Дева седит, Херувимов подобящися, носящи в недрех Бога Слова воплощенна; пастырие рожденному дивятся; волсви Владыце дары приносят, Ангели, воспевающе, глаголют: Непостижиме Господи, слава Тебе.

Богородице Дево, рождшая Спаса, упразднила eси первую клятву Eвину, яко Мати была eси благоволения Oтча, носящи в недрех Божие Слово воплощенное. Не терпит тайна испытания. Верою eдиною Сию вси славим, зовуще с Тобою и глаголюще: Неизреченне Господи, слава Тебе.

Приидите, воспоим Матерь Спасову, по Рождестве паки явльшуюся Деву: радуйся, граде одушевленный Царя и Бога, в немже Христос пожив, спасение содела. С Гавриилом воспоем, с пастырьми прославим, зовуще: Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам.

Отец благоизволи, Слово плоть бысть, и Дева роди Бога вочеловечшася; звезда возвещает, волсви покланяются, пастырие чудятся, и тварь радуется.

Слава: Егда время eже на землю пришествия Твоего первое написание вселенней бысть, тогда восхотел eси человеков написати имена, верующих Рождеству Твоему. Сего ради таковое повеление от кесаря возгласися, вечнаго бо Твоего Царствия безначальное Рождеством Твоим обновися. Тем Тебе приносим и мы паче именнаго даннословия православнаго богатства Богословия, яко Богу и Спасу душ наших.

И ныне: Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается; силы Небесныя радуются, и земля с человеки веселится; волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Фото сайта Патриархия.ru

Главные молитвы Рождества: перевод и текст

В православном богослужении во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения - стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры - из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

«Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»

Русский перевод:

«Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; (в данном случае Агница - это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения уже самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира :

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго б оголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех б лаговолен ие.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак , гимн - «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Главный гимн Рождества в Православной Церкви - это тропарь Праздника , который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя - вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными - в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

«Рождество Твое, Христе Боже наш…»

  1. Праздник Рождества Христова.
  2. Его история, атрибуты.
  3. Обычаи празднования Рождества на Руси.
  4. Знакомство с жанром колядок.

Музыкальный материал:

  1. А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание);
  2. Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством». I действие (слушание);
  3. В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение);
  4. Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение);
  5. Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. «Песенка о снежинке» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
  2. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях.
  3. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
  4. Выражать своё эмоциональное отношение к образам исторического прошлого в рисунке.

Праздник Рождества Христова отмечают миллионы людей во всём мире. В это время повсюду на земле зажигаются рождественские ёлки, и все ждут исполнения своих заветных желаний.

А известно ли вам, почему праздник Рождества называется именно так?

Более двух тысяч лет тому назад родился Иисус Христос – Сын Божий. Именно Он, Спаситель мира, принёс людям свет и надежду.

Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь».

Согласно легенде младенец Христос родился в пещере, в которой заночевали его родители – Мария и Иосиф. В пещере скрывались от непогоды животные, которых во время ненастья загоняли пастухи.

Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно уложила его в ясли. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. Домашние звери согревали младенца своим тёплым дыханием.

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша,
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
«Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

(С. Чёрный)

После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела.

В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и яркая звезда, возвещавшая рождение Спасителя, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов).

Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»

Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну.

В старину на Руси был обычай – заранее готовиться к празднованию Рождества. Люди убирали дома. Детские рождественские рисунки вывешивали в комнатах. Накануне Рождества, в Сочельник, молодые девушки и парни ходили по домам и пели обрядовые песни – колядки. В них прославляли хозяев, желая им счастья, здоровья и удачи. Хозяева щедро угощали колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством».

А в день самого Рождества наряжалась праздничная ёлка. На верхушке обязательно укрепляли звезду – в память о Рождественской звезде. Все гости, навещавшие хозяев дома. В этот день были желанными. Ведь Рождество – это праздник доброты и милосердия.

В рождественскую ночь совершается торжественная служба, дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, которые символизируют древо жизни. Главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве.

Колядки

Пришла коляда накануне Рождества,
Дайте коровку, масляну головку.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытиём, и богатством.
И создай вам, Господи, ещё лучше того!

Тётенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда, моляда, накануне Рождества
Подавай, не ломай,
Всё по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь.
Не подашь лепёшки – разобьём окошки.
Не подашь пирога – уведём корову за рога.

Вопросы и задания:

  1. Как в старину на Руси Отмечали Рождество?
  2. Послушайте, как звучит колядка в опере Н. Римского-Корсакова из оперы «Ночь перед Рождеством».

Загадки

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество)

Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зелёные иголочки
красуются рождественские … (ёлочки).
Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после - с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился… (Иисус Христос).

Презентация

В комплекте:

1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...», mp3;
Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», mp3;
Грубер. «Тихая ночь», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.





error: Контент защищен !!